Брейн-ринг по истории для учащихся 9-11 классов«Лента времени».

Цели:

    обобщение знаний учащихся по истории;

    развитие умений учащихся анализировать, обобщать, делать выводы, спорить;

    воспитание интереса к исторической науке.

Описание игры: (в форме брейн-ринга):

команды за разными столами, на каждом столе по настольной лампе. Отвечает та команда, которая первой зажгла лампу. За каждый верный ответ – очко, словарик – по очку за каждое верно определённое слово, «чёрный ящик» - по три очка за правильный ответ, супер-блиц – пять очков.

Оборудование:

    две настольные лампы с абажурами;

    на столах таблички с названием команд;

    предметы для чёрного ящика;

    две одинаковые карточки для супер-блица;

    две карточки со словариком;

    чистые листы бумаги, карандаши, ручки, фломастеры.

Ход игры.

1.Вступительное слово учителя(ведущего).

2.Разминка.(Вопросы командам).

1)В старину на Руси это считалось символом мудрости. «Русская правда» сурово осуждала за порчу этого. А в начале 18 века наказывали и штрафовали уже за сохранение этого. Что это такое? (Борода).

2)Этот закон был принят в США в 1787 году, во Франции – в 1791, а в Великобритании не принят до сих пор. Что это? (Конституция).

3.Тема «Исторические личности».

1)Этот человек одновременно мог носить три звезды Героя Болгарии, три звезды Героя Чехословакии, звезду Героя Вьетнама. Кто же был этот интернациональный герой? (Л.И.Брежнев).

2)Их почётными прозвищами в России были Освободитель, Миротворец. О ком идёт речь? (Александр I , Александр II ).

3)В английском городе Ноттингеме стоит памятник, вокруг которого всегда было полно охотников за сувенирами, главными из которых являются лук и стрелы. Кому поставлен этот памятник? (Робин Гуд).

4)Как известно, А.В.Суворов не потерпел ни одного поражения в сухопутных сражениях. А кто из адмиралов ни разу не был побеждён на море? (Ф.Ф.Ушаков).

5)В 14 веке (1325-1340) Русью правил «денежный мешок». О ком идёт речь? (князь Иван Данилович Калита).

6)Александр Македонский говорил, что отцу он обязан тем, что живёт, а своему учителю – тем, что живёт достойно. Назовите имя учителя Александра Македонского. (Аристотель).

«Чёрный ящик №1».

Здесь находится предмет, который был необходим Наполеону во время Бородинского сражения. Что в «чёрном ящике»? (Носовой платок).

4.Тема «Города».

1)Когда-то римляне разрушили этот знаменитый город. Но при Цезаре они восстановили его. (Карфаген).

2)Каково приблизительное расстояние между Царьградом и Константинополем? (Это разные названия одного и того же города).

3)Правитель какого огромного государства жил в Сарае?

(Хан Золотой Орды, город Сарай-Бату).

4) «Злым городом» назвали его монголы за то, что жители оборонялись 7 недель. (Козельск).

5)У Парижа – ладья, у Лондона – крест и меч, у Смоленска – пушка, а что у Москвы? (Всадник Георгий Победоносец).

6)Этот город был столицей русского государства в 11 веке. (Киев).

Супер-блиц №1.

1)Самый известный советский полководец Великой Отечественной войны.(Г.К.Жуков).

2)Какой русский царь любил плотничать? (Пётр I ).

3)Советский правитель, при котором оформилась тоталитарная система. (И.В.Сталин).

4)Фамилия последнего российского императора. (Романов).

5)Современное официальное название нашей страны. (Российская Федерация).

5.Тема «Изобретения».

1)В средние века на рынках Италии за каждым менялой были закреплены деревянные лавки. Со временем они превратились в солидные учреждения, но сохранили прежнее название. Как они называются сейчас? (Банки).

2)В 1500 году на берегу Южной Африки один из участников морской экспедиции, не надеясь на успех возвращения на родину, описал своё путешествие, положил послание в башмак и повесил его на прибрежное дерево. В какое полезное приспособление превратились со временем подобные «башмаки»? (Почтовые ящики).

3)В какой стране впервые стали пить чай из фарфоровых чашек и писать на бумаге? (Китай).

4)Чай. Кофе. Табак. Кукуруза. Что объединяет эти предметы? (Все они проникли в Европу из Америки).

5)О ком говорят, что он остановил Солнце и сдвинул Землю? (Николай Коперник).

6)Как называются цифры, которыми мы пользуемся при счёте? Где они были изобретены? (В Индии, а в Европу попали, благодаря арабам).

«Чёрный ящик №2».

В 18 веке многие крестьяне от него травились, поэтому за ним утвердилось немецкое название «дьявольская сила». Дело в том, что крестьяне неправильно употребляли его.

(Картофель).

6. Тема «Военная».

1)Во время Отечественной войны 1812 года, случалось, русские солдаты в пылу сражения или ночью по ошибке брали в плен, а иногда и убивали своих же офицеров. Почему происходила эта ошибка? (Большинство русских офицеров по моде того времени в совершенстве знали французский язык и часто общались на нём).

2)Когда в военной истории опасность представляла свинья? (Ледовое побоище).

3)Когда в Древней Греции никто не воевал? (В период Олимпийских игр).

4)Когда войну выиграла всего одна лошадь? (Троянский конь).

5)Когда в истории воевали цветы? (Война Алой и Белой розы).

6)На территории какой страны разворачивались основные военные действия Русско-турецкой войны 1877-1878 годов? (Болгария).

«Чёрный ящик №3».

В 1840 году парламент Англии принял специальное предложение скромного учителя Роуленда Хилла о введении в почтовую практику этого предмета. (Почтовая марка).

Словарик.

Папирус

Культура

Демократия

Гражданская война

Революция

Мушкет

Тоталитаризм

Политика

(Каждой команде – по 4 вопроса).

Супер-блиц №2.

1)Последний правящий российский император. (Николай II ).

2)Эсер, возглавивший в России Временное правительство. (А.Керенский).

3)Кому должна была передана власть после Октябрьской революции? («Власть – народу»).

4)Советский нарком иностранных дел, подписавший с Германией пакт о ненападении. (Молотов).

5)Первый президент России. (Ельцин).

7. Тема «О разном».

1)Гай Юлий Цезарь выдавал своим воинам оружие, украшенное серебром и золотом. Как вы думаете, зачем он это делал? (Чтобы они не бросали его при отступлении, боясь потерять ценную вещь).

2)Древние греки называли её Ра, тюрки – Идель, а как называли её русские? (Волга).

3)Когда в истории в особом почёте была обувь? (Крестьянская война в Германии в 1525 году).

4)Имя Чингис-хан переводится на русский язык следующим образом: «Хан, великий как океан». Какой же водоём считали океаном монголы? (Озеро Байкал).

5)Во Франции их называли «люди оружия», а в России они служили в политической полиции. Кто они? (Жандармы).

6)В старинных рукописях часто употребляется название «Русское море», так как наши предки имели там наибольшее количество судов, но потом надолго потеряли его, вновь вернув выход к нему только в 18 веке. Какое название носит этот водоём сейчас? (Чёрное море).

7) Андрей старше Екатерины, та старше Владимира, который старше Александра и Анны. О каких таких «персонах» Российского государства идёт речь?

(Ордена России).

8)Вопрос о его божественности впервые был поставлен на Никейском соборе 325 года: 217 делегатов проголосовали «за», 3 – «против». (Иисус Христос).

9)Именно в этот день недели, согласно Ветхому Завету, был первым днём Творения, в который Бог создал свет.

(Воскресенье).

10)Кто первым из живых существ на космическом аппарате 21 сентября 1968 года облетел Луну? (Черепаха).

11) Этот учитель из города Калуги в 1912 году впервые в истории предложил использовать ракету для исследований космического пространства и межпланетных полётов.

(Константин Эдуардович Циолковский).

8. Подведение итогов.

Подготовительный этап. В вечере (брейн-ринге) может участвовать любое количество команд по 5—8 человек. Командам выдается сигнальная табличка, которая будет сигнализировать готовность команды к ответу.

Ведущему заранее необходимо позаботиться о наблюдателях (обучающиеся, которые по объективным причинам не пожелали участвовать в конкурсной программе), которые будут следить за тем, чтобы право ответа получила та команда, которая первой подняла табличку. Заранее необходимо позаботиться и о членах жюри.

В каждом туре за правильный ответ команда получает разное количество жетонов. Это зависит от сложности и насыщенности вопроса. Если ответ первой команды неправильный, то право ответа переходит ко второй команде. Перед каждым туром ведущий говорит о правилах выдачи жетонов за правильные ответы. Команда, набравшая наибольшее количество жетонов в итоге брейн-ринга, признается победителем.

После приветственного слова и представления команд и наблюдателей ведущий начинает игру.

Описание брейн-ринга

Ведущий : Ребята, сегодняшняя наша встреча необычная: мы попытаемся определить самую смекалистую группу ребят, собравшихся на наш исторический брейн-ринг, да и к тому же свободно «перемещающихся по страницам мировой истории», а значит, знатоков истории.

Первый тур — «Верите ли вы?»

Итак, первый тур. И назовем мы его «Верите ли вы?». Каждой команде по очереди будут задаваться вопросы, на которые нужно ответить: «Верим» или «Не верим». За правильный ответ 1 жетон.

1. О фантастическом везении самого известного английского пирата Генри Моргана ходят легенды. Ему невероятно везло — ни в одном бою он не получил даже царапины. История сохранила интересный факт. На судне Моргана собрались все капитаны пиратских судов, а в*это время подвыпивший матрос случайно выстрелил и попал в пороховой погреб — корабль взлетел на воздух, погибли все, кроме Моргана и капитанов. Верите ли вы этому или нет? (Ответ: это правда)

2. Телефон, как известно, изобретен в Америке Александром Беллом. Верите ли вы, что рекорд по протяженности телефонной линии в прошлом веке принадлежал России — воздушная телефонная станция соединяла Москву с Петербургом, общая длина равнялась 660 километрам? (Ответ: это правда)

3. Верите ли вы, что первым животным, которое приручил человек, была корова? (Ответ: Нет, это была собака)

4. Верите ли вы, что одногорбого верблюда с древности называют дромедар — от греческого слова, означающего «быстроходный». (Ответ: это правда, дромедар (верблюд) может пробежать за час более 20 км)

5. Верите ли вы, что слово «фара» пришло к нам с древних времен, и происходит оно от названия одного из чудес света, Фаросского маяка? (Ответ: это действительно так)

6. Верите ли вы, что одно из чудес света «Висячие сады Семирамиды» были построены в Египте для отдыха любимой жены фараона Тутмоса III? (Ответ: неверно. Висячие сады были построены в Месопотамии Навуха- даносором для жены Семирамиды)

7. Верите ли вы, что все названные меры — это старые меры веса: берковец, пуд, фунт, лот, золотник. (Ответ: верно. Это древнерусские меры весов: берковец = = 163,8 кг; пуд - 16,38 кг; фунт = 409,512 г; лот = 12,797 г; золотник = 4,2657 г)

Второй тур — «Исследователи Южного полюса»

Ведущий: Во втором туре речь пойдет о двух знаменитых исследователях Южного полюса — Р. Амундсене и Р. Скотте. Вновь каждой команде по очереди будут задаваться вопросы, на которые нужно ответить: «Р. Амундсен» или «Р. Скотт». За правильный ответ — 1 жетон.

1. Он был отличным лыжником. (Амундсен)

2. Он использовал в экспедиции моторные сани, прообраз снегоходов (Скотт)

2. У него был большой опыт участия в полярных экспедициях. (Оба, т.е. Скотт и Амундсен)

3. У него был путь короче на 163 км, хотя меньше повезло в преодолении самого трудного участка. (Амундсен)

4. Он достиг Южного полюса. (Оба, т.е. Скотт и Амундсен)

5. Ему принадлежат слова: «Не знаю, что сказать насчет его намерений. Если ему суждено достичь полюса, то он должен попасть туда раньше нас, поскольку будет двигаться на собаках и выступит рано. Поэтому я решил поступать так, словно его не существует. Бег с ним наперегонки расстроил бы мой план, к тому же мы пришли вовсе не за тем». (Скотт)

6. Ему принадлежат слова: «Их путешествие было предпринято с чисто научными целями, а полюс являлся как бы приложением, в то время как в моем плане полюс занимал центральное место» (Амундсен)

После проведения двух туров жюри подводит итоги разминки и объявляет предварительные итоги. Во время работы жюри можно организовать музыкальную паузу или предложить командам сделать несколько простых физических упражнений, не выходя из аудитории.

Третий тур — «Знатоки истории США и Великобритании»

Ведущий: Итак, разминка закончилась. Вы хорошо познакомились со своими соперниками и теперь пора перейти к более сложным заданиям.

Прежде чем начать третий тур, я прошу выбрать от каждой команды по два знатока российской истории конца XX в.

(От каждой команды выходят по два участника. Им выдаются карточки с текстом, насыщенным историческими фактами общественно-политической жизни нашей страны в 1985-1991 гг., но содержащих 19 исторических ошибок. Задача каждой пары игроков — найти их и на карточке письменно отметить. Текст карточки будет приведен ниже.)

Пока знатоки от каждой команды разбираются в исторических событиях нашей страны конца XX в., оставшимся игрокам предстоит перевести свое внимание на историю США и Великобритании. Будьте внимательны, в каждой команде в третьем туре игроков сократилось ровно на два человека, а отвечать на вопросы надо быстро. Вопросы будут задаваться по очереди каждой команде в быстром темпе. За каждый правильный ответ команда получает жетон (или балл).

Итак, обращаемся к истории США и Великобритании.

1. Командующий континентальной армией США в середине XVIII в., первый американский президент. (Джордж Вашингтон (1732-1799))

2. «Вашингтон Южной Америки», освободитель Южной Америки в первой декаде XIX в., основатель Республики Боливия. (Симон Боливар (1783-1830))

3. Он возглавил в 1066 г. последнее успешное вторжение в Англию, отвоевал для себя корону Британии и основал королевский род, великий английский король середины XI в. (Вильгельм Завоеватель (ок. 1027-1087))

4. Организатор американской военной стратегии во время второй мировой войны, позже получившей его же имя, известный американский генерал середины XX в. (Джордж Кэтлетт Маршалл (1880-1959))

5. Английский полководец середины XVII в., командующий армией парламента во время гражданской войны в Англии, основатель демократической формы правления в Англии и в то же время лорд-протектор, сосредоточивший почти всю королевскую и диктаторскую власть в своих руках. (Оливер Кромвель (1599—1658))

6. Известный американский полководец периода второй мировой войны, главнокомандующий силами союзников в Европе; возглавлял НАТО, был президентом США в середине 50-х гг. XX в. (Дуайт Дэвид Эйзенхауэр (1890-1969))

7. Известный выдающийся британский адмирал конца XVIII в., автор теорий морских сражений, в 47 лет не проигравший ни одного из более 50 крупных морских сражений, при этом часто страдавший «морской болезнью». (Горацио Нельсон (1758-1805))

8. Английский король второй половины XII в., за необычайную смелость и мужество получивший «звериное» прозвище, величайший полководец средневековой Европы, возглавивший третий крестовый поход. (Ричард I Львиное сердце (1157-1199))

9. Известный революционер, создатель и неизменный руководитель первого коммунистического государства в Западном полушарии. (Фидель Кастро (род. в 1927 г.))

10. Создатель Микки Мауса и первого сказочного города для детей близ Лос-Анджелеса. (Уолт Дисней)

11. Одно из «чудес света» в Лондоне, здание для всемирной выставки, построенное в 1851 г. королевой Викторией. (Хрустальный дворец)

12. «Величайшая женщина в мире», стоящая на входе в Нью-Иорскую гавань. (Статуя Свободы)

13. Тридцать пятый президент США, в 1941-1945 гг. — офицер флота, автор программы ограничения социальных реформ, любимец американцев начала 60-х гг. XX в., убит 22 ноября 1963 г. в Далласе. (Джон Фицджеральд Кеннеди)

14. Герцог, фаворит и министр английских королей начала XVII в., чьим именем названа резиденция английских королей. (Джордж-Виллерс Букингем)

15. С 1809 г. — член палаты лордов, известный английский поэт-романтик, его заслуга — в приближении поэзии к разговорному языку. (Джордж Ноэль Гордон Байрон)

16. Знаменитый английский актер и кинорежиссер, с начала XX в. основатель мировой комедии «маленького человека с тросточкой и котелком». (Чарлз Спенсер Чаплин)

17. Американский певец и гитарист, «король рок-н-ролла» 50-х гг., создатель индивидуального вокального стиля. Пластинки с записями его песен и сейчас расходятся миллионными экземплярами. (Элвис (Эйрон) Пресли)

18. Американский писатель, нобелевский лауреат 1954 г., автор повести-притчи «Старик и море» и романа «По ком звонит колокол». (Эрнест Миллер Хэмингуэй)

Ведущий : Что ж, задание было сложное. Жюри постарается объективно оценить ответы каждой команды.

Четвертый тур — «От Ивана Грозного до Петра Первого»

Ведущий : А теперь можно обратиться к волнам истории России времен Ивана Грозного и Петра Первого.

В этом туре командам по очереди надо быстро ответить на экспресс-вопросы по истории Отечества:

1. Порядковый номер Иоанна Грозного? (4)

2. Кто утонул в Иртыше от царского подарка? (Ермак. «Тяжелый панцирь — дар царя — стал гибели его виною»)

3. Сколько было по разным версиям жен у Ивана Грозного? (До 9)

4. Каков вес Царь-пушки? (40 тонн)

5. Первый книгопечатник Руси? (Иван Федоров)

6. Сколько раз стреляла Царь-пушка? (Один раз, прахом Лжедмитрия)

7. Название первой печатной книги на Руси? (Апостол)

8. Как перевести знаменитые в XVI в. на Руси Четьи Минеи? (Сборники-книги, церковно-литературная энциклопедия)

9. Размер иконы-картины «Церковь воинствующая»? (4 м)

10. Назовите четыре ханства, которые присоединил к России Иван IV? (Казанское, Астраханское, Крымское, Сибирское)

11. Как назывался центральный собор Московского Кремля при Иване Грозном? (Успенский)

12. Рост Петра I составлял? (2 м 4 см)

13. Имя его сестры-регентши? (Софья)

14. Часть света, в которую Петр «прорубил окно»? (Европа)

15. Сколько лет длилась Северная война? (21 год)

16. Город-парадиз? (Санкт-Петербург)

17. Призывник в регулярную армию Петра? (Рекрут)

18. Сколькими ремеслами владел Петр I? (14)

19. Что запретил необразованным дворянам Петр? (Жениться)

20. Первая русская газета называлась? («Ведомости»)

22. Праздники с иллюминацией, фейерверками, маскарадами, введенные на Руси Петром I? (Ассамблеи)

23. Как назывался первый русский музей? (Кунсткамера, помещение для редкостей)

24. Каким образом связан с именем Петра город Воронеж? (Воронежская земля — родина — колыбель Российского флота)

25. Откуда эти строки: «Руки твои да не лежат долго на тарелке, ногами везде не мотай, не утирай губ рукою, но полотенцем...» (Из книги «Юности честное зерцало», появившейся при Петре)

26. Какое событие произошло раньше: взятие Нарвы или основание Санкт-Петербурга? (Основание города Петра — 1703 г., взятие крепости — 1708 г.)

Пятый тур — «Угадай историческую личность»

Ведущий: Итак, последний тур нашего брейн-ринга мы решили назвать «Угадай историческую личность».

В тех заданиях, которые я вам зачитаю, скрыты очень известные личности, нужно только как можно быстрее сопоставить услышанные факты и поднять свою табличку, только тогда команда получит право дать ответ. За правильный ответ 5 баллов:

1. — Из любимых его занятий среди прочих были рубка дров и расчистка снега;

— он женился на женщине, которую звали Алиса-Вик- тория-Елена-Луиза-Беатриса;

— его родственник объявил ему войну;

— все, что он имел, он хотел передать не своему сыну, а брату;

— он хотел жениться на следующий день после смерти своего отца, и только решительные протесты родственников помешали ему осуществить его намерение;

— во время всеобщей переписи населения он заполнял анкету, в графе «Профессия» написал: «Хозяин земли русской»;

— со своей семьей был зверски расстрелян новыми властями. (Ответ: Николай II)

2. — Он был в родстве с поэтом М.Ю. Лермонтовым, с канцлером A.M. Горчаковым;

— он родился в Дрездене, учился в Вильно, в расцвете своей карьеры работал в Петербурге, скончался в Киеве;

— его отец был комендантом Московского Кремля, а вся семья — дружна с писателем Л.Н. Толстым;

— его правая рука почти не действовала, тем не менее он ухитрялся исписывать ею горы бумаг;

— своим оппонентам он однажды твердо ответил: «Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия»;

— В.И. Ленин сказал о нем, что он пытался «влить новое вино в старые мехи»;

— на жизнь его дважды покушались, и второе покушение оказалось роковым;

— он завещал похоронить себя в том городе, где его застигнет смерть. (Ответ: П.А. Столыпин)

3. — Он окончил институт при Академии художеств и философский факультет МГУ;

— добровольцем ушел на фронт, получил звание капитана;

— врачи поставили ему смертельный диагноз, даже отправили в морг, но он выжил и успешно работает;

— он выиграл конкурс на лучшие иллюстрации к «Божественной комедии» Данте, опередив знаменитого Сальвадора Дали;

— однокурсники называли его нескромным человеком за то, что, выполняя домашнее задание, он приносил не одну заданную работу, а 10 ее вариантов;

— он создал памятник человеку, который был главным виновником его травли. Получив за свою работу большой гонорар, он выбрасывал его из окна своего автомобиля, пока ехал домой;

— над своим монументальным творением «Древо жизни» он работал с 1956 по 2000 гг. (Ответ: Эрнст Неизвестный).

4. — В эпоху «развитого социализма» его сослали в ссылку;

— он настолько не переносил ничего холодного, что даже селедку ему подавали подогретой;

— из группы своих коллег он был единственным, кто, получив часть задания, догадался о проекте в целом и разработал его;

— когда он работал, то оставлял дверь своей квартиры открытой, чтобы не подниматься и не отрываться от работы, если кто-то придет;

— он был единственным, кто стал действительным членом Академии наук, минуя звание члена-корреспондента;

— трижды он получал звание Героя Социалистического Труда, но его лишали всех званий и наград;

— именно ему принадлежит заслуга в разработке первых атомных бомб. (Ответ: А.Д. Сахаров).

По окончании тура жюри подводит итоги всей игры и объявляет команду победительницу.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 города Мамадыш»

Мамадышского муниципального района Республики Татарстан

Брейн – ринг по истории

«История Россия. XIX век.»

Учитель истории первой квалификационной категории

Мубаракшин Айдар Ильдусович

2014 год

Цель:

Закрепить знания по истории России XIX века;

Сформировать представление учащихся о целях, основных направлениях, важнейших мероприятиях и итогах развития России;

Способствовать развитию умения осуществлять поиск информации по заданной теме из различных источников, делать анализ, сравнивать и обобщать.

Учить воспринимать историю как своё минувшее и воспитывать чувство ответственности перед будущим.

Исторический портрет

1 команда

    Этот человек происходил из древнего дворянского рода. Окончил Царскосельский лицей, где учился одновременно с А.С. Пушкиным, с которым и потом сохранял дружеские отношения. С ранних лет интересовался политикой и начал дипломатическую службу в 1820 году. Осознавал, что Российская империя ещё слишком слаба перед лицом объединенных сил ведущих западных стран. Будучи первым министром он продолжал декларировать дружеские отношения с Россией. Но, как показало дальнейшее развитие событий, если в России к этой идее относились серьёзно, то в его позиции было много лукавства. Председательствуя на международном конгрессе в Берлине в 1878 году, пытался уверить, что будет стараться играть роль честного «маклера» (посредника).

Исторический портрет

2 команда

    Этот человек ни по личной склонности, ни по психологическому складу не был реформатором. Получил прекрасное образование. Это был мягкий, домашний человек, который любил придумывать и рисовать новые виды военной формы, но при этом был одержим решимостью не допустить скатывания России на второстепенные позиции. Вступил на престол в трудных условиях – Россия проигрывала в войне, что очень сильно повлияло на государственную политику этого человека. Это был самый молодой министр в правительстве. Он оказался у финансового руля государства в переломный исторический период, в эпоху глубоких преобразований. Начав политику жесткой экономии, уменьшил расходы на армию. При нем стали публиковать бюджет государства. Придавал огромное значение строительству железных дорог. Выступил за жесткий государственный контроль над предпринимательством, за протекционистскую таможенную политику. Именно при нем Россия из страны сугубо аграрной превратилась в аграрно-индустриальную.

История в датах

1 команда

1. – Вступление на престол Александра 1 1856 - Указ о вольных хлебопашцах 1801 - Окончание Крымской войны 1803
2. – Открытие Казанского университета 1825 - Восстание декабристов 1804 - Судебная реформа 1864
3. – Начало правления Александра 111 1864 - Завершение работы Венского конгресса 1815 - Земская реформа 1881

История в датах

2 команда

Соотнесите между собой события и даты.

1. –Бородинское сражение 1861 - Начало финансовой реформы Е.Ф. Канкрина 1812 - Отмена крепостного права 1839
2. – Тильзитский мир 1807 - Начало «хождения в народ» 1881 - Убийство Александра 11 1874
3. – Начало правления Александра 11 1810 - Учреждение Государственного совета 1874 - Военная реформа 1855

Факт истории

1 команда

    Попечение о распоряжении по городскому хозяйству и благоустройству предоставляется городскому общественному управлению, а надзор за законным сего исполнением – губернатору на точном основании правил настоящего Положения…
Учреждения городского общественного управления суть городские и избирательные собрания, городская дума и городская управа.
    Из речи Александра 11 в Государственном совете:
Я уверен, что все вы, господа, столько же убеждены, как и я, в пользе и необходимости этой меры. У меня есть ещё и другое убеждение, а именно, что откладывать это дело нельзя; почему я требую от Государственного совета, чтобы оно было им кончено в первой половине февраля и могло быть объявлено к началу полевых работ; возлагаю это на прямую обязанность председательствующего в Государственном совете.

Факт истории

2 команда

    Всемилостивейший государь!
Призванному вами к новой жизни земству, при полном его развитии, суждено навеки упрочить основу и крепость России. Довершите же, государь, основанное вами государственное здание созванием общего собрания выборных людей от земли Русской для обсуждения нужд, общих всему государству.
    Это известие всех страшно поразило, огорчило, ошеломило. Подробности о совершенном злодеянии исполнили всех ужасом. Во всех слоях народа грусть, страх и изумление овладели людьми. Где и чего тогда не говорили.
В городах – пугали смутами по деревням. Даже в войсках не было совершенно спокойно. Целые два месяца Россия была в каком-то странном смущении и оцепенении; не только руки отпадали от всякого дела, но даже ум и чувства как будто омертвели. Покойного любили, обожали крестьяне и бывшие дворовые люди.

Выбери правильный ответ

1 команда

Кто такие «обязанные крестьяне»?
    Категория крестьян, появившаяся после 1810 года, в обязанность которых входило обслуживание военных поселений. категория крестьян, возникшая после 1842 года, которые по договору с помещиком получали личную свободу, надел земли и должны были выполнять определенные повинности. Категория крестьян, появившаяся после отмены крепостного права, в которую включались те, кто не мог внести сразу сумму выкупа и должен был пока нести определенные повинности в пользу помещика.

Выбери правильный ответ

2 команда

Какую тактику использовала народническая организация «Народная воля»?
    Подготовка и проведение террористических актов. Агитация и пропаганда среди крестьянского населения. Подготовка и проведение забастовок и демонстраций.

Работа над ошибками

1 команда

Работа над ошибками

2 команда

Войска, занявшие в июле 1877 года Шипкинский перевал, испытали мощный нажим турецких войск. Армии Осман-паши был отдан приказ овладеть перевалом, а затем вытеснить русских из Северной Болгарии. Перевал оборонял отряд под командованием М.Д. Скобелева… Смельчаки мужественно отражали непрерывные атаки противника, многократно превосходившего их в живой силе, качестве и количестве вооружения. Получив подкрепление, русские перешли в контратаку и отбросили противника. Героическая оборона Плевны нарушила турецкие планы; важнейший стратегический пункт остался в руках армии России. Потери русских были велики… На Шипкинском перевале позднее был сооружен памятник свободы в честь боевого братства русских и болгар.

Реставрация

1 команда


Реставрация

2 команда

1 января 1874 года был подписан указ о введении __________воинской повинности. Более 100 лет высшие сословия в России были освобождены от обязательной воинской обязанности. Вся тяжесть лежала на крестьянстве, среди которого и проводились ежегодные рекрутские наборы. Забритые, как тогда называли____________, отрывались от семьи на многие годы и возвращались в родную деревню уже в преклонных летах, поскольку срок военной службы тогда равнялся ____ годам.

В указе говорилось, что дело защиты Отечества есть общее дело народа и священная обязанность каждого российского подданного. К отбыванию воинской повинности теперь призывались все молодые люди, достигшие _____ года.

Предусматривались и льготы. Освобождались от службы по семейному положению (например, единственный сын в семье). Срок службы для лиц с _________ образованием сокращался. Некоторые категории населения, например учителя, освобождались от призыва. Служить теперь приходилось в армии – ___ лет, во флоте – ___ лет.

Всякая всячина

1 команда-нечетные, 2 команда-четные

  1. Назовите наставника Александра II?
А) Аракчеев Б) Жуковский В) Горчаков
    В какие годы правил Александр II?
А) 1881-1894 Б) 1830-1855 В) 1855-1880 Г) 1855-1881
    Какой документ «объявил» об отмене крепостного права:
А) Указ Б) Приказ В) Манифест
    Назовите дату отмены крепостного права:
А) 1 января 1861г. Б) 19 февраля 1861 г. В) 19 февраля 1856 г.
    Временнообязанные крестьяне – это..:
А) Крестьяне – собственники. Б) Не выкупившие свои наделы В) Платящие оброк
    Что такое выкупные платежи:
А) Плата за нахождение в сходе Б) Еженедельные выплаты В) Ежегодные выплаты
    Кто составлял «Уставные грамоты» между помещиками и крестьянами.
А) Мировые судьи Б) Мировые посредники В) Мировые помещики
    Что такое 3-хполье?
    Какие реформы провел, Александр II в последствии своего правления:
А) Военная Б) Городская В) Земельная Г) Судебная
    Сколько лет предполагалось служить в армии по военной реформе 1874 г.
А) 7 Б) 6 В) 25 Г) 2
    II М.Х. Рейтерн?
А) Министр финансов Б) Министр внутренних дел В) Министр иностранных дел
12) Какой отрасли придавалось большое значение министерством финансов при модернизации экономики России: А) Банкам Б) Железным дорогам В) Добыче угля
  1. Какую должность занимал в правление Александра II А.М. Горчаков.
А) Министерство финансов Б) Министерство внутренних дел В) министерство иностранных дел
14. Какого ордена был удостоен за свою деятельность для России М.Х. Рейтерн? А) Орден Андрея Боголюского Б) Орден Петра Великого В) Орден Святого Андрея Первозванного
15. Какие задачи стояли перед МИД России в этот период?
16. Назовите годы русско - турецкой войны: А)1877-78 Б) 1877-79 В) 1881-1882
17. Назовите первую организацию народников: А) «Народная воля» Б) «Земля и воля» В) «Черный передел»
18. Кто был идеологами народничества в России: А) Огарев и Герцен Б) Герцен и Чернышевский В) Плеханов и Лорис – Меликов 19. Основные средства борьбы у народников – это: А) Террор Б) Хождение в народ В) Убеждение в поддержке правительства
20. В каком году был заключен договор «Союз трех императоров» между Германией, Австрии и России. А) 1873 Б) 1871 В) 1877
Использованная литература:

    История России. XIX век. Учебник для 8 класса. Сахаров А.Н., Боханов А.Н. – М.: Русское слово, 2012.

Предварительный просмотр:

Исторический брейн-ринг

«Битва эрудитов»

Этапы игры:

Разминка

Кто? Где? Когда?

История и экономика

Блиц – турнир

В игре участвуют 2 команды по 5 человек.

Оборудование: проектор, презентация, бумага, ручки

Разминка

Командам предлагается поочерёдно ответить на вопросы.

За правильный ответ – 1 балл, за ответ болельщиков – 0,5 балла команде.

В неё входят 66 книг. 39-в древнюю, остальные – в новую. На русский язык она была переведена только в XIX в. Что это? (Библия)

За годы войны ими стали 11600 человек, 86 из них – женщины. Кто это? (герои Советского Союза)

С.Цвейг писал: «Если Колумбу принадлежит заслуга подвига, то ему принадлежит заслуга осмысления подвига». Кто этот человек? (Америго Веспуччи)

Об этой своей битве Наполеон сказал: «Из всех моих сражений – это самое страшное». Где и когда оно произошло? (Бородинское сражение, 26.08.1812г.)

В старину это считалось символом мудрости и мужества. «Русская Правда» сурово карала за порчу этого. А при Петре I наказывали и штрафовали уже за сохранение этого. Что это? (борода)

В Древней Руси только 2 города назывались великими. Один из них – Новгород, а какой второй? (Ростов)

Демографическую политику современного Китая определяет лозунг: «Одна семья – один ребёнок». А каков демографический лозунг современной Индии? (Нас двое – нам двоих)

Арабы, совершая свои завоевания в Африке, навали эту местность «пустыня». А как она называется сейчас? (Сахара)

Об этой науке Цицерон сказал: «Греки изучали её, чтобы познать мир, а римляне – чтобы измерять земельные участки». Что это за наука? (геометрия)

Древние греки называли её Ра, тюрки – Идель, а как называли её русские? (Волга)

Жюри подводит итоги конкурса

Кто? Где? Когда?

Командам по очереди предлагается характеристика исторического деятеля.

За правильный ответ, данный сразу – 10 баллов, за каждую подсказку – меньше на 2 балла

П.А. Столыпин

Он был в родстве с поэтом М.Ю. Лермонтовым, канцлером Горчаковым, его отцом был комендант московского кремля, а семья была дружна с Л.Н. Толстым (10 баллов)

Он родился в Дрездене, учился в Вильно, губернаторствовал в Саратове, на пике своей карьеры работал в Петербурге, а погиб в Киеве (8 баллов)

Его правая рука почти не действовала, но он написал несколько проектов законов, в том числе: «Каждый домохозяин, владеющий надельной землёй, имеет право выхода из общины и укрепления за собой в личной собственности причитающейся ему земли» (6 баллов)

Своим оппонентам он заявил: «Вам нужны великие потрясения, а нам нужна великая Россия» (4 балла)

С его именем в России связывают галстуки и вагоны (2 балла)

М.М. Сперанский

Он происходил из семьи бедного сельского священника, после окончания Санкт-Петербургской духовной семинарии работал учителем, а потом секретарём у князя Куракина (10 баллов)

В начале царствования Александра I он оказался в числе главных действующих лиц правительства, хотя и не занимал первоначально крупных государственных постов (8 баллов)

Этот политик ещё в начале XIXв. предложил взять за основу управления Российским государством принцип разделения властей (4 балла)

Вместе с Александром I он присутствовал в Тильзите на подписании мирного договора с Наполеоном Бонапартом, выполняя функции ближайшего царского советника. Наполеон высоко оценил ум, проницательность и дипломатические способности советника и даже предложил Александру обменять его советника на любое европейское государство (2 балла)

История и экономика

Представьте московский базар XVIIв. Какую сумму выручит купец в привычных нам рублях и копейках, продав следующие товары:

Наименование товара, объём

цена

Расчёты, сумма

(руб)

10 пудов коровьего масла

60 к. за пуд

10х60=6 р.

20 пудов солёной рыбы

37 к. за пуд

20х37=7,4 р.

2 воза сёмги

10 р. 25 алтын за воз

2х10,75=21,5 р.

20 голов сахара

4 гривны за голову

20х40=8 р.

100 лимонов

3 полушки за лимон

3х0,25х100=0,75р.

итого

43,65 р.

Наименование товара, объём

цена

Расчёты, сумма (руб)

200 куриц

2 деньги за курицу

2х0,5х200=2 р.

1000 шт.яиц

1 коп. за десяток

100х1=1 р.

10 шуб из овчины

1 полуполтина за шубу

25х10=2,5 р.

2 бархатные шубы, подбитые соболем

70 р. За шубу

2х70=140 р.

5 пар штанов из сукна

40 алтын за пару

5х1,2=6 р.

итого

151,5 р.

1 рубль=2 полтины=4 полуполтины=10 гривен=10 копеек=200денег=400 полушек

1 алтын=3 копейки.

Пока команды готовятся, между болельщиками проводится конкурс исторических анекдотов (болельщики должны объяснить анекдот как источник знаний) – 3 балла команде

1 )У Сталина пропала трубка. Вызывает он Берию. Тот сразу: «Членов ЦК – на Лубянку». Через некоторое время Сталин нашёл свою трубку в кармане кителя. Снова зовёт Берию: «Нашлась трубка!». – «Поздно, - ответил тот. – Уже все сознались».

2 ) Судьба русского интеллигента: до революции сидел и ждал, после революции дождался и сел.

3 ) Разговор в тюрьме: «Ты по политической статье сидишь или по уголовной? – По политической. Я сантехник. Вызвали меня в горком, я посмотрел и сказал: «Да тут всю систему менять надо!»

4 ) Общее собрание в колхозе. На повестке дня 2 вопроса: ремонт сарая и построение коммунизма. Председатель колхоза говорит: «Так, досок нет. Перейдем сразу ко второму вопросу!»

Блиц – турнир

Командам даётся 2 минуты, чтобы ответить на большее количество вопросов.

Каждый правильный ответ – 1 балл.

Прозвище Ивана IV (Грозный)

Основной закон государства (Конституция)

Столица древнерусского государства (Киев)

Как греки называли свою страну? (Эллада)

Состязание рыцарей (турнир)

В какое время года произошло Ледовое побоище? (весной)

На каком материке нет рек? (Антарктида)

Какие животные спасли Рим (гуси)

Кто совершил первое кругосветное путешествие (Магеллан)

Президент СССР (Горбачёв)

Какую страну в 18-19 вв. называли «владычицей морей»? (Великобритания)

Кто отменил рабство в США (Линкольн)

В какой стране появились Олимпийские игры (Греция)

Первый российский император? (Пётр I)

Кто разрубил «гордиев узел»? (Македонский)

Где изобрели арабские цифры? (в Индии)

Основатель ислама (Мухаммед)

Сколько подвигов совершил Геракл? (12)

Первый президент США (Вашингтон)

Священное животное Индии (корова)

Кто отменил крепостное право в России? (АлександрII)

Какой город был столицей Византии (Константинополь)

Какую страну в 19в. называли «мастерской мира»? (Великобритания)

Настоящая фамилия Сталина (Джугашвили)

Какой материк омывается морями всех океанов? (Евразия)

Первый президент России (Ельцин)

Что длилось дольше – первая или вторая мировая война (вторая)

В древности их было 7. До наших дней сохранилось только одно. Какое? (пирамиды)

Самое крупное в военной истории встречное танковое сражение (под Прохоровкой)

Как называли испанских завоевателей Америки? (конкистадоры)


Исторический брейн-ринг

«Битва эрудитов»

Цель игры ; Повторение пройденного материала, углубление исторических знаний.

Задачи:

Воспитание интереса к истории

Формирование УУД

Приобретение опыта публичных выступлений и способности работать в коллективе

Участники:

3 команды по 6 человек – название команды, капитан должен представить команду

Группы поддержки.

Жюри и ведущий.

План проведения:

    Объяснение правил игры . (За полный правильный ответ команда получает 1 балл. Если команда не может ответить на вопрос, то право ответа переходит к команде соперников. Если команды не могут ответить на вопрос, то отвечают зрители - болельщики.

    Правила общения : С уважением относимся друг к другу. Любое мнение заслуживает внимания. Пока один говорит, все его слушают. О своем желании высказаться сообщаем с помощью поднятой руки.

2. Представление команды (название, девиз, состав) -5 баллов

3. Игра проходит в 4 этапа:

    Вопросы для разминки (каждый правильный ответ - 1 балл).

    Кто? Где? Когда?(за каждый правильный ответ – 1 балл).

    Блиц-турнир (за каждый правильный ответ – 1 балл).

    Конкурс знатоков (отвечают на вопросы, за правильный ответ -1 балл).

5. Подвение итогов. (Жюри подсчитывает количество набранных баллов командами и называет команду, набравшую большее количество баллов).

I. Разминка. (Командам предлагается поочерёдно ответить на вопросы.

За правильный ответ – 1 балл).

    В неё входят 66 книг. 39-в древнюю, остальные – в новую. На русский язык она была переведена только в XIX в. Что это? (Библия)

    За годы Великой Отечественной войны ими стали 11600 человек, 86 из них – женщины. Кто это? (герои Советского Союза)

    Подать с населения, взимаемая с побежденного народа победителем. (Дань)

    Языческий бог ветра у восточных славян. (Стрибог)

    Примитивная система земледелия, при которой после снятия нескольких урожаев землю забрасывали до восстановления плодородия.(Подсечно-огневая)

    Основатель династии правителей в Древней Руси. (Рюрик)

    Главные ворота Киева. (Золотые)

    Народное собрание в Древней Руси. (Вече)

    Братья-просветители, создатели славянской азбуки, проповедники христианства. (Кирилл и Мефодий)

    Русская княгиня, отомстившая за смерть мужа и подавившая восстание древлян. (Ольга)

    Главный торговый партнер Древней Руси. (Византия)

    Основатель Киева согласно «Повести временных лет». (Кий)

    Имя князя, получившего прозвище Окаянный за организацию убийства братьев. (Святополк)

    Киевский князь, предупреждавший противников о готовящемся походе против них словами: «Иду на вы!». (Князь Святослав)

    Какое море с IX в. называли Русским? (Черное море)

    Где крестился князь Владимир? (В Херсонесе)

    Как называли главный храм крещеной Руси? (Десятинная церковь или Собор Пресвятой Богородицы)

    Как, по преданию, погиб князь Олег? (Умер от укуса змеи)

    Советский правитель, при котором оформилась тоталитарная система. (И.В.Сталин).

    Фамилия последнего российского императора. (Романов).

    В Древней Руси только 2 города назывались великими. Один из них – Новгород, а какой второй? (Ростов)

    Самый известный советский полководец Великой Отечественной войны.(Г.К.Жуков).

    Какой русский царь любил плотничать? (Пётр I).

    Арабы, совершая свои завоевания в Африке, навали эту местность «пустыня». А как она называется сейчас? (Сахара)

    Об этой науке Цицерон сказал: «Греки изучали её, чтобы познать мир, а римляне – чтобы измерять земельные участки». Что это за наука? (геометрия)

    Древние греки называли её Ра, тюрки – Идель, а как называли её русские? (Волга)

    Назовите молодежную организацию нацистской Германии аналогичную пионерской в Советском Союзе (Гитлерюгенд)

    Советский нарком иностранных дел, подписавший с Германией пакт о ненападении. (Молотов).

    Когда в Древней Греции никто не воевал? (В период Олимпийских игр).

    Настоящая фамилия Адольфа Гитлера? (Шикльгрубер).

II. Кто? Где? Когда?

Вопрос 1. Потсдамская конференция проходившая в период с по в с участием руководства трёх крупнейших держав во с целью определить дальнейшие шаги по послевоенному устройству Европы. Кто из названных лиц не участвовал в Потсдамской конференции, которая проходила? И.В. Сталин, У. Черчиль, Г. Трумен, Ф. Рузвельт.

Ответ: У. Черчиль, проигравший выборы и покинувший пост премьер-министра Великобритании, и Ф. Рузвельт, умерший в апреле 1945 г.

Вопрос 2. Кто принимал парад Победы 1945 года на Красной площади в Москве?

Ответ: Парад Победы принимал маршал Советского Союза Г.К. Жуков командовал парадом маршал Советского Союза К.К. Рокоссовский.

Вопрос 3. Перед вами фотография 1935 года. Назовите имя политика который на ней изображен. Ответ: Уинстон Черчилль.

Вопрос 4. Перед вами фотография 1918 года. Назовите имя политика и деятеля, который на ней изображен. Ответ: Адольф Гитлер.

III. Блиц – турнир

(Командам даётся 10 минут, чтобы ответить на большее количество вопросов.

Каждый правильный ответ – 1 балл.)

    Прозвище Ивана IV (Грозный)

    Основной закон государства (Конституция)

    Столица древнерусского государства (Киев)

    Как греки называли свою страну? (Эллада)

    Состязание рыцарей (турнир)

    В какое время года произошло Ледовое побоище? (весной)

    На каком материке нет рек? (Антарктида)

    Какие животные спасли Рим (гуси)

    Кто совершил первое кругосветное путешествие (Магеллан)

    Президент СССР (Горбачёв)

    Какую страну в 18-19 вв. называли «владычицей морей»? (Великобритания)

    Кто отменил рабство в США (Линкольн)

    В какой стране появились Олимпийские игры (Греция)

    Первый российский император? (Пётр I )

    Кто разрубил «гордиев узел»? (Александр Македонский)

    Где изобрели арабские цифры? (в Индии)

    Основатель ислама (пророк Мухаммед)

    Сколько подвигов совершил Геракл? (12)

    Первый президент США (Вашингтон)

    Священное животное Индии (корова)

    Кто отменил крепостное право в России? (Александр II )

    Какой город был столицей Византии (Константинополь)

    Какую страну в 19в. называли «мастерской мира»? (Великобритания)

    Настоящая фамилия Сталина (Джугашвили)

    Какой материк омывается морями всех океанов? (Евразия)

    Первый президент России (Ельцин)

    Что длилось дольше – первая или вторая мировая война (вторая)

    Самое крупное в военной истории встречное танковое сражение (под Прохоровкой)

    Как называли испанских завоевателей Америки? (конкистадоры)

    Какую войну выиграла всего одна лошадь? (Троянская война)

    Какие былинные герои изображены на картине Васнецова? (Богатыри)

    Как звали первого царя в России? (Иван IV Грозный)

    Какой мореплаватель, отправившись в путешествие в 1492 г, до конца жизни был уверен, что открыл путь в Индию? (Христофор Колумб)

    Какое прозвище получил английский король Ричард 2 Плантагенет? (Львиное Сердце)

    Где появились первые бумажные деньги? (в Китае в 812 году)

    Кто стали первыми русскими святыми? (Борис и Глеб.) Были убиты в междоусобной борьбе, вспыхнувшей в 1015 году после смерти их отца Владимира Святославича, своим старшим братом . Борис и Глеб стали первыми русскими , их в лике , сделав их заступниками Русской земли и небесными помощниками русских князей.)

    Какие цветы воевали между собой в 15 веке в Англии? (Война Алой и Белой розы)

    Во Франции их называли «люди оружия», а в России они служили в политической полиции. Кто они? (Жандармы).

    В старину это считалось символом мудрости и мужества. «Русская Правда» сурово карала за порчу этого. А при Петре I наказывали и штрафовали уже за сохранение этого. Что это? (борода)

    Об этой своей битве Наполеон сказал: «Из всех моих сражений – это самое страшное». Где и когда оно произошло? (Бородинское сражение, 26.08.1812г.)

IV. Конкурс знатоков.

(отвечают на вопросы, за правильный ответ -1 балл).

Вопрос 1.

Во время Отечественной войны 1812 года, случалось, русские солдаты в пылу сражения или ночью по ошибке брали в плен, а иногда и убивали своих же офицеров. Почему происходила эта ошибка?

Ответ : Большинство русских офицеров по моде того времени в совершенстве знали французский язык и часто общались на нём.

Вопрос 2 .

Ни одна другая мода не встречала такого жестокого противодействия со стороны правительств всех стран. За это били, штрафовали, сажали в тюрьмы, лишали наследства, отлучали от церкви, ставили к позорному столбу. Великий государь Михаил Федорович в 1634 г. видел в этом основную причину участившихся в Москве пожаров. О какой моде идет речь?

Ответ: О моде на курение.

Вопрос 3 .

Назовите советских военачальников, дважды удостоенных за годы Великой Отечественной войны ордена «Победа».

Ответ: А.М. Василевский, «За освобождение правобережной Украины» За планирование боевых операций и координацию действий фронтов».

Г.К. Жуков, « За освобождение правобережной Украины» За умелое выполнение заданий Верховного Главнокомандования».

И. В. Сталин, « За освобождение правобережной Украины» «За победу над Германией».

Вопрос 4 .

В Древней Греции ЭТО носили и мужчины, и женщины, позаимствовав ЭТО из Персии. Египтянам ЭТО было привычно издавна. У римлян ЭТО вошло в употребление на заре Империи, причем имперские модницы обожали получать ЭТО из Германии. А во Франции ЭТО впервые начал широко использовать Людовик XIII в 1624 году. Так что же такое ЭТО?

Ответ: парик.

Вопрос 5.

Гай Юлий Цезарь выдавал своим воинам оружие, украшенное серебром и золотом. Как вы думаете, зачем он это делал?

Ответ: Чтобы они не бросали его при отступлении, боясь потерять ценную вещь.

Вопрос 6.

«В прихожей комнате соседней,

Как и обычно по утрам,

Ждал патриарх, чтобы к обедне

Идти с царем в господень храм.

Тому ж и дела было мало,

Что на молитву стать пора:

Зело кормильца занимала

Сия персидская игра!»

О какой любимой игре Ивана IV идет речь в отрывке?

Ответ: шахматы.

V. Подвение итогов. (Жюри подсчитывает количество набранных баллов командами и называет команду, набравшую большее количество баллов и ставшей победительницей в игре).