40–30 тысяч лет назад - человек еще в палеолите (древнейшем периоде каменного века) заселил территорию Тувы.

20–15 тысяч лет назад - в позднем или верхнем палеолите происходит интенсивное освоение территории ТУВЫ первобытным человеком. Главное его занятие – охота и собирательство.

6–5 тысяч лет назад - неолит (новокаменный век). Людьми производятся более совершенные каменные орудия, появляются лук и стрелы.

Конец III тысячелетия – IX в. до н.э. – эпоха бронзы. Совершается переход к скотоводству в сочетании с примитивным земледелием.

VIII- III вв. до н.э. - ранний железный век. Переход местных племен к кочевому скотоводству - основному занятию населению Тувы на протяжении двух с половиной тысяч лет. Развитие горного дела и металлургии. Освоение железа. Общественный строй племен Тувы находится на грани разложения первобытнообщинных отношений. Своеобразное и самобытное искусство местных племен вобрало в себя элементы скифо-сибирского «звериного стиля», распространенного в изобразительном творчестве племен евразийских степей.

II в.до н.э. - V в. н.э. – население Тувы смешивается с пришлыми племенами, которых оттеснили в Туву племена хунну, создавшие военно-племенной союз и установившие господство в Центральной Азии.

Около 201 г. до н.э. – территория Тувы подвергается завоеванию хунну. Изменяется антропологический тип населения Тувы от смешанного европеоидно-монголоидного типа с преобладанием европеоидных черт к центрально-азиатскому типу большой монголоидной расы. Местные племена ведут кочевой образ жизни. Идет разложение родовых отношений и складывание зачатков государственности.

VI-VIII вв. н. э. – древнетюркское время. Территория Тувы находилась в составе тюркского каганата. Основное занятие населения – кочевое скотоводство. Основное жилище – куполообразные войлочные юрты. Основная пища – мясо и молочные продукты. Руническая письменность. Складывание феодализма. Культурные и торговые связи со Средней Азией, Китаем. Формируется основное ядро тюркской общности, принявшей впоследствии этническое наименование тувинцев.

745–840 гг. – уйгуры разбили государство древних тюрков и создали свой каганат. Уйгуры, один из древнейших тюркоязычных народов, соорудили в Туве крепости. В то время на территории Тувы была оседлая цивилизация. Основным жилищем кочевников – скотоводов была разборная решетчатая юрта, покрытая войлоком. Существовала енисейская письменность. К имевшимся этническим группам – тюркоязычные чики, азы, дубо, теле, тюкю и другие – прибавились уйгуры, оставившие значительный след в этногенезе современного тувинского народа.

IX–XII вв. – Тува находится в составе древних кыргызов. К племенам и этническим группам прибавляются кыргызы.

1207 г. – покорение племен Тувы монгольскими войсками под командованием Джучи – старшего сына Чингисхана. На территорию ее проникает значительное количество монголоязычных и иных племен. В основе религиозных представлений тувинцев лежит шаманизм, одна из древнейших форм религий, существовавшая с каменного века. Не составляя еще единой народности и не имея общего самоназвания, различные тувинские племена уже имели единую территорию и общий язык с разными диалектами. В письменных источниках в начале XIII в. население Тувы упоминается по имени «кэм-кэмджиутов» или «тубасов». Этноним «дубасы», или «дубо», стал позднее самоназвание всех тувинцев – «тыва улус». Ассимиляция местного тюркоязычного населения с монгольскими этническими группами способствовала также формированию того центрально-азиатского физического типа, который характерен для современных тувинцев.

XIII–XIV вв. – Тува находится под владычеством монгольских феодалов.

XIII–XVI вв. - начало распространения ламаизма в Монголии и в Туве.

XIV-XVI вв. – население Тувы было независимо от монгольских феодалов и жило на своих исконных территориях.

Конец XVI-начало XVII в. – значительная часть тувинских племен попадает под власть Шолой Убаши-хунтайджи (Золотого царя), первого Алтын-хана, главы феодального объединения в Монголии. Часть северо-восточных тувинских племен входила в XVII в. состав России.

1616 г., октябрь 2-26. – первое русское посольство установило непосредственные связи с тувинскими племенами и побывало у Алтын-хана Шолой Убаши-хунтайджи.

1617 г, апрель. – поездка первого посольства Алтынхана в Москву и прием его русским царем М. Ф. Романовым.

1617 г., между 13 апреля и 29 мая. – первая жалованная грамота царя М. Ф. Романова Алтын-хану Шолой Убаши-хунтайджи о принятии его в русское подданство.

1633 г., май, 25. - жалованная грамота царя М. Ф. Романова Алтын-хану Омбо Эрдени о принятии его в подданство.

1634 г., июнь, 3-1635 г., апрель, 26. - поездка русского посольства во главе с Я- Е. Тухачевским к Алтын-хану.

1635 г., январь, 14. - грамота Алтын-хана царю М. Ф. Романову о принятии им русского подданства, взаимной помощи, посылке послов.

1636 г., февраль 9. - жалованная грамота царя М. Ф. Романова Алтын-хану о принятии его в русское подданство.

1636 г., 28 августа, - 1637 г., 23 апреля. - поездка русского посольства во главе с С. А. Гречениным к Алтын-хану.

1636 г., август, 28-1637 г., апрель, 23. - поездка русского посольства во главе с Б. Карташевым к ламе Дайн Мерген-ланзу.

1637 г., февраль, 4. - письмо Алтын-хана царю М. Ф. Романову о пожаловании его служилыми людьми и жалованьем и о верной службе русскому царю.

1637 г., апрель, 23-июнь, 5. - Переговоры томского воеводы И. И. Ромодановского с Дурал-табуном и послом Алтын-хана Мерген Дегой.

1637 г., октябрь, 27. - прием царем М. Ф. Романовым послов Алтын-хана и ламы Дайн Мерген-ланзу.

1638 г., февраль, 28. - жалованная грамота царя М. Ф. Романова о принятии Алтын-хана в русское подданство.

1638 г., сентябрь, 5-1639 г., апрель, 26. - поездка русского посольства во главе с В. Старковым к Алтын-хану.

1638 г., сентябрь, 5-1639 г., апрель, 26. - поездка русского посольства во главе с С. Неверовым к ламе Дайн Мерген-ланзу.

1639 г., марта, 10 или 11. - грамота Алтын-хана царю М. ф. Романову о взаимной военной помощи и о согласии проводить послов в Китай и Тибет.

1639 г., апрель, 26 - июнь, 3. - прием томским воеводой И. И. Ромодановским послов Алтын-хана.

1639 г., июнь, 3. - письмо томского воеводы И. И. Ромодановского в Посольский приказ об отправке в Москву послов Алтын-хана.

1639 г., октябрь, 20. - доклад Сибирского приказа царю М. Ф. Романову о взимании ясака с киргизов, о переговорах по этим вопросам с Алтын-ханом и о постройке острога на р. Абакан.

1642 г., март, 24. - письмо томского воеводы С. В. Клубкова-Мосальского в Сибирский приказ о задержке послов Алтын-хана до присылки киризскнх аманатов (заложников).

1644 г., январь, 9. - грамота из Сибирского приказа томскому воеводе С. В. Клубкову-Мосальскому о возможном нападении на сибирские русские города Алтын-хана и о принятии необходимых мер предосторожности.

1645 г., май, ранее 2. - грамота Алтын-хана царю М. Ф. Романову о причинах разрыва отношений с русским государством и о присылке к нему послов для восстановления прерванных связей.

1647 г., между 16 и 31 августа. - письмо томского воеводы О. И. Щербатого в Посольский приказ о приезде посла Алтын-хана Мергена Деги для подтверждения русского подданства.

1648 г., между 9 июня и 31 августа. - письмо томского воеводы И. Н. Бунакова в Посольский приказ о приезде в Томск послов от Алтын-хана.

1649 г., между 24 марта и 31 августа. - письмо красноярского воеводы М. Ф. Дурново в Сибирский приказ о трудностях сбора полного ясака в Тубинской ясачной волости Красноярского уезда до того, как ясачные люди этой волости уплатят ясак (натуральный налог) Алтын-хану.

1650 г. сентябрь, не ранее 1. - письмо томского воеводы М. П. Волынского в Сибирский приказ о приеме монгольских послов Мерген Деги с товарищами и о просьбе Алтын-хана прислать к нему кого-нибудь из прежних русских послов, приезжавших в Монголию.

1652 г., декабрь, не ранее 1. - письмо кузнецкого воеводы Ф. Е. Баскакова томскому воеводе Н. О. Нащокину о разгроме Алтын-ханом киргизских (хакасских) князей.

1652 г. декабрь, не ранее 31. - письмо красноярского воеводы М. Ф. Скрябина томскому воеводе Н. О. Нащокину о переговорах красноярского служилого человека С. Коловского с послом Алтын-хана Мерген Дегою в связи с приходом Алтын-хана в Тубинскую волость и о сборе ясака с киргизских ясачных людей.

1656 г. - Алтын-хан Лубсан снова появлялся в Тубинской волости.

1663 г. - Алтын-хан Лубсан возобновляет посольские отношения с Москвой и признает русское подданство.

1679 г. - Алтын-хан Лубсан снова присягнул на верность московскому государю.

1681 г. - Алтын-хан Лубсан явился с данью ко двору императора Китая.

1688 г. - земли тувинцев завоеваны джунгарским ханом Галданом.

XVII - XVIII вв. - идет процесс сложения различных групп населения в единую народность Тувы. Чиновники и высшие ламы пользуются монгольской письменностью.

1726 г., апрель, 7. - Указ китайского императора Иньчжэня Лифаньюаню (учреждению, ведавшему иностранными делами) о подданстве урянхов.

1727 г., август, 20 - Заключение Буринского трактата об определении границ между Россией и Китаем.

1758 г. - установление владычества маньчжуров над Тувой.

1763 г. - над кожуунамп Тувы учреждается объединенное управление во главе с амбын-нойоном - владельцем Оюннарского кожууна, который находился в прямом подчинении Улясутайского цзянь-цзюня. Ставка амбын-нойона находилась в Самагалтае. Первым амбын-нойоном Тувы был Манаджап, монгол по происхождению.

1773 г. - возведение хурээ в Самагалтае, первого ламаистского храма в Туве.

1786-1793 гг. - правление Дажы Оюна, ставшего родоначальником династии тувинских амбын-нойонов.

Конец XVIII в. - ламаизм утверждается в Туве в качестве официальной религии.

XVIII-XIX вв. - продолжение и завершение процесса формирования тувинской народности.

1860 г., ноябрь, 2, - заключение Пекинского дополнительного договора об определении русско-китайских границ, порядке дипломатических сношений и о торговле в Кульдже.

1876-1878 гг. - восстание тувинских аратов против маньчжурского владычества.

1883-1885 гг. - восстание «Алдан-Маадыр» (60-ти богатырей).

1885 г. - образование Турана - первого русского поселка в Туве, ныне г. Туран Пий-Хемского кожууна.

1911 -1913 гг. - Синьхайская революция в Китае.

1911 -1912 гг. - освобождение Тувы от маньчжурского ига.

1913 г., октябрь, 23. - нота русского правительства китайскому министру иностранных дел Сун Баоци о признании Россией Внешней Монголии частью территории Китая.

1914 г., апрель, 4 - июль, 17. - установление покровительства (протектората) России над Тувой.

1914 г., август, 6. - закладка города Белоцарска (ныне г. Кызыл - столица Республики Тыва). В 1994 г. в честь 80-летия этого события на доме по Комсомольской улице, 16, вывешена мемориальная доска с текстом на тувинском, русском и английском языках: «Этот дом построен в 1914 г., охраняется государством как па мятник деревянного зодчества города Кызыла, бывшего Хем-Бельдира, Белоцарска».

1915 г., май, 25. - заключено трехстороннее соглашение России, Китая и Монголии об автономии Внешней Монголии.

1917 г., март, 29. - образование временного Урянхайского краевого комитета и вступление его в управление краем вместо Комиссара по делам Урянхайского края.

1918 г., март, 25. - в управление краем вступил Урянхайский Совет рабочих и крестьянских депутатов.

1918 г., июнь, 16-18. - заключение договора между представителями русского населения края и представителями кожуунов Танну-Тува о независимости тувинского народа и объявлении самостоятельности страны.

1918 г., июль, 7-11. - падение власти Советов в Туве, восстановление комиссарства и земства, отмена распоряжений и постановлений Советов, в том числе и договора, заключенного с тувинским народом; восстановление протектората.

1919 г., август, 16. - разгром Сибирской партизанской армией под Белоцарском колчаковского отряда.

1920 г., сентябрь, 16-20. - Съезд русского населения Тувы восстановил Советскую власть. Уполномоченный Сибирского революционного комитета РСФСР И. Г. Сафьянов заявил на съезде: «В настоящее время Советское правительство считает Урянхай, как и прежде, самостоятельным и никаких видов на него не имеет».

1921 г., январь, 4. - Пленум ЦК РКП (б) признал необходимым принять меры для борьбы с находящимися на территории Тувы белогвардейскими отрядами и оказать содействие местному крестьянскому населению в мирном устройстве жизни.

1921 г., май, 23. - разгром красноармейцами, партизанами и аратами белогвардейского отряда на Тарлашкыне и Хемчике.

1921 г., июнь, 25-26. - на Чадане в долине р. Хемчика проходили переговоры между представителями двух хемчикских кожуунов и мирной русской делегацией о путях достижения полной самостоятельности Танну-Тува.

1921 г., август, 13-16. - победа народной революции в Туве. Образование республики Танну-Тува Улус. Всетувинский Учредительный Хурал, проходивший в Суг-Бажи (с. Атамановка, ныне с. Кочетово), утвердил первую Конституцию республики.

1921 г., сентябрь, 9. - обращение Народного комиссариата по иностранным делам РСФСР к тувинскому народу о признании Советским правительством независимости Тувы.

1921 г., декабрь, 1-2. - разгром красноармейцами и партизанами во главе с С. К. Кочетовым вторгшихся в Туву из Западной Монголии остатков корпуса генерала Ба-кича. Завершение гражданской войны на территории Тувы.

Из сборника "За три века. Тувинско-русские-монгольские-китайские отношения (1616-1915)". Кызыл, 1995

Первые поселения на территории Тувы археологи относят к эпохе раннего палеолита. В 1 тыс. н. э. в этих краях кипела нешуточная политическая борьба: империя енисейских кыргызов делила сферы влияния с Тюркским и Уйгурским каганатами. Конец этим распрям положили в XIII веке монголы. Территория Тувы была частью Монгольской империи, затем поочерёдно государства Северная Юань, Хотогойтсого и Джунгарского ханств. В XVIII веке она вошла в состав маньчжурской империи Цин.

В то время смежные с Тувой области Сибири уже были хорошо освоены русскими. Подданные Российской империи забредали и на территорию Танну-Урянхая, как называли эти места маньчжуры. Северных соседей привлекали пушные звери в местных лесах, золотые месторождения и обширные стада, принадлежавшие местным крестьянам-аратам.

К середине XIX века число русских купцов, торговавших с тувинцами и поселившихся в их краях, исчислялось уже сотнями. Хитрые коммерсанты нередко обманывали неграмотных охотников и крестьян, безбожно обсчитывая их. Тувинцы не оставались в долгу: жалобы ограбленных ими купцов потоком лились в канцелярию генерал-губернатора Восточной Сибири. Специально для разборов таких кляуз с начала 1870-х регулярно собирались русские, китайские и тувинские чиновники. Одним из решений подобных сходок было постановление возместить ущерб, понесенный минусинскими купцами и золотопромышленниками. В счет компенсации тувинцы выделили 29793 барана.

Тувинцы в начале XX века

В начале XX века в Урянхайском крае жили более 9 тыс. русских переселенцев. В 1912—1913 годах в Китае произошла Синьхайская революция, и Пекин совсем забросил дела далекой северной провинции. Из Тувы в Санкт-Петербург полетели просьбы принять край в Российское подданство. 4 апреля 1914 года Николай II высочайше повелел установить протекторат с включением Урянхайского края в состав Енисейской губернии. Столицей края был назначен город Белоцарск. Китайское правительство протестовало, но в шуме грянувшей мировой войны на это никто не обратил внимания.

Как только в марте 1917 года до Сибири дошла новость о свержении самодержавия, в Туве началось брожение: создавались советы, собирались съезды русского и тувинского народов. 18 июня 1918 года на совместном съезде русского и тувинского народов был единогласно принят договор о самоопределении Тувы. Китай быстро отреагировал: весь край мгновенно наводнили дешевые китайские товары, что при полном отсутствии русских аналогов вызвало у местного населения некоторые сомнения в правильности провозглашенного на съезде пути к независимости.

Конец колебаниям положили войска белого генерала Колчака, монгольского феодала Максаржаба и китайского комиссара Ян Шичао, которые поделили Туву на три оккупационные зоны. В Туве вспыхнули антироссийские восстания. Араты не нападали на белогвардейские части, зато громили русские крестьянские хозяйства, на которые их науськивали китайцы и монголы.

Неудивительно, что выжившая часть русского населения радостно приветствовала Красную армию, разбившую колчаковцев с китайцами и к 1920-му году установившую в крае относительный порядок. Монголы из Тувы убрались сами: в 1921 году в их стране вспыхнула собственная революция.

Хитрые коммерсанты обманывали охотников и крестьян

Летом 1921 года Урянхайский край начал реальное движение в сторону суверенитета. Процесс был запущен при активном участии красных властей — в Москве прекрасно понимали туманность перспективы «полной советизации» региона. 13 августа в местечке Суг-Бажы у села Атамановка состоялся всетувинский учредительный хурал. На него съехались 300 делегатов со всего региона, две трети которых были простыми аратами. В качестве наблюдателей на хурале присутствовали делегации Советской России и Дальневосточного секретариата Коминтерна в Монголии. В первый же день хурал принял резолюцию о независимости: «Народная Республика Танну-Тува является свободным, ни от кого не зависящим в своих внутренних делах государством свободного народа, в международных же отношениях Республика Танну-Тува действует под покровительством Российской Социалистической Федеративной Советской Республики». На следующий день была принята конституция. Столицей Танну-Тувы, или по-русски Тувинской Народной Республики, стал город Хем-Белдыр (ранее Белоцарск), главой нового государства избрали сына табунщика, одного из авторов письма к Николаю II с просьбой о протекторате, ревностного буддиста Монгуша Буян-Бодыгры. Тогда же была создана Тувинская народно-революционная партия (ТНРП), единственная и, естественно, правящая.


Монгуш Буян-Бадыгры

Независимость нового государства никто не признал. Китай заявил, что Танну-Тува — это его взбунтовавшаяся провинция. С Поднебесной согласилось большинство стран мира. Неудивительно, что одним из первых решений молодой республики стало создание собственной армии. Первым делом учредили военное министерство, а при нём — отряд сначала из 10, а позже из 25 бойцов. После того, как в 1924 году этими силами подавили Хемчикское восстание «черно-желтых» феодалов, правительство создало Тувинскую Аратскую Красную армию численностью в 52 бойца. С такими силами уже можно было давать отпор недружественным соседям. В 1925 году Тувинскую Народную Республику официально признал СССР, де-факто вассальная Союзу Монголия была вынуждена также наладить с ТНР дипломатические связи.

Однако это не остановило притязания монголов на территорию Тувы. Предметом споров стала гора Дус-Даг — единственный источник соли для тувинцев. Раздоры между двумя азиатскими народными республиками, частенько переходившие в вооруженные столкновения, продолжались десятилетия. В этих стычках росла и крепла тувинская армия, численность которой к 1941 году достигла 489 человек.


Тувинская делегация в Москве, 1925 год

Помимо дипломатической и военной деятельности тувинское правительство активно занималось законотворчеством и разработкой государственной символики. За два десятилетия независимости на 12 съездах ТНРП было принято 6 конституций. Этому не помешало даже отсутствие тувинской письменности, изобретенной только в 1930 году. Столичный Хем-Белдыр вновь переименовали — на этот раз в Кызыл. Гербы и флаги ТНР менялись по пять раз. Ламаистский символ колеса вечности, дополненный скрещенными серпом и граблями, сменил земной шар, на котором выделенная территория ТНР растянулась почти на всю Евразию. Активно закрепилась Тува на филателистическом рынке: с 1926 по 1943 год ею было выпущено 136 красочных знаков почтовой оплаты. Коллекционеры всего мира гонялись за треугольными и ромбовидными марками мало кому известного государства.

Численность тувинской армии к 1941-му достигла 489 человек

В 1929 году на родину вернулись из Москвы первые тувинские выпускники Коммунистического университета трудящихся Востока имени И. В. Сталина. Вдохновленные полученными знаниями, они начали подгонять маленькую Туву под лекала Большого брата. Прежнее руководство во главе с Буян-Бодыгры было снято со своих постов и в 1932 году расстреляно. Во главе республики встали молодые сталинисты. В рамках провозглашенной ими поддержки политики Ленина-Сталина в ТНРП состоялась чистка, освободившая партию от просочившихся в её ряды чиновников, лам и феодалов. Началась коллективизация традиционно кочевых аратов, составлявших 82,2% населения Тувы.

Развернулась борьба с религией и традиционными ценностями. Из 25 имевшихся буддийских монастырей сохранился всего один, из 4 тыс. лам и шаманов осталось всего 740 служителей культа. Литератор Феликс Сегленмей писал, как попирались вековые традиции: «Повсеместно проводились собрания под лозунгом «Арын чазар» («Долой стыд»). На них у женщин и девушек отрезали косы, отбирали украшения (серьги, кольца, чавага), заставляли принародно рассказывать о сексуальных подробностях их жизни. Женатых мужчин и замужних женщин заставляли на собраниях называть по имени свекра и тестя, что было строго запрещено многовековой традицией».

В первые же дни войны Тува передала СССР свой золотой запас

Неудивительно, что в Туве вспыхнули восстания. В Кызыл с мест сообщалось, что практически все араты отдельных районов втянуты в контрреволюционное движение. Многочисленные, но разобщенные бунты быстро подавлялись новыми властями. Досталось и русскоязычному населению. Многих крестьян выслали «за пределы республики как кулаков и контрреволюционных элементов», то есть передали в руки советского ОГПУ. В 1933 году волнения в Туве были подавлены, хотя сквозь легко проницаемую границу аратские семьи уходили в Монголию и Китай, неожиданно для себя становясь политэмигрантами.


Салчак Тока

Новый фактический руководитель Тувы Салчак Тока зорко следил за настроениями в республике. «Феодально-теократический элемент, лишенный политической жизни и ущемленный экономически, начинает оказывать упорное сопротивление, становясь на путь скрытой, а местами и открытой борьбы», — провозглашал он. В рамках этой борьбы был вновь снят и расстрелян верхний слой руководства Тувы. Всего репрессиям подверглось около 1,5 тыс. человек. Под некоторыми приговорами стояла подпись Хертек Анчимаа, через 3 года эта женщина выйдет замуж за товарища Тока и по совместительству возглавит Малый Хурал Тувы, став формально первой в мире женщиной, избранной главой государства.

«Я хочу добиться присоединения аратского народа к народам великого Советского Союза. Пока не добьюсь этого, буду считать, что моя мечта не сбылась», — писал товарищ Тока. Дело явно шло к объединению двух государств, но 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. В тот же день Тувинская Народная республика объявила войну Германии, став первой официальной союзницей СССР. Существует легенда, что Гитлер не отреагировал на этот вызов, так как не смог найти нового врага на карте мира.


Один из самолетов, построенных на деньги тувинцев

В первые же дни войны Тува передала СССР весь свой золотой запас на сумму более 30 млн рублей. Её промышленность встала на военные рельсы: на лесозаводе освоили производство лыж, а кожевенное предприятие увеличило выпуск полушубков. И то, и другое отправлялось в СССР на фронт. Через границу потекли автоколонны с предназначенными для советской армии сельскохозяйственной продукцией, медикаментами, в том числе средствами народной восточной медицины. На собранные жителями Тувы средства были куплены 10 самолетов, сформировавшие отдельную эскадрилью. По соглашению двух стран были призваны на фронт свыше 3500 человек, имевших двойное гражданство Тувы и СССР. Сражались с нацистами и 220 добровольцев-тувинцев: 11 танкистов, 3 летчика и 206 кавалеристов. За выдающийся вклад в оборону соседнего государства Малый Хурал присвоил звание генерал-лейтенанта товарищу Тока. Под указом стояла подпись его супруги.

17 августа 1944 года Малый Хурал Тувинской Народной Республики принял декларацию о вхождении ТНР в состав СССР. Референдум по этому поводу не проводился. 11 октября того же года Президиум Верховного Совета СССР удовлетворил просьбу Малого Хурала и мечту товарища Тока: Тува была включена в состав Советского Союза на правах автономной области. Салчак Тока, потеряв пост руководителя суверенного государства и оставшись лидером всего лишь одного из регионов РСФСР, ударился в литературу: в 1950 году он был удостоен Сталинской премии III степени за повесть «Слово арата». Салчак Калбакхорекович вообще был обласкан советскими властями. Герой социалистического труда, кавалер семи Орденов Ленина, почетный работник госбезопасности С. К. Тока или, как его называли соплеменники «Тувинский Сталин», руководил республикой (в 1961 году статус Тувы был повышен до АССР) до 1973 года, став патриархом среди советского руководства.

Республика Тува (столица - город Кызыл) является субъектом РФ. Она входит в состав Сибирского федерального округа. У этого края имеется значительный туристический потенциал, который, к сожалению, пока еще мало используется. Данная статья призвана пролить свет на незнакомые широкой общественности достопримечательности Тувы. Они главным образом природные. Весь край находится в живописном регионе Западного Саяна. Так что в Республике Тува есть и заснеженные пики с вечными ледниками, и тундры, и тайга, а также степи и даже полупустыни. В плане туризма край интересен еще и тем, что здесь, ввиду географической обособленности, сохранились нетронутыми национальный колорит и древние традиции кочевников. А местные верования тувинцев - интересный микс буддизма и языческого шаманизма - ставят в ступор религиоведов. Сюда приезжают в поисках азиатской духовности, полюбоваться красотами гор и поправить здоровье в местных целительных источниках.

Тува или Тыва?

Где находится

Где же расположена республика Тува? Столица края, город Кызыл, находится всего в 20 километрах западнее географического центра Азии. На юге Тува граничит с Монголией, а с трех остальных сторон - с такими субъектами Российской Федерации, как Бурятия, Хакасия, Алтай, Красноярский край и Иркутская область. Территория Республики расположена, таким образом, в Восточной Сибири, на самом юге нашей страны. Восемьдесят процентов ее земель занимают пиков колеблются от двух до трех километров над уровнем моря. На западе края возвышаются Здесь сосредоточены наивысшие точки Республики: Монгун-Тайга (3976 м), Ак-Оюк и Монгулек. В Саянах, в верховьях Большого Енисея, расположено плато из базальта Дерби-Тайга, где находятся шестнадцать считающихся потухшими вулканов.

Как доехать

Поездом вы не доберетесь до самобытного края Тува. Тувинская республика знает только воздушное, автобусное и речное сообщение. Ближайший железнодорожный вокзал находится в 44 километрах от Кызыла - в городе Абакан. Небольшой аэропорт столицы Республики принимает всего лишь несколько рейсов. Из Красноярска ежедневно курсируют самолеты «Пилатус». В летний период три раза в неделю в Кызыл можно добраться из Новосибирска. Автобусное сообщение налажено до Иркутска и Томска. С конца апреля и до ледостава по Большому Енисею курсирует теплоход из Кызыла до поселка Тоора-Хем. В труднодоступные места туристов доставляют вертолеты.

Климат

Со всех сторон окружена горами республика Тува. Столица ее находится в котловине. Такое географическое положение обуславливает резко континентальный климат. Здесь морозная (в котловине малоснежная) зима и очень жаркое, но дождливое лето. Температура в январе обычно - 30 °C (бывают морозы и до 40 градусов). В июле столбик термометра показывает +25 … +35 °C. В котловине лето засушливое - всего 200 мм осадков в год, тогда как на склонах гор их выпадает до тысячи миллиметров. Наиболее благоприятное время для посещения республики с целью туризма - май и сентябрь. Тогда здесь господствуют комфортные температуры, снижается риск попасть под ливень.

Столица республики Тыва - Кызыл

Вид на город, стоящий на слиянии двух рек, Бий-Хем и Каа-Хем (Большого и Малого Енисеев), просто изумителен. На заднем плане возвышаются горы, и эта первобытная красота преображает панельные дома советской застройки хрущевского периода. Каких-либо древностей вы в Кызыле не найдете - ведь городу едва исполнилось сто лет. Но внимательный турист все же сможет отыскать в этом советском обезличивании местный колорит. Особенно он стал проявляться в последние годы. Это приподнятые «китайские» углы крыш, стадион в форме гигантской юрты. Кызыл способен удивить заезжего туриста и даже повергнуть его в культурный шок. Так, на горе Ленина выложена из камней мантра «Ом-манэ-падмэ-хум», призывающая в город Далай-Ламу. А если вы посетите музей, то узнаете тувинскую версию происхождения вида Homosapiens. Там под чучелом косолапого хозяина леса значится такая надпись: «Медведь - предок людей».

Где поселиться и что посмотреть

В Кызыле работают всего четыре гостиницы. Самая большая - отельный комплекс «Буян-Бадыргы». Любителей небольших гостиниц семейного типа ждет уютный «Коттедж». Начинать знакомиться с городом следует с площади Арат. На ней находятся Драматический театр и Дом правительства. Республика Тува, столица которой поражает экзотичностью, явно отдает предпочтение музам, нежели официозу. Храм искусств выглядит намного импозантнее, чем Дом Правительства. Но главной достопримечательностью площади является молитвенный барабан. В нем заключено более миллиона мантр. Один поворот барабана очищает душу лучше Великого Поста - так уверяют местные жители. Стоит заглянуть и в местные храмы. В самой посещаемой буддийской святыне - дацане Цеченлинг - изучают философию Просветления, практикуют медитацию и йогу, молятся. Шаманизм в Туве также в чести. Действуют несколько центров, в которых можно пройти обряд очищения или узнать будущее.

События

Большинство туристов приезжают в Кызыл транзитом - по пути к целебным источникам и грязевым озерам. Но есть в календаре даты, когда обязательно стоит посетить Республику Тыва. Во-первых, это Новый год. Отмечается он здесь по лунному календарю (конец января или начало февраля). Повсеместно проходят игрища, скачки, спортивные состязания «хуреш». В этих боях дерутся мужчины один на один. В августе, когда пастухи спускаются с гор, проходит традиционный праздник Наадым. День республики Тыва отмечается во второе воскресенье сентября. Буквально все праздники сопровождаются скачками, борьбой богатырей «хуреш» и стрельбой из луков. Во время выступления местных коллективов можно услышать горловое пение. Это еще одна достопримечательность в культуре тувинского народа.

Предварительный просмотр:

ИСТОРИЯ ТУВЫ

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ

ОСНОВНЫХ ОВРАЗОВАТЕЛЬНЬТХ ПРОГРАММ

Изучение истории Тувы направлено на достижение следующих ц е л е й:

Овладение учащимися основами знаний об историческом пути тувинского народа с древнейших времен до наших дней;

Развитие способности учащихся осмысливать события и явления действительности на основе исторического знания;

Развитие интереса и уважения учащихся к истории и культуре тувинского народа;

Формирование ценностных ориентиров и убеждений учащихся на основе идей гуманизма, опыта истории, патриотизма.

НАШ КРАЙ В ДРЕВНОСТИ.

ЭПОХА ПЕРВОБЫТНООБЩИННОГО СТРОЯ

НА ТЕРРИТОРИИ ТУВЫ – 1 час

Древнекаменный век на территории нашего края

Начало заселения территории Тувы. Памятники ашельского (300-100 тыс. лет тому назад) и мустьерского (100-40 тыс. лет тому назад) времен. Заселение территории Тувы в эпоху позднего или верхнего палеолита (2015 тыс. лет тому назад). Хозяйство, быт, общественная жизнь обитателей края эпохи палеолита.

Неолит на территории Тувы (6-5 тыс. лет тому назад)

Неолитические памятники. Хозяйство, жизнь, быт племен Тувы неолитического времени. Переход от присваивающего хозяйства к производящему (скотоводство и земледелие), изготовление и применение глиняных сосудов, изготовление лука со стрелами, техника обработки каменных орудий.

Бронзовый век на территории Тувы

Памятники афанасьевской, окуневской и карасукской культур. Начало освоения металла. Ознакомление с первым металлом - медью. Освоение металлургии бронзы. Этнодемографические процессы. Хозяйство, быт и искусство племен Тувы в эпоху бронзы.

ТУВА В ПЕРИОД РАЗЛОЖЕНИЯ

ПЕРВОБЫТНООБЩИННОГО СТРОЯ И ВОЗНИКНОВЕНИЯ

ПЛЕМЕННЫХ СОЮЗОВ – 1 час

Скифское время (VIII-III вв. до н.э.)

Этнодемографические процессы: смешение местных племен с монголоидными племенами . Хозяйство. Переход к кочевому скотоводству. Развитие металлургии, горного дела, ремесла. Торговые и этнические связи племен Тувы. Искусство племен Тувы скифского времени и их роль в создании скифо-сибирского «звериного стиля">. Памятники древнескифского времени. Уюкская культура. Общественные отношения. Разложение первобытнообщинных родовых отношений. Изменения в структуре традиционного общества. Религиозные верования и быт племен Тувы скифского времени.

Гунно-сарматская эпоха (II в. до н.э. - по V в. н.э.)

Образование государства хуннов в Центральной Азии. Завоевание хуннами территории Тувы и их господство. Памятники хунно-сарматского времени. Сыынчурекская, шуурмакская, кокэльская культуры. Хозяйство. Кочевое скотоводство. Земледелие. Развитие металлургии, ремесла. Быт. Культура и религиозные верования. Общественные отношения. Складывание институтов государственности. Этнодемографические процессы.

НАШ КРАЙ

В ЭПОХУ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (VI – XV вв.) – 3 часа

Древнетюркская эпоха (VI-VIII вв.)

Образование древнетюркского каганата. Завоевание территории Тувы древними тюрками. Особенности хозяйства, быта и культуры древних тюрков. Религиозные верования тюрков. Общественные отношения. Военная и административная организация тюркского каганата. Особенности раннефеодального древнетюркского государства. Восточно-тюркский и западно-тюркский каганаты. Политика, дипломатия и пути их развития. Древнетюркские археологические памятники на территории Тувы. Древнетюркская руническая письменность и ее варианты. Открытие и изучение памятников орхоно-енисейской рунической письменности тюрков. Этнодемографические процессы. Хозяйство, быт, культура и этнический состав местных племен Тувы. Роль древних тюрков в формировании тувинского этноса.

Древнеуйгурское время (VIII-IХ вв.)

Образование Уйгурского каганата. Завоевание территории Тувы уйгурами. Политика уйгурского каганата по закреплению завоеванных территорий. Завоевательные походы уйгурских каганов. Археологические памятники уйгурского времени в Туве. Уйгурские городища и крепости - центры оседлости, торговли и ремесла. Общественные отношения. Хозяйство, быт и культура. Религиозные верования. Эткодемографические процессы: миграция уйгуров на территорию Тувы. Контакты уйгуров и других племен древ них тюрков с местными племенами. Роль уйгуров в формировании тувинского этноса.

Тува в составе государства енисейских кыргызов (IХ-ХII вв.)

Создание древнекыргызского государства. Разгром уйгурского каганата кыргызами. Территория. Хозяйство. Кочевое скотоводство и ирригационное земледелие. Развитие металлургии, горного дела, кузнечного и ювелирного ремесел. Культурные и экономические связи кыргызов с племенами Саяно-Алтая и с соседними странами. Общественные отношения. Культура. Летоисчисление, музыкальная культура. Обычаи, традиции и обряды. Быт. Памятники древне-тюркской рунической письменности на территории Тувы. Религиозные верования. Этнодемографические процессы: миграция енисейских кыргызов на территорию Тувы. Контакты енисейских кыргызов с местными племенами. Роль енисейских кыргызов в формировании тувинского этноса.

ТУВА ПОД ИГОМ

МОНГОЛЬСКИХ ФЕОДАЛОВ(ХIII-ХIV вв.) – 1час

Тува в период империи Чингисхана и его преемников (ХIII-ХIV вв.)

Образование Монгольской империи. Завоевательные походы Чингисхана и его преемников. Разгром древнекыргызского государства и завоевание территории Саяно-Алтайского нагорья, в частности, территории Тувы. Тува - производственно-сырьевая база снабжения монгольской армии. Города и военные поселения - центры земледелия, металлургии, горного дела, ремесла. Хозяйство, быт, культура и религия населения Тувы. Этнодемографические процессы: насильственная колонизация Тувы, миграции монгольских племен для несения военной службы, проведения строительных работ. Ассимиляция монголоязычных племен с местным тюркоязычным населением. Изменение антропологического типа местного населения . Роль монгольских племен в формировании тувинского этноса. Распад Монгольской империи.

Племена Тувы в ХV-ХVI вв.

Политическая ситуация в Центральной Азии. Территория компактного проживания тувинских племен. Начало консолидации тувинских племен в единый этнос. Культурные и экономические связи местных племен с племенами Саяно-Алтайского нагорья.

НАШ КРАЙ В XVII – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII в – 1 час

Тува в период возникновения и распада государства Алтын-ханов и Джунгарии (ХVI - первая половина ХVIII вв.)

Изменение политической ситуации в центральноазиатском регионе в конце ХVI начале ХVII вв. Создание государства Алтын-ханов. Политика Алтын-ханов в отношении Тувы. Хозяйство. Развитие кочевого скотоводства и ирригационного земледелия. Промыслы и ремесла. Культура, религия и быт. Общественные отношения. Этнодемографические процессы: расширение ареала кочевий тувинских племен. Этнический состав племен Тувы. Междоусобные войны в Северной Монголии. Поражение Алтын-ханов. Политика Джунгарии (Ойратского ханства) по отношению к Туве. Урянхайское ханство. Участие тувинцев-урянхайцев в походе на Тибет (1716 г.). Разгром Джунгарского ханства Цинским Китаем.

Формирование и расширение геопространства Российского государства. Первое официальное русское посольство В. Тюменца (1916 г.) и И. Петрова (1618 г.) к Алтын-хану. Начало взаимных контактов русского и тувинского народов. Посольство Я. Тухачевского к Алтынхану (1634 г.). Строительство русскими казаками Абаканского и Саянского острогов на Енисее, острога на оз. Косогол. Начало регулярных русско-тувинских торговых связей. Понятие «урянхайский вопрос». Постановка «урянхайского вопроса».

ТУВА ПОД ИГОМ МАНЬЧЖУРСКОЙ ДИНАСТИИ (1757 – 1911 гг.) – 4 часа

Тува в период господства Цинской империи в Центральной Азии (вторая половина ХVIII - начало ХХ вв.)

Политика Цинской империи, направленная на расширение влияния в Центральной Азии. Национально-освободительное движение народов Центральной Азии против нашествия Цинской империи. Превращение Урянхайского края в колониальную окраину Цинского Китая. Административно-территориальное деление Урянхайского края. Хошуны. Сумоны. Арбаны. Военно-административный режим . Амбын-нойон и правители хошунов. Хозяйство. Быт и культура. Религиозные верования. Шаманизм и официальная религия тувинцев - буддизм. Общественные отношения. Поголовное обложение населения албаном в натуральной форме - пушниной в пользу Цинской империи. Повинности (уртельская (ямская), кочага и медээ) в пользу тувинских и монгольских феодалов. Появление русских купцов и китайского ростовщического капитала. Наемный труд и положение аратов. Национально-освободительная борьба тувинского народа против маньчжуро-китайских завоевателей. Восстание «60 богатырей» в 1883-1885 гг. и его историческое значение. Этнодемографические процессы: жесткая закрепленность родоплеменных групп за определенной территорией, разорванность связей между ними в пределах Тувы и вне ее территории, ограничение свободы передвижения родоплеменных групп на всей территории Тувы. Стабилизация этнического состава населения. Первые миграции русского населения. Завершение формирования тувинского этноса.

Русско-тувинские связи в ХУIII-ХIХ вв. Торговый обмен между тувинским и русским населением пограничной полосы. Открытие русских торговых факторий и золотопромышленность в Туве. Русская крестьянская колонизация, ее роль в установлении русско-тувинских связей. Значение русской крестьянской колонизации Тувы.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТУВЫ В НАЧАЛЕ ХХ в. – 1 час

Урянхайский край в начале ХХ века

Внутри- и внешнеполитическое положение Тувы до 1914 г. «Урянхайский вопрос» в начале ХХ в. Внутриполитическая обстановка в первом десятилетии ХХ в. Синьхайская революция в Китае и национально-освободительное движение тувинского народа в 1911-1912 гг. Политика России, Китая и Монголии в отношении Урянхайского края в 1913-1914 гг. Политическая ориентация тувинской элиты. Официальные просьбы тувинских правителей к русскому царю о покровительстве.

Урянхайский край под покровительством Российской империи (1914-1917 гг.). Установление протектората России над Тувой. Территория и население Урянхайского края. Понятия «традиционное общество» и «современное общество» . Традиционное тувинское общество и его социальная структура. Хозяйственное освоение Урянхайского края. Основание г. Белоцарска. Проблемы и противоречия в русско-тувинских взаимоотношениях. Исследования Урянхайского края. Культура и быт тувинцев. Православие в Туве.

ИНОСТРАННАЯ ВОЕННАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ

И ГАРЖДАНСКАЯ ВОЙНА В ТУВЕ – 3 часа

Урянхайский край в 1917 - в первой половине 1918 гг. Февральская революция 1917 г. в России и проблемы управления Урянхайским краем. Новые органы управления краем. Политика Временного правительства в отношении Урянхайского края. Проблемы русско-тувинских отношений. Прогрессивные взгляды И.Г. Сафьянова на будущее русско-тувинских взаимоотношений. Притязания Монголии и Китая на Урянхайский край. Политическая ориентация тувинских правителей, чиновников и лам.

Октябрьская революция 1917 г. в России. Установление Советской власти в Сибири и среди русского населения Урянхайского края. Основные положения и значение договора о самоопределении Тувы 18 июня 1918 г.

Урянхайский край в период гражданской войны между белыми и красными и оккупационного режима Китая и Монголии (июль 1918 - август 1921 г.). Военно-политическая обстановка в Сибири летом 1918 г. и прекращение деятельности первых советов в Туве.

Политика Временного сибирского и колчаковского правительств в отношении Урянхайского края. Ограничения прав тувинцев на самостоятельное развитие. Хемчикское вооруженное выступление под влиянием Китая и Монголии.

Проникновение в Урянхайский край монгольских и китайских военных отрядов. Крестьянская армия П.Е. Щетинкина и А.Д. Кравченко в Урянхайском крае. Уход партизанской армии из Урянхайского края. Установление в Урянхайском крае оккупационного режима Китая и Монголии. Переговоры по урегулированию отношений с оккупационными отрядами и населением края. Оттук-Дашский бой. Ввод в Туву советских военных частей и их роль в разгроме белогвардейских отрядов. Создание и действия партизанского отряда С.К. Кочетова по разгрому белогвардейцев. Разгром китайских отрядов около Шагонара и в долине Чадана.

Повторительно-обобщающий урок – 1 час

ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ

ТУВИНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ (1921-1944 гг.) – 4 часа

Подготовка и созыв Всетувинского учредительного Хурала. Вопрос о самоопределении тувинского народа и роль И.Г. Сафьянова в создании Тувинской Народной Республики. Роль Монгуша Буян-Бадыргы в образовании Тувинской Народной Республики. Провозглашение независимой Тувинской Народной Республики (ТНР). Первая конституция тувинского государства: принятие и основное содержание. Завершение военных действий в Туве. Начало формирования политической системы ТНР. Создание Центрального Совета - первого правительства ТНР. Русская самоуправляющаяся трудовая колония (РСТК). Общественные организации РСТК, их связи с тувинскими общественными организациями. Взаимоотношения между органами народной власти ТНР и РСТК. РСТК и ее роль в развитии советско-тувинских отношений.

Создание Тувинской народно-революционной партии (ТНРП). Отношения ТНРП с ВКП(б) и Коммунистическим Интернационалом. Место и роль ТНРП в системе власти и общества. Образование и деятельность общественных организаций. Развитие молодежного движения в Туве, особенности возникновения Тувинского Революционного Союза Молодежи. Политические лидеры ТНР: М. Буян-Бадыргьт, К. Дондук, И. Шагдыржап, С.Тока. Первые профсоюзы в Туве. Союз работников просвещения и Союз работников государственных и кооперативных предприятий и учреждений.

Международное положение ТНР в 1920-е годы. Внешне-политические связи ТНР, СССР и Монголии. Заключение советско-тувинского договора 1925 г. Подготовка национальных кадров в учебных заведениях СССР, МНР.

Социально-экономическое и культурное развитие ТНР. Экономическая стратегия ТНРП. Социализм как инструмент модернизации. Ускоренная модернизация (индустриализация, коллективизация сельского хозяйства и директивное планирование), ее социальные последствия. Трудности и проблемы сельского хозяйства. Проблемы индустриального развития ТНР. Первый этап реализации намеченных планов. Составление пятилетнего плана развития народного хозяйства. Первые сельскохозяйственные артели - «Элегест» и «Уюк». Первая электростанция (1925 г). Создание Тувинценкоопа, Тувинбанка, Тувгосторга. Торгово-экономические связи СССР и ТНР. Введение национальной валюты - акша. Кодекс законов о труде ТНР. Помощь СССР в индустриализации и коллективизации ТНР. Руководящая роль ТНРП в модернизации тувинского общества.

Государство и частный сектор экономики ТНР. Конфискация имущества и скота у бывших чиновников и зажиточных слоев населения. Идеологические кампании. Избирательная кампания 1930 г. Своеобразие социальной структуры ТНР . Изменения в социальной структуре. Консервативные, либеральные и радикальные силы тувинского общества. Взаимоотношения государства и религии в ТНР. Всетувинский съезд лам (буддийский собор) . Обострение внутрипартийной борьбы. Политические репрессии в ТНР 30-40-х гг. Последствия репрессии в Туве.

Конституционное строительство в годы ТНР. Конституции 1924, 1926, 1930, 1941 гг . Великий и Малый Хуралы трудящихся ТНР. Местное самоуправление: хуралы сумонов и хошунов. Герб и флаг ТНР.

Начало «культурной революции». Создание тувинской национальной письменности - новый этап в развитии культурного строительства. М Лолсан-Чимит, А.А. Пальмбах. Развитие народного образования, транспорта и связи. Печать и издательское дело. Тувинская национальная литература, театр. Живопись, музыка. Культурно-просветительская работа и народное здравоохранение. Вытеснение старых верований, обрядов, обычаев и праздников. Разрушение и уничтожение буддийских монастырей (хурээ).

Основные проблемы и противоречия рассматриваемого периода. Роль советского фактора в развитии ТНР в 30-е гг.

ТУВА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

(1941-1945 гг.) – 3 часа

Декларация Великого Хурала Тувинской Народной Республики об оказании помощи СССР в войне и перестройка народного хозяйства Тувы на военный лад. Всенародное движение за оказание помощи фронту. Укрепление Тувинской Народной Революционной Армии и военный всеобуч. Участие тувинских добровольцев в боях на советско-германском фронте. Советские граждане из Тувинской Народной Республики на фронтах Великой Отечественной войны. Герои Советского Союза из Тувы: имена и подвиги. Усиление общественно-политических и социально-экономических связей ТВР и СССР в годы войны.

Причины и предпосылки вхождения Тувы в состав СССР и РСФСР. Принятие Декларации Малого Хурала Тувинской Народной Республики о вхождении Тувинской Народной Республики в состав СССР.

Повторительно-обобщающий урок – 1 час

ТУВА В СОСТАВЕ СССР. – 4 часа.

Тувинская автономная область (1944-1961 гг.)

Вхождение Тувинской Народной Республики в состав СССР на правах автономной области. Историческое значение вхождения Тувинской Народной Республики в состав СССР. дискуссии в тувиноведении по вопросу вхождения Тувинской Народной Республики в состав СССР.

Формирование политической системы Тувинской автономной области, как части советской. Реорганизация органов власти и общественно-политических организаций. Создание системы Советов. Перестройка государственного аппарата. Правоохранительные органы Тувинской автономной области. Областной, народные (районные, Кызылский городской) суды. Прокурорские органы Тувинской автономной области.

Административно-территориальное деление Тувинской автономной области: хошуны - районы, сумоны - сельские советы.

Реконструкция народного хозяйства. Перевод населения на оседлость. Изменение образа жизни и быта тувинцев.

Социально-экономическое развитие Тувинской автономной области. Дальнейшее развитие промышленности, строительства, транспорта и связи. Создание первых предприятий тяжелой промышленности: комбинат «Туваасбест», комбинат «Тувакобальт». Индустриальное преобразование экономики Тувинской автономной области: создание райпромкомбинатов, кирпичного завода, леспромхозов, треста е «Тувистрой». Развитие угольной и золотодобьхвающей промышленности.

Развитие образования. Здравоохранение. Достижения культуры.

Историческое значение данного периода. Успехи и противоречия осуществлявшихся преобразований в Туве.

РАЗВИТИЕ ТУВЫ В ПЕРИОД С 1961 ПО 1991-Й ГОД – 4 часа

Развитие Тувинской Автономной Советской Социалистической Республики (1961 по 1991 гг.)

Образование Тувинской АССР в 1961г. Историческое значение данного события. Первая сессия Верховного Совета Тувинской АССР. Законы Тувинской АССР. Преобразование органов власти и органов управления:

Верховный и местные Советы депутатов трудящихся Тувинской АССР, Совет старейшин, Совет Министров Тувинской АССР. Герб, флаг республики.

Дальнейшее социально-экономическое развитие Тувинской АССР в условиях командно-административной системы советского общества: промышленность, строительство, транспорт, связь. Проблемы экономического и социального развития в 1960-70 гг. Конституция 1978 г.

Утверждение колхозных форм хозяйствования. Сельское хозяйство Тувинской АССР. Животноводство и земледелие.

Взаимоотношения религии и власти в Туве. Рост численности населения в республике. Города. Культура советской Тувы. Научно-исследовательские учреждения и научные исследования в Туве.

Перестройка и первые шаги по демократизации общественной жизни в Туве. Создание новых общественно-политических организаций. Декларация о государственном суверенитете Республики Тыва. Первые демократические выборы. Распад СССР и политическая ситуация в Туве.

Республика Тыва на современном этапе

Республики Тыва - субъект Российской Федерации. Общественная и политическая жизнь Республики Тыва. Политические партии и движения. Принятие новой Конституции Республики Тыва (1993 г.). Верховный Хурал (парламент) республики. Новый герб и флаг. Государственное строительство в Республике Тыва. Институт президентства, первый президент Ш.Д. Ооржак . Реорганизация органов местного самоуправления. Тува на пути к рыночным отношениям. Экономические реформы: замыслы, результаты и последствия. Проблемы и трудности перехода к рыночным отношениям. Усиление экономических, торговых и культурных связей со странами ближнего и дальнего зарубежья.

Проблемы Республики Тыва на современном этапе. Возникновение разногласий и несоответствий между Конституцией Российской Федерации и Конституциями субъектов Российской Федерации. Конституционный кризис и пути его разрешения.

Принятие новой Конституции Республики Тыва на референдуме 6 мая 2001 г. Великий Хурал Республики Тыва - двухпалатный парламент. Установление поста Председателя Правительства Республики Тыва. Правительство Республики Тыва. Судебная система Республики Тыва. Государственные символы Республики Тыва. Административно-территориальное устройство Республики Тыва.

Возрождение традиционного хозяйства, самобытной культуры, традиций, обычаев, праздников и религиозных верований народа. Образование, здравоохранение, культура в условиях реформ.

Повторительно-обобщающий урок – 1 час.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

При освоении обязательного минимума содержания основной образовательной программы по истории Тувы школьники должны з н а т ь / у м е т ь:

Хронологические рамки древнего, средневекового, нового и новейшего периодов в истории Тувы;

Даты важнейших событий древнего, средневекового, нового и новейшего периодов истории Тувы;

Называть и кратко охарактеризовать основные периоды истории Тувы с древности до современности и соотнести их с периодизацией всемирной истории и истории России;

Соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность важнейших событий истории Тувы.

Место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий истории Тувы;

Представителей тувинской власти: Нойонов, чиновников, лам Тувы (с середины ХУIII в. до 1921 г.);

Представителей местной русской власти Тувы (с ХIХ в. до 1921 г.): комиссаров, чиновников;

Представителей торгово-промышленных кругов Тувы (с ХIХ в. до 1921 г.): торговцев, золотопромышленников;

Основные идеи, организации и участников общественных движений Тувы;

Государственных, политических, религиозных и общественных деятелей Тувы ХХ начала ХХI вв.;

Предводителей и участников военных событий, социальных и национально-освободительных движений в истории Тувы;

Известных деятелей и достижения науки и культуры Тувы ХХ - начала ХХI вв.;

Систематизировать и обобщать факты, составлять сравнительные таблицы по важнейшим событиям истории Тувы;

Находить и использовать отрывки из исторических документов о важнейших политических событиях, социальных отношениях, экономическом развитии, культуре Тувы в ХУII - начале ХХI вв.;

Критически анализировать источник об историческом событии истории Тувы (установить авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

Сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие;

Показывать на исторической карте Тувы, Сибири территорию расселения тувинских племен, племен Саяно-Алтайского нагорья, границы Тувы и соседних государств, торговые пути, кожууны, города, места наиболее значительных сражений в ходе борьбы тувинцев с завоевателями, военных действий, важнейших исторических событий Тувы;

Использовать данные исторической карты для характеристики политического, экономического развития Тувы;

Рассказывать (устно) об исторических событиях истории Тувы, их участниках;

Рассказывать об условиях, образе жизни, религиозных верованиях, занятиях местных жителей в разные периоды истории Тувы, используя текст, иллюстрацию учебника, фрагменты документов, дополнительную научную литературу;

Давать описание исторических памятников Тувы разных эпох на основе иллюстративного материала, дополнительной литературы, непосредственного наблюдения:

а) орудий труда;

б) жилища;

в) предметов быта;

г) монастырей (хурэ);

д) архитектурных и технических сооружений; е) произведений культуры;

Составлять описание жизни и деятельности исторических личностей Тувы разных эпох:

а) представителей тувинской власти - нойонов, чиновников;

б) представителей местной русской власти - комиссаров, чиновников;

в) государственных деятелей;

г) политических деятелей;

д) предводителей и участников военных событий, социальных и национально-освободительных движений в истории Тувы;

е) духовных лидеров;

ж) ученых;

з) деятелей культуры;

Соотносить единичные факты, основные явления и процессы социально-экономической, политической, культурной истории Тувы, народов Саяно-Алтайского нагорья в древности, Средние века, Новое и Новейшее время;

Называть характерные, существенные черты исторических событий и явлений истории Тувы разных эпох (особенности развития хозяйства, политического строя, положения отдельных слоев населения, развития духовной культуры);

Группировать (классифицировать) исторические события истории Тувы по указанному признаку (принадлежность к тому или иному периоду исторического развития, политическому течению, социальному движению, явлению культуры) и определяя основание самостоятельно;

Объяснять смысл, значение основных понятий и

терминов по истории Тувы, характеризующих:

а) политическое устройство Тувинского государства; б) экономическое развитие;

в) основные социальные группы и слои тувинского общества;

г) политические течения и организации;

д) пути преобразования тувинского общества; е) религиозные учения, идеологию;

ж) стили и течения в художественной культуре; з) развитие внешних связей;

Сравнивать отдельные исторические события и явления истории Тувы, определять в них общее и различия;

Объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности исторических личностей в истории Тувы;

Излагать оценки событий, исторических личностей истории Тувы, приводимые в учебной и научной литературе, подтверждать их фактами;

Сравнивать предлагаемые различными авторами версии и оценки исторических событий и личностей Тувы, выявляя сходство и различия;

Высказывать суждения о подходах (критериях), лежащих в основе отдельных версий и оценок авторов по актуальным проблемам истории Тувы;

Высказывать свое отношение к наиболее значительным событиям, историческим личностям, достижениям науки и культуры Тувы, аргументировать свою оценку;

Участвовать в дискуссиях по актуальным проблемам истории Тувы, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения, учитывая различные мнения и интегрируя идеи по предмету дискуссии;

Представлять результаты изучения исторического материала по истории Тувы в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, аннотации, резюме, рецензии, комментария, описания эпизода, исторического эссе, мини-исследования, исследовательского проекта, а также уметь публично защитить свою работу;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:

Извлечения и критического осмысления информации из разных источников о важнейших, в том числе неоднозначно оцениваемых, событиях прошлого и настоящего Тувы, России;

Определения причин и возможных следствий актуальных текущих событий в Туве, России и в мире, высказывания предположений о вариантах их дальнейшего развития;

Высказывания своего мнения о современных событиях и явлениях в Туве, России и в мире в ситуациях общественного выбора, опираясь на исторические факты и доводы;

Умения строить общение с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на понимании исторических корней и традиций народов Тувы, России и мира;

Проявления бережного отношения к культурному достоянию своего и других народов, для принятия участия в акциях по охране и восстановлению памятников истории и культуры тувинского народа.


Тувинцы – народ в Российской Федерации, составляет основное население республики Тува. Сами себя тувинцы называют «тыва», в некоторых селениях сохранились и более древние названия народности, на пример, «сойоты», «сойоны», «урянхайцы», «танну-тувинцы».

Численность населения

На территории Российской Федерации проживает свыше 206 тысяч тувинцев. В республике Тува проживает около 198 тысяч тувинцев. В других странах процент тувинцев достаточно высок, например, в их свыше 40 тысяч человек, в Китае около 3 тысяч человек.

Тувинцев разделяют на: западных и восточных. Все они говорят на тувинском языке тюркской группы алтайской семьи. Диалекты: центральный, западный, юго-восточный, северо-восточный. Распространены также русский, в южных районах – монгольский языки. Письменность на основе русской графики. Верующие Тувинцы – в основном буддисты-ламаисты, сохраняются также добуддийские культы, шаманизм.

Тувинский народ сложился из различных тюркоязычных племен, пришедших из Центральной Азии. На территории современной Республики Тува они появились примерно в середине середины первого тысячелетия и смешались с кетоязычными, самодийскоязычными и индоевропейскими племенами.
В середине 8 века тюркоязычные уйгуры, создавшие в Центральной Азии мощный племенной союз ( каганат), сокрушили Тюркский каганат, завоевав его территории, включая Туву.

Можно смело утверждать, что язык тувинцев был сформирован в результате смешения языков и диалектов уйгурских племен с языком местных жителей. Потомки уйгуров-завоевателей живут в Западной Туве. Енисейские кыргызы, населявшие , в 9 веке подчинили уйгуров. Позднее проникшие в Туву племена кыргызов окончательно смешались с местным населением.

В конце тринадцатого, начале четырнадцатого века в Туву переселились несколько племён, которые так же смешивались с местными жителями. В конце первого тысячелетия нашей эры в горно-таёжную восточную часть Тувы – в Саяны (нынешний Тоджинский район), заселённые ранее самодийскими, кетоязычными и, возможно, тунгусскими племенами, проникли тюркоязычные племена туба, родственные уйгурам.

К 19 веку все местные племена, обитатели Восточной Тувы были полностью смешены с тюрками, а «тыва» стал общим самоназванием всех Тувинцев. В конце 18 – начале 19 века, когда Тува находилась под властью маньчжурской династии Цин, завершилось сложение тувинского этноса.

В 1914 Тува была принята Россией под полную защиту. В 1921 была провозглашена Народная Республика Танну-Тува, с 1926 она стала называться Тувинская Народная Республика. В 1944 году республика была включена в Российскую Федерацию как автономная область, а с 1993 – Республика Тува.

Географическое положение селений восточных и западных тувинцев повлияло на род их занятий. К примеру, основу хозяйства западных тувинцев вплоть до середины 20 века составляло скотоводство. Они разводили мелкий и крупный рогатый скот, в том числе яков, а также лошадей и верблюдов. При этом они вели полукочевой образ жизни. В редких случаях западные тувинцы распахали земли и выращивали некоторые зерновые культуры. Но в крупных масштабах земледелие не практиковалось.

Часть мужского населения западных тувинцев занималась также охотничьим промыслом. Существенную роль играло собирательство плодов и корней дикорастущих растений. Были развиты ремёсла (кузнечное, столярное, шорное и другие). К началу 20 века в Туве насчитывалось свыше 500 кузнецов-ювелиров. Почти в каждой семье изготовляли из войлока покрытие для юрты, коврики и матрацы.

Традиционные занятия восточных тувинцев, кочевавших в горной тайге Восточных Саян: охота и оленеводство. Охота на диких копытных должна была обеспечить мясом и шкурами семью в течение всего года. Охотились так же на пушного зверя, шкуры которого шли на продажу. В конце осени и всю зиму мужчины охотились на марала, косулю, лося, дикого оленя, соболя, белку, лису и так далее.

Важным видом хозяйственных занятий охотников-оленеводов было собирательство (луковиц сараны, запасы которой достигали в семье ста и более кг, кедровых орехов и др.). В домашнем производстве основными были обработка шкур и выработка кож, выделка бересты.

По старому обычаю у тувинцев преобладала малая моногамная семья. Но даже в начале двадцатого века некоторые богатые люди могли нарушить этот обычай и взять в жены несколько девушек из разных родов.
До наших дней сохранялся институт калыма. Свадебный цикл состоял из нескольких этапов:

  • Сговор. Как правило, родители жениха и невесты договаривались между собой о будущем браке своих детей, когда последним было по восемь – десять лет (иногда еще раньше);
  • Сватанье – аналог русского сватовства или запоя;
  • Особый обряд закрепления сватовства;
  • Бракосочетание;
  • Свадебное пиршество.

Существовали специальные свадебные накидки на голову невесты, ряд запретов, связанных с обычаями избегания.

Среди традиционных праздников у тувинцев стоит выделить Новый год, общинные праздники по случаю окончания хозяйственных периодов, свадебный цикл, рождение ребёнка, стрижка волос. Ни одно значительное событие в жизни общины не проходило без спортивных состязаний – национальной борьбы, конских скачек и стрельбы из лука.

Традиционные жилища восточных и западных Тувинцев так же различаются по строению. Например, у западных Тувинцев основным жилищем служила юрта: круглая в плане, имела разборный, легко складываемый решётчатый остов из жердей, скрепляемых кожаными ремешками. В верхней части юрты укреплялся на палках деревянный обруч, над которым находилось дымовое отверстие, служившее одновременно и источником света.
Юрту покрывали войлочными ковриками и так же, как и остов, скрепляли шерстяными поясами. Дверь делали либо деревянной, либо ею служил кусок войлока, обычно декорированный стёжкой. В центре юрты помещался открытый очаг. Внутри хижины устанавливали деревянные сундуки, передние стенки которых были богато украшены расписным орнаментом. Юрта делилась на две половины: справа от входа была женская часть, слева от входа – мужская. Пол в юрте был войлочных. Стеганые коврики разбрасывали по всей юрте.

Традиционным жилищем восточных Тувинцев-оленеводов служил чум, который имел остов из наклонно поставленных шестов. Его крыли в летне-осеннее время берестяными полстями, а зимой – лосиными или оленьими шкурами, сшитыми между собой. В период перехода к оседлости во вновь создаваемых колхозных посёлках многие восточные Тувинцы сооружали постоянные чумы, которые крыли специально выделанными кусками коры лиственницы, а также большое распространение получили до начала застройки типовыми домами лёгкие каркасные постройки с четырьмя, пятью или шестью углами. Хозяйственные постройки западных Тувинцев были преимущественно в виде четырёхугольных загонов (из жердей) для скота.

Практически всю одежду, включая обувь, тувинцы изготавливали из шкур и кож преимущественно домашних, а также диких животных, из различных тканей и войлока. Наплечная одежда была распашной, сшитой по образу туники. Излюбленные цвета ткани – фиолетовый, синий, жёлтый, красный и зелёный.

Зимой тувинцы носили длиннополые шубы с застёжкой на правом боку и стоячим воротником. Весной и осенью носили шубы из овчины с коротко подстриженной шерстью. Праздничной зимней одеждой была шуба из шкур молодых ягнят, покрытая цветной тканью, нередко шёлковой. Летняя праздничная одежда состояла из халата, сшитого из цветной ткани (чаще синей или вишнёвой). Полы и ворот обшивали несколькими рядами полосок цветной ткани различных цветов.

Один из наиболее распространённых головных уборов мужчин и женщин – овчинная шапка с широким куполообразным верхом с наушниками, которые завязывались на затылке. Носили просторные войлочные капюшоны с удлинённым выступом, опускавшимся на затылок, также шапки из овчины, шкуры рыси или ягнёнка, обшитые цветной тканью.

Традиционная обувь тувинцев – кожаные сапоги с загнутым и заострённым мысом, многослойной войлочно-кожаной подошвой. Голенища выкраивали из сыромятной кожи крупного рогатого скота. Праздничные сапоги украшали аппликациями из разноцветных лоскутов. Другая разновидность традиционной обуви Тувинцев — мягкие сапоги. Они имели мягкую подошву из кожи коровы без загиба мыса и голенища из обработанной кожи домашней козы. Зимой тувинцы носили в сапогах войлочные чулки с вшитыми подошвами.

Одежда восточных Тувинцев несколько отличалась от национального костюма западных тувинцев. Летом излюбленной наплечной одеждой служил «хаш тон», который выкраивали из изношенных оленьих шкур или осенней косульей ровдуги. Он имел прямой покрой, расширявшийся в подоле, прямые рукава с глубокими прямоугольными проймами. Головные уборы капорообразного покроя шили из шкур с голов диких животных. Иногда пользовались головными уборами, сшитыми из утиной кожи и перьев. Поздней осенью и зимой пользовались унтами, которые носили мехом наружу. Оленеводы, находясь на промысле, опоясывали одежду узким ремнём из кожи косули с копытцами на его концах.

Женщины-тувинцы очень трепетно относились к украшениям любого вида. Больше всего ценились перстни, кольца, серьги, а также орнаментированные чеканкой серебряные браслеты. Серебряные украшения в виде пластинки, декорированной гравировкой, чеканкой, драгоценными камнями, как правило, вплетали в толстые косы. Причем, косы носили как женщины, так и мужчины. Мужчины брили переднюю часть головы, а оставшиеся волосы заплетали в одну косу.


Буду благодарен, если Вы поделитесь этой статьей в социальных сетях: