Ответ редакции

Решение о праздновании этого дня было принято в 2010 году государствами-членами Международной Морской организации, входящими в ООН. Резолюция, подписанная в филиппинской столице — Маниле, гласила, что этот день посвящён морякам торгового флота, которые до недавнего времени не имели своего праздника, в отличие от военных моряков.

АиФ.ru рассказывает об интересных фактах, связанных с одной из самых древних профессий — торгового мореплавателя.

Татуировка как оберег

Татуировка у моряков с давних времён считалась оберегом и опознавательным знаком. Традиция украшать тела татуировками распространилась по всему миру во многом благодаря Джеймсу Куку и его команде, которые в 70-х годах XVIII столетия посетили острова Полинезии в Тихом океане. Вернувшись из плавания в 1769 году, Кук привез с Таити не только само слово , но и Великого Омаи — колоритного полинезийца, тело которого украшала целая галерея татуировок.

Среди моряков самыми популярными татуировками считались изображения моря, черной кошки, клевера с четырьмя листьями, подковы и многие другие. У многих моряков распространена была татуировка в виде звезды между указательным и большим пальцами рук. Чаще всего на тело наносили религиозные символы, у христиан это было, конечно же, распятие. По поверью, эти знаки приносили удачу, а также в случае гибели моряка по этим татуировкам можно было определить, какой веры утопленник, а значит — по каким обычаям его хоронить.

Моряки умели завязывать почти 500 морских узлов

Каждый моряк обязан был уметь быстро и правильно вязать десятки всевозможных узлов, причём делать это зачастую в потёмках или во время шторма на многометровой высоте. Самые древние узлы были найдены в Финляндии, они датируются неолитом (поздним каменным веком). Со временем искусство вязания узлов моряками было доведено до совершенства. От этого зависела безопасность судна под парусами. К расцвету парусного флота в морском деле насчитывалось почти 500 узлов. Как это ни печально, искусство вязать морские узлы исчезло вместе с парусниками.

«Паспорт» пирата

В Англии все пираты имели специальные « свидетельства» о том, что они являются пиратами. Для того, чтобы получить такой документ, нужно было предоставить капитану корабля справки от родителей и священника о своём безукоризненном моральном облике.

Пиратство поощрялось государством

Сами главы государств давали разрешение на атаку тех или иных судов, принадлежащих неприятельственной державе. Например, королева Англии Виктория поощряла пиратство против испанских кораблей.

Серьга в ухе как знак привилегии

Моряки верили, что серьга в правом ухе оберегает от ослабления зрения и ревматизма. Большую золотую серьгу носили моряки, прошедшие мимо , где почти круглый год стоит штормовая погода. Такой мореплаватель имел право на одну бесплатную кружку спиртного в портовых кабаках и даже мог безнаказанно класть ноги на стол.

Изображение женщин на носу корабля

Широко известно, что присутствие женщины на корабле было недопустимо, но на носовой фигуре изображались именно представительницы прекрасной половины человечества. Величественные богини, таинственные русалки, изящные туземки придавали незабываемое очарование быстроходным парусникам. Моряки свято верили, что женская красота усмирит любую непогоду и заставит ветер развеять шторм. В древности изображала также и мифических животных, использовалась в виде тарана и имела функцию устрашения.

Кроме того, за этой фигурой также скрывался гальюн (туалет). Выбор места не случаен: нос корабля — самая продуваемая ветрами часть судна.

Неприкосновенный сундук

Интересен обычай, свято соблюдаемый во всех флотах, — признание неприкосновенности сундука или чемодана, в котором моряк хранил своё имущество. Отсюда ненадобность замка, полное отсутствие воровства в матросской среде. Однако после русско-японской войны на русском флоте морские устои пошатнулись, и воровство стало обычным делом среди матросов.

Обед на мокрой скатерти

У моряков был обычай накрывать стол только мокрой скатертью, чтобы миски не скользили по столу и не падали во время качки.

Морские небоскрёбы

Слово «небоскрёб» имеет морское происхождение. Так назывались самые верхние треугольные паруса ещё 200 лет назад. При штормовом ветре они начинали гнуть мачту настолько сильно, что на мостике всегда стоял капитан с пистолетом. Когда мачта уж слишком сгибалась, он стрелял в парус, парус рвался, и всё приходило в норму.

Женщина на корабле — к несчастью

Известно, что женщин на корабль не пускали (кстати, как и юристов и служителей культа). Присутствие при закладке корабля девственниц, особенно рыжих, считалось плохим предзнаменованием. Считалось, что если на корабль взойдёт представительница прекрасного пола, то нужно ждать беды. Норвежские корабелы никогда не начинали постройку судна в пятницу, в день красивой и коварной богини любви Фрейи, недоброжелательности которой опасались все моряки. В странах Ближнего Востока считали, что если женщина, не имеющая детей, ночью взойдёт на недостроенное судно или коснётся его, унесёт с него какой-нибудь предмет, то в скором будущем она обязательно станет матерью.

Впрочем, несмотря на запрет на присутствие женщин на корабле, существовало и другое поверье — рождение ребёнка на судне во время плавания считалось счастливой приметой и приносило удачу кораблю.

Купание на экваторе

Моряки, которые впервые пересекали экватор, обязательно купались в его водах. Но и это еще не всё! Когда команда пересекает экватор, строго-настрого запрещено: плевать за борт, садиться на , бриться, становиться без необходимости спиной к лобовым иллюминаторам (по направлению движения судна), вносить на борт рыбацкие сапоги на плече.

Tattoo — на таитянском диалекте полинезийского языка слово «татау» обозначает рисунок.

Каперские свидетельства — во времена парусников правительственный документ, разрешающий частному судну атаковать и захватывать суда, принадлежащие неприятельской державе.

*** мыс Горн — крайняя южная точка архипелага Огненная Земля, расположен на острове Горн.

**** ростра — от лат. rostrum — клюв, носовая часть корабля.

***** кнехт — парная тумба с общим основанием на палубе судна, которая служит для крепления канатов.

25 июня отмечается день мореплавателя. Решение о праздновании этого дня было принято в 2010 году государствами-членами Международной Морской организации, входящими в ООН. Резолюция, подписанная в филиппинской столице - Маниле, гласила, что этот день посвящён морякам торгового флота, которые до недавнего времени не имели своего праздника, в отличие от военных моряков

Несколько интересных фактах, связанных с одной из самых древних профессий - торгового мореплавателя.

Татуировка как оберег

Татуировка у моряков с давних времён считалась оберегом и опознавательным знаком. Традиция украшать тела татуировками распространилась по всему миру во многом благодаря Джеймсу Куку и его команде, которые в 70-х годах XVIII столетия посетили острова Полинезии в Тихом океане. Вернувшись из плавания в 1769 году, Кук привез с Таити не только само слово «tattoo» (на таитянском диалекте обохначает рисунок) , но и Великого Омаи - колоритного полинезийца, тело которого украшала целая галерея татуировок.

Среди моряков самыми популярными татуировками считались изображения моря, черной кошки, клевера с четырьмя листьями, подковы и многие другие. У многих моряков распространена была татуировка в виде звезды между указательным и большим пальцами рук. Чаще всего на тело наносили религиозные символы, у христиан это было, конечно же, распятие. По поверью, эти знаки приносили удачу, а также в случае гибели моряка по этим татуировкам можно было определить, какой веры утопленник, а значит - по каким обычаям его хоронить.

Моряки умели завязывать почти 500 морских узлов

Каждый моряк обязан был уметь быстро и правильно вязать десятки всевозможных узлов, причём делать это зачастую в потёмках или во время шторма на многометровой высоте. Самые древние узлы были найдены в Финляндии, они датируются неолитом (поздним каменным веком). Со временем искусство вязания узлов моряками было доведено до совершенства. От этого зависела безопасность судна под парусами. К расцвету парусного флота в морском деле насчитывалось почти 500 узлов. Как это ни печально, искусство вязать морские узлы исчезло вместе с парусниками.

«Паспорт» пирата

В Англии все пираты имели специальные «каперские свидетельства»(во времена парусников правительственный документ, разрешающий частному судну атаковать и захватывать суда, принадлежащие неприятельской державе). о том, что они являются пиратами. Для того, чтобы получить такой документ, нужно было предоставить капитану корабля справки от родителей и священника о своём безукоризненном моральном облике.

Пиратство поощрялось государством

Сами главы государств давали разрешение на атаку тех или иных судов, принадлежащих неприятельственной державе. Например, королева Англии Виктория поощряла пиратство против испанских кораблей

Серьга в ухе как знак привилегии

Моряки верили, что серьга в правом ухе оберегает от ослабления зрения и ревматизма. Большую золотую серьгу носили моряки, прошедшие мимо мыса Горн (крайняя южная точка архипелага Огненная Земля, расположен на острове Горн.) , где почти круглый год стоит штормовая погода. Такой мореплаватель имел право на одну бесплатную кружку спиртного в портовых кабаках и даже мог безнаказанно класть ноги на стол.

Изображение женщин на носу корабля

Широко известно, что присутствие женщины на корабле было недопустимо, но на носовой фигуре изображались именно представительницы прекрасной половины человечества. Величественные богини, таинственные русалки, изящные туземки придавали незабываемое очарование быстроходным парусникам. Моряки свято верили, что женская красота усмирит любую непогоду и заставит ветер развеять шторм. В древности ростра(от лат. rostrum - клюв, носовая часть корабля.) изображала также и мифических животных, использовалась в виде тарана и имела функцию устрашения.Кроме того, за этой фигурой также скрывался гальюн (туалет). Выбор места не случаен: нос корабля - самая продуваемая ветрами часть судна.

Неприкосновенный сундук

Интересен обычай, свято соблюдаемый во всех флотах, - признание неприкосновенности сундука или чемодана, в котором моряк хранил своё имущество. Отсюда ненадобность замка, полное отсутствие воровства в матросской среде. Однако после русско-японской войны на русском флоте морские устои пошатнулись, и воровство стало обычным делом среди матросов.

Обед на мокрой скатерти

У моряков был обычай накрывать стол только мокрой скатертью, чтобы миски не скользили по столу и не падали во время качки.

Морские небоскрёбы

Слово «небоскрёб» имеет морское происхождение. Так назывались самые верхние треугольные паруса ещё 200 лет назад. При штормовом ветре они начинали гнуть мачту настолько сильно, что на мостике всегда стоял капитан с пистолетом. Когда мачта уж слишком сгибалась, он стрелял в парус, парус рвался, и всё приходило в норму.

Женщина на корабле - к несчастью

Известно, что женщин на корабль не пускали (кстати, как и юристов и служителей культа). Присутствие при закладке корабля девственниц, особенно рыжих, считалось плохим предзнаменованием. Считалось, что если на корабль взойдёт представительница прекрасного пола, то нужно ждать беды. Норвежские корабелы никогда не начинали постройку судна в пятницу, в день красивой и коварной богини любви Фрейи, недоброжелательности которой опасались все моряки. В странах Ближнего Востока считали, что если женщина, не имеющая детей, ночью взойдёт на недостроенное судно или коснётся его, унесёт с него какой-нибудь предмет, то в скором будущем она обязательно станет матерью.

Впрочем, несмотря на запрет на присутствие женщин на корабле, существовало и другое поверье - рождение ребёнка на судне во время плавания считалось счастливой приметой и приносило удачу кораблю.

Купание на экваторе

Моряки, которые впервые пересекали экватор, обязательно купались в его водах. Но и это еще не всё! Когда команда пересекает экватор, строго-настрого запрещено: плевать за борт, садиться на кнехты, бриться, становиться без необходимости спиной к лобовым иллюминаторам (по направлению движения судна), вносить на борт рыбацкие сапоги на плече.

Знаменитый мореплаватель и первооткрыватель Христофор Колумб — человек, с которого началась эпоха Великих географических открытий. Будучи по-настоящему одержимым идеей найти короткий путь в Индию, он посвятил этому делу всю жизнь, но так и не добился успеха.

  1. Христофор Колумб навсегда вошел в историю как путешественник, намеревавшийся добраться до Индии, а вместе этого преодолевший Атлантику и открывший американский континент. Отметим, что еще в Средневековье в Северной Америке высаживались викинги, но об их открытии не знали нигде, кроме Скандинавии.
  2. Честь называться малой родиной Колумба оспаривают шесть итальянских и испанских городов.
  3. Имя первооткрывателя в точной транслитерации с испанского языка звучит как Кристобаль Колон, но в славянских языках закрепилось другое произношение.
  4. В течение нескольких десятилетий Колумб предлагал ведущим европейским монархам организовать экспедицию, в результате которой планировалось западным путем добраться до берегов Индии, но все короли и королевы по разным причинам отказывались финансировать это предприятие.
  5. Королева Кастилии Изабелла согласилась помочь Колумбу, так как рассчитывала, что его открытие поможет вернуть христианам Гроб Господень из Палестины – ведь считалось, что мореплаватель обогнет Землю и причалит у берегов Индии.
  6. Когда экспедиция Колумба открыла один из Багамских островов, путешественники сочли, что находятся неподалеку от Китая, Индии или Японии. У местных туземцев мореплаватель взял образцы загадочной травы, сейчас известной как табак.
  7. Причалив к берегу в бухте к северо-востоку от Кубы, Колумб был разочарован, не обнаружив ни пряностей, ни драгоценных металлов, ни других богатств. Он предположил, что находится на каком-то полуострове в Восточной Азии, и решил держать курс на Японию, считавшуюся более богатой страной ().
  8. Открыв Кубу, Гаити и Тортугу, флотилия Колумба вернулась в Европу с грузом необычных растений, фруктов, птичьих перьев и туземцев, которых стали называть индейцами.
  9. Во время второй экспедиции Колумб основал город Санта-Доминго, открыл массу островов, проложил оптимальный курс до Вест-Индии, а в это время на новых владениях испанской короны началось массовое убийство индейцев. При этом первооткрыватель был уверен, что колонизирует и наносит на карту западную часть Индии.
  10. Именно Колумб предложил испанским монархам заселять новые территории не свободными гражданами, а осужденными преступниками, при этом наполовину сократив назначенный им тюремный срок.
  11. В 1498 году португальский путешественник Васко да Гама открыл морской путь в подлинную Индию. Доставив в Европу груз пряностей, он доказал, что Колумб открыл совсем другие земли, и, следовательно, является обманщиком, пусть и поневоле.
  12. Во время четвертого плавания Колумба, надеявшегося все же найти путь в подлинную Индию, отделяли от Тихого океана всего 65 километров, но он об этом не знал. Вместо пути к пряностям он открыл побережье Центральной Америки.
  13. Вернувшись из четвертой экспедиции, тяжело больной Колумб умер в Севилье, где его и погребли без каких-то особенных почестей. Европейцы того времени почти ничего не знали о мореплавателе – важность его путешествий была признана лишь полвека спустя, когда из завоеванных Мексики и Перу в Испанию стали прибывать суда с драгоценными металлами.
  14. Судьба останков Колумба остается неизвестной – по воле мореплавателя его перезахоронили на Гаити, однако после изгнания с острова испанцев его прах перевезли на Кубу, в Гавану. Затем политическая ситуация вновь изменилась, и останки вернулись в Санта-Доминго, а после – в Севилью. Однако недавнее исследование останков из Севильского кафедрального собора показало, что хранящиеся там кости принадлежали худому 45-летнему мужчине, а Колумб на момент смерти был крепким моряком 55-60 лет. Возможно, подлинные останки первооткрывателя были потеряны во время многочисленных переездов.

10 место:
Долгое время моряки вообще не знали, куда они двигаются. Первая морская карта была составлена только во II веке до нашей эры, а до этого вся навигация сводилась к тому, чтобы выпустить птицу и плыть туда, куда она полетела: дескать, птица-то уж точно знает, где берег. К сожалению, проверить насколько надежным был такой метод – невозможно. Те, кто доплывали, говорили, что птица летела правильно, а у тех, кто не доплыл – спросить уже не получится.

9 место:
Полинезийцы подвешивали на мачту продырявленную во многих местах скорлупу кокосового ореха, и по тону свиста определяли, куда пирога плывет.

8 место:
В Европе кокосовых орехов, к сожалению, не растет, поэтому древние викинги использовали в качестве компаса ложку с длинной ручкой. Главный викинг перегибался через борт, зачерпывал этой ложкой водичку, задумчиво прихлебывал и потом авторитетно говорил: “Правильно плывем – вода не такая соленая и родными помоями пахнет!” Можете не верить, но викинги по этому компасу почти всегда доплывали правильно.

7 место:
А вот как оригинально использовал советский Минморфлот особенности линии перемены дат: в 50-х годах вышел специальный приказ – чтобы советские суда пересекали эту линию только с востока на запад. При этом один день выпадает, и зарплату за него можно не платить.

6 место:
А знаете, зачем на носу парусных кораблей устанавливали фигуры чудесных женщин? Они скрывали туалеты! Поскольку, если поставить туалет на корме, попутный ветер будет задувать все на корабль, а с носа все запахи отлично сносит. Слово гальюн произошло именно от названия “галеонные фигуры”.

5 место:
Термин “небоскреб” – тоже морской. Так назывались самые верхние треугольные паруса еще 200 лет назад. С ними, кстати, иногда были проблемы: при сильном ветре они начинали гнуть мачту, так что на мостике всегда стоял капитан с пистолетом. Когда мачта уж слишком сгибалась, он стрелял в небоскреб, парус рвался и все приходило в норму.

4 место:
Русский язык получил у моряков слово “каталажка”: на старинных русских судах-расшивах провинившихся сажали в клетушку, где хранился такелаж.

3 место:
Морской способ накрывать на стол. При качке на кораблях никогда не используются сухие скатерти. Столы накрывают мокрыми, чтобы тарелки не падали на пол.

2 место:
Уборка. Знаете, почему корабли так тщательно драят? Чтобы у матросов не оставалось свободного времени. Если им нечем будет заняться, они начнут думать, а от этого возникают революционные ситуации. Раньше после таких ситуаций моряки уходили в пираты.

1 место:
И именно с пиратами связан самый удивительный факт. В знаменитой своими пиратскими похождениями Англии все пираты имели специальные свидетельства о том, что они пираты. А для того, чтобы такое свидетельство получить, нужно было предоставить капитану корабля справки от родителей и священника о своем безукоризненном моральном облике.


10 место:
Долгое время моряки вообще не знали, куда они двигаются. Первая морская карта была составлена только во II веке до нашей эры, а до этого вся навигация сводилась к тому, чтобы выпустить птицу и плыть туда, куда она полетела: дескать, птица-то уж точно знает, где берег. К сожалению, проверить насколько надежным был такой метод - невозможно. Те, кто доплывали, говорили, что птица летела правильно, а у тех, кто не доплыл - спросить уже не получится.

9 место:
Полинезийцы подвешивали на мачту продырявленную во многих местах скорлупу кокосового ореха, и по тону свиста определяли, куда пирога плывет.

8 место:
В Европе кокосовых орехов, к сожалению, не растет, поэтому древние викинги использовали в качестве компаса ложку с длинной ручкой. Главный викинг перегибался через борт, зачерпывал этой ложкой водичку, задумчиво прихлебывал и потом авторитетно говорил: "Правильно плывем - вода не такая соленая и родными помоями пахнет!" Можете не верить, но викинги по этому компасу почти всегда доплывали правильно.

7 место:
А вот как оригинально использовал советский Минморфлот особенности линии перемены дат: в 50-х годах вышел специальный приказ - чтобы советские суда пересекали эту линию только с востока на запад. При этом один день выпадает, и зарплату за него можно не платить.

6 место:
А знаете, зачем на носу парусных кораблей устанавливали фигуры чудесных женщин? Они скрывали туалеты! Поскольку, если поставить туалет на корме, попутный ветер будет задувать все на корабль, а с носа все запахи отлично сносит. Слово гальюн произошло именно от названия "галеонные фигуры".

5 место:
Термин "небоскреб" - тоже морской. Так назывались самые верхние треугольные паруса еще 200 лет назад. С ними, кстати, иногда были проблемы: при сильном ветре они начинали гнуть мачту, так что на мостике всегда стоял капитан с пистолетом. Когда мачта уж слишком сгибалась, он стрелял в небоскреб, парус рвался и все приходило в норму.

4 место:
Русский язык получил у моряков слово "каталажка": на старинных русских судах-расшивах провинившихся сажали в клетушку, где хранился такелаж.

3 место:
Морской способ накрывать на стол. При качке на кораблях никогда не используются сухие скатерти. Столы накрывают мокрыми, чтобы тарелки не падали на пол.

2 место:
Уборка. Знаете, почему корабли так тщательно драят? Чтобы у матросов не оставалось свободного времени. Если им нечем будет заняться, они начнут думать, а от этого возникают революционные ситуации. Раньше после таких ситуаций моряки уходили в пираты.

1 место:
И именно с пиратами связан самый удивительный факт. В знаменитой своими пиратскими похождениями Англии все пираты имели специальные свидетельства о том, что они пираты. А для того, чтобы такое свидетельство получить, нужно было предоставить капитану корабля справки от родителей и священника о своем безукоризненном моральном облике.

Рубрики:
Метки:

Процитировано 2 раз

Джек_Северянин Пятница, 14 Октября 2011 г. 21:43 ()

Многие из этих интересных фактов обыкновенная выдумка дилетантов далёких от моря, особенно про викингов и каталажку. Про викингов есть статья "Викинги использовали в море "каменный GPS", выяснили ученые".
Приведу эту статью, почитайте:

Международная группа ученых раскрыла одну из тайн викингов, выяснив, каким образом у них получалось точно ориентироваться на море в условиях густого тумана. Викинги отличались в раннее Средневековье особым умением совершать плавания на далекие расстояния в любую погоду.
"Как сейчас установлено, в эпоху, предшествовавшую изобретению компаса, они использовали для определения своего местоположения по отношению к Солнцу полудрагоценный "солнечный камень", известный также как гелиолит", - отмечает журнал Scientific American.
Этот камень, представляющий собой разновидность полевого шпата, обладает способностью преломлять попадающие на него даже слабые лучи света и тем самым дает возможность узнать даже в густом тумане положение Солнца, рассказывает ИТАР-ТАСС.
По мнению ученых, викинги могли использовать не один, а сразу несколько камней для повышения точности расчетов. Чтобы определить положение Солнца, камень следовало поднять вверх и исследовать, как распределятся по его поверхности появившиеся на нем отблески света. Это позволяло вычислить положение Солнца - даже закрытого толщей тумана, облаками или скрывшегося за горизонтом.

Определять местонахождение Солнца за облаками было действительно необходимо, поскольку во время полярного лета постоянный дневной свет не позволяет увидеть звезды, а компас тогда еще не изобрели, к тому же вблизи Северного полюса компас мало помогает.
Секрет солнечного камня держался викингами в глубокой тайне и был известен лишь ограниченному кругу лиц. Последние занимали особое положение советников во время крупных военных морских походов.
Упоминание об ориентации судов викингов по драгоценным камням содержится в нескольких древних сагах. Однако научные круги скептически относились к данным фрагментам, считая их художественным вымыслом. Но сейчас ученым удалось восстановить древнюю секретную технологию ориентации в тумане с помощью солнечного камня.
Некоторые историки утверждали, что способ срабатывал только в случае, если кристалл направляли на участок ясного неба. Но в подобных случаях положение Солнца можно установить и невооруженным глазом - по отблескам на краях облаков, например.

Но ученые с 2005 года исследовали поляризацию света. Например, однажды они сфотографировали облачное небо в Северной Финляндии через 180-градусную линзу и попросили добровольцев определить местонахождение Солнца. Поскольку подопытные допускали ошибки, отклоняясь от истинного местонахождения светила иногда на целых 99 градусов, стало ясно, что невооруженным взглядом человек не может найти Солнце при столь плотной облачности. А значит, и викинги не могли обойтись без дополнительного инструмента.
Эффективность солнечного камня была проверена также в 2005 году - ученые пересекли Северный Ледовитый океан на шведском ледоколе "Один", успешно определяя местонахождение Солнца в различных погодных условиях.