«Развитие интеллектуальных способностей младших школьников»

учитель начальных классов

КГУ «ОСШ №3 им. »

2012 год

Проблема интеллектуального развития учащихся в условиях современной школы приобретает доминирующее значение. Внимание к этой проблеме диктуется условиями современной жизни.

Интеллектуальное развитие выступает как важнейший компонент любой деятельности человека. Для того, чтобы удовлетворить свои потребности в общении, учебе, труде человек должен воспринимать мир, обращать внимание на различные компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать. Поэтому интеллектуальные способности человека развиваются в деятельности и сами представляют собой особые виды деятельности .

Ориентация на личность с высоким уровнем сформированности различных качеств интеллекта, побуждает учителя к постоянному поиску путей обновления образовательного процесса, а так же выявлению и созданию психолого-педагогических и организационно-педагогических условий, необходимых для полного раскрытия и развития интеллектуального потенциала учащихся.

Приступая к педагогической работе с детьми, прежде всего, нужно разобраться в том, что ребенку дано от природы и что приобретается под воздействием среды.

Развитие человеческих задатков, превращение их в способности – одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития интеллектуальных процессов нельзя.

Младший школьный возраст характеризуется интенсивным интеллектуальным развитием. В данный период происходит развитие всех психических процессов и осознание ребенком собственных изменений, которые происходят в ходе учебной деятельности.

В разных психологических и педагогических источниках понятие «интеллект» раскрывается по-разному.

Д. Векслер под интеллектом понимает «способность успешно мериться силами, жизненными обстоятельствами, используя накопленный опыт и знания». То есть, интеллект рассматривается им как способность человека адаптироваться к окружающей среде.

Психолог: "Интеллект - общая познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях".

Итак, интеллект – это совокупность качеств индивида, которая обеспечивает мыслительную деятельность человека. В свою очередь он характеризуется:

Ø эрудицией: суммой знаний из области науки и искусства;

Ø способностью к мыслительным операциям : анализу, синтезу, их производным: творчеству и абстрагированию;

Ø способностью к логическому мышлению , умением устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире;

Ø вниманием, памятью, наблюдательностью, сообразительностью, различными видами мышления : наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-логическим, речью и т. д.

Что такое способности?

Способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.

(«Педагогический словарь».).

Способности тесно связаны с общей направленностью личности, и с тем, насколько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности.

А что значит интеллектуальные способности?

Интеллектуальные способности – это способности, которые необходимы для выполнения не какой-то одной, а многих видов деятельности.

Под интеллектуальными способностями понимается – память, восприятие, воображение, мышление, речь, внимание . Их развитие и является одной из важнейших задач обучения детей младшего школьного возраста.

Как показывает анализ литературы, практический опыт преподавания в начальной школе интеллектуальное развитие происходит не само по себе, а в результате многостороннего взаимодействия ребёнка с другими людьми: в общении, в деятельности и, в частности, в учебной деятельности. Пассивное восприятие и усвоение нового не могут быть опорой прочных знаний. Поэтому задача педагога – развитие умственных способностей учащихся, вовлечение их в активную деятельность.

Для этого очень важно создать в начальной школе условия, для полноценного развития детей , сформировать у них устойчивые познавательные процессы, развивать умения и навыки мыслительной деятельности, самостоятельность в поисках способов решения задач.

Однако такие условия часто обеспечиваются не в полной мере, поскольку все еще распространенным приемом в практике является организация учителем действий учащихся по образцу: упражнения тренировочного типа, основанные на подражании и не требующие проявления выдумки и инициативы.

В этих условиях у детей недостаточно развиваются такие важные качества мышления как глубина, критичность, гибкость, которые являются сторонами его самостоятельности. Развитие самостоятельного мышления, требует индивидуального подхода к каждому ребенку.

Где и как мы можем развивать познавательные и интеллектуальные способности?

Основные формы работы, которые используют в своей работе учителя начальных классов – это

Ø урок

Ø предметный кружок

Ø интеллектуальные игры

Ø олимпиады

Успех интеллектуального развития школьника достигается главным образом на уроке, когда учитель остается один на один со своими воспитанниками. И от умения учителя “и наполнить сосуд, и зажечь факел”, от умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, т. е. их интеллектуальное развитие.

На своих уроках я часто предлагаю детям задания типа: «догадайся», «подумай», «что изменилось», «установи закономерность», «расшифруй», «составь фигуру», «разгадай ребус» - которые способствуют развитию мыслительной деятельности учащихся.

В своей практике я также использую интеллектуальные игры по предметам. Интеллектуальные игры – это соревнование мыслительных способностей учащихся по предмету. Интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных знаний, а высоким уровнем логического мышления. Поэтому игра учит детей анализировать, сравнивать и обобщать полученную информацию, а также использовать знания, полученные из собственных наблюдений и опыта.

Ø Формулировка цели игры.

Интересно проведённая игра обеспечивается чёткой организацией. Прежде всего, вы должны осознать и сформулировать цель игры, ответить на вопросы: какие умения и навыки дети освоят в процессе игры, какому моменту игры надо уделять особое внимание, какие воспитательные цели преследуются при проведении игры?

Ø Определение количества играющих.

В разных играх предусмотрено различное их количество. По возможности надо стремиться, чтобы в игре мог участвовать каждый ученик. Поэтому если игровую деятельность осуществляет часть детей, то остальные могут играть роль контролёров, группы поддержки, участников музыкальной паузы.

Ø Знакомство с правилами игры.

Если игра на манер телевизионной, то можно использовать полностью или частично эти же правила игры. Можно придумать и свои. Главное, чтобы каждый участник чётко знал и выполнял правила игры.

Ø Подбор заданий и оборудования для игры.

Опытный учитель может сам составить задания, а может воспользоваться уже готовыми из интернета или печатных изданий. Необходимое оборудование для игры можно сделать вместе с детьми (сигнальные карточки с цифрами), попросить старшеклассников или привлечь родителей.

Ø Учёт временного фактора.

Помимо этого, требуется чётко спланировать временной параметр игры.

Участие в интеллектуальных играх служат первой ступенью в подготовке к дальнейшему участию в олимпиадах. Олимпиады можно проводить со 2 класса, когда дети уже хорошо читают. Первый тур можно провести со всеми учащимися класса с целью диагностики, чтобы выявить способности детей в разных областях знаний. Затем проводить каждую четверть или полугодие уже с теми детьми, которые проявили большие способности, но учитывать и желание остальных.

Высокая эффективность развития интеллектуальных способностей достигается, если такая работа ведётся систематически, а не от случая к случаю.

У каждого ребенка есть способности и таланты . Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное руководство со стороны взрослых. Задачи педагога, используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления, настойчиво стимулировать процессы перестройки, переключения, поисковой активности; учить детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, не зубрить, а мыслить, самим делать выводы, находить новые, оригинальные подходы, получать изящные результаты, красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения.

Детям ощутить радость учения, успех, а учителям результаты. Мои ученики с удовольствием участвуют в различных интеллектуальных конкурсах: «Ақ бота», «Асыл тас», «Русский медвежонок», районных и областных олимпиадах и становятся призёрами. И свои достижения они сохраняют в старших классах. В 2011 году мои бывшие выпускники (учащиеся 9 класса : Сенченко Юлия, Нургалиева Жанар, Григорьева Елена ) были внесены в республиканскую книгу «Надежды Казахстана», в 2012 году: Евсеева Анастасия, Бутова Анастасия и Попов Сергей.

Учащиеся 6 класса Короткова Маргарита и Прайс Владислав успешно прошли отборочные туры и поступили в областную интеллектуальную школу Н. Назарбаева для одарённых детей.

Желаю всем удачи и успехов в работе!

Используемая литература:

1. «Младший школьник. Развитие познавательных способностей», М., Просвещение, 2003

2. , «Как преодолеть трудности в обучении детей». М., Издательство «Ось-89», 2007.

3. «Развитие познавательных способностей», М., РОСТкнига, 2011

4. , «Подготовка к математической олимпиаде»,М., Айрис-пресс, 2009

5. , «Школьные олимпиады», М., Айрис-пресс, 2007

6. «Задания школьных олимпиад», М., Вако, 2010

7. , «Русский с увлечением», Екатеринбург, АРД ЛТД, 1998

Приложение .

Расшифруй слово, расположив корни уравнений в порядке возрастания.

х – 135 = 665

(квартет)

Разгадай ребусы:

(смородина)

(поверхность)

(скворец)

Догадайся!

Подумай!

Все домой! Звонок раздался!

На доске пример остался.

Залетели в класс синицы

И склевали единицы.

Залетели сойки

И склевали двойки.

Залетели воробьи,

И не стало цифры три.

Сообщить прошу вас, дети,

Где стояли цифры эти?

Для любящего родителя его малыш – самый смышленый. Да, ум – это врожденная способность человека, и уровень его развития в первые годы зависит от наследственности. Но даже если геном не сыграл в плюс к ожиданиям мамы или папы получить маленького гения, вы можете его вырастить.

Итак, вы решили разобраться, как развить интеллектуальные способности ребенка, вырастить дочь или сына умным, талантливым, еще более успешным, чем вы. Переложить ответственность уже в 4-6 лет на воспитателей или репетиторов можно, но лучше заниматься вместе.

Родителям в помощь мы разработали платформу ЛогикЛайк.
Сейчас просто создайте профиль для ребенка , и мы вам напомним, подскажем, с чего начать.

Базовые интеллектуальные способности, которые нужно развивать у детей

Развивайте практический и эмоциональный интеллект дошкольника, его творческое и логическое мышление осознанно, с пониманием над чем предстоит поработать. Детям в возрасте пяти-семи лет крайне необходим тренинг:

  • восприятия – познавательного процесса (бывает простым, сложным и специальным в отношении абстрактных понятий – времени, движения, событий);
  • памяти – основы основ, без чего невозможно дальнейшее эффективное развитие интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста;
  • внимания: увлекательные умственные активности помогают в формировании произвольного внимания; задача родителей – «переключить» ребенка с непроизвольного внимания в процессе игры на произвольное для лучшего восприятия и усвоения новой информации.

На этом этапе нужно «успеть» развить общие интеллектуальные способности – аналитические, логические, дедуктивные. А дальше, с переходом ребенка на новый уровень, освоенные навыки мышления станут базой для достижения высоких результатов в новых более сложных тренировках и упражнениях.

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников

Вопросы развития эмоционального и социального интеллекта являются предметом отдельной статьи. Мы же поговорим преимущественно о том, как развивать умственный интеллект (логико-математический и пространственный) и житейский интеллект (здравомыслие и сообразительность).

Интеллект реализуется через ряд способностей, которые нужно развивать с раннего детства:

  • познавать и обучаться;
  • анализировать информацию для ее систематизации и качественного усвоения;
  • способность мыслить логически;
  • находить закономерности и отличия в получаемой информации, выстраивать ассоциации с усвоенными ранее фактами.

Засомневались, сможете ли справиться со всем этим самостоятельно? Но вы ведь не тот, кто станет пасовать перед трудностями. Иначе не стали бы читать наш материал, не столь простой для восприятия человека, загруженного десятками разноплановых ежедневных задач. 🙂

Вы можете с легкостью сделать занятия увлекательным совместным времяпровождением. Превратите развитие интеллектуально-творческих способностей в веселую игру, и ваш ребенок научится осваивать и усваивать тонны информации.

Среди самых эффективных заданий и упражнений для развития ума и интеллекта дошкольника:

  1. . Пока ребенок с мамой размышляют над ответом (хорошо, если сын или дочка привыкнет проговаривать логику собственных рассуждений), отгадывание загадок развивает логическое мышление, концентрацию внимания и память. Основная польза ребусов, шарад и прочих загадок – это эффективный тренинг для мозга. Такие упражнения на развитие интеллектуальных способностей станут чем-то наподобие разминки перед занятиями спортом (только качаться будут не мышцы, а мозг).
  2. Логические задачи ( , ). Если загадки – это тренировка в первую очередь, скорости мысли, то задачи – это уже занятия на выработку навыка глубоко и разносторонне анализировать ситуацию, на развитие гибкости мышления и сообразительности. Задачи на логику хорошо тренируют способность удерживать в уме сразу несколько условий и формируют навык выработки собственного подхода к поиску правильного или лучшего ответа.
  3. – простейший вариант для старта. Они яркие, «заточены» на тренировку произвольного внимания и стимулируют активное логическое мышление (плюс могут развивать память, способность строить прогнозы, выстраивать стратегии). Многие игры такого рода основаны на скорости выполнения поставленных задач.

Также на данном этапе стоит прививать детям любовь к чтению и спорту, музыке и танцам. В танцах, в боевых искусствах, командных игровых видах спорта всегда нужно двигаться и думать одновременно и за себя, и за других участников процесса. Все это отлично работает на развитие интеллектуальных способностей не только дошкольников, но и в любом возрасте. И древние римляне, и современные ученые едины во мнении: возможности ума и степень физического развития взаимосвязаны.

Развитие интеллектуальных способностей школьников

С младших классов мальчикам и девочкам крайне необходимо развивать критическое и логическое мышление (подробная информация с конкретным решением – ).

В возрасте 6-10 лет формируется склад ума человека – аналитический, наглядно-образный или смешанный.

Уже в начальной школе детям следует активно развивать:

  • оперативную память (способность удерживать в голове несколько промежуточных фактов, решений, выводов);
  • навыки упорядоченности мыслей в суждениях, стремиться к выстраиванию правильной архитектуры мышления;
  • способность делать выводы из получаемых массивов информации;
  • постепенно наращивать скорость выполнения аналитических и других операций.

Чтобы лучше понимать, как развить интеллект у ребенка, как суметь помочь ему в улучшении умственных способностей, необходимо осознать:

  • только всесторонняя работа над повышением интеллектуальных способностей в младшем школьником возрасте (логика, творчество, эрудиция, эмоциональный, социальный и практический интеллект) сформирует успешную личность;
  • выраженная склонность к аналитическому мышлению не отменяет творческих импульсов, они лишь «прячутся» за логикой, но их можно и нужно развивать, чтобы воспитать гармоничную личность;
  • повышать свои интеллектуальные способности необходимо не только за компьютером или в другом относительно пассивном варианте, но и благодаря занятиям спортом: безусловные лидеры – шахматы, карате; полезны также любые командные игровые виды спортивных состязаний, общая физическая подготовка и легкая атлетика.

Упражнения на развитие интеллектуальных и творческих способностей у младших школьников

В первых классах детки еще не учат математику, у них только начинается введение в курс арифметики. Однако решать несложные , задачи на поиск закономерностей и другие задания на логику с ними уже можно.

Образовательный сайт ЛогикЛайк включает более 2500 занимательных развивающих заданий для детей. Регистрируйтесь и покажите это ребёнку.

Такие упражнения - отличная тренировка навыка размышлять, рассуждать. Эффективны для развития интеллектуальных способностей в младшем школьном возрасте также и те упражнения, которые рекомендованы ребятам помладше (см. подробнее выше про загадки на логику, задачи и интеллектуальные игры).

Период с семи до десяти лет – самый интенсивный в плане развития интеллекта. В это время сама природа помогает: у ребенка обостряется чувство соперничества и формируется произвольное внимание и осознанный интерес к аналитической деятельности. К математическим и логическим задачам можно смело добавлять:

  • задачи на пространственное мышление (фигуры и их развёртки, отражения и другое);
  • шахматы – отлично развивают интеллект и мотивируют возможностью превзойти соперника в гибкости и изобретательности ума; – способны обучить игре в шахматы на достойном уровне даже новичка и значительно повышают интерес к этой игре;
  • различные головоломки на словесно-логическое, наглядно-образное и абстрактно-логическое мышление, креативность, смекалку и сообразительность, в том числе, задачи на правду и ложь, алгоритмы, головоломки со спичками и многое другое.

Комплексная программа обучения выстраивается таким образом, чтобы уровень сложности в каждой категории заданий постепенно увеличивался. С чего начать?

По итогу прохождения курса развития логического мышления и интеллекта и 10-12-летний ребенок будет не только способен решить столь сложные задачи, которые могут оказаться не под силу и многим взрослым, но и по многим аспектам интеллектуального развития будет на две головы выше своих менее целеустремленных сверстников.

Средняя школа и подростковый возраст

С 10-12 лет в занятиях по развитию интеллекта можно делать упор на соперничество или на развлекательно-игровую форму времяпровождения с пользой для ума и для настроения. Пожалуй, лучшие варианты ответа любому родителю на вопрос о том, как развить интеллект у школьника:

  • различные олимпиады (настоящие и «игровые», в школе и дома между друзьями);
  • развлекательные состязания по решению логических задач;
  • семейные, дружеские и официальные шахматные турниры;
  • совместное решение судоку, разгадывание кроссвордов;
  • отгадывание ребусов, логических загадок, задач и головоломок на логику и смекалку и многое другое.

Подаем пример: как развить интеллект у взрослого

То же касается и мамы с папой. Да, ответ на вопрос, можно ли развить интеллект у взрослых после 40 лет, – однозначный и положительный. Повысить свой уровень можно и в 20, и в 35, и в 55 лет. Меняется только время, требуемое для получения результатов, и объем необходимых усилий.

Как действовать, чтобы улучшить работу собственного мозга взрослому?

  1. Устранить барьеры, которые могут мешать вам двигаться вперед:
    — отключите страх потерпеть неудачу в новых для вас видах активностей;
    — осознайте, что только лишь знание узкой тематики пусть даже на самом высоком уровне не делает человека умнее по всем фронтам, и зачастую наоборот сильно мешает разностороннему гармоничному развитию интеллекта и личности;
    — даже если вы уже состоявшийся супер-профи в своем деле, у вас не должна страдать мотивация, особенно если у вас уже есть дети: занимайтесь вместе с ними и для них, и для себя.
  2. Вы понимаете важность регулярных занятий спортом? Человеческий мозг – это та же мышца. Если ей не заниматься годами, она станет дряблой, но привести ее в форму можно за цикл занятий на повышение интеллектуального уровня через развитие творческих способностей и логического мышления. Решайте с детьми логические задачи, играйте в шахматы, разгадывайте загадки, увлеките их головоломками и ребусами, особенно математическими.
  3. Читайте побольше книг. Но даже если вы владеете навыками скорочтения, не забывайте, что иногда нужно просто читать в удовольствие: глубоко вникать в сюжеты, наслаждаться произведениями, «проживая приключения главного героя». Хорошая книга (вспомните, какие произведения вдохновляли вас в детстве и в юности) может сработать как полноценный «витаминный комплекс для ума». Это плодородная почва, но чтобы мозг постоянно пребывал в тонусе, его надо регулярно тренировать.

Как повышать уровень интеллекта у взрослого и ребенка параллельно?

Занимайтесь спортом, чтением и комплексным развитием логического мышления и интеллектуальных способностей вместе, всей семьей.

Окей, со спортивными активностями и чтением все понятно. Хорошо бы еще найти такое место, где собраны самые интересные и разноплановые задачи, загадки, головоломки и другие задания для полноценного развития интеллекта… Возможно, онлайн-сервис, созданный для воспитания маленьких и взрослых умников?

Возьмите на себя ответственность за организацию как любых семейных оффлайн-активностей, так совместных занятий в онлайн-режиме:

  • заниматься можно и на планшете, но лучше за домашним компьютером или ноутбуком;
  • назначайте удобное для всех время, и приучайте ребенка к дисциплине: сделайте ваши совместные тренировки интеллектуальных способностей семейным ритуалом, например, после ужина;
  • начать можно с 20-30 минут в сутки, важно выполнять разминку для ума «без простоев» – регулярно, каждый день;
  • во время летних каникул некоторым детям стоит увеличивать нагрузку, чтобы мозг был в тонусе.

Развивайте логику и интеллект играючи, легко и с удовольствием, приятно проводя время вместе с родными: с пользой для души и ума.

Мы подготовили специальный комплекс для формирования логического фундамента мышления

  • 2500 заданий, 15 категорий, 5 уровней сложности.
  • Видео-уроки и блоки с теорией.
  • Подсказки и пояснения экспертов.

Особенности интеллектуального развития младших школьников

Степанникова Е. П.

Кандидат педагогических наук, учитель ВКК,

МБОУ гимназия имени академика Н. Г. Басова г. Воронеж

Ключевые слова: интеллектуальное развитие, младшие школьники, учебная деятельность, интеллектуальная деятельность, познавательные процессы, мышление, восприятие, внимание, память.

В современной системе образования младший школьный возраст охватывает период жизни ребенка примерно с шести до одиннадцати лет. В настоящее время большинство исследователей сходятся во мнении, что оптимальным периодом интеллектуального развития является дошкольный и особенно младший школьный возраст. Данной возрастной ступени ребенка присуща своя готовность к развитию тех или иных сторон интеллекта. Данная готовность задается наличием определенных физиологических и психологических предпосылок, способных обеспечить высокий результат при взаимодействии с благоприятными педагогическими условиями.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить ряд общих особенностей младшего школьного возраста, которые дают основание считать, этот возраст является сензетивным для интеллектуального развития.

Под интеллектуальным развитием младших школьников мы понимаем процесс и результат их умственной деятельности, предполагающей положительное отношение к ней, сформированность логических мыслительных действий, способность к саморегуляции, наличие развитой способности адекватно преобразовывать и применять поступившую информацию .

Когда ребенок приходит в школу, у него закладываются умения и навыки учебной деятельности Задача начальной школы – научить его учиться. В процессе учебной деятельности ученики младших классов не только усваивают знания, умения и навыки, но и учатся ставить перед собой цели, находить способы усвоения и применения знаний, осуществлять контроль и оценку своих действий.

В младшем школьном возрасте начинают формироваться мотивы учения, познавательные потребности и интересы, развиваются приемы и навыки интеллектуальной деятельности, раскрываются индивидуальные особенности и способности детей; начинают развиваться навыки самоорганизации, самоконтроля, саморегуляции и самооценки.

Интеллектуальной деятельность – это такая деятельность, которая поворачивает ребенка самого на себя, требует рефлексии, ответа на вопросы: «чем я был» и «чем я стал». Ученик постепенно учится смотреть на себя как бы глазами другого человека со стороны, оценивать себя .

Под влиянием обучения у младших школьников происходит перестройка всех познавательных процессов. Младшие школьники постепенно начинают овладевать своими психическими процессами, учатся управлять восприятием, вниманием, памятью, мышлением.

В психологии под возрастным интеллектуальным развитием подразумеваются качественные сдвиги в мышлении человека. В младшем школьном возрасте именно мышление становится доминирующей психической функцией. В развитии мышления младших школьников психологи выделяют две основные стадии. На первой стадии учащиеся производят анализ учебного материала преимущественно в наглядно-действенном и наглядно-образном плане. Достаточный уровень его развития даёт возможность ребенку решать задачи без применения практических действий, предметов, а только на основе мысленных представлений. Этот вид мышления позволяет использовать схематические изображения, выполнять действия про себя – в умственном плане, т.е. у младших школьников совершенствуется наглядно-образное мышление, закладываются основы формирования словесно-логического мышления и внутреннего плана действия как одного из новообразований этого периода развития. Это означает, что интеллектуальное развитие младших школьников поднялось на новую ступеньку, у них сформировался внутренний план действий.

На второй стадии развития мышления дети овладевают родовидовыми соотношениями между отдельными признаками понятий, т.е. классификацией, у них формируется аналитико-синтетический тип деятельности, осваивается действие моделирования. Это значит, что начинает формироваться логическое мышление.

Быстрое сенсорное развитие ребенка в дошколь ном возрасте приводит к тому, что младший школьник обладает достаточным уровнем развития восприятия: у него высокий уро вень остроты зрения, слуха, ориентировки на форму и цвет пред мета. К концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие. Развивающийся интеллект создает возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого. Это стимулирует дальнейшее развитие восприятия, появ ляется наблюдение как специальная деятельность, развивается наблюдательность как черта характера.

Память младших школьников развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями или образами-воспоминаниями и т.д. Но они уже способны целенаправленно, произвольно запоминать и материал им не интересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память.

В младшем школьном возрасте развивается внимание. Учащиеся в начальной школе уже способны концентрировать внимание на неинтересных действиях, но у них все еще преобладает непроизвольное внимание. Им еще трудно сосредоточиться на непонятном сложном материале, проникнуть в суть вещей (событий, явлений), затрудняет и контроль над своей деятельностью. Внимание младших школьников отличается небольшим объемом, малой устойчивостью.

Развитию произвольного внимания младших школьников способствует четкая организация действий ребенка с использованием образца и также таких действий, которыми он может руководить самостоятельно и при этом постоянно себя контролировать. Так постепенно младший школьник учится руководствоваться самостоятельно поставленной целью, т.е. произвольное внимание становится у него ведущим. Развивающаяся произвольность внимания влияет и на развитие других свойств внимания.

В процессе учебной деятельности ученик получает много описательных сведений, и это требует от него постоянного воссоздания образов, без которых невозможно понять учебный материал и усвоить его, т.е. воссоздающее воображение младшего школьника с самого начала обучения включено в целенаправленную деятельность, способствующую его психическому развитию.

Для развития воображения младших школьников большое значение имеют их представления. Поэтому важна большая работа учителя на уроках по накапливанию системы тематических представлений детей. При развитии у ребенка способности управлять своей умствен ной деятельностью воображение становится все более управляе мым процессом, и его образы возникают в русле задач, которые ставит перед ним содержание учебной деятельности. Создаются предпосылки для развития твор ческого воображения.

Таким образом, мы пришли к выводу, что младший школьный возраст является сензитивным периодом для интеллектуального развития. В этом возрасте закладываются мотивы к учению; познавательные интересы; начинают формироваться умения и навыки интеллектуальной деятельности; раскрываются индивидуальные особенности и способности детей; начинается процесс усвоения нравственных, социальных норм; закладываются навыки общения со сверстниками. Происходит интеллектуализация всех аспектов психического развития (памяти, восприятия, внимания, мышления, воображения), их осознание и произвольность. Большое значение приобретает такое новообразование этого возраста, как абстрактно-теоретическое мышление, формируется обобщенная картина мира, устанавливаются взаимосвязи между различными областями изучаемой реальности. Начинает формироваться рефлексия умений и навыков, развиваются самоорганизация, самоконтроль, саморегуляция и самооценка . Все указанные психологические особенности развития младших школьников тесно связаны между собой, дополняют и частично взаимообуславливают друг друга.

Знание и учет возрастных психологических особенностей младших школьников позволяет учителю начальных классов выбрать разные формы, методы и средства обучения, обладающие большими возможностями в интеллектуальном развитии младших школьников.

Литература

1. Асаулюк Е. П. Межпредметная интеграция как средство интеллектуального развития младших школьников: Дис…канд.пед.наук. – Воронеж, 2012. – 211 с.

2. Лейтес Н. С. Психология одаренности детей и подростков. / Н. С. Лейтес. – М., 1996 – 416 с.

3. Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования / М. А. Холодная. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2002. – 272 с.

4. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника / Д. Б. Эльконин. – М. : Педагогика, 1974. – 315 с.

Приёмы развивающего обучения на уроках в начальной школе

Кто не знает, в какую гавань он плывет,

для того нет попутного ветра.

Не мыслям надо учить, а учить мыслить.

В начале 30-х годов XX в. Л.С.Выготский выдвинул идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребенка как на основную цель. Согласно его гипотезе, знания являются не конечной целью обучения, а всего лишь средством развития учащихся.

Идеи Л.С.Выготского были разработаны и обоснованы в рамках психологической теории деятельности (А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин и др.). В результате пересмотра традиционных представлений о развитии и его соотношении с обучением на первый план было выдвинуто становление ребенка как субъекта разнообразных видов и форм человеческой деятельности.

Одна из первых попыток реализовать эти идеи предпринята Л.В.Занковым, который в 50-60-х годах разработал систему интенсивного всестороннего развития для начальной школы. В то время в силу известных обстоятельств она не была внедрена в практику.

Несколько иное направление развивающего обучения в 60-х годах было разработано Д.Б.Элькониным и В.В.Давыдовым и воплощено в практике работы экспериментальных школ. В их технологии основное внимание обращалось на развитие интеллектуальных способностей ребенка.

Развитие интеллекта у младших школьников

Система развивающего обучения направлена на развитие у детей интеллектуальных способностей, желаний и умений учиться, навыков делового сотрудничества со сверстниками. В младшем школьном возрасте у ребёнка происходит интенсивное развитие интеллекта. Природа интеллекта двойственна – биологическая и логическая одновременно. Интеллект играет главную роль не только в психике человека, но и вообще в его жизни. Интеллект (лат. разумение, понимание, постижение, рассудок) – способность справляться с соответствующими заданиями, эффективно включаться в социокультурную жизнь. Интеллект – это психическая адаптация к новым условиям. Эффективность интеллектуального развития младших школьников зависит от деятельности учителя, его творческого подхода к обучению детей, когда учитель отдаёт предпочтение методам и приёмам обучения, стимулирующим сложные познавательные процессы, способствует самостоятельной деятельности учащихся, ориентированной на их творчество. Формирование гармонического склада ума – одна из основных задач педагогического процесса. Школьники обладают разными складами ума – у одних аналитический, у других преобладает наглядно – образный, у третьих образные и абстрактные компоненты развиты относительно равномерно. Поэтому необходимо как можно выше поднять планку как логического, так и абстрактного мышления. Для этого материал нужно преподносить более объёмно, с выделением в нём логической и образной стороны. Для успешного обучения у учащихся должны быть сформулированы 3 составляющие мышления:

    высокий уровень элементарных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, суждения, умозаключения;

    высокий уровень активности, раскованности мышления, которая заключается в возникновении нескольких вариантов решения проблемы, большого количества гипотез, идей.

    высокий уровень организованности и целенаправленности, которые проявляются в ориентации на выделение существенного в явлении, в использовании обобщённых схем анализа явления.

Наиболее благоприятные условия для этого созданы в технологии развивающего обучения, потому что в её основе лежит участие ребёнка в учебном процессе в качестве субъекта учения. Формой цели, при которой ученик становится субъектом учебной деятельности, является задание. Задание должно быть сформулировано таким образом, чтобы оно могло выполнять функцию цели, а именно определять характер и способ деятельности. Учебный материал должен носить проблемный характер. Задания, предлагаемые учащимся, должны представлять проблемную задачу. Такая задача является искусственной педагогической конструкцией, поскольку в учебном процессе используются те проблемные задачи, которые уже решены обществом и это решение уже знает учитель. Для ученика же задача выступает как субъективная проблема. Если учебный материал имеет проблемный характер, а у детей нет базы для решения абстрактно-мыслительной творческой задачи, то в этом случае учитель так должен построить задание, чтобы условия задачи стали доступны непосредственному восприятию учащихся или могли быть ими зрительно представлены. Далеко не весь материал имеет проблемный характер. Однако и он должен быть представлен детям в форме заданий, выполняющих функциональную цель. Если нужные познавательные действия не сформированы у младших школьников, то задания предлагаются в игровой форме, в виде дидактической мини-игры. Следовательно, учителю необходимо специально планировать на уроке задания для учащихся, в которых они на новой информационной основе снова и снова бы выполняли аналогичные интеллектуальные действия. Выполнение задания постоянно расширяют информационную базу для новых знаний. Таким образом, знания и способы интеллектуальных действий приобретаются в процессе выполнения множества разнообразных заданий. Принципиальное дидактическое требование технологии развивающего обучения – постановка цели урока в форме развивающих заданий, в которых определены интеллектуальные действия, приводящие к пониманию учебного материала. Успех выполнения развивающих заданий вызывает сильные эмоциональные явления, в том числе так называемое чувство “умственной радости”. Следующее дидактическое требование технологии развивающего обучения формулируется как подготовка успешности выполнения развивающих заданий в учебном процессе. Технология развивающего обучения предъявляет к заданиям, используемым на различных этапах учебного процесса, еще одно важное требование – задания должны не только приводить учащихся к пониманию изучаемого, но и выполнять корригирующую функцию. Благодаря этому предлагаемая технология обучения может быть использована при работе с детьми, имеющими высокий интеллектуальный потенциал, а так же с детьми со средним уровнем интеллекта. Задания на развитие логического и творческого мышления, воссоздающего и творческого воображения, аналитико-синтетического восприятия и логической памяти из урока в урок, изменяя свое содержание в соответствии с темой урока, многократно повторяют способы выполнения действий, лишь постепенно наращивая уровень их сложности.

Активизация мыслеречевой деятельности учащихся на этапе урока "Постановка учебной задачи"

Принцип активности ребенка в образовательном процессе был и остается одним из основных в педагогике. Он заключается в целенаправленном активном восприятии учащимися изучаемых явлений, их осмысления, переработки и применения. Этот принцип подразумевает такое качество учебной деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью в соответствии с требованиями времени и общества.

Результативность учебно-воспитательного процесса, состояние познавательной активности зависят от осознанности учеником цели деятельности. Как отмечал Д.Г.Лейтес, эта цель не может возникнуть у ученика автоматически, как прозвенит звонок, она должна быть выращена и осознана учеником с помощью учителя. В этом случае деятельность учителя должна быть направлена на создание условий для формирования активного целеполагания на уроке. В связи с этим возникла необходимость разработки приемов, способствующих формированию учебной мотивации на уроке.

Все приемы основываются на активной мыслеречевой деятельности учащихся. Задача учителя организовать и направлять деятельность учащихся.

Все приемы классифицирую по преобладающему каналу восприятия.

1. Визуальные:

    Тема-вопрос

    Работа над понятием

    Ситуация яркого пятна

    Исключение

    Домысливание

    Проблемная ситуация

    Группировка.

2. Аудиальные:

    Подводящий диалог

    Собери слово

    Исключение

    Проблема предыдущего урока.

Практика показывает, что сформулировать тему и определить задачи урока под силу учащимся первого класса при определенных условиях. Время, затраченное на уроке на осознание темы и задач урока, восполняется результативностью учебного труда, успешностью учащихся, осознанной рефлексией урока.

Обязательными условиями использования ниже перечисленных приемов является:

– организация восприятия через зрительное, слуховое и тактильное (в некоторых случаях) восприятие, в виду особенностей развития детей младшего школьного возраста,
–учет уровня знаний и опыта детей,
– доступность, т.е. разрешимая степень трудности,
– толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных,
– вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.

Процесс целеполагания формирует не только мотив, потребность действия, учит целеустремленности, осмысленности действий и поступков, развивает познавательные и творческие способности. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.

Приемы активизации мыслеречевой деятельности учащихся на этапе урока "Постановка учебной задачи"

Тема-вопрос

Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъек-субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.

Например, для темы урока "Как изменяются имена прилагательные?" построили план действий:

1.Повторить знания об имени прилагательном.
2.Определить, с какими частями речи сочетается.
3. Изменить несколько прилагательных вместе с именами существительными.
4. Определить закономерность изменений, сделать вывод.

Работа над понятием

Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока и прошу объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре". Например, тема урока " Спряжение глаголов". Далее, от значения слова определяем задачу урока. Аналогично можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в сложном слове словосоставляющих основ. Например, темы уроков "Словосочетание", "Прямоугольник".

Подводящий диалог

На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия.

Собери слово

Прием основывается на умение детей выделять в словах первый звук и синтезировать в единое слово. Прием направлен на развитие слухового внимания и на концентрацию мышления к восприятию нового.
Например, тема урока "Глагол".

– Соберите слово из первых звуков слов: "Греметь, ласкать, аккуратный, голос, остров, ловить".
Если есть возможность и необходимость можно на предложенных словах повторить изученные части речи, провести решение логических задач.

Ситуация Яркого пятна

Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и задачи урока.
Например, тема урока в 1 классе "Число и цифра 6".

Группировка

Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока.
Например: тему урока "Мягкий знак в именах существительных после шипящих" можно рассмотреть на классификации слов: луч, ночь, речь, сторож, ключ, вещь, мышь, хвощ, печь. Урок математики в 1 классе по теме "Двузначные числа" можно начать с предложения: "Разделите на две группы числа: 6, 12, 17, 5, 46, 1, 21, 72, 9.

Исключение

Прием можно использовать через зрительное или слуховое восприятие.

Первый вид. Повторяется основа приема "Яркое пятно", но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор.
Например, тема урока "Дикие животные".

Математика 1 класс " Число 10 и его состав".

Второй вид. Задаю детям ряд загадок или просто слов, с обязательным неоднократным повтором отгадок или предложенного ряда слов. Анализируя, дети легко определяют лишнее.
Например, Окружающий мир в 1классе по теме урока "Насекомые".
– Прослушайте и запомните ряд слов: "Собака, ласточка, медведь, корова, воробей, заяц, бабочка, кошка".
–Что общего во всех словах?(Названия животных)
– Кто лишний в этом ряду? (Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит правильный ответ.)

Домысливание

1) Тема урока предлагается в виде схемы или неоконченной фразы. Учащимся необходимо проанализировать увиденное и определить тему и задачу урока.
Например, на урок русского языка в 1 классе по теме "Предложение" можно предложить схему:

2) Предлагается тема урока и слова "помощники":

Повторим
Изучим
Узнаем
Проверим

С помощью слов "помощников" дети формулируют задачи урока.

3) Организуется активная познавательная деятельность на поиск закономерности построения ряда составляющих элементов и предположения следующего элемента данного ряда. Доказать или опровергнуть предположение - есть задача урока. Например: для темы "Число 9 и его состав" проводится наблюдение над рядом чисел: 1, 3, 5, 7, …

На урок русского языка по теме "Будущее время глаголов" предлагаю детям ряды слов:

4) Определить причину объединения слов, букв, предметов, проводя анализ закономерности и опираясь на свои знания. Для урока математика по теме "Порядок арифметических действий в выражениях со скобками" предлагаю детям ряд выражений и ставлю вопрос: "Что объединяет все выражения? Как провести вычисление?".

(63 + 7) / 10
24 / (16 – 4 * 2)
(42 – 12 + 5) / 7
8 * (7 – 2 * 3)

Проблемная ситуация (по М.И.Махмутову).

Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным на этапе актуализации. Одновременно повторяются знания, необходимые для изучения нового материала. Последовательность применения данного приема такова:
–Самостоятельное решение
–Коллективная проверка результатов
– Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения
–Постановка задачи урока.
Например, на урок математика по теме "Деление на двузначное число" для самостоятельной работы предлагаю ряд выражений:

12*6 14*3
32:16 3*16
15*4 50:10
70: 7 81: 27

На урок русского языка по теме "Правописание слов с ъ и ь разделительными знаками" можно предложить желающим записать на доске ряд слов и по возможности объяснить правописание (Слова дети могут написать по зрительному опыту знакомства с ними): семья, варенье, подъезд, вьюга, съемка.

Проблема предыдущего урока

В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.

Интеллектуально развитые, умные личности всегда были в большой цене. Человек, характеризующийся хорошим багажом знаний в разнообразных сферах, имеет преимущество перед другими людьми, что приводит к успеху в профессиональной деятельности. Следует различать развитый интеллект и начитанность. Ведь можно знать много увлекательных сведений, однако не уметь их анализировать, сопоставлять, логически мыслить. Сегодня появилось множество способов развития интеллекта, использовать которые можно с самого раннего возраста.

Интеллект ребёнка

Зная о том, что человеческая психика - это способность воспринимать определённым образом окружающий мир и реагировать на него, то несложно и понять, что же такое интеллект. - качество психики, охватывающее все стороны деятельности человека: и умственную, и эмоциональную, и физическую. Это способность адаптироваться к разнообразным ситуациям на основе своего уровня развития. Иными словами, хорошо развитый интеллект - это синоним гармонично развитой личности, сочетания богатства внутреннего мира с физическим развитием.

«Знаете ли вы, что развитие интеллектуальных способностей ребёнка - неотъемлемая часть гармоничного развития, которое включает духовное и физическое воспитание?»

Многие родители зададутся вопросом: зачем развивать интеллект у ребёнка? Ответ очевиден: для того, чтобы ребёнок стал способным быстро, легко и эффективно обучаться, успешно использовать приобретённые знания, совершать открытия в будущем или научиться делать то, чего не могут другие. Следовательно, развитию интеллекта нужно уделять внимание с раннего детства.

Этапы развития интеллекта

Прежде всего, уровень интеллекта (коэффициент умственного развития, IQ) проявляется в мыслительной способности ребёнка. Мышление напрямую связано с физической активностью. Передвигаясь, ползая, бегая, топоча по лужам или играя с песком, малыш познаёт окружающую его действительность, развивая мозг. Именно в связи с этим не следует ограничивать двигательную активность крохи, позволяя ему самостоятельно познавать мир. Запреты и ограничения тормозят мозговую деятельность малыша.

Когда малыш подрастёт , лучше как можно активнее заниматься с ним играми на развитие логического мышления, счёта и обобщения, речи. Уже можно начать обучать кроху чтению: так будет активизироваться развитие мышления, формироваться и увеличиваться словарный запас.

Младшие школьники будут интеллектуально развиваться, играя в настольные либо компьютерные логические игры. Игра - великолепный способ для организации обучения чему угодно. Согласитесь, гораздо лучше, когда развитие интеллектуальных способностей проходит в ненавязчивой обстановке.

Ещё более интересно, как интеллектуально развивать подростков. Школьная программа усложняется год за годом, и поэтому первые экзамены могут стать настоящим испытанием для школьников, имеющих интеллектуальные сложности. Юношеский возраст характеризуется изменениями в физической и психической сферах, а также некоторым снижением познавательного интереса. Вот тут родителям надо хорошенько подумать, как простимулировать интеллектуальное развитие подростков, не только заставляя их побольше читать.

Факторы интеллектуального развития

«А знаете ли вы, что грудное вскармливание младенца активизирует его умственное развитие?»

Умственное развитие ребёнка зависит от определённых факторов:

1. Генетические факторы. Имеется ввиду та , которую ребёнок получает от родителей при рождении. От этих факторов немало зависит уровень, качество и направление интеллектуального развития ребёнка.

2. Факторы, которые возникают во время беременности матери. То, какой образ жизни был у беременной, отражается на умственном развитии ребёнка. К примеру, задержке умственно развития будущего ребёнка могут влиять:

  • неполноценное питание
  • недостаток йода в организме матери
  • болезни во время беременности
  • приём лекарственных средств
  • употребление алкоголя, наркотических веществ, табакокурение.

3. Факторы внешней среды. Нарушения в умственной деятельности малышей могут возникнуть вследствие:

  • плохого питания детей
  • недостатка общения
  • ограничения двигательной и познавательной активности
  • неполной семьи.

4. Фактор многодетной семьи. Исследования показали, что первенцы более умственно развиты в отличие от остальных детей в семье. Однако в многодетных семьях дети лучше развиваются в социальном плане: они легко приобретают навыки общения и быстрее адаптируются в обществе.
5. Фактор социального положения семьи. Дети из очень бедных семей не всегда радуют своей школьной успеваемостью родителей.
6. Фактор влияния школы. В большинстве общеобразовательных школ учителя до сих пор считают хорошим такого ученика, который спокоен, отвечает на вопросы так, как от него требуется, ничего не делает без спросу. Этим характеристикам не соответствуют дети с высоким творческим потенциалом: те, которые проявляют нестандартный подход к решению заданий. Только индивидуальный и личностно-ориентированный подходы к образованию будут стимулировать умственное развитие детей в школе сегодня.
7. Фактор личностных качеств ребёнка. На развитие умственных способностей влияет и то, каким характером и темпераментом обладает ребёнок. Вдумчивые дети внимательны к выполнению сложных задач, однако они не уверенны в себе и боятся неудач. Легковозбудимые дети несколько поверхностны, но способны спонтанно проявлять творческие импульсы.
8. Фактор личностных качеств родителей. Хорошо, когда родители интеллектуально развиты, успешны, уверенны в себе, любят свою работу: в таких условиях дети быстрее развиваются. Однако это не главное условие для того, чтобы вырастить умного ребёнка. Главное в воспитании - забота родителей и вера в силы детей.

Интеллект дошкольников

«Это интересно. Мозг ребёнка формируется до трёх лет на 80%. Постарайтесь не пропустить этот момент для формирования интеллекта малыша».

Основной вид жизнедеятельности ребёнка дошкольного возраста. Благодаря игре ребёнок и познаёт окружающий его мир: учит цвета и формы, узнаёт о растениях и животных, учится общаться. Игра же и выступает основным методом развития интеллекта.

Увидев игрушку впервые, малыш её тщательно исследует: осматривает, крутит, трясёт, пробует на вкус, прислушивается к ней. Зная об этой «исследовательской» природе маленьких детей, нужно предлагать им игрушки, стимулирующие их мыслительную способность:

  • блочные конструкторы
  • игрушки, которые можно разбирать
  • простые бытовые предметы, с которыми можно играть.

Как ещё малыш может изучать мир, развивая мозг?

  1. Постарайтесь покупать не все игрушки. Игрушки можно изготовить собственными руками, трансформировать бытовые предметы в игрушки: так будет интереснее их изучать.
  2. Привлекайте ребёнка к совместному творчеству. Изготовьте игрушку вместе с ребёнком и поиграйте с ним.
  3. Разрешайте ребёнку использовать в качестве игрушки разные предметы, которые его заинтересовали. Естественно, в разумных рамках: они должны быть безопасны.
  1. Множество игрушек рассеивают внимание. Поэтому лишние игрушки лучше убирать.
  2. Дети любят многофункциональные игрушки.
  3. Игрушки из магазина обычно быстро надоедают малышу.
  4. Ребёнка больше заинтересуют сложные игрушки, которые можно исследовать бесконечно.

Наряду с играми в игрушки, занимайтесь с ребёнком дидактическими (обучающими) играми, играйте на улице в спортивные игры, читайте и обучайте малыша чтению, начните постигать с крохой азы иностранного языка, занимайтесь рисованием и лепкой, музыкально развивайте ребёнка. Не нужно перегружать ребёнка. Идеально, когда занятия проходят в игровой форме, увлекательны и приносят удовольствие. Только тогда интеллект дошкольника будет развиваться естественно и гармонично.

Смотрите видео о том, как можно развивать умственные способности малышей

Особенности интеллектуального развития школьников

Ведущим видом деятельности у младших школьников становится учёба. На основе этого вида деятельности у детей активно развивается мышление, сопутствующие особенности (анализ, планирование и прочие), потребность в обучении и мотивация к нему. От того, насколько интересно осуществляется учебная деятельность, насколько она успешна, зависит развитие личности ученика. В процессе учебной деятельности дети овладевают способностью учиться и использовать теоретические знания. относится к периоду интенсификации интеллектуального развития. Умственное развитие стимулирует и другие качества ученика. Благодаря этому приходит осознание необходимости учебной деятельности, осуществляется запоминание произвольное и намеренное, развивается внимание и способность сосредотачиваться и т. д. Успешность интеллектуального развития в этом возрасте зависит от личности и деятельности учителя, его умения творчески подходить к обучению детей, использовать современные методы обучения, направленные на стимулирование всех познавательных процессов, учитывать индивидуальные особенности учеников.

Интересно, что у детей школьного возраста формируется склад ума. У одних склад ума аналитический, у других учеников - наглядно-образный, а у третьи характеризуются наличием как образных, так и абстрактных элементов. Чтобы гармонично развивать умы школьников, учителю необходимо воздействовать как на логическую, так и на образную составляющую ума, преподнося учебный материал объёмно.

Успешной учёбе способствует наличие таких составляющих мышления школьников:

  • уметь мыслить: анализировать, синтезировать, обобщать, классифицировать информацию, формулировать суждения и умозаключения;
  • уметь критически мыслить, имея несколько вариантов решения проблемы;
  • уметь выделять главное, видеть цель.

Чтобы успешно развивать мышление в школьном возрасте, лучше всего использовать идеи развивающего обучения. Эта педагогическая технология предполагает, что задания имеют проблемный характер, что и стимулирует активное развитие интеллекта ученика.

Диагностика интеллекта

Зная уровень развития умственного развития ребёнка, можно правильно подобрать для него методы обучения. Для определения уровня IQ, используют специальные . Для малышей - яркие картинки, рассматривая которые и отвечая на вопросы, ребёнок демонстрирует определённый уровень своего интеллекта. Дошкольники могут проходить диагностику с помощью специальных заданий и опросников.

Для проверки IQ школьников используют психологические тесты. Они построены в виде блоков, направленных на исследование интеллекта в разных сферах. Ориентируясь на результаты, можно узнать, как он воспринимает информацию лучше всего.

Способы развития интеллекта

Что может улучшить умственные качества ребёнка?

  1. Игры, развивающие мозг. Это могут быть шахматы или шашки, головоломки, логические, психологические и настольные игры.
  2. Математика и точные науки. Математика учит структурировать понятия, относиться ко всему с порядком.
  3. Чтение. Хорошая художественная книга всегда даст почву для размышления. Читайте ребёнку, учите читать самостоятельно, обсуждайте прочитанное.
  4. Обучение. Процесс обучения ценен сам по себе, так как он активизирует развитие всех способностей человека.
  5. Изучение иностранного языка.
  6. Познание нового. Читайте с ребёнком энциклопедии и справочники, смотрите образовательные фильмы и передачи, заходите на . Создайте условия, в которых ребёнку будет интересно каждый день открывать для себя нечто новое. Так будет расширяться кругозор и эрудиция. Пусть ребёнок будет любознательным.

Как стимулировать интеллект?

  • постоянно задавайте ребёнку вопросы
  • употребляйте слова «Думай», «Будь внимательнее», «Вспоминай»
  • гуляя, отдыхая, давайте ребёнку задания (понаблюдать, посчитать, разгадать загадку)
  • учите ребёнка доводить начатое дело до конца
  • обсуждайте вместе с ребёнком результаты его деятельности, выявляйте недостатки, размышляйте, как сделать лучше.

Выводы

Развивайте ребёнка гармонично. Одних книг недостаточно, чтобы сделать ребёнка умным. Создайте дома целую систему интеллектуального развития малыша. Занимайтесь вместе, уделяя внимание всестороннему развитию умственных способностей. Пусть занятия будут нескучными и приносят пользу.