Юдина Людмила Николаевна, МБОУ «Гимназия №2» г.Белгород

Тема: Водоемы родного края

Цель: создание условий для знакомства детей с водоемами Белгородского края.

Задачи : (предметные) содействовать формированию представлений учащихся о водоемах нашего края, о значении водоёмов и их охраной.

(метапредметные) способствовать формированию УУД:

а) регулятивных – создать организационные условия для развития у учащихся умений анализировать, сравнивать, классифицировать природные объекты;

б) познавательных-учить устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

в) коммуникативных – учить строить сообщения в соответствии с учебной задачей;

Личностные УУД: формировать эмоционально-ценностное отношение к природе родного края, основанное на соблюдении нравственных норм.

Оборудование: карточки с названиями водоёмов, карта Белгородской области, «Словарь русского языка» С.И.Ожегова, справочная литература о Белгородской области

Ход занятия

1.Организационный момент

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Слушаем внимательно,

Работаем старательно.

Учащиеся делятся на группы по 4 человека.

2.Целеполагание.

Каждой группе раздаются карточки с загадками.

1) Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе,

Узкий кончик в роднике,

А широкий - в море. (Река)

2) Кругом вода, а с питьём беда. (Море)

3) Все обходят это место:

Здесь земля, как будто тесто,

Здесь осока, кочки, мхи…

Нет опоры для ноги. (Болото)

4) В голубеньких рубашках

Бегут по дну овражка. (Ручьи)

Отгадайте загадки и скажите, о чем пойдет речь на занятии? Чему мы должны научиться? Что нового узнать?

Игра. (Работа с карточками)

На какие 2 группы можно разделить все водоёмы по их происхождению?

(Дети по очереди выбегают к доске и прикрепляют карточки.)

ЕСТЕСТВЕННЫЕ ИСКУСТВЕННЫЕ

река пруд

озеро канал

1 раздел: «Виды водоёмов»

Задания для групп:

1 группа: Эта группа работает с картой Белгородской области и составляет список естественных и искусственных водоёмов.

2 группа: На схеме реки подписать её части. В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова найти объяснения слов: исток, устье.

3 группа: Пользуясь планом описания реки, составить рассказ-описание одной из рек Белгородской области. Можно пользоваться справочной литературой

План описания реки:

1. Название.

2. К какому виду водоёмов относится (естественному или искусственному).

3. Где находится исток реки.

4. Какое течение: быстрое или медленное.

5. Притоки.

6. Куда впадает река.

4 группа: Собрать «рассыпавшееся» стихотворение о воде.

Ручеек и речка

Средь высоких гор и скал
Ручеек живой бежал.
Очень радостно журчал,
Жизнью горы наполнял.

С каждым днем он среди скал
Путь длинее пробивал.
И однажды прямо к речке
Быстрой, шумной он попал.

Говорит: «Привет, родня!
Не прогонишь ты меня?»
Речка очень удивилась:
«Мы-родня? Скажи, на милость,

Почему ты так решил?
Может, просто поспешил?
Мы с тобой совсем чужие,
Очень разные стихии».

Но сказал ей ручеек:
«Неужели невдомек,
Мы же оба из воды.
Наши водные следы

Уж давно переплелись.
Наконец-то мы нашлись!»

4.Физминутка «Речка»

К речке быстрой мы спустились,(Ходьба на месте)

Наклонились и умылись.(Наклоны вперед)

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.(Хлопки в ладоши)

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:(Круговые движения руками)

Вместе – раз, это – брасс.

Одной, другой – это кроль.

Все как один –

Плывём как дельфин.

Вышли на берег крутой(Прыжки на месте)

И отправились домой.(Ходьба на месте)

5. Продолжение работы в группах

2 раздел: «Значение водоёмов и их охрана».

Задания для групп:

1 группа: Рассмотреть картинки. Дать название каждой картинке, на которой изображена роль водоёма в природе и жизни людей:

Водоемы- источник и хранилище пресной воды

Водоемы- дом для животных и растений,

Водоемы – место отдыха человека

Водоемы- украшение нашего края

2 группа: Составить памятку поведения на водоемах

1. Не бросай мусор в воду.

2. Не оставляй мусор на берегу.

3. Не мой велосипед и другие транспортные средства в водоёмах.

4. Никогда не ныряй в незнакомом месте!

5. При купании будь осторожен. На дне могут оказаться разбитые бутылки, использованные консервные банки.

3 группа: Нарисовать экологические знаки, которые можно установить на берегу реки.

4 группа: Записать экологические проблемы водоёмов Белгородского края

6.Итог занятия

– Какие водоемы есть в нашем крае? (Пруды, реки, родники . и т. д.)

– На какие группы их можно разделить? (Естественные, искусственные .)

– Закончите предложение: «Исследуя, познавая реки и пруды, человек узнает о природе и становится …» (Умнее, добрее, культурнее, бережливее и т.д. )

7.Рефлексия.

Что понравилось, с какими трудностями встретились?

Что узнали на занятии нового?

Литература и интернет-ресурсы:

1) В. Иванкова «1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок», Москва, «Аквариум», 2006г

2) http://www.moya-lyalyas.ru/archives/7875

3) http://www.fizkult-ura.ru/sci/fizkultminutki/10

Урок 46

Тема. Водоемы родного края

Цель: дать учащимся понятие о водоемах родного края; учить называть их; выяснить значение водоемов родного края; формировать познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, делать выводы; воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ее богатствам.

Упражнение «Погода»

Какая сейчас пора года?

Какой месяц?

Какое число?

Тепло или холодно на улице?

Какое состояние неба?

Какая температура воздуха?

Были сегодня в течение дня осадки?

II. Сообщение темы и цели урока

Найдите лишнее слово.

Река, гора, океан, озеро, ручей, море, пруд.

Каким названием можно объединить остальные слова?

Тема нашего урока - «Водоемы родного края».

Что относится к водоемам?

Из этих водоемов нет в нашем крае?

Какая из этих водоемов самая маленькая, а какая - самая большая?

III. Изучение нового материала

1. Рассказ о водоемах родного края

Какие водоемы есть в нашем крае, вы узнаете, если відгадаєте загадки.

Дзюркочу среди леса я,

Холодное, гомінке.

Еще издалека по песенке

Узнаете меня. (Источник)

Среди села

Стоит бочка немалая. (Колодец)

Кругом вода,

А с питьем беда. (Море)

Стоит корыто,

Полное налито. (Ставок)

Без ног, а бежит,

Без рук, а рукава имеет. (Река)

Рек на свете много, и все они разные. Но почти каждая река начинается с источника. Маленькие ручейки сливаются в реки. Из малых речек образуются большие реки. Они вбирают в себя подземные воды и осадки.

Чем питаются реки?

Почему они не переполняются и не заливают сушу?

Какие реки нашего края вы знаете?

Какие озера нашего края вам известны?

IV. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся

1. Рассказ учителя о значении водоемов родного края

Какое значение в природе и в жизни человека имеют водоемы? Водоем - это место отдыха людей.

Водоем - это дом для растений и животных.

Люди берут из водоемов воду для питья и приготовления пищи.

Из водоемов берут воду для хозяйственных нужд.

По воде перевозят грузы.

Воду для работы берут заводы и фабрики.

2. Игра «Расшифруй!»

Названия растений и животных водоемов спрятались. Найдите их и обведите.

3. Игра «Отгадай»

Отгадайте, о какой водоем написала девочка.

Далеко внизу, окруженное вековыми елями, сверкает оно, круглое, словно чаша. Оно необычное не только формой, но более всего цвету воды. Зеленовато-голубая она действительно напоминает собой цвет морской волны. Воздух, пропитанный ароматом, настолько чистое, что, кажется, им невозможно надышаться. (Озеро)

Помните! Водоем - это не просто вода. Это дом, в котором обитают разные необычные существа. им необходим дом, и они ему нужны.

Следует оберегать водоемы от загрязнения, строить очистные сооружения, сажать на берегах водоемов деревья, что будут укреплять берега; расчищать источники; изготавливать и размещать на берегах водоемов запрещающие знаки, разъяснительные надписи.

Нарисуйте запрещающие знаки о поведении возле водоемов.

Верно ли утверждение, что наш край - это край озер и рек?

В нашем крае есть реки, которые не замерзают?

Водоемы нуждаются в охране?

Чистая вода необходима только человеку?

Водоем таит опасность?

Люди причиняют много вреда водоемам и их обитателям?

V. Итог урока

Что относится к водоемам?

Какие водоемы есть в нашем крае?

Какое значение в природе и в жизни человека имеют водоемы?


На поверхности земли часто встречаются разные водоёмы: родники, ручьи, реки, озёра, моря, океаны. Родник: после дождя и растаявшего снега вода уходит в землю, но встретив на своём пути глину останавливается. Тогда вода выходит на поверхность земли. Поэтому такой выход воды из - под земли называют источником или родником. Люди бережно относятся к источникам. У таких родников уставший путник или турист утолит жажду, найдёт прохладу и тень. Все родники в нашей стране строго охраняются. И всё же есть нерадивые люди, которые бросают в родники мусор. Из такого источника воду пить нельзя. Родник: после дождя и растаявшего снега вода уходит в землю, но встретив на своём пути глину останавливается. Тогда вода выходит на поверхность земли. Поэтому такой выход воды из - под земли называют источником или родником. Люди бережно относятся к источникам. У таких родников уставший путник или турист утолит жажду, найдёт прохладу и тень. Все родники в нашей стране строго охраняются. И всё же есть нерадивые люди, которые бросают в родники мусор. Из такого источника воду пить нельзя.


Р У Ч Е Й В роднике постоянно прибывает вода. Она не может долго оставаться на месте и стекает в какую – нибудь сторону. Образуется ручеёк, который сливается с другими ручейками. И вот уже течёт большой ручей. В роднике постоянно прибывает вода. Она не может долго оставаться на месте и стекает в какую – нибудь сторону. Образуется ручеёк, который сливается с другими ручейками. И вот уже течёт большой ручей.


Р Е К А В большой ручей вливаются другие ручьи. Так образуются реки. Реки имеют большое значение в жизни человека. Из рек берут воду для питья и полива. Реки богаты рыбой. Наши реки очень красивы. Ни в одной другой стране мира нет столько рек, как у нас. Среди них много крупнейших в мире. Это: красавица Волга, тихий Дон, могучие Обь, Енисей, Лена, Амур. В большой ручей вливаются другие ручьи. Так образуются реки. Реки имеют большое значение в жизни человека. Из рек берут воду для питья и полива. Реки богаты рыбой. Наши реки очень красивы. Ни в одной другой стране мира нет столько рек, как у нас. Среди них много крупнейших в мире. Это: красавица Волга, тихий Дон, могучие Обь, Енисей, Лена, Амур.


О З Е Р О Озёра по форме бывают круглые, продолговатые, извилистые. Озеро можно объехать или обойти вокруг по берегу. И тогда можно попасть на другую сторону водоёма. По величине озёра бывают разные. У больших озёр с одного берега нельзя увидеть другой, а маленькое озеро можно увидеть полностью. Большинство озёр необычайно красивы. Их называют «голубыми глазами Земли». Озёра по форме бывают круглые, продолговатые, извилистые. Озеро можно объехать или обойти вокруг по берегу. И тогда можно попасть на другую сторону водоёма. По величине озёра бывают разные. У больших озёр с одного берега нельзя увидеть другой, а маленькое озеро можно увидеть полностью. Большинство озёр необычайно красивы. Их называют «голубыми глазами Земли».


М О Р Е Моря по форме похожи на озёра. Но даже самые маленькие моря крупнее озёр. Моря соединены с океаном. Озёра с океаном не соединяются. В морях вода солёная. Моря, как озёра и реки, широко используются человеком. В них ловят рыбу, по ним ходят грузовые пароходы и пассажирские суда. Моря и озёра, их берега – прекрасные места для отдыха. Как и реки они украшают нашу землю. Моря по форме похожи на озёра. Но даже самые маленькие моря крупнее озёр. Моря соединены с океаном. Озёра с океаном не соединяются. В морях вода солёная. Моря, как озёра и реки, широко используются человеком. В них ловят рыбу, по ним ходят грузовые пароходы и пассажирские суда. Моря и озёра, их берега – прекрасные места для отдыха. Как и реки они украшают нашу землю.


О Х Р А Н А В О Д О Ё М О В В нашей стране проводится большая работа по охране водоёмов. По их берегам запрещено рубить лес. Нельзя бросать в водоёмы мусор и оставлять его на берегу. За чистотой воды в водоёмах постоянно следят работники водной инспекции. Для охраны рыб и водоплавающих птиц строго ограничиваются сроки охоты и ловли рыбы. В нашей стране проводится большая работа по охране водоёмов. По их берегам запрещено рубить лес. Нельзя бросать в водоёмы мусор и оставлять его на берегу. За чистотой воды в водоёмах постоянно следят работники водной инспекции. Для охраны рыб и водоплавающих птиц строго ограничиваются сроки охоты и ловли рыбы.