Императорское училище правоведения, которое сыграло особую роль в развитии юридического образования в нашей стране, было создано 5 декабря 1835 г.

В первой четверти XIX в. в России предпринимались шаги для совершенствования юридического образования. Так, в 1804 году был образован Педагогический институт, состоящий из трех отделений, в том числе философско-юридического. В 1817 году Педагогический институт был переименован в Главный педагогический институт, который в 1819 году преобразовался в Санкт-Петербургский императорский университет. Юридический факультет становится самостоятельным структурным подразделением Университета в 1835 году.

Чуть раньше, в 1826 году, было образовано Второе отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии. В 1828 и 1829 годах ко Второму отделению для подготовки к профессорскому званию были прикомандированы слушатели Петербургской и Московской духовных академий и три лучших студента Санкт-Петербургского университета. После сдачи экзаменов эти выпускники были направлены для обучения в Германию, а уже после возвращения в Россию, выдержав еще один экзамен, каждый из них получил степень доктора права. Таким образом были подготовлены первоклассные специалисты в области российского и европейского права того времени.

Образование, соответствующее юридическому факультету Университета, давало и другое привилегированное учебное заведение — Царскосельский (впоследствии — Императорский Александровский) лицей.

С проектом усовершенствования правового образования в России выступил принц Петр Георгиевич Ольденбургский, который 26 октября 1834 г. подал Николаю I «Всеподданнейшую записку», в которой писал: «Наблюдения убедили меня, что недостаток образованных и сведущих чиновников в канцеляриях судебных и исполнительных мест составляет одно из возможных неудобств... Существующие учебные заведения доныне не удовлетворяют сей потребности государственной...» .

П. Г. Ольденбургский не только обосновал необходимость нового учебного заведения — Училища правоведения, но был готов «пожертвовать сумму, потребную на приобретение дома и первоначальное обзаведение Училища» . Для нового учебного заведения принц Ольденбургский приобрел особняк на набережной реки Фонтанки, дом 6, за 700 тыс. р. у наследников тайного советника И. Н. Неплюева. Внутренняя перестройка здания была произведена архитектором А. И. Мельниковым. В результате общие расходы принца П. Г. Ольденбургского составили 1 млн р.

И уже 29 мая 1835 г. был утвержден Устав Императорского училища правоведения, согласно которому оно передавалось в ведение Министерства юстиции. Первых своих воспитанников Училище приняло 5 декабря 1835 г., когда состоялось торжественное открытие нового учебного заведения «в высочайшем присутствии Его Императорского Величества Государя Императора и их императорских высочеств: Цесаревича Александра, наследника престола, Великого Князя Александра Николаевича и Великого Князя Михаила Павловича» .

В Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга хранятся документы Училища (фонд 355), среди которых личные дела преподавателей и воспитанников учебного заведения. Архивные материалы, юбилейные издания, а также мемуарная литература содержат ценную информацию о правилах приема в Училище, процессе обучения,

о профессорско-преподавательском составе и выпускниках этого привилегированного учебного заведения. Так, срок обучения в Училище правоведения первоначально составлял шесть лет, впоследствии он увеличился на один год. В архивах упоминается, что «курс учения в приготовительных классах продолжается три года, а в самом Училище семь лет, коим соответствует таковое же число классов». В 1847 году при Училище были созданы подготовительные классы: «III, II и I-й старшие классы суть специальные (юридические), все же прочие суть общеобразовательные» . В Училище правоведения принимали детей только потомственных дворян.

К 1848 году относится составленная принцем Ольденбургским «Сравнительная ведомость предметов, преподаваемых в старших классах Лицея, Училища правоведения и на юридическом факультете Университета» . Из этих документов следует, что предметы, которые преподавали в Лицее и на юридическом факультете Университета, в основном совпадали.

Программа же Училища правоведения была несколько иной. Так, в 1848 году среди преподаваемых в нем предметов значились: церковное право, юридическая пропедевтика или вводный курс юриспруденции, французское право, межевые законы, судебная медицина. Следует отметить, что «…юридическая пропедевтика и местные законы остзейских губерний читались на немецком языке, французское право и судопроизводство — на французском» .

В то же время в Училище правоведения, как и в Университете, преподавали русский язык для иноверцев, поскольку в 40-е годы XIX века много внимания уделялось просвещению на Кавказе. Местную молодежь командировали в высшие учебные заведения Санкт-Петербурга и других крупных городов страны. Среди учащихся были как казеннокоштные студенты, так и обучающиеся за плату. В высочайше утвержденном Положении от 11 июня 1849 г., в частности, указывалось, что на учебу за счет казны направляются юноши «как из коренных жителей Кавказского и Закавказского края, так из детей Русских дворян и чиновников, беспорочно служащих или умерших на службе в тех краях. Воспитанники сии именуются Кавказскими воспитанниками» . Для выполнения этих целей в Санкт-Петербург-ском университете выделялось не менее двадцати мест для всех родов государственной службы, а в Императорском училище правоведения — традиционно пять мест оставляли для службы по судебному ведомству. Кроме того, по окончании учебы выпускники обязаны были прослужить на Кавказе и в Закавказье не менее шести лет.

В высшие учебные заведения Российской империи, в том числе в Училище правоведения и Санкт-Петербургский университет, направляло юношей и Войско Донское, оно же оплачивало их учебу. Окончившие учебу в Императорском училище правоведения должны были проработать два года по ведомству Министерства юстиции, о чем в мае 1852 года было установлено в Положении Военного Совета «Об уроженцах Войска Донского».

В Училище правоведения много внимания уделялось общему развитию воспитанников из всех регионов, организовывались экскурсии в музеи, Пулковскую обсерваторию, торжественно отмечались памятные даты, такие как 100-летие со дня рождения А. С. Пушкина, 200-летие Петербурга, и т. д.

На внеклассных занятиях преподавались музыка, рисование, лепка, проводились занятия ручного труда. Воспитанники активно занимались шахматами, теннисом, верховой ездой. Один из воспитанников Императорского училища правоведения вспоминал: «Во время чтения лекций начальство старалось, чтобы теория шла рука об руку с практикой. <…> При преподавании судебной медицины сочли необходимым

водить нас на секцию трупов [в Мариинскую больницу]» .

Практические занятия играли большую роль в процессе обучения правоведов. «Издавна установился в Училище обычай — усердно посещать заседания Окружного Суда, Судебной палаты и Сената и устраивать примерные разбирательства уголовных дел под руководством профессора. <…> Значительно расширились практические занятия и по другим предметам... вплоть до ежегодного посещения полицейского музея, тюрем и колоний малолетних преступников...» .

Уровень профессорско-преподавательс-кого состава учебных заведений того времени был очень высокий. «...Всегда приглашались преподаватели, известные по своей деятельности в качестве судей, прокуроров или присяжных поверенных, и преимущественно из бывших воспитанников Училища. Другие же предметы юридические и политические, кроме судопроизводств, все читаются нынешними или бывшими профессорами Санкт-Петербургского университета», — отмечалось на праздновании 50-летия Императорского училища правоведения .

Большое внимание в Училище уделялось общегуманитарной подготовке и истории. Со дня основания в Училище преподавал Иван Кузьмич Кайданов (1782—1843) — автор нескольких учебников по истории, которые впоследствии неоднократно переиздавались.

Уголовное право с 1838 года преподавал Петр Давыдович Калмыков (1808—1860) — профессор кафедры энциклопедии законоведения и русского государственного права Санкт-Петербургского университета. Уже после смерти П. Д. Калмыкова, в 1866 году, воспитанник Училища правоведения А. Д. Любавский по лекциям любимого профессора издал «Учебник уголовного права», который пользовался большой популярностью во всех юридических заведениях России.

Константин Алексеевич Неволин (1806—1855) был в числе студентов, прикомандированных в 1828 году ко Второму отделению Собственной Его Императорского Величества канцелярии для подготовки к службе на кафедрах законоведения. С 1848 года К. А. Не-волин читал лекции по истории российского законодательства и энциклопедии законоведения и в Университете, и в Училище правоведения. В 1851 году вышел в свет его основной труд «История Российских гражданских законов», который высоко оценили современники.

Более тридцати лет кафедрой энциклопедии и истории российского законодательства в Училище правоведения заведовал Иван Ефимович Андреевский (1831—1891). Он преподавал энциклопедию законоведения в III классе, а историю русского государственного права — во II и I классе. Его авторский двухтомный курс «Полицейское право» был опубликован в 1872 году, а в 1874 году вышло уже второе издание учебника, который, вплоть до начала XX века, оставался единственным полным курсом этого предмета в России.

В 1883 году И. Е. Андреевского избрали ректором Санкт-Петербургского университета, на этой должности он прослужил до 1887 года. В том же году он прекращает работать в Университете, но до конца жизни остается преподавателем Училища правоведения.

Во всех юридических вузах Санкт-Петербурга, в том числе Училище правоведения, государственное право преподавал Александр Дмитриевич Градовский (1841—1889). Его лекции впервые были опубликованы в 1880 году, выдержали несколько изданий и были также очень популярны.

Международное право в Училище правоведения долгие годы читал Федор Федорович Мартенс (1845—1909), выпускник Санкт-Петербургского университета, ученик известного русского правоведа-между-народника И. И. Ивановского. Курсы лекций, прочитанные Ф. Ф. Мартенсом по многим предметам, в том числе по государственному праву, по международному праву цивилизованных народов, по русскому государственному праву, неоднократно переиздавались.

С 1867 года лекции по уголовному праву в Императорском училище

правоведения читал Николай Степанович Таганцев (1843—1923), известный русский юрист и криминалист. Его курс лекций по этому предмету, прочитанный в Училище правоведения, был также издан и пользовался большой популярностью во всех юридических учебных заведениях.

Среди преподавателей Училища следует также упомянуть таких известных ученых-юристов того времени, как Я. И. Баршев и И. Я. Фойницкий.

Яков Иванович Баршев (1807—1894) — «птенец гнезда Сперанского», причисленный в 1829 году для обучения ко Второму отделению Собственной Его Императорского Величества канцелярии, в 1835—1856 годах преподавал в Университете, с 1837 года — в Лицее, с 1856 года — в Училище правоведения как первый руководитель кафедры русских уголовных и полицейских законов.

Известный российский криминалист Иван Яковлевич Фойницкий (1847—1913) окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета, в котором затем преподавал более 40 лет уголовное право, а также специальный предмет — тюрьмоведение. Одновременно И. Я. Фой-ницкий читал курс уголовного судопроизводства в Училище правоведения.

Большой популярностью среди учащихся пользовался известный юрист профессор Владимир Данилович Спасович (1829—1906), который был крупным специалистом как в области международного права, так уголовного права и уголовного процесса. Учебник уголовного права В. Д. Спасовича по ряду вопросов не потерял своей актуальности и сегодня.

Создатель учебника «Руководство по уголовному судопроизводству» Николай Иванович Стояновский (1820—1900), выпускник Училища, в 1846—1854 годах вел практические занятия по гражданскому и уголовному судопроизводству.

Глубоким знанием римского права и литературы отличался Василий Васильевич Шнейдер (1793—1872), который долгие годы, с 1835 по 1863 год, заведовал кафедрой римского права в Училище.

В Училище правоведения преподавал и известный государственный деятель, литератор Анатолий Федорович Кони (1844—1927). С 1876 по 1883 год он вел курс теории и практики уголовного судопроизводства. Учащиеся высоко ценили и уважали его за высокий профессионализм. Особый интерес студентов вызывали учебные судебные заседания по материалам реальных судебных дел. Сегодня мы бы назвали это «интерактивными методами обучения». А сам А. Ф. Кони в воспоминаниях «На жизненном пути» писал: «…Курс был разработан с любовью и вниманием и принимался моими слушателями, из которых некоторые теперь уже сенаторы или министры, с видимым интересом» .

В мемуарах одного из крупнейших государственных деятелей России Владимира Николаевича Коковцова, закончившего Александровский лицей, отмечалось: профессора «говорили... что их занятия с нами, как и с воспитанниками Училища правоведения, всегда дают им гораздо больше нравственного удовлетворения, нежели обширные, многолюдные аудиенции Университета» .

Императорское училище правоведения подготовило за годы существования свыше двух тысяч специалистов . Среди них были известные правоведы, работники судебной системы, государственные деятели, такие как Н. И. Стояновский, К. П. Победоносцев, А. Г. Булыгин, И. Г. Щегловитов, В. Д. Набоков, выдающиеся представители науки, культуры и искусства, например В. В. Стасов, А. Н. Серов, П. И. Чайковский, И. С. Ак-саков, И. Ф. Тютчев и многие другие.

В начале XX в. в адрес Училища правоведения все чаще стала раздаваться критика. Так, считалось, что научный уровень преподавания в Училище все-таки ниже, чем на юридическом факультете Санкт-Петер-бургского университета. Однако архивные документы свидетельствуют, что Училище правоведения оставалось одним из лучших юридических учебных заведений страны, способным успешно готовить юристов для работы в судах всех инстанций.

В 1918 году Училище правоведения, к сожалению, было ликвидировано, но память о нем сохраняется в истории Санкт-Петербурга.

Императорское училище правоведения - одно из наиболее престижных высших учебных заведений дореволюционной России.

Императорское
училище правоведения
Девиз «Respice finem» (Предусматривай цель)
Год основания 1835
Год закрытия 1918
Тип мужское учебное заведение закрытого типа
Расположение Российская империя Российская империя , Санкт-Петербург ,
Набережная р. Фонтанки , 6
Изображения на Викискладе
Объект культурного наследия России федерального значения
рег. № 781510384260006 (ЕГРОКН)
объект № 7810664000 (БД Викигида)

Училище было открыто в декабре 1835 года и уже в 1840 году состоялся первый выпуск на государственную службу 14 чиновников. Всего за годы существования училища до начала 1918 года подготовлены более 2000 профессионалов, оставивших заметный след в общественной и культурной жизни России.

История

До начала XIX века

Петр Георгиевич Ольденбургский, назначенный попечителем училища, приобрел для него у наследников сенатора И. Н. Неплюева дом на набережной реки Фонтанки , 6 (напротив Летнего сада), за 700 000 рублей . Дом был перестроен архитекторами А. И. Мельниковым и В. П. Стасовым . Директором училища был назначен статский советник С. А. Пошман, инспектором - профессор Царскосельского лицея Е. В. Врангель . 7 декабря 1835 года , через два дня после торжественного открытия, в новом училище начались занятия.

Училище было привилегированным закрытым учебным заведением и по статусу было уравнено с Царскосельским лицеем. В него принимались до 100 сыновей потомственных дворян в возрасте от 12 до 17 лет. Училище было платным, но за обучение казённокоштных учеников плата вносилась казной.

Время обучения было сначала определено в 6 лет, но с 1838 года было увеличено до 7 лет с подразделением на два курса: младший - гимназический (VII, VI, V и IV классы) и старший - университетский (III, II и I классы). С при училище были учреждены приготовительные классы (с - трехлетние).

На младшем курсе полностью проходили классическую гимназическую программу (однако греческий язык был заменен естествоведением), а на университетском - энциклопедию законоведения (начальный курс права), церковное, римское, гражданское, торговое, уголовное и государственное права, гражданское и уголовное судопроизводство, историю римского права, международное право, судебную медицину, полицейское право, политическую экономию, законы о финансах, историю вероисповеданий, историю философии, в связи с историей философии права, латынь и английский язык (по выбору ещё немецкий и французский).

Директора и воспитатели стремились поддерживать в училище почти военную дисциплину и строгий распорядок дня - по 42 звонкам .

Расписание звонков

При училище была создана библиотека, а затем и музей истории училища. В основе книжного собрания лежали 364 тома (184 произведения), приобретённые у книготорговца Смирдина к моменту открытия училища. В следующем году библиотека пополнилась полным собранием законов в 80 томах. В 1838 году для библиотеки была куплена библиотека французских книг и географических карт. Присылались в дар библиотеке издания различных учебных заведений - научные записки, диссертационные работы и другие. К 1885 году в собрании насчитывалось около 6000 книг. Библиотека выписывала общие и специальные русские и иностранные периодические издания.

Расход по содержанию училища в конце XIX века составлял 225 000 р. ежегодно; из них 90 000 отпускалось из казначейства, а остальная сумма возмещалась платой за содержание воспитанников. Для оказания материальной помощи нуждающимся ученикам и выпускникам, а также их семьям, в 1885 году был утверждён устав Правоведческой кассы , членами которой стали, прежде всего, бывшие воспитанники училища - в большинстве своём высокопоставленные сановники, платившие ежегодные или единовременные взносы.

Все выпускники обязаны были прослужить 6 лет в учреждениях министерства юстиции. Окончившие училище с отличием, получали чины IX и X классов (титулярного советника и коллежского секретаря - соответствовали штабс-капитану и поручика армии) и направлялись преимущественно в канцелярии Министерства юстиции и Сената; прочие направлялись в судебные места по губерниям , в соответствии с успехами каждого.

Отмечая деятельность по подготовке «молодых дворян к гражданской службе по судебной части », Александр III в рескрипте по случаю 50-летия училища призывал и в будущем направлять «труды свои на благовоспитание русского юношества, утверждая питомцев своих в правилах веры, правды и доброй нравственности и в неизменной преданности Престолу и Отечеству ».

За годы своего существования Училище правоведения, входившее в число немногих юридических учебных заведений России, смогло подготовить более 2000 юристов высокой квалификации .

После 1917 года

15 сентября 1917 года постановлением Временного правительства Императорское училище правоведения было подчинено Министерству народного просвещения .

18 июня 1918 года училище было ликвидировано решением уже Комиссариата народного просвещения, а его здание было передано (ПАИ). В советское время многие правоведы были репрессированы (см. Дело лицеистов).

С 2003 года в здании Училища правоведения (наб. Фонтанки дом 6) находится Ленинградский областной суд .

Руководители училища

Принц Петр Ольденбургский был попечителем училища до своей смерти в 1881 году, после чего попечителем стал его сын Александр Петрович , остававшийся на этом посту вплоть до революции.

Первым директором училища был назначен статский советник, отставной полковник С. А. Пошман, первым инспектором - профессор Царскосельского лицея барон Е. В. Врангель .

В последующие годы обязанности директора исполняли:

  • князь Н. С. Голицин , полковник (1848 - 1849 );
  • А. П. Языков , генерал-майор (1849 - 1877 );
  • И. С. Алопеус , отставной капитан, до назначения - инспектор воспитанников (1877 - 1890 );
  • А. Л. Пантелеев , генерал-лейтенант (1890 - 1897 );
  • А. И. Роговской , генерал от инфантерии (1897 - 1902 );
  • В. В. Ольдерогге, полковник в отставке (1902 - 1911 )
  • З. В. Мицкевич, генерал-майор (1911 - не ранее 1916 ).

Известные преподаватели

Известные выпускники

Музыка в истории училища

Правоведческая песнь

Правды светлой чистый пламень
До конца в душе хранил
Человек, что первый камень
Школе нашей положил.
Он о нас в заботах нежных
Не щадил труда и сил.
Он из нас сынов надежных
Для отчизны возрастил.
Правовед! Как Он, высоко
Знамя истины держи,
Предан будь Царю глубоко,
Будь врагом ты всякой лжи.
И, стремясь ко благу смело,
Помни школьных дней завет,
Что стоять за правды дело
Твердо должен правовед.

Строгая регламентация жизни и обучения в стенах училища скрашивалась для воспитанников возможностью посвящать свободное время прогулкам и спортивным играм, посещать театры и ставить собственные спектакли, которые со временем даже стали известны среди театралов города.

Особое внимание уделялось музыкальным занятиям, чему способствовало увлечение музыкой попечителя училища П. Г. Ольденбургского , по инициативе которого и в зале училища, и во дворце принца устраивались концерты профессиональных музыкантов, на которые «для образования и развития их вкуса и понятий » приглашались и учащиеся . Выступали с концертами и сами воспитанники училища, для многих из которых привязанность к музыке сохранилась на всю жизнь, а для некоторых стала её смыслом. Правовед и либеральный философ, выпускник училища 1861 года В. И. Танеев , которому в раннем детстве врач запретил брать уроки музыки, писал: «Что такое природа? Царство музыки… Без музыки человек ничто ».

С первых лет существования училища в программу обучения было включено музыкальное образование, в штат преподавателей включались учителя музыки и пения, приобретались музыкальные инструменты. По словам музыкального и художественного критика В. В. Стасова , выпускника училища 1843 года, из-за энтузиазма воспитанников училище было «наполнено музыкальными звуками от одного конца до другого » . Музыкальный энтузиазм уменьшился в 1850-е годы , когда при директоре генерал-майоре А. П. Языкове вместо гражданских воспитателей в училище появились военные с их строгими порядками и даже наказаниями учащихся розгами. Казённая атмосфера стала разряжаться в начале 1880-х годов.

В 1893 году в училище поставили отрывок из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила» в сопровождении хора и оркестра.

Преподаватели музыки

Первым и «главным музыкальным двигателем» в училище был преподаватель музыки Карл Яковлевич Карель , которого в 1853 году сменил Франц Давыдович Беккер (1853-1863). После 1838 года лучшим ученикам стал давать уроки игры на фортепиано пианист и композитор Адольф Львович Гензельт . С 1863 года до начала 1900-х годов. учителем фортепианной игры был Ф. Ф. Дей , с 1901 г. - Э. В. Клозе , с 1910 г. -

УДК 34(470)(09)(075)

Анненкова Э.А.

Императорское училище правоведения

Анненкова Эмма Александровна, филолог, историк, переводчик (немецкий язык), член Межрегионального союза писателей России, автор книг «Принцы Ольденбургские и их дворцы», «Russische Oldenburger und ihr soziales Wirken», «Принцы Ольденбургские в Петербурге», «Императорское училище правоведения», «Просвещенный благотворитель принц П.Г. Ольденбургский», «Принц Петр Георгиевич Ольденбургский»

E-mail: [email protected]

Статья посвящена истории основания и устройства П.Г. Ольденбургским Императорского училища правоведения, его значению в подготовке профессиональных юристов. Подробно рассмотрены пути создания училища, образовательный и воспитательный процесс в нем, роль его выпускников в осуществлении судебной реформы 1860-х гг. Особое внимание уделено процедуре принятия и исполнения управленческих решений, подробной характеристике профессорско-преподавательского состава. Автор анализирует учебно-тематические планы занятий, систему поддержания дисциплины, а также сложившиеся в училище традиции и атмосферу учебного заведения.

Ключевые слова: судебное ведомство, юристы, Училище правоведения, принц П.Г. Ольденбургский, судебная реформа.

«В бедствиях родины, в крови и пожарах 1812 года народная душа почерпнула не только жажду мести врагу, но и потребность духовного и гражданского совершенствования»1, свойственная не только участникам войны, вернувшимся с поля брани победителями, но и их потомкам. «Сыном двенадцатого года» назвал себя принц П.Г. Ольденбургский (1812-1881), родившийся 14 (26) августа в городе Ярославле. С именем принца связана в России целая эпоха в истории русской гражданственности, отмеченная его беспримерной государственной и благотворительной деятельностью в таких важнейших социальных сферах жизни, как призрение сирот, больных и престарелых, в образовании и воспитании детей и юношества, в народном здравоохранении. Как государственный деятель эпох Николая I и Александра II принц состоял на самых разных должностях: член Г осударственного совета, председатель Департамента гражданских и духовных дел, Г лавноуправляющий Ведомством императрицы Марии, президент Императорского Вольного экономического общества. П.Г. Ольденбургский выступил реформатором женского образования в России, был попечителем Императорского училища правоведения, Императорского Коммерческого училища, Смольного и Екатерининского институтов, Александровского лицея, Женского института принцессы Терезы, ряда гимназий и школ. Петр Георгиевич открывал на свои средства сиротские приюты и школы, инициировал и большей частью финансировал строительство Детской больницы на Лиговском проспекте, названную в его честь (ныне больница им. Раухфуса), в течение 40 лет возглавлял Мариинскую больницу для бедных2.

Как юрист П.Г. Ольденбургский отчетливо понимал значение и роль правовых отношений в обществе, правильно поставленную работу судебного ведомства и оснащенность его честными и профессиональными юристами. Он выступил также поборником всеобщего мира, приняв участие в основании Русского общества международного права, став его председателем. В своей речи на открытии Русского общества международного права - а это была его последняя в жизни речь - принц, обобщая опыт своей юридической работы, опыт жизненный и общественный, в нескольких словах выразил тот критерий общественной и международной жизни, который и сегодня звучит более чем актуально: «Где нет уважения к праву, там нет и мира»3. В этом смысле главным деянием принца П.Г. Ольденбургского для государственного устройства России стало основание им в 1835 г. Училища правоведения, деятельное и добросовестное попечение о нем до конца жизни.

В 1830-х гг. многими общественными деятелями и передовыми юристами сознавалась необходимость принятия мер для улучшения личного состава в судебных местах, не соответствовавшего ни по образованию, ни по нравственным качествам высокому призванию судьи и исполнителя законов. Принц П.Г. Ольденбургский, назначенный Николаем I к присутствию на заседаниях Правительствующего сената4, имел возможность лично убедиться в необходимо-

1 Платонов С.Ф. Предисловие // Васенко П.Г. Двенадцатый год. Очерк истории Отечественной войны. СПб., 1911. С. 5.

2 Полный послужной список Его Императорского высочества принца Петра Георгиевича Ольденбургского. РГИА. Ф. 1106. Оп.1. Д. 18. Л. 2

3 РГИА. Ф. 1062. Оп. 1. Д. 116.

4 Полный послужной список... РГИА. Ф. 1106. Оп.1. Д. 18. Л. 2.

сти коренных изменений в деятельности судебного ведомства, что и побудило его основать Училище правоведения для подготовки новых кадров юристов-практиков, обязанных не только хорошо знать законы, но и осуществлять практическую работу в суде от самых низших должностей до высших, овладев всем порядком судопроизводства. Петр Г еоргиевич обратился с письмом к Николаю I, в котором изложил причины, побудившие его заняться такой сложной и ответственной проблемой, а также планы по устройству и содержанию Училища правоведения1.

Предложение принца признали полезным, а его готовность пожертвовать нужную сумму на начальное устройство Училища восприняли как поступок, заслуживающий признательности и уважения. Государственный совет вынес решение приравнять в правах и привилегиях будущее Училище к Царскосельскому лицею. 29 мая в Сенат поступило высочайшее утверждение и указ о приведении устава и штатов Училища в исполнение.

Петр Г еоргиевич, получив одобрение царя и Сената, энергично принялся за осуществление своего проекта. В сентябре 1835 г. он купил у наследников Неплюева дом на набережной реки Фонтанки, 6. Здание требовало перестройки, чтобы приспособить к занятиям и пребыванию в нем воспитанников. Эти работы поручили архитекторам В.В. Стасову и А.И. Мельникову. Были оборудованы классные комнаты, рекреационные залы, столовая, дортуары для воспитанников. Дом для Училища с покупкой и всеми работами по обустройству обошелся принцу в 1 млн. рублей. По дарственной записи от 21 июля 1837 г. П.Г. Ольденбургский передал его в собственность Императорского Училища правоведения.

24 ноября 1835 г. московский митрополит Филарет освятил однопрестольную церковь во имя Св. Екатерины в память матери принца великой княгини Екатерины Павловны. В церкви хранились русские исторические реликвии времен Отечественной войны 1812-1813 гг. - служившие знаменами хоругви Тверского, Новгородского и Ярославского ополчений, сформированных родителями принца. Здесь хранился также венок с золотыми лепестками - дань памяти основателю Училища от воспитанников каждого выпуска. 5 декабря 1835 г. Училище правоведения приняло своих первых воспитанников. П.Г. Ольденбургский был назначен его попечителем и пожалован звездой и крестом Святого Владимира 2-й степени, а также званием шефа Стародубского драгунского полка2. Первый набор составлял 54 человека (заявлений было подано 292), первым директором Училища стал статский советник С.А. Пошман, служивший ранее в Межевом департаменте Правительствующего Сената при обер-прокуроре; инспектором - профессор Царскосельского лицея (с 1843 г. - Александровского) барон Е.В. Врангель. За 83 года существования Училища пост директора занимали последовательно 8 человек: С.Ф. Пошман, князь Н.С. Голицын, А.П. Языков, И.С. Алопеус, А.И. Пантелеев, А.И. Роговской, В.А. Ольдерогге, З.В. Мицкевич3.

Училище получило статус Императорского и стало элитарным учебным заведением. В него имели право поступать только дети потомственного российского дворянства, внесенного в шестую часть родословной книги, дети военных чинов не ниже полковника, гражданских - не ниже статского советника. Позднее стали принимать детей чиновников Войска Донского, детей дворян-кавказцев, детей судей, делались исключения и для других сословных групп. Училище правоведения было закрытым учебным заведением. В него принимались мальчики не моложе 12 и не старше 17 лет. Ежегодный набор составлял не более ста человек.

Воспитанники согласно Уставу имели форменную одежду: парадный мундир был темно-зеленый со светло-зеленым суконным воротником и обшлагом и с черной выпушкой на воротнике. Пуговицы золоченые, с изображением сенатского чекана. Панталоны по цвету мундира, шляпа треугольная. Воспитанники окончательного курса имели на воротнике мундира по одной золотой петлице, а начального курса по одной серебряной. Воспитанникам старшего (первого) класса предоставлялось право носить пехотные шпаги без темляка. В обычные дни носили куртки такого же цвета, как и мундир, с разрезным воротником без петлиц.

Панталоны при куртках в зимнее время полагались суконные серые, а в летнее время нанковые такого же цвета. Все воспитанники имели темно-зеленые шинели со светло-зеленым суконным воротником.

Обучение было платным, но не для всех. Воспитанники в этом смысле делились на своекоштных - они вносили регулярно плату за учебу - и казеннокоштных, которые содержались за счет казны. Позднее появились экстерны и пансионеры. Экстерны занятия не посещали, а только сдавали экзамены. Пансионеры обучались за счет лиц, предоставлявших им стипендию, как правило, членов императорской семьи. Существовали и специальные стипендии: имени действительного статского советника Д.В. Дашкова, принца П.Г. Ольденбургского и др. Училище содержалось в основном благодаря плате за учебу своекоштных воспитанников. Кроме того, оно получало материальную поддержку от казны и благотворителей. В первый год плата за учебу составляла 428 рублей в

1 Папков А. А. Жизнь и труды Петра Г еоргиевича Ольденбургского. СПб., 1885. С. 75.

2 Полный послужной список... РГИА. Ф. 1106. Оп.1. Д. 18. Л. 3.

3 Анненкова Э.А. Императорское училище правоведения. СПб., 2006.

Воспитанник Императорского училища правоведения. СПб, Архив кинофотодокументов

Здание Императорского училища правоведения, наб. р. Фонтанка д. 6. Фото конца XIX в.

год, а в 1890-х гг. - 700 рублей. Полный курс обучения составлял 6 лет: два класса начальных (пятый и шестой) и четыре класса окончательных (четвертый, третий, второй и первый). В 1847 г. из-за недостаточной подготовки поступающих в Училище были учреждены подготовительные классы, для устройства которых за 50 тысяч рублей куплен двухэтажный каменный дом на Сергиевской ул. 12. Подготовительные классы были сначала двухгодичными, а позднее - трехгодичными. В них принимались дети с 8 лет. В итоге курс обучения, который шел по двум направлениям - общеобразовательному и практическому, - составил 10 лет.

После окончания Училища воспитанники обязаны были служить не менее шести лет по ведомству министерства юстиции. Учебные программы предусматривали подготовку воспитанников с гимназического возраста до уровня университетского образования с практическим уклоном для государственной службы. Из общеобразовательных предметов программа включала: Закон Божий, церковную историю, географию, статистику, естественную историю, русский, славянский, немецкий и французский языки, историю всеобщую и российскую, физику, математику, логику и психологию. Воспитанники-кавказцы изучали также родной язык. В первые годы обязательными предметами считались также сельское хозяйство, минералогия, архитектура, занятия в скульптурном классе. Из юридических дисциплин изучались: энциклопедия правоведения, история правоведения, история философии права, римское право, церковное право и история вероисповеданий, торговое право, уголовное право, международное право, Российское законоведение, практическое судопроизводство, судебная медицина, полицейское право, политэкономия, законы о финансах. На специальных курсах читались лекции по законодательству о крестьянах, по токсикологии, гигиене и др. Со временем программы общеобразовательных и юридических дисциплин изменялись. Из них исключались ненужные для практической работы предметы (латынь) и вводились новые, расширяющие сферу юридических знаний (государственное право, гражданское право и др.).

Помимо обязательных уроков проводились также внеклассные занятия: уроки музыки, рисования, ваяния, драматического искусства. Попечитель Училища правоведения П.Г. Ольденбургский, человек разносторонне образованный и творческий (знал 8 языков, писал стихи, сочинял музыку), поощрял увлечение воспитанников искусством: музыкой, литературой, живописью, ваянием, театром. Кругозор правоведов расширялся и за счет проведения лекций по различным отраслям знаний, которые читались преподавателями Училища или приглашенными лекторами. Воспитанников водили на экскурсии в музеи, на заводы и фабрики не менее 7 раз в году. Обязательным было посещение Пулковской обсерватории, музея Г орного института, Этнографического музея, Технического музея, фарфорового завода, Публичной библиотеки. В первые годы воспитанники обязательно обучались танцам. Для желающих научиться ручному труду с 1905 г. оборудовали специальную мастерскую со столярным станком.

Процессу обучения с самого начала стремились дать практическое направление. Для этого Училище получало все указы Сената, решения гражданских и уголовных дел. Под руководством профессоров воспитанники разыгрывали судебные заседания с участием представителей обвинения и защиты. Воспитанникам старших курсов полагалось посещать тюрьмы. Занятия по судебной медицине предполагали не только лекции и семинары, но и посещение морга Мариинской больницы, присутствие при вскрытии. Уровень успеваемости оценивался во время поурочной проверки и по результатам письменных работ. Каждый месяц выставлялась общая оценка за весь цикл наук и поведение. Ученик с низкой успеваемостью мог быть исключен. Для старших существовали университетские нормы: дважды в год проводились полугодовые и годовые испытания - проверочные репетиции по предметам, назначаемым советом Училища, в конце учебного года - экзамен. Кроме того, каждый воспитанник обязан был написать письменную работу по истории русского права, гражданскому праву, уголовному праву и римскому праву. Воспитанники, не сдавшие письменные работы, не допускались к экзаменам. Имелось три вида экзаменов: вступительные, переходные и выпускные. При поступлении принимали соответственно уровню знаний в любой класс, кроме двух старших. В третий нужно было сдавать все предметы гимназического курса. Однако с 1895 года экзамены сдавали лишь по истории, русскому, французскому и немецкому языкам.

Переходные экзамены сдавали все. Причем при оценке ответа на экзамене учитывались отметки за репетиции и письменные работы. Оценки выставлялись по 12-балльной системе. Для перехода из класса в класс требовалось не менее 8 баллов, что соответствовало оценке «удовлетворительно». Отличников переводили без экзаменов, если они имели при 12-балльной системе: 11 - баллов за нравственность, 11 - за исполнительность, 10 - за внешний порядок. Основными экзаменами были выпускные. Они проходили, как правило, в зале библиотеки. В экзаменационную комиссию входили: преподаватель экзаменуемого предмета и его ассистент, директор, часто присутствовал попечитель. Баллы ставил преподаватель и обязательный ассистент, а иногда и присутствующий директор, эти баллы складывались с баллом, полученным воспитанником на полугодовой репетиции (экзамене), затем выводился средний. От оценки, полученной на выпускных экзаменах, зависело, по какому классу Табели о рангах начнет служебную деятельность выпускник: 11,5 баллов требовалось для получения чина 9 класса, 10,5 - 10 класса, 8,5 - 12 класса1. Большинство выпускников

1 Чин 9 класса (титулярный советник) соответствовал штабс-капитану в армии, 10 класса (коллежский секретарь) - поручику, 12 класса (губернский секретарь) - подпоручику. (Прим. ред).

Учителя Училища правоведения. СПб, Архив кинофотодокументов

удостаивалось чина 9 класса.

Для поощрения использовались различные средства: воспитанники 1-го класса, отличившиеся по поведению и успехам в учебе, при выпуске награждались на общем собрании золотыми и серебряными медалями, а их имена записывались золотыми буквами на мраморной доске. В других классах за отличную учебу и поведение воспитанникам выдавались похвальные листы и книги. В старших классах за хорошую учебу и поведение были введены внешние отличия - соответствующие нашивки на рукава мундира. Училище, выпуская своих питомцев на государственную службу, внимательно следило за их профессиональными успехами и еще в течение нескольких лет опекало, предписывая в обязательном порядке ежегодно проходить испытания по основным предметам курса, для чего являться каждый год непосредственно в Училище или университет по месту службы, а где такового не имелось, в гимназию - для испытания в тех предметах, какие будут назначены училищным Советом и утверждены попечителем.

Свободное от занятий время воспитанники проводили по-разному в зависимости от времени года и склонностей. Летом прогуливались по училищному саду, катались на качелях, играли в футбол. Зимой два раза в день разрешалось кататься на коньках по льду Фонтанки, на санях и лыжах. В саду строили ледяные крепости и разыгрывали их штурм и защиту. Многие посещали танцклассы, занимались музыкой, живописью. В то же время применялась система мер наказаний, среди которых были и розги (общепринятое тогда в учебных заведениях). Эта мера применялась с разрешения директора для трех младших классов, однако почти не использовалась благодаря гуманному направлению в воспитании, проводимому попечителем. Среди других наказаний были лишение последнего обеденного блюда или полностью обеда, выставление к «столбу» (стене), лишение отпуска на выходные. Самым тяжким было исключение из Училища.

Особым почетом во все годы существования Училища пользовалась музыка. По воспоминаниям В.В. Стасова, во время рекреаций все Училище было наполнено музыкальными звуками. В первые годы во главе музыкального кружка стоял будущий известный композитор Александр Серов. Он выделялся незаурядными способностями, начитанностью и блестяще успевал по всем предметам. П.Г. Ольденбургский приглашал часто воспитанников в свой дворец, где наиболее одаренные из них устраивали концерт. Об одном из таких музыкальных вечеров во дворце принца вспоминал бывший правовед М. Молчанов: «В высоких, ярко освещенных залах было так тепло, так весело, так уютно. Было много цветов, пахло гиацинтами. Все правоведы разбрелись по комнатам. Принц, довольный, молодой и счастливый, ходил между нами с С.А. Пошманом [директором Училища - Э.А.] под руку. Супруга принца, окруженная семейством, с какою-то маленькой дамскою работою в руках, сидела тут же. Кто-то из лучших училищных пианистов, если не ошибаюсь, Платон Вакар, играл на рояле»1.

Увлечение музыкой с годами усиливалось, правоведы учились играть на самых различных инструментах -фортепиано, скрипках, виолончели, контрабасах, флейтах. Нередко в Училище давали концерты известные русские и зарубежные музыканты. Особенно памятными стали концерты австрийского пианиста С. Тальберга, супругов Роберта и Клары Шуман. Петр Г еоргиевич присылал каждый месяц в Училище билеты в свою ложу, и ученики, по одному из класса, по очереди посещали концерты и спектакли. В 1850-х гг. наряду с увлечением музыкой возникает серьезный интерес к литературе, по-видимому, благодаря талантливому преподавателю словесности профессору Н.А. Вышнеградскому. В 1855-1856 гг. воспитанники даже выпускали рукописный журнал «Училищный вестник», где публиковались повести, стихи, критические статьи. Активными авторами журнала были П. Чайковский, М. Эртель, Ф. Маслов, В. Герард, А. Апухтин.

К увлечению музыкой и литературой добавился в 1880-х г.г. повышенный интерес к драматическому искусству. В Петербурге этого периода было немало действующих театров. Наиболее посещаемы были Михайловский и Александринский, на балконах которых среди прочих зрителей выделялись своими зелеными мундирами правоведы. В самом Училище был организован драматический кружок, его участники разыгрывали пьесы как русских, так и зарубежных писателей. В 1886 г. показали первый официальный спектакль. Со временем спектакли в Училище стали восприниматься как профессиональные постановки, приобрели популярность у петербургских театралов и становились событием театральных сезонов столицы. Начало светских спектаклей было положено состоявшимся в Училище правоведения спектаклем, на котором, кроме многочисленных приглашенных, присутствовал попечитель Училища принц Александр Петрович Ольденбургский, министр юстиции И.Г. Щегловитов и государственный контролер П.Х. Швенебах, оба правоведы, отмечала в мае 1906 г. «Петербургская газета». Большое внимание уделялось занятиям спортом: обязательные уроки верховой езды, теннис, бокс, зимой лыжи.

Управлялось Училище Советом, в который входили: попечитель, директор, три профессора и воспитатель. Совет руководил всей учебной и воспитательной работой, но его решения были действительны только после утверждения попечителем. Директор, будучи членом совета, председательствовал в нем в отсутствие попечителя и был также председателем хозяйственного управления. Директору подчинялись все, кто работал и учился. Он наблюдал за состоянием учебы, поведением воспитанников, за порядком в хозяйстве и каждую неделю представлял попечителю сводку о состоянии Училища, а каждые полгода - подробную ведомость. Главным непосредственным начальником учебного заведения являлся попечитель, ему подчинялись директор и все работники. Попечитель следил за выполнением устава во всех его частях, через него осуществлялась связь с министерством юстиции. Попечитель разрешал прием воспитанников и исключение их за проступки, или увольнение по другим случаям.

Учителя подразделялись на четыре категории: профессора ординарные и экстраординарные, преподаватели и учителя искусств. Подбор преподавательских кадров был прерогативой попечителя. В Училище читали лекции и вели практические занятия выдающиеся российские юристы: преподаватель уголовного права, автор многотомного «Курса уголовного права» Николай Степанович Таганцев (1843-1923), преподаватель теории и практики уголовного судопроизводства Анатолий Федорович Кони (1844-1927), профессор Санкт-Петербургского университета,

1 Молчанов М.М. Полвека назад. СПб., 1892. С. 6-7

Николай Степанович Таганцев (1843-1923), юрист, криминалист, государственный деятель

Анатолий Федорович Кони (1844-1927), юрист, судья, государственный и общественный деятель, литератор, судебный оратор

Федор Федорович Мартенс (Friedrich Fromhold Martens, 1845-1909), юрист-международник, дипломат

Владимир Дмитриевич Набоков (18691922), криминалист, политический деятель и публицист

Василий Константинович фон Анреп (1852- 1927), врач, физиолог и фармаколог, профессор медицины, политический деятель

преподаватель гражданского права Дмитрий Иванович Мейер (1819-1857), лекции по международному праву читал Федор Федорович Мартенс (1845-1909), преподавателем уголовного права, истории русского законодательства и энциклопедии права был профессор Владимир Данилович Спасович (1829-1906), полицейское право читал ординарный профессор Иван Ефимович Андреевский (1831-1891), римское право читали профессор Шнейдер Василий Васильевич (1793-1872) и Константин Алексеевич Неволин (1806-1855), преподавал Владимир Дмитриевич Набоков (1869-1922). Практические занятия по гражданскому и уголовному судопроизводству вел Николай Иванович Стояновский (1820-1900), кафедрой русской словесности заведовал Н.А. Вышнеградский (1821-1872), сыгравший большую роль в становлении женского образования в России. Судебную медицину в разные годы вели доктор медицины, профессор Василий Константинович фон Анреп (1852-1927) и доктор медицины, профессор Сергей Михайлович Лукьянов(1855-1935). Большая роль в нравственном воспитании юношей отводилась учителям Закона Божия, которые по традиции были настоятелями церкви Училища: М.И. Богословский (1835-1865), профессор А.И. Парвов (1865-1883), профессор В.Г. Певцов (1883-1909) и протоиерей К.П. Виноградов (1909-1918).

С первого года существования Училища в нем стали складываться свои традиции, которые ревностно соблюдались всеми поколениями правоведов. К традициям нравственного характера относились: запрет игры в карты в стенах Училища, обращение в старших классах друг к другу на «Вы», соблюдение дружеских отношений между собой, порицание проявления сословного и материального неравенства. Самыми главными праздниками считались день освящения училищной церкви 24 ноября и день основания Училища - 5 декабря. Другим важным праздником в жизни правоведов был выпуск. Первый выпуск состоялся 15 июня 1840 г. Училище окончили 14 воспитанников, их привели к присяге на верность службы царю и отечеству. Имя лучшего по поведению и успехам в учебе Алексея Волоцкова, награжденного золотой медалью, было вписано золотыми буквами на белой мраморной доске в рекреационном зале старшего курса положив начало традиции.

Попечитель Петр Г еоргиевич Ольденбургский подарил всем выпускникам на память золотые перстни, на которых были выгравирован девиз правоведов: «Что бы ты ни делал, делай благоразумно, не упуская из виду цели» (Гораций). Некоторым небогатым выпускникам (Волоцкову, Коржевскому, Серову) министерство юстиции по ходатайству попечителя выдало денежное пособие. Петр Георгиевич собственноручно вручил выпускникам дипломы, медали, а переведенным в старший класс - шпаги. В этот же день он устроил для выпускников в своем Летнем дворце на Каменном острове прощальный вечер, куда они с учителями и воспитателями отправились от здания Училища на шлюпках. Все последующие выпуски проводились по заведенному принцем П.Г. Ольденбургским порядку, правда, время вносило в него порой некоторые коррективы.

Петр Георгиевич внимательно следил за деятельностью Училища правоведения, лично контролировал как учебный процесс, так и хозяйственные дела, принимая близко к сердцу успехи и неудачи правоведов, участвуя в устройстве их судеб уже после его окончания. Доброта принца, его отеческое отношение к своим подопечным, его участие в жизни воспитанников и покровительство талантливым юношам в развитии их художественных способностей снискали к нему искреннюю любовь и уважение правоведов, вспоминавших впоследствии о благотворном влиянии принца на их нравственное становление. «Принц считал Училище чем-то своим, родным и близким себе, все свое время, все заботы и помышления отдавал ему, - вспоминал В.В. Стасов. - В Училище он приезжал почти каждый день, иногда по несколько раз вдень, присутствовал на лекциях в классе, бывал во время рекреаций, навещал Училище при обедах и ужинах. Иногда приезжал даже ночью, возвращаясь из дворца или с какого-нибудь неизбежного собрания, бала, театра. Тут он проходил по всем этажам и залам. Вообще говоря, навряд ли была такая подробность училищной жизни, которую от него можно было бы спрятать и исказить. Все это имело чрезвычайно важные последствия: Училище стало на такую ногу, на какой не стояло никоторое из тогдашних русских училищ и во многом получило особенный характер. В нем несравненно менее было казенного, формального, рутинного и зато было что-то напоминавшее семейство и домашнее житье»1.

1 Стасов В.В. Избр. Соч. в 3 т. М., 1952. Т. 2. С. 304. 220

Поэт А. Жемчужников утверждал: «Дух Училища в мое время был превосходный благодаря принцу, способствовавшему развитию в нас чувства собственного достоинства, человечности и уважения к законности, справедливости и просвещению». Бывший правовед П.С. Чистяков обобщил представление воспитанников Училища о принце П.Г. Ольденбургском: «Рыцарь до мозга костей, идеал милосердия, честности и благородства, он этими своими душевными качествами покорял каждого из нас, он на своем личном примере показывал всем нам, каков должен быть человек в истинном смысле этого слова и наше вечное спасибо Принцу-человеку останется у нас до последней нашей минуты»^.

После кончины Петра Георгиевича выпускники стали в полном составе ездить в Троице-Сергиеву пустынь на могилу принца. На мраморное надгробие возлагали золотой венок, хранившийся в церкви Училища. Венок состоял из золотых лепестков по количеству выпусков, на каждом лепестке стояла дата окончания Училища тем или иным курсом. Каждый новый выпуск добавлял к венку свой лепесток. После посещения пустыни все возвращались в Училище, где проходил торжественный акт принятия выпускниками присяги. От попечителя весь курс получал памятную медаль с девизом Училища. Ответственные моменты училищной жизни отмечались праздниками, свойственными только данному учебному заведению. Так называемый «перелом» происходил, когда воспитанники вступали во вторую половину всей учебы, то есть во второе полугодие 4-го класса. К этому моменту изготовляли специальный жетон, дизайн которого разрабатывался самими воспитанниками, лицевая сторона жетона каждый год менялась. На оборотной же стороне, разделенной пополам на золотое и серебряное поле, обозначались класс, дата праздника и фамилия владельца. Ежегодным праздником было «слияние» - переход учеников 4-го класса в старший - 3-й. Они как бы вступали в совсем другой мир - мир взрослых людей, вливались в их общность. В этот день учащиеся теперь уже 3-го класса приглашали старших на товарищеский обед, на котором присутствовали также директор, инспектор, воспитатели. Переход в самый старший класс и получение в связи с эти шпаг отмечался «шпажным ужином». «Вынос» - обычай, связанный с окончанием Училища, когда младшие воспитанники чествовали своих старших товарищей-выпускников, вынося их на руках из классов и неся до подъезда, выражая им тем самым свою симпатию и сожаление об их уходе. Этот обычай распространялся и на некоторых профессоров, особо любимых воспитанниками. Соблюдение училищных традиций способствовало созданию в правоведской семье здорового нравственного климата, развивало чувство товарищества, ответственности не только за себя, но и за своих друзей.

При попечителе принце Александре Петровиче Ольденбургском (1844-

1932), назначенном в 1881 г. после смерти его отца, был принят новый Устав (1894) и новые правила контрольных работ2, началась капитальная перестройка училищных зданий. В 1894 г. Училище электрификацировали, в доме на Сергиевской, 12 открыли лазарет для больных инфекционными болезнями.

Политические события XIX - начала XX вв. коснулись и этого элитарного учебного заведения: в октябре 1906 г. воспитанники старшего курса выдвинули требования демократизации училищных порядков. В результате 17 учащихся исключили, а еще 16 в знак протеста ушли добровольно, к ним присоединились пять профессоров.

Празднования больших юбилеев проводились широко и имели всегда полезные последствия. После каждого большого торжества возникало какое-нибудь важное начинание. Так, день 40-летия Училища воспитанники решили ознаменовать установкой бюста своего попечителя принца П.Г. Ольденбургского. Бюст, выполненный скульптором М.А. Чижовым, был установлен на пьедестале из белого мрамора между 2 и 3 классами. В этот же юбилейный праздник учредили стипендию имени Принца Петра Георгиевича Ольденбургского, на проценты с которой можно было содержать и обучать одного воспитанника.

Со дня открытия Училища в нем существовала фундаментальная библиотека, основой которой стали купленные у книготорговца Смирдина 364 тома, содержащие 148 отдельных произведений. В 1836 г. из II отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии поступили в библиотеку Свод законов и полное собрание законов в 80 томах. В 1838 г. библиотека пополнилась французской литературой. В дальнейшем, помимо покупаемых книг поступали дары от разных высших учебных заведений в виде профессорских записок, диссертаций, речей и т.п. К 1885 г. в библиотеке имелось 5806, а к 1900 - 6349 томов. Для руководства работой библиотеки и ее пополнения в 1891 г. избрали особую комиссию. На содержание библиотеки и покупку книг ежегодно отпускалось до 3000 рублей. Со временем возникла правоведская библиотека, которая состояла исключительно из произведений правоведов и всего, что было написано об Училище, его воспитанниках, учителях, воспитателях. В год 75-летия Училища в нем был создан Правоведский музей, основу которого составили собранные в библиотеке материалы, содержавшие данные об официальной и бытовой жизни Училища в разные годы, а также о деятельности его выпускников на государственном, общественном и научном поприще.

За более чем 80-летнее существование Училище воспитало и образовало 2317 юристов, из них 46 стали членами Г осударственного совета, 168 - сенаторами, 64 правоведа были губернаторами. В среднем каждый год количество выпускников составляло 25-27 человек. Наименьшее число пришлось на первый выпуск в 1840 г. - 14 человек, наибольшее - в 1883 г. - 39.

Среди его выпускников много выдающихся юристов и государственных деятелей, сыгравших важную роль в

1 Цит. по: Столетие со дня рождения Его императорского высочества принца Петра Г еоргиевича Ольденбургского. СПб., 1913. С. 67.

2 Училище правоведения. Правила по учебной части в старшем курсе. СПб., 1896.

3 Положение о Музее Императорского училища правоведения. СПб., 1910

Попечитель Училища правоведения Принц Александр Петрович Ольденбургский. Фото 1915 г.

Воспитанники подготовительного класса Императорского училища правоведения. 1913 год. СПб., Архив кинофотодокументов

крестьянской и судебной реформах, в проведении в жизнь судебных уставов: Н.И. Стояновский, Д.А. Ро-винский, В.А. Арцимович, А.Г. Булыгин, И.Г. Щегло-витов, В.Н. Г ерард, К.П. Победоносцев, Д.Н. Набоков, Н.Б. Якоби и многие другие. Училище правоведения благодаря своим питомцам очистило и подняло судебное ведомство. Воспитанные в духе правды и законности, они явились достойными представителями правосудия и по мере сил боролись с привычками и нравами дореформенного суда. Училище правоведения оставило яркий след также в культуре, искусстве и науке. Его воспитанниками были поэты А.М. Жем-чужников, А.Н. Апухтин, писатель, художественный критик В.В. Стасов, писатель И.С. Аксаков, либреттист М.И. Чайковский, композиторы А.Н. Серов, П.И. Чайковский, доктор медицины Н.Я. Кетчер; палеонтолог, доктор философии, переводчик знаменитой книги Брема «Жизнь животных» В.О. Ковалевский. Решением Комиссариата Народного просвещения правительства большевиков от 18 июня 1918 г. Училище правоведения было ликвидировано, а его здание передано Агрономическому институту.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анненкова Э.А. Императорское училище правоведения. СПб., 2006.

Аппепкоуа Е.А. (2006). Imperatorskoe uchilishohe pravovedeniya. S.-Peterburg.

2. Васенко П. Г. Двенадцатый год. Очерк истории Отечественной войны. СПб., 1911.

Vasenko P. G. (1911). Dvenadtsatyj god. Ocherk istorii Otechestvennoj vojny. S.-Peterburg, 1911.

3. В память празднования дня сорокалетнего существования Училища правоведения, 5-е декабря 1835 - 5 декабря 1875. СПб., 1875.

V pamyat" prazdnovaniya dnya sorokaletnego sustahestvovaniya Uchilishaha pravovedeniya, 5-e dekabrya 1835 - 5 dekabrya 1875. S.-Peterburg, 1875.

4. Мещерский В.П. Воспоминания. М. 1901.

Meshherskii V.P. (1901). Vospominaniya. Moskva.

5. Молчанов М. М. Полвека назад. СПб., 1892 Molchanov M. M. (1892). Polveka nazad. S.-Peterburg.

6. Папков А. А. Жизнь и труды Петра Георгиевича Ольденбургского. СПб., 1885.

Papkov А. А. (1885). Zhizn" i trudy Petra Georgievicha Ol"denburgskogo. S.-Peterburg.

7. Положение о музее Императорского училища правоведения. СПб., 1910

Polozhenie o muzee Imperatorskogo uchilishcha pravovedeniya. S.-Peterburg, 1910

8. Правила для воспитанников Императорского училища правоведения. СПб., 1840 Pravila dlya vospitannikov Imperatorskogo uchilishcha pravovedeniya. S.-Peterburg, 1840

9. Правила по учебной части в старшем курсе Училища правоведения. СПб., 1896.

Pravila po uchebnoi chasti v starshem kurse Uchilishcha pravovedeniya. S.-Peterburg, 1896.

10. Путеводитель по Музею Императорского училища правоведения. СПб., 1910.

Putevoditel" po Muzeyu Imperatorskogo uchilishcha pravovedeniya. S.-Peterburg, 1910.

11. 50-летний юбилей Императорского училища правоведения. СПб., 1886.

50-letnii yubilei Imperatorskogo uchilishcha pravovedeniya. S.-Peterburg, 1886.

12. Соболевский В.У. Императорское училище правоведения в 1885-1910 годах. СПб., 1910.

Sobolevskii V.U. (1910). Imperatorskoe uchilishche pravovedeniya v 1885-1910 godakh. S.-Peterburg.

13. Стасов. В.В. Избр. Соч. в 3 т. Т. 2. М., 1952.

Stasov. V.V. (1952). Izbr. Soch. v 3 t. T. 2. Moskva.

14. Устав Училища правоведения. СПб., 1838.

Ustav Uchilishcha pravovedeniya. S.-Peterburg, 1838.

15. Шрейер Ю. О. 50-летний юбилей П.Г. Ольденбургского. S.-Peterburg, 1881.

Shreier Yu. (1881). O. 50-letnii yubilei P.G. Ol"denburgskogo. S.-Peterburg.

16. РГИА. Ф. 1106. Оп.1. Д. 18. Л. 2, 3, 8. Полный послужной список Его Императорского высочества принца Петра Георгиевича Ольденбургского.

RG^. F. 1106. Op.1. D. 18. L. 2, 3, 8. Polnyi posluzhnoi spisok Ego Imperatorskogo vysochestva printsa Petra Georgievicha Ol"denburgskogo.

17. ЦГИА СПб., Ф. 2996. Оп. 1. Д. 2173. Л. 9, 14, 50.

TsG^ SPb., F. 2996. Op. 1. D. 2173. L. 9, 14, 50.

Чайковского ул., 1
Фонтанки наб., 6
Оружейника Федорова ул., 2
Архитекторы: Мельников А. И.
Год постройки: 1835, 1895-1910
Стиль:Классицизм

Училище правоведения. Фонтанки наб. д. 6 / Чайковского ул. д. 1
1835 г. - арх. Мельников А. И.
1895, 1909-1910 гг. - арх. Сюзор П. Ю. - перестройка, правая часть
Здание с колоннами и угловыми куполами - Императорское Училище правоведения. Дом занимает целый квартал.
В XYIII в. на этом месте существовал Прачечный двор.
В 1835 г. по инициатеве и частично на средства принца П. Г. Ольденбургского было открыто учебное заведение университетского типа - Училище правоведения - для подготовки юридически образованных чиновников (для детей дворян). Обучение длилось 7 лет. Окончившие училище получали звания от губернского секретаря до титулярного советника.
Для училища был куплен дом Неплюева. Арх. А. И. Мельников создал проект перестройки - застройка разрыва между корпусами, фасад оформил портиком, дворовые флигели, дом. церковь. В память матери принца Ольденбургского вел. кн. Екатерины Павловны в 1835 была освящена церковь св. Екатерины - храм располагался в средней части третьего этажа.
Попечитель училища - принц Петр Георгиевич Ольденбургский - ближайший родственник императорской семьи. С 1860 г. он возглавлял IV отделение императорской канцелярии - благотворительное ведомство. Вкладывал энергию и средства в создание больниц, приютов, учебных заведений.
В 1836-1840 гг. В. П. Стасов отделал ряд внутренних помещений, включая большой зал и домовую церковь. (не сохр).
В левом и правом крыле училища находились квартиры преподавателей и служащих. Училище существовало до 1917 г. Его окончили 2153 чел. Среди них: писатель И. С. Аксаков, поэт А. Н. Апухтин, ученый-биолог В. О. Ковалевский, композиторы А. Н. Серов и П. И. Чайковский, художественный критик В. В. Стасов и его брат известный юрист Д. В. Стасов, архитектор Г. П. Сюзор, ученый В. О. Ковалевский, шахматист А. А. Алехин.
В 1893-1895 и 1909-1910 гг. Сюзор Павел Юльевич перестроил здание - убрал 2 средние колонны портика и сделал новый главный вход. Фронтон заменили ступенчатым аттиком, изменили форму купола. Сохранены основные пропорции и черты здания по проекту Мельникова.
В 1920-х гг. здание занимал Сельскохозяйственный институт. Здесь же жили преподаватели. В кв. 8 - 1928-1948 А. М. Иннокентьевич - основатель гематологии в СССР.
Во второй половине 1822 г. в кв. З. жил Батеньков Г. С. (1793-1863) декабрист
В 1884-1918 жил Федоров В. Г. (1874-1966) - конструктор, оружейник.
В главном здании 1960-1970-х гг. находился НТ и ПО "Ленэлектронмаш", а с 1960-х гг. разместился "Ленгражданпроект".
В левой части здания на месте бывших жилых квартир сейчас находится Экономико-математический институт РАН.
Левее здания училища на принадлежащем ему участке находилось 1-этажное здание училищного лазарета. В 1861 г. арх Львов В. П.
В 1938-х гг на его месте построены бани по проекту Александра Ивановича Гегелло - председателя союза арх. Ленинграда.

На фотографии датированной 1864 годом мы видим молодого человека в формево многом подобной мундиру чиновникатех лет. Стоячий воротник, обшлагана рукавах и пр. все это говорит, что молодой человек мог учиться в Царскосельском лицеи или в училище Правоведения.В целом учащиеся в этих учебных заведенияхимели очень схожую форму. Различалась она цветом воротника и обшлага на рукавах. У лицеистов это был красный цвета у правоведов светло-зеленый при одинаковом темно-зеленом цвете самой формы. Но на черно-белых фотографияхэти цвета чаще всего не отличить. Поэтому остаются только пуговицы. У лицеистов на пуговицах был изображен государственный герб а у правоведов -“сенатский чекан” (Сто́лп зако́на — историческая российская эмблема правоохранительных органов, представляющая собой увенчанную короной колонну с прямоугольным щитком с надписью «закон»). При детальном изучении фотографии пуговицы этого молодого человека были определены как “правоведческие”. Он обучался в училище Правоведения в Санкт-Петербурге.

“Чижик-Пыжик”-легенда.

В Интернете гуляет расхожая легенда о том, что куплеты о знаменитом в Санкт-Петербурге Чижике-Пыжике ассоциируются с учащимися Императорского училища правоведения якобы за их форму с ярко-зелеными воротниками и обшлагами, которая напоминала оперение чижика вкупе за их непомерную гордыню и пристрастие учеников старших курсов к непомерному употреблению спиртных напитков. Конечно, подобная дразнилка могла иметь место, ведь учащимся привилегированного учебного заведения завидовали многие. Но вероятность того что эта ассоциация родилась конкретно в отношении этого учебного заведения очень мала. Этимология образа гораздо “Чижика-Пыжика” старее, чем это знаменитое училище. Ведь пародию «Гнедич, Гнедич! где ты был? На Кавказе …(далее не очень приличный текст)» мы встречаем в письме А. Е. Измайлова фельетонисту Павлу Лукьяновичу Яковлеву, написанном 16 ноября 1825 т.е. за десять лет до того, как появилось училище правоведения. Да и на картине “Зал Училища правоведения с группами учителей и воспитанников”(1840г.) художника С.К.Зарянко мы видим строгие мундиры менее всего походящие на оперение чижа. А пыжиковую шапку они отродясь никогда не носили.

Немного истории.

Императорское училище Правоведения было торжественно и с большой “помпой” открыто 5-го Декабря 1835 года в присутствииГосударя Императора Николая I с Наследником Цесаревичем Александром Николаевичем, Великого Князя Михаила Павловича и высших государственных сановников. Училище было открыто в связи с острой потребностью в квалифицированныхи качественных кадров в области государственного управления и в частности для улучшения личного состава в судебных местах. Огромная роль в создании этого учебного заведения лежит на плечах Принца П.Г.Ольден6бургского. В 1834 году Принц передал Государю Императору (своему дяде) письмо с подробно разработанным проектом нового «Училища Правоведения» вместе с обещанием пожертвовать сумму, необходимую на приобретение дома и первоначальное обзаведение училища. Письмо принца с проектом, от 26 октября 1834 года, государь передал М. М. Сперанскому, с надписью: «благородные чувства принца достойны уважения. Прошу, прочитав, переговорить с ним и мне сообщить, как ваши замечания, так и то, что вами с принцем условлено будет ». М.М.Сперанский совместно с принцем выработал проект Устава и штатов училища, рассмотренный затем в Департаменте законов Государственного совета с участием министров народного просвещения и юстиции.29 мая 1835 года в Государственном Совете были уже рассмотрены и утверждены выработанные принцем, совместно со Сперанским, проект и штаты училища Правоведения, и на третий день последовал Высочайший рескрипт, коим принцу вверялось устройство училища. К концу ноября того же 1835 года купленное на средства принца здание на углу Фонтанки и Сергиевской улицы (ныне улица Чайковского) было переделано и приспособлено для открытия в нём училища (при этом приобретение здания и его приспособление и обзаведение обошлись принцу более чем в 1 миллион рублей). В день открытия училища Высочайшим рескриптом принц был утверждён в звании попечителя училища и пожалован кавалером ордена св. Владимира 2 степени.

Училище Правоведения.

Созданное учебное заведение было элитным. В него имели право поступать только дети потомственного российского дворянства, внесенного в шестую часть родословной книги, дети военных чинов не ниже полковника, гражданских - не ниже статского советника (V -класс). В конце XIX и начале XX веков, когда в России подули ветры перемен, в училище стали принимать детей чиновников Войска Донского, детей дворян-кавказцев, детей судей, делались и исключения для других сословных групп.

В первом уставе принятом 29 Мая 1835 г. (ст. стиль) первый параграф четко определял назначение училища “Для образования юношества на службу по части судебной, учреждается в Санкт-Петербурге Императорское Училище Правоведения ”.Поступающие в училище должны были быть не моложе 12-ти и не старше 17-ти лет. Интересно, что поступающие должны
были представить кроме других документов специально оговоренную справку о привитии оспы.Поступающие должны были пройти совсем не простые испытания - письменные и устные по Русскому, Немецкому и Французскому языкам, арифметике, истории, географии и обществоведению (простите за неологизм). Ученики были казеннокоштными, т.е. за которых платило государство и своекоштными за которых платили родители. В уставе 1838 года говориться, что “На казенное содержание принимаются в Училище дети дворян недостаточного состояния ”. У обеих групп учеников были равные права и обязанности и в частности и те и другиедолжны были прослужить в ведомстве Министерства Юстиции не менее 6-ти (своекоштные 4 года по уставу 1838 года) лет после окончания училища. Единственное отличие, что казеннокоштные не могли покинуть Училище самостоятельно. Уставом 1835 года образование было определено шестиклассным, включая в себя два младших класса (6-й и 5-й) и четыре старших класса. Уставом 1838 года образование было закреплено как семиклассное. Первые четыре класса (7-4) получили название “Подготовительного курса”а последние три(3-1) - “..окончательными, или собственно юридическими …”.

В подготовительных классах обучались следующим дисциплинам:1)ЗаконБожий и Церковная История, 2) Языки: Русский и Славянский, 3) Латинский, 4) Немецкий, 5) Французский, 6) История всеобщая и Российская, 7) География, 8) Математика, 9)Естественная История и Физика, 10)Логика и Психология.Факультативно преподавались Английский и Греческие языки “…тем воспитанникам, которые имеют к сему особую охоту и способности”. В “окончательных” классах преподавались следующие предметы: 1) Энциклопедия законоведения, 2) Римское право, 3)Государственное право, 4)Гражданское право и межевые законы, 5)Уголовное право, 6)Судебная медицина, 7)Судопроизводство, 8)Местные или провинциальные законы, 9) Законы финансовые и полицейские, с предварительным изложением политической экономии, 10) Юридическая практика - гражданская и уголовная, 11) сравнительное законоведение. Были и дополнительные предметы - “… разные искусства, в штат Училища поименованные”. Мы видим, что образование в Училище представляло собой комбинацию гимназического и университетского обучения.

Не взирая на привилегированность учащихся в училище (согласно параграфу 56 Устава 1838 года) допускались телесные наказания, правдатолько для учащихся младших классов. Например, применялось сечение розгами, но подобного вида наказания применялись на практике очень редко. Константин Петрович Победоносцев в своем дневнике записал следующее «30 октября. В VI классе Пьянова высекли за то, что он подменил балл. Это еще первая в нынешнем году экзекуция ».

С 1-го по 20 Июня (ст. стиль) в каждом классе проводились экзамены(“испытания ”) по пройденному в течении года материалу.На экзаменах для оценки учащихся применялась бальная система. Максимальная оценка была 12-ть баллов. Для перехода в другой класс требовалось получить оценку не ниже 8-ми баллов.Результаты экзаменов (результаты вычислялись как средняя величина результатов полугодового экзамена - “репетиции” и самого выпускного экзамена)в выпускномклассе Училища определяли, какой чиновничий класс получит выпускник.Это мог быть - IX Титулярный советник, X - Коллежский секретарь или XII - Губернский секретарь (XI - класс действовал до 1834 года). Воспитанники, успешно окончившие училище пользовались правами чиновников 1-го разряда, воспитанники уходящие из училища, неокончив обучения, из высших классов(3-1) считались чиновниками 2-го разряда. Воспитанники окончившие училище должны были в течение трех лет после окончания училища являться каждый год в Училище (или в университеты и гимназии в других городах) для испытания в тех предметах, которые будут назначены Советом Училища.

Форма

Первое формальное описание формы учащихся встречается в уставе 1838 года в виде двух параграфов.

64. Воспитанники имеют мундир темно- зеленый с светло-зеленым суконным ворот-ником и обшлагами и с черною выпушкой на воротнике. Пуговицы золоченые, с изобра-жением Сенатского чекана; панталоны по цвету мундира; шляпа треугольная. Воспитан-ники окончательного курса имеют па воротнике мундира по одной золотой петлице, а начального курса по одной серебряной. Воспитанникам старшего или 1 класса, предоставляется право носить пехотные шпаги без темляка.

65. В самом Училище воспитанники носят куртки такого же цвета, как в мун-дир, с разрезным воротником без петлиц. Старшие в классах имеют на оном особое отличие. Панталоны при куртках в зимнее время полагаются суконные серые, а в летнее нанковые такого же цвета. Все воспитанники имеют тёмно-зелёные шинели, с светло-зелёным суконным воротником .”

Высочайшее утвержденное описание формы одежды воспитанников Императорского Училища Правоведения.

Головной убор.

Шляпа по образцу, Высочайше утвержденному для чиновников гражданского ведомства, с золотою пет-лицею.

Полукафтан — тёмно-зелёного сукна, однобортный; полы, смотря но росту воспитанников, от семи до де-вяти вершков от талии, так чтобы нижний край был па четыре вершка выше колена. Сзади полы заходят одна на другую на один вершок; ширина лифаодин и три четверти вершка. От лифных пуговиц, вдоль пол, имеются карманы, прикрытые продольными кла-панами (темно-зеленого сукна с светло-зеленою выпуш-кою) длиною в пять вершков. Пуговиц всего спере-ди девять, на обшлагах шесть, па лифе две и на концах карманных клапанов две.

Воротник скошенный, светло-зеленого сукна, с чер-ною суконною выпушкою по верху и по откосам, с одною петлицею — для старшего курса из золотого га-луна, для младшего—из серебряного.

Обшлага без клапанов. Светло-зеленого сукна. Старшие воспитанники в классах получают по три пет-лицы, а подстаршие по одной петлице на каждом обшлаге из того же галуна, из которого имеют петлицу на воротнике.

Подкладка темно-зеленая.

Для воспитанников 1-го класса, коим полагается шпага, идет, на три вершка ниже тальи, на левом боку, поперечный прорез в полтора вершка.

Шаровары — суконные темно-зеленые. Вверху пояс, к которому пришиваются шаровары небольшими складками. Спереди имеется прорезь, а по бокам кар-маны.

Плащ—темно-зеленого сукна, но образцу, Высочайше утвержденному, но без погонов; по бокам воротни-ка светло-зеленые суконные петлицы с пуговицами.

Подкладка черная тифтиковаяподвесь плащ.

Шпаги — для воспитанников 1-го класса остаются прежнего образца.

Куртка с брюками,-для домашнего употребления, остаются без изменений.

Фомой гордились. Она показывала всем окружающим высокий статус того, кто ее носил. Вот что вспоминал Модест Чайковский о своем знаменитом брате «…Но была одна деталь в форме, которую Петр любил и которой гордился, — фетровая шляпа с золотой петлицей. Правоведская треуголка для массы окружена почти таким же ореолом великосветскости, как каска пажа и красный воротник лицеиста. Я упоминаю здесь об этом потому, что это неосновательное предубеждение породило и некоторый оттенок тщеславия в самих правоведах и имело, хотя и слабое, но несомненное значение в жизни Петра Ильича этого периода ».

Понятно, что достаток учащихся был разный, поэтому и форменная одежда выглядела по-разному у детей богатых родителей и не очень. Вот что вспоминает Стасов Владимир Васильевич. “По неизменному правилу всех казенных училищ, мы получали от нашего училища все платье и белье. В этом ни исключений, ни разницы никакой не существовало. Но теплую шинель должен был себе заводить каждый сам. Что это такое значило? И на что это нужно было? Неужели при остальных громадных расходах мог составить великую важность расход на несколько шинелей? Стоило только записать в смету эту ничтожную добавочную трату -- и единым почерком пера, без всяких разговоров, она была бы утверждена. Но этого не случилось, и теплые шинели у целого училища были -- свои. Что же из этого произошло? То, что разные папеньки и маменьки почувствовали потребность не ударить лицом в грязь со своим сынком и шили ему великолепную шинель с бобровым воротником и отворотами, с ярко сияющими золочеными пуговицами "совершенно как у настоящего гвардейского офицера". И все, и маменька, и папенька, и сынок чванились и парадировали, когда приходило воскресенье, и их "Alexandre" или "Georges", дождавшись конца обедни, молодецки набрасывал пышную свою шинель на плечи и триумфатором сбегал по лестнице на подъезд. На что нужно было давать повод к этому дурацкому чванству, на что надо было терпеть его? Иные бедные провинциалы уже и так насилу справлялись с тем, чтоб из своей далекой и бедной глуши послать в Петербург своего мальчика и устроить его в знаменитом Училище правоведения, а тут не угодно ли еще добывать ему шинель, да еще непременно "с меховым воротником"! Наконец бедные провинциалы кое-как справили ее, они воображали, что их Сережа или Евграфушка и нивесть как счастлив с этой шинелью, так тяжело им доставшейся. Но они того не знали, сколько насмешек и хохота родила потом эта самая шинель, с ее кошачьим или собачьим крашеным, на манер соболя или бобра, воротником, как над нею потешались те дрянные мальчишки с холопскими понятиями, которых в каждом училище всегда наверное целая куча. Вы скажете: какие пустяки! какие ничтожные, ничего не значащие уколы пустейшему самолюбию! -- Да, незначащие; однако самолюбие это есть, и уколы ему, ох, как больны, особливо в первые, свежие годы, да еще так часто, так регулярно -- всякую неделю, всякое воскресенье, именно в ту минуту, когда надо отправляться домой, к родственникам или родителям. И ни за что не смей им рассказать, что вот как из-за этой проклятой шинели надо было их выгораживать, их защищать -- нет, тут будь с ними мил, и приятен, и весел. Сколько конфиденций подобного рода слышал, наверное, каждый из нас в откровенную минуту дружбы!