1) Юрий Долгорукий и хан Ахмат 2) Александр Невский и хан Батый

3) Чингисхан и Владимир Мономах 4) Андрей Боголюбский и Мамай


  1. Соотнесите название славянского союза племен и центрального города его земли:
2 балла

1

2

3

4

5

  1. Вставьте вместо пропусков: 2 балла
Хан _____________ не являлся потомком ________________________, поэтому, чтобы укрепиться на ханском престоле, он должен был восстановить прежнее господство Орды над Русью.

  1. Установите правильное соответствие: 2 балла

1

2

3

4

  1. Что такое «парсуны»? 1 балл
1) часть экипировки военных 2) портретные изображения в живописи

3) парусиновые мануфактуры 4) элементы храмовой архитектуры


  1. «Генеральный регламент», изданный в годы правления Петра I, вводил: 1 балл
1) коллегиальную систему органов центрального управления государством

2) генеральские звания в армии России

3) новую систему чинов в гражданской , придворной и военной службах

4) новый свод законов Российской империи.


_____________________________ - крестьяне, которых разрешалось покупать владельцам мануфактур в соответствии с указом Петра I от 1721 года, считавшиеся собственностью предприятия;

  1. При Петре I в России открылись начальные школы нового типа: 1 балл
1) земские 2) цифирные 3) уездные училища 4) церковно-приходские

  1. Подчеркните, кто является лишним в ряду , кратко поясните ответ: 2 балла
И. Чика-Зарубин, Салават Юлаев, А. Бибиков, И. Белобородов - ________________________

_______________________________________________________________________________


  1. Заполните пропуски в таблице «Судебная система России в правление Екатерины II»:

Сословие

Губерния

Уезд

Дворянство

Уездный суд

Горожане

Губернский магистрат

Городской магистрат

Государственные крестьяне

Верхняя судебная расправа

2 балла

Д.С. Бортнянский, В.А. Пашкевич, Е.И. Фомин - ______________________________

_________________________________________________________________________


  1. Руководитель Первой Камчатской (1727-1730 гг.) и Второй Камчатской (1733-1743 гг.) экспедиций, в честь которого назван пролив между Азией и Северной Америкой 1 балл
1) Василий Прончищев 2) Семен Челюскин 3) Витус Беринг 4) Семен Дежнев

  1. Какое из названных событий Отечественной войны 1812 г. произошло позже других:
1) Смоленское сражение 2) Совет в Филях 1 балл

3) Бородинское сражение 4) Тарутинский марш – маневр


  1. Определите последовательность осуществления этапов крестьянской реформы:
А) Составление уставных грамот помещиков с крестьянами 2 балла

Б) Предоставление крестьянам личной свободы и гражданских прав

В) Переход крестьян на выкуп Г) Переход крестьян на положение временнообязанных

Д) Заключение выкупной сделки помещиков с крестьянами


1

2

3

4

5

  1. Прочитайте отрывок из письма декабриста Г.Е. Батенькова и назовите имя государственного деятеля, о котором идет речь. 2 балла
«Граф имел обширную и непреклонную волю… Деятель он был неутомимый , и хотя главное его предприятие – военные поселения – общим мнением не одобрялись и были причиною неумолимого на него негодования, однако же, он несмотря ни на что и мерами слишком крутыми дал ему обширное развитие»

Ответ ______________________________________________


  1. Соотнесите фамилию композитора с музыкальным произведением. 2 балла

1

2

3

4

  1. Какое морское сражение относится к событиям русско-японской войны1904-1905 г.?
1) Ютландский бой 2) Битва у острова Мидуэй 1 балл

3) Цусимское сражение 4) Синопский бой


  1. Представителями символизма в русской литературе были 1 балл

    1. А.А. Ахматова, Н.С. Гумилев, М.А. Волошин, О.Э. Мандельштам

    2. В.Я. Брюсов, А.А. Блок, А. Белый, З. Н. Гиппиус, Д.С. Мережковский

    3. В.В. Хлебников, Н. Крученых, Д.Д, Бурлюк, И. Северянин, В.В. Маяковский

    4. Л.Н. Толстой, М.Е. Салтыков-Щедрин, В.Г. Короленко, А.П. Чехов

  1. Какое из событий 1917 г. произошло раньше остальных? 1 балл

    1. Корниловский мятеж

    2. Отречение царя Николая II от престола

    3. Выступление В.И. Ленина с «Апрельскими тезисами»

    4. Принятие Декрета о мире

  1. Соотнесите фамилию министра Временного правительства с должностью , которую он занимал: 2 балла

1

2

3

4

  1. Впишите пропущенное слово: 2 балла
________________________________ - сдача государственной собственности по договору частным фирмам, в том числе и иностранным

  1. «Демократической контрреволюцией» называют период: 1 балл
1) существования правительства А. Колчака

2) образования региональных эсеровских правительств

3) между Октябрем 1917 года и разгоном Учредительного собрания

4) существования Временного правительства


  1. Вставьте вместо пропуска название статьи. 2 балла
2 марта 1930 года И.В. Сталин выступил в газете «Правда» со статьей, которая называлась «________________________________________________», где принуждение к вступлению в колхоз и раскулачивание середняков осуждались как «перегибы». Вина за это целиком возлагалась на местных работников.

  1. Заполните пропуски в схеме «Высшие органы управления СССР по Конституции 1936 г.» 2 балла

  1. Укажите принцип образования ряда: 2 балла
Г.В. Чичерин, М.М. Литвинов, В.М. Молотов - _________________________________

2. Задание с развернутым ответом , 11 класс, (9 баллов)

Сравните систему государственного управления (в том числе систему органов власти) в России до 1905 г. и в 1906 - 1914 гг. укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что различным (не менее трех различий)

3. Задание на анализ источника, 11 класс

Перед вами 8 изображений.


  1. Подпишите каждое изображение (автор картины, название).

  2. Определите жанры. Сгруппируйте предложенные изображения в соответствие с жанрами живописи. Результаты оформите в таблицу.

1 2 3


4 5
6

7 8


Жанры

Номера рисунков в группе

4. Задание на анализ статистических данных, 11 класс

Ознакомьтесь с таблицей. Выполните задания.

Рост мирового промышленного производства


Годы

Производство

в целом (%)


Ежегодный прирост

1900

100,0

2,6

1913

172,4

4,3

1928

250,8

2,5

1938

311,4

2,2

1953

567,7

4,1

1963

950,1

5,3

1973

1730,6

6,2

1980

3041,6

2,4

2000

6005,7

3,5

1. Укажите периоды, когда происходил наибольший рост мирового промышленного производства , и объясните, с чем это связано.

2. Проанализируйте изменения ежегодного прироста. Какие(-ой) из приведенных ниже выводов можно сделать на основе анализа таблицы? Выпишите букву(-ы), обозначающую(-ие) такие утверждения.

А) Отсутствие глубоких экономических кризисов привело к удвоению ежегодного прироста в 1913 г. по сравнению с 1900 г.

Б) В период 1928-1938 гг. отмечался прирост промышленного производства , что связано с выходом европейских государств из экономического кризиса

В) Высокие темпы экономического развития стран Западной Европы в послевоенный период , процесс становления государства «всеобщего благоденствия» привели к удвоению ежегодного прироста в 1953 г. по сравнению с 1938 г.

5. Эссе, 11 класс

1. Проанализируйте высказывание В.В. Розанова: «Не могу быть зависимым!» - бились сердца. «Не могу иметь рабов!» - бились благородные сердца. Вот два великих чувства, которые создали 1812 год и 1861 год». Согласны ли вы с ним ,

2. Проанализируйте высказывание Г.В. Вилинбахова: «Россия должна сохранить исторические государственные символы, так же, как она сохраняет свое историческое название. Сохранение государственной геральдики – это признак стабильности государства , а герб и флаг – это то же, что и название государства. Это – знаковое обозначение нашей общности» . Согласны ли вы с ним , сформулируйте собственное суждение к данному утверждению? Свое мнение аргументируйте конкретными историческими фактами.

Вариант № 125575

ЕГЭ по ис­то­рии 30.05.2013. Ос­нов­ная волна. Даль­ний Восток. Ва­ри­ант 5.

Ответами к заданиям 1-19 является последовательность цифр, цифра или слово (словосочетание). Записывайте ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов; не копируйте слова-ответы из браузера, вписывайте их, набирая с клавиатуры. Имена российских государей следует писать только буквами.


Если ва­ри­ант задан учителем, вы можете вписать ответы на задания части С или загрузить их в систему в одном из графических форматов. Учитель уви­дит ре­зуль­та­ты вы­пол­не­ния заданий части В и смо­жет оце­нить за­гру­жен­ные от­ве­ты к части С. Вы­став­лен­ные учи­те­лем баллы отоб­ра­зят­ся в вашей статистике.

Версия для печати и копирования в MS Word

Кто из на­зван­ных исторических де­я­те­лей были современниками?

1) Иван III и хан Батый

2) Иван Ка­ли­та и Яро­слав Мудрый

3) Ан­дрей Рублёв и Алек­сандр Невский

4) Дмит­рий Донской и Мамай

Ответ:

Какое из пе­ре­чис­лен­ных со­бы­тий про­изо­шло рань­ше других?

1) Ле­до­вое побоище

2) «стояние» на реке Угре

3) Ку­ли­ков­ская битва

4) битва на реке Калке

Ответ:

Что явилось следствием обострения противоречий между церковной и светской властью во второй половине XVII в.?

1) введение патриаршества

2) лишение Никона сана патриарха

3) секуляризация церковных земель

4) опала митрополита Филиппа

Ответ:

Какой па­мят­ник рус­ско­го зод­че­ства был сооружён рань­ше других?

1) Успенский собор Мос­ков­ско­го Кремля

2) собор Ва­си­лия Бла­жен­но­го в Москве

3) Софийский собор в Новгороде

4) Успенский собор во Владимире

Ответ:

Прочтите от­ры­вок из со­чи­не­ния историка и на­зо­ви­те князя, о ко­то­ром идёт речь.

«...затратил боль­шие средства на укра­ше­ние своей столицы, взяв за об­ра­зец столицу Ви­зан­тии Царьград. В Киеве... стро­ят­ся Золотые Ворота, гран­ди­оз­ный Софийский собор... При нём пе­ре­пи­сы­ва­лись многие книги, много пе­ре­во­ди­лось с гре­че­ско­го языка на русский... ки­ев­ский князь, с ко­то­рым стремились по­род­нить­ся королевские дома Франции, Венгрии, Норвегии...»

1) Ярослав Мудрый

2) Андрей Боголюбский

3) Дмитрий Донской

4) Святослав Игоревич

Ответ:

Какие органы управления появились в годы царствования Петра I?

1) земства

2) коллегии

3) приказы

4) министерства

Ответ:

Венский конгресс был созван вскоре после

1) русско-турецкой войны 1787−1791 гг.

2) поражения русской армии под Аустерлицем в 1805 г.

3) завершения русско-турецкой войны 1806−1812 гг.

4) Заграничного похода русской армии 1813−1814 гг.

Ответ:

Одним из последствий восстания под предводительством Е. И. Пугачёва стало

1) проведение губернской реформы

2) введение запрета помещикам ссылать крестьян на каторгу

3) издание указа о престолонаследии

4) прекращение деятельности Уложенной комиссии

Ответ:

Прочтите отрывок из рассказа современника и укажите войну, о событиях которой идёт речь.

«Между тем вице-адмирал Нахимов, плавая по Чёрному морю, узнал, что большой турецкий флот, плывший к берегам Кавказа для помощи против нас... был настигнут бурей и вошёл в рейд крепости Синопа.

Нахимов двинулся туда. Эскадра его состояла из шести кораблей и двух фрегатов. Восемнадцатого утром подул сильный ветер, попутный нам к Синопу. В 9 часов утра с адмиральского корабля дали сигнал: "Приготовиться к бою!". Менее чем в три часа была истреблена турецкая эскадра и командир взят в плен».

1) Крымская

2) Отечественная 1812г.

3) Первая мировая

4) русско-турецкая 1877-1878 гг.

Ответ:

События 1907 г., связанные с роспуском II Государственной думы и изменением избирательного закона, считающиеся окончанием Первой российской революции, получили название

1) Ленский расстрел

2) Кровавое воскресенье

3) «Великий перелом»

4) третьеиюньский переворот

Ответ:

В целях поддержки дворянского землевладения в годы правления Александра III

1) увеличиваются выкупные платежи

2) создаётся Дворянский поземельный банк

3) продлевается временнообязанное состояние крестьян

4) разрушается крестьянская община

Ответ:

Прочтите отрывок из исторического документа и укажите год его создания.

«Ст. 1. Власть судебная принадлежит: мировым судьям, съездам мировых судей, судебным палатам и правительствующему сенату в качестве верховного кассационного суда.

Ст. 2. Судебная власть означенных в 1-й статье установлений распространяется на лица всех сословий и на все дела, как гражданские, так и уголовные.

Ст. 3. Мировой судья есть власть единоличная, съезды мировых судей, окружные суды, судебные палаты и сенат суть установления коллегиальные...

Ст. 4. Для производства следствий по делам о преступлениях и проступках состоят судебные следователи.

Ст. 5. Для определения в уголовных делах вины или невинности подсудимых к составу судебных мест в случаях, означенных в уставе уголовного судопроизводства, присоединяются присяжные заседатели».

Ответ:

Какое из на­зван­ных со­ору­же­ний спро­ек­ти­ро­вал ар­хи­тек­тор В. И. Баженов?

1) Зим­ний дво­рец в Санкт-Петербурге

2) Дом Паш­ко­ва в Москве

3) Пет­ро­пав­лов­ский собор в Санкт-Петербурге

4) Успен­ский собор Мос­ков­ско­го Кремля

Ответ:

Ответ:

Что из перечисленного было одной из причин нестабильных отношений СССР с европейскими странами в начале 1920-х гг.?

1) советско-финляндская война

2) отказ СССР вступить в Лигу Наций

3) деятельность Коминтерна

4) отсутствие взаимной экономической заинтересованности

Ответ:

Командующим 316-й стрелковой дивизией, отличившейся в ходе Московской битвы, являлся

1) В. И. Чуйков

2) И. В. Панфилов

3) А. И. Ерёменко

4) И. Д. Черняховский

Ответ:

Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите название битвы, о которой идёт речь.

«К исходу 25 января немецкая группировка была зажата на небольшом участке территории. За две недели она потеряла более 100 тысяч человек, лишилась последних аэродромов, но по требованию Берлина продолжала упорное сопротивление. 24 января Ф. Паулюс докладывал своему верховному командованию: "Дальнейшая оборона бессмысленна. Поражение неизбежно. Чтобы спасти ещё оставшихся в живых, армия просит немедленного разрешения капитулировать"».

1) Сталинградская битва

2) Курская битва

3) битва за Днепр

4) битва за Москву

Ответ:

1) катастрофа на Чернобыльской АЭС

2) открытие I Съезда народных депутатов СССР

3) начало работы XIX конференции КПСС

4) подписание соглашения о прекращении существования СССР

Ответ:

Что явилось одним из последствий ликвидации отраслевых министерств и создания совнархозов в 1957 г.?

1) возникновение затруднений в проведении единой научно-технической политики в стране

2) налаживание связей между предприятиями, находившимися в разных экономических районах страны

3) повышение централизации управления экономикой

4) разрыв связей между предприятиями, находившихся в одном экономическом районе

Ответ:

Ответ:

Кто из пе­ре­чис­лен­ных лиц за­ни­мал должность Премьер-министра РФ в пе­ри­од президентства Б.Н. Ельцина?

1) Н. И. Рыжков

2) М. Е. Фрадков

3) В. А. Зубков

4) B. C. Черномырдин

Ответ:

Расположите фамилии российских военачальников в хронологической последовательности их жизни и деятельности. Запишите цифры, которыми обозначены фамилии российских военачальников, в правильной последовательности в таблицу.

1) М. И. Кутузов

2) А. А. Брусилов

3) М. Д. Скобелев

4) М. В. Скопин-Шуйский

5) Б. П. Шереметев

Ответ:

Какие три ор­га­на вла­сти были со­зда­ны в 1917 г.? За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Все­рос­сий­ский съезд Советов

2) Вер­хов­ная рас­по­ря­ди­тель­ная комиссия

3) Го­су­дар­ствен­ная Дума

4) Вер­хов­ный Совет

5) Все­рос­сий­ская Чрез­вы­чай­ная Ко­мис­сия (ВЧК)

6) Совет На­род­ных Ко­мис­са­ров (СНК)

Ответ:

Установите со­от­вет­ствие между участ­ни­ка­ми Гражданской войны в Рос­сии и их деятельностью: к каждой позиции пер­во­го столбца под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию второго столбца.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г

Ответ:

Ниже приведён пе­ре­чень гео­гра­фи­че­ских названий. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к со­бы­ти­ям Се­вер­ной войны.

3) Полтава

4) Аустерлиц

5) Гренгам

6) Ништадт

Какие гео­гра­фи­че­ские на­зва­ния не свя­за­ны с со­бы­ти­я­ми Се­вер­ной войны? Най­ди­те и за­пи­ши­те их по­ряд­ко­вые но­ме­ра.

Ответ:

Напишите про­пу­щен­ное словосочетание.

«____________________», на­зна­ча­е­мые Сенатом из числа мест­ных помещиков, долж­ны были ре­гу­ли­ро­вать и кон­тро­ли­ро­вать выкупные сделки, со­став­лять уставные грамоты.

Ответ:

Заполните пу­стые ячей­ки таблицы, ис­поль­зуя пред­став­лен­ные в приведённом ниже спис­ке данные. Для каж­дой ячейки, обо­зна­чен­ной буквами, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го элемента.

Пропущенные элементы:

1) Вильгельм Завоеваль

3) Дмитрий Донской

5) ограничение кре­стьян­ско­го пе­ре­хо­да Юрье­вым днём

6) проведение все­об­щей поземельной переписи

7) введение патриаршества

9) княгиня Ольга

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д Е

Ответ:

Прочтите отрывок из исторического источника.

«Все действия императора были согласны с моими правилами и моими желаниями. Либерализм, столь нам несвойственный, обезоружен и придавлен; слова "правосудие" и "порядок" заменили слово "свобода". Строгость его никто не смел да и не хотел назвать жестокостью, ибо она обеспечивала как личную безопасность каждого, так и вообще государственную безопасность. Везде были видны весёлые и довольные лица, печальными казались только родственники и приятели мятежников 14 декабря... Затем учреждён Верховный уголовный суд, составленный из всех членов Г осу дарственного совета, Синода и Сената, к коим присовокуплено было несколько полных генералов. В числе судящих находился Сперанский, в числе подсудимых - задушевный друг его, инженерный полковник Батенков, с которым он познакомился в Сибири... и которого удалось ему перевести в Петербург... В первых числах июля... над виновными совершён приговор суда. Полтораста осуждённых выведены на площадь перед крепостью, им прочтено решение суда, над ними переломлены шпаги, сняты с них мундиры и фраки, они облечены в крестьянское платье и отправлены в ссылку. Пять человек были повешены. Всё это происходило вскоре по восхождении солнца и в отдалённой части города, следственно, зрителей не могло быть много. Несмотря на то, в этот день жители Петербурга исполнились ужаса и печали».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) Императором, о котором говорится в отрывке, является Николай I.

2) Среди пятерых казнённых, упоминаемых в отрывке, были С. П. Трубецкой и Н. М. Муравьёв.

5) Среди тех, кого, согласно данному отрывку, отправили в ссылку, были К. Ф. Рылеев и П. Г. Каховский.

6) Казнь, о которой говорится в отрывке, состоялась летом 1826 г.

Ответ:

Укажите на­зва­ние военно-политического блока, в ко­то­рый в се­ре­ди­не 1960-х гг. вхо­ди­ли страны, за­штри­хо­ван­ные на схеме.

Ответ:

Рассмотрите схему и вы­пол­ни­те задания

Одной из цифр на схеме обо­зна­че­на страна, ни­ко­гда не вхо­див­шая в во­ен­ную ор­га­ни­за­цию (военный блок), в ко­то­рую в се­ре­ди­не 1960-х гг. вхо­ди­ли все осталь­ные страны, обо­зна­чен­ные цифрами. Ука­жи­те на­зва­ние этой страны.

Ответ:

Укажите фамилию руководителя СССР, при котором в страну, обозначенную на схеме цифрой «3», были введены советские войска.

Ответ:

Рассмотрите схему и выполните задания

Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Испания в середине 1960-х гг. входила в один из противостоящих друг другу военных блоков.

2) На данной схеме отражён раскол Германии на два государства.

3) На схеме обозначены все страны, избравшие социалистический путь развития на период середины 1960-х гг.

4) Все страны, обозначенные на схеме цифрами, в годы Великой Отечественной войны были освобождены Красной армией или при её активном участии.

5) В настоящее время существуют оба военно-политических блока, противостоявших друг другу в период, показанный на схеме.

6) Данная схема характеризует международное положение, сложившееся в период «холодной войны».

Ответ:

Рассмотрите изоб­ра­же­ние и вы­пол­ни­те задание

Какие суждения, свя­зан­ные с картиной, ко­то­рую Вы видите, яв­ля­ют­ся верными? Вы­бе­ри­те два суж­де­ния из пяти предложенных. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

2) Про­тив­ни­ком русских войск в войне, со­бы­тия которой изоб­ра­же­ны на дан­ной картине, были ав­стрий­ские войска.

3) Полководец, изображённый на дан­ной картине, был участ­ни­ком Отечественной войны 1812 года.

4) События, изображённые на дан­ной картине, про­ис­хо­ди­ли в годы прав­ле­ния Екатерины II.

5) Полководец, изображённый на дан­ной картине, яв­ля­ет­ся автором книги «Наука побеждать».

Ответ:

Какие из пред­став­лен­ных ниже кар­тин от­но­сят­ся к тому же стилю (направлению) в живописи, что и пред­ше­ству­ю­щая картина? В ответе запишите две цифры, под ко­то­рыми они указаны.

Ответ:

В каком году был издан дан­ный манифест? Ука­жи­те название войны, о на­ча­ле которой в нём говорится. На­зо­ви­те монарха, из­дав­ше­го этот манифест.

Прочтите от­ры­вок из цар­ско­го манифеста.

«Объявляем всем вер­ным Нашим подданным:

Следуя ис­то­ри­че­ским своим заветам, Россия, еди­ная по вере и крови с сла­вян­ски­ми народами, ни­ко­гда не взи­ра­ла на их судь­бу безучастно. С пол­ным единодушием и осо­бою силою про­бу­ди­лись братские чув­ства русского на­ро­да к сла­вя­нам в по­след­ние дни, когда Австро-Венгрия предъ­яви­ла Сербии за­ве­до­мо неприемлемые для Дер­жав­но­го государства требования. Пре­зрев уступчивый и ми­ро­лю­би­вый ответ Серб­ско­го правительства, от­верг­нув доброжелательное по­сред­ни­че­ство России, Ав­стрия поспешно пе­ре­ш­ла в вооружённое нападение, от­крыв бомбардировку без­за­щит­но­го Белграда.

Вынужденные в силу со­здав­ших­ся условий при­нять необходимые меры предосторожности, Мы по­ве­ле­ли привести армию и флот на во­ен­ное положение, но, до­ро­жа кровью и до­сто­я­ни­ем Наших подданных, при­ла­га­ли все уси­лия к мир­но­му исходу на­чав­ших­ся переговоров. Среди дру­же­ствен­ных сношений со­юз­ная Австрии Германия, во­пре­ки Нашим на­деж­дам на ве­ко­вое доброе со­сед­ство и не внем­ля заверению Нашему, что при­ня­тые меры от­нюдь не имеют враж­деб­ных ей целей, стала до­мо­гать­ся немедленной их от­ме­ны и, встре­тив отказ в этом требовании, вне­зап­но объявила Рос­сии войну.

Ныне пред­сто­ит уже не за­сту­пать­ся только за не­спра­вед­ли­во обиженную род­ствен­ную Нам страну, но огра­дить честь, достоинство, це­лость России и по­ло­же­ние её среди Ве­ли­ких Держав.

Мы не­по­ко­ле­би­мо верим, что на за­щи­ту Русской Земли друж­но и са­мо­от­вер­жен­но встанут все вер­ные Наши подданные.

В гроз­ный час ис­пы­та­ния да будут за­бы­ты внутренние распри. Да укре­пит­ся ещё тес­нее единение Царя с Его народом, и да от­ра­зит Россия, под­няв­ша­я­ся как один человек, дерз­кий натиск врага.

Се глу­бо­кою верою в право­ту Нашего дела и сми­рен­ным упованием на Все­мо­гу­щий Промысел, Мы мо­лит­вен­но призываем на Свя­тую Русь и доб­лест­ные войска Наши Божие благословение».

О каких дей­стви­ях России, пред­при­ня­тых ею перед на­ча­лом этой войны, пишет автор манифеста? Ука­жи­те три действия.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Прочтите от­ры­вок из цар­ско­го манифеста.

«Объявляем всем вер­ным Нашим подданным:

Следуя ис­то­ри­че­ским своим заветам, Россия, еди­ная по вере и крови с сла­вян­ски­ми народами, ни­ко­гда не взи­ра­ла на их судь­бу безучастно. С пол­ным еди­но­ду­ши­ем и осо­бою силою про­бу­ди­лись брат­ские чув­ства рус­ско­го на­ро­да к сла­вя­нам в по­след­ние дни, когда Австро-Венгрия предъ­яви­ла Сер­бии за­ве­до­мо не­при­ем­ле­мые для Дер­жав­но­го го­су­дар­ства требования. Пре­зрев уступ­чи­вый и ми­ро­лю­би­вый ответ Серб­ско­го правительства, от­верг­нув доб­ро­же­ла­тель­ное по­сред­ни­че­ство России, Ав­стрия по­спеш­но пе­ре­ш­ла в вооружённое нападение, от­крыв бом­бар­ди­ров­ку без­за­щит­но­го Белграда.

Вынужденные в силу со­здав­ших­ся усло­вий при­нять не­об­хо­ди­мые меры предосторожности, Мы по­ве­ле­ли при­ве­сти армию и флот на во­ен­ное положение, но, до­ро­жа кро­вью и до­сто­я­ни­ем Наших подданных, при­ла­га­ли все уси­лия к мир­но­му ис­хо­ду на­чав­ших­ся переговоров. Среди дру­же­ствен­ных сно­ше­ний со­юз­ная Ав­стрии Германия, во­пре­ки Нашим на­деж­дам на ве­ко­вое доб­рое со­сед­ство и не внем­ля за­ве­ре­нию Нашему, что при­ня­тые меры от­нюдь не имеют враж­деб­ных ей целей, стала до­мо­гать­ся не­мед­лен­ной их от­ме­ны и, встре­тив отказ в этом требовании, вне­зап­но объ­яви­ла Рос­сии войну.

Ныне пред­сто­ит уже не за­сту­пать­ся толь­ко за не­спра­вед­ли­во оби­жен­ную род­ствен­ную Нам страну, но огра­дить честь, достоинство, це­лость Рос­сии и по­ло­же­ние её среди Ве­ли­ких Держав.

Мы не­по­ко­ле­би­мо верим, что на за­щи­ту Рус­ской Земли друж­но и са­мо­от­вер­жен­но вста­нут все вер­ные Наши подданные.

В пер­вой чет­вер­ти XVIII в. в Рос­сии вво­дит­ся новая си­сте­ма сбора налогов. Укажите, что яв­ля­лось еди­ни­цей на­ло­го­об­ло­же­ния со вре­ме­ни ре­форм Петра I до конца XIX в. По­че­му с точки зре­ния со­вре­мен­ных прин­ци­пов на­ло­го­об­ло­же­ния дан­ная си­сте­ма на­ло­го­об­ло­же­ния может счи­тать­ся несправедливой? Ука­жи­те любые две причины.

Прочитайте отрывок из исторического труда и укажите имя его автора.

«Всех рабов скифы ослепляют ради молока, которое они пьют. <…> Как только надоят молока, его разливают в деревянные сосуды и, разместив вокруг сосудов слепых, взбивают молоко. Ту часть молока, которая поднимается наверх, снимают черпаком. Её считают более ценной, а молоко, осевшее вниз, считают худшим. Ради этого скифы ослепляют любого, кого возьмут в плен. Они ведь не земледельцы, а кочевники».

  1. Нестор
  2. Геродот
  3. Константин Багрянородный
  4. Плиний Старший

Задание 2

Прочитайте отрывок из работы современных историков. Укажите название города, пропущенное в тексте.

«С появлением в конце VI в. многочисленных воинственных гуннов, подчинивших себе другие племена кочевников, грабительские набеги участились. В V в. Иран начал строить на Восточном Кавказе и в Дагестане оборонительные сооружения. В VI в. в узком проходе между горами и Каспийским морем была сооружена огромная каменная оборонительная система. Она включала в себя город, названный ___________ (в переводе с персидского «узел ворот»), и укреплённую линию из стен и башен».

  1. Дербент
  2. Сарай
  3. Херсонес
  4. Искоростень

Задание 3

Прочитайте отрывок из летописной повести и укажите имя князя, о котором рассказывает летописец.

«И, соединившись со всеми князьями русскими и со всеми силами, вскоре выступил против них из Москвы, чтобы защитить свою отчину. И пришел в Коломну, собрал воинов своих сто тысяч и сто, помимо князей и воевод местных. От начала мира не бывало такой силы русской ‒ князей русских, как при этом князе. А всех сил и всех ратей числом в полтораста тысяч или двести. К тому же еще подоспели в тот ратный час издалека великие князья Ольгердовичи поклониться и послужить: князь Андрей Полоцкий с псковичами и брат его ‒ князь Дмитрий Брянский со всеми своими мужами».

  1. Юрий Данилович
  2. Иван Калита
  3. Дмитрий Донской
  4. Василий III

Ответ:

1 2 3
2 1 3

По 2 балла за каждый верный ответ на задания 1–3.

Всего за задания 6 баллов.

В заданиях 4–6 выберите несколько верных ответов из предложенных.

Ответы внесите в таблицу.

Задание 4

Какие из государств располагались на Пиренейском полуострове?

  1. Эдесса
  2. Кастилия
  3. Арагон
  4. Моравия
  5. Антиохия
  6. Наварра

Задание 5

Какие из исторических деятелей были современниками Ивана Калиты?

  1. Михаил Тверской
  2. Юрий Долгорукий
  3. Евпатий Коловрат
  4. Андрей Боголюбский
  5. Узбек
  6. Юрий Данилович

Задание 6

Какие из городов существовали в эпоху Древнерусского государства?

  1. Архангельск
  2. Псков
  3. Чернигов
  4. Тобольск
  5. Нижний Новгород
  6. Ладога

Ответ:

4 5 6
236 156 236

3 балла за каждый полностью верный ответ; 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов или наряду с указанными всеми верными ответами приводится один неверный).

Всего за задания 9 баллов.

Задание 7

Что с исторической точки зрения объединяет перечисленные в ряду элементы? Дайте максимально точный ответ.

7.1. Святополк Окаянный, Борис Ростовский, Ярослав Мудрый, Глеб Муромский.

7.2. Апсида, неф, закомара, купол.

Ответ:

7.1. Участники усобицы после смерти Владимира Святославича.

7.2. Элементы древнерусского храма.

Всего за задание 6 баллов.

Задание 8

Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы с исторической точки зрения) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.

8.1. Нерон, Перикл, Траян, Диоклетиан.

8.2. 1368 г., 1370 г., 1372 г., 1389 г.

Ответ:

8.1. Древнеримские императоры. Лишнее имя: Перикл – древнегреческий исторический деятель.

8.2. Даты походов князя Ольгерда на Москву. Лишняя дата: 1389 г. – год смерти Дмитрия Донского.

По 3 балла за каждый верный ответ.

Всего за задание 6 баллов.

Задание 9

Расположите события в хронологической последовательности.

  • А) женитьба Ивана III на Софье Палеолог
  • Б) провозглашение Карла Великого императором
  • В) первая религиозная реформа князя Владимира
  • Г) начало войны Алой и Белой розы в Англии
  • Д) первое упоминание о Москве в летописи
  • Е) открытие Васко да Гамой морского пути в Индию

Ответ:

Б В Д Г А Е

4 балла за полностью верную последовательность. 1 балл за последовательность с одной ошибкой (т. е. верная последовательность восстанавливается путём перестановки любых двух символов). 0 баллов, если допущено более одной ошибки.

Всего за задание 4 балла.

Задание 10

Определите пропущенные в тексте названия, слова, имена, даты, обозначенные порядковыми номерами. При необходимости при порядковых номерах даются пояснения о характере требуемой вставки. Необходимые вставки впишите рядом с соответствующими номерами в помещённую ниже таблицу.

Ислам – одна из мировых религий. Он зародился в (1) в. среди (2 – название) племен, населявших (3 – название) полуостров. Главным занятием жителей полуострова было (4) .

Жители полуострова верили во многих богов. В центральной части города (5) стояло святилище (6) – прямоугольное здание, в один из углов которого был вмонтирован чёрный камень – оплавившийся метеорит, считавшийся волшебным посланием людям с небес.

Основатель ислама (7 – имя) родился в 570 г. в знатной семье. Когда ему исполнилось 40 лет, он обратился к соплеменникам с проповедью новой религии. Он говорил о едином (8) – творце мира и господине Судного дня. В дальнейшем его проповеди стали основой (9) – главной книги всех мусульман (т. е. сторонников ислама).

Поначалу его речи многими были встречены враждебно, и в 622 году он был вынужден бежать в (10) . Но постепенно новая религия привлекала всё больше последователей.

Ответ:

По 1 баллу за каждую верную вставку.

Всего за задание 10 баллов.

Задание 11

Рассмотрите план города и выполните задания.

11.1. Напишите название города, показанного на плане. Укажите имя легендарного основателя города, чьё имя он получил.

11.2. В какой части города, отмеченной на плане, жили купцы и ремесленники?

11.3. Укажите название обозначенного на плане города храма, который был первым каменным храмом на территории Древнерусского государства.

11.4. Назовите имя одного из легендарных братьев, в честь которого названа часть города, обозначенная на плане.

11.5. Название какой из обозначенных на плане церквей связано с первым известным нам фактом канонизации в истории России?

11.6. Расположите части города, названные по именам князей, в хронологической последовательности их возникновения.

Ответ:

11.1. Киев. Кий. (По 1 баллу за каждый из элементов.) Всего 2 балла.

11.2. Подол (2 балла).

11.3. Десятинная церковь (2 балла).

11.4. Щек (2 балла).

11.5. Церковь Бориса и Глеба (2 балла).

11.6. Город Владимира, город Ярослава, город Изяслава-Святополка. (По 1 баллу за каждый из элементов). Всего 3 балла.

Всего за задание 13 баллов.

Задание 12

Перед Вами изображения знаменитых памятников архитектуры и список событий. Заполните таблицу: во вторую колонку таблицы запишите название изображённого архитектурного памятника, в третью колонку таблицы запишите название государства, в котором соответствующий памятник был сооружён, в четвёртую – цифровое обозначение события, относящегося к истории этого государства. Обратите внимание на то, что в списке представлены лишние события.

Ниже приводятся отрывки из исторических источников, повествующих о двух известных исторических событиях или непосредственно связанных с ними. Определите, о каких событиях в них идёт речь. Укажите год(-ы), когда произошло каждое из событий, и конфликтующие стороны. Назовите победившую сторону в каждом указанном Вами конфликте. Ответ внесите в таблицу.

А. «Так была взята крепость Галата, и Константинопольская гавань захвачена силой. Ратники войска были этим сильно ободрены и от души благодарили Господа, а жители города были сильно расстроены. И тогда в войске держали совет, чтобы решить, что им делать дальше: напасть ли на город с моря или с суши. Венецианцы горячо ратовали за то, чтобы установить на нефах лестницы и чтобы весь приступ производить с моря. Французы же говорили, что они не умеют воевать на море так хорошо, как венецианцы, зато, когда у них есть кони и они имеют при себе свое оружие, им сподручнее сражаться на суше. Конец совета был таков, что венецианцы пойдут на приступ с моря, а бароны и прочие ратники ‒ с суши».

Б. «Император Алексей возвратился в город, а те, кто находился в войске, отправились в свой лагерь, и они скинули оружие и снаряжение, усталые и утомленные; а потом они подкрепились немного. <…> Этой самой ночью император Алексей взял из своей сокровищницы столько, сколько мог унести, и увел с собой тех из своих людей, которые захотели уйти оттуда; так он бежал и покинул город».

А. «И, окончив молитву, он встал, поклонился архиепископу. Архиепископ же был тогда Спиридон, он благословил его и отпустил. Князь же, выйдя из церкви, осушил слезы и начал ободрять дружину свою, говоря: “Не в силе бог, но в правде. Вспомним Песнотворца, который сказал: «Одни с оружием, а другие на конях, мы же имя господа бога нашего призовем; они, поверженные, пали, мы же устояли и стоим прямо»”. Сказав это, пошел на врагов с малою дружиною, не дожидаясь своего большого войска, но уповая на Святую Троицу».

Б. «Проявили себя здесь шесть храбрых мужей.

Первый ‒ по имени Гаврило Олексич. Он напал на шнек и, увидев королевича, влекомого под руки, въехал до самого корабля по сходням, по которым бежали с королевичем; преследуемые им схватили Гаврилу Олексича и сбросили его со сходен вместе с конем. Но по божьей милости он вышел из воды невредим, и снова напал на них, и бился с самим воеводою посреди их войска.

Второй, по имени Сбыслав Якунович. Этот много раз нападал на войско их и бился одним топором, не имея страха в душе своей; и пали многие от руки его, и дивились силе и храбрости его.

Третий ‒ Яков, родом полочанин, был ловчим у князя. Этот напал на полк с мечом, и похвалил его князь.

Четвертый ‒ новгородец, по имени Меша. Этот пеший с дружиною своею напал на корабли и потопил три корабля.

Пятый ‒ из младшей дружины, по имени Сава. Этот ворвался в большой королевский златоверхий шатер и подсек столб шатерный.

Шестой ‒ из слуг князя, по имени Ратмир. Этот бился пешим, и обступили его враги многие. Он же от многих ран пал и так скончался».

Ответ:

По 2 балла за каждый правильный ответ.

Всего за задание 16 баллов.

Максимум за работу 85 баллов.

Часть 2

Задания В1 – В11 требуют ответа в виде одного-двух слов,последовательности букв или цифр, которые следует записать сначала в текст экзаменационной работы, а затем перенести в бланк ответов № 1 справа от соответствующего номера задания (В1 – В11), начиная с первой клеточки, без пробелов и других символов. Каждую букву (цифру) пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.

Общее число букв в ответе не должно быть больше 17. Имена российских государей следует писать только буквами (например: НиколайВторой). Если ответ предполагает указание даты (века), он записывается буквами (например: восемнадцатый).

В задании В10 следует указать последовательность из трех цифр, соответствующих правильному ответу.

1. Расположите следующие термины в хронологическом порядке их появления в отечественной культуре. Запишите буквы, которыми обозначены термины, в правильной последовательности в приведенную в тексте задания таблицу, а затем перенесите их в бланк.

Кунсткамера

парсуна

фреска

лицей

2. Установите соответствие между именами князей и событиями, связанными с их деятельностью.

в таблицу

КНЯЗЬЯ

СОБЫТИЯ

Владимир Мономах

разгром половцев

Владимир Святославич

объединение Киева и Новгорода

Ярослав Мудрый

восстание древлян

Игорь Старый

крещение Руси

принятие «Русской правды»

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

3. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и напишите прозвище князя, о котором идет речь.

«[Князь] представляется нам тонким политиком, устроителем опустевшей земли. Неважно, что понимать под его прозвищем…: щедрого ли раздавателя милостыни из сумки… или же обыкновенного скупердяя, собравшего в эту сумку, как настоящий скопидом по мелочам, денежные богатства. Для потомков он остался князем, любившим правду, избавившим население от татарских грабежей и погромов».

Ответ: ________________ .

4. Установите соответствие между понятиями и именами исторических личностей, с которыми связано их возникновение.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ПОНЯТИЯ

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ

временнообязанные крестьяне

Петр I

Синод

Екатерина II

теория «официальной народности»

Александр I

Николай I

аракчеевщина

Александр II

Прочтите отрывок из записок современника и напишите, как назывались представители общественной мысли XIX в., участники кружка, о воззрениях которых идет речь.

«В наших беседах читались разные статьи, которые, за строгостью и бессмысленностью цензуры, не могли быть переданы печати. Хотя вера и философия были преимущественными предметами этих бесед, однако часто возбуждались и политические вопросы, и в особенности вопрос о прекращении крепостной зависимости крестьян и дворовых людей. Насчет способов и времени совершения этой реформы были между нами разногласия: Киреевские, как Иван, так и Петр, опасались радикальных и спешных по сему предмету мер; а Хомяков и я, мы крепко отстаивали полное освобождение крестьян посредством одновременного выкупа по всей России. Но все мы были согласны в том, что крестьяне должны быть наделены землей и что птичья свобода для крестьян была бы не добром, а величайшим бедствием, не шагом вперед, а страшным шагом назад».

Ответ: _______________ .

6. Прочтите отрывок из статьи экономиста Б.Д. Бруцкуса и напишите сокращенное название политики, о которой идет речь в тексте.

«Уже в марте 1922 г., через год после [ее] объявления, Ленин провозгласил, что отступление социализма должно быть остановлено и что он должен укрепиться на командных высотах экономической жизни, т.е. в ее централизованных секторах».

Ответ: _______________ .

7. Установите соответствие между фамилиями выдающихся российских ученых и отраслями науки, которой они занимались.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

УЧЕНЫЕ

ОТРАСЛИ НАУКИ

А.С. Попов

теория космонавтики

К.Э. Циолковский

радиотехника

К.А. Тимирязев

физиология человека

И.П. Павлов

растениеводство

геология

8. Установите соответствие между фамилиями советских писателей и названиями их произведений.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ФАМИЛИИ

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

М.А. Шолохов

«Один день Ивана Денисовича»

А.Н. Толстой

«Судьба человека»

А.А. Фадеев

«Петр I »

А.И. Солженицын

«Молодая гвардия»

«Дни Турбиных»

9. Прочтите отрывок из труда отечественных историков и напишите название периода, о котором идет речь в тексте.

«Процессы демократизации общества, активизация общественного мнения… создавали обстановку, в которой линия на преодоление последствий культа личности без преодоления субъекта культа все более обнаруживала свою непоследовательность, политическую ограниченность и ущербность. Пробивала себе дорогу, прежде всего через живых свидетелей, возвращенных в общество, подлинная жестокая правда о временах и деяниях Сталина. Придерживаться и дальше «фигуры умолчания» было уже невозможно без риска политической компрометации

Партийного и государственного руководства».

Ответ: _______________ .

10. Какие три события из перечисленных ниже относятся к царствованию Александра II ? Обведите цифры, под которыми эти события указаны.

создание губернских, уездных земств

учреждение военных поселений

введение суда присяжных заседателей

учреждение Государственного Совета

издание циркуляра «о кухаркиных детях»

введение всесословной воинской повинности

Запишите в бланк ответов в порядке возрастания (без пробелов и каких-либо символов) обведенные цифры ((не более 3-ех цифр).

11. Расположите следующие события в хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в приведенную в тексте задания таблицу, а затем перенесите их в бланк.

участие советских представителей в Генуэзской конференции

исключение СССР из Лиги Наций

заключение пакта Молотова-Риббентропа

участие советских добровольцев в гражданской войне в Испании

Часть 3

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1 – С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из сочинения историка В.О. Ключевского.

«С [этого времени] становятся заметны признаки запустения Киевской Руси. Речная полоса по среднему Днепру с притоками, издавна так хорошо заселенная, с этого времени пустеет, население ее исчезает
куда-то. …В числе семи запустелых городов Черниговской земли мы встречаем один из самых старинных и богатых городов Поднепровья – Любеч. Одновременно с признаками отлива населения из Киевской Руси замечаем и следы упадка ее экономического благосостояния: Русь, пустея, вместе с тем и беднела. …Отлив населения из Поднепровья шел в двух направлениях, двумя противоположными струями. Одна струя направлялась на запад, на Западный Буг, в область верхнего Днестра и верхней Вислы, в глубь Галиции и Польши. Так южнорусское население из Поднепровья возвращалось на давно забытые места, покинутые его предками. …Другая струя колонизации из Приднепровья направляется в противоположный угол Русской земли, на северо-восток, за реку Угру, в междуречье Оки и Верхней Волги. …Она – источник всех основных явлений, обнаружившихся в жизни верхневолжской Руси …; из последствий этой колонизации сложился весь политический и общественный быт этой Руси».

1. Используя текст документа и знания по истории, укажите, как назывался период в истории России, о котором идет речь в документе. Каковы его хронологические рамки?

2.О каких явлениях, характерных для данного периода, и их причинах свидетельствует документ? Для ответа используйте текст документа и знания по истории. Укажите всего не менее трех положений.

3. Как оценивает историк последствия отмеченных в документе явлений? Используя знания по истории и текст документа, укажите, какую роль сыграла верхневолжская Русь в дальнейшей российской истории. Укажите всего не менее трех положений.

Задания С4 – С7 предусматривают разные виды деятельности: представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений (С4), рассмотрение исторических версий и оценок (С5), анализ исторической ситуации (С6), сравнение (С7). Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса.

4. Назовите основные задачи, которые решались во внешней политике России в царствование Александра I (1801 – 1825 гг.). Укажите не менее двух задач.

Приведите примеры событий, относящихся к решению одной из названных задач (не менее трех примеров).

5. Ниже приведены две точки зрения на государственную деятельность Екатерины II :

1. Екатерина II последовательно проводила в жизнь политику «просвещенного абсолютизма».

2. Екатерина II лишь провозгласила идеи «просвещенного абсолютизма», однако в своей реальной политике она нередко отступала от них.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

После окончания Великой Отечественной войны в СССР в общественном сознании существовало убеждение, что политический режим должен быть смягчен, страна должна развиваться по демократическому пути, без всеохватывающего давления государства, без репрессий.

Какие черты характеризовали общественно-политическую жизнь в СССР после окончания Великой Отечественной войны? (Укажите не менее двух черт). Почему был избран этот путь развития? (Назовите не менее двух причин).

7. Сравните основные идеологические установки, подходы к партийному строительству и к методам политической борьбы большевиков и меньшевиков в период 1907 – 1916 гг.

Укажите, что было общим (не менее трех общих характеристик), а что различным (не менее двух различий).

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).

Общее

· ………………………………………………………………….

· ………………………………………………………………….

Различия

· ……………………………

· ……………………………

· ……………………………

· ……………………………

· ……………………………

–––––

–––––

· ……………………………