«Ты раскрой мне, природа, объятия, чтоб я слился с красою твоей!» (Вечер, посвященный И.А. Бунину 9-11 класс)

Форма. Вечер, посвященный И.А.Бунину.

Цели и задачи:

Заинтересовать учащихся личностью писателя;

Развивать навыки интеллектуального мышления и творческих способностей школьников;

Прививать интерес к языку и литературе;

Воспитывать нравственные качества: любовь к Родине, ее прошлому, русской природе.

Оформление. Портреты И.А.Бунина., плакат с высказыванием Л.Н.Толстого: «Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней». Стоят столы, на них свечи в подсвечниках., выставка книг, аудиозаписи песен на стихи И. Талькова.

Действующие лица:

ведущая,

ведущий,

чтецы,


исполнители песен, танца.

Комментарий. Название вечера взято из стихотворения И.А.Бунина. Сюжет основан и на биографическом, и на поэтическом материале. Ведущие вместе с чтецами знакомят нас с основными темами в творчестве Бунина: любви к Родине и русской природе.
Звучит песня Игоря Талькова « Россия»

(исполняет ученица) Ведущая. Добрый день, уважаемые гости! Мы рады приветствовать всех вас в нашей литературной гостиной. И начать разговор я хочу о Родине, родных просторах. Эти понятия емкие. Говоря о Родине, мы помним о людях, ее населяющих, о памятниках культуры, о различных деятелях искусства, о храмах… Одной из важнейших, составляющих это понятие, является природа.

Ведущий. Великий русский мыслитель 19 века Лев Николаевич Толстой говорил: «Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней». Действительно, во времена Толстого природа окружала людей совсем другая, нежели та, среди которой мы живем сейчас. Реки тогда несли в моря и океаны свою чистую и прозрачную воду, а в голубом небе ничего, кроме птичьих песен, не нарушало тишины. И только совсем недавно мы поняли, что всего этого: чистых рек и озер, дикого леса, нераспаханных степей, зверей и птиц – мы можем в одночасье лишиться.

Ведущая. Вечно манящая, до конца не открывшая своих тайн природа и сегодня вызывает у людей пристальное и тревожное внимание. Ведь она небезгранична. Именно поэтому и звучат колокольным набатом слова русского писателя Валентина Распутина: «Говорить сегодня об экологии – это значит говорить не об изменении жизни, как прежде, а ее спасении».

Все зависит, я считаю, от разума людей.

Ведущий. Человек возомнил себя богом, потерял способность чувствовать чужую боль. Сердце его порой черство и бездушно. Он убивает все живое и, делая это, в себе самом уничтожает человека – разумного, гуманного существа. О бездушии людей написал замечательные строки русский поэт Федор Тютчев.

Чтец. Стихотворение «Не то, что мните вы, природа…»

Ведущая . Только все вместе, сообща мы можем спасти нашу природу для будущих поколений. Я считаю, что формулой сегодняшнего призвания человека должны стать слова: «Люди, спешите делать добрые дела!» И если мы не будем защищать природу, бороться против жестокого с ней обращения, то нас ждет катастрофа.

Ведущий. Природа – основной источник жизни людей на земле. И не случайно то, что она всегда вызывала и вызывает вдохновения у писателей и поэтов. Прекрасный облик родной природы предстает перед нами в произведениях замечательного поэта, писателя двадцатого века Ивана Алексеевича Бунина. Для его прозы, стихов характерны не только музыка, звучание, но и вполне видимая, осязаемая действительность, созданная мастерским словом писателя. Читаешь его рассказы, и сразу же появляется та окружающая нас действительность, которую слышишь, чувствуешь, видишь во всех красках. Как прав М.Горький, сказав, что Бунин своим словом умеет создавать «живой радужный блеск и звездное сияние».

Ведущая. И вот эту особенность видеть, воображать, представлять он талантливо привносит в свои произведения. Открываешь томик рассказов Бунина и погружаешься в яркий, звучный, разнообразный мир природы. Она для Ивана Алексеевича вечная красота и вечная гармония человеческой души.

Чтец . Читает отрывок из рассказа И.А.Бунина «Эпитафия».

«Осень приходила к нам светлая и тихая, так мирно и спокойно… Она делала дали нежно-голубыми и глубокими, небо чистым и кротким… Осень убирала и березу в золотой убор. А береза радовалась, не замечала, что недолговечен этот убор… Очарованная осенью, она была счастлива и покорна и вся сияла, озаренная из-под низу отсветов сухих листьев.

Ведущий. Вслушайтесь в эти строки. Интонация их тихая, спокойная, нет, кажется ни одного звука, ни шороха, зато есть краски: золотые, нежно-голубые, светлые, сияющие. Своим словом писатель не только расцвечивает осеннюю картину, но и создает ощущение уравновешенности.

Чтец. А вот другое описание ранней осени из рассказа «Антоновские яблоки».

(Звучит музыка Чайковского «Времена года»)

«Август был с теплыми дождями, как будто нарочно выпадавшими для сева… Помню раннее, свежее, тихое утро… Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы… Воздух так чист, точно его совсем нет…»

Ведущий. Кажется, что повсюду разлита какая-то хрустальная тишина. Словно на миг все вокруг остановилось, застыло неподвижно. Только «квохтанье дроздов на коралловых рябинках в чаще сада» нарушает эту прохладную тишину утра. Любование осенью переходит в рассказе в гимн, в гимн, восхваление плодоносящейся, здоровой жизни. И это – высшее земное благо, это – праздник в душе человека, соприкоснувшегося с природой.

Ведущая. А я вспоминаю те моменты, а их было в моей жизни немного, когда попадала в настоящий старый сад в прекрасную осеннюю пору. Душа переполнялась ароматами, царящими в воздухе. Хорошо и легко, нет никаких проблем. Я захвачена праздником природы.

(Звучит песня И.Талькова «Чистые пруды»).

Ведущая. Иван Алексеевич Бунин писал и стихи. Его поэзия не только чистая, светлая, но и самая «блестящая», «звездная».

Чтец. Стихотворение «Сириус».

Ведущая. Всего в замечательном поэтическом наследии около 1200 стихотворений, где переливается великолепное созвездие ночных, сумеречных стихов, наполненных тишиной и таинственным мерцанием. Никто из русских поэтов не дал столь разнообразного описания ночей в разное время года.
Чтец. Поздний час. Корабль и тих и темен,

Слабо плещут волны за кормой.

Звездный свет да океан зеркальный –

Царство этой ночи неземной.

В царстве безграничного молчанья,

В тишине глубокой сторожат

Час полночный звезды над морями

И в морях таинственно дрожат.

Южный Крест, загадочный и кроткий,

В душу льет свой нежный свет ночной –

И душа исполнена предвечной

Красоты и правды неземной.

Ведущий. Иван Алексеевич Бунин обладал редкостной природой чувств. Изображая картины русского пейзажа, поэт в первую очередь обращается к чувствам человека.

Чтец. «Осыпаются астры в садах».

Ведущий . (Звучит музыка Чайковского «Времена года»).

Немножко грустно на сердце от этих строк. Да и чего ждать – осень. Все пустеет, теряются яркие краски лета. В это время природа похожа на усталого, много поработавшего человека. Пройдет немного времени; и она, закрывшись белым пушистым одеялом, заснет на целую зиму до весны. И так каждый год – смена времени.

Ведущая. И.А.Бунин – мастер словесной живописи. Краски в его стихах мощно, весомо ложатся на покорный холст. Особенно ярко это проявилось в поэме «Листопад». Послушайте отрывок из нее.
Чтец. Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой…

Ведущая. Сколько красок в бунинском «Листопаде!» Лиловый, золотой, багряный, желтый, голубой… Наши глаза разбегаются от такого соцветья. Закроешь их на минутку и видишь лес, в котором стоит расписной терем, где живет царица-осень. Кажется, что оживает детская сказка под пером Бунина, вызывая в нашей душе глубокую нежность, сочувствие и порой негодование. Возвышенно – просветленно воздействуют на нас стихи Ивана Алексеевича.

Чтец. Стихотворение «Рассвет».

Высоко поднялся и белеет

Полумесяц в бледных небесах.

Сумрак ночи прячется в лесах.

Из долин зеленых утром веет.

Веет юной радостью с полей.

Льется, как серебряное пенье,

Звон костеля, славя воскресенье…

Разгорайся, новый день, светлей!

Выйди в небо, солнце, без ненастья,

Возродися в блеске и тепле,

Возвести опять по всей земле,

Что вся жизнь – день радости и счастья!

Ведущий. Бесспорно то, что Бунину, одному из немногих, удалось показать природу конкретной и многообразной во всех ее проявлениях, красивой, возвышенной и таинственной. Да, все, что совершается в природе, полно неизъяснимых тайн. Но самое глубокое откровение Бунина – это тайное знание самой природы о себе, о переменах в ее жизни.

(Звучит музыка Вивальди «Времена года». «Лето. Гроза».

Чтец . Полями пахнет, - свежих трав,

Лугов прохладное дыханье!

От сенокосов и дубов

Я в нем ловлю благоуханье.

Повеет ветер – и замрет…

А над полями даль темнеет,

И туча из-за них растет,

Закрыла солнце и синеет.

Нежданой молнии игра,

Как меч, блеснувший на мгновенье,

Вдруг озарит из-за бугра –

И снова сумрак и томленье…

Как ты таинственна, гроза!

Как я люблю твое молчанье,

Твое внезапное блистанье, -

Твои безумные глаза.

Ведущая. Природа у поэта неотделима от самого человека, его души, мыслей. Она живет в нем. Ведь человек – часть Космоса Бесконечного:

Нет, не пейзаж влечет меня,

Не краски жадный взор приметит

А то, что в этих красках светит:

Любовь и радость бытия.

Ведущий. (На фоне музыки Дебюсси «Лунный свет»)

А это, я считаю, и есть жизнь всего сущего на земле. И высокие звезды, и созвездия, что горят в стихах И.А.Бунина: Стожары, Млечный путь, Сириус, Орион, птицы и шмели, осы и животные; деревья и человек – все попало в поле зрения этого удивительного поэта и писателя. И все обрело плоть и кровь, благодаря слову, тому самому, о котором – одно из поразительных стихотворений, обращенных к нам, живущим на земле. Ведь словом можно вселить надежду в человека, а можно и унизить его. Человеческая душа сродни природе. Беречь ее – значит и беречь слово, нашу речь, родную землю, Россию.

Чтец. Стихотворение «Молчат гробницы, мумии и кости…»

Ведущая. Мы всегда восхищаемся, когда входим в лес, березовую рощу, идем по лесной тропинке, видим луговую траву, пахнущую цветами. Приятно, когда около домов посажены зеленые насаждения. Значит, этот человек умеет ценить красоту, уважать природу.

Ведущий. Красота человеческой души раскрывается и в наших танцах, полных любви, согласия, взаимопонимания.

(Исполняется танец).

Ведущая. Вопрос об отношении к природе, родным местам – это и вопрос об отношении к своему Отечеству.

Ведущий: Чувство родины, языка, истории у Бунина было огромно. Образ России складывался в стихах исподволь, незаметно. Он был подготовлен уже пейзажной лирикой.

Чтец . Шире, грудь, распахнись для принятия

Чувств весенних – минутных гостей!

Ты раскрой мне, природа, объятия,

Чтоб я слился с красою твоей!

Ты, высокое небо, далекое,

Беспредельный простор голубой!

Ты, зеленое поле широкое!

Только к вам я стремился душой!

Ведущая. Иван Алексеевич Бунин не стал бы большим писателем, не будь у него чувства Родины во всей ее многоликости. Одна Россия в «Деревне», другая – в «Жизни Арсеньева», одна в «Ночном разговоре», другая – в «Косцах».

Чтец. (Отрывок из произведения «Косцы»).

«Кругом нас были поля, глушь серединной, исконной России. Было предвечернее время июньского дня. Старая большая дорога, заросшая кудрявой муравой, изрезанная заглохшими колеями, следами давней жизни наших отцов и дедов, уходила перед нами в бесконечную русскую даль…»

Ведущий. Но жизнь Бунина сложилась так, что большую часть ее он провел вдалеке от родной земли. Но ничто не могло заставить его отказаться от мысли о России. Она была в его сердце, в душе.

В письмах и дневниках Бунин говорит о своем желании возвратиться в Москву. Но не было уверенности, сбудутся ли надежды на спокойную жизнь и на издание его стихов.

Чтец. Ту звезду, что качалася в темной воде

Под кривою ракитой в заглохшем саду, -

Огонек, до рассвета мерцавший в пруде, -

Я теперь в небесах никогда не найду.

В то селенье, где шли молодые года,

В старый дом, где я первые песни слагал,

Где я счастья и радости в юности ждал,

Я теперь не вернусь никогда, никогда.

Ведущая. После четверти века молчания Бунин не выдержал и летом 1942 года написал в Россию старому другу Н.Телешову: «Очень хочу домой…» Тогда же писатель А.Н.Толстой ходатайствовал перед советским правительством о возможности его возвращения. Но война отодвинула решения этого вопроса. После победы К.Симонов беседовал с Буниным в Париже о возвращении, а про себя грустно замечал, что старому писателю было бы нелегко перебороть себя во многом.

Ведущий. Свою последнюю дневниковую запись Бунин сделал 2 мая 1953 года: «Это все-таки поразительно до столбняка! Через некоторое очень малое время меня не будет – и дела и судьбы всего, всего будут мне неизвестны»!...И я только тупо умом стараюсь измениться, устрашиться!...» Эту мысль он выразил в стихотворении «Твой труд переживет тебя, поэт…»

Чтец. Твой труд переживет тебя, поэт,

Переживут творца его творенья,

Живого не утратит выраженья

С тебя когда-то писанный потрет –

И станешь ты, незримый, бестелесный,

Мечтою, мыслью, сказкою чудесной…

Ведущая. От жизни человеческой, от веков, поколений остается на земле высокое, доброе и прекрасное. Только это. Так и от жизни Бунина осталось его высокое, доброе и прекрасное искусство, которое влилось в великую русскую литературу. И остается с нами навсегда.

Чтец. И цветы, и шмели, и травы, и колосья,

И лазурь, и полуденный зной…

Срок настанет – Господь сына блудного спросит:

«Был ли счастлив ты в жизни земной?»

И забуду я все – вспомню только вот эти

Полевые пути меж колосьев и трав –

И от сладостных слез не успею ответить,

К милосердным коленам припав. Ведущий. Вот и подошла к концу наша встреча в литературной гостиной. Я уверен, что сегодняшний наш разговор не оставил никого равнодушным. Пусть каждый из нас возьмет для себя девизом строки из поэмы Татьяны Кузовлевой «Живая вода».

Чтец. (Читает отрывок). Литература

1.Адамович Г.В. Бунин: Воспоминания. (Вступ. Заметка и публикация А.Бабореко) Знамя. – 1988. – кн.4 – С. 178-191.

2.Бунин И.А. «Антоновские яблоки» Повести и рассказы. М.: Советская Россия. – 1990.

3.Волков А. Проза Ивана Бунина – Московский рабочий. – 1969.

4.Кучкина О. Бунин Иван Алексеевич. Любимые лица России. М.: 1997 – Г.2. – С. 216-223.

5.Никитин Г. «Я, вероятно, все-таки рожден стихотворцем…» 130 лет со дня рождения И.А.Бунина. Библиотека. – 2000. т8. – С. 56-58.

6.Ростовцева М. Лед и соль. Заметки о поэзии Ивана Бунина. Наследие. Из серии «Уроки классики». – Библиотека – 1997. т.7. – С.57-58.

7.Спивак Р.С. Грозный космос Бунина. – Лит.обозрение. – 1995. – т3. – С. 35-

Сергей Александрович Есенин (21 сентября (3 октября) 1895, село Константиново, Рязанская губерния - 28 декабря 1925, Ленинград) - русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии и лирики, а в более позднем периоде творчества - и имажинизма.

Сергей Есенин родился в селе Константиново Кузьминской волости Рязанского уезда Рязанской губернии, в крестьянской семье. Отец - Александр Никитич Есенин (1873-1931), мать - Татьяна Фёдоровна Титова (1875-1955). Сестры - Екатерина (1905-1977), Александра (1911-1981).

С 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас - Клепиковской школе. За это время им было написано более 30 стихотворений, составлен рукописный сборник “Больные думы” (1912), который он пытался опубликовать в Рязани. Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное - русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант. Сам Есенин в разное время называл разные источники, питавшие его творчество: песни, частушки, сказки, духовные стихи, “Слово о полку Игореве”, поэзию Лермонтова, Кольцова, Никитина и Надсона. Позднее на него оказывали влияние Блок, Клюев, Белый, Гоголь, Пушкин.

Из писем Есенина 1911 - 1913 годов вырисовывается сложная жизнь поэта. Все это нашло отражение в поэтическом мире его лирики 1910 - 1913 годов, когда им было написано более 60 стихотворений и поэм. Здесь выражена его любовь ко всему живому, к жизни, к родине (“Выткался на озере алый свет зари...”, “Дымом половодье...”, “Береза”, “Весенний вечер”, “Ночь”, “Восход солнца”, “Поет зима - аукает...”, “Звезды”, “Темная ноченька, не спится...” и др.)

С первых же стихов в поэзию Есенина входят темы родины и революции. Поэтический мир становится более сложным, многомерным, значительное место в нем начинают занимать библейские образы, христианские мотивы.

В 1915 году Есенин приезжает в Петроград, встречается с Блоком, который оценил “свежие, чистые, голосистые”, хотя “многословные” стихи “талантливого крестьянского поэта - самородка”, помог ему, познакомил с писателями и издателями.

Есенин становится знаменитым, его приглашают на поэтические вечера и в литературные салоны.

В начале 1916 года выходит первая книга “Радуница”, в которую входят стихи, написанные Есениным в 1910 - 1915 годах. Творчество поэта 1914 - 1917 годов сложно и противоречиво (“Микола”, “Егорий”, “Русь”, “Марфа Посадница”, “Ус”, “Исус - младенец”, “Голубень” и др.). Основой есенинского мироздания является изба со всеми ее атрибутами. Избы, окруженные дворами, огороженные плетнями и связанные друг с другом дорогой, образуют деревню. А деревня, ограниченная околицей, - это и есть есенинская Русь, которая отрезана от большого мира лесами и болотами.

Герой лирики Есенина молится “дымящей земле”, “на алы зори”, “на копны и стога”, он поклоняется родине. Есенин позже признавался: “Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве”.

В дореволюционном поэтическом мире Есенина Русь многолика: “задумчивая и нежная”, смиренная и буйственная, нищая и веселая, справляющая “праздники победные”. В стихотворении “Не в моего ты бога верила” (1916) поэт зовет Русь - “царевну сонную, находящуюся “на туманном берегу”, к “веселой вере”, которой теперь привержен он сам. В стихотворении “Тучи с ожереба...” (1916) поэт как будто предсказывает революцию - “преображение” России “через муки и крест” и гражданскую войну.

Но поэт верил, что настанет такое время, когда все люди станут братьями. Отсюда стремление ко всеобщей гармонии, к единству всего сущего на земле. Поэтому один из основных законов мира Есенина - это всеобщий метаморфизм (что позже приведет поэта к имажинистам). Люди, животные, растения, стихии и предметы - все это, по Есенину, дети одной матери - природы. Он Очеловечивает природу. Первый сборник пленяет не только свежестью и лиризмом, живым ощущением природы, но и образной яркостью. Книга пропитана фольклорной поэтикой (песня, духовный стих), ее язык обнаруживает немало областных, местных слов и выражений, что тоже составляет одну из особенностей поэтического стиля Есенина.

Во второй половине 1916 года поэт готовит новый стихотворный сборник “Голубень”. В новых стихах уже немало подлинных лирических шедевров, таковы его стихи и светлой, нежной любви, окрашенной в чувственные тона, - “Не бродить, не мять в кустах багряных” (1916), “Запели тесаные дроги” (1916). Но уже отчетливей проступают приметы другой - каторжной Руси, по которой бредут “люди в кандалах” (“В том краю, где желтая крапива” (1916), “Синее небо, цветная дуга” (1916). Меняется герой есенинской лирики - он то “нежный отрок”, “смиренный инок”, то “грешник”, “Бродяга и вор”, “разбойник с кистенем” и т.д. (“наша вера не погасла” (1915), “Разбойник” (1915), “Устал я жить в родном краю” (1916). Эта же двойственность определяет и образ “нежного хулигана” в стихах Есенина периода “Московской кабацкой” (1924).

События 1917 года вызвали резкий перелом в творчестве поэта, ему казалось, что наступает эпоха великого духовного обновления, “преображения” жизни, переоценки всех ценностей. В это время он создает цикл из 10 небольших поэм; в них он воспевает “буйственную Русь” и славит “красное лето” (“Товарищ” (1917), “Певучий зов” (1917), “Отчарь” (1917), “Октоих” (1918), “Пришествие” (1918), “Преображение” (1918), “Иония” (1918), “Иорданская голубица” (1918).

Весной 1918 года Есенин переехал из Петрограда в Москву. Там наконец - то выходит сборник “Голубень”, вобравший в себя стихи 1916 - 1917 годов. Затем поэт выпускает сборники стихотворений “Преображение” (1918), “Сельский часослов” (1918). В 1919 году вышла книга “Ключи Марии”, в которой Есенин сформулировал свой взгляд на искусство, его суть и цели. Эта работа была принята как манифест имажинистов, объединение которых произошло в 1918 - 1918 годах.

Наиболее значительные произведения Есенина, принесшие ему славу одного из лучших поэтов, созданы в 1920 - е годы.

Как всякий великий поэт, Есенин не бездумный певец своих чувств и переживаний, а поэт - философ. Как всякая поэзия, его лирика философична. Философская лирика - это стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия, ведет поэтический диалог с человеком, природой, землей, Вселенной. Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение “Зеленая прическа” (1918). Одно развивается в двух планах: березка - девушка. Читатель так и не узнает, о ком это стихотворение - о березке или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву - красавице русского леса, а она - человеку. Березка в русской поэзии - символ красоты, стройности, юности; она светла и целомудренна.

Поэзией природы, мифологией древних славян проникнуты такие стихотворения 1918 года, как “Серебристая дорога...”, “Песни, песни о чем вы кричите?”, “Я покинул родимый дом...”, “Закружилась листва золотая...” и т.д.

Поэзия Есенина последних, самых трагичных лет (1922 - 1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной (“Не жалею, не зову, не плачу...”, “Отговорила роща золотая...”, “Мы теперь уходим понемного...” и др.)

Поэма ценностей в поэзии Есенина едина и неделима; в ней все взаимосвязано, все образует единую картину “родины любимой” во всем многообразии ее оттенков. Это и является высшим идеалом поэта.

Поэма “Анна Снегина” (1915) стала во многом итоговым произведением, в которой личная судьба поэта осмыслена с судьбой народной.

Уйдя из жизни в 30 лет, Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство, и пока живет земля, Есенину - поэту суждено жить с нами и “воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким “Русь”.

28 декабря 1925 года Есенина нашли мёртвым в ленинградской гостинице «Англетер». Последнее его стихотворение - «До свиданья, друг мой, до свиданья…» - по свидетельству Вольфа Эрлиха, было передано ему накануне: Есенин жаловался, что в номере нет чернил, и он вынужден был писать своей кровью.

Согласно версии, которая является ныне общепринятой среди академических исследователей жизни Есенина, поэт в состоянии депрессии (через неделю после окончания лечения в психоневрологической больнице) покончил жизнь самоубийством (повесился).

После гражданской панихиды в Союзе поэтов в Ленинграде тело Есенина было доставлено на поезде в Москву, где в Доме печати также было устроено прощание с участием родственников и друзей покойного. Похоронен 31 декабря 1925 года в Москве на Ваганьковском кладбище.

Версия об убийстве.

Ни сразу после гибели Есенина, ни в ближайшие несколько десятилетий после смерти поэта других версий его смерти, кроме самоубийства, не выдвигалось.

В 1970-1980-е годы возникли версии об убийстве поэта с последующей инсценировкой самоубийства Есенина (как правило, в организации убийства обвиняются сотрудники ОГПУ). Вклад в разработку этой версии внёс следователь Московского уголовного розыска, полковник в отставке Эдуард Хлысталов. Версия убийства Есенина проникла в массовую культуру: в частности, в художественной форме представлена в телесериале «Есенин» (2005).

В 1989 году под эгидой ИМЛИ имени Горького была создана Есенинская комиссия под председательством советского и российского есениноведа Ю. Л. Прокушева; по её просьбе был проведён ряд экспертиз, приведших к следующему выводу: «опубликованные ныне „версии“ об убийстве поэта с последующей инсценировкой повешения, несмотря на отдельные разночтения…, являются вульгарным, некомпетентным толкованием специальных сведений, порой фальсифицирующим результаты экспертизы» (из официального ответа профессора по кафедре судебной медицины, доктора медицинских наук Б. С. Свадковского на запрос председателя комиссии Ю. Л. Прокушева). Версии убийства Есенина считаются поздним вымыслом или «малоубедительными» и другими биографами поэта.

Автобиография.

Автобиография. 1916 г.

Есенин Сергей Александрович, сын крестьянина Рязанской губернии и уезда, села Константинова Кузьминской волости. Родился в 1895 г. 21 сентября.
Образование получил в учительской школе и два года слушал лекции в Университете Шанявского. Стихи начал писать с 8 лет. Печататься начал 18 лет. Книга вышла через год, как появились стихи, под названием «Радуница», издание Аверьянова 1916 г.

Я родился в 1895 году 21 сентября в селе Константинове Кузьминской волости, Рязанской губернии и Рязанского уезда. Отец мой - крестьянин Александр Никитич Есенин, мать - Татьяна Федоровна.
Детство провел у деда и бабки по матери, в другой части села, которое называется Матово.
Первые мои воспоминания относятся к тому времени, когда мне было три-четыре года.
Помню: лес, большая канавистая дорога. Бабушка идет в Радовецкий монастырь, который от нас верстах в 40. Я, ухватившись за ее палку, еле волочу от усталости ноги, а бабушка все приговаривает: «Иди, иди, ягодка, Бог счастье даст».
Часто собирались у нас дома слепцы, странствующие по селам, пели духовные стихи о прекрасном рае, о Лазаре, о Миколе и о Женихе, светлом госте из града неведомого.
Нянька, старуха-приживальщица, которая ухаживала за мной, рассказывала мне сказки, все те сказки, которые слушают и знают все крестьянские дети.
Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресным дням он рассказывал мне Библию и священную историю.
Уличная же моя жизнь была не похожа на домашнюю. Сверстники мои были ребята озорные. С ними я лазил вместе по чужим огородам. Убегал дня на 2-3 в луга и питался вместе с пастухами рыбой, которую мы ловили в маленьких озерах, сначала замутив воду, руками, или выводками утят.
После, когда я возвращался, мне частенько влетало.
В семье у нас был припадочный дядя, кроме бабки, деда и моей няньки. Он меня очень любил, и мы часто ездили с ним на Оку поить лошадей. Ночью луна при тихой погоде стоит стоймя в воде. Когда лошади пили, мне казалось, что они вот-вот выпьют луну, и радовался, когда она вместе с кругами отплывала от их ртов.
Когда мне сравнялось 12 лет, меня отдали учиться из сельской земской школы в учительскую школу. Родные хотели, чтоб из меня вышел сельский учитель. Надежды их простирались до института, к счастью моему, в который я не попал.
Стихи писать начал лет с 9, читать выучили в 5. Влияние на мое творчество в самом начале имели деревенские частушки. Период учебы не оставил на мне никаких следов, кроме крепкого знания церковнославянского языка. Это все, что я вынес.
Остальным занимался сам под руководством некоего Клеменова. Он знакомил меня с новой литературой и объяснял, почему нужно кое в чем бояться классиков. Из поэтов мне больше всего нравился Лермонтов и Кольцов. Позднее я перешел к Пушкину.
1913 г. я поступил вольнослушателем в Университет Шанявского. Пробыв там 1 1/2 года, должен был уехать обратно, по материальным обстоятельствам, в деревню.
В это время у меня была написана книга стихов «Радуница». Я послал из них некоторые в петербургские журналы и, не получая ответа, поехал туда сам. Приехал, отыскал Городецкого. Он встретил меня весьма радушно. Тогда на его квартире собирались почти все поэты. Обо мне заговорили, и меня начали печатать чуть ли не нарасхват.
Печатался я: «Русская мысль», «Жизнь для всех», «Ежемесячный журнал» Миролюбова, «Северные записки» и т. д. Это было весной 1915 г. А осенью этого же года Клюев мне прислал телеграмму в деревню и просил меня приехать к нему.
Он отыскал мне издателя М. В. Аверьянова, и через несколько месяцев вышла моя первая книга «Радуница». Вышла она в ноябре 1915 г. с пометкой 1916 г.
В первую пору моего пребывания в Петербурге мне часто приходилось встречаться в Блоком и Ивановым-Разумником, позднее с Андреем Белым.
Первый период революции встретил сочувственно, но больше стихийно, чем сознательно.
1917 году произошла моя первая женитьба на З. Н. Райх.
1918 году я с ней расстался, и после этого началась моя скитальческая жизнь, как и всех россиян за период 1918-21. За эти годы я был в Туркестане, на Кавказе, в Персии, в Крыму, в Бессарабии, в оренбургских степях, на мурманском побережье, в Архангельске и Соловках.
1921 г. я женился на А. Дункан и уехал в Америку, предварительно исколесив всю Европу, кроме Испании.
После заграницы я смотрю на страну свою и события по-другому. Наше едва остывшее кочевье мне не нравится. Мне нравится цивилизация, но я очень не люблю Америки. Америка - это тот смрад, где пропадает не только искусство, но и вообще лучшие порывы человечества.
Если сегодня держат курс на Америку, то я готов тогда предпочесть наше серое небо и наш пейзаж: изба немного вросла в землю, прясло, из прясла торчит огромная жердь, вдалеке машет хвостом на ветру тощая лошаденка. Это не то что небоскребы, которые дали пока что только Рокфеллера и Маккормика, но зато это то самое, что растило у нас Толстого, Достоевского, Пушкина, Лермонтова и др.
Прежде всего я люблю выявление органического. Искусство для меня не затейливость узоров, а самое необходимое слово того языка, которым я хочу себя выразить. Поэтому основанное в 1919 году течение имажинизм, с одной стороны, мной, а с другой - Шершеневичем, хоть и повернуло формально русскую поэзию по другому руслу восприятия, но зато не дало никому еще права претендовать на талант. Сейчас я отрицаю всякие школы. Считаю, что поэт и не может держаться определенной какой-нибудь школы. Это его связывает по рукам и ногам. Только свободный художник может принести свободное слово.
Вот все то короткое, схематичное, что касается моей биографии. Здесь не все сказано, но, я думаю, мне пока еще рано подводить какие-либо итоги себе. Жизнь моя и мое творчество еще впереди.
20 июня 1924.

«О себе». Октябрь 1925 г.

Родился в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии. Рязанского уезда, Кузьминской волости, в селе Константинове.
С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками, и, пока не захлебывался, он все кричал: «Эх! Стерва! Ну куда ты годишься?» «Стерва» у него было слово ласкательное. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: «Ты у меня, дура, его не трожь, он так будет крепче!» Бабушка любила меня изо всей мочи, и нежности ее не было границ. По субботам меня мыли, стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос. Но и масло мало помогало. Всегда я орал благим матом и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе.
Так протекло мое детство. Когда же я подрос, из меня очень захотели сделать сельского учителя и потому отдали в церковно-учительскую школу, окончив которую, я должен был поступить в Московский учительский институт. К счастью, этого не случилось.
Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам. Некоторые стихи этих лет помещены в «Радунице».
Восемнадцати лет я был удивлен, разослав свои стихи по журналам, тем, что их не печатают, и поехал в Петербург. Там меня приняли весьма радушно. Первый, кого я увидел, был Блок, второй - Городецкий. Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта. Городецкий меня свел с Клюевым, о котором я раньше не слыхал ни слова. С Клюевым у нас завязалась, при всей нашей внутренней распре, большая дружба.
В эти же годы я поступил в Университет Шанявского, где пробыл всего 1 1/2 года, и снова уехал в деревню.
В Университете я познакомился с поэтами Семеновским, Наседкиным, Колоколовым и Филипченко.
Из поэтов-современников нравились мне больше всего Блок, Белый и Клюев. Белый дал мне много в смысле формы, а Блок и Клюев научили меня лиричности.
В 1919 году я с рядом товарищей опубликовал манифест имажинизма. Имажинизм был формальной школой, которую мы хотели утвердить. Но эта школа не имела под собой почвы и умерла сама собой, оставив правду за органическим образом.
От многих моих религиозных стихов и поэм я бы с удовольствием отказался, но они имеют большое значение как путь поэта до революции.
С восьми лет бабка таскала меня по разным монастырям, из-за нее у нас вечно ютились всякие странники и странницы. Распевались разные духовные стихи. Дед, напротив, был не дурак выпить. С его стороны устраивались вечные невенчаные свадьбы.
После, когда я ушел из деревни, мне долго пришлось разбираться в своем укладе.
В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном.
В смысле формального развития теперь меня тянет все больше к Пушкину.
Что касается остальных автобиографических сведений, они в моих стихах.
Октябрь 1925.

Официальный сайт: www.esenin.ru

Дискография на стихи Сергея Есенина:

1977 - Кшиштоф Кравчик - «Piesni, piesni…» (LP, Muza, 1977)
1978 - Аркадий Северный с ансамблем «Черноморская чайка» № 9 - «Снова в Одессе»
1979 - Николай Любенов - «Песни от съветски композитори по стихове на Сергей Есенин и стари руски романси» (България - Студио Балкантон)
1980 - Евгений Чумаченко - «Песни на стихи Сергея Есенина»
1980 - сборник «Песни и романсы на стихи Сергея Есенина» (Мелодия)
1990 - Иосиф Кобзон - «Сыпь, тальянка» («Иосиф Кобзон поёт песни Григория Пономаренко на стихи Сергея Есенина»)
1997 - Иосиф Кобзон - «Вы помните» («Песни Григория Пономаренко на стихи Сергея Есенина»)
1997 - сборник «Я Московский озорной гуляка»
1997 - Александр Новиков «Сергей Есенин»
1999 - Александр Подболотов и Виталий Соломин - «Клён ты мой опавший»
2000 - Владимир Трошин - «Песни на стихи С. Есенина»
2000 - вокальное трио «Реликт» - «Я люблю тебя, Родина кроткая»
2002 - студия Андрея Даниленко «Кореш» - «Памяти Сергея Есенина»
2004 - Мастерская Игоря Ковалёва - рок-сюита «Есенин Сергей»
2005 - Анатолий Тукиш - «Песни на стихи Сергея Есенина»
2005 - Ансамбль «Радуница» - «Откроем томик Есенина»
2005 - Валерий Власов - «Серёга Есенин»
2006 - Александр Новиков - «Сергей Есенин. 110 лет» (2 CD), концертный альбом, записанный в ГЦКЗ «Россия» 31 октября 2005 года
2006 - Никита Джигурда - «Золотая сорвиголова» («Песни на стихи С. Есенина»)
2006 - Никита Джигурда - «Хулиган я хулиган» («Песни на стихи С. Есенина»)
2008 - Александр Новиков - «Я помню, любимая, помню»
2008 - Алексей Верный - «Мой край, задумчивый и нежный»
2008 - Сергей Безруков - «Хулиган»
2008 - сборник «Песни на Стихи Есенина» - «…Клён Ты Мой Опавший»
2010 - Сергей Зыков - «Есть одна хорошая песня у соловушки»
2012 - Алексей Горшенёв - «Душа поэта»
2013 - Алексей Горшенёв - «Смерть поэта»

«Кто я? Что я? Только лишь мечтатель…» С.Есенин


Перстень счастья ищущий во мгле,
Эту жизнь живу я словно кстати,
Заодно с другими на земле.

И с тобой целуюсь по привычке,
Потому что многих целовал,
И, как будто зажигая спички,
Говорю любовные слова.

«Дорогая», «милая», «навеки»,
А в уме всегда одно и то ж,
Если тронуть страсти в человеке,
То, конечно, правды не найдешь.

Оттого душе моей не жестко
Ни желать, ни требовать огня,
Ты, моя ходячая березка,
Создана для многих и меня.

Но, всегда ища себе родную
И томясь в неласковом плену,
Я тебя нисколько не ревную,
Я тебя нисколько не кляну.

Кто я? Что я? Только лишь мечтатель,
Синь очей утративший во мгле,
И тебя любил я только кстати,
Заодно с другими на земле.

Анализ стихотворения Есенина «Кто я? Что я? Только лишь мечтатель…»

Герой поздних творений Есенина испытывает экзистенциальный кризис, который выражен чувствами одиночества и растерянности, ощущением бесцельности существования. Подавленное настроение демонстрируется афористичным выводом: жизнь есть обман, дополненный «чарующей тоскою». Субъект речи окружен неискренними, «легкими» друзьями и неверными женщинами. Настоящие отношения остались в прошлом или существуют лишь в воображении, как единственная возлюбленная с «голубень»-глазами. Счастье и радость, которые ассоциируются с минувшей юностью, исчезли в далеких степных просторах подобно «бешеной тройке».

Зачин произведения 1925 г. открывается риторическими вопросами, указывающими на суть экзистенциального конфликта, с которым столкнулся герой. Эмоциональный и мечтательный, он заблудился «во мгле», метафорически отождествляемой с жизненной дорогой. Цель исканий обозначена ярким символом кольца, восходящим к древним представлениям о бесконечном, - «перстнем счастья».

Центральное место в стихотворном тексте занимает мотив чужой, ненастоящей судьбы, прожитой «заодно с другими». Бесстрастный герой действует подобно хорошо отлаженному механизму. Его поведением управляет привычка, некий набор готовых программ поведения, явившийся результатом собственного опыта и подражания другим людям. Лирический субъект демонстрирует машинальный подход к интимным переживаниям на примере любовной темы: поцелуи и нежные слова лишены искренности. Они обессмысливаются, демонстрируя не проявления высоких чувств, а социальные ожидания пары. Бездумное поведение мнимого влюбленного сравнивается с привычными бытовыми движениями, когда разжигают огонь спичкой.

Во второй части произведения отвлеченные размышления героя сменяются более узкой темой, связанной с отношением к лирическому адресату - конкретному женскому образу. Последний охарактеризован нежной метафорической формулой «ходячая березка», однако далее по тексту субъект речи демонстрирует безразличие к чувствам героини. Холодность и безучастие к ее судьбе выражены при помощи глаголов с отрицательной частицей. Разочарованный партнер сознается, что тяготится «неласковым пленом» дисгармоничных отношений и занят поисками идеальной родной души.

Стихотворный текст заканчивается рефреном, который несколько смещает акценты лирической ситуации. Очередное признание героя касается утраты синевы очей, которая в есенинской поэтике равнозначна потере возвышенных идеалов, надежды и оптимизма.