Само слово «наркотик» известно более двух тысяч лет. Греческое слово «наркотикос» означает «приводящий в оцепенение».

Считается, что впервые употребил его Гиппократ для описания сильнодействующих веществ, которые вызывают паралич или потерю чувствительности.

Марихуана и прочий опиум для народа

С наркотиками в нынешнем понимании человечество встретилось задолго до Гиппократа.

Еще шумеры более пяти тысяч лет назад были знакомы со свойствами опийного мака. В их языке опиум назывался словом, которое в переводе означало радость.

Наряду с марихуаной опиум – один из древнейших наркотиков.

Марихуана – продукт переработки одной из разновидностей конопли (каннабиса), содержащей максимальное количество действующего вещества – дельта-9-тетрагидроканнабиола.

Опиум получается из высушенного макового млечного сока и содержит около 20 действующих веществ-алкалоидов, главные из которых – морфин, кодеин, тебаин и папаверин.

Эти два наркотика и одурманивали человечество на протяжении двух последних тысячелетий. Впрочем, использовали их и в медицинских целях – в основном, для обезболивания.

Помните известное «религия – опиум для народа» (если быть точным, «религия – опиум народа») Карла Маркса? Знаменитый немец указывал на то, что религия не только дурманит, но и помогает людям пережить боль их невыносимого существования.

XIX век

Широкое распространение наркомании началось в XIX веке. Этому способствовали два открытия.

В 1803 году из опия научились получать морфий . Он обладал более сильным действием и использовался как обезболивающее средство.

Еще через 50 лет, в 1853 году, французский врач Шарль Праваз и шотландский доктор Александр Вуд придумали шприц , с помощью которого морфий стали вводить внутривенно.

Бытовало мнение, что морфий, в отличие от опиума, не вызывает зависимости, поскольку зависимость – это «свойство желудка». В результате уже из лазаретов Крымской войны многие солдаты возвращались наркоманами.

Четверть века спустя английский химик Александр Райт добавил к молекуле морфина две ацетильные группы и получил диацетилморфин.

С 1898 года немецкая фирма «Байер» стала продавать диацетилморфин как средство от кашля. Название придумали «героическое» – героин . Только через 15 лет врачи заметили, что пациенты злоупотребляют этим препаратом.

Одновременно с героином в употребление вошел и кокаин . Хотя листья коки были известны с древности и применялись как психостимуляторы индейцами Южной Америки еще до нашей эры, главное действующее вещество листьев – алкалоид кокаин – удалось выделить только в 1855 году.

С 1879 году кокаин стали применять в медицине как обезболивающее средство. Первоначально, с 1885 по 1906 годы, кокаин содержала и знаменитая кока-кола .

Осознание беды

С конца XIX века во всем мире начало крепнуть убеждение, что наркотики наносят огромный вред . В это же время появляются подозрения о наркотической сущности кокаина и героина. В начале XX века в США случилась даже так называемая «кокаиновая паника».

23 января 1912 года в Гааге было подписано первое в мире международное соглашение о контроле за оборотом наркотиков – Международная опиумная конвенция или Конвенция де Ла Айа.

В ней говорилось, что «обязующиеся державы должны приложить все возможные усилия для осуществления контроля, в том числе и силового, всех лиц, производящих, продающих, распространяющих и экспортирующих кокаин и их производные, а также для учета зданий, в которых эти лица содержат подобные производства и торговые места».

Постепенно кокаин и героин были запрещены повсеместно , а морфин остался как обезболивающее при терминальных стадиях онкологических заболеваний.

Однако к этому времени производство наркотиков превратилось в крупный преступный бизнес.

XX век стал веком синтетических наркотиков . Часть из них синтезировалась как лекарства, например, амфетамины . Поначалу их применяли в войсках во время Второй мировой войны для снятия усталости и повышения работоспособности солдат и только после Вьетнамской запретили к применению.

Та же судьба постигла и самый известный галлюциноген – диэтиламид лизергиновой кислоты (ЛСД) , который поначалу использовался в лечебных целях в психиатрии.

Современное понимание

Сейчас словом «наркотик» принято называть вещество, которое удовлетворяет трем критериям:

Медицинский . Лекарство, которое воздействует на нервную систему и изменяет психику. Именно это действие на психику и провоцирует его немедицинское применение. Синонимы ВОЗ – психоактивное или психотропное вещество.

Социальный . Немедицинское применение вещества широко распространено и наносит значительный вред людям и обществу в целом.

Юридический . Вещество включено в перечни наркотических средств контрольными органами.

Почти во всех странах все вышеупомянутые наркотики запрещены. При ООН действует Комиссия по наркотическим средствам. В России контроль за оборотом наркотиков осуществляет Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков.

К сожалению, список запрещенных веществ пополняется почти каждый год.

Начнём сначала:

Самые ранние данные об употреблении наркотиков

Многие древние цивилизации использовали наркотики - Месопотамия, Египет, Древняя Греция, Индия, Китай, майя и ацтеки знали о том, что некоторые растения способны усыплять или опьянять человека, а определённые виды грибов – вызывать галлюцинации. Это считалось у наших предков проявлением таинственных сил, даром богов или порождением демонов. Наркотики употребляли в разных целях: во время религиозных обрядов, для восстановления сил, для изменения сознания, для снятия боли и неприятных ощущений.

Рассмотрим эти свидетельства подробнее.


Уже в дописьменный период мы имеем свидетельства того, что люди знали и использовали психоактивные химические вещества - наркотики: алкоголь и растения, потребление которых влияет на сознание. Археологические исследования показали, что уже в 6400 г. до н.э. люди знали пиво и некоторые другие алкогольные напитки. Очевидно, процессы брожения были открыты случайно (виноградное вино, между прочим, появилось только в 4-3 вв. до н.э.).

История употребления наркотических препаратов восходит к цивилизации шумеров, за 5 тысяч лет до нашей эры. Именно в раскопках тех времен были найдены первые письменные упоминания о приготовлении и употреблении опиума, который они называли «gil», что значит «радость».

Первое письменное свидетельство пьянства - рассказ о пьяном Ное из Книги Бытия.

Использовались и различные растения, вызывающие физиологические и психические изменения, обычно в религиозных обрядах или при проведении медицинских процедур. Пример - использование на Ближнем Востоке в 5 тыс. до н.э. "злака радости" (по всей видимости, опиумного мака из которого делают наркотики).

К 2737 г. до н.э. позднейшая традиция относила лечебник китайского императора Шэнь-нуна о применении конопли (в виде настоя, как чай) как «лекарства от рассеяности, кашля и поноса».

Люди каменного века знали такие наркотики как опиум, гашиш и кокаин и использовали эти наркотики для изменения сознания (в ходе религиозных обрядов) и при подготовке к сражению.

Значительную древность имеют и погребальные комплексы южноамериканских индейцев. На стенах погребальных комплексов индейцев Центральной и Южной Америки есть изображения людей, жующих листья коки (один из способов приема кокаина), датируемые серединой 3 тыс. до нашей эры. Археологические исследования в Южной Америке показали, что и здесь использование наркотических средств известно с давних времен: уже во 2 тыс. до нашей эры жители современного Перу потребляли листья коки. Когда в 16 в. империю инков завоевали испанские конкистадоры, они обратили особое внимание на широкое распространение среди индейцев жевания коки, благодаря чему, например, курьеры с донесениями могли безостановочно бежать несколько дней, не ощущая голода и усталости.

В Индии конопля получила признание в качестве сакральной травы. О гашише упоминается в древнем индийском эпосе: более сотни гимнов "Ригведы" (1500 лет до н.э.) посвящено описанию свойств знаменитого напитка из конопли - indracarana (пиша богов), который заменил легендарную сому - ритуальное галлюциногенное снадобье, состав которого до сих пор не известен.

Античность и дурман

Наркотики, как вещества, изменяющие состояние человека, были известны и древним грекам, и древним римлянам. Кроме того, греческая культура дала название препарату, приготовляемому из млечного сока засохших головок мака - слово «οπος» («опиум») в переводе с греческого означает «сок». Конопля была хорошо известна в Античном мире. Вещество "Nepenthe", упоминающееся в Одиссее Гомера, как полагают ученые было варевом, в котором конопля была наиболее активным компонентом.

Хирург Доскорид, использовавший каннабис для анестезии, упоминает о его способности вызывать "доставляющие удовольствие миражи и образы" (для обезболивающего эффекта необходимы сверхвысокие дозы гашиша, при которых проявляются галлюциногенные свойства смол конопли).

Благодаря Геродоту, существует описание обрядов очищения у скифов, которые, укрывшись в шатрах, бросали на раскаленные камни семена конопли и вдыхали пары "вызывающие радость" (5-4 в. до н.э.). Интересно что он описывает скифское камлание с воскурением дымов конопли, при том, что конопля в то время не росла в самой Элладе, и ему приходится объяснять аудитории, что это за растение.

Римские врачи I века нашей эры очень хорошо относились к опиуму, применяя его для лечения различных заболеваний. "Опьянение" каннабисом описывали также Демокрит и Гален. С авторитетом римского врача Клавдия Галена (129-201 годы), восторженно относившегося к опиуму, некоторые историки связывают чрезвычайную популярность опиума в Риме в начале первого тысячелетия. Гален писал: "Общепринято устраивать веселье и счастье на банкетах, давая гостям марихуану".

Любопытным историческим свидетельством можно считать записки римского военачальника Плиния (коменданта крепости Трир в западной Германии). В своем письме в Рим, он жаловался на употребление солдатами выварки горькой полыни - «абсинтум», после которого «ходят как в дурмане». По всей видимости речь идет о древнейшем прототипе напитка «Абсент», бывшего чрезвычайно модным во Франции XIX века.

Легенды о конопле и ее употреблении можно найти во многих религиях: в синтоизме (Япония) конопля использовалась для воссоединения женатых пар, для изгнания злых духов и для создания веселья и счастья в браке; в индуизме - конопля священное растение, которое Шива приказал принести с Гималаев для "наслаждения и просвещения человека", в буддизме конопля широко употребляется в качестве пищи и в ритуальных целях; последователи Зоратустры (Маги - Персия, 5-6 в. до н.э.) практиковали религиозное и медицинское использование конопли; эссены (Древний Египет - 1 в. до н.э.), исламские суфии, копты (первые египетские христиане) и многие другие религиозные общины хорошо знали о свойствах этого растения.

Вверху - работы Китагава Утамаро, это портреты красавиц. Все японские девушки изображены курящими марихуану из трубки. Такая трубка называется кисэру. Японские трубки имеют гораздо меньший шар-вместилище на конце, чем западные трубки для табака. Средняя часть делалась обычно из бамбука или другого вида дерева, а концы изготовлялись из металла, чаще это серебро или бронза. Название трубки происходит от слова ksher из кхмерского языка Камбоджа, страны, где конопля издавна культивируется как наркотик, там такие трубки до сих пор продаются на рынке. Позднее трубки кисэру применялись не только для конопли, но и для табака.

Как утверждает немецкий этнограф Гюго Обермейер, курение конопли при помощи трубок было известно древним германцам и галло-романцам в первом веке до н. э.. По всей видимости, за официальной европейской историей скромного текстильного растения скрывается глубокая эзотерическая и медицинская традиция, связь с которой была потеряна в период "охоты на ведьм". Интересен тот факт, что впервые конопля (древнейшее и весьма распространенное растение) была введена в классификацию лишь в 1753 году (К. Линней), другая разновидность была описана Ламарком в 1783. По некоторым данным, ранние христианские общины поощряли употребление и исцеляющих трав, которые "мудрый человек не должен избегать" (Католическая Библия, Сирах 38:4). Видимо, тогда еще сохранялась атмосфера любви, открытости и терпимости, которым учил Иисус. За упрочение ветхозаветного табу церковь принялась гораздо позже. Конопля никогда не исчезала из поля зрения священников: помимо общеизвестных и используемых тогда лечебных свойств она обеспечивала бумагопроизводство и масло для светильников.

Средневековье и первые запреты

На протяжении всей истории контакты между далекими культурами происходили благодаря торговле и войнам. Например, в результате крестовых походов и путешествий Марко Поло европейцы вновь узнали опиум и гашиш, широко распространенные на Востоке. Позднее путешествия европейцев (главным образом англичан, французов, португальцев и испанцев) в Америку принесли новые открытия. Основные наркотики, привезенные в Европу из Америки - кокаин (из Южной Америки), различные галлюциногены (из Центральной Америки) и табак (из Северной Америки).

Как показали исследования, между культурами происходил двусторонний обмен. Родина кофейного дерева - Эфиопия. Европейцы познакомились с кофейным напитком в 17 веке, моряки завезли кофейные зерна в Южную Америку, которая теперь является главным мировым производителем кофе. Добавим, что из Европы в Америку пришел алкоголь, полученный в результате перегонки, а в Чили в 1545 году появилась конопля.

Кстати, достоверная история конопли на Американском континенте начинается с XIV века, когда испанцы привезли "травку" в Перу и Чили, хотя некоторые исследователи предполагают, что это растение было известно коренным жителям Нового Света задолго до вторжения европейцев.

Законодательные гонения начались в XII столетия, когда церковь запретила употребление каннабиса в Испании, и в ХIII веке во Франции. В 1484 году Папа Иннокентий VIII официально отделил медицинские препараты из конопли, объявив каннабис неосвященным причастием сатанинской мессы. Хотя злые языки говорили что известный развращенностью натуры Папа и сам употреблял запрещенные им продукты.

Для жителей Западной Европы в то время были разрешены следующие медицинские средства: ношение маски птицы (для излечения язв), кровопускание пинтами и квартами (от пневмонии, простуды или лихорадки) и молитва с просьбой об исцелении. Запрет на медицинское использование конопли был снят только через 150 лет. Алкоголь, который к тому времени уже научились "укреплять", как известно, являлся законным опьяняющим зельем.

Начиная с эпохи Средневековья взаимоотношения западного человека с каннабисом неоднократно менялись, то становясь предметом нравственных спекуляций, то касаясь вопросов экономической выгоды. Пока церковь преследовала европейцев, употребляющих коноплю, испанские завоеватели выращивали ее по всему земному шару для производства парусов, веревок, одежды и других целей, о которых все помалкивали. Вблизи западных портовых городов часто разрастались целые поля конопли, так как волокна каннабиса наиболее прочны и водоустойчивы. Конечно, и сборщики урожая, и производители, и мореплаватели прекрасно знали о психоактивных свойствах этого растения...

В 70-х годах XVII в. английский моряк торгового флота Томас Бауэри (1649? – 1713) курсировал на своем корабле вдоль берегов индийского штата Бенгал. Команда видела, как местные жители веселились, выпив напиток «бханг» - высушенные и толченые листья индийской конопли, разведенные в свежей воде. Моряки решили попробовать эту смесь и восемь-десять человек за шесть пенсов купили на базаре по пинте напитка. Записки Бауэри, о том, что случилось затем, - это первое свидетельство очевидца-англичанина об использовании конопли для получения удовольствия. Хотя матросы обычно не слишком соблюдают правила приличия, землякам Бауэри не хотелось выглядеть глупо на публике, и поэтому пришлось соблюдать правила конспирации. Вероятно, в пуританскую эпоху не было принято веселиться открыто. Моряки наняли местного факира, чтобы тот следил за ними и за ходом эксперимента. После того, как каждый англичанин выпил свою долю, факир вышел и запер двери и окна, чтобы никто из моряков не смог выбежать на улицу, и никто из посторонних не смог войти и застать их врасплох. Как вспоминал Бауэри, большинству англичан понравились испытанные ощущения, хотя при этом пострадало их чувство собственного достоинства.

«Снадобье скоро возымело действие, и нам всем стало весело, кроме двоих, которые, полагаю, не будучи привыкшими к этой смеси, боялись, что она причинит им вред. Один уселся на пол и горько проплакал весь день. Другой, обуянный ужасом, спрятал голову в огромный кувшин и пробыл в этом положении часа четыре или больше. Четверо или пятеро из нас лежали на расстеленных в комнате коврах, восхваляя друг друга и представляя себя чуть ли не императорами. Один, в припадке вздорного настроения, дрался с деревянной колонной крыльца до тех пор, пока не содрал кожу на костяшках пальцев. Сам я и еще один моряк сидели и истекали потом, по крайней мере, на протяжении трех часов».

Тем временем их охранник, одурманившись на улице «бхангом», называл моряков королями и бравыми парнями, воображая, что находится перед воротами дворца в Агре и распевая по этому случаю на хинди. Бауэри знал, что сухие листья конопли можно курить с табаком – при этом наркотик действовал гораздо быстрее – или жевать, но самым приятным было пить его с водой. По словам Бауэри, действие конопли зависело от настроения и склонностей принимавшего его человека. Если в момент приема тот был весел, то продолжал веселиться, заливаясь необычно бурным смехом по поводу и без повода. Если же человек был грустен, то продолжал горевать и очень страдал.

Описание Бауэри процесса употребления «бханга» имело большее значение, чем он мог предположить. Английские моряки на индийском рынке олицетворяли собой международное признание наркотика, как товара с постоянно меняющимся объемом спроса, предложения и потребления. Бауэри поведал о первом случае приема наркотика европейцами, которым хотелось удовлетворить любопытство и испытать радостное забвение.

Просвещение и расцвет культуры... употребления наркотиков

Тем не менее, отношение к марихуане было осторожным вплоть до начала XIX в., когда Франция оккупировала Египет и Алжир, и Европа ближе познакомилась с этим наркотиком.

С 1611 года коноплю начинают возделывать в штате Виржиния. Текстильные и лекарственные свойства каннабиса были хорошо известны первым американским президентам (правительство выплачивало дотации фермерам, выращивающим коноплю).

Еще в 70-х годах XVII столетия пуританское самосознание превращало эксперименты с наркотиками в нечто противоправное. С середины XIX века под влиянием американского пуританизма и европейской индустриализации, наслаждение от употребления незаконных лекарственных средств и враждебное отношение к наркотическому гедонизму возрастали в геометрической пропорции.

После колонизации Индии и вторжения Наполеона в Египет в Европе вновь оживает интерес к продуктам конопли. В конце XVIII века лейб-медик императора Жан Николя Корвизар де Мар привозит в Париж целую коллекцию различных сортов гашиша, и благодаря светскому протеже французов, каннабис впервые оказывается в поле зрения официальной культуры.

Начиная с XIX века, люди стали значительно шире использовать возможности доступных лекарственных веществ, чтобы повысить настроение или снизить эмоциональность.

В 1839 году английский врач Уильямом О"Шонесси, член Королевской Академии Наук, опубликовал работу об успешном применении каннабиса в качестве анальгетика при лечении ревматизма, судорог и конвульсий.

Например ввел в европейскую фармакопею спиртовую настойку конопли - психотропное и антибактериальное средство для наружного и внутренного применения. Успешно употреблялась с середины 19 века по 1940-е гг. в качестве противосудорожного, антибактериального и болеутоляющего средства. Медицинские показания и дозировка препарата исследованы британским терапевтом Джоном Расселом Рейнольдсом, опубликовавшим свои наблюдения в конце 19 века.

Тогда же в Европе и Америке распространяется официальное медицинское использование конопли: настой из листьев и соцветий служил как антиспазматическое и снотворное средство, а легкое конопляное масло применялось для снятия воспалений.

Чай с опиумом

200 с небольшим лет назад опиум был самым обычным грузом в британских портах. Например, газета Times в феврале 1785 года, перечисляя товары, которые разгружают в лондонском порту, писала об опиуме из Смирны (Измира) в одном ряду с маслом из Ливорно и горохом из Гданьска.

"Есть притоны для курильщиков опиума, где можно купить забвение. Есть ужасные вертепы, где память о старых грехах можно утопить в безумии новых"
Оскар Уайльд, "Портрет Дориана Грея"

В начале XIX века путешественников в Норфолке предупреждали с осторожностью использовать кружки в пабах, так как местные добавляли в пиво опиум, полагая, что это убережет от опасности заразиться малярией на болотах Фенланда.

Опиум, получаемый из высушенного на солнце млечного сока опийного мака, обычно использовали как анестетик.

Приближенные британской королевы Виктории заказывали опиум у придворного аптекаря. Про саму королеву говорили, что она употребляла кокаин с молодым Уинстоном Черчиллем.

Другой британский премьер-министр Уильям Гладстоун якобы добавлял опиум в чай или кофе перед тем, как выступать с важными речами.

В 1857 американский писатель Ф. Ладлоу описывает личный опыт после приема настойки из индийской конопли, подтверждая сакральную силу этого растения. Психоактивными свойствами каннабиса восхищались Г. Торо, Г. Мелвилл, и другие известные американские писатели и философы.

Как известно, во второй половине 19 века в Париже на берегу Сены располагался "Клуб Хасгашишей" - небольшое общество литераторов и артистов, увлекавшихся экзотическим снадобьем. "Члены этого клуба регулярно встречались и употребляли гашиш в количествах, которые сегодня можно оценить как очень большие". Это были именитые литераторы: Ш.Бодлер, Т.Готье, П.Верлен, А.Рембо, О.Бальзак, А.Дюма и другие. Благодаря им гашиш стал широко известен в европейской культурной традиции.

Следует отметить, что эти люди, будучи почитателями психоактивных свойств культивированной конопли, не считали ее перспективной традицией. Тогда общество не могло правильно объяснить эффект воздействия психоделических растений на человека. Лишь в 20 веке широкий и часто непредсказуемый спектр проявлений человеческого бессознательного получил обоснование в трудах 3. Фрейда, К. Г. Юнга, А. Адлера, В. Райха, О. Ранка, А. Маслоу, С. Грофа и других известных ученых.

Ф. Ницше, по описанию его биографа Д. Галсви, будучи человеком слабым и болезненным, пользовался аптекарской настойкой из конопли, которая в периоды кризисов была для него единственным лекарством.

Между 1840 и 1900 годами в западной медицинской литературе было опубликовано более ста работ о целебных свойствах каннабиса. До 1937 конопля предписывалась как основной препарат для лечения более чем 100 различных заболеваний в американской фармакопее: как средство от астмы, мигрени, герпеса, артрита, ревматических болей, дизентерии, бессонницы и различных неврологических расстройств.

С 1850 по 1942 год марихуана была включена в Фармакопею США - официальный сборник документов по контролю за качеством используемых в медицине лекарственных препаратов. В британской Фармакопее марихуана продержалась вплоть до 1971 года.

В начале XX столетия в США курение "травки" было распространено в основном среди наемных мексиканских рабочих. От них же берет начало общеизвестное название марихуана (marijuana). К тому времени в Южной Америке и Карибских странах эта традиция была известна уже полвека. Среди белых американцев массовый интерес к каннабису возник лишь покате сухого закона 1920 года. Однако, по мере того, как определялась политика государств по отношению к опиатам и кокаину, это растение вес чаще попадало под пристальное наблюдение властей, и лишь в силу общеизвестных медицинских свойств конопля оставалась легальной.

Опиумные войны

Итак, Англия в 18 веке наладила массированную поставку наркотика на территорию Китая вывозя взамен материальные ценности, золото и мех.

Кроме того достигалась и побочная военная цель - разложение китайской армии, ибо курение опиума приняло в Китае поистине широкий размах.

С целью избавится от разлагающего влияния опиума китайский император в 1839 году в Кантоне начал массированную операцию по конфискации и уничтожению запасов опиума.

Колониальные суда с грузом наркотика топили в море. Это можно считать первой в истории человечества государственной антинаркотической программой. Однако такие действия китайских властей не встретили понимания у английских колонизаторов, и в ответ на такие действия Великобритания прислала колониальные войска для защиты своих судов.

Столкновения на этой почве известны в истории как опиумные войны. Китай, однако, потерпел в них поражение от колониальных войск и вынужден был подчиниться. По условиям Тиенсинского договора 1858 года Китай официально был вынужден согласиться импортировать опиум, но при этом мог устанавливать довольно большие таможенные пошлины.

Победа таким путём принесла колоссальные выгоды колонизаторам и, в частности, огромные прибыли получили члены Британской королевской семьи. Очень скоро китайцы начали переориентировать своё сельское хозяйство с выращивания чая и риса на маковые плантации.

Однако в реализации антинаркотической программы в 1905 году китайское правительство приняло программу поэтапного запрета опиума, которая была реализована в течение десяти последующих лет. Борьба с наркоманией и до сих пор остаётся одной из приоритетных задач государственной политики КНР - в настоящее время там одно из самых жёстких антинаркотических законодательств.

От опиумных войн - к полному запрету

Несанкционированное употребление наркотиков беспокоило в годы опиумных войн лишь священнослужителей и законодательно не преследовалось.

В 1798 Наполеон обнаруживает, что многие жители Египта из низших классов использует гашиш. Он полностью запрещает коноплю. Однако, солдаты, возвращающиеся во Францию привозят с собой традицию употребления конопли.

В 1864 году Египет стал первой страной нового времени, запретившей использование конопли.

Всё изменилось с подписанием Международной опиумной конвенции. Подписавшие договор страны, среди которых была и Россия, обязывались приложить все возможные усилия для того, чтобы остановить торговлю опиумом, морфием и кокаином.

Как и сейчас, 100 лет назад наиболее непримиримую позицию занимали Соединенные Штаты. А вот Британия в 1912 году подписала конвенцию без особого энтузиазма, говорит автор книги "Властители грёз: наркотики в XIX веке" (Emperors of Dreams: Drugs in the Nineteenth Century) Майк Джей.

Реальной проблемой для британских властей в то время был алкоголь, утверждает исследователь. "Вокруг проблемы повального пьянства XIX века шли ожесточенные дебаты", – говорит Джей.

Двоякость позиции британцев по отношению к опиуму была понятной: в XIX веке страна воевала за то, чтобы сохранить опиумную торговлю, положив конец попыткам Китая ограничить импорт наркотиков в страну.

Употребление опиума в середине XIX века воспринималось совершенно иначе, чем сейчас. Тогда можно было просто прийти в аптеку и свободно купить опиум или кокаин, впрочем, как, например, и мышьяк.

Формально в 1868 году Актом об аптеках в Англии были введены некоторые ограничения. В теории получить опиум стало сложнее: покупатель должен был назвать свое имя и адрес. В реальности изменилось немногое.

В 1890 - гашиш признается незаконным в Турции и Греции.

Но мода менялась: и на смену опиуму шел "бодрящий" кокаин. В результате герой книг Артура Конан Дойля прославленный сыщик Шерлок Холмс колет себе "семипроцентный кокаин" для прояснения сознания.

В кокаине видели некоторые минусы и недостатки, но на рубеже веков не было и намека на ту порочность, с которой он стал ассоциироваться позднее.

В отличие от Британии в США кокаин ассоциировался с уличной преступностью и часто упоминался в расистской пропаганде, как наркотик, который делает чернокожих безумными и заставляет нападать на белых женщин.

Внутриамериканская повестка дня повлияла на то, что Вашингтон настаивал на подписании международных соглашений, что в итоге было оформлено в Опиумную конвенцию 1912 года.

В неё вошли представители 13 государств, в том числе и России. Серьёзная вспышка наркомании в нашей стране случилась после Первой мировой войны. Практика применения наркотиков в армии была в то время обычной для многих стран. В полевых госпиталях раненые получали морфий и кокаин. В Англии даже существовал особый медицинский набор с названием «Полезный подарок для друга, едущего на фронт» со шприцем и ампулами с морфием и кокаином. Но больше всего наркомания распространилась в среде поэтов, писателей, людей искусства.

И как только кокаин и опиум были объявлены вне закона, полиция легко взяла ситуацию под контроль.

Сейчас, когда в мире постоянно спорят об эффективности мер борьбы с наркоторговлей, кажется странным, что договор 1912 года оказался действительно эффективной мерой, но это действительно было так. Потребителей было чрезвычайно мало и в основном в "богемной" среде, поэтому никаких серьезных сил заинтересованных в поставках наркотиков не было.

Глобализация наркотиков

Благодаря тому, что появившиеся в прессе рассказы о марихуане и гашише были неприглядными и отталкивающими, распространение наркотика в Европе шло медленно. Широкую популярность в Европе конопля завоевала лишь к 1960-м годам, когда ее заново привезли путешественники из Соединенных Штатов. Лишь тогда произошли кардинальные изменения в отношении западного общества к наркотикам.

"Бейбибумеры" стали первым поколением в истории, которое стало действительно глобальным потребителем. Люди неожиданно стали ездить в Марокко курить гашиш, или прибиваться к гастарбайтерам, употреблявшим марихуану.

Плотину прорвало. Если некогда властям противостояли сравнительно небольшие группы нарушителей, живших в своей маленькой наркотической субкультуре, то теперь их проблема – миллионы потребителей и влиятельные международные наркокартели.

Синтетика - привыкание с первого раза!

Истории всех наркотических веществ похожи. В Древнем Китае, Греции и Риме алкоголь и индийскую коноплю использовали как обезболивающие средства. Наркотические вещества потребляли (жевали, курили) без специальной обработки, а потому их разрушительное влияние на организм было сравнительно слабым.

Человек научился переработкой превращать эти вещества в яды, несущие смерть.

Итак, в 19 веке европейские химики научились изготавливать из природного сырья более чистые и сильнодействующие препараты. В 1805 немецкий химик Ф.Зертюрнер выделил из опия алкалоид, названный морфином (в честь греческого бога сновидений Морфея), в 1832 французский химик П.-Ж.Робике – кодеин. Весовое содержание морфина и кодеина в опии составляет 10 и 0,5% соответственно. С 1870-х из морфина химическим путем стали получать героин (диацетилморфин) и другие сильнодействующие наркотики.

Определенной вехой в культуре употребления наркотиков стало изобретение шприца. Считается, что его в 1864 изобрел швейцарский ветеринарный врач Чарльз Правец, а в 1865 году англичанин Александр Вуд совместил шприц с изобретенной им полой иглой для инъекций. Как и другие лекарственные препараты, наркотики, прежде всего морфин, также стали вводиться инъекционным способом. Это позволяло добиваться необходимого эффекта при значительно меньшей дозе препарата, а при внутривенных инъекциях значительно усиливались эйфорические ощущения. С распространением инъекционной формы введения наркотика усилились медицинские проблемы наркозависимых, в виде абсцессов, флебитов, передозировок, инфекций, передающихся через кровь, самыми грозными из которых являются ВИЧ, и гепатиты.

Промышленное производство синтетических наркотиков началось только в 20 в. Вторая половина XX века принесла человечеству новые искусственные яды, в том числе ЛСД.

Ныне благодаря неисчерпаемому "спросу" постоянно появляются новые их разновидности.

Сейчас синтетически путем получены аналоги практически все природных наркотиков. Есть большая группа синтетических опиоидов, стимуляторов, галлюциногенов, многие из которых по своему действию намного сильнее своих природных предшественников.

Производство таких синтетических наркотиков вполне может быть налажено в небольших нелегальных лабораториях, чтo полностью устраняет привязку наркобизнеса к традиционным источникам сырья.

Россия

Шествие наркомании не обошло стороной и Россию. Вот только в советское время об этом мало кому было известно. В то время наркоманов отправляли в лечебно-трудовые профилактории.

Распад СССР, переход к рыночным отношениям стали причиной роста наркомании среди населения: с 1985 по 1995 год число только зарегистрированных наркоманов выросло в пять раз.

Ситуация осложняется тем, что в России гораздо быстрее, чем в других странах, наркоманы переходят от лёгких наркотиков к тяжёлым.

Сейчас в стране на учёте официально состоят полмиллиона наркоманов. На самом деле их как минимум в десять раз больше – это едва ли не каждый 20-й россиянин. Число наркоманов растёт в геометрической прогрессии: каждый наркоман в год затягивает в смертельный водоворот ещё 10–20 человек!

Современность

Закон

Официальный запрет на культивирование, производство, продажу и владение наркотиками, а так же покупку и т.д. действует в большинстве стран мира. Однако, есть территории, на которых продажа и употребление его декриминализованы, и даже легализованы. К таким местам относятся Южная и Западная Австралия, Чехия, а так же Нидерланды, где марихуана запрещена, но взрослые (старше 18) не привлекаются к ответственности за марихуану, а кафе могут торговать ей на законных основаниях.

К чему это приводит

Передозировка вызывает отравление, анафилактический шок, летальный исход. Регулярное употребление приводит к привыканию к препарату, с последующим летальным исходом.

5 самых известных людей, погибших от наркотиков:

Мэрилин Монро

Элвис Пресли

Джими Хендрикс

Курт Кобейн

Майкл Джексон

Подумайте - оно вам надо?!

По сравнению с возрастом человека современного типа — homo sapiens (не менее 40 тыс. лет) время потребления отдельными народами слабоградусного алкоголя, вроде пива, коротко: максимум 4-10 тыс. лет. Ещё короче время потребления крепкого алкоголя, типа водки, полученного путём перегонки — не более 500 лет. То есть потребление слабоградусных алкогольных изделий по времени составляет не более 10 — 25%, а крепких алкогольных изделий — не более 1,25% возраста «человека разумного».

C переходом к позднепервобытной производящей общине, с VIII-II тыс. до н. э., жители материка Евразия начали изготавливать и потреблять слабоградусные алкогольные изделия, полученные путём естественного сбраживания: пиво, мёд (как хмельной напиток), а позднее в южных районах и виноградное сухое вино. Открыв наркотические свойства алкоголя, первобытные люди стали принимать алкоголь в ритуальных, обрядовых целях на нечастых сезонных пирах, которые были необходимым условием поддержания дружественных межобщинных и внутриобщинных связей. Причём, приём алкоголя не являлся самоцелью, а был частью общего праздника, пить допьяна было не принято.

В Древней Греции пили мало, и только разбавленное вино, которое смешивали в соотношении 1:3, 1:4 (одна часть вина и три-четыре части воды). А если учесть, что крепость натурального вина не превышает 12-13%, то нетрудно подсчитать, что крепость вина, которое пили в те времена, не превышала 3-4 градусов. Кроме того, для повседневного употребления вино разбавляли даже в пропорции 1:20. Косвенными свидетельствами о характере употребления алкоголя в то время являются литературные памятники, эпитафии. Вот надпись на могильном камне (Каллимах, 310 — 240 гг. до н. э.): «Пьяницу Эрасиксена сгубили винные чаши: выпил несмешанными он сразу две чаши вина ».

Но даже тогда, когда вино было принято разбавлять водой, существовало пьянство и представление об опьянении, как о чём-то постыдном и недопустимом. В Древней Греции винопитие осуждали Гомер, Геродот, Каллимах, Полемон, Феокрит.

В Древнем Риме отношение к алкоголю поначалу также было сдержанным, существовало много запретов и ограничений: запрещалось пить вино мужчинам, не достигшим 30-летнего возраста, а женщинам — всю жизнь. Когда же пьянство захлестнуло Римскую Империю, она пала. Как римляне теряли города во время нашествий варваров, рассказано в ряде документов: уже враг стоит у стен, а отцы города покидают пирушку только тогда, когда враги уже по существу входят в город.

Вопреки расхожим представлениям, эпикурейцы как философское течение, прославляющее наслаждение жизнью, к алкоголю относились очень сдержанно, а сам Эпикур вел почти трезвый образ жизни. Абсолютно воздерживался от вина математик Пифагор и того же требовал от своих учеников. ; Добровольным безумием называли пьянство Аристотель и Сенека.

Во всех древних культурах безоговорочно запрещалось пить вино детям, а во многих — и женщинам.

Дистиллированный спирт из виноградного вина стали получать в VI-VII веках арабы и назвали его «аль коголь», что значит «одурманивающий». Первую бутылку дистиллированного спирта изготовил араб Рагез в 860 году. Перегонка вина в спирт сразу же резко усугубила пьянство. Те, кто первыми заглянули в алкогольную пропасть, первыми и осознали пагубные последствия алкоголя. Видимо, именно это и послужило поводом для запрета алкоголя основоположником ислама Мухаммедом (Магомет, 570-632). Этот запрет впоследствии был введён в свод мусульманских законов — Коран (VII в). С тех пор на протяжении 12 веков в мусульманских странах алкоголь не употребляли, а отступников жестоко карали.

Крепкий алкоголь также научились получать в средневековье в Западной Европе путём возгонки вина и других бродящих сахаристых жидкостей. Согласно легенде, одним из первых это первым сделал итальянский монах Валентиус. Испробовав вновь полученный продукт и придя в состояние опьянения, алхимик заявил, что открыл чудодейственный эликсир, делающий старца молодым, утомленного бодрым, тоскующего веселым. В 1260 году ирландские монахи научились дистиллировать хлебное вино, которое получило название «виски». С тех пор алкоголь быстро начал распространяться по всему миру. Особенно значительное распространение крепкий алкоголь в Европе получил после изобретения в начале XIX столетия «шнапса» — водки из картофеля.

Почти трезвой была Древняя Русь. Существует миф о том, что пьянство является старинной традицией нашего народа. Русский историк и этнограф профессор Н.И. Костомаров (1817-1885) доказал, что в Древней Руси пили очень мало. Аналогичные выводы делает Иван Прыжов в своей фундаментальной работе «История кабаков в России в связи с историей русского народа». Он указывает, что русские пили в основном слабоградусные «напитки». Лишь на избранные праздники варили медовуху, брагу или пиво, крепость которых не превышала 5-10 градусов. Чарка пускалась по кругу, и из неё каждый отпивал несколько глотков. Пить допьяна было не принято. Как говорится в русских сказках: «И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».В будни никаких спиртных «напитков» не было, и пьянство считалось величайшим позором и грехом. Крепость сухих вин, завозимых из Византии, была тоже невелика — от 9 до 14 градусов. Более того, в домосковской Руси вино было принято разбавлять водой, как в Греции и Византии (1:3 или 2:5). Все «напитки» были домашнего производства и не являлись предметом коммерции.

Согласно исследованию Н.П. Загоскина (1851-1912), в России пили мало и в средние века. По Устюжской Уставной грамоте 1614 года населению дозволялось варить и держать в домах крепкие пития на 4 праздника: Великий День (Пасха), Дмитриевскую субботу, Николин день и на Масленицу. А в Пермской Уставной грамоте 1553 года даже указывалось, что разрешение варить хмельные пития распространялось лишь на «лучших людей», чтоб «порухи меж ними и убийства не было ».

Б. Кутырев провёл исследование по двум книгам — «Сказание о русской земле» Нечволодова (1913) и «Иностранцы о древней Москве, XV-XVII века (сборник архивных материалов) и приводит следующие высказывания иностранцев о нравах на Руси.

Барбаро Иосафат, венецианский купец и дипломат, был на Руси в 1436-1452 гг.:

«Великий князь Иоанн издал запрещение изготовлять брагу и мёд и употреблять цветы хмеля в чём бы то ни было. Таким образом, обратил их к хорошей жизни ».

Сигизмунд Герберштейн, австрийский дипломат в России:

«…русским, за исключением немногих дней в году, запрещено пить мед и пиво, а телохранителям одним только предоставлена полная свобода пить, и поэтому они отделены от сообщения с остальными, чтобы прочие не соблазнялись ».

Александр Гваньини, комендант Витебска 1569-1587 гг.:

«Василий III построил слободу «Наливки» для солдат своей гвардии и других иноземных солдат — поляков, немцев, которые по природе своей любят пьянствовать».

Матфей Меховский, польский епископ (начало XVI в.):

«Во избежание пьянства, царь запрещает под страхом лишения жизни, держать в домах мёд и другие опьяняющие напитки, кроме двух-трёх раз в году, с разрешения государя ».

Климент Адамс, мореплаватель. Был в России в 1553-1554 гг.:

«На пиру у царя в честь английского посольства было 100 человек гостей. Обед кончился, когда были уже зажжены свечи (потому что наступила ночь). И царь простился с обедавшими, назвав всех по именам ».

(Попрощаться по именам с сотней гостей, из которых многие иностранцы, под силу только трезвому человеку!).

Михалон Литвин:

«В Московии же нет нигде шинков, и если у какого-нибудь домохозяина найдут хоть каплю вина, то весь его дом разоряется, имения конфискуются, прислуга и соседи, живущие на этой же улице, наказываются, а сам хозяин навсегда сажается в тюрьму.

Так как московитяне воздерживаются от пьянства, то города их изобилуют прилежными в разных родах мастерами… ».

Нечволодов: «Под влиянием татарского ига стало заметно усиливаться общее огрубление нравов, образованность падала, а развивались пьянство и любовь к грубым зрелищам, между прочим, к кровавым кулачным боям ».

В.В. Похлёбкин, историк и этнограф, автор фундаментальной работы «История водки» указывает, что в целом виноделие, медоварение и пивоварение на Руси, как и в других странах, носили «патриархальный (домашний или общинно-артельный характер, были тесно связаны с религией и ритуальными обычаями, восходящими к языческому культу предков и загробных верований», «использовались для важных, государственных, торжественных, религиозно-политических целей… Поэтому все эти «напитки» рассматривались не просто как алкогольные, но в первую очередь как священные…, а потому традиционно не связывались с фискальными (финансовыми — прим. автора) интересами классового государства ».

Если русские традиционно пили мало, то откуда тогда взялся миф об «извечном русском пьянстве»? По мнению доктора политических наук В. Мединского, этот миф был сочинен нашими европейскими соседями, которые пили куда больше, чем русские, но которых сильно беспокоила растущая мощь России. Поэтому они стали внушать, что это русские — пьяницы, а не они, тем самым программируя на пьяное поведение своих соперников.

XIV-XV вв. явились переломными в производстве алкоголя в России. В 1386 году русские впервые ознакомились с виноградным спиртом, ввезенным из Кафры (Крым) генуэзскими купцами.

На Руси сырьём был не виноград, а зерновые. Создание винокурения на Руси В.В. Похлёбкин связывает с периодом апогея экономического развития сельского хозяйства, когда появились излишки хлеба в результате применения трёхполья, т. е. в 40—70-е гг. XV века. Предположительно хлебное вино впервые стали выкуривать в Московском государстве. Однако в XV-XVI вв. словом «водка» обозначали лекарства в аптеке — настои, отвары, водка значит «разбавленная водой». Закономерно, что хлебное вино, разбавленное водой, тоже стали называть водкой. Но лишь в XVIII веке это слово стало впервые употребляться в официальном языке. Получается, что слово «водка» для обозначения алкогольного изделия применяется немногим более 200 лет. А история того изделия, которое называется водкой сегодня (чистый спирт, разбавленный водой), согласно недавнему исследованию Б.В. Родионова, вообще началась лишь в 1895 году с введением государственной питейной монополии.

Винокурение стало одним из технических открытий феодального общества — оно возникло в эпоху перехода от патриархальщины к рыночно-денежному хозяйству. На смену бесконтрольному производству домашних «напитков» приходит жёсткая, беспощадная, скрупулёзно проводимая «государственная регалия» на выделку хлебного спирта. Появляется государственная монополия на производство и сбыт , ведь сырьё крайне дешёвое, и в отличие от напитков, получаемых натуральным путём, производство спирта значительно дешевле и прибыль в десятки и сотни раз перекрывает стоимость сырья. Так было положено начало пьяной традиции в России: пьянство стало насаждаться «сверху». ;

При Иване III организуются первые кабаки. Корчмы , где можно было не только выпить, но и поесть, уничтожаются, вместо них создаются кабаки — исключительно питейные заведения. При Иване Грозном продажа водки разрешена только опричникам царя. В царевых кабаках должны были пить крестьяне и посадские. А власть имущим было дозволено «курить» вино для домашнего употребления.

Во главе царевых кабаков были поставлены целовальники. Их называли так, потому что они «целовали крест и клялись, что весь доход будут направлять в казну». Работа целовальника была выборной, считалась повинностью и не оплачивалась. Со временем в сознании народа сложился образ целовальника, умеющего грабить не только для государства, но и для себя.

Целовальникам были даны большие права. Малейший недобор угрожал им царевой немилостью, а увеличение сбора сулило почести. За недобор денег в казну миряне подвергались правежу — избиению тростью. Каждый подвергался правежу ежедневно до тех пор, пока не выплачивал долга.

Как отмечал Э.И. Дейчман, в кабаках XVII века висело объявление: «По указу царя и великого князя Алексея Михайловича всея Руси… питухов от кабаков не отзывать, не гоняти — ни жене мужа, ни отцу сына, ни брату, ни сестре, ни родне оной, покуда оных питух до креста не пропьется ». Получается, что пьянство насаждалось сверху из корыстных побуждений — пополнить казну. Фактически для крестьян и посадских людей был введён дополнительный налог. Однако это было только начало спаивания.

Значительный вклад в насаждение пьяных традиций в России внёс Пётр I. Образ настоящего «европейского времяпровождения» сформировался у этого царя ещё в юном возрасте и позже вылился во «Всепьянейший Собор» с его пьяными ассамблеями и принудительным пьянством, которое часто заканчивалось под столом. Собор был своего рода «общественной организацией», устав которой лично подписал Петр. Главное требование устава было: «Быть пьяным во все дни и не ложиться трезвым спать никогда ». Низости, творимые Петром и его сподвижниками, историки сравнивают с бесчинствами безбожников в 1920-е гг., когда безбожники с черепами на палках бегали по храмам, матом орали в церкви и блевали на алтарь. Трезвых, как страшных грешников, при Петре торжественно отлучали от всех кабаков в государстве, а еретиков, борцов с пьянством, предавали анафеме.

Винокурение и насаждение пьянства сразу же привели к социальным последствиям — росту пьянства, возникновению новых, более свободных моральных норм и отношений, к возникновению новых конфликтных ситуаций, росту городского нищенства.

Особенно безудержной алкогольной эксплуатации наш народ стал подвергаться в первой половине XIX века, когда появилось фабричное производство водки и когда повсюду были открыты кабаки с продажей водки днем и ночью. Тогда-то и появилась проблема не просто пьянства, а алкоголизма, что вылилось в конечном итоге в массовое трезвенническое движение и установление «сухого закона» («право местного запрета») (1914-1925 гг.).

Следующая волна спаивания народа приходятся на конец 20-30-х гг. ХХ столетия после снятия всех ограничений на производство и продажу алкоголя (после отмены «сухого закона»). В сороковые годы роковую роль в распространении пьянства сыграли наркомовские 100 граммов на фронте во время Великой Отечественной войны: многие бывшие фронтовики стали алкозависимыми.

И новая волна спаивания — в 60-е гг., когда в средствах массовой информации развернулась лживая пропаганда «умеренного», «культурного» потребления алкогольных изделий. Одновременно был запущен эффективный экономический механизм спаивания. Алкогольно-табачная выручка стала распределяться не через центральный бюджет, а уходила в местный, что «вдохновило» местные власти на наращивание более лёгкого и куда более прибыльного производства алкоголя и табака по сравнению с другими товарами. Как грибы после дождя, стали расти на всем пространстве СССР и, особенно в России, спиртзаводы. Повышенное предложение при поддержке пропаганды «умеренных» доз и привело к стремительному росту пьянства.

Наконец, последняя волна спаивания, самая беспрецедентная за всю историю России, началась после поражения горбачёвской антиалкогольной кампании в 90-е гг. XX и первое десятилетие XXI веков.

Сравним данные о потреблении алкоголя в дореволюционной России, СССР и современной России в течение XX в. (в литрах абсолютного — 100-процентного — алкоголя на душу населения в год). Используются расчёты видного советского социолога И.А. Красноносова и современного исследователя эпидемиологии потребления алкоголя и его последствий, доктора медицинских наук А.В. Немцова:

Из приведённых данных видно, что в 1914 году, когда российское общество считало алкогольную ситуацию настолько чрезвычайной, что это вынудило царя Николая II ввести «право местного запрета», в России пили в 3-4 раза меньше, чем в 2009 году!

Таким образом, легенда о том, что мы «всегда так пили», даже с учётом последних трёх-четырёх «пьяных» десятилетий, не соответствует действительности.

Табак

Обычай курить табак впервые появился в цивилизациях, практикующих человеческие жертвоприношения и магические ритуалы. Считается, что новейшая история табака началась в 1492 году и неразрывно связана с именем Христофора Колумба. Главной целью экспедиции Колумба было открытие новых торговых путей, желание разбогатеть. Колумб был адмиралом испанского флота, и в своих поисках новых путей к Индии, по ошибке «открыл» Америку. Но по дороге в Америку он попал со своей командой на группу островов, которая получила название Западно-Индийские острова.

Когда он высадился на эти острова, то обнаружил, что аборигены, которых Колумб называл индейцами, курят внушительных размеров трубки, скрученные из листьев какого-то растения, выпуская изо рта клубы дыма. Это были первобытные «сигары», которые сами индейцы называли «Табаккос».

Поначалу табак курили сами моряки, а также портовые проститутки, криминальные элементы, портовые рабочие.

Вскоре табак стало популярным и среди высших классов испанского и португальского общества, и связана эта популярность, прежде всего с именем Жано Нико, сына бедного нотариуса, который благодаря своему трудолюбию и талантам попал в португальский двор. Экспериментируя с выращиванием табака в садах Лиссабонского двора, он стал изучать лечебные свойства свежих табачных листьев. Он вылечил одного из своих знакомых, страдающих болезнями носа, компрессами из свежих табачных листьев, затем даму с дефектами кожи тем же способом избавил от абсцесса на щеке. Путь к известности для Нико был открыт.

Во Франции, после ранней смерти своего сына пришла к власти Екатерина Медичи. Страдая мигренями, она обратилась к Нико, и тот рекомендовал ей растертые в порошок листья табака в качестве нюхательного средства. Лечение королеве помогло, и вскоре весь королевский двор стал нюхать табак вне зависимости от мигрени и прочих недомоганий.

Екатерина Медичи оказала Нико огромную поддержку в его табачных начинаниях, табак стали выращивать во всех королевских садах, а потом и по всей Франции, а оттуда распространился на всю Европу.

В XVIII веке сигары были популярны уже при всех дворах Европы.

Русской царице Екатерине II присылали сигары, украшенные шелковыми ленточками, чтобы её пальчики не впитывали табачный запах и не желтели, касаясь табачных листьев.

Как видно из выше изложенного, распространению табака способствовала вера в его целебные свойства, а также мода на его употребление, которую ввели королевские особы. В наши дни табак успешно применяют в борьбе с огородными и садовыми вредителями, а свежие литья табака поедают даже животные. Но табак становится опасен, когда в высушенном виде превращается в табачный дым или применяется для рассасывания во рту.

Табак в России был под запретом вплоть до правления Петра I, который, находясь в Европе, сам пристрастился к табаку, вернувшись, разрешил его свободный ввоз и продажу.

По мере распространения табака предприимчивые люди быстро смекнули, что на табаке как веществе, вызывающим зависимость, можно неплохо зарабатывать, что и стало главной движущей силой по его дальнейшему распространению.

Распространению табакокурения в России в ХХ столетии способствовали русско-японская, Первая и Вторая мировые войны.

Размер папиросы в Первую мировую войну соответствовал калибру патрона, чтобы в случае необходимости быстро перестроить производство одного средства массового уничтожения на другое с наименьшими затратами.

Во время Второй мировой войны Адольф Гитлер так формулировал свою политику в отношении ненавистных ему славянских народов: «Никаких прививок, никакой медицины, никакого образования, только водка и табак».

На рубеже тысячелетий на Западе табачному капиталу пришлось изрядно потесниться после серии успешных судов против табачных фирм, которые провели обычные граждане. По утверждению главного санитарного врача России Геннадия Онищенко, Западная Европа планирует к 2020 году полную ликвидацию производства и продажи сигарет. Курение всё больше становится сомнительной привилегией «неполноценных» народов.

Изгоняемые из США и Европы, табачники нашли рынок сбыта в России. С начала 90-х годов началось небывалое распространение курения табака в России, и Россия стала одной из самых курящих стран мира. Производство сигарет в России только с 1995 по 2007 гг. выросло с 250 до 400 миллиардов штук.

Табакокурение в истории Европы и особенно России является относительно недавним приобретением и насчитывает всего несколько веков. Не курили известные герои русской литературы Онегин и Печорин. Ещё в конце XX столетия почти не курили российские женщины, а в школах курили в основном только «трудные» дети. Разговоры о том, что мы всегда так курили, — опасный миф, который дезориентирует общественное мнение и мешает принять адекватные меры в борьбе с курением табака.

Наркотики

Выводы к главе 3

  1. История человечества значительно древнее, чем история алкоголя. Потребление слабоградусных алкогольных изделий по времени составляет не более 10-25%, а крепких алкогольных изделий — не более 1,25% возраста «человека разумного».
  2. Когда были обнаружены свойства некоторых веществ изменять сознание, они были тотчас взяты под контроль вождями племен, жрецами, шаманами. Первоначально наркотики применялись только в религиозных культовых и медицинских целях. Социальная история наркотиков начинается позже и первое время ограничивается ритуальным употреблением в честь различных значимых событий: смены времён года, удачной охоты, сбора урожая и т.п.
  3. Распространению наркотиков часто способствует слепая вера людей в безобидность их употребления и их мифические целебные свойства. Распространению наркотиков нередко способствуют и заблуждения интеллектуалов, которые спешат поделиться своими «открытиями» с остальным миром.
  4. Социальная история всех «легальных» и «нелегальных» наркотиков свидетельствует, что они нередко становятся средствами манипулирования людьми, экономической и политической эксплуатации. Как правило, насаждение пороков начинается «сверху».
  5. Главный исторический урок состоит в том, что насаждение наркотиков всех мастей и видов, держится на лжи и обмане, целью которой является эксплуатация, стремление жить за чужой счёт.

Реабилитационный центр “РЕЦЕНА” – это проект, который создан с целью помочь зависимым людям в освобождении от наркомании и алкоголизма, а также вести просветительскую деятельность среди молодежи по предотвращению последствий данной проблемы в Украине.

Реабилитационный центр «РЕЦЕНА» призван помочь людям, которые оказались в сложной жизненной ситуации, произвольно или не произвольно став рабами алкоголизма и наркомании.

Филиалы реабилитационного центра расположены по всей Украине, в экологически чистой местности. Он соответствует всем нормам и стандартам, кроме того, обустроен таким образом, чтобы человек чувствовал себя максимально уютно и комфортно. В такой среде лечение наркомании или лечение алкоголизма проходит с меньшим стрессом для зависимого. Благоприятная атмосфера вдохновляет человека не только вернутся к прежней здоровой жизни но и открывает перед ним новые горизонты: человек ставит цели, стремится к их осуществлению, находит в себе силы подняться над жизненными обстоятельствами.

Лечение наркомании и лечение алкоголизма проходит по комплексной программе 12 шагов.

Курс лечения длится около 6 месяцев, регулируется психологом в совете с остальными сотрудниками центра. Курс ресоциализации, восстановление человека в обществе, - длится 6 месяцев.

Коллектив реабилитационного центра «РЕЦЕНА», состоит из сотрудников и волонтеров. Есть и люди в прошлом зависимы, которые знают, что такое наркомания не понаслышке и могут помочь из собственного опыта.

Родителям и родственникам!

В лечении наркомании и лечении алкоголизма немаловажно поддержка родителей, родственников. Чаще всего близкие зависимого не понимают насколько важна их помощь и поддержка.

Статистика говорит, что 70% срывов, даже после длительного лечения, проходит по вине родителей, близких зависимого. Именно поэтому, реабилитационный центр «РЕЦЕНА» предлагает курсы для созависимых. Прийти может каждый, предварительно записавшись.

РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР «РЕЦЕНА»


Реабилитационный центр «Рецена» работает уже более 20 лет . За это время мы добились отличных результатов по лечению алькогольных и наркотической зависимости. И это подтверждено статистикой, где максимальный срок трезвости - 20 лет, самый минимальный - 1 год. За время нашей работы были созданы и восстановлены семью и семейные отношения, родились детки, ребята, которые раньше умирали от наркотиков, сейчас имеют обрахование, работу и стабильный заработок. На данный момент, в нашем центре проходят реабилитацию зависимые люди, котоыре приехали из разных городов Украины и России.

НАША КОМАНДА

У нас большая квалифицированная команда, которая состоит из 38 сотрудников, и 12 волонтеров. В число сотрудников входят консультанты, которые проходили специализированную школу по химической зависимости, и знают о проблеме наркомании и алкоголизма не понаслышке. Так же у нас есть 10 психотерапевтов и 10 арт-терапевтов, которые имеют специализированное образование в области психологии и психиатрии.

ПРОГРАММА 12 ШАГОВ

Наш наркологический центр работает по программе «12 шагов» . У многих ребят есть внутренние проблемы. которые необходимо проработать - для чего в центре работают высококвалифицированные психологи и арт-терапевты - чтобы в дальнейшем им это не помешало выздоравсивать. Мы разработали специальную тетрадь, по которой пишутся письменные работы. По этим письменным работам прорабатывается каждый шаг в отдельности, а так же, начало и последствия употребления, взаимоотношения в семье, и многое другое. Мы создали тетрадь по профилактике срыва, где каждую неделю можно просмотреть и проработать, что могло подвести к срыву. Благодаря этому, ребята учатся анализировать свое психологическое состояние, и учатся бороться с негативными мыслями, эмоциями, ситуациями.

КАК МЫ ПРОВОДИМ ВРЕМЯ

Регулярно в нашей организации, проходят терапевтические лагеря , где собираются выздоравливающие зависимые из России, Украины, Германии, Беларуси и Израиля. Это время проходит очень весело и интересно: КВНы, котоыре придумывают сами участники; общение со звездами кино и эстрады; творческие концерты; родитильские вечера; флеш-мобы - и многое другое. Два раза в год мы встречаемся летом на море, и один разз зимой, в пансионате или доме отдыха. Ребята, котоыре проходят лечение в реабилитационном центре, регулярно посещают баню, выезжают на чемпионаты по футболу, которые проводятся между организациями, различные спортивные мероприятия. Мы за здоровый образ жизни.

Мясо , как пища, было известно человечеству всегда, во все эпохи его развития, и часто служило основой для его выживания в древние времена. «Энергетический запас», который давала богатая белками мясная пища людям, возвел мясо в ранг одного из самых распространенных и почитаемых продуктов в мире. Сохранившиеся в античной литературе описания пиров у Гомера, Платона, Ксенофонта и многих других древних авторов упоминают об очень разнообразных видах мясных блюдах. Так, на афинских пирах подавали мясо домашних и диких животных, в качестве деликатеса - зайца, дроздов; из мяса, крупы и специй делали колбасы; солёное и копчёное мясо напоминало ветчину. У римлян любимыми мясными блюдами были свинина, баранина, говядина, ослятина; мясо диких животных, особенно кабана; сосиски из потрохов с пряностями и колбасы; домашняя птица и дичь.


Подготовка к императорскому пиру
Картина Франса Снейдерса (1579 - 1657) «Кухня»

Согласно Геродоту, у скифов было распространено «нагревание камнями». Оно состояло в том, что в яму, наполненную водой, бросали раскалённые камни до тех пор, пока вода не закипала. После этого в ней варили мясо. Нередко скифы пекли мясо в золе.

До принятия христианства на Руси убой скота носил характер жертвований, но с принятием христианства население стало соблюдать христианские посты и мясоеды. Появились ремесленники-мясники, кожевенники, костерезы. До эпохи Петра I скот убивали на рынках, в сенях домов, в специальных «мясных шалашах», на пустырях, на берегах рек или на открытом месте у оврагов. Пётр I повелел строить бойни и издал указы, регламентирующие торговлю мясом.

Простейшие способы консервирования мяса были известны ещё с древности. В частности, копчением в дыму заготавливали впрок мясо животных. В середине XIX в. в России увеличивается производство свинины для изготовления копчёностей. Из-за границы стали поступать аппараты и приборы, специи и пряности для выработки мясных копчёностей и колбасных изделий.

Религиозные традиции во все времена и у всех народов накладывали отпечаток на употребление мясной пищи. В иудаизме мясо некоторых животных признаётся «кошерным» (то есть подходящим для употребления), а некоторых - «некошерным». «Кошерный» - означает пригодный в пищу. Кашрут (кошрут, кошер) – часть традиций и норм иудаизма. Иными словами – это трёхтысячелетняя история правил и законов, с непрекращающимся углубленным изучением и комментариями по сложным вопросам. Кашрут (кошер) регламентирует рациональное, здоровое питание и высокие требования к качеству пищи. То есть знак «кошер» означает, что продукт проверенный, качественный и экологичный – полезный для здоровья. «Я – то, что я ем» и, если руководствоваться такой популярной формулировкой, то кошерные продукты также более чем подходят для такой концепции здорового питания. Как известно, мясо с кровью является некошерным и не пригодным к употреблению в пишу. Существуют способы кошерования мяса - просолка и жарка на огне.


В буддизме запрещено убийство животных для поедания, так как это отрицательно сказывается на карме. Тем не менее, буддист может употреблять мясо животного, но только в случае, если он уверен, что животное не было специально умерщвлено для поедания. В индуизме корова считается священным животным, поэтому индуистам, в целом употребляющим мясо, запрещено употребление говядины, которую в своём рационе они замещают буйволятиной.


В Индии коров нельзя есть, их нельзя обижать, ругать, кричать на них

В исламе мясная пища может быть допустимой (халяль) и недопустимой, в частности, запрещается употребление свинины и мяса животных, убитых неподобающим образом. Употребление мяса жертвенного животного (обычно барана) является важной составляющей исламского религиозного праздника Курбан-байрам.


Праздничный стол на Курбан-байрам

Китайцы и корейцы предпочитают мясу многих животных мясо молодых собак, находя его вкус пикантным и ароматным и ценя его столь же высоко, как, скажем, французы ценят деликатесные лапки лягушек.


Лягушачьи лапки – изысканный французский деликатес

На Руси христианство четко разграничило мясо на «чистое» и «нечистое». Нечистым мясом на долгие десятилетия были объявлены конина (не считавшаяся прежде недостойной пищей), медвежатина, зайчатина. Грехом полагалось, есть мясо бобра, белки, кошек, собак, тетеревов. Церковь решительно запрещала употреблять «давленину», то есть мясо животных и птиц, не забитых непосредственно человеком.

Существование некоторых северных народностей (например, чукчей, эскимосов) без мяса невозможно из-за скудной растительности и сурового климата. Среди племен аборигенов Австралии и Океании также распространено употребление мяса, которое они добывают путём охоты и каннибализма.


Представители многих северных народов мясо едят сырым

Некоторые группы людей отказываются от употребления мяса вообще, или только некоторых его видов, или только на протяжении некоторого времени (например, во время религиозного поста). Причины этого бывают часто этического, религиозного, а также диетологического характера. Приверженцывегетарианства исключают из своего рациона мясо и рыбу, а также зачастую отказываются от других животных продуктов, таких как молоко и яйца.

В мире в среднем на одного человека населения планеты приходится 33 кг мяса. В то же время в Дании на человека приходится 327 кг. В структуре мирового производства мяса всех видов свинина занимает первое место - 39,1 %, на втором месте мясо птицы - 29,3 %, далее идут говядина - 25,0 %, баранина - 4,8 %, другие виды мяса - 1,8 %. В мировой торговле говядиной и телятиной лидерами экспорта являются Австралия и Новая Зеландия (более 25 % объёма мировых поставок. Главным экспортёром свинины является Дания - 951 тыс. т (18,7 %), далее идут Нидерланды - 635 тыс. т (12,5 %). Россия практически не экспортирует свинину. Основные экспортёры баранины и ягнятины - опять-таки, Новая Зеландия и Австралия . По экспорту птицы выделяются страны ЕС и США .