Все новое - хорошо забытое старое. Древнейшее ведическое учение васту только недавно вновь открылось людям. В последнее время интерес к васту шастра для дома стремительно растет.

Сегодня архитектору, строителю, дизайнеру, чтобы быть успешным , никак не обойтись без знаний об организации жилого помещения по васту.

Затем лично Вам знания васту шастры?

Грамотное, природное благоустройство дома - один из способов улучшить свою жизнь. Это основательное занятие. Особенно, если Вы начнете строительство своего собственного дома по васту.

Положительные плоды благоустройства жилого помещения в виде здоровья, любви, богатства, привлеченных вами, будете пожинать не только Вы сами. Все ваши потомки долго будут жить в прекрасном волшебном доме!

Васту - древнее знание о доме будущего

Васту шастра - в переводе с санскрита “знание о доме ”. Васту - наука о красоте и гармонии пространства. Тысячи зданий на планете построены по васту. Все они прекрасны! Посмотрите на Тадж-Махал (см. рис.1). Это величественное сооружение построено по всем правилам васту.

Науке Васту не меньше 5 тыс. лет . Ее родиной признана Индия. Раньше эти сакральные знания были доступны только посвященным, избранным, элите. В наше время они открыты для всех, кто сам открыт, готов к счастью, счастлив уже

Дом по васту - далеко не предел. По васту строили даже государства! Но можно начать хотя бы с организации по васту своего рабочего стола.

Почему васту возрождается в наше время? Секрет в духовной основе этого учения. Многие, в том числе, наши сограждане, осознают, что материя, физический мир и дух, идеальное, неразрывны. Васту учит организовывать пространство жизни природно, гармонично, по вселенским законам порядка.

Васту учит: в мире все живое. Дом - это живой организм, личность. У него есть дух. Индусы называют его Васту-Пуруша (см. рис.2,3).

Наши предки славяне, строя избы, хаты, терема, церкви также учитывали все Законы Мироздания , создавая прекрасные строения. А дух дома они называли Домовым.

Все замечают, что в разных помещениях чувствуют себя по-разному. Недостаточно просто иметь квартиру, дом, офис. Чрезвычайно важно, чтобы это помещение было приятным, комфортным, светлым, чтобы в нем хотелось находиться.

Материя - основа счастья, но без духовной составляющей никак не обойтись.

Нет сомнений - будущее за васту. Уже существует немало архитектурных проектов, где города и здания спланированы по васту шастре.

Как вложить в дом душу, одухотворить, вдохнуть жизнь, энергию, счастье?

  1. Построить новый свой дом по законам васту.
  2. Скорректировать пространство в своем нынешнем доме, взяв за основу учение васту.

Желаем создать свой идеальный дом всем, кто об этом мечтает! А если Вы хотите улучшить имеющееся помещение уже сегодня, сделайте это после прочтения данной статьи! Как? Читайте далее...

Основы васту шастры

Васту шастра тесно переплетается с аюрведой и ведической астрологией. Потому основы основ васту - ориентация по сторонам света.

Определите стороны света в своей квартире. Для этого воспользуйтесь компасом, соответствующим приложением на телефоне, картой - способов немало.

Стороны света гармонично сопоставимы со стихиями, планетами, разными типами комнат в доме:

Сторона света Стихия Планета-покровитель Идеальное помещение
Восток Огонь/Эфир Солнце Кабинет, прихожая, коридор, комната для мальчиков, место для медитации, место для комнатных растений
Северо-Восток Вода/Эфир Юпитер Комната для медитации, кухня (если жильцы вегетарианцы), узлы водоснабжения, канализации (но не сами туалет с ванной!), балкон, место для комнатных растений
Север Вода/Воздух Меркурий Кладовая, кабинет, колодец, сейф/место сбережения денег, ванна, место для комнатных растений
Северо-Запад Воздух Луна Любое помещение, гостиная, туалет
Запад Вода/Воздух/Земля Сатурн Столовая, комната для учебы, туалет, кладовка
Юго-Запад Земля Раху Спальни для отца, семейной пары или самых маленьких деток, кладовка
Юг Огонь/Земля Марс Спортзал, комната отца, детей (подростков), туалет, гостиная
Юго-Восток Огонь Венера Спальня, кухня, туалет, гардеробная, комната для девочек

Центральная часть дома - святое место. Здесь правит Эфир. Поэтому идеально располагать все, что связано с духовностью. Постарайтесь организовать пространство для молитв и медитаций в центре дома.

Благоприятно, когда входная дверь в доме расположена в северной или восточной зоне. Хуже всего, когда она на юге.

Васту - не простая наука. Мы нашли эксперта в этйо области, который делится этими знаниями открыто, свободно и бесплатно - Наталья Шульгина. Переходите по ссылке и продолжите изучать васту после того, как дочитаете статью!

В какой части населенного пункта (города, деревни) Вы живете? Это тоже важно по васту.


Как организовать дом по васту?

Что делать, если дом по васту - не про вашу квартиру/офис/дом?

  1. Переехать в дом, построенный по канонам васту шастры.
  2. Определить где в вашем доме каждая из сторон света и благоустроить их.
Сторона света За что отвечает Как организовать пространство по васту
Север бизнес, финансы, учеба, интеллект, общение, гости
  • выбросить все старое, ненужное
  • навести чистоту и порядок
  • добавить освещения
  • максимально освободить пространство
  • привнести элемент воды
  • поставить зеленые растения с крупными листьями
Северо-Восток удача в каждой из сфер жизни
  • освободить пространство
  • очистить
  • наполнить приятными запахами, звуками
Восток бизнес, карьера, учеба, работа, влияние в социуме, процветание, творчество, активность
  • обеспечить одновременно теплоту, свет, приятный комфорт и открытость пространства
Юго-Восток женская энергия, богатство
  • украсить символами огня
  • добавить красный цвет и свет
  • обустроить камин
Юг мужская энергия, сила, слава
  • украсить символами огня
  • разместить спортинвентарь (тренажеры)
Юго-Запад сохранность, имущество, желания
  • максимально заставить пространство предметами
  • поместить все самые тяжелые по весу вещи
  • книги
  • любые вещи, которые хочется сохраниться долго
Запад уважение, порядок, дисциплина
  • обеспечить безупречную чистоту, постоянный порядок
Северо-Запад детская энергия, творчество, перемены в жизни, гости, путешествия, средства передвижения, животный мир
  • добавить освещения
  • освободить пространство
  • если хотите постоянно путешествовать - сделайте тут спальню

Дом по васту - это настолько важно, что сравнимо с появление человека на свет. Недаром ведические астрологи определяли:

  • благоприятное место строительства,
  • благоприятное время для начала строительства,
  • гороскоп дома,
  • дату новоселья и многое другое.

Ваш дом - часть Вас. Дом - тоже Личность. Уважайте его, цените, любите, заботьтесь, содержите в чистоте, порядке, украшайте, радуйте подарками, приятными запаха, звуками - делайте все то же, что для себя и любимых вами, близких, родных людей.

Архитектурные принципы по Васту-Шастра, дают возможность построить дом и обустроить свое жилище в полном соответствии с законами мироздания, т.е. создать гармоничное жилье.

Возраст Васту-Шастра составляет около семи тыс. лет и она имеет ведическое происхождение. «Васту» в переводе с санскрита - это дом, комната или обитель. «Шастра» - наука, дословно, Васту-Шастра - это наука о доме.

Космос – это основополагающий источник энергии для всех живых организмов, в традициях Васту придерживалась этой значимой научной доктрины еще с ведических эпох.

Последние исследования в нейрофизиологии показали глубокую взаимосвязь между частями мозга, ориентацией в пространстве и планетами.

При ориентации зданий, наука Васту использует энергетику восьми сторон света из которых по сути только два направления дают наиболее благотворные эффекты.

А в целом каждая из сторон конечно имеет определенное значение и отвечает за конкретные характеристики:

Север отвечает за деньги.
Восток - здоровье
Запад это учеба
Юг - работоспособность и жизненная сила.
Северо-Запад это отношения.
Юго-Восток это женское счастье.
Северо-Восток это духовная связь, благосостояние и удача.
Юго-Запад это охрана дома.

Вход

Итак, вход в усадьбу и дом с восточной стороны, способствует духовному росту, энергичности, ясности ума, материальному благополучию потому что, как раз на восходе энергия солнца в наибольшей степени могуча и благоприятна для жизни.
Вход с северной стороны, привносит в жизнь обитателей спокойную счастливую жизнь и материальный достаток, так как север, является крышей мира.
Вход с южной стороны, отягощается различными проблемами и даже страданиями.
Вход с запада , приводит к состоянию как бы «на закат», к угасанию, нехватке жизненных и творческих сил.
Вход с юго-востока , вызывает состояние неуверенности и страха.
Вход с юго-запада , провоцирует споры и даже ссоры.
Вход с северо-востока , создает неблагоприятные условия для рождения семьи.
Вход с северо-запада , влияет на нестабильность и непоследовательность ума.

Если в доме планируется обустройство сеней, тамбура, крыльца или прихожей, то с точки зрения Васту, считается разумным выполнить входные двери в дом и крыльцо на одной линии. При правильной организации и использовании внутреннего пространства тамбура или сеней, холод будет задерживаться, а положительная энергия проникать в дом.

Выбор направления для входа с % градацией благоприятности

Градация позитивного и негативного расположения главного входа по шкале от -4 до +4

Рельеф и расположение на участке

В Васту важным является наклон участка. Если участок наклонен к востоку , то он привнесет в жизнь владельцев удачу и процветание, если к северу , то богатство, к западу возможны потери состояния и знаний, если же образован наклон к югу , могут возникнуть проблемы в семье.

В случае когда Ваш участок имеет уклон к югу или западу , нужно сделать насыпи в этих сторонах таким образом, чтобы склон получился к северо-востоку . Если же Вы обладатель ровного участка, то надо осыпать юго-западную часть землей с северо-востока , потому, как запад или юг участка должен быть выше.

В тоже время, участок, имеющий понижение земли с севера и востока , граничащий с сооружением с западной и южной сторон, очень хорош.

Расположенные на западе и юге Вашего участка, высокие деревья, холмы, возвышения, сулят процветание и здоровье.

Открытая северо-восточная зона считается благоприятной и дает славу и благосостояние.

Дом должен быть расположен либо в центре участка , либо в юго-западной зоне .

Не следует строить жилища в 2-3 км от кладбища.

Этажность

Оптимальный вариант жилого дома – двухэтажный. Второй этаж по энергетике, является благодатным, там желательно располагать спальни и кабинет. Вид из ока на втором этаже более умиротворяющий.

Большие дома и многоэтажки порождают лишь гордыню и дестабилизирующие эмоции. Нарушается суть человеческой природы.

Окна

Живительная сила космической энергии поступает в дом через окна, выходящие на восток или север . Даже единственное окно, смотрящее в одном из этих направлений, усилит позитивные вибрации в Вашем доме.


Функциональные зоны (комнаты в доме), коммуникации

Туалеты, канализация
Туалеты должны быть построены в западной , северо-западной или южной частях дома.
Важно, ни при каких обстоятельствах не устанавливайте туалетов (септиков) в центре, в северо-восточных и юго-западных зонах усадеб, домов, квартир – это в итоге приведет к удручающим, бедственным результатам.

Отопление, электрохозяйство
Установка электричества, отопления (систем обогрева и электрических приборов) - юго-восточная зона (сектор «Огонь»), но ни в коем случае не с северной стороны.

Ветряные генераторы
Ветряные генераторы лучше располагать в северо-западной зоне (сектор «воздух») т.к. там обеспечивается постоянный приход энергии воздуха.

Водоснабжение
Система водоснабжения обязательно должна находиться с северо-востока дома, усадьбы. Плохое воздействие оказывает на жилище, если эта система располагается с юго-востока.

Лестница
Самое главное правило для лестниц - они не должны быть сквозными. То есть с первого по третий этаж иметь одно и то же направление. Должны быть лестничные пролеты после которых лестница должна менять свое направление. Идеальный вариант - 2 отдельно расположенные лестницы: на верхние этажи и в подвал.

Лестницу лучше стараться размещать на юге , западе дома (квартиры), т.к. все тяжелые конструкции и предметы Васту рекомендует размещать именно в этих секторах.
Никогда не надо располагать лестницу в северо-восточном секторе (это вызовет серьезные финансовые проблемы) и в центре (Брахмастханы).
Если в доме есть лестница, и она располагается в юго-западной части, то комната, находящаяся в этой же части дома, не может быть пригодна для жизни (вероятны серьезные трудно диагностируемые и неизлечимые болезни).

В случае внутренней лестницы, ее не следует делать напротив входа. Желательно чтобы она вообще не была видна при входе в дом, так как это ведет к потери благосостояния и различным неудачам. В случае внешней лестницы, она не должна пересекать входную дверь.

Первый марш лестницы должен иметь направление (подниматься) с востока на запад , или с севера на юг , а затем лестница может быть развернута в любом направлении так, как это диктует планировка дома, но предпочтителен поворот направо. Желательно отдать предпочтение лестницам которые образуют между собой угол в 90 или 180 градусов (по часовой стрелке при подъеме) по возможности с промежуточной площадкой. Считается, что чуть изогнутые пролеты лестницы лучше, чем прямые. В то же время спиральные лестницы не считаются благоприятными. Если без спиральной (винтовой) лестницы никак не обойтись, то она обязательно должна быть направлена по часовой стрелке.

Внешнюю лестницу необходимо строить ступенями на восток (спускаться), если она находится в юго-восточном секторе, ступенями на север, если она располагается на северо-западе, и на юг, если она находится на юго-западе.

Необходимо отнестись очень внимательно к тому, чтобы лестница не касалась восточной, или северной стены.

Под лестницей нельзя устраивать комнату и там даже нежелательны ниши для хранения любых предметов обихода (также нельзя располагать сейф). Старайтесь это пространство ничем не захламлять и сохранить свободным. В самом крайнем случае допускается устроить под лестницей гардероб.

Нечетное количество ступенек предпочтительнее и их число не должно заканчиваться на ноль. Причем, после деления количества ступенек на число 3, в остатке должно быть число 2.

Цвет лестницы может быть любым, кроме красного и черного. Предпочтительны легкие, светлые тона.

Ванная
Ванные – лучше делать смежные с юго-восточным углом восточной части дома.

Детские комнаты
Детские комнаты не должны располагаться в юго-западной части дома, иначе дети будут пытаться доминировать над родителями.

Спальня
Спальня - может быть расположена смежно с жилой комнатой и находиться в северо-западной части северной стороны дома. Запад - это направление, символизирующее тишину и закат, лучшее подходит для спален детей или взрослых мужчин, поэтому спальня главы семейства должна быть в юго-западном углу западной стороны дома . Желательно избегать расположения спальных комнат на севере, а также не стоит спать головой на север.

Если имеется более одного этажа, то спальня хозяев должна находиться на верхнем этаже в юго-западном углу. Эта комната также пригодна для взрослого женатого ребенка, но ни при каких условиях не должна быть спальней более молодых детей, иначе будут столкновения и ненужные ссоры в доме. Допустимо иметь спальню в южном направлении. Спальня в восточной части может также использоваться для неженатых детей или для гостей. Но, в любом случае, молодой паре нельзя позволять использовать эту комнату.

Комната для медитаций
Комната для медитаций и алтарь – должны быть на востоке, севере или в северо-восточном углу. Они не должны быть в южном секторе или в спальне.

Кухня
Кухня должна располагаться в юго-восточной зоне (сектор «Огонь») дома или квартиры чтобы пища получалась здоровой и хорошо усваивалась. Либо в крайнем случае допускается её расположение на западе. Если кухня находится на северо-востоке, то увеличивается умственная напряженность и это может принести большие проблемы. Если кухня находится на юго-западе, жизнь дома становится трудной из-за столкновений. Рядом с кухней (а также с обеденным столом) или напротив неё не должно быть туалета.

Столовая
Столовую лучше устраивать на западной стороне дома. Если она находится на востоке или севере , то это тоже хорошо.

Гостиная (зал-гостиная) - комната, где встречают, принимают гостей, отдыхают всей семьей или проводят время за просмотром фильмов.
Гостиная должна быть на севере или востоке , но не в юго-восточном углу.

Гостевая - комната, в которой размещают гостей, оставшихся на ночь (или на несколько дней). т.е. комната где гости спят.
Северо-западная часть доме – прекрасное место для всего движущегося и меняющегося, а также для гостей. Это направление влияет на отношения между людьми, покровительствует переменам.

Место хранения ценностей
Хранить ценности нужно всегда в северной стороне дома.

Кладовая
Кладовая комната должна быть в северо-западном углу главного здания.

Чулан
Чулан должен быть в юго-западном углу открытой площадки вокруг главного здания. Если это невозможно, то он должен быть в юго-западном углу главного здания и иметь минимальную длину и ширину.

Не держите никакого хлама в северо-восточном секторе вашего дома. Этот сектор считается одним из самых важных в Васту. Это место священно, потому что управляется Юпитером - гуру всех полубогов. Оно должно всегда содержаться в чистоте.

Центр - главное место в доме. Это квадратная или прямоугольная часть в середине дома или квартиры, известная как Брахмастан. Это место творца Вселенной полубога Брахмы. Через него проходит поток космической энергии. Чтобы ничто не мешало этому процессу, центр дома должен оставаться абсолютно пустым. Здоровье человека, живущего или работающего в помещении, центральная часть которого открыта и не загромождена мебелью, заметно улучшается. Как правило, здесь располагается внутренний дворик или зала.

Юго-Восточная часть дома или квартиры - идеальное место для систем обогрева, огня и электрических приборов.

Юго-Западная часть дома или квартиры должна быть наиболее массивной и закрытой. Здесь обязательно должна стоять тяжелая мебель, книжные шкафы, цветы в массивных кадках.

Северо-Западная часть дома - прекрасное место для всего движущегося, мобильного и меняющегося - машин, велосипедов, гостей, животных, неплохо было бы установить здесь кондиционер или вентилятор. Это направление влияет на отношения между людьми, покровительствует изменениям.

Северо-Восток - это направление чистоты и духовности. Северо-восточная часть дома и комнат всегда должна оставаться чистой, светлой и аккуратной, свободной от мебели. Ни в коем случае там не должен быть туалет! На северо-востоке обязательно должна присутствовать вода – аквариум, ваза с цветами или просто стакан воды. Кстати, если на северо-востоке держать стакан с водой, то вода становиться «живой», очень полезно пить такую воду и поливать ей цветы, они начинают расти гораздо лучше, но воду в стакане необходимо менять ежедневно.

Материалы

Не стоит делать стены из железобетона, это губительно для организма. Так же железная крыша дома, влияет негативно на энергетику человека. Оптимальный вариант - это дерево, керамопласт, шифер. Медь – тоже хорошо, но это уже по средствам.

Принцип «правого входа» (это уже не из Васту-Шастра)

Теперь, пожалуй, самый главный критерий – это расположение входных дверей в здания и усадьбы, согласно принципа «правого входа».

Согласно с Васту-Шастра, расположение входа в здание, усадьбу может обладать двумя видами энергетики.

Правосторонний вход

Вход снаружи дома, относительно оси симметрии стены на которой расположена дверь, смещенный от неё вправо, является благоприятным, в таком помещении обращается энергия "прави", обладающая эффектом расширения, процветания, радости, раскрытия памяти.


Левосторонний вход

Вход смещенный от центра влево с циркулирующей энергией «леви», генерирует вибрации торможения, сжатия, уменьшение оперативной памяти человека, тоски и безысходности.


Трудно переоценить феноменальное воздействие право - и левостороннего входа в помещение, даже слегка смещенные от центра входные двери ведут в зависимости от сторон, либо к угасанию и обессиливанию, либо к спонтанному увеличению энергии.

Вход расположенный строго по центру, является нейтральным.

Сравнивая к примеру, офисы магазины по этим критериям вы увидите, что в 85 % случаев, помещения с правосторонним входом, в большинстве случаев в выигрыше по многим показателям, и дела там процветают, и ощущения внутри приятные.

А, вот даже совсем новенькие постройки с «левым» входом, выглядят свежими не долго. К сожалению, их ждет тягучая и трудная деятельность, просто пока молоды выруливают за счет ресурсов, но это ненадолго, спад активности неизбежен. Большинство дач которые заброшены, тоже оказывается с левым входом.

Проживание в «левосторонних» помещениях, со временем выливается в энергетическое обессиливание, хроническую усталость, проблемы со здоровьем, происходит залипание мыслей.

Смещение входа от центра помещения (оси) вправо – существенно меняет положение дел в позитивном ключе, в тот же день. Годами скопившиеся проблемы усталость, заторможенность в делах, дисгармония - начинают рассеиваться в никуда.

Исправление входа конечно не панацея от всех человеческих трудностей, но все же значительно избавляет от излишних напряжений, утомляемости и деструктива.

По материалам книги Рамиля Димухаметова «Половинка, моя где-ты? Или Как поменять судьбу»

Редакция портала может не разделять мнение автора

“Не суди, да не судим будешь…” Сегодня в этой фразе осталось мало жизни. Маховик осуждения до сих пор работает на полную мощность. Можно ли замедлить его ход и спасти человечество от разрушающей силы критики и сплетен?

Осуждение с точки зрения психологии – концентрат агрессии и разрушения

Как удержаться от волны обвинения в адрес родственников, коллег, прохожих, знаменитостей? И нужно ли? Ведь так хочется выразить свое мнение. Помочь людям стать лучше, умнее, успешнее. Через чужие ситуации вспомнить жизненные принципы и крепче утвердиться в них.

Критика и осуждение часто имеют положительный мотив. Они происходят из желания показать “как правильно”. Порой здоровые, обоснованные замечания действительно способствуют росту всех участников “конфликта”. Но реальность такова, что большинство людей агрессивно нападают друг на друга. Мы учим кого-то жизни с позиции “я умнее тебя”, забывая, что люди разные, как снежинки, со своим уникальным опытом за спиной.

Порицание – это бессмысленная борьба за несуществующую правильность. Мы оцениваем человека в своих системах координат, но согласится ли он с нами? Реакция на осуждение в лучшем случае равняется безразличию. Чаще “жертва” начинает злиться. Она может понимать, что не права, неопытна и принимает неверные решения. Но когда на нее нападают с поучениями, пусть и с добрыми намерениями, происходит отторжение.

Начиная осуждать, мы принимаем на себя волну негативных эмоций другого человека и отправляем ему ответный огонь. Каждый начинает защищать свои позиции, старается как можно больнее уколоть оппонента. Жесткая критика и обвинение ведут за собой разрушение. И речь не только о человеческих отношениях.

Страдает ваша личность, которая ломается от зависимости следить за жизнями других людей. Наблюдать за собой сложнее, признавать свои ошибки неприятно. Собственная жизнь становится задворками, и сам человек в ней больше не главный герой. К тому же добавляются вечные проблемы с временем, самоопределением и здоровьем.

Каждый день через критикана проходят негативные события, проживается чужой неприятный опыт. Это не может не отразиться на физическом и психическом состоянии. Болезни, неуспешность в делах и плохое настроение становятся постоянными гостями тех, кто подсел на осуждение.

Как перестать осуждать людей: мир начинается с вас

Чтобы выйти из минуса в плюс и стать счастливой, осознанной личностью, признайте “принцип зеркала” – все, что мы видим вокруг себя, является нашим отражением. Мир состоит из мыслей и оценок, которые хранятся у нас в голове.

Поэтому, если вы собрались кого-то осуждать, вспомните – где в вашей жизни спряталась подобная ситуация? Не обвиняете ли вы другого в том, чего не смогли достойно пройти сами?

Это сложно – суметь разглядеть свою темную сторону в другом человеке. Всегда хочется быстренько отряхнуться от чьей-то пыли и накидать вдогонку грязи.

Но что, если поменять подход?

Что, если заглянуть вглубь себя и познать своего демона? Пожать ему руку, принять его несовершенство и научиться жить вместе, помогая друг другу. Познайте себя полностью и полюбите такой, какая есть. Это поможет наладить отношения с собой, а значит, и с окружающими.

Подробнее о темной стороне в нашем видео:

Принимайте себя любой. Вам станет легче проникнуться проблемой других людей и понять их мотивы. С принятием приходит понимание: каждый действует так, как умеет, исходя из своих знаний.

  • Открывайтесь и учитесь новому

Критика, обвинение, сплетни рождаются от недостатка знаний. Попробуйте рассматривать события и людей с разных сторон. Изучайте другие культуры, задавайте собеседнику уточняющие вопросы. Узнавайте об окружающем мире больше.

  • Сочувствуйте

Когда человек совершает ошибки и, по вашему мнению, ведет себя неправильно, отключите порицание. Уложите спать внутреннего судью и выведите на свет милосердную часть себя.

Попробуйте понять, что привело вашего соседа к пьянству, а чего не хватило маленькому Гитлеру, чтобы вырасти не таким жестоким. Мы часто осуждаем людей за то, что им не доставало любви и поддержки. А своими поступками они пытаются получить нехватку внимания.

  • Будьте гибкими в своей правоте

Проверьте себя – не слишком ли зажали вас рамки убеждений? “Должно быть так, и никак иначе. Кто отклонился от курса – на расстрел”. Это позиция многих критиков.

Чтобы не осуждать, нужно смягчить свой консерватизм, стать гибче и научиться принимать другую сторону. Не обязательно обращаться в иную веру или делать те же поступки. Даже не обязательно любить человека, которого вы обвиняли. Достаточно позволить этому быть. И спокойно пойти дальше.

  • Составляйте собственное мнение, не пользуйтесь ярлыками

Что такое сплетни? Один человек рассказывает о ком-то неприятные истории. А его собеседник активно кивает головой и начинает думать точно так же. Не поддавайтесь чужому мнению о людях и событиях. Составьте свое собственное, поговорите с “плохим” человеком, узнайте его представление о ситуации. Скажем “НЕТ” стереотипам и ярлыкам!

  • Объединяйтесь

Вам кто-то не нравится, и очень хочется научить его жизни, указать на недостатки? Начните думать в другом направлении. Найдите точки соприкосновения. Общие интересы, похожие привычки, мировоззрение, одна страсть, смежные профессии. Объединение не оставляет места осуждению. Вы переключаете фокус внимания на позитив и забываете о критике.

Возвращение энергии через отказ от сплетен

Когда вы отказываетесь от осуждения, особенно в кругу подружек, то делаете себе роскошный подарок. Сплетни отнимают женскую энергию. Во время таких разговоров кажется, будто произошло освобождение, выговорилась. Но позже ощущается пустота, апатия, не хочется заниматься делами, мир кажется тусклым…

Закрывайте этот энергетический кран. Ни к чему впустую сливать женские силы, когда они нужны для себя, творчества, дома, любимых людей.

Помните марафон “Мир без жалоб”? Нужно было носить фиолетовый браслет в течение месяца. Как только начались жалобы, сплетни – надевать его на другую руку. Устройте себе такой марафон. Вовлеките подруг, чтобы вы могли контролировать друг друга и не возвращаться в старое болото. Либо назначьте себе штраф за сплетни и в случае срыва выплачивайте его мужу. Такие марш-броски осознанности изменят вашу жизнь.

Каждый раз, когда захочется обвинить, раскритиковать, научить кого-то жизни, остановитесь. Задайте себе вопрос: “Зачем я это делаю? Что полезного мои слова принесут этому человеку?” Посмотрите на своего собеседника с позиции равного, вспомните, что он видит мир по-другому. Научитесь уважать других людей так же, как себя. Тогда в вашей жизни не останется места для осуждения.

Все мы прекрасно знаем, что сплетничать – это большой грех и нам не следует этим заниматься. Но в реальности же оказывается так, что мы делаем это подсознательно, не осознавая, где начинаются границы .

Что представляет собой сплетня и где она начинается? Пророк (мир ему) говорил: « (сплетня) – это то, что вы говорите за спиной своего брата из того, что ему не нравится».

Один из сподвижников спросил: «А если то, что я говорю о нем, правда?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Если то, что ты о нем говоришь, в нем присутствует, то это гыйба, а если в нем этого нет, то это клевета».

Распространение сплетен о людях подобно уничтожению человека за его спиной. В Коране сказано: «О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение? Бойтесь Аллаха! Воистину, Аллах – Принимающий покаяния, Милосердный» (Коран 49: 12).

Многие оправдывают сплетни тем, что то, что они говорят – это правда. Когда человек постоянно оправдывает себя подобным образом, он продолжает распространять слухи о других. Даже если человек знает о другом что-то нехорошее, мусульманину не подобает обострять ситуацию и портить его репутацию. Истинный мусульманин помолится Всевышнему о человеке, которого считает оступившимся.

Не забывайте о пагубности греха распространения сплетен, эти советы помогут вам избегать его в вашей жизни:

И наконец, представьте себя на месте человека, о котором сплетничают. Вы не знаете всего, не знаете, почему он так поступил, возможно, у него были на то причины, а вы так легко его осуждаете. Как бы вы чувствовали себя, если бы знали, что вас осуждают за вашей же спиной?

Грех осуждения — один из самых коварных, вкрадчивых, незамечаемых и потому наиболее распространенных грехов. Он легко маскируется: осуждая, мы видим в этом проявление нашей собственной моральности, справедливости, а также ума, проницательности: «Я вижу, кто он есть, меня не проведешь». В отличие от грехов, совершаемых действием, грех словесного осуждения в большинстве случаев не несет непосредственно наблюдаемых практических последствий: сказал — и что? Можно считать, что не говорил. Что же до осуждения мысленного — это постоянная непроизвольная работа мозга, над которой мало кто из нас может рефлексировать, и хроническое воспаление нервов, которого тоже мало кто избегает. Многие из нас привыкли произносить на исповеди «грешу осуждением» как нечто дежурно-формальное — ясное дело, кто этим не грешит!

Однако мы должны задуматься: почему такое внимание уделяли этому греху святые отцы, учители Церкви? Что именно мы делаем, осуждая других? И как нам если не избавиться, то хотя бы начать бороться с этим злом в наших душах?

Об осуждении — очередная беседа с главным редактором нашего журнала игуменом Нектарием (Морозовым).

— Отец Нектарий, мы уже попытались здесь определить причины распространенности этого греха — а есть ли иные?

— Грех осуждения распространен, как и грех лжи, как и все грехи, которые мы совершаем исключительно словом. Эти грехи удобны, удобосовершаемы, потому что, в отличие от грехов, совершаемых делом, не требуют каких-то особых условий, обстоятельств — наш язык всегда при нас. Мне представляется, что есть две главные причины осуждения: во-первых, что бы мы сами о себе ни думали, ни говорили, мы на самом деле очень хорошо чувствуем свое несовершенство, понимаем, что не дотягиваем до того, чем хотели бы быть. Для неверующего это чувство собственного несовершенства лежит в одной плоскости, для верующего, воцерковленного человека — в другой: мы понимаем, что живем не так, как должны жить хрис-тиане, наша христианская совесть нас в этом обличает. И здесь есть два пути: или самоотверженно трудиться над собой, дабы достигнуть мира со своей совестью, либо осуждать других, чтобы на их фоне выглядеть хотя бы чуть-чуть получше; чтобы таким образом самоутвердиться за счет ближнего. Но тут вступает в действие тот духовный закон, о котором много писали святые отцы: глядя на грехи других, мы перестаем замечать собственные. А перестав замечать собственные грехи и недостатки, становимся особенно безжалостными к грехам и недостаткам других.

Почему святые были так сострадательны к немощам ближних? Не только потому, что в их сердцах жила Божественная любовь, но и потому, что они сами, на собственном опыте познали, как трудно победить грех в себе. Пройдя через эту страшную внутреннюю борьбу, они уже не могли осудить кого-то, кто упал: они понимали, что сами могли бы упасть или падали, может быть, в прошлом точно так же. Авва Агафон, когда видел человека согрешившего, всегда говорил себе: «Смотри, как он пал: ты так же падешь завтра. Но он, скорее всего, покается, а вот будет ли время на покаяние у тебя?».

Это одна причина осуждения, а другая — обилие совершенно реальных поводов для осуждения. Человек — существо падшее, поврежденное грехом, и примеров поведения, заслуживающего осуждения, всегда достаточно. Другой вопрос — заслуживающих чьего осуждения? Божественного осуждения — да. А мы — имеем ли мы право осуждать?

— Но как не осудить, когда сталкиваешься с низостью, подлостью, хамством, изуверской жестокостью?.. В таких случаях осуждение — это естественная самозащита человеческого существа.

— Вот именно — естественная. А чтобы быть христианином, нужно свое естество превозмочь. И жить неким сверхъестественным образом. У нас самих это не получится, но с Божией помощью все возможно.

— И справиться с осуждением тоже, конечно; но что для этого должны делать мы сами?

— Прежде всего — не давать себе права кого-то судить, помнить, что суд принадлежит Богу. Это очень трудно на самом деле, каждый из нас знает, насколько это сложно — не давать себе права судить. Помнить евангельскую заповедь: не судите, да не судимы будете (Мф. 7, 1). Известен такой пример из патерика: монах, который считался самым нерадивым в монастыре, умирал в такой тишине сердечной, в таком мире с Богом, в такой радости, что братия пришла в недоумение: как же так, ведь ты совсем не подвижнически жил, почему ты так умираешь? Он ответил: да, я не очень хорошо жил, но я никогда не осуждал никого. Страх быть осужденным — это та преграда, которую можно поставить себе для того, чтобы не грешить осуждением.

Но лично мне близок тот способ борьбы с осуждением, о котором говорил преподобный Анатолий Оптинский. Он облекал его в такую краткую формулу: пожалей — и не осудишь. Как только начинаешь жалеть людей, желание их осуждать пропадает. Да, жалеть не всегда легко, но без этого нельзя жить по-христиански. Вы говорите о естественной самозащите человека от зла; да, мы страдаем от зла, от чужого греха, нам жалко самих себя, нам страшно, и мы хотим защититься. Но если мы христиане, мы должны понимать — в данном случае не столько мы, сколько тот, кто творит зло, несчастен. Ведь ему придется за это зло отвечать неким страшным, может быть, образом. Когда рождается эта подлинно христианская жалость к согрешающему человеку — пропадает желание осуждать. А для того, чтобы научиться жалеть, чтобы понудить свое сердце к этой жалости, надо молиться об этом человеке. Это давно известно: начинаешь молиться — и пропадает желание осуждать. Слова, которые, может быть, по-прежнему еще говоришь, не наполнены уже такой разрушительной силой, которой они были наполнены прежде, а потом ты вообще говорить их перестаешь. Но стоит забыть о молитве — и осуждение, погрузившееся уже вглубь, вновь вырывается на поверхность.

— А что еще нужно, кроме молитвы за врагов — чтобы агрессию, злость переплавить в жалость к ним? Может быть, видение собственной греховности?

— Другой оптинский старец, преподобный Амвросий, любивший облекать свои духовные уроки в полушутливую форму, говорил так: «Знай себя — и будет с тебя». В душе, в сердце каждого из нас — такой необъятный мир, мир, с которым нужно успеть разобраться за земную жизнь. Нам столько всего нужно успеть сделать с собою, и как часто мы не находим на это ни времени, ни сил. Но когда мы принимаемся за других людей, за разбор их грехов — время и силы почему-то находятся. Судить других — это лучший способ отвлечься от себя, от работы над собой, которая на самом деле должна быть самым главным нашим делом.

Читая о святых, часто думаешь: как же он, этот святой, жил в самом горниле искушений, в самой гуще людского греха, к тому же ему исповедовались сотни, тысячи людей, совершавших, может быть, страшные грехи — а он будто не замечал всего этого, жил так, словно этого нет? А он был занят тем, чтобы исправить, очистить от греха крохотную частицу этого мира — самого себя. И поэтому не был расположен заниматься грехами и немощами других людей. А молиться — да, молился о них и потому жалел. Для меня видимым образцом такой жизни всегда будет оставаться архимандрит Кирилл (Павлов) — человек, от которого услышать слово осуждения было практически невозможно. Он просто не оценивал никого никогда! Хотя у него исповедовалось огромное количество архиереев, духовенства, монашествующих, просто православных мирян. Он никого не судил, во-первых, потому что жалел, а во-вторых, потому что всегда был занят оплакиванием собственных грехов. Грехов, которые нам-то и заметны не были, но ему самому были заметны.

— Однако все мы вынуждены рассуждать об окружающих нас людях, судить о них, разбираться в них, наконец — это необходимо и в личной жизни (чтобы не наломать в ней дров, не сделать себя и близких своих несчастными), и на работе (чтобы, например, не доверить дело человеку, которому нельзя его доверять). Нам приходится говорить о чьих-то качествах вслух, обсуждать их — опять же, и на работе, и дома, от этого никуда не денешься. Где грань между необходимым и адекватным обсуждением — и осуждением человека?

— Святитель Василий Великий сформулировал замечательный принцип, определяющий, когда мы имеем право сказать о человеке что-то негативное и не впасть при этом в грех осуждения. Это возможно в трех случаях: во-первых, когда мы видим необходимость сказать ближнему нашему о его недостатке или грехе для его же блага, для того, чтобы ему помочь. Во-вторых, когда нужно сказать о его немощах кому-то, кто может его исправить. И в-третьих, когда нужно предупредить о его недостатках того, кто может от них пострадать. Когда мы говорим о приеме на работу, о назначении на должность или же о вступлении в брак — это подпадает под третий пункт данного «правила». Решая эти вопросы, мы думаем не только о себе, но и о деле и о других людях, о том, какой вред может им причинить наша ошибка в человеке. Но что касается работы — здесь особенно важно быть максимально объективным, беспристрастным, чтобы к нашей оценке человека не примешивались наши личные, эгоистические мотивы. Насколько мы можем здесь быть справедливыми? Насколько вообще может быть справедливым человек? Как говорил авва Дорофей, кривое прав`ило и прямое кривит. Всегда есть возможность ошибки. Но даже если мы максимально объективны и справедливы, даже если наше суждение о человеке совершенно правильно — у нас все равно остается масса возможностей согрешить. Например, мы можем говорить о человеке справедливо, но со страстью, с гневом. Мы можем быть совершенно правы, но в какой-то критической ситуации оказаться абсолютно немилосердными к виноватому человеку, и это тоже будет грехом. Практически не бывает так, чтобы мы высказали о человеке свое мнение — пусть непредвзятое, справедливое, объективное — и у нас не было бы нужды вернуться к этим нашим словам, когда мы придем в храм на исповедь.

Не могу не сказать еще раз об отце Кирилле. Когда ему задавали вопросы о конкретных людях (например, о сложных ситуациях, связанных с другими людьми) — он никогда не отвечал сразу, между вопросом и ответом всегда была дистанция. Отец Кирилл не просто обдумывал ответ, он молился, чтоб ответ был правильным, он давал себе время, чтоб утишились его собственные чувства, чтобы отвечать не из собственного душевного движения исходя, а именно по Божией воле. Есть пословица: «Слово — серебро, а молчание — золото». Но отец Кирилл на таких весах взвешивал свои слова о людях, что они исходили из молчания и оставались золотом. Вот если любой из нас попытается говорить о других исключительно так, с такой мерой ответственности — тогда его слово будет очищено от человеческих страстей, и он, может быть, не согрешит осуждением, немилосердием, гневом, тем, чем обычно мы в таких случаях согрешаем.

— А бывает ли праведный гнев?

— Пример праведного гнева дает нам Третья книга Царств, это гнев святого пророка Божия Илии. Однако мы видим: Господь — хотя Он и затворил по молитвам пророка небо и не было дождя — хотел иного: хотел, чтобы Его пророк научился любви. Милосердие и любовь Богу угоднее, чем праведный гнев. Преподобный Исаак Сирин пишет: «Никогда не называй Бога справедливым, Он не справедлив, Он милостив». И мы, чувствуя подступивший гнев, должны вспоминать об этом. К сожалению, мы периодически встречаем людей — искренне верующих, православных, но убежденных, что Православие должно быть с кулаками. Эти люди ссылаются, как правило, на Иосифа Волоцкого, на его взгляды на борьбу с ересями, которые привели даже к казням еретиков на Руси (слава Богу, что это не вошло в систему, осталось лишь отдельно взятым эпизодом, ибо существовал противовес — точка зрения преподобного Нила Сорского), на святителя Николая, якобы ударившего по щеке еретика Ария (хотя исторически этот эпизод сомнителен), и, наконец, на Иоанна Златоуста, призывавшего заградить ударом уста богохульствующего. Но ведь все эти примеры являют собой исключение, а не правило. И если мы помним согласное учение святых отцов, помним Евангелие, мы знаем, что все, взявшие меч, мечом погибнут (Мф. 26, 52). Если удар по щеке Ария действительно был нанесен, это было, возможно, проявлением ревности со стороны архиепископа Ликийских Мир — но откуда в современном человеке, усиленно призывающем «освятить руку ударом», такая уверенность — будто он обладает добродетелями святителя Николая? Откуда мы взяли, что для святителя Иоанна Златоуста это было нормой, а не исключением — «заграждать уста ударом»? Поэтому не надо нам «освящать руки» и заграждать чужие уста ударами. Не надо никого бить «за православную веру». За православную веру нужно бить только собственный грех. Это очень большой соблазн — направить гнев не на борьбу с самим собой, а на борьбу с другими. Если мы будем не с другими, а с собственным грехом бороться, мы разомкнем цепочку зла, ненависти, страха, не продолжим, а разомкнем. Господи, хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа (Лк. 9, 54-55).

— Может быть, можно сказать так: на праведный гнев имеет право только святой?

— Паисий Святогорец говорил: «Чем духовней человек, тем меньше у него прав». Это мы со своей точки зрения можем говорить о каких-то особых правах святого человека по отношению к другим, а сами святые никаких особых прав за собою не числили. Напротив, в житиях мы читаем, как святой, едва произнеся какое-то слово, осуждающее другого человека, тут же падал на колени и каялся в невольном грехе.

— Если ближний наш обижает нас, причиняет нам боль или какой-то ущерб — нужно ли сказать ему об этом, и если нужно, то как при этом не допустить его осуждения?

— Я не думаю, что в подобных ситуациях нужно терпеть молча. Потому что бессловесное, безропотное терпение скорбей, приносимых ближними, под силу только людям совершенной жизни. Если ближний причиняет нам боль — почему бы не предложить ему поговорить, разобраться, не спросить его, не считает ли он нас в чем-то неправыми, не обидели ли мы его чем-то сами? Когда оба человека благонамеренны — ситуация разрешится. Но если человек уязвляет нас сознательно и злонамеренно — здесь два пути: попытаться нейтрализовать его или, может быть, потерпеть, если это по силам. Если нет, выйти из-под удара — в этом никакого греха нет. Сам Спаситель заповедовал: Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой (Мф. 10, 23). Нам же для того, чтобы защититься от причиняемого человеком зла, нужно порой просто перестать перед ним открываться. Опустить забрало, дабы оно помешало ему нанести нам тот удар, который принесет зло — не только нашей, но и его душе.

— С грехом осуждения непосредственно связан грех лжи и клеветы. Меня поразило то, что авва Дорофей и другие духовные писатели использовали слово «ложь» в несколько ином значении, не в том, к которому привыкли мы. Для нас ложь — это предпринимаемый с какой-либо (когда-то даже и благой) целью сознательный обман. Для них — то, что мы очень редко за собою замечаем: безответственное произнесение, говорение неких слов, то ли соответствующих истине, то ли нет; произнося это в обычном потоке нашего празднословия, мы даже не задумываемся о том, соответствуют ли наши слова о других людях реальности. Злословие, сплетничанье, «перемывание косточек» — все из этой оперы. Как от этого отстать?

— Это вопрос о внимательности нашей жизни, о том, как мы внимаем себе. У внимательного человека пропадает склонность к легкомысленным, скоропалительным суждениям. Если человек живет не задумываясь, он переходит от одного смятения к другому. А смятение преподобный Исаак Сирин назвал колесницей диавола: на смятении, как на колеснице, враг въезжает в наши души и переворачивает в них все вверх дном. И перевернутый человек судит других по первому своему побуждению, не давая себе труда поразмыслить о справедливости своих суждений.

Мы часто начинаем судить других от собственной немощи — одолевает нас усталость от обид, от ударов, от боли, и мы срываемся и начинаем эти свои раны с кем-то обсуждать. Перетерпи какое-то время, не рассказывай никому о своей обиде — и, может быть, умрет в тебе осуждение. И наступит ослаба, отдохновение для души. Но мы не находим в себе сил потерпеть, и здесь срабатывает еще один духовный закон, о котором говорят святые отцы: осуждая, ты лишаешься помощи Божией, благодатного покрова. И практически всегда сам совершаешь тот грех, за который осуждал другого человека. Страх лишиться Божией помощи — это еще один наш помощник в преодолении греха осуждения. Замечательный старец Ефрем Катунакский служил Божественную литургию в течение всей своей жизни каждый день и каждый раз переживал ее как неповторимое радостное событие для себя и всего мира. Но как-то раз не почувствовал божественной радости — отчего же? «Приходил ко мне брат один, мы с ним обсудили поступки архиереев и кого-то осудили» — так он это объяснил. Он стал молиться, почувствовал, что Господь его прощает, и сказал себе: «Хочешь снова потерять Литургию — осуждай».

— Вы сказали уже об обилии поводов для осуждения. Как избежать сердечного гнева, наблюдая то, что происходит с нашим обществом, со страной, зная о колоссальной коррупции, наблюдая деморализацию общества, намеренное, в коммерческих целях, развращение молодежи? Это гражданская боль, гражданский протест, но ведь это и гнев тоже — мы им согрешаем?

— Чувство, о котором вы говорите, очень близко и понятно мне. И я ищу для себя ответ на этот вопрос. Причина нравственного состояния нашего общества — она ведь и в нас самих тоже. Но если бы мы принимали неправедную жизнь как нормальную, если бы нам сейчас было хорошо — у нас вообще не было бы никакого оправдания. Мы привыкли разделять историю нашей страны на две части: до катастрофы 1917 года (это как бы хорошая жизнь) и после — это наша жизнь, плохая. Но давайте зададим себе вопрос: а что, до революции религиозная жизнь народа — всего, сверху донизу — была идеальной? Народ сам отходил от живой веры, его никто не оттаскивал за руку. Значит, народ сам сделал выбор и получил то, что выбирал. И пример израильского народа говорит нам об этом: когда евреи предавали Бога Единого, они терпели бедствия, притеснения, оказывались в рабстве; когда они отвергли Сына Его, они рассеялись по миру. Представьте себе, если бы у нас была сейчас идеальная власть, она продуманно заботилась бы о народе, настало бы процветание… Мы стали бы от этого чище, праведнее, ближе к Богу? Нет. Но, если бы мы оказались настолько далеки от Бога в условиях хотя бы относительного благополучия — суд Его был бы суровее к нам. Господь, может быть, посылает нам все это, всю нашу жизнь для того, чтобы мы поняли наконец, что не надо надеяться «на князи, на сыны человеческия» — надеяться надо только на Него. Чтобы мы от этой мысли к Нему обратились и изменились к лучшему. Осуждает тот, кто считает, что достоин лучшей жизни, лучшего народа, лучшей власти, кто думает: со мной-то все в порядке, а вот они… Но на самом деле начинать надо с себя. Потому что ничего в этом мире не исправишь, пока не исправишь себя самого.

Журнал "Православие и современность", №23 (39), 2012 г.