Творчество А. С. Пушкина в последние годы его жизни чрезвычайно многообразно: художественная и историческая проза, поэтические произведения на различные тематики. К числу последних его произведений относят стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».

Предыстория «Памятника» и восприятие современниками

Немного неоднозначны теории об истории написания стихотворения «Я памятник себе воздвиг».

Пушкин сочинил его в ответ на стихотворение «Два Александра», написанное в лицейские годы его другом Дельвигом. Такую предысторию создания называл историк литературы, пушкинист Владислав Фелицианович Ходасевич.

Другие литературоведы-пушкинисты выделяют еще несколько теорий, затрагивающих истоки написания стихотворения «Я памятник воздвиг нерукотворный».

Пушкин подражал ранее существующим трудам литераторов: Г. Державина, А. Востокова, М. Ломоносова, В. Капниста.

Вторая теория берет начало в Древнем Риме и затрагивает творческий путь Горация, автора оды Exegi monumentum.

Стихотворение было воспринято современниками и потомками неоднозначно.

Вера в скорое признание его трудов, осознание грядущей любви и признания от потомков - темы, затронутые в стихотворении, были восприняты современниками поэта холодно. Так как самовосхваление личных литературных талантов было не в почете. А именно этим, по их мнению, и занимался в произведении Пушкин.

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный» поклонниками творчества автора был воспринят как гимн поэзии и надежда на торжество душевного над телесным.

«Памятник» и судьба поэта

Черновик произведения был обнаружен в ворохе бумаг уже после кончины поэта. помог стихотворению появиться в посмертном собрании сочинений драматурга (1841).

Написал Пушкин «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» буквально за пять месяцев до рокового дуэли, ставшей причиной его гибели: стихотворение датировано 21 августа 1836 г. Произведение стало судьбоносным предсказанием приближающейся смерти.

На новогоднем балу Александр Сергеевич лично прочитал свой «Памятник».

Пушкин стихотворение, осмысляющее судьбу поэта в призме человеческой истории, писал в тяжелые для себя годы: критики ополчились против него, царская цензура лютовала и запрещала к печати большинство работ, светское общество обсуждало сплетни о нем и его супруге, да и семейная жизнь дала трещину. Может, именно эта атмосфера повлияла на глубокий взгляд, позволивший объективно оценить личный творческий вклад драматурга в литературу.

Самоирония и эпиграмма?

У лиц, приближенных к Александру Сергеевичу, бытовало мнение, что произведение наполнено нотами самоиронии. Они называли «Памятник» эпиграммой, объектом которой был сам Пушкин.

Подтверждением данной теории служит направленность стихотворения: адресовано поэту, творчество которого не пользуется уважением среди соплеменников, хотя должно было вызывать у них восхищение.

Мемуарист придерживался теории об «ироничности» стихотворения «Я памятник себе воздвиг». Пушкин и Вяземский были друзьями, поэтому литературный критик настаивал на неправильном прочтении произведения поклонниками. Он заявлял, что в нем идет речь не о духовном и литературном наследии, а о признании обществом его самого. Ведь известно, что современники, в кругах которых крутился поэт, откровенно недолюбливали его как человека. Но при этом признавали большой творческий потенциал, которым обладал Пушкин.

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный» также имел «мистическую» сторону.

Предчувствуя смерть

Сторонники «мистической» версии придерживались мнения, что стихотворение является предсказанием грядущей гибели поэта, о которой он знал заранее. Отталкиваясь от этой позиции и отбросив версию Вяземского об ироничности произведения, можно сказать, что «Памятник» стал духовным завещанием Пушкина.

Пророческое видение затронуло не только жизнь поэта, но и его творчество. Прозаик и драматург знал, что будущие поколения будут не только восхвалять и почитать его, но и станут считать достойным подражания.

Также существует предание о том, что задолго до трагичного исхода своего Александр Сергеевич знал, в какой конкретный день и в какое время суток его ждет смерть. Оно гласит, что гибель от руки именитого блондина ему предсказала гадалка.

Предчувствуя приближающуюся кончину и желая подвести итог своей жизни, Пушкин обратился к самому доступному для себя источнику - перу - и написал «Памятник».

Пушкин. Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Краткий анализ

Лирическим героем можно смело назвать самого Александра Сергеевича. Сюжетом служит судьба автора, рассмотренная в контексте человеческой истории, а также последующий вклад в литературу.

Поэт задается мыслью о том, какое место отведено ему в этом мире, какие отношения у него складываются с обществом и читателями. Он надеется, что жизнь, растраченная в творческих исканиях и порывах, не была напрасной и принесет пользу потомкам. Он надеется, что после смерти о нем будут помнить: «Нет, весь я не умру».

Также в стихотворении поднята проблема поэта и поэзии, поэтической славы и поэтического наследия. Пушкин пишет, что поэт преодолеет смерть благодаря творческому наследию и признанию потомками.

Каждая строка «Памятника» пронизана гордостью за то, что поэзия поэта была свободной и высоконравственной: «Восславил я свободу И милость к падшим призывал».

Стихотворение с эпиграфом Exegi monumentum (в пер. «Я воздвиг памятник»), с одной стороны, наполнено яркими и радостными красками, олицетворяющими вечную жизнь искусства, но, с другой стороны, оно немного мрачновато и печально, ведь это лебединая песня поэта, подводившая итог которое составил сам Пушкин.

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Художественное прочтение

Стихотворение по ритму звучания можно назвать медлительным, именно эта неспешность придает ему величественный ритм. Этот эффект достигнут благодаря одиночному размеру стиха (ямб с хореем), идеальной для катренов (четверостиший), чередованием женской и мужской рифм.

Многочисленные также способствовали созданию благоприятствующей атмосферы в произведении. Среди них можно назвать: анафору (единоначатие строк), инверсию (обратный порядок слов), ряды однородных членов.

Величественный тон произведения достигнут благодаря эпитетам: «памятник нерукотворный», метафорам: «душа мой прах переживет и тленья убежит», олицетворений: «муза… хвалу и клевету приемли равнодушно И не оспаривай глупца», метонимий: «слух обо мне пройдет по всей Руси великой». К лексическим средствам можно отнести частое использование славянизмов (доколь, пиит, главою, воздвиг).

Исходя из художественного, лексического богатства стихотворения, логично сделать вывод, что, как и предрекал Александр Сергеевич, он создал для потомков своим творчеством «памятник нерукотворный». Пушкин и будет жить благодаря написанным произведениям.

Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина « » является не совсем оригинальным первоисточником. Когда Пушкин сел его писать, он был знаком с оригиналом — стихотворением «К Мельпомене» Горацио, вольными переводами и переложениями иностранных и русских поэтов. В России на эту тему писали Батюшков, Державин (чей стих часто с пушкинским), Ломоносов. Позднее – Лермонтов, А. Фет, Капнист.

И в то же время анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» показывает, что оно не является переводом, как произведения Ломоносова, Фета, Капниста. Это даже не подражание древнеримскому поэту, жившему в дохристианские времена. Хотя некоторые мотивы Горацио в пушкинском произведении присутствуют. Древнеримская ода послужила формой, своеобразной оберткой для самобытного стихотворения Пушкина, в которое поэт вложил свое содержание — чувства и мировоззрение.

Стихотворение было написано в 1836 году, незадолго до смерти. Это было время творческого расцвета, грандиозных литературных планов и личного душевного кризиса.

В этом стихотворении Пушкин, подводя итоги своему творчеству, говорит:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокой век восславил я Свободу,
И милость к падшим призывал.

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгуз, и друг степей калмык.

Между строк читается вера поэта в то, что люди будут когда-нибудь свободными и образованными, а его, Пушкина начнут переводить на другие языки. Что ж, это его пророчество сбылось.

Обращение к Музе быть послушной веленью Божьему — это призыв к литераторам, которые будут творить после него.

Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно,

И не оспаривай глупца.

Стихотворение приближено к жанру оды, написано оно шестистопным ямбом. Этот ритм более других соответствует древнему стихотворчеству, и подходит к оде. Но в отличие от древних литературных произведений, стихотворение Пушкина не читается тяжеловесно. Напротив, ритм стиха энергичный, а само произведение звучит торжественно. Правда, последняя строфа изложена четырехстопным ямбом, что и делает ее энергичной.

Произведение состоит из 5 строф, рифма перекрестная, женская рифма чередуется с мужской. Его можно разделить на 3 части: в первой поэт говорит о том, что воздвиг себе памятник. Во второй части он объясняет, чем, по его мнению, он будет «любезен народу». И третья часть это призыв к поэтам, которые будут творить после него.

С одой стихотворение роднят старославянизмы — глава, столп, пиит, сущий; и многосоюзие.

В стихотворении применены средства художественной выразительности, помогающие почувствовать настроение поэта. Это эпитеты – нерукотворный, непокорной, великой, заветной, гордый, добрые, дикой, жестокий.

Само стихотворение метафорично по сути. Всем известно, что Пушкин — не архитектор и не скульптор, и ничего не возводил. Он применил инверсию. Под памятником подразумевается все его литературное творчество, которое и сохранит память о нем в народе. Он говорит, что душа его живет в его произведениях. «Душа в заветной лире». Лира – это древнегреческий музыкальный инструмент, символизирующий поэтическое творчество. Эту же мысль подтверждает Анненков:

«Настоящая, полная жизнь его [Пушкина] заключается в самых его произведениях, порожденных, так сказать, ходом ее. В них читатель может изучать и душу поэта, и обстоятельства его существования, переходя от одного художнического образа к другому. Так писал Пушкин свою биографию… Читатель может иметь наслаждение проследить этот поэтический рассказ о самом себе, начиная с первых подражаний поэта нашего эротическим писателям Франции, до тех пор, пока после ряда могущественных созданий он мог воскликнуть в справедливой гордости:

Я памятник воздвиг себе нерукотворный:
К нему не зарастет народная тропа.

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» А.Пушкин

Exegi monumentum.

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тлeнья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,
И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий
Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

Веленью бoжию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приeмли равнодушно
И не оспаривай глупца.

После трагической гибели Александра Сергеевича Пушкина 29 января 1837 года среди его бумаг был обнаружен черновик стихотворения «Я памятник воздвиг себе нерукотворный», датированного 21 августа 1836 года. Оригинал произведения был передан поэту Василию Жуковскому, который внес в стихотворение литературную правку. Впоследствии стихи были включены в посмертный сборник произведений Пушкина, который увидел свет в 1841 году.

Существует ряд предположений, связанных с историей создания этого стихотворения. Исследователи творчества Пушкина утверждают, что произведение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» является подражанием творчеству других поэтов, которых Пушкин попросту перефразировал. К примеру, аналогичные «Памятники» можно найти у Гавриила Державина, Михаила Ломоносова, Александра Востокова и Василия Капниста – блистательных литераторов 17 века. Однако многие пушкинисты склонны считать, что основные идеи для этого стихотворения поэт почерпнул в оде Горация под названием «Exegi monumentum».

Что именно побудило Пушкина создать это произведение? Сегодня об этом можно лишь догадываться. Однако современники поэта довольно прохладно отнеслись к стихотворению, считая, что восхвалять свои литературные таланты, по меньшей мере, некорректно. Почитатели творчества Пушкина, наоборот, увидели в этом произведении гимн современной поэзии и победу духовного над материальным. Однако среди близких друзей Пушкина и вовсе бытовало мнение, что произведение преисполнено иронии и является эпиграммой, которую поэт адресовал самому себе. Тем самым он словно бы хотел подчеркнуть, что его творчество заслуживает гораздо более уважительного отношения соплеменников, которое должно быть подкреплено не только эфемерным восхищением, но и материальными благами.

В пользу «иронической» версии появления данного произведения говорят и заметки мемуариста Петра Вяземского, который поддерживал с Пушкиным дружеские отношения и утверждал, что у слова «нерукотворный» в контексте произведения совершенно иной смысл. В частности, Петр Вяземский неоднократно заявлял, что в стихотворении речь идет вовсе не о литературном и духовном наследии поэта, так как свои стихи «он писал не чем иным, как руками», а об его статусе в современном обществе. Ведь в высших кругах Пушкина недолюбливали, хотя и признавали за ним несомненный литературный талант. Но, в то же время, своим творчеством Пушкин, успевший при жизни получить всенародное признание, не мог заработать себе на жизнь и был вынужден постоянно закладывать имущество, чтобы хоть как-то обеспечить достойный уровень существования своей семьи. Это подтверждает и распоряжение царя Николая I, которое он отдал после смерти Пушкина, обязав из казны оплатить все долги поэта, а также назначить содержание его вдове и детям в размере 10 тысяч рублей.

Кроме этого, существует и «мистическая» версия создания стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», сторонники которой убеждены, что Пушкин предчувствовал свою гибель. Именно поэтому за полгода до смерти он написал это произведение, которое, если отбросить иронический контекст, можно расценивать, как духовное завещание поэта. Более того, Пушкин знал, что его творчество станет образцом для подражания не только в русской, но и в зарубежной литературе. Существует легенда о том, что гибель на дуэли Пушкину от руки красавца-блондина предсказала гадалка, и поэт знал не только точную дату, но и время своей смерти. Поэтому позаботился о том, чтобы в стихотворной форме подвести итог собственной жизни.

Стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный” имеет необычную, даже трагичную историю. Его черновик был обнаружен уже после гибели написавшего и отдан на доработку Жуковскому. Тот бережно внес правки в оригинал, и стихотворение поместили в посмертное издание. Читать стих “Я памятник себе воздвиг нерукотворный” Пушкина Александра Сергеевича довольно грустно – поэт, как будто предчувствуя смерть, подступающую к порогу, спешит создать произведение, которое станет его творческим завещанием. В каком бы классе не изучалось это творение, оно способно произвести глубокое впечатление.

Основной темой стихотворения является отнюдь не самовосхваление, как считали недоброжелатели поэта, но размышления о роли поэзии в общественной жизни. Неважно, решит ли человек скачать его или прочитает онлайн, пушкинский посыл будет ему вполне понятен: поэтическое слово не умирает, даже если умирает творец. Оставаясь отпечатком его личности, оно проходит через века, несет себя как знамя разным народам. Это урок о любви к свободе, родине и людям, который нужно учить в любом возрасте.

Текст стихотворения Пушкина “Я памятник себе воздвиг нерукотворный” наполнен вдохновением и восхищением, в нем много нежности и даже печаль, которая так или иначе скользит между строк, полностью перекрывается осознанием факта, что душа поэта бессмертна. Ее хранят сами люди, которым небезразлична литература.

Exegi monumentum.*

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.**

Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тлeнья убежит –
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,
И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий
Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

Веленью бoжию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приeмли равнодушно
И не оспаривай глупца.
____________________________
* “Я воздвиг памятник” (лат.). Эпиграф взят из произведений
Горация, знаменитого римского поэта (65-8 гг. до н. э.).

Что такое стих? Рифмованные строки, передающие какую-то мысль, не более. Но если бы стихотворения можно было разложить на молекулы, рассмотреть процентное соотношение составляющих, тогда каждый бы понял, что стихи - это куда более сложная структура. 10 % текста, 30 % информации и 60 % чувств - вот что такое стих. Белинский когда-то сказал, что во всяком чувстве Пушкина есть нечто благородное, грациозное и нежное. Именно эти чувства и стали основой его поэзии. Смог ли он передать их в полном объеме? Об этом можно сказать после анализа «Я памятник воздвиг себе нерукотворный» - последнего произведения великого поэта.

Помни меня

Стихотворение «Памятник» было написано незадолго до смерти поэта. Здесь лирическим героем выступил сам Пушкин. Он размышлял о своей нелегкой судьбе и роли, которую он сыграл в истории. Поэтам свойственно задумываться о своем месте в этом мире. И Пушкин хочет верить, что его труд не был напрасным. Как и каждый представитель творческих профессий, он хочет, чтобы о нем помнили. И стихотворением «Памятник» он словно подводит итог своей творческой деятельности, будто бы говоря: «Помни меня».

Поэт вечен

«Я памятник воздвиг себе нерукотворный»… В этом произведении раскрывается тема поэта и поэзии, осмысливается проблема поэтической известности, но главное - поэт верит, что слава может победить смерть. Пушкин гордится тем, что его поэзия свободна, ведь писал он не ради славы. Как когда-то подметил сам лирик: «Поэзия - это бескорыстное служение человечеству».

Читая стихотворение, можно насладиться его торжественной атмосферой. Искусство будет жить вечно, а его создатель непременно войдет в историю. Истории о нем будут передавать из поколения в поколение, его слова будут цитировать, а идеи поддерживать. Поэт вечен. Он единственный человек, которому не страшна смерть. Пока о тебе помнят - ты существуешь.

Но в то же время торжественные речи пропитаны грустью. Этот стих - последние слова Пушкина, поставившие точку в его творчестве. Поэт словно желает попрощаться, попросив напоследок о самой малости - чтобы его помнили. Вот в чем смысл стиха Пушкина «Памятник». Его работа преисполнена любви к читателю. До последнего он верит в силу поэтического слова и надеется, что ему удалось выполнить возложенное на него.

Год написания

Александр Сергеевич Пушкин погиб в 1837 году (29 января). Спустя некоторое время среди его записей обнаружили черновой вариант стиха «Памятник». Год написания Пушкин указал 1836 (21 августа). Вскоре оригинал произведения передали поэту Василию Жуковскому, он внес в него некоторые литературные исправления. Но только спустя четыре года это стихотворение увидело мир. Стих «Памятник» вошел в посмертный сборник произведений поэта, вышедший в 1841 году.

Разногласия

Существует немало версий того, как было создано это произведение. История создания «Памятника» Пушкина действительно удивительна. Исследователи творчества все никак не могут сойтись на какой-то одной версии, выдвигая предположения, от крайне саркастических до полностью мистических.

Говорят, что стихотворение А. С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» - это не более чем подражание творчеству других поэтов. Подобного рода произведения, так называемые «Памятники», прослеживаются в работах Г. Державина, М. Ломоносова, А. Востокова и других литераторов XVII века. В свою очередь приверженцы творчества Пушкина уверяют, что на создание этого стихотворения его подвигла ода Горация Exegi monumentum. На этом разногласия пушкинистов не закончились, ведь о том, как создавался стих, исследователи могут только догадываться.

Ирония и долги

В свою очередь, современники Пушкина достаточно прохладно приняли его «Памятник». Они видели в этом стихотворении не что иное, как восхваление своих поэтических талантов. А это было как минимум некорректно. Однако почитатели его таланта, напротив, рассматривали стихотворение как гимн современной поэзии.

Среди друзей поэта ходило мнение, что в этом стихотворении нет ничего, кроме иронии, а само произведение - послание, которое оставил сам для себя Пушкин. Они считали, что таким образом поэт хотел обратить внимание на то, что его творчество заслуживает большего признания и уважения. И это уважение должно быть подкреплено не только возгласами восхищения, но и некими материальными поощрениями.

Кстати, это предположение в некотором роде подтверждают записи Петра Вяземского. С поэтом он был в хороших отношениях и мог смело утверждать, что слово «нерукотворный», использованное поэтом, имело несколько другой смысл. Вяземский был уверен в своей правоте и неоднократно заявлял, что в стихотворении речь идет о статусе в современном обществе, а не о культурном наследии поэта. Высшие круги общества признавали, что Пушкин обладает недюжинным талантом, однако его недолюбливали. Хотя творчество поэта и признал народ, но этим он не мог заработать себе на жизнь. Чтобы обеспечить себе достойный уровень проживания, он постоянно закладывал свое имущество. Об этом говорит тот факт, что после смерти Пушкина царь Николай Первый отдал распоряжение оплатить все долги поэта из государственной казны и назначил содержание его вдове и детям.

Мистическая версия создания произведения

Как можно заметить, изучая стихотворение «Я памятник воздвиг себе нерукотворный», анализ истории создания гласит о существовании «мистической» версии появления произведения. Сторонники этой мысли уверены, что Пушкин чувствовал свою скорую кончину. За полгода до своей смерти он создал себе «нерукотворный памятник». Поставил точку в своей карьере поэта, написав последнее стихотворное завещание.

Поэт словно знал, что его стихи станут образцом для подражания, причем не только в русской, но и в мировой литературе. Также существует легенда о том, что когда-то гадалка предрекла ему смерть от руки красавца-блондина. При этом Пушкин знал не только дату, но и время своей смерти. И когда конец уже был близким, он позаботился о том, чтобы подвести итог своему творчеству.

Но как бы там ни было, стих был написан и опубликован. Нам, его потомкам, остается только гадать, что стало причиной написания стихотворения, и анализировать его.

Жанр

Что касается жанра, стихотворение «Памятник» является одой. Однако это особая разновидность жанра. В русскую литературу ода самому себе пришла как общеевропейская традиция, берущая свое начало с античных времен. Не зря ведь Пушкин в качестве эпиграфа использовал строки из стихотворения Горация «К Мельпомене». В дословном переводе Exegi monumentum означает «Я воздвиг памятник». Стихотворение «К Мельпомене» он написал в конце своего творческого пути. Мельпомена - это древнегреческая муза, покровительница трагедий и сценического искусства. Обращаясь к ней, Гораций пытается оценить свои заслуги в поэзии. Позже подобного рода произведения стали своеобразной традицией в литературе.

В русскую поэзию эта традиция была введена Ломоносовым, который первый перевел произведение Горация. После, опираясь на античное творчество, написал свой «Памятник» Г. Державин. Именно он определил основные жанровые особенности таких «памятников». Окончательную форму эта жанровая традиция получила в творчестве Пушкина.

Композиция

Говоря о композиции стиха Пушкина «Памятник», следует отметить, что он разделен на пять строф, где использованы первоначальные формы и стихотворные размеры. Что у Державина, что у Пушкина «Памятник» написан катренами, которые несколько видоизменены.

Первые три строфы Пушкин написал традиционным одическим размером - шестистопным ямбом, однако последняя строфа написана четырехстопным ямбом. При анализе «Я памятник воздвиг себе нерукотворный» видно, что именно на этой последней строфе Пушкин делает основной смысловой акцент.

Тема

Произведение «Памятник» Пушкина - это гимн лирике. Его основная тема - прославление настоящей поэзии и утверждение почетного места поэта в жизни общества. Пускай Пушкин и продолжил традиции Ломоносова и Державина, он во многом переосмыслил проблематику оды и выдвинул свои идеи относительно оценки творчества и его истинной цели.

Пушкин пытается раскрыть тему взаимоотношений литератора и читателя. Он говорит, что его стихи предназначены для широких масс. Это чувствуется уже с первых строк: «К нему не зарастет народная тропа».

«Я памятник воздвиг себе нерукотворный»: анализ

В первой строфе стиха поэт утверждает значимость такого поэтического памятника по сравнению с другими заслугами и монументами. Также Пушкин вводит сюда тему свободы, которая часто слышится в его творчестве.

Вторая строфа, по сути, ничем не отличается от таковой у других поэтов, что писали «памятники». Здесь Пушкин возвеличивает бессмертный дух поэзии, позволяющий поэтам жить вечно: «Нет, весь я не умру - душа в заветной лире». Также поэт акцентирует внимание на том, что в будущем его творчество найдет признание в более широких кругах. В последние годы своей жизни его не понимали и не принимали, поэтому Пушкин возлагал надежды на то, что в будущем найдутся люди, близкие ему по духовному складу.

В третьей строфе поэт раскрывает тему развития интереса к поэзии среди простого народа, который был с ней незнаком. Но больше всего внимания стоит уделить последней строфе. Именно в ней Пушкин рассказал, из чего состоит его творчество и что обеспечит ему бессмертие: «Хвалу и клевету приемли равнодушно и не оспоривай творца». 10 % текста, 30 % информации и 60 % чувств - вот такая у Пушкина получилась ода, нерукотворный памятник, что он воздвиг самому себе.