Каждая эпоха в истории представлена грандиозными сооружениями, однако, именно архитектура 20 века характеризуется тем, что достигла совершенно новых высот - от парящих небоскребов к инновационным дизайнерским конструкциям. Начало ей было положено на рубеже 20 века одним из первых направлений, известным как модерн, сочетавшим функционализм с эстетическими идеалами, но отвергавшим классические заповеди. Он старался объединить принципы, лежащие в основе архитектурного дизайна, с тенденциями быстрого технологического прогресса и модернизации общества в целом.

Вообще архитектура 20 века - это всеобъемлющее движение, принявшее форму многочисленных дизайнерских школ, направлений и разнообразных стилей. Среди важных имен людей, которые стали реформаторами в архитектурном искусстве и проложили путь к оригинальным дизайнам и ультрасовременным новшествам, следует назвать Ле Корбюзье, Людвига Мис Роэ, Вальтера Гропиус, Фрэнка Ллойда Райта, Луиса Салливана, и Альвара Аальто.

Итак, в первую очередь архитектура 20 века представлена движением, известным как архитектурный модернизм и охватывающим период с 1900-х до 1970-1980-х годов (в европейских странах и России). Оно включает в себя несколько направлений (функционализм и конструктивизм, брутализм и рационализм, баухауз и ар-деко, интернациональный стиль), но всех их объединяют общие характеристики.

Архитектурный модернизм стремился к созданию дизайна домов, следовавшего вне классических идей и вдохновлявшегося месторасположением, функциями будущих структур, их окружающей средой. «Форма следует за функцией» (слова Луиса Салливана, означающие, что дизайнерская идея должна основываться непосредственно на функциональном предназначении строительного объекта). Например, Фрэнк Ллойд Райт был известен тем, что при проектировании домов он, прежде всего, ориентировался на место, на котором собирались построить здание. Он говорил, что оно должно быть «вместе с землей», то есть составлять одно целое.

Архитектура начала 20 века включает также следующие объединяющие характеристики для названных выше направлений - это использование при строительстве новейших в технологическом отношении строительных материалов (например, железобетон), отсутствие декоративных деталей, иначе говоря, никаких исторических реминисценций во внешнем облике домов, которые должны иметь простые ясные формы.

Архитектура 20 века в России популяризирована в форме конструктивизма, особенно процветавшего в 1920-1930-х годах. Конструктивизм объединил передовые технологии и новую эстетику с коммунистической философией и социальными целями строившегося государства. Один из основоположников движения - Константин Мельников, спроектировавший знаменитый Дом Мельникова в Москве, который является символом конструктивизма и советского авангарда вообще. Хотя движение разделялось на несколько конкурирующих школ, в период его существования было построено много замечательных зданий, пока оно не попало в немилость у примерно в 1932 году. Но конструктивистские эффекты можно найти и в более поздней

С начала 1980-х годов архитектура 20 века испытывает определенные сложности с точки зрения структурных систем (услуги, энергия, технологии), становится мультидисциплиной со специализациями для каждого отдельного проектного типа. Кроме того, проявилось разделение в архитекторской профессии на архитектора-дизайнера и проектировщика, гарантирующего, чтобы будущий строительный объект соответствовал всем необходимым технологическим стандартам. Но, конечно, главной и господствующей проблемой, глубоко отразившейся на современной архитектуре, является её экологическая устойчивость.

(Жилой масив на Усачева)

Архитектура Москвы 20-х годов ХХ века представляет собой удивительный микс. Смешалось все: купеческие застройки прошлых веков, традиционный московский стиль чудно гармонировал с новыми застройками социализма, стиль которых в будущем получит название: конструктивизм.

(Московская фабрика)

Итак, Москва 20-х. Город обрел статус столицы и – пошло-поехало. Созвали архитекторов, и началась эпоха строительства бумажного. С 1918 года усиленно работает группа гениев под руководством Л.Каменева, предлагая генеральные застройки будущей столицы. Проектировали и мечтали, порой выдавая такие идеи, что впору поверить в чудеса. Чего стоят только трамваи под облаками и огромный аэровокзал на Ходынке, предложенные Чаяновым. И построили бы, да прозаическая причина помешала воплотиться мечтам. Денег не было.

(Зимняя улица)

А вообще строительство нужно начинать со слома старого. Тут все обошлось. Зимы 20-х годов выдались неимоверно холодными, а отопление благополучно вышло из строя еще в 1920 году. Жители срочно обзавелись буржуйками, и правительство разрешило топить печи…домами. Разбирали и растаскивали старые деревянные постройки, которые тесным кругом толпились за пределами Садового кольца. Так Москва сама себе расчищала площадки.

(На Театральной площади)

В силу того, что население первопрестольной после революции увеличилось в разы, стало важно срочно возводить многоэтажные дома. Первый жилой массив решено было строить на улице Усачева (1924 г. арх. И.Мешков). Рис. 1 По тем временам стройка – грандиозная. Закладывался прообраз будущих жилых микрорайонов столицы: 4-5 этажные дома, рядом детсады и школа, магазины и аптеки. Такой вариант – новшество. Подобные массивы стали появляться на Шаболовке и возле Савеловского вокзала.

(Комплекс на Берсеневской)

Еще одна грандиозная постройка 20-х: жилой комплекс на Берсеневской набережной (Рис.2), выстроенный в 1928-1930 гг. (арх. Б. М. Иофан). Этот дом-город объединял воедино новые представления о доме для советского человека. Громадный комплекс совмещал в себе жилые постройки и производственный сектор. Фасад дома во многом предопределили архитектуру будущих строений на Москве реке. А сама река, еще не забранная в гранит, с перекинутым через нее Большим Каменным мостом, еще не обзавелась достойным речным фасадом. Предполагалось, что этот комплекс на Берсеневской свяжется в единое целое с будущим Дворцом Советов на месте снесенного Храма Христа Спасителя. Тогда становится понятной сложная архитектура здания, его массивность со стороны реки и крупные, не по времени, размеры.

(Дом-коммуны на Орджаникидзе)

Выразительная гримаса архитектуры того времени: дома-коммуны. Их было несколько, но самым одиозным был такой дом на ул. Орджоникидзе (арх.И.Николаев), предназначенный для студентов (Рис. 3). Идея проста: зачем студенту просторы? Достаточно, что есть место для ночлега, все остальное – учиться, есть, справлять нужду и принимать душ можно сообща. Дом вместил в себя тысячу комнат по 6 кв. м. В отдельном здании располагались столовая и читальный зал. Связывались все это санитарными постройками. Предполагалось, что здесь будущий студент должен раздеться, принять душ и проследовать либо в свои 6 метров, либо в столовую. К счастью, такие проекты не прижились, но как памятник эпохе говорит о многом.

(Клуб Русакова на Стромынке)

Но строили не только жилые дома. Фантазия конструктивистов находит воплощение в здании клубов. Их возводили много, преимущественно на центральных улицах: клуб имени И. Русакова на Стромынке (Рис. 4) и клуб им. Зуева на Лесной улице (арх. Мельников), дворец культуры Пролетарского района - ныне дворец культуры ЗИЛа (арх. бр. Веснины). Эти строения имели яркие черты конструктивизма: необычные формы, нагромождение углов на фасадах и геометрические линии, отсутствие симметрии и окна, выложенные единой лентой, лаконичность и монолитность.

(ЦКДЖ)

Но больше всех известен ЦДКЖ (рис. 5) , который и сейчас украшает площадь возле Казанского вокзала (1925, арх. М. Щусев).

(Редакция Известий)

Дом "Известий" (рис. 6), построенный по проекту арх. Г. Бархина в 1925-1927 гг, не вызвал восторга у многих архитекторов. Бархина обвиняли, что он подражает стилю, но внутренней сути, идеи конструктивизма не схватил. Тем не менее, дом стоит до сих пор. Более того, это строение послужило отправной точкой для реконструкции площади Пушкина. Кстати, здание Центрального телеграфа (инженер И. Рерберг) в начале Тверской улицы (рис. 7)– ровесник дома "Известий".

(Центральный телеграф на Тверской)

Еще один архитектор, М.Щусев, тоже не был поклонником конструктивизма, хотя его и назначили для строительства самой главной постройки 20-х годов – мавзолея. Первый, деревянный, был возведен в спешном порядке в 1924 году (рис. 8) и предназначался исключительно для того, чтобы миллионы граждан могли попрощаться с вождем мирового пролетариата. Чуть позже, в этом же году, построили второй вариант мавзолея, тоже из дерева (рис. 9). Он простоял 5 лет. И лишь в 1929 году мавзолей заковали в гранит и он обрел черты того культового здания, которое знакомо всем нам (рис.10).

(Иверская часовня)

В это же время началась реконструкция Красной площади. Во-первых, после 1924 года запретили захоронения на площади, хотя в годы революции площадь была огромным кладбищем. Еще чуть раньше, в 1922, снесли Иверскую часовню (рис. 11), так как она мешала проведению парадов. По этой же причине снесли часовню Александра Невского и передвинули памятник Минину и Пожарскому туда, где он стоит сейчас. Кстати, массовое разрушение храмов начнется позже, в начале 30-х. А пока Москва еще была златоглавой.

(Башня архитектора Шухова)

Нужно назвать еще одну грандиозную стройку 20-х годов – Шуховская башня (1920-1922 гг, арх. В.Шухов). На то время это была самая высокая башня в России. А 19 мая 1922 года отсюда впервые начали трансляцию радиопередач (рис. 12).

Но это только начало. Самые грандиозные перемены начнутся в 30-х, когда Москва будет напоминать огромную стройку и впервые станет ясно проступать облик столицы.


Дачи, виллы и особняки: Фасады и планы каменных и деревянных построек в новых стилях / Под редакцией Вл. Стори. - С.-Петербург: Книгоиздательство М. Г. Стракуна, [б. г.]. - IV, 72 с., ил. - (Дачная архитектура за границей).

От редактора

Предлагаемый вниманию русских читателей сборник иностранных архитектурных проектов, является первой попыткой ознакомить их с мотивами иностранного зодчества. Здесь собраны наиболее типичные проекты немецких и английских архитекторов из различных альбомов, а помещаемый ниже текст, представляет выдержку из объяснительных записок при проектах и вполне знакомит нас с теми требованиями, которые предъявляются к дому-особняку западными европейцами, привыкшими к бо́льшему комфорту и удобствам, чем мы, русские. Хотя не во всем и не всегда можно согласиться с положениями немецких авторов, однако приходится все же признать их глубокую продуманность и приспособленность к требованиям жизни данного народа. Для нас, русских, большинство помещенных здесь планов не пригодно в целом виде. У нас совершенно другие жизненные требования.

Наша общественная разобщенность дает себя знать и в тесном кругу семьи и дом-особняк с проходными комнатами, лишенный спасительного коридора, конечно, не скоро нашел бы у нас покупателя или даже съемщика; поэтому на все помещаемые здесь проекты следует смотреть лишь как на схему, которую можно переработать сообразно индивидуальным требованиям в каждом отдельном случае.

Все помещенные здесь проекты, большей частью относятся к каменным постройкам, хотя могут быть пригодны и для деревянных оштукатуренных. Хотя на первый взгляд и кажется сравнительная дешевизна заграничных построек, на самом же деле, подсчитав, выходит, что кубическая сажень постройки обходится от 90 руб. до 120 руб.

При пользовании масштабом полезно помнить, что и погонный метр равняется почти 1½ аршинам.

Для облегчения пользования настоящими планами, мой архитектурно-строительный кабинет принимает на себя труд по переработке их применительно к требованиям русских клиентов и законоположений.

Вл. Стори.

ТЕМЫ ТАБЛИЦ.

(* План в конце книги)

ТАБЛИЦЫ:

I. Каменный одноэтажный загородный особняк с жилым полуподвалом; крыт, как и большинство остальных, черепицей

III. IV.* Типы каменных особняков. Легко могут быть приспособлены для пансионатов

V.* Камен. одноэт. особняк с мезонином - пригоден особенно для помещичьего дома

VI.* Камен. двухэт. особняк - интересен своим внутрен. расположением комнат; все жилые комнаты и даже кухня во II эт. Для большинства русских семейств план требует переработки

VIII.* Тоже - но более удобное расположение комнат. Интересна обработка входного крыльца в виде грота

IX. Двухэт. камен. особняк - в стиле английского модерна. В виду своей обширности, план может быть разработан под санаторию или пансионат.

X. Камен. двухэт. жилой дом легко может быть приспособлен в доходный на четыре квартиры. Стиль модернизованный ампир

XI. Каменная вилла с мезонином в стили английского коттеджа для большого семейства, пансиона или санатории

XIV. Небольшой каменный дом на две квартиры с самостоят. входами

XVI. Деревян. оштукатуренный особняк с мезонином. Ограда или бетонная или каменная с деревянной решеткой

XXXV.* XXXVI. Каменные виллы в английском стиле

LV. Небольшой особняк смешанного типа, низ каменный, верх деревянный

LVI.* Бревенчатый охотничий домик в швейцарском стиле

LVII.* Загородный особняк. По удобству плана может быть приспособлен под комнатную систему

LVIII. Небольшой охотничий домик

LIX. LX. Различные фасады одной и той же виллы в швейцарском стиле

LXI. Каменный особняк в новом немецком стиле

LXII. Небольшой домик в швейцарском стиле. Может быть каменный или деревянный. Наверху мезонин

LXIII.* Садовый павильон; может быть пригоден и для летней дачи с круговой террасой

LXIV.* Деревянная или смешанного вида вилла; верх полумансардного типа в стиле немецкого модерн; достойна внимания обработка сада

LXV.* Небольшая загородная вилла. Очень удобная распланировка комнат. Помещены два фасада, главный и боковой

LXVI.* Тоже. Мотив небольшой загородной виллы с мезонином. На боковом фасаде (с правой стороны) видна решетка из дранки для вьющихся растений

LXVII. Пример расположения усадьбы на косогоре

LXVIII.* LXIX.* Каменный дом на четыре квартиры в стиле английского коттеджа. Представлены два противоположных фасада. Может быть использован как домик для рабочих на заводе

LXX.* Вилла каменная с мезонином. Может быть бревенчатая

LXXI.* Бревенчатый охотничий домик в швейцарском стиле. Внизу только зало-столовая и кухня, наверху три спальни и ванна. Удобен для загородных приездов

LXXII.* Каменный особняк в новом немецком стиле

LXXIII. Каменный особняк в стиле английских коттеджей

LXXIV.* Бревенчатый дом-изба для большого семейства. Годен для сельской школы или пансиона. Имеется большой зал для игр. Может быть приспособлен и под загородный ресторан

LXXV. Мотив загородного полуособняка на две квартиры с мезонином. Каменный или деревянный штукатуренный

LXXVI.* LXXVII. Двухэтажные особняки в ложнорусском стиле; могут быть приспособлены и под доходные дома

LXXVIII.* Небольшая служебная надворная постройка: кучерская, конюшня и сарай

Краткий объяснительный текст*)

*) Извлечение из книги Генель и Чармана.

При постройке дома никогда не следует забывать, что и в самом маленьком домике можно создать уют и красоту, соединить изящество и стиль. Но это возможно только в том случае, если место для постройки будет выбрано также осмотрительно и тщательно, как будет производиться сама постройка и вырабатываться предварительный ее план (проект).

Главнейшие требования, которым должно удовлетворять место будущей постройки следующие:

  1. Высокая сухая местность.
  2. Близость питьевой воды.
  3. Возможность устройства стоков для нечистот.
  4. Удобные дороги.
  5. Близость аптеки, доктора, школы (или удобное сообщение с ней).
  6. Материальная обеспеченность поселенцев, дабы иметь возможность впоследствии разложить повинности на большее количество плательщиков.

Следует избегать:

  1. При гористой местности плывуна-грунта (опасность оползней и сдвигов).
  2. Избегать сырых и болотистых мест.
  3. При близком соседстве больших городов обследовать историю места; не была ли здесь свалка или кладбище.
  4. Избегать при планировке поселка¹) прямых слишком широких улиц, как скучных и однообразных; желательно разбивка улиц криволинейных в виде аллей.
  5. Избегать больших проезжих дорог, как пыльных и слишком шумных.
  6. Избегать фабричных районов.

____________

¹) Существует противоположная теория, указывающая на прямолинейность улиц, как на важный фактор в смысле естественной вентиляции (сквозняк) всего поселка.

Примечание В. С.

Желательно выбирать место на южных склонах, защищенных от северных и северо-восточных ветров с небольшими хотя бы древесными насаждениями (дают тень и защита от ветров).

Дом располагать в северной части усадебного места, дабы оставалась большая площадь солнечная; избегать излишней порубки имеющихся деревьев (см. проекты № 22 и 31).

Во избежание излишних расходов в будущем, необходимо прежде постройки, основательно продумать план, для чего всегда полезнее обращаться к специальному архитектору, т. к. деньги заплаченные за хороший проект всегда сторицею вернутся.

Архитектор должен точно знать все требования строющегося и вполне проникнуться его желаниями и стремлениями и обязанности архитектора вовсе не заканчиваются с представлением архитектурного проекта, а наоборот постройки от начала до конца должны вестись под непосредственным его надзором и руководством, т. к. всегда является масса вопросов, которые не могут быть разрешены иначе, как при совместном на месте обсуждении их владельцем с архитектором; который должен постоянно напоминать клиенту, что всякие изменения и дополнения вызывают и излишние расходы, вначале кажущиеся незначительными. Архитектурный проект не должен быть лишь красивой картинкой, но вполне отвечать также и требованиям жизни.

Архитектору необходимо указать число и назначение комнат в каждом этаже, их взаимное соотношение, назначение подвала, чердака и т. д.

Хотя одноэтажный дом всегда обходится дороже двухэтажного, однако нельзя не указать удобство первого с практической точки зрения. Наконец необходимо иметь в виду общие удобства дома, дабы не обесценивать его в случае продажи или перехода к другому владельцу и, т. к. одним из главных лиц, пользующихся домом - является хозяйка, то и необходимо участие этой последней в обсуждении плана дома.

В хорошем доме на среднюю семью необходимо следующее количество комнат¹):

____________

Приемная - небольшая.

Столовая - большая и малая.

Рабочий кабинет.

Комнаты для игр.

Музыкальная комната.

Комната для танцев (зал).

Зимний сад.

Детская для игры.

Детская для работы.

Спальни в зависимости от числа и возраста детей.

Спальня для родителей.

Ателье (с потолочным светом).

Комната для прислуги.

Комната для обеда и дневного пребывания прислуги.

К спальным комнатам примыкают - туалетные ванные, гардероб, w. c.

Желательно особые умывальные для прислуги.

Бельевая комната и рядом небольшая комната для починки белья.

Лестничная клетка (Diele) должна иметь жилой уютный вид и снабжена прихожей и туалетной.

Между передней и кухней, для избежания чада, должен быть коридорчик.

Кухня из отделений: собственно кухня, судомойня, помещение для мяса, кладовые и буфетная. Серебро же должно храниться в шкафу в столовой.

Хорошо иметь особое помещение для чистки платья и сапог.

В подвале помещение для центрального отопления, угля, керосина; винный погреб с прохладной комнатой для питья и отдыха.

С южной его стороны дворницкая с отдельным выходом.

Затем надо темное помещение с водопроводом, гараж для автомобиля и велосипедов. Необходимо иметь особый черный ход и сени, помимо кухни и вообще стараться, чтобы изолировать чисто хозяйственное помещение от комнат (см. стр. 2, 4, 11 и 78).

«Куда приходит солнце, туда не заглядывает доктор»; поэтому желательно располагать дом по диагонали к меридиану, чтобы все комнаты были светлые; особенно же детские.

Спальни предпочтительно на Восток, т. к. в них к вечеру делается прохладнее.

Следить, чтобы ветром не заносило кухонного чада в дом. При простых отхожих местах устроить вентиляцию в особый канал при кухонном дымоходе.

Устройство центрального отопления необходимо поручать специалисту инженеру заранее, дабы во время постройки оставлять необходимые места для батарей и проч.

Прачечную практично помещать на чердаке.

Высоту комнат англичане обычно делают в 4½ арш.

Избегать слишком больших комнат, как не уютных.

Следует предусмотреть проводку горячей воды на верх; вообще практично делать в комнатах краны холодной и горячей воды; особенно в спальнях.

Большое удобство также представляет внутренний телефон, лифт для подачи кушаний, если кухня внизу. Необходимо устройство w. c. в каждом этаже.

Полезно также пользоваться стенами для устройства в них ниш и шкафов.

Относительно внутренней отделке комнат, то она должна отличаться изящной простотой: потолок лучше всего гладкий штукатуренный белый с цветным бордюром. Стены окрашены масляной краской в мягкие спокойные тона в соответствии с мебелью и наружностью хозяйки.

Террасы, хотя желательны, но удорожают постройку и их могут с успехом заменять комнаты мезонина с большими окнами¹).

____________

¹) Совершенно неправильное мнение. Примечание В. С.

Что же касается внешнего вида дома, то он должен находиться в соответствии с окружающими зданиями и стиль дома не должен выражаться украшениями, а должен выразиться в форме самой постройки.

Необходимо пользоваться местным строительным материалом.

Садовая ограда желательно сплошная, дабы пыль, шум и чужой глаз не проникали в сад (см. пр. № 30).

Садовая мебель лучше всего простых строгих форм белая лакированная, хорошо выделяющаяся на фоне зелени.

Вышеприведенные краткие указания да послужат к поднятию того мещанского строительства, которое свило довольно прочное гнездо в Германии²).

____________

²) Последнее слово вполне можно заменить словом „России“. Примечание В. С.

1. Speicher - кладовая.

2. Schlafzimmer - спальня.

3. Badstube - ванная.

4. Wohnzimmer - жилая комната.

5. Wintergarten - зимний сад.

6. Anrichte - буфетная.

7. Speisezimmer - столовая.

8. Diele - центральная комната с лестницей на верх, обычно в два света.

9. Vorplatz - площадка-коридор.

10. Empfangszimmer - приемная.

11. Halle - см. № 8.

12. Wohndiele-см. № 8, приспособленное под жилье.

13. Offene Veranda - открытая веранда.

14. Geschlossene Veranda - закрытая веранда.

15. Gesellschaftszimmer - гостинная.

16. Wohnraum - жилая комната.

17. Flügel - флигель (особнячек).

18. Toilette - туалетная (уборная).

19. Waschküche - судомойня.

20. Küche - кухня.

21. Gastzimmer - комната для приезжающих.

22. Kinderzimmer - детская.

23. Eiszimmer - ледник.

24. Gutestube - маленькая гостинная.

25. Zimmer - комната.

26. Salon - зало.

27. Schrank - шкаф.

28. Fräulein - гувернантка.

29. Herrenzimmer - комната для молодых людей.

30. Damenzimmer - будуар.

31. Arbeitszimmer - рабочий кабинет.


II.* Каменный двухэтажный особняк, может быть приспособлен и под две самостоятельные квартиры. Очень удобное расположение комнат





VI.* Каменный двухэтажный особняк - интересен своим внутренним расположением комнат; все жилые комнаты и даже кухня во II этаже. Для большинства русских семейств план требует переработки


VII.* Тип английского коттеджа на небольшую семью. Фасад изящен своей простотой










































XLVIII.* Деревянный штукатуренный полуособняк на две квартиры с самостоятельными входами. Под крышей мезонин

XLIX. Небольшой особняк с мезонином. Бревенчатый штукатуренный или каменный




LII. Особняк смешанного типа: низ каменный; верх фахверный или штукатуренный с деревянными тягами


LIII.* Того же типа дом



1. Вилла Савой, Франция

Прошло 50 лет после смерти Ле Корбюзье, но этот дом 1929 года остается одним из самых знаковых французских зданий XX века. Архитектор считал, что дом - «это машина для жизни», и его работа воплощает все его пять принципов. Элементы дизайна наподобие больших открытых пространств, плоской крыши, простых линий и панорамных горизонтальных окон, которые визуально главенствуют над окружающим пространством, тогда были использованы впервые. Сегодня это, возможно, обычное дело, но сам дом остается все таким же необычным, как и почти сто лет назад.

Дом находится в Пуасси, примерно в 40 минутах от Парижа на машине. Дотуда можно добраться на RER и автобусе. Запланируйте поездку на www.villa-savoye.monuments-nationaux.fr


2. Дом Имса, США

Дом Чарльза и Рэя Имсов 1949 года абсолютно калифорнийский - то есть недооцененный, расположенный на лугу, окруженный эвкалиптами, открытый солнцу и морю, - и весьма символичный в плане демократичности дизайна. Новые методы постройки увеличили пространство благодаря готовым материалам. В доме также используется принцип «природа как амортизатор». Комнаты используются для разных целей - и для работы, и для жизни. Частично богемный дом, частично - лаборатория для экспериментов в эстетике и функциональности, здание вдохновляет своей структурой и позволяет заглянуть в ежедневную жизнь Имсов во всех цветах.

Обычно посещения дома ограничены, но можно заранее назначить экскурсию на двоих ценой в US$275. Вы сможете попасть во все комнаты.


3. Дом Аалто, Финляндия

Этот дом на побережье, в пригороде Хельсинки Мунккиниеми, был семейным домом самых известных финских архитекторов Алвара и Айно Аалто с 1936 года. Дом очень простой, незахламленный, но очень теплый. К тому же именно он в итоге послужил прототипом всех последующих работа Алвара, которые сочетали в себе функциональность с гуманизмом и экологической сознательностью. Экспериментальное мышление пары и их рациональность выражены в гардеробной, шкафчике из фарфора и общих инновациях в сфере пространства. В отличие от работ ранних модернистов, в этом доме чувствуется его принадлежность Финляндии - благодаря декоративным элементам и украшениям.

Студио Аалто, студия этого архитектора 1955 года, находится не так далеко. Туда можно купить билеты, и дважды в день летом там водят экскурсии. См. www.alvaraalto.fi


4. Вилла Тугендгат, Чехия

Вилла работы Мис ван дер Роэ, построенная в 1930 году в пригороде Брно - это хвалебная песнь свету и пространству. В здании нет поддерживающих стен, он построен с помощью абсолютно новой технологии с использованием железных рам. Революционна не только структура здания, но и отсутствие украшений внутри здания. Вместо этого на всех функциональных поверхностях использованы дорогие и очень красивые природные материалы. Например, стена в гостиной сделана из африканского оникса. Мебель, созданная специально для дома совместно с Лилли Райх, сделана из стали, редких пород дерева и кожи. Известный стул «Брно» запущен в массовое производство и производится до сих пор.

Бронируйте экскурсию заранее на www.tugendhat.eu . Если вы не успели, то можно попробовать и без экскурсии.


5. Вилла Некки Кампильо, Италия

Эта вилла 1932 года, шедевр рационалиста Пьеро Порталуппи, скрытая за высокими магнолиями и стенами, была построена для людей, которые не хотели знать о том, что весь мир трещит по швам, и считали, что будущее по-прежнему принадлежит им - для дочерей богатого миланского промышленника. В интерьере смешаны необычные, футуристические идеи - например, в огромной гостиной есть окно во всю стену, похожее на террариум, - а также решения для ежедневной жизни (бассейн с подогревом, гараж на четыре машины с подъемниками и т. д.). Гардеробы наполнены вечерними платьями и шубами, чемоданы всегда готовы к поездке. Стены украшает собрание картин XX века, среди которых есть работы Моранди и ди Чирико.


9. Дом Кунио Маэкавы, Япония

Дом пионера-модерниста Кунио Маэкавы - прекрасный пример диалога японской эстетики и философии европейского модернизма. Дом построен в 1942 году. Его маленькие размеры, ограниченная простота и мудрое использование внутренних колонн явно появились благодаря тому, что архитектор провел много времени в студии Ле Корбюзье (он работал на вилле Савой) и тому, что во время войны выбор материалов был невелик. Тем не менее, дом все-таки явно принадлежит гению Маэкавы, который умел создать яркое, но очень личное внутренней пространство. Оригинальная мебель была создана архитектором специально для этого дома, а восстановленные частные вещи также теперь находятся в доме. Они также представляют собой смесь линий модернизма и японских ремесленных традиций.

Дом является частью удивительного архитектурного музея под открытым небом Эдо-Токио - прекрасного места для всех, кому интересна японская архитектура с XVII века по послевоенный период.

17 век стал для России веком серьезных потрясений и больших перемен. Все это не могло не сказаться на развитии культуры. Менялось отношение к религии, укреплялись связи с Европой, в архитектуре зарождались новые стили. Именно в этот период замечен переход архитектуры от строгих форм средневековья к декоративности, от церковного к светскому. На фасадах зданий появляются резные наличники и каменная резка, разноцветные изразцы.

В начале 17 века продолжается начатое в 16 веке строительство шатровых композиций. Одним из ярких примеров той эпохи является Успенская Дивная церковь на территории Алексеевского монастыря в Угличе.

В более позднем строительстве шатер перестает быть конструктивным элементом и начинает выполнять больше декоративную функцию. Последним храмом шатрового типа является московская церковь Рождения Богородицы в Путинках, относящаяся к середине 17 века. Дело в том, что как раз в этот период церковь во главе с патриархом Никоном признала многие старые церковные догмы ошибочными, и на строительство шатровых соборов и церквей был наложен запрет. Отныне они должны были быть непременно пятиглавыми и с маковками.

Кроме шатровых, в 17 веке строили и бесстолпные кубические соборы и церкви, называемые еще кораблями, а также круглые храмы.


Продолжается популяризация каменной застройки, начатая в 16 веке. В 17 веке такое строительство становится уже не только привилегией царей. Теперь каменные хоромы могли строить себе бояре и купечество. А вот цари, как оказалось, наоборот, предпочитали деревянное зодчество. Несмотря на распространение использования камня, как основного строительного материала, 17 век можно по праву считать веком расцвета русского деревянного зодчества. Шедевром деревянного зодчества и архитектуры 17 века считался царский дворец в Коломенском. В те времена резиденция насчитывала 270 комнат и порядка 3000 окон. К сожалению, в середине 18 века его разобрали из-за ветхости по приказу императрицы Екатерины Второй. В наше время он воссоздан по записям и чертежам, позволяющий судить о красоте и величии архитектуры того времени, но в таком виде он уже не представляет той архитектурной ценности, как если бы это был оригинал.

К концу 17 века в русской соборной архитектуре появился новый стиль, названный нарышкинское или московское барокко. Свое название стиль получил по фамилии основного заказчика. Этому стилю соответствует сочетание белого и красного цветов в росписи фасадов зданий, этажность построек. Примеры строений в этом стиле – церкви и дворцы Сергиева Посада, церковь Покрова в Филях, колокольни, трапезная и надвратные церкви в Новодевичьем монастыре.

Появились первые попытки создания городских планов и упорядочения градостроительства. Как жилые дома купцов и бояр, так и административные здания в 17 веке начинают строить двух- или трехэтажными. При каменном основании, верхний этаж мог быть деревянным, зачастую здание полностью выполнялось из древесины. Нижний этаж таких зданий обычно использовали для хозяйственных нужд.

В середине века, под покровительством патриарха Никона, в Москве начинают воссоздавать святые места Палестины. Проект выливается в постройку Ново-Иерусалимского монастыря на реке Истре. Монастырь дополнился традиционным комплексом деревянных сооружений, Воскресенским собором. Позднее, из-за опалы Никона, строительные работы были остановлены. Работавшие на строительстве мастера-белорусы, привнесли в русскую архитектуру применение керамики и изразцов для отделки фасадов. Впоследствии, монастырскому собору многие старались всячески подражать, старались превзойти его в нарядности.

Сохранилось множество храмовых построек того времени и в других провинциальных городах – в Угличе, Саратове, Великом Устюге, Рязани, Костроме, Суздале и других. Из крупных архитектурных ансамблей, относящихся к 17 веку, можно выделить здание Кремля в Ростове Великом.

До наших времен дошло большое количество и светских построек, позволяющих судить об архитектуре того времени. Это деревянные Кремлевские терема, Крутицкий теремок и дом Голицына в Москве, каменные Поганкины палаты в Пскове, как и многие здания той эпохи, указывающие на высокую степень прихотливости вкусов, царившую в архитектуре 17-го столетия.


Рубеж 17-18 веков - это время новой для России архитектуры, архитектуры барокко. Барокко по-итальянски - причудливый, странный - это характеристика европейской культуры XVII-XVIII веков, центром которой была Франция. Именно эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия "Западной цивилизации". Именно под влиянием идей барокко Пётр I заставил своими реформами Россию отказаться от своей самобытности и идеи "Москва - третий Рим" в пользу приобщения к семье европейских народов.

Для архитектуры барокко характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Облику барочных дворцов и храмов присуща особая пышность и прихотливость форм, богато используемый причудливый растительный орнамент, сложность построения архитектурных объемов, обилие мягких изгибов в элементах декора.

Нарышкинский стиль (Нарышкинское или Московское барокко ) является условным названием специфического направления в русской архитектуре конца XVII - начала XVIII вв., начального этапа в развитии архитектуры русского барокко. Своим названием архитектурное течение обязано молодому, прозападно-ориентированному боярскому роду Нарышкиных, в чьих московских и подмосковных имениях были построены церкви с некоторыми элементами нового для России того времени стиля барокко.


Главное значение нарышкинского стиля состоит в том, что именно он стал связующим звеном между архитектурой старой патриархальной Москвы и новым стилем (петровским барокко), возводимого в европейском духе Санкт-Петербурга.

После военных и дипломатических побед Россия вступает в число европейских стран полноправным и сильным государством, и желание быть равными во всем с европейскими партнерами сказывается и в новом устройстве городов.

В архитектуре середина 18 века стала временем сложения стиля русского барокко. Истинный его расцвет связан с именем Франческо Бартоломео Растрелли. Помимо Растрелли в стиле барокко работали архитекторы Д. В. Ухтомский, С. И. Чевакинский В середине 18 века стиль барокко в России имел ярко выраженный национальный характер, сохранив преемственность декоративных приемов русских зодчих 17 - начала 18 века. Это многоколонное убранство на фоне яркой окраски стен (синей, красной, желтой, зеленой).

В Москве сохранилось немало замечательных памятников зодчества середины 18 века, авторство которых не установлено, многие из них были крепостными. Один из них - дом Апраксиных у Покровских ворот.


Во второй половине XVIII столетия на смену пышному и декоративному барокко пришел классицизм. Во второй половине XVIII - первой трети XIX веков русский классицизм поставил русскую архитектуру на ведущее место в развитии мировой архитектуры. В архитектуре, как и в литературе, классицизм проявился прежде всего в ориентации на античную (древнегреческую и древнеримскую) традицию.

Характерные принципы классицизма - единообразие, согласованность, порядок, создание иллюзии гармонии.


Особенностями классицизма являются: четкая планировка, масштабность, стоечно-балочная структура зданий. Строгость форм, наличие портиков и колоннад (классический ордер), сдержанный колорит - таковы характерные черты этого стиля. Утверждение классицизма во многом связано с развитием абсолютизма в России.

Настоящим шедевром архитектуры раннего классицизма считается знаменитый Дом Пашкова, построенный в 1784 - 1786 г. в Москве Василием Ивановичем Баженовым. "Пашков дом" до сих пор считается самым красивым зданием Москвы.

Застройка Москвы домами нового стиля началась с 70-х годов. Ее величественность, разнообразие форм, симметрия планов и фасадов, ритмически построенные анфилады помещений с композиционным центром - залом - главной гостиной. Выделилось два основных типа городских усадеб:

Главный дом вынесен на красную линию улицы, а весь комплекс спрятан внутри;

Главный дом "середь дворов", передний двор отделен оградой, а все хозяйственные постройки - в флигелях.

В последней трети ХVIII века освобожденное от обязательной государственной службы дворянство принялось обстраивать свои подмосковные усадьбы. Загородные усадьбы поражают чувством гармонии, которым проникнута архитектура дворцовых сооружений, регулярных и ландшафтных парков. Жемчужинами среди таких загородных усадеб являются Кусково, Останкино, Архангельское.


В 1812 г. началась Отечественная война. 2 сентября 1812 г. в Москву вступила армия Наполеона. В тот же день начались пожары, продолжавшиеся до 6 сентября. Выгорело две трети города. После ухода из Москвы французов все надо было начинать сначала.

В истории русской и мировой архитектуры возрождение Москвы после событий 1812 г. по размаху и темпам строительства можно сравнить лишь с выдающимся событием XVIII века - созданием новой столицы России, Петербурга. Был составлен новый генеральный план города. Была заново спланирована Театральная площадь с величественным зданием Петровского театра, шла перепланировка Красной площади, обновились Торговые ряды, восстанавливался Московский университет, строился Манеж над заключенной в трубу речкой Неглинной разбивался Кремлёвский сад. Торжественная ордерная архитектура с рядами строгих колонн и посвящённой победам скульптурой - всё это отвечало героическим свершениям народа - победителя, отстоявшего независимость России.


После пожара в Москве строилось одновременно такое большое количество жилых зданий, какого в прошлом никогда не было. В этих условиях встала задача определить стандарты и типы жилых домов, чтобы удешевить и ускорить строительство и достичь стилевого единства художественного облика города.

Строительство Большого театра было одной из самых значительных работ Бове, принесших ему известность и славу. Немногое дошло до нас от Большого (Петровского) театра Михайлова - Бове. Грандиозный пожар 1853г., уничтоживший все интерьеры здания, и перестройка театра А. Кавосом исказили классически строгую архитектуру театра Бове. Но и теперь Большой театр остается одним из значительных и величественных сооружений столицы.


В этот последний этап развития классицизма, получивший не совсем точное название ампир (в подражание стилю империи Наполеона), наряду с ансамблями и грандиозными общественными зданиями создаются прекрасные особняки; они связаны главным образом с именами архитекторов А. Г. Григорьева и О. Бове. Заслугой московских архитекторов явилось соединение классических общеевропейских основ архитектуры с исконно русскими традициями. Небольшие, в основном деревянные дома, оштукатуреннные и имитирующие камень, частично ещё сохранились в переулках современной Москвы.

К середине 19 в. территория России достигли 18 млн. км, а население 74 млн. человек. Количество губерний в начале века - 47, в конце 69.

В этот период возникло и сложилось большое число новых типов зданий, началось внедрение новой техники в строительство, резко изменилось роль города и пути его развития.

К концу периода застройка многих городов больше чем наполовину состояла из зданий, возведенных в середине 19 – начале 20 веков.

Архитектурные направления: эклектика, стилизация, модерн, национальный романтизм, рационалистические течения.

Начальный этап – от классицизма к модерну, завершающий – от модерна к новой архитектуре.


Строительство промышленных и инженерных сооружений, торговых зданий и доходных домов характеризует этот период в целом. Объем мирового промышленного производства вырос более чем в три раза, наибольшие темпы роста наблюдались в десятилетие с 1880 по 1890 годы, когда промышленное производство увеличилось на 68%. В последнюю четверть 19 в. архитектура в наибольшей степени испытывала влияние буржуазии как класса. Последнее десятилетие – интенсивные поиски нового стиля, проявившиеся ярко в европейском модерне. Наряду с модерном в начале 20 в. наблюдались различные варианты т. н. национально-романтических направлений.


Основным градообразующим фактором стала промышленность, что существенно повлияло на планировочную структуру городов и типы зданий. Быстрый рост городов привел к стихийной бессистемной застройке с увеличением ее плотности, повсеместно упала регулирующая роль городских властей. Появились дворы-колодцы, сократились зеленые насаждения, выросли трущобные районы. Это привело к ухудшению санитарно-гигиенического состояния городов. Лишь на рубеже веков начало складываться новое градостроительное законодательство, однако, регулирующая роль государственных и местных властей оставалась минимальной.

В середине 19 века определились два основных типа рабочего жилища – небольшой индивидуальный дом в фабричном поселке и многоквартирный дом в городе.

В 1889 году в Париже – Первый международный конгресс, посвященный дешевому жилищу.


Жилищный вопрос был одним из наиболее острых в строительстве рассматриваемого периода.

Наиболее распространенный тип городского жилого дома 19 века – доходный дом - отразил подход к архитектуре освещаемого периода:

Коммерческий подход к использованию городской территории,

Деление квартир в зависимости от состоятельности жильцов,

К концу 19 века все большее значение приобрели технические и потребительские качества жилья (уровень благоустройства, ориентация, звукоизоляция и т. д.). Началась работа по рационализации и стандартизации массового жилища. К концу рассматриваемого периода архитекторы разработали приемы проектирования и строительства, развитые в последующем, вплотную подошли к созданию современных типов городского жилого дома, которые сложились к 20-30-м годам 20 века.

Промышленное строительство.

Проектирование и строительство промышленных и инженерных сооружений сформировало и укрепило новую профессию инженера-строителя, значительно обгоняя другие виды строительства.

Область строительства разделилась на гражданскую, где правил бал архитектор, и инженерно-промышленную, где господствовал инженер. Обособление этих профессий подготовило формирование «новой архитектуры», выявило два различных критерия – один для архитектурных сооружений, другой для инженерных.

Мосты – инженерные сооружения, приобрели большое значение, явились своеобразной экспериментальной площадкой, где испытывались большепролетные конструкции: фермы, трехшарнирные арки, висячие системы.


Но горожанин, гордясь достижениями промышленной цивилизации, ориентирован был все же на эклектичную архитектуру. Отсюда и резкая критика современниками Эйфелевой башни. Инженерные формы еще не были признаны «законными» архитектурными формами в обычных зданиях.

Для современной архитектуры большее значение сыграли Хрустальный дворец (1851), Галерея машин (1878), Дворец машин (1889), показав какие возможности таятся в металлических конструкциях.


Конструкции перекрытия дебаркадера железнодорожного вокзала были металлическими, а фасад здания вокзала оставался в виде традиционного палаццо. Металлические конструкции, не затронув внешний облик зданий, изменили характер интерьеров. Верхние торговые ряды в Москве (1889-1893).

Инженерия и архитектура, вступив в содружество, в начале 20 века начали органично взаимодействовать. Архитекторы почувствовали необходимость освоения новых конструкций. Принципиальными в этом отношении были проекты и постройки Т. Гарнье, П. Беренса, О. Перре применял железобетонные конструкции в гражданском строительстве. В промышленном строительстве раньше, чем в других областях архитектуры, стали применятся стандартизация и механизация, новые строительные материалы и конструкции, сборные элементы, рациональные приемы планировки. Металл и железобетон, металлический каркас, металлический купол, решетчатые металлоконструкции, сетчатые и подвесные системы и др. Инженеры – Эйфель, Контамен, Реблинг, Шухов и др.


Железобетон оказал огромное влияние на все развитие мировой архитектуры. Два вида ж/б конструкций – безбалочные перекрытия и ж/б оболочки «Новый стиль» в рассматриваемый период был «создан» один – европейский модерн . Модерн отказался от тектонического декора, перейдя к использованию откровенно декоративных элементов.

Модерн показал архитектурно-композиционные возможности новой функциональной организации интерьера здания, выдвинув на первый план требования комфорта. Модерн ввел как художественное средство металл и стекло.

Модерн – первый интернациональный стиль, не имевший архитектурных традиций в конкретной национальной архитектуре. Модерн начал современный этап развития современной архитектуры, выработав международный архитектурный язык. Но и модерн не избежал ошибок, увлеченный формально-эстетическими поисками. С уходом пластического декора ушла и стилистика модерна.

Наступил переходный этап от модерна к «новой архитектуре»:

Новый возврат к классицистическим формам в фасадах. Сторонники этого возврата боролись и с эклектикой, и с модерном, и с теми архитекторами начала 20 в., творчество которых подготовило становление функционализма. (Исходная точка – начало 19 в.)

После упадка модерна – национальный романтизм, замена декора модерна национальным декором. (Исходная точка – модерн)

Архитектура шла от классицизма начала 19 в. к рационализму 20 в. сложным путем поисков, и далее – к функционализму 20-30-х гг. 20 в.

Так или иначе, все новые направления были связаны с модерном, даже если исходили из отрицания его принципов.

Первое направление развивало и углубляло художественные поиски модерна – рисунок линий перенесен в сферу пластики самой стены. Металл, формы природы у А. Гауди, пластические возможности бетона у Мендельсона, динамика формы машины у Сант-Элиа. Ряд архитекторов был близок к экспрессионизму изобразительного искусства.


Вторая линия поисков – отрицание декора вообще. Эстетика пуризма выражена в теоретических и практических работах А. Лооса. Ле Корбюзье, Ауд, Дусбург – близки кубизму, их движение к современным конструкциям от простых геометрических форм.

Третья линия – к простым формам от функции и конструкции. Именно это направление подготовило появление и триумфальное развитее функционализма. Англия.


Инновационный завод в Англии.

На рубеже 19-20 вв. менялась структура населения и как следствие, менялась структура города – строились фабрики и заводы, крупные торговые предприятия, склады, здания технических бюро и акционерных компаний, особняки и квартирные дома для различных слоев населения.

Городское строительство приобретало случайный характер, промышленное строительство было подчинено тенденциям капиталистического развития хозяйства.

Многие отрасли промышленности перестраивались за счет банковских кредитов и притока иностранного капитала. “Образцовые проекты” применялись под названием “нормативные” или типовые при строительстве больниц, школ, тюрем и др.

В строительстве укрепился подрядный способ производства работ.

Развивались специализированные акционерные общества:

По строительству железных дорог (Главное общество российских железных дорог);

По строительству и эксплуатации административных зданий (“Архитектор”) и жилых домов и лавок (Акционерное домовладельческое и строительное общество);

По строительству и производству строительных материалов (“Инженер”).

Управление строительством было нецентрализовано. Ряд министерств и ведомств имели полную самостоятельность в области капитального строительства.

Укреплялся подрядный способ производства работ, развивались специализированные акционерные общества, например “Главное общество российских железных дорог”. “Инженер”- по строительству и производству строительных материалов.

К 1913 году в России действовали 22 русских и 8 иностранных крупных Акционерных обществ и 457 строительных фирм. Это, как правило, комплексные организации, выполняющие все виды работ.

Существовали Три вида подряда:

“Гуртом” - выполнялся одной фирмой;

“Раздробленный” - заключались два договора (на поставку материалов и на производство работ);

“Хозяйственный” - заготовка материалов, монтажного оборудования и наем рабочих строителей осуществлял сам заказчик.

Оборудование поставлялось и монтировалось специалистами машиностроительных фирм с участием эксплутационного персонала.

Появились Первые признаки индустриализации строительного производства:

Передвижные энергетические установки

Механизированные стройдворы

Механизация вертикального транспорта.

В области организации строительства разрабатывались и внедрялись такие приемы, как:

Совмещение строительных процессов;

Сокращение технологических разрывов;

Рациональная организация труда.

Благодаря чему удалось построить театр Корша (МХАТ) за 3 месяца, в 1899-1902 годах создать огромный комплекс Политехнического института в Петербурге.

Оплата труда рабочих осуществлялась по трем видам: Сдельная, повременная, аккордная.

Большая часть работ выполнялась вручную. Так земляные работы выполнялись с помощью лопаты, кирки, лома, носилок, тачек и для перевозки - грабарки (специальные лошадиные повозки).

Механизация строительных работ была на довольно низком уровне, что объясняется наличием дешевой рабочей силы и отсталостью русского машиностроения.

Тем не менее в крупнейших строительных фирмах появились: бетономешалки, башенные поворотные краны, камнедробилки, экскаваторы, буровое оборудование, транспортеры-элеваторы, пневмомолоты.

В 1889 году в Москве введен в эксплуатацию завод подъемных машин по выпуску лебедок, кранов, элеваторов и др.

Для дорожного строительства и морских сооружений появились: скреперы, конные катки, паровые плуги-рыхлители, землечерпалки и паровые землесосы.

Во второй половине 19 века В ответственных сооружениях прочно заняли место металлические конструкции. Начиная с 80-х годов появились железобетонные конструкции. Но Дерево оставалось основным конструкционным материалом. Например, из 13294 мостов России 8211 было из дерева (61,8%).


В конце 19- начале 20 веков в России формировалась промышленность строительных материалов. В 1900 году уже существовало 2228 крупных предприятий и мелких кустарных производств с общей численностью рабочих 100000 человек, в том числе на кирпичных заводах 46%, на деревообрабатывающих 35% (с 1897-1904 построено 43 крупных цементных завода). Начато производство плитки, толя, асфальта, фибролита и др.

С первых дней советской власти встал вопрос о перестройке всей системы строительного производства.

1917 года 2 декабря декретом ВЦИК и СНК создан Высший Совет Народного Хозяйства (ВСНХ). В составе его был предусмотрен “Подотдел общеполезных государственных сооружений”.

1918 года 14 мая декретом СНК за подписью В. И.Ленина Создан Комитет государственных сооружений “Комгосоор”, на который возлагалась задача создать в стране государственное строительство, которое бы на рациональном использовании всех достижений науки и техники.


На местах создавались губернские комгосооры при ГУБНСХ: в крупных экономических районах создавались областные управления комгосоора (в т. ч. в Уральско-Волжском районе).

На каждой стройке создавались построечные управления численностью рабочих от 20-30 до 2000 человек. На отдельных стройках общая численность рабочих доходила до 15000 человек.

В период военного коммунизма характерными чертами строительства были: минимальные сроки, широкое привлечение местных строительных материалов, принудительное привлечение рабочей силы, примитивные средства механизации.

Стройки делились на три вида: военные, ударные и прочие.

После Гражданской войны и период восстановления народного хозяйства кап. строительство перестраивалось на основе новых социалистических принципов:

Государственное руководство (было создано 135 подрядных построечных управлений только в 1919 году);

Введено планирование выделения денежных средств;

Созданы государственные органы управления;

Установление государственного контроля.


В первые же месяцы советской власти ационализированы все крупные стройки.

По мере роста объемов СМР Создаются подрядные строительные тресты: “Госпромстрой”, “Строитель”, “Мосстрой” и др. В этих организациях были проведены первые мероприятия по совершенствованию организации строительства, технологии и механизации работ. ГОсударственные организации в 1917-1920 годах выполняли 10% СМР, остальное велось хозяйственным способом.

1920, декабрь - 8 Всероссийский съезд Советов принял Ленинский план ГОЭРЛО. Этим планом намечалось за 10-15 лет не только восстановить промышленность, но и увеличить производство продукции в 2 раза.