Вчера в Казани прошел второй этап чемпионата мира по гонкам на катерах F1: Гран-При Республики Татарстан. Болиды Формула-1 на катерах (F1H2O) разгоняются быстрее любого болида из Формула-1 на суше - до 160 км\ч за 4 секунды! При этом на катере нет коробки передач и нет тормозов!

#02. Гонки проходят в несколько этапов, в разных городах мира:

#03. Российской команды нет, но все же есть один россиянин - Станислав Курценовский выступает за китайскую команду:

#04. Один гоночный круг составляет примерно 2000 метров. Каждая гонка может продолжаться максимум 45 минут:

#05. Скорость достигает 225 км\ч, и это при отсутствии тормозов:

#06. Во время соревнований постоянно дежурит специальная спасательная команда Osprey, которая гарантирует прибыть на место происшествия не позднее 30 секунд:

#07. Лагерь наблюдателей команд:

#09. Именные кресла:)

#10. Местные операторы готовы:

#11. Не местные тоже)

#12. В первой половине начались свободные и заезды на время F4:

#15. Зрители были по обе стороны озера Нижний Кабан:

#17. Стоимость билетов на трибуны составляла 700 рублей, поэтому многие наблюдали за гонкой бесплатно на травке:

#18. Впервые был на подобных гонках, зрелище конечно потрясное!

#19. Для СМИ и прочего персонала, иностранные бармены готовили алкогольные и безалкогольные напитки:

#20. Команда состоит из менеджера, одного или двух пилотов, механика, технического координатора и координатора гонки:

#21. Лодки вылавливают и выставляют на старт:

#22. Перед самим стартом из команды остается только по 2 человека, которые придерживают лодку:

#23. Сначала делается тестовый круг. Российско-китайская команда:

#24. Сушат весла:)

#25. В лагере все такие серьезные:

#26. Каждая команда мониторит происходящее:

#27. Тестовый круг завершается и лодки снова выставляют для финального заезда:

#28. Зрители уже в ожидании:

#29. Китайское телевидение ведет прямую онлайн-трансляцию:

#30. Старт!

#31. Главное первым уйти в поворот:

#32. Основные обгоны на прямых участках:

#39. Если во время заезда судьи замечают что-то неладное, то выставляется желтый флаг:

#40. На трассу выходит специальная лодка с желтым флагом и все участники должны следовать за ней на сниженных скоростях:

#41. Так они могут проехать пару кругов. После чего ведущая лодка уходит к берегу и производится рестарт гонки:

#42. Рестартов может быть несколько, но общая продолжительность гонки будет максимум 45 минут (дозаправок во время гонок - не предусмотрено):

#43. К сожалению и в этот раз не обошлось без аварий. Один гонщик перевернулся, но спасатели выполнили свою работу:

#44. После "перевертыша" времени на рестарт не осталось и команда победителя выбегает со своим флагом:

#45. Победитель подходит к причалу:

#46. Команда залезает на "болид" и совершают круг почета (фото самого круга нет):

№47. Подготовка к награждению.

10-11 июля на акватории Невы между Эрмитажем и Петропавловской крепостью прошел второй этап чемпионата мира по Формуле 1 на воде.

В гонке на Неве 18 спортсменов из Италии, Португалии, Англии, Франции, Финляндии, объединенных Эмиратов и других стран боролись за звание победителя 2 этапа в Санкт-Петербурге.

В этом этапе принимал участие и пилот из России Станислав Курценовский.

Гонки в классе «Формула-1» на воде в Петербурге проходили 8 раз начиная с 1990г. Два этапа «Формулы-1» на воде проводились и в Москве.

Спортивная лодка «Формулы-1» F1 h2o представляет собой, как и болид «Формулы-1» воплощение передовых идей в судостроении. Корпус изготавливается из кевлара специализированными фирмами. Катера класса катамаран имеют 6 метров в длину и 2,5 метра в ширину при весе всего около 400 килограмм. На лодки класса «F-1 H2O» устанавливаются подвесные двигатели «Mercury» или «OMC» объемом 2,5-3 литра. Форсированные двигатели развивают мощность до 350 л.с. при 9600 об/мин, что позволяет лодке разгоняться до скорости в 220 км/час. К гонкам «Формулы-1» допускаются пилоты высочайшего класса, имеющие суперлицензию Международного водно-моторного союза (UIM). Необходимым условием ее получения является участие в десяти международных гонках высшего уровня на судах «младших» классов.

Спортсменам предстояло преодолеть общую дистанцию в 91715 м. Это 40 кругов протяженностью 2275 м. В отличии от далекого 1990 года нам не пришлось под дождем ждать начала гонки, которая откладывалась несколько раз из-за сильного ветра. Погода выдалась солнечная, безветренная и ничего не помешало спортсменам показать все, на что способны их водные ракеты.

10 июля, в день квалификационных заездов лучшее время круга показали: Сами Селио из Финляндии 0,52,03 при средней скорости 157 км/час. Ахмед аль Хамели команда из Абу-Даби 0:52.94 при средней скорости 155 км/час. Джей Прайс команда Катара 0:53.14 при средней скорости 150 км/час

11 июля проводились свободные тренировочные заезды и состоялась гонка второго этапа Чемпионата мира UIM «Формула-1» на воде - «Гран-При России». В 18 часов 18 спортивных лодок «Формулы-1» понеслись от Петропавловской крепости в сторону Эрмитажа.

На вторм круге напряженной борьбы сошел с трассы Дуарте Бенавенте из Португалии. На седьмом круге дистанции по техническим причинам сошел спортсмен из солнечной Италии Франческо Кантандо. На 36 круге заглох двигатель Фабио Компарато из Италии.

Всего дошло до финиша 12 катеров из 18. В ходе напряженной борьбы выяснилось, что спокойные, добродушные финны лидеры не только в автомобильных гонках «Формула-1», ралли «WRS», но и в гонках на воде.

Первым дистанцию в 40 кругов по акватории Невы закончил финский гонщик Сами Селио. Команда Team Mad Croc. Второе время показал Алекс Карела из Италии, с отставанием от лидера 2,36 сек. Команда Team Mad Croc. Третье место занял по праву гонщик из Катара Джей Прайс, отставший от лидера гонки всего на 4 секунды. Команда Qatar Team. Станислав Курценовский пришел с отставанием от лидера на 1 круг и занял 10 место. От лидера его отделяло всего 58 секунд. Станислав достиг своей цели - попасть в десятку сильнейших. Навсегда останется тайной, какое время показал бы Станислав Курценовский, если бы по его лодке не проехался кто-то из соперников, оставив глубокую двухметровую борозду на корпусе лодки.

Постоянные лидеры соревнований итальянцы, выигравшие 14 из 26 кубков Чемпионата мира по водной «Формуле-1» начиная с 1981 года в этот раз показали не лучшие результаты. Пять итальянских гонщиков из семи учувствовавших в гонке на Неве сошли по техническим причинам или пришли последними. Судьба отнеслась благосклонно только к Алексу Карела, который выступал в одной команде с победителем и доказал что их команда Team Mad Croc, самая лучшая!

Сами Селио пришел на смену выдающемуся итальянскому гонщику Чемпионата мира по водной «Формуле-1» Гвидо Капеллини. Сами Селио чемпион мира 2007г. В 2008-м у него второе место. И в 2009-м третье место в чемпиоате «Формула-1» на воде.

В отличии от автомобильной «Формулы-1» в чемпионате «Формула-1» на воде принимает участие единственная девушка Марит Стромой спортсменка из Норвегии. Спортсменам предстоит еще побороться на шести трассах, две из которых находятся в Китае и четыре в Объединенных Эмиратах.

Владимир Гашнев

Использовались материалы сайтов http://f1h2o.com

Формула 1 на воде - один из самых мужественных и рискованных видов спорта. Учрежденный Международной федерацией водномоторных видов спорта UIM (Union International Motonautigue) уже три десятилетия подряд F1H2 O привлекает многомиллионную аудиторию.

Как правило, этапы мировых чемпионатов F1H2O проходят в самых богатых странах и на самых известных водных курортах мира. Круг стран и городов, принимающих водных гонщиков, из года в год расширяется. Как показывает прошлые соревнования F1H2O, в те страны, куда приходили мировые водные гонки, через год-два «дотягивались» и автомобильные трассы уже сухопутных гонок «Формулы 1».

Все чаще представлены в организации соревнований водной «Формулы 1» страны бывшего СССР. Например, с 1990 года Российская Федерация принимала участие в организации гонки несколько раз. Сначала в России проходил только один этап этих испытаний мужества, но уже в 2010 году таких «российских» этапов было два - в Санкт-Петербурге и Казани. Кроме проведения этапов чемпионата мира, Россия в сезоне 2010 года даже представила и свою команду.

Впервые в 2011 году цепь событий гонки F1H2O побывала и в Украине. Открытием для водной «Формулы 1» стал городок Вышгород, Киевской области. Именно Вышгород стал надежной базой для будущих сезонов водноспортивной феерии F1H2O. Конечно, эти соревнования будут вызывать у украинских болельщиков еще больше адреналина, если в них будет участвовать и украинская спортивная команда F1H2O. Так что же собой представляет водная гонка на катерах Формулы 1?

условия соревнований Формулы 1 на воде (F1H2O)


К водным гонкам Формула 1 допускаются только пилоты экстра-класса, имеющие соответствующую лицензию Международной федерации водномоторных видов спорта UIM. Чтобы такую лицензию получить, нужно пройти этапы из десяти и более гонок высшего мирового уровня на судах младших классов. Например, в классе Formula 3, где объем двигателя не превышает 850 см. куб. Соревнования рассчитаны на два дня, проходящие, как правило, в субботу и воскресенье. Однако в странах Ближнего Востока гонки проводятся в четверг и пятницу, так как пятница в мусульманских странах считается выходным днем. Поэтому в первый день спортсмены принимают участие в свободных выступлениях на гоночной акватории. На соревнованиях уровня F1H2O подход к дисциплине очень серьезный. На этап гонщик должен прибыть не позднее, чем 15:00 за день до начала тренировочных заездов. Любое опоздание, даже вызванное нелетной погодой или другими уважительными причинами, является основанием для отстранения гонщика от соревнований. Ведь пилот должен хорошо отдохнуть, отоспаться, адаптироваться к часовому поясу в той или иной стране, и быть готовым к сложнейшим гонкам.

позиция на старте


Трассы прокладываются на закрытых акваториях и в определенном направлении движения - против часовой стрелки, причем так, чтобы почти все повороты для гонщиков на болидах были в левую сторону. Однако, как минимум один поворот, должен быть и направо. Прохождения правого поворота вызывает у гонщиков большие сложности, так как их быстроходные катера больше приспособлены для вхождения в левый поворот.

Левые повороты обозначаются на водной поверхности акватории красными буями, правые - желтыми. Победителем соревнований становится тот, кто первым пройдет установленное количество кругов. Места остальных участников определяются количеством полных пройденных кругов или очередностью прохождения финиша. Количество участников одного из этапов ограничено и не может превышать 24. Наиболее выгодные позиции на старте занимают пилоты шести лодок, которые показали наилучшие результаты по итогам квалификации. Квалификация проводится тремя сессиями - 20,15 и 10 минут соответственно. Дозаправка катеров горючим запрещена. Кроме того существуют индивидуальный и командный зачет. Старт дается с места от стартового пирса. Все выстраиваются в один ряд, начиная с победителя квалификации - на левом конце, ближайшем к трассе.

моторные лодки F1H2O

«Формула 1» и на воде и на суше концентрирует наивысшие технические достижения в технике и спорте. Лодка для гонщика все - скорость, жизнь, победа. Лодки, участвующие в соревнованиях F1H2O называют по-разному: скутером с подвесным двигателем, или болидом.

Современный гоночный катамаран оснащен подвесным двигателем и рассчитан на движение в режиме, называемом «полуэкранным» полетом. Во время полета скутера над водой на полной скорости, в воде находятся лишь гребной винт и кормовая часть днища. Корпус сделан из углепластика, армированного кевлара, титанового сплава и специальной морской фанеры. Пилот болида находится в кабине, и закрыт на авиационный манер колпаком из прочного стекла. Рулевое колесо снимается - для удобства посадки и высадки пилота. Повороты двигателя налево и направо осуществляются с помощью тросов, которые протянуты от кабины-кокпита до поворотной системы через роликовые блоки. При помощи специального гидравлического устройства можно менять угол наклона оси двигателя, чтобы ставить гребной винт в наиболее выгодное положение. Это дает возможность максимально использовать мощность двигателя.


Соревнования, проводимые в рамках «Формулы 1», играют исключительную роль в деле развития и совершенствования техники. В экстремальных условиях, на скорости, которая достигает 220 км/час, на практике отрабатываются вопросы гидродинамики корпусов гоночных судов, совершенствуются форсированные подвесные двигатели, решаются проблемы обеспечение безопасности спортсменов.

Корпуса гоночных лодок производятся специализированными фирмами, среди которых ведущие позиции занимают - «Seebold », «DAC », «Bourges », «Molgaard » и «ABC ». Для достижения высоких результатов используются дорогие и новейшие материалы. Это приводит к высокой стоимости болидов. По правилам, команда должна иметь один или две лодки для гонок в F1H2O. Водные болиды гонщиков имеют сравнительно похожие технические характеристики.

Корпус скоростного катера состоит из группы композитных материалов - углеволокно, синтетические волокна, кевлар, номекс и алрекс. Длина лодки 6 м, ширина 2,1 м, высота 1,6 м, вес 390 кг, рабочий объем двигателя 2,5 л, мощность 350 л. с., разгон до 100 км/час осуществляется за 4 секунды.

система защиты пилота

Система защиты шеи и головы пилота это специальное техническое устройство, позволяющее снизить нагрузку и повреждение шеи при аварии и больших перегрузках. Было разработано в 1987 году Робертом Хабардом. В результате 80 процентов энергии нагрузки на шею снижается при применении этой системы, более известной как HANS (Head and Neck Support).

кабина пилота


Кабина пилота скоростного катера разработана компанией ISATEC и имеет жесткую конструкцию, для поглощения энергии и увеличения безопасности при боковом ударе. Состоит из жесткой клетки-кабины и шести слоев энергопоглощающей пены. Общая масса защитной пены составляет 25 кг.


технические характеристики моторов лодок «Формулы 1» на воде

На спортивных катерах Формулы 1 используется базовый двигатель OptiMax 250 Sport XS, который обеспечивает непревзойденную управляемость судном.

Мотор OptiMax 250 имеет следующие технические характеристики:
Схема двигателя - V-образный, двухтактный;
Количество цилиндров - 6;
Длина - 508 мм;
Масса - 229 кг;
Расход топлива - 120 кг в час;
Максимальная скорость - 220 км/час;
Разгон от 0 до 100 км/час - 4 секунды;
- гребной винт;

Также на соревнованиях «Формула 1» на воде применяется новый подвесной четырехцилиндровый четырехтактный мотор высокого давления с низким уровнем выброса отработанных газов 60 EFI FormulaRace, который продолжил линейку моторов Verado 350 SCi. Этот двигатель установлен на скоростных катерах команд Германии, Польши, Китая и Ближнего Востока.

Важную роль в соревнованиях играет гребной винт, от которого во многом зависит, насколько двигатель сможет реализовать свою фактическую мощность. Гонщики «Формулы 1», как правило, предпочитают продукцию фирм «Rolla » (Швейцария) и «Devald » (США).

перегрузки, которые испытывает пилот «Формулы 1» на воде

Во время гонки пилоту водного болида приходится моделировать свой маневр не только в двухмерной плоскости, как при движении автомобиля, но и учитывать колебания водной поверхности в виде волн и инверсионных следов от катеров соперников. Часто пилотов водных болидов сравнивают с летчиками боевых самолетов, так как при резком наборе скорости и поворотах гонщик испытывает перегрузки, равные перегрузкам летчиков при выполнении отдельных фигур высшего пилотажа. Специалисты утверждают, что на поворотах пилоты катеров испытывают ускорение 8g. То есть, масса их тел увеличивается в 8 раз. За 50 минут гонки пилот может потерять до 5 кг собственного веса, частота пульса приближается к 200 ударам в минуту.

Сухим языком терминов, ускорение свободного падения g - это ускорение, которое приобретает тело под действием силы тяжести планеты или другого астрономического тела в безвоздушном пространстве - вакууме.

Как устроен болид гонщика на воде. aslan wrote in January 23rd, 2015

Знаете каково быть пилотом "Формулы-1"? На самом деле очень нелегко. Во первых тело фиксируется очень жестко ремнями, во-вторых шлем тоже фиксируется, чтобы при внезапных остановках и поворотах не сломало шейные позвонки, в третьих... в общем вы догадались о пилотах какой формулы я говорю.

Сегодня я расскажу о гоночном болиде, и о единственной российской команде, которая выступает за рубежом в этом виде спорта.


Как вы поняли, я говорю о пилотах, которые выступают на таких катерах, что на фото снизу, их также называют болидами.

На самом деле этот болид относится к классу F2 ("формула-2").

Катера этих классов различаются мощностью F1 - 350-450 л.с. против 200 л.с. которыми ограничены болиды класса F2. Есть еще различия во внешнем облике, но о них я не могу вам точно сказать, так как болида классом выше рядом не было).

Ну и я конечно не мог не сделать селфи в кабине пилота. Меня пристегнули ремнями, и я оказался жестко зафиксирован в кресле, так жестко, что дышать стало трудно. Плюс к этому, фиксируется и шлем пилота, чтобы при резких остановках, повороте и переворачивании, (что тоже бывает), он не сломал себе шею.

У тебя нет клаустрофобии? - спросили меня перед тем, как закрыть кокпит. У меня, как и у пилотов ее нет, могу смело ринуться в гонку). Как видите, обзор из кабины довольно ограничен. Можно конечно еще головой повертеть, чтобы посмотреть не обходит ли тебя соперник.

Зеркала заднего вида, не знаю насколько хороши в гонке, особенно если учесть, что они покрыты каплями в ходе соревнований.

Однако следует еще помнить, что трасса для пилотов водных гонок не гладко укатанный асфальт, а водная поверхность на которой катер то взлетает, то падает, стекло в брызгах и обзор от этого становится в разы хуже, чем у тех же пилотов "формулы-1".

А этот болид между прочим может разогнаться до скорости более 200 км\ч! Кроме того, что очень важно - лодки этого класса снабжены капсулой безопасности, а на ноге пилота, который пристегнут шеститочечными ремнями, прикреплен кислородный баллончик, или внутри лодки находится кислородный баллон — на случай, если лодка перевернется. Кислорода в нем немного, но помощь обычно приходит довольно скоро.

У вас наверное возник вопрос "что же делать, если катер перевернулся?". На этот случай в катере есть встроенные подушки безопасности, которые находятся в поплавках и надуваются снаружи в случае переворота. Кабина поднимается над водой и пилот может свободно дышать и не захлебнется.

Сам корпус лодки сделан из очень прочного и легкого углепластика/карбона в Италии, и весит всего 350 кг. Между прочим, сделан болид фирмой, создателем которой является самый титулованный в мире гонщик в этих соревнованиях - Гвидо Капеллини, который тренирует команду и время от времени тоже садится на место пилота, а ему между прочим 55 лет!

Кстати, на руле и приборной панели можно видеть название компании, которая и производит болиды.

Корпус лодки легко открывается, под ним видны какие-то трубы.

Через эти трубы лодка заправляется топливом и маслом. Объем топливного бака - 200 литров. Аппетит у нее хороший - сто литров в час, хватает ровно на два часа. Но как вы понимаете приходится заправлять чаще, потому что бывают и такие гонки, когда нужно давить на педаль газа 8 часов подряд. К счастью, в команде, от которой выступает болид не один пилот, которые и сменяют уставшего товарища через определенное время.

Лодки этого класса ограничены навесным мотором в 200 л.с. Он американского производства.

По регламенту соревнований нельзя изменять определенные характеристики мотора, конечно отладка, и кое-какие манипуляции возможны, но до начала гонок они проверяются комиссией, и если что-то не так, то команду могут снять с соревнований. У остальных лодок, которые выступают в этом классе должны быть строго определенные характеристики, то есть проще говоря несмотря на то, что команды совершенно разные, лодки у всех должны быть одинаковые. В таком случае у всех пилотов есть одинаковый шанс победить в гонке.

Забыл сказать, что сам болид относится к катамаранам, по бокам у него расположены поплавки. Передние части поплавков называются "рогами", они пластиковые, также как и нос кабины. В случае лобового столкновения они просто сминаются и потом заменяются на новые.

У поплавков есть небольшой секрет. Эта крышечка в передней части поплавка скрывает отверстие, которое заполняется свинцовыми шайбами.

В задней части поплавка тоже есть такая крышка. Зачем они нужны? Дело в том, что по правилам гонок, болид во время старта должен весить не менее 500 кг. вместе с пилотом. В случае, если лодка легче, то ее утяжеляют этими самыми свинцовыми шайбами. Если этого недостаточно, то позади пилота тоже куча свободного места. Говорят, что помогает)

Кроме всего прочего, это действующий болид, который принимает активное участие в гонках, и даже занял в прошлом году третье место в гонках "24 часа в Руане", которые по масштабу можно сравнить с легендарной сухопутной гонкой "24 часа Ле-Мана".

Ну и конечно о самой команде, которая представляет гонки на воде от лица России - New Star Racing Team. Это частная гоночная команда, созданная в 2007 году Андреем Киташевым, который в том же году завоевал титул Чемпиона Мира в гонке «24 часа Санкт-Петербург», что и подтолкнуло его создать собственную команду. За семь лет, что существует команда, она обрела опытных гонщиков и завоевала титулы чемпионов мира 5 раз и Европы 3 раза! Не говоря уже о призовых местах в престижных гонках, таких как "королевская гонка" - National Cup.

Отдельное спасибо неоднократному чемпиону Дмитрию Вандышеву, который и рассказал мне о болиде и о гонках. Можно сказать, что мне повезло застать его в России, так как большую часть времени пилоты команды проводят на сборах или на соревнованиях, которые проходят за рубежом. Этот болид скорее всего уже уехал за границу, так как это действующая машина, не макет.

Ты уже знаешь, что невесомость – это нормальное положение вещей в космосе. Космонавтам, находящимся в полете, приходится достаточно сложно – ведь очень тяжело поесть или попить, когда продукты и вода буквально улетают из-под носа. Именно поэтому еда и поставляется на космический корабль в тюбиках или крошечных упаковках на один укус.

Что интересно, на орбите солнце всходит и заходит каждые 90 минут, поэтому астронавты могут наблюдать явление рассвета аж 16 раз за сутки !

Из-за этих причин спать в космосе очень тяжело. Но ведь человек не робот и отдых ему крайне не обходим. Давай попробуем понять, как же спят космонавты в космосе.

Время для отдыха космонавтов.

Как уже говорилось выше, солнце в космосе всходит 16 раз в сутки. Как при таком режиме выбрать время для отдыха? Все просто – космонавты стараются придерживаться «земного расписания» и отдыхают тогда же, когда спим и мы – во время ночи на Земле.

Место для сна космонавтов.

Если на Земле мы точно знаем, что кровать стоит на полу, то в невесомости это абсолютно не важно – будь она на стене или потолке. Но человеку все-таки удобнее вести привычный образ жизни.Так называемые кровати, а это в космосе ни что иное, как спальные мешки, крепят к стене, на подобии полок в купе поезда. Почему к стене? В условиях ограниченного пространства расположить все предметы быта на полу просто невозможно, а ввиду невесомости и не нужно.

Космонавты во время сна принимают позу, похожую на эмбрион в утробе матери. Ученые доказали, что это самая удобная поза для сна в условиях с нарушенной гравитацией.

Космонавт готовится ко сну.

Итак, человек собирается спать. Самое главное – зафиксировать свое тело в позе младенца. Ты никогда не задумывался, почему пеленают маленьких детей? Ребенок, находясь в животе у мамы, подобен космонавту в невесомости. И когда он появляется на свет, проходит какое-то время, прежде чем организм привыкнет к жизни на Земле, где действует сила тяжести . Именно поэтому маленьких деток и пеленают, чтобы они сами себя не разбудили, дергая ручками и ножками. Так же происходит и с космонавтами в полете – если не «спеленать» себя надежно, то никогда и не выспишься.

На орбите восход и закат солнца происходит каждые 1,5 часа. За день у космонавтов 16 рассветов.

Комнаты отдыха на космических станциях.

Разработчики космических кораблей и станций стараются предусмотреть все, чтобы хоть немного облегчить жизнь космонавтов на борту. Поэтому на кораблях делают специальные каюты для отдыха. Человек может там разместить любимые вещи и фотографии родных. Но самое главное, в этих каютах нет иллюминаторов. Это сделано специально, чтобы космонавта не будили постоянные рассветы.