То, как проявляется ударение в речевом потоке, в большой степени зависит от языка. В некоторых языках ударные слоги имеют более высокий или более низкий тон, чем безударные - это так называемое тоновое, или музыкальное ударение. В других языках они могут выделяться более высоким или низким тоном по сравнению с окружающими слогами (тоновое отклонение) в зависимости от типа предложения. Существует также динамическое (шумное, силовое) ударение, квалитативное (качественное) ударение (отсутствие редукции гласного) и квантитативное ударение (количественное - увеличение длины звука, известное в музыкальной теории как агогика). Ударение может обладать несколькими из этих характеристик одновременно. Кроме того, ударение может реализовываться в разной степени на разных словах в одном предложении; в некоторых случаях различие между акустическими сигналами ударных и безударных слогов может быть минимальным.

Наблюдается и обратный процесс, когда некоторые исторические изменения влияют на место ударения. Так, например, в русском языке за последние сто лет наблюдается процесс переноса ударения на корень или на начало слова, как наиболее значимые его части, которые несут в себе основную смысловую нагрузку. Например, катить , звонить , солить и другие глаголы на -ить во всех формах, кроме формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени (ка́тишь , ка́тит , ка́тят , ка́тим ; пока́тишь , пока́тит и т. д.). Лингвисты объясняют эту тенденцию тем, что в течение последних ста лет темп нашей жизни значительно ускорился и повлёк за собой ускорение речи, поэтому такие изменения в ударении позволяют нам эффективнее улавливать смысл услышанного .

Уровни ударения

В некоторых языках выделяют первичное и вторичное ударение. Традиционно считается, что английский язык обладает двумя уровнями ударения, как, например, в словах cóunterfòil [ˈkaʊntɚˌfɔɪl] и còunterintélligence [ˌkaʊntɚ.ɪnˈtɛlɪdʒəns], а в некоторых работах даже говорилось о том, что он имеет четыре уровня ударения, но эти исследования часто противоречат друг другу.

Эволюция правил ударения в русском языке

  • Каждая морфема (приставка, корень, суффикс, окончание) может быть самоударной (или типа a ), правоударной (или типа b ) и безударной (или типа c ).
  • Единица ударения - слово с предлогами, союзами, частицами. При этом вспомогательные слова, стоящие перед словом, всегда безударные, после слова - всегда самоударные.
  • В древнерусском также были редуцированные гласные (их обычно обозначают буквами ъ и ь ). Они были сильными и слабыми; последняя - всегда слабая. Если перед слабой редуцированной будет ещё одна редуцированная, та будет сильной . Слабые редуцированные ныне исчезли, сильные превратились в о и е (коньць конец , коньца конца ).
  • Находим первую ударную морфему. Если она самоударная - ударение на неё, если правоударная - на слог правее.
  • Но если ударение падает на слабую редуцированную - смещаем его левее.
  • Если все морфемы безударные - ударение на первый неслабый слог.

Например, корень рук- безударный, окончание самоударное, окончание и предлог на безударные, и выходит рукá , рýку , въ рýку , нá руку .

Современное ударение сдвигается в другие, более сложные правила, при этом одни слова работают по старым правилам, другие по новым. Фразы на ру́ку и на́ руку значат совершенно разное. Появились безусловно-ударные морфемы - например, суффикс -ив-(ый) (счастли́вый ). Ударение взяло на себя функцию различия падежей - жены́ распалось на жены́ (р.п. ед.ч.) и жёны (и.п. мн.ч.). В словах на -ер/-ёр ударение даёт понять, механизм это или человек: верёвочный стáртер , стартёр с флагом .

Ударение - это выделение какого-либо компонента речи акустическими способами.

Ударение слова или словесное ударение - это выделение одного слога в Ударение в русском языке силовое, то есть ударный слог произносится с большей силой звука. Также он не подлежит редукции, то есть произносится без заметных изменений его звуковых характеристик, в отличие от безударных звуков.

Кроме словесного, существует также логическое ударение. Это повышение тона, которое выделяет главное слово или группу слов в предложении, то есть оно относится уже не к отдельному слову, а к словосочетанию или предложению. Оно расставляет акценты и отражает главную идею предложения. Так, если в предложении "Таня ест суп" логическое ударение ставится на слово "Таня", то речь идёт именно о Тане, а не о Маше или Кате. Если ударным словом будет "ест", то для говорящего имеет значение то, что она ест его, а не солит или помешивает. А если под ударением будет слово "суп", то важно, что это суп, а не котлета или макароны.

Логические и грамматические паузы

Логическое ударение тесно связано с логическими и грамматическими паузами. В звучащей и каждая фраза подразделяется на смысловые части, в состав каждой из которых входит несколько слов или всего одно. Такие смысловые группы в предложении называются речевыми звеньями, тактами или синтагмами. В звучащей речи синтагмы отделяются друг от друга логическими паузами - остановками, продолжительность и наполненность которых может быть разной. Каждая отдельная синтагма сама по себе неразрывна: в её составе нет пауз. Существуют также и грамматические паузы, которые в письменном тексте обозначаются запятыми, точками и другими Там, где есть грамматическая пауза, всегда появляется и логическая, но не каждая логическая пауза обозначается знаком препинания.

Существуют также психологические паузы, которые на письме обозначаются многоточием.

Логическая пауза может быть соединительной и разделительной. Соединительная пауза обозначает границы между синтагмами внутри предложения или между частями она непродолжительна. Разделительная пауза длиннее. Она делается между отдельными предложениями, а также сюжетными или смысловыми композиционными частями текста.

Главное слово или группа слов в предложении может быть выделена логической паузой перед этим словом или после него. Может быть и сразу две паузы, которые "обрамляют" выделяемое слово.

Интонация и логическое ударение

В существует тональное ударение - повышение или понижение тона. Изменение его высоты не только обозначает главные слова или сочетания слов в звучащей речи, но и делает речь более разнообразной, внятной и приятной для слуха. Без необходимого изменения интонаций речь, даже снабжённая необходимыми паузами, становится монотонной, невнятной и усыпляющей. Если логическое ударение передаёт смысл высказывания, то тональное удерживает внимание слушателей.

Так, например, в строке из басни Крылова «Борона и Лисица»: «Лисица видит сыр» - слово «сыр» - глав­ное по смыслу, так как из-за сыра Лиса остановилась и завела с Вороной разговор, поэтому именно это слово следует выделить логическим ударением.

Логическое ударение имеет очень большое значение для выразительного чтения. Фраза, прочитанная без вы­деления голосом слова, несущего сановной смысл, зву­чит неясно, ее сущность не доходит быстро до сознания слушателей.

«Ударение, - писал Станиславский,- указательный палец, отмечающий самое главное слово в фразе или такте! В выделяемом слове скрыта душа, внутренняя сущность, главные моменты подтекста!» 1

Логическое ударение достигается различными сред­ствами: силой голоса, его понижением или повышением, паузой перед выделяемым словом или замедлением темпа три произнесении этого слова. Однако надо помнить, что при постановке логического ударения никогда не следует злоупотреблять чрезмерным нажимом на вы­деляемое слово, так как это нарушает смысловую связь его с другими словами в фразе и вырывает из текста.

Чтобы правильно поставить логическое ударение, не­обходимо очень внимательно ознакомиться с текстом, вникнуть в его содержание, понять, что в нем главное, основное, о чем, как и с какой целью ведется в нем рас­сказ автором.

Вспомним стихотворение А. Пушкина «Осень». В этом стихотворении автор рисует осеннее состояние природы и те чувства, которые возникают с наступле­нием осени. Поэтому при чтении следует выделить логи­ческим ударением именно те слова, при помощи кото­рых поэт наиболее ярко воссоздает картину осени и пе­редает чувства, связанные с ее приближением:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман ,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу : приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Постановка логического ударения без предваритель­ного осмысления текста, без продумывания и сознательного произнесения каждой отдельной фразы его может привести к искажению смысла, а следовательно, и к неверному восприятию читаемого.

Так, если в рассказе В. Осеевой «Просто старушка» вопрос девочки: «Это твоя бабушка?» - произнести с выделением не слова «твоя», а слово «бабушка», то смысл произведения будет передан неверно, так как главное в рассказе не в том, бабушка ли это, мама или еще кто из родственников мальчика, а в том, что он ус­тупил место посторонней, незнакомой старушке, проявив вежливость в отношении к старшим.

Логическим ударением может быть выделено любое слово в фразе в зависимости от ее смысла, и осознанного намерения читающего обратить внимание слушателя на то или иное слово.

Возьмем фразу: «У меня вчера очень болела голова». Произнесем ее с выделением различных слов и посмот­рим, как эта фраза будет восприниматься.

У меня вчера очень болела голова (у меня, а не у кого-то другого).

У меня вчера очень болела голова (вчера, а не в другое время).

У меня вчера очень болела голова (не просто боле­ла, а очень сильно).

У меня вчера очень болела голова (был не здоров, а болел).

У меня вчера очень болела голова (голова, а не что-то другое).

Существуют правила постановки логических ударе­ний, которые помогают в ряде случаев находить наиболее важные в смысловом отношений слова.

Логическим ударением выделяются:

1. Новые понятия, явления, действующие лица, о ко­торых говорится впервые:

Был мальчик, звали его Филипп.

(Л. Толстой «Филиппок»)

Деревья весело шумели,

«когда вернулась к нам весна;

и только ель одна меж ними

была безмолвна и мрачна.

Деревья жалобно

шумели, когда настали холода;

лишь ель молчала равнодушно

и зеленела, как всегда.

(А. Плещеев «Ель»)

3. Подлежащее (если наибольшее значение имеет предмет, лицо) или сказуемое (если наибольшее значе­ние имеет процесс, действие) в нераспространенном
предложении:

Подули студеные ветры .

(И. Соколов-Микитов «Зима вьюжная»)

Побежали оба Мороза...

(«Два мороза»)

4. Существительное в родительном падеже при соче­тании с другим существительным:

Вот уже темнеют реки ,

тянет кверху дым костра.

(А. Твардовский «Осень»)

5. Существительное, стоящее после прилагательного:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит...

(А. Пушкин «Зимнее утро»)

Однако, если читающий хочет особо выделить приз­нак предмета, особенность действующего лица, подчерк­нуть исключительность явления, события, логическое ударение может быть сделано на прилагательном:

Январь. Начало года.

Морозец во дворе.

Хорошая погода

бывает в январе:

(Н Саконская «В гостях у Ленина»)



6. Прилагательное (или несколько прилагательных), стоящее после существительного:

Мороз десятиградусный

трещит в аллеях парка.

(3. Александрова «Лыжники»)

7. Пояснение при глаголе:

Мигом команда моя разбежалась...

(Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»)

8. Слова, выражающие сравнения:

Нашу речку, словно

в сказке ,

за ночь вымостил мороз.

(С. Маршак «Елка»)

9. Слова, обозначающие перечисление или счет:

Проходят , встают предо мною

деревни , поля и леса ,

и месяц над самой трубою,

и липа напротив крыльца.

(М. Исаковский «У самой границы»)

10. Обращение, стоящее в начале фразы:

Соседка , слышала ль ты добрую молву?

(И. Крылов «Мышь и крыса»)

Если обращение стоит в середине или в конце фразы, то оно логическим ударением не выделяется:

Не ешь меня, косой зайчик, я тебе песенку спою!

(Русская народная сказка «Колобок»)

Не плачь , зайчик!

(Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух»)

11. Слова, выражающие короткое, быстрое действие, такие, как хвать, брык, толк, глядь и т.д.:

Баран разбежался - да бац , бац , начал осаживать волка по бокам.

(Русская народная сказка «Зимовье зверей»)

12. Слова, выражающие вопрос:

Кто там?

13. Прилагательное с существительным, если они обозначают главное лицо, предмет, явление:

Поздняя осень .

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна.

(А. Пушкин)

Правила постановки логических ударений в равной степени относятся как к прозе, так и к стихам. Необос­нованное увлечение ритмико-мелодической стороной, стремление особо выделить рифмующиеся слова может привести к нарушению смысла стиха. Так, при постанов­ке логического ударения только на рифмующихся сло­вах смысл четверостишия будет искажен:

Лучше б снег да вьюгу

Встретить грудью рад !

Словно как с испугу

Раскричавшись, к югу

Журавли летят.

И, наоборот, при верном выделении наиболее важ­ных в смысловом отношении слов текст четверостишия будет восприниматься быстро и точно:

Лучше б сне г да вьюгу

Встретить грудью рад!

Словно как с испугу

Раскричавшись , к югу

Журавли летят.

(А. Фет «Осень»)

Приведенные правила облегчат подготовку к выразительному чтению. Однако в зависимости от намерения читающего выделить какое-либо слово, которое, по его мнению, имеет важное значение, от этихправил допу­стимо отступление, если оно не противоречит замыслу автора, идее произведения и вытекает из внутреннего смысла текста (подтекста).

Так, в двустишии из стихотворения М. Лермонтова «Смерть поэта»:

Пустое сердце бьется ровно,

В руке не дрогнул пистолет -

логическое ударение можно сделать не на существитель­ном «сердце», а на прилагательном «пустое», если чи­тающий хочет особо отметить бездушие убийцы.

Задания

1. На каждое правило подобрать два примера, выписать в тет­радь, проставить логическое ударение и прочитать вслух.

Мы идем по темному ельнику.

Мы идем то темному ельнику.

Мы идем по темному ельнику.

Мы идем по темному ельнику .

Кто кинул луком в Луку?

Кинул луком Клим в Луку.

Что сделал Клим?

Кинул луком Клим в Луку.

Чем Клим кинул в Луку?

Кинул луком Клим в Луку.

4. Списать текст в тетрадь, подчеркнуть слова, которые выде­ляются логическим ударением, и объяснить, почему именно эти сло­ва следует выделить.

Логическое ударение

Выделение с помощью интонационных средств какого-л. слова в высказывании, которое представляется говорящим наиболее важным, с целью обратить на него внимание слушателя. Часто в этом смысле говорят о месте интонационного центра высказывания, т. е. о том слоге или слове, на котором происходит коммуникативно значимое изменение высоты тона голоса. Интонационный центр высказывания всегда расположен на том слове, которое говорящий хочет акцентировать. В зависимости от того, на какое слово фразы падает л. у., высказывание изменяет свой смысл и требует иной речевой реакции собеседника. В тексте такое слово иногда выделяют другим шрифтом

Ежели бы не моя истинная любовь к дяде , - сказала она, с особенной уверенностью ... выговаривая это слово (Л. Толстой).


Учебный словарь стилистических терминов. - Новосибирск: Новосибирский государственный университет . О. Н. Лагута . 1999 .

Смотреть что такое "логическое ударение" в других словарях:

    Логическое ударение Литературная энциклопедия

    Логическое ударение - ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ. Более сильное ударение на одном слове предложения, чем на других. Л им У ем обозначается психологическое сказуемое (см.) суждения, выраженного в предложении, как главное в мысли. Наприм., в предложении: «Я написал письмо… … Словарь литературных терминов

    ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ - ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ. То же, что смысловой акцент. Элемент интонационного оформления предложения, состоящий в выделении того слова (словосочетания), которое представляется говорящему особенно важным в смысловом отношении … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    логическое ударение - ударение, характеризующее смысловую нагрузку компонентов суждения. В некоторых учениях о суж дении в традиционной логике, принадлежавших психологическому направлению, основная смысловая нагрузка в простых атрибутивных суждениях относилась к… … Словарь терминов логики

    Логическое ударение - средство смыслового выделения какой либо значимой единицы высказывания. Накладываясь на обязательное Словесное ударение, Л. у. обычно усиливает фонетические характеристики слова, подчёркивая информацию, новую или спорную для одного из… … Большая советская энциклопедия

    логическое ударение - Более сильное ударение на одном слове предложения, чем на других. Л им У ем обозначается психологическое сказуемое (см.) суждения, выраженного в предложении, как главное в мысли. Наприм., в предложении: «Я написал письмо товарищу» каждое слово … Грамматический словарь: Грамматические и лингвистические термины

    логическое ударение - Выделение в произношении одного из слов предложения для усиления его смысловой нагрузки. ср.: Я сегодня, поеду в институт (не кто либо другой, а именно я). Я сегодня поеду в институт (не в другой день, а именно сегодня). Я сегодня поеду в… … Словарь лингвистических терминов

    УДАРЕНИЕ Современная энциклопедия

    УДАРЕНИЕ - (акцент) ..1) выделение единицы речи (слога, слова, словосочетания) с помощью фонетических средств. Осуществляется различными способами: силой выдоха (силовое, или экспираторное, ударение в русском, английском, французском, польском, венгерском,… … Большой Энциклопедический словарь

    Ударение - (акцент), 1) выделение единицы речи (слога, слова, словосочетания) с помощью фонетических средств. Осуществляется различными способами: силой выдоха (силовое, или экспираторное, ударение в русском, английском, французском и других языках);… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Ударением называется выделение с помощью звуковых средств слова или группы слов среди других слов в предложении или в группе предложений.

Цель ударения - выделить наиболее важные для донесения мысли слова, выражающие суть того, о чем говориться в предложении или в целом отрывке.

Выделено слово (или группа слов) может быть с помощью усиления или ослабления звука, повышения или понижения тона на ударяемом слове, замедления темпа речи при произнесении слова или группы слов.

Ударное слово может быть выделено, если с остальных слов предложения снять или почти снять ударения, если специально замедлить темп речи при произнесении важного для донесения мысли слова (или предложения), если особенно повысить (или понизить) голос на главном для смысла произнесения слове. В некоторых случаях на ударном слове может быть сделано подчеркивающее ударение, т.е. такое ударение, которое резко выделяет ударное слово, вызывая у слушателя ощущение, что вне данного предложения имеется противопоставление. В этом случае повышение (или понижение) голоса на ударном слове бывает более резкое и сильное, чем при обычном ударении.

Станиславский говорил об ударении: «Ударение - указательный палец, отмечающий самое главное слово в фразе или такте!». В предложении может быть одно главное ударение и несколько второстепенных и третьестепенных. Иначе говоря, одно сильное и одно или несколько средних и слабых ударений.

Одно и то же предложение, в зависимости от перемещения в нем логических ударений может каждый раз наполняться новым смыслом. Это будет зависеть от того, что хочет сказать говорящий.

Существует три вида ударений:

1) тактовое - на слове внутри речевого такта;

2) фразовое I - выделение главного по смыслу речевого такта в предложении;

3) фразовое II - когда с помощью фразового ударения выделяется целая фраза в отрывке.

например: Кривые переулки Арбата / были засыпаны снегом.

В этом предложении два речевых такта. В каждом из них есть свое тактовое ударение: в первом такте - «Арбата» (группа подлежащего, определение), во втором - «снегом» (группа сказуемого, дополнение). «Арбата» здесь выделяется ударением второстепенным, а главным, несущим смысл ударением выделено слово «снегом». Автор этой фразой говорит нам о времени года: была зима. Поэтому «снегом» и выделено главным ударением в этом предложении.

Отнюдь не каждое предложение содержит в себе фразовое ударение I. Наличие или отсутствие фразового ударения I всецело зависит от контекста, от главной мысли данного литературного текста. Фразовое ударение I несет в себе значительную смысловую нагрузку и часто представляет собой смысловой центр небольшого куска.

Фразовое ударение II играет еще более активную роль в том или ином сюжетном куске и выполняет функции "указательного пальца", отмечающего для исполнителя и слушателя главную мысль данного куска литературного отрывка.

Монотон - речь на одной (или почти на одной) высоте. Сила речи не в громкости, а в звуковых контрастах. Те слова, которые не несут главных мыслей, надо стушевать, выделить минимально. Для этого на большинстве тактовых ударений надо очень мало повышать голос, это и поможет подчеркнуть самое важное для донесения смысла.

Русскому языку свойственны определенные правила постановки ударений в предложении, их следует знать всем, кто хочет научиться доносить мысль в звучании.

Как определить ударные слова в каждом конкретном случае? Прежде всего надо с помощью контекста понять, какую мысль нужно высказать, что сообщить слушателю. В то же время существует целый ряд обязательных ударений, свойственных нашему языку, и существуют правила их постановки. Нельзя полагаться только на свой вкус, - это затормозит речь случайными ударениями и совершенно затемнит смысл.

Правило, не связанное с синтаксисом русского языка, а всецело относящееся к правилам логики речи, требует постановки ударения на новом понятии - первом упоминании в тексте какого-либо действующего лица, предмета или явления.

Новое понятие почти всегда получает главное ударение, т.к. оно как бы знакомит нас с новым героем или новым явлением. При дальнейшем повторении в тексте нового понятия ударение переходит с него на слова, его характеризующие.

станиславский пауза ударение чтение