ГЛАДКОСТЬ РЕЧИ

Есть такое качество речи – гладкость . Она отражается в некоторых речевых мелочах (точнее, в их отсутствии). Точно так же как полированная доска отличается от шероховатой, гладкая речь свободна от зазубрин, заусенцев и прочих ненужных деталей.

Распространенная проблема – шероховатая речь. Об этом в следующем письме:

Здравствуйте!
Недавно я был участником телепередачи. Когда увидел себя по телевизору, то ужаснулся, т.к. обнаружил в своей речи много проблем, о которых раньше не знал: э-э, вот, как бы… запинался, дергался, чесал нос (хотя он у меня не чесался). Честно говоря, смотреть было противно. В связи с этим у меня к Вам вопрос: как избавить свою речь от подобных недостатков? Чтобы слушать и смотреть было приятно. Заранее благодарю за ответ!
Ник.

До кучи к речевым шероховатостям можно причислить лишние движения – т.н. мелкую моторику: регулярное почесывание репы, поправление волос без надобности, подергивания различными частями тела, пощипывание усов или других предметов. А также отвлекающие топанье и шарканье ногами, жевание галстука, дикое выражение лица и прочие.

Если произнесенную речь записать буквально, то она может выглядеть так:

«Э-з-э, значит, господа, ха- хочу сказа… выразить уверенность, что… в том, что мы, так сказать, м-м-м, сможем дости… добиться успеха на нашем… в нашем деле. Вот. Э-э-э, могу вас уверить, что, как грится, это дело нам по плечу, короче… » .

Как видите, красным выделены речевые заусенцы или, как говорят в народе, косяки. Их следует искоренять, ибо режут слух внимательных слушателей. Если они встречаются изредка – не беда, это копейки, а не рубли. Но когда торчат через слово, то это уже не речь, а ёршик.

У оратора, подобно театральному актеру, есть только одна попытка и нет в запасе дублей как у актеров кино. А также нет в запасе у оратора такого количества времени на обдумывание речи, как у авторов отредактированных текстов. Оратор всегда работает в «прямом эфире». Поэтому живая речь, в отличие от литературных произведений или отснятых реприз, обычно страдает отсутствием гладкости.

Редко когда услышишь гладкую речь, которая блестит как отшлифованное литературное произведение. Далеко не каждый человек говорит, словно пишет. И опытный оратор нет-нет, да и проболтается: «в конце концов, я козё… я человек, а не козел».

Если вам часто приходится выступать публично, отвечать на вопросы журналистов, проводить совещания или вы пытаетесь стать диктором, ведущим ток-шоу, хотите на всю страну вещать прогноз погоды, быть обычным лидером партии, директором предприятия или просто успешным человеком – то вам стоит стремиться говорить гладко. Ибо гладкая речь ласкает слух, завораживает слушателей и является пропуском в их души.

Гладкая речь – свидетельство высокой степени ораторской подготовки. Речь без лишних деталей выглядит блестяще и звучит внушительно.

Что нужно делать, чтобы научиться говорить гладко? Всего две вещи.

Во-первых, необходимо слышать свою речь во время ее произнесения. Благодаря такому самоконтролю можно эффективно бороться с речевыми недостатками. Многие люди, говоря, себя не слышат. Они издают в промежутках между словами никчемные звуки (э-кхе, м-м, б-е-е), которых не замечают. А раз не замечаешь просчетов, то кажется, что их нет. В результате продолжаешь мычать и блеять.

Научиться замечать собственные речевые нюансы (как достоинства, так и недостатки) помогает видеосъемка. Наблюдение своих выступлений в записи позволяет сделать много полезных открытий (именно поэтому видеосъемка выступлений является важной частью обучения на наших курсах ораторского искусства и мастерства общения).

Прежде чем шлифовать свою речь в упражнениях, необходимо научиться следить за каждым своим словом и движением, замечать каждую мелочь. Умение контролировать многочисленные мелочи своей речи является показателем ораторского мастерства. Необходимо говорить с «включенным контроллером»: произнося свои мысли, нужно быть не только оратором, но и слушателем самого себя и отдавать себе отчет в том, что творится с каждым элементом твоей речи.

И, во-вторых, нужно упражняться. Точно так же, как квалифицированные боксеры, скрипачи или жонглеры для роста мастерства и поддержания формы регулярно тренируются, оратор для совершенствования речи должен говорить, говорить и говорить. Стремиться говорить правильно, внятно, без запинок и лишних звуков. Одно из самых плодотворных упражнений для постоянного улучшения речи и придания ей гладкости – регулярное чтение вслух . Но об этом в другой раз.



Переиздание материалов статьи возможно только с обязательными ссылками на сайт (в интернете - гиперссылка) и на автора

Ораторское искусство возникло задолго до эры развития компьютерной индустрии и изобретения парового двигателя. Оно было создано как элемент воздействия на других людей и до сих пор пользуется в этой области большим успехом и неизменной популярностью. Если вы собираетесь достигнуть определенного успеха на ораторской стезе, очень важно уметь четко и лаконично доносить информацию до слушателей. То есть – говорить быстро и без запинки.

Инструкция

Учите скороговорки

И не просто учите, а повторяйте их постоянно. Днем и ночью, перед свиданием и во время посещения душа. В общем, занимайтесь тренировкой своего голоса и дикции в любое свободное время. Вам кажется, что в скороговорках нет никакого толку? Совершенно зря! И постоянно произношение не только помогает научиться правильно произносить сложные словосочетания, но также регулирует дыхание во время разговора и тренирует силу голоса. Все великие ораторы, полководцы и знаменитые политики уделяли произнесению скороговорок большое количество времени. Не стоит переживать, вы в хорошей компании.

Следите за своим дыханием

Очень часто люди начинают задыхаться на середине своей речи, волнуются и в результате не могут внятно связать двух слов. Чтобы этого не случилось, регулярно тренируйтесь дома. Найдите в книге какую-нибудь длинную фразу и попробуйте произнести ее вслух. В тот момент, когда ваше дыхание начнет сбиваться, обратите внимание, что именно вы делаете неправильно. Некоторые люди инстинктивно стремятся сказать все на одном дыхании, не делая пауз и дополнительных вдохов. В результате воздуха им попросту не хватает. Чтобы такого не происходило, приучите себя равномерно вдыхать и выдыхать на протяжении всей вашей речи. Поверьте, научившись этому один раз, вы будете делать это механически постоянно.

Известные ораторы не обладают голосам чрезмерно громким, но окружающие отлично могут их слышать за счет правильного тембра и хорошей дикции. Слишком громкий или слишком тихий голос вызывает раздражение и не располагает к длительному вниманию, поэтому не старайтесь говорить излишне громко или чересчур тихо. Помните о том, что речь должна свободно литься, не натыкаясь ни на какие преграды. Если вы контролируете свое дыхание и не испытываете никаких сложностей с произнесением сложных фраз, необходимо говорить четко и спокойно. Излишне эмоциональная речь на повышенных тонах воспринимается слушателями негативно, а тихие доверительные высказывания многие просто не примут всерьез.

Обратите внимание

Проблема многих ораторов, как ни странно, не отсутствие памяти или харизмы, а в элементарной сухости в горле. Позаботьтесь о том, чтобы рядом с вами всегда стоял стакан с водой. Нет ничего хуже, чем приступ кашля или сдавленный осипший голос во время важного выступления.

Полезный совет

Если собираетесь выступать перед аудиторией, обязательно возьмите свою речь с собой. Вы можете знать ее назубок, но подглядеть в текст, чтобы свериться с ним или просто убедиться, что все идет как надо – очень действенная мера успокоения.

Даром красноречия, к сожалению, обладают далеко не все, но это вовсе не значит, что этот навык невозможно развить в себе. Всем нам известно, что человека, умеющего красиво говорить, можно слушать часами! И все же, следует учесть, что имеется немалое количество различных нюансов, которые важно взять во внимание, развивая навык богатой разговорной речи.

Важно правильно дышать при разговоре Наверняка, слушая плавную речь диктора или какого-либо харизматичного ведущего, вы ловили себя на мысли, что вам и самим бы хотелось уметь так говорить. Конечно же, этого можно достичь, если развивать технику речи. Однако, в первую очередь, для этого следует научиться правильно дышать – глубоко, спокойно и незаметно.Обратите внимание на то, что речевое дыхание имеет отличия от обычного. Речь идет об управляемом процессе. Как известно, самым удобным для речи считается диафрагмально-реберное дыхание. В этом случае вдох и выдох производятся с помощью диафрагмы и межреберных мышц. Самая емкая часть легких (нижняя) приходит в активность. При этом плечи и верхние отделы грудной клетки остаются практически без движения.Научиться контролировать дыхание можно самостоятельно. Положите ладонь между животом и грудной клеткой – на область диафрагмы. Когда вы совершите вдох, стенка живота немного приподнимется, нижняя часть грудной клетки расширится. Выдох будет сопровождаться сокращением мышц живота и грудной клетки. При речи вдох должен быть легким и коротким, а вот выдох – плавным и длинным (соотношение примерно один к десяти).Когда происходит процесс речи, в немалой степени увеличивается значение именно выдоха. Перед тем как заговорить стоит сделать быстрый и глубокий вдох, который осуществляется и через нос, и через рот. Между тем, во время речевого выдоха задействован лишь рот.Правильное речевое дыхание можно назвать основой красивого звучания голоса. Если же вы будете дышать неправильно, то это приведет неустойчивости голоса. Говорить уверенно, четко и внятно При разговоре старайтесь избегать бормотания - говорите четко, внятно и уверенно. Практикуйтесь чтением книг вслух – делайте это неспешно и с выражением, иногда ускоряйте тем, но продолжайте говорить с выражением. Постепенно у вас выработается навык такой манеры разговора и в повседневной жизни.Нужно постоянно тренировать жестикуляцию и мимику Жестикуляцию и мимику можно назвать невербальным средством речи, которое также следует тренировать. Попробуйте говорить перед камерой или зеркалом, чтобы понять, не слишком ли много и «не по делу» вы жестикулируете. Порою, это может сильно отвлекать собеседника от темы разговора. Также важно понаблюдать за своей мимикой – недопустимо как безучастное выражение лица, так и чрезмерное проявление эмоций. Во втором случае это может выглядеть просто некрасиво.Ваши жесты и мимика должны выглядеть гармонично, плавно и естественно, и лишь иногда подчеркивать смысл сказанного. Важно, чтобы слушатель все же фокусировался на смысле текста, но не вашем лице или руках.

Представь, что ты оказалась на другой планете... Малыш, попав в мир взрослых, находится в похожей ситуации. Для кого-то такой стресс выливается в проблемы с речью.

Таня очень гордилась своим двухлетним сыном Андреем. От восхищенных реплик окружающих не было отбоя: какой развитый малыш, как рано уже разговаривает, как он все понимает и умеет!.. Неприятность пришла внезапно: проснувшись утром, ребенок начал разговаривать, повторяя первые звуки слов. Диагноз специалистов оказался полной неожиданностью – заикание. Таня стала реже выводить малыша на улицу, ограничила общение со сверстниками, а сама впала в уныние – в результате ее нервное состояние передалось и сыну. Мальчик начал замыкаться в себе, стесняться своей речи. Женщина поняла, что нужно срочно переходить к активным действиям.
Компьютер и телевизор были исключены из досуга ребенка наряду с нервным перенапряжением и слишком активными играми. Вечерами она рисовала с Андреем, читала добрые сказки и детские стихотворения, они вместе пели песенки, лепили из пластилина… И вот спустя несколько месяцев речь малыша начала постепенно налаживаться. Пришло облегчение: значит, путь выбран правильный.

Откуда это приходит
Ученые выяснили, что чем более развита страна и сложнее ее язык, тем больше в ней людей с таким дефектом речи. Заикание – следствие многих причин. Оно может возникнуть и во взрослом возрасте в результате заболеваний центральной нервной системы, однако наиболее часто развивается у дошкольников 2-6 лет, то есть в период активного развития фразовой речи. Полуторагодовалый малыш имеет словарный запас в несколько десятков слов, а четырехлетний – уже несколько сотен. Именно такой скачок в познании всего нового и небезопасного для нервной системы и провоцирует подобный коварный недуг. Усиливаясь с годами, заикание начинает особенно проявляться в эмоционально значимых ситуациях в ответ на отрицательные сигналы (крик, принуждение).

Вызывать патологию речи могут и другие причины: испуг, сложное течение беременности матери, неблагоприятная эмоциональная атмосфера в семье, агрессивные мультфильмы, сильные звуковые раздражители (телевизор, магнитофон, громкие окрики взрослых и т. п.). Следует помнить, что часто ребенка пугает не само событие, а реакция на него окружающих взрослых и родителей. К провоцирующим факторам также относятся: нарушения режима сна и питания, неспокойная обстановка. Даже большое скопление людей или повышенное внимание может травмировать психику крохи (поэтому не всем детям подходит чтение стихов перед гостями или навязанное родителями участие в детсадовских утренниках).

Время не ждет
Если не помочь малышу справиться с заиканием сразу, то к школьным годам проблема может лишь усугубиться. Ведь чем лучше ребенок осознает свой недуг, тем сильнее эмоционально он переживает, воспринимая себя как неполноценного человека. Он начинает испытывать волнение перед разговором и даже отказывается от него, чтобы не проявлять свой недостаток на людях. Кроме того, речь заикающихся часто сопровождается изменением цвета кожных покровов, учащением сердцебиения, повышенным потоотделением – то есть вегетативными реакциями, возникающими во время стресса. Также к «побочным эффектам» этого заболевания относятся сопутствующие движения, которые ребенок не может сам остановить, колебания настроения, тревожность, впечатлительность, капризность, нарастающие вместе с эмоциональным напряжением. Эти малыши с трудом привыкают к новой обстановке, в частности к условиям детского сада.

Невылеченные в раннем возрасте дефекты речи в дальнейшем влекут за собой развитие логофобии – страха возникновения заикания. И получается замкнутый круг. Поэтому ребенок, столкнувшийся с такой проблемой, требует к себе повышенного внимания. Ему необходимо посещать не только логопеда, который будет работать над звуковой стороной речи, но и компетентного психолога, способного помочь крохе справиться со своими страхами и стать более уверенным в себе и своих силах. И конечно же, малышу требуются любовь и понимание родителей.

Не дай болезни пустить корни
Заикание само по себе не проходит. Поэтому следует приложить максимум усилий, чтобы ребенок смог реабилитироваться в кратчайшие сроки. Так что если в твоей семье возникла такая проблема, немедленно действуй:

  • 1. ОБРАТИСЬ за помощью к логопеду, психологу, а также невропатологу. Заикание бывает разных видов, и для эффективности лечения специалист должен правильно поставить диагноз.
    Как правило, лечат его комплексно: медикаментозно (применяя гомеопатические и успокаивающие препараты), логопедическими занятиями, массажем, разно- образными успокаивающими процедурами, дыхательными упражнениями. Подобные методы проводят в течение месяца, а затем через определенный промежуток времени их повторяют.
  • 2. ВЫПОЛНЯЙ правило нескольких «не». Не говори при ребенке о его недуге. Не поправляй его речь. Не позволяй никому передразнивать малыша – он должен чувствовать себя нормальным и полноценным.
  • 3. СОЗДАЙ в семье спокойную, благоприятную атмосферу. В присутствии крохи не устраивай споров, выяснения отношений и разговоров на повышенных тонах.
  • 4. УСТАНОВИ для своего чада четкий режим дня и по возможности придерживайся его. Малыш должен спокойно спать ночью (и желательно днем). Во время сна его нервная система успокаивается. Неплохо было бы придумать приятные ритуалы, предшествующие такому отдыху: чтение любимых книг, надевание «волшебной» пижамы и пр.
  • 5. ИСКЛЮЧИ из досуга ребенка мультфильмы, телевизионные программы и компьютерные игры (максимальное время просмотра лучше ограничить 15 минутами в день в утреннее или дневное время, но не перед сном). Под абсолютный запрет попадают агрессивные мульт- фильмы, книги и игрушки, вызывающие страх, а также те виды деятельности (в том числе некоторые игры), которые требуют эмоционального напряжения, и громкие звуки.
  • 6. ИСПОЛЬЗУЙ веселые, плавные и ритмичные песни. Ты сразу заметишь, что в процессе пения ребенок не заикается. Лучшее время для тренировки – это утренние часы, когда его нервная система еще совершенно спокойна. Постепенно переходи к чтению стихов, пословиц и небольших текстов в умеренном темпе. Обязательно хвали чадо за усилия, даже если они не всегда приносят видимые результаты. Также пусть малыш больше рисует красками и карандашами, раскрашивает картинки, лепит из пластилина. Психологи утверждают, что с помощью творчества дети выражают свои страхи.

Помни, что устранение заикания – дело сложное, требующее перестройки речевых навыков и образа жизни. А для достижения успеха необходимы время и терпение – в первую очередь мамы.

Нас консультируют:
Катерина Дуксина, практикующий психолог,
Наталья Науменко , логопед лечебно-диагностического центра «Адонис»

Журнал Prevention, февраль 2009