Психотерапевт – это специалист, который занимается лечением пограничных состояний и расстройств психики легкой и средней степени тяжести.

Квалификацию психотерапевта получает прошедший дополнительное обучение и овладевший одним из направлений психотерапии врач-психиатр или психолог.

Кто такой психотерапевт

Психотерапевт в зависимости от базового образования может быть:

  • Врачом-психиатром. Благодаря наличию высшего медицинского образования и специализации в области психиатрии этот специалист имеет право лечить пациентов с любыми психическими нарушениями, ставить пациенту диагноз и назначать медикаментозные препараты. Этот врач имеет клинический опыт и для практической деятельности в качестве психотерапевта должен иметь лицензию.
  • Врачом любой другой специальности (имеет высшее медицинское образование и основную специализацию в любой области медицины). Такие специалисты составляют около 10 % от всех психотерапевтов с медицинским образованием, имеют право использовать при лечении медикаментозные препараты, обязаны иметь клинический опыт и лицензию. Психотерапевтические методы врачи-психотерапевты используют при лечении психосоматических заболеваний (возникают при взаимодействии физических и психических факторов, включают бронхиальную астму, язву и др.), однако лечить психические заболевания они не имеют право.
  • Клиническим (медицинским) психологом. У данного специалиста благодаря высшему медицинскому и психологическому образованию есть право заниматься лечением некоторых психосоматических и психических заболеваний (в контакте с психиатром), однако нет права назначать медикаментозное лечение. И клиническая практика, и лицензия обязательны.
  • Психологом, окончившим ВУЗ по специальности «психология». Поскольку психология относится к гуманитарным наукам (не медицинским), психолог-психотерапевт не имеет права ставить клиенту диагноз, лечить психические заболевания и работать с медицинскими проблемами, использовать при лечении медикаменты и проводить медицинские манипуляции. Есть клиническая практика, но лицензия на психотерапевтическую деятельность для этих специалистов не обязательна.
  • Психологом, получившим сертификат на курсах, семинарах или тренингах. Не имеют серьезной многоуровневой подготовки, клинической практики и лицензии, не могут лечить психические и психосоматические заболевания, а также применять медикаментозные методы лечения.
  • Человеком с высшим гуманитарным образованием (или в сфере естествознания), который получил сертификат психотерапевта на курсах, семинарах или тренингах. Серьезная многоуровневая подготовка отсутствует, клинической практики и лицензии нет, не имеют права и навыков лечить психические и психосоматические заболевания, а также назначать медикаментозные препараты.

Основное отличие психиатра от психолога – наличие у психиатра медицинского, а у психолога – высшего гуманитарного образования. Медицинское образование (специализация психиатрия) дает возможность и право лечить разнообразные психические заболевания и применять медикаментозную терапию, а образование психолога позволяет вести психологическое консультирование психически здоровых людей, заниматься профессиональным подбором кадров и т.д.

Врачи-психотерапевты и клинические психологи принимают пациентов преимущественно в лечебных заведениях, а психологи-психотерапевты ведут частную практику, включающую онлайн-консультации.

Психотерапевт может быть более узким специалистом – наркологом (консультирует и лечит наркозависимых пациентов) или сексологом (занимается исследованием и лечением сексуальных фобий, патологического сексуального влечения, отклонений в сексуальном поведении).

Что лечит психотерапевт

Психотерапевт с базовым образованием в области психиатрии лечит:

  • Кратковременные психотические расстройства, при которых у пациентов возникают внезапные, кратковременные периоды психотического поведения (аномального психического поведения, которое не оценивается личностью критически). Возникает в ответ на сильный стресс (смерть близких, угроза насильственной смерти и т.д.).
  • Вызванное приемом некоторых веществ психотическое расстройство. Возникает при приеме или отказе от алкоголя, кокаина и других наркотических веществ, проявляется в появлении галлюцинаций, сбивчивой речи.
  • Вызванные состоянием здоровья психотические расстройства. Появление галлюцинаций, бредовых идей и других психических нарушений может быть связано с черепно-мозговой травмой или опухолью мозга.
  • Бредовое расстройство (манию) – заболевание психики, для которого характерно наличие доминирующего, систематизированного бреда. Бредовые идеи основаны на возможных реальных ситуациях (преследование, ревность к сопернику и др.), лишены причудливости и стойких галлюцинаций, сохраняются от 3-х месяцев и больше.
  • Распределенное психотическое расстройство, которое развивается у человека при отношениях с лицом, страдающим бредовым расстройством.
  • Шизофрению, которая является полиморфным психическим расстройством. Для этого заболевания характерны фундаментальные расстройства мышления и восприятия, неадекватный или сниженный аффект. Проявляться эти расстройства могут в виде слуховых галлюцинаций, параноидного или фантастического бреда, дезорганизованности речи и мышления, наблюдаются социальная дисфункция и нарушение работоспособности.
  • Шизоэмоциональное расстройство, для которого характерно сочетание симптомов шизофрении с симптомами депрессии или биполярного расстройства.
  • Расстройство шизофренической формы — проявляется симптомами шизофрении, которые наблюдаются более месяца, но не более полугода.
  • Маниакально-депрессивный психоз (биполярное аффективное расстройство), для которого характерны маниакальные и депрессивные состояния, либо быстрая смена или сочетание симптомов депрессии и мании.
  • Депрессию. Является психическим расстройством, при котором наблюдается «депрессивная триада»: снижение настроения, утрата способности радоваться и нарушения мышления. Пессимистическое настроение сопровождается двигательной заторможенностью.

Психотерапевт, имеющий медицинское образование, может также лечить:

  • Эпилепсию. Данное неврологическое расстройство требует обращения к психотерапевту при наличии у больного различных нарушений сознания и настроения.
  • Состояния после инсульта, отравления, черепно-мозговой травмы. Влияние негативных воздействий на мозг в сочетании с психологическим кризисом, который переживают больные, может привести к разнообразным изменениям в психике.
  • Неврозы. Являются группой обратимых психогенных функциональных расстройств, которые склонны к затяжному течению. У пациентов с неврозом могут наблюдаться астенические, навязчивые или истерические проявления, временное снижение умственной и физической работоспособности.
  • Тревожное состояние – расстройство психики, при котором наблюдается общая устойчивая тревога, не связанная с определенной ситуацией или объектом. Проявляется в виде разнообразных дурных предчувствий, может сопровождаться постоянной нервозностью, дрожью, напряжением мышц, потливостью, головокружением и сердцебиением. Часто возникает при хроническом стрессе, может иметь волнообразное течение и переходить в хроническое состояние.
  • Паническое расстройство (эпизодическую пароксизмальную тревожность) – расстройство психики, которое сопровождается внезапным приступом панических атак (необъяснимых приступов тревоги и страха в сочетании с соматическими проявлениями).
  • Разнообразные фобии, которые являются сильно выраженным, упорным и навязчивым страхом, регулярно проявляющимся в определенной ситуации и не поддающимся рациональному объяснению.
  • Неврастению – расстройство психики, которое относится к группе неврозов и проявляется повышенной раздражительностью, утомляемостью, утратой способности к длительному напряжению (умственному и физическому). Обычно развивается при сочетании психической травмы, физиологических лишений (отсутствие отдыха и др.) и чрезмерно напряженной работы.
  • Психосоматические заболевания – болезненные состояния, которые включают конверсионные симптомы (наблюдаются симптомы объективно отсутствующего заболевания), функциональные синдромы (функциональные нарушения органов и систем при отсутствии в них патологии) и психосоматозы (заболевания, которые развиваются в результате конфликтных переживаний и первичной телесной реакции на эти переживания).

Кроме того, психотерапевт также оказывает помощь людям, страдающим алкоголизмом и наркоманией.

Психотерапевт с психологическим образованием проводит психологическое тестирование и консультирует клиентов, которые не страдают психическими и психосоматическими заболеваниями.

Детский психотерапевт

Детский психотерапевт – это врач, который занимается диагностикой, лечением и профилактикой психических расстройств и психосоматических заболеваний у детей и подростков.

К сфере деятельности детского психотерапевта относят лечение:

  • психопатии;
  • депрессии;
  • невроза;
  • фобии;
  • аутизма;
  • булимии;
  • апатии;
  • нервной анорексии;
  • разнообразных зависимостей (зависимость от азартных игр, интернета и др.);
  • задержки психического развития;
  • суицидального синдрома.

Детский психотерапевт также занимается коррекцией негативизма, провокационного поведения и расстройства обучения.

В процессе лечения психотерапевт анализирует среду обитания ребенка, а также влияние социума и наследственности.

Обращаться к детскому психотерапевту нужно, если у ребенка:

  • наблюдается неадекватное, агрессивное или асоциальное поведение;
  • длительное время присутствует чувство вины, страха, наблюдается повышенная тревожность или отмечается равнодушие;
  • занижена самооценка;
  • присутствуют тики, энурез, заикание, стереотипные двигательные расстройства;
  • отмечается перенапряжение в результате воздействия стрессовых факторов.

В каких случаях следует обращаться к психотерапевту

Консультация врача-психотерапевта необходима людям, у которых:

  • Возникла серьезная стрессовая ситуация или имеется психическая травма, которую сложно пережить самостоятельно;
  • при отсутствии объективной причины наблюдается подавленное состояние, нервозность или раздражительность;
  • присутствуют перепады настроения, при которых необоснованно-возбужденное состояние беспричинно сменяется апатией и равнодушием;
  • наблюдается хроническая усталость;
  • отсутствует (утрачен) интерес к важным в профессиональной и личной жизни моментам (эмоциональное «выгорание»);
  • на фоне внешнего благополучия присутствует постоянная тревога, навязчивые мысли, ритуалы, страхи и фантазии;
  • присутствует иррациональная, неконтролируемая боязнь какого-либо предмета или явления (фобия);
  • наблюдаются зависимости различного рода (алкоголь, шопингомания и др.);
  • есть психосоматические заболевания, при которых симптомы болезни есть, а физиологическая патология либо отсутствует, либо носит психогенный характер (бронхиальная астма, язвенный колит, эссенциальная гипертензия, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, нейродермит и др.).
  • имеется внутренний конфликт, мешающий полноценной жизни и развитию.

Этапы консультации

Психотерапевт проводит консультирование по принципу «пятишаговой» модели:

  1. Устанавливает контакт с клиентом и ориентирует его на работу.
  2. Собирает информацию о клиенте и выясняет, в чем суть его проблемы. После оценки психологического статуса клиента и его общей жизненной ситуации, основных трудностей и мотивации, психотерапевт рассматривает возможность наличия органического дефекта и при необходимости переориентирует клиента на получение психиатрической помощи.
  3. Выясняет, какого результата ожидает клиент, чего он хочет добиться. С целью исключения нереалистичных ожиданий психотерапевт помогает клиенту осознанно построить систему целей, ориентированную на конкретный и достижимый в ближайшее время результат. Также выясняются пределы психотерапии, выраженные не во временном, а в содержательном виде. Клиент на данном этапе должен быть предупрежден о трудностях психотерапии, с которыми он может столкнуться.
  4. Вырабатывает альтернативные решения проблемы. Выбор психотерапевтической стратегии для достижения поставленных ранее целей зависит от подготовки психотерапевта, особенностей личности клиента и характеристик проблемы.
  5. Обобщает результаты взаимодействия с клиентом и оценивает эффективность терапии.

До проведения непосредственно терапии психотерапевт применяет разнообразные диагностические процедуры, выбор которых зависит от психотерапевтической школы (диагностическая беседа, наблюдение и проективные методы в психоанализе и т.д.).

Методы лечения

Подход к лечению конкретного психотерапевта зависит от выбранного при обучении направления психотерапии (в настоящее время выделяется около десятка направлений). Основными направлениями психотерапии являются:

  • Психоанализ, в котором основой психики считаются подсознательные процессы (инстинкты, мотивации, защитные механизмы). Используются: на этапе накопления материала методы свободных ассоциаций и толкования сновидений; в процессе терапии — методы интерпретации, анализа «сопротивления» и «переноса», проработка информации.
  • Гештальт-терапия, которая основана на представлении о саморегуляции психики. Используются различные техники («Здесь и сейчас», «Очистка луковицы» и др.), упражнения, перенос и контрперенос, завершение гештальта (ситуации).
  • Экзистенциальная психотерапия, которая сконцентрирована не на отдельных проявлениях психики человека, а на всей его жизни (психодинамический подход). Используется групповая терапия, техника работы с защитными механизмами, сновидениями, уменьшения сензитивности к смерти и др.

Психотерапевт может также быть специалистом в области когнитивно-поведенческой или клиент-центрированной терапии, арт-терапии, игровой терапии и т.д.

Выкладываю, так как часто спрашивают, путают и т.д.

"Рассмотрим наиболее распространённые мифы о психологах:

1) Психолог и психиатр - по сути, одно и то же.

Психиатр - это специалист в области диагностики и лечения психических расстройств (заболеваний). Использует преимущественно медикаментозные методы лечения, но также и разные виды психотерапии.
Психиатр работает с людьми психически нездоровыми, имеющими серьёзные отклонения в психике.
Ассоциативный ряд: таблетки, палата, электрошоковая терапия, маниакально-депрессивный психоз...

Психолог - специалист, получивший психологическое образование. Психологическое - это не медицинское образование, и поэтому психолог (в отличие от психиатра) не имеет права выписывать лекарства. Области применения его знаний - психологическое консультирование здоровых людей.
Ассоциативный ряд: рекомендации, кабинет психолога, "вы хотите об этом поговорить?"...

В каких ситуациях может помочь психолог: при трудностях: в общении, в принятии решений, во взаимоотношениях; при стрессах и психологических травмах: развод, смерть близкого, физическое или моральное насилие...

Психотерапевт - специалист(врач или психолог), который оказывает помощь чаще всего нефармакологическими методами. Упрощённо говоря, психотерапевт - человек, овладевший одним из направлений психотерапии. Психотерапевты работают как с психически здоровыми людьми, так и с людьми в "пограничных состояниях" , то есть в состояниях на грани здоровья и заболевания (неврозы, депрессии...) Психотерапевт использует определённые психотехники, чтобы помочь клиенту решить его проблему.
Ассоциативный ряд: рациональная психотерапия, психодрама, эриксоновский транс, NLP, трансперсональная психотерапия, телесноориентированная психотерапия, психосинтез..."

Иногда психолог работает вместе с психиатром. Так, например, психолог может проводить с психически-больным определенную диагностическую методику, в это время психиатр будет наблюдать за процессом диагностики.
Психолог не может лечить психические болезни, он может работать в команде с психиатром или другим лечащим врачом, заниматься диагностикой определенных психических функций, работать над коррекцией вторичных отклонений (все это происходит в сообщении с другими специалистами).

Так, к примеру, мое образование звучит как практический коррекционный психолог. Я прохожу практику с детьми с разными формами дизонтогенеза (ДЦП, аутизм, психопатии, ЗПР, умственная отсталость и т.д.). Я могу проводить диагностику, программы по коррекции той или иной психической функции. Но, все это происходит в команде с педагогом дефектологом, невропатологом и другими врачами в зависимости от формы дизонтогенеза.

Психолог не ставит диагнозов.

Самостоятельно я могу работать над запросами клиента - условно))) психически здорового человека (все мы немного психи:)).
По таким запросам как:
Избавление от фобий, страхов, вредных привычек, неприятных переживаний, конфликтов в взаимоотношениях.
Так же по запросам "что-то не так, но я не могу понять что", "жизнь говно, а я не муха", психосоматика и т.д.
Подготовка к презентациям, выступлениям, приобретение чувства уверенности, спокойствия, или какого-то другого чувства:), принятие важного решения, новые способы поведения, смена установок, реализация планов, гармонизация личности
и т.д.

Экология сознания. Психология: В психологию человек приходит, в первую очередь, для того, чтобы разобраться с собой. Принести благодать себе и нести ее людям. Сумев помочь себе, разобравшись в отношениях с собой, близкими и любимыми, знать как находить разрешения внутренних и внешних конфликтов и научившись повышать эффективность коммуникаций - психолог (логично предположить) сможет помочь в этом и другим.

Зачем люди идут в психологию?

Ответить на экзистенциальные вопросы о смысле жизни и научиться экологии общения. Раньше за этим шли в духовную семинарию - сейчас идут в психологию.

Мотивация выбора этой профессии?

В психологию человек приходит, в первую очередь, для того, чтобы разобраться с собой. Обрести свою благодать и отнести ее людям. Сумев помочь себе, разобравшись в отношениях с собой, близкими и любимыми, знать как находить разрешения внутренних и внешних конфликтов и научившись повышать эффективность коммуникаций - психолог (логично предположить) сможет помочь в этом и другим.

Но по ходу обучения предмету, большинство из них забывают, зачем пришли. Информация по диагностике психологических явлений и состояний захватывает и очаровывает. И вот уже новоиспеченный психолог вовсю ставит диагнозы другим, демонстрируя свою эрудицию - это у вас «гиперопека», а это «прокрастинация», а здесь «невротическая привязанность».

«Испорченный» терминологией специалист, получивший доступ к дополнительной «игре» может начать самоутверждаться на клиентах , произносить сложные термины без попытки объяснить их простым языком. С ходу ставить мудрёные диагнозы, вызывая у клиента преждевременное и пока еще не обоснованное уважение к себе как «специалисту» и рискует окончательно забыть про свою изначальную цель - помочь самому себе.

Преждевременная деятельность психолога начинает подпитывать его личность и он теряет необходимость разбираться со всем тем багажом внутренних проблем, с которыми он пришел в психологию. Так, новоиспеченный специалист, увлёкшись игрой «я - психолог» прежде, чем разберется сам с внутренними обидами / жаждой признания / собственной неуверенностью, вместо исцеления собственных травм души начинает опираться на институт психологии как на компенсацию собственной ущербности.

Поэтому так важно начинающему психологу помнить о той первичной цели, с которой он зашел в психологию и работать над собственным исцелением. Для этого в пространстве психологии существует территория «экспериментов на кошках», которая называется мудрёным словом «супервизия» - это обязательная терапия, которую должны студенты проходить друг у друга или у более компетентного коллеги, для того, чтобы обсудить друг с другом и с преподавателем - «что же мы делали, когда мы это делали?».

Именно так хороший психолог шлифует своё мастерство. После своего обучения психологу полезно продолжать общение со своим психологом, учителем, супервизором - это не даст ему впасть в заблуждение о собственной непогрешимой компетентности.

Таким образом, он будет освежать в памяти роль «клиент психолога», что даёт навык уметь видеть «косяки» своих коллег, задавать правильные вопросы, делать выводы, совершать открытия и… чувствовать границы ответственности каждой из сторон терапии.

Границы ответственности - очень важная тема. Важность её в том, что психологу необходимо научиться разделять, где заканчивается его ответственность и начинается ответственность клиента. В этом ему поможет только собственное участие в процессе терапии в роли клиента.

Иначе происходит злоупотребление понятием «ответственность» и новоиспеченный психолог, естественно из лучших побуждений, начинает брать на себя лишнее - обещать волшебные результаты , подчеркивая этим свою значимость. Вместо того, чтобы способствовать процессу, в котором обратившийся становится более инициативным и самостоятельным хозяином своих решений и своей жизни.

Эта игра с лишней ответственностью приводит к тому, что обижены остаются оба:

    клиент, потому что ему обещали, что чудо произойдет легко и безусильно, а оно не произошло;

    психолог, «недолеченный» в своё время, тоже остаётся недоволен тем, что его искрений порыв неоценен клиентом;

Клиент, по мнению «великодушного психолога», как бы должен сам догадаться, что пора проявить ответное великодушие и порадовать психолога самостоятельным включением в работу и взятием ответственности за свою жизнь. Но этого почему-то не происходит.

Не происходит, так как в самом начале, еще на старте, некомпетентный психолог, занятый демонстрацией своей информированности, не способен стать «пустой чашкой», чтобы вместить в себя человека, пришедшего к нему и прочувствовать, что способно пробудить внутренний резерв клиента - включить его энтузиазм.

Если психолог прошел собственную терапию, то он имеет свою «я-историю»: историю исцеления/пробуждения/вырастания и он обладает, благодаря собственному опыту исцеления, не столько информацией об этом, сколько знанием как этого достичь . Знания, в отличие от информации, не занимают много места, сколько занимает его научная терминология и эрудиция.

Знания - это то, что существует в пустоте и приводит к обретению тишины. Когда мы решаем какую-то задачу, мы можем проследить весь этот процесс. От суеты поиска, через экспериментирование с идеями и информацией, к обретению знания в момент получения результата и последующей тишины в удовлетворении.

Весь тот шум, который существует внутри личности, порождается её обеспокоенностью отсутствия желаемого или мыслями из тоски по неосуществимости своих чаяний. Шум и суета о том, что есть на "сейчас" это не то, что должно быть - занимает столько места в человеке, что у него не остаётся «свободных гигабайт» для радости. Радости, что он у себя есть, радости от самой жизни. Озабоченный проблемой человек не вмещает в себя жизнь. Он полон размышлениями о жизни, он в ней не находится - это парадокс обеспокоенных людей.

Беспокойство изматывает и обесточивает человека, а истощенный внутренним шумом, он не способен на эффективные действия.

Психолог, сумевший помочь себе, имеет внутри себя ту пустоту, которая готова принять человека пришедшего к нему за помощью. Размещаясь в тишине этой пустоты, в поле психолога, с клиентом происходят осознания о себе и своей жизни. В этой тишине у человека затихает суетливый шум/мозговой штурм - освобождается внимание для восприятия. Восприятие становится такого качества, что человек в процессе рассказа о себе делает открытия и начинает становится понятен самому себе.

Поэтому, если Вам не стало лучше после посещения психолога, доктора или массажиста - это не ваш специалист.

Или если вы не исцелились с первого раза, но с первой встречи вам стало лучше, яснее, вдохновенней или спокойней - это ваш психолог / ваш доктор.

И никакие уговоры «специалиста» о том, что вы должны «ходить долго и только тогда… однажды… что вы хотите решить проблему за раз, если вы создавали её годами» - не должны вас переубедить не доверять собственному послевкусию от первой встречи.

Нет формул приводящих к счастью, потому что человек идет не к нему. Оно, счастье, существует как лакмусовая бумажка качества жизни. Как явление суммарной сбалансированности жизни человека, но к нему не идут.

Ребенок от рождения имеет способность к счастью. И если он здоров, то будучи сытым, он прибывает в нём - безусильно счастливый и любопытный к жизни. И только влияние значимых взрослых, корректирующих поведение ребёнка, лишает его постоянной и безоглядной способности прибывать в счастливом расположении духа.

Это Вам будет интересно:

Вывод:

Люди по разному теряют способность к счастью, отрекаются от своих желаний в угоду значимым и любимым. Уникален путь каждого, кто решает восстановить собственные опоры - собственную способность к счастью, целостности и эффективности в отношениях и целедостижениях

Психолог - он только проводник, разворачивающий для клиента ландшафт охоты на его собственные самоограничивающие программы.

Когда человек начинает видеть, как он сам создал ограничения на своем пути к свободе и счастью –появляется понимание и энтузиазм к освобождению своей дороги -пути врождённого могущества и благодати. опубликовано