Всемирный экономический форум опубликовал рейтинг качества дорог в мире. России в двадцатке самых плохих нет, но и от лидеров она далека. «360» поговорил с координатором общества «Синие ведерки» Петром Шкуматовым о том, что мешает нашей стране войти в топ самых приятных территорий для передвижения на машине.

Следующая новость

Согласно Индексу глобальной конкурентоспособности, Россия по качеству дорог находится на 114-м месте. Наши ближайшие соседи по рейтингу Бенин и Казахстан. Хорошая новость: эксперты организации отметили тенденцию к улучшению состояния российских дорог. В прошлом году в том же рейтинге Россия занимала 123-е место.

Список замыкают Мавритания, Демократическая Республика Конго и Гаити. Приятнее всего водить машину в Объединенных Арабских Эмиратах, Сингапуре и Швейцарии. Родина автобана - Германия - заняла 15-е место.


Источник фото: РИА «Новости»/Наталья Селиверстова

Координатор общества «Синие ведерки» Петр Шкуматов считает, что в последнее время дороги в России действительно стали лучше, хотя они по-прежнему далеки от совершенства. В действительно отличном состояние находятся только отдельные участки платных дорог.

К сожалению, у нас в стране только две тысячи километров дорог, которые могут подходить под понятие современных магистралей - это автодоры

Петр Шкуматов Координатор общества «Синие ведерки».

На данный момент, по мнению Шкуматова, мы находимся в переходном периоде: у нас практически никогда не было хороших дорог. Сейчас только-только начали класть хороший асфальт, через некоторое время научимся строить хорошие дороги, а потом начнем строить дороги максимально эффективно. Но эксперт затрудняется назвать время, когда это станет возможным. Особенно если принять во внимание дорожную ситуацию в Кировской области.

Петр Шкуматов также объяснил, почему ОАЭ заняли первое место в рейтинге качества дорог. «Там есть два фактора. Первый - это пустыня. У них твердое основание, то есть они могут прямо пустыню асфальтировать, и дорога никуда не провалится. А Россия стоит на глине, и у нас дороги сложнее строить, потому что иногда и 10 метров придется копать до твердого основания, чтобы дорога не проваливалась. Сложно сравнивать Арабские Эмираты и нас, потому что у них строительство дороги - это не строительство как таковое», - сказал он.


Дубай. РИА «Новости»/Владимир Вяткин

«В России строить дороги сложнее, но это не значит, что мы не можем их строить», - подчеркнул эксперт. В качестве примера он привел недавно открытый участок магистрали М1 «Беларусь». На его строительство ушло всего два года. Высокой оценки был удостоен и Крымский мост, который построили всего за два года. «Там колоссальный автобан, невероятный по качеству», - добавил Шкуматов.

По мнению собеседника «360», одна из причин проблем с дорогами заключается в устаревших ГОСТах. «То есть даже если вы захотите построить хорошую современную дорогу, то у вас не получится это сделать, потому что вам придется их соблюдать», - сказал Петр Шкуматов. Сразу после не соответствующих нынешней действительности стандартов идет плохое качество строительных материалов. Опыт стран с похожими на наши природными условиями - Швейцарии и Голландии - показывает, что у нас могут быть хорошие дороги.

За последние 10 лет все стало гораздо лучше. То есть если раньше дороги были на единичку, то сейчас на троечку

Петр Шкуматов Координатор общества «Синие ведерки»

Сейчас в России есть современные дороги, пример которых показывает, что есть возможность строить быстро и качественно. В пример можно привести дороги, построенные «Автодором».

Но одних современных технологий мало: при строительстве дорог часто возникает другая проблема - высокие цены на землю под строительство. Дело в том, что некоторые люди успевают подсуетиться и выкупают участки, по которым будет проходить дорога. Потом наступает момент строительства, и дорожники вынуждены покупать эти участки по цене, которая в несколько десятков раз завышена. «Эта проблема реально тормозит всю дорожную тематику у нас в стране», - уверен собеседник «360».

В качестве примера Шкуматов привел судьбу дороги в обход Лосево и Павловска на трассе М4 «Дон». «В 2011 году они хотели ее построить, в 2013 году начали проектировать, а начали реально строить только в 2017-м из-за проблем с земельными участками. Оказалось, что земля, по которой должна пройти дорога, еще недавно была государственной, а оказалась в частной. Условно говоря, дорогу строят два года, а подготовка к ее строительству занимает шесть лет», - заключил Шкуматов.

Следующая новость

Статья о странах с самыми худшими дорогами - интересные подробности. Место России в ряду стран. В конце статьи - видео о странах с «убитыми» дорогами.

Самые ужасные дороги мира

Всемирный экономический форум ежегодно оценивает конкурентоспособность мировых стран не только по экономическим и правовым показателям, но и по состоянию инфраструктуры, в том числе и автодорог. В этом году максимального количества баллов не удалось достигнуть ни одной стране, а из европейских представителей сразу два государства попали в данный сомнительный рейтинг.

10. Молдова (2,5)


Все водители, которые попадают в эту страну, отмечают большое количество так называемых «заплаток» на дорогах. А от риска утонуть в грязевых потоках и потерять половину важных деталей в ямах спасает лишь сравнительно сухой климат.

Качество дорог плохо соотносится с обязательными дорожными сборами, которые нужно платить при въезде на территорию страны. И туристы, и граждане страны искренне недоумевают, куда направляются эти средства - точно не на приведение в порядок дорожного полотна. Поэтому местные автомобилисты уже привыкли к непрекращающейся тряске во время поездок и готовы к регулярной замене убитой подвески. Эти причины и снискали стране 2,5 балла в рейтинге.

9. Мозамбик (2,5)


Примерно так же, по мнению экспертов, обстоит дело с дорогами и в Мозамбике. Хотя на практике в этой беднейшей африканской стране с автотрассами дело обстоит намного хуже – здесь только направления.

Практически все дороги грунтовые, во время поездки по которым можно вдоволь наглотаться пыли. Однако следует признать, что сами по себе эти дороги ровные и не грешат ямами. Объяснить этот феномен можно природными особенностями страны :

  • глинистым грунтом;
  • малым количеством осадков.
В столице можно увидеть асфальт, который благодаря хорошему климату сохраняется достаточно долго и без дополнительных вложений.

Сейчас идет активное строительство новых участков дорог между городами. Работу осуществляют китайцы по своей оригинальной схеме: сначала одалживают финансовые средства странам Африки, чтобы те взамен заказывали у них строительство дорог.

8. Парагвай (2,4)


Эта страна по оценкам экспертов отличается еще более худшими дорогами, причем ситуация с ними далеко неоднозначная.

В первую очередь, низкий балл был получен за большое количество грунтовых дорог, количество которых превышает 75%. При этом все дороги, имеющие асфальтовое покрытие, не вызывают нареканий по своему состоянию, да и сами грунтовки имеют на удивление неплохой вид.


В Парагвае практически не найдешь на дорогах колейности , что весьма удивительно, разве что в самых крупных городах на основных магистралях. В небольших населенных пунктах и между ними дороги вообще отсутствуют, есть только направления для движения.

7. Украина (2,4)


Несмотря на то, что большая часть дорог в стране имеют твердое покрытие, все же эксперты оказались не слишком высокого мнения об их состоянии. Даже руководство Украины не раз говорило об этом, в 2017 году министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян заявлял, что дороги на 95% непригодны к эксплуатации.

Основная причина в отсутствии полноценного ремонта в том, что практически все имеющиеся трассы возводились в 60-70-е годы прошлого века . С тех пор никакого обслуживания не проводилось за исключением «ямочного» ремонта и тем более не проводилось капитальной замены полотна или строительства новых трасс. Естественно, за эти десятилетия покрытие пришло в полную негодность.

При поездке по Украине нужна крепкая подвеска и здоровые нервы , ибо можно получить целый комплекс не очень приятных ощущений. Проехать с ветерком удастся лишь на небольшом количестве трасс, так как из-за изобилия ям и трещин средняя скорость передвижения составляет не более 50 км/ч. После зимы автомобилисты и вовсе перемещаются по снежно-грязевым потокам.

6. Йемен (2,3)


В этой арабской стране дороги несут сразу несколько опасностей:
  • невысокое качество;
  • несоблюдение населением правил дорожного движения.
Для начала стоит рассмотреть дороги. Относительно нормальное покрытие имеется только в городах, но и там асфальт или бетон можно найти только в центре, а ближе к окраинам твердое покрытие переходит в грунтовку. В целом же по городам можно ездить с определенным комфортом.

А вот за городом дорог практически нет. Даже там, где они имеются, проехать на легковой машине очень сложно, именно поэтому в Йемене так популярны внедорожники и автомобили с большим клиренсом.


И по этому бездорожью местные жители ездят при отсутствии правил дорожного движения. То есть, формально они в стране есть, даже законодательно утверждены, вот только соблюдают их разве что в столице. За ее пределами водители привыкли жестами и сигналами договариваться об очередности проезда и маневрах. Самое любопытное, что ни пробок, ни аварий в стране почти нет.

5. Мадагаскар (2,2)


Дороги на Мадагаскаре заслуженно заняли свое место ближе к концу списка. Последний раз они строились где-то в начале 60-х годов, а как только остров получил независимость от Франции, вяское строительство было полностью прекращено. Сейчас только в самом центре столицы иногда можно увидеть свежие заплатки, которые не сильно сказываются на качестве дороги.

За городом трассы повсеместно испещрены не просто ямами, а настоящими промоинами . Не стоит забывать, что тут имеется ярко выраженный сезон дождей, который окончательно добивает дорожное полотно. Несмотря на повсеместное распространение асфальта, он во многих местах покрыт красноватой грязью, из-за которой после дождя можно легко скатиться в канаву, как по льду.

На ночь дороги перекрывают, что делается для безопасности водителей. Если все же ехать жизненно необходимо, то несколько автомобилей собираются в караван. Если возникнут проблемы, авария, съезд в кювет, техническая неполадка, другие водители окажут помощь.

4. Гвинея (2,2)


В этой стране ситуация с дорогами обстоит следующим образом: только 700 км имеет твердое покрытие, а это всего лишь 3,5% от общей протяженности. Там же, где имеется асфальт, даже плохим его назвать не поворачивается язык – это скорее набор больших и малых ям.

Между городами проложены грунтовые дороги, но они зачастую становятся непроходимыми. Даже после небольшого дождя любой путь превращается в водно-грязевой поток, по которому сложно передвигаться даже на специально подготовленном внедорожнике.


Ко многим поселкам и городкам вообще нет дорог. К ним можно подъехать только по тропам, и то только при наличии хорошего опыта поездок по горам. Так как есть много речушек, зачастую автомобильный транспорт заменяют водным, а в горные поселки можно добраться лишь на вертолете.

3. Гаити (2,1)


На данный момент Гаити является одним из самых бедных государств в Западном полушарии. Это естественным образом сказывается и на инфраструктуре, и на дорогах. Здесь их нет.

Твердое покрытие присутствует и худо-бедно поддерживается только в городах, а также на основных трассах между крупными населенными пунктами. Но так как они укладывались и ремонтировались очень давно, во многих местах догадаться, что под колесами вашего автомобиля асфальт, практически невозможно.

Второстепенные дороги только грунтовые. Во время сезона дождей они становятся полностью непроходимыми, поэтому большую часть года между населенными пунктами нет нормального автомобильного сообщения.


На данный момент никаких предпосылок к улучшению ситуации нет. При текущем экономическом положении страна совершенно не стремится к улучшению дорожной сетки.

2. Демократическая республика Конго (2,1 балла)


О Конго можно сказать - «там, где кончается дорога, начинается Конго». Это место стало бы раем для любителей автоэкстрима и бездорожья.

В стране более 170 тысяч километров дорог, и только 1% из них имеет асфальтное покрытие. Причем из этого объема только половину можно признать удовлетворительными по своему состоянию.


Без хорошего внедорожника, подготовленного к пескам и грязи, тут делать нечего вне зависимости от сезона. Если сухо, существует риск завязнуть в песчаных наносах, которые всегда имеются на дорогах. После дождей путь покрывается скользкой грязью, на которой машину может развернуть и закинуть в кювет.

Так как дожди здесь идут весьма сильные, на дорогах образуется много промывов. Можно встретить ситуацию, когда автомобиль пробирается по колее, где даже у легендарного Дефендера с трудом клиренса хватает, и вдруг дорогу пересекает огромная промоина или обрыв. Такие «неприятности» никак не устраняются, а с каждым годом лишь ширятся и множатся.

1. Мавритания (2)


Последнее место занимает Мавритания, где абсолютно нет дорог. Они все грунтовые, а при изобилии песка вокруг проезжей остается только узкая колея в две стороны. Стоит случайно съехать в сторону, и можно надолго завязнуть в песке, причем даже на хорошем внедорожнике.

Нет асфальтированных дорог и в городах - лишь условно твердое покрытие на центральных улицах. Переулки же между ними точно так же представляют собой песчаные проезды.


В последние пять лет ситуация стала немного выправляться - были заасфальтированы выезды из столицы. В планах руководства страны намечено даже строительство дороги между столицей и вторым по величине городом.

Напоследок о России


Как ни странно, но наша страна занимает только 114 место в этом антирейтинге. Несмотря на явные проблемы с дорогами, у нас в сравнении с некоторыми другими странами не все так плохо и при стабильном финансировании даже наблюдается тенденция к ежегодному улучшению ситуации.

Видео о странах с плохими дорогами:

Эксперты Всемирного экономического форума проехали по дорогам 144 стран мира, чтобы выбрать лучшие. К сожалению, из 144 возможных мест Россия заняла в итоговом списке лишь 136-ю позицию. По соседству с нами оказались Украина и центральноафриканская республика Габон.

Кстати, самыми ужасными были признаны дороги Молдавии . Ну а мы предлагаем Вашему вниманию десятку государств, возглавивших рейтинг стран по качеству дорог.

Последнее место в десятке лучших можно объяснить тем, что возраст большей части немецких автобанов превышает 30 лет. Кстати, для проверки состояния автодорог немцы с нынешнего года применяют новейшую технологию лазерного сканирования.

9. Финляндия

Поддержание качества дорог в стране, где температура зимой ежегодно опускается до минус 40 градусов, — не простая задача. Для обнаружения скрытых дефектов, которые могут со временем разрушить покрытие, финны применяют тепловизионные камеры.

8. Гонконг

Это небольшое азиатское государство может похвастаться высочайшим уровнем развития инфраструктуры, в том числе и транспортной. На строительство и поддержание качества дорог в Гонконге не жалеют средств, полагая, транспортная сеть играет не последнюю роль в привлекательности региона для инвесторов.

7. Австрия

Больше всего хлопот австрийским дорожникам доставляют высокогорные альпийские участки, которые быстрее прочих приходят в негодность. Однако со своей задачей ответственные службы справляются с успехом – дороги в Австрии отличаются высочайшим качеством.

6. Швейцария

Для того, чтобы поддерживать отменное качество дорожного покрытия, дороги Швейцарии сделали платными. При въезде в страну необходимо приобрести виньетку. Проезд через некоторые туннели оплачивается дополнительно, ведь содержание дороги, проложенной через гору, требует больших затрат.

5. Оман

Дорогие автомобили нефтяных принцев и их подданных должны ездить по хорошим дорогам. Этого правила и придерживаются в Омане уже несколько десятилетий. На развитие сети автодорог в стране не жалеют средств.

4. Португалия

Еще 25 лет назад качество дорожного покрытия в стране приводило в ужас и местных жителей, и туристов. Однако сегодня в Португалии даже самые крошечные деревеньки могут похвастать отменными дорогами, не говоря уже о трассах национального значения.

3. Сингапур

Уровень развития инженерно-строительных технологий в стране заслуживает отдельной похвалы. Не стала исключением и дорожно-строительная отрасль. На прокладку и ремонт автодорог в Сингапуре выделяются огромные средства, что позволяет поддерживать высочайшее качество, несмотря на интенсивность движения.

2. ОАЭ

Строительство дорог в Эмиратах ведется по заимствованным у немцев технологиям, кроме того, практически все магистрали в стране прекрасно освещены в темное время суток. Любят в стране и многочисленные круговые многоуровневые развязки, для проектирования и строительства которых привлекаются лучшие инженеры со всего мира.

1. Франция

Великолепное качество покрытия, наличие освещения в темное время суток, обилие станций технического обслуживания – все это делает дороги Франции лучшими в мире. Причем, эксперты отмечают, что качество платных и бесплатных дорог практически ничем не различается.

Дороги - очень важный показатель качества жизни в любой стране мира. Комплексный подход к решению постоянных проблем с дорожным полотном помогает государству становиться сильнее, ведь чем быстрее бежит по венам кровь - тем больше энергии получает весь организм. К сожалению, нашей стране до реализации подобной концепции еще очень далеко. По качеству дорог мы, в этом году, заняли 136 место. А вот и более полный рейтинг, где можно увидеть самые лучшие и худшие дороги со всего мира.

Дорога Смерти
Боливия

Скользкий, покрытый мокрой грязью спуск длиной в несколько километров - вот, что представляет собой знаменитая The North Yungas Road, боливийская дорога смерти. Каждый год на узкой (здесь просто не разъедутся два автомобиля) тропе гибнет до пятисот людей.

М56 «Лена»
Россия

Протяженность трассы М56 составляет целых 1235 километра. Эта дорога по праву считается самой грязной и неприятной во всем мире. Федеральная трасса, на которой будет неуютно и БелАзу, меняться не думает: асфальт здесь лежит лишь на некоторых участках, большая же часть «Лены» напоминает страшный сон автомобилиста.

Перевал Стельвио
Италия

Может быть, трасса, идущая через перевал Стельвио и не выглядит самой пугающей - однако, мало кому понравится этот участок дороги, где ветер норовит скинуть в пропасть даже тяжелый грузовик. Всего три километра пути воспринимаются водителями как тяжелое испытание: крутые повороты, плохое качество покрытия и ветер выматывает почище городских гонок.

Панамериканское шоссе
США

Этот хайвей опасен на всем протяжении: вы можете прокатиться на четырех колесах чуть ли не 70 000 километров, от Аляски до Южной Америки - конечно, стоит ждать некоторых проблем! Многие участки шоссе находятся в крайне плачевном положении. Не столько из-за попустительства местных служб, сколько благодаря постоянно меняющимся (но всегда неприятным) погодным условиям.

Шоссе Сычуань-Тибет
Китай

7 500 смертей на каждые 100 000 водителей: после такой мрачной статистики поневоле станешь опасаться этой, чуть ли не самой опасной дороги в мире. Внезапные оползни, снежные лавины и переменчивая погода - соваться сюда из любопытства просто не стоит.

Великая Океанская Дорога
Австралия

Великая Океанская Дорога проходит у самого побережья, давая водителю возможность наслаждаться окружающей красотой. Покрытие хайвея все еще оставляет желать лучшего, но удобство и безопасность остаются на достаточно высоком уровне.

Дубай
ОАЭ

Дороги Дубая заслуживают отдельной главы. Автомагистрали строятся по технологиям, пришедшим из Германии. Многоярусные трассы проектировали лучшие инженеры и архитекторы со всего мира: неудивительно, что именно эта страна считается новоявленным законодателем мод - по крайней мере, в дорожной сфере.

Сингапур
Сингапур - настоящая жемчужина в короне азиатского Дракона. Город-государство тратит огромные деньги на поддержание дорог в отличном состоянии и вот уже который год попадает в шорт-лист лучших хайвеев мира.

Лиссабон
Португалия

Как ни странно, но Лиссабон занимает почти высшую точку рейтинга. Португальцы смогли обойти даже немцев, чьи автобаны всегда считались настоящим эталоном производства.

Париж
Франция

Париж, безусловно, остается хозяином лучших дорог в стране, но и в самых отдаленных участках Франции вы с легкостью сможете дождаться техслужбы, если таковая понадобится. Даже бесплатные дороги страны отличаются прекрасным дорожным покрытием.