Обществознание, профильный уровень

Урок17-18-19

Глава II. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК

Д.З: § 7, ?? (с.78), задания (с.78-80),

таблица (в тетради)

© А.И. Колмаков


  • рассмотреть современные теории происхождения человека, сравнить их с официальной теорией Дарвина;
  • изучить процесс становления общества, определить человечество как результат биологической и социокультурной революции, проследить процесс становления культуры;
  • развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
  • осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
  • способствовать выработке научной позиции учащихся.

Универсальные учебные действия

  • Знать теории происхождения человека и становления общества, объяснять особенности человечества как результата биологической и социальной эволюции; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся
  • Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение.

  • человечество;
  • антропогенез;
  • социальная память;
  • гоминиды;
  • социогенез;
  • антропосоциогенез;
  • тотем;
  • исторический тип;
  • культура

«Человечество возникает тогда, когда эта общность осознается. Именно постепенное признание одинаковости судьбы способствует рождению такого универсального образования, как человечество». Г.Лессинг


Изучение нового материала

  • Наука о происхождении человека.
  • Становление общества.
  • Человечество как результат биологической и социокультурной революции .
  • Становление культуры - неотъемлемая часть становления человека и человечества.

Вспомните: как в курсе истории объясняется происхождение человека? Какие факторы оказали определяющее воздействие на этот процесс?



АНТРОПОГЕНЕЗ - процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека

СОЦИОГЕНЕЗ – процесс формирования общества

АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ – двуединый процесс формирования человека и общества.

Генезис- происхождение, возникновение, (за)рождение.


Как на Земле появился вид современных людей

Дриопитеки

Австралопитеки

Человек умелый

Человек разумный

Неандертальцы

Древнейшие люди


проблемы, связанные с изучением происхождения человека:

1. Какие лишние ветви, линии отходят от общего предка человека;

2. Какие стадии развития Homo sapiens выделяются

на сегодняшний день;

устанавливаются недостающие звенья;

3. Исследуются биологические и генетические причины и механизмы трансформации

предков человека, а так же формирование отличительных свойств современного человека;

4. Уточняются теории антропогенеза, социогенеза и антропосоциогенеза.



2-я версия

Homo erectus

(1-1,3 млн. лет назад)

Homo sapiens

(150-200 тыс. лет назад)



Биологические предпосылки и генетические механизмы трансформации предков человека

  • Процесс прямохождения
  • Роль рук как естественных орудий труда
  • Космические факторы
  • Изменения в земной коре
  • Радиация
  • Стресс
  • Отбор на высокий интеллект связанный с отбором на выживание при родах

Человечество – общность народов, населяющих Землю.


биологическое

социальное

биосоциальное


Формы организации человеческого сообщества

Община

Общество

Человеческое стадо

Производящее хозяйство

Преимущественно оседлый образ жизни

Увеличение численности людей на Земле

Создаются ценности – язык, искусство, мораль, религия и т.д.

Непостоянный коллектив

Поведение сходно с поведением высших животных

Совместное добывание пищи (охота)

Совместное воспитание потомства

Усложнение трудовой деятельности

Влияние обычаев

Система табу

Влияние тотемов



Взгляды философов на человечество

Философ

Взгляды

Философы античности

Философы- просветители

Ж.Ж. Руссо

И. Кант

В.С.Соловьёв

Г. Лессинг

Н.Данилевский

О. Шпенглер

Н.Трубников


Существо биологическое

Существо социальное

Как шло формирование общества людей?

- первые коллективы – человеческое стадо;

- постепенное усложнение человеческого общества

Переход от присвающего к производственному хозяйству

Переход от кочевого к оседлому образу жизни

Увеличение численности людей на Земле, необходимость управления жизнью человеческого общества

Создаются ценности, которые не под силу создать одному человеку.


«ЧТО БЫЛО РАНЬШЕ – ЧЕЛОВЕК ИЛИ ОБЩЕСТВО?»

Человеческое стадо

Первоначальное общество

  • Усложнение трудовой деятельности;
  • Влияние обычаев;
  • Система табу;
  • Влияние тотемов;
  • Основаны на коллективном родстве;
  • Предполагали совместное владение имуществом;
  • Коллективный труд;
  • Не знали имущественного расслоения.
  • Охотились сообща;
  • Согревались в холодные дни;
  • Сражались за самку;
  • Сходны с поведением высших социальных животных;
  • Воспитывали потомство;
  • Непостоянный коллектив.

Управление жизнью человеческого коллектива требовало многоуровневых отношений.

Так постепенно складывалось не существующее у других живых существ многостороннее образование, сложное переплетение разнообразных связей и отношений – общество .


Два взгляда зарождения культуры

Магия

Образ

В основе культурного творчества лежит способность человека создавать символы, мысленные модели тех практических действий, которые ему еще только предстоят.

Раньше, чем человек научился пользоваться огнем, он уже поклонялся ему в культовых практиках. Как оно было на самом деле, сегодня можно только предполагать, однако даже современного человека восхищают и завораживают и огонь костра, и звезды в ночном небе.


Человек – единственное в природе существо, преодолевшее свою генетическую программу инстинктов.

Люди никогда не жили вне культуры

природа

культура

река

канал

наконечник

камень

парфюм

запах

стон

слово

КУЛЬТУРА (лат. cultura - возделывание, воспитание, почитание) - совокупность искусственных объектов (идеальных и материальных предметов; объективированных действий и отношений), созданная человечеством в процессе освоения природы.


Среди антропологов распространены две концепции происхождения Человека разумного и его рас - моноцентризма и полицентризма. Согласно первой, преобладающей в настоящее время, Человек разумный возник в результате однократной или нескольких последовательных мутаций в одном определенном месте (предположительно Восточная Африка) и затем расселился на других континентах, постепенно приобретая в процессе приспособления к окружающей среде существующие ныне расовые различия. Согласно концепции полицентризма, появление Человека разумного происходило неоднократно и в нескольких местах Старого Света, так что многие современные расовые различия унаследованы от этих непосредственных предков Человека разумного. Существующие фрагментарные данные, по-видимому, не позволяют антропологам прийти к общепринятому мнению в данном вопросе, и большинство из них ныне полагают, что становление Человека разумного было слишком сложным эволюционным процессом, чтобы сводить его к альтернативе: либо моноцентризм, либо полицентризм.


Проверь себя

1) Каковы основные теории, объясняющие происхождение человека как биосоциального существа?

2) В чем они сходятся в ответе на вопрос о происхождении человека?

3) Укажите основные признаки понятия «человечество».

4) В чём состоят особенности социальной памяти человечества? Чем она отличается от памяти отдельного человека?

5) Какую роль в становлении человека и общества играла культура?


рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?






Вопрос о происхождении человечества интересует людей с давних времен. Поиски предков связаны с мифами и легендами, которые повествуют о «самопроизвольном зарождении жизни, о появлении живых существ из неживой материи». Долгое время наиболее распространенным подходом к проблеме происхождения человека быларелигиозная теория,согласно которой всемогущий бог создал человека и окружающий мир. Другой теорией, объясняющей появление человечества, является теория палеовизита , согласно которой жизнь на землю была занесена из космоса, либо инопланетянами, либо в результате случайного переноса зародыша жизни и белковых элементов с другой планеты. Но наиболее обоснованными подходами к данной проблеме являютсяестественно-научные теории происхождения человека .

Научное исследование процесса происхождения человека (антропогенеза) было положено в XIX веке выходом книги Ч.Дарвина «Происхождение человека и половой отбор», где была сформулирована идея происхождения человека эволюционным путем от обезьяны . Другой фактор антропогенеза раскрывает работа Ф.Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», в которой автор обосновывалважнейшую роль труда в превращении древнего предка человека в существо социальное и культурное. В ХХ веке эти идеи были объединены в общую концепцию биосоциальной природы человека .

Кроме того, ученые предполагают, что на процесс становления человека повлияли и другие факторы, к которым относят степень солнечной активности, меняющийся уровень радиации, климатические изменения . Под влиянием этих внешних обстоятельств высшие приматы резко меняли стереотипы поведения: стали предпочитать мясо растительной пище, сохраняли способность к деторождению в течение всего года, освобождались от власти животных инстинктов.

Одним из возможных условий окончательного превращения обезьяны в человека могло бытьизменение структуры мозга , что привело к разделению функций различных полушарий. Вместо примитивного приспособления к окружающей среде человек стал менять собственное поведение и окружение.

Таким образом, сущность теории антропогенеза составляет идея трудовой деятельности, как основная причина становления человека и человечества, но исключительно во взаимодействии с такими факторами, как язык, сознание, нравственность и культура , которые возможны лишь в обществе. Человек становится в полной мере человеком только в единстве с другими людьми.

Необходимо отметить, что в процессе эволюции менялся не только способ поведения, но и формы организации людей. Изначально они жили в нестабильных коллективах, именуемых человеческим стадом, которое немногим отличалось от животного. Но постепенно сплоченность человеческих коллективов становилась все более устойчивой. Так появилось общество простого типа , которое было основано на кровном родстве, совместном труде и не знало имущественного расслоения.

С переходом от присваивающего к производящему хозяйству и оседлому образу жизни постепенно складывалось многостороннее образование, сложное переплетение разнообразных связей и отношений – общество. Именно в нем были сформированы ценности, которые не под силу создать одному человеку – язык, искусство, мораль, техника, наука, религия и т.д. На основе общей истории формировалось человечество (общность всех людей, населяющих Землю) .

Отличительной особенностью человечества является его способность осмысленно творить «вторую природу» - культуру. Человек, в отличие от животных, способен сочетать практицизм и возвышенное духовное творчество, которое на первый взгляд не несет в себе пользы, но на самом деле необходимо как ему самому, так и людям в целом. Культура удовлетворяет духовные потребности общества, которые являются высшими потребностями. Достижения в духовной сфере передаются из поколения в поколение через обучение и воспитание. Какими бы факторами не объясняли ученые процесс антропогенеза, никто не отрицает, что вне культуры человечество не существует .

Малые группы

Человек не может жить в полном одиночестве.

Социальная группа - объединение людей с це­лью удовлетворения потребностей индивидов в осуществлении совместных действий. Люди объединяются по самым различным признакам: принадлежность к нации (историко-культурная общность людей, объединенных языком, общи­ми чертами психологического склада), профес­сии, возрастной группе, гражданству, идеологии, религии, по общим интересам. Группу можно определить как объединение людей по опреде­ленному признаку. Группы имеют определенные нормы(правила поведения) и ценности, откло­нение от которых карается санкциями (от осуж­дения до бойкота и исключения из группы).

Все группы людей можно разделить на боль­шие (нации, классы) и малые (семья, компания друзей). Разница между ними не только количе­ственная (по разным оценкам малая группа включает 7-20 человек), но и качественная (осо­бенностью малой группы является возможность прямых контактов между всеми представителя­ми группы).

Малая группа – это немногочисленное по составу объединение людей, члены которого имеют общую цель и находятся друг с другом в непосредственных личных контактах. По количественному составу: от 2 до 40 человек.

Малую группухарактеризуют: наличие об­щей цели, совместная деятельность, личное (прямое) взаимодействие членов группы, опреде­ленный эмоциональный фон, длительность суще­ствования, добровольный характер, наличие вза­имных ожиданий

Малые группы бывают :

Условными (члены группы не имеют постоянных контактов друг с другом);

Реальными (члены группы имеют постоянные контакты друг с другом);

Естественными (складывающимися сами по себе).

Естественные группы делятся на:

Формальные – группы, которые создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций;

Неформальные – группы, которые возникают и существуют на базе личных интересов их участников и действуют вне официальных организаций.

Билет 7

Сущность человека как проблема философии

Вопрос о сущности человека, его природе, происхождении и предназначении, месте в мире, ценностях, смерти и бессмертии, смысле человеческой жизни - одна из основных проблем философской мысли. Проблема сущности и бытия человека принадлежит к разряду вечных философских проблем. Она привлекает внимание философов с древних времен. Проблема эта вечная и вечно новая, поскольку постоянно изменяются условия жизни, ее содержание, научные знания, сам человек. Каждый раз она является проблемой иного человека, живущего в других исторических условиях, решающего конкретные задачи своего времени, человека, иначе мыслящего, чувствующего и понимающего мир. Нами уже отмечалось, что особенно остро философское осмысление проблемы человека встает в переломные кризисные периоды жизни человеческого общества, требующие максимального напряжения всех духовных и физических сил человека. Проблема человека концентрирует вокруг себя все другие философские вопросы, поскольку любой из них предполагает в своем основании решение проблемы человека, его природы, положения в мире и обществе.

Общение как понимание

Полноценное общение становится возможным, только если люди, вступающие во взаимодействие, могут оценить уровень взаимопонимания и дать себе отчет в том, что представляет собой партнер по общению. Участники общения стремятся реконструировать в сознании внутренний мир друг друга, по­нять чувства, мотивы поведения, отношение к значимым объек­там.

Перцептивный аспект общения – это восприятие, понимание и оценка человека человеком. Познавая других людей, индивид получает возможность лучше, более надежно определить пер­спективы совместной деятельности с ними. От точности «про­чтения» их внутреннего мира зависит успешность согласованных действий.

В процессе общения всегда необходимо наличие как минимум двух человек. Каждый из них ориентируется на внешние проявляемые поведенческие характеристики другого, формируя, таким образом, представления о нем, о его внутреннем мире. Этому способствуют следующие механизмы взаимопонимания в общении.

На сегодняшний день существуют различные версии происхождения человека на Земле. Это и научные теории, и альтернативные, и апокалиптические. Многие люди считают себя потомками ангелов или божественных сил, вопреки убедительным доказательствам ученых и археологов. Авторитетные историки отрицают эту теорию, как мифологию, отдавая предпочтение другим версиям.

Общие понятия

Издавна человек являлся предметом изучения наук о духе и природе. Между социологией и естествознанием до сих пор ведется диалог о проблеме бытия и обмен информацией. На данный момент ученые дали человеку конкретное определение. Это биосоциальное существо, которое совмещает в себе интеллект и инстинкты. Следует отметить, что не один человек в мире является таким созданием. Подобное определение можно с натяжкой отнести и к некоторым представителям фауны на Земле. Современная наука четко разделяет биологию и Поисками границы между этими компонентами занимаются ведущие исследовательские институты по всему миру. Данная сфера науки получила название социобиология. Она заглядывает глубоко в сущность человека, выявляя его естественные и гуманитарные особенности и предпочтения.

Целостный взгляд на социум невозможен без привлечения данных его социальной философии. Сегодня человек - это существо, которое имеет междисциплинарный характер. Однако многих людей по всему миру волнует другой вопрос - его происхождение. На него уже тысячи лет пытаются дать ответ ученые и религиоведы планеты.

Происхождение человека: введение

Вопрос о появлении разумной жизни за Земле привлекает к себе внимание ведущих ученых различных специальностей. Некоторые люди сходятся во мнении, что происхождение человека и общества не достойны изучения. В основном, так считают те, кто искренне верит в сверхъестественные силы. Исходя из такого мнения о происхождении человека, индивидуум был сотворен Богом. Эту версию уже десятки лет подряд опровергают ученые. Несмотря на то, к какой категории граждан каждый человек себя относит, в любом случае, этот вопрос всегда будет волновать и интриговать. В последнее время современные философы начали спрашивать себя и окружающих: «Для чего люди были созданы, и какова их цель пребывания на Земле?». Ответ на второй вопрос найти не удастся никогда. Что касается появления разумного создания на планете, то исследовать этот процесс вполне реально. Сегодня на данный вопрос стараются ответить основные теории происхождения человека, однако 100-процентную гарантию правильности своих суждений ни одна из них предоставить не может. В настоящее время ученые-археологи и астрологи по всему миру исследуют всевозможные источники зарождения жизни на планете, будь они химическими, биологическими или морфологическими. К сожалению, на данный момент человечеству даже не удалось определить, в каком столетии до нашей эры появились первые люди.

Теория Дарвина

В настоящее время бытуют различные версии происхождения человека. Однако самой вероятной и близкой к правде считается теория британского ученого по имени Чарльз Дарвин. Именно он внес неоценимую лепту в Его теория основана на определении естественного отбора, который играет роль движущей силы эволюции. Это естественно-научная версия происхождения человека и всего живого на планете.

Фундамент теории Дарвина сформировали его наблюдения за природой во время путешествия вокруг света. Разработка проекта было начата в 1837 году, а продлилась более 20 лет. В конце 19 века англичанина поддержал другой ученый-естествовед - А. Уоллес. Вскоре после своего доклада в Лондоне он признался, что именно Чарльз был его вдохновителем. Так появилось целое направление - дарвинизм. Последователи этого движения сходятся во мнении, что все типы представителей фауны и флоры на Земле изменчивы и происходят из других, ранее существовавших, видов. Таким образом, теория основывается на непостоянстве всего живого в природе. Причиной этому является естественный отбор. На планете выживают только сильнейшие формы, которые способны приспосабливаться к текущим условиям среды. Человек как раз и является таким существом. Благодаря эволюции и стремлению выживать люди стали развивать свои умения и познания.

Теория вмешательства

В основе этой версии происхождения человека стоит деятельность посторонних цивилизаций. Считается, что люди являются потомками инопланетных созданий, которые высадились на Землю миллионы лет назад. Такая история происхождения человека имеет сразу несколько развязок. По мнению одних, люди появились в результате скрещивания инопланетян с прародителями. Другие считают, что всему виной генная инженерия высших форм разума, которые вывели гомо сапиенс из колбы и собственных ДНК. Кто-то уверен, что люди произошли в результате ошибки опытов над животными.

С другой стороны, весьма интересной и вероятной является версия об инопланетном вмешательстве в эволюционное развитие гомо сапиенса. Не секрет, что археологи до сих пор находят в различных уголках планеты многочисленные рисунки, записи и прочие свидетельства о том, что античным людям помогали какие-то сверхъестественные силы. Это касается и индейцев Майя, которых якобы просвещали внеземные создания с крыльями на странных небесных колесницах. Также существует теория о том, что вся жизнь человечества от происхождения до пика эволюции протекает по давно прописанной программе, заложенной инопланетным разумом. Есть и альтернативные версии о переселении землян с планет таких систем и созвездий, как Сириус, Скорпион, Весы и т. д.

Эволюционная теория

Последователи этой версии полагают, что появление человека на Земле связано с видоизменением приматов. Эта теория на сегодняшний день является самой распространенной и обсуждаемой. Исходя из нее, люди произошли от некоторых видов обезьян. Эволюция началась в незапамятные времена под влиянием естественного отбора и прочих внешних факторов. Теория эволюции действительно имеет ряд интересных доказательств и свидетельств, как археологических, палеонтологических, генетических, так и психологических. С другой стороны, каждое из этих утверждений может трактоваться по-разному. Неоднозначность фактов - вот что не делает эту версию на 100% верной.

Теория творения

Данное ответвление получило название "креационизм". Его последователи отрицают все основные теории происхождения человека. Считается, что людей сотворил Бог, который является высшим звеном в мире. Человек был создан по его подобию из небиологического материала.

Библейская версия теории гласит, что первыми людьми были Адам и Ева. Их Бог сотворил из глины. В Египте и многих других странах религия уходит далеко в античные мифы. Подавляющее большинство скептиков считают эту теорию невозможной, оценивая ее вероятность в миллиардные доли процента. Версия сотворения всего живого Богом не требует доказательства, она просто существует и имеет на это право. В ее поддержку можно привести схожие примеры из легенд и мифов народов разных уголков Земли. Эти параллели нельзя оставить без внимания.

Теория аномалий пространства

Это одна из самых спорных и фантастических версий антропогенеза. Последователи теории считают появление человека на Земле случайностью. По их мнению, люди стали плодом аномалии параллельных пространств. Праотцами землян были представители цивилизации гуманоидов, которые представляют собой смесь Материи, Ауры и Энергии. Теория аномалий предполагает, что во Вселенной миллионы планет с аналогичными биосферами, которые создавались единой информационной субстанцией. При благоприятных условиях это ведет к возникновению жизни, то есть гуманоидного разума. В остальном эта теория во многом схожа с эволюционной, за исключением утверждения об определенной программе развития человечества.

Акватическая теория

Этой версии происхождения человека на Земле практически 100 лет. В 1920-е годы акватическую теорию впервые предложил известный морской биолог по имени Алистер Харди, которого впоследствии поддержал другой авторитетный ученый, немец Макс Вестенхоффер.

Версия базируется на доминирующем факторе, заставившем человекообразных приматов выйти на новую ступень развития. Именно это вынудило обезьян променять водный образ жизни на сушу. Так гипотеза объясняет отсутствие густого волосяного покрова на теле. Таким образом, на первом этапе эволюции человек перешел из стадии гидропитека, которые появились более 12 млн. лет назад, к гомо эректус, а затем и сапиенс. Сегодня эта версия в науке практически не рассматривается.

Альтернативные теории

Одна из самых сказочных версий происхождения человека на планете заключается в том, что потомками людей были некие рукокрылые существа. В некоторых религиях их называют ангелами. Именно эти существа с незапамятных времен заселяли всю Землю. Их облик был схож с гарпией (смесью птицы и человека). Существование таких созданий подкрепляется многочисленными наскальными рисунками. Имеет место и еще одна теория, по которой люди на ранних этапах развития были настоящими великанами. По некоторым легендам, такой гигант был получеловеком-полубогом, так как одним из их родителей был ангел. Со временем высшие силы перестали спускаться на Землю, и великаны исчезли.

Античные мифы

О происхождении человека существует огромное количество легенд и сказаний. В Древней Греции верили, что прародителями людей были Девкалион и Пирра, которые по воле богов пережили потоп и создали новую расу из каменных статуй. Античные китайцы считали, что первый человек был бесформенным и вышел из глиняного кома.

Создателем людей является богиня Нюйва. Она была человеком и драконом в одном лице. По турецкому преданию, люди вышли из Черной горы. В ее пещере была яма, которая напоминала облик тела человека. Струи дождя смывали в нее глину. Когда форма наполнилась и согрелась солнцем, из нее вышел первый человек. Имя ему Ай-Атам. Мифы о происхождении человека индейцев сиу гласят, что людей создал Кролик-вселенная. Божественное создание нашло сгусток крови и начало с ним играться. Вскоре тот стал накатываться о землю и превратился в кишки. Затем на сгустке крови появилось сердце и прочие органы. В итоге кролик накатал полноценного мальчика - предка сиу. По мнению античных мексиканцев, бог создал облик человека из гончарной глины. Но из-за того, что он передержал заготовку в печи, человек получился подгоревшим, то есть черным. Последующие попытки раз за разом становились все лучше, а люди выходили все белее. Монгольское предание один в один схоже с турецким. Человек появился из глиняной формы. Единственным отличием является то, что яму вырыл сам бог.

Этапы эволюции

Несмотря на версии происхождения человека, все ученые сходятся во мнении, что стадии его развития были идентичные. Первыми прямоходящими прообразами людей были австралопитеки, которые общались между собой с помощью рук и были не выше 130 см. Следующий этап эволюции произвел на свет питекантропа. Эти создания уже умели пользоваться огнем и подстраивать природу под собственные нужды (камни, шкуру, кости). Далее эволюция человека дошла до палеоантропа. В это время прообразы людей уже могли общаться звуками, мыслить коллективно. Последним этапом эволюции до появления стали неоантропы. Внешне практически не отличались от современных людей. Они мастерили орудия труда, объединялись в племена, выбирали вождей, устраивали голосования, обряды.

Прародина человечества

Несмотря на то, что ученые и историки по всему миру до сих пор спорят о теориях происхождения людей, точное место, где зародился разум, установить все же удалось. Это африканский континент. Многие археологи считают, что можно сузить локацию до северо-восточной части материка, хотя бытует мнение и о доминировании в этом вопросе южной половины. С другой стороны, есть люди, которые уверены, что человечество появилось в Азии (на территории Индии и прилегающих стран). Выводы о том, что первые люди заселяли Африку, были сделаны после многочисленных находок в результате масштабных раскопок. Отмечается, что в то время существовало сразу несколько видов прообраза человека (рас).

Самые странные археологические находки

В число наиболее интересных артефактов, которые могут повлиять на представление о том, каким на самом деле было происхождение и развитие человека, попали черепа античных людей с рогами. Археологические исследования проводились в пустыне Гоби бельгийской экспедицией в середине 20 века.

На территории бывшей были неоднократно найдены изображения летающих людей и объектов, направлявшихся на Землю из-за пределов Солнечной системы. Подобные рисунки есть еще у нескольких античных племен. В 1927 году в акватории Карибского моря в результате раскопок был найден странный прозрачный череп, похожий на хрустальный. Многочисленные исследования не выявили технологию и материал изготовления. Потомки утверждают, что их предки поклонялись этому черепу, словно высшему божеству.

Теории о происхождении человека появляются всё чаще, с каждым разом всё сложнее и интереснее. Этот вопрос актуален на протяжении многих тысяч лет. Ещё до нашей эры люди пытались узнать о природе своего происхождения. Возможно, им удалось достичь поставленной цели, но это не имеет значения, ведь до нас знания не дошли. Во всяком случае, большинство так считают, включая нас с вами. Мы предлагаем рассмотреть 10 самых интересных и наиболее вероятных теорий относительно того, как появился человек на Земле.


10 теорий о происхождении человека

Признанной в настоящее время является лишь одна теория Дарвина о происхождении человека. Отнюдь, никто достоверно сказать, что мы произошли из обезьян, не может. Просто на это указывает больше фактов:

  • приматы больше всего похожи на людей с точки зрения анатомии;
  • Дарвин заметил схожесть в проявлении эмоций;
  • похожи мимика, жесты, движения;
  • мы похожи не только мозгом, зубами, кровью, но и психологией поведения.

Согласно его теории люди эволюционировали из обезьян, оставив далёких предков позади за чертой цивилизации. В настоящее время проводится колоссальное количество исследований. Кинематографисты уже выпустили фильм «Планета обезьян», в котором говорится о войне приматов с людьми. Наверное, пока этот вопрос не будет раскрыт, люди не перестанут издеваться над животными.


Наряду с теорией Дарвина стоит акватическая теория о происхождении человека. Она указывает на то, что люди вышли из морей. Какие факты на это указывают?

  1. 70-80% тела человека состоит из воды;
  2. Подводный мир не исследован;
  3. Около 90% океана не изучено;
  4. Дельфины схожи с людьми почти как обезьяны;

Действительно, дельфины знают около 14 000 сигналов. Они способны общаться, спасать людей. В истории не было ни одного случая нападения этого животного. Дельфины не относятся к рыбам, так как теплокровны, дышат кислородом. Больше интересного можете узнать из статьи "10 фактов о дельфинах " на нашем портале.


Теория происхождения человека в результате Большого взрыва является достаточно сложной. Не будем вдаваться в научное объяснение всех цепочек взаимодействия атомов и молекул (хотя бы потому, что не понимаем). В общем, что-то пошло не так и взорвалось небесное тело, в результате которого молекулы и атомы начали двигаться настолько хаотично, что появились люди. Возможно, всё совсем не так или частично, но суть одна - данная теория вообще не объясняет, зачем мы появились. Если это стечение обстоятельств, то весьма сложно поверить, что настолько развитые и сложные организмы могли произойти в результате взрыва. Один волос состоит из колоссального количества атомов.


Многие считают, что мы не единственная раса во Вселенной. Вероятно создатели франшизы «Трансформеры» относятся к числу таких людей. В общем, есть гипотеза о происхождении человека от инопланетян. Кто-то думает, что нас привезли в пробирке и заселили Землю. Другие полагают, что мы дети НЛО. Третьи уверены, что нас эксплуатируют инопланетяне. Яко бы мы рабы, поэтому не знаем смысла жизни. Вероятно, таким образом, просто объясняют непонимание своей природы. Впрочем, сказка это или реальность судить не нам.

Как появился человек: мифы о Богах

Говоря о происхождении человека нельзя не упомянуть религию. Возможно, ответ хранится именно в библии. Спокон веков книга передаётся от стариков к наследникам. При этом у разных народов просматривается одна истина, призывающая ценить ближних, творить добро и не совершать грехи. А главное, нас создал Господь. Мы не призываем выбирать религию, не собираемся задевать чувство верующих. В данной статье лишь подчеркиваем, что одной из самых популярных теорий происхождения является вера в бога.


На мой взгляд, самая интересная теория происхождения человека. Гласит о том, что эволюция является не более чем «пылью в глазах» современного общества. На самом деле и до нас были цивилизации, развитые технологии. Просто мы их не понимаем, так как знания утерялись вместе с Апокалипсисом. Возможно, наши предшественники знали ответы, но что-то произошло. Как ещё объяснить тот факт, что пирамиды существуют на Земле огромное количество лет? При этом они устроены стык в стык. Даже нынешние технологии не позволяют создать такие сооружения. Не говоря уже о том, что внутри пирамид благоприятная атмосфера для развития растений. В них не водятся вирусы и микробы. Удивительно, не так ли?


Объяснить данную гипотезу довольно сложно. Вкратце говоря о том, как появился человек стоит выделить следующие предположения:

  • мысли материализуются;
  • наши мечты посылаются в центр Вселенной, после чего возвращаются в наш мир, материализуясь;
  • есть незримая энергия;
  • всё, что мы придумываем, существует, но в других реальностях.

Таким образом, эта гипотеза говорит о том, что все предыдущие теории реальны. То есть, каждый закон, предположение являются частичной правдой. При этом параллельные миры являются разными отрезками временной линии. Сложно, не так ли?


Еще одна сложная теория. Согласно данной гипотезе есть несколько миров. Одни ученые указывают число 9, другие 3. Кто-то считает, что параллельных миров бесчисленное множество. Представьте, что есть машина времени. Сейчас вы читаете этот текст (зафиксировали картинку). Спустя некоторое время переместились в прошлое и отправились на прогулку. Как же быть с историей, когда вы читали текст? Согласно данной теории все временные отрезки фиксируются. Своим путешествием вы создали 2 истории. Одна из них в одном мире, вторая в другом.

В общем, ещё одна сложная теория, в которой всё же просматривается определённая логика.


Пожалуй, самая современная теория о происхождении человека. Что, если мир является игрой? Ошо, Хайам, многие успешные люди говорили относиться к жизни, как к игре, спектаклю. Может быть, они хотели, чтобы мы воспринимали эти фразы буквально? Представьте, что все эмоции, наши выводы и взгляды являются заложенной программой. Тут вспоминается фильм «Матрица». Представьте, что всё в мире является вымыслом, игрой, в которой мы только выполняем свои задачи. В таком случае нет никакой судьбы. Всё это холодный расчёт создателей. Сложно в это поверить, но определённая суть просматривается.

10


Карлос Кастанеда долгое время учился у шамана по имени Дон Хуан Матос «Искусству сновидения». Согласно его теории, сон является неотъемлемой частью жизни. Он настолько же реален, как и наша реальность. Тут говорится и о параллельных мирах и материализации мыслей.

Суть в следующем. Создатель, центр вселенной или бог заложил программу. Наша задача учиться, изучать новое, открывать знания и создавать невиданное ранее. После смерти все наши знания вместе с памятью уходят творцу. В этом суть нашего существования. Вот для чего появился человек. Подробнее можете узнать, ознакомившись с произведениями Карлоса.

Тема II. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК

Уточняется общая теория антропогенеза - соцыогенез антропосоциогенез -

Становление общества

«Что же было раньше - человек или общество?», - такой вопрос задают себе ученые. Как вы думаете, какое основное противоречие человека заложено в этом вопросе?

Как назывался первый коллектив людей? Дайте ему характеристику.

Какие факторы повлияли на дальнейшее формирование и усложнение общества?

Становление общества

Человек: Существо биологическое и Существо социальное

Как шло формирование общества людей?

I. Первые коллективы - человеческое стадо:

Непостоянный коллектив; сходны с поведением высших социальных животных;

Вместе охотятся; воспитывают потомство

II. Постепенное усложнение человеческого общества. Факторы усложнения:

Усложнение трудовой деятельности; влияние обычаев;



Система табу - запреты на совершение определенных действий, которая обуздывает естественные инстинкты индивидуумов, подчиняет их интересам коллектива; влияние тотемов

III. Переход от присваивающего к производящему хозяйству

IV. Переход к оседлому образу жизни

V. Увеличение численности людей на Земле, необходимость управления жизнью человеческого общества

VII. Создаются ценности, которые не под силу создать одному человеку - язык, искусство, мораль, наука, религия и др. Все это передавалось из поколения в поколение

III. Итог

Каковы же основные теории, объясняющие происхождение человека как биосоциального существа? -

Укажите основные признаки понятия «человечество»? - В чем состоят особенности социальной памяти человека?

Какую роль в становлении человека и общества играла культура?

Домашнее задание: Выучите § 7, выполните задания.

Великая тайна - человек

«Человек - самое сложное и загадочное существо во всей Вселенной», - так говорили мудрецы. Единого мнения не существует. Так, в прошлом одно направление философов (пессимистов) обращали внимание на биологическую, животную сущность человека. Один знаменитый немецкий философ писал, что человек - это дикое, страшное животное, инстинкты которого укротила цивилизация, но который проявляет свое истинное лицо тогда, когда слабеют цепи законного порядка и наступает анархия. Философу вторит поэт:

«Как ты ничтожен, человек, при всем величии твоем, в сравнении со Вселенной!»

Другое направление (оптимисты) веруют в то, что человек существо духовное, наделенное сознанием, стремящийся к истине, Поэты и писатели воспевают человека: «Какое величие являет собою человек! Какое благородство в его уме, бесконечность в способностях, прелесть в формах, - это дух небесный, украшение света, образчик остальной природы», «Человек - это звучит гордо!»



Сегодня мы хорошо осознаем, что сущность человека состоит в единстве природного и социального начал. А исследует сущность человека особая наука - философская антропология.

Как вы думаете, чем она отличается от общей, биологической антропологии? - Связаны ли между собой эти две науки? Почему? - К каким выводам пришла сегодня философская антропология?

Великая тайна - человек. Что нам о нем известно?

Концепция философской антропологии:

Изначальная биологическая незащищенность человека порождает его активность, связь с миром, себе подобными.

Человек обречен на вечный поиск, странствия, стремление к самосовершенствованию.

Человек - существо многомерное, непостижимое, нуждающееся в других.

Человек - центр пересечения двух начал - «порыва» и «духа».

Их единство и образует сущность человека.

2. Человек - биосоциальная система

Прочитайте внимательно п. 2 § 8. - Приведите доказательства сложности, многоуровневости человека.

Какие два начала сочетаются в человеке? - Как соотносятся между собой понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»? - Дайте характеристику одному из ключевых собирательных терминов философии - субъект.

Дайте полное определение понятию «человек». - Таким образом, мы выяснили, что:

Человек

III. Итог

Что вы узнали о философской антропологии? - Чем отличается человеческая субъекгность от субъективности? - В чем проявляется социальная деятельность человека? - Как соотносятся между собой мышление и деятельность? - Раскройте взаимосвязь языка и мышления. - Выполните задания к параграфу.

Домашнее задание: Выучите § 8, выполните задания.

Общество и социум

Вспомним, что такое «общество».

Как же соотносятся между собой два понятия - «общество» и «социум»? На этот счет нет однозначного ответа.

Согласно одной точке зрения понятие «социум» многие исследователи определяют как синоним понятию «общество».

Согласно другой точке зрения под социумом понимается социальность как таковая, неприродная реальность, отличающаяся от живой и неживой природы.

Таким образом, социальное общество выступает формой его существования, внебиологическим способом связи людей.

Общество и природа

Рассмотрим вопрос, что объединяет и что отличает общество и природу?

Общество: имеет законы исторического развития; занимается созидательной деятельностью; преобразует мир, в том числе и природу.

Природа: имеет собственные законы; постоянный и непрерывный эволюционный процесс; влияет на формирование культуры, традиций, обычаев; может замедлять или ускорять развитие стран и народов; стихийна; долговечна.

Вспомните, как мыслители древности относились к природе? (В древности природная и социальная среды в сознании человека были неразделимы.

В эпоху Средневековья происходит разграничение социального (деятельность людей, направляемая их сознанием и волей), природного (естественная необходимость) и Божественного (предопределение свыше). Эти миры располагались в строгой иерархии: на вершине - мир Божественного, за ним - социального и, наконец, «косная природа».

В Новое время с началом индустриализации утверждается потребительское отношение людей к природе. Опасное для жизни человека загрязнение окружающей среды, постепенное исчерпание природных ресурсов вызвали экологический кризис, создали угрозу самому существованию человека.

В наши дни социальная среда воспринимается многими из нас как более значимая.)

В молодежном клубе обсуждается тема «Человек и этические проблемы природопользования». Первый выступающий сказал: «Этика - наука, изучающая мораль. Но мораль мы обычно связываем с отношениями между людьми. Чем вызвано распространение этических проблем на отношение к природе?» Второй участник дискуссии поддержал первого: «Разве можно говорить о нравственном отношении к природе? Ведь нравственные отношения, моральные нормы и оценки, основанные на понятиях добра и зла, справедливости, складываются только в процессе общения между людьми, то есть носят общественный характер». Третий возразил: «Почему можно и нужно говорить о нравственном или безнравственном от ношении человека к природе? Потому, что в отношении человека к природе проявляется и его отношение к другим людям, приносящее им пользу или вред».

Вам предоставляют слово. Что вы скажете?

Вторая природа»

На предыдущих уроках мы выяснили, что человек был, есть и, вероятно, останется созидателем существующего мира, творцом нового, творцом культуры. По мнению философа 3. Фрейда, культура есть все то, в чем человеческая жизнь возвысилась над своими биологическими обстоятельствами и чем она отличается от жизни животных. Что же такое культура? Попробуем исследовать это понятие.

Прочитайте п. 3 § 9. - Почему культуру называют «второй природой»? - Что мы понимаем под культурой?

Раскройте смысл этого понятия в узком его смысле. - Охарактеризуйте широкое значение понятия «культура»

Какую роль играет культура в жизни общества? - Назовите главные черты культуры.

Охарактеризуйте условное деление культуры на отдельные составляющие. - Почему это деление условное?

Что такое «культурные универсалии»? Приведите примеры. Ученые-культурологи выделяют четыре важнейшие составляющие элемента культуры:

Понятия, содержащиеся в языке, при помощи которых люди систематизируют и обобщают опыт познания себя и мира;

Взаимоотношения друг с другом в пространстве и времени, по значению, на основе причинной обусловленности;

Ценности - общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться;

Правила и нормы, которые регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры.

Общественные отношения

В обществе между людьми складываются особые отношения. В науке их принято называть общественными отношениями. Это тот воздух, который мы не видим, но которым дышим, благодаря которому живем человеческой, а не животной жизнью.

Общество представляет собой своеобразный «коллектив коллективов». Многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри их в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности, называются общественными отношениями.

В широком смысле общественные отношения - это вся система социальных связей и зависимостей деятельности и жизни людей в обществе.

В узком смысле - опосредованные связи между людьми. Какие же характерные особенности имеют общественные отношения?

Характерные черты общественных отношений

Относительно устойчивые связи Безличные (формальные) связи Затрагивающие важные стороны жизни

В зависимости от разных критериев, положенных в основу, существует несколько классификаций общественных отношений.

1. Общественные отношения неоднородны, в их системе выделяются первичные и вторичные уровни.

К первичному уровню принадлежат материальные, т. е. складывающиеся независимо от сознания и воли и формирующиеся в сфере материального производства общественные отношения. Они обеспечивают обществу материальные возможности существования и развития. К их числу относятся производственные отношения, социально-бытовые и др.

Вторичный уровень образуют отношения, которые, в отличие от отношений первого уровня, возникают лишь проходя через сознание, на базе определенных идей и взглядов. Эти отношения пронизывают духовную жизнь общества (идеологические, культурные, религиозные, нравственные и др.), они являются результатом и условием взаимодействия людей в процессе создания и распространения духовно-культурных ценностей.

2. Социальные отношения подразделяются на односторонние и взаимные.

Односторонние характеризуются тем, что их участники вкладывают в них различный смысл: любовь со стороны индивида может наткнуться на полное безразличие со стороны другого.

Взаимные общественные отношения подразумевают обоюдность своего проявления.

3. Все общественные организации и предприятия обслуживают три вида общественных отношений: социокультурные, политические и производственные.

Как особый вид общественных отношений следует отметить также межличностные отношения.

На уроках естественно-научных дисциплин вы узнали, что объективная, необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь между явлениями называется законом или объективной закономерностью. Как вы думаете, можно ли считать общественные отношения проявлением такой связи, т. е. «объективной закономерностью»?

Как подобное утверждение можно соотнести с сознательно-волевой деятельностью людей? Свой ответ аргументируйте.

III. Итог

Каковы основные значения понятия «общества»? - В чем вы видите разницу в понятиях «общество» и «социум»? - Каковы основные уровни анализа общества? - Как соотносятся между собой природа и общество?

Прокомментируйте следующее высказывание английского философа Г. Бокля: «Встарь богатейшими странами были те, природа которых была наиболее обильна; ныне богатейшие страны - те, в которых человек наиболее деятелен». Это было сказано полтора столетия назад.

Как вы думаете, подтверждаются ли слова Г. Бокля в современном мире? Свой ответ аргументируйте.

Покажите многозначность понятия «культура». - Какова ее роль в жизни общества?

Можно ли, по-вашему, прожить без знания творчества А.С. Пушкина?

Проиллюстрируйте примерами тезис об условности деления культуры на материальную и духовную.

Какие отношения философы считают общественными?

Чем закономерности общественного развития отличаются от законов природы?

Выполните задания к параграфу на с. 97-99. Домашнее задание: Выучите § 9, выполните задания.

Тема II. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК

Уроки 17-19. Происхождение человека и становление общества

Говорят, что древнегреческий философ Диоген ярким солнечным днем, высоко подняв над головой зажженный фонарь, ходил по городу и пристально вглядывался в людей. Его спрашивали: «Кого ищешь, Диоген?» - «Ищу человека», - отвечал философ...

Кто же есть человек? В чем его особенности?

О том, как трудно дать одно-единственное определение человека, свидетельствует такой исторический анекдот.

Платон, основатель философской школы, вопрошал своих учеников: что такое «человек»? Ученики затруднялись с ответом. Человек, ответил сам Платон, принадлежит роду двуногих животных, двуногих без перьев. Проходивший мимо другой философ решил вмешаться в беседу. Взяв ощипанного цыпленка, он бросил его перед Платоном и сказал: «Вот, Платон, твой человек».

Вопрос о происхождении и предках волнует человека издавна и остается актуальным и в наши дни.

Сегодня исследования процесса становления человека идут по трем главным направлениям.

Уточняются ветвления различных линий от общего предка на единой шкале развития человека, выделяются стадии возникновения человека современного.

Исследуются биологические предпосылки и генетические механизмы трансформации предков человека и формирования отличительных свойств человека (прямохождение, использование передних конечностей в качестве естественных орудий труда, развитие речи и мышления, сложных форм трудовой деятельности и социальности).

Уточняется общая теория антропогенеза - процесса выделения человека из мира животных, изучается соцыогенез - процесс становления общества, антропосоциогенез - двуединый процесс развития человека и общества.