(دریای خزر - Дарьяе Хазар ), турецком (Hazar Denizi ), азербайджанском (Xəzər dənizi ), туркменском (Hazar deňzi ), аварском (Хазар ралъад ) и крымскотатарском (Hazar deñizi ) языках. Происходит от названия народа хазары , создавшего в VII - на северо-западном побережье Каспия могущественное государство - Хазарский каганат .

Гидроним впервые появился в арабских географических сочинениях IX века (Ибн Хордадбех и его последователи Ибн ал-Факих и Кудама ибн Джафар). Хазарским назывались Чёрное , реже Азовское моря (в тот период были сильны позиции хазар в Крыму). Начиная с X века название закрепляется за Каспием. Примечательно, что сами хазары не плавали по морям и не имели флота. Тот факт, что их имя осталось в исторической памяти ряда народов, свидетельствует о незаурядной роли, которую они сыграли в истории региона. В VII-VIII вв. хазарское влияние выражалась в регулярных набегах, позднее (IX-X вв.) - в активной морской торговле. Столица Хазарии - Итиль в устье Волги являлась крупной факторией мусульманского купечества.

Наряду с данным именем письменные источники того времени сохранили и иные формы названия Каспия, производные от народов, обитавших на его берегах. Среди них ряд локальных: Табаристанское , Делеймское , Ширванское море. Наиболее распространённым было древнее название Джурджанское море . Примечательно, что именно так Каспий назван в хазарском памятнике - письме царя Иосифа . После падения Хазарии частым стало название море Хорезма , в форме Хвалисское море оно перекочевало в древнерусскую литературу.

Напишите отзыв о статье "Хазарское море"

Примечания

Отрывок, характеризующий Хазарское море

Иногда они молчали целые часы; иногда, уже лежа в постелях, они начинали говорить и говорили до утра. Они говорили большей частию о дальнем прошедшем. Княжна Марья рассказывала про свое детство, про свою мать, про своего отца, про свои мечтания; и Наташа, прежде с спокойным непониманием отворачивавшаяся от этой жизни, преданности, покорности, от поэзии христианского самоотвержения, теперь, чувствуя себя связанной любовью с княжной Марьей, полюбила и прошедшее княжны Марьи и поняла непонятную ей прежде сторону жизни. Она не думала прилагать к своей жизни покорность и самоотвержение, потому что она привыкла искать других радостей, но она поняла и полюбила в другой эту прежде непонятную ей добродетель. Для княжны Марьи, слушавшей рассказы о детстве и первой молодости Наташи, тоже открывалась прежде непонятная сторона жизни, вера в жизнь, в наслаждения жизни.
Они всё точно так же никогда не говорили про него с тем, чтобы не нарушать словами, как им казалось, той высоты чувства, которая была в них, а это умолчание о нем делало то, что понемногу, не веря этому, они забывали его.
Наташа похудела, побледнела и физически так стала слаба, что все постоянно говорили о ее здоровье, и ей это приятно было. Но иногда на нее неожиданно находил не только страх смерти, но страх болезни, слабости, потери красоты, и невольно она иногда внимательно разглядывала свою голую руку, удивляясь на ее худобу, или заглядывалась по утрам в зеркало на свое вытянувшееся, жалкое, как ей казалось, лицо. Ей казалось, что это так должно быть, и вместе с тем становилось страшно и грустно.
Один раз она скоро взошла наверх и тяжело запыхалась. Тотчас же невольно она придумала себе дело внизу и оттуда вбежала опять наверх, пробуя силы и наблюдая за собой.
Другой раз она позвала Дуняшу, и голос ее задребезжал. Она еще раз кликнула ее, несмотря на то, что она слышала ее шаги, – кликнула тем грудным голосом, которым она певала, и прислушалась к нему.
Она не знала этого, не поверила бы, но под казавшимся ей непроницаемым слоем ила, застлавшим ее душу, уже пробивались тонкие, нежные молодые иглы травы, которые должны были укорениться и так застлать своими жизненными побегами задавившее ее горе, что его скоро будет не видно и не заметно. Рана заживала изнутри. В конце января княжна Марья уехала в Москву, и граф настоял на том, чтобы Наташа ехала с нею, с тем чтобы посоветоваться с докторами.

Каспий или Хазар

Море, море – ты бездонно... Мы живем на берегу Каспийского моря и не представляем себе наш город без морского пейзажа. Но часто ли мы задумываемся о том, что такое Каспий, свидетелем каких событий он является, когда появилось само название – «Каспий»? По свидетельству древних и средневековых авторов Каспийское море имело много имен.Каждый из путешественников в своих дневниковых записях давал этому необычному морю-озеру свое название.Всего их было около семидесяти, но мы используем только два из них: Каспий и Хазар.Какова история других названий, история народов живших на берегу этого загадочного моря?Как выглядел город Баку в те времена?Как сохранить память о прошлом?Получить ответы на эти и многие другие вопросы помогают нам не только исторические науки, но и результаты исследований геологов,географов, физиков и химиков, гидрографов, а также представителей многих других наук.Только объединенными усилиями можно составить полную картину истории Каспия, истории его названий, оценить какое чудесный дар преподнес нам Всевышний и природа, какую ответственность мы несем перед теми, кто придет после нас за сохранность такого необычного явления как Каспий.

Море – озеро Каспий.

Баку располагается на берегу одного из самых загадочных водоемов нашей планеты. Это самое большое в мире озеро, площадь которого составляет 378400 кв.км. Поверхность озера ниже уровня Мирового океана на 27 метров, а самая глубокая точка достигает отметки в 1000 метров. Ныне воды Каспия омывают берега пяти государств: Азербайджана, России, Казахстана, Туркменистана и Ирана. Каспий может по праву гордиться своей древней историей, 25 миллионов лет тому назад Каспий оторвался от Мирового океана и периодически сливаясь с Черным морем, разъединялся с ним и сейчас является самостоятельным водоемом. Изучая историю древнего Каспия, можно обнаружить названия: Сарматское, Понтическое, Агчылыг, Хвалынское море.Моряки говорят: «Пережившему шторм на Каспии, не страшны шторма в океанах». Увидеть Каспий в спокойном состоянии можно очень редко, потому что муссонные и бризовые ветры поднимают порой очень высокие волны. Бури и шторма на Каспии довольно частое явление, их здесь бывает гораздо больше, чем на других южных морях континента.Народы Прикаспийских областей сохранили в своей культуре, в традициях, обрядах, песнях и танцах, в узорах ковров и в архитектурных мотивах общие черты, присущие всем тюркским этносам, но отличаются своеобразием, присущим народам, чья жизнь связана с морем. Каспий – хранитель тайн затонувших городов, в его глубинах археологи находят следы древних городов, о чем говорят найденные на дне моря оружие, посуда и т.д.На берегах Каспия с древнейших времен живут люди, исповедующие разные религии – Митраизм, Зороастризм, Христианство, Ислам, Иудаизм – кажется, что вокруг Каспия объединены все существующие в мире религии. И это еще одна из загадок этого региона. Но только одно утверждение не требует доказательств. Каспий – это исторический памятник древних и нынешних цивилизаций, заслуживающий бережного отношения, настоящее национальное достояние.

История исследования Каспия.

В Древней Греции всем было известно имя знаменитого слепого поэта – Гомера, создателя поэм «Илиада» и «Одиссея». Но Гомер был не только поэтом, он с большим интересом изучал историю и описания других стран, рассказы путешественников и торговцев, старался обобщить их и делал свои выводы. В его работах Каспий получил название «Пруд солнца». Можно только предполагать, кому из путешественников выпало счастье увидеть один из великолепных восходов солнца, которые можно видеть только на Каспии.В VI в.до н.э., во времена персидского царя Дария 1, в Милете жил ученый Гекатей, автор работы «Землеописание», в которой он называл Каспий Гирканским морем. Это название сохранилось в истории и в трудах античных ученых вплоть до периода сасанидо-римских войн IV в. Так называли Каспий древние историки, исследователи, авторы географических атласов, Эратосфен (3в.до н.э.), Страбон (1 в.до н.э.), Клавдий Птолемей (2в.) и др. Но в работах известного геолога 1в. Ковалевского С.А. Каспий получил другие названия: Воуру-Каша, Западное море, Северное море.С приходом на берега Каспия арабов, море получает новые названия. В 846г. Ибн-Кардадбех - арабский писатель, географ, автор работы «Книга путей и государств» рассказывает о «Хвалисском море», «Хорезмийском море», «Джурджанском море». В описаниях Георгия Амстердамского, относящихся к 1Х в. появляется новое название – Хазарское море. Путешественники, побывавшие на Каспии в более поздние времена, упоминают названия, присвоенные предшественниками, но при этом дают морю новые названия, словно соревнуясь между собой, какое из названий подходит больше других. Так, благодаря Ибн-Руста – автору труда «Книга дорогих ценностей», в 903г. появляется арабское название моря «Ал-Баб». Многие арабские писатели, ученые продолжают описывать море, называя его Хазарским, но венецианские исследователи Марко Поло и Гарритса, принявшие эстафету у арабов тогда же в начале Х в., рассказывают о море «Глевешелан». Путешественники из разных стран продолжают исследовать страны на берегах Каспия, называя его все новыми и новыми именами. Арабский писатель Х в., исследователь, автор работы «Книга стран», Ибн-Факих вводит новое название - «Хорасанское море». В первой половине Х в. появляется в арабских источниках название «Каспийское море». Так называл его в своих трудах Ибн-Исфендияр – арабский историк, писатель, описывавший походы русов на Каспий. Также другой арабский ученый – Ибн-Москавейх, автор книги «О походе русов в Бердаа в 932, 943-944гг.» называет море Каспийским.Долгое время использовались эти названия, пока новые исследователи не появились на Каспии. В 1306 г. Марино Сануто Старший, исследователь Каспия и его берегов дал морю новое название «Георгиевское море». В тот же период появляется еще одно имя у Каспия. Амстердамский географ и исследователь Оттенс Р. называет море «Богар-Карсунским», заимствуя это название у мавров. В 1466-1472 гг. Афанасий Никитин – тверской купец, путешественник, автор книги «Хождение за три моря» описывает Каспий как «Дербенское», «Хвалынское», «Хвалитьское» море.На древних и средневековых географических картах, которые являются источниками по изучению истории Каспия, можно прочесть и такие его названия как Абескунское, Дайламское, Кользумское, Сихай, Кучук-Дениз, Аг-Дениз, Мазандаранское, Гилянское, Сирийское, Персидское, Пехливанское, Бакинское, Астраханское, Сальянское, Ширванское, Муганское, Албанское, Казвинское. Однако, название «Каспийское море», принятое в арабских источниках, более связано с историческим прошлым нашего народа, чем просто с его географическим положением.

Каспий - Хазар.

На юго-западном побережье Каспия в древности жили племена каспиев. Они создали свое государство – Каспиану, которое недолго существовало как самостоятельное образование, а затем вошло в состав Албании как одна из областей. О каспиях сохранилось много легенд. Они были хранителями «Каспийских врат» - стратегического пункта Северного Азербайджана – Дербенда. Античные авторы отмечают, что каспии сражались в составе персидских войск Ксеркса (5в.до н.э.). Позднее смешавшись с народами Албании, каспии вошли в состав азербайджанского народа. Одно из основных (современных) названий Каспий получил от названия этих племен. Другое название – Хазар, произошло от крупного тюркского этноса и государственного образования – Хазарский каганат. До сих пор в Азербайджане, Калмыкии, Иране, Туркмении и в некоторых других тюркских, восточных странах бытует название «Хазар денизи». Хазары мигрировали с Северного Кавказа до низовьев Волги еще в глубокой древности. В 8в. хазарские каганы начали распространять среди соплеменников иудаизм, но при этом часть из них исповедовала ислам, а также сохранялась вера в древние божества. В 7-8 вв. границы Хазарского каганата простирались от береговЧерного моря и до Каспия. Они постоянно вели войны за влияние на Кавказе. К 10 в. хазары были настолько ослаблены постоянными войнами, что были окончательно разгромлены славянами и растворились среди окружавших их народов. История народов сохранилась в названиях моря-озера. Но неизгладимый след в истории оставили эти народы в культуре, традициях, фольклоре, языке, в географических названиях, объясняя причины сходства, единства среди представителей тюркской культуры нашего времени.

Орудж-бек Байат рассказывает...

С Каспийским морем связаны не только описания географов. Историки описывают походы завоевателей, сражения, купцы ведут свои путевые записи, военные экспедиции направлялись на Каспий с целью составления лоций и морских карт – и все эти документы становятся источниками для изучения истории Каспия.В 1601 г. азербайджанец Орудж-бек из кызылбашского племени Байат прибыл в Испанию в составе сефевидского посольства. Здесь он написал книгу о своем путешествии и издал ее под названием «Дон Жуан Персидский». Часть путешествия заняло плавание по Каспийскому морю и в своей книге Орудж-бек излагает известные ему факты из истории Каспия и земель, которые он омывает.«...Эта провинция (Гилян) лежит вдоль побережья Бакинского моря, также называемого Гульзум, или в древности – Каспийским морем... Каспийское море недостаточно изучено древними, которые еще со времен Цезаря Августа считали, что оно – залив океана, но арабы знали, что это не так, и назвали его «Закрытым морем». Оно 800 миль в длину и 600 миль в ширину; в него впадают многие полноводные реки, ... но вода в нем плотная, горькая и соленая, и далеко не вкусная. Главные реки, которые впадают в это море, - это Чессел, Гейсон, Теусо, Коро и Волга (Эдер или Итиль)». Орудж-бек рассказывал о страшном шторме, который пришлось пережить путушественникам на четвертый день пути. «Шторм продолжался целую ночь, а утром мы обнаружили, что снова находимся в том же порту и городе Гиляне, где мы ступили на борт несколько дней назад». Орудж-бек был случайным исследователем Каспия, он описывал море только в ходе плавания по нему. Кроме него здесь побывали в разное время настоящие географы, задачей которых было составление карт и планомерное иссследование.Первый картограф – португалец Мауро- появился на Каспии в 1459 г., затем здесь появляются исследователи из Англии, Голландии, России, Дании, Германии. Основные работы по составлению карт, морских атласов и другие экспедиции по изучению осторовов, начиная с 17 в. и до середины 20в. велись российскими учеными и военными специалистами. Каспий располагается на стратегически важном участке – стыке Востока и Запада, пути из этого региона ведут во многие страны Европы и Азии. Знание секретов Каспий могло дать преимущество в освоении этого края. Теперь значительная часть Каспия находится под контролем Азербайджана, исследования продолжаются, но ведутся они не для будущих завоеваний, а для познания истории своего народа, осознания значимости того, чем мы владеем, так как богатство народа основано на культурном наследии предков, а Каспий с его богатой историей – значительная часть этого наследия.

Самым большим бессточным озером на земле является сегодня Каспийское море, как видно из названия, одновременно относящиеся к озерной и морской категории. Дело в том, что дно этого водоема имеет кору океанического типа, поэтому часто его называют морем, реже - озером - из-за того, что оно расположено внутри материка. Расположен Каспий прямо на стыке двух материков - Азии и Европы. Вода тут соленая - это еще одна особенность этого водоема. Также озеро необычно и тем, что уровень воды тут находится в тридцати метрах ниже уровня моря. Занимает Каспийское море около 370 тысяч квадратных метров, а его глубина - более одного километра.

Около семидесяти названий имеет водоем Каспийское море, которые дали ему самые разные народы. Славяне именовали это место Хвалийским морем, т.к. тут занимались торговлей жители Хорезма - хвалисы. Также озеро называли в разные времена Гирканским (провинция Гиркания), Джурджанским (город Джурджан), Хазарским (Хазария), Абескунским (остров Абескун), Сарайским, Дербентским, Сихаем и др.

С юга на север это гигантское озеро протянулось на 1 200 километров, с востока на запад - на 200-435 километров. Каспийское море делят на три части - Северную, Среднюю и Южную. В Каспийское море впадают крупные реки - Урал и Волга и более мелкие: Терек, Самур, Артек, Эмба и др. Берега озера - гладкие и низменные, а у дельт рек - заболоченные. В состав Прикаспия входят крупные полуострова: Аграханский, Апшеронский, Бузачи, Мианкале и другие, а также 50 островов. На востоке у побережья расположено небольшое соленое озеро под названием Кара-Богаз-Гол, которое до 1980 года представляло собой лагуну-залив. Потом тут была возведена дамба, отделившая его от моря.


Девять государств охватывает бассейн водоема Каспийское море: Россию, Казахстан, Грузию, Армению, Турцию и др. Таким образом, на его побережье расположено много крупных портов и городов-курортов, крупнейшим из которых является столица Азербайджана Баку. От России тут находится самый южный город нашей страны - Дербент, а также Астрахань (60 километров от побережья).

Из-за того, что площадь озера такая большая, соответственно, колебания температур воды тут значительны. В целом разбег равняется 0 (северные области) - +32 градуса (южные обрасти, в частности, Красноводск). Что же касается состава воды, то, несмотря на соленость, он отличается от океанской воды. Точно так же, как и температура воды, тут меняется климат в зависимости от региона. Север Каспия - это континентальный климат, средняя часть - умеренный и южная - субтропический.


Очень богат животный (1 809 видов) и растительный (728 видов) мир озера. Из рыб тут преобладают судак, сазан, вобла, осетровые, килька, карп, кефаль, лосось, щука, лещ и др. Из морских млекопитающих - каспийский тюлень. А из позвоночных и моллюсков можно выделить медуз, губок, дрейсенов, крабов и др.

Что касается истории, Каспийское море долгое время исследовалось и продолжает изучаться разнообразными экспедициями. Первые русские исследователи плавали сюда с IX-X веках, а регулярное изучение началось с Петра I. Сегодня Каспий - это источник многих ценных сортов рыбы, тюленей, а также полезных ископаемых, например, нефти.

Как известно, у древних тюрков Стороны Света в контексте сакральной географии имели особую качественную характеристику.
Так, например, Восток в сакральной географии тюрков традиционно считается землей изобилия и счастья. Если нужно помолиться или просто взбодриться, то древний тюрок поворачивался к Солнцу - значит, на Восток.
Запад имеет прямо противоположный символический смысл. Это “страна смерти”, “мир мертвых”.
Запад это “анти-Восток”, страна “заката”, упадка, деградации, перехода из проявленного в непроявленное, из жизни в смерть, от полноты к нищете и т.д.
Запад - место, где заходит солнце, у тюрков: «баты»-батмаг, то есть «тонуть».
Известный французский лингвист Л. Базен в статье «ЧЕЛОВЕК И ПОНЯТИЕ ИСТОРИИ У ТЮРКОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ в VIII в» пишет о том, что у древних тюрков (по данным орхоно-енисейской клинописи) «регулярно упоминаются основные космические направления, в соответствии с системой ориентации, в основание которой положен восход Солнца («вперед» значит «на восток», «назад» - на запад, «направо» - значит на юг, «налево» - на север)… У тюркских народов, в отличие от монголов и тунгусо- манчжуров, бытует иная система названия сторон света, в которой передней стороной является восток, восточная сторона, а задней – запад, западная сторона, при этом юг, южная сторона находится закономерно справа, а север, северная сторона –слева. Полную аналогию этой системе ориентации мы находим в древнетюркском языке. в котором ilgaru означает ‘вперед’ и ‘на восток’, qurї;aru – ‘назад’ и ‘на запад’, bergaru – ‘направо’ и ‘на юг’, а jїr;aru – ‘налево’ и ‘на север’. В современных тюркских языках подобную же восточную ориентацию можно видеть в тофаларском и якутском языках. При этом в тофаларском языке понятия “восток” и “на восток” передаются одним и тем же словом буру;;аары (букв. ‘вперед’), а понятия “запад” и “на запад” – словом со;;аары (букв. ‘назад’). Юг обозначается словом h;;г;;рi (букв. ‘в сторону солнца’), а “север” и “на север” – словом;ара;;аары (букв. ‘в сторону тьмы’)…
В якутском языке “восток” – это илин (букв. ‘передний; передняя сторона’), а “запад” – ар;аа (букв. ‘задняя, тыльная сторона’), “север” – хоту (букв. ‘вниз по реке’), “юг” – со;уруу (букв. ‘вверх по реке’)… Таким образом, ориентацию восточную, характерную для древних тюрок и связанную, видимо, с культом восходящего Солнца. С древности человек определял примерное южное направление по положению солнца в зените, восточное - по месту восхода, а западное - по месту заката солнца». (Л. Базен, ЧЕЛОВЕК И ПОНЯТИЕ ИСТОРИИ У ТЮРКОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ в VIII в.Оригинальная версия: // Зарубежная тюркология. Вып. 1. Древние тюркские языки и литературы. М., 1986.)
Как известно, у тюрков (хунны)-дверь открывалась на восток, а у монголов-на юг (Викторова, «Монголы»)
Древнетюркские термины kunto;suq, kunto;su; ‘восток’ (букв. ‘зарождение солнца’), kunbatsiq, kunbatsi;, kunbatu; ‘запад’ (букв. ‘заход солнца’). Этот принцип номинации сторон света сохраняется и в некоторых современных тюркских языках, например, в татарском, в котором кюнчыгыш – ‘восток’ (букв. ‘восход солнца’), кюнбатыш – ‘запад’ (букв. ‘заход солнца’). Ср. соответственные термины казахского – к;ншы;ыс, к;нбатыс и алтайского –кyнчыгыш, кyнбадыш – языков.
Однако, древние тюрки, предки азербайджанцев, которые не покинули свою прародину на Южном Кавказе, до принятия ислама, возможно, запад обозначали словом «кара», а восток –«аг». Отсюда и название западного для них моря- «гара дениз» (Чёрное море) и «аг дениз» (Каспийское море). Об написано в книге лингвиста начала XIV в. Ибн-Муханны, известного в истории тюркологии как "Араб-филолог" тюркского происхождения. Книга Ибн-Муханны называется "Китаби тарджумани фарси ва тюрки ва моголи" (Книга-переводы с персидского, тюркского и монгольского) и написана она в качестве учебника для изучения арабами и арабоязычными персидского, тюркского и монгольского языков. По мнению русского тюрколога и монголиста Платона Михайловича Мелиоранского (1868-1906), книга написана, вероятно, в северо-западной Персии в эпоху чингизидов, а именно Хулагуидов, в начале XIV в. Если в трудах Махмуда Кашгари описывается тюркский язык в целом, то в книге Ибн-Муханны - в основном огузская группа языков. (П. М. Мелиоранский. Араб филолог о турецком языке. СПб., 1900).
Каспийское море (перс. ;;;;; ;;;, авар. Хазар ралъад, азерб. X;z;r d;nizi,. Хазар денгиз.
Современное русское название моря - новое, книжное имя вместо др.-русск. Хвалисьско;е море (Лаврентьевская летопись). Из лат. Саspium Маrе или С. реlagus от греч. ;;;;;; ;;;;;;;, ;;;;;;; ;;;;;;; (Страбон и др.). За всю историю своего существования Каспийское море имело около 70 наименований у разных племён и народов:
Гирканское море - по названию города (ныне Горган) и провинции Гиркания.
Джурджанское море - по названию города Джурджан (ныне Горган).
Хвалынское море или Хвалисское море - древнерусское название, происходящее от названия жителей Хорезма, торговавших на Каспии - хвалисы;
Хаза;рское мо;ре - название Каспийского моря на арабском (;;; ;;;;; - Бахр аль-Хазар), персидском (;;;;; ;;; - Дарьяе Хазар), турецком (Hazar Denizi), азербайджанском (X;z;r d;nizi), туркменском (Hazar de;zi), аварском (Хазар ралъад) и крымскотатарском (Hazar de;izi) языках. Происходит от названия народа хазары, создавшего в VII-X на северо-западном побережье Каспия могущественное государство - Хазарский каганат. Гидроним впервые появился в арабских географических сочинениях IX века (Ибн Хордадбех и его последователи Ибн ал-Факих и Кудама ибн Джа"фар). Наряду с данным именем письменные источники того времени сохранили и иные формы названия Каспия, производные от народов, обитавших на его берегах. Среди них ряд локальных: Табаристанское, Делеймское, Ширванское море. Наиболее распространённым было древнее название Джурджанское море. Примечательно, что именно так Каспий назван в хазарском памятнике - письме царя Иосифа.
Вывод: Ибн Муханна донёс до нас древнетюркское название Каспийского моря-Аг Дениз.