Просмотры: 211

Гурий Никитин (ок. 1620, Кострома - 1691, там же) - крупнейший мастер русской стенописи XVII века. Никитин строго придерживался канона, однако в сложных композициях использовал гравюры Библии Пискатора. Библейские фрески Никитина отличаются праздничной декоративностью, богатством символики; проступает стремление к обмирщению искусства. Под его руководствам был выполнен самый значительный ансамбль русской фресковой живописи того столетия - росписи церкви Ильи Пророка в Ярославле.

Выдающийся мастер древнерусской живописи XVII В., костромич, старшина костромских иконописцев, художнек-монументалист; представитель прогрессивного направления в провинциальном искусстве. Имена его учителей неизвестны; однако, бесспорно, хорошей школой для молодого мастера была совместная работа с известными художниками, вроде Иосифа Владимирова, над росписями церкви Троицы в Никитниках в Москве (1653).

Известные работы

Росписи

  • Новоспасский монастырь
  • Троицкий собор Данилова монастыря в Переславле-Залесском

Соборы и церкви Ростовского кремля

  • Богоявленский собор в Костроме
  • Крестовоздвиженский собор г. Романов
  • Церковь Илии Пророка в Ярославле
  • Троицкий собор Ипатьевского монастыря в Костроме

Биография

Родился в 1620-е годы в Костроме, где был обучен ремеслу иконописца. Владел здесь иконными лавками. В 1653 году, предположительно, участвовал в росписи московской церкви Троицы в Никитниках (Китай-город).В 1660 году был вызван для работ в Москву. В 1661 году игумен Данилова монастыря в Переславле-Залесском Савва подрядил его вместе с пятью иконописцами расписать монастырскую церковь во имя Св. Троицы. В продолжение 1661-1662 годах они писали «во главе и закоморех», но не успели окончить стенную роспись, так как были вызваны в Москву. Здесь летом 1664 года Гурий с товарищами под руководством Симона Ушакова писали иконы в церкви великомученицы Евдокии, что у Государя в сенях.

Высланный из Костромы на Москву в 1666 году, Гурий работал по возобновлению стенной росписи Архангельского собора, за что в следующем году был пожалован как кормовой иконописец первой статьи. С января по май 1668 года по поручению царя он писал самым добрым письмом и с великим писанием две иконы для Макария, патриарха антиохийского: «Вседержителя Спаса, а по полям 12 праздников со страстями» и «преч. Богородицы Одигитрии, по полям кондаки и икосы и акафисты». Успешно закончив эту работу, Гурий Никитин был отправлен, по челобитью игумена Саввы, в Данилов переяславский монастырь для окончания стенной росписи монастырской церкви, но в июле того же года уже был вытребован в Москву для поправки стенного письма в церкви Григория Неокесарийского. В 1670 и 1671 годах он вместе с другими ярославскими и костромскими иконописцами писал заново стенное письмо в Успенском соборе в Ростове; в 1671 же году Никитин вместе с иконописцем Силой Саввиным, «как самые добрые мастера», там же написали для Государя две иконы: «похвалы преч. Богородицы полное, да собор пресв. Богородицы полное».

В 1678 году, работая в Москве при Посольском дворе, Гурий бил Государю челом о своем переводе из кормовых иконописцев в жалованные; благодаря хорошему отзыву Симона Ушакова о его работах, просьба эта была удовлетворена. В 1680 году под его руководством была исполнена стенопись в Церкви Ильи Пророка в Ярославле, а в 1685 году - в Костромском Ипатьевском монастыре. В двух последних работах, которые по своему исполнению, композиции и разнообразию сюжетов считаются одним из самых замечательных произведений второй полодвины XVII века, Гурию принадлежала самая важная роль: он «знаменил», то есть вычерчивал контуры всех рисунков, по которым уже доканчивали письмо другие иконописцы.

Для работ Гурия Никитина всегда характерно органичное сочетание декоративизма и монументальности. Последняя для него является качеством не только формы но и внутреннего содержания образа В Воскресенских росписях изображения Богоматери, апостолов (из сцены «Уверения Фомы») исполнены большой внутренней значительности.

НИКИТИН (Кинешемцев) Гурий - выдающийся художник II половины XVII в. Известен как мастер фресковой живописи, иконописи и миниатюры.

Родился в семье костромского посадского Никиты Григорьева Кинешемцева(ум. 1655) и его жены Соломониды. Биографические данные о нём скупы и отрывочны. Вероятно, обучался иконному мастерству у костромских мастеров. На протяжении всей жизни не был женат. Впервые как иконописец упоминается в 1659, однако, по-видимому, начало периода его творческой деятельности относится к концу 1640-х — началу 1650-х гг. В 1660 получил аттестацию иконописца первой статьи в Оружейной палате, но не был зачислен в царские жалованные иконописцы. В 1660-х — 1680-х гг. возглавлял костромскую иконописную школу.

Наиболее раннее известное произведение Гурия Никитина — письмо створок складня иконы« Богоматерь Казанская»(1656/62, КОИАМЗ). В первую очередь Гурий Никитин прославился как первоклассный монументалист, один из лучших в русском искусстве XVII в. Неоднократно вызывался в Москву для выполнения самых ответственных заказов. Документально подтверждено его участие в составе, а затем во главе артели костромских иконописцев в росписях Крестовоздвиженского собора в Романове-Борисоглебске(1650-е, 1672, 1676), Архангельского собора(1660, 1666, 1668) и Успенского собора(1660, 1666) Московского Кремля, Троицкого собора Данилова монастыря в Переславле(1662, 1668), церкви Григория Неокессарийского в Москве(1668), ростовского Успенского собора(1670−71), собора Богоявления в Костроме(1672), церкви Ильи Пророка в Ярославле(1680−82), Троицкого собора Ипатьевского монастыря в Костроме(1685), Преображенского собора Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале(1689). Анализ стиля росписей позволил пополнить этот список еще рядом храмов, в частности, церковью Воскресения в Ростовском кремле(1675), церковью Троицы в Никитниках в Москве и др.

Монументальные росписи составляют главное содержание творческого наследия Гурия Никитина. Одна из особенностей мастера проявляется в принципиально различном отношении к сюжетам канонически-догматическим и к композициям повествовательным. Строго и верно следуя канонам русской иконографии в письме таких традиционных сцен, как« Ветхозаветная Троица», «Спас Нерукотворный», «Знамение», «Новозаветная Троица» и т. п. , художник смело действует в духе импровизации там, где сюжет не столь жестко регламентирован и допускает более вольную трактовку, где темами изображения являются событие, действие, рассказ. Примером этому могут служить фрески Троицкого собора Данилова монастыря в Переславле, где при разработке цикла Апокалипсиса и др. циклов росписи мастер во многом творчески переработал материал, послуживший для изографов в качестве образцов, например, гравюры Библии Пискатора. Троицкая роспись в Переславле была наиболее ранней из известных работ костромской иконописной артели, где Гурий Никитин выступал в качестве руководителя.

В 1670-х гг., во время росписей храмов Ростовского кремля, он уже с полным правом занимал ведущее место знаменщика в артели, хотя в ее состав, объединивший лучшие в то время силы иконописцев Костромы и Ярославля, входили такие талантливые и опытные мастера, как ярославцы Севастьян Дмитриев и Дмитрий Григорьев . Роспись церкви Воскресения отличается необычайно цельной и последовательной проработкой главной храмовой темы — жизни Иисуса Христа, чудесам и Страстям Христовым, а также глубоким пониманием знаменщиком взаимосвязи живописи и архитектуры, выраженной в композиционных решениях отдельных сцен, в соотношении фигур, архитектурных мотивов и пейзажа. Особенности интерьера храма учтены в каждой композиции, а иногда находят свой отзвук в отдельных элементах росписи. В воскресенских фресках ярко проявилось дарование Гурия Никитина как незаурядного колориста, достигающего замечательных цветовых эффектов из небольшого количества красок.

Необыкновенной красоты достигла палитра художника в росписях церкви Ильи Пророка в Ярославле, в изысканных сочетаниях изумрудно-зеленого и золотисто-охряного цвета в пейзажной живописи, соседствующих с бело-розовыми, зеленоватыми и светло-желтыми палатами; в одеждах преобладают разнообразные оттенки перламутрово-розового цвета, зеленого, а также голубца и охры. Ильинские фрески оказали большое влияние на иконографию более поздних русских стенописей. В них нашла акцентированное выражение« формула Гурия Никитина» — активное использование в стенописях архитектурных мотивов. «Палатки», портики, колонны, арки, «прозрачные домики», одновременно видимые изнутри и снаружи, имеют важное значение в композиционном построении сцен, объединяя одни группы и разделяя другие, создавая ритмическую организацию живописного интерьера. Композиции, созданные Гурием Никитиным, свидетельствуют о том, что художник никогда не искал в декоративности самоцели, главное внимание он уделяет характеристике образа, значимости изображаемого события. Его искусству свойственны эпическая монументальность, величие и духовность человеческих переживаний. Умение создать образ большой внутренней силы, высочайшее мастерство и непринужденность исполнения — все эти черты характерны для художественной манеры выдающегося мастера.

Оставаясь в первую очередь художником-монументалистом, Гурий Никитин в совершенстве владел мастерством иконного письма. Он нередко привлекался к выполнению самых ответственных заказов, в т. ч. и для царского двора. В иконах мастера отмечается четкость построения композиций, лежащая в основе монументальных росписей. Для его творчества характерно стремление к сплошному заполнению плоскости изображения, фону отводится незначительное место. Принцип доминирующей роли монументально-декоративной живописи в искусстве иконописания, проистекающий из ведущего положения монументальной живописи на протяжении всего средневековья и ее решающего влияния на станковую живопись и миниатюру — один из основных принципов древнерусского искусства — всегда присутствует в творчестве художника. Гурию Никитину-иконописцу было присуще редкое чувство пластики, умение мыслить пространственными построениями, строить фигуру в движении.

Хотя он не подписывал своих произведений, с его именем может быть связан значительный круг произведений иконописи Костромы, Ярославля и других городов последней четверти XVII в. Таковы, например, праздничные иконы« Рождество Богородицы», «Рождество Христово» и «Преполовение» из церкви Ильи Пророка, «Кирик и Улита»(все ЯХМ), а также написанная в 1686 для церкви Федоровской Богоматери в Ярославле икона большого размера« Вседержитель на троне»(ЯХМ). Образ находился« в той святей церкви одесную царских врат…, всеми входящими видим и покланяем». Икона представляет собой выдающееся произведение древнерусской живописи. Христос изображен сидящим на роскошно украшенном чернением по золоту и серебру троне, в левой руке раскрытое Евангелие, пальцы правой сложены в благословляющий жест. Образ полон величавого спокойствия и исполнен внутреннего достоинства. Тончайше проработанный лик Христа чуть тронут подрумянкой. Письмо одежд Христа отмечено изысканной лепкой драпировок золотом и характерных для Гурия Никитина прихотливых« вихрящихся» складок. С редким чувством ритма написаны фигуры ангелов с орудиями Страстей Господних в верхних углах иконы.

Непревзойденный мастер стенописи, иконного письма и миниатюры, один из последних великих художников древней Руси, Гурий Никитин увековечил свое имя в истории русского искусства.

Нашли ошибку или опечатку? Выделите текст и кликните по значку, чтобы сообщить редактору.

Литература

Брюсова В.Г. Фрески Ярославля XVII - начала XVIII века. - М.: Искусство, 1969, 1983.

Брюсова В.Г. Гурий Никитин. - М.,1982.

Масленицын С.И. Ярославская иконопись. - М.: Искусство, 1983.

Ярославский художественный музей / Составители Болотцева И., Федорова И., Битколова Л. - М.: Изобразительное искусство, 1983.

Бусева-Давыдова И.Л., Рутман Т.А. Церковь Ильи Пророка в Ярославле. - М.: Северный паломник, 2002.

Церковь Ильи Пророка в Ярославле. / Кн.2. Рутман Т.А. История Церкви Ильи Пророка в Ярославле. - Ярославль: Издатель Александр Рутман, 2004.

Рутман Т.А. Храмы и святыни Ярославля. - Ярославль: Издатель Александр Рутман, 2005 (2-е изд. - 2008).

Юрьева Т.В. Ярославский иконостас. Альбом. - Ярославль, 2007.

Шемякин А. И. Словарь мастеров художественных ремёсел Ярославля XVIII—XIX веков. - Ярославль: Издатель Александр Рутман, 2012.

Спасо-Преображенский собор

Спасо-Преображенский собор

В 1501 г., при архимандрите Константине произошел пожар всего монастыря. Это несчастье сильно угнетало начальника обители мыслью, что святой Евфимий покарал монастырь за какое-нибудь нарушение устава, завещанного угодником Божиим. Но один инок успокоил Константина рассказом, что видел во сне явление преподобного, поведавшего о полной неповинности архимандрита. Слышав это, повеселел сердцем архимандрит и бодро возводил постройку келлии на деньги доброхотных дателей на погорелую обитель. В этих трудах и заботах он и скончался. Его место заступил архимандрит Кирилл, бывший иноком в обители прп. Евфимия.
Архимандрит Кирилл был муж рассудительный в иноческих и мирских делах и впоследствии занимал Ростовскую архиепископскую кафедру. С великою ревностью заботился он о поддержании благоустройства монастырского. И пришла ему благая мысль: перестроить старый каменный храм во имя Преображения Господня, основанный еще святым Евфимием. Посоветовался архимандрит с братией, и нашли они, что прежний храм и ветх, и тесен. Решили, с помощью Божией, воздвигнуть церковь больших размеров. Приступили к работам и, когда копали ров с правой стороны, нашли гроб, обложенный тремя камнями и покрытый сверху досками. Рабочие сообщили об этом настоятелю.
Архимандрит Кирилл повелел ударить в било, и собрались братия, радуясь великой радостью. Настоятель же поспешил к епископу Нифонту и рассказал о случившемся. Епископ прославил премудрость и милость Божию и, прибыв в монастырь с собором духовенства и иноков, поклонился гробу блаженного. Воздав хвалу Богу, прославляющему преподобных Своих, открыли гроб и увидели лицо святого Евфимия. Оно было светло; тело нисколько не изменилось, а одежды были как будто вчера надеты. Облобызав мощи, снова покрыли гроб досками и, совершив отпевание, поставили в храме Преображения у стены, на том месте, где они почивают и теперь, устроив над гробом каменную раку.


Суздаль. Рака с мощами св.Евфимия. Начало XX в. Пост. в 1967 г. от Соболева С. А.

Суздаль. Рака св. Евфимия из Преображенского собора. Нач. XX в. Пост. в 1967 г. от Соболева С. А.



Сень Евфимия Суздальского

Новая каменная Спасская церковь была отстроена на месте сгоревшей деревянной церкви Спаса Преображения, и освящена в 1511 г., при великом князе Василии Иоанновиче.
Это была маленькая бесстолпная церковь - древнейшее из дошедших до нас каменных сооружений Спасо-Евфимиева монастыря, возведённое над могилой его основателя игумена Евфимия.
В 1594 г. к этой церкви было пристроено здание большого четырёхстолпного собора, а церковка переименована в Евфимиевский придел (придел расположен с юго-восточной стороны собора) пятиглавого Спасо-Преображенского собора.











Спасо-Преображенский собор



Главки Спасо-Преображенского собора

Спасо-Преображенский собор построен в традициях древней белокаменной архитектуры Суздаля, он монументален и строг. Сразу после постройки он напоминал Рождественский собор Суздальского кремля, в XVII в. его украсили наружной росписью. Стены, разделённые на три части пилястрами с килевидными закомарами, украшены по периметру аркатурно-колончатым поясом.
В XVIII в. стены собора были с трёх сторон окружены галереей, а во второй пол. XIX в. к нему пристроен придел Сергия Радонежского .
24 октября 1867 г. возобновленный Преображенский храм был освящен.
30 июня 1868 г. при Преображенском храме освящен придел в честь Преподобного Евфимия .
Пять куполов венчают центральную часть собора, два купола поменьше - его приделы. Световые барабаны прорезаны узкими высокими окнами и украшены каменной резьбой.
В результате этих изменений облик собора заметно изменился: его южный притвор стал частью паперти, вместе с новым приделом окружившей храм с трёх сторон.

В 1992 г. собор включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Гурий Никитин

Основные даты жизни и творчества Гурия Никитина

Гурий Никитин - крупнейший мастер русской стенописи XVII в. Никитин строго придерживался канона, однако в сложных композициях использовал гравюры Библии Пискатора. Библейские фрески Никитина отличаются праздничной декоративностью, богатством символики; проступает стремление к обмирщению искусства.

Родился в 1620-е гг. в Костроме, где был обучен ремеслу иконописца. Владел здесь иконными лавками.
В 1653 г., предположительно, участвовал в росписи московской церкви Троицы в Никитниках (Китай-город).
Ок. 1650-1651 гг. – предполагаемое участие в росписи паперти Троицкого собора Ипатьевского монастыря и церкви Воскресения на Дебре в Костроме.
Март 1660 г. – вызов в Москву для участия в росписи Архангельского собора Московского Кремля.
1660 г. – роспись крылец, «починка письма» Московского Успенского собора.
1660 г.- аттестация Гурия Никитина как иконописца первой статьи.
В 1661 г. игумен Данилова монастыря в Переславле-Залесском Савва подрядил его вместе с пятью иконописцами расписать монастырскую церковь во имя Св. Троицы. 1661-1662 и 1668 гг. – роспись Троицкого собора Данилова монастыря в Переславле-Залесском. В продолжение 1661-1662 гг. они писали «во главе и закоморех», но не успели окончить стенную роспись, так как были вызваны в Москву.
«…Двор бобылицы вдовы Соломанитки Микитниковой жены Кинешемцева з детьми з Гуркою да с Лучкою… Гурка ремеслом иконописец, а Лучка ремеслом сапожной кропачь. А по писцовой книге (1628 г.) тот двор был мужа ея Соломаниткина Микитки Кинешемцова, а по Переписной книге (1646 г.) был двор ево Микитка з детьми с ними Гуркою да с Лучкою и Микитка умер в мор во 163-м году (1654 г.)…» Из Дозорной книги Костромы. 1664 г.
В Москве летом 1664 г. Гурий с товарищами под руководством Симона Ушакова писали иконы в церкви великомученицы Евдокии, что у Государя в сенях.
Высланный из Костромы на Москву в 1666 г., Гурий работал по возобновлению стенной росписи Архангельского собора.
В 1667 г. был пожалован как кормовой иконописец первой статьи.
Весна 1668 г. – писал по указу царя с костромскими иконописцами иконы для Антиохийского патриарха Макария.
С января по май 1668 г. по поручению царя он писал самым добрым письмом и с великим писанием две иконы для Макария, патриарха антиохийского: «Вседержителя Спаса, а по полям 12 праздников со страстями» и «преч. Богородицы Одигитрии, по полям кондаки и икосы и акафисты». Успешно закончив эту работу, Гурий Никитин был отправлен, по челобитью игумена Саввы, в Данилов переяславский монастырь для окончания стенной росписи монастырской церкви.
Июль 1668 г. был вытребован в Москву для поправки стенного письма в церкви Григория Неокесарийского.
Лето 1668 г. – «писал стенное письмо» и иконы для патриаршей церкви Григория Неокесарийского в Москве.
В 1670 и 1671 гг. он вместе с другими ярославскими и костромскими иконописцами «писал стенное письмо» в Успенском соборе в .
В 1671 г. Никитин вместе с иконописцем Силой Саввиным, «как самые добрые мастера», написали для Государя две иконы: «похвалы преч. Богородицы полное, да собор пресв. Богородицы полное».
Июль 1672 г. – расписывал собор Богоявления в Костроме.


1676 г. – расписывал Крестовоздвиженский собор в Романове-Борисоглебске (г. Тутаев).


«Костромской иконописец Гурей Никитин взял государева жалованья кормовых денег яетыре рубля семь алтын четыре денги взял на себя и на товарищевъ своих и росписался». Автограф Гурия Никитина. 1677 г.
1678 г. – по указу царя зачислен в посольский приказ для письма миниатюр к Евангелию в церковь Спаса Московского Кремля.


Докладная царю Федору Алексеевичу о предоставлении Симоном Ушаковым Гурия Никитина на вакантное место царского жалованного иконописца. 1678 г.
В 1678 г., работая в Москве при Посольском дворе, Гурий бил Государю челом о своем переводе из кормовых иконописцев в жалованные; благодаря хорошему отзыву Симона Ушакова о его работах, просьба эта была удовлетворена.
1678 г. – представление Гурия Никитина Симоном Ушаковым «с товарищами» на вакантное место жалованного иконописца.
Июль-сентябрь 1680 г. – роспись церкви Ильи Пророка в Ярославле.
1685 г. – роспись Троицкого собора Ипатьевского монастыря.
Май-сентябрь 1689 г. – роспись Преображенского собора Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале.
«…Милосердные великие государи цари и великия князи Иоанн Алексеевичь, Петр Алексеевичь и великая государыня благоверная царевна и великая княжна София Алексеевна всеа великие и малые и белые России самодержцы, пожалуйте свое царьское богомолие… велите, государи, тех костромичь иконников Гурия Никитина да Силу Саввина с товарыщи из Суздаля взять к вашему государьскому делу в Спасов Новой монастырь для поспешения, чтоб, государи, нынешним летом в церкви Спасовой в стопе и во олтаре подписать… а по вашему государьскому указу в Ефимьеве монастыре подпишут они, иконники, и после… Великие государи, смилуйтеся, пожалуйте».
Челобитная архимандрита московского Новоспасского монастыря Игнатия с просьбой о высылке из Суздаля мастеров Гурия Никитина «с товарищами» для выполнения в том монастыре «стенного письма». 1689 г.
1691 г. – кончина Гурия Никитина.

Фрески Гурия Никитина










Гордость Спасо-Преображенского собора - фрески XVI в., открытые реставраторами на фасадах, и росписи известных мастеров XVII в. Гурия Никитина и Силы Савина.

Пространство в интерьере собора организовано четырьмя мощными столпами и глубокими алтарными апсидами. Роспись была выполнена в XVII в. артелью художников под руководством Гурия Никитина.

Во второй пол. XIX в. фрески Никитина были поновлены, а в кон. 1970-х гг. началась кропотливая работа по раскрытию первоначальной росписи, которая к настоящему времени почти завершена.


В центральном куполе храма помещена традиционная для костромских мастеров композиция «Отечество». Роспись стен и столбов опоясывает весь храм четырьмя полосами.
В нижнем ярусе находятся изображения деяний апостолов, а остальные три посвящены евангельской биографии Христа. Многофигурные композиции на фоне всевозможных пейзажей и причудливых архитектурных сооружений расположены вплотную и снабжены подписями.






























В нижней части столбов со стороны алтаря помещены изображения первых царей династии Романовых Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича. Они изображены в светящихся нимбах среди библейских царей Давида и Соломона и русских канонизированных князей Владимира, Бориса и Глеба и Всеволода Большое Гнездо.
Стены Евфимиевского придела расписаны сценами жития святого Евфимия, среди них - выбор места и начало строительства Спасо-Евфимиева монастыря.




Мозаичная икона "Спас на троне" с мавзолея Дмитрия Пожарского

Икона была выполнена М.П. Хмелевским, мастером "Императорского мозаичного отделения", по рисунку академика Гейдемана. Для неё скульптором Л.О. Ботта из итальянского мрамора был исполнен резной киот, который находился на фронтоне мавзолея Пожарского, возведённого по проекту профессора Академии художеств А.М. Горностаева.

Copyright © 2015 Любовь безусловная

Никитин Гурий (Кинешемцев) (1620/25-1691)

Выдающийся мастер древнерусской живописи XVII В., костромич, старшина костромских иконописцев, художнек-монументалист; представитель прогрессивного направления в провинциальном искусстве. Имена его учителей неизвестны; однако, бесспорно, хорошей школой для молодого мастера была совместная работа с известными художниками, вроде Иосифа Владимирова , над росписями церкви Троицы в Никитниках в Москве (1653).

Подъем русского монументально-декоративного искусства падает на 60 - 70-е годы XVII в. В это время возобновляются росписи Архангельского собора Московского Кремля (1666), среди которых несколько воинов-мучеников на столбах и отдельные части композиции «Страшного суда» принадлежат руке Н, Г.
В 1668 г. были написаны 4 иконы крупного размера сложно-символической иконографии для московской церкви Григория Неокессарийского. Н. Г. исполнил здесь отдельные клейма «Символа веры». В этом произведении присутствуют элементы стилистики барокко.

Уже в 1660-х годах Н. Г. был признанным мастером «стенного письма». На стенах Троицкого собора Данилова монастыря в Переславле-Залесском (1662 - 1668) представлены «Троичный», христологический и апокалиптический циклы. Н. Г. принадлежат росписи сводов («Благовещение», «Сошествие во ад», «Вознесение», «Рождество Богоматери») и алтаря («Жертвенный агнец», «Омовение ног» и др.). В них проявились присущие его манере прием «незеркальной» симметрии композиции, чувство ритма, внутренняя динамика образов, энергичная пластическая лепка формы, контрасты светотени. Н. Г. смело подходит к решению неканонических сцен (в «Апокалипсисе»), проявляя недюжинную творческую фантазию и дар прирожденного декоратора. В соборе Богоявленского монастыря в Костроме (1667 - 1672) на стенах масштабно воспроизведены «иконные» образы «Вседержитель на престоле», «Николай Чудотворец», «Смоленская», «Кипрская», «Владимирская». «Федоровская» Богоматерь. (Тенденция к подмене росписями иконостаса характерна для XVII столетия.) На сводах и частично на стенах собора размещаются композиции, иллюстрирующие «Символ веры», в т.ч. на западной стене - «Страшный суд». Два яруса стенных росписей посвящены христологической тематике (за исключением участков, занятых «иконами»), Н. Г. и Силой Савиным были поновлены и частично переписаны уже существовавшие росписи XVI в. Они очень бережно отнеслись к остаткам первоначального ансамбля и даже в созданных заново композициях учли стилистические особенности манеры своих предшественников: фигуры их имеют крупные размеры, движения персонажей сдержанны, но выдают сильный внутренний порыв. Живопись умело выявляет объем и материальность форм, она исполнена подлинной монументальности, которой соответствует и патетика образов.
Предположение об участии Н. Г. в росписи церкви Воскресения Ростовского кремля (около 1675) на темы праздников Страстной и Пасхальной недели основано на использовании художниками ряда характерных приемов: движения форм снизу вверх в четырех ярусах (причем фигуры верхних ярусов для нейтрализации перспективного сокращения увеличены по высоте), нарастанием в этом же направлении их динамики. Фрески верхних ярусов насыщены воздухом, в котором как бы парят фигуры, выражая архитектурную идею храма как «Дома Божия». В приписываемых Н. Г. сценах «Уверения Фомы», «Сошествия Святого Духа» и «Вознесения» «синтетическое» понимание взаимосвязи архитектуры и живописи, характерное для мастера, выразилось в композиционных соотношениях фигур, пейзажа, архитектурных мотивов, полностью подчиненных плоскости стены. Широкий тональный диапазон красок -- белил, охры, голубца. киновари - обеспечивает яркое, декоративное звучание живописи. Цветом выделяются наиболее значительные фрагменты композиций.

Для работ Н. Г. всегда характерно органичное сочетание декоративизма и монументальности. Последняя для него является качеством не только формы но и внутреннего содержания образа В Воскресенских росписях изображения Богоматери, апостолов (из сцены «Уверения Фомы») исполнены большой внутренней значительности.