Некоторые люди обладают естественным красноречием, дарованным природой. Остальным приходится овладевать ораторским искусством самостоятельно или на тренингах. Цель ораторской речи – донести информацию, убедить в своей правоте и побудить слушателей к дальнейшим действиям.

Общаясь с людьми, нетрудно заметить, что далеко не все из них могут своим разговором надолго удержать внимание. А все потому, что они не умеют говорить красиво.

Что значит «говорить красиво»

Говорить красиво – это значит говорить понятно, доходчиво, с правильными интонациями, в меру эмоционально, так, чтобы убедить собеседника или собеседников в правильности своих рассуждений и выводов. О человеке, который говорит красиво, говорят, что он обладает даром красноречия или ораторскими способностями.

Красноречие может быть естественное и приобретенное. С естественным все понятно – некоторые люди обладают им от природы. Приобретенное же красноречие – это ораторское искусство, или искусство красноречия, которому нужно учиться. В наше время ему обучают на всевозможных тренингах. А возникло оно еще в далекие времена в античной Греции, где появились первые школы по обучению искусству красноречия, и постепенно переросло в науку – риторику. На занятиях по ораторскому мастерству, как раньше, так и сейчас, учат, как обычную речь превратить в ораторскую.

Как говорил французский писатель-философ :

«Прекрасная мысль теряет свою цену, если она дурно выражена».

Зачем нужно говорить красиво

Речь во все времена играла для человечества огромную роль, ведь она является средством общения и благодаря ей мысли одного человека передаются другому.

Существует пословица:

«Встречают по одежке, а провожают по уму».

А свой ум (или его отсутствие) человек демонстрирует как раз с помощью речи. Именно поэтому ее можно назвать визитной карточкой человека: хочет он этого или нет, его речь отражает его суть.

Как сказал древнегреческий философ одному постоянно молчавшему молодому человеку:

«Заговори, чтобы я увидел тебя».

А персидский поэт Саади писал:

«Умен ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слова не сказал».

Люди, которые умеют красиво говорить и доходчиво излагать свои мысли, ценились всегда. На это указывает существование школ ораторского искусства еще в античные времена. А древнегреческий мудрец Скилеф заметил, что «Красноречие дороже денег, славы и власти, ибо последние очень часто достигаются благодаря красноречию». Ему вторил и американский политический деятель Дэниэл Уэбстер, живший много веков позднее: «Заберите у меня все, чем я обладаю, но оставьте мне мою речь, и скоро я обрету все, что имел».

Французский император и полководец считал, что человек, не умеющий красиво говорить, никогда не сделает карьеру.

Ничего не изменилось и в наши дни. Сотрудники, владеющие искусством красноречия, гораздо быстрее делают карьеру, нежели те, кто не умеет правильно выражать свои мысли. Причем часто случается так, что косноязычием страдают толковые и знающие сотрудники, которые не понимают, что именно оно делает маловероятным их дальнейший карьерный рост. Разумеется, профессионализм, знания, умения и опыт очень важны, так как непрофессионалы не нужны никому.

Но и те, кто обладает опытом и знаниями, однако не способен донести их до слушателя, разъяснить, доказать, убедить и переубедить, когда-нибудь обязательно будут иметь большие проблемы. Ведь чем выше служебное положение сотрудника, тем чаще и больше ему приходится общаться с коллегами, подчиненными, клиентами и др. Поэтому он однозначно должен уметь логично и доходчиво излагать свои мысли, оказывать влияние на собеседника и убеждать его.

Что мешает людям красиво говорить

Важность владения искусством красноречия не требует доказательств. Тем не менее, многие люди испытывают страх, когда им приходится выступать на публике или говорить с незнакомыми людьми. Такой страх в психологии называется «логофобия» (или «вербофобия»). Любопытно, что, по исследованиям психологов, страх публичных выступлений занимает у людей 2-е место после страха смерти.

Люди, страдающие такой фобией, панически боятся говорить не только перед полной аудиторией, но и перед небольшой группой людей. Их бросает то в жар, то в холод, они начинают дрожать, запинаться, не могут сосредоточиться. Эта имеет психологические и физиологические причины.

Психологические причины связаны с тем, что человек не верит в себя, в свои способности, знания, опыт, в то, что его речь будет представлять интерес и он сможет удержать внимание слушателей.

Что же касается физиологического фактора, то, как мы знаем, в опасных ситуациях надпочечники человека начинают выделять в кровь гормон стресса адреналин, действие которого направлено на консолидацию всех защитных сил. То же самое происходит, когда человек волнуется перед выступлением или каким-то разговором.

Однако адреналин побуждает человека к физическим действиям, например к бегству, во время которых он расходуется. При выступлении же или волнующем разговоре таких физических нагрузок нет, поэтому адреналин не используется полностью, а его излишек приносит только вред. В результате сильного волнения вместо блестящего выступления может получиться неуверенное и скомканное.

Успехов в обучении. И главное помните: чтобы чему-то научиться, даже несмотря на то, что это тяжело.

С тобой когда-нибудь бывало такое, что ты точно знаешь, что хочешь сказать, но все равно запинаешься? Обычно такое случается, когда ты меньше всего этого ожидаешь. Не то чтобы ты внезапно забыл целое предложение. Скорее, какая-то временная ошибка в твоей операционной системе. Как говорит доцент кафедры коммуникационных наук Университета Сиракуз Джонатан Престон, дело в том, что твой мозг одновременно с работой по выбору слов координирует движения губ, языка и связок. И иногда он работает быстрее, чем твой речевой аппарат. Так что когда ты пытаешься ускорить речь, ты запинаешься. Нервная система вносит тоже иногда мешает говорить.

Если переживаешь относительно того, как ты звучишь и выглядишь, особенно если ты выступаешь перед многочисленной аудиторией, твоему мозгу приходится справляться еще и с этой проблемой. Это приводит к еще большему количеству запинок. Но ты можешь взять себя в руки и избежать этой проблемы. Просто придется немного потренироваться.

Не торопись

Чем быстрее ты говоришь, тем выше вероятность того, что ты запнешься. Сосредоточься на темпе повествования. Представь, что ты произносишь речь на свадьбе или выступаешь на презентации. Делай короткие паузы, чтобы продумать следующее предложение целиком. Это позволит мозгу и рту работать в унисон. Кстати, в качестве бонуса ты получишь лучший контакт с аудиторией. Ученые из Университета штата Мичиган проанализировали телефонные звонки маркетологов и обнаружили, что те из них, кто периодически делал паузы во время повествования, оказывались более убедительными чем те, кто говорил без перерывов.

Произноси слова четко

Как отмечает Престон, некоторым помогает смена манеры речи или ее громкости. «Когда ты говоришь непривычным для себя образом, ты смещаешь фокус внимания с того, что ты говоришь, на то, как ты это говоришь, и это может помочь делать меньше запинок», - говорит он. Только не доводи это до абсурда. Все твои слова должны быть понятны слушателям. Говори медленно и с расстановкой. Следи, чтобы твои мысли не бежали вперед голоса.

Помни, что больше всех волнуешься ты

Поскольку ты сам всегда слышишь, как оговариваешься или запинаешься, ты считаешь, что все обращают на это внимание. Успокойся. Как говорит Престон, люди привыкли к тому, что ораторы иногда запинаются. Твои слушатели тоже запинаются, когда выступают, так что тебя не возненавидят за пару неловких пауз.

Упражнения

Как правильно читать вслух

1. Не проблема.

Если вы (или кто-то другой) плохо читаете вслух – это не проблема . Это – задача . Нужно начать читать вслух, и этот навык быстро разовьется.

Причем, очень быстро. Только нужно начать это делать.

О том, как как увеличить словарный запас очень подробно написано здесь:

Как увеличить словарный запас

2. Что читать вслух

3. Как читать вслух

Да. Именно. Сомневаетесь? И – правильно делаете. Ведь в Инете есть много рекомендаций где рекомендуют читать со скоростью “120 слов в минуту”. Но я – тренер по ораторскому искусству, знаю, что рекомендую.
При обычной скорости чтения нет времени уделять внимание паузам, интонациям, жестам, мимике. При такой скорости, 120 и более, мозг успевает только читать.
А когда же запоминать слова?
При такой скорости (120 слов в минуту) можно читать, только глядя в текст. Но ведь смотреть нужно не в текст, а прямо, на слушателя или слушателей, или на себя в зеркале

4. Читая вслух медленно, вы сможете читать красиво.

Старайтесь, чтобы фразы были разные: что-то громче, что-то тише, что-то быстрее, что-то размеренно, рас-стягивая звуки, что-то интонационно выше или ниже.
Читая медленно, можно успевать переключать эмоции, и – любоваться ими в зеркале.

5. Сначала потренируйтесь читать вслух сами себе.

Без диктофона, но глядя на свое лицо в зеркале. Следите за тем, чтобы каждую фразу, которую вы произносите вы говорили глядя себе в глаза.

Ошибкой считается (в данном упражнении) произнесение слов, подымая глаза. когда вы начинаете говорить, но свои глаза еще не увидели. На публике будет тоже самое, только вместо своих глаз в зеркале вы увидите глаза публики

Включите видеокамеру (сейчас она есть в любом смартфоне). Или веб-камеру на запись. Прослушивайте себя. Корректируйте свою речь.

Проверьте, есть ли мусорные звуки “э-ээ”, “м-мм”.

7. Учитесь на одном тексте

Более полезно перечитывать один и тот же текст , нежели постоянно читать новые страницы.

Так вы будете видеть свой результат.

8. Не переживайте, если вам не нравится ваш голос.

Это нормальная реакция нашего подсознания на услышанный голос.

Наверное вы знаете, что мы себя слышим “внутренним ухом” (это такое устройство в нашей ушной раковине), а других людей – “внешним ухом”. И вдруг – мы и себя услышали “внешним ухом”. Это совсем другой звук, другой голос. Вот подсознание и “возмущается”: “Это не я говорю! Это чужой человек!”.

9. То же самое можно сказать и о видео.

Вы ведь видели выступления моих учеников, на моем канале Ютуб, например с рассказыванием притч. Так вот, с первого раза эти видео всем, кроме… самих участников. Самих участников приходится убеждать, что видео хорошее, что вот всем участникам тренинга оно нравится, что это одно из лучших выступлений группы… Но на лицах ораторов написано обратное: “Ужас какой!”. Проходит время, и уже спустя несколько таких просмотров ораторы привыкают к своему видео-изображению со стороны.

10. Сделайте анализ своей речи.

Поставьте себе новые задачи. И… читайте, читайте, читайте вслух.

ГЛАДКОСТЬ РЕЧИ

Есть такое качество речи – гладкость . Она отражается в некоторых речевых мелочах (точнее, в их отсутствии). Точно так же как полированная доска отличается от шероховатой, гладкая речь свободна от зазубрин, заусенцев и прочих ненужных деталей.

Распространенная проблема – шероховатая речь. Об этом в следующем письме:

Здравствуйте!
Недавно я был участником телепередачи. Когда увидел себя по телевизору, то ужаснулся, т.к. обнаружил в своей речи много проблем, о которых раньше не знал: э-э, вот, как бы… запинался, дергался, чесал нос (хотя он у меня не чесался). Честно говоря, смотреть было противно. В связи с этим у меня к Вам вопрос: как избавить свою речь от подобных недостатков? Чтобы слушать и смотреть было приятно. Заранее благодарю за ответ!
Ник.

До кучи к речевым шероховатостям можно причислить лишние движения – т.н. мелкую моторику: регулярное почесывание репы, поправление волос без надобности, подергивания различными частями тела, пощипывание усов или других предметов. А также отвлекающие топанье и шарканье ногами, жевание галстука, дикое выражение лица и прочие.

Если произнесенную речь записать буквально, то она может выглядеть так:

«Э-з-э, значит, господа, ха- хочу сказа… выразить уверенность, что… в том, что мы, так сказать, м-м-м, сможем дости… добиться успеха на нашем… в нашем деле. Вот. Э-э-э, могу вас уверить, что, как грится, это дело нам по плечу, короче… » .

Как видите, красным выделены речевые заусенцы или, как говорят в народе, косяки. Их следует искоренять, ибо режут слух внимательных слушателей. Если они встречаются изредка – не беда, это копейки, а не рубли. Но когда торчат через слово, то это уже не речь, а ёршик.

У оратора, подобно театральному актеру, есть только одна попытка и нет в запасе дублей как у актеров кино. А также нет в запасе у оратора такого количества времени на обдумывание речи, как у авторов отредактированных текстов. Оратор всегда работает в «прямом эфире». Поэтому живая речь, в отличие от литературных произведений или отснятых реприз, обычно страдает отсутствием гладкости.

Редко когда услышишь гладкую речь, которая блестит как отшлифованное литературное произведение. Далеко не каждый человек говорит, словно пишет. И опытный оратор нет-нет, да и проболтается: «в конце концов, я козё… я человек, а не козел».

Если вам часто приходится выступать публично, отвечать на вопросы журналистов, проводить совещания или вы пытаетесь стать диктором, ведущим ток-шоу, хотите на всю страну вещать прогноз погоды, быть обычным лидером партии, директором предприятия или просто успешным человеком – то вам стоит стремиться говорить гладко. Ибо гладкая речь ласкает слух, завораживает слушателей и является пропуском в их души.

Гладкая речь – свидетельство высокой степени ораторской подготовки. Речь без лишних деталей выглядит блестяще и звучит внушительно.

Что нужно делать, чтобы научиться говорить гладко? Всего две вещи.

Во-первых, необходимо слышать свою речь во время ее произнесения. Благодаря такому самоконтролю можно эффективно бороться с речевыми недостатками. Многие люди, говоря, себя не слышат. Они издают в промежутках между словами никчемные звуки (э-кхе, м-м, б-е-е), которых не замечают. А раз не замечаешь просчетов, то кажется, что их нет. В результате продолжаешь мычать и блеять.

Научиться замечать собственные речевые нюансы (как достоинства, так и недостатки) помогает видеосъемка. Наблюдение своих выступлений в записи позволяет сделать много полезных открытий (именно поэтому видеосъемка выступлений является важной частью обучения на наших курсах ораторского искусства и мастерства общения).

Прежде чем шлифовать свою речь в упражнениях, необходимо научиться следить за каждым своим словом и движением, замечать каждую мелочь. Умение контролировать многочисленные мелочи своей речи является показателем ораторского мастерства. Необходимо говорить с «включенным контроллером»: произнося свои мысли, нужно быть не только оратором, но и слушателем самого себя и отдавать себе отчет в том, что творится с каждым элементом твоей речи.

И, во-вторых, нужно упражняться. Точно так же, как квалифицированные боксеры, скрипачи или жонглеры для роста мастерства и поддержания формы регулярно тренируются, оратор для совершенствования речи должен говорить, говорить и говорить. Стремиться говорить правильно, внятно, без запинок и лишних звуков. Одно из самых плодотворных упражнений для постоянного улучшения речи и придания ей гладкости – регулярное чтение вслух . Но об этом в другой раз.



Переиздание материалов статьи возможно только с обязательными ссылками на сайт (в интернете - гиперссылка) и на автора

Да, речь нам приятна, когда она четко проговаривается, у нее красивые модуляции. До чего же тяжело слушать словесный водопад, в котором слушатель рискует захлебнуться, или, наоборот, тягуче-медленную «жвачку», от которой в сон тянет. И останетесь вы непризнанным гением. А причина-то в неправильной речи.
Что же делать-то?

Переходить на альтернативные виды общения? Например, танцевать как павлин, бить в барабаны, писать плакаты или, наконец, на компьютере стучать дятлом…
Но устная речь и письменная, как говорят в Одессе, — две большие разницы.
А может, попробовать помочь самому себе и научиться говорить, как Цицерон?
Для начала попробуйте посмотреть на себя со стороны. Видеосъемка вашего выступления даст возможность понаблюдать за своей мимикой, жестами, дыханием, особенно вдохом, интонацией.

Пока вас не должно интересовать, что вы говорите, а только обращаете внимание на то, как вы все это говорите. Смотрите, как посторонний, на оратора и подмечаете с пристрастием, насколько напряжены плечи, лоб, губы, шея.
Нравится?

А теперь напрягите память и вспомните, как говорят настоящие, профессиональные дикторы или артисты. Похоже?
Скорее всего, нет. Ну, не отчаивайтесь. Вы тоже можете говорить четко, без напряжения, незаметно делая вдох, и не захлебываясь на самом интересном месте. Одним словом, с удовольствием.

Для начала займитесь своим дыханием.
Вдох — только животом. Коварные плечи так и норовят влезть вперед живота и подняться. Не позволяйте!
Животик вы представляете в виде мягкого, расширяющегося на вдохе мячика. И неважно, какого он у вас на самом деле размера.
Ощущения должны быть такими.

Вдох должен занимать 3 секунды. Удобно про себя считать — раз, два, три, четыре, пять.
Чуть задержали без напряжения вдох и… выдох пошел, с оседанием на круглый животик.
Ни в коем случае живот не втягивать! Как бы вам этого ни хотелось. Придется потреннироваться.

Все не так просто, но, уверяю вас, возможно.
По-другому можно этот процесс представить себе так.
Вдох — медленно втягиваем воздух, наполняя его тонким ароматом, например, розы. Без сопения и пыхтения… Наслаждаемся.

Выдох — с огромным облегчением узнаем, что не надо прямо сейчас прыгать с 16 этажа на парашюте. И мы с этим чувством оседаем, мягко и нежно на живот, снимая напряжение с плеч. Такая ноша свалилась!
После довольно недолгой тренировки вы научитесь чувствовать свое тело и радостно заметите, что стали стройней и уверенней.

Это еще не все.
Мы же речью занимаемся. На выдохе вам придется включить звук МММММ. Гудеть, а не мычать, гудеть, как труба большого парохода, низким звуком ммммм. Спокойно, не раскрывая рта так, чтобы ваш голос заполнял каждую клеточку вашего тела. Кайф!
Впоследствии вы замените звук ммм на любые слова.
Например, МАМА МЫЛА МИЛУ МЫЛОМ. В этой фразе много нашего гудящего звука ммммм.

А теперь немного отвлечемся от говорения и задумаемся — какие звуки в устной речи важнее, гласные или согласные?
Конечно, гласные. Их можно голосить песенкой, они журчат, не прерываясь, и на них-то легче всего расслабляться и снимать, накапливаемое во время речи напряжение.
Говорим и расслабляемся. Говорим и… успокаиваемся. Это ли не мечта?
А расслабляться мы уже умеем — во время выдоха оседать на животик, снимая напряжение с мышц спины и плеч.

Голос плывет, течет и наполняется вашими умнейшими мысле-перлами. Желательно не плескаться и не выпрыгивать из потока речи.
Чем слово наше отзовется? Правильно, голосом, похожим на густое мощное гудение парохода, перед отплытием на Багамы.
Не возбраняется заменить место прибытия на более мурчащее для души.

Нужно на каждом, пока на каждом ударном гласном, расслаблять животик, раздувая его как мячик, на который вы время от времени присаживаетесь. Сели, расслабились и дальше потекли.
В смысле, говорите и говорите, аки реченька журчите.
Низким, грудным речитативом. С гласного на гласный, с гласного на…, ну и так далее. Что, дыхания, говорите, не хватает?

Правильно. Старый-то стереотип речи, так долго вами пестуемый, пока силен и бдителен. Забыли почивать на животике и кайфовать, ничего не делая во время речи, он, злыдень, тут как тут. Сжимает ваш пресс разлюбезный и напрягает плечи… Или наоборот. Хрен редьки не слаще.
Поэтому. ОБЯЗАТЕЛЬНО! ПОКА ОБЯЗАТЕЛЬНО! Начинать даже чих с гудения.
То есть, берем вдох на 1−2-3−4-5, животом, мягко и без звука в носу…
Успеваем расслабить плечи и сбросить напряжение со спины…, А на выдохе мммм — гудим низким полетным звуком и — сразу! — без пауз и остановок переходим непосредственно к своей речи.

Ну, а дальше говорим то, что вы там хотели сказать, если еще не забыли. Пока не привыкнете готовить дыхательный аппарат быстро, на автомате, необходимо гудеть и гудеть. А во время речи чувствовать, как гласные падают В ВАС, или, по-другому, спускаются на лифте внутри «вашего изумительного тела». До ощущения опоры.
Позвольте себе на первых порах заниматься этим вплотную хотя бы полчаса в день. Отмерьте себе по часам время и вперед с песнями, то есть, со звуками вашей красивой речи, которая произносится по правилам.

Сказали без гудения и вдыхательной подготовки, будьте любезны, исправиться и сказать все сначала, по правилам. Золотое правило логопедии — СКАЗАЛ НЕПРАВИЛЬНО — ИСПРАВЬСЯ. У нас, логопедов, не так уж и много золотых правил. Это одно из них.

Потом отмерьте себе часа два в день для контрольного говорения. И так постепенно переходите на постоянное говорение с подготовкой дыхания и ммммммгудением.

Правда, к этому времени, вся подготовка будет настолько коротка, что не принесет вам никакого дискомфорта. Практика, и еще раз практика. Вот залог вашего успеха на ниве красивой свободной речи.

Потом вы, со свойственной вам грацией, переходите на свободную от мммммгудения речь. Просто отправляете этот гул во «внутреннюю речь». Проще говоря, без звука, мысленно настраиваясь на свободу голоса. Оно вроде есть и, в тоже время его нет, этого надоевшего гудения. Вот и все. Остальное на вашей совести и старательности.
Как только вам захочется напрячься, или вас кто-то напрягает, тут же включайте ваше умение расслабляться и отдыхать во время речи. Будьте бдительны. И вам воздастся.

Представь, что ты оказалась на другой планете... Малыш, попав в мир взрослых, находится в похожей ситуации. Для кого-то такой стресс выливается в проблемы с речью.

Таня очень гордилась своим двухлетним сыном Андреем. От восхищенных реплик окружающих не было отбоя: какой развитый малыш, как рано уже разговаривает, как он все понимает и умеет!.. Неприятность пришла внезапно: проснувшись утром, ребенок начал разговаривать, повторяя первые звуки слов. Диагноз специалистов оказался полной неожиданностью – заикание. Таня стала реже выводить малыша на улицу, ограничила общение со сверстниками, а сама впала в уныние – в результате ее нервное состояние передалось и сыну. Мальчик начал замыкаться в себе, стесняться своей речи. Женщина поняла, что нужно срочно переходить к активным действиям.
Компьютер и телевизор были исключены из досуга ребенка наряду с нервным перенапряжением и слишком активными играми. Вечерами она рисовала с Андреем, читала добрые сказки и детские стихотворения, они вместе пели песенки, лепили из пластилина… И вот спустя несколько месяцев речь малыша начала постепенно налаживаться. Пришло облегчение: значит, путь выбран правильный.

Откуда это приходит
Ученые выяснили, что чем более развита страна и сложнее ее язык, тем больше в ней людей с таким дефектом речи. Заикание – следствие многих причин. Оно может возникнуть и во взрослом возрасте в результате заболеваний центральной нервной системы, однако наиболее часто развивается у дошкольников 2-6 лет, то есть в период активного развития фразовой речи. Полуторагодовалый малыш имеет словарный запас в несколько десятков слов, а четырехлетний – уже несколько сотен. Именно такой скачок в познании всего нового и небезопасного для нервной системы и провоцирует подобный коварный недуг. Усиливаясь с годами, заикание начинает особенно проявляться в эмоционально значимых ситуациях в ответ на отрицательные сигналы (крик, принуждение).

Вызывать патологию речи могут и другие причины: испуг, сложное течение беременности матери, неблагоприятная эмоциональная атмосфера в семье, агрессивные мультфильмы, сильные звуковые раздражители (телевизор, магнитофон, громкие окрики взрослых и т. п.). Следует помнить, что часто ребенка пугает не само событие, а реакция на него окружающих взрослых и родителей. К провоцирующим факторам также относятся: нарушения режима сна и питания, неспокойная обстановка. Даже большое скопление людей или повышенное внимание может травмировать психику крохи (поэтому не всем детям подходит чтение стихов перед гостями или навязанное родителями участие в детсадовских утренниках).

Время не ждет
Если не помочь малышу справиться с заиканием сразу, то к школьным годам проблема может лишь усугубиться. Ведь чем лучше ребенок осознает свой недуг, тем сильнее эмоционально он переживает, воспринимая себя как неполноценного человека. Он начинает испытывать волнение перед разговором и даже отказывается от него, чтобы не проявлять свой недостаток на людях. Кроме того, речь заикающихся часто сопровождается изменением цвета кожных покровов, учащением сердцебиения, повышенным потоотделением – то есть вегетативными реакциями, возникающими во время стресса. Также к «побочным эффектам» этого заболевания относятся сопутствующие движения, которые ребенок не может сам остановить, колебания настроения, тревожность, впечатлительность, капризность, нарастающие вместе с эмоциональным напряжением. Эти малыши с трудом привыкают к новой обстановке, в частности к условиям детского сада.

Невылеченные в раннем возрасте дефекты речи в дальнейшем влекут за собой развитие логофобии – страха возникновения заикания. И получается замкнутый круг. Поэтому ребенок, столкнувшийся с такой проблемой, требует к себе повышенного внимания. Ему необходимо посещать не только логопеда, который будет работать над звуковой стороной речи, но и компетентного психолога, способного помочь крохе справиться со своими страхами и стать более уверенным в себе и своих силах. И конечно же, малышу требуются любовь и понимание родителей.

Не дай болезни пустить корни
Заикание само по себе не проходит. Поэтому следует приложить максимум усилий, чтобы ребенок смог реабилитироваться в кратчайшие сроки. Так что если в твоей семье возникла такая проблема, немедленно действуй:

  • 1. ОБРАТИСЬ за помощью к логопеду, психологу, а также невропатологу. Заикание бывает разных видов, и для эффективности лечения специалист должен правильно поставить диагноз.
    Как правило, лечат его комплексно: медикаментозно (применяя гомеопатические и успокаивающие препараты), логопедическими занятиями, массажем, разно- образными успокаивающими процедурами, дыхательными упражнениями. Подобные методы проводят в течение месяца, а затем через определенный промежуток времени их повторяют.
  • 2. ВЫПОЛНЯЙ правило нескольких «не». Не говори при ребенке о его недуге. Не поправляй его речь. Не позволяй никому передразнивать малыша – он должен чувствовать себя нормальным и полноценным.
  • 3. СОЗДАЙ в семье спокойную, благоприятную атмосферу. В присутствии крохи не устраивай споров, выяснения отношений и разговоров на повышенных тонах.
  • 4. УСТАНОВИ для своего чада четкий режим дня и по возможности придерживайся его. Малыш должен спокойно спать ночью (и желательно днем). Во время сна его нервная система успокаивается. Неплохо было бы придумать приятные ритуалы, предшествующие такому отдыху: чтение любимых книг, надевание «волшебной» пижамы и пр.
  • 5. ИСКЛЮЧИ из досуга ребенка мультфильмы, телевизионные программы и компьютерные игры (максимальное время просмотра лучше ограничить 15 минутами в день в утреннее или дневное время, но не перед сном). Под абсолютный запрет попадают агрессивные мульт- фильмы, книги и игрушки, вызывающие страх, а также те виды деятельности (в том числе некоторые игры), которые требуют эмоционального напряжения, и громкие звуки.
  • 6. ИСПОЛЬЗУЙ веселые, плавные и ритмичные песни. Ты сразу заметишь, что в процессе пения ребенок не заикается. Лучшее время для тренировки – это утренние часы, когда его нервная система еще совершенно спокойна. Постепенно переходи к чтению стихов, пословиц и небольших текстов в умеренном темпе. Обязательно хвали чадо за усилия, даже если они не всегда приносят видимые результаты. Также пусть малыш больше рисует красками и карандашами, раскрашивает картинки, лепит из пластилина. Психологи утверждают, что с помощью творчества дети выражают свои страхи.

Помни, что устранение заикания – дело сложное, требующее перестройки речевых навыков и образа жизни. А для достижения успеха необходимы время и терпение – в первую очередь мамы.

Нас консультируют:
Катерина Дуксина, практикующий психолог,
Наталья Науменко , логопед лечебно-диагностического центра «Адонис»

Журнал Prevention, февраль 2009