Автор при написании своего художественного произведения всегда стремится к выражению мысли очень яркому и эмоциональному, чтобы читатель смог понять, в чём состоит его мысль, и каковы ощущения он переживает. Для достижения данной цели писателем применяются различные способы. По словам Д. Розенталя, воспользовавшись экспрессивной лексикой, писатель достигает поставленной цели.

Возьмём к примеру, роман Каверина «Два капитана». Главный его герой по имени Саня неожиданно для себя осознает, что чувство, которое он испытывает по отношению к Кате, не являются просто легкой влюбленностью. Оказывается, его посетило искреннее чувство любви – он так любит девушку, что не представляет жизни без неё. Катя испытывает взаимные чувства к персонажу. По глупости молодые люди не могут быть вместе, так как не решаются и себе признаться в том, что испытывают пламенное чувство друг к другу.

С целью выражения данной мысли В.

Каверин пользуется разными изобразительными средствами, включая экспрессивную лексику. Слово «тяготит» применяется во время произношения речи Нины Капитоновны. Его можно расценивать как возвышенное, посредством, которого происходит передача её попыток договориться с Катей – таких попытки, успех которым даже она сама не пророчит. Об этом она сообщает Кораблеву, и сравнивает героиню с собой: «Я … Никогда не скажу».

Саня называет себя словом «дурак» на эмоциях, показывая тем самым собственное раскаяние в своей недогадливости. Он не смог понять чувств Кати, а также своих собственных ощущений. Автор стремиться акцентировать внимание именно на этом моменте, пользуясь экспрессивным словом «дурак».

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного русского лингвиста Дитмара Эльяшевича Розенталя: «Употребление экспрессивной лексики создает возможность лаконично выразить отношение говорящего к высказываемому».

В художественном произведении автор всегда стремится выразиться очень ярко и эмоционально, чтобы мы могли понять его мысли и ощущения. Для этой цели писатель использует разные средства, и Д.Э. Розенталь абсолютно справедливо замечает, что экспрессивная лексика очень помогает писателю достичь цели.

Например, в приведенном отрывке из романа В. Каверина «Два капитана» Саня вдруг осознает, что его чувство к Кате это - не простая легкая влюбленность; он любит девушку по-настоящему, он не может без него жить. И Катя испытывает к нему те же чувства. Но по глупости они не вместе, а в ссоре живут в разных городах и не решаются даже себе признаться, что они любят друг друга.

В. Каверин для выражения этой мысли использует разные изобразительные средства, в том числе и экспрессивную лексику. Например, слово «тяготит» в речи Нины Капитоновны, в принципе являющееся возвышенным, передает ее попытки договориться с Катей - попытки, в успех которых она сама не верит, о чем и сообщает Кораблеву: «Я сама такая. Никогда не скажу».

А слово «дурак» в эмоциональных восклицаниях Сани показывает его раскаяние в собственной недогадливости. Он не понял чувств Кати, не понял и своих собственных чувств, не догадался о роли Ромашова во всей интриге. Вот это и хочет показать автор, употребляя экспрессивное слово «дурак» в речи героя.

Как и остальные изобразительные средства, экспрессивная лексика помогает писателю создать картину для того, чтобы мы могли понять то, что он хочет нам сказать.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложений текста: «…И не может без тебя жить». Вот как! А она без него не может» . Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Читая отрывок из романа Каверина В.А., понимаешь, что речь идет о любви двух молодых людей, которые не могут и не умеют признаться друг другу в чувствах, но тем не менее испытывают друг к другу влюбленность.

Катя — девушка, о которой рассказывается в тексте, гордая и молчаливая: «Нервная. И гордая. И всё молчит» - так говорит Нина Капитоновна о Кате. В своих чувствах Катя не признается, и о том, что она влюблена, Нина Капитоновна узнает только из письма, в котором сестра любимого Катей молодого человека признается в том, что ее брат тоже не может жить без Кати: «В каждом письме одолевает просьбами: где Катя, что с ней, я бы всё отдал, лишь бы увидеть её. Он не может без тебя жить, и я не понимаю вашей беспричинной ссоры». Нина Капитоновна повторяет эти слова: ««И не может без тебя жить» Вот как! А она без него не может».

В этой фразе заложена вся суть влюбленности. Когда двое людей постоянно думают друг о друге, не находят себе места, когда все мысли связаны только с объектом любви. Именно эти чувства испытывала Катя, но молчала, хотя скрыть своё волнение и своё настроение всё равно не могла. Нина Капитоновна чувствовала, что Катю что-то «тяготит». Молодой человек, в которого была влюблена Катя, услышав эту фразу, понял, что тоже безумно влюблен, просто он ничего не знал о Катиных чувствах. И хотя он не говорил таких слов своей сестре, которые она написала в письме, он понимал, что они являются правдой (69-71). Он и правда не может жить без Кати!

Эти влюбленные, как и многие другие, просто не могут жить друг без друга!

15.3 Как Вы понимаете значение слова ЛЮБОВЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Любовь - это…» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Любовь — это желание быть с другим человеком, постоянные мысли о нем, без дорогого сердцу человека жизнь часто бывает не мила и не приносит радости. Такое состояние влюбленности можно наблюдать у Кати, о которой рассказывается в тексте Каверина В.А. Девушка в глубине своей души очень переживает, хоть и не показывает вида. Она молчаливая и гордая. И признаться в своих чувствах ей очень нелегко. Тем не менее «она жить него не может», без того мальчишки, с которым познакомилась еще в детстве. Это замечает Нина Капитоновна, говоря про Катю, что она «Нервная. И гордая. И всё молчит».

В жизни тоже можно часто наблюдать такие проявления любви. Ярким примером искренних и бескорыстных чувств, на мой взгляд, может служить девушка Таня, которая была влюблена во Владимира Высоцкого. Из фильма про Высоцкого, основанного на реальных событиях, можно понять, что Таня испытывала к Владимиру Семеновичу глубокое чувство любви, она ухаживала за ним и принимала его любым, в любом состоянии. Татьяна продолжала любить Высоцкого, даже несмотря на его романы с другими женщинами. Она была готова прийти к нему на помощь в любую минуту и не оставляла его в то время, когда он нуждался в заботе. Татьяна — пример женщины, способной любить всем сердцем и жертвовать собой ради любимого.

Экспрессия в русском языке означает "эмоциональность". Следовательно, экспрессивная лексика - это эмоционально окрашенная совокупность выражений, направленных на передачу внутреннего состояния человека, который говорит или пишет. Она касается исключительно художественного стиля в речи, который очень близок к разговорному в устных высказываниях. Но при этом художественный стиль имеет несколько существенных ограничений по сравнению с Автор может многое говорить, но далеко не все, если хочет остаться в рамках литературных норм.

Экспрессивная окраска речи

Многие понятия, содержащиеся в русском языке, означают не только сам материальный или духовный предмет, но и оценку его с позиции говорящего. Например, слово "армянин" - это просто факт, который свидетельствует о национальности человека. А вот если его заменить на слово "хач", то высказываться будет преимущественно негативная оценка человека этой национальности. Это слово не только экспрессивное, но и просторечное, оно не соответствует литературным нормам.

Отличие просторечных выражений от экспрессивных

Просторечные выражения по большей части характерны для людей, которые проживают на определенной территории, имеют общие увлечения, а также могут находиться в одной возрастной группе. Это несколько схоже с диалектами, хотя они характерны не для определенной этнической группы, а субкультурной. По большей части просторечные выражения относятся к экспрессивным, но не сводятся к ним.

То же самое слово "хач" просторечное. Но оно имеет еще и экспрессивную окраску. Тем не менее даже обычное слово может в контексте выступать эмоциональным. Например, если обычное слово "армянин" употребляется в негативном контексте, то оно становится синонимом слову "хач", хотя и более литературным. Просторечные выражения очень часто являются подвидом экспрессивной лексики. Но вот, например, слово "белобрысый" является вполне литературным, хотя и относится к эмоционально окрашенным выражениям.

Эмоциональная и оценочная лексика - одно и то же?

Вообще, это синонимы. Потому что экспрессивная лексика всегда высказывает определенное отношение говорящего к чему-то. Но в некоторых случаях эмоциональные слова не содержат оценки по причине их контекстуальности. Например, "ах" люди говорят как когда в их жизни произошло что-то хорошее, так и плохое.

Также к ней не относятся слова, лексическое значение которых уже содержит в себе оценку. Употребление экспрессивной лексики - это использование слов, имеющих эмоциональную составляющую, а не содержащую только эмоцию. Значит, нужно сделать один вывод. Слово становится оценочным в том случае, когда на него накладывается эмоциональная составляющая путем создания определенного контекста. При этом самостоятельное сохраняется.

Употребление экспрессивной лексики в жизни

В жизни человек использует очень много оценочных суждений, основными звеньями которых являются эмоциональные выражения. Во всех сферах жизни, даже в деловой сфере, используется экспрессивная лексика. Примеры - высказывание дипломатов России касаемо других стран. Даже президент недавно использовал экспрессивное выражение, которое, помимо всего, еще является просторечным, на недавней конференции.

Экспрессивным можно сделать любое слово, если подобрать ему подходящий контекст. Например, взять предложение: "эти граждане, если их можно так назвать, выбрали не самый силы". Если вырвать слово "граждане" из контекста, то это самое обычное выражение принадлежности человека к определенной стране. Но вот экспрессивной окраски данному понятию в приведенном предложении прибавляет часть" если их можно так назвать". Сразу высказывается оценка автора касаемо действий живущих в определенной стране людей. Теперь следует привести небольшую классификацию эмоционально окрашенных выражений.

Однозначные слова с ярким оценочным значением

В некоторых терминах эмоциональная окраска настолько ярко выражена, что каким бы ни был контекст, все равно будет понятно, какую оценку хочет дать тот, кто пишет или говорит. В другом значении такие слова употребить невероятно сложно. Например, как можно сказать слово "подкаблучник" в положительном или нейтральном контексте. Как правило, такие выражения используются, только если человек хочет высказать негативное отношение. В ином случае будут применяться более мягкие слова и словосочетания типа "хороший муж" и другие.

"Подкаблучник" - это слово-характеристика. Есть еще и термины, содержащие оценку действия. Такими являются, например, слова "осрамить", "надуть". Первое означает человека, который заставил другого почувствовать стыд, а второе подразумевает обман. Это слово, между прочим, также имеет преимущественно негативную окраску.

Многозначные слова, обретающие эмоциональный окрас при использовании в качестве метафоры

Бывает, что только при использовании слова в качестве метафоры образуется экспрессивная лексика. Примеры - пилить мужа (отсылка к предыдущему слову), напеть начальству, проморгать автобус. Вообще, слово "пилить" означает деление древесины на несколько частей с помощью специального инструмента. Но если использовать его в качестве метафоры, то дословно получится что-то типа "делить мужа на несколько частей". То есть даже при буквальной трактовке этой метафоры вряд ли что-то положительное находится. Так что вот пример четко экспрессивного выражения.

Употребление экспрессивной лексики создает возможность выражения своего отношения к определенным явлениям или событиям. Правда, для распознавания экспрессивной составляющей таких метафор требуются малейшие интеллектуальные усилия, если человек не сталкивался с такими выражениями ранее.

Слова с суффиксами эмоциональной оценки

Данный тип выражений очень интересен по той причине, что может иметь разные оттенки, которые зависят от контекста. Экспрессивно окрашенная лексика этого типа может иметь как положительную оценку (аккуратненько), отрицательную (детина), так и контекстуальную оценку (дружочек). Например, последнее может обозначать как нежные чувства к другу, так и ироничное высказывание по отношению к врагу.

А при чем здесь суффиксы? А потому что с их помощью можно придать слову разную оценку. Например, взять обычное слово "стол". Если прибавить к нему суффикс "ик", то получится "столик", и это положительная оценка. Если же прибавить суффикс "ищ", то выйдет "столище", который несет преимущественно негативную окраску.

Выводы

Экспрессивно-эмоциональная лексика занимает достаточно серьезное положение в нашей речи. Если бы ее не было, то невозможно было бы в полной мере выражение чувств человека. А в технологиях создания искусственного интеллекта на данном этапе научились заставлять роботов передавать эмоции только благодаря эмоционально окрашенным выражениям.

Также экспрессивная лексика позволяет лучше выражать собственные мысли при интернет-переписке, когда есть возможность только а невербалика не считывается. Конечно, последняя играет невероятно серьезную роль при общении, но без использования экспрессивной лексики даже самая артистичная натура ничего бы не показала.

Абдуразакова Марина

Работа представляет собой исследование по указанной теме.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ФАКУЛЬТЕТ РУССКОЙ ФИЛОЛОГИИ МГОУ

РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР РУССКОГО ЯЗЫКА МГОУ

ОБЛАСТНАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ МГОУ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ О ЯЗЫКЕ»

(ГОЛЬЦОВСКИЕ ЧТЕНИЯ)

ФУНКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭКСПРЕССИВНОЙ ЛЕКСИКИ В ТЕКСТАХ РОК-ПЕСЕН

Работу выполнила: Абдуразакова Марина Олеговна,

учащаяся 9а МБОУ СОШ №30

Руководитель: Мартынова Галина Александровна

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №30 г.Подольска Московской области

2015г.

Введение 3

Глава I. Эмоционально-экспрессивная лексика. Терминология и употребление 4

Глава II. Лексические средства создания экспрессии в современных текстах рок-песен 6

Глава III. Музыкальный эксперимент «Особенности восприятия подростками рок-песен» 10

Заключение 12

Литература и электронные образовательные ресурсы 13

Введение

13-15 лет – такой возраст, когда хочется показать себя, какой ты «крутой» и чего стоишь. В этот период подростки стараются всеми способами выделиться из толпы, лишь бы не быть такими, как все. Они начинают одеваться не так, как все, делать прически не как у всех, вести себя так, чтобы их заметили, а также слушать музыку, отличающуюся от той, которая нравится большинству. В этом возрасте подростки хотят казаться независимыми и считают, что представление о них складывается и по той музыке, которую они слушают, и что тяжелая музыка, например, рок, – первое, чем можно показать свое «Я».

Мне рок открыл мой старший брат, когда мне было лет 7. Сначала мне жутко это не понравилось: ни слова песен, ни сама музыка. Все это казалось грубым и ужасным, непонятным криком. Но в то время я была маленькой, и мне сложно было воспринимать это музыкальное направление. Вскоре мое представление о музыке стало потихоньку меняться. Мне стало казаться, что все, что я слушаю, (а на тот момент это реп и поп-музыка) - это примитивные, вульгарные и бессмысленные наборы слов, половину из которых я даже не могла понять. Интерес к року вызвали песни таких групп, как Slipknot, NoizeMC, Ария, Король и Шут, Rammstein, System Of A Down. Я до сих пор помню, как слушала голоса этих исполнителей круглыми сутками. Именно в роке сейчас я нахожу смысл, который прекрасно понимаю, именно в нем я ищу, как ни странно, успокоение и лекарство от головной боли.

Меня волнует вопрос: почему именно этот музыкальный стиль имеет весомое влияние на подростков? Может, дело все не только в ритмах и мелодии, которые слышит подросток, но и в эмоционально-окрашенной лексике, которая используется в текстах песен? Может, она так влияет на их сознание? В этих вопросах я и хочу разобраться в ходе исследовательской работы. Так и родилась цель работы: определить функции эмоционально-экспрессивной лексики в текстах современных рок-песен.

Цель исследования предполагает решение следующих задач :

  1. Изучение литературы по данной теме.
  2. Описание вопроса об употреблении разностилевой эмоционально-экспрессивной лексики.
  3. Выявление и описание доминантных лексических средств создания экспрессии в современных текстах рок-песен.
  4. Выявление особенностей восприятия подростками рок-песен.

Объект исследования: эмоционально-экспрессивные слова в текстах современных рок-песен.

Предмет исследования: функции эмоционально-экспрессивной лексики.

Методы исследования: анализ, обобщение, синтез.

Теоретическая значимость нашей работы заключается в возможности использовать материал работы как дополнительный при подготовке к урокам русского языка, к олимпиадам. Прикладная ценность – в возможности лучше понять истоки увлечения молодежи рок-музыкой и формировать толерантное отношение представителей разных молодежных субкультур друг к другу.

Глава I

Эмоционально-экспрессивная лексика. Терминология и употребление

Рассмотрим значения ключевых понятий в названии темы: «эмоциональный» и «экспрессивный».

В «Толковом словаре» Т.Ф. Ефремовой читаем:

Эмоциональный – прил. 1) Соотносящийся по знач. с сущ.: эмоции, эмоция, связанный с ними. 2) Преисполненный эмоций. 3) Подверженный эмоциям, легко возбуждающийся. 4) Вызванный эмоцией, эмоциями. 5) Выражающий эмоцию, эмоции.

Экспрессивный – прил. 1) Соотносящийся по знач. с суш. Экспрессия, связанный с ним. 2) Обладающий экспрессией.

Экспрессия – ж. Яркое проявление чувства, настроения, переживания; выразительность.

Делаем вывод, что слово «эмоциональный» означает: основанный на чувстве, вызываемый эмоциями, чувствами. Экспрессивный – выразительный, содержащий сильное проявление чувств, выражение переживаний. Следовательно, эмоционально – экспрессивный – это выражающий чувства, эмоции, высказывающий субъективное мнение о предмете речи.

Как известно, многие слова в русском языке не только непосредственно называют понятия, но и отражают отношение к ним говорящего. Например, восхищаясь красотой пейзажа, автор может его назвать великолепным, живописным. Заключенная в данных прилагательных положительная оценка отличается от стилистически нейтрального слова «красивый». Это и делает их эмоционально окрашенными. То есть автор, употребляя в контексте то или иное слово, выражает свое отношение, свою оценку предмета, действия или признака.

По этой причине эмоциональную лексику часто называют оценочной или эмоционально-оценочной.

С помощью эмоционально-экспрессивной лексики можно выражать как положительное, так и отрицательное отношение к чему-либо. Слова, имеющие выраженную языковыми средствами эмоциональную окрашенность, ругательства, междометия обладают яркой эмоциональной окраской. Такие слова можно часто услышать в рок-песнях.

Например:

Лицо – рожа (песня «Батареи» группы «Нервы»)

Голова – башка (песня «Бегом!» группы «План Ломоносова»)

Пропасть – сгинуть (песня «В пасти темных улиц» группы «КняzZ»)

Нечего – неча (песня «Любер» группы «Разные люди»)

Очень – шибко (песня «Найдется круче» группы «Пурген»)

Главной отличительной чертой эмоционально-оценочной лексики является факт наложения эмоциональной окраски на самостоятельное лексическое значение слова. Такая лексика выражает отношение самого говорящего к называемому явлению.

В художественной речи количество экспрессивных слов очень часто превосходит долю слов нейтральных. Это касается и песен, так как песенное творчество выражает чувства, эмоции людей.

Следует помнить, что одно нейтральное слово может иметь сразу несколько экспрессивных синонимов, различающихся по степени эмоционального напряжения: бежать – мчаться – лететь . Экспрессивная оценка изначально присуща многим словам: торжественным: грезы, сокровенный (Ляпис Трубецкой «Был в Керчи»), поэтическим: буйные, гнет (Алиса «Небо славян»), ироническим (благоверный, соблаговолить, донжуан ), фамильярным: братан, пацаны (Чиж feat. Трофим «Братан») , неодобрительным (высокомерный ), презрительным: фальшивый (Нервы «Грусть»), уничижительным: папанька, маманька (Сектор газа «Колхозный панк»), вульгарным: фраер (Нервы «Я бы убил тебя, дура» ) и, конечно же, бранным: кретин (Сплин «Достань гранату»)

Как видим, экспрессивно окрашенные слова можно условно разделить на слова, выражающие положительную оценку, и на слова с отрицательной оценкой. Экспрессивная окраска всегда наслаивается на эмоционально-оценочное значение слова, причем в одних случаях преобладает экспрессия, а в других – эмоциональная окраска. Поэтому на практике строго разграничить эмоциональную и экспрессивную лексику не представляется возможным.

Из всего вышеизложенного следует, что автор при работе над текстом вполне может изменять его эмоциональную окраску, воздействуя тем самым на эмоциональное состояние читателя. Для этого он использует эмоционально-оценочную лексику. Таким образом, если писатель хочет рассмешить или растрогать, вызвать воодушевление или наоборот – сформировать отрицательное отношение к предмету, он волен выбирать в каждом случае отдельный набор языковых инструментов.

Глава II

Лексические средства создания экспрессии в современных текстах рок-песен

Какую роль играет эмоционально-экспрессивная лексика в текстах рок-песен? Какие слова преобладают: с положительной эмоциональной окраской или с отрицательной? Чтобы ответить на эти вопросы, проанализируем тексты двух песен.

Группа «План Ломоносова »

Бегом

Улица, асфальт...

Кеды и трико...

Бритую башку видно далеко.

По городу иду,

Мне нечего бояться.

Удар с левой, удар с правой!

Нету на меня управы!

Мусор слева, мусор справа –

Древнерусская забава.

Бегом! (x4)

Скверы и дворы...

Бутылки, папиросы...

Подойди спроси,если есть вопросы!

Я родился здесь,

Мне нечего бояться.

Я не хулиган, но люблю подраться!

Удар с левой, удар с правой!

Нету на меня управы!

Мусор слева, мусор справа –

Древнерусская забава.

Бегом! (x4)

В данной песне мы находим лишь два слова с положительным смыслом: забава и люблю. В «Толковом словаре» Т.Ф. Ефремовой http://enc-dic.com даются следующие толкования слова «забава»: 1. ж. 1) Развлечение, потеха. 2) разг. То, что развлекает, чем забавляются. 2. м. и ж. нар.-поэт. Возлюбленный, возлюбленная. В песне это слово употребляется как разговорное: герою песни доставляет удовольствие драка. Именно ее он называет забавой. Получается, что слово (драка, драться ), которому изначально присвоена отрицательная оценка, выражает положительный смысл для героя песни. Слово «люблю» автор тоже сочетает со словом «подраться». В «Толковом словаре» Т.Ф. Ефремовой http://enc-dic.com/ мы находим несколько значений слова «люблю». В песне «Бегом» оно употребляется в значении б ыть довольным чем-л., испытывать удовлетворение от чего-л . Подраться имеет значения: 1) Устроить драку. 2) Принять участие в драке (http://enc-dic.com/ Толковый словарь Т.Ф. Ефремовой). Таким образом, герой песни с помощью слова с положительным смыслом выражает свое отношение к действию, обозначаемому словом с отрицательной эмоциональной оценкой.

В этой песне встречаются и другие слова с отрицательной эмоциональной окраской: башка, хулиган, подраться .

Слово «башка» используется в песне как разговорное со сниженной стилистической окраской в значении голова как часть тела человека или животного (http://enc-dic.com/ Толковый словарь Т.Ф. Ефремовой). Более того, автор сочетает это слово с эпитетом «бритая (башка)», что создает неприятный образ героя. Усугубляет образ героя слово «хулиган» человек, который занимается хулиганством, грубо нарушает общественный порядок (http://enc-dic.com/ Толковый словарь С.И. Ожегова).

Разговорному стилю подчинено и слово «управа», которое употребляется здесь в значении средство, мера воздействия на кого-либо, возможность обуздания, пресечения чьего-либо своеволия, произвола, беззакония (http://enc-dic.com/ Толковый словарь С.А. Кузнецова). Слова героя «Нету на меня управы!» лишний раз подчеркивают его хулиганский образ.

Помимо разговорной лексики, мы встречаем и жаргонную, которую использует герой песни. Так слово «мусор» в данном контексте обозначает сотрудника правоохранительных органов (http://enc-dic.com/ Большой словарь русских поговорок)


Подписи к слайдам:

МОУ ДПОС «Информационно-методический центр» КОНФЕРЕНЦИЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ «ШАГ В НАУКУ» ФУНКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭКСПРЕССИВНОЙ ЛЕКСИКИ В ТЕКСТАХ РОК-ПЕСЕН Работа выполнена Абдуразаковой Мариной Олеговной, учащейся 9а класса МБОУ СОШ №30 Руководитель: Мартынова Галина Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №30

Цель работы: Определить функции эмоционально-экспрессивной лексики в текстах современных рок-песен

эмоциональный прил. 1) Соотносящийся по знач. с сущ.: эмоции, эмоция, связанный с ними. 2) Преисполненный эмоций. 3) Подверженный эмоциям, легко возбуждающийся. 4) Вызванный эмоцией, эмоциями. 5) Выражающий эмоцию, эмоции. Ефремова Т.Ф. «Толковый словарь»

экспрессивный прил. 1) Соотносящийся по знач. с сущ. Экспрессия, связанный с ним. 2) Обладающий экспрессией. Экспрессия – ж. Яркое проявление чувства, настроения, переживания; выразительность. Ефремова Т.Ф. «Толковый словарь»

эмоционально – экспрессивный выражающий чувства, эмоции, высказывающий субъективное мнение о предмете речи.

Какие слова преобладают в текстах рок-песен: с положительной эмоциональной окраской или с отрицательной? Улица, асфальт... Кеды и трико... Бритую башку видно далеко. По городу иду, Мне нечего бояться. Я не хулиган, но люблю подраться! Удар с левой, удар с правой! Нету на меня управы! Мусор слева, мусор справа – Древнерусская забава. «Бегом» (Группа «План Ломоносова»)

Забава 1. ж. 1) Развлечение, потеха. 2) разг. То, что развлекает, чем забавляются. 2. м. и ж. нар.-поэт. Возлюбленный, возлюбленная. Любить: быть довольным чем-л., испытывать удовлетворение от чего-л. Ефремова Т.Ф. «Толковый словарь»

«Бегом» (группа «План Ломоносова») Башка – голова как часть тела человека или животного; Ожегов С.И. «Толковый словарь» Хулиган – человек, который занимается хулиганством, грубо нарушает общественный порядок. Ефремова Т.Ф. «Толковый словарь»

«Нету на меня управы!» Управа – разг. средство, мера воздействия на кого-либо, возможность обуздания, пресечения чьего-либо своеволия, произвола, беззакония Кузнецов С.А. «Толковый словарь» Мусор – жарг. сотрудник правоохранительных органов «Большой словарь русских поговорок»

«Небо славян» (группа «Алиса») Звездопад да рокот зарниц. Грозы седлают коней, Но над землей тихо льется покой Монастырей. А поверх седых облаков Синь – соколиная высь. Здесь, под покровом небес Мы родились.

«льется покой монастырей» Льется – испускаясь чем-либо, распространяться, струиться (о звуке, запахе, цвете)

«Нас точит семя орды» Точить – неотвязно мучить, изнурять, лишая сил. «Нас гнет ярмо басурман» Ярмо – бремя, тяжесть. Кузнецов С.А. «Толковый словарь»

Каково мнение подростков о песнях в стиле рок? Как они расценивают и воспринимают слова рок-песен? 1. "Я не хулиган, но люблю подраться" «Выключаешь песню – в голове слышится именно эта строчка. Она, по-моему, очень точно раскрывает смысл всей песни в целом, поясняет весь другой текст» (Надежда Б) 2. «Мусор слева, мусор справа – Древнерусская забава. Бегооом!» «Под песню хочется избить барабаны так, чтобы, когда ты в следующий раз за них сел, они бы тебя палочками избили. Круче тут музыка, ибо ритм музыки равен ритму сердца, и поэтому качает» (Иван Л.)

3. "Удар с левой, удар с правой! Нету на меня управы! Мусор слева, мусор справа – Древнерусская забава" «Впечатление …тоже так хочу биться. Здесь же действенней слова песни. Так как исполняется на русском языке, вполне всё понятно, к тому же музыка довольно примитивная (2-3 рифа на протяжении всей песни)» (Михаил К.)

4. "Удар с левой, удар с правой! Нету на меня управы! Мусор слева, мусор справа – Древнерусская забава" «Эти слова запомнились больше. Наверно потому, что исполнитель произнес их с большей выразительностью, больше выделил их голосом. Ну а в самой песни действенней оказалась мелодия. Почему? Просто она произвела большее впечатление, чем слова» (Алевтина И.)

ФУНКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО ОКРАШЕННОЙ ЛЕКСИКИ В ТЕКСТАХ РОК-ПЕСЕН 1. Создание яркого образа 2. Выражение отношения исполнителя или героя песни к предмету, явлению, процессу и так далее, то есть тому, о чем он поет.