Кавальканти, Гвидо (Cavalcanti) - итальянский философ и поэт; род. до 1259 г. во Флоренции; был другом Данте и до него главой флорентийских поэтов, продолжил философски-мистическую любовную поэзию болонца Гвиничелли. Он женился на Беатриче, дочери Фаринаты дельи Уберти, главы гибеллинов. Сам К. был гвельф; после распадении этой партии на группы Черки и Донати присоединился к первым, принимал участие в борьбе с противниками и в 1300 г. был изгнан в Сарцану.

Заболевший здесь К. был призван обратно и ум. в том же году во Флоренции. Знаменитейшее стихотворение его - канцона о природе любви: "Donna mi prega etc. " (нов. изд., Венец., 1890); из 8 ее комментаторов известны Эджидио Колонна и врач Дино дель Гарбо. Кроме того он писал ballate, пасторали и др. стихотворения, изданные, вместе с его биографией, Ercole: "Guido Cavalcanti е le sue rime" (Ливорно, 1885). Данте в "Аду" приговаривает К. к мукам, в ряду эпикурейцев и атеистов.

  • Адопцианический спор - Адопцианический спор, поднят архиепископ. голедским, Элипандом, и епископом ургельск. Феликсом, о двойственной природе Богочеловека и о том, что лишь по своей божеств. природе Хр. есть истинный Бог, п...
  • Амальтео - Амальтео, семейство итал. литераторов XVI в. Из них Джеронимо А. род. 1506, ум. 1574, прекрасный врач и лат. поэт, замеч. своими эпиграммами. Его соч. изданы, вместе с соч. его братьев: Корнелио (род....
  • Амманати - Амманати, Бартоломео, род. во Флоренции 1511, ум. 1592, скульптор и архитектор, ученик Сансовино и Вандинелли; построил во флоренции 3 моста и кончил дворец Питти; также фонтан Нептуна с тритонами на...
  • Антэрос - Антэрос, сын Марса и Венеры, бог взаимной любви, брат Эрота - бога любви.
  • Арагона - Арагона, Иоанна, супруга князя Асканио Колонна; отличалась твердым характером и играда важн. роль в борьбе дома Колонна с папою Павлом IV. Ум. 1577 г. - А., Туллия ди, род. 1510, ум. 1565, дочь архиеп...
  • Арнольфо ди Лапо - Арнольфо ди Лапо, прав. А. ди Камбио, род. 1232 во Флоренции, ум. 1300; один из знамен. зодчих своего времени, ученик Джиовани Пизано, построил, между прочим, церковь Санта-Мария дель Фиоре во Флоренц...
  • АЛЕКСАНДРОВСКАЯ КОЛОННА - АЛЕКСАНДРОВСКАЯ КОЛОННА, монументальный памятник архитектуры в Ленинграде, композиционный центр Дворцовой площади, воздвигнутый в 1830-34 в ознаменование победы над Наполеоном в Отечественной войне 18...
  • Бадоаро - Бадоаро (Федерико, Badoaro Federico) - венец. дипломат; род. в 1518, ум. 1593 г., состоял послом Венец. республики при Карле V и Филиппе II, а затем основал с Доменико Виньеро Академию в Венеции, назв...
  • Беккер Отто (дополнение к статье) - Беккер Отто (дополнение к статье) (Becker) - глазной врач; ум. в 1890 г.
  • Бризе Жюльен-Огюст-Пелаж - Бризе Жюльен-Огюст-Пелаж - французский поэт, род. 12 сент. 1805 в Лорьяне, в Бретани, умер в мае 1858 года в Монпелье. Его первые стихотворения: "Marie" (1832), "Primel et Noia", "Les Ternaires" или "...
  • Брунеллески - Брунеллески (Filippo Brunelleschi) - один из лучших итальянских архитекторов, родился во Флоренции в 1377 году. Отец его, нотариус по профессии, хотел было, чтобы и сын избрал себе ту же профессию, но...
  • Орлов, Леонид Владимирович
  • Орлов, Леонид Владимирович - Орлов, Леонид Владимирович - современный русский хирург. Род. в 1855 г.; в 1873 г. поступил в московский университет, где окончил курс в 1878 г. В 1884 г. получил степень доктора медицины в военно-мед...
  • Невахович - Невахович (Михаил Львович) - карикатурист (1817-1850). Обучался в горном корпусе, недолго служил в военной службе, с 1846 по 1849 г. издавал в СПб. "Ералаш" (всего 16 выпусков), первый русский карикат...
. Гвидо Кавальканти

Канцона о любви
(перевод и примечания Ю. Юсима)

Меня просила госпожа поведать,
Что за явленье на колени ставит,
Но славит нас - любовь оно зовется,
Чтоб эту силу всякий мог изведать.
5 Пусть лень и ослепленье мудрость правит,
Ведь позабавит глупый, коль возьмется
Такой предмет затронуть как-нибудь;
Вождем мне будь науки рассужденье,
Не то сужденье не смогу составить -
10 Вопрос о месте и творце поставить,
Там качество и мощь упомянуть
И суть, затем движений всех рожденье,
И наслажденье может ли доставить,
И зримой можно ли любовь представить.
15 Где память обитает, в этом месте
Живет она, тьмой создана - как светом
В стекле, лучом задетом, - Марса тенью
В душе витает, там ее поместье.
Сотворена, души сильна советом,
20 Сердечных чувств ответом и хотеньем.
Любовь от зримой формы происходит,
Что входит в ум возможный в виде знанья
И чье влиянье - одухотворенье,
Ведь чувственное чуждо ей боренье,
25 И с свойствами она родства не водит;
В нее нисходит вечное сиянье -
Здесь нет желанья, только умозренье,
Подобие отвергнуто с презрением.
Не качество, хотя ее рождает
30 Свершенье, что смешения с ним чает.
С умом скучает, зато чувству служит,
Чудачество к безумью побуждает,
Внушеньем за решенье отвечает;
Не различает зла, с пороком дружит.
35 Она приводит к смерти непреложно,
Коль противоположно потечет
Той силе, что влечет живой дорогой,
Хотя природе не перечит много,
Но совершенно благо или ложно -
40 Исполнить сложно смертному расчет;
Коль не дает отчет он власти строгой
Ума, то будет жизнь его убогой.
Суть в том, когда пределы естеству
В умах отверг размах любви упорной;
45 Покой задорно вовсе отметает,
Потом смех, слезы как по волшебству,
В глазах таится страх; любви покорный,
Как беспризорный бродит. Прилетает
Она к достойным, можно поручиться.
50 Едва примчится, вздохи исторгает,
Тебя сдвигает с места своего,
Жар вожделенья опалит всего
(Поймет лишь тот, с кем это приключится).
И к ней влачиться казни подвергает.
55 Не предлагает ловкость ничего,
Ни ум, ниж отсутствие его.
Избранье - взгляд, что сходство отражает,
В котором вдруг сулит недуг отрады,
Ограды чувству нет - оно раздето.
60 Хоть бранью красота не угрожает -
Творит испуг любви вокруг преграды,
Награды заслужил, ее стрелой задетый.
Ее не отгадаешь по лицу,
Творцу ее нет надобности в свете,
65 Теперь заметьте - форма ведь незрима,
Тем меньше та, что формою творима.

Телесному враждебна образцу,
Скупцу подобно не сидит при свете.
За слово я в ответе - то не мнимо,
70 Что ей лишь милосердие хранимо.
Ступай теперь, моя канцона, смело,
Поведай миру, как прекрасна ты,
Твои черты, куда б ни залетела,
Похвалят - и за дело - знатоки,
75 А прочих тебе слушать не с руки.

___________________________
Примечания

В первых стихах канцоны отмечено, что любовь - не самостоятельная субстанция, а «явление» (accidente), противоречивый характер которого понятен лишь посвященным в науку о природе вещей; в даме, обратившейся к поэту, комментаторы видят тот идеальный образ, который в его представлении и есть непосредственная причина любовного чувства.
По традиции трактаты о любви строились в виде ответов на вопросы, так называемые любовные сомнения. До нас дошел сонет флорентийца Гвидо Орланди, обращенный, может быть, прямо к Гвидо Кавальканти. Автор сонета вопрошает своего собеседника: «Где рождается любовь, в каком месте живет, самостоятельная ли это сущность, заключена ли в ней жизнь или смерть?» и т. п. В первой строфе Кавальканти намечает план ответов на эти вопросы - в дальнейшем каждая строфа отвечает на два из них.

Ст. 15 - 20. Любовь зарождается в чувственной душе под действием Марса, неблагоприятной планеты, сеющей вражду. Влияние Марса уподоблено распространению света в прозрачной среде (например, стекле - толкование Фичино. говорящего о зеркале, неточно), только выражается оно противоположным способом - затмевает свой предмет.
Ст. 21 - 28. Прямая причина любви - поселяющаяся в возможном уме (intelletto possibile), по мнению аверроистов, видимая форма вечной и неизменной субстанции, общей для всех людей и существующей независимо от них - индивидуального разума нет. Эта зримая форма отвлечена от изменчивых вещественных свойств (или качеств), она отражает сияние вечной истины, поэтому разум устремлен исключительно к созерцанию последней и отвергает чувственные образы - подобие истины.
Ст. 29 - 42. Ответ на вопросы о качестве и силе любви. Любовь происходит от чувственной души, которая, по терминологии аверроистов, есть качество или «совершенство тела» - «свершенье, что смешения с ним чает», проще говоря, которое хочет быть приравненным к качеству.
Ст. 31 - 42. Связь любовной страсти с чувствами приводит к искажению разумных способностей человека и даже к смерти вследствие уклонения от правильной цели и расстройства естественного порядка, хотя и любовь - в природе человека.
Ст. 43 - 44. Вопрос о сущности любви, которая стремится преодолеть предел, положенный естеством.
Ст. 45 - 56. Действия («движения») любви - она целиком завладевает влюбленным и начисто расстраивает его душевное равновесие,
Ст. 57 - 62. Удовольствие, связанное с любовью. Чтобы не испугать влюбленного, она прячет свое разрушительное действие под наслаждением, которое обещает взгляду сходная по составу форма. При этом скрыть любовь нельзя - впрочем, в 63 - 68 строфах дается отрицательный ответ на самый последний вопрос первой строфы - о зримых признаках любви. Она бесцветна, бестелесна и невидима. Тут же без какого-либо перехода поэт клятвенно заверяет, что любовь - единственный источник милосердия.

_____________________________________________________________________________________________

Кавальканти (Cavalcanti) Гвидо (1255 или 1259, Флоренция, ‒ 1300, там же), итальянский поэт. После Г. Гвиницелли был главой поэтической школы «Дольче стиль нуово ». К. в канцонах и сонетах воспевал возвышенную любовь к идеальной возлюбленной, стараясь раскрыть философский смысл этой любви. У К. есть также стихи о земной любви, отличающиеся свежестью и непосредственностью (баллада «В лесу я встретил пастушку...»).

Соч.: Le rime... edite e inedite, Firenze, 1813; в рус. пер. ‒ Сонеты, в кн.: Хрестоматия по зарубежной литературе. Литература средних веков. Сост. Б. И. Пуришев и Р. О. Шор, М., 1953.

Лит .: Де Санктис Ф., История итальянской литературы, т. 1, М., 1963; Storia della letteratura italiana, v. 1, Mil., 1965.

  • - Францисканский монах, родившийся во Флоренции в XIII веке и умерший в 1306 году. Он стал астрологом и алхимиком, но потерпел неудачу как розенкрейцерский адепт. После этого он вернулся в свой монастырь...

    Религиозные термины

  • - музыкальный критик, профессор теории и истории музыки в Венском университете. Его труды: "Eine Studie zur Geschichte der Harmonie" ; "Die Wiederholung und Nachahmung in der Mehrstimmigkeit" ; "Ein Satz eines unbekannten Beethovemschen Klavierkoncerts" ...
  • - итал. врач и полит. деятель. Был профессором судебной медицины в Римском университете, но оставил эту кафедру через 2 года из-за политических соображений и занялся изучением нормальной и патологической анатомии...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - музык. историк. Род. в 1865 г. во Флоренции. Написал "Deirarte d"interpretare la scrittura della musica Vocale del Cinquecento" ...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - наследовал своему отцу Ламберту I в Камерино и своему племяннику в Сполето...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - бенедиктинский монах, знаменитый музыкальный теоретик и педагог. Г. обратил особое внимание на нотацию и сольмизанию. Невмы он помещал на четырех линейках и этим облегчил чтение мелодии...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - итальянский историк и поэт XIII в. В средние века известностью пользовалась его "Historia destructionis Trojae" , напечатанная впервые в Кельне и переведенная на итальянский, испанский, голландский и английский языки...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - При осаде Флоренции сражался против Медичи; позже жил в Риме, исполняя поручения папы Павла III. Написал: "Rettorica" , в которой излагает риторику по Аристотелю...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - потомок Гвидо К., историк, член Платоновской академии во Флоренции, написал "Istorie Fiorentine", за время с 1420 до 1452 г., с большим пристрастием к Козимо Медичи; он служил источником для Макиавелли...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - I Кавалька́нти Альберте, кинорежиссёр. Бразилец по национальности. В 1917 окончил университет в Генуе. В 20-е гг. один из участников киногруппы «Авангард» , художник-декоратор, с 1926 режиссёр...
  • - Кавальканти Альберте, кинорежиссёр. Бразилец по национальности. В 1917 окончил университет в Генуе. В 20-е гг. один из участников киногруппы «Авангард» , художник-декоратор, с 1926 режиссёр...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Кавальканти Гвидо, итальянский поэт. После Г. Гвиницелли был главой поэтической школы «Дольче стиль нуово»...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Гви́до Арети́нский, Гвидо д’Ареццо, итальянский музыкальный теоретик. Его реформа нотного письма стала основой современной нотации. Изобрёл европейскую систему сольмизации...
  • - итальянский музыкальный теоретик. Его реформа нотного письма стала основой современной нотации. Изобрел сольмизацию. С 1952 в Ареццо - Международный конкурс хоровых коллективов им. Г. д Ареццо. ...

    Большой энциклопедический словарь

  • - итальянский поэт. Представитель "Дольче стиль нуово". Любовно-философская лирика. Друг Данте...

    Большой энциклопедический словарь

"Кавальканти Гвидо" в книгах

ГВИДО КАНТЕЛЛИ

Из книги Я пел с Тосканини автора Вальденго Джузеппе

ГВИДО КАНТЕЛЛИ В ту пору приехал из Италии дирижер Гвидо Кантелли, с которым я был дружен еще с тех пор, как пел в Новаре. Я встретился с ним в Эн-Би-Си у маэстро, который очень благоволил к нему. Кантелли часто присутствовал на моих занятиях с маэстро. Однажды, когда Кантелли

Альберто Кавальканти Мои встречи

Из книги Эйзенштейн в воспоминаниях современников автора Юренев Ростислав Николаевич

Альберто Кавальканти Мои встречи Целых двадцать лет пришлось мне проработать в кинематографе, чтобы определить шкалу оценок для искусства, избранного мной: я понял, что число режиссеров, действительно продвинувших киноискусство вперед, сводится всего только к пяти

Рени, Гвидо

Из книги Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа автора Бенуа Александр Николаевич

Рени, Гвидо Об ученике Карраччи Гвидо Рени (1575 - 1642) мы можем иметь в Эрмитаже исчерпывающее представление. Остаются не представленными лишь широкие декоративные композиции мастера на мифологические темы, вроде плафона “Аполлон и Музы” в палаццо Роспилиози в Риме. О

Письма Гвидо Де Джорджио

Из книги Различные работы (сборник) автора Генон Рене

Письма Гвидо Де Джорджио Перевод с французского Виктории

ГЛАВА I Заключение вышесказанного и мнение философа Гвидо Кавальканти

Из книги Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения автора Перевезенцев Сергей Вячеславович

ГЛАВА I Заключение вышесказанного и мнение философа Гвидо Кавальканти Напоследок Кристофоро Марсупини, муж просвещеннейший, который должен был исполнять роль Алкивиада, обратился ко мне с такими словами: «Поистине, рад я премного, о Марсилий, за семью твоего Джованни,

1. Формоз, папа, 891 г. - Партия Арнульфа и партия Гвидо. - Кандидат другой партии - Сергий. - Формоз призывает Ариульфа в Рим. - Арнульф в Италии. - Смерть Гвидо. - Ламберт, император. - Арнульф идет на Рим и берет его штурмом. - Коронование Арнульфа в апреле 896 г.- Римляне присягают ему. - На обр

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

1. Формоз, папа, 891 г. - Партия Арнульфа и партия Гвидо. - Кандидат другой партии - Сергий. - Формоз призывает Ариульфа в Рим. - Арнульф в Италии. - Смерть Гвидо. - Ламберт, император. - Арнульф идет на Рим и берет его штурмом. - Коронование Арнульфа в апреле 896 г.- Римляне

Гвидо фон Лист

Из книги Оккультные корни нацизма. Тайные арийские культы и их влияние на нацистскую идеологию автора Гудрик-Кларк Николас

Гвидо Аретинский

Из книги Энциклопедический словарь (Г-Д) автора Брокгауз Ф. А.

Кавальканти Альберте

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КА) автора БСЭ

Кавальканти Гвидо автора Луначарский Анатолий Васильевич

[Гвидо Кавальканти]* Кавальканти Гвидо (Guido Cavalcanti; около 1259–1300) - итальянский поэт. Родился во Флоренции. Кавальканти - один из крупнейших представителей «нового сладостного стиля» - «dolce stil nuovo».Время Кавальканти было эпохой интенсивного роста итальянского торгового

Значение КАВАЛЬКАНТИ, ГВИДО в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

КАВАЛЬКАНТИ, ГВИДО

(Cavalcanti) ? итальянский философ и поэт; род. до 1259 г. во Флоренции; был другом Данте и до него главой флорентийских поэтов, продолжил философски-мистическую любовную поэзию болонца Гвиничелли. Он женился на Беатриче, дочери Фаринаты дельи Уберти, главы гибеллинов. Сам К. был гвельф; после распадении этой партии на группы Черки и Донати присоединился к первым, принимал участие в борьбе с противниками и в 1300 г. был изгнан в Сарцану. Заболевший здесь К. был призван обратно и ум. в том же году во Флоренции. Знаменитейшее стихотворение его? канцона о природе любви: "Donna mi prega etc." (нов. изд., Венец., 1890); из 8 ее комментаторов известны Эджидио Колонна и врач Дино дель Гарбо. Кроме того он писал ballate, пасторали и др. стихотворения, изданные, вместе с его биографией, Ercole: "Guido Cavalcanti е le sue rime" (Ливорно, 1885). Данте в "Аду" приговаривает К. к мукам, в ряду эпикурейцев и атеистов.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое КАВАЛЬКАНТИ, ГВИДО в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • КАВАЛЬКАНТИ ГВИДО
    (Cavalcanti) Гвидо (1255 или 1259, Флоренция, - 1300, там же), итальянский поэт. После Г. Гвиницелли был главой поэтической школы "Дольче …
  • КАВАЛЬКАНТИ ГВИДО
    (Cavalcanti) — итал. философ и поэт, род. до 1259 г. во Флоренции, был другом Данте и до него главой флорентийских …
  • КАВАЛЬКАНТИ в Литературной энциклопедии:
    Гвидо — итальянский поэт. Р. во Флоренции. К. — один из крупнейших представителей «нового сладостного стиля» …
  • КАВАЛЬКАНТИ
    (Cavalcanti) Гвидо (ок. 1255-1300) итальянский поэт. Представитель "Дольче стиль нуово". Любовно-философская лирика. Друг …
  • ГВИДО в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Гвидо Аретинский (Guido d"Arezzo) - бенедиктинский монах, знаменитыймузыкальный теоретик и педагог (955 - 1050). Г. обратил особое вниманиена нотацию и …
  • КАВАЛЬКАНТИ
    КАВАЛЬЌАНТИ (Cavalcanti) Гвидо (ок. 1255- 1300), итал. поэт. Предст. "Дольче стиль нуово" . Любовно-филос. лирика. Друг …
  • ГВИДО в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГВ́ИДО АРЕТИНСКИЙ, Гвидо д"Ареццо (Guido d"Arezzo) (ок. 992 - ок. 1050), итал. муз. теоретик. Его реформа нотного письма стала основой …
  • КАВАЛЬКАНТИ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (Cavalcanti) Гвидо (ок. 1255-1300), итальянский поэт. Представитель «Дольче стиль нуово». Любовно-философская лирика. Друг …
  • РЕНЕССАНС в Литературной энциклопедии:
    — Возрождение — слово, в своем специальном смысле впервые пущенное в оборот Джорджо Вазари в «Жизнеописаниях художников» . …
  • ЛАПО ДЖАННИ в Литературной энциклопедии:
    — итальянский поэт второй половины XIII и начала XIV вв., флорентийский нотариус, произведения которого — баллады, канцоны и …
  • ИТАЛЬЯНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. в Литературной энциклопедии.
  • ДАНТЕ АЛИГИЕРИ в Литературной энциклопедии.
  • DOLCE STIL NUOVO в Литературной энциклопедии:
    [итальянское — «сладостная новая манера письма»] — лит-ое направление, возникающее на грани средних веков и Возрождения в крупных торговых городах …
  • РЕНИ ГВИДО в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Reni) Гвидо (4.11.1575, Кальвенцано, Эмилия-Романья, - 18.8.1642, Болонья), итальянский живописец. Основополагающим для Р. стало воздействие братьев Карраччи, изучал также …
  • КАВАЛЬКАНТИ АЛЬБЕРТЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Cavalcanti) Альберте (р. 6.2.1897, Рио-де-Жанейро), кинорежиссёр. Бразилец по национальности. В 1917 окончил университет в Генуе. В 20-е гг. один из …
  • ИТАЛИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • КАВАЛЬКАНТИ ДЖОВАННИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Cavalcanti) — потомок Гвидо К., историк, член Платоновской академии во Флоренции, написал "Istorie Fiorentine", за время с 1420 до 1452 …
  • КАВАЛЬКАНТИ БАРТОЛОММЕО в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Cavalcanti, 1503—62). При осаде Флоренции сражался против Медичи; позже жил в Риме, исполняя поручения папы Павла III. Написал: "Rettorica" (Венец., …
  • ИТАЛЬЯНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    I Итальянский язык становится литературным сравнительно поздно (после 1250 г.): другие неолатинские языки обособились раньше почти на два века. Это …
  • ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (1265-1821) — величайший древнеитальянский поэт, единственный из средневековых, которого мы не изучаем только, но и продолжаем читать, чьи образы и …
  • КАВАЛЬКАНТИ, ДЖОВАННИ
    (Cavalcanti) ? потомок Гвидо К., историк, член Платоновской академии во Флоренции, написал "Istorie Fiorentine", за время с 1420 до 1452 …
  • КАВАЛЬКАНТИ, БАРТОЛОММЕО в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Cavalcanti, 1503?1562) ? При осаде Флоренции сражался против Медичи; позже жил в Риме, исполняя поручения папы Павла III. Написал: "Rettorica" …
  • ИТАЛЬЯНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? Итальянский язык становится литературным сравнительно поздно (после 1250 г.): другие неолатинские языки обособились раньше почти на два века. Это …
  • ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (1265?1821) ? величайший древнеитальянский поэт, единственный из средневековых, которого мы не изучаем только, но и продолжаем читать, чьи образы и …
  • РЕНИ, ГВИДО в Словаре Кольера:
    (Reni, Guido) (1575-1642), итальянский живописец эпохи барокко, представитель болонского академизма. Родился 4 ноября 1575 в Кальвенцано близ Болоньи. Учился в …
  • МОННА ВАННА в Литературной энциклопедии:
    (фр. Mona Vanna) - героиня драмы М.Метерлинка «Монна Ванна» (1902). Ключом к пониманию этого образа служит год написания пьесы - …
  • КАНЦОНА в Литературной энциклопедии:
    буквально «песня», лирическая форма средневековой поэзии, возникшая первоначально в феодально-рыцарской лирике Прованса, откуда она была усвоена французскими и итальянскими подражателями. …
  • ДОЛЬЧЕ СТИЛЬ НУОВО в Большом энциклопедическом словаре:
    (итал. "Dolce stil nuovo" - "Новый сладостный стиль") итальянская поэтическая школа кон. 13 в.: Г. Гвиницелли (глава школы), Г. Кавальканти, …
  • ДОНАТЕЛЛО в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Donatello; собственно Донато ди Никколо ди Бетто Барди, Donate di Niccolo di Betto Bardi) (около 1386, Флоренция, - 13.12.1466, там …
  • ДОЛЬЧЕ СТИЛЬ НУОВО в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    стиль нуово" (итал. "Dolce stil nuovo" - "Сладостный новый стиль"), итальянская поэтическая школа конца 13 в. Её глава - болонский …
  • ГРИРСОН ДЖОН в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Grierson) Джон (р. 26.4.1898, Динстон), английский кинорежиссёр. Окончил университет в Глазго. В 1928 возглавил киноотдел при Имперском торговом совете, с …
  • БРАЗИЛИЯ (ГОСУДАРСТВО) в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Brasil), Федеративная Республика Бразилии (Republica Federativa do Brasil). I. Общие сведения Б. - государство в Южной Америке, занимающее восточную и …
  • ФРАНЧЕСКА ДА РИМИНИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    известная своей жестокой участью, воспетая и прославленная поэзией дочь Гвидо да Полента, бывшего в конце XIII в. властителем Равенны и …
  • ФОРМОЗ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Папа (891—896). Род. в 816 г.; сначала был епископом в Порто, пользовался известностью как ученый. В Риме он был главой …
  • ФЛОРЕНЦИЯ, ГОРОД в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
  • СИВИЛЛА, КОРОЛЕВА ИЕРУСАЛИМСКАЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (1150—1190), дочь Амори I, сестра Балдуина IV, была замужем за Гильомом Монфератским, прозванным "Длинный меч", от которого имела сына, впоследствии …
  • РЫЦАРСКАЯ ПОЭЗИЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Одним из самых ярких выражений миросозерцания, выработанного рыцарством и сменившего собой более суровый и грубый дух собственно феодального периода, является …
  • ПРОПОРЦИОНАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    I система организации представительства, которая в результате дает представительное собрание, по возможности точно соответствующее настроению всех групп избирателей, и которая, …
  • ПОХОДЫ КРЕСТОВЫЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    так называются военные экспедиции, имевшие в виду интересы христианской религии и церкви и направлявшиеся сначала (с конца XI в.) на …
  • ИЕРУСАЛИМ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    b26_656-0.jpg (лат. Hierosolyma, в клинообразных надписях Ursalimmu, в иероглифах Schalam, еврейск. Jeruschalajim, турецк. Soliman или K?dsi Sch?rif, араб. EI-Kuds, т. …

GUIDO CAVALCANTI – ГВИДО КАВАЛЬКАНТИ

(Флоренция, ~1250 - 1300)

Сын Кавальканте де" Кавальканти, которого Данте поместит среди еретиков в Х песне своего «Ада», Гвидо родился не позднее 1259 г., поскольку в 1284 г. он уже участвовал в первый раз в заседаниях Общего Совета флорентийской Коммуны, а эту должность можно было получить только по достижении 25-летнего возраста. Однако возможно, что он родился значительно раньше, примерно около 1250 г., если верно то, что до 1280 г. ему был посвящен « Tractatus de summa felicitate » или « Quaestio de felicitate » Якопо да Пистойя, магистра искусств, то есть профессора факультета искусств, по всей вероятности Болонского университета,- а подобное академическое сочинение наверняка было посвящено близкому другу, а не совсем молодому человеку, которым должен был быть Кавальканти до 1280 г., если бы родился в 1259 г.

Принимал активное участие в политической жизни, выступая, как и Данте, (который в «Новой Жизни» называет его первым из своих друзей), в партии Белых Гвельфов, признанными руководителями которой были члены семейства Черки. Кроме этого, он был назначен членом Общего Совета и в 1290 г. Однако его политическая карьера была прервана принятием «Уложений о справедливости» Джана делла Белла и следующих за ними указов в 1295 г., по которым запрещалось записываться в цеха тем, у кого в семье было более двух milites или нобили, а семейство Кавальканти намного превосходило этот предел (в отличие от семьи Алигьери, чем и объясняется тот факт, что Данте смог в своей карьере дойти даже до Приората).

Сохранилось много свидетельств его порывистого и раздражительного характера, а также его бережливости, если не скупости. Он был среди тех, кто поддержал мирное соглашение Кардинала Латино в 1280 г. Политическому примирению обязан и его брак с Биче, или Беатриче, дочерью Фаринаты дельи Уберти, заключенный в 1267 г. Но его настоящий темперамент проявился в иной ситуации: он публично убил Корсо Донати, главаря Черных гвельфов (который, впрочем, якобы покушался на его жизнь во время паломничества к знаменитому испанскому святилищу С.Джакомо ди Компостела), а 24 июня 1300 г., по соображениям общественной безопасности, декретом приоров был осужден на изгнание в Сардзану. 19 августа из-за малярии ему было разрешено вернуться во Флоренцию (Данте в одном утерянном письме отрицает, что имел отношение к решению властей отозвать Кавальканти из ссылки, поскольку уже не был приором). Кавальканти умер через несколько дней. Из регистра умерших церкви Санта Репарата (фундамент которой сегодня обнаружен под главным флорентийским собором Санта Марий дель Фьоре) следует, что его погребли в этой церкви 29 августа 1300 г.

Есть еще один интересный факт: в тот период, когда в Италии давно действовала инквизиция и во Флоренции, например, посмертно осудила Фаринату дельи Уберти и его жену, приказав развеять по ветру их прах, Кавальканти оставался похороненным в освященном месте, - на основании этого можно считать неверными сведения, приведенные впервые Боккаччо в знаменитой новелле «Декамерона» (VI,4), согласно которым Гвидо «весьма придерживался мнения эпикурейцев» (под этой фразой некоторые интерпретаторы понимают аверроистскую метафизику), так как и аверроисты также «вместе с телом душу мертвой считают», как говорил Данте, - то есть что Гвидо был склонен к ереси, как и его отец. Не стоит, впрочем, забывать, что Боккаччо писал об этом полстолетия спустя после смерти Кавальканти, и за это время вполне вероятно могли родиться различные легенды.

Соответствует действительности его слава философа, о которой говорят Виллани и другие писатели-современники, в т.ч. Компаньи, вплоть до Саккетти. Подтверждением этому является и тот факт, что ему посвящен « Tractatus » Якопо да Пистойя, и что его любовная канцона "Дама меня просила... " (« Donna me p rega ») была прокомментирована на латыни крупным медиком своего времени Дино дель Гарбо, умершим в 1321 г. (изучение философии являлось в то время введением в изучение медицины), а на итальянском неким анонимом, который ошибочно был назван Эджидио Романо, бывший в действительности отшельником и учеником Св.Фомы Аквинского,- который, впрочем, тоже был автором комментария.

Эта канцона, наверняка самая сложная во всей итальянской литературе, всясостоит из очень строгой и трудной для восприятия терминологии, восходящей к философскому и научному языку того времени. В канцоне поэт предлагает к рассмотрению восемь вопросов: любовь, ее сущность, ее проявления, ее последствия, и дает ответ на два из них в каждой из строф, которые следуют за первой, посвящая первой из них первые шесть стихов, в то время как второй - остальные восемь. Строгой концептуальной структуре соответствует не менее строгое формальное построение: часто встречаются переносы, разделенные на два либо Даже на три полустишия, все они связаны между собой внутренними рифмами. Данте цитирует это произведение в трактате «О народном красноречии» как пример канцоны, где встречаются полустишия из трех слогов.

Все это говорит о предельном внимании, с которым Кавальканти ее редактировал, и отчасти объясняет (как и язык, которым она написана) трудности для ее понимания, - ее интерпретации противоречивы даже сегодня, когда уже имеется подробнейшим образом прокомментированное издание, учитывающее почти все семьдесят ее списков и печатных вариантов, до нас дошедших.

Самым трудным моментом в интерпретации канцоны является кажущееся противоречие между стихом 21, где поэт говорит, что любовь появляется при виде возлюбленной, и ст.65, где он утверждает, что возлюбленную в действительности увидеть нельзя. Если попробовать разрешить это противоречие, можно предположить, что она видима глазами тела, но не видима «глазами ума», то есть не познаваема полностью рассудком. Если принять такое решение, то весь текст становится совершенно понятен и в иных своих частях, и отпадают все иные интерпретации, по которым Кавальканти оказывался последователем Альберта Великого, Августина с чертами томизма, аверроистом. Как уже отметил Калькатерра, необходимо соотносить мировоззрение Кавальканти с общими спорами, имевшими место между неоаристотеликами в Болонье и в Париже, независимо от того, были ли они магистрами искусств либо теологии.

Впрочем, миф о непознаваемости женщины - один из самых часто встречающихся в поэзии Кавальканти, или даже самый частый: он не принимает миф о женщине-ангеле (он упоминает о ней только в одном из ранних стихотворений « Fresca rosa novella »), напротив, усиливает мотив женщины-сияния, уводя его из области сравнений с внешним миром (с «дневной звездой»/ stella diana /, с «солнцем» и т.д.), чтобы создать глубокую тождественность между женщиной и ее сиянием, аурой. Став живым сиянием, женщина теряет свои земные качества (красоту, цвета, жесты),- они растворяются и исчезают в ее блеске. Такое отождествление Кавальканти применяет в полном согласии с взглядами своего времени: изучением световых явлений занимались физики той эпохи, вслед за арабом Альхазеном и поляком Вителлоне,- эти исследования отражались и на метафизике, в которой, благодаря в особенности доктрине теологов-францисканцев, а затем и августинцев и Альберта Великого, разрабатывалась космогоническая теория образования вселенной посредством излучения. Эта теория, хотя и находилась «под присмотром» теологии, через труды Св.Августина и некоторых арабских философов (напр., Авиценну), уходила своими корнями в явно неоплатоническую, если не платоническую, культуру.

Именно сияние женщины, в котором выражаются с наибольшей силой и растворяются ее физическая красота так же, как и ее духовные качества (добродетели – virtu ’), делает ее непознаваемой для влюбленного, и поэтому он не в силах составить представление о ней в своем сознании. Более того: эта непознаваемость вызывает у него чувство боязни, точнее изумления, которое заставляет его бояться смерти, а иногда и видеть ее. Эта боязнь, представленная часто как уход из его сердца жизненной энергии (spiriti ),- как раз той энергии, которая должна была бы защищать это сердце от нападок, которые предпринимает против него женщина, недостижимая и безжалостно благородная, - и вся ситуация зачастую становится настоящей драмой, разворачивающейся по правилам не церковного, а светского представления,- представления театрального, в котором участвуют не только жизненные силы (spiriti ), женщина и Амор, но и вздохи, боли, - страдания (martiri ), которые даже обрушиваются на влюбленного, превратившись в дождь. Сцена для такого драматического представления - это смятенная душа, горизонт которой часто заполнен устрашающими голосами, неизвестно от кого исходящими (и они предшествуют голосам, разносящимся в дантовом «Чистилище»). Иногда в этом действе принимает участие хор, состоящий из прохожих, которые видят, как страдает и умирает влюбленный поэт. А ему иногда достаточно всего лишь более благосклонного взгляда женщины, чтобы вновь воскресить надежду, хоть в ней и предчувствуется всегда разочарование. Однако нельзя умолчать и о других фактах, присущих другим его стихотворениям. Во-первых, Кавальканти очень скоро отвергает свою юношескую поэтическую манеру, нашедшую выражение в композициях, которые в новейших изданиях пронумерованы как I , II , III . Весь поэтический словарь, который в них использован, связан с миром природы, с одной стороны, - и с определенным готическим вкусом в отношении изысканных вещей, с другой. Этот вкус - вместе с образом женщины-ангела - был у Гвиницелли, потом был изменен сицилийцами и последователями Бонаджунты,- а у Кавальканти эти черты, кроме первых стихотворений, больше не появляются. Во-вторых: в то время как его связь с определенной тематикой Гвиницелли очевидна и в зрелом творчестве (другой вопрос, получают ли они собственное развитие и облик, - хотя в большинстве случаев так и происходит), некоторые темы болонского поэта Кавальканти никогда не сделает своей, и задача преемственности ляжет на Данте. В-третьих, большая часть его поэтического порыва, величайшей и трагической «абсолютности», совершенства некоторых его образов находит точное созвучие в Библии, в книгах Иеремии, Иова, в «Песне Песней». Эти черты, вместе с поисками выражения на «утонченном и тихом» (sottile e piano ) языке - совершенно обратное тому, чего искали Гвиттоне д"Ареццо, сицилийцы и тосканцы - являются отличительными в его поэзии.

Что касается влияния, которое личность Кавальканти оказала на современников, прежде всего на флорентийцев, то его можно определить тем термином, который менее или более обоснованно стали употреблять после Де Санктиса и Бартоли: Stil Novo или D ol ce stil nuovo («сладостный новый стиль»), - вслед за тремя словами, которые Данте вложил в уста Бонаджунты Орбиччани во время воображаемой встречи с ним в Чистилище. Речь идет о том способе создания поэзии, который, по крайней мере до написания дантовой « Donne che avete intelletto d " amore », исходил по существу от Кавальканти, а затем стал еще и от Данте. Это хорошо подметил Онесто дельи Онести, который, иронизируя над стихами Чино да Пистойя, говорил ему, что в своих стихах он далек даже от того, что ему не нравится у Гвидо и у Данте.

Кавальканти обновил поэзию своего времени своими поисками абсолютной выразительности, нетерпимостью к простоте и провинциальности, которые он отмечал у многих своих современников. Его творчество нашло отклик у некоторых - избранных - поэтов его эпохи, и в этом обновлении, обогащенном теми, кто его принял, скрывается основание так называемого «нового стиля», самыми крупными достижениями которого стали, с одной стороны, «Божественная комедия» Данте и, с другой, «Канцоньере» Петрарки.

С.В.Логиш, 10 .2003

Произведения / Opere

    "Chi e" questa che ven"..." - анализ стихотворения

    - http://www.italica.rai.it/principali/dante/schede/cavalcanti.htm - биография и творчество (итал.)

    - http ://www .italica .rai .it /principali /dante /gorni /capitoli /f _9.htm - «Новая жизнь» Данте и Гвидо Кавальканти (итал.)

    - http://www.sapere.it/tca/minisite/scuola/studiafacile/lett_italiana/id20.html - краткий очерк (итал.)

    - http://www.scuolaonline.wide.it/Pagine/E7.html - анализ сонета «Chi è questa che vèn...» (итал.)