Приветствуем вас, уважаемые читатели, на страницах нашего сайта!

Многим из нас знакомо чувство, когда опускаются руки, куда-то пропадает запал и желание доделывать что-то до конца. Особенно остро это ощущается после вереницы неудач и поражений. К сожалению, для достижения каких-либо результатов одной лишь мечты или желания, в большинстве случаев, не достаточно – необходимы конкретные действия. При этом, желательно, чтобы действия изначально были правильными, чтобы не пришлось потом переделывать.

Поэтому вопрос, как развить целеустремленность до такой степени, чтобы энергии, мотивации и сил хватало до полного достижения поставленных целей, актуален для многих из нас.

Для достижения целей, воспитания целеустремленности и полного понимания как это сделать вам поможет , который позволит комплексно и пошагово проработать все стороны жизни и улучшить их.

В традиционном понимании под термином «целеустремленность» подразумевается личностное качество или одно их качеств характера человека, благодаря которому индивид обладает способностью ставить перед собой конкретные цели.

А также достигать их за счет преодоления внешнего и внутреннего сопротивления, за счет активных действий, основанных на его личных убеждениях, принципах, взглядах на жизнь, а также на его знаниях, опыте и навыках. В данном контексте целеустремленность, настойчивость, воля к победе – равнозначные понятия.

Целеустремленные и настойчивые люди руководствуются высоко поставленной целью, достигнув которую, люди получают физическое и/или моральное удовлетворение.

Обладание этим качеством дает возможность получить хорошие результаты во всех сферах жизнедеятельности человека. Так, например,

  • Профессиональные настойчивость и воля к победе дают возможность добиться прекрасной карьеры, улучшить свои профессиональные показатели, стать успешным в бизнесе, науке, спорте, в хобби.
  • В обучении стремление к цели позволяет осваивать больше информации, узнавать новое, получать знания и навыки, необходимые для дальнейшего роста и развития.
  • В воспитании детей настойчивость дает шанс привить детям любовь к знаниям, спорту, к здоровому образу жизни и т.д.
  • Воля к победе – незаменимое качество для выживания в трудных или экстремальных условиях.
  • Нужно ли говорить о целеустремленности в случае борьбы с болезнями, особенно в тех случаях, когда от воли к победе зависит не только здоровье человека, но и его жизнь?

Эффективные методики развития целеустремленности

1. Развитие целеустремленности и настойчивости у детей

Безусловно, воспитывать настойчивость нужно с детства. Успешно прививая ребенку это свойство характера, родители могут не сомневаться в успешном будущем своего чада.

Так что же нужно делать, чтобы ребенок с детства привыкал добиваться задуманного ценой собственных усилий?

  • Научите его максимально четко формулировать цели. Они должны быть максимально конкретными и непротиворечивыми. Предельная ясность конечного результата и адекватные сроки – залог его успешного достижения. Для тренировки, даже самые простые и обыденные, желания должны быть четко сформулированы, проговорены вслух и зафиксированы письменно (например, закончить четверть на «отлично»; выучить стихотворение к пятнице; устранить пробелы в физике до конца месяца; исправить тройку по истории к такому-то числу и т.д.)
  • Научите ребенка доводить задуманное до конца. В связи с особенностями развития, детям дошкольного возраста очень трудно сохранять концентрацию на решении одной задачи в течение длительного времени. Поэтому они молниеносно переключаются с одного вида деятельности на другой. И в отношении маленьких детей поставленные перед ними цели тоже должны быть маленькими. (Собрать вот эту часть игрушек, а не все сразу; дочитать одну сказку, а не всю книгу; собрать часть мозаики, а не весь пазл и т.д.).
  • Стимулируйте ребенка к достижению целей. Если цели изначально будут привлекательны, то родителям не придется о них напоминать или заставлять ребенка делать что-то.
  • Не поощряйте провалы, поражения и неудачи ребенка (не путать с поддержкой и сочувствием в случае необходимости!). Вся суть развитой целеустремленности заключается в том, что поставленные цели должны быть достигнуты. Если что-то не получилось, цель пересматривается, дробится на более мелкие задачи и ставятся новые сроки для ее достижения.

2. Развитие целеустремленности и настойчивости у взрослых

У взрослых людей процесс целеполагания отличается своими особенностями. Часто для достижения поставленных целей взрослые вынуждены решать неинтересные или неприятные задачи. Нередко развитие целеустремленности требует колоссальных усилий воли и терпения.

Однако, у взрослых людей есть и некоторые преимущества по сравнению с детьми, а именно: возможность сохранять концентрацию в течение длительного времени, и определенный уровень сознательности в момент постановки цели. И только лишь благодаря этим двум преимуществам взрослые имеют возможность по разным причинам непривлекательную деятельность превратить в дело своей жизни.

Кроме этого, существует некоторые принципы, руководство которыми позволяет достичь максимальных результатов при реализации своего плана.

  • Цель должна быть реальна и достижима. Например, при отсутствии денежных средств и постоянной работы, невозможно купить машину без чьей-либо помощи. Поэтому цель: купить машину – нереальна. А вот устроиться на работу и начать откладывать деньги на приобретение личного авто – это осуществимо и достижимо.
  • Цель должна быть рациональной. Без дополнительной поддержки и протекции невозможно за год стать президентом нефтяной компании. Но сделать карьеру в нефтяной компании и добиться высокого поста в топ-менеджменте по силам каждому. Разумеется, при определенных усилиях. Но в этом и заложена вся суть настойчивости и целеустремленности – пройти все этапы и сложности на пути к заветной мечте.

Ну а в остальном, развитие целеустремленности у взрослых ничем не отличается от детского развития: ориентир должен быть ясен, четко сформулирован, письменно зафиксирован, разбит на этапы, задачи и подцели. Приветствуется поощрение за успехи, и подробный «разбор полетов» в случае провала.

См также « Техники достижения целей направлены на результат, стоит освоить некоторые из них для улучшения самооценки и качества жизни. Ошибочно думать, что целей достигают только везунчики, делают это обычные люди, которые прилагают максимум усилий, превозмогая преграды и трудности.

И самое главное при достижении любой цели – это не сдаваться, во чтобы то ни стало и как бы трудно не приходилось. Только в этом случае вы получите желаемое и будете вознаграждены за все свои приложенные усилия.

Успехов вам!

Поделись статьей с другом:

Нам нужна собранность и решительность, но даже встать утром с постели бывает трудно. Друзья и родные не радуют. Да и все на свете кажется или недостижимым или ненужным. Как это изменить?

Создать цель в жизни

Жизнь полностью меняется, если в ней есть смысл и цель.

Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд считал, что наше поведение зависит от наших сексуальных желаний. Основатель экзистенциализма австрийский психотерапевт Виктор Франкл предложил другую теорию. Он назвал свой подход логотерапией. Франкл считал смысл важнейшей движущей силой нашей жизни.

Опыт Франкла был иным, нежели опыт Фрейда. В 40-е годы минувшего века Франкл был заключенным в фашистском концлагере. Ему пришлось увидеть множество смертей и страданий вокруг себя. Он чувствовал ужас и терял близких. И все же он выжил. Что помогло ему? То, что он нашел смысл в борьбе, и это дало ему силу пройти через все испытания.

В своей книге, где он описывает все пережитое, он цитирует Фридриха Ницше: «Человек может вынести любое «как», если он знает «зачем»». Такова мощь цели. Цель дает нам силу выносить испытания, суровы условия жизни, любые трудности.

Два уровня целей

К счастью для нас, мы не в такой ситуации, как Франкл. Поэтому в своей практической жизни мы можем выделить два типа целей. Назовем их условно цели первого и второго уровня.

Первый - начальный, исходный. Второй - более масштабный. Цели первого уровня: узнать свою систему ценностей и действовать в соответствии с ней. Когда мы знаем, во что верим, какие ценности отстаиваем, и делаем то, во что верим, то наша самооценка и доверие к себе растут, независимо от того, насколько трудна для нас текущая ситуация.

Цели второго уровня - другие. Они относятся не к текущей ситуации, а к картине жизни в целом. Это наш поиск смысла, направление. Это чувство, что мы на правильном пути. И оно помогает нам вставать по утрам бодрыми и полными сил.

Отдавать, а не брать

Мы все хотим для себя хорошей жизни. Но успех и счастье в качестве жизненной цели противоречат здравому смыслу. «Не называйте успех своей целью, - пишет Виктор Франкл. - Чем упорней вы считаете его целью, тем больше у вас шансов его не достичь. Успех, как и счастье, не может быть создан нами, он случается сам по себе, это незапланированный побочный результат того, что человек предан своему делу или другому человеку больше, чем самому себе».

Мы хотим, чтобы нас любили? Давайте будем любить других! Хотим больше денег? Тогда поможем другим делать деньги! Хотим больше радости и удовольствия? Давайте приносить радость другим.

Это звучит просто, но чем больше мы отдаем - особенно если мы делаем это с радостью - тем больше удовольствия доставляет нам наша собственная жизнь.

Три слагаемых «Я»

Составьте три списка:

  1. Мои ценности
  2. Мои сильные стороны
  3. Мои стремления

Уделите этому время и внимание. Не позволяйте мыслям рассеиваться. После того как вы закончите эту работу, вы почувствуете, в каком направлении вам двигаться.

Поставьте все это на службу делу, человеку, обществу или организации - чему-то большему, чем вы сами. Тогда ваша жизнь обретет смысл, а вы - целеустремленность.

Практическая сторона жизни

Только 10% счастья приходит к нам из внешних источников, таких как деньги, слава, положение в обществе, - пишет позитивный психолог Соня Любомирски в своей книге «Психология счастья».

Возможно, вы готовы пожертвовать некоторой суммой денег ради того, чтобы делать ту работу, которая вам больше нравится.

Вам пригодится простая финансовая формула: ваш доход должен быть выше ваших расходов. Вот и весь секрет. Если вы можете сократить расходы, отказавшись от не самых насущных нужд (возможно, это автомобиль, кабельное ТВ, некоторые деликатесы или поход по магазинам для развлечения), вы сможете потратить эти деньги на то, что вам гораздо нужнее.

И если вы подумали, что ради этого вам придется изменить свой образ жизни, - возможно, перемена образа жизни и есть то, что вам нужно, чтобы жить осмысленной жизнью.

Как развить целеустремленность в себе? ведь одной из основных черт, позволяющих человеку добиваться успеха на любом поприще и является целеустремленность. И немудрено, ведь целеустремленная личность всегда четко ориентируется в поставленных целях, поэтому с легкостью их достигает.

Но не каждый человек обладает этой ценной способностью. Кому-то она свойственна с рождения, а кто-то должен старательно развивать и культивировать ее в себе. Это не так сложно как может показаться на первый взгляд, главное, соблюдать несколько правил, чтобы положительный результат не заставил себя долго ждать.

В детском возрасте, когда ребенок активно познает окружающий мир он свято верит в свое всемогущество в вопросах достижения поставленных целей. Но заботливые взрослые, желая оградить свое чадо от всевозможных опасностей всячески предостерегают детей от совершения необдуманных поступков. Эти благие намерения играют весьма негативную роль, притупляя в детях врожденное чувство целеустремленности.

Чтобы возродить в себе это умение нужно в какой-то мере вернуться в детство, вспомнить, каково это - мечтать без запретов и ограничений, научится верить в успешный исход любого дела, ведь вера - это мощнейший стимулятор.

Прежде всего необходимо до мельчайших деталей, старательно и скрупулезно нарисовать у себя в голове желанную цель, проложить к ней максимально прямой путь, очистив его от всевозможного психологического мусора и препятствий. Чтобы выбрать правильную цель необходимо из всех желаний и стремлений выделить наиболее приоритетное, в противном случае сознание будет распыляться на ненужные и малозначительные детали что, в свою очередь, довольно сильно затруднит продвижение к желаемому результату.

Определившись с желанной целью нужно постоянно держать ее в поле зрения своего сознания, ведь регулярно думая об одном и том же, мозг находит целый ряд всевозможных вариантов решения поставленной задачи.

Не следует забывать о единоличности поставленной цели, которая не терпит даже малейшей конкуренции, ведь как гласит народная мудрость – за двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Следует акцентировать свое внимание только на положительном результате, мелкие неудачи не стоит даже замечать, ведь курс проложен на успех задуманного предприятия. Периодически возникающие в голове мысли сомнения необходимо превращать в размышления над новыми позитивными вариантами развития событий.

Начинать тренировки по развитию целеустремленности следует с достижения небольших этапов, постепенно расширяя и модернизируя план действий направляя их на получение все более значимых результатов.

Ни в коем случае нельзя терять самоконтроль при возникновении непредвиденных ситуаций, ведь нет неразрешимых задач, стоит всего лишь немного изменить план действий.

На пути к достижению цели всегда найдутся «доброжелатели», которые будут доказывать что ничего из задуманного не получится. Таких людей следует избегать, а если это невозможно, то необходимо минимализировать общение с ними. Свой круг общения лучше строить из единомышленников, положительные результаты которых будут отличным стимулом на пути достижения успеха.

Добиваясь, пусть даже небольших позитивных результатов, следует себя всячески поощрять и подбадривать, ведь еще совсем недавно ныне достигнутый успех казался недосягаемым.

Воспитав в себе такую замечательную черту как целеустремленность можно не только повысить свою самооценку, но и достичь небывалых высот в любом деле полностью изменив свою обыденную жизнь.

Целеустремленность – это личностная черта, которая характеризуется сознательной, последовательной, длительной, стабильной ориентированностью на обусловленный результат, называемый целью. Целеустремленность это в психологии способность человека формулировать задачу с определенными характеристиками, планировать деятельность, выполнять действия согласно потребностям цели, преодолевая сопротивление, внутренние и внешние. Целеустремленным человеком называют того, у кого развита целеустремленность, соответственно он умеет сознательно планировать деятельность и последовательно выполнять ее до достижения цели.

Что такое целеустремленность?

Целеустремленность – положительное, индивидуально и социально поощряемое качество. Его указывают в вакансиях, желают именинникам, считают ценным комплиментом. Несмотря на приобретаемость данной характеристики, достаточно невелико количество людей, что могут с готовностью определять себя как целеустремленную личность и еще меньшее могут подкрепить утверждение реальным поведением.

Целеустремленность это в психологии понятие интегративное. Основными в ней сферами психологической сущности являются и воля, но так же это касается , характера. Речь не об ограничениях, а о путях развития данного качества и масштаба его влияния на личность. Объективных ограничений в развитии целеустремленности нет, не бывает «врожденно нецелеустремленных», как и нет тех, кому это качество досталось как генетическая лотерея.

Целеустремленность человека не является врожденной чертой, потому отсутствие примеров в поколениях не имеет значения, а возрастного, гендерного и культурного ограничителя в ее развитии нет. Это приобретенная черта, которая вырабатывается последовательными действиями. Отрицание в себе данной черты есть предательство своей сущности, так как объективных аргументов в пользу невозможности развития данного качества у разумного человека нет. Каждый имеет опыт целеустремленности и природности ее проявления. Когда ребенок учится говорить, формируя новое слово и потом настойчиво его повторяя — он пример целеустремленности. Формирование речи очень сложный процесс, требующий затрат больших ресурсов, для навыка правильной речи требуется много усилий, он не настолько автоматичен, чтобы развивался сам собой, подтверждением чему являются здоровые физически дети с проблемной речью, по причине малой тренированности.

Целеустремленность личности – это навык, которым может обладать абсолютно любой и, отказывая вправе развить его, он лишает себя источника реализации своих мечтаний. Даже при большом врожденном таланте для его реализации требуется пройти этап настойчивых усилий.

Определение целеустремленности ассоциируется с настойчивостью, упорством, мотивированностью, четкостью восприятия, силой воли.

Цель и целеустремленность

Целеустремленность – это качество, предписываемое по результатам его реализации, а не допускаемое. Нельзя быть потенциально, условно, пассивно целеустремленным. Только достигая поставленных целей, индивид может приписывать себе данную характеристику. Аналогично, если человек достиг некоторой цели, был определенный период целеустремленным, далее прекратил необходимые действия, выбрав пассивное поведение, целеустремленность будет ослабевать и через некоторое время не будет чертой, о которой можно заявлять. Без внешнего проявления целеустремленность не функционирует.

Целеустремленность это в психологии одно из ключевых понятий касающееся эмоционально-волевой сферы. Примеры целеустремленности это так же истории реализации своей природы. Целеустремленность это психологический инструмент, универсальный, поскольку применим к любой черте, мечте, цели или желании. Развивая целеустремленность, человек обретает все больше сил и способностей влиять на все более масштабные и глубокие пласты своей жизни.

Цель и целеустремленность неразрывны. Если цель малопривлекательна, не вдохновляет даже на этапе мечтаний, то зажечься от нее и направить силы можно будет только жестким волевым усилием и то ненадолго. Если цель крайне необходима, но не имеет отклика в душе, следует сознательно привнести в нее эмоциональный фон. Ведь если она так нужна, значит, за ней есть то, о чем мечтается. Т.е. можно ее включить в структуру большей, привлекательной цели, сделав подпунктом. Удовольствие от достижения большой масштабной цели всегда немного отстрочено, помня об этом можно прочувствовать смысловую нагрузку слова «предвкушение».

В английском языке один из вариантов написания слова целеустремленность есть словосочетание «sense of purpose», буквально – «смысл цели». И с этого стоит для себя начать – зачем и для чего тратить ресурс для достижения цели. К примеру, может быть лень делать минимальную зарядку или ходить в тренажерный зал просто «для здоровья», а вот представление своего спортивного тела на пляже, в красивой одежде на праздновании или бегущим марафон подстегнет . Соответственно, первым шагом будет представить себе конечную цель хотя бы приблизительно. Со временем она может меняться, уходить на второй план, но сейчас она должна иметь побудительный смысл.

Как побороть лень и выработать целеустремленность?

Зачастую препятствием к выработке целеустремленности называют . Это условный враг внутри нас, которого хотелось бы побороть и стать собранным и целеустремленным.

Лень может возникать по ряду причин, которые могут относиться как к плоскости физического недомогания, так и внутренних противоречий с целью. Чтобы разобраться в себе, надо проанализировать цель, ее масштаб, сферу, затраты ресурсов, а том числе времени.

Виктор Франкл, создатель психотерапевтического направления « », говорил, что для лучшей мотивации цель должна быть чуть более чем достижимая, будучи немного «за горизонтом», всегда немного недостижимой мечтой. Тогда будет хороший стабильный уровень мотивации и профилактика «разочарования при достижении». Человек, который прошел ужасы концлагеря, ведомый своими целями, знал, о чем говорит.

И выработать целеустремленность? Иногда лень маскирует не оправдать собственных надежд, когда кажется, что планка цели слишком высока, но честно себе это признать не хочется. Для этого глобальную цель следует разделить на подцели и ориентиром взять ту, которая не вызывает такого стресса. Пусть глобальная останется мечтой, которая допускает некоторую недостижимость на данный момент. По мере продвижения план будет пересматриваться, а уже пройденные шаги и достижения укрепят уверенность в возможности реализации мечты. Или она станет подцелью к большей.

Часто преградой к называют отсутствие мотивации, вернее, ее снижение по мере реализации или еще на стадии планирования. Мотивация – это часть эмоциональной сферы, «топливо» воли. Если долго откладывать реализацию, занимаясь длительным планированием, эмоциональная энергия расходуется, а подкрепления результатом нет, мотивация снижается. На этапе реализации мотивация снижается из-за увеличения стресса от нагрузки.

Чтобы нивелировать это снижение необходимо напоминать себе о результатах, а также планировать промежуточные этапы с определенным, желаемым результатом, чтобы удовольствие от полученного подкрепляло мотивацию. Лучший вариант, это когда подобный обмен происходит постоянно, для этого для реализации цели определенные шаги стоит сделать ежедневными. Потому на начальном этапе формирования данного качества стоит начать с формирования какой-либо привычки, когда действия должны быть ежедневными и каждый день есть позитивное подкрепление в виде «галочки» за выполненное действие и удовольствие от само-преодоления. Причем эффективнее именно создавать новую, полезную, а не бороться со старой, т.е. не лишать себя чего-либо, что может стресс и увеличить, а добавить что-нибудь нужное. Постепенно нужно усложнять себе задачи, так как длительное выполнение чрезмерно легкого задания снижает удовольствие, поскольку уже не оценивается как достижение. Определенное удовлетворение останется фоном, но для постоянно поддержания ощутимого уровня надо перешагивать на следующую ступень.

Как стать целеустремленным человеком?

Цель и целеустремленность – понятия эмоционально-волевой сферы. Не случайно эмоции и воля рассматриваются совместно. В некотором смысле можно перефразировать, что цель – это объект эмоций. Представляя ее, думая о достижении и результатах человек подпитывает себя отложенными эмоциями удовольствия и радости.

Целеустремленность же результат волевых усилий, слаженного и последовательного поведения. Волевым усилием называют поведение, при котором человек действует под само-давлением, а эмоции помогают ему это давление выдержать, памятуя о результате.

И чтобы стать целеустремленным человеком надо интегрировать эти понятия. Выбрать цель, которая будет желанна, вдохновлять и выполнить последовательные волевые действия. На начальных этапах цель надо выбрать такую, в достижении которых сомнений практически нет и действия, необходимые для реализации воспринимаются как несущественные. А вот удовольствие от реализации должно быть достаточно субъективно существенным. Цель должна быть экологичной, иметь положительное и при планировании максимально учитывать личные ресурсы, а не быть ориентированной на других, т.е. максимально автономной для личности.

Выполнив этот шаг, планку цели повысить, соответственно требуемые действия усложнятся. Фактор получения осознаваемого удовлетворения от выполненных действий при небольшом уровне развития черты целеустремленности имеет большое значение, впоследствии оно будет более автоматичным, оставаясь действующим звеном взаимодействия. Выполнение предыдущего задания даст веру в свои силы для выполнения следующего, навык будет укрепляться и в своих глазах, а так же в глазах окружающих сформируется образ целеустремленного человека. Человек может думать, что свершения удел других или на некоторых этапах падать духом.

Примеры целеустремленности в других людях могут вдохновлять на собственную активность. Изучая биографии и истории успеха, восхищаясь упорством и преданностью героев, увеличивается уверенность в возможностях людей. И глядя на них, мы задумываемся, как выработать в себе целеустремленность.

Как развить целеустремленность?

Как любая черта, целеустремленность — это привычка действовать согласно намеченной цели, это нейронная связь в головном мозге по типу «проторенной дорожки». С каждым следующим «проходом», выполнением необходимого действия это происходит все с большей легкостью, все меньше сознательных волевых усилий требуется. Человек с хорошим развитием данного навыка уже не задумывается над тем, сможет ли он выдержать намеченный план, поскольку прошлый опыт подкрепляет уверенность в своих силах.

Со стороны складывается впечатление, что стоит ему захотеть, и он с легкостью добивается результатов, целеустремленность у него в крови, но в реальности это результат хорошо отработанного навыка, как легкоатлету не составляет труда пробежать несколько километров, а не тренированному один километр кажется непреодолимым. Также удовольствие, получаемое тренированным в целеустремленности человеком, от процесса лучше и качественней и его эмоционально-волевая интеграция работает слаженно и максимально независимо от внешних обстоятельств, самостоятельно регулируя и компенсируя уровень стресса от волевых усилий.

Задаваясь вопросом, как выработать в себе целеустремленность, важно помнить, что психология человека системна и при выполнении правил, которые кажутся не связанными с волей можно опосредованно влиять на развитие целеустремленности.

Анализируйте, какие ситуации и слова нарушают повседневное спокойствие. Чем более суетлив и отвлекаем человек, тем меньше ресурсов будет для нужных сфер. Надо помнить, что акцент не на том, кто отвлекает, а почему отвлекаемся сами. Весьма желательно заниматься любыми физическими упражнениями, даже если спорт и внешность сферами интереса не являются. Это помогает ежедневно косвенно тренировать волю, терпеливость, системность, а так же уменьшает чрезмерную эмоциональную лабильность. Это и укрепит веру в свои силы, поскольку будет постоянно напоминать, о способности преодолевать нежелание и лень. Упражнения можно считать самым первым шагом в развитии целеустремленности для любого человека.

Обдумывайте причины, по которым откладываются необходимые шаги и напоминайте себе, что это ваше желание. Возможно, цель не так интересна, не имеет отклика. Но если это не так, значит, препятствия решаемы. Здесь важно не зацикливаться на мозговой жвачке самокопания, а вырабатывать у себя условный рефлекс. Если сомнения в необходимости действия нет, сначала сделать его, а потом думать, почему не хотелось, если это будет иметь смысл.

Лучшим вариантом поощрения на действие должно быть удовольствие от процесса достижения цели. На начальных этапах можно сформулировать отвлеченный приз за настойчивость, но при его получении связывать с выполненным действием, формируя связь необходимого действия с удовольствием. Положительное подкрепление в формировании привычки работает эффективней негативного, когда есть наказание за невыполнение. С необходимой деятельностью нужно связывать максимум положительных ассоциаций, отрицательные возникают от непривычных усилий, и дополнительное увеличение их стрессом от наказания может полностью лишить мотивации к цели.

Если цели кажутся масштабными, а свои силы малыми, начинать следует с небольших целей или подцелей. Пусть целью станет выдержка, целеустремленность как цель. Это может казаться мелочным и бестолковым занятием, но при достижении самой глобальной цели требуется последовательность небольших, но систематических шагов. Так же есть феномен «плато», когда некоторые время усилия не приносят результата или он невелик. Чаще всего в этот период эмоциональное вдохновение уже снижено или истощено и только привычка к ежедневному труду не дает остановиться. Тут существенным будет также желанность цели, напоминание себе, почему это все началось, какие удовольствия обещает и какую радость несет. Чем масштабней цель, тем сложнее данный процесс по структуре, но принцип тот же, как при формировании любой бытовой привычки, для которой так же нужна целеустремленность.