Существует множество племен индейцев, но в этом рейтинге собраны наиболее известные из них.

Индейцы - коренные жители Северной и Южной Америки. Это название они получили из-за исторической ошибки Колумба, который был уверен, что приплыл в Индию.

10 место. Абенаки

Это племя жило на территории США и Канады. Абенаки не были оседлыми, что давало им преимущество в войне с ирокезами. Они могли бесшумно растворяться в лесу и неожиданно нападать на врага. Если до колонизации в племени насчитывалось около 80 тыс. индейцев, то после войны с европейцами их осталось меньше одной тысячи. Сейчас их численность достигает 12 тыс., и живут они преимущественно в Квебеке (Канада).

9-е место. Команчи

Одно из самых воинственных племен южных равнин, насчитывавших некогда 20 тыс. человек. Их храбрость и мужество в боях заставляло врагов относиться к ним уважительно. Команчи первые, кто интенсивно стал использовать лошадей, а также поставлять их другим племенам. Мужчины могли брать себе в жены несколько женщин, но если жена была уличена в измене, ее могли убить или отрезать ей нос. Сегодня команчей осталось около 8 тыс., и проживают они в Техасе, Нью-Мексико и Оклахоме.

8-е место. Апачи

Апачи - кочевое племя, селившееся в Рио-Гранде, а затем переселившееся на юг, в Техас и Мексику. Основным занятием была охота на буйвола, который и стал символом племени (тотемом). Во время войны с испанцами были почти полностью истреблены. В 1743 году вождь апачей заключил с ними перемирие, положив свой топор в яму. Отсюда и пошла крылатая фраза: «зарыть топор войны». Сейчас в Нью-Мексико проживает примерно полторы тысячи потомков апачей.

7-е место. Чероки

Многочисленное племя (50 тысяч), населявшее склоны Аппалачей. К началу 19 века чероки стали одними из самых культурно развитых племен Северной Америки. В1826 году вождь Секвойя создал слоговую азбуку языка чероки; были открыты бесплатные школы, учителями в которых были представители племени; а самые богатые из них владели плантациями и чернокожими рабами.

6-е место. Гуроны

Гуроны - племя, насчитывающее в 17 веке 40 тыс. человек и проживавшие в Квебеке и Огайо. Они первыми вступили в торговые отношения с европейцами, и благодаря их посредничеству стала развиваться торговля между французами и другими племенами. На сегодняшний день в Канаде и США проживает около 4 тыс. гуронов.

5-е место. Могикане

Могикане - некогда могущественное объединение пяти племен, численностью около 35 тыс. человек. Но уже в начале 17 века в результате кровопролитных войн и эпидемий, их осталось меньше тысячи. В основном они растворились в других племенах, однако небольшая горстка потомков знаменитого племени проживает сегодня в штате Коннектикут.

4-е место. Ирокезы

Это наиболее известное и воинственное племя Северной Америки. Благодаря способностям к изучению языков, они успешно вели торговлю с европейцами. Отличительная особенность ирокезов - их маски с крючковатым носом, которые были призваны защищать хозяина и его семью от болезней.

3-е место. Инки

Инки - загадочное племя, жившее на высоте 4,5 тыс. метров в горах Колумбии и Чили. Это было высокоразвитое общество, создавшее систему ирригации и использовавшее канализацию. До сих пор остается загадкой, как инкам удалось достичь такого уровня развития, и почему, куда и как вдруг исчезло целое племя.

2-е место. Ацтеки

Ацтеки отличались от других племен центральной Америки иерархической структурой и жестким централизованным управлением. На высшей ступени стояли жрецы и император, на низшей - рабы. Широко применялись человеческие жертвоприношения, а также смертная казнь, причем за любые провинности.

1-е место. Майя

Майя - самое известное высокоразвитое племя центральной Америки, знаменитое необыкновенными произведениями искусства и городами, целиком высеченными из камня. Они также были превосходными астрономами, и именно они создали нашумевший календарь, заканчивающийся 2012 годом.

В своей "Энциклопедии индейских войн 1850-1890 гг" Грегори Ф. Мично приводит интересные данные о том, какие племена оказали самое серьезное сопротивление армии США. Впрочем, под "армией" он вполне справедливо понимает не только войска Федерального правительства, но и территориальные части времен Гражданской войны (именно такой полк, кстати, несет ответственность за знаменитую резню на Сэнд-Крик), войска Конфедерации и всякого рода военизированные формирования, находившиеся на государственной службе, вроде Техасских рейнджеров, волонтеров и т. д. В качестве показателя "опасности" Мично предложил достаточно убедительный критерий: отношение числа потерь убитыми и ранеными, понесенных армией в сражениях с племенем (или племенным союзом) к собственно числу боевых столкновений. Разного рода набеги на гражданских, убийства белых женщин и скальпирование их детей сюда не вошли.

Итак, на первом месте - Кикапу (Kickapoo) . Формально они занимают эту позицию вполне справедливо: 100 убитых и раненых у армии на 5 боев. Соотношение - 20 . Однако, на самом деле их можно смело исключить из таблицы. Кикапу были одним из "цивилизованных" племен, живших в резервации. Они действительно очень старались стать "хорошими индейцами" - учили английский, осваивали земледелие и скотоводство, словом, были абсолютно мирным народом. Однако, когда началась Гражданская война, племя, опасаясь, что мужчин отправят воевать за Конфедерацию, решило эмигрировать к родне в Мексику. ну, примерно как большая часть советских саамов в 1944-1945. Но если саамов никто не трогал, то Кикапу не повезло забрести в Техас. Вернее, миновать Техас им было сложно, но они шли абсолютно законно, имели все бумаги в порядке и полагали, что им ничего не грозит. Они ошибались. Командир одного из отрядов Техасских волонтеров полагал что хороший индеец - это исключительно мертвый индеец. Разведчики предупреждали его, что кочующие в Мексику индейцы - это не команчи, а дружественные и абсолютно мирные Кикапу, которых до этого даже самый предвзятый расист не мог обвинить в нападениях на белых. Но командир ответил, что де в его понимании мирных индейцев быть не может, и приказал напасть на лагерь. Нападение было произведено в лучших традициях техасских псевдовоенных идиотов: вразнобой, без разведки и толпой. При этом первыми под огонь попали женщины и дети. Кикапу несколько раз на хорошем английском пытались обратиться к техасцам, но всех парламентеров те убивали. Когда из лагеря выехал мужчина с двумя детьми за спиной (так он пытался показать, что не хочет боя), его пристрелили, а потом убили детей. Тут Кикапу, какими бы мирными они ни были, несколько озверели. С винтовками у них все было в порядке, поэтому в последовавшем бою волонтеры потеряли убитыми и ранеными около 100 человек. Кикапу могли бы перебить всех, но когда техасцы сбежали, индейцы поспешили снять лагерь и устремились к границе. Так Техас на ровном месте нажил еще одного врага. Да, все сочные подробности об убийстве женщин и детей происходят как раз от уцелевших волонтеров, которые, не стесняясь в выражениях, рассказывали, какой замечательный у них командир. Оставшиеся 4 сражения произошли уже в 80-е годы 19-го века, когда армия США ходила через границу в Мексику наказывать Кикапу за набеги, и в конце концов вернула их в резервацию. в США. Эти стычки были в одни ворота

На втором месте - мои любимые Не Персе (Nez Perce) .



Сражений и стычек - 16, потери армии убитыми и ранеными - 281 человек. Соотношение - 17,5 . Все сражения и потери армия понесла во время так называемой "Войны Не Персе" лета 1877 года, когда четыре клана племени Не Персе и один клан племени Палуза отказались отправиться в резервацию в Орегон и три месяца бегали от армии США, нанося последней адские потери. Пикантность заключалась в том, что они при этом гнали стада и вообще путешествовали с семьями - детьми, женщинами и стариками. Американцы с некоторой гордостью говорят, что тактику Не Персе они изучают в военных училищах до сих пор, как понятный и хорошо исследованный образцовый пример партизанской войны. Как-нибудь я про них напишу.

Кто на третьем месте? Ну конечно же, несравненные Модоки (Modocs) .

Эти зайчики обладают уникальным достижением за всю историю индейских войн - убили больше солдат, чем потеряли воинов. Сражений - 12, потери армии - 208, соотношение - 17,5 . Подробней напишу потом.

Четвертое место - ну, тут ничего удивительного. Это Сиу (Sioux) .



Боев - 98, потери армии - 1250, соотношение - 12,7 . Литтл-Бигхорн, конечно, тут играет немалую роль, но общее количество потерь, понесенных армией, впечатляет.

Пятое место - Юты (Ute) .



Боев - 10, потери - 105, соотношение - 10,5 . Правда, надо отметить, что в отличие от 2-4 мест, они сражались не столько с регулярной армией, сколько с разного рода военизированными мормонскими формированиями. Хоть и официальными.

Шестое заслуженное место - Паюты (Paiute) .


33 схватки, потери армии - 302, соотношение - 9,2 . На Паютах следует остановиться особо. Эти племена охотников и собирателей презирались абсолютно всеми - белыми, которые дали им насмешливое название "диггеры" из-за того, что выкапывание съедобных корешков доставляло значительную часть съестных припасов племени. Соседними индейцами за то, что Паюты были бедны, не имели лошадей и ружей. Ружья и лошади к ним действительно попали очень поздно, и во время войны Снэйков лук и стрелы долго были основным оружием Паютов


И все же диггеры сумели за себя постоять, как никто другой. Эта война велась в тяжелые времена 1864-1868 гг, обе стороны не знали пощады, и военных преступлений против Снэйков армия совершила куда, как больше, чем против других, более известных племен (и при этом Паюты считали, что синие солдаты - весьма гуманный народ, по сравнению с гражданскими!) Просто этот конфликт мало известен. В результате войны погибла половина племени. Остальные, впрочем, примирились с белыми и потом жили сравнительно неплохо.

Остальные племена распределяются так:
Племя Сражения Потери армии Соотношение
Рог (Rogue) 23 196 8,5
Чейены (Cheyenne) 89 642 7,2
Шошоны (Shoshone) 31 202 6,5
Арапахо (Arapaho) 6 29 4,8
Команчи (Comanche) 72 230 3,1
Кайова (Kiowa) 40 117 2,9
Хуалапай (Hualapai) 8 22 2,7
Апачи (Apache) 214 566 2,5
Навахо (Navajo) 32 33 1

Обратите внимание, в своих работах Ю. Стукалин писал, что Апачи де на голову превосходили степных индейцев в тактике партизанской войны, и вообще были куда опаснее. Практика показала, что в реальности сиу взгрели синих солдат куда сильнее, чем южные индейцы.

Весьма обширна и, как следствие, имеет различное название племён индейцев, проживающих на открытых землях. Их множество, хотя европейские мореплаватели использовали только один термин к коренным жителям Америки - индейцы.

Заблуждение Колумба и последствия

Со временем стала понятна ошибка: то, что коренные жители - это аборигены Америки. До начала европейской колонизации XV века жители прибывали в различных стадиях общинно-родового строя. У некоторых племён главенствовал отцовский род, а у других господствовал матриархат.

Уровень развития в первую очередь зависел от местоположения и климатических условий. В процессе последующей странами Европы использовалось только общее название племён индейцев для целой группы культурно-родственных племён. Ниже рассмотрим подробно некоторые из них.

Специализация и быт индейцев Америки

Весьма примечательно, что индейцы Америки изготавливали различные керамические изделия. Эта традиция зародилась задолго до контакта с европейцами. В ручной работе применяли несколько технологий.

Были использованы такие способы, как лепка по каркасу и форме, формовка лопаткой, лепка из глиняного шнура и даже скульптурное моделирование. Отличительной особенностью индейцев было изготовление масок, статуэток из глины и ритуальных предметов.

Название племён индейцев довольно разные, ведь они говорили на разных языках и практически не имели письменности. Существует очень много народностей Америки. Давайте рассмотрим наиболее известные из них.

Название племён индейцев и их роль в истории Америки

Мы рассмотрим несколько самых знаменитых гуроны, ирокезы, апачи, могикане, инки, майя и ацтеки. Некоторые из них были с достаточно низким уровнем развития, а другие впечатляли высокоразвитым обществом, уровень которых невозможно определить просто словом «племя» со столь обширными знаниями и архитектурой.

У ацтеков до испанского завоевания сохранялись старые традиции. Их численность составляла около 60 тысяч. Главными занятиями было звероловство и рыбалка. Кроме этого, у племени присутствовало деление на несколько родов с должностными лицами. Из подвластных городов изымалась дань.

Ацтеки отличались тем, что вели достаточно жёсткое централизованное управление и иерархическую структуру. На самой высшей ступени стоял император и жрецы, а на низшей - рабы. Также у ацтеков применялась смертная казнь и человеческие жертвоприношения.

Высокоразвитое общество инков

Самое загадочное племя инков относилось к крупнейшей древней цивилизации. Проживало племя на высоте 4,5 тысячи метров в и Колумбии. Это древнейшее государство просуществовало с XI по XVI века нашей эры.

В его состав входили вся территория государств Боливия, Перу и Эквадор. А также части современных Аргентины, Колумбии и Чили, несмотря на то, что в 1533 году империя уже потеряла большую часть своих территорий. До 1572 года клан смог устоять против нападений конкистадоров, которые весьма были заинтересованы в новых землях.

В обществе инков преобладало земледельческое хозяйство с террасным земледелием. Это было достаточно высокоразвитое общество, использовавшее канализацию и создавшее систему ирригации.

На сегодня многих историков интересует вопрос, почему и куда исчезло столь высокоразвитое племя.

«Наследство» от племён индейцев Америки

Несомненно, понятно, что индейцы Америки внесли серьёзный вклад в развитие мировой цивилизации. Европейцами было позаимствовано возделывание и выращивание кукурузы и подсолнечника, а также некоторых овощных культур: картофеля, томата, перца. Кроме этого, были завезены бобовые, плоды какао и табак. Все это нам досталось от индейцев.

Именно эти культуры помогли в своё время сократить голод в Евразии. Кукуруза впоследствии стала незаменимой кормовой базой для животноводства. Многим блюдам на нашем столе мы обязаны индейцам и Колумбу, завёзшему в Европу «диковинки» того времени.

Территория Племена
Северная Америка Субарктическая зона алгонкины, кри, оджибва, оттава
Северо-восточные леса гуроны, ирокезы, миами, могикане, шауни (текумсе)
Юго-восточные леса чероки, чоктау, лемент, ноупвел, натчези, семинолы
Великие равнины черноногие, чейенны, команчи, пауни, сиу, лакота
Северо-западное побережье чинук, тлинкиты, цимшиан
Пустыни юго-запада апачи, навахо, пуэбло, хопи, мохавэ, шошоны
Центральная Америка майя , тольтеки, ольмеки, ацтеки , киче
Южная Америка инки (кечуа, аймара), гуарани, мапуче, шипибо, конибо

Томагавк из рога оленя на протяжении всей истории индейцев служил символом доблести мужчины-воина. Это топорик с длинной рукояткой. Конструкция томагавка претерпела эволюцию. Наиболее древней формой этого оружия ближнего боя был томагавк из рога оленя-карибу. В короткий спиленный отросток такого рога вставлялось кремневое острие, а позднее металлическое лезвие. Длинный отросток служил рукоятью. Нижняя её часть украшалась бахромой из замши. Позднее рукоятка делалась из дерева, украшалась по традиции бахромой, а в верхний конец вставлялось металлическое лезвие. Когда индейцы Прерий познакомились с европейцами, те стали подносить в подарок вождям томагавки, совмещённые с трубкой мира.

Трубка мира - священный предмет, украшенный перьями орла, которые символизировали благоденствие и благополучие. Наиболее древние ритуалы, в которых использовалась трубка мира, были посвящены культу плодородия. Индейцы собирались вместе и рассаживались по кругу. Наиболее почитаемый человек - военный предводитель, вождь или старейшина - раскуривал священную трубку, делал несколько затяжек и передавал сидевшему рядом воину. Тот делал несколько затяжек и передавал соседу. Так трубка обходила всех участников церемонии по кругу, объединяя их. Дым поднимался к небу, символизируя грозовые облака. Участники церемонии призывали их пролиться дождём. Дождь, благополучие и мир были тесно связанными понятиями. Поэтому, когда индейцы заключали мирные соглашения, прекращали военные действия, они совершали ритуал, аналогичный ритуалу вызывания дождя. Европейцы, воевавшие с индейцами и не раз наблюдавшие ритуалы во время церемоний заключения перемирия, так и назвали священную трубку - трубка мира.

Многообразны типы индейских жилищ: навесы, заслоны, куполообразные шалаши (вигвамы лесных охотников Канады), конические палатки (типи индейцев прерий) из жердей, крытых ветками, листьями, циновками, шкурами; глиняные или каменные хижины в горных районах Южной Америки; общинные жилища — дощатые дома на северо-западе Северной Америки; крытые корой каркасные «длинные дома» в районе Великих озер; каменные или сырцовые дома-селения (пуэбло) на юго-западе Северной Америки.


Атапаски - собирательное название индейцев этого обширного района, которые принадлежат к различным племенам: кучинам, коюконам танайна, иналикам и многим другим. Охотники и рыболовы. Фауна края разнообразна: олени, карибу, лоси и др., потому охота преобладала над рыболовством. Вход в дома как правило был обращен к реке, а поселения вытягивались вдоль берега. Дома рубили из бревен. Зимнее жилище имело куполообразный свод, углубленный в землю, и было покрыто шкурами животных, в центре находился очаг, по краям нары. Пол застилали ветками, а вход вел через короткий тоннель. Посуду изготавливали из дерева, рога, травы и бересты. Атапаски носили одежду из хорошо выделанной замши, приготовленной из лишенной меха оленьей шкуры. Рубашки из замши украшали бахромой из замши, вышивкой оленьим волосом. Покрой мужских и женских рубах был одинаков. Подол чаще имел заостренные очертания, его край украшали бахромой, края одежды орнаментировали, оставляли там мех или бахрому: это были обереги. Костюм дополняли замшевые штаны и особая обувь - мокасины.

Тлинкиты - жители северо-западного побережья от Якутат на севере до р.Колумбии на юге, вели образ жизни охотников и рыболовов. Кроме тлинкитов на побережье проживали чугачи, квакиутль, тсишман и другие индейские племена. Их деревни располагались по берегам лагун, озёр или рек. Дома также как у алгонкинов обращены были входами к воде и выстраивались в линию. Тлинкиты были искусными воинами и даже имели деревянные доспехи. Орудия охоты и оружие делали из камня, кости, раковин. Тлинкитам была известна холодная ковка самородной меди. Из меди делали в основном украшения и кинжалы. Охотились при помощи гарпунов, стрел, копий. Виртуозно владели техникой обработки дерева. У них были свёрла, тесла, топоры из камня, деревообрабатывающие и другие инструменты.

Они умели пилить доски, резать фигурные скульптурки. Из дерева они изготовляли дома, каноэ, рабочие инструменты, скульптуру тотемные столбы. Искусство тлинкитов отличаю еще две особенности: многофигурность - механическое соединение разных образов в одном объекте, и полиэйконичность - перетекание, подчас зашифрованный, скрытый мастером плавный переход одного образа в другой. Проживая в дождливом и туманном климате морского побережья, тлинкиты делали специальные накидки из волокон травы и кедрового лыка, которые напоминали пончо. Они служили надежным укрытием от дождя. В основе религиозных представлений лежали представления о духах-помощниках. Верили в существование духов-покровителей ремесел, охотников, персональных духов-помощников шаманов. Индейцы верили, что после смерти душа умершего переселяется в тело животного, которое почиталось как тотем. Тотем - это индейское понятие, которое происходит от записанного европейскими миссионерами слова индейцев оджибве «ото-те-ман».

Индейцы прерий (от канадских провинций Альберты и Саскачевана до Техаса). Тетон-дакота, сиу, команчи, киова, манданы - с представителями этих индейских племён первым повстречались американские торговцы и охотники на просторах Великих равнин. Всё племена говорили на разных языках и не понимали друг друга. Чтобы общаться, они изобрели язык жестов и рисунчатое письмо, знаки которых понимали все индейцы Прерий. Охота была в основном мужским занятием. Олений и лосей мужчины выслеживали, притаившись в зарослях кустарника или в мелколесье. Чаще всего это была индивидуальная охота. Коллективная охота на бизонов в летнее время. Стойбище охотников состояло из нескольких групп, члены которых были меж собой в родстве. Браки заключались между членами удалённых друг от друга групп. Племя объединило нескольких стойбищ.

Свои переносные жилища - типи - обитатели таких стойбищ устанавливали по кругу. Каждая семья ставила типи на определённом месте в этом кольце, которое было обусловлено степенью участия в общественной жизни. Типи - коническое сооружение из жердей, покрытое 8-12шкурами бизонов. Шкуры искусно выделаны и сшиты. Внешняя сторона покрышки типи обычно украшалась росписью. Это особая форма мнемонического письма. Рисунки, которые покрывали нижний край покрышки типи, делали женщины. Эта форма искусства передавалась от матери к дочери и была очень древней. Рисунки архаичные, плоскостные, в композициях отсутствует перспектива, наиболее значимые изображения выделялись крупными размерами.

Фигуры всадников с копьями, облачённые в пышные перьевые уборы, изображения пеших воинов, собак, животных столь обобщенны, что напоминают знаки-символы. В центре типи располагается очаг, дым от которого выходит через дымовое отверстие. Отверстие можно в случае плохой погоды закрыть шкурой. Нижний край покрышки приваливали камнями или пришпиливали к земле с помощью костяных или деревянных колышков. Летом его приподнимали, чтобы проверить помещение. В типи уютно и тепло в зимнее время, порой немного душно от дыма. Во время перекочевок колья типии складывали ни V-образную волокушу, которую тащила собака или лошадь.

Власть осуществлялась вождями нижнего и высшего звена. Принятие решений определялось соглашением среди высших вождей. Вожди и заслуженные воины образовывали сообщества, которые назывались мужскими союзами, куда принимали с учётом воинских заслуг кандидата. Высоко ценились воинская доблесть и щедрость. Индейцы прерий были прекрасными воинами. После прихода европейцев индейцы Прерий быстро освоили верховую езду. Лошадь стала неотъемлемой частью военного снаряжения.

Воинственный нрав и овладение лошадьми сделало племя Дакота агрессивным народом. Воины были вооружены, луками и стрелами. Мобильность и связанная с нею быстрота передвижения были наиболее важными чертами их культуры, так именно мобильность определяла для них возможность на обширных пространствах Великих равнин. Особо престижными считались подвиги мужчин. Индеец мог накапливать военные «бонусы». Престижным считалось смело посмотреть в глаза врагу подхватить винтовку из выпавшего из седла врага, украсть лошадь врага, незаметно пробравшись в его деревню, снять скальп с головы поверженного врага.

Керамика была слишком тяжела для кочевой жизни, поэтому для приготовления пищи использовались шкуры животных. Шкуру растягивали на палочках, наливали воду и бросали внутрь раскалённые камни. В кипящую воду помещали куски парного мяса, которое не нужно было долго варить.

Искусство выделки кожи которой делали одежду, передавалось по наследству по женской линии. Свежую шкуру бизона растягивали на земле мехом вниз. С помощью скребков из рога лося, с лезвием из железа или камня, женщины очищали поверхность от мездры. Если шкура предназначалась для изготовления одежды, снимался мех. Затем шкуру вымачивали или зарывали во влажную землю. После этого ее смягчали маслом или смазывали обрабатываемую поверхность мозгом бизона. Далее счищали остатки мездры и коптили над дымом. Копченые шкуры приобретали коричневый оттенок. Индейцы умели изготавливать и восхитительно белые шкуры. Более мягкие шкуры лосей шли на шитье одежды.

Мужской костюм индейцев состоял из кожаного тюрбана, безрукавки, замшевших легинсов, мокасин и рубахи из шкуры бизона. Он дополнялся нагрудником из костей крыльев сокола, скреплённых кусочками кожи бизона - церемониальным украшением. Женщины носили прямого покроя рубахи до колена, легинсы, мокасины. Рубахи шили, сложив две шкуры бизона хвостами вниз. Поэтому в нижней части женских рубах образовывался характерный мыс. Нижнюю часть таких рубах и швы декорировали бахромой из замши, которая символизировала мех бизона.

Вождя можно было легко узнать по накинутой на плечи шкуре бизона с великолепной зимней шерстью, украшенной перьями совы и шумящими подвесками. На шее - украшение из когтей медведя гризли. Волосы вождя были приглажены и покрыты охрой (как и лицо), в них были вплетены гильзы от патронов к винтовке. Выдающиеся воины и вожди носили высокие головные уборы из перьев, которые часто украшались и рогами бизона - символом могущества. Орлиное перо считалось наделенным магической силой и рассматривалось как амулет. В головном уборе вождя, длина перьев которого достигла 68 см, располагалось несколько десятков таких перьев.

Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984.

Алексеев В.П. Этногенез. М, 1986.

Белик А.А.,Резник Ю.М. Социокультурная антропология (историко-теоретическое введение). - М.: «Наука»,1998.

Бонгард-Левин Г.М., Гратовский Э.А. От Скифии до Индии. Древние арии: мифы и история. - М.: «Мысль», 1983.

Бромлей Ю., Подольный Р. Человечество - это народы. - М.: «Мысль», 1990.

Вавилов Н.И. Пять континентов. - М.: «Мысль», 1987.

Глазами этнографов. - М.: «Наука», 1982.

Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1997.

Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. М., 2002.

Дарвин Ч. Происхождение человека и половой отбор. Выражение эмоций у человека и животных. Соч., Т.5. М., 1953.

Итс Р.Ф. Введение в этнографию. Л. 1991

Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1985.

Минюшев Ф.И. Социальная антропология (курс лекций). М., 1997.

Моуэт Ф. Люди оленьего края. Отчаявшийся народ. Иркутск, 1988.

Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология. - М.: «Высшая школа», 2000.

Сегеда С.П. Основи антропологiї. Київ, 1995.

Стингл М. Индейцы без томагавков.- М.: «Прогресс», 1984.

Страны и народы. (в 20 томах). М.: «Мысль», 1078-1985.

Тайлор Э.Б. Первобытная культура. - М., 1989.

Токарев С.А. Религии в истории народов мира. - М.: Изд-во МГУ, 1964.

Токарев С.А. Ранние формы религии. - М., 1990.

Фальк-Ренне А. Путешествие в каменный век. - М.: «Наука», 1986.

Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь. - М.,1988.

Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы. Расы. Культуры. - М.: «Наука», 1985.

Этнография. Под ред. Ю.В. Бромлея, Г.Е. Маркова. - М.: «Высшая школа», 1982.

Янковский Н.К., Боринская С.А. Наша история, записанная в ДНК // Природа, 2001 - № 6.

Первооткрывателем Америки считают Христофора Колумба, итальянского мореплавателя из города Генуя. Находясь на службе у испанской королевской четы, он попытался открыть новый путь в Индию — через Атлантический океан. 12 октября 1492 года корабли его флотилии достигли острова который Колумб назвал Сан-Сальвадор. Считая, что они приплыли в Индию, местных жителей путешественники назвали индейцами. Только позднее другие мореплаватели узнали, что к северу отсюда простирается огромный, неизведанный континент, никак не связанный с Индией. На самом деле первыми в Северной Америке побывали скандинавские викинги, вероятно, ирландские монахи и бретонские рыбаки. Но лишь после плавания Колумба вся Европа заговорила о существовании Нового Света. Когда в XIV веке европейцы начали осваивать этот континент индейцы уже жили повсюду от Аляски на севере до Огненной земли на юге.

По языку индейские племена Северной Америки объединяются в следующие семьи:

Алгонкины

Арапахо. Название происходит от слова индейцев Пауни — Тирапихо или Лирапихо, что значит торговцы. Чейенны называли их Хитанвоив — Облачные Люди, Тетоны — Махпияато — Голубое Облако, Команчи и Шошоны — Саритика — Едоки Собак. Сами себя они называют — Инунаина — Наши Люди. Вместе с северными родственниками ацина, арапахо составляют самую обособленную языковую семью алгонкинов. У арапахо было 5 основных кланов: Накасиена или северные арапахо. Навунена или Южные. Ааниена, Хитунена или ацина (гровантры прерий), считающееся независимым племенем. Басавунена преимущественно северные арапахо. Ханавунена или Аанунхава, позднее влились в состав северных арапахо. У Хинанаина были подразделения: 1. Ваксеичи — Угрюмые Люди. 2. Хакасинена — Смешные Люди. 3. Баатсинена — Люди Красной Ивы. Численность арапахо в XIX веке составляла более трех тысяч человек. Столько же было и у ацина.

Черноногие. В союз черноногих входят три племени — пиеганы, кайна, или блад и собственно черноногие, или сиксика. Эти алгонкинские племена типичных степных кочевников в союзе с гро-вантрами и сарси противостояли другому мощному союзу северных равнин — ассинибойнам и кри. Черноногие по большей части поддерживали нейтральные отношения с белыми, однако в 1870 г. солдаты полковника Бэкера напали на мирный лагерь пиеганов у реки Мариас в Монтане. Из 219 индейцев было убито 176 человек, в основном женщины и дети. Сейчас южные пиеганы живут в резервации на севере Монтаны, кайна, сисика и северные пиеганы расселены в трех резервациях канадской провинции Альберта

Кри. Самое многочисленное алгонкинское племя. Лесные группы, типичные охотники Субарктики, заселяли огромное пространство от Лабрадора до Альберты. Степная ветвь племени впитала черты культуры конных кочевников — охотников на бизона, и заселила северо-восточные области Великих равнин. Степные кри вождей Большого Медведя, Паундмейкера и лесные кри Блуждающего Духа приняли активное участие в восстании метисов и индейцев в Саскачеване в 1885 г. Некоторые группы лесных кри и поныне продолжают вести образ жизни, где важное место занимают мясная и пушная охота.

Оджибве. В районах, примыкающих с севера и востока к Великим озерам, были разбросаны селения самого многочисленного алгонкинского народа Восточных лесов — оджибве. Под этим именем чаще всего подразумевают северные, или канадские группы. Оджибве США чаще называют чиппева. Западные оджибве носят имя сольто, а часть племени, переселившись в степи, восприняла культуру степных кочевников, став известна как банги. Получив огнестрельное оружие от компании Гудзонова залива, оджибве оттеснили дальше на запад сиу, которые были их традиционными врагами. Состояли в союзе с кри и ассинибойнами. Степные группы приняли участие в восстании в 1885 г. канадских метисов и индейцев. Сейчас чиппева одни из самых активных участников индейского движения в США. Они создали в 1968 г. радикальную организацию Движение Американских Индейцев.

Могиканы. И могиканы и делавары, пережили очень тяжелые исторические времена, но не исчезли вовсе. Первые, соединившись с группой делаваров живут в Канаде и около 200 человек как часть так называемых стокбриджских индейцев живут в резервации Онейда, штат Висконсин. Потомки же мохеган Ункаса сейчас известны в штате Коннектикут как Индейская нация Мохеган-Пекот.

Делавары. Алгонкинское племя восточного побережья. Образовалось около 1740 г. в результате слияния нескольких мелких племен, рассеянных европейскими колонизаторами. Делятся на манси, унами и уналачтиго. Противостояли набегам ирокезов, однако в конце 18 века часть племени была принята в Лигу Ирокезов. В середине 19 века часть делаваров переселилась в Оклахому. Степные делавары, во многом восприняв культуру соседних племен, участвовали в межплеменных войнах на равнинах, вели посредническую торговлю, а также служили скаутами в американской армии.

Атапаски

Апачи. Самые южные атапаски. В 15 — 16 веках переселились с севера на Южные равнины и регион Юго-Запада. Ближайшие родственники апачей — навахо. Западные апачи, или койотеро включают сан-карлос, уайт-маунтин, сибеку и тонто, их соседи чирикахуа делятся на чоконен, ненди, бедонкоэ и мимбреньо (два последних имеют общее название уорм-спрингс или могольон). Апачи мескалеро и хикарилья ближе по культуре к индейцам степей, а кайова-апачи и липан являлись типичными степными кочевниками — охотниками на бизонов. Чирикахуа дольше всех оказывали сопротивление американской армии, и прекратили войну, которая длилась 25 лет, в 1886 г., когда уже все индейцы были поселены в резервации. Среди прославленных вождей апачей — Мангас Колорадо, Кочис, Викторио, Юх, Найче, Джеронимо.

Навахо. Самое большое племя североамериканских индейцев (сейчас около 300 тыс. человек.), владеющее самой большой резервацией. Предки навахо, как и их ближайших родственников апачей — группы атапасков пришли на Юго-Запад из далеких северных лесов в 15 в. Навахо совершали набеги на своих новых соседей индейцев пуэбло, у которых научились земледелию, и на испанцев (позже мексиканцев) у которых переняли коневодство (включая даже элементы коневодческой одежды — например, мокасины-сапоги навахо — это вариант обуви мавров, служивших у испанцев пастухами) и разведение овец, из шерсти которых навахо научились ткать свои знаменитые одеяла, особо ценившиеся всеми окрестными индейцами, а ныне известные на весь мир. Кроме того, всемирно популярные индейские ювелирные украшения из серебра и бирюзы это тоже работа навахо.

Ирокезы
  • Кайюга
  • Могауки
  • Онейда
  • Онондага
  • Сенека
  • Тускарора
  • Гуроны
  • Мохок
  • Чероки
    и др.

Ирокезы. Этим словом, образованным от алгонкинского ироку — настоящие гадюки, французы стали называть союз пяти племен, которые сами себя так и называли — пять наций, а еще — люди длинного дома. Пять племен это — сенека, кайюга, онондага, онейда и мохок. Позже в союз ирокезов были приняты тускарора, и ирокезы стали шестью нациями. Ирокезы жили в длинных домах сооружениях из деревянных опор, крытых корой, которые достигали в длину 30 — 40 и более метров при ширине 7 — 10 м. Такой дом занимали несколько семей, родственных по женской линии. Кроме охоты, важное место в хозяйстве ирокезов занимало земледелие — они выращивали маис, тыкву, бобы, подсолнечник, арбузы, табак. Селение было окружено частоколом из бревен, который служил защитой в случае нападения врага. Сами люди длинного дома были тоже очень воинственны и совершали набеги на все окрестные племена — могикан, делаваров, алгонкинов, монтанье, майами, катавба, гуронов, сусквеханна, эри, оттава, иллинойсов и др. В результате ирокезы подчинили себе огромную область, во много раз больше своей исконной территории располагавшейся к югу и востоку от озера Онтарио. Сила и влияние Лиги были огромны, и европейские державы — Англия и Франция, а позднее и США сражавшиеся между собой за североамериканские земли, старались использовать ирокезов как военных союзников. Но, в конце концов, ослабленная в бесконечных войнах Лига стала терять свое могущество, и племена ирокезов оказались разобщены и рассеяны по резервациям США и Канады. Сейчас ирокезы считаются лучшими строителями-высотниками, и многие знаменитые американские небоскребы построены их руками.

Чероки . Название этого племени, пожалуй, наиболее известно в неиндейском мире наряду с апачами и ирокезами. К тому же сегодня этот народ один из самых многочисленных в США (более 300 тыс. человек), и в этом отношении соперничает с навахо. Правда, большинство чероков сильно метисированы и разбросаны по всей стране. Родным языком владеют только около 4 % (язык относится к ирокезской группе). Небольшая часть племени избежала переселения на Индейскую территорию, и сейчас живет в резервации в Северной Каролине (6 тыс. человек). 60 тысяч чероков расселены в Оклахоме. К приходу европейцев чероки были типичными носителями культуры Юго-Востока — они сочетали земледелие, собирательство и охоту. Под влиянием европейцев стали одним из пяти цивилизованных племен, и даже издавали первую в мире газету на индейском языке Чероки Феникс. Письменность чероки изобрел гениальный самоучка Секвойя (ок. 1770 — 1843) — его именем позже назвали знаменитое гигантское дерево.

Гуроны. Ирокезоязычная конфедерация района Великих Озер.В ее состав входили 4 племени, называвшие себя: люди Медведя, люди Скал, люди Веревок и люди Оленя. Другое имя гуронов виандоты. В ходе войн с Лигой Ирокезов были почти полностью уничтожены и рассеяны.

Мускоги

Семинолы. Это племя образовалось в конце 18 века из части племени криков, переселившихся во Флориду, где к тому времени местное население было практически истреблено. Семинолы оказывали отчаянное сопротивление белым захватчикам, но в результате трех Семинольских войн (1817 — 1818, 1835 — 1842 и 1855 — 1858 гг.) от 6 тыс. индейцев во Флориде осталось менее 200 человек. Остальные были либо уничтожены, либо отправлены на Индейскую территорию. О том, насколько серьезным противником считали семинолов американцы, говорит тот факт, что во время второй Семинольской войны численность федеральных войск была увеличена вдвое. Среди знаменитых вождей семинолов — Миканопа, Билли Кривоногий, Дикий Кот, Оцеола. Сейчас семинолы живут в Оклахоме и в трех резервациях во Флориде. Часть флоридских семинолов говорит на другом языке (хитчити) и считается самостоятельным племенем микасуки.

Сиу

Сиу. Собственно сиу — это семь дакотских племен. Тетоны — общее название семи родственных племен сиу: оглала, брюле, ханкпапа, минниконжу, сансарки, ухенопа и черноногие-сиу. На протяжении XIX века у оглала были следующие кланы: Свирепые Лица — Итешича (Дурные Лица Красного Облака), Миниша — Красная Вода, Ойюкхпе — Вытолкнутые в Сторону, Хункпатила, Шийо — Острохвостая Куропатка, Кийюкса — Те, кто нарушают собственные законы, Истинные Оглала, Оканданда, Старое Шейное Ожерелье, Короткие Волосы, Ночные Облака, Уажхажха, Сердце Духа. Их ближайшие родственники — ассинибойны. Двоюродными братьями можно считать сиуязычных индейцев Миссури (манданы, хидатса, кроу), племена групп дхегиа (омаха, понка, оседжи, канза, куапо) и чивере (ото, миссури, айова, виннебаго). И совсем дальние родственники — ныне исчезнувшие сиуязычные племена Востока и Юго-Востока: катавба, сапони, тутело, эно, оканичи, офо, билокси и др.

Ассинибойны. Так называли их чиппева, что означает — Те, кто готовит пищу, используя камни. Такое имя ассинибойны получили из-за обычая кипятить воду, бросая в нее раскаленные камни. Изначально они составляли часть янктонаи-сиу, но в 17-м веке отколовшись от последних, ушли на северные равнины, став самостоятельным племенем. В союзе с кри и оджибве воевали против сиу, чейеннов, черноногих, сарси, гро-вантров, кроу, флатхедов, хидатса, манданов. Численность ассинибойнов до эпидемии оспы 1837 года была самой большой на северных равнинах — около 25 000 человек. Часть ассинибойнов принимала участие в битве при Литтл-Бигхорн и в восстании индейцев и метисов Канады под предводительством Луи Риля в 1885г. Самая северная ветвь племени, кочевавшая у Скалистых гор получила название стони. Хидатса прозвали их Итанскипасикуа — Длинные стрелы. Исстари было у них 3 главных подразделения: 1. Хоки — Похожие на Больших Рыб. 2. Тувахуда — Похожие на Духов. 3. Ситкоски — Шалуны или Сморщенные Щиколотки. В по следствии они имели кланы: Ткатада Унскаха — Кочевники, Вазийя Винтката — Северные Люди, Ткакси Витката — Лесные Люди, Танитабин — Бедро Бизона, Худекабин — Красная Гора, Вачиази Хиабин — Коптильщика Жира, Ватопабин — Гребцы, Кахия Ийяскабин — Полукровки Кри и др. В конце XIX века их насчитывалось около семи тысяч человек.

Дакота . Иногда так называют все семь племен собственно сиу, однако дакота — это только восточные лесные сиу, или санти: мдевакантон, сиссетон, вахпетон и вахпекуто. Центральные сиу — янктон и янктонаи — называли себя накота (ассинибойны, отколовшиеся от янктонаев — накода), западные сиу, или тетон — лакота, которые в свою очередь состояли из оглала, брюле, хункпапа, сихасапа, миннеконджу, сансаркс и охенонпа. Союз племен сиу был самым многочисленным (в начале XIX века — около 35 000 тыс. человек) и могущественным на Великих равнинах. Они вели войны с традиционными индейскими врагами (оджибве, пауни, арикара, кроу, шошоны, ассинибойны) и оказывали упорное сопротивление евроамериканской экспансии. Союз дакотских племен называл себя Очети Шаковин — Семь Костров Совета. В результате восстаний, войн и подписаний договоров оказались разбросаны по многочисленным резервациям штатов Южная и Северная Дакота, Миннесота, Небраска, Монтана и канадских провинций Манитоба, Саскачеван и Альберта. Сейчас сиу — одна из крупнейших (около 100 тыс. человек) и политически активных индейских наций, стоящая в первых рядах возрождения индейских традиций и культуры.

Манданы . Земледельческое сиуязычное племя верховий Миссури. Древние, даже можно сказать, коренные, жители равнин, манданы противостояли набегам кочевников ассинибойнов и сиу, которых привлекали продукты земледелия и лошади манданов. Сами манданы сочетали земледелие с конной охотой на бизонов. Кроме того деревни манданов и их соседей хидатса и арикара являлись важнейшим торговым центром севера Великих равнин, куда с северо-востока (с территорий, подконтрольных компании Гудзонова залива) поступали ружья и металлические изделия, а с юго-запада (с испанских территорий) — лошади. Жили манданы в укрепленных селениях — бревенчатые покрытые землей дома, окруженные частоколом высотой 4 — 5 метров. В результате эпидемий и постоянных войн с кочевниками число их деревень сократилось с девяти в 18 веке до двух в 1804 г. Остатки манданов, хидатса и арикара были поселены в одну резервацию Форт-Бертольд.

Кроу . Сиуязычное кочевое племя Великих равнин, отколовшееся от хидатса около 1776 г. и переселившееся в южные районы Монтаны. Другое название — абсарока, Народ Крапчатого Ястреба. Арапахо их называли хунена (вороны), чейенны — оитунио (вороны), тетоны — конгитока (вороны). Они делились на три подразделения: 1. Манисеперы или Черные Жилища, 2. Акарахо или Много Жилищ, 3. Эрарапио или Стукнутые в Живот. Первый клан — это Речные Кроу, последние два — Горные Кроу. Подразделялись на речных и горных. С кроу враждовали практически все степные племена, за исключением кайова и родственных хидатса. Во времена индейских войн кроу служили скаутами в армии США, и в этой роли — как разведчики и воины — считались одними из лучших, что признавали даже их традиционные враги — сиу и черноногие.

Хидатса . Другие названия миннетари и гро-вантры. Это сиуязычное племя составляет одну культурную группу так называемых фермеров северных равнин вместе с манданами и арикара. В начале XIX века жили в трех оседлых селениях в верховьях Миссури. Эпидемии и бесконечные набеги кочевников в несколько раз сократили численность племени.

Юго-ацтекская семья

Кайова. Небольшое, но воинственное племя кочевников юга Великих равнин. Язык относится к группе тано. На правах самостоятельной единицы в племя входили кайова-апачи, говорящие на атапаскском языке. Вместе с команчами эти племена составляли мощный союз южных степей (Оклахома, Техас), воевавший со многими окрестными индейцами и мексиканцами. В 1870-х годах оказали сильное сопротивление американской армии. Всего воинов в племени насчитывалось около 200 человек. Десять храбрейших из них составляли общество Каитсенко — военную элиту, никогда не отступающую перед врагом. Самые выдающиеся вожди кайова — Дохасан, Сатанк, Сатанта, Одинокий Волк, Пинающая Птица, Большое Дерево.

Команчи. Крупнейшее племя юга Великих равнин (в 1849 г. — 20 000 чел.), переселившееся в степи из района Скалистых гор. Ближайшие родственники шошонов. Племена команчей — квахади, котсотека, ямпарика, пенатека, юпини. Этот народ одним из первых на равнинах освоил коневодство и стал типичным носителем кочевой конной культуры. В союзе с кайова являлись самой значительной силой юга равнин. Они совершали набеги на племена пуэбло, воевали с навахо, апачами, оседжами, юта и пауни. Но, пожалуй, больше всего от команчей доставалось техасцам и мексиканцам. Во второй половине 19 в. команчам пришлось противостоять нашествию в южные равнины белых охотников на бизонов, а также регулярной армии США. Сопротивление племен южных равнин было сломлено в 1874 г. в сражении у каньона Пало-Дуро в Техасе. В 1875 г. последний боевой вождь команчей Квана Паркер привел своих людей на Индейскую территорию.

Шошоны. Эта группа племен (баннок, снейк, леми, госиюты, пайюты, панаминты) занимала довольно большую территорию, и их культура в различной степени включала элементы трех регионов: Большого Бассейна, Плато и Великих равнин. Наиболее известны восточные шошоны, или шошоны Уинд-Ривер, которых также называли снейк. Эти шошоны практически полностью восприняли культуру степных индейцев, из которых были в дружественных отношениях с кроу. Поселены в резервацию с исконными врагами — арапахо.

Юта. Племена юта — капоте, моаче, веминуче, ункомпагре, пахвант, уинта и др. жили в пограничном районе Юго-Запада, Большого Бассейна и Великих равнин. И хотя юта являются родственниками шошонов, они часто враждовали с последними. Также совершали нападения на степных индейцев и племена пуэбло. Союзниками юта были хикарилья-апачи. Эти племена поддерживали близкие отношения, и многие юта имели часть апачской крови, как, например прославленный вождь Урай. Отношения с белыми американцами были довольно сложными. А в 1879 г. после нескольких лет мирных отношений юта подняли восстание, пытаясь сохранить за собой исконные земли.

Семья Кэддо

Арикара. Племя земледельцев верховий Миссури, первоначально часть пауни. Вместе с сиуязычными манданами и хидатса составляли единую культурную группу, сочетающую земледелие с конной охотой на бизонов. Одни из традиционных врагов сиу.

Пауни. Это оседлое племя одним из первых заселяло Великие равнины, сочетая охоту на бизонов с земледелием. Язык пауни относится к семье кэддо, племя включает четыре подразделения: скиди, киткехахки, питахауэрат и чауи. Практически все кочевые племена центральных и южных степей совершали набеги на деревни пауни, однако пауни были отважными воинами, и считались очень серьезным противником. По этой причине командование американской армии старалось привлечь пауни на службу в качестве скаутов. Эпидемии и бесконечные войны с кочевниками сократили численность этого народа с 15000 до нескольких сот человек, которые были переселены на Индейскую территорию.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

  • Абенаки (Abenaki)
  • Апачи (Apache)
  • Аколаписса (Acolapissa)
  • Байоугоула (Bayougoula)
  • Беотук (Beothuk)
  • Катоба (Catawba)
  • Чироки (Чероки) (Cherokee)
  • Шайенны (Sheyenne)
  • Чикасоу (Chickasaw)
  • Команчи (Comanche)
  • Делавары (Delaware)
  • Эри (Erie)
  • Гуроны (Huron)
  • Иллини (Illini)
  • Ирокезы (Iroquois)
  • Кикапуу (Kickapoo)
  • Магикане (Mahican)
  • Миномины (Menominee)
  • Могегане (Mohegan)
  • Монтане (Montagnais)
  • Наррагансетт (Narragansett)
  • Навахо (Navajo)
  • Нипмук (Nipmuc)
  • Оглала-Лакота-Сиу (Oglala-Lakota-Sioux)
  • Охибва (Ojibwa)
  • Оттава (Ottawa)
  • Пекуот (Pequot)
  • Потаватоми (Potawatomi)
  • Саук и Фокс (Sauk & Fox)
  • Шони (Shawnee)
  • Сиксика («Черноногие») (Siksika)
  • Саскуэханноки (Susquehannock)
  • Вампаноаг («Восточные люди») (Wampanoag)
  • Виннебаго (Хо-Чунк) (Winnebago (Ho-Chunk))

Всего триста лет назад в Северной Америке жили миллионы индейцев. От 400 до 16 000 — ныне проживают в резервациях- местах для насильственного поселения коренного населения страны:
Гуроны занимали земли между озером Гурон и северо-западным берегом озера Онтарио (территория нынешней Канады). В резервациях осталось около 400 человек.
Ковичане жили на юго-востоке острова Ванкувер и в Британской Колумбии.
Вампаноаги жили в штате Массачусетс. Практически полностью истребланы.
Канза жили на территории штата Канзас.
Саук жили в штатах Мичиган, Айова, Иллинойс, Висконсин. Осталось примерно 1 000 человек.
Оджибве ныне осталось около 16 000 человек. Проживали в штатах Нью-Йорк, Миннесота, Мичиган и Северная Дакота.
Пиеган жили на границе США и Канады. Осталось около 700 человек.
Навахо ныне осталось 1 500 человек. Занимали земли штатов Аризона и Нью-Мексико.
Онейда жили на территории штата Нью-Йорк. Осталось 3 500 человек.
Мусгоки (другое название Крики) занимали земли штатов Алабама, Миссисипи, Теннесси, Джорджия. Осталось 9 000 человек.
Айова жили в штате Айова. Осталось 600 человек.
Дакота — племена, объединенные под этим названием, заселяли Небраску, Северную и Южную Дакоту, Миннесоту. Осталось не более 11 000 человек.
Майами — ныне осталось 400 человек. Жили в Индиане и Огайо.
Хопи жили в полупустыне Аризоны. Осталось 3 000 человек.
Инсанти-сиу занимали земли Айовы, Миннесоты, Южной Дакоты и Висконсии. Осталось 1 200 человек.

Черноногие (Сиксика) жили на границе США и Канады. В резервациях сегодня осталось 1 200 человек.
Пассамакводы жили в штате Мэн. 600 человек ныне в резервациях.
Брюле жили в штате Монтана. Остатки племён ныне живут в резервациях (численность неизвестна).
Чироки жили в штатах Теннеси, Джорджия, Северная и Южная Каролина. Основная масса ныне переселена в Оклахому.
Чоктавы жили в Алабаме, Луизиане и Миссисипи. Осталось 15 000 человек, переселённых в Оклахому, на малоплодородные земли.
Ханкпапа, оглала, миконджу, сан-арк жили в штате Монтана. Сегодня остатки этих племён живут в разных резервациях.
Пронзённые носы (не персе, нумипу) занимали часть штатов Орегон и Айдахо.

Гуроны – одно из наиболее многочисленных племен американских индейцев. Известно, что до европейского вторжения их численность доходила до 40 000 человек. Изначально, местом обитания гуронов была центральная часть Онтарио. Но в ходе долговременной и поистине кровавой вражды с племенем ирокезов, гуроны были разбиты на две неравные группы. Меньшая часть племени отправилась в Квебек (часть современной Канады). Другая, более многочисленная, группа попыталась осесть на территории современного Огайо (США), однако вскоре была вынуждена переселиться на территорию современного штата Канзас. Кстати, здесь они обитают до сих пор, сумев сохранить крохи собственной культуры и языка. Как и многие другие племена восточной части континента, до появления европейцев, гуроны были прекрасными земледельцами в теплое время года, выращивая кукурузу, табак и другие растения. Зимой племя выживало за счет охоты на бизонов, оленей, медведей и мелкую дичь. Примечательно, что гуроны по форме правления являлись одной из первых племенных конфедераций. Все племя делилось на кланы, родство в которых шло от матери-прародительницы. Кстати, именно «старшая мать» (старшая и уважаемая всеми женщина) назначала членов совета конфедерации гуронов от своего клана.Гуроны поклонялись одному верховному божеству. Отличительной чертой этого племени была церемония «пира мертвых», проводимая раз в десять лет. Заключалась она в том, что в определенное время выкапывались тела всех ушедших за последнее десятилетие членов племени, затем их переносили в общую могилу. Гуроны верили, что без этой церемонии души умерших не могут переселиться в мир иной, и будут обречены на вечные скитания по земле. Со знакомством с европейцами, а точнее с французами, гуроны оказались первым племенем, вступившим с ними в торговые отношения. Более того, именно благодаря посредничеству гуронов начала развиваться французская торговля с другими племенами. Взамен, гуроны получили мощную поддержку со стороны европейцев в своей вражде с ирокезами. Однако процветание племени гуронов закончилось сразу же после войны за независимость Соединенных Штатов. В конце 19в. согласно указу о положении коренного населения, племя потеряло даже те земли, которые ранее были отведены под резервации. На данный момент в США и Канаде проживает примерно 4 000 гуронов.

Ирокезы – одно из самых воинственных и влиятельных индейских племен Америки доколониальных времен. Как и гуроны, ирокезы делились на кланы, где родство определялось по материнской линии. Этот союз племен занимал площадь от реки Гудзон до озера Эри. Известно, что ирокезы имели собственную конституцию, «записанную» при помощи ракушечных бусин. Благодаря прекрасной способности к языкам, ирокезы вели торговые дела как с другими племенами, так и, позднее, с европейцами (стараясь при этом обходить стороной тех, кто вступал в союз с гуронами). Кроме этого, в союз племен ирокезов входили не только кланы, связанные непосредственно родственными узами, но и просто племена, пожелавшие принять племенной устав этой конфедерации. Именно такая политика обеспечивала ирокезам влияние в обществе (в том числе и в самом начале колониальной эпохи) и прирост численности племени. В большинстве своем, племена жили охотой и рыбной ловлей. Наиболее желанной добычей любого охотника считались олени, поскольку именно это животное обеспечивало племя всем необходимым: из шкур и жил шили одежду и одеяла, а так же использовали для строительства жилищ, мясо обеспечивало пропитание зимой, а из костей делали разнообразные орудия труда. Наиболее яркой традицией племени ирокезов можно назвать маски и раскраску, наносившуюся на лица. Мастера, изготовлявшие маски, никогда не позволяли себе повторяться, единственным элементов, встречавшимся во всех без исключения изделиях, был крючковатый нос – память о легендарном великане, поклявшемся защищать людей. Считалось, что человек, носивший такую маску, имеет способность отводить болезни не только от себя, но и от всего дома. В социальном плане у ирокезов наблюдалось четкое разделение труда между мужчинами и женщинами, не смотря на то, что женская половина активно участвовала в политических решениях. Женщины всегда руководили домашним хозяйством и земледелием, а мужчины – охотой. Как и многие другие племена в снежной части континента, ирокезы строили жилища, под крышей которых помещалось сразу несколько семей, что гарантировало высокий уровень выживаемости в холодное время года.

Могикане (или махикане) — восточно-алгонкинское племя североамериканских индейцев, изначально обитавшее в долине реки Гудзон (в районе Олбени, штат Нью-Йорк). После 1680 многие из них перебрались в Стокбридж, Массачусетс. В начале 1820-х-1830-х большинство из выживших представителей племени мигрировали в северо-западные районы Висконсина. Самоназвание племени – Muhhekunneuw – значит «Народ Реки». Нынешнее их название изначально относилось только к клану Волка, одному из меньших частей племени, название которого происходило от могиканского manhigan .К моменту своего первого контакта с европейцами, происшедшему в 1609, могикане жили в долине реки Гудзон и вокруг нее. Могикане были скорее конфедерацией племен, нежели единым племенем, и к моменту первого контакта делились на пять основных частей: собственно могикане, вестенхук, вавайхтонок, мехкентовун и викагьок. В течение последующего столетия между могиканами и ирокезами-могавками, а также голландскими и английскими поселенцами постоянно нарастали трения в результате того, что могикане мигрировали на восток через реку Гудзон в западный Массачусетс и Коннектикут. Многие из них поселились в городе Стокбридж, Массучусетс, где постепенно стали известны как стокбриджские индейцы.Стокбриджские индейцы позволяли протестантскими миссионерам, таким как Джонатан Эдвардс, жить среди них. В XVIII веке многие из них обратились в христианство, в то же время, сохраняя в определенной мере собственные традиции. Несмотря на то, что они сражались на стороне американских колонистов во время Войны с Французами и Индейцами (североамериканской частиСемилетней войны) и Войны за Независимость, граждане новообразованных Соединенных Штатов выселили их с их земель на запад. Сначала стокбриджские индейцы поселились в 1780-х в Нью-Стокбридже, штат Нью-Йорк, на земле выделенной им племенем онейда из ирокезской конфедерации.

В 1820-е-1830-е большинство стокбриджских индейцев перебрались в округ Шавано, Висконсин, где правительство США выделило им землю. В Висконсине они поселились в резервациях вместе с племенем мунси. Вместе они основали племя, известное как стокбридж-мунси. Сегодня резервация известна как Племя Стокбридж-Мунси индейцев-могикан (или Община Стокбридж-Мунси).

Миссионеры Моравской Церкви из Вифлеема в нынешней Пенсильвании основали миссию в могиканской деревне Шекомеко в округе Дачес, штат Нью-Йорк. Целью их было привести коренных американцев к христианству. Постепенно их усилия стали оборачиваться успехом, и они создали первый индейский приход в Соединенных Штатах, для которого они построили в 1743 году часовню. Также они пытались защищать могикан от поселенцев, которые предпринимали попытки спаивать индейцев и отбирать их земли. Кое-кто из тех, кто противодействовал их работе обвинял «моравских братьев» в том, что они на самом деле были тайными иезуитами (деятельность которых была в 1700 в этой колонии запрещена) и работали с индейцами в интересах французов. Миссионеров неоднократно вызывало для объяснений колониальное правительство, но также были у них и последователи. В конечном итоге в конце 1740-х годов колониальное правительство в Покипси из Нью-Йорка, вскоре после чего поселенцы захватили земли могикан.

Ныне несуществующий могиканский язык принадлежал к восточной ветви алгонкинской языковой семьи. Это был алгонкинский н-диалект, наподобие массачусетт и вампаноаг.

Известный роман Фенимора Купера, «Последний из могикан», основан на племени могикан. Он также включает некоторые культурные аспекты мохеганов, другого алгонкинского племени, жившего в восточном Коннектикуте. Действие романа происходит в долине реки Гудзон, традиционно бывшей землей могикан, но имена некоторых персонажей, вроде Ункаса, имеют мохеганское происхождение.

Команчи . Команчи принадлежат к числу тех индейских племен, что почти наверняка известны даже тем, кто совершенно не интересуется ни культурой коренных американцев, ни их историей, ни ими самими – просто потому, что наряду с апачами, ирокезами и еще несколькими племенами они почему-то очень приглянулись романистам наподобие Фенимора Купера и Гюстава Эмара, а уж их каждый хотя бы раз да читал в детстве.

Команчи – индейская народность, чей исторический ареал обитания, иногда называемый «Команчерия», располагался на территории современных восточного Нью-Мехико, южного Колорадо, северо-восточной Аризоны, южного Канзаса и всей Оклахомы. По типу культуры команчи были охотниками и собирателями, представляя собой типичных индейцев Великих равнин.

В период своего расцвета (конец XVIII века) племя насчитывало по различным данным от 20 000 до 45 000 тысяч человек. Сегодня же их численность составляет, по переписи 2008 года, 14 105 человек. Несмотря на то, что численность команчей очень сильно сократилась, они по-прежнему остались самым многочисленным племенем североамериканских индейцев и проживают, по большей части, на территории штата Оклахома, став единственным племенем, сохранившим за собой свои исконные земли.

Слово «команчи» не является самоназванием; сами представители племени именуют себя Numunuu , что в переводе означает «настоящие люди». О происхождении же общепринятого названия у лингвистов единого мнения нет – одни считают, что это производное от слова из южного паюте, означающего «враги», другие – что оно происходит от «kohmahts» языка племени юта, означающего «народ». Собственный язык команчей, команче, принадлежит к нумским языкам юто-ацтекской языковой семьи и иногда классифицируется как диалект шошонского; впрочем, в настоящее время он почти не используется, большинство представителей племени говорят по-английски.

This entry was posted on Среда, Декабрь 26th, 2012 at 11:28 дп and is filed under , . You can follow any responses to this entry through the feed. Responses are currently closed, but you can from your own site.