Информация о книге

Иллюстрация обложки книги

Об авторе книги

Проспер Мериме (Mérimée) (1803-1870), французский писатель. Член Французской академии с 1844 года. Родился в семье художника; окончил юридический факультет Сорбонны (1823). Романтический интерес к экзотическим странам нашёл отражение в первых сочинениях Мериме - сборник пьес "Театр Клары Гасуль" (1825). Мериме приписал свои пьесы выдуманной испанской комедиантке. В них было немало откликов на французскую действительность, а также тонкая пародия на реакционный романтический театр с его мелодраматичностью. Сборник "Гузла" (1827) снова был мистификаторской имитацией, на этот раз - иллирийских народных песен. Мериме создал произведение, близкое народному творчеству, и ввёл в заблуждение Пушкина ("Песни западных славян") и Мицкевича. В "Гузле" раскрывались реалистическими приёмами характеры героев, оказавшихся в конфликте с обществом. Проспера Мериме привлекали напряжённые моменты в жизни народов. Он обратился к историческому прошлому Франции в драматической хронике "Жакерия" (1828) и в романе "Хроника царствования Карла IX" (1829). В новеллах конца 1820-х годов (сборник "Мозаика", 1833) Мериме снова изображает сильные и цельные характеры, которых ещё не коснулось "разлагающее" влияние цивилизации ("Матео Фальконе", "Таманго"). Современная действительность нашла отражение в новеллах "Этрусская ваза" и "Партия в триктрак" (обе - 1830). Пустота и лицемерие буржуазного общества, власть денег с иронией и сарказмом показаны в новеллах 1830-40-х годов: "Двойная ошибка", "Арсена Гийо", "Аббат Обен"; столкновение буржуазной морали с примитивными, но более справедливыми нравственными нормами - в "Венере Илльской", "Коломбе", "Кармен" (1845). Проза 1830-40-х годов - вершина творчества Мериме. Используя приёмы "рассказа в рассказе", "вставной новеллы", вводя в текст якобы найденные старые письма или неожиданные исторические и филологические экскурсы, Мериме создаёт внешне спокойное, суховатое повествование. Незаурядным мастерством отмечены научные работы Мериме - книги очерков ("Заметки о путешествии по югу Франции", 1835, и др.), исследования по архитектуре средневековья, по древнеримской истории, истории Испании, Украины, России, критические статьи. После 1848 года литературная активность Мериме пошла на убыль. В эти годы усилился интерес Проспера Мериме к русской культуре. Он сблизился с А. И. и И. С. Тургеневыми, С. А. Соболевским; в цикле статей о Гоголе, Тургеневе, Пушкине и в переводах их произведений Мериме выступил страстным пропагандистом русской литературы. Интерес к славянской тематике отразился в поздней новелле Мериме "Локис" (1869). На сюжеты Мериме написаны пьесы, музыкальные комедии, оперы, в том числе "Кармен" Бизе (1875), созданы многие фильмы.

Облако слов

Творческая работа

Стихотворение МАТТЕО ФАЛЬКОНЕ Жуковский В. А.

Корсиканская повесть

В кустах, которыми была покрыта

Долина Порто-Веккио, со всех

Гремели выстрелы; то был отряд

Рассыльных егерей; они ловили

Бандита старого Санпьеро; но,

Проворно меж кустов ныряя, в руки

Им не давался он, хотя навылет

Прострелен пулей был. И вот, на верх

Горы взбежав, он хижины достигнул,

В которой жил с своей семьей Маттео

Фальконе; но, к несчастью, в это время

Один лишь мальчик, сын его, был дома;

Он у ворот стоял и на долину

Смотрел, прислушиваясь к шуму. Вдруг

Из ближних выбежав кустов, Санпьеро

Бросается к нему и говорит:

«Спаси меня, я ранен, егеря́

За мною гонятся, они уж близко!» -

«Да я один; отца нет дома; с ним

Ушла и мать». - «Что нужды! спрячь меня

Скорей». - «Да что отец на это скажет?» -

«Отец тебя похвалит; от меня ж

На память вот тебе монета». Мальчик,

Монету взявши, ввел на двор Санпьеро;

Он спрятался там в сено; Фортунато ж

(Так звали мальчика) проворно сеном

Его закрыл, и кровь втоптал в песок,

И вид спокойный принял. В этот миг

Вбежал на двор с своими Гамба (главный

Рассыльщик; он был родственник Маттео).

«Не попадался ли тебе Санпьеро? -

У мальчика спросил он. - Верно, здесь

Его ты видел». - «Нет, я спал». - «Ты лжешь;

Когда стреляют, спать нельзя». - «Да мой

Отец стреляет громче вас, а я

И тут не просыпаюсь». - «Отвечай же,

Куда ушел Санпьеро? Ты его

Здесь видел; правду говори, не то

Тебе достанется». - «Попробуй тронуть

Меня хоть пальцем; мой отец Маттео

Фальконе, знаешь?» - «Твой отец тебя

За то, что лжешь ты, высечет». - «Ан нет,

Не высечет». - «Да где же твой отец?» -

«Он в лес пошел за дичью; видишь сам,

Что я один». К товарищам тогда

В недоуменье обратившись, Гамба

Сказал: «Кровавый след привел нас прямо

Сюда; он, верно, здесь; но этот дом

Обыскивать не стану я; с Маттео

Фальконе ссориться опасно». Гамба

Стоял нахмурившись и тыкал в сено

Своим штыком, не думая, чтоб там

Санпьеро спрятан был; а Фортунато,

Как будто без намеренья цепочкой

Часов его играя, неприметно

Его отвесть от места рокового

Старался. Гамба, вынув из кармана

Часы, сказал: «Я уж давно тебе

Подарок, Фортунато, приготовил.

Ведь у тебя до си́х пор нет часов?» -

«Отец сказал, что мне их даст, как скоро

Двенадцать лет мне будет», - «А тебе

Теперь лишь только десять. Эта песня

Долга. Вот посмотри сюда, какие

Прекрасные часы». И он на солнце

Вертел их, и они сверкали ярко.

Глазами жадными за ними бегал

Встревоженный их блеском Фортунато…

Футляр с эмалью, стрелки золотые

И голубой узорный циферблат…

«Ну что же, где Санпьеро?» - «А часы

Ты дашь мне?» - «Дам». И Гамба поднял выше

Часы; как чаша роковых весов,

Над головой ребенка, раза два

Шатнувшися, они остановились.

Он искушения не вынес; в нем

Вся внутренность зажглась; как в лихорадке

Он задрожал и, правую тихонько

Поднявши руку, вдруг, как зверь когтями,

Схватил часы, а левою рукою,

Закинув за спину ее, в молчанье

На сено Гамбе указал. Без слов

Был кончен торг кровавый. Фортунато,

Добычу взяв, о проданной им жертве

Забыл. Санпьеро из-под сена тут же

Был вытащен; с презреньем поглядел он

На мальчика и, в руки егерям

Отдавшися, сказал: «Друг Гамба, ты

Уж в этом мне, конечно, не откажешь:

Найди носилки; я идти не в силах;

Весь кровью изошел я; признаюсь,

Стрелять ты мастер и в меня так ловко

Попал, что уж теперь со мной конец;

Но видеть мог ты также, что и я

Не промах». И о нем, как о родном

(Любя за храбрость и врага), они

Заботиться усердно принялися.

Ему хотел монету Фортунато

Отдать назад; но молча оттолкнул

Он мальчика, который, уронив

Монету, отошел, краснея, в угол.

Маттео, в это время возвращаясь

С женою и́з леса, гостей незваных

Увидел в хижине; поспешно он

Свое ружье на выстрел приготовил

И подал знак жене, чтоб и она

С другим ружьем была готова. Смело

И осторожно он подходит. Гамба,

Его вдали узнавши, закричал:

«Маттео, это мы, друзья!» И тихо,

В его лицо всмотревшися, он дуло

Ружья нацеленного опустил.

«Маттео, - Гамба продолжал, к нему

Навстречу вышед, - мы лихого

Поймали зверя; но добыча эта

Нам дорого досталась: двое из наших

Легли». - «Кого?» - «Санпьеро, твоего

Приятеля; ведь он и у тебя

Украл двух коз». - «То правда; но большая

Семья у бедняка, а голод, знаешь,

Не свой брат». - «Вот стрелок! От нас бы, верно,

Он ускользнул, когда б не Фортунато,

Мальчишка твой, помог нам». - «Фортунато!» -

Маттео вскрикнул. «Фортунато!» - мать

Со страхом повторила. «Да! Санпьеро

Здесь в сено спрятался, а Фортунато

Его и выдал нам; за это все вы

Получите спасибо от начальства».

Холодным потом обдало Маттео;

Он в хижину вошел. Там егеря

Вкруг старика, который чуть дышал,

От раны изнемогши, суетились;

И, чтоб ему лежать покойней было,

Свои плащи постлали на носилки.

Не шевелясь и молча он смотрел

На их работу; но, как скоро шум

Услышал и, глаза подняв, увидел

В дверях стоящего Маттео, громко

Захохотал, и страшен был тот хохот.

Он плюнул на стену и, задыхаясь,

«Будь проклят этот дом; иуды здесь

Предатели живут!» Как полотно

Маттео побледнел и кулаком

Себя ударил в лоб; он был как мертвый;

Стоял безгласно. Вот уж старика

Уклали на носилки, понесли

Из хижины; вслед за другими Гамба,

Хозяину пожавши руку, вышел;

И вот уж все пропали за кустами…

Маттео ничего не замечал;

Он, губы стиснув, яростно и страшно

Смотрел на сына. Фортунато, робко

Подкравшися, хотел отцову руку

Поцеловать; Маттео взвизгнул: «Прочь!»

У мальчика подрезалися ноги;

Не в силах был он убежать и, бледный,

К стене прижавшись, плакал и дрожал.

«Моя ль в нем кровь?» - сверкнувши на жену

Глазами тигра, закричал Маттео.

«Ведь я жена твоя», - она сказала,

Вся покраснев. «И он предатель!» Тут

Рыдающая мать, взглянув на сына,

Увидела часы. «Кто дал тебе их?» -

Она спросила. «Дядя Гамба». Вырвав

С свирепым бешенством из рук у сына

Часы, ударил оземь их Маттео,

И вдребезги они разбились. Долго

Потом, как будто в забытьи, стучал

Ружьем он в пол; потом, очнувшись, сыну

Сказал: «За мной!» И он пошел; за ним

Пошел и сын. Неся ружье под мышкой,

Он прямо путь направил к лесу. Мать,

Схватив его за полу платья: «Он

Твой сын! твой сын!» - кричала. Вырвав полу

Из рук ее, он прошептал: «А я

Его отец, пусти». Поцеловавши

С отчаяньем невыразимым сына

И руки судорожно сжав, в дверях

Осталась мать, чтобы хотя глазами

Их проводить; когда ж они из глаз

Вдали исчезли, плача и рыдая

Перед мадонною она упала.

Маттео, в лес вошедши, на поляне,

Деревьями густыми окруженной,

Остановился. Землю он ружьем

Копнул: земля рыхла. «Стань на колени, -

Ребенку он сказал, - читай молитву».

Став на колени, мальчик руки поднял

К отцу и завизжал: «Отец, прости

Меня; не убивай меня, отец!» -

«Читай молитву». Мальчик, задыхаясь,

Пролепетал со страхом «Отче наш»

И «Богородицу». «Ты кончил?» - «Нет,

Еще одну я знаю литанею;

Ее мне выучить отец Франческо

Велел». - «Она длинна, но с богом». Дулом

Ружья подперши лоб, он руки сжал

И про себя за сыном повторил

Его молитву. Кончив литанею,

Сын замолчал. «Готов ты?» - «Ах, отец,

Не убивай меня!» - «Готов ты?» - «Ах!

Прости меня, отец». - «Тебя простит

Всевышний бог». И выстрел загремел.

От мертвого отворотив глаза,

Пошел назад Маттео. На ногах он

Был тверд; но жизни не было в его

Лице; с подпорой старости своей

И сердце он свое убил. Он шел

За заступом, чтобы могилу вырыть

И тело схоронить. Ему навстречу,

Услышав выстрел, кинулась жена:

«Мое дитя! наш сын! что сделал ты,

Маттео?» - «Долг свой. Там он, на поляне,

Лежит. По нем поминки будут: он,

Как христианин, умер с покаяньем;

Господь его младенческую душу

Помилует и успокоит. Ты же,

Когда сберешься с силой, объяви

Паоло, зятю нашему, мою

Решительную волю, чтоб он нынче ж

К нам на житье с женой переселился».

Мои впечатления о прочитанной книге

Очень яркие впечатления производит книга, могут ли справедливость и жестокость существовать месте?

Сочинение по литературе по произведениям П. Мериме

Текст сочинения:

Для начала отметим, что имя Проспера Мериме по праву занимает свое место в блестящей плеяде французских реалистов второй половины XIX в. Творчество Стендаля, Бальзака и их младшего современника Мериме стало вершиной французской национальной культуры послереволюционного периода.
Писатель хотел дать представление о жестоких нравах XIV в., не нарушая исторической достоверности.
В 1829 г. П. Мериме приступил к написанию новеллы «Маттео Фальконе». Новеллы Мериме поражают своей эмоциональной выразительностью и лаконичностью. В новеллах писателя влечет к себе экзотическая тема. Жестокая жизнь современности заставляла его обращаться к изображению страстей, которые становились знаком человеческой незаурядности.
Стоит сказать, что центральное событие новеллы - убийство сына за предательство - организует весь сюжетный материал. Коротенькая экспозиция не только объясняет происхождение маки, но и характеризует корсиканские нравы, местное гостеприимство и готовность приходить на помощь преследуемому. «В случае если вы убили человека, бегите в маки Порто‑Веккьо… Пастухи дадут вам молока, сыра и каштанов, и вам нечего бояться правосудия…»
Маттео Фольконе - человек отважный и опасный, прославившийся необыкновенным искусством стрельбы, он верен в дружбе, опасен во вражде. Черты его характера обусловлены законами корсиканской жизни.
Автор заостряет внимание на том, что через два года после смерти сына Маттео остался прежним, видимо, убийство сына никак не повлияло на него.
В сцене предательства Фортунато весомо почти каждое слово, как и символичность имени мальчика, позволяющего представить, как много ждал от него отец. В свои десять лет мальчик «подавал большие надежды», за что отец гордился своим сыном. Тому свидетельство смышленость и смелость, с которой он провел сделку сначала с Джаннетто, а потом с Гамбой.
На мой взгляд, Сержант Гамба сыграл роль рокового соблазнителя, он тоже корсиканец, даже дальний родственник Маттео, хотя обладает совсем другими личностными качествами. Он представляет мир, в котором выгода и расчет подавляют все естественные побуждения. Символом торгашеской цивилизации стали серебряные часы с голубым циферблатом, со стальной цепочкой. Эта вещица лишила жизни двух человек. В смерти Фортунато смело можно объявить виновным сержанта Гамбу. Специфику корсианской жизни, а также внутренний трагизм события раскрывают скупой диалог и лаконичная выразительность действия. Маттео, его жена Джузеппа, бандит Джаннето Сампьеро, пастухи из маки - люди одного мира, живущего по своим внутренним законам. Этому миру противопоставлены сержант Гамба, его вольтижеры с желтыми воротниками - примета их чудности, полумифический и всемогущий «дядя капрал», у сына которого уже есть часы и который, как думает Фортунатто, может все. Пространственная граница двух этих миров пролегает между маки и полем, нравственную же границу можно преодолеть ценой предательства моральных законов своего мира, что и пытается сделать Фотунато.
Мне кажется, что его поступок можно расценить по‑разному. С одной стороны, он предал корсиканские законы, нарушил моральные нормы; а с другой стороны, его легко понять: он еще ребенок, ему очень понравились часы, да и появилось ревностное чувство зависти, потому что у сына «дяди капрала» есть такие часы, хотя он и младше Фортунато. Кроме этого, Гамба посулил мальчику, что «дядя капрал» пришлет ему в награду хороший подарок.
Маттео карает сына за такой поступок смертью. О том, что приговор, вынесенный Фотунато отцом, не был результатом личных преувеличенных представлений Маттео о чести рода, а выражал нравственному отношению к предательству всего народа, свидетельствует поведение Джузеппы, при всей своей скорби сознающей правоту Маттео.


Справочный материал для школьника:
Проспер Мериме - известный французский писатель.
Годы жизни: 1803-1870.
Наиболее известные труды и произведения:
1829 — «Таманго» (Tamango), новелла
1829 — «Взятие редута» (L’enlèvement de la redoute), рассказ
1829 — «Маттео Фальконе» (Mateo Falcone), новелла
1830 — «Этрусская ваза» (Le vase étrusque), новелла
1830 — «Партия в трик-трак» (La partie de tric-trac), новелла
1833 — «Двойная ошибка» (La double méprise), новелла
1834 — «Души чистилища» (Les âmes du Purgatoire), новелла
1837 — «Илльская Венера» (La Vénus d’Ille), новелла
1840 — «Коломба» (Colomba), повесть
1844 — «Арсена Гильо» (Arsène Guillot), новелла
1845 — «Кармен» (Carmen), повесть
1869 — «Локис» (Lokis), повесть
«Джуман» (Djouman), новелла
«Синяя комната» (Chambre bleue), новелла
1825 — «Театр Клары Газуль» (Théâtre de Clara Gazul), сборник пьес
1828 — «Жакерия» (La Jacquerie), историческая драма-хроника
1830 — «Недовольные» (Les Mécontents), пьеса
1850 — «Два наследства или Дон-Кихот» (Les deux héritages ou Don Quichotte), комедия
1827 — «Гусли» (Guzla)
1829 — «Хроника царствования Карла IX» (Chronique du règne de Charles IX)
1835 — «Записки о путешествии по югу Франции» (Notes d’un voyage dans le Midi de France)
1837 — «Этюд о религиозной архитектуре» (Essai sur l’architecture religieuse)
1863 — эссе «Богдан Хмельницкий» (Bogdan Chmielnicki)

Матео Фальконе

МАТЕО ФАЛЬКОНЕ - герой новеллы П. Мериме «Матео Фальконе» (1829). Действие происходит на острове Корсика, родине Наполеона Бонапарта. Мериме с огромным почтением относился к этому историческому деятелю и, изображая его земляков, наделил их необыкновенной духовной силой, цельностью, бескомпромиссностью, несокрушимой волей и мужеством. Именно таков и М.Ф., во всех отношениях истинный корсиканец: «Невысокого роста, крепкий, с курчавыми, черными как смоль волосами, с тонкими губами, орлиным носом, большими живыми глазами и лицом цвета дубленой кожи». Он славится как отличный стрелок, его считают «столь же верным другом, сколь и грозным врагом». Мериме отмечает, что он щедр на милостыню и готов всегда оказать помощь тому, кто в ней нуждается. Говорят, правда, что когда-то он убил своего соперника, но это лишь придает герою некоторый романтический ореол. В тот момент, когда происходят описанные в новелле события, Матео около пятидесяти лет. Он женат. У него три дочери, удачно выданные замуж, и десятилетний сын Фортунато - надежда семьи и наследник имени. С момента появления героя и до финальной сцены проходит не более часа. Вот он появляется в сопровождении своей жены. Идет «впереди налегке» неся одно ружье в руках, а другое на перевязи, ибо мужчине не подобает нести что-либо, кроме оружия». Так же сосредоточен и суров герой в последние мгновения действия. Его слова, которыми заканчивается новелла, звучат весьма обыденно и трезво. Как будто бы ничего и не случилось. А ведь на самом деле произошло то, что любого другого человека могло навеки лишить и спокойствия, и рассудка. М.Ф. только что убил своего сына. Причем сделал это не в гневе, не сумев совладать с собой, а, наоборот, весьма трезво оценив все, что уже произошло и что может случиться в дальнейшем. «Этот мальчик - первый из нашего рода, кто совершил предательство», - говорит он. Действительно, пока М.Ф. и его жена отсутствовали, судьбе было угодно испытать Фортунато. Сначала он соглашается за серебряную монету спрятать раненого беглеца, но потом, польстившись на серебряные часы сержанта, выдает своего гостя преследователям. Именно в тот момент, когда солдаты приготовились унести носилки с пленником, появляется М.Ф.. «Дом предателя!» - говорит пойманный беглец и плюет на порог. Скорее всего именно в этот момент и была решена судьба маленького Фортунато. М.Ф. схватил у него из рук часы, швырнул их о камень и приказал сыну следовать за ним. Он уже принял решение, рассудив, что тот, кто однажды позволил подкупить себя, не сможет в дальнейшем избежать соблазна, а растить предателя М.Ф. не желает. Именно любовь к сыну, страх увидеть его всеми презираемым продажным существом толкает героя на убийство. Он заставляет мальчика прочитать несколько молитв, прицеливается и после фразы «Да простит тебя бог!» - стреляет. «Сейчас я похороню его, - спокойно говорит М.Ф. прибежавшей на выстрел жене. - Он умер христианином. Я велю отслужить мессу за упокой его души». Образ М.Ф. для Мериме был воплощением суровой простоты, мужества и особого рода человечности, направленной на борьбу с греховностью и подлостью. Не убийство грех, а нарушение извечных законов. Каким бы ужасным ни казался поступок М.Ф., нельзя не признать за ним глубинную, тяжело выстраданную правоту. Одним из переводчиков новеллы Мериме в России был Н.В.Гоголь. (Он помогал сделать стихотворный вариант перевода В.А.Жуковскому.) И в связи с этим невольно вспоминается фраза Тараса Бульбы, также совершившего сыноубийство: «Я тебя породил, я тебя и убью!» Здесь тоже убийство отцом сына выступает как высшая форма наказания за предательство и малодушие, как попытка восстановления попранной справедливости.

Все характеристики по алфавиту:

Урок литературы в 8 классе

Новелла Проспера Мериме

«Маттео Фальконе» (1829 г.).

Цели урока: развить понятие о герое; дать понятие о героическом характере в литературе; развить понятие о жанре; вызвать учеников на самостоятельные размышления о жизни, учить анализировать текст, воспитание доброты, чести.

Методические приёмы: рассказ учителя, беседа по вопросам; анализ текста.

Оборудование: книги П.Мериме, иллюстрации «Тарас убивает сына Андрия», выставка книг («Помилование», «Чёрные воды» М.Карима, «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя, «Я вижу солнце» Н.Думбадзе, «Выстрел» А.С.Пушкина), карта мира, толковый словарь, карточки с новыми словами..

^ Ход урока.

Организация класса.

Здравствуйте! Я рада приветствовать вас и гостей урока.

II. Вступление.

У нас сегодня урок внеклассного чтения. Мы сегодня поговорим о новелле Проспера Мериме «Маттео Фальконе».

На уроке нам нужно будет опираться на знания о литeратурных направлениях – романтизм, реализм, местный колорит, характер.

Что литературный характер? Что важно для раскрытия характера человека?

^ III. Слово учителя о творчестве писателя.

Проспер Мериме (1803-1870) – один из замечательных французских писателей XIX века. Ему принадлежат произведения разных жанров – пьесы, исторические романы, но наибольшую известность писателю принесли новеллы 1820-1840-х годов.

Новелла – небольшое эпическое произведение, сопоставимое с рассказом и отличающееся острым, быстро развивающимся сюжетом и отсутствием описательности. В центре внимания новеллы обычно лежит случай, влияющий на жизнь героя, раскрывающий его характер.

Герои Мериме всегда необыкновенные люди, с исключительной судьбой. Достаточно вспомнить Кармен – имя этой героини известно всему миру. Знаменитая опера Бизе написана по мотивам новеллы Мериме.

^ Индивидуальная работа.

Вильнар, напиши пожалуйста коротко о новелле «Кармен».

Рассказ ученика (Вильнар).

Мериме был страстным пропагандистом русской культуры, изучал русскую историю XVII XVIII веков, переводил произведения Пушкина, Гоголя, Тургенева.

Новелла «Маттео Фальконе» была написана в 1829 году и тогда же переведена на русский язык. Одним из переводчиков был Н.В.Гоголь. интересно будет сопоставить повесть Гоголя «Тарас Бульба» с новеллой «Маттео Фальконе».

Мериме был прекрасный психолог. Он строил свои новеллы на столкновении характеров в особых, необычных ситуациях. Каждый из героев Мериме действует в соответствии с условиями, в которые он поставлен. Писателя волнует поведение человека в обстоятельствах неординарных, проблемы долга, совести, преданности идеалам.

^ IV. Словарная работа.

Определим значения слов, которые понадобятся на уроке.

Что же означает слово «Корсика»? (остров в Средиземном море, принадлежащей Франции, родина Наполеона Бонапарта, к которому Мериме относился с огромным почтением).(показ на карте)

Маки – лесные заросли, чаща.

Вольтижёры – (чтение учащегося по учебнику) отряд стрелков, с некоторых пор набираемый правительством для того, чтобы наряду с жандармами они помогали полиции.

Стилет – небольшой кинжал с тонким трехгранным клинком.

Фортуна –) в древнегреческой мифологии: богиня судьбы, счастья, удачи, изображалась на таре или колесе (символ изменчивости счастья) с повязкой на глазах и рогом. (надо надеяться не на удачу, а иметь твёрдые устои)

Работа с толковым словарем.

Предатель - тот, кто предал изменнически передал в распоряжение кого-либо

Честь –

^ V. Беседа по новелле.

Ребята, понравился ли вам рассказ?

О чём он? (т.е. тема – наказание сына за предательство).

Как наказал? (убил)

Мы сегодня на уроке должны ответить на вопрос: «^ Так кто же он, Маттео Фальконе, герой или убийца?»

Где и когда происходят события новеллы? (действие рассказа происходит в начале XIX века на острове Корсика. Непроходимые лесные заросли, полуцивилизованное население, примитивный быт, суровые и простые нравы – вот место развития событий.) (чтение описания дома, - С.386. учебник).

Как называется такой выбор места действия в литературе? («местный колорит», он характерен для целого ряда «экзотических» новелл П.Мериме).

-- ^ Для чего он использует «местный колорит»? («местный колорит» играет вполне реалистическую роль, помогает понять характеры героев, их психологию, передать атмосферу времени, в которой сформируется поведение человека, т.е. поведение героя зависит от внешних обстоятельств, от того же «местного колорита»).

-- ^ Какую форму выбирает Мериме, когда описывает место действия? (Мериме выбирает форму прямого разговора с читателем, как будто объясняя ему маршрут «Если пойти на северо-запад от Порто-Веккьо в глубь острова, то местность начнёт довольно круто подниматься, и после трёхчасовой ходьбы по извилистым тропкам, загроможденных большими облаками скал и кое-где пересеченными оврагами, выйдешь к обширным зарослям маки». Эти непроходимые заросли молодого леса Мериме называет «родиной корсиканских пастухов и всех, кто не в ладах с правосудием». Так писатель дает читателю знак: речь пойдет о тех, «кто не в ладах с правосудием». Попутно мы узнаем, что земледельцы не утруждают себя удобрением почвы, а идут по такому пути: выжигают лес, и почва оказывается удобренной золой сожженных деревьев.)

--^ Как писатель говорит о местных нравах? (Лаконично, скупо, как будто просто констатирует факты.)

Какие примеры можете привести (Описание дома М.Фальконе
(с.386), «Отец в случае надобности мог рассчитывать на кинжалы икарабины зятьев» с.382, «О чем подумал, увидев солдат « Мало кто из корсиканцев, хорошо порывшись в памяти, не припомнит какого-нибудь грешка вроде ружейного выстрела, удара стилетом или других пустяков в таком же роде…» с.389.)

Мериме использует обращение к читателю: «Если вы убили человека, бегите в маки…»).

Что это значит? (он не призывает читателя убивать. Эта ироничная форма нужна Мериме, чтобы читателю было понятно: другого варианта у корсиканца в подобных обстоятельствах нет, дело на Корсике обычное, так заведено в этой местности. Самое интересное, что Мериме, так подробно. Со знанием дела описывая Корсику, не был там. Из примечания мы узнаём, что впервые писатель оказался на Корсике лишь через 10 лет после написания новеллы.).

Что ценят местные жители в жизни? По каким законам они живут? (с.381, чтение), («если вы убили человека, бегите в маки, с точки зрения жителей маки не убийство грех, а нарушение извечных законов справедливости и долга. Превыше всего корсиканцы ставят долг чести»).

--^ Что вы можете сказать о главном герое – Маттео Фальконе? («Маттео Фальконе был довольно богатый человек», «он жил честно» (правда, Мериме тут же добавляет: «то есть ничего не делая»); «меткость, с которой он стрелял из ружья, была необычайна даже для этого края»; «его считали столь же хорошим другом, как и опасным врагом»; «только человек, обреченный на смерть, мог осмелиться назвать Фальконе предателем».)

Какую роль играет портретная характеристика? (Портрет характеризует Маттео Фальконе как человека мужественного, умного. Закаленного жизненными трудностями, близкого к природе, «естественного». Он был «небольшого роста, но крепкий, с вьющимися черными, как смоль, волосами, орлиным носом, тонкими губами, большими живыми глазами и лицом цвета невыделанной кожи». Это описание романтического героя. Маттео Фальконе – во всех отношениях истинный корсиканец. Это прямой, мужественный человек, не привыкший колебаться при исполнении долга.)

Какое событие лежит в основе сюжета новеллы? (Убийство отцом сына за предательство).

Как вы относитесь к поступку мальчика? (Поступок Фортунатто – подлый и низкий, предатель – сначала согласился за серебряную монету спрятать раненого, но потом, польстившись на серебряные часы сержанта, выдал своего гостя преследователям. Другие считают, что Фортунатто еще слишком мал и не понимал, что совершил.

Обратимся к тексту. Фортунато держался уверенно с сержантом Гамбой, гордился тем, что его отец – уважаемый человек: «Мой отец – Маттео Фальконе!» Но когда Гамба достал серебряные часы, «глаза маленького Фортунатто загорелись». «Лицо Фортунатто явно отражало вспыхнувшую в его душе борьбу между страстным желанием получить часы и долгом гостеприимства». Фортунато не выдержал искушения.)

Кем мальчику приходился Джанетто? (гостем).

Как относятся к гостю башкиры?

Какую ошибку совершил Фортунато? (Нарушил обычай радушного приёма гостя, тем более раненого. Ведь во все времена и у всех народов выдача властям раненого, безоружного человека, попросившего у хозяина дома приюта расценивается как предательство. Например, в Сибири раньше специально оставляли на ночь продукты для беглецов).

Почему отец убил сына? Имел ли на это право? Как отнеслась к поступку Маттео Фальконе его жена? (Маттео Фальконе поступил таким образом, потому что не желал растить в своей семье предателя. Из маленького предателя вырастает большой. Считал он. Тот, кто однажды уже совершил предательство, не может рассчитывать на уважение людей, как бы мал он ни был. Для Маттео Фальконе доброе имя и честь дороже всего, дороже сына. Маттео совершил это убийство потому, что так диктовали ему местные обычаи. Исключительная по своей природе ситуация сыноубийства в изображении Мериме выступает как закономерное, естественное проявление сильной и цельной натуры Маттео, всего уклада корсиканской жизни. Джузеппа, жена Маттео, не пытается оправдать своего сына-предателя. Она плачет и молится, но ни слова протеста не вырывается у нее. Она лишь попыталась воззвать к отцовским чувствам мужа: «Ведь это твой сын!» Даже в своём материнском горе не посягает она на то, что вместе с мужем считает велением долга.)

Почему же отец так жестоко наказал сына? (Это закономерное, естественное проявление сильной и цельной натуры корсиканца, всего уклада корсиканской жизни).

^ VI. Сопоставление двух сцен: казнь Андрия (Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба») и финал «Маттео Фальконе».

С каким произведением можно сравнить эту сцену? (Иллюстрация – Тарас и Андрей).

За что убил Тарас сына? (За то, что предал Отчизну, веру, казаков).

Почему герои этих произведений решаются на такой страшный поступок

Продиктовано ли оно логикой раскрытия художественного характера? (В обоих произведениях отцы убивают своих сыновей. Тарас Бульба казнил сына, предавшего Отчизну, веру. Казаков. Сын Маттео Фортунатто также живёт не по человеческим, не по христианским законам: он выдал своего гостя представителю власти. Чтобы смыть позор с семьи, Маттео отводит Фортунатто в маки, но не сразу убивает его, а сначала приказывает ему молиться, чтобы Фортунатто умер христианином. У Тараса Бульбы были даже более веские причины для убийства сына. Фортунато выдал одного человека, бандита. К тому же угрожавшего ему. А андрий предал всех казаков, предал веру, предал родину. Но предательство есть предательство, и судят его герои по своим законам.)

^ VII. Итоги урока.

Кто же виноват в смерти Фортунато? (Фортунатто погиб от руки собственного отца. Он поплатился жизнью из-за своего эгоизма и корстолюбия, приведших его к предательству. Причастен к этому и сержант Гамба, подкупивший мальчика, спровоцировавший его поступок. По мнению критиков, в трагической судьбе основных героев рассказа виновата «мораль предательства, подкупа, обмана, вероломства, сокрушившая по-своему устойчивый нравственный мир «нецивилизованных» народов и героев Мериме».)

Кто же он, Маттео Фальконе герой или убийца? (В фигуре Маттео Фальконе обнаруживается конфликт героического и вероломного начал жизни. Получается, что Маттео и герой, и убийца. С точки зрения христианства, с общечеловеческой точки зрения, он убийца, совершивший тяжкий грех. А с точки зрения неписанных законов жителей Корсики, понимания ими долга и чести, он – герой, совершивший правосудие. Нужна большая сила воли и твердость характера, чтобы покарать собственного сына столь ьяжким наказанием. Именно любовь к сыну толкает Фальконе на убийство. Сила характера Маттео Фальконе такова, что он перебарывает естественный человеческий инстинкт сохранения себя в детях, инстинкт продолжения рода.)

VIII.Обобщение.

Итак, мы убедились, что для понимания характера литературных героев надо учитывать время и те обстоятельства, в которые он поставлен.

Так же мы должны учесть, что в дикие маки начинают проникать денежные отношения, меняются нравы.Это уже реализм.(подкупают Фортунато часами. Отец думает о новом наследнике, которым собирается сделать зятя, не успев схоронить сына.)

Но не смотря на смягчение законов, гуманизм, и сегодня важно сохранять чувство долга, чести, и сегодня относятся с презрением к предательству. Какое произведение, которое мы изучали, затрагивает эту же проблему? («Капитанская дочка», которая советует «Береги честь смолоду».) В нем заключается идея высокой нравственности, чести, верности, долгу, присяге, человеческого достоинства, которые человек должен принести через любые испытания. Эта пословица, дошедшая до нас из глубины веков, была и остается прекрасным напутствием для каждого молодого человека. Потому что есть понятия, которые являются во все века самыми важными, есть запреты, которые «нельзя нарушать».

^ Чтение стихотворения Александра Яшина.

Вспомните пословицы на эту тему? (Вина ребенка – вина родителей. Лучше смерть, чем бесчестье.)

В каких еще произведениях затрагивается эта тема? («Әсә хөкөмө», в эпосе «Урал» Шульган, нарушивший запрет родителей, бесславно кончил; есть песня-проклятие, где проклинается Тевкелев, предавший свой народ, «Черные воды» М. Карима, М.Горький «Мать и сын», Курбан-байрам т.е. эта тема наказания отцом сына типично в литературе.)

Вот мы сегодня убедились, как для понимания характера литературного героя важно учесть время и обстоятельства.

Ни то,и ни другое. Маттео совершает поступок, какой ему диктовали местные обычаи, его собственное понимание человеческого достоинства.

Один великий человек сказал,

что самое главное – не осуждать и не оправдать, а понять,

почему человек так поступил.

Наверное, мы должны понять поступок Маттео, перенестись в те далекие времена.

Написанная в 1829-м году новелла имеет вид ровного, поступательного повествования, открывающегося экспозицией, в которой автор знакомит читателя с местом действия произведения – корсиканскими маки и главным героем – богатым владельцем овечьих стад, Маттео Фальконе. Проспер Мериме вводит в текст образ автора-рассказчика, встретившегося с гордым корсиканцем спустя два года после случившейся истории, для более полного раскрытия характера последнего.

Маттео Фальконе рисуется им не выглядящим на свой возраст мужчиной, до сих пор метко стреляющим и слывущим в округе хорошим другом и опасным врагом. Произошедшая в жизни героя трагедия, если и сказалась на нём, то не видимо для окружающих: на его голове до сих пор нет седых волос, его глаза не потеряли остроту. Маттео Фальконе – отец, убивший своего десятилетнего сына за предательство – истинный корсиканец, ставящий честь превыше всего, смог найти в себе силы жить дальше именно потому, что не поступился своими внутренними принципами и наказал появившегося в его роду предателя.

Завязка сюжета приходится на встречу десятилетнего сына Маттео Фальконе – Фортунато с удирающим от солдат бандитом – Джаннетто Санпьеро, в ходе которой мальчик не без труда соглашается помочь раненому. В нежелании ребёнка безвозмездно оказать помощь гостю обнаруживается и его характер, и его дальнейшая трагическая судьба. Встреча Фортунато с дядей – сержантом Теодоро Гамба на диалоговом уровне повторяет беседу с Джаннетто Санпьеро: в начале Фортунато ни в какую не желает помогать родственнику в поимке беглеца (параллель с тем, как мальчик отказывается помочь бандиту), затем защищается от направленных в его адрес угроз именем отца, после чего поддаётся искушению и продаёт свою помощь за нагрудные серебряные часы, стоящие явно больше одной пятифунтовой монеты, данной ему Джаннетто.

В художественном образе Фортунато видны черты Маттео Фальконе – неустрашимость, осознание своей принадлежности к древнему роду, хитрость и изворотливость (эпизод с тем, как мальчик спрятал бандита, - в копне сена, прикрыв его сверху кошкой с котятами). Склонность к предательству, торгашеству и продажности – его личные черты, обусловленные как малым возрастом, так и новыми веяниями, пришедшими в корсиканское общество. Они пока ещё едва уловимы, но уже прослеживаются в детском соперничестве (у сына дяди Фортунато, который младше его, есть часы, а у мальчика нет) и во взрослых предложениях Джаннетто и Теодоро (интересно, что и бандит, и служитель правосудия действуют одинаково, когда хотят добиться своего). Мать мальчика – Джузеппа – по характеру нечто среднее между своим мужем, и сыном: она с трудом, но всё же принимает решение мужа, избавиться от предателя, пусть даже им является желанный сын, которого так долго ждали после трёх дочерей; как и в Фортунато – в ней есть любовь к материальным вещам: узнав в Джаннетто похитителя дойной козы, она радуется его поимке, в то время как Маттео сочувствует голодному бандиту.

Кульминация новеллы, выраженная в сцене выдачи Джаннетто Санпьеро Фортунато, превращается в развязку постепенно: в начале мы видим, как реагирует на случившееся в его доме Маттео Фальконе, затем получаем оценку происходящего от Джаннетто, плюющего на порог «дома предателя» , после чего видим боящегося отцовского гнева Фортунато, решившего исправить положение миской с молоком, затем повествование фокусируется на образе бандита , который отвергает сытный дар, поворачивается лицом к арестовавшему его солдату, называет его своим товарищем и просит дать воды напиться. Наблюдающий за происходящим Маттео Фальконе остаётся безмолвен. Он не помогает Джаннетто, так как не брал на себя ответственность за его судьбу, но и терпеть в своей семье предателя тоже не намерен. Пока солдаты связывают арестованного и кладут его на носилки, Маттео Фальконе ничего не предпринимает и никак себя не проявляет: возможно, он собирается с мыслями, возможно, ждёт, когда удалятся свидетели будущего убийства. Истинный корсиканец не оправдывается перед Джаннетто, но и не помогает своему родственнику – Теодоро Гамба. Внутреннее волнение героя видно только по тому, что он не прощается с последним, когда тот уходит.

Маттео Фальконе остаётся немногословным до конца трагической развязки. Он не поддаётся на уговоры жены, взывающей к его отцовским чувствам, (уговоры тоже не слишком навязчивые, так как Джузеппа понимает суть происходящего и отчасти согласна с ней), не позволяет своему сердцу размягчиться от слёзных просьб сына помиловать его. Всё, что он может сделать для своего ребёнка, - это дать ему возможность помолиться перед смертью с тем, чтобы уйти из жизни по-христиански. Прочитавший две молитвы Фортунато просит отца не убивать его, говоря, как и все дети, что «он исправится» , и, как взрослый, пытаясь найти разумное решение для улучшения ситуации (попросить дядю капрала помиловать Джаннетто), но Маттео Фальконе остаётся непреклонен. Он даёт сыну время ещё на две молитвы, одна из которых – литания – оказывается длинной и тяжёлой для обоих участников разворачивающейся трагедии, после чего стреляет в Фортунато. Маттео убивает мальчика в овраге с рыхлой землёй, в которой будет легко копать могилу. Подобная предусмотрительность указывает на то, что принятое главным героем решение, окончательно и бесповоротно.

Джузеппа, как настоящая корсиканская женщина, смиряется с решением мужа, имеющего полное право распоряжаться жизнью членов своей семьи. Героиня понимает, что запятнанную честь можно смыть только кровью. Она пытается спасти жизнь сына, но у неё нет аргументов против грозных слов Маттео: «Я его отец!» . Поняв, что трагический исход неизбежен, Джузеппа бросается на колени перед образом Богоматери и начинает молиться. Она прибегает в овраг на звук выстрела в надежде увидеть иную развязку, но сталкивается с «совершённым правосудием». Маттео Фальконе тут же даёт жене указания по тому, как жить дальше: отслужить панихиду по Фортунато и пригласить в дом одного из зятьёв.

Новелла «Маттео Фальконе» - история о корсиканских нравах, гордых и суровых, свято чтущих закон гостеприимства (даже по отношению к беглым преступникам) и требующих его исполнения от всех, без исключения, людей, вне зависимости от возраста. Общество, в котором каждый его член имеет за душой хотя бы одно убийство, должно иметь свой непреложный закон. Фортунато нарушил его. Маттео не осталось другого выхода, кроме как покарать преступника.