к нам пришли тригонометрия, алгебра и, самое главное, десятичная система исчисления. Древняя игра шахматы также родом из Индии. Индийские врачи знали кесарево сечение, достигли высокого мастерства в деле вправления костей, пластическая хирургия была развита у них выше, чем где бы то ни было в древнюю эпоху.

Какова же была система образования Индии в прошлом?

Согласно предписаниям священных сочинений обучение мальчика (брахмачарина) начиналось на четвертом или пятом году жизни и должно было проходить в доме наставника-брахмана (гуру). Ученик обязан был оказывать своему наставнику всяческое почтение, прислуживая ему и беспрекословно повинуясь. Обучению девочек уделяли меньшее внимание.

Обучение начиналось с усвоения правил выполнения сандхьи, т.е. утренних, полуденных и вечерних обрядов, состоявших в чтении «Гаятри», задержки дыхания, заглатывании и разбрызгивании воды, а также в возлиянии воды в честь Солнца, которое было скорее символом личного бога верующего, например, Вишну или Шивы, а не божеством само по себе. Обряды считались обязательными для всех и в различных формах выполняются до настоящего времени.

Основным предметом изучения были веды (гимны). Наставник читал наизусть веды нескольким ученикам, сидевшим перед ним на земле, и они с утра до вечера повторяли стих за стихом до полного запоминания. Иногда, чтобы достигнуть полной точности воспроизведения, гимны заучивались несколькими способами: сперва в виде связных отрывков, затем по каждому слову в отдельности (падапатха), после чего слова объединяли в группы по принципу аб, бв, вг и т. д. (крамапатха) либо еще более замысловатым способом. Благодаря столь разработанной системе тренировки терпения и мнемонического контроля у многих поколений наставников и учеников выработались те исключительные свойства памяти, которые позволили сохранить веды для потомства в той точной форме, в какой они существовали приблизительно за тысячу лет до нашей эры.

Ученики, жившие в доме гуру, не ограничивались изучением одних лишь вед. Существовали другие области знания, так называемые «Части веды», т.е. вспомогательные науки, необходимые для правильного понимания священных текстов. К этим шести ведантам относились: кальпа – правила выполнения ритуала, шикша – правила произношения, т.е. фонетика, чхандас – метрика и просодия, нирукта– этимология, т.е. объяснение непонятных слов в ведийских текстах, въякаранэ – грамматика, джьотиша – наука о календаре. Кроме того, наставники обучали специальным светским предметам – астрономии, математике, литературе.

Некоторые города прославились благодаря жившим в них знаменитым учителям и приобрели репутацию центров просвещения. Древнейшими и наиболее крупными центрами считались Варанаси и Такшашила (Таксила). Среди знаменитых ученых называют Панини, грамматика IV в. до н. э., брахмана Каутилью, основоположника науки о государственном управлении, а также Чараку, одного из светил индийской медицины.

Хотя по идеалам смрити под началом одного наставника должно находиться всего несколько учеников, тем не менее в «университетских городах» существовали более крупные учебные центры. Так в Варанасе было организовано учебное заведение на 500 учащихся при сравнительно небольшом числе учителей. Все они содержались на средства благотворительности.

С распространением буддизма и джайнизма образование можно было получить не только в доме учителя, но и в монастырях. В средние века некоторые из них стали настоящими университетами. Наибольшей известностью пользовался буддийский монастырь Наланда в Бихаре. Программа образования в Наланде не исчерпывалась одной лишь подготовкой неофитов в области буддийского религиозного учения, но включала также изучение вед, индуистской философии, логики, грамматики и медицины. В Наланде бесплатно обучалось не менее 10 тыс. студентов, которых обслуживал большой штат слуг.

Система гурукул не исчезла в Индии до сих пор. Современные гуру считаются воплощениями знаний, этики и заботы, а в образе шишья усилился волевой компонент, но это по-прежнему полный уважения ученик, который считает своего учителя маяком, озаряющим верный путь. Благодаря интегрированному подходу, студентам становится интереснее учиться, легче проявлять любопытство и вольготнее творить.

Слово «Учитель» звучит в Индии весьма респектабельно, ведь все понимают важность роли такой личности и для образования, и для общества всей страны.

День учителя празднуется 5 сентября, в день рождения доктора Сарвепалли Радхакришнана, и это дань памяти великого учителя.

Современная система образования сформировалась в Индии после обретения государством независимости в 1947 году.

Учебно-образовательная система страны включает в себя несколько этапов:

Дошкольное образование;

Школа (средняя и полная);

Средне-профессиональное образование;

Высшее и послевузовское образование с получением учёных степеней (бакалавр, магистр, доктор).

Государственная образовательная система действует по двум программам. Первая предусматривает обучение школьников, вторая - взрослых. Возрастной диапазон - от девяти до сорока лет. Также существует система открытого обучения, в рамках которой в стране работают несколько открытых университетов и школ.

Дошкольное образование начинается с трёх лет, обучение проходит в игровой форме. Процесс подготовки к школе длится два года.

Школьное образование Индии строится по единой схеме. Ребёнок начинает учиться в школе с четырёх лет. Обучение в течение первых десяти лет (среднее образование) является бесплатным, обязательным и осуществляется по стандартной общеобразовательной программе. Основные дисциплины: история, география, математика, информатика и предмет, вольный перевод которого обозначается словом «наука». С 7-ого класса «наука» делится на привычные в России биологию, химию, физику. Также преподаётся «политика», эквивалент нашему естествознанию.

Достигая четырнадцати лет и переходя в старшие классы (полное среднее образование), ученики делают выбор между фундаментальным и профессиональным образованием. Соответственно идёт углубленное изучение предметов выбранного курса.

Индия богата большим количеством и разнообразием ремесленных школ. Там в течение нескольких лет ученик помимо среднего образования получает востребованную в стране профессию.

В школах Индии кроме родного (регионального) языка обязательно изучение «дополнительного официального» - английского. Объясняется это необычайно большим количеством языков многонационального и многочисленного индийского народа. Английский является общепринятым языком учебного процесса, на нём написано большинство учебников. Также обязательно изучение третьего языка (немецкий, французский, хинди или санскрит).

Школьное обучение ведётся шесть дней в неделю. Количество уроков варьируется от шести до восьми в день. В большинстве школ есть бесплатное питание детей. Система оценок в индийских школах не существует. Зато два раза в год проходят обязательные общешкольные экзамены, а в старших классах - национальные. Все экзамены письменные, сдаются в виде тестов. Подавляющее большинство учителей в индийских школах - мужчины.

Каникулы в школах Индии выпадают на декабрь и июнь. В летние каникулы, которые длятся целый месяц, в школах открываются детские лагеря. Там кроме отдыха и развлечений с детьми проводятся традиционные творческие познавательные занятия.

В системе среднего образования Индии работают и государственные и частные школы.

Высшее образование в Индии престижно, разнообразно и популярно среди молодёжи. В стране работают более двухсот вузов, большинство из которых ориентированы на европейские стандарты обучения. Система высшего образования представлена в привычной европейцу трёхступенчатой форме. Студенты в зависимости от срока обучения и выбранной профессии получают степени бакалавра, магистра или доктора.

Среди наиболее популярных и престижных университетов - Калькуттский, Мумбайский, Делийский, Раджастханский, в каждом из этих вузов обучается по 130-150 тысяч студентов. В последние десятилетия в связи с уверенным развитием индийской экономики возросло количество вузов инженерно- технической направленности. Одними из самых привлекательных и достойных выступают здесь индийский институт технологий и институт менеджмента. Причём в последнем 50% обучающихся - иностранные студенты. Доля выпускников-гуманитариев в Индии составляет порядка 40%. Послевузовское образование в Индии также может быть бесплатным, как и начальное вузовское. На эти цели институты регулярно выделяют гранты, для получения которых как минимум необходимо наличие диплома и всё то же знание английского языка.

Получение высшего образования в России становится всё более популярным среди индийской молодёжи. Объясняется это несколькими факторами:

Высокий и всё возрастающий уровень высшего образования в России;

В сравнении с европейскими ценами обучение в российских вузах обходится намного дешевле;

Общая невысокая стоимость проживания.

Примечательно, что для поступления в российские университеты на коммерческой основе с обучением на английском языке нет необходимости в сдаче вступительных экзаменов. Во многих вузах России, включая Воронежский государственный медицинский университет имени Н.Н. Бурденко, проводят занятия русского языка (РКИ) для англофонов.

Все документы иностранных студентов должны быть легализированы: переведены на русский язык, заверены нотариусом.

Система образования в Индии на протяжении последних десятилетий претерпевает существенные изменения в сторону развития и усовершенствования. Причина тому - стремительный рост экономики страны и увеличение потребности в квалифицированных научных и рабочих специалистах. Большое внимание уделяется всем уровням образования - от дошкольного до высшего, получение хорошего образования и достойной специальности среди населения страны является одной из насущных жизненных задач.

Список литературы

1. Бэшем А.Л. Чудо, которым была Индия. Пер. с англ., М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1977. 616с. С ил. (Культура народов Востока).

2. Индия: Обычаи и этикет / Веника Кингсленд; пер. с англ. Е. Бушковской. – М.: АСТ: Астрель,2009. – 128с. («Краткий путеводитель»).

К нам пришли тригонометрия, алгебра и базовая концепция калькуляции. Древняя игра / шахматы / также родом из Индии. Современная система образования сформировалась в Индии после 1947 года обретения государством независимости.

Какова же система образования Индии на данном этапе?
Если говорить о дошкольном образовании то оно несколько иное, нежели в России. В связи с увеличившимся количеством работающих родителей, в Индии появились особые группы "day care", где ребенка можно оставить днем. Все они, как правило, работают при "pre school" ("подготовительная школа")
В самих "pre school", которые посещать перед поступлением в школу нужно обязательно, есть следующие группы: playgroup, nurs ery, LKG и UKG. Если сравнивать с нашей системой, то мы разделяем их так: Playgroup или "игровая группа" это что то типа яслей; Nursery в переводе "ясельная группа", но это больше похоже на на шу среднюю; LKG (Lower KinderGarten) стар шая группа; UKG (Upper KinderGarten) подготовительная группа. В первые две группы малышей приводят на 2, максимум на 3 часа в день, в последующих учатся по 3 часа.

Так же как и в России, подготовка детей к школе очень важна. Интересно знать критерии оценки ребенка при подготовке детей к школе?! А они таковы:
Социальное развитие ребенка: с другими детьми, умение слушать и выполнять что то сообща, решать поставленные задачи, умение делиться (игрушками, едой), выражать свои чувства и желания, умение решать конфликты и т.п.
Владение речью и готовность к чтению: умение рассказать о случившемся, историю, повтор звуков, простых предложений из 5-10 слов, интерес к чтению, книгам, умение правильно их держать, чтение простых 3 4 сложных слов, за главных и прописных букв, самостоятельное написание своего имени.
Математика: выполнение заданий на распознавание фигур, умение их рисовать, сортировка предметов определенной формы, понимание слов "больше, меньше, одинаково", счет до 100, написание цифр от 1 до 100, понимание порядковых номеров "первый, второй, и т.д.". Владение следующими понятиями: местоположение: справа, слева, под, над, на, между. Длина: короткий, длинный, короче, самый длинный,.. . Сравнения: большой и маленький, больше и меньше, худой и толстый, много и немного, легкий и тяжелый, высокий и короткий
Знание своего возраста.
Физические навыки: движение по прямой линии, прыжки, подпрыгивания, прыжки на скакалке, гибкость, растяжка, балансирование, игра с мячом,.. .
Мелкая моторика: использование мелков и карандашей, кисточек, ри сование пальчиками, вырезание, иг ра с кубиками, составление пазлов. Умение завязывать шнурки, быстро застегивать молнию, пуговицы.
Базовые знания: свое имя, части , времена года, домашние, дикие и морские , животные, живущие на ферме,..
Понимание основ здоровья.
Знание базовых профессий, религиозных фестивалей и празднований, различный .
Слуховые навыки: умение слушать, не перебивая, пересказ историй, узнавание знакомых историй и мелодий, чувство ритма, знание и понимание простых рифм,.. .
Навыки письма: написание слов слева направо, 2 3 сложных слов, оставление пробелов между слова ми, произношение по буквам наибо лее часто используемых слов.
Умение рисовать: звезду, овал, сердце, квадрат, круг, прямоугольник и ромб.
Вот такой подробнейший отчет по ребенку.

Оценивают детей по всем этим пунктам следующим образом: "звездочка" все в пределах нормы, NE нужны дополнительные занятия, NA навыки отсутствуют.

В современной Индии отличительной чертой развития образования является акцент на то, что воспитание, заложенное в детей, определит характер нации в будущем. В образовании основная цель вы явление способностей ребёнка и культивация положительных качеств.
А затем "Welcome to School"!

Индийским родителям необходимо выбирать, какой стандарт образования они предпочтут CBSE (Central Board of Secondary Education) или ICSE (Indian Certificate of Secondary Education).

Во первых, CBSE школы находятся под патронажем правительства Индии и, кроме того, на госслужбу берут только выпускников CBSE школ. В школах преподают на английском и хинди (случается реже), они вообще больше ориентированы на тех, кто останется жить и работать в стране, а еще в них могут поступить школьники, ранее учившиеся в ICSE школах, а вот в ICSE поступить после CBSE нельзя.

Два других больших плюса этих школ более частые и регулярные обновления школьной про граммы, а так же более легкая фор масдачи экзаменов. К примеру, при сдаче пакета "химия, физика, биология" нужно в целом набрать 100%, а вот в ICSE школе по каждому предмету должно выйти не менее 33%.

Для поступления в высшее учебное заведение Индии не нужно сдавать вступительных экзаменов. Зачисление происходит по результатам окончания школы.

Сегодня Индия имеет одну из крупнейших сетей высшего образования в мире.
Университеты в Индии учреждаются центральным правительством или правительствами штатов посредством законодательства, в то время как колледжи создаются либо правительствами штатов, либо частными организациями.
Все колледжи являются филиалами какого либо университета.
Различные виды университетов Центральный университет или университет штата в то время как первый из них финансируются Министерством развития людских ресурсов, последний учреждается и финансируется правительствами штатов.

Негосударственные университеты имеют тот же академический статус и привилегии университета. Например, Декканский колледж аспирантуры и Научно исследовательский институт Пуны; Университет Тата общественных наук в ; Индийский институт наук в Бангалоре и т.д.

Классификация колледжей
Колледжи в Индии относятся четырем различным категориям. Категоризация осуществляется на основе курсов, предлагаемых ими (профессиональных курсов), статуса их собственности (частный/государственный) или их связи с университетом (филиалы/принадлежат университету).
Университетские колледжи. Эти колледжи управляются сами миуниверситетами и в большинстве случаев находятся в университетском городке.
Правительственные колледжи. Правительственных колледжей не много около 15 20% всего. Они управляются правительствами штатов. Как и в случае, с университетскими колледжами, университет, которому эти колледжи относятся, сам проводит экзамены, определяет курсы обучения и присуждает степени.
Профессиональные колледжи. В большинстве случаев профессиональные колледжи дают образование в области , машиностроения и управления. Некоторые дают образование в других областях. Они финансируются и управляются либо по инициативе правительства, либо по частной инициативе.
Частные колледжи. Около 70% колледжей создано частными организациями или учреждениями. Однако эти учебные завеlения также управляются правилами и положениями университета, филиалами которого они являются. Несмотря на то, что они появились благодаря частной инициативе, правительство штата также оказывает спонсорскую помощь этим колледжам.

Кроме традиционных вузов существуют университеты с выраженной спецификацией: Вишва Бхарати; Индира Кала Сангит в Хайрагархе (изучают индийскую музыку); женский университет в Мумбаи, Рабиндра Бхарати в Колкате (изучается язык бенгали и тагороведение).

Существуют вузы с одним факультетом и специальностью, но есть и университеты с большим количеством факультетов. Количество студентов в высших учебных заведениях варьирует от 1 3 тысяч до 100 тысяч студентов.

Система получения высшего образования в Индии имеет 3 уровня.

Бакалавриат подразумевает обучение от трех лет научные дисциплины, и , до 4 х лет рас считанных на желающих получить образование в областях сельского хозяйства, стоматологии, фармакологии, ветеринарии. Если вы захотите обучаться медицине и архитектуре, то растянется на пять с половиной лет. У журналистов, правоведов и библиотекарей сроки бакалавриата 3-5 лет.

Следующий уровень получения высшего образования магистратура. По любой дисциплине для получения степени магистра необходимо пройти двухгодичное обучение и на писать исследовательскую работу.

Докторантура третий этап обучения. После получения степени маги стра можно быть зачисленным на Pre докторский уровень для получения степени Master of Philosophy (M. Phil.) необходимо отучиться год.

Что бы получить степень доктора (Ph. D.) необходимо в течение еще двух трех лет посещать классы и написать исследовательскую работу.

Сегодня Индия не только вошла в число ядерных держав, она стала одним из мировых лидеров в разра ботке и производстве интеллекту альных технологий. Современная система образования Индии неповторима и уникальна, она по праву вошла в мировую эко номическую систему.

Индия — это удивительная страна, где люди стремятся получить знания, вопреки популярным стереотипам, которые сложились о государстве в европейских странах. Бедность — это единственное, что осложняет процесс получения образования.

На сегодняшний день в Индии довольно сложная ситуация с образованием. Здесь своё влияние оказывает сложишийся издревле менталитет людей и, конечно же, экономическая составляющая страны в целом. В многомиллионной стране, где большой процент людей живет на пороге бедности, очень мало образованных людей. Но благодаря последней проведенной реформе в системе образования, все дети могут получить необходимый минимум, школьное образование. А что касается дальнейшего обучения, практически половина семей не может себе позволить отправить детей в высшее учебное заведение.

Вот основные демографические показатели Индии за 2014 год:

  • Родившихся: 26 631 414 человека
  • Умерших: 9 499 426 человек
  • Естественный прирост населения: 17 131 987 человек
  • Миграционный прирост населения: -152 397 человек
  • Мужчин: 664 489 564 человека (по оценке на 31 декабря 2014 года)
  • Женщин: 622 466 828 человек (по оценке на 31 декабря 2014 года)

Дошкольное образование

На протяжении столетий, в индийской семье матери всегда сидели с детьми до их поступления в школу, т.е. никаких детских садов в Индии никогда не было. И всё обучение у них начиналось лишь в школе. В современных услових, когда оба родителя имеют полное право работать, детей нужно где-то оставлять. Поэтому начали появляться дошкольные учреждения, которые являются платными и уже стали обязательными для поступления в школу. Дальше Вы узнаете почему.

Для того, чтобы дети попали в школу, им предстоит успешно сдать непростые тесты, как на знание и написание алфавита, простых слов, счет до 100 и сложение. После этого детям выдается первый в их жизни сертификат с оценками, на основании которых школы принимают решение о зачислении ребенка для дальнейшей учебы. Конечно же, для получения таких знаний родителям приходится отдавать своих детей в различные подготовительные школы с очень раннего возраста, уже с 3-х лет.

Бедное население Индии чаще принуждают своих детей работать, нежели отдавать их учиться. Хотя в стране давно существуют бесплатные школы и принят закон, по которому родители обязаны обеспечить ребенка возможностью посещать школу.

Группы в подготовительных школах

Существует 4 основых группы в подготовительных школах, через которые проходит ребенок:

  • «Play group» — группы для самых маленьких, сюда детей отдают уже с 2-летнего возраста. Здесь дети находятся и играют до трёх часов в день, и посещение этой группы не обязательно;
  • «Nursery group» — это группа уже обязательна для посещения и называется ясельной группой. Здесь дети уже гораздо больше учатся, чем играют, хотя практически половина обучения проходит в игровой форме. Очень тяжело заставить трехлетнего ребёнка учиться. Именно здесь дети получают свои первые домашние задания, которые обязательны к выполнению. Выходит, что у детей в 3-4 года уже имеются свои маленькие обязанности;
  • «LKG — Lower Kinder Garten» — привычная нам старшая группа. Дети в 5 лет уже обязаны знать и писать весь английский алфавит, читают и пишут первые несколько букв главного языка Индии — хинди, изучают счет до 100;
  • «UKG — Upper Kinder Garten» — подготовительная группа. После окончания этой ступени обучения, в 6 лет, ребенок знает и может полностью рассказать и написать алфавит на языке хинди, свободно пишут и читают слова на английском из 5-7 букв, умеют писать любое число до 100, решать простой математический пример (сложение, вычитание, определение большего или меньшего). После этой группы ребенок поступает в школу.

Школа

Школьное образование в Индии бесплатное, но у обеспеченных родителей всегда есть возможность отдать ребёнка в различные частные школы и престижные государственные учреждения. Стоимость в таких школах колеблется в районе 100 $ в месяц, но и уровень знаний, получаемых ребенком, в этом случае на порядок выше. В таких школах дети получают полные объемы языковых знаний, и, после окончания частной школы, дети полноценно будут владеть тремя языками — это английский язык, язык своего штата и хинди.

Хорошую государственную школу нужно ещё поискать, но родители готовы отдавать своих детей в любую школу, где у них есть возможность получить минимально необходимое образование. Главная особенность всех школ в Индии — это бесплатное питание для всех учащихся. Это не значит, что в школах разнообразное меню, но голодным ребёнок точно не останется.

После того, как родители определились с выбором школы, им необходимо собрать необходимые документы для поступления, оплатить обязательный для всех взнос, а ребёнку пройти необходимый тест и собеседование.

Высшее образование в Индии

В Индии на сегодняшний день работает более 200 высших учебных заведений. Из них 16 считаются самыми престижными. Лидирующее место занимает университет Наланда, который был построен в 5 веке нашей эры.

В этой стране есть очень много университетов, в которых преподают одно узкопрофильное направление. Например, университет Рабинда Бхарати, здесь преподают язык тагороведения и бенгали; университет Индира Кала Сангитх, здесь студентов знакомят с индийской музыкой. Самые знаменитые университеты в городах Мумбаи, Калькутта и штате Раджастан.

Так как Индия долгое время была английской колонией, то система образования здесь практически соответствует британскому варианту. В высших учебных учреждениях существует 3 ступени образования, каждую из которых может освоить учащийся: бакалавр, магистратура и доктор наук.

На сегодняшний день самое популярное направление в университетах — техническое, где обучают высококвалифицированных инженеров. Благодаря тому, что экономика Индии динамично развивается, такие специалисты очень востребованы.

Первая ступень образования составляет десять лет, вторая - два года. На этом обязательное среднее образование заканчивается.

Следующие три года можно проучиться как в школе (подготовка к поступлению в университет), так и профессиональном колледже (здесь учащиеся получают среднее специальное образование).

Существуют также специализированные ремесленные школы , где после восьми - десяти лет обучения ученик вместе со средним образованием получает какую-либо востребованную профессию: швеи, механика, слесаря.

Высшее образование , соответственно Болонской системе, имеет три уровня: бакалавариат (от трёх до пяти лет в зависимости от специальности), магистратуру (два года) и докторантуру (три года посещения специализированных курсов и написание диссертации).

Университетов в Индии очень много, и они сильно различаются по методу преподавания и направленности. Существуют узкоспециальные учебные заведения, дающие знания, например, исключительно по языку или музыке.

Образование для детей в Индии

Образование для детей иностранцев доступно как в государственных, так и в частных школах. Преподавание ведётся на английском языке. Перед поступлением ученики, как правило, проходят собеседование.

Стоимость обучения в государственных школах вполне доступна – около ста долларов в месяц. Частные образовательные учреждения обойдутся дороже, но процесс обучения там проходит интереснее и разнообразнее. В стоимость обучения входит также питание школьников.

Высшее образование в Индии

Высшее образование получить в Индии довольно легко. Для поступления в ВУЗ даже не нужно сдавать вступительных экзаменов. Большинство студентов попадает в индийские университеты по программам обмена и стажировок.

Но есть возможность получить образование в ВУЗе и самостоятельно. Университеты разделяются на централизованные (их деятельность регулирует государство), местные (подчиняющиеся законодательству штата) и частные.

Филиалов известных иностранных университетов здесь нет. Год обучения в университете обойдётся иностранцу примерно в пятнадцать тысяч долларов.

В целом индийское образование находится на достаточно высоком уровне, но наиболее качественно здесь обучают фармакологии и ювелирному делу.

Очень популярным для иностранцев становится изучение английского языка в индийских университетах. Для поступления достаточно пройти несложный тест на определение уровня знаний, по результатам которого студентов распределяют по группам.

Иностранные студенты , как правило, живут в общежитиях. Однако если у Вас есть желание поближе познакомиться с бытом и культурой индийцев, то некоторые индийские семьи предоставляют комнату для совместного проживания.

В общем, проживание в этой стране обойдётся намного дешевле, чем даже в родных странах СНГ.

Ежемесячные траты, включая проживание, питание, умеренные развлекательные мероприятия, обойдутся в 150 – 250 долларов. К тому же, индийское государство часто выдает гранты и стипендии. Преимуществом здесь обладают аспиранты, учащиеся по специальностям, связанным с культурой индии, её религией, искусством.

Второе высшее образование в Индии

Второе высшее образование в Индии можно получить совершенно бесплатно. Для этого достаточно уже иметь некоторый опыт работы по своей специальности и участвовать в специализированной программе правительства Индии.

Профессии, входящие в эту программу, ограничены, но их список обширный и каждый год обновляется. Подробную информацию о возможности бесплатного обучения можно узнать на официальном сайте МИДа, а также Министерства образования Индии.Условия индийского образования и проживания

Условия индийского образования и проживания заметно отличаются от привычных нам. В первую очередь, бросается в глаза разница в питании.

В Индии нет ни мяса (только птица), ни привычного хлеба (лишь лепёшки), ни кисломолочных продуктов (только если Вы приготовите их самостоятельно). Нет привычных лекарственных средств, таких как йод, например. Очень сложная ситуация с дорожным движением.

Светофоры и знаки установлены лишь в крупных городах, да и то, не везде. Для многих неприятной неожиданностью становится предпочтение индусов в сфере парфюмерии и вкуса, в целом.

На улицах много нищих и просто профессиональных попрошаек. Излишне брезгливым, к сожалению, в этой восточной стране придётся трудно.

Не стоит рассчитывать и на строгое интенсивное обучение. Индия - не Германия. Здесь количество праздников (как общегосударственных, так и местных) ненамного меньше количества дней в году. По этой причине учебный процесс часто прерывается на день, а то и больше.

Само собой, мы с вами не будем рассматривать те самые колоритные и стереотипные учебные заведения, расположенные в особенно отдаленных уголках страны, на которые тяжело взглянуть без слез. За основу будет взят тот образовательный путь, который открыт каждому ребенку-иностранцу и тому, чьи родители готовы тратить определенную сумму на развитие своего чада, ведь даже в государственных школах и вузах вам придется платить.

Нельзя этого отрицать, ведь это не просто въевшийся стереотип, но в Индии и правда достаточно большие сложности с образованием. Это происходит не только в силу бедности и тяжелой экономической обстановки, но и, хотя лишь отчасти, менталитета некоторых жителей.

Хотя нельзя отрицать того, что после широкомасштабной реформы образования начальная ступень образования стала доступна подавляющему большинству детей, качество этих школ оставляет желать лучшего. К тому же последующие ступени образования не осваиваются около 50% детей из-за их высокой стоимости и отсутствия времени у ребят, которые иногда бывают заняты на работе.

Однако, все эти явные недостатки не абсолютны, так как в Индии можно отыскать себе учебное заведение, которое даст ребенку образование не хуже, чем в самых успешных европейских странах.

Что делать дошколенку?

Для начала стоит отметить, что детских садов в нашем и европейском понимании в Индии вовсе не имеется. Такова сложившаяся за тысячелетия традиция этой страны, где мамам положено сидеть со своими детьми до определенного возраста, обучая их усилиями всей многочисленной семьи.

Однако, из-за того, что за последние десятилетия нередкой является ситуация, когда оба родителя работают, а размещать ребенка у родственников и вовсе возможности не имеется, возникли особые группы, работающие при подготовительной школе (pre-school). Здесь детей разделяют по возрасту и времени предположительного пребывания вдали от родителей. Как правило, несколько часов с воспитателем проводятся в обучающих играх, во время которых малыши изучают не только основы мира, но и английский с индийским языки.

Зачастую бывает так, что после того, как родители выбирают какую-либо определенную группу для своего ребенка, они уже не задумываются о выборе школы. Все потому, что после завершения очередного возрастного уровня в подобных «детских садах», можно просто продолжить обучение ребенка в основной школе. Однако нередки случаи, когда родители тщательно задумываются над выбором школьного учебного заведения в отдельном порядке.

В чем особенности индийской школы?

Несмотря на то, что начальное образование в Индии в последнее время стало общедоступным, многие советуют ориентироваться при выборе школы для ребенка на частные школы или особенно престижные государственные (стоимость обучения в которых в среднем составляет около 100 $ в месяц), которые придется дополнительно поискать. Все дело в том, что не во всех индийских учебных заведениях вы сможете получить качественное образование в хороших условиях.
Частные школы отличаются тем, что там очень часто делается упор на одинаково хорошем усвоении не только индийского языка (хинди) и языка штата, но и английского, который годы спустя дети считают чуть ли не вторым родным. В последствии дети, в зависимости от того, как старательно они учились, смогут свободно разговаривать сразу на трех языках. Также, в них используются различные подходы к воспитанию детей и преподнесению знаний и материала, что может быть интересно людям, отдающим предпочтения новаторским методикам.

Вы будете приятно удивлены, но абсолютно в каждой школе Индии, не зависимо от ее статуса и престижа, детей кормят в школе. Набор еды стандартен для всех, это рис с бутылкой воды и масала. В некоторых заведениях продукты могут варьироваться.

После того, как вы выберите подходящую вашему ребенку школу, потребуется заранее занять себе место, выплатив предварительный взнос в виде брони и начинать готовить все необходимые документы.

Идём на высшее или индийские институты

Всего в стране существует около 220 учебных заведений высшего порядка, 16 из которых являются центральными. Особенно из них выделяется университет Наланда, созданный в V веке н. э., который имеет свой определенный колорит и длинную историю.

Стоит отметить, что в Индии вы сможете обнаружить не простые профильные университеты, а такие, чья инаковость и специфика выражены особенно сильно. К примеру, в Индира Кала Сангитх, который расположился в Хайрагархе, знакомят только с индийской музыкой, а в калькуттском Рабиндра Бхарати студенты не изучают ничего, кроме языка бенгали и тагороведения.

Самыми крупными и престижными вузами в Индии считаются Университет имени Ганди, Раджастханский, Бомбейский, Мумбайский и Калькуттский. Они же продолжают уже долгие годы оставаться достаточно популярными не только для местного населения, но и среди некоторых иностранцев.

В последние годы особенно популярными стали профессии технической направленности, так как особенно заметен рост студентов и выпускников инженерно-технических специальностей. Что немаловажно, в стране с такой прогрессией растет востребованность в специалистах данного профиля, так как они просто необходимы развивающейся экономике страны.
Сама система индийского образования, в связи с долгой совместной историей, полностью идентична британской. Здесь также имеются три ступени, которые осваиваются студентами в процессе обучения. На каждом из них (Бакалавр, Магистр или Доктор наук), вы можете закончить свое образование, получив соответствующий диплом.

Несмотря на то, что Индия имеет достаточно неприглядную репутацию в европейских странах, которая, к сожалению, основана не только на стереотипах, это развивающаяся страна. Здесь быстрыми темпами растет экономика и производительность, а люди с каждом годом все больше стремятся к знаниям любыми способами. Да, встать на ноги на данный момент здесь может быть нелегко, но возможно, а особенно для тех детей, чьи семьи имеют финансы для этого.