Существует десять основных прав человека, зная и соблюдая которые вы сможете противостоять любой манипуляции.


1. Я имею право судить о собственном поведении, эмоциях, мыслях и брать на себя ответственность за их последствия.

Чтобы общение перестало быть конфликтным, стоит учитывать, что в любом диалоге между двумя людьми правила будут равнозначными для обоих. Конфликтные ситуации в отношениях будут постоянно случаться, пока они построены на подчинении, а не на взаимном удобстве.

Если человек сомневается в том, может ли он быть конечным судьей своего поведения, он становится бессильным в управлении своей судьбой.

2. Я имею право не извиняться и не оправдываться за свое поведение.

Уверенный в себе человек не нуждается в оценке своего поведения другими, чтобы они выносили вердикт насколько оно корректно и правильно. Люди все равно будут высказывать свое отношение по поводу того, что вы делаете, и это их право. Однако ваше право проигнорировать это мнение или пойти на компромисс и изменить свое поведение в соответствии с их пожеланиями.

3. Я имею право решать, брать ли на себя ответственность за чужие проблемы.

Каждый человек ответственен исключительно за собственное счастье, благополучие и жизненный успех. Как бы сильно ни было наше желание помочь другому в обретении счастья и благополучия, у нас нет возможности создавать все это для кого-то еще.

Человек может исполнять чьи-то пожелания и делать приятное, однако, этот другой должен уметь сам испытывать всю боль, страх поражений и тяжесть испытаний. Он должен самостоятельно выстраивать свою жизнь так, чтобы быть счастливым и здоровым. Каждый сам учится тому, как справляться со своими проблемами. Человеку можно помочь советом, но всю ответственность за разрешение проблем несет он сам.

4. Я имею право изменить свое мнение и передумать.

Человеку от природы свойственно меняться. Наш выбор и интересы могут меняться со временем и в зависимости от условий. Стоит всегда помнить о том, что изменение своего мнения – это абсолютно здоровая и нормальная реакция. Вы не обязаны оправдывать свой новый выбор.

5. Я имею право делать ошибки и отвечать за них.

Существует известное библейское изречение, которое прекрасно демонстрирует нам, что нет людей, которые бы не совершали ошибок: «Пусть тот, кто без греха, первым бросит в нее камень». Совершенных людей не существует. Ошибки являются частью человеческого бытия. Не стоит придавать ошибкам слишком большое значение. Вы не обязаны каждый свой промах искупать правильным поведением.

6. Я имею право ответить: «Я не знаю».

Каждый имеет право принимать решение, даже если не имеет возможности просчитать все возможные последствия. Вы вправе сказать «не знаю», если не знаете ответа на вопрос. Это нисколько не говорит о вашей безответственности.

7. Я имею право не зависеть от отношения ко мне окружающих.


Что бы человек ни делал, всегда найдется тот, кому это не понравится и даже может быть оскорблен в своих чувствах. Если вы полагаете, что для дружеского расположения должны не давать повода другому для обид, то даете возможность другому манипулировать этим. И чем больше вы будете стремится быть доброжелательным, тем больше будут вами манипулировать.

Не стоит находиться в постоянном переживании того, как бы не задеть чьи-то чувства. Все люди время от времени обижают друг друга, это и есть жизнь.

8. Я имею право принимать решения, не руководствуясь логикой.

Не всякое логическое утверждение является истинным. Более того, логические утверждения подходят далеко не к каждой ситуации, особенно если речь идет об устремлениях, желаниях и чувствах. В реальной жизни эмоции и желания нельзя оценить с помощью категоричных оценок. Логическое решение означает только то, что вы стараетесь поступать, основываясь исключительно на том, что полностью знаете и понимаете. Однако решение большинства проблем выходит за данные логические рамки.

9. Я имею право сказать, что не понимаю.

Стоит признать тот факт, что человек не способен быть абсолютно восприимчивым к пониманию большей части того, что происходит вокруг. Тем не менее ограниченность наших способностей не мешает нам жить. Мы получаем знания с опытом, однако, не всегда способны понять желания и намерения других людей. Никто не способен читать чужие мысли, но многие пытаются с помощью недомолвок и намеков подтолкнуть нас к тому, чего они хотят.

10. Я имею право сказать: «меня не волнует», «меня не интересует» или даже «мне на это наплевать».

Мы часто сталкиваемся с манипуляциями других, которые пытаются сказать нам о нашем несовершенстве, а также о том, что мы должны совершенствоваться. Но у вас есть полное право игнорировать данное мнение, тем более что понятия о совершенстве у разных людей отличаются.

С данным типом манипуляций сложнее всего справиться. Остановить манипуляцию можно, если спросить себя – довольны ли вы собой и своим поведением? Хотите ли вы что-либо изменить в себе? После этого вы сможете принять собственное верное решение по поводу того, нуждаетесь ли вы в переменах или нет.

Чтобы прекратить манипулирование и отстоять свои права, необходимо изменить свое поведение. Ведь именно наше поведение дает повод нами манипулировать. Знать о своих правах это только половина дела, нужно еще уметь их отстаивать на практике. Для этого стоит освоить конкретные навыки, которые придадут словам твердость, а поведению – уверенность.

Каждому из нас приходилось испытывать на себе психологическое давление со стороны знакомых, родственников, коллег и просто друзей. Такие «атаки» всегда оставляют после себя отвратительное ощущение и заставляют нас делать то, что делать абсолютно не хочется. Они могут втягивать нас в сомнительные истории, и даже если мы чувствуем, что нужно сказать решительное «нет» и остановить манипулятора, не дав подавить нашу волю, мы часто просто сдаемся под напором вызванных в нас эмоций. Маскирующийся за благими побуждениями манипулятор, как правило, давит на наше чувство вины или жалость, обманывает нас, угрожает, соблазняет, льстит, шантажирует и всеми силами пытается добиться от нас уступки.

Как же можно противостоять такому неприятному натиску и как распознать порой очень талантливо маскирующегося манипулятора? В этой статье мы ознакомим вас с топ-8 правилами общения с манипуляторами, позволяющими противостоять и сводить на нет такой эмоциональный террор. Эти контрманипуляции позволят вам поступать по велению своей воли и чувств и давать отпор самым искусным «психологическим террористом».

Правило №1. Всегда помните о своих незыблемых правах

Не следует позволять манипулятору нарушать границы вашего личного пространства, не считаться с вашими правами и жизненными принципами.

Границы личного пространства каждого из нас неотъемлемы, и мы имеем право пресечь попытки манипулятора грубо нарушить их. Помните о том, что вы имеете право:

  • на взаимное уважение;
  • получать то, за что вы заплатили;
  • самостоятельно определять свои приоритеты;
  • выражать свои взгляды несмотря на то, что они не сходятся с чьими-то ожиданиями или взглядами;
  • сказать «нет», не ощущая чувства вины;
  • выражать свои мнения, чувства или желания;
  • строить свою жизнь в соответствии с собственным пониманием счастья;
  • защищаться от эмоциональных, физических или моральных угроз либо шантажа.

Все эти границы или часть из них всегда грубо нарушаются эмоциональными манипуляторами – они не признают их и делают вид, что их поведение нормально. Помните о том, что спасти такую ситуацию можем только мы сами.

Правило №2. Всегда держите дистанцию

Не забывайте о том, что манипулятор умеет ловко менять маски. С одним человеком он очень груб, с другим – гипервежлив и предупредителен, сегодня он совершенно беспомощен, а завтра крайне агрессивен и не сдержан. Заметив такого человека в своем окружении, старайтесь не вступать с ним в контакт без крайней необходимости. Постарайтесь держаться от него на безопасном расстоянии и не давайте ему пересекать установленные вами границы.

Как правило, такую манеру поведения манипулятор практикует с детства. Помните о том, что спасать его, перевоспитывать или исправлять – это не ваша задача. Предпринимая такие попытки, вы рискуете личным пространством и попусту тратите время.

Правило №3. Не обвиняйте себя в том, что вы не соответствуете требованиям манипулятора

Любой манипулятор всегда играет на слабостях других. Достигая желаемого, он получает выгоду или попросту тешит себя мыслью о достигнутой победе. Используя свои хитрости и приманки, он заставляет вас чувствовать себя неполноценным или даже виноватым. Зафиксируйте такие поступки манипулятора и, отследив их, вспомните о том, что вы не обязаны соответствовать чьим-то требованиям. Помните о том, что проблема кроется не в вас, а вами манипулируют для того, чтобы вы чувствовали себя недостаточно хорошим. Достигнув желаемого, манипулятор обязательно воспользуется случаем и подчинит вас своей воле, заставив вас отказаться от своих прав.

Для того чтобы основательно обдумать свои взаимоотношения с манипулятором, ответьте себе на следующие вопросы:

  1. Проявляет ли он к вам уважение?
  2. Обоснованы ли его требования, просьбы или ожидания?
  3. Не мешают ли вам ваши взаимоотношения хорошо относиться к себе?
  4. Сбалансированы ли ваши взаимоотношения или только вы вкладываете в них свое время и силы, а второй всегда получает с этого выгоды?

Ответы на эти простые вопросы позволят вам реально осознать суть проблемы и дать ответ вопрос – проблема кроется в вас или в другом человеке.

Правило №4. Задайте манипулятору несколько отвлекающих и проверочных вопросов о нем же

Основная цель любого манипулятора заставить вас забыть о своих нуждах и переключаться на выполнение его требований или многочисленных просьб. Столкнувшись с такой очередной и необоснованной атакой, переместите внимание манипулятора с себя на его персону. Для этого вы можете адресовать ему несколько вопросов, ответы на которые позволят вам узнать о том, обладает ли он даже минимальной самокритичностью. Задавая такие вопросы, вы как бы поставите зеркало между собой и ним, и он сможет увидеть истинный смысл своей просьбы или требования.

Манипулятора заставят отступить такие вопросы:

  1. Ты меня спрашиваешь об этом или же утверждаешь?
  2. Ты считаешь эту просьбу/требование разумной?
  3. Может ли у меня быть свое мнение относительно этого вопроса?
  4. Ты считаешь это справедливым по отношению ко мне?
  5. Что я получу взамен?
  6. Ты действительно полагаешь, что я выполню твое требование или просьбу? (Переформулируйте атаку манипулятора в его же адрес.)

Однако существуют такие совершенно непробиваемые ничем манипуляторы, которые даже не станут задумываться над сложившейся ситуацией и будут упорно настаивать на своем, находя бесконечные доводы. В таких случаях вам пригодятся нижеописанные советы.

Правило №5. Научитесь говорить «нет»


Не следует бояться говорить манипулятору «Нет!» или испытывать из-за этого чувство вины.

Помните всегда о том, что вы имеете право устанавливать для себя приоритеты и планировать свое личное время. Вы имеет право говорить «нет» и не испытывать при этом чувства вины за отказ. Четко сформулированный отказ позволит вам настоять на своем и сохранит ваши границы комфорта незыблемыми.

Обычно люди боятся сказать «нет» по следующим причинам:

  • боятся обидеть или рассердить, отказываясь выполнить просьбу;
  • боятся утратить хорошее или благосклонное отношение;
  • считают, что отказывать – это грубо и невежливо.

В случае с манипулятором такие опасения, мягко говоря, неуместны, т. к. он всегда преследует свою единственную цель - «поездить на ком-то верхом». Именно поэтому все наши переживания по случаю отказа в общении с такими агрессорами безосновательны. Только при помощи несогласия вы сможете «отвоевать» свое личное пространство и права.

Воспользуйтесь для отказа такими советами:

  1. Покажите свое раздражение или недовольство требованием или просьбой. Показывая свои чувства, вы дадите понять собеседнику, что его вторжение на вашу территорию вам неприятно. Используйте для выражения своих эмоций фразы «меня это немного злит», «мне это неинтересно», «я могу это сделать только при крайней необходимости» и т. п.
  2. Скажите «нет» и дайте четкое и краткое обоснование вашему отказу.
  3. Предложите вариант решения проблемы.
  4. Сделайте паузу для того, чтобы ваш собеседник смог высказаться. Выслушайте его спокойно.
  5. Повторите свой отказ – скажите слово «нет», а затем произнесите, что именно вы отказываетесь делать, кратко объяснив, почему вы не станете этого делать.

Следуя этим простым правилам, будьте настойчивы и последовательны. Ваш тон не должен внушать манипулятору даже малейшее сомнение – таким образом вы не дадите ему втянуть себя в дискуссию.

Возьмите себе за правило делать только что, что вы считаете необходимым для вас (т. е. то, что вы хотите сделать, обязаны или что приносит вам пользу).


Правило №6. Не спешите при общении с манипулятором

Один из излюбленных методов манипуляторов – это застать свою жертву врасплох. Они пытаются добиваться немедленного действия или ответа, т. к. при нехватке времени им легче достигать желаемого результата и управлять вами.

Именно поэтому при общении с такими людьми вам необходимо использовать временной фактор в свою пользу – так вы сможете дистанцировать психологического агрессора, и ему будет сложнее добиться желаемого. Попробуйте сказать ему одну простую, но очень эффективную в таких ситуациях фразу: «Я подумаю об этом после». Взяв такую паузу, вы сможете реально оценить обстановку, взвесите все «за» и «против» и продумаете тактику отказа.

Правило№7. Предупредите манипулятора о последствиях его вторжения

В ответ на вероломное или хамское вторжение агрессора в ваше личное пространство либо на нежелание услышать от вас «нет» расскажите оппоненту о возможных последствиях его действий. Будьте в своих высказываниях тверды и уверенны, убедительно формулируйте возможные последствия сложившейся ситуации. Такой отпор очень действенен в общении с манипуляторами и способен не только вывести их из игры, но и заставить относиться к вам более уважительно.


Правило №8. Давайте обидчику отпор

Некоторые из манипуляторов могут доходить до прямых оскорблений, шантажа или запугивания. Как правило, они фокусируются таким образом на более слабых личностях, которые пассивны или уступчивы.

При всем своем грозном виде в душе все агрессоры трусливы. По данным многих исследований такие обидчики сами были жертвами насилия, и их наступательное поведение является лишь маской.

Именно поэтому если вы проявите хладнокровие, твердость, спокойствие и уверенность в себе, то манипулятор, скорее всего, отступит. Это правило работает в любых сферах.

Помните о том, что манипулятор быстро отдалится от вас, если вы покажите ему, что вы невосприимчивы к его нападкам и влиянию. Благодаря простым, но действенным методикам контрманипуляции вы сможете заставить его пройти мимо вас. Благоприятный результат их применения на практике даст вам возможность заставить агрессора почувствовать, что запущенный им бумеранг обязательно вернется к нему же. В результате он будет тайком опасаться вас, уважать ваше личное пространство и по возможности стараться избегать общения с вами.

Довольно часто можно услышать выражение «опытный манипулятор», «он умело манипулирует людьми». Что же это за явление? Какую пользу и кому оно приносит? Почему считается, что манипулирование – зло? Как его распознать и как ему противостоять? Попробуем ответить на основные вопросы, касающиеся манипулирования людьми.

Под манипуляцией обычно понимается один из видов психологического воздействия, используемый для достижения одностороннего выигрыша. Манипулятивное влияние носит тайный характер: адресат воздействия сохраняет иллюзию самостоятельности решений и действий. В то же время после общения с манипулятором у человека остается чувство, что его обманули, использовали, что он «сам не свой» или «как выжатый лимон».

Для достижения своей цели манипуляторы используют следующие приемы: снижение критичности адресата воздействия, повышение собственного ранга в его глазах. Также они стремятся отвлечь внимание жертвы, ограничить его на «своей» проблеме, изолировать человека от других людей… Нередко встречается и психологическое давление. Оно может выглядеть, как перехват инициативы и введение своей темы, сокращение времени для принятия решения (как говорится, чтоб не дать опомниться).

Манипуляторы играют на различных интересах и потребностях человека, на его опасениях, несвободе или нерасторопности. «Струнами души» может оказаться любой значимый для жертвы мотив – переживание из-за недостатков во внешности, гордость за собственное происхождение, нетерпимость или, наоборот, привязанность к кому-то или чему-то, увлечения и т.д. Может использоваться в качестве приема манипулирования игра на моральном долге, на принятых нормах и стереотипах поведения в обществе.

Человек совершает нужное манипулятору действие, потому, что «так принято», так его обязывает долг, совесть, или же не совершает чего-то, потому что «так не принято», и можно вызвать осуждение окружающих. Вообще, чем большим количеством стереотипов обременено сознание человека, тем легче манипулятору достичь своей цели, потому что он играет на несвободе личности.

Многие психологи считают манипулирование злом и относятся к нему негативно. Разрушительный эффект, по их мнению, заключается в невротизации личности адресата, податливости к внешнему влиянию, неспособности действовать самостоятельно, без оглядки на окружающих. К тому же, манипулятор, добиваясь своей цели, одновременно стремится переложить ответственность на свою жертву. Следовательно, от манипулирования необходимо научиться защищаться. А для этого нужно уметь распознать манипулятора.

Манипулирование может проявляться по-разному, но существуют несколько признаков, которые психологи считают основными:

  • Манипуляторы обычно стремятся поставить человека в подчиненное, зависимое положение, овладеть его волей. Для этого они используют слабости, страхи, желания, своей жертвы, ее интересы, стремления. Это может быть жажда власти, стремление к каким-либо материальным благам, боязнь потерять работу, любовь к выпивке и т.д.
  • Характерными признаками манипуляции являются обман, лицемерие, лесть. Может также присутствовать заискивание, стремление угодить, предложение помощи, порой назойливое. Вместе с этим у жертвы возникает ощущение неясности, недосказанности в общении.
  • Стремясь распознать манипулятора, стоит обратить внимание на его высказывания. В них часто звучат призывы к отъединению, обособленности («оглянись вокруг – тебя же здесь не ценят», «не стоит метать бисер перед свиньями»). Манипуляторы искусные интриганы, ссорить людей, сталкивать их лбами, извлекая из этого пользу для себя – одна из излюбленных их тактик. Они могут убеждать жертву в необходимости борьбы, в целесообразности продемонстрировать свою силу, тем самым подталкивая человека к тому или иному шагу.

Для того чтобы защититься от манипуляции, необходимо научиться ее узнавать. Как говорится, врага надо знать в лицо. Не всегда это легко сделать, и лучше всего в подобных ситуациях полагаться на собственную интуицию. Прислушайтесь к своим ощущениям. Если возникает чувство, что вы поступаете вопреки своей воле, вразрез со своими принципами (но вместе с тем ваши действия вроде бы аргументированы), что партнер ускользает от прямых конкретных ответов, «темнит» – значит, пора приступать к защите от манипулирования.

Следует помнить, что такие способы психологической защиты как уход или агрессия, встречное нападение пользы не принесут. Более эффективными будут такие действия, как предложение сотрудничества, разрушение сценария борьбы, разоблачение скрытых намерений манипулятора с помощью прямых или косвенных вопросов.

При общении с манипулятором целесообразно задавать вопросы, чтобы выиграть время и получить подтверждение некоторым своим предположениям. Например: «Вы утверждаете, что Андрей постоянно конфликтует с коллегами. А что конкретно Вы имеете в виду?»

Сохраняйте чувство такта и самообладание. Не вовлекайтесь слишком эмоционально в ситуацию, сохраняйте диссоциированность с ней. Эмоции часто преобладают над здравым смыслом и тем самым мешают адекватно воспринимать происходящее, точно оценивать ситуацию. А именно это и нужно манипулятору, чтобы достичь своей цели.

Противостоять манипулятору поможет вера в свои силы и уверенность в том, что партнер может отказаться от борьбы. Нужно помнить, что главное – не пересилить партнера, а осилить проблему, естественно, другим способом. Можно прямо предложить альтернативный способ решения проблемы, не столь агрессивный, но не менее эффективный, тем самым обезоружив манипулятора.

Хороший способ – прервать навязываемый сценарий и предложить свой, нестереотипный, не соответствующий ожиданиям оппонента. («Я читала, что гораздо полезнее и эффективнее пользоваться не дорогой косметикой, а делать маски из свежих фруктов и овощей. Могу рассказать об этом подробнее»). Можно также предложить манипулятору совместно решить проблему. («Идея твоя хороша, но без твоей помощи я не справлюсь»).

Существует также «аварийный» выход из ситуации – прервать общение с манипулятором под благовидным предлогом, а спустя время вернуться к нему, когда вы будете достаточно готовы и сильны для противостояния. Такой тайм-аут дает возможность обдумать, проанализировать ситуацию и выбрать нужную стратегию поведения.

Справедливости ради нужно сказать, что манипуляция содержит в себе не только отрицательные, но и положительные стороны (как любой другой феномен). Соответственно, она может обернуться для человека как пользой, так и злом. Приемлемость манипуляции зависит от того, используется ли она в качестве стратегии (как основное и постоянное средство воздействия в общении) или же в качестве тактики (как ситуативное и косвенное средство).

Манипуляцию, используемую в качестве стратегии, многие психологи считают основным бедствием современного человека. А вот как тактика манипуляция используется очень часто практически всеми людьми. Любое использование метафоры, мифа (например, в воспитании, обучении или лечении), любая контраргументация в споре так или иначе является манипуляцией. Манипулирование может быть средством защиты в ситуации давления, аффективного нападения, принуждения, или даже одним из способов выживания (например, когда к вам пристает хулиган).

Существует утверждение «человечество выжило, потому что наши предки научились манипулировать тем, что их окружало». Оно имеет под собой основания. Однако прогресс движется в сторону партнерских отношений, развивающих стратегий воздействия. Поэтому можно предположить, что человечество выживет, если научится не манипулировать, а влиять с учетом интересов каждого.

Не так давно один из пользователей известной социальной сети поделился с друзьями «открытием»: цвета фона, который пользователи этой социальной сети могут выбрать для своего сообщения, разительно напоминают цвета известного теста Люшера. То есть предлагаются именно не чистые цвета, а некая размазанная приглушенная опция. Кстати, интересно, что обнаружил он это совершенно случайно. Просто там, где он находился, был достаточно медленный интернет. И он обратил внимание, что, перед тем как загрузятся привычные пользователям соцсети «веселые картинки», как раз и предлагающие выбрать фон, появляется именно раскладка цветов, напоминающая люшеровскую.

Если у вас паранойя…

Пользователь, обнаруживший такую странность, предположил, что соцсеть таким образом тестирует своих пользователей. Можно отмахнуться от этого предположения, посчитав его очередным приступом наивной конспирологии. Но, во-первых, конспирология в последнее время доказывает, что не так уж она и наивна, когда оказывается, что то, о чем когда-то предупреждали «наивные конспирологи», - это лишь мягкая версия происходящего в реальности хардкора, а во-вторых, стоит, пожалуй, прислушиваться к известным и как бы шуточным высказываниям, вроде такого: «Если у вас паранойя, это еще не значит, что за вами не следят».

Следят, будьте покойны…

На самом деле соцсети уже особо и не скрывают, что собирают информацию о своих пользователях с помощью всевозможных алгоритмов, оценивающих те или иные их реакции. Именно поэтому вы вдруг время от времени обнаруживаете, что вас преследует какая-то навязчивая реклама или вам на глаза попадаются сообщения одних ваших друзей, а сообщения других - нет. Соцсеть почему-то «лучше вас знает», что вам надо, или «думает», что «лучше знает». Если бы знать, что дело ограничивается только этим, и что информация не используется для чего-то еще, то и ладно. Но мы этого не знаем. И справедливо подозреваем соцсети в грязных играх. Это раз. А еще: одно дело, когда тебя тестируют по согласию с тобой для тебе известной цели, и совсем другое - когда ты ни сном ни духом о подобных тестированиях для неясных целей. Это два.

Тест Люшера

Что такое, собственно, тест Люшера? Думается, те, кто хоть сколько-нибудь интересовался или интересуется психологией, знают, что это такое. Для незнающих же - краткое, хоть и вульгарное (по понятным причинам) объяснение. Это психологический тест, который был изобретен психологом из Швейцарии Марком Люшером. Суть в том, что предпочтения того или иного цвета, по мнению швейцарского психолога, субъективно, в отличие от собственно цветового восприятия. Плюс, выбор того или иного цвета основан на не осознаваемых алгоритмах, а следовательно, человек становится виден как на ладони - таким, каким он и является, а не таким, каким он себя представляет и позиционирует. Дальше - уже технические детали. Но суть такова. Некоторые утверждают, что это если и не шарлатанство в чистом виде, то весьма приблизительная оценка личности. Однако те, кто проходил тест, бывали, порой, шокированы тем, как лихо он вытаскивал на свет божий те их черты и потенциал, порой очень неприятные, которые они и сами за собой подозревали.

«Не болтай!»

Но на самом деле всегда неприятно, что ты являешься для кого-то объектом исследования. Причем, повторимся, без твоего спроса. Кому попадают данные, которые собирают о нас соцсети? Может, правы те, кто говорит, что попадают они спецслужбам? Не зря ведь бывший сотрудник ЦРУ и АНБ Эдвард Сноуден, ныне живущий в России, опасается говорить на серьезные темы даже при включенном рядом утюге. А он знает, что такое слежка. Напомним, какую именно информацию он опубликовал в газетах (после чего ему пришлось бежать из США). Это была информация АНБ о настоящей мировой паутине, созданной американскими спецслужбами для отслеживания информационных потоков между огромным числом людей из разных стран. С помощью, в том числе, и разнообразных информационных сетей.

Социальная инженерия

Но в общем дело даже не в спецслужбах и ядреной конспирологии. Просто данные, собираемые социальными сетями, можно использовать, например, в социальной инженерии. Да, в принципе, сами социальные сети в их нынешнем виде и есть инструмент социальной инженерии. По крайней мере, некоторые из так называемых цветных революций, прокатившихся по миру, раскручивались в том числе и в социальных сетях. И если бы только раскручивались. Соцсети порой и являлись организующей и направляющей силой таких революций, а по сути - переворотов. По крайней мере, судя по их результатам (а ни одна из них не имела положительного для большинства членов общества той территории, где разворачивалась, результата), это точно разрушительные перевороты.

Манипулировать и еще раз манипулировать

«Социальные инженеры», собственно, и не скрывают, что их цель - создать с помощью различных технологий такие условия, которые приведут к конкретному необходимому результату. Все это густо замешено на достижениях социологии и психологии. Короче говоря, это манипуляция, чаще всего тайная, в чистом виде. Можно порассуждать о том, что социальная инженерия - всего лишь инструмент, и все зависит от того, в чьих руках этот инструмент окажется. Но на самом деле манипуляция всегда остается манипуляцией, для каких бы благих целей она ни использовалась. Да, мы все манипулируем друг другом, но в случае с «социальными инженерами» мы говорим о сознательном, изощренном, поставленном на научную основу манипулировании индивидуальным и массовым сознанием. Это сродни… ядерному оружию. За которым, как известно, нужен плотный контроль. Возможно, методы социальной инженерии пригодятся в медицинских целях. Но и тогда соблазн манипулирования остается.

Кодекс ответственного манипулятора

Выше написанное вовсе не означает, что нужно запрещать ту же социальную инженерию. Когда-то мы уже объявляли «врагом народа» генетику. И поотстали. Хватит этого шаманизма. Напротив, социальную инженерию надо всячески развивать именно с целью не только обнаружить слабые места в человеческом восприятии, но и выработать методы противодействия манипуляции даже высокого уровня. Кроме того, науку все-таки никто еще не отменял, несмотря на повальное увлечение разнообразным мракобесием. Но главное, сами «социальные инженеры» должны ответственно подходить к своему делу, осознавая не только плюсы, но и минусы этой «инженерии». Они бы, что ли, кодекс ответственного манипулятора какой создали…

Это ловушка

Можно найти множество рекомендаций насчет того, как распознать и отсечь попытки манипуляции. Беда лишь в том, что они в большинстве случаев не срабатывают. Почему? Да потому, что, как ни крути, а все они основаны на осознанности. А человеки, в массе своей, существа несознательные. С этим утверждением можно спорить, но если вы попробуете проследить свои повседневные реакции, то легко убедитесь, что в подавляющем большинстве случаев мы действуем автоматически, не задумываясь. Нет, в наших головах постоянно стоит некий белый шум из отрывков и теней воспоминаний и мыслей, но к происходящему в реальности это, по большей части, не имеет никакого отношения. Вернее, имеет опосредованное отношение. В этом вся проблема. Это то слабое место, которое позволяет нами манипулировать, вызывая необходимые реакции. И даже когда нам кажется, что мы вполне логичны в своих рассуждениях и отдаем себе полный отчет в том, что делаем, это редко совпадает с реальностью. Ведь мало логично мыслить, хотелось бы понимать, чем вызвана сама цепочка, на каких эмоциях основана и какие древние инстинкты или просто привычные алгоритмы питают сами эти эмоции. Согласитесь, это очень похоже на западню. Причем на западню, которую мы сами себе устроили.

Берите паузы

С другой стороны, сами устроили, сами и разобрать можем. Но это сложно. Главная фишка в этом - внимание. Надо внимать своим реакциям и брать паузу. То есть не реагировать автоматически. Появилась некая эмоция, некое побуждение к действию, некое направление мыслей в ответ на реакцию - сделайте паузу. Расслабьтесь. Попытайтесь понять, что на самом деле вами движет. Повторимся, это сложно, невероятно сложно. Но другого выхода нет, если вы не хотите быть жертвой манипуляторов. Надо постепенно распространять свои внимание и осознанность на все большее время бодрствования. И это станет привычкой. Не спите наяву.

Манипуляцией является не прямая угроза, а воздействие на человека через уловки, психологическое давление на слабые места. И при этом манипуляторы вынуждают вас делать то, чего бы вам не хотелось.

Манипуляции повсюду…

Чаще всего речь идет не о чужих людях, а о близких вам: это ваши друзья, члены семьи, дети, начальство, сотрудники по работе. Т.е. люди, с которыми вы общаетесь ежедневно.

В процессе манипуляции человек чувствует вину, неловкость, ощущение, что его обманывают.

Манипуляторы никогда не уговаривают и не просят. Но они что-то такое говорят, и вы начинаете исполнять то, что нужно этому человеку. У манипуляторов есть много приемов для воздействия. И первое, что им необходимо — поймать вас на крючок . Для этого манипулятор должен быть отличным психологом либо просто хорошо вас знать: ваши слабые места, ваши страхи, на чем вас можно поймать (на жалости, на вине, ответственности, лесть, признание, гордыня, слава).

Например, как различить скрытую манипуляцию, когда человек льстит, чтобы что-то получить от вас, и искреннее восхищение? Очень просто — это ваши ощущения . Когда восхищение искреннее, вы испытываете радость, восторг, и к этому чувству не примешивается ничего негативного (ощущение неловкости, стеснение). Также имеют значение и сказанные слова : манипулятор при лести никогда не скажет слов благодарности. Т.е. тот, кто льстит, он не благодарит. И слов «спасибо», «благодарен» не произносит.

Пример манипуляции

  • Искренняя благодарность : «Спасибо тебе за то, что ты в прошлые выходные приехала и помогла мне на даче. Для меня это была большая помощь. Я тебе очень благодарна.» Что вы почувствуете? Радость, счастье. Никакого неприятного привкуса не будет, никаких обязательств.
  • Манипуляция : «Вот ты мне в прошлые выходные помогла — это было здорово. Ты мне всегда помогаешь. И у меня сейчас на даче столько дел, что я не знаю, как с ними буду справляться. Одна надежда на тебя.» Что вы почувствуете? Вину.

Почему люди манипулируют другими, ведь можно прямо попросить о чем-то? Часто им не позволяет гордость, или они просто не научены просить о помощи.

Одна из самых распространенных манипуляций — это когда жена манипулирует мужем (женщина своим партнером). «Какое красивое платье в магазине! Вот бы оно на мне красиво смотрелось!» Что почувствует мужчина после этой фразы? Приятное ли это будет чувство? Нет, он почувствует раздражение, обязанность купить. Многие мужчины устойчивы еще с детства к такого рода манипуляциям. Мужчина просто может не понять, что от него хочет женщина. Он может и готов купить это платье, но реально «не врубается», что от него хотят.

При манипуляциях вы не дождетесь от человека благодарности , потому что он вас ни о чем не просил, он вами манипулировал. Т.е. вы сами решили и сами сделали — за что вас благодарить?

Когда вас о чем-то просят, и вы испытываете чувство вины, страха, стеснения, другое негативное чувство — вами манипулируют!

Техники манипуляции

Выше мы уже рассмотрели пару техник манипуляции. Разберем еще несколько самых популярных, которые используются на работе, дома и т.д.

  • Техника случайной утечки информации . Вам кто-то по секрету что-то рассказывает.

Пример: «Я случайно узнала, что на работе всем премию дали, а тебе и мне не дали». Т.е. коллега по работе, зная, что у вас боевой характер, манипулирует вами, чтобы вы пошли к начальству «выбивать» премию для себя и для нее.

  • Техника утаивания части информации. Когда манипулятор сообщает вам неполную информацию о чем-то.

Пример: «Дорогой, я проколола колесо». Хотя на самом деле она въехала в ограждение, повредила бампер, капот и колесо.

  • Техника предположений + недоверие . Когда манипулятор делится с вами своими предположениями, которые закладывают зерно недоверия по отношению к другим людям. И вы не можете это проверить.

Пример: Новая коллега на работе. Манипулятор сообщает вам: «Я слышала, что новенькая проворовалась на бывшей работе, поэтому ее и уволили». В итоге у вас в голове уже есть недоверие к новой сотруднице.

  • Принятие чужой оценки ситуации.

Пример: наше телевидение — Первый канал, вести, НТВ.

И если вы поступили в согласии с этой оценкой, например, не поехали отдыхать в Египет, потому что по телевизору сказали, что там опасно, манипулятор своего добился. Деньги остались в стране. Это типичный случай, как манипулирует государство.

Как противостоять? Т.е. нужно думать своей головой. Вам нужно послушать чужую оценку, там всегда есть доля правды, полностью по телевизору не врут. И затем спросите себя: «А что я думаю? Что там действительно может быть?»

  • Шантаж . Человек шантажирует вас. Это чистой воды открытая манипуляция.

Пример: Человек, знает, что вы вчера опоздали на работу, а начальство не заметило этого. И тут на работе происходит какая-то неприятность по вине манипулятора, и он говорит вам: «Прикрой меня перед начальством, я ведь не сказала, что ты вчера опоздал(а) на работу».

  • Демонстрация слабости и беспомощности , которая вызывает у вас жалость или чувство вины. Часто это детско-родительские отношения. Дети очень любят вызывать у родителей чувство вины, и наоборот.

Примеры: «Я слабая…», «Я без тебя никак не разберусь, потому что здесь очень трудно».

Т.е. как только кто-то начинает прибедняться, что он весь бедный несчастный, сразу насторожитесь — вами пытаются манипулировать!

  • Лучший друг.

Когда вы знакомитесь с человеком, и он тут же становится вам лучшим другом, в первый же день знакомства. Запомните, таких случаев не бывает. Такого мгновенного «люблю» не бывает! Внезапная любовь, доверие, дружба — такого не бывает — вами манипулируют!

Новым личностям всегда нужно время, чтобы установить доверие и дружбу. По другому просто быть не может.

Поэтому если вдруг в вашем окружении возникла внезапная любовь или дружба, скорее всего, это манипулятор.

  • Говорят слово «все».

«Ну все же так делают! Все это празднуют! Все это носят! Почему ты так не делаешь?» Эти типичная манипуляция. Вы должны отделять себя от всех, если хотите быть личностью и прожить свою жизнь, а не ту, которую навязывают вам извне.

Как противостоять манипуляциям?

Рассмотрим несколько распространенных техник.

1. Техника бесконечного уточнения .

Когда манипулятор от вас что-то эмоционально требует или вас в чем-то обвиняет, вам необходимо как можно подробнее и точнее выяснять, что с ним происходит. При этом не вступая с ним ни в какие пререкания, оправдания или объяснения. Т.е. вас будут призывать к сопротивлению, но вы должны твердо удерживаться на позиции «нудного человека». Бес конца переспрашивайте, вдавайтесь в детали — что же все-таки от вас хотят?

Постоянно задавайте уточняющие вопросы : «Я тебя правильно поняла, что…», «Что ты имеешь ввиду?», «Ты действительно считаешь, что это так…». Как только вы начинаете задавать вопросы, общение переходит от манипуляции к интеллектуальному общению.

Техника также позволит вам самим не выйти из себя. Ведь когда вас пытаются «выбить из седла», нажать на ваши больные «кнопки», вам как раз необходимо переключиться на разум.

2. Техника внешнего согласия.

Техника очень эффективна против критики, когда вам откровенно хамят, грубят, просто «наезжают». Примеры: «Ты дура безголовая!», «Ты ничего в этом не понимаешь!», «Зачем я вообще согласился на это?!», «Я всегда знал, что ты ничто из себя не стоишь!»

Т.е. манипуляция рассчитана на то, что вы сейчас эмоционально взорветесь и подкормите своей энергией самого манипулятора. А может еще и сделаете что-то, что от вас требуют.

Как реагировать на такую манипуляцию? Просто согласитесь с манипулятором , не давайте ему шанса продолжить манипуляцию: «Я согласно с тобой», «Дай мне возможность исправиться/доказать тебе…», «Я подумаю над твоими словами». Здесь главное не слиться в иронию или сарказм — этим вы еще больше разозлите человека.

3. Техника повторения.

В ответ на выпады в вашу сторону вы отвечаете все время одну и ту же фразу . Эта техника замечательно работает с детьми, потому что они бывают невыносимы просто до безобразия: «Купи игрушку…», «Мамочку, купи мне, пожалуйста, эту машинку». Ваша задача — говорить ребенку одну и ту же фразу, можно в разных видах: «Извини, я не могу».

Т.е. всегда одна и та же фраза на любые выпады со стороны манипулятора.

4. Отвечать фразой «Если я это сделаю, это буду уже не я».

Пример: Муж говорит «Ну сколько можно собираться, давай быстрее!» Вы говорите «Если я это сделаю, это буду уже не я» или «Я не могу, потому что медлительность — это часть моей личности» или «Это не согласуется с моими представлениями о самой себе».

5. Техника спокойствие.

Т.е. когда на вас давят, наезжают, важно сохранять спокойствие. В таком состоянии вы сможете рассуждать здраво и ответить человеку здраво.

6. Предварительные тренировки на чужом поле.

Если вы знаете за собой какие-то слабые места (например, можно надавить на ваше чувство вины, вы всегда безотказно всем помогаете, или всегда ответственно выполняете все роли, которые вам дают), то начните нарушать свой обычный ролевой образ, нарушайте свои правила .

И когда вы натренируетесь в этом, то когда манипулятор попытается надавить на ваше слабое место — это уже не сработает. Вы будете знать — я не всегда так поступаю, иногда я нарушаю свои правила — манипуляция не сработает.

7. Не принимать обязательства, которые навязаны извне.

Нужно исходит из того, что обязательствами вы повязаны прежде всего перед собой. Когда вам пытаются вменить извне какие-то обязательства, сразу скажите себе «Стоп!» Пусть вы даже что-то от этого потеряете. Но выполнять чужие обязательства не стоит.

8. Отношения в паре.

Когда ваш партнер пытается вами манипулировать, нужно четко понимать — человек это дело не прекратит, пока вы на это не укажете. Открыто скажите партнеру: «Я смогу жить без тебя, без твоей любви/помощи, даже если будет очень трудно. Но я буду жить без тебя, если ты не прекратишь делать вот это и это…»

Т.е. совершенно четко дайте человеку понять, что вам не нравится, когда с вами так себя ведут.

9. «Сделай это немедленно!»

Еще один известный прием манипуляции, но уже из маркетинга: акции, распродажи, только сегодня, только на этой неделе и т.д. Когда кто-то от вас требует немедленного согласия на какое-то действие.

Как противостоять? Вам нужно настаивать на подробных объяснениях, почему вы должны поступить так, а не иначе. И когда человек не может вам внятно объяснить — это совершенно точно манипуляция.

Подведем итоги

  • Чтобы избежать манипуляций, действуйте нетипично. Если вы предсказуемая личность, вами очень легко манипулировать. Если вы живете, как все, по стандарту — вами можно манипулировать как «нефиг делать». Потому что ваши действия шаблонны.
  • Пытайтесь разнообразить свою жизнь. В самых типичных ситуациях ведите себя нетипично.
  • Всегда адекватно реагируйте в любой ситуации.
  • Будьте готовы к открытому неподчинению, пойти против толпы, против большинства, встретить сопротивление окружающих. Вас невзлюбят/возненавидят, когда вы начнете нарушать общепринятые нормы и выходить за рамки.
  • Если вы хотите чего-то добиться в своей жизни, вы должны быть личностью. Нестандартной личностью, отличной от других.

Я считаю, что манипулировать людьми нужно только в двух случаях: если это дети или старики, т.е. вы в ответе за них. В остальных случаях живите открыто, без манипуляций. Даже на работе с сотрудниками, будь они неладны.