Пример составления карты ВФК и журнала регистрации нарушений

Карта внутреннего финансового контроля

Бюджетная процедура : «Ведение бухгалтерского учета , в том числе принятие к учету первичных учетных документов (составление сводных учетных документов), отражение информации, указанной в первичных учетных документах и регистрах бухгалтерского учета».

Наименование подразделения, ответственного за ведение бюджетной процедуры :

Бухгалтерия ФГБУ _______________________________________________________

Бюджетный процесс

Операция

Метод контроля

Способ контроля

Периодичность

1. Принятие к учёту первичных учётных документов, составление сводных учётных документов

1.1. Проверка поступающих документов

Выборочный

не реже 1 раза в месяц

Занимаемая должность - Ф. И.О.

Самоконтроль**

Сплошной

не реже 1 раза в месяц

1.2. Обработка первичных документов

Занимаемая должность - Ф. И.О.

Контроль по уровню подчиненности

Выборочный

не реже 1 раза в месяц

Занимаемая должность - Ф. И.О.

Самоконтроль

Сплошной

не реже 1 раза в месяц

2. Отражение информации из первичных документов в регистрах бюджетного учёта

Занимаемая должность - Ф. И.О.

Контроль по уровню подчиненности

Выборочный

не реже 1 раза в месяц

Занимаемая должность - Ф. И.О.

Самоконтроль

Сплошной

не реже 1 раза в месяц

2.2. Составление справки

(ф. 0504833) к документу

Занимаемая должность - Ф. И.О.

Контроль по уровню подчиненности

Выборочный

не реже 1 раза в месяц

Занимаемая должность - Ф. И.О.

Самоконтроль

Сплошной

не реже 1 раза в месяц

3.1. Расчёт денежного содержания и прочих выплат

Занимаемая должность - Ф. И.О.

Самоконтроль

Сплошной

После формирования документов

Занимаемая должность - Ф. И.О.

Самоконтроль

Сплошной

После формирования документов

Занимаемая должность - Ф. И.О.

Самоконтроль

Сплошной

После формирования документов

4. Перечисление заработной платы и удержаний из заработной платы

4.1. Формирование заявки на кассовый расход на перечисление заработной платы на счета в банке

Занимаемая должность - Ф. И.О.

Самоконтроль

Сплошной

После формирования документов

4.2. Формирование заявки на кассовый расход на перечисление налога на доходы физических лиц

Занимаемая должность - Ф. И.О.

Самоконтроль

Сплошной

После формирования документов

4.3. Формирование заявки на кассовый расход на перечисление алиментов

Занимаемая должность - Ф. И.О.

Самоконтроль

Сплошной

После формирования документов

5. Расчёт и перечисление начислений на выплаты по заработной плате во внебюджетные социальные фонды

5.1. Формирование заявки на кассовый расход в Фонд социального страхования Российской Федерации

Занимаемая должность - Ф. И.О.

Самоконтроль

Сплошной

После формирования документов

5.2. Расчёт по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонд обязательного медицинского страхования

Занимаемая должность - Ф. И.О.

Самоконтроль

Сплошной

После формирования документов

5.3. Формирование заявки на кассовый расход в Пенсионный фонд Российской Федерации

Занимаемая должность - Ф. И.О.

Самоконтроль

Сплошной

После формирования документов

6. Приобретение основных средств

6.1. Формирование заявки на кассовый расход на выплату аванса в соответствии с условиями контракта

Занимаемая должность - Ф. И.О.

Самоконтроль

Сплошной

После формирования документов

6.2. Формирование заявки на кассовый расход для оплаты счетов в соответствии с требованиями контракта

Занимаемая должность - Ф. И.О.

Самоконтроль

Сплошной

После формирования документов

7. Поступление и внутреннее перемещение основных средств

7.1. Отражение в учете безвозмездно полученных объектов основных средств в соответствии с актом о приеме-передачи объектов нефинансовых активов

Занимаемая должность - Ф. И.О.

Самоконтроль

Сплошной

После формирования документов

7.2. Отражение в учете поступлений на склад учреждения приобретенных в соответствии с контрактом объектов основных средств

Занимаемая должность - Ф. И.О.

Самоконтроль

Сплошной

После формирования документов

7.3. Отражение в учете передачи объектов основных средств материально ответственному лицу

Занимаемая должность - Ф. И.О.

Самоконтроль

Сплошной

После формирования документов

7.4. Отражение в учете сумм начисленной амортизации на объекты основных средств

Занимаемая должность - Ф. И.О.

Самоконтроль

Сплошной

После формирования документов

8. Выбытие основных средств

8.1. Формирование акта о приеме-передаче объектов

Занимаемая должность - Ф. И.О.

Самоконтроль

Сплошной

После формирования документов

Занимаемая должность - Ф. И.О.

Самоконтроль

Сплошной

После формирования документов

*Контроль по уровню подчиненности осуществляется начальником должностного лица, осуществляющего операцию, либо главным бухгалтером Учреждения

** Самоконтроль осуществляется должностным лицом, осуществляющим операцию

Директор ФГБУ ____________________ ________ (________________________)

Главный бухгалтер ФГБУ _____________________(_______________________)

ЖУРНАЛ

учета нарушений (отклонений) по результатам внутреннего финансового контроля

ФГБУ ___________________________________________

Дата обнаружения

Операция, ФИО должностного лица, осуществляющего операцию

Метод контроля

Должностное лицо, осуществлявшее

контроль

Нарушение или недостаток (в т. ч. в количественном выражении)

Причина нарушения

Меры по устранению (предупреждению), корректирующие мероприятия

Результат (факт устранения, наличие последствий)

1.1. Проверка поступающих документов, бухгалтер ФИО

самоконтроль

Должностное лицо, осуществляющее операцию

Применение не предусмотренной НПА формы авансового отчета

Необновление используемого программного продукта, содержащего формы учетной документации

Вызов специалиста

Приведение данных программного продукта в соответствии с действующими НПА

2.1. Проведение бухгалтерской проводки, бухгалтер ФИО

Контроль по уровню подчиненности

Начальник отдела

(Главный бухгалтер)

Ошибка в бухгалтерских проводках

Ошибка должностного лица, осуществляющего операцию ФИО

Исправления бухгалтерских проводок

Ошибка устранена

8.2. Формирование акта о списании объектов

самоконтроль

Должностное лицо, осуществляющее операцию

Ошибки при формировании акта

Техническая ошибка бухгалтера ФИО

Исправление акта о списании объектов

Ошибка устранена


Мониторинг средств контроля.

Важной обязанностью руководства главного администратора (администратора) бюджетных средств является создание и поддержание системы внутреннего контроля в режиме непрерывной работы. Мониторинг средств контроля включает наблюдение за тем, функционируют ли они и были ли они изменены надлежащим образом в случае необходимости.

Мониторинг средств контроля осуществляется путем проведения непрерывных мероприятий, отдельных проверок или сочетания того и другого.

Непрерывный мониторинг осуществляется в рамках текущей деятельности и включает регулярные надзорные мероприятия, проводимые руководством главного администратора бюджетных средств, руководителями структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств, казенных учреждений.

Мониторинговые мероприятия могут включать использование информации, полученной извне. Эта информация может указывать на проблемы или важные области, требующие улучшения.


    1. Результаты контрольных действий в зависимости от предмета контроля могут оформляться:

      1. Визированием документов (внутреннее согласование).

      2. Грифом согласования, справкой о согласовании, листом согласования или протоколом обсуждения документа (внешнее согласование).

      3. Санкционированием (авторизацией) операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения бюджетных процедур).

      4. Отчетом, актами по результатах контрольных действий.

      5. Записями в регистрах (журналах) внутреннего финансового контроля.

    1. Информация о результатах контрольных действий по осуществлению внутреннего финансового контроля, проводимых в форме анализа, идентификации и оценки бюджетных рисков, мониторинга и т.п., подлежит представлению руководителю главного администратора (администратора) бюджетных средств в установленные главным администратором (администратором) бюджетных средств сроки, но не реже одного раза в квартал.
В случае выявления нарушений бюджетного законодательства либо факторов, свидетельствующих о возможности их возникновения, такая информация представляется руководству главного администратора (администратора) бюджетных средств незамедлительно.

    1. Детальный порядок осуществления полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств по внутреннему финансовому контролю определяется правовым актом главного администратора бюджетных средств с учетом организационно-функциональной структуры, специфики деятельности главного администратора бюджетных средств, подведомственных ему администраторов и получателей бюджетных средств.

    2. Правовым актом о внутреннем финансовом контроле также могут быть утверждены формы документов для оформления отдельных процедур внутреннего контроля (например, лист согласования договора (контракта), форма реестра бюджетных рисков, структура пояснительной записки к смете доходов и расходов, форма обоснования закупок, начальной (максимальной) цены контракта, формы управленческой отчетности и др.).

    3. Обязанности и ответственность должностных лиц, структурных подразделений, осуществляющих функции внутреннего финансового контроля, необходимо также закреплять в служебных контрактах (трудовых договорах) или должностных регламентах (инструкциях), положениях о структурных подразделениях.

    4. Перечень операций внутреннего финансового контроля .
3.12.1. В перечне операций внутреннего финансового контроля (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры) указываются данные о должностном лице, ответственном за выполнение операции, периодичность выполнения операции, должностные лица, осуществляющие внутренний финансовый контроль, методы, способы, формы осуществления внутреннего финансового контроля, сроки и периодичность проведения выборочного внутреннего финансового контроля, порядок оформления результатов внутреннего финансового контроля в отношении отдельных операций.

3.12.2. В целях формирования перечня операций внутреннего финансового контроля целесообразно предварительно сформировать перечень внутренних бюджетных процедур с определением процесса и результата их исполнения, а также ответственных за исполнение подразделений (распорядителей, получателей бюджетных средств) (примерный перечень приведен в приложении 1 к настоящим Методическим рекомендациям).

3.12.3. Под целью (результатом) выполнения внутренней бюджетной процедуры понимается итог, который необходимо достичь при надлежащем ведении дела. например, утвержденный документ, необходимый для реализации бюджетного полномочия главного администратора (администратора) и получателя бюджетных средств, составленный в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов главного администратора (администратора) бюджетных средств, а также иными актами, включая методические рекомендации, распоряжениями и поручениями. К таким документам, например, относятся обоснование бюджетных ассигнований, реестр расходных обязательств, бюджетная смета, проект бюджетной сметы, бюджетная отчетность, заявка на кассовый расход, заявка на получение наличных денег.

3.12.4. Операции внутреннего финансового контроля - действия по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры, и иные управленческие решения, осуществляемые главным администратором (администратором) бюджетных средств.

Ответственность за результат внутренней бюджетной процедуры несет, как правило, руководитель главного администратора (администратора) бюджетных средств. Ответственность за выполнение внутренней бюджетной процедуры несет, как правило, руководитель структурного подразделения главного администратора (администратора) бюджетных средств, в котором формируется результат внутренней бюджетной процедуры.

Информация, необходимая для выполнения внутренних бюджетных процедур, представляется структурными подразделениями, уполномоченными должностными лицами главного администратора (администратора) бюджетных средств, подведомственными организациями с использованием:

Первичных документов, отчетов, методических указаний;

Городских информационных баз;

Расчетов, обоснований;

Результатов экспертиз и т.п.

3.12.5. Исходя из процесса и результата исполнения внутренних бюджетных процедур формируется перечень действий по формированию документов, необходимых для их выполнения.

Перечень операций внутреннего финансового контроля целесообразно формировать по каждому структурному подразделению, ответственному за выполнение внутренней бюджетной процедуры.

Например:

Внутренняя бюджетная процедура - составление и представление в Департамент финансов города Москвы документов, необходимых для составления и рассмотрения проекта бюджета города Москвы.

Процесс исполнения - составление и представление обоснования бюджетных ассигнований на социальные выплаты по социальному обеспечению и иным выплатам населению в части публичных нормативных (публичных) обязательств.

Показатели результативности – утверждение документов, необходимых для составления и рассмотрения проекта бюджета города Москвы, их соответствие требованиям бюджетного законодательства и своевременное представление в Департамент финансов города Москвы.

Риски – несоблюдение сроков представления исходной информации для выполнения процедуры, недостаточная квалификация сотрудников, несоответствие форм документов, ошибки в расчетах, сбой техники, ошибки ввода информации.

Операции внутреннего финансового контроля:

Получение от структурных подразделений, подведомственных казенных учреждений и (или) иных органов исполнительной власти города Москвы (органов местного самоуправления) сведений, необходимых для формирования показателей данного обоснования бюджетных ассигнований, и их анализ;

Заполнение информации в указанном документе и его представление в Департамент финансов города Москвы.

Должностное лицо, ответственное за выполнение операции – советник Финансово-планового управления ФИО.

Должностное лицо, осуществляющее внутренний финансовый контроль – начальник Финансово-планового управления ФИО.

Методы - проверка оформления документов, пересчет, автоматизированное выполнение.

Форма, способ контроля и порядок оформления его результатов:

Советник Финансово-планового управления ФИО при проверке достоверности, полноты и обоснованности полученных сведений и информации осуществляет сплошной контроль по уровню подотчетности, в случае установления нарушений оформляет заключение с указанием необходимости внесения исправлений и (или) устранения недостатков (нарушений); при составлении обоснования бюджетных ассигнований – сплошной самоконтроль;

Начальник Финансово-планового управления ФИО – при проверке заключения осуществляет сплошной контроль по уровню подчиненности, при отсутствии замечаний визирует или подписывает документ; при проверке обоснования бюджетных ассигнований - сплошной контроль по уровню подчиненности, при отсутствии замечаний визирует или подписывает документ, случае установления нарушений делает запись в регистре (журнале) внутреннего финансового контроля.

Срок контроля:

– проверка достоверности, полноты и обоснованности полученных сведений и информации (сотрудник) - не более 5 рабочих дней со дня получения сведений, необходимых для формирования показателей обоснования бюджетных ассигнований;

Проверка заключения (начальник) - 1 час;

Проверка обоснования бюджетных ассигнований (начальник) – 4 часа.

Периодичность осуществления контроля – после проведения операции (для выборочного контроля - ежедневно, 1 раз в неделю, ежемесячно и т.п.).

ВНУТРЕННИЙ ФИНАНСОВЫЙ АУДИТ


  1. Порядок организации внутреннего финансового аудита

    1. Предметом внутреннего финансового аудита, осуществляемого главными администраторами (администраторами) бюджетных средств является:

  • совокупность финансовых и хозяйственных операций, совершенных структурными подразделениями главного администратора бюджетных средств, подведомственными администраторами и получателями бюджетных средств;

  • годовая бюджетная отчетность главного администратора (администратора) бюджетных средств, подведомственных получателей бюджетных средств;

  • система внутреннего финансового контроля главного администратора (администратора) бюджетных средств.

    1. Функции по осуществлению внутреннего финансового аудита могут быть возложены на обособленные структурные подразделения или отдельных должностных лиц главного администратора (администратора) бюджетных средств (далее – служба внутреннего финансового аудита).

    2. Администраторы бюджетных средств, исходя из принципа экономической целесообразности, вправе не создавать обособленное подразделение внутреннего финансового аудита, например, при отсутствии или небольшом количестве подведомственных государственных учреждений, централизации функций по ведению бюджетного учета и формирования бюджетной отчетности главным администратором бюджетных средств. В подобных случаях администратор бюджетных средств наделяет полномочиями по внутреннему финансовому аудиту одно или несколько должностных лиц с закреплением соответствующих должностных обязанностей в их должностных регламентах.

    3. Главный администратор бюджетных средств вправе определять перечень полномочий подведомственных ему администраторов бюджетных средств по осуществлению внутреннего финансового аудита. К примеру, полномочия по проведению аудиторских проверок с целью подтверждения достоверности бюджетной отчетности подведомственных администраторов и получателей бюджетных средств могут быть закреплены только за службой внутреннего финансового аудита главного администратора бюджетных средств.

    4. В функционал структурного подразделения главного администратора (администратора) бюджетных средств, осуществляющего внутренний финансовый аудит, могут также входить обязанности по осуществлению:

  • контроля финансово-хозяйственной деятельности подведомственных государственных учреждений и государственных унитарных предприятий, предусмотренный гражданским и бюджетным законодательством Российской Федерации и города Москвы;

  • ведомственного контроля в сфере закупок, предусмотренный статьей 100 федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

  • анализа нарушений (недостатков), выявляемых в ходе внутреннего финансового контроля, внутреннего финансового аудита, ведомственного контроля в сфере закупок;

  • идентификации и оценки бюджетных рисков, ведения реестра бюджетных рисков, анализа причин возникновения бюджетных рисков, формирование предложений по их устранению (минимизации) и др.

    1. Главный администратор (администратор) бюджетных средств организует деятельность службы внутреннего финансового аудита на постоянной основе и обеспечивает соблюдение принципов законности, объективности (беспристрастности), эффективности, независимости, профессиональной компетентности.
Главный администратор (администратор) бюджетных средств определяет квалификационные требования к должностным лицам, входящим в службу внутреннего финансового аудита, исходя из задач, возложенных на нее.

Правовым актом главного администратора (администратора) бюджетных средств определяется порядок осуществления полномочий по внутреннему финансовому аудиту с учетом требований, установленных Постановлением Правительства Москвы от 27.08.2014 № 487-ПП «Об утверждении Порядка осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита». Правовым актом главного администратора (администратора) бюджетных средств о внутреннем финансовом аудите также целесообразно определить формы документов для оформления отдельных процедур внутреннего финансового аудита (например, план контрольных мероприятий на планируемый период, программу контрольного мероприятия, форму акта (заключения), составляемого по результатам контрольного мероприятия и др.) с учетом примерных форм, утвержденных Главным контрольным управлением города Москвы.


    1. Функции, права, обязанности и ответственность структурного подразделения (должностных лиц), осуществляющего внутренний финансовый аудит закрепляются в положении о структурном подразделении (должностных регламентах), в служебных контрактах.

  1. Порядок планирования внутреннего финансового аудита

    1. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок.

    2. Годовой план аудиторских проверок целесообразно составлять с учетом предложений подведомственных администраторов бюджетных средств и утверждается руководителем главного администратора бюджетных средств до начала очередного финансового года.

    3. Подписанный руководителем главного администратора бюджетных средств план аудиторских проверок на очередной год подлежит размещению в автоматизированной информационной системе контрольного органа в срок до 15 октября года, предшествующего году проведения проверок. Корректировка Плана может осуществляться в срок не позднее двух месяцев до установленного Планом месяца начала проверки.

    4. Внеплановые аудиторские проверки осуществляются в соответствии с поручениями руководителя главного администратора (администратора) бюджетных средств.

    5. Внеплановые аудиторские проверки, в частности, могут назначаться в случае поступления жалоб, сигналов о нарушениях финансовой дисциплины, требующих немедленной проверки, смене руководства, главного бухгалтера, выявления бюджетных рисков у объекта аудита.

    6. Назначение плановой или внеплановой аудиторской проверки осуществляется путем выпуска правового акта главного администратора (администратора) бюджетных средств о ее проведении.

    7. Для более эффективного осуществления внутреннего финансового аудита каждая аудиторская проверка подлежит планированию и подготовке. Данный процесс включает в себя:

      • формирование аудиторской группы. Состав аудиторской группы определяется с учетом требований, установленных Постановлением Правительства Москвы от 27.08.2014 № 487-ПП «Об утверждении Порядка осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита»;

      • формирование программы аудиторской проверки. Программой, в частности, определяются проверяемый период, сроки проведения проверки и перечень вопросов, участков учета, бюджетных процедур, подлежащих проверке. Рекомендуемая форма программы проверки приведена в Приложении 2 к настоящим Методическим рекомендациям;

      • принятие решение о необходимости привлечения сторонней специализированной организации (аудиторов), в том числе с целью подтверждения достоверности бюджетной отчетности;

      • направление письменных запросов (служебных писем) в адрес объекта аудита;

      • изучение материалов прошлых контрольных мероприятий, проводимых у данного объекта аудита;

      • анализ системы внутреннего контроля, бюджетных рисков, присущих объекту аудита;

      • планирование работы каждым членом аудиторской группы.
5.8. Примерный перечень задач и основных вопросов аудиторской проверки приведен в Приложении 3 к настоящим Методическим рекомендациям.

Значение воды. Использование водных ресурсов

Вхимически чистом виде вода в природе не встречается. В состав воды входит обычно не менее 18-ти веществ, в том числе растворенные газы и соли, взвешенные твердые и жидкие вещества, определяющие вкус, запах, цвет и другие ее свойства.

Из всех жидкостей вода служит наилучшим растворителем, обладает самой большой теплоемкостью. Живые организмы не могут обойтись без воды. Она входит в состав клеток и тканей всех животных (75 % их общей массы) и растений (около 90 % их общей массы). Сложнейшие реакции в растительных и животных организмах могут протекать только в водной среде. Процесс пищеварения у человека требует 9-10 л воды в сутки. Потеря 10-20 % воды животным организмом приводит к смерти. Особенно важна роль воды в фотосинтезе растений. В биомассе организмов Земли объем воды достигает 1,1 тыс. км 3 .

Потребление воды в мире имеет тенденцию к увеличению. На нужды населения планеты за сутки расходуется 7-8 км 3 воды. Природные воды используются в хозяйственной деятельности по следующим направлениям: питьевое водоснабжение, пищевая промышленность, хозяйственно-бытовое водоснабжение, отдых, туризм, спорт, нужды животноводства, прудовое рыбоводство, неорошаемое и орошаемое земледелие, промышленное и теплоэнергетическое водоснабжение, гидроэнергетика, судоходство.

Использование воды делят на водопользование и водопот-ребление. Водопользователь не забирает воду из природного источника (реки, водоема), а лишь использует ее в различных целях, не изменяя количества. Это, прежде всего, гидроэнергетика, судоходство, лесосплав, рыбное хозяйство, рекреация. Водопотребитель, забирая воду из источника, возвращает ее в реку или водоем, как правило, в меньшем количестве и другого качества (водоснабжение).

Все виды хозяйственной деятельности можно разделить на 2 группы:

деятельность, осуществляемая непосредственно на водоемах (создание прудов и водохранилищ, возведение дамб, переброска стока и т. д.);

деятельность в пределах водосбора (вырубка и посадка лесов, осушение болот, распашка земель, применение удобрений, отвод ливневых стоков с промышленных площадок, территорий городов, населенных пунктов и т. д.).

На количественные характеристики водных ресурсов большее влияние оказывает хозяйственная деятельность первой группы, а на качественные - второй.

По водообеспеченности Беларусь находится в сравнительно благоприятных условиях. Собственные ресурсы вполне достаточны для удовлетворения потребностей в воде. В структуре общего водозабора преобладают подземные воды, доля которых к настоящему моменту составляет около 65 %. В Беларуси общий забор воды из природных источников (подземных и поверхностных) до 1991 г. увеличивался, а в последние 14-15 лет наблюдается его устойчивое снижение, которое частично можно объяснить рациональным использованием природных ресурсов, их платностью, а также перестройками в производственной сфере страны после распада СССР.

Основными водопотребителями в стране являются жилищно-коммунальное хозяйство и промышленность (75 % общего водопотребления). Крупная промышленность и теплоэнергетика обеспечиваются преимущественно речными водами, а коммунально-бытовые потребности населения и нужды предприятий пищевой и легкой промышленности - за счет подземных вод (эксплуатируется более 30 тыс. артезианских скважин).


Водные ресурсы являются главным объектом природопользования. В интересах нынешнего и будущих поколений людей их эксплуатация должна быть рациональной. При этом процесс эксплуатации должен сочетаться с деятельностью по их сохранению и возобновлению, с комплексным решением многих важных проблем охраны природы и быть направлен в конечном итоге на решение одной из основных экономических задач государства – повышения жизненного уровня населения.

Однако анализ использования водных ресурсов в различных отраслях народного хозяйства страны указывает на низкую эффективность их использования. За последние годы накопился ряд крупных проблем, пока не нашедших решения. Одной из главных проблем является углубление тенденции расточительного водопользования. Водоемкость экономики страны в настоящее время крайне высокая.

Забор воды, т.е. ее извлечение и транспортировка к местам использования, ежегодно составляет около 3% водных запасов или примерно 90 км 3 .

Однако по отдельным бассейнам соотношение забора к запасам существенно дифференцировано. В бассейне Дона ежегодно забирается 38% годового стока, в бассейне Урала - 35%, в бассейне Кубани - 30%, а в бассейне Терека - 50%. Треть всего водозабора в России дает бассейн Волги.

Около 70 км 3 воды по данным 1998 г., используется на хозяйственные и бытовые нужды, 52 км 3 из которых обеспечивают поверхностные пресные источники, 10 км 3 - подземные и 4 км 3 - морские воды.

В последние годы и забор свежей воды, и показатели ее использования уменьшаются, что объясняется падением уровня производства, а также экономией воды за счет внедрения соответствующих технологий.

Отрасли, которые используют воду как ресурс, не меняя ее физико-химического состояния, называются водопользователями. К ним относятся, в частности, водный транспорт, рыболовство, гидроэнергетика.

Субъекты, использующие воду в технологических процессах, а также в системах коммунального хозяйства, называются водопотребителями.

Ежегодно производится и потребляется свежей воды около 76 млрд. т, что в 40 раз больше, чем сумма всех остальных воспроизводимых и невоспроизводимых природных ресурсов. На каждый рубль ВВП расходуется 95 л воды, в том числе 34 л свежей. В 2 раза превышен необходимый уровень потребления воды в коммунальном хозяйстве. В структуре использования воды 58,2% приходится на долю промышленности (главным образом, теплоэнергетики), около 19% - на сельское хозяйство и 19,8% - на жилищно-коммунальное хозяйство.

Для наглядности приведу таблицу №1 с данными, которые характеризуют использование водных ресурсов в сельском хозяйстве.

Таблица №1. Основные показатели использования водных ресурсов в сельском хозяйстве, млн. м³

Показатели 1997 г. 1998 г. 1998г. к 1997г., % 1999 1999г. к 1998г., %
1 2 3 4 5 6
Забрано воды из водных объектов 22 721 21 997 0,97 23 110 1,05
В том числе из подземных источников 2 550 2 294 0,9 2 039 0,89
Использовано свежей воды 12 566 12 534 0,99 12 612 1,01
В том числе: морской 0,64 1,3 2,03 2 1,54
пресной 12 565 12 533 0,99 - -
Использовано пресной воды на нужды: хозяйственно-питьевые 83 349 4,2 536 1,54
производственные 258 260 1,01 240 0,92
орошения 8 918 8 944 1,003 9 506 1,06
сельскохозяйственные орошения 2 782 2 091 0,75 1 604 0,76
Сброшено сточных, шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод в поверхностные водные объекты 7 890 7 510 0,95 5 034 0,67
В том числе: нормативно-чистых 4 619 4 908 1,06 3 259 0,66
требующих очистки 3 271 2 602 0,79 1 769 0,68
Из них: сброшено без очистки 3 133 2 486 0,79 1 659 0,67
недостаточно очищенных 131 111 0,85 - -
нормативно-очищенных 7 5,6 0,8 5,94 1,06
Расход в системах оборотного и повторно-последовательного водоснабжения 761 632 0,83 638 1,01
Мощность очистных сооружений 337 326 0,97 - -
В том числе перед сбросом в водные объекты 256 240 0,94 - -

Абсолютное водопотребление во всех отраслях снижается. Это происходит, во-первых, как уже говорилось, из-за сокращения (а иногда и остановки) некоторых производств, и, во-вторых, за счет оборотного водоснабжения. Оборотным водоснабжением называется такое водоснабжение, когда вода, забираемая из природного источника, рециркулирует затем в рамках применяемых технологий (охлаждаясь или очищаясь) без сброса в водоем или канализацию.

В настоящее время объем оборотной (многократно используемой) воды в процентном отношении к общему объему водопотребления на промышленные нужды составляет 75%. В абсолютном выражении это больше, чем годовой сток Волги. Если бы подобных систем не существовало бы, забор свежей воды для промышленности следовало бы увеличить в 3 раза.

Обобщенным показателем эффективности использования водных ресурсов, который сопоставляет объем затраченной воды с результатами хозяйственной деятельности, является водоемкость.

В масштабах экономики в целом она может измеряться следующим образом:

где W - водоемкость национального дохода (м³/руб.); R 1 - годовое потребление свежей воды; R 2 - годовой объем оборотного водоснабжения, V – стоимость годового валового внутреннего продукта.

Водоемкость показывает, сколько водных ресурсов нужно затратить для получения единицы национального дохода. Динамика этого показателя может служить индикатором эффективности использования водных ресурсов. Аналогичные показатели можно рассчитывать как по отраслевым комплексам, так и по отдельным отраслям и предприятиям.

Основным резервом повышения эффективности использования водных ресурсов является сокращение ее потребления в основных водопотребляющих отраслях, в особенности это относится к свежей воде - прежде всего за счет внедрения водосберегающих технологий и уменьшения ее использования на хозяйственные нужды. Второе направление - ликвидация многочисленных потерь воды на всех этапах ее использования, особенно непосредственно у водопотребителей. Только при доведении воды от источников до потребителей ежегодно теряется 8 км 3 . Большие потери отмечаются также непосредственно у водопотребителей, в частности, в орошении. Из-за применения устаревших технологий коэффициент полезного действия оросительных систем составляет 0,5, что означает практически пятидесятипроцентные потери. Этому же способствовал и хозяйственный механизм, не стимулировавший экономию воды при орошении. 20% от потребляемой воды теряется в коммунальном хозяйстве, а в отдельных городах этот показатель доходит до 40%. Такое положение происходит из-за состояния водопроводных систем (всевозможных испарений, утечек, протечек и т.п.). К этому следует добавить нерациональное потребление воды в быту (в среднем городской житель РФ потребляет более 300 л воды в сутки, в Москве эта цифра доходит до 400 л. Для сравнения: в США - около 200 л, а в Германии - 130 л) - отсутствия водомеров и низкие тарифы на воду для населения стимулируют расточительное использование дорогостоящей с точки зрения затрат на ее подготовку питьевой воды. Обостряется и проблема ее качества. Вследствие общего загрязнения водоемов, нехватки современных технологий очистки и недостатка средств на нее качество воды по своему физико-химическому составу ухудшается в целом ряде городов России.

Меры по рационализации использования водных ресурсов

Сложившаяся в стране ситуация с использованием природных ресурсов, в частности водных ресурсов, предполагает экономическое регулирование рационального использования и охраны ресурсов. Оно включает в себя:

Планирование и финансирование мероприятий по рациональному использованию и охране водных ресурсов;

Лицензирование пользования водными объектами;

Установление лимитов водопользования;

Установление нормативов платы за водопользование и водопотребление;

Установление нормативов платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

Предоставление налоговых, кредитных и других льгот при использовании малоотходных и безотходных технологий;

Покрытие ущерба, нанесенного водным объектам.



Несмотря на то что около 70 % земной поверхности покрыто водой, она все же является очень ценным ресурсом. Особенно если речь идет о качестве. Что такое водные ресурсы? Какова их структура и мировые запасы? Какие проблемы водных ресурсов являются самыми острыми в наше время? Обо всем этом пойдет речь в статье.

Что такое водные ресурсы?

Географическая как известно, состоит из пяти сфер: лито-, атмо-, био-, техно- и гидросферы. Что такое водные ресурсы? Это вся вода, которая содержится именно в гидросфере. Она находится в океанах и морях, озерах и реках, ледниках и водохранилищах, в толще грунта и в воздухе (в виде водяного пара).

Около 70 % земной поверхности покрыто водой. Лишь 2,5 % от данного объема составляют пресные воды, в которых нуждается человечество. В абсолютных величинах - это не менее 30 млн кубических километров, что в тысячи раз превышает потребности мировой цивилизации. Однако не стоит забывать, что основная часть этих запасов содержится в "ледяных панцирях" Антарктики, Арктики и Гренландии. К тому же состояние водных ресурсов, доступных человеку, часто оказывается неудовлетворительным.

Структура планетарных водных ресурсов

Водные ресурсы планеты делятся на два класса:

  • воды Мирового океана;
  • воды суши (или поверхностные).

В реках, озерах, водохранилищах и ледниках содержится всего лишь четыре процента запасов мировых вод. Причем большая их часть (по объему) приурочена именно к ледникам. А самым крупным "резервуаром" пресной воды на планете является Антарктика. К водным ресурсам Земли относят и подземные потоки, однако их количественные оценки очень разнятся в цифрах.

Чистая - ценнейший для человека и любых других живых организмов. Его охрана и рациональное использование - одна из важнейших задач человечества на современном этапе.

Обновление водных ресурсов

Особенности водных ресурсов заключаются в возможности самоочищения и обновления. Однако возобновляемость воды зависит от нескольких факторов, в частности, от типа гидрологического объекта.

Так, например, вода в реках полностью обновляется примерно за две недели, в болоте - за пять лет, а в озере - за 15-17 лет. Дольше всего этот процесс проходит в ледниковых щитах (в среднем на это уходит 10 тысяч лет), а максимально быстро - в биосфере. В живом организме вода проходит полный цикл обновления за несколько часов.

Распределение водных ресурсов по макрорегионам и странам

По общим запасам водных ресурсов в мире лидирует Азиатский регион. За ним идет Южная Америка, Северная Америка и Европа. Беднейший по водным запасам уголок планеты - это Австралия.

Однако здесь есть один немаловажный нюанс. Так, если рассчитать объемы водных запасов на душу населения материка или части света, то выходит совсем иная картина. На первое место при таком подсчете выходит Австралия, а вот Азия оказывается на последнем. Все дело в том, что в Азии население растет стремительными темпами. Сегодня оно уже достигло рубежа в четыре миллиарда человек.

Какие страны могут не беспокоиться о воде? Ниже приведена первая пятерка государств с самыми большими запасами пресной воды. Это:

  1. Бразилия (6950 км 3).
  2. Россия (4500 км 3).
  3. Канада (2900 км 3).
  4. Китай (2800 км 3).
  5. Индонезия (2530 км 3).

Стоит отметить неравномерность в распределении водных ресурсов на Земле. Так, в экваториальном и умеренном климатическом поясах они находятся даже в избытке. А вот в так называемом "аридном" (тропический и субтропический климат) население испытывает острый дефицит живительной влаги.

Водные ресурсы и человек

Вода востребована в быту, энергетике, промышленности, рекреационной сфере. Использование этого ресурса может сопровождаться извлечением его из природного источника (например, из русла реки) или же проходить без такового (к примеру, для работы водного транспорта).

Самые крупные потребители водных ресурсов - это:

  • сельское хозяйство;
  • промышленно-энергетические предприятия;
  • коммунальная сфера.

Объемы коммунально-бытового потребления воды постоянно растут. По подсчетам экологов, в крупных мегаполисах экономически развитых стран один человек использует ежедневно не менее 300 литров жидкости. Такой уровень потребления может привести к дефициту данного ресурса уже в ближайшее время.

Загрязнение и истощение мировых вод

Загрязнение водных ресурсов является очень острой На сегодняшний день оно достигло катастрофических показателей в некоторых регионах планеты.

Ежегодно в Мировой океан попадают миллионы тонн химикатов, нефти и нефтепродуктов, фосфорных соединений, твердых бытовых отходов. Последние образуют огромные из мусора. Акватории Персидского залива, Северного и Карибского морей очень загрязнены нефтью. Уже около 3 % поверхности северной Атлантики покрыто нефтяной пленкой, которая губительно сказывается на живых организмах океана.

Большой проблемой является также сокращение объемов водных ресурсов планеты. Однако не менее опасно ухудшение качества живительной влаги. Ведь один кубический метр неочищенных сточных отходов может попасть в природное русло реки и испортить десятки кубометров чистой воды.

В развивающихся странах мира, по статистике, от некачественной питьевой воды страдает каждый третий житель. Она служит главной причиной многих болезней населения "аридного пояса" Африки и Латинской Америки.

Основные виды и источники загрязнения мировых вод

В экологии под загрязнением вод понимают превышение гранично-допустимых концентраций содержащихся в них веществ (вредных химических соединений). Также существует такое понятие, как истощение гидроресурсов - ухудшение качества воды под постоянным деятельности.

Выделяют три основных типа загрязнения вод:

  • химическое;
  • биологическое;
  • тепловое;
  • радиационное.

В роли загрязнителя может выступать любое вещество, которое попадает в гидрологический объект вследствие человеческой деятельности. При этом данное вещество существенно ухудшает природные качества воды. Одним из самых опасных современных загрязнителей является нефть, а также продукты из нее.

Источники загрязнений могут быть постоянными, периодическими или сезонными. Они могут иметь как антропогенное, так и природное происхождение, быть точечными, линейными либо площадными.

Самым крупным источником загрязнения являются так называемые То есть те, что образуются в результате промышленной, строительной или коммунальной деятельности человека. Они, как правило, перенасыщены вредными органическими и неорганическими веществами, тяжелыми металлами и микроорганизмами. Выделяют промышленные (в том числе шахтные), коммунально-бытовые, сельскохозяйственные и другие виды сточных вод.

Характеристика водных ресурсов России

Россия - одна из стран мира, которая не испытывает дефицита воды. Современные водные ресурсы страны - это 2,5 миллиона рек и водотоков, около двух миллионов озер и сотни тысяч болот. Территория России омывается двенадцатью морями. Огромное количество пресной воды хранится в ледниках (горных и приполярных).

Для улучшения водообеспечения на территории нашего государства созданы тысячи водохранилищ разного размера. В общем в них содержится около 800 км 3 пресной воды. Эти объекты не только служат искусственными резервуарами ценного природного ресурса, но и регулируют режим рек, предотвращают паводки и наводнения. Таким образом, их значение трудно переоценить.

Среди главных проблем водных ресурсов России следует выделить следующие:

  • нерациональное водопользование;
  • ухудшение качества питьевой воды;
  • неудовлетворительное состояние гидроузлов и гидротехнических сооружений.

В заключение...

Что такое водные ресурсы? Это вся та вода, которая содержится в гидросфере. Самыми большими запасами водных ресурсов обладают такие страны, как Бразилия, Россия, Канада, Китай, Индонезия и США.

В современных реалиях проблема загрязнения и нерационального использования мировых вод становится очень актуальной, а в некоторых регионах - особенно острой. Её решение невозможно без консолидации усилий всех стран планеты и эффективной реализации совместных глобальных проектов.