Иногда посреди разговора человек может употребить фразу, которая кажется совсем бессмысленной в данной ситуации. Пример тому: «А был ли мальчик?» - откуда фраза, и каким образом она может относиться, к примеру, к поиску потерявшейся в гараже отвертки?

Цитата Бориса Годунова

История нашего государства насчитывает не одну сотню лет. Можно вспомнить примеры хороших правителей и не очень, моменты величия и упадка. Мнения о правлении Ивана Грозного ходят совсем разные, но об этом самодержце хоть что-то знает каждый россиянин:

  1. У царя была жена, которую он сослал в дальний монастырь, так как она не могла родить ему наследника.
  2. Совершенно внезапно сосланная женушка родила ребенка.
  3. Желая укрепить свои позиции, Годунов попытался выяснить, так ли это ? Не самолично, конечно же, при помощи своих людей.
  4. Через пару месяцев столицу потрясла новая весть - младенец умер, упав на ножи.
  5. Уже в те времена такие заявления встречались, мягко говоря, с недоверием.
  6. Пытаясь обелить себя, Борис Годунов впервые использовал ту самую фразу, о мальчике.
  7. Вполне возможно, что никакого ребенка действительно не существовало. Просто жена попыталась отомстить своему мужу, таким вот незатейливым образом.

В любом случае, все подобные утверждения уже невозможно проверить . Зачастую такие истории доходят из литературных, а не исторических источников. А потом пойди пойми, автор развлекался со своей фантазией или описывал реальные факты.

Слова Максима Горького

В двадцатом веке наш «мальчик» появился в одном из произведений Горького. Оно было написано и издано уже в Советской России, многие его читали: «Жизнь Клима Самгина »:

  • В один из морозных зимних дней главный герой отправился на речку.
  • С собой он взял двух детей, девочку и мальчика.
  • Проблемы с присмотром за детьми были во все времена, вот и Клим не углядел за малышами, они пошли под воду и утонули.
  • Впоследствии нашли только девочку, а мальчик в буквальном смысле пропал.
  • Этого оказалось достаточно для персонажей, чтоб задаться вопросом - а был ли мальчик?

Немного наивно, глупо и отчасти жестоко, учитывая все страданий главного героя. Но с другой стороны, куда могло деться тело? Река небольшая, рано или поздно его должно было куда-то вынести. Если этого не произошло, может, мальчика действительно и не было?

Может, испытав такое нервное потрясение, сознание Клима просто придумало еще одного ребенка, как дополнительную надежду? В любом случае, классику русской литературы надо знать, так что знакомство с этим произведением рекомендуется всем и каждому. Только надо учесть, что Горький писал не самые жизнерадостные и жизнеутверждающие книги .

С другой стороны, обратная сторона общества и неудачи героев могут послужить стимулом для читателя к активной и плодотворной деятельности.

Альбом Пугачевой и смысл высказывания

Свою дань уважения отечественной истории и литературе дала и современная эстрадная исполнительница - Пугачева. Один из ее альбомов так и называется: «А был ли мальчик?».

Такие уж особенности современной культуры, каждый пытается показать, что он что-то знает, продемонстрировать свое всестороннее развитие. Тем не менее, фраза популяризировалась и вошла в обиход большей части населения.

Теперь ее используют:

  1. Когда пытаются выразить сомнение.
  2. Когда не верят тому, что говорит собеседник.
  3. Когда пытаются продемонстрировать свою неспособность что-то найти и решить проблему.
  4. Когда со скептицизмом обсуждают посторонних людей.

Если это говорят, в ответ на какие-то ваши утверждения, на такое не грех и обидеться. Конечно же, можно привести какие-то дополнительные аргументы, использовать всю свою убедительность и заставить склониться к вашим выводам. Но лучше быстро поставить человека на место, с чего бы собеседник вообще сомневался в правдивости ваших слов или в адекватности восприятия? Это, как минимум, не очень красиво.

Что было хорошего в воспитании спартанских мальчиков?

Во все времена мальчикам жилось не так уж весело, даже если они не падали на ножи. В Спарте падения были еще опаснее, ведь подчас новорожденных скидывали прямо с горы. Но только в том случае, если у ребенка были видимые дефекты или он был слабым и болезненным.

А выжившие порой завидовали мертвым, ведь система воспитания в древнем городе-государстве была не для неженок:

Преимущества спартанского воспитания

Недостатки спартанского воспитания

С юных лет детей готовили к военному делу, каждый знал свое ремесло.

Жестокость проявлялась к детям с самых ранних лет.

Постоянные тренировки помогали выжить в бою, в зрелом возрасте.

Массово нарушались принципы классической семьи.

Жизнь в те времена была «не сахар», детей готовили к жестокой реальности.

Из детей, которые не знали любви и ласки, редко вырастали поэты и художники.

Спартанцы вошли в историю именно благодаря воспитанию и дисциплине.

«Излишняя» ученость не приветствовалась, темпы развития замедлялись.

Сейчас современные дети могут только порадоваться, что никто не воспитывает их в таких суровых условиях. К счастью, и времена сейчас совсем другие. Хотя, в последнее время количество «горячих точек» на планете резко увеличилось. И речь идет уже не только о каких-то далеких краях.

А был ли мальчик на самом деле?

На вопрос о происхождении фразы можно ответить тремя способам и:

  • Ее сказал Годунов, оправдывая «несчастный случай», с падением ребенка царицы на ножи.
  • Это цитата из Максима Горького. Почитайте его «Жизнь Клима Самгина».
  • Так назвала один из своих альбомов Алла Пугачева.

В принципе, уже по тому, какой ответ даст собеседник, можно сделать о нем некоторые выводы. Но не стоит поспешно судить о людях, ведь большинство употребляет образные выражения и крылатые фразы, даже не задумываясь о первоначальном смысле и истоках происхождения.

Их сложно в этом винить, ведь русский язык многогранен , а наша культура слишком богата, чтобы знать все цитаты великих людей. Так что не печальтесь и не стыдитесь, незнания чего-то, в этом нет ничего постыдного. Если вы хотите узнавать что-то новое - это прекрасно, такое желание компенсирует многие пробелы и недостатки.

Мы часто используем образные выражения, к примеру: «А был ли мальчик?» - откуда фраза скажут только историки. Да и то они не будут на все 100% уверены, учитывая, сколько столетий, прошло с момента смерти Годунова.

Видео о значении фразы

В этом видео Антон и Петр Староусовы расскажет о значении фразы «А были ли мальчик?», к чему и в каких ситуациях это употребляется:

А был ли мальчик? (фраза полностью: да был ли мальчик-то, может, мальчика-то и не было) — угрызения совести. Стремление забыть, изгнать из памяти постыдный, низкий поступок, совершенный в прошлом. По крайней мере, М. Горький в романе «Жизнь Клима Самгина» , откуда эта фраза , имеет ввиду именно мучительное от невозможности исправить осознание вины.

В детстве Клим Самгин вместе с приятелями пошел кататься на коньках на реку. Лед под его знакомым треснул и тот ушел под воду. Клим пытался оказать помощь, бросил ему ремень

«Борис поймал конец ремня, потянул его и легко подвинул Клима по льду ближе к воде, – Клим, взвизгнув, закрыл глаза и выпустил из руки ремень. А открыв глаза, он увидел, что темно-лиловая, тяжелая вода все чаще, сильнее хлопает по плечам Бориса, по его обнаженной голове и что маленькие, мокрые руки, красно́ поблескивая, подвигаются ближе, обламывая лед. Судорожным движением всего тела Клим отполз подальше от этих опасных рук, но, как только он отполз, руки и голова Бориса исчезли, на взволнованной воде качалась только черная каракулевая шапка, плавали свинцовые кусочки льда и вставали горбики воды, красноватые в лучах заката. Клим глубоко, облегченно вздохнул, все это страшное продолжалось мучительно долго. Но хотя он и отупел от страха, все-таки его удивило, что Лидия только сейчас подкатилась к нему, схватила его за плечи, ударила коленом в спину и пронзительно закричала:
– Где… где они?
Клим смотрел, как вода, успокаиваясь, текла в одну сторону, играя шапкой Бориса, смотрел и бормотал:
– Она его утопила… Он кричал – пусти, ругал ее. Ремень он вырвал…
Лидия, взвизгнув, упала на лед.
Лед скрипел под коньками, черные фигуры людей мчались к полынье, человек в полушубке совал в воду длинный шест и орал:
– Разойдись! Провалитесь. Тут глыбко, господа, тут машина работала, али не знаете!
Клим стал на ноги, хотел поднять Лиду, но его подшибли, он снова упал на спину, ударился затылком, усатый солдат схватил его за руку и повез по льду, крича:
– Разгоняй всех!
А мужик, размешивая шестом воду, кричал другое:
– Образованные господа, распоряжаитись, а закону не знайте…
И особенно поразил Клима чей-то серьезный, недоверчивый вопрос:
– Да – был ли мальчик-то, может, мальчика-то и не было?
«Был!» – хотел крикнуть Клим и не мог.
Очнулся он дома, в постели, в жестоком жару»

В романе Клим Самгин вопрсом «а был ли мальчик» озадачивается много раз.

«Ужас, испытанный Климом в те минуты, когда красные, цепкие руки, высовываясь из воды, подвигались к нему, Клим прочно забыл; сцена гибели Бориса вспоминалась ему все более редко и лишь как неприятное сновидение. Но в словах скептического человека было что-то назойливое, как будто они хотели утвердиться забавной, подмигивающей поговоркой: «Может, мальчика-то и не было?»

И более тривиальное объяснение — сомнение в существовании самой проблемы :

«Да, палеолитическое искусство не было связано с магией. С этим он был вынужден … согласиться…. Но тогда он высказал не новую, но дерзкую мысль: а существовало ли вообще искусство в столь отдаленную от нас эпоху? «Был ли мальчик? А может, мальчика не было» (Г. Гор «Ошибка профессора Орочева»)

«Жизнь Клима Самгина»

Горький считал этот роман лучшей своей книгой. Создавал его с 1925-го и до самой смерти в 1936 году. В книге описываются события 40 лет новейшей российской истории от 80-х годов до 1918-го. Главная идея романа — обозначение человека, который только рассуждает, но ничего не делает. «Самгин — главный герой русской предреволюционной реальности, пошляк, который знает всё обо всем, но ничем не увлечен, ничего не умеет и втайне презирает всех; жертва всех модных поветрий — от социальной до сексуальной революции, но ни одному увлечению не отдающийся вполне, хотя знает, как быть правым в любых обстоятельствах. Первоначальное заглавие книги — «История пустой души» (Дм. Быков «А был ли Горький?»)

Выражение «А был ли мальчик?» довольно часто встречается в русском языке. Мы употребляем его порой бездумно, иногда осторожно, совершенно не вкладывая в него того смысла и значения, которые были ему присущи изначально. Эта фраза применяется обычно при схожих обстоятельствах, когда подразумевается наличие некоторого сомнения в существовании определенного объекта. Тем самым мы словно спрашиваем окружающих о том, действительно ли существовало то, о чем идет речь.

Иногда люди повторяют данное выражение, обращаясь к самим себе. Между тем многих людей интересует, откуда фраза «А был ли мальчик?» Быть может, ее придумали не нарочно и совершенно не наделяли тем смыслом и значением, которое мы придаем в настоящее время.

Происхождение

Максим Горький в романе «Жизнь Клима Самгина» рассказывает историю человека, который спустя большой промежуток времени анализирует прошлые события и осознает свою вину. Персонаж не находит выхода из сложной ситуации, по его вине погибает маленький человек. Совершенную когда-то ошибку уже невозможно исправить, но как защитная реакция возникает фраза: «А был ли мальчик?» Таким образом, главный герой стремится оправдать собственное бездействие и малодушие. Переживания Клима Самгина, связанные с прошлым, показывают, как зарождается в человеке стремление оправдать себя, рационализировать любые нехорошие поступки. Персонаж книги осознает, что когда-то повел себя весьма недостойно, однако ему необходимо сохранить терпимое отношение к собственной личности.

Исследователи в области истории утверждают, что впервые это выражение употреблялось применительно к царевичу Дмитрию. Многие обвиняли в смерти младенца Бориса Годунова, на что он совершенно открыто вопрошал такой фразой: «А был ли мальчик? Кто сказал, что он существовал?» В результате мы до сих пор не знаем, какова реальная правда развития событий далекого прошлого. Вот откуда фраза «А был ли мальчик», столь знакомая каждому человеку. В настоящее время люди употребляют ее в разных случаях, иногда совершенно не к месту. Просто она у всех на слуху, и каждый человек ее знает.

Выражение сомнения

Когда люди употребляют данное выражение в своей речи, они чаще всего не задумываются над тем, почему его произносят. Что руководит ими? Просто это уже стало привычкой. Когда имеет место сомнение в чем-то, многие начинают прибегать к употреблению именно этого сочетания слов, не задумываясь над тем, откуда фраза «А был ли мальчик?»

Обозначенное сомнение посредством употребления этой фразы чаще всего подразумевает под собой риторический вопрос. То есть никто не ожидает услышать ответ на столь известное выражение. Оно выглядит достаточно обтекаемым и целостным. Замечено, что когда люди его слышат, то невольно начинают улыбаться и ухмыляться. Иногда после произнесения данной фразы все сказанное ранее воспринимается легче, становится сродни шутке.

Сожаление

Подобно тому, как Клим Самгин терзался чувством вины за свой давнишний поступок, люди часто прибегают к употреблению этой фразы в моменты серьезных внутренних терзаний. Она позволяет им закрыться от собственных мыслей, не слышать надрывного голоса, исходящего из глубины души. Когда проблема уже становится очевидной, начинают появляться определенные мысли по поводу правильности когда-то принятого решения. Сожаление становится своеобразной защитной реакцией, позволяющей хоть как-то облегчить свои душевные переживания.

Если люди не хотят обнаруживать перед окружающими столь неприглядное внутреннее состояние, то немедленно придумывают себе дополнительное оправдание, прикрытое сожалением. В противном случае человек не смог бы остаток существования прожить спокойно, без сильных угрызений совести.

Чувство вины

По своей природе оно представляет собой серьезную нагрузку на психику. На самом деле чувство вины весьма разрушительно действует на человека. Когда отсутствует возможность как-то исправить ситуацию, самые лучшие качества начинают подавляться, поскольку не могут быть реализованы. Чувство вины заглушает даже невероятно трепетные переживания и побуждает человека сосредоточиться на негативных моментах.

Некоторые люди с появлением определенного недовольства собой пытаются всячески помогать другим людям. Это поддерживает не во всех случаях, тем более что человек часто начинает совершать подобные шаги неосознанно.

Вместо заключения

Таким образом, корни у этого выражения глубоко исторические. Максим Горький нашел ему отличное применение в своем романе «Жизнь Клима Самгина», откуда фраза «А был ли мальчик?» и продолжила свое развитие. Даже те, кто не читал книгу, отлично понимают смысл приведенного высказывания. Просто оно действительно говорит само за себя. Сегодня употребление данного выражения часто встречается в контексте сравнительного анализа и отражает неуверенность в каких-то событиях далекого прошлого.

Существует две версии происхождения данной фразы: историческая и литературная.
Историки приписывают фразу «А был ли мальчишка?» Борису Годунову. Когда погиб принц Иван у Ивана Сурового остался только один наследник – Федор, однако он был слаб здоровьем и разумом. Борис Годунов выдал за Федора свою сестру Иру, чтоб быть ещё поближе к власти. Иван суровый выслал свою супругу Соломонию Сабурову в ссылку в далекий монастырь за то, что она не имела возможность иметь малышей. Однако через некое время из монастыря пришла известие, что королева родила отпрыска Дмитрия. Чтоб проверить эту информацию, Борис Годунов послал в монастырь собственных людей. Однако когда они туда приехали, оказалось, что малыш свалился, или на ножик, или на ножницы и погиб. Многие тогда стали инкриминировать Годунова в погибели малыша, на что он отговаривался «А был ли мальчишка?» подразумевая, что опальная королева все придумала, чтоб отомстить Ивану Суровому. Кстати, история умалчивает, был ли по сути мальчишка.

Нередко приходится слышать крылатую фразу «А был ли мальчишка?» Обычно ее употребляют в ситуации сомнения по поводу существования объекта спора. Откуда же она взялась, что так прочно вошла в нашу речь?

Более широкую известность фраза «А был ли мальчишка?» заполучила после выхода романа М.Горьковатого «Жизнь Клима Самгина». По сюжету главный герой отчаливает с 2-мя детками мальчуганом и девченкой кататься на коньках и в некий момент дети проваливаются в полынью и утопают. Девченку отыскали, а мальчугана нет. В бессилии от бесплодных поисков в голове Клима вдруг звучит вопрос "Да был ли мальчик-то, может, мальчика-то и не было?"

В эту формулировку заместо «мальчика» нередко подставляют любые другие слова, зависимо от объекта, существование которого вызывает сомнения.

Материалы предоставлены с Интернет-сайта www.otvetin.ru

В именах прилагательных одна буква Н пишется в суффиксах -ИН-, -АН-, -ЯН-.

Например: лебединый (в суффиксе -ИН - пишется одна буква Н), кожаный (в суффиксе

-АН- пишется одна буква Н), шерстяной (в суффиксе -ЯН - пишется одна буква Н).

Запомнить три суффикса, в которых пишется одна буква Н, очень легко. Надо знать первую букву алфавита и последнюю - А и Я . Добавляем к ним по одной букве Н и получаем суффиксы - АН, ИН, ЯН .

Можно выучить стишок, который поможет запомнить суффиксы имен прилагательных, которые пишутся с одной буквой Н.

Для прилагательных давно

Записано в ученых книжках,

Когда АН, ИН, ЯН , то Н одно

И больше никаких излишков.

Суффикс -ИН- называют «звериным».При помощи суффикса ИН образуются имена прилагательные от одушевленных существительных, обозначающих животных, насекомых, птиц.

МЫШИН ЫЙ = МЫШЬ + ИН

КОМАРИН ЫЙ = КОМАР + ИН

СОЛОВЬИН ЫЙ = СОЛОВЕЙ + ИН

В прилагательных МЫШИН ЫЙ, КОМАРИН ЫЙ, СОЛОВЬИН ЫЙ пишется «звериный» суффикс -ИН - с одной буквой Н.

Суффиксы -АН-, -ЯН - пишутся в именах прилагательных, обозначающих материал, из которого сделан предмет:

КОЖАН ЫЙ= КОЖА + АН

ПЕСЧАН ЫЙ= ПЕСОК + АН

СЕРЕБРЯН ЫЙ= СЕРЕБРО + ЯН

ШЕРСТЯН ОЙ= ШЕРСТЬ + ЯН

ГЛИНЯН ЫЙ = ГЛИНА + ЯН

Имена прилагательные КОЖАН ЫЙ, ПЕСЧАН ЫЙ, СЕРЕБРЯН ЫЙ, ШЕРСТЯН ОЙ, ГЛИНЯН ЫЙ пишутся с одной буквой Н, так как суффикс в них начинается с букв А, Я .

Следует запомнить три прилагательных, суффикс которых начинается с буквы Я, но букв Н в нем пишется не одна, а две. Это слова-исключения: ДЕРЕВЯНН ЫЙ, ОЛОВЯНН ЫЙ, СТЕКЛЯНН ЫЙ.

Запомнить слова-исключения помогает следующая загадка про ОКНО:

поверхность стеклянная, рама деревянная, ручка оловянная.

2. Две буквы НН в суффиксах прилагательных

Две буквы Н пишутся в именах прилагательных, суффиксы которых начинаются с буквы О или Е. Например, РЕДАКЦИОНН ЫЙ, ТРАДИЦИОНН ЫЙ, СОЛОМЕНН ЫЙ, КЛЮКВЕНН ЫЙ.

Запомнить суффикс -ОНН- с НН помогает ООН - Организация Объединенных Наций .

Известно, что суффикс -ОНН - - фанат ООН .

Он во всем стремится быть максимально похожим на ООН. Правда, разница между ними заметна сразу: у суффикса -ОНН- две буквы Н, а у его кумира ООН две буквы О.

С помощью суффикса -ОНН -, в котором пишутся две буквы Н, образуютсяимена прилагательные чаще всего иноязычного происхождения . Например, КОМИССИОНН ЫЙ, РЕДАКЦИОНН ЫЙ, ТРАДИЦИОНН ЫЙ, РЕВОЛЮЦИОНН ЫЙ

Две буквы Н пишутся в суффиксе -ЕНН-.

Имена прилагательные с суффиксом -ЕНН - чаще всего образуются от существительных, основа которых оканчивается на несколько согласных: ИСКУССТВЕНН ЫЙ, КЛЮКВЕНН ЫЙ, ЖИЗНЕНН ЫЙ, ОГНЕНН ЫЙ, БОЛЕЗНЕНН ЫЙ.

В русском языке есть слово-исключение, суффикс которого начинается с буквы Е, однако букв Н в нем пишется не две, а одна. Это слово ВЕТРЕНЫЙ.

ВЕТРЕНЫЙ ДЕНЬ

ВЕТРЕНЫЙ ЮНОША

В слове ВЕТРЕНЫЙ пишется одна буква Н!

Однако если в слове ВЕТРЕНЫЙ появляется приставка БЕЗ, то букв Н согласно правилу пишется две.

БЕЗВЕТРЕННАЯ НОЧЬ (в слове есть приставка)

Запомнить правописание слов ВЕТРЕНЫЙ и БЕЗВЕТРЕННЫЙ помогает следующее стихотворение.

ВетрЕНый юноша, ветрЕНый день!

Запомнить можно без труда:

Одну лишь Н пишу всегда!

БезветрЕННые утро, день иль ночь!

Не применяя правил знанья,

Пиши две Н без колебанья!

3. Две буквы Н на стыке морфем

Две буквы Н пишутся в именах прилагательных, образованных при помощи суффикса Н от существительных с основой на букву Н.

РАВНИННЫЙ = РАВНИН А+ Н

ДЛИННЫЙ = ДЛИН А + Н

ИСТИННЫЙ = ИСТИН А + Н

ДИКОВИННЫЙ= ДИКОВИН А + Н

БЛИННЫЙ = БЛИН + Н

Следующее стихотворное правило помогает написать в имени прилагательном удвоенную букву Н.

ТумаН одно имеет Н,

Но если город стал тумаН+Ный,

В основе Н и суффикс Н,

И получается НН,

Запомни этот случай странный.

4. Следует запомнить

В русском языке есть несколько слов, не имеющих суффикса Н и очень от этого страдающих. Эти слова часто путают и ошибочно пишут в них удвоенную НН.

Запомните: в словах ЕДИНЫЙ, ЗЕЛЕНЫЙ, ПРЯНЫЙ, РУМЯНЫЙ, ЮНЫЙ, СВИНОЙ пишется одна буква Н, которая является частью корня.

5. Анализируем примеры

Определим, сколько букв Н пишется в следующих именах прилагательных и почему.

ГУСИНЫЙ (в этом слове имеется «звериный» суффикс -ИН -, в котором пишется одна буква Н),

ТЕЛЕФОННЫЙ (это прилагательное образовано от существительного ТЕЛЕФОН, основа которого оканчивается на букву Н. Прибавляется суффикс Н. Поэтому слово ТЕЛЕФОННЫЙ мы пишем с двумя буквами Н),

СОЛОМЕННЫЙ (суффикс этого прилагательного начинается с буквы Е, поэтому мы пишем НН),

ЛЬНЯНОЙ (суффикс этого прилагательного начинается с буквы Я и обозначает материал, из которого сделан предмет, поэтому пишем одну букву Н),

ВЕТРЕНЫЙ (это слово-исключение, в котором пишется одна буква Н),

ИНФЕКЦИОННЫЙ (суффикс этого прилагательного начинается с буквы О, поэтому мы пишем НН),

СТЕКЛЯННЫЙ (это слово-исключение, которое входит в загадку про окно; поэтому пишем НН).

6. Алгоритм написания Н, НН в суффиксах прилагательных

Выбирая Н, НН для написания в суффиксе, можете воспользоваться алгоритмом.

Таблица 1. Алгоритм написания Н, НН в суффиксах прилагательных ()

7. Н, НН в кратких именах прилагательных

Следует запомнить, что в кратких именах прилагательных пишется столько же Н, сколько и в полных: традиционная - традиционна, умная - умна.

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс / Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.
  2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 кл. - М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2010.
  1. Опорная таблица ().
  2. Презентация ().
  3. Дополнительное упражнение ().

Домашнее задание

Задание №1

Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы Н или НН. Обоснуйте ответ.

Ю..ый, ю..ат, серебря..ый, авиацио..ый, дли..ый, оловя..ый, пря..ый, урага..ый, дискуссио..ый, лебеди..ый, ветре..ый, ветря..ой, безветре..ый, осе..ий, утре..ий, утре..ик, стекля..ый, труже..ик, серебря..ый, серебря..ка, бессребре..ик, семе..ой, ледя..ой, клюкве..ый, конопля..ый, конопля..ик, воробьи..ый, соловьи..ый, стреме..ой, семе..ой, краснознамё..ый, торжестве..ый, жизне..ый, стари..ый, гости..ая, гости..ица, масле..ый, масле..ица, ветре..ица, ва..ая, пле..ый, це..ый, пья..ый, рья..ый, румя..ый, румя..а, огне..ый, песча..ый, ремесле..ый, второстепе..ый, пенсио..ый, глиня..ый, звери..ый, потомстве..ый, драгоце..ый, бульо..ый, плоскодо..ый, полуде..ый, дикови..ый, недюжи..ый, овчи..ый, инфекцио..ый, сочувстве..ый, семистру..ый, бесчисле..ый, дружестве..ый, овся..ый, единовреме..ый, муравьи..ый, маши..ый, мыши..ый, сви..ой, свини..а, дровя..ик, нефтя..ик, мали..ик, оси..ик, ряби..ик, дружи..ик, моше..ик, ветре..ик, сторо..ик, смышлё..ый, ко..ица, подветре..ый, песча..ик, путешестве..ик, влася..ица, више..ик, выветре..ый, куре..ой (атаман).

Задание №2

Заставьте заговорить «молчащую» таблицу: на месте пропусков запишите необходимые слова. Выпишите из стихотворений прилагательные с изученной орфограммой.

1. Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,

Как месяца луч в углубленье дупла.

Ему заменяли овчи…ую шкуру

Осли…ые губы и ноздри вола.

Б. Пастернак

2. И стоит берёза в со…ой тишине,

И горят снежинки в золотом огне.

С. Есенин

3. Ты любишь ледя…ой январь,

Безветрье, стужу зверскую.

А я - лютующий февраль,

Метель, позёмку дерзкую.