Василиса Иванова


Время на чтение: 11 минут

А А

Загадочная личность княгини Ольги породила немало легенд и домыслов. Одни историки представляют ее жестокой валькирией, прославившейся в столетиях своей ужасной местью за убийство мужа. Другие же рисуют образ собирательницы земель, истинной православной и святой.

Скорее всего, истина находится посередине. Однако интересно другое: какие свойства характера и жизненные события привели эту женщину к правлению государством? Ведь почти безграничная власть над мужчинами - княгине подчинялось войско, против ее правления не было ни одного бунта - дается не каждой женщине. А славу Ольги трудно недооценивать: святую равноапостольную, единственную из русских земель, почитают и христиане, и католики.

Происхождение Ольги: вымысел и реальность

Существует множество версий происхождения княгини Ольги. Точная дата ее рождения неясна, остановимся на официальной версии - 920 г.

Также неизвестно и о ее родителях. Наиболее ранние исторические источники - «Повесть временных лет» и «Степенная книга» (XVI в.) - рассказывают, что Ольга была из незнатного рода варягов, осевших в окрестностях Пскова (деревня Выбуты).

Более поздний исторический документ «Типографская летопись» (XV в.) повествует, что девочка была дочерью Вещего Олега, воспитателя ее будущего мужа князя Игоря.

Одни историки уверены в знатном славянском происхождении будущей правительницы, изначально носившей имя Прекраса. Другие усматривают ее болгарские корни, якобы Ольга была дочерью князя-язычника Владимира Расате.

Видео: Княгиня Ольга

Тайну детства княгини Ольги немного приоткрывает ее первое появление на сцене исторических событий в момент знакомства с князем Игорем.

Наиболее красивая легенда об этой встрече описана в «Степенной книге»:

Князь Игорь, переправлявшийся через реку, разглядел в лодочнике красивую девушку. Однако его домогательства были сразу пресечены.

Согласно легендам, Ольга ответила: «Пусть я молода и незнатна, и одна здесь, но знай: лучше для меня броситься в реку, чем стерпеть поругание».

Из этой истории можно сделать вывод, что, во-первых, будущая княгиня была очень красивой. Ее прелести запечатлели некоторые историки и живописцы: юная красавица с изящным станом, васильковыми глазами, ямочками на щеках и толстой косой соломенных волос. Красивый образ получился и у ученых, воссоздавших портрет княгини по ее мощам.

Второе, что следует отметить — это полное отсутствие легкомысленности и светлый ум у девочки, которой на момент встречи с Игорем было всего 10-13 лет.

К тому же, в некоторых источниках указано, что будущая княгиня знала грамоту и несколько языков, что явно не соответствует крестьянским корням.

Косвенно подтверждает благородное происхождение Ольги и тот момент, что Рюриковичи хотели укрепить свою власть, и безродный брак им был не нужен — а ведь у Игоря был широкий выбор. Князь Олег уже давно искал невесту для своего наставника, но ни одна из них не вытеснила образ строптивой Ольги из мыслей Игоря.


Ольга: образ жены князя Игоря

Союз Игоря и Ольги был вполне благополучным: князь совершал походы на соседние земли, а его любящая жена ожидала мужа и управляла делами княжества.

Полное доверие в паре подтверждают и историки.

«Иоакимовская летопись» гласит, что «были у Игоря потом другие жены, но Ольгу из-за мудрости её более других чтил».

Одно лишь омрачало брак - отсутствие детей. Вещий Олег, принесший многочисленные человеческие жертвы языческим богам во имя рождения наследника у князя Игоря, так и умер, не дождавшись счастливого момента. Со смертью Олега княгиня Ольга потеряла и свою новорожденную дочь.

В дальнейшем, потеря младенцев стала привычной, все дети не доживали до года. Лишь через 15 лет брака княгиня родила здорового, крепкого сына Святослава.


Смерть Игоря: страшная месть княгини Ольги

Первый поступок княгини Ольги в роли правительницы, увековеченный в летописях, наводит ужас. Древляне, не желавшие платить дань, захватили — и буквально разорвали плоть Игоря, привязав его к двум согнутым молодым дубам.

К слову, подобная казнь в те времена считалась «привилегированной».

В один момент Ольга стала вдовой, матерью 3-летнего наследника — и фактически правителем государства.

Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря. Эскиз, Василий Иванович Суриков

Незаурядный ум женщины проявился и тут, она сразу окружила себя доверенными лицами. В их числе был воевода Свенельд, пользующийся авторитетом в княжеской дружине. Княгине беспрекословно подчинялось войско, а это было необходимо для ее мести за погибшего мужа.

20 послов древлян, прибывших сватать Ольгу за своего владыку, были сначала почетно пронесены в ладье на руках, а потом с ней же — и закопаны заживо. Ярая ненависть женщины была налицо.

Наклонясь над ямой, Ольга спросила у несчастных: «Хороша ли вам честь?»

Этим не закончилось, и княгиня затребовала к себе более знатных сватов. Истопив для них баню, княгиня приказала их сжечь. После столь дерзких поступков, Ольга не побоялась мести в свой адрес, и отправилась в земли древлян, чтобы совершить тризну на могиле усопшего мужа. Опоив 5 тысяч воинов противника во время языческого ритуала, княгиня приказала их всех перебить.

Дальше — хуже, и мстительная вдова осадила древлянскую столицу Искоростень. Прождав сдачи города все лето, и потеряв терпение, Ольга в очередной раз прибегла к хитрости. Попросив «легкую» дань - по 3 воробья с каждого дома, - княгиня приказала привязать к лапам птиц горящие ветки. Птицы летели к своим гнездам — и в результате сожгли весь город.

Поначалу покажется, что такая жестокость говорит о неадекватности женщины, даже с учетом потери любимого мужа. Однако следует понимать, что в те времена, чем яростнее была месть, тем больше уважали нового правителя.

Своим хитрым и жестоким поступком Ольга утвердила свою власть в войске и добилась уважения народа, отказавшись от нового замужества.

Мудрая правительница Киевской Руси

Угроза хазар с юга и варягов с севера требовала укрепления княжеской власти. Ольга, объездив даже дальние свои уделы, разделила земли на участки, установила четкий порядок сбора дани и посадила управлять своих людей, тем самым предотвратив негодование народа.

К этому решению ее сподвиг опыт Игоря, дружины которого грабили по принципу «сколько смогут унести».

Именно за умение управлять государством и предупреждать проблемы княгиню Ольгу в народе называли премудрой.

Хотя официальным властителем считался сын Святослав, фактическим управлением Русью занималась сама княгиня Ольга. Святослав пошел по стопам отца, и занимался исключительно военной деятельностью.

Во внешней политике перед княгиней Ольгой встал выбор между хазарами и варягами. Однако мудрая женщина избрала свой путь, и обратилась в сторону Царьграда (Константинополя). Греческое направление внешнеполитических устремлений было выгодно Киевской Руси: развивалась торговля, а люди обменивались культурными ценностями.

Пробыв в Царьграде около 2 лет, русская княгиня более всего была поражена богатым убранством византийских храмов и роскошью каменных зданий. По возвращении на родину, Ольга начнет повсеместное строительство дворцов и церквей из камня, в том числе — в новгородских и псковских владениях.

Первыми она построила городской дворец в Киеве и собственный загородный терем.

Крещение и политика: все во благо Государства

К христианству Ольгу склонила семейная трагедия: языческие боги долгое время не желали ей даровать здорового младенца.

Одна из легенд гласит, что княгине в мучительных снах виделись все убитые ею древляне.

Осознав свою тягу к православию, и поняв, что это выгодно для Руси, Ольга решила принять крещение.

В «Повести временных лет» описана история, когда, император Константин Багрянородный, плененный красотой и умом русской княгини, предложил ей руку и сердце. Опять прибегнув к женской хитрости, Ольга попросила византийского императора участвовать в крещении, а после церемонии (княгиню нарекли Еленой) заявила о невозможности брака между крестным отцом и крестницей.

Однако эта история, скорее, народная выдумка, по некоторым данным на тот момент женщине было уже за 60 лет.

Как бы то ни было, княгиня Ольга заполучила себе мощного союзника, не преступив рамки собственной свободы.

В скором времени император захотел подтверждения дружбы между государствами в виде присланных из Руси войск. Правительница отказала — и отправила послов к сопернику Византии, королю немецких земель Оттону I. Такой политический шаг показал всему миру независимость княгини от любых — даже великих — покровителей. Дружба с германским королем не получилась, приехавший в Киевскую Русь Оттон поспешно бежал, поняв притворство русской княгини. А вскоре в Византию к новому императору Роману II отправились русские дружины, но уже как знак доброй воли правительницы Ольги.

Сергей Кириллов. Княгиня Ольга. Крещение Ольги

Вернувшись на родину, Ольга встретила яростное сопротивление перемене ее вероисповедания от собственного сына. Святослав «высмеивал» христианские ритуалы. На тот момент, в Киеве уже была православная церковь, однако практически все население было языческим.

Мудрость потребовалась Ольге и в этот момент. Она сумела остаться уверовавшей христианкой и любящей матерью. Святослав так и остался язычником, хотя в дальнейшем относился к христианам достаточно терпимо.

К тому же, избежав раскола в стране ненавязыванием своей веры населению, княгиня одновременно приблизила момент крещения Руси.

Наследие княгини Ольги

Перед смертью княгиня, жалуясь на свои болезни, смогла обратить внимание сына на внутреннее управление княжеством, осаждаемым печенегами. Святослав, только что вернувшийся из болгарской военной кампании, отложил новый поход в Переяславец.

Княгиня Ольга умерла в 80 лет, оставив сыну крепкую страну и мощное войско. Женщина приняла причастие от своего священника Григория и запретила проводить языческую поминальную тризну. Похороны прошли по православному обряду погребения в землю.

Уже внук Ольги, князь Владимир перенес ее мощи в новую киевскую церковь Святой Богородицы.

Со слов, записанных очевидцем тех событий монахом Иаковом, тело женщины осталось нетленным.

История не предоставляет нам явных фактов, подтверждающих особую святость великой женщины, за исключением ее невероятной преданности мужу. Однако княгиню Ольгу почитали в народе, а ее мощам приписывали разные чудеса.

В 1957 г. Ольга была названа равноапостольной, ее жизнь по святости приравнивалась к жизни апостолов.

Сейчас святую Ольгу почитают как покровительницу вдов и защитницу новообращенных христиан.

Дорога к славе: уроки Ольги нашим современницам

Анализируя, скупые и рознящиеся сведения исторических документов, можно сделать определенные выводы. Эта женщина не была «мстительным монстром». Ее ужасающие поступки в начале правления продиктованы исключительно традициями того времени и силой горя вдовы.

Хотя нельзя списывать со счетов, что подобное может совершить только очень крепкая духом женщина.

Княгиня Ольга, несомненно, была великой женщиной, и достигла высот власти, благодаря своему аналитическому складу ума и мудрости. Не боясь перемен и подготовив надежный тыл из преданных соратников, княгиня смогла избежать раскола государства — и сделала многое для его процветания.

При этом женщина никогда не предавала собственные принципы и не позволяла ущемлять собственную свободу.

Княгиня Ольга Святая
Годы жизни: ?-969
Годы правления: 945-966

Великая княгиня Ольга , в крещении Елена. Святая Русской православной церкви, первая из правителей Руси принявшая христианство еще до Крещения Руси. После смерти мужа, князя Игоря Рюриковича, правила Киевской Русью с 945 года до 966 года.

Крещение княгини Ольги

Издревле в Русской земле люди называли равноапостольную Ольгу «начальницей веры» и «корнем Православия». Патриарх, крестивший Ольгу, ознаменовал крещение пророческими словами: « Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Прославлять тебя будут сыны русские до последнего рода!»

При крещении русская княгиня удостоилась имени святой равноапостольной Елены, много потрудившейся в распространении христианства в огромной Римской империи не обретшей Животворящий Крест, на котором был распят Господь.

На необъятных просторах Русской земли, подобно своей небесной покровительнице, Ольга стала равноапостольной провидицей христианства.

В летописи об Ольге немало неточностей и загадок, но большинство фактов ее жизни, донесенных до нашего времени благодарными потомками устроительницы Русской земли, не вызывают сомнения в достоверности.

История Ольги — княгини киевской

Одна из древнейших летописей «Повесть временных лет» в описании
женитьбы Киевского князя Игоря называет имя будущей правительницы Руси и ее родину: « И привели ему жену из Пскова именем Ольга» . Иокимовская летопись уточняет, что Ольга принадлежала к одной из древнерусских княжеских династий — к роду Изборских. Житие святой княгини Ольги уточняет, что родилась она в деревне Выбуты Псковской земли, в 12 км от Пскова выше по реке Великой. Имена родителей не сохранились. По Житию они были не знатного рода, варяжского происхождения, что подтверждается ее именем, имеющим соответствие в древнескандинавском как Helga, в русском произношении — Ольга (Вольга). Присутствие скандинавов в тех местах отмечено рядом археологических находок, датируемых первой половиной X века.

Более поздний Пискаревский летописец и типографская летопись (конец XV века) повествуют слух, будто Ольга была дочерью Вещего Олега , который стал править Киевской Русью как опекун малолетнего Игоря, сына Рюрика : « Нецыи же глаголют, яко Ольгова дщери бе Ольга» . Олег же поженил Игоря и Ольгу.

Житие святой Ольги повествует, что здесь, «в области Псковской» впервые и состоялась её встреча с будущим супругом. Молодой князь охотился и, желая перебраться через реку Великую, увидел «некоего плывущего в лодке» и подозвал его к берегу. Отплыв от берега в лодке, князь обнаружил, что его везет девушка удивительной красоты. Игорь воспылал к ней похотью и стал склонять ее ко греху. Перевозчица оказалась не только красива, но целомудренна и умна. Она устыдила Игоря, напомнив ему о княжеском достоинстве правителя и судии, который должен быть «светлым примером добрых дел» для своих поданных.

Игорь расстался с ней, храня в памяти ее слова и прекрасный образ. Когда пришло время выбирать невесту, в Киев собрали самых красивых девушек княжества. Но ни одна из них не пришлась ему по сердцу. И тогда он вспомнил «дивную в девицах» Ольгу и послал за ней сродника своего князя Олега. Так Ольга стала женой князя Игоря, великой русской княгиней .

Княгиня Ольга и князь Игорь

По возвращению из похода на греков князь Игорь стал отцом: родился сын Святослав . Вскоре Игорь был убит древлянами. После убийства Игоря к его вдове Ольге древляне, боясь мести, прислали сватов звать её замуж за своего князя Мала. Княгиня Ольга сделала вид, что согласна и последовательно расправилась со старейшинами древлян, а затем привела к покорности народ древлян.

Древнерусский летописец подробно излагает месть Ольги за смерть мужа:

1-я месть княгини Ольги: Сваты, 20 древлян, прибыли в ладье, которую киевляне отнесли и бросили в глубокую яму на дворе терема Ольги. Сватов-послов закопали живьем вместе с ладьёй. Ольга посмотрела на них из терема и спросила: « Довольны ли честью?» А они закричали: « Ох! Хуже нам Игоревой смерти» .

2-я месть: Ольга попросила для уважения прислать к ней новых послов из лучших мужей, что и было с охотой исполнено древлянами. Посольство из знатных древлян сожгли в бане, пока те мылись, готовясь к встрече с княгиней.

3-я месть: Княгиня с небольшой дружиной приехала в земли древлян, чтобы по обычаю справить тризну на могиле мужа. Опоив во время тризны древлян, Ольга велела рубить их. Летопись сообщает о 5 тысячах перебитых древлян.

4-я месть: В 946 году Ольга вышла с войском в поход на древлян. По Новгородской Первой летописи киевская дружина победила древлян в бою. Ольга прошлась по Древлянской земле, установила дани и налоги, после чего вернулась в Киев. В «Повести Временных Лет» летописец сделал врезку в текст Начального свода об осаде древлянской столицы Искоростеня. По «Повести Временных Лет» после безуспешной осады в течение лета Ольга сожгла город с помощью птиц, к которым велела привязать зажигательные средства. Часть защитников Искоростеня были перебиты, остальные покорились.

Правление княгини Ольги

После расправы с древлянами Ольга стала править Киевской Русью до совершеннолетия Святослава , но и после этого она оставалась фактическим правителем, так как её сын большую часть времени отсутствовал в военных походах.

Летопись свидетельствует о ее неустанных «хождениях» по Русской земле с целью построения политический и хозяйственной жизни страны. Ольга отправилась в новгородские и псковские земли. Установила систему «погостов» — центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор податей; затем по погостам стали строить храмы.

Русь росла и укреплялась. Строились города, окруженные каменными и дубовыми стенами. Сама княгиня жила за надежными стенами Вышгорода (первые каменные здания Киева — городской дворец и загородный терем Ольги), окруженная верной дружиной. Внимательно следила за благоустройством подвластных Киеву земель — новгородских, псковских, расположенных вдоль реки Десна и др.

Реформы княгини Ольги

На Руси великая княгиня воздвигла храмы святителя Николая и Святой Софии в Киеве, Благовещения Богородицы в Витебске. По преданию, на реке Пскове, где она родилась, основала город Псков. В тех краях, на месте видения трех светоносных лучей с неба, был воздвигнут храм Святой Живоначальной Троицы.

Ольга пробовала приобщить к христианству Святослава . Он гневался на мать за её уговоры, опасаясь потерять уважение дружины, однако «он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем».

Летописи считают Святослава преемником на русском престоле сразу же после смерти Игоря, поэтому дата начала самостоятельного его правления достаточно условна. Внутреннее управление государством он передоверял матери, находясь все время в военных походах на соседей Киевской Руси . В 968 году печенеги впервые совершили набег на Русскую землю. Вместе с детьми Святослава Ольга заперлась в Киеве. Вернувшись с Болгарии, он снял осаду и не пожелал оставаться надолго в Киеве. Уже в следующем году собрался уйти в Переяславец, но Ольга удержала его.

« Видишь — я больна; куда хочешь уйти от меня? — ибо она уже разболелась. И сказала: « Когда похоронишь меня, — отправляйся куда захочешь. Через три дня Ольга умерла (11 июля 969), и плакали по ней плачем великим сын её, и внуки её, и все люди, и понесли, и похоронили её на выбранном месте, Ольга же завещала не совершать по ней тризны, так как имела при себе священника — тот и похоронил блаженную Ольгу.

Святая княгиня Ольга

Место погребения Ольги неизвестно. Во времена княжения Владимира ее стали почитать как святой. Об этом свидетельствует перенесение ее мощей в Десятинную церковь. Во время нашествия монголов мощи были сокрыты под спудом церкви.

В 1547 году Ольга причислена к лику святой равноапостольной. Такой чести удостоились ещё только 5 святых женщин в христианской истории (Мария Магдалина, первомученица Фекла, мученица Апфия, царица Елена и просветительница Грузии Нина).

День памяти святой Ольги (Елены) стал отмечаться 11 июля. Почитается как покровительница вдов и новообращённых христиан.

Официальная канонизация (общецерковное прославление) произошла позднее — до середины XIII века.

«Начальницей веры» и «корнем Православия» в Русской земле издревле называли святую равноапостольную Ольгу люди. Крещение Ольги было ознаменовано пророческими словами патриарха, крестившего ее: «Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Прославлять тебя будут сыны русские до последнего рода!» При крещении русская княгиня удостоилась имени святой равноапостольной Елены, много потрудившейся в распространении христианства в огромной Римской империи и обретшей Животворящий Крест, на котором был распят Господь. Подобно своей небесной покровительнице, Ольга стала равноапостольной проповедницей христианства на необъятных просторах земли Русской. В летописных свидетельствах о ней немало хронологических неточностей и загадок, но вряд ли могут возникнуть сомнения в достоверности большинства фактов ее жизни, донесенных до нашего времени благодарными потомками святой княгини — устроительницы Русской земли. Обратимся к повествованию о ее жизни.

Имя будущей просветительницы Руси и родину ее древнейшая из летописей — «Повесть временных лет» называет в описании женитьбы Киевского князя Игоря: «И привели ему жену из Пскова именем Ольга». Иоакимовская летопись уточняет, что она принадлежала к роду князей Изборских — одной из древнерусских княжеских династий.

Супругу Игоря звали варяжским именем Хельга, в русском произношении — Ольга (Вольга). Предание называет родиной Ольги село Выбуты неподалеку от Пскова, вверх по реке Великой. Житие святой Ольги повествует, что здесь впервые состоялась встреча ее с будущим супругом. Молодой князь охотился «в области Псковской» и, желая перебраться через реку Великую, увидел «некоего плывущего в лодке» и подозвал его к берегу. Отплыв от берега в лодке, князь обнаружил, что его везет девушка удивительной красоты. Игорь воспылал к ней похотью и стал склонять ее ко греху. Перевозчица оказалась не только красива, но целомудренна и умна. Она устыдила Игоря, напомнив ему о княжеском достоинстве правителя и судии, который должен быть «светлым примером добрых дел» для своих поданных. Игорь расстался с ней, храня в памяти ее слова и прекрасный образ. Когда пришло время выбирать невесту, в Киев собрали самых красивых девушек княжества. Но ни одна из них не пришлась ему по сердцу. И тогда он вспомнил «дивную в девицах» Ольгу и послал за ней сродника своего князя Олега. Так Ольга стала женой князя Игоря, великой русской княгиней.

После женитьбы Игорь отправился в поход на греков, а вернулся из него уже отцом: родился сын Святослав. Вскоре Игорь был убит древлянами. Боясь мести за убийство Киевского князя, древляне отправили послов к княгине Ольге, предлагая ей вступить в брак со своим правителем Малом. Ольга сделала вид, что согласна. Хитростью заманила она в Киев два посольства древлян, предав их мучительной смерти: первое было заживо погребено «на дворе княжеском», второе — сожжено в бане. После этого пять тысяч мужей древлянских были убиты воинами Ольги на тризне по Игорю у стен древлянской столицы Искоростеня. На следующий год Ольга снова подошла с войском к Искоростеню. Город сожгли с помощью птиц, к ногам которых привязали горящую паклю. Оставшихся в живых древлян пленили и продали в рабство.

Наряду с этим летописи полны свидетельств о ее неустанных «хождениях» по Русской земле с целью построения политической и хозяйственной жизни страны. Она добилась укрепления власти Киевского великого князя, централизовала государственное управление с помощью системы «погостов». Летопись отмечает, что она с сыном и дружиной прошла по Древлянской земле, «устанавливая дани и оброки», отмечая села и становища и места охот, подлежащие включению в киевские великокняжеские владения. Ходила она в Новгород, устраивая погосты по рекам Мсте и Луге. «Ловиша ее (места охоты) были по всей земле, установленные знаки, места ее и погосты, — пишет летописец, — и сани ее стоят в Пскове до сего дня, есть указанные ею места для ловли птиц по Днепру и по Десне; и село ее Ольгичи существует и поныне». Погосты (от слова «гость» — купец) стали опорой великокняжеской власти, очагами этнического и культурного объединения русского народа.

Житие так повествует о трудах Ольги: «И управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов. И была она для последних страшна своими же людьми любима, как правительница милостивая и благочестивая, как судия праведный и никого не обидящий, налагающий наказание с милосердием, и награждающий добрых; она внушала всем злым страх, воздавая каждому соразмерно достоинству его поступков, но всех делах управления она обнаруживала дальновидность и мудрость. При этом Ольга, милосердная по душе, была щедродательна нищим, убогим и малоимущим; до ее сердца скоро доходили справедливые просьбы, и она быстро их исполняла... Со всем этим Ольга соединяла воздержанную и целомудренную жизнь, она не хотела выходить вторично замуж, но пребывала в чистом вдовстве, соблюдая сыну своему до дней возраста его княжескую власть. Когда же последний возмужал, она передала ему все дела правления, а сама, устранившись от молвы и попечении, жила вне забот управления, предаваясь делам благотворения».

Русь росла и укреплялась. Строились города, окруженные каменными и дубовыми стенами. Сама княгиня жила за надежными стенами Вышгорода, окруженная верной дружиной. Две трети собранной дани, по свидетельству летописи, она отдавала в распоряжение киевского веча, третья часть шла «к Ольге, на Вышгород» — на ратное строение. Ко времени Ольги относится установление первых государственных границ Киевской Руси. Богатырские заставы, воспетые в былинах, сторожили мирную жизнь киевлян от кочевников Великой Степи, от нападений с Запада. Чужеземцы устремлялись в Гардарику («страну городов»), как называли они Русь, с товарами. Скандинавы, немцы охотно вступали наемниками в русское войско. Русь становилась великой державой.

Как мудрая правительница, Ольга видела на примере Византийской империи, что недостаточно забот лишь о государственной и хозяйственной жизни. Необходимо было заняться устроением религиозной, духовной жизни народа.

Автор «Степенной книги» пишет: «Подвиг ее /Ольги/ в том был, что узнала она истинного Бога. Не зная закона христианского, она жила чистой и целомудренной жизнью, и желала она быть христианкой по свободной воле, сердечными очами путь познания Бога обрела и пошла по нему без колебания». Преподобный Нестор летописец повествует: «Блаженная Ольга с малых лет искала мудрости, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг — Христа».

Сделав свой выбор, великая княгиня Ольга, поручив Киев подросшему сыну, отправляется с большим флотом в Константинополь. Древнерусские летописцы назовут это деяние Ольги «хождением», оно соединяло в себе и религиозное паломничество, и дипломатическую миссию, и демонстрацию военного могущества Руси. «Ольга захотела сама сходить к грекам, чтобы своими глазами посмотреть на службу христианскую и вполне убедиться в их учении об истинном Боге», — повествует житии святой Ольги. По свидетельству летописи, в Константинополе Ольга принимает решение стать христианкой. Таинство Крещения совершил над ней патриарх Константинопольский Феофилакт (933 — 956), а восприемником был император Константин Багрянородный (912 — 959), оставивший в своем сочинении «О церемониях византийского двора» подробное описание церемоний во время пребывания Ольги в Константинополе. На одном из приемов русской Княгине было поднесено золотое, украшенное драгоценными камнями блюдо. Ольга пожертвовала его в ризницу собора Святой Софии, где его видел и описал в начале XIII века русский дипломат Добрыня Ядрейкович, впоследствии архиепископ Новгородский Антоний: «Блюдо велико злато служебное Ольги Русской, когда взяла дань, ходивши в Царьград: во блюде же Ольгине камень драгий, на том же камни написан Христос».

Патриарх благословил новокрещенную русскую княгиню крестом, вырезанным из цельного куска Животворящего Древа Господня. На кресте была надпись: «Обновися Русская земля Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня».

В Киев Ольга вернулась с иконами, богослужебными книгами — началось ее апостольское служение. Она воздвигла храм во имя святителя Николая над могилой Аскольда — первого Киевского князя-христианина и многих киевлян обратила ко Христу. С проповедью веры отправилась княгиня на север. В Киевских и Псковских землях, в отдаленных весях, на перекрестках дорог воздвигала кресты, уничтожая языческие идолы.

Святая Ольга положила начало особенного почитания на Руси Пресвятой Троицы. Из века в век передавалось повествование о видении, бывшем ей около реки Великой, неподалеку от родного села. Она увидела, что с востока сходят с неба «три пресветлых луча». Обращаясь к своим спутникам, бывшим свидетелями видения, Ольга сказала пророчески: «Да будет вам ведомо, что изволением Божиим на этом месте будет церковь во имя Пресвятой и Животворящей Троицы и будет здесь великий и славный град, изобилующий всем». На этом место Ольга воздвигла крест и основала храм во имя Святой Троицы. Он стал главным собором Пскова — славного града русского, именовавшегося с тех пор «Домом Святой Троицы». Таинственными путями духовного преемства через четыре столетия это почитание передано было преподобному Сергию Радонежскому.

11 мая 960 года в Киеве освятили храм Святой Софии — Премудрости Божией. Этот день отмечался в Русской Церкви как особый праздник. Главной святыней храма стал крест, полученный Ольгой при крещении в Константинополе. Храм, построенный Ольгой, сгорел в 1017 году, и на его место Ярослав Мудрый воздвиг церковь святой великомученицы Ирины, а святыни Софийского Ольгина храма перенес в доныне стоящий каменный храм Святой Софии Киевской, заложенный в 1017 году и освященный около 1030 года. В Прологе XIII века об Ольгином кресте сказано: «Иже ныне стоит в Киеве во Святой Софии в алтаре на правой стороне». После завоевания Киева литовцами Ольгин крест был похищен из Софийского собора и вывезен католиками в Люблин. Дальнейшая его судьба нам неизвестна. Апостольские труды княгини встречали тайное и открытое сопротивление язычников. Среди бояр и дружинников в Киеве нашлось немало людей, которые, по словам летописцев «возненавидели Премудрость», как и святую Ольгу, строившую Ей храмы. Ревнители языческой старины все смелее поднимали голову, с надеждой взирая на подрастающего Святослава, решительно отклонившего уговоры матери принять христианство. «Повесть временных лет» так повествует об этом: «Жила Ольга с сыном своим Святославом, и уговаривала его мать креститься, но пренебрегал он этим и уши затыкал; однако если кто хотел креститься, не возбранял тому, ни издевался над ним... Ольга часто говорила: «Сын мой, я познала Бога и радуюсь; вот и ты, если познаешь, тоже начнешь радоваться». Он же, не слушая сего, говорил: «Как я могу захотеть один веру переменить? Мои дружинники этому смеяться будут!» Она же говорила ему: «Если ты крестишься, все так же сделают».

Он же, не слушая матери, жил по языческим обычаям, не зная, что если кто матери не слушает, попадет в беду, как сказано: «Если кто отца или матерь, не слушает, то смерть примет». Он же к тому еще и сердился на мать... Но Ольга любила своего сына Святослава, когда говорила: «Да будет воля Божия. Если Бог захочет помиловать потомков моих и землю русскую, да повелит их сердцам обратиться к Богу, как это было мне даровано». И говоря так, молилась за сына и за людей его все дни и ночи, заботясь о своем сыне до его возмужания».

Несмотря на успех своей поездки в Константинополь, Ольга не смогла склонить императора к соглашению по двум важнейшим вопросам: о династическом браке Святослава с византийской царевной и об условиях восстановления существовавшей при Аскольде митрополии в Киеве. Поэтому святая Ольга обращает Взоры на Запад — Церковь была в то время едина. Вряд ли могла знать русская княгиня о богословских различиях греческого и латинского вероучения.

В 959 году немецкий хронист записывает: «Пришли к королю послы Елены, королевы руссов, которая крещена в Константинополе, и просили посвятить для сего народа епископа и священников». Король Оттон, будущий основатель Священной Римской империи германской нации, откликнулся на просьбу Ольги. Через год епископом Русским был поставлен Либуций, из братии монастыря святого Альбана в Майнце, но он вскоре скончался (15 марта 961 г.). На его место посвятили Адальберта Трирского, которого Оттон, «щедро снабдив всем нужным», отправил, наконец, в Россию. Когда в 962 году Адальберт появился в Киеве, он «не успел ни в чем том, за чем был послан, и видел свои старания напрасными». На обратном пути «некоторые из его спутников были убиты, и сам епископ не избежал смертной опасности», — так повествуют летописи о миссии Адальберта.

Языческая реакция проявилась столь сильно, что пострадали не только немецкие миссионеры, но и некоторые из киевских христиан, крестившихся вместе с Ольгой. По приказу Святослава был убит племянник Ольги Глеб и разрушены некоторые построенные ею храмы. Святой Ольге пришлось смириться с происшедшим и уйти в дела личного благочестия, предоставив управление язычнику Святославу. Конечно, с ней по-прежнему считались, к ее опыту и мудрости неизменно обращались во всех важных случаях. Когда Святослав отлучался из Киева, управление государством поручалось святой Ольге. Утешением для нее были славные военные победы русского воинства. Святослав разгромил давнего врага Русского государства — Хазарский каганат, навсегда сокрушив могущество иудейских правителей Приазовья и нижнего Поволжья. Следующий удар был нанесен Волжской Болгарии, потом пришел черед Дунайской Болгарии — восемьдесят городов взяли киевские дружинники по Дунаю. Святослав и его воины олицетворяли богатырский дух языческой Руси. Летописи сохранили слова Святослава, окруженного со своей дружиной огромным греческим войском: «Не посрамим земли русской, но ляжем костьми здесь! Мертвые сраму не имут!» Святослав мечтал о создании огромной Русской державы от Дуная до Волги, которая объединила бы Русь и другие славянские народы. Святая Ольга понимала, что при всем мужестве и отваге русских дружин им не справиться с древней империей ромеев, которая не допустит усиления языческой Руси. Но сын не слушал предостережений матери.

Много скорбей пришлось пережить святой Ольге в конце жизни. Сын окончательно переселился в Переяславец на Дунае. Пребывая в Киеве, она учила своих внуков, детей Святослава, христианской вере, но не решалась крестить их, опасаясь гнева сына. Кроме того, он препятствовал ее попыткам утверждения христианства на Руси. Последние годы, среди торжества язычества, ей, когда-то всеми почитаемой владычице державы, крестившейся от Вселенского патриарха в столице Православия, приходилось тайно держать при себе священника, чтобы не вызвать новой вспышки антихристианских настроений. В 968 г. Киев осадили печенеги. Святая княгиня с внуками, среди которых был и князь Владимир, оказались в смертельной опасности. Когда весть об осаде достигла Святослава, он поспешил на помощь, и печенеги были обращены в бегство. Святая Ольга, будучи уже тяжело больной, просила сына не уезжать до ее кончины. Она не теряла надежды обратить сердце сына к Богу и на смертном одре не прекращала проповеди: «Зачем оставляешь меня, сын мой, и куда ты идешь? Ища чужого, кому поручаешь свое? Ведь дети Твои еще малы, а я уже стара, да и больна, — я ожидаю скорой кончины — отшествия к возлюбленному Христу, в которого я верую; я теперь ни о чем не беспокоюсь, как только о тебе: сожалею о том, что хотя я и много учила и убеждала оставить идольское нечестие, уверовать в истинного Бога, познанного мною, а ты пренебрегаешь этим, и знаю я, что за твое непослушание ко мне тебя ждет на земле худой конец, и по смерти — вечная мука, уготованная язычникам. Исполни же теперь хоть эту мою последнюю просьбу: не уходи никуда, пока я не преставлюсь и не буду погребена; тогда иди, куда хочешь. По моей кончине не делай ничего, что требует в таких случаях языческий обычай; но пусть мой пресвитер с клириками погребут по обычаю христианскому мое тело; не смейте насыпать надо мною могильного холма и делать тризны; но пошли в Царьград золото к святейшему патриарху, чтобы он совершил молитву и приношение Богу за мою душу и раздал нищим милостыню».

«Слыша это, Святослав горько плакал и обещал исполнить все завещанное ею, отказываясь только от принятия святой веры. По истечении трех дней блаженная Ольга впала в крайнее изнеможение; она причастилась Божественных Тайн Пречистого Тела и Животворящей Крови Христа Спаса нашего; все время она пребывала в усердной молитве к Богу и к Пречистой Богородице, которую всегда по Боге имела себе помощницею; она призывала всех святых; с особенным усердием молилась блаженная Ольга о просвещении по ее смерти земли Русской; прозирая будущее, она неоднократно предсказывала, что Бог просветит людей земли Русской и многие из них будут великие святые; о скорейшим исполнении этого пророчества и молилась блаженная Ольга при своей кончине. И еще молитва была на устах ее, когда честная душа ее разрешилась от тела, и, как праведная, была принята руками Божиими». 11 июля 969 года святая Ольга скончалась, «и плакали по ней плачем великим сын ее и внуки и все люди». Пресвитер Григорий в точности выполнил ее завещание.

Святая равноапостольная Ольга была канонизирована на соборе 1547 года, который подтвердил повсеместное почитание ее на Руси еще в домонгольскую эпоху.

Бог прославил «начальницу» веры в Русской земле чудесами и нетлением мощей. При святом князе Владимире мощи святой Ольги были перенесены в Десятинный храм Успения Пресвятой Богородицы и положены в саркофаге, в каких было принято помещать мощи святых на православном Востоке. Над гробницей святой Ольги в церковной стене было окно; и если кто с верой приходил к мощам, видел через оконце мощи, причем некоторые видели исходящее от них сияние, и многие одержимые болезнями получали исцеление. Приходившему же с маловерием оконце но открывалось, и он не мог видеть мощей, а только гроб.

Так и по кончине святая Ольга проповедовала вечную жизнь и воскресение, наполняя радостью верующих и вразумляя неверующих.

Сбылось ее пророчество о злой кончине сына. Святослав, как сообщает летописец, был убит печенежским князем Курей, который отсек голову Святослава и из черепа сделал себе чашу, оковал золотом и во время пиров пил из нее.

Исполнилось и пророчество святой о земле Русской. Молитвенные труды и дела святой Ольги подтвердили величайшее деяние ее внука святого Владимира (память 15 (28) июля) — Крещение Руси. Образы святых равноапостольных Ольги и Владимира, взаимно дополняя друг друга, воплощают материнское и отеческое начало русской духовной истории.

Святая равноапостольная Ольга стала духовной матерью русского народа, через нее началось его просвещение светом Христовой веры.

Языческое имя Ольги соответствует мужскому Олег (Хельги), что означает «святой». Хотя языческое понимание святости отличается от христианского, но оно предполагает в человеке особый духовный настрой, целомудрие и трезвление, ум и прозорливость. Раскрывая духовное значение этого имени, народ Олега назвал Вещим, а Ольгу — Мудрой. Впоследствии святую Ольгу станут называть Богомудрой, подчеркивая ее главный дар, ставший основанием всей лествицы святости русских жен — премудрость. Сама Пресвятая Богородица — Дом Премудрости Божией — благословила святую Ольгу на ее апостольские труды. Строительство ею Софийского собора в Киеве — матери городов Русских — явилось знаком участия Божией Матери в Домостроительстве Святой Руси. Киев, т.е. христианская Киевская Русь, стала третьим Жребием Божией Матери по Вселенной, и утверждение этого Жребия на земле началось через первую из святых жен Руси — святую равноапостольную Ольгу.

Христианское имя святой Ольги — Елена (в переводе с древнегреческого «Факел»), стало выражением горения ее духа. Святая Ольга (Елена) приняла духовный огонь, который не угас во всей тысячелетней истории Христианской России.

Сообщение про княгиню Ольгу поможет узнать новую информацию о княгине Руси.

Сообщение про княгиню Ольгу

Княгиня Ольга правила Киевской Русью 15 лет. За эти годы она провела ряд реформ, укрепивших государство. Ольга еще до Крещения Руси приняла христианство и стала первой русской святой и одной из шести женщин, которых причислили к лику святых равноапостольных.

Из «Повести временных лет» известно, что родом она была из Пскова. Год ее рождения неизвестен. В летописях имя Ольги впервые появляется в повествовании о ее свадьбе с киевским князем Игорем.

После свадьбы ее имя упоминается в летописях только через несколько десятилетий, в русско-византийском договоре 944 года. А в 945 году Игорь погибает от рук древлян и Ольга становится правительницей Руси. На тот момент законному наследнику престола Святославу, было всего три года и Ольга была его представителем.

Древляне после убийства Игоря прислали к Ольге сватов - звать замуж за своего князя Мала. Но гордая и оскорбленная княгиня приказала двадцать сватов закопать живьем в той ладье, на которой они приплыли. Следующую делегацию, состоявшую из древлянской знати, сожгли в бане. Затем Ольга отправилась на могилу мужа справить тризну. Опоив во время тризны древлян, Ольга велела рубить их. Летопись сообщает о пяти тысячах убитых.

Но и на этом месть за убийство мужа не закончилась. Город Искоростень Ольга сожгла с помощью птиц, к ногам которых привязали горящую паклю. Оставшихся в живых древлян пленили и продали в рабство.

Княгиня Ольга укрепила Киевскую Русь. Она объезжала земли, подавляла бунты мелких поместных князей, централизовала государственное управление с помощью системы «погостов». Погосты - финансово-административные и судебные центры - были крепкой опорой княжеской власти в удаленных от Киева землях.

Строились города, окруженные каменными и дубовыми стенами. Ко времени правления Ольги относится установление первых государственных границ Киевской Руси. Богатырские заставы, воспетые в былинах, сторожили мирную жизнь киевлян как от кочевников с востока, так и от нападений с запада. Чужеземные купцы устремлялись на Русь с товарами. Скандинавы охотно вступали наемниками в русское войско. Русь становилась великой державой.

Как мудрая правительница, Ольга видела на примере Византийской империи, что недостаточно забот лишь о государственной и хозяйственной жизни. Она пришла к выводу, что государству нужна религия, которая объединит разрозненные части в единое целое.

Сделав свой выбор, великая княгиня Ольга отправилась с большим флотом в Константинополь. Целями этого путешествия были и религиозное паломничество, и дипломатическая миссия, и демонстрация военного могущества Руси. По свидетельству летописи, в Константинополе Ольга приняла решение стать христианкой.

В Киев Ольга вернулась с иконами и богослужебными книгами. Она воздвигла храм во имя святителя Николая над могилой Аскольда - первого киевского князя-христианина и многих киевлян обратила ко Христу. С проповедью веры отправилась княгиня на север. В Киевских и Псковских землях, в отдаленных весях, на перекрестках дорог она воздвигала кресты, уничтожая языческие идолы. В городах строились храмы.

Несмотря на успех своей поездки в Константинополь, Ольга не смогла склонить императора к соглашению по двум важнейшим вопросам: о династическом браке Святослава с византийской царевной и об условиях восстановления существовавшей при Аскольде митрополии в Киеве.

Но люди не были готовы принять христианство и княгиню ждало открытое сопротивление язычников. Многие возненавидели святую Ольгу. Святослав не согласился принять христианство, поэтому многие хотели видеть его на престоле. И Ольга отдала управление Киевской Русью язычнику Святославу.

Святослав препятствовал ее попыткам утверждения христианства на Руси. Но она все равно учила своих внуков, детей Святослава, христианской вере.

11 июля 969 года княгиня Ольга скончалась. А через 19 лет ее внук, князь Владимир, крестил Русь.

Игорь Тычинин

Великая княгиня Ольга наиболее узнаваемый персонаж начальной истории Руси. Известные факты ее биографии многим хорошо знакомы. Особенно, ритуальная месть за убийство мужа, князя Игоря. Путешествие в Константинополь. Крещение в православие, крестный отец император Константин Багрянородный. Недопонимание с сыном, Святославом, непримиримым язычником. Воспитание внуков: Ярополка, Олега и Владимира. Да и многое другое.
Тем не менее, летописная биография Ольги содержит много тайн и недомолвок.
Начать хотя бы с ее происхождения, возраста при замужестве с Игорем и при рождении Святослава.
Или еще. Почему при осуществлении мести древлянам Ольгой никак не пострадал древлянский князь Мал. Каким образом, его дочь Малуша, будучи вроде бы рабыней, оказалась ближайшей к Ольге прислужницей (ключницей, крупная должность при дворе монархов любого уровня). И родила сыну Ольги Святославу великого сына Владимира. А сын Мала, Добрыня оказался наставником Владимира.
Была ли Ольга легитимной правительницей или опекуншей при своем сыне Святославе? Как получилось, что ее сын Святослав решил перенести столицу Руси из Киева в Болгарию? И почему у него сложились непростые отношения с матерью? Наконец, крестила Ольга своих внуков или нет? И многое, многое другое. Но ограничимся этими вопросами.
По летописям Ольга вышла замуж за Игоря в 903 году. Сын Святослав у Ольги и Игоря родился в 943 году. Игорю в момент свадьбы было от 26 до 38 лет, согласно разным летописям. Соответственно, Святослава он родил в возрасте от 66 до 78 лет.
Сколько лет было Ольге при выходе замуж, мы не знаем. Можно допустить наиболее вероятный разброс от 12 до 15 лет. Тогда Святослава она родила в возрасте от 52 до 55 лет. В принципе это возможно, правда, в наше время. Во времена Ольги и Игоря рожали в гораздо более раннем возрасте. Допустим, до Святослава у Ольги и Игоря рождались только девочки. Но о них точно должно было быть известно. Остается допустить, что на свет появлялись и девочки, и мальчики, но все они умирали в младенчестве, или мы о них почему-то не знаем. И только Святославу, последней попытке родителей, повезло. Тем не менее, все эти выкладки вызывают глубокие сомнения.
Тем более что в деятельности Ольги и Игоря есть еще одна странность. Их опекун, великий князь Олег умер в 915 году (через 12 лет после их свадьбы). Но, придя к власти, Игорь (а вместе с ним и Ольга) никак себя не проявляли лет 25. Что они делали, непонятно. Видимо, накапливали силы для последующего рывка в 40-х годах Х века. Но более логичным выглядело бы то, что и Ольга и Игорь, родились попозже, лет этак на 30. Тогда никаких разночтений сообщения летописей не вызывали бы. Они и вовремя женились, и вовремя бы родили сына, и вовремя бы начали проявлять себя во главе Руси.
Снялась бы и еще одна неясность. Вспыхнувшая любовь императора Константина к 60, а по ряду данных и к 70-летней Ольге во время приема в Константинополе. В этом случае она бы была молодой, цветущей женщиной лет 30.
Ну а теперь несколько слов о месте рождения Ольги. Это город Плесков. Под этим названием известен Псков на северо-западе Руси и Плиска в Болгарии. Второй вариант выглядит экзотично, однако он более вероятен, если обратить внимание на решение Святослава перенести свою столицу в Болгарию. Возможно, не без влияния с детства рассказов матери о своей родине.
Теперь о мести Ольги. Давно замечено, что все те ужасы, которые она обрушила на древлян, не были ничем необычным, не страшным. Это известная языческая процедура, казалось бы давно утерянная. Другое дело, что в период мести она предстает молодой, решительной женщиной, брызжущей энергией.
Другое дело, судьба Мала, князя древлян. Чаще всего считают, что после гонений Ольги он превратился в Малко Любечанина. Весьма странного, уединенного, но в покое живущего человека. Не надо забывать о том, что Мал сватался к Ольге после убийства его подданными ее мужа. Может быть, это сыграло свою роль, но вряд ли. Сватовство также вытекало из типичного языческого ритуала.
Больше того, похоже, Ольга отказала не только Малу. Из одного известного устного предания следует, что Ольга многих князей женихов перевела, «которого загубит … горазд хитра была».
Но перед Ольгой стояла чрезвычайно важная проблема. Пока ее муж был не похоронен должным образом, сын ее, не важно, ребенок ли, или взрослый был лишен отцовского покровительства. Наоборот, Мал, убив князя соседнего племени, приобретал сакральную силу, а также и его женщин, и его детей. Но Ольга, частично следуя общим правилам, пошла наперекор им. Или все-таки не пошла. И летописи преподносят нам красивую, а порой и кровавую, ужасную сказку. Есть ли основания для такого вывода? Возможно есть. Но вряд ли среди них есть следующее основание. Смотрите. От кого конкретно после всех перипетий начального периода истории Руси пошел род русских великих князей? Правильно, от Владимира Святого. А кем был Владимир Святой по отношению к нашим героям Игорю и Ольге и, внимание, к Малу? Да, внуком он был, вот кем. Внуком по отношению ко всем троим. Напомним, к Игорю — внуком по отцовской линии, к Малу – внуком по женской линии через дочь Мала Малушу, мать Владимира.
И говорить это может о многом. Вариантов развития событий много. Например, такой. Ольга все-таки стала, или почти стала, номинально женой Мала в соответствии с языческими традициями, поэтому Мал и сохранил жизнь. Но супружество это было Ольге поперек горла, чтобы уйти от следования языческим законам, она крестится, принимает христианство. Становится свободной женщиной. Но какой ценой. Вокруг ведь одни язычники, могут ведь, и учинить расправу. А ценой венчания, почему нет, сына Святослава с дочерью Мала Малушей. Так на свет рождается Владимир. При этом и Мал, отказавшись от своих языческих прав, удаляется на почетный покой. Это один из вариантов, можно придумать и другие, но не будем этого делать.
Ну а что же тогда представляли знаменитые три мести Ольги. Все они, конечно, были. Только Ольга тут не очень причем. Разве, что следила, чтобы правильно все было сделано, чтобы прежде, чем заранее подготовленных «смертников» поместили в яму, не забыли поместить дубовых углей. И чтобы перед тем, как жечь в бане других выбранных для этой цели людей (в летописи «послов») их не забыли напоить медом. И, наконец, чтобы число кончающих самоубийством дружинников умершего вождя при насыпании кургана было не меньше 5000. Учет и контроль, только и всего.
Следующий вопрос, была ли Ольга самостоятельной правительницей, или руководила страной от имени сына. По летописям она однозначно была регентшей при сыне, на деле вопрос спорный.
В первую очередь, о ее гораздо большей роли говорит иерархия правящего слоя Руси, описанная Константином Багрянородным. В своем произведении «О церемониях» он описывает прием русской архонтиссы с приближенными в своем дворце и ценность подарков гостям на приеме. В определенной степени это отражает иерархию русского двора. Так вот после Ольги в этой иерархии поставлен ее племянник. А люди Святослава таятся аж на 11 месте, получая скудное вознаграждение.
В списке есть и 6 архонтисс, которые по табели о рангах находятся выше Святослава. Высказывалось мнение, что это жены из гарема Игоря. Подбрасываю версию, что это могли быть дочери Игоря и Ольги. И она взяла их с собой в Константинополь в надежде подыскать жениха. Почему нет.
Тут важен и такой любопытный момент. При жизни Игоря, в его договоре с Византией, Святослав поставлен на второе место, до Ольги. А через несколько лет после смерти Игоря Святослав в табели занимает уже 11-е место, точнее, его люди (послы), но это дела существенно не меняет.
И говорит это, как минимум, о том, что Ольга не была регентшей при Святославе. Она совершенно самостоятельная, легитимная великая княгиня. А Святослав пока вообще отодвинут от власти.
Теперь несколько слов о крещении Ольги. В ПВЛ оно описано удивительным образом. Ясно, что далеким от жизни.
Из сообщения ПВЛ следует, что император Константин Багрянородный влюбился в Ольгу во время ее визита вежливости в Константинополь. Стал звать замуж, и это при живой жене, христианнейший государь. Ольга стала отговариваться тем, что она язычница. Тут же ее крестят, император посаженный отец.
После чего приставания продолжаются, но теперь у Ольги есть железобетонный аргумент их отвергнуть. Брак между крестным и крестницей по канонам христианства запрещен. Император раздосадован, Ольга его перехитрила. А мы понимаем, что весь этот рассказ народная выдумка летописца, что чести ему не прибавляет. Но в любой выдумке всегда есть хоть горсточка правды, иначе ее бы вообще не возникло.
Нам кажется, что такие горсточки имеются. Ольга крестилась не только из любви к христианству, у нее были и какие-то политические цели.
Одной из целей могло стать стремление избежать брака с императором. Но с каким? Явно не с Константином. Тогда с кем? Нам кажется, что с князем, а возможно и каганом, т.е. императором Малом, женой которого она должна была стать по языческим законам.
При этом, судя по всему, крещение прошло не гладко. Известно, что Ольга вернулась в Киев раздосадованной. Отсюда эти недомолвки с Константином в народной легенде. Что-то в крещении Ольги императору не понравилось. Может быть, ее стремление задвинуть сына подальше и не крестить его.
И еще. Из этого отрывка, каким бы фантастическим он не был, явно следует, что Ольга после гибели Игоря была молодой, красивой женщиной. И все эти сказки об ее 40-летнем браке с Игорем и о рождении Святослава в бабушкином возрасте надо решительно отбросить.
Теперь об отношениях Ольги и Святослава. Почему они были плохими? Считается потому, что Ольга стала христианкой, а Святослав креститься не пожелал и остался язычником. Но в этом ли все дело? Мы видим, что Ольга, развязавшись с Малом, который претендовал на престол, еще и решительно отодвинула от него сына. И не факт, чтобы она не сделала этого, если бы он крестился. Вряд ли это сильно понравилось молодому и энергичному князю.
Кстати, если летопись права и Ольге действительно было много лет во время рождения Святослава, то он мог быть и не ее сыном, а сыном одной из других жен Игоря. Это сразу бы многое объяснило. Но это уже чересчур, так редактировать ПВЛ мы не собираемся.
Одно ясно, что характеры у Ольги и Святослава были мощные. И чтобы искры от столкновения их не спалили всю Русь, Святослав Русь покинул. И в Киев не возвращался, разве что приехал при последних днях матери. И то, это не факт. Если внимательно присмотреться к русской истории этого периода. Святослав вообще не был Киевским князем. Он был русским князем вне Киевской Руси, которую он оставил матери, а сам решил создать какую-то новую Русь. Русь, которой бы мать не касалась, причем столицу ее образовать на родине матери, в Болгарии, может быть, в отместку за свою опалу на родине.
И последнее. Крещение внуков. Очень сомнительно, чтобы бабушка христианка не крестила внуков, имея в стране, напомним, речь идет о Киевской Руси, полную власть.
Другое дело, что Владимир, скорее всего, еще при отце на родине (похоже, Владимир — старший сын Святослава) был отправлен в Новгород, гораздо более языческий, чем Киев.
Скорее всего, он мог остаться некрещеным. Вполне возможно, утверждать тут нельзя ничего, что после смерти Ольги, Ярополк и Олег, боясь отца, вернулись к язычеству. А после его гибели обратно возвратились к вере бабушки.
Таково наше видение ряда тайн, связанных с великой княгиней Ольгой. Постепенно, думается, они будут раскрываться. И если здесь удалось отгадать, хоть малую часть из них, было бы здорово.

Copyright: Игорь Тычинин, 2016
Свидетельство о публикации №216122401723

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Рецензии

Написать рецензию

Первая встреча князя Игоря с Ольгой, Василий Кондратьевич Сазонов

  • Годы жизни: около 878 г. – 945 г.
  • Отец и мать: Рюрик, имя матери неизвестно.
  • Супруга:Ольга.
  • Дети:Святослав Игоревич.

Игорь (≈878 – 945 гг.) – князь Киевской Руси.

В 912 году после смерти отца Игорь принимает власть.

Игорь был первым русским князем, о котором упоминалось в западных источниках.

У Игоря была жена Ольга, которая родила ему сына Святослава.

Древляне, воспользовавшись сменой власти, решили не выплачивать дань. Но Игорь усмирил бунт, и дань была выплачена.

В 913 году Игорь пошел в поход на побережье Каспийского моря.

Но к нему можно было подойти только через территории, принадлежавшие хазарам. Князь Игорь пообещал им половину добычи за то, что они пропустили его войско.

Игорь сдержал свое обещание, но хазары стали претендовать и на другую половину. В результате произошла битва, и князь потерял большую часть своего войска.

Во времена правления Игоря на русские земли впервые напали печенеги.

В 915 году с ними был заключен мирный договор. До 920 года печенеги на русские земли больше не нападали.

В 941 году Игорь совершил поход на Царьград . Византийцы уничтожили большую часть русского флота греческим огнем.

Игорь Рюрикович

В сентябре 941 года после ряда поражений Игорь вернулся в Киевскую Русь.

В 944 году Игорь решил собрать второй поход, чтобы смыть позор из-за своих поражений. Князь собрал войско русичей, славян, варягов и печенегов и пошел на Византию. Император Роман I Лакапин узнал об огромном войске Игоря и послал послов с дарами и предложением заключить мирный договор. Князь принял дары и развернул войско.

В 944 году Киевская Русь и Византия заключили военно-торговый договор.

Игорь больше не воевал, а за данью отправлял дружину боярина Свенельда.

Это вызвало недовольство, т.к. дружина Свенельда богатела, а дружина Игоря нет.

Дружинники Игоря уговаривали его самого отправиться за данью. В результате он согласился и осенью 945 году отправился за данью к древлянам. Игорь обнаружил недостачу и решил собрать дань повторно. Древлян возмутило такое поведение Игоря, и они убили все войско Игоря и его самого.

Вдова Ольга, по преданиям, во время своего правления отомстила за смерть мужа.

Княгиня Ольга правила древнерусским государством с 945 по 960 г. Она первая из древнерусских правителей приняла христианство, когда все ее подданные еще пребывали в язычестве.

  1. Происхождение
  2. Правление и смерь Игоря
  3. Древляне и месть Ольги
  4. Святая равноапостольная великая княгиня Ольга

Происхождение

«Повесть временных лет» поведала, что Ольга стала суженой Игоря в возрасте 10-ти лет.

Князь имел несколько жен, но уважал более других Ольгу за ее мудрость. По поводу происхождения Ольги есть несколько исторических версий.

  • Есть легенда, что она была простой варяжской крестьянкой из-под Пскова, понравившейся князю.
  • Некоторые летописи свидетельствуют, что она происходила из легендарного рода Гостомысла и называлась Прекрасна, но Олег Вещий дал девушке свое имя.
  • Некоторые историки считают ее дочкой Олега, отдавшего дочь за князя Игоря.
  • В рукописи XV века сообщается о ее болгарском происхождении – она была привезена Олегом из города Плиски.

Установить точное происхождение Ольги историкам не удалось.

Правление и смерь Игоря

По данным летописи, князь Игорь был не особо деятельным правителем.

Историческую известность он приобрел благодаря своей трагической смерти. Игорь вступил на княжение в 912 году. После ряда набегов на селения древлян, а так же обложением непомерной данью, те решили не платить новому князю, пришлось их покорять. Князю удалось победить древлян и уличей в 914 году.

В 920 году разразилась война с печенегами, но ее итоги неизвестны.

Слава Олега вызывала у князя Игоря желание прославиться тоже, поэтому он два раза ходил походом в Византию.

Как звали жену князя Игоря «Слово о полку Игореве»?

Первый в 941 окончился поражением князя – византийцы были предупреждены о нападении и сожгли суда нападающих прямо в море. Сам князь с остатками дружины и без славы бежал в Киев.

В 944 состоялся другой поход, в состав войска входили многие славянские племена, в качестве наемников выступали печенеги.

Чтобы избежать измен Игорь взял от них заложников и направил свою рать двумя путями – по суше на конях и по морю на ладьях. Византийского императора опять предупредили булхары. Император, узнав о количестве приближающихся войск, отправил послов к Игорю с предложением мира и щедрой дани. Стороны заключили мир и подписали выгодные соглашения о торговле. В этих договорах впервые упоминается словосочетание «русская земля».

Осенью 945 году по настоянию недовольной дружины князь выдвинулся за данью к древлянам.

Дань была получена, но по пути домой князю этого показалось мало. Часть дружины с данью поехала в Киев, а Игорь возвратился к древлянам и выдвинул новые требования. Древляне возмутились и перебили дружину. Они казнили Игоря, привязав к стволам молодых деревьев, которые разорвали его.

Похоронили князя около Искоростеня в высоком кургане.

Древляне и месть Ольги

После казни Игоря древляне отправили к вдове сватов, чтобы она стала супругой древлянского князя.

Ольга закопала сватов живыми вместе с ладьей, на коей гости приплыли. После этого вдова стала пенять древлянам, что прислали незнатных сватов, она попросила приехать лучших. Новых знатных гостей Ольга сожгла, заманив в баню, чтобы они помылись перед визитом к великой княгине. Потом вдова поехала к древлянам справить тризну на могилке мужа. На тризне Ольга напоила гостей крепким вином и велела всех порубить. В летописях говорится о 5.000 погибших древлян, присутствующих на тризне.

В 946 году Ольга отправилась в поход против древлян и одержала верх в бою.

Последним пал Искоростень – древлянская столица. Осада длилась лето, потом княгиня велела осажденным дать ей дань в виде домашних голубей.

Обнадеженные и измученные осадой древляне выполнили странную просьбу, в надежде умилостивить врагов. Ольга велела прикрепить к лапам птиц подожженную паклю и отпустить их.

Голуби полетели домой в Искоростень, и город сгорел. Подлинность этой легенды отвергается многими историками – они называют это красивой легендой. Княгиня установила на завоеванных территориях новую дань и вернулась в Киев.

Святая равноапостольная великая княгиня Ольга

На момент гибели Игоря его сыну Святославу было всего три года. После мести убийцам мужа Ольга официально правила до совершеннолетия сына.

Фактическое ее правление продлилось и позже – князь Святослав не любил государственных дел, предпочитая проводить время в многочисленных военных походах. В период правления Ольги на Руси стали строить из камня, до этого использовали древесину. Княгиня уделяла много времени благоустройству Киева, Новгорода, Пскова и других подвластных ей земель.

В 955 году Ольга крестилась именем Елена в Константинополе.

По легенде случилось это так. По прибытии в Константинополь Ольга получила предложение о замужестве от самого императора Константина VII. Умная княгиня мягко отклонила это предложение, сославшись на то, что нельзя христианину венчаться с язычницей. Император был вынужден признать ее правоту, предложив женщине креститься. Ольга согласилась, крестили ее патриарх и сам император.

Потом Ольга повторно отвергла притязания императора, заметив, что негоже крестному отцу на крестнице жениться.

Отдельные историки доказывают, что это легенда. Они утверждают, что Ольга посетила Константинополь, будучи уже истовой христианкой. Крестил же ее намного раньше состоящий всегда при ней священник Григорий. Но большинство историков склоняются к тому, что все же Ольга крестилась осенью 957 в Константинополе.

Как бы ни было, но Ольга склоняла к крещению и сына Святослава, тот наотрез отказался.

При жизни матери креститься другим Святослав не запрещал, но насмехался над этим чужеземным обычаем. Вероятнее всего, князь боялся прослыть зависимым от матери и потерять уважение своей дружины. После смерти матушки Святослав казнил своего единственного младшего брата Глеба за приверженность к христианству.

Похоронена Ольга по христианскому обычаю в 969 году.

Внук Владимир Святославович в 1007 году перенес прах княгини в новую церковь Святой Богородицы (Киев). Великая княгиня Ольга причислена к лику святой равноапостольной, кроме нее в христианстве этого удостоены только 5 женщин. Память об Ольге православная церковь празднует 11 июля, святая почитается как защитница новообращенных христиан и вдов.