Есть в близости людей заветная черта,
Ее не перейти влюбленности и страсти, —
Пусть в жуткой тишине сливаются уста,
И сердце рвется от любви на части.

И дружба здесь бессильна, и года
Высокого и огненного счастья,
Когда душа свободна и чужда
Медлительной истоме сладострастья.

Стремящиеся к ней безумны, а ее
Достигшие — поражены тоскою…
Теперь ты понял, отчего мое

Стихотворение 1915 года с посвящением Н. В. Н., Николаю Владимировичу Недоброво, который помимо личной близости к поэтессе ценен нам и в качестве необычайно проницательного критика ее поэзии. В том же 1915 году он написал до сих пор цитируемую статью, в которой убедительно разъяснил, что за хрупкой декадентской миной многих поэтов, в частности Ахматовой, скрывается властная личность, железная дисциплина и четкая художественная логика.

Стихотворение «Есть в близости людей заветная черта…» — несомненный хит поэтессы, и это как раз фирменная Ахматова: стихи о нелюбви. Оно очень интересно и в идейном плане, и структурно, и интертекстуально.

Его центральная идея — очень ярко выраженное «нет»: «не бьется». А конкретизировано это «нет» через образ непереходимой черты. Этот образ иногда возводят к Достоевскому, к «Преступлению и наказанию». Параллель возможная — тем более, что Ахматова объявляла Достоевского главным для нее писателем, — но не обязательная: все-таки переступание-непереступание черты здесь не носит криминального характера.

Интереснее, как мотив черты воплощен в стихотворении. Прямым формальным носителем темы непереходимой черты сделаны в стихотворении анжамбеманы, или стиховые переносы — конфликты между синтаксической незавершенностью и стиховой завершенностью строк Обычно это значит, что строка закончилась, но читатель остро чувствует, что предложение не завершено и будет договорено в следующей строке. .

Начинается это довольно скромно. В первой строфе анжамбеманов нет, — ну разве что тире в конце второй строки, означающее, что предложение будет продолжаться. Во второй строфе анжамбеманов уже два — года | счастья и рифмующееся с этим далее чужда | истоме . А в третьей строфе анжамбеманы достигают максимума. В первой строке это перебой ее | достигшие — тут, кстати, речь непосредственно идет о черте, «достигшие ее» — это «достигшие черты». А в предпоследней строке, почти невозможной в классическом стихе, есть перенос отчего мое | не бьется сердце — да еще и осложненный порядком слов: «мое» отделено от «сердце». Здесь двойное нарушение нормального порядка и нормального проведения черт.

Таким образом, постепенное систематическое нагнетание переносов, то есть форсированных переходов черты, завершающееся почти невозможной конструкцией, непосредственно, наглядным рисунком — как говорят в поэтике, иконически — выражает тему переходимости-непереходимости черты. Подобная игра с переносами может достигать в поэзии, особенно авангардной, большой напряженности, вплоть до почти хаотического нарушения нормы. Но Ахматова, конечно, неоклассик, и у нее все строго замотивировано, все строго регламентировано, все опирается на традицию.

Сама тема стихотворения более-менее непосредственно отсылает к почитавшемуся Ахматовой Иннокентию Анненскому, к стихотворению «Два паруса лодки одной» 1904 года:

Нависнет ли пламенный зной,
Иль, пенясь, расходятся волны,
Два паруса лодки одной,
Одним и дыханьем мы полны.

Нам буря желанья слила,
Мы свиты безумными снами,
Но молча судьба между нами
Черту навсегда провела.

И в ночи беззвездного юга,
Когда так привольно-темно,
Сгорая, коснуться друг друга
Одним парусам не дано…

Перекличка, конечно, очевидная. Но через голову Анненского и вообще Серебряного века Ахматова смотрит и дальше, назад к Пушкину, постоянной темой которого были всякого рода совмещения: страсти и бесстрастия, свободы и несвободы и так далее; изображение бесстрастной страсти, любви и без надежд, и без желаний.

Поэтому закономерно заимствование у Пушкина лейтмотивного образа непереходимой черты и самой вводящей его синтагмы — подлежащее «черта» плюс сказуемое «есть». Сравним:

Но недоступная черта меж нами есть.
Напрасно чувство возбуждал я:
Из равнодушных уст я слышал смерти весть,
И равнодушно ей внимал я.

«Под небом голубым страны своей родной…»

Но если у Пушкина недоступная черта разделяет поэта и его умершую в далекой стране давнюю возлюбленную, то у Ахматовой эта черта присутствует и в самой интимной близости любящих. Что же касается ключевого словосочетания «заветная черта», то и оно встречается у Пушкина в другом его прощании с бывшей возлюбленной:

Свершилось! Темные свернулися листы;
На легком пепле их заветные черты
Белеют… Грудь моя стеснилась. Пепел милый,
Отрада бедная в судьбе моей унылой,
Останься век со мной на горестной груди…

«Сожженное письмо»

Самое поразительное — это то, как тематические и словесные интертексты сочетаются в ахматовском стихотворении с заимствованиями структурными. В одном стихотворении Пушкина речь идет о черте, о ее переходе, о ее недоступности, а в другом — пока не упоминавшемся — обнаруживается тот анжамбеман, который, по всей вероятности, послужил прототипом кульминационного анжамбемана Ахматовой. Я имею в виду одно из самых знаменитых страстно-бесстрастных стихотворений Пушкина — «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» Сравним:

Теперь ты понял, отчего мое
Не бьется сердце под твоей рукою.

Ахматова

И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.

Пушкин

Разумеется, Ахматова усиливает пушкинский эффект. У него всего лишь «оттого», а у нее еще и «отчего мое».

Главное же — переосмыслена основная соль концовки: у Пушкина, несмотря на паузы и общую сдержанность тона, даже в разлуке сердце горит и любит. У Ахматовой же недоступная черта разделяет героиню и присутствующего тут же партнера, любовника, под рукой которого находится ее сердце, каковое, однако, не бьется. Ситуация эта в поэтическом мире Ахматовой нередка, вспомним: «Как не похожи на объятья / Прикосновенья этих рук», «Он снова тронул мои колени / Почти не дрогнувшей рукой», «Как беспомощно, жадно и жарко гладит / Холодные руки мои».

Итак, в стихотворении налицо тематическая цитация из Пушкина, а стержнем композиции служит заимствованный у него же (и развитый) формальный эффект. Ахматовский текст как бы растянут между содержательной цитатой из одного стихотворения — главным образом, «Под небом голубым…», которое задает тему черты, — и структурной цитацией из другого стихотворения, «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», которое поставляет иконический эквивалент этой темы — игру с остановками и переходами, воплощающую тему черты и перехода-неперехода.

Сама же разработанная таким образом тема является одним из инвариантов То есть центральных тем, в том или ином воплощении пронизывающих почти все творчество автора. ахматовского поэтического мира, который, в свою очередь, представляет собой некую современную и сильно заостренную вариацию на инвариантные мотивы Пушкина, окрашенную в тона горькой, а иной раз и кокетливо-пряной резиньяции Резиньяция — безропотное смирение, отказ от жизненной активности. и отрешенности а-ля Анненский. Стихотворение «Есть в близости людей заветная черта…» — поздний, острый, взрывоопасный, но все же вполне дисциплинированный образец петербургской поэтики.

И последнее. Несколько загадочной и как бы немотивированной остается та жуткая тишина, в которой сливаются уста любовников. Ахматова прославилась как великая поэтесса несчастной, невозможной, так или иначе неосуществляемой и неосуществимой любви — и как автор позднего шедевра под загадочным названием «Поэма без героя», над загадкой которого бьются исследователи.

Но не в том ли дело, что ее любовная поэзия — это последовательная театрализация несуществующей, вымышленной любви героя-мужчины? За ней, вероятно, скрывается подлинная, но не объявленная, таимая от всех и чуть ли не от самой себя любовь к женщинам, лишь изредка прорывающаяся в самых нежных пассажах поэмы, адресованных «Коломбине десятых годов», Ольге Глебовой-Судейкиной. Тогда понятно, что эта поэма — да и многие стихи Ахматовой — поэзия без героя, но с героинями. 

«Серебряный век» - Все объявлялись талантливыми и гениальными. Поэты получили право публиковать произведения. В пестром калейдоскопе имен поэтов «серебряного века» есть такие: ЗАДАНИЕ: прочитать стихотворение, и ответить на вопросы в учебнике, подготовиться читать выразительно. Групповая работа. Выучить одно из стихотворений по выбору; Создание презентаций.

«Серебряный век урок» - В. Хлебников. И.Северянин «Фиалка». Грохочет эхо по горам, Как гром, гремящий по громам. (Г.Державин. «Водопад».). Уметь. Ласково млеет прохлада. «Милый! Константин Бальмонт. Задание. ЛСМ анализа урока. К.Д. Бальмонт «Камыши». К.Бальмонт «Влага». Диалогический (устный). А. Белый. Проанализировать словотворческие эксперименты.

«Серебряный век русской культуры» - От греческого «акме» - высшая степень чего-либо, цветущая сила. Акмеизм. Октябрьская революция. 1894г. –начало царствования Николая II. “Мы подарили Западу начало нашего века...” Д. Лихачев. Какие литературные течения и направления возникли на рубеже XIX – XX вв.? «Серебряный век» русской культуры. Учебная задача.

«Искусство серебряного века» - Представитель неоклассицизма в музыке. Владимир Галактионович Короленко (1853-1921). Основные направления в изобразительном искусстве ХX в. : Реализм Модерн Символизм Авангардизм. Федор Иванович Шаляпин – певец, бас. «Ассоциация футуристов» во главе с И.Северянином. С.М. Волнухин. Жуковский. Памятник Александру III.

«Культура серебряного века» - Хроника ключевых событий эпохи. Не сотворю себе кумира Ни на земле, ни в небесах. Цели: Владимир Сергеевич Соловьев (1853 - 1900). Поэзия занимает в культуре ведущее место. Дмитрий Сергеевич Мережковский (1865г - 1941г). Предчувствие обретало форму стиха. Гипотеза. Только поэты предчувствовали будущее.

выпишите сначала предложения с определениями, имеющими дополнительное обстоятельственное значение, потом-обособленные определения и затем - необособленные определения.

1. На окне, серебряном от инея, за ночь хризантемы расцвели. 2.Вчера, утомлённый ходьбой по болоту забрёл я в сарай и заснул глубоко. 3.Срастно преданный своему барину, Захар, однако же, резкий день в чем-нибудь не солжёт ему. 4.Кругом была всё та же пропитанная насквозь лунным светом равнина... 5.Разрозненная усталостью, огромная колонна нестройно растягивалась, солдаты шагали всё медленнее... 6.Возивший разных командующих, многоопытный шофёр понимал молчание в машине по-своему - как следствие ссоры накануне поездки, либо разноса со стороны фронтового начальства. 7.Работавшая в трудных условиях, экспедиция, всё же достигла своей цели. 8.Полные энтузиазма участники экспедиции, добились ошеломляющих результатов. 9.Изнемогающие от жары путники, продолжали двигаться вперёд. 10.Попавшая в полосу густого тумана, яхта должна была срочно изменить курс.

Урок 65

Тема: Иван Алексеевич Бунин. «На окне серебряном от инея…»

Цель: создание условий для развития умения чувствовать и понимать переживания, настроение, эмоции другого человека.

Задачи урока:

Формирование у учащихся понятия о поэтическом мире как одной из категорий лирики; формирование представления о поэтическом мире И. А. Бунина.

Расширение интеллектуальной сферы учащихся через анализ текста;

Воспитание внимательного, чуткого отношения к слову, умения находить в тексте изобразительно – выразительные средства языка.

Тип урока: комбинированный

Методы, приемы: наглядный, поисковый, репродуктивный, игровой

Оборудование: книга, презентация к уроку

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели урока

Сегодня на уроке мы познакомимся с поэзией И. А. Бунина, а так же с понятием “поэтический мир”. Слова “поэтический” и “мир” вам хорошо знакомы по отдельности. А теперь соединим их в одно понятие - “поэтический мир”. Как вы думаете, что это такое?

Ответы учащихся.

Да. Это значит, что у каждого поэта свой, неповторимый характер. Характер поэта, его личность отражаются в каждом стихотворении. И все стихотворения вместе, как кусочки мозаики, составляют картину поэтического мира. И в то же время поэтический мир- это автопортрет поэта. Только портрет этот отражает не внешние черты человека, а внутренние, которые мы называем душой.

Сегодня мы постараемся разгадать загадки души И.А.Бунина

В конце урока вы сумеете ответить на вопрос - каков поэтический мир И. А. Бунина.

3. Работа по теме

1) Знакомство с жизнью и творчеством поэта (смотрим презентацию)

2) Работа с текстом

Итак, давайте окунемся в поэтический мир Бунина И.А., а поможет нам в этом его стихотворение «На окне серебряном от инея…»

А) Первичное чтение учителем

Б) Проверка первичного усвоения

Почему поэт называет утро радостным и молодым?

В) Вторичное чтение (учащимися)

4. Закрепление

1) Дифференцированная работа

Задания для самостоятельной работы.

Уровень А.

1. Какие факты из биографии И. А. Бунина вам известны?

2. Подготовьте выразительное чтение стихотворения И. А. Бунина

«На окне, серебряном от инея»

3. Какое стихотворение вам понравилось больше и почему?

Уровень Б.

    Сформулируйте главные мысли стихотворений И. А. Бунина.

    Как показывает И. А. Бунин связь человека и природы?

    Какое настроение вызывает это стихотворение?

Уровень В

    В чём проявляется мастерство Бунина – поэта?

    Какие изобразительно – выразительные средства языка использует И. А. Бунин в стихотворении «На окне, серебряном от инея»?

    Поэтический мир Бунина. Как же мы можем узнать, каков поэтический мир того или иного поэта?

2) Беседа по вопросам самостоятельной работы. Ответы учащихся.

Вывод.

В лирике выражаются чувства и эмоции по поводу того или иного явления

Стих - главный способ организации текста, который превращает высказывание в произведение искусства и раскрывает авторскую мысль.

В чём же мастерство Бунина - поэта? Каков его поэтический мир?

(Ответы учащихся)

И.А. Бунин мастерски пользуется словом: его стихотворения словно картины. Зримость, осязаемость (когда нарисованные поэтом картины встают перед тобой как живые) - одно из отличительных свойств поэзии И.А.Бунина.

После проведённой работы со стихотворениями делается предварительный вывод – в поэзии И. А. Бунина мир предстаёт очень ярко, его можно и увидеть, и почувствовать, и даже понюхать

Как же мы можем узнать, каков поэтический мир того или иного поэта?

5. Рефлексия.

Как вы думаете, что пытается донести до нас, читателей, своими стихами Бунин?

Оценка своего участия в работе на уроке. Анализ карты успеха.

6. Домашнее задание.

Выучить стихотворение.