Юдина Людмила Николаевна, МБОУ «Гимназия №2» г.Белгород
Тема: Водоемы родного края
Цель: создание условий для знакомства детей с водоемами Белгородского края.
Задачи : (предметные) содействовать формированию представлений учащихся о водоемах нашего края, о значении водоёмов и их охраной.
(метапредметные) способствовать формированию УУД:
а) регулятивных – создать организационные условия для развития у учащихся умений анализировать, сравнивать, классифицировать природные объекты;
б) познавательных-учить устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
в) коммуникативных – учить строить сообщения в соответствии с учебной задачей;
Личностные УУД: формировать эмоционально-ценностное отношение к природе родного края, основанное на соблюдении нравственных норм.
Оборудование: карточки с названиями водоёмов, карта Белгородской области, «Словарь русского языка» С.И.Ожегова, справочная литература о Белгородской области
Ход занятия
1.Организационный момент
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.
Учащиеся делятся на группы по 4 человека.
2.Целеполагание.
Каждой группе раздаются карточки с загадками.
1) Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик в роднике,
А широкий - в море. (Река)
2) Кругом вода, а с питьём беда. (Море)
3) Все обходят это место:
Здесь земля, как будто тесто,
Здесь осока, кочки, мхи…
Нет опоры для ноги. (Болото)
4) В голубеньких рубашках
Бегут по дну овражка. (Ручьи)
Отгадайте загадки и скажите, о чем пойдет речь на занятии? Чему мы должны научиться? Что нового узнать?
Игра. (Работа с карточками)
На какие 2 группы можно разделить все водоёмы по их происхождению?
(Дети по очереди выбегают к доске и прикрепляют карточки.)
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ИСКУСТВЕННЫЕ
река пруд
озеро канал
1 раздел: «Виды водоёмов»
Задания для групп:
1 группа: Эта группа работает с картой Белгородской области и составляет список естественных и искусственных водоёмов.
2 группа: На схеме реки подписать её части. В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова найти объяснения слов: исток, устье.
3 группа: Пользуясь планом описания реки, составить рассказ-описание одной из рек Белгородской области. Можно пользоваться справочной литературой
План описания реки:
1. Название.
2. К какому виду водоёмов относится (естественному или искусственному).
3. Где находится исток реки.
4. Какое течение: быстрое или медленное.
5. Притоки.
6. Куда впадает река.
4 группа: Собрать «рассыпавшееся» стихотворение о воде.
Ручеек и речка
Средь высоких гор и скал
Ручеек живой бежал.
Очень радостно журчал,
Жизнью горы наполнял.
С каждым днем он среди скал
Путь длинее пробивал.
И однажды прямо к речке
Быстрой, шумной он попал.
Говорит: «Привет, родня!
Не прогонишь ты меня?»
Речка очень удивилась:
«Мы-родня? Скажи, на милость,
Почему ты так решил?
Может, просто поспешил?
Мы с тобой совсем чужие,
Очень разные стихии».
Но сказал ей ручеек:
«Неужели невдомек,
Мы же оба из воды.
Наши водные следы
Уж давно переплелись.
Наконец-то мы нашлись!»
4.Физминутка «Речка»
К речке быстрой мы спустились,(Ходьба на месте)
Наклонились и умылись.(Наклоны вперед)
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.(Хлопки в ладоши)
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:(Круговые движения руками)
Вместе – раз, это – брасс.
Одной, другой – это кроль.
Все как один –
Плывём как дельфин.
Вышли на берег крутой(Прыжки на месте)
И отправились домой.(Ходьба на месте)
5. Продолжение работы в группах
2 раздел: «Значение водоёмов и их охрана».
Задания для групп:
1 группа: Рассмотреть картинки. Дать название каждой картинке, на которой изображена роль водоёма в природе и жизни людей:
Водоемы- источник и хранилище пресной воды
Водоемы- дом для животных и растений,
Водоемы – место отдыха человека
Водоемы- украшение нашего края
2 группа: Составить памятку поведения на водоемах
1. Не бросай мусор в воду.
2. Не оставляй мусор на берегу.
3. Не мой велосипед и другие транспортные средства в водоёмах.
4. Никогда не ныряй в незнакомом месте!
5. При купании будь осторожен. На дне могут оказаться разбитые бутылки, использованные консервные банки.
3 группа: Нарисовать экологические знаки, которые можно установить на берегу реки.
4 группа: Записать экологические проблемы водоёмов Белгородского края
6.Итог занятия
– Какие водоемы есть в нашем крае? (Пруды, реки, родники . и т. д.)
– На какие группы их можно разделить? (Естественные, искусственные .)
– Закончите предложение: «Исследуя, познавая реки и пруды, человек узнает о природе и становится …» (Умнее, добрее, культурнее, бережливее и т.д. )
7.Рефлексия.
Что понравилось, с какими трудностями встретились?
Что узнали на занятии нового?
Литература и интернет-ресурсы:
1) В. Иванкова «1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок», Москва, «Аквариум», 2006г
2) http://www.moya-lyalyas.ru/archives/7875
3) http://www.fizkult-ura.ru/sci/fizkultminutki/10
Урок 46
Тема. Водоемы родного края
Цель: дать учащимся понятие о водоемах родного края; учить называть их; выяснить значение водоемов родного края; формировать познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, делать выводы; воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ее богатствам.
Упражнение «Погода»
Какая сейчас пора года?
Какой месяц?
Какое число?
Тепло или холодно на улице?
Какое состояние неба?
Какая температура воздуха?
Были сегодня в течение дня осадки?
II. Сообщение темы и цели урока
Найдите лишнее слово.
Река, гора, океан, озеро, ручей, море, пруд.
Каким названием можно объединить остальные слова?
Тема нашего урока - «Водоемы родного края».
Что относится к водоемам?
Из этих водоемов нет в нашем крае?
Какая из этих водоемов самая маленькая, а какая - самая большая?
III. Изучение нового материала
1. Рассказ о водоемах родного края
Какие водоемы есть в нашем крае, вы узнаете, если відгадаєте загадки.
Дзюркочу среди леса я,
Холодное, гомінке.
Еще издалека по песенке
Узнаете меня. (Источник)
Среди села
Стоит бочка немалая. (Колодец)
Кругом вода,
А с питьем беда. (Море)
Стоит корыто,
Полное налито. (Ставок)
Без ног, а бежит,
Без рук, а рукава имеет. (Река)
Рек на свете много, и все они разные. Но почти каждая река начинается с источника. Маленькие ручейки сливаются в реки. Из малых речек образуются большие реки. Они вбирают в себя подземные воды и осадки.
Чем питаются реки?
Почему они не переполняются и не заливают сушу?
Какие реки нашего края вы знаете?
Какие озера нашего края вам известны?
IV. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся
1. Рассказ учителя о значении водоемов родного края
Какое значение в природе и в жизни человека имеют водоемы? Водоем - это место отдыха людей.
Водоем - это дом для растений и животных.
Люди берут из водоемов воду для питья и приготовления пищи.
Из водоемов берут воду для хозяйственных нужд.
По воде перевозят грузы.
Воду для работы берут заводы и фабрики.
2. Игра «Расшифруй!»
Названия растений и животных водоемов спрятались. Найдите их и обведите.
3. Игра «Отгадай»
Отгадайте, о какой водоем написала девочка.
Далеко внизу, окруженное вековыми елями, сверкает оно, круглое, словно чаша. Оно необычное не только формой, но более всего цвету воды. Зеленовато-голубая она действительно напоминает собой цвет морской волны. Воздух, пропитанный ароматом, настолько чистое, что, кажется, им невозможно надышаться. (Озеро)
Помните! Водоем - это не просто вода. Это дом, в котором обитают разные необычные существа. им необходим дом, и они ему нужны.
Следует оберегать водоемы от загрязнения, строить очистные сооружения, сажать на берегах водоемов деревья, что будут укреплять берега; расчищать источники; изготавливать и размещать на берегах водоемов запрещающие знаки, разъяснительные надписи.
Нарисуйте запрещающие знаки о поведении возле водоемов.
Верно ли утверждение, что наш край - это край озер и рек?
В нашем крае есть реки, которые не замерзают?
Водоемы нуждаются в охране?
Чистая вода необходима только человеку?
Водоем таит опасность?
Люди причиняют много вреда водоемам и их обитателям?
V. Итог урока
Что относится к водоемам?
Какие водоемы есть в нашем крае?
Какое значение в природе и в жизни человека имеют водоемы?
На поверхности земли часто встречаются разные водоёмы: родники, ручьи, реки, озёра, моря, океаны. Родник: после дождя и растаявшего снега вода уходит в землю, но встретив на своём пути глину останавливается. Тогда вода выходит на поверхность земли. Поэтому такой выход воды из - под земли называют источником или родником. Люди бережно относятся к источникам. У таких родников уставший путник или турист утолит жажду, найдёт прохладу и тень. Все родники в нашей стране строго охраняются. И всё же есть нерадивые люди, которые бросают в родники мусор. Из такого источника воду пить нельзя. Родник: после дождя и растаявшего снега вода уходит в землю, но встретив на своём пути глину останавливается. Тогда вода выходит на поверхность земли. Поэтому такой выход воды из - под земли называют источником или родником. Люди бережно относятся к источникам. У таких родников уставший путник или турист утолит жажду, найдёт прохладу и тень. Все родники в нашей стране строго охраняются. И всё же есть нерадивые люди, которые бросают в родники мусор. Из такого источника воду пить нельзя.
Р У Ч Е Й В роднике постоянно прибывает вода. Она не может долго оставаться на месте и стекает в какую – нибудь сторону. Образуется ручеёк, который сливается с другими ручейками. И вот уже течёт большой ручей. В роднике постоянно прибывает вода. Она не может долго оставаться на месте и стекает в какую – нибудь сторону. Образуется ручеёк, который сливается с другими ручейками. И вот уже течёт большой ручей.
Р Е К А В большой ручей вливаются другие ручьи. Так образуются реки. Реки имеют большое значение в жизни человека. Из рек берут воду для питья и полива. Реки богаты рыбой. Наши реки очень красивы. Ни в одной другой стране мира нет столько рек, как у нас. Среди них много крупнейших в мире. Это: красавица Волга, тихий Дон, могучие Обь, Енисей, Лена, Амур. В большой ручей вливаются другие ручьи. Так образуются реки. Реки имеют большое значение в жизни человека. Из рек берут воду для питья и полива. Реки богаты рыбой. Наши реки очень красивы. Ни в одной другой стране мира нет столько рек, как у нас. Среди них много крупнейших в мире. Это: красавица Волга, тихий Дон, могучие Обь, Енисей, Лена, Амур.
О З Е Р О Озёра по форме бывают круглые, продолговатые, извилистые. Озеро можно объехать или обойти вокруг по берегу. И тогда можно попасть на другую сторону водоёма. По величине озёра бывают разные. У больших озёр с одного берега нельзя увидеть другой, а маленькое озеро можно увидеть полностью. Большинство озёр необычайно красивы. Их называют «голубыми глазами Земли». Озёра по форме бывают круглые, продолговатые, извилистые. Озеро можно объехать или обойти вокруг по берегу. И тогда можно попасть на другую сторону водоёма. По величине озёра бывают разные. У больших озёр с одного берега нельзя увидеть другой, а маленькое озеро можно увидеть полностью. Большинство озёр необычайно красивы. Их называют «голубыми глазами Земли».
М О Р Е Моря по форме похожи на озёра. Но даже самые маленькие моря крупнее озёр. Моря соединены с океаном. Озёра с океаном не соединяются. В морях вода солёная. Моря, как озёра и реки, широко используются человеком. В них ловят рыбу, по ним ходят грузовые пароходы и пассажирские суда. Моря и озёра, их берега – прекрасные места для отдыха. Как и реки они украшают нашу землю. Моря по форме похожи на озёра. Но даже самые маленькие моря крупнее озёр. Моря соединены с океаном. Озёра с океаном не соединяются. В морях вода солёная. Моря, как озёра и реки, широко используются человеком. В них ловят рыбу, по ним ходят грузовые пароходы и пассажирские суда. Моря и озёра, их берега – прекрасные места для отдыха. Как и реки они украшают нашу землю.
О Х Р А Н А В О Д О Ё М О В В нашей стране проводится большая работа по охране водоёмов. По их берегам запрещено рубить лес. Нельзя бросать в водоёмы мусор и оставлять его на берегу. За чистотой воды в водоёмах постоянно следят работники водной инспекции. Для охраны рыб и водоплавающих птиц строго ограничиваются сроки охоты и ловли рыбы. В нашей стране проводится большая работа по охране водоёмов. По их берегам запрещено рубить лес. Нельзя бросать в водоёмы мусор и оставлять его на берегу. За чистотой воды в водоёмах постоянно следят работники водной инспекции. Для охраны рыб и водоплавающих птиц строго ограничиваются сроки охоты и ловли рыбы.