МОУ «ПАВЛОВСКАЯ ООШ»

Лингвистический праздник для 5-9 классов

«История нашей азбуки»

2 ведущий. Создатели славянской письменности не ограничились лишь алфавитом. Они переписывали и переводили евангельские проповеди, притчи, апостольские послания и богослужебные тексты, просвещали славян в Моравии.

1 ведущий. Жизнь солунских братьев была служением славянской культуре .

2 ведущий. Братья Константин (после принятия монашества - Кирилл) и Мефодий родились в византийском городе Солуни в семье военачальника . Их детство прошло в двуязычной среде - греческой и славянской. Только латинский язык не был известен солунцам.

1 ведущий. В доме отца великих братьев среди немногочисленных книг была «Энеида» Вергилия на латинском языке. Эту книгу о странствиях троянца Энея решил прочитать Кирилл, младший из братьев. Он раскрывал увесистый том, но старинные стихи, написанные на чужом языке, оставались непонятными.

2 ведущий. После долгих поисков Кириллу наконец посчастливилось встретить приезжего человека, который знал латинский язык.

На сцену выходит Кирилл и Приезжий человек.

Кирилл. Я слышал, что вы хорошо знаете латинскую грамоту. Мне так хочется прочитать книгу на латыни!

Приезжий. Зачем тебе это нужно, мальчик? Да, я понимаю латинскую грамоту и мог бы тебе объяснить каждую фразу. Но зачем? Взгляни на меня. Ты думаешь, много пользы мне от того, что я читал премудрые книги? Я потому и переехал сюда, в незнакомый город, чтобы никто не лез ко мне с учёными разговорами. Люди должны пахать землю, сеять хлеб, делать полезные вещи. И я поклялся никого больше не учить ни грамматике, ни другим наукам.

Кирилл. И всё же я хочу понять то, что написано в мудрых книгах.

Приезжий. Попробуй, только я тебе в это не помощник.

Кирилл и Приезжий человек уходят со сцены, затем вновь возвращаются.

1 ведущий. Через год приезжий снова повстречал на улице Кирилла.

Приезжий. Послушай, мальчик! Ты по-прежнему хочешь, чтобы я научил тебя премудрости латыни? Или уже позабыл о своём желании?

Кирилл. Я о нём не забыл, но теперь я сам изучаю латинский язык.

Приезжий. Как можно самому научиться незнакомому языку?

Кирилл. Я взял книгу Григория Богослова на греческом и на латыни и, сопоставляя фраза за фразой, уяснил уже многое. Теперь не только «Энеида», но и многие другие латинские книги мне понятны.

Кирилл и Приезжий человек уходят за кулисы, затем выходят уже взрослые Кирилл и Мефодий, садятся за стол, что-то пишут во время рассказа ведущих.

2 ведущий. Вскоре Кирилл выучил греческий и арабский языки и прославился своей учёностью.

1 ведущий. После Солуни Кирилл продолжал учиться в Константинополе.

2 ведущий. Окончив курс наук, Кирилл стал патриаршим библиотекарем, потом преподавал в университете философию: знания, усвоенные в юности, не остались лежать мёртвым грузом.

1 ведущий. По поручению византийского императора Михаила 3 Контантин-Кирилл начал составлять славянскую азбуку. Но создание письменности - непосильная задача для одного человека. Поэтому Кирилл направился в монастырь к старшему брату Мефодию. Брат был его единомышленником. Подобно отцу, Мефодий посвятил лучшие свои годы военной службе. Он был честным и прямодушным человеком, нетерпимым к несправедливости. Отказавшись усмирять восточных славян, Мефодий ушёл с военной службы и удалился в монастырь. Независимость была ему дороже богатства и славы. Мефодия увлекла идея создать письменность для славян, предложенная ему младшим братом.

2 ведущий. Когда азбука была готова, братья начали переводить на славянский язык церковные книги. Они работали с утра, едва рассветало, и кончали поздно, когда уже рябило в глазах от усталости. Как только первые книги были переведены с греческого языка на славянский, братья с просветительской миссией направились в Моравию. Деятельность солунских братьев быстро вышла за пределы, указанные им императором. Они усердно просвещали славян, обучали людей грамоте и основали новые церкви.

Кирилл и Мефодий уходят за кулисы.

1 ведущий. В течение трёх лет Кирилл и Мефодий трудились в Моравии. Они воспитали немало учеников, которые внесли огромный вклад в развитие славянской культуры.

2 ведущий. После смерти великих братьев их ученики претерпели гонения. Папа Римский запретил изучать славянский язык. Славянам вменялась чуждая латынь. Дело Кирилла и Мефодия у западных славян, несмотря на упорную и длительную борьбу, которую они вели с влиянием Рима, потерпело поражение. Но зато идеи просветителей прочно утвердились в Болгарии, а оттуда славянская грамота пришла в Сербию и на Русь.

1 ведущий. Ученики Кирилла и Мефодия открывали свои школы, и к концу 9 века уже тысячи людей читали и писали на славянском языке.

2 ведущий. Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и чёткой, лёгкой для письма. Они помнили о том, что буквы должны быть красивыми, чтобы человек, впервые их увидевший, сразу захотел овладеть письмом. Алфавит Кирилла и Мефодия поражает нас простотой и удобством.

1 ведущий. Лишь в петровское время в наш алфавит понадобилось внести изменения.

На сцену выходит военный в мундире и в треуголке.

Военный. Господа! Царским указом велено упростить наше письмо. Отныне отменяются буквы «юс малый», «юс большой», «кси», «зело», «омега». Они стали обузой в русском языке и поэтому из него исключаются.

Военный подходит к стенду, убирает с него названные буквы.

2 ведущий. Во второй половине 18 столетия русский алфавит пополнился новыми буквами, которых не было прежде в славянской азбуке.

Военный. Это буквы «э», «я», «и-краткое», «е».

Военный прикрепляет на стенд карточки с названными буквами и уходит.

1 ведущий. В начале 20 века снова понадобилось упростить русский алфавит и правописание. Такую реформу провели в 1918 году.

На сцену выходит Красноармеец в будёновке.

Красноармеец. Товарищи! Указом Наркома просвещения упраздняются буквы «и-десятеричное», «ять», «фита», «ижица», «ер» на конце слов.

Красноармеец подходит к стенду, снимает устаревшие буквы алфавита.

2 ведущий. Наша азбука, составленная Кириллом и Мефодием, является самой простой и удобной. Она содержит оптимальное количество букв - 33. Европейские народы, которые не составили для себя алфавита, а взяли латинский, до сих пор страдают от неудобства. Так, в английском алфавите, состоящем из 26 букв, при записи иностранных слов из славянских языков звук «ч» изображается двумя буквами - ch, «ш» - также двумя - sh, а звук "щ" передаётся четырьмя - shch. В русском языке есть и специальные буквы для изображения сочетаний звуков «if" и "io".

1 ведущий. Наша азбука удивительна! И сейчас, в 21 веке, она поражает нас удобством и простотой.

2 ведущий. И каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и бережно хранить в своей памяти имена Кирилла и Мефодия, первых славянских просветителей.

На сцену выходят две команды игроков и ведущий викторины.

Викторина

Учитель. Теперь, когда вы узнали о том, как был создан славянский алфавит и какие изменения претерпела наша азбука за 11 веков своей истории, мы можем перейти к лингвистической викторине. Прежде чем начнётся это соревнование, представляю вам его участников.

Учитель представляет игроков двух команд.

Учитель. А теперь позвольте представить жюри

1 тур - разминка.

· Каждая команда соревнуется, кто быстрее расположит слова в алфавитном порядке. Слова надо написать в алфавитном порядке на листе.

Календарь, карта, буква, библиотека, автомобиль, авиация.

Кто больше за 1 минуту запишет слов с корнем - един -

Вспомните как можно больше названий букв кириллицы. Называть буквы надо по очереди.

1 тур - викторина. На обдумывание даётся не более 30 секунд. Жюри оценит, насколько ваш ответ был полным и грамотным.

Объясните происхождение слов «азбука», «алфавит»

Азбука - слово исконно русское по происхождению, алфавит - греческое. Оба эти слова образованы от названия букв русского «АЗ» и «БУКИ» (первое) и греческого «АЛЬФА» и «БЕТА» или «ВИТА» в среднегреческом произношении (второе) языков.

Являются ли слова «азбука» и «алфавит» синонимами?

Слово «азбука» обозначает «совокупность букв, принятых в данной письменности, располагаемых в установленном порядке». Алфавит - то же самое, что и азбука. Слова «азбука» и «алфавит» являются синонимами.

Где используется алфавитный порядок?

Алфавитный порядок используется при составлении словарей, справочников, списков. Это облегчает поиск нужного слова.

Какие буквы были устранены из старославянской азбуки?

Зело, и-десятеричное, омега, ять, юс малый, юс большой, кси, пси, фита, ижица

Какие новые буквы были введены в славянский алфавит?

В 18 веке: э, я, - которые употреблялись в письменной практике с 16 века

В 1735 году Академия наук узаконила букву «й»

Букву «е» в 1797 году впервые применил Карамзин

Известно ли вам, как называлась славянская азбука, которая почти полностью совпадала с кириллицей по алфавитному составу, но отличалась от неё формой букв?

Это глаголица. Она названа от слова «глагол», т. е. «слово», «речь»

Есть выражение «ходить фертом». С какой букой кириллицы это связано? Почему? Покажите, как стоять или ходить фертом.

Это выражение связано с буквой «ферт» или «эф» в современной русской азбуке. Стоять фертом - подбоченившись. Эта поза напоминает форму буквы.

В каком веке была проведена первая реформа азбуки?

В начале 18 века при Петре 1

Каковы результаты реформы русского правописания, проведённой после Октября 1917 года?

Были изъяты буквы ять, и-десятеричное, фита, ер после согласных на конце слов и частей сложных слов.

Какое название имел предложный падеж в древнерусском языке : беспредложный, звательный, местный, указательный

Как чтят память Кирилла и Мефодия в славянских странах? Есть ли памятники славянским просветителям? Где они установлен?

Каждый год 24 мая в России, Болгарии и других славянских государствах отмечается День славянской письменности. В Болгарии учреждена награда - орден Кирилла и Мефодия. В 1932 году в болгарском городе Казанлыке и в 1992 году в Москве были установлены памятники славянским просветителям.

В каких странах мира используют кириллицу в наши дни?

Во многих странах СНГ, а также в Болгарии, Югославии, Монголии

3 тур -Прочитайте вопросы и попытайтесь на них самостоятельно ответить. На подготовку даётся 5 минут.

Прочитайте слова, написанные по-старославянски. Попробуйте их перевести на современный русский язык. Подберите к ним родственные слова, которые используются в наши дни:

ПРЬСТЪ, ШЕЛОМЪ, ТЪЩЕТА, ЛОВИТВА, ДРУЖИНА, ДЛАНЬ

ПРЬСТЪ - палец - напёрсток

ШЕЛОМЪ - шлем - ошеломить

ТЪЩЕТА - суета - тщетный

ЛОВИТВА - охота - ловить

ДРУЖИНА - войско - дружинник

ДЛАНЬ - ладонь

Известно, что во многих западноевропейских языках нет особых букв для обозначения на письме некоторых звуков. Подумайте и ответьте: как изображаются Ч и Щ в известных вам европейских языках, например, по-английски, по-французски или по-немецки

Ч - в англ. Ch, во французском tsh, в немецком tsch

Щ - в английском shch, во французском stch, в немецком schtsch

На каком зыке был создан летописный свод «Повесть временных лет»?

Он была написана в 11 веке на древнерусском языке. Он сформировался в Киевской Руси в 8-14 столетиях и был предшественником русского, украинского и белорусского языков

В кириллице буквы, помимо звукового значения, имели и числовое

Для того чтобы буквы читать как обозначение числа, справа и слева от них ставились точки, а над буквами надстрочный знак «титло», указывающий на сокращённое написание. Определите, какие числительные выражены сочетаниями приведённых ниже букв

Каково мирское имя Кирилла?

Константин

Кем был отец братьев?

Военачальник

Какой буквы сейчас нет в русском алфавите: аз, буки, како, омега?

Какую букву называли буквой-страшилищем, буквой-пугалом: буки, ижица, ять, юс малый

Кто изобрёл букву Ё?

Карамзин

В каком городе родились братья Кирилл и Мефодий?

Какую букву называли «лодырем, дармоедом, бездельником »: ять, ижица, ер, юс?

Назовите год рождения буквы Ё

Когда празднуется день Кирилла и Мефодия?

Какой буквы сейчас нет в русском алфавите: живите, люди, слово, зело?

Буквы употреблялись для обозначения чисел. Какая буква употреблялась для обозначения числа 3: люди, аз, веди, глагол?

Кого считают основоположником русского литературного языка: Державина, Пушкина, Ломоносова, Лермонтова?

Какой буквы не было в кириллице: покой, добро, твердо, небо?

Кто провёл первую реформу азбуки?

Учитель. Слово предоставляется жюри.

Вы успешно справились с трудными заданиями. Я думаю, что в будущем вам предстоят и другие занимательные путешествия по страницам русской лингвистики.

Н.А. ЗАЙЦЕВА,
п. Жуково,
Смоленская обл.

Праздник славянской письменностиУважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию урок по развитию речи в 6-м классе «Праздник славянской письменности», который рассчитан на 2 часа и проводится в конце мая (24–27).

ХОД УРОКА

I. Слово учителя о Кирилле и Мефодии.

Ребятам предлагается делать краткие записи, чтобы в конце занятий принять участие в викторине. Группе сильных учеников поручается составить план рассказа учителя. Еще одна группа готовит вопросы классу.

Кирилл и Мефодий – братья, создатели славянского алфавита. Кирилл принял это имя перед смертью при пострижении в монахи, его мирское имя – Константин.

Родились они в семье византийского военачальника из города Салоники. Константин был очень способным учеником. Он своим умом и прилежанием приводил в удивление учителей. Он стремился общаться с добрыми и уклонялся от тех, которые могли совратить на зло. Он получил блестящее образование в Константинополе. Его учителями были крупнейшие представители интеллектуальной элиты: Лев Математик и Фотий, будущий патриарх Константинопольский (эти имена можно записать на доске). Скоро он стал священником и библиотекарем при церкви святой Софии в Константинополе. Он был защитником православия, спорил с еретиками (значение этого слова уточняется и записывается в тетрадях: еретик, мн. еретики – инакомыслящий, заблуждающийся, отступник от православной веры). Затем он преподавал философию в Константинополе, за что и получил прозвище Философ. Однако жизнь в столичном городе его тяготила, и он перебрался в Олимп к Мефодию, проводя время в молитвах и за чтением книг.

В 863 году в Константинополь к греческому царю пришли послы от хазар, просившие прислать учителей для разъяснения истинной веры. Царь пригласил к себе Кирилла и сказал: «Иди, Философ, к этим людям и с помощью святой Троицы благослови на учение о Пресвятой Троице». Кирилл согласился и уговорил брата Мефодия идти с ним на апостольское служение. Они отправились вместе.

Кирилл и Мефодий прожили среди славян 40 месяцев, переходя с одного места на другое, везде поучая народы на славянском языке. Для этого братья изобрели особый алфавит (глаголицу) и перевели на славянский язык Евангелие и иные богослужебные книги. Устраивая училища для юношей, они приобрели много учеников. Чтобы посвятить своих учеников в священный сан, они отправились с ними в Рим.

Деятельность Кирилла и Мефодия встретила сопротивление немецкого духовенства, выступавшего против славянского письма и требовавшего, чтобы богослужение совершалось только на латинском языке.

По прибытии в Рим Кирилл тяжело заболел и, получив от Господа извещение о скорой кончине, принял монашество с именем Кирилл. Через 50 дней он умер. Папа Николай I Великий освятил священные книги, и ученики Кирилла и Мефодия стали священниками и дьяконами.

В конце 869 года Мефодий был поставлен архиепископом практически всей Великой Моравии. В 870 году во время войны Мефодий был арестован и сослан в один из монастырей Швабии, где содержался в очень жестоких условиях. Население восстало против такого произвола, вмешался Папа Иоанн VIII. Он написал епископу Падуанскому, Гермерику: «Жестокость твоя превышает жестокость любого светского тирана, даже звериную свирепость: поместить в заключение брата нашего и епископа Мефодия; в течение долгого времени держать лютою зимой, во время урагана, под открытым небом, оторвать его от выполнения им церковных обязанностей! И ты дошел до такой степени безумия, что на синоде ударил бы его кнутом, если бы тебе не помешали другие». Вмешательство Папы сделало свое дело: новый моравский князь Святополк добился освобождения Мефодия.

Умер Мефодий 8 апреля 885 года. После его смерти ученики были изгнаны из Моравии и нашли себе приют в Болгарии. Здесь был создан новый славянский алфавит на основе греческого, был дополнен буквами, заимствованными из глаголицы. Этот новый алфавит получил название «кириллица» в честь Кирилла.

В 1349 году в честь Кирилла и Мефодия был установлен праздник. Ежегодно 24 мая болгарский народ, а теперь и все славянские народы устраивают праздник Кирилла и Мефодия. В этот день в Болгарии города и села утопают в цветах. Торжество начинается с демонстрации. С высоко поднятыми над головами книжками, глобусами, плакатами, шумной толпой проходят учащиеся по улицам. Их приветствуют писатели, рабочие, учителя.

Учитель проверяет, как сильные ученики справились с заданием.

Возможный план рассказа учителя

1. Братья Кирилл и Мефодий в юности:

а) Константин – способный ученик;
б) библиотекарь при церкви;
в) на Олимпе вместе с Мефодием.

2. Кирилл и Мефодий идут на апостольское служение к хазарам.

3. Жизнь среди славян. Трудности и победы.

4. Борьба немецкого духовенства против учения Кирилла и Мефодия.

5. Смерть Кирилла и дальнейшая деятельность Мефодия.

6. Заключение Мефодия в тюрьму и недовольство народа.

7. Смерть Мефодия и учреждение праздника в честь святых.

Ученики, готовившие вопросы, задают их классу.

Викторина «Кто внимательнее»

(возможные вопросы для викторины)

– Мирское имя Кирилла? (Константин.)
– Кем был отец братьев? (Военачальник.)
– Чем поражал Кирилл учителей? (Способностями.)
– Какую почетную должность занимал Кирилл при церкви Папы Николая I Великого? (Был библиотекарем.)
– Кто такие еретики и какое отношение они имеют к братьям? (Инакомыслящие, заблуждающиеся.)
– Как прозвали Кирилла в Константинополе и за что? (Философ.)
– Зачем отправились братья из Константинополя к хазарам? (Проповедовать истинное учение.)
– Почему все народы поддерживали Кирилла и Мефодия?

II.

(На плакате, вывешенном на доске, представлена славянская азбука.)

– Вглядитесь в очертания букв этой ушедшей азбуки. Какие буквы по очертанию сохранились в русской азбуке, какие вообще исчезли?

(Подготовленный ученик рассказывает, как учили грамоте на Руси. При наличии театральных способностей у ребят этот материал можно инсценировать.)

Можете ли вы себе представить, какой была древнерусская школа? Длинный стол, между столом и стеной – лавка, на стене – полка с книгами и обязательно плетка. На лавках сидят ученики. Они все босы. Значит, это школа не для богачей, а для простых детей. За столом сидит учитель. Перед ним на коленях ученик отвечает урок. Все следят за его ответом по своим книгам. Тут же другой ученик, в чем-то провинившийся, ожидает наказания. Так изображена школа на одной из гравюр 1634 года.

Учебный день продолжался долго. Занятия начинались часов с семи утра и продолжались до самого вечера (с двухчасовым обеденным перерывом).

Так от темна до темна шли уроки в древнерусской школе. Уроками их можно назвать очень условно. Каждый ученик получал от учителя персональное задание: один делал первые шаги – зубрил азбуку, другой перешел уже к «складам», третий уже читал «Часослов». И все следовало выучить «назубок», «вызубрить». Каждый учил свое вслух. Недаром пословицу сложили: «Азбуку учат – на всю избу кричат».

Учили каждую букву по ее названию. (Учитель может проиграть эту ситуацию с группой ребят.)

Названия этих букв записаны на доске. Дети пытаются выучить их и рассказать учителю (I группа).

Прежде всего ученик должен был выучить названия и изображения букв в том порядке, как они шли в азбуке, а потом вразбивку. Твердо вызубрив азбуку, он переходил к чтению так называемых складов.

Склады были напечатаны в букваре: ба ва га да жа... бе ве ге де... Ученик сначала называл буквы, из которых состоит данное сочетание, а потом уж произносил так, как надо при чтении:

Буки-аз – ба
веди-аз – ва

люди-есть – ле
покой-он – по

После складов в две буквы шли склады в три буквы и так далее. Выучив азбуку, пройдя склады, ученик переходил к чтению первого связного текста.

– Послушайте отрывок из книги Н.Кончаловской «Наша древняя столица» (читает подготовленный ученик).

Как церковный грамотей в старину учил детей

В старину учились дети –
Их учил церковный дьяк, –
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз да Буки,
В – как Веди, Г – Глаголь.
И учитель для науки
По субботам их порол.
Вот какой чудной вначале
Наша грамота была!
Вот каким пером писали –
Из гусиного крыла!

Этот нож не без причины
Называют «перочинным»:
Очиняли им перо,
Если не было остро.
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжку
На славянском языке.

– Понравилось ли вам в школе Руси? Почему?
– Кто, чему и как обучал детей?
– Почему «трудно грамота давалась нашим предкам в старину»?
– Согласны ли вы с тем, что учиться должны были только мальчики?

III.

А вот как вспоминает о постижении грамоты А.М. Горький. (Инсценировка.)

Комната, печка, дед сидит на кровати, в руках – азбука. Рядом пристроился Алеша.
– Ну-ка, ты, пермяк соленые уши, поди сюда! Садись, скула калмыцкая. Видишь фигуру? Это – аз. Говори: аз! Буки! Веди! Это – что?
– Буки.
– Попал! Это?
– Веди.
– Врешь, аз! Гляди: глаголь, добро, есть – это что?
– Добро.
– Попал. Это?
– Глаголь.
– Верно. А это?
– Аз.
– Интересно, почему же до нас не дошла азбука, по которой учились наши предки?

Слово учителя

В начале XVIII века Петр I провел реформу азбуки. Трудные для написания буквы были заменены так называемым гражданским шрифтом. Такого вида буквами с небольшим изменением пользуемся мы и сейчас.
В 1917–1918 годах была новая реформа, из азбуки были исключены «ять», «ижица», «фита» и «ер» в конце слова. Что это за буквы и почему их изгнали из алфавита?

1-й ученик (демонстрирует букву). Буква «ять» по своему внешнему виду похожа на значок, которым астрономы изображают планету Сатурн. Буквы «ять» и е произносились совершенно одинаково.
До изгнания из азбуки букву «ять» называли «буквой-страшилищем», «буквой-пугалом», так как она затрудняла правописание и приносила (особенно школьникам) много огорчений. Им приходилось механически изучать правила на «ять». Ошибки на «ять» считались самыми страшными. Выражение «знать на ять» свидетельствовало о наилучших познаниях.

2-й ученик (демонстрирует букву). «Ижица» выглядела, как римское v и чем-то напоминало перевернутый кнут. Отсюда пошло выражение «прописать ижицу», что означало «выпороть, выдрать», а в более широком смысле – «устроить кому-либо головомойку, дать крепкий нагоняй».

3-й ученик . Буква «ер» (ъ ), так называемый твердый знак, сейчас считается полезной буквой. Она выполняет всегда одну и ту же скромную роль: отделяет согласную приставки от гласной. А до реформы 1917–1918 годов эта буква писалась в конце слов после твердых согласных.
Букву «ер» называли «бездельником», «лодырем», «разбойником», «дармоедом», «кровососом» и другими подобными словами. Буква «ер» на конце слов пожирала более 8% времени и бумаги.

4-й ученик (демонстрирует букву). Давно забытая буква «фита» () и хорошо знакомая нам буква ф – «ферт» – передавли один и тот же звук, изначально, кстати, несвойственный русскому языку; когда-то обе буквы попали в старославянский язык из греческого вместо со словами, в которых они встречались. Например, слово финик восходит к греч. , а имя Федор
(еодоръ)
содержит элемент («бог»). Фита встречалась намного реже: уже в греческом языке, на котором говорили солунские братья, она была архаизмом. Древнееврейские, египетские, арабские слова, пришедшие к нам через посредство греческого, а позже – латинские, английские, французские, немецкие и прочие – все они могли писаться только через ферт.
Народ заметил забавное сходство между рисунком этой буквы и осанкой подбоченившегося человека. Сначала слово ферт означало «руки в боки, подбоченясь», затем появилось выражение ходить фертом . В переносном смысле оно означает «быть самодовольным щеголем, держаться с показным ухарством и молодечеством».

Заключительное слово учителя

Таким образом, мы с вами узнали, какие изменения произошли в русской азбуке, в ее численном и буквенном составе. Немного познакомились со святыми, в честь которых названа была первая азбука. А теперь небольшая викторина.

Викторина «Кто внимательнее»

– Когда празднуется день Кирилла и Мефодия?
– Почему кириллица не дошла до нас?
– Кто внес изменения в русскую азбуку?
– Какую букву называли «буквой-страшилкой»? За что?
– Что значит ходить фертом ? С какой буквой это связано?
– Какая буква была настоящим бездельником и самой дорогой буквой в мире? Почему?
– С какой буквой связано выражение прописать ижицу ?

«Заглавная буква в именах собственных» - С какой буквы мы напишем имена собственные? д) Выборочное письмо. а) Упражнение 18 Вывод: имена существительные бывают собственные и нарицательные. 4. Постановка целей урока. в) Упражнение 20 Устно. Выписать имена собственные. 2. Чистописание. Запишите каждый свое имя. Имен нарицательных? Мы шагаем друг за другом Лесом и зеленым лугом.

«Буква Б» - Бу. Обучение грамоте. Согласные звуки [б] [б’].Буква Бб. Материалы к уроку. Загадка. Б у к в а Б б. соБака. Найди лишнее слово. С о б е р и б у к в у. Тест к уроку. Ба. Ран. Булка. Ро. Боб. Ра. Спит под крылечком, хвостик колечком. Зеб. Диаграмма успеваемости учащихся. Познакомься с буквой. Громко лает, хозяина встречает.

«Написание букв» - Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Зеркальное написание букв. Просто пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой. Ошибки не исправляйте в тексте. Например: букву «а» зачеркнуть, а букву «о» обвести. Варианты могут быть самые разные. Рекомендации для родителей. Каждый день пишите короткие диктанты карандашом.

«Гласные буквы» - Веселые гласные. На дворе - такая жалость!- Наша лесенка сломалась. Сходство есть наверняка, Только нету языка! Наша лесенка сломалась, Буква Е зато осталась. Буква И наискосок Примеряла поясок. Каждый знает: Буква Я Самая хвастливая. Ой, смотри-ка, Что случилось: Получилась … буква Ю. Буква Э на С дивится, Словно в зеркало глядится.

«Буква ять» - История буквы ять. Задание областной олимпиады 9 класс. Списать, раскрыв скобки и вставив пропущенные буквы и знаки препинания. Обозначьте современный и этимологический (исторический) состав морфем в словоформе изумлена. Исторический комментарий. Ничего не значит!». Бессмыслица: хл бец хл бца отведал?

«Звуки и буквы 1 класс» - Выделение гласных из ряда звуков. Слоговые схемы. Артикуляционные упражнения. Гласные звуки и буквы. Эскалатор.

Handur
19:21 Да мы его вообще биороботом называли. Он странный.
19:22 Он фуражку поправлял резким дёрганьем головы.
19:22 Скосилась она у него. Он так дрыг! головой и фуражка точнохонько на место становилась

Неграм не нравится, когда мы их называем "неграми", и они требуют, чтобы их называли "афроамериканцы". ок.
Мне не нравится, когда они называют меня "/без разницы как/", и я требую, чтобы они меня называли "мой белый господин".
Договорились?

ЕР
Буква ер (ъ), так называемый твёрдый знак, сейчас считается полезной буквой. Она выполняет всегда одну и ту же работу: отделяет согласную приставки от гласной (подъём, объезд). А до реформы 1917-1918 годов твёрдый знак писался в конце слов после твёрдых согласных, например: домъ, дубъ, ехалъ, городъ.
Как только не называли ер: "бездельником", "лодырем", "дармоедом", "разбойником", "кровососом"! И действительно, буква эта на конце слова пожирала более 8 % времени и бумаги.

Ни на какие аналогии не наталкивает?

И рыцари ходили по Камелоту молча, ибо дамы наложили на них обет Политической Корректности, по которому нельзя было назвать подлеца подлецом, вора - вором, разбойника - разбойником, ведьму - ведьмой, людоеда - людоедом. И говорили про безумца: "Он неадекватен", и величали главаря разбойничьей шайки "полевым командиром", а саму шайку - "вооруженным формированием", ведьмы стали "народными целительницами", людоеды - "лицами, практикующими каннибализм".
Чернолицего арапа отныне называли "афробританцем", и даже самый обычный дурак стал теперь "представителем интеллектуального большинства"...

M. Успенский, "Кого за смертью посылать"

Любопытствующему:
"Нет, ну скажите мне, чем люди руководствовались, когда называли село "НОВОДРАЧЁНИНО"? Такое село действительно существует в Алтайском крае (там же есть СТАРОДРАЧЁНИНО), можете проверить на Википедии".

Смею предположить, что название деревни пошло от одного блюда. "Драчена - мучное блюдо белорусской кухни, распространенное также среди русского населения северо-западных областей России. В прошлом драчена считалась лакомым, не повседневным, а праздничным блюдом. В отличие от других мучных блюд на нее шла не только черная мука (ржаная), но и половина белой (пшеничной). Кроме того, в драчену входило гораздо больше яиц, молока и масла, чем в другие мучные блюда".
А то, о чем некоторые подумали в меру своей испорченности, пишется через "о".
С уважением, без-пяти-минут-филолог

Когда появилось пиво в ПЭТ-буылках их называли "титьками". Как то я подошел к ларьку и слегка наклонившись спросил: "у вас пиво в титьках есть?",из окошка дикий ржач, нагибаюсь ниже-на прилавке груди продавщицы, наверное 10-го размера, она:"Че там только нет!".

xxx: Про одного парнишку рассказывали, ну так у него имя было Баян,так и всегда называли его Баяном...а у его младшего брата было имя Ильдар...но только не Ильдаром звали,а Аккордеоном;)))

В армии было:
Вечером у нас личное время (офицеры и сержанты называли его "лишнее").
Пишем письма на родину. Ко мне подходит сослуживец Марат (только-только
призвался) и просит выручить парой конвертов. При этом в руках у него
этих конвертов целый ворох.
- А эти что? - интересуюсь.
Тут его прорывает:
- Да что за конверты, и где их только делают! Ни один не
заклеивается!..
и т. д. и т. п. (Ругался минуты две).
Пока он ругался, я беру его конверты, рассматриваю. Там, где должна
быть полоска клея, ничего нет. Т. е. клея нет - только бумага.
В дальнейшем разговоре выясняется, что Марат не проводил по клеевой
полоске языком один раз, как все нормальные люди, а старательно ее
облизывал, т. к. на вкус она была сладковатой и потому ему
приглянулась. Облизывание продолжалось до полного исчезновения
сладкого вкуса, т. е. собственно клея.
А позже на гражданке узнал, что клей не только лижут, но и нюхают.
Правда, сам не распробовал до сих пор:)))

В старину взятку называли мздой, а взяточников - мздоимцами.
Кто-нибудь знает, как называли взяткодателей? "Мздуны"?
Анекдот от 26 мая.

В Смоленском соборе Новодевичьего монастыря висит огромная икона
"Страшный суд". В верхней части праведники, внизу грешники, а по
диагонали выписан огромный Змей. На его теле нарисованы десятки
кружочков, в каждый вписано название какого-нибудь греха. Лет
двадцать назад был там на экскурсии.
Обратите внимание, сказала экскурсовод - указано даже "винопитие" и
"непочитание родителей" - но нет греха взяточничества! В старину
это, видимо, грехом не считалось. И сейчас не считается, вполголоса
заметил кто-то.
Поэтому вряд ли "мздунов" как-то особо называли: ведь давали - ВСЕ!