Установлено, что область видения глаз не ограничивается только фиксационной линией движения глаз по строчке, а образует значительное "поле зрения" в несколько строчек выше и ниже читаемой, фиксируемой глазом.

Строчки, лежащие выше или ниже читаемой, воспринимаются в "боковых полях видения".

Спрашивается, какое значение имеют эти "боковые поля видения" для взрослого чтеца или школьника, который готовится к поступлению в ВУЗы Польши , России, Европы или США?

Опыты с устранением таковых полей показали, что взрослый читатель, ограниченный в своем поле чтения лишь одной строчкой, испытывает какую-то беспомощность в понимании читаемого текста.

Дело в том, что боковые или косвенные поля видения, давая возможность оглядываться на пройденный путь и заглядывать в дальнейший, ориентируют читателя в содержании цельного воспринимаемого текста, помогая в установлении связи между читаемыми словами и даже фразами.

Иную картину мы видим в чтении ребенка. Прежде всего глаз его движется не скачками или толчками, как у взрослого, а равномерно от буквы к букве, делая на строчке столько остановок, сколько имеется буквенных значков. При этом поле чтения ребенка суживается до одной воспринимаемой в фиксационной линии движения глаз строчки, а боковые поля видения, давая ряд фиксационных, мешающих раздражений, не только не помогают акту чтения, а расстраивают его, отвлекая глаз к этим мешающим фиксационным раздражениям.

Оценивая с точки зрения добытых экспериментальной педагогикой данных относительно актов чтения взрослого и ребенка как методы обучения грамоте, так и пособия для чтения (буквари и азбуки), мы должны прежде всего принять общее положение, что целью обучения грамоте является приведение ребенка (начинающего) к типу чтения грамотного, т. е. выработать в нем уменье читать целыми словами, приучить его глаза к таким же движениям при чтении, какие совершают глаза грамотного человека.

Почти все издававшиеся до недавнего времени азбуки и буквари в этом отношении резко противоречили тем требованиям, какие должны быть к ним предъявлены с указанных точек зрения.

Раскройте первые страницы любого букваря: вы здесь найдете все, что развлекает внимание маленького читателя, целый ряд мешающих раздражений, отвлекающих глаз от фиксационной линии чтения. Тут и буквы разного формата, величины и шрифтов, тут и рисунки, и образцы прописи! И самая фиксационная линия читателя явится не такой, к какой должен бы привыкать глаз читающего: эта линия не ведет глаз читателя от левого края строчки к правой, а ведет по вертикальной линии сверху вниз.

Знаменитые столбцы слов в букварях распространенного типа не способствуют выработке нужных навыков движения глаз при чтении. Не находит для себя места и поводов в этих букварях и упразднение боковых или косвенных полей видения, имеющих важное значение в ориентировании читателя в содержании читаемого материала.

В самом деле, какой повод для ориентирования в тексте читаемого могут дать слова столбцов букварей?

Редкие из старых азбук и букварей удовлетворяли указанным условиям. Можно указать на два классических пособия, которые удовлетворяли многим и главнейшим из перечисленных требований, это — "Родное Слово" Ушинского и "Новая Азбука" Л.Н. Толстого. Из современных пособий, по мнению П. О. Афанасьева, более или менее удовлетворяет указанным условиям букварь Фортунатовой и Шлегер "Шаг за шагом".

В издаваемом Государственным Издательством букваре П. О. Афанасьева "Читай, пиши, считай", автор его стремился согласовать как внешнюю сторону, так и внутреннее содержание с приведенными требованиями.

Из рассмотренного видно, что все те явления, с которыми мы имеем дело в книге, — восприятие напечатанных слов, выделительных конструкций, восприятие объектов изобразительной графики, — всё это получает должное объяснение в свете структурной психологии.


Обсуждение (комментариев 0) :

Порой случается так, что возникает необходимость докричаться до другого человека, находящегося на большом расстоянии, а мобильного телефона под рукой нет. Или он находится вне зоны доступа сети. Обычно приходится складывать руки рупором и надрывать голосовые связки, чтобы таким образом пытаться докричаться до удалённого собеседника или даже до целой группы людей.

Факторинг представляет собой комплекс финансовых услуг для производителей и поставщиков, ведущих торговую деятельность на условиях отсрочки платежа. Отдельные черты факторинга можно найти ещё в Древней Месопотамии эпохи царя Хаммурапи - около 2000 лет до нашей эры, и в Древнем Риме, когда торговцы применяли его в своей деятельности. Определённый этап в развитии факторинга связан с появлением в Англии в XVII веке «Дома факторов», когда многие крупные европейские торговые дома имели своих представителей в колониях-факториях. Бурное развитие факторинговой деятельности наблюдалось в Северной Америке во второй половине XIX века.

Срубами на Руси назывались деревянные сооружения, стены которых собирались из обработанных брёвен. Так строились избы, храмы, башни деревянных кремлей и другие сооружения деревянного зодчества. Строится дом-сруб и различные ограждения из дерева для террасы из брёвен хвойных и лиственных пород. Такая древесина должна быть сухой, без гнили, трещин, грибка и не заражёна жуком-древоедом.

Прошли времена, когда в СССР гражданам выделялись участки земли от 4 до 6 соток под огороды, на которых разрешалось строить одноэтажный домик размером не более 3 на 5 метров - своеобразный хозблок дачный для хранения садового инвентаря и другой дачной утвари круглогодично. Зато ещё тогда ко многим огородным участкам подводилось электричество, а водоснабжение на огородах обеспечивалось подведением труб с водой или рытьём колодцев.

Восприятие человеком информации осуществляется посредством его органов чувств. В этом отношении все они играют существенную роль, но зрение и слух выступают в этом отношении особенно важными, потому что посредством их человек получает основную часть информации.

Острота зрения в большой степени определяется особенностями зрительного анализатора, однако она связана также и с увеличением яркости фона. При уменьшении же контрастности между рассматриваемыми объектами и фоном, на котором они находятся, острота зрения снижается.

Именно в результате ограниченности остроты зрения человека в больших аудиториях таблицы, как правило, не выполняют своего назначения в качестве наглядного средства обучения. Дело в том, что данные в них обычно представлены слишком мелким шрифтом, что затрудняет их восприятие. Величина букв на доске также играет немаловажную роль. Результаты специальных экспериментов показали, что если учащиеся находятся от доски на расстоянии 3 метра, для нормального восприятия величина букв на доске должна быть не менее 2 сантиметров. При увеличении же этого расстояния расстоянии до 6-7 метров буквы должны быть уже высотой не менее 5 сантиметров.

Для того, чтобы установить желаемый размер букв, которыми нужно писать на доске в данной аудитории, преподавателю можно измерить длину аудитории шагами и разделить это число шагов: женщине - на 4, а мужчине на 3, т.е. буква высотой в 1 см будет видна на расстоянии 4 женских или 3 мужских шагов.

Наилучшие результаты дает комбинированное воздействие визуальной и аудиальной информации , так как органы зрения и слуха увеличивают коэффициенты раздражителей, воздействуют на долговременную память. Исследования показали, что человек запоминает 15 % информации, получаемой им в речевой форме и 25 % – в зрительной; если же оба эти способа передачи информации используются одновременно, он может воспринять до 65 % содержания этой информации. Отсюда вытекает роль аудиовизуальных средств обучения (кино, учебное телевидение, компьютерные видеосюжеты в сопровождении речи и музыки). Согласно утверждениям Б.Г. Ананьева, через зрительную систему восприятие идет на трех уровнях: ощущение, восприятие и представление, а через слуховую систему – на одном уровне, на уровне представления. Это значит, что при чтении информация воспринимается человеком лучше, чем на слух.

Установлено, что до 20 % информации, поступающей через органы слуха, может утрачиваться, так как мысли человека текут в 8-10 раз быстрее, чем речь. Кроме того, всегда присутствуют отвлекающие факторы (реакция на внешние раздражители), к тому же через каждые 5 – 10 секунд мозг “отключается” на доли секунды от приема информации, именно поэтому требуется повторение одной и той же информации различными способами и лексическими средствами. Вообще же у каждого человека существует своя репрезентативная система, посредством которой он и воспринимает в большей степени получаемую информацию.

Восприятие человеком аудиальной информации в существенной мере зависит от свойств речи как процесса практического применения языка в целях общения с другими людьми, в том числе и педагогического общения и форм ее выражения. Эту зависимость можно представить с помощью рис. 57.

Восприятие визуальной информации зависит от удобочитаемости текста , от его расположения его на странице. Например, текст, напечатанный в узкий столбик, считывается медленнее, чем тот же текст, напечатанный более широким планом. Вертикальная линия текста считывается дольше, чем горизонтальная, хотя они могут быть равными по величине.

Линии, не имеющие перерыва, с плавными закруглениями считываются на 1/3 дольше, чем линия с резко выраженными углами. Следовательно, печатный текст будет читаться на треть быстрее, чем письменный. Не случайно на телеэкране срезаны углы. Это необходимо для того, чтобы не дать глазу выскочить за рамку, как бы “продлить” воображение.

Зрение требует группировки информации. Вертикально следует приводить нечетное число перечислений: 3, 5, 7. Наибольшее число вертикальных перечислений, которое запоминает человек, равно семи плюс-минус два (имен, наименований, характеристик). Установлено, что четное число вертикально записанных перечислений запоминается хуже.

Американские психологи определили, что лучше всего запоминается информация, расположенная на доске в правом верхнем углу. Ей принадлежит 33 % нашего внимания. Затем идут левый верхний угол доски (28 %), правый нижний (23 %) и левый нижний углы (16 %), как показано на рис. 58.

Рис. 58. Распределения внимания по зонам классной доски

Особое значение в восприятии текста играет цвет печати и цветовой фон . Как показали исследования, наиболее удобочитаемым является черный шрифт на белом фоне, затем следует черный набор на всех цветных фонах. Неудобочитаемы желтый шрифт на белом фоне и наоборот.

При подборе цвета в компьютерных программах для дисплея с цветным экраном важно знать, как влияет цвет на психику, а значит, и на восприятие информации. По мнению специалистов, к взаимодополняющим относятся три пары цветов: красный с зеленым, желтый с фиолетовым и синий с оран­жевым.

При таком сочетании цветов не возникает новых оттенков, а происходит лишь взаимное повышение насыщенности и яркости изображения. Цветовой контраст усиливается, если очертить буквы черным контуром, но ослабеет, если их очертить белым контуром.

Цвет оказывает влияние на психическое самочувствие учащихся, причем характер этого влияния зависит от их темперамента. Так, установлено, что зеленый и голубой цвета успокаивает сангвиника и холерика, клонят ко сну флегматика, располагают к замкнутости меланхолика. Замечено также, что красный и алый цвет действует возбуждающе на все типы центральной нервной системы.

Выделение шрифта другим цветом при чтении текста способствует закреплению материала в долговременной памяти. Чем короче, компактнее и выразительнее текст, тем больше шансов на то, что его прочтут и запомнят. Кроме того, экспериментально доказано, что студенты лучше понимают текст при дедуктивном способе изложения мыслей, характерном, прежде всего, для научно-технических текстов.

Для восприятия информации важен тип мыслительной деятельности. По данным нейропсихологов, 48 % людей мыслят логическим путем и 52 % – образным. При этом 24 % логически мыслящих людей переходят к образному мышлению и 26 % образно мыслящих людей переходят к логическому мышлению. Одному легче запомнить номера телефонов, другому – теорему, третьему – хронологию исторических событий. Большинство психологов считает, что сохранение того или иного материала в памяти человека тесно связано с характером восприятия мира, с типом мышления.

Восприятием принято считать целостное отражение мира, предмета, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Оно представляет собой активный процесс, связанный с выдвижением гипотез. Различные люди могут увидеть разное, даже рассматривая один и тот же объект. Это относится и к слуховому восприятию, и к восприятию речи. То, что видит или слышит человек, определяется не целиком тем, что ему показали и сказали. Он может не только не расслышать того, что было сказано, но и услышать не то, что было сказано. На восприятие существенно влияет то, чего ждет человек. Чем выше для студента вероятность того, что появится именно этот стимул и именно в этот момент, тем эффективнее его опознание, тем меньше времени требуется для его восприятия и опознания. Это обстоятельство нужно особенно учитывать в условиях, в которых есть те или иные помехи для рассматривания, изучения – ограничение вре­мени, недостаточно четкое, малоконтрастное, слишком мелкое изображение и т.д. Незнакомые для студентов термины преподаватель должен повторить несколько раз, записать, объяснить их значение.

Эффективность опознания наглядного материала существенно зависит как от вероятности, с которой студент ждет по­явления именно этого изображения, так и от значимости последнего в данных условиях. Сигнал опознается тем точнее, чем выше вероятностный прогноз его возникновения и чем больше его значимость.

Если перед показом учебного рисунка или графика внимание не привлечено к тому, что на этом изображении наиболее существенно, значимо, учащийся может просматривать изображение так, что увидит и запомнит как раз не то, ради чего преподаватель показал данный рисунок или график. Студенты по-разному воспринимают демонстрируемые изображения в зависимости от того, какова была информация, которую они получили от демонстрируемого на лекции материала.

Недопустимо сокращение времени, при котором обучаемый не успевает рассмотреть предлагаемый материал и про­делать с ним мысленно необходимые операции, например, сравнение частей, выделение главного.

Преподавателю необходимо помнить также о конкретном количестве наглядного материала на одно занятие, этот вопрос целесообразно решать в соответствии с психолого-педа­гогическими задачами, стоящими перед данным занятием. Иногда это может быть одна, тщательно подобранная иллюстрация, в других случаях – несколько.

Результаты специально проводимых экспериментов показали, что время, необходимое для операций сравнения наглядного материала, зависит от формы кодирования информации. Например, при графическом кодировании это время оказывается меньшим, чем при цифровом ее кодировании.

Кроме восприятия информации важнейшим показателем эффективности обучения выступает ее понимание . Сущностью понимания является способность человека постичь смысл и значение чего-либо, а также достигнутый благодаря этой способности результат. Понимание представляет собой достаточно сложный феномен, являющийся предметом изучения не только психологии и педагогики, но также и философии, истории, социологии и других дисциплин. Существует даже особая наука о понимании – герменевтика. Общие ее закономерности, примимые к процессам образования, составляют предмет сравнительно новой отрасли знания – психолого-педагогической гер­меневтики.

Исследованиями в этой сфере установлено, в частности, что понимание информации протекает успешнее, если она предъявляется преподавателем в четкой логической последовательности, теоретические положения иллюстрируются конкрет­ными примерами, учебный материал излагается на доступном уровне с учетом имеющихся знаний и уровня развития мышления обучаемых.

Восприятие и понимание студентом учебной информации определяется как психическими особенностями его личности и профессионализмом преподавателя, так и следующими свойствами самого изучаемого материала (рис. 59):


Рис. 59. Условия восприятия и понимания учебного материала

- формой учебного материала, которая может быть предметной, образной, речевой и символической;

- уровнем трудности учебного материала. Она зависит наряду с другими условиями от его связи с имеющимся у студентов опытом, знаниями и умениями;

- значением, важностью учебного материала. Оно может быть гностическим (познавательным), практическим (деловым), этическим (нравственным), социальным (общественным), воспитательным (педагогическим). Этот материал должен быть значимым для самого обучаемого, т.е. отвечать его интересам, целям и потребностям;

- осмыслением. Установлено, что осмысленный матери­ал быстрее и легче усваивается, длительнее и полнее сохраня­ется в памяти.

При организации и осуществлении учебно-воспитатель­ного процесса преподавателю необходимо учитывать также не­которые медико-биологические факторы, влияющие на процесс обучения.

На восприятие информации, обучение студентов существенное влияние оказывает состояние их здоровья, связанное с низкой реактивностью организма, его работой часто на предельных нагрузках, недосыпанием (нехватка только получаса сна в сутки снижает работоспособность студента на 10-20 %). Неудовлетворительному состоянию здоровья и чрезмерному утомлению обучаемых “способствует” также недостаток положительных эмоций, отсутствие удовлетворения результатами учебы, нарушение режима дня, гиподинамия – малоподвижность – самая тревожная болезнь века. Студенты подвержены также нервно-психическим заболеваниям. Причинами неврозов могут быть:

Социально-культурные факторы;

Психологические факторы, связанные с взаимоотношениями студентов в различных микрогруппах;

Психолого-педагогические факторы, отражающие непосредственно воздействие образовательного процесса (адаптационные трудности; несоответствие уровня требований в вузе начальной подготовке студентов; авторитарность преподавателя, конфликтные ситуации с ним; психическое, эмоциональное напряжение; повышение нервозности в период зачетов и экзаменов; чрезмерно большой объем информации; дефицит времени; снижение уровня мотивации к учебе из-за неудовлетворенности методами преподавания и другие).

Учитывая все это, преподаватель должен помочь студен­там научиться пережить все эти трудности, активизируя адап­тационные возможности организма студента, правильно орга­низуя процесс восприятия, освоения и воспроизведения инфор­мации, способствуя развитию их интереса к изучаемой дисци­плине.

Таким образом, успешность обучения и воспитания во многом зависят от преподавателя, от его умения сочетать профессиональные знания со знаниями педагогики и психологии, учета психофизиологических закономерностей восприятия информации студентами. Владея ими, преподаватель сможет организовать познавательную деятельность студентов по оптимальному варианту.

Ежедневно на каждого человека обрушивается огромное количество информации. Мы сталкиваемся с новыми ситуациями, предметами, явлениями. Одни люди без проблем справляются с этим потоком знаний и успешно используют его в своих интересах. Другие же с трудом способны запомнить хоть что-то. Во многом такая ситуация объясняется принадлежностью человека к определенному типу по способу восприятия информации. Если она подается в неудобной для человека форме, то ее обработка будет крайне затруднительной.

Что такое информация?

Понятие «информация» имеет абстрактное значение и во многом его определение зависит от контекста. В переводе с латинского языка это слово означает "разъяснение", "представление", "ознакомление". Наиболее часто под термином «информация» понимают новые факты, которые восприняты и поняты человеком, а также признаны полезными. В процессе переработки этих впервые полученных сведений люди получают определенные знания.

Как воспринимается информация?

Восприятие информации человеком — это ознакомление с явлениями и предметами посредством их воздействия на различные органы чувств. Анализируя результат воздействия того или иного предмета или ситуации на органы зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания, индивид получает определенное представление о них. Таким образом, основа в процессе восприятия информации — пять наших органов чувств. При этом активно задействованы прошлый опыт человека и ранее полученные знания. Обращаясь к ним, можно отнести полученную информацию к уже известным явлениям или выделить из общей массы в отдельную категорию. Способы восприятия информации базируются на некоторых процессах, связанных с психикой человека:

  • мышление (увидев или услышав предмет или явление, человек, начиная мыслить, осознает, с чем он столкнулся);
  • речь (возможность назвать объект восприятия);
  • чувства (различные виды реакций на предметы восприятия);
  • воля организовывать процесс восприятия).

Представление информации

По этому параметру информацию можно разделить на следующие виды:

  • Текстовая . Она представляется в виде всевозможных символов, которые, сочетаясь друг с другом, позволяют получить слова, фразы, предложения на каком-либо языке.
  • Числовая . Это сведения, представленные числами и знаками, которые выражают определенное математическое действие.
  • Звуковая . Это непосредственно устная речь, благодаря которой сведения от одного человека передаются другому, и различные аудиозаписи.
  • Графическая . К ней относят схемы, графики, рисунки и прочие изображения.

Восприятие и представление информации неразрывно связаны между собой. Каждый человек старается выбирать именно тот вариант подачи данных, который обеспечит наилучшее их понимание.

Способы восприятия информации человеком

В распоряжении человека есть несколько таких способов. Они определяются пятью органами чувств: зрением, слухом, осязанием, вкусом и обонянием. В связи с этим существует определенная классификация информации по способу восприятия:

  • визуальная;
  • звуковая;
  • тактильная;
  • вкусовая;
  • обонятельная.

Визуальная информация воспринимается с помощью глаз. Благодаря им в мозг человека поступают различные зрительные образы, которые затем там обрабатываются. Слух необходим для восприятия информации, поступающей в виде звуков (речи, шумов, музыки, сигналов). ответственны за возможность восприятия Рецепторы, расположенные на коже, позволяют оценить температуру исследуемого объекта, тип его поверхности, форму. Вкусовая информация поступает в мозг от рецепторов на языке и преобразуется в сигнал, по которому человек понимает, какой это продукт: кислый, сладкий, горький или соленый. Обоняние также помогает нам в познании окружающего мира, позволяя различать и идентифицировать всевозможные запахи. Главную роль в восприятии информации играет зрение. На него приходится около 90% полученных знаний. Звуковой способ восприятия информации (радиопередача, например) составляет около 9%, а остальные органы чувств отвечают всего за 1%.

Типы восприятия

Одна и та же информация, полученная каким-либо определенным способом, воспринимается каждым человеком по-разному. Кто-то после минутного прочтения одной из страниц книги может без труда пересказать ее содержание, другой же не запомнит практически ничего. А вот если такому человеку прочитать тот же текст вслух, он с легкостью воспроизведет в памяти услышанное. Такие различия определяют особенности восприятия информации людьми, каждые из которых присущи определенному типу. Всего их четыре:

  • Визуалы.
  • Аудиалы.
  • Кинестетики.
  • Дискреты.

Зачастую очень важно знать, какой тип восприятия информации является для человека доминирующим и чем он характеризуется. Это значительно улучшает взаимопонимание между людьми, дает возможность максимально быстро и полно донести нужные сведения до своего собеседника.

Визуалы

Это люди, для которых главным органом чувств в процессе познания окружающего мира и восприятия информации является зрение. Они прекрасно запоминают новый материал, если видят его в виде текста, картинок, схем и графиков. В речи визуалов часто встречаются слова, так или иначе связанные с характеристикой объектов по их внешним признакам, самой функцией зрения («посмотрим», «светло», «яркий», «будет видно», «мне кажется»). Такие люди говорят обычно громко, быстро, активно жестикулируют при этом. Визуалы большое внимание уделяют своей внешности, окружающей обстановке.

Аудиалы

Для аудиалов гораздо проще усвоить то, что они один раз услышали, а не сто раз увидели. Особенности восприятия информации такими людьми заключаются в их умении слушать и хорошо запоминать сказанное как в разговоре с коллегами или родственниками, так и на лекции в институте или на рабочем семинаре. Аудиалы имеют большой словарный запас, с ними приятно общаться. Такие люди умеют прекрасно убеждать собеседника в разговоре с ним. Активному времяпровождению предпочитают спокойные занятия, любят слушать музыку.

Кинестетики

Осязание, обоняние и вкус играют важную роль в процессе восприятия информации кинестетиками. Они стремятся потрогать, ощупать, попробовать предмет на вкус. Значима для кинестетиков и двигательная активность. В речи таких людей часто встречаются слова, описывающие ощущения («мягкий», «по моим ощущениям», «хватать»). Для ребенка-кинестетика необходим телесный контакт с близкими людьми. Для него важны объятия и поцелуи, удобная одежда, мягкая и чистая постель.

Дискреты

Способы восприятия информации напрямую связаны с органами чувств человека. Основная масса людей при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Однако типы восприятия информации включают в себя и тот, который связан в первую очередь с мышлением. Людей, воспринимающих окружающий мир подобным образом, называют дискретами. Их довольно мало, причем встречаются они только среди взрослых, так как у детей логика развита недостаточно. В молодом возрасте основные способы восприятия информации дискретами - визуальный и аудиальный. И лишь с возрастом они начинают активно размышлять об увиденном и услышанном, открывая при этом для себя новые знания.

Тип восприятия и обучаемость

Способы восприятия информации людьми во многом определяют ту форму обучения, которая будет максимально для них эффективной. Конечно, нет таких людей, которые бы получали новые знания целиком при помощи одного органа чувств или их группы, например, осязания и обоняния. Все они выступают в роли средств восприятия информации. Однако знание того, какие органы чувств являются у конкретного человека доминирующими, дает возможность окружающим быстро довести до него нужные сведения, а самому человеку позволяет эффективно организовать процесс самообразования.

Визуалам, например, нужно представлять всю новую информацию в читаемом виде, на рисунках и схемах. В этом случае они гораздо лучше запоминают ее. Визуалы преуспевают обычно в точных науках. Еще в детстве они отлично складывают пазлы, знают многие геометрические фигуры, хорошо рисуют, чертят, строят из кубиков или конструктора.

Аудиалы, напротив, легче воспринимают информацию, полученную из Это может быть разговор с кем-либо, лекция, аудиозапись. При обучении иностранному языку для аудиалов предпочтительнее аудиокурсы, чем напечатанный самоучитель. Если все же требуется запомнить написанный текст, его лучше проговаривать вслух.

Кинестетики очень подвижны. Им сложно концентрироваться на чем-либо длительное время. Таким людям трудно усвоить материал, полученный на лекции или из учебника. Процесс запоминания будет проходить быстрее, если кинестетики научатся связывать теорию и практику. Им легче обучаться таким наукам, как физика, химия, биология, в которых конкретный научный термин или закон можно представить в виде результата опыта, проведенного в лаборатории.

Дискретам требуется немного больше времени, чем прочим людям, чтобы принять к сведению новую информацию. Они сначала должны осмыслить ее, соотнести со своим прошлым опытом. Таким людям можно, например, записывать лекцию преподавателя на диктофон, чтобы впоследствии прослушать ее второй раз. Среди дискретов много людей науки, так как рациональность и логичность для них превыше всего. Поэтому в процессе учебы им будут наиболее близки те предметы, в которых точность определяет восприятие информации - информатика, например.

Роль в общении

Типы восприятия информации влияют и на то, каким образом с общаться, чтобы он прислушался к вам. Для визуалов очень важен внешний вид собеседника. Малейшая небрежность в одежде может оттолкнуть его, после чего будет совсем неважно, что он говорит. Беседуя с визуалом, нужно уделять внимание своей мимике, говорить быстро с использованием жестикуляции, подкреплять разговор схематичными рисунками.

В разговоре с аудиалом должны присутствовать слова, которые ему близки («послушайте меня», «звучит заманчиво», «это говорит о многом»). Восприятие информации человеком-аудиалом зависит во многом от того, как собеседник говорит. должен быть спокойным, приятным. Важный разговор с аудиалом лучше отложить, если вы сильно простужены. Такие люди не терпят также визгливых нот в голосе.

Переговоры с кинестетиком нужно проводить в помещении с комфортной температурой воздуха, приятным запахом. Таким людям требуется иногда прикоснуться к собеседнику, так они лучше понимают услышанное или увиденное. Не стоит ждать от кинестетика быстрого принятия решения сразу после беседы. Ему необходимо время на то, чтобы прислушаться к своим ощущениям и понять, что он все делает правильно.

Диалог с дискретом должен быть построен на принципе рациональности. Лучше всего оперировать строгими правилами. Для дискрета более понятен язык цифр.

Что ты выберешь? Решения, от которых зависит твоя жизнь Бен-Шахар Тал

70 Воспринимать трудности как угрозу или Воспринимать трудности как вызов

Воспринимать трудности как угрозу

Воспринимать трудности как вызов

Пессимист видит проблемы в каждой возможности; оптимист видит возможности в каждой проблеме.

Уинстон Черчилль

Слова не просто описывают реальность, они ее создают. Оценивая ситуацию как угрозу, вы наверняка будете испытывать стресс. Если вы смотрите на ту же ситуацию как на вызов, вы будете испытывать при этом, скорее всего, просто волнение, возбуждение. Одно и то же событие может восприниматься совершенно по-разному, в зависимости от слов, которыми вы пытаетесь его описать. Публичное выступление - это грозная опасность или желанный вызов? Что я говорю себе о сложностях в отношениях с партнером? Мое восприятие является продуктом как субъективной (в смысле моего ума), так и объективной (в смысле внешнего мира) реальности. Я творец своего опыта, своей жизни.

Научные работы Джо Томака, Джеймса Бласковича и их коллег показывают, как в определенной ситуации мы можем влиять на свои психологические и физиологические реакции, изменив отношение к происходящему. В одном исследовании две группы студентов получили одинаковый математический тест. Первой группе сказали, что задача называется «трудные вычисления в уме», и им было поручено решить ее быстро и эффективно. Неудивительно, что они восприняли эту ситуацию как тревожную. Второй группе сказали, что «вычисления в уме» - это просто интересная и сложная проблема и что студенты должны как следует постараться, чтобы ее решить. В отличие от первой группы, вторая восприняла испытание как увлекательный вызов. Эти студенты отнеслись к заданию спокойнее, более творчески и в итоге показали лучшие результаты, чем члены первой группы, которые оценивали ту же ситуацию как угрозу.

В других исследованиях психологи задокументировали, какой эффект оказывало восприятие реальности на физиологические реакции. Всего одно слово может иметь огромное влияние на организм - менять количество сердечных сокращений, кровяное давление и другие маркеры, связанные со стрессом. Будем ли мы рассматривать ситуацию как интересную задачу или угрозу, как возможность или опасность, как привилегию или злой умысел - наша точка зрения может радикально изменить тот опыт, который мы получим в результате.

Из книги Язык разговора автора Гарнер Алан

Глава 9 Как конструктивно воспринимать критику Не важно, насколько хорошие отношения у вас с окружающими, все равно вы постоянно подвергаетесь критике.«Ты постоянно опаздываешь!»«Мог бы и получше относиться к моим друзьям!»«Если не наденешь пальто, обязательно

Из книги Радость, гадость и обед автора Херцог Хел

Вступление Почему нам так трудно адекватно воспринимать животных Люблю размышлять об отношении людей к животным - удается узнать о людях много нового. Марк Бекофф Зачастую наше отношение к другим видам живых существ абсолютно нелогично. Взять хотя бы Джудит Блэк. В

Из книги Камасутра общения. Магия слов и жестов автора Ром Наталья

Или Как воспринимать критику Всем нам приходится сталкиваться с критикой и негативными высказываниями в наш адрес. Вопрос в том, как каждый из нас реагирует на подобные замечания!В большинстве случаев мы все-таки болезненно воспринимаем критику. Как правило, в ответ мы

Из книги Обдуматый [Как освободиться от лишних мыслей и сфокусироваться на главном] автора Ньюбиггинг Сэнди

Думать или непосредственно воспринимать Существует огромная разница между тем, чтобы подумать об этой игре, и непосредственным участием в ней – прямо сейчас. Если вы сразу же попробуете сыграть, вам это поможет – эта игра помогала всем, с кем я в нее играл. Но если вы

Из книги Психология победы [Секреты подготовки олимпийских чемпионов и преуспевающих бизнесменов, или 24 часа в твою пользу] автора Кутовая Елена Ивановна

Глава XVII Или друг, или враг, а как? (об умении прощать врагов и воспринимать друзей такими, какие они есть…) Нашу жизнь можно сравнить с путешествием в гору, и пути у всех разные. Как и в религии – все идут к вершине по своим тропинкам. И очень важно дойти до конечной цели, но

Из книги Воспитание с умом. 12 революционных стратегий всестороннего развития мозга вашего ребенка автора Сигел Дэниэл Дж.

Воспринимать несказанное: расскажите ребенку о невербальных коммуникациях и сонастроенности с другими людьми Это замечательно, что мы учим наших детей внимательно слушать то, что им говорят: «Слушай, что он говорит. Он сказал, что не хочет, чтобы его поливали из шланга!»

Из книги Как говорить «нет» без угрызений совести [И сказать «да» свободному времени, успеху и всему, что для вас важно] автора Брайтман Патти

2. Учитесь воспринимать отрицательные ответы Это относится к людям, которые, прочитав предыдущие строки, готовы сказать: «Да, это действительно было ужасно! Я ненавижу человека, который мне отказал!» Если у вас был подобный печальный опыт, вы можете переоценивать

Из книги Измените мысли – изменится жизнь. 12 простых принципов автора Кейси Карен

Глава 11. Воспринимать любую встречу как священный дар Одно из самых значительных изменений в образе моего мышления произошло, когда я приняла решение воспринимать любую встречу как священную. Да, будь то члены моей семьи или соседи, служащие банка, продавцы, кассиры и так

Из книги Похвалите меня [Как перестать зависеть от чужого мнения и обрести уверенность в себе] автора Рапсон Джеймс

Умение воспринимать сложные и пугающие эмоции Пора разобраться с переживаниями Дэйва. Сейчас он выполняет роль слушателя, и его задача – прислушиваться к партнеру и самому себе. Умение сдерживать в это время эмоции открывает много возможностей для развития и роста. Не

Из книги Правила достижения цели [Как получать то, что хочешь] автора Темплар Ричард

Учитесь спокойно воспринимать критику Я заметил, что адекватно воспринимают критику уверенные в себе люди. Если им указывают на какой-нибудь их промах, они не ставят под сомнение все свои достоинства и способности. Они знают себе цену. Попробуйте сказать неуверенному

Из книги Книга решений автора Крогерус Микаэль

Модель «Обратная связь» Как научиться правильно воспринимать комплименты и критику Обратная связь – один из самых щекотливых моментов в группах. С одной стороны, можно легко ранить людей, а с другой – от фальшивых комплиментов мало пользы. Зачастую комплименты

Из книги Что ты выберешь? Решения, от которых зависит твоя жизнь автора Бен-Шахар Тал

2 Упускать из виду все сокровища жизни или Воспринимать жизнь как чудо Те, кто живет в мире, полном красоты и тайн, никогда не бывают одиноки и не разочаровываются в жизни. Рэйчел Карсон То, что мы видим вокруг себя, во многом зависит от выбора, который мы делаем. Часто ли

Из книги Воспитание самостоятельности у детей. Мама, можно я сам?! автора Вологодская Ольга Павловна

34 Воспринимать трудности как постоянные или Воспринимать трудности как временные Что бы ни случилось, и это пройдет. Элла Уилер Уилкокс Наша жизнь не свободна от горя и страданий. Даже самый счастливый человек в мире испытывает печаль, разочарование, гнев и горе.

Из книги Спасибо за отзыв. Как правильно реагировать на обратную связь автора Хин Шейла

88 Воспринимать ошибки как катастрофу или Воспринимать ошибки как ценную обратную связь Свобода не может называться свободой, если она не дает права на ошибку. Махатма Ганди Ошибки и заблуждения - неизбежная часть жизни любого человека и чрезвычайно важная часть

Из книги автора

Научите ребенка воспринимать критику Еще одно важное качество, которое обязательно должны воспитать родители, – это умение воспринимать критикубез ощущения стыда, мучений, терзаний. Правда, и критика должна быть конструктивной, направленной на исправление

Из книги автора

Значение умения хорошо воспринимать обратную связь Умение воспринимать обратную связь отнюдь не означает, что вы должны со всем соглашаться. Оно означает способность правильно вести разговор и принимать разумные решения в отношении того, как вам применять ту