МОУ «Ивановская СОШ» Разработка урока по истории в 5 классе на тему: «Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей». Подготовила: Жертунова Е. Н., учитель истории. Тема: «Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей». Цель: освоение учащимися комплекса знаний о греческой колонизации. Задачи: познакомить учащихся с причинами, основными направлениями греческой колонизации, устройством жизни в колониях, отношениями между жителями колоний и их соседями; развивать навыки работы с исторической картой, анализировать содержание рисунков, извлекать знания из различных исторических источников; развивать творческие способности учащихся, формировать интерес к самостоятельной поисковой деятельности; воспитывать культуру общения, способствовать повышению у учащихся интереса и уважения к истории. Оборудование: схемы – «Причины греческой колонизации», «Что дала колонизация грекам»; учебник «История древнего мира» для 5 кл. А.А.Вигасин, Г.И.Годер; карта «Древняя Греция»; рабочая тетрадь на печатной основе, Г.И.Годер, выпуск 2; карточки с заданиями. План: 1. 2. 3. 4. Причины греческой колонизации. Местоположение греческих колоний. Греки в северном Причерноморье. Значение греческой колонизации Ход урока I. Организационный момент. Эмоциональный настрой детей. ― Прежде, чем начать урок, я хочу вам рассказать одну историю. На фронтоне одного древнегреческого храма был начертан девиз: «Познай самого себя». Авторами этих строк были 7 мудрецов древности. Что же они хотели сказать? В то время знание о себе считалось вершиной, к которой нужно стремиться, подняться, чтобы узнать свои возможности. Вот вы, ребята, знаете, что умеете, какими знаниями обладаете. Приходя каждый день на урок, вы узнаете что-то новое, неизведанное. А, узнав, становитесь на ступеньку выше, чем были до этого. И так изо дня в день поднимаетесь все выше и выше к той вершине, о которой писали древние мудрецы. Я желаю, чтобы к концу нашего урока вы смогли подняться еще на одну ступеньку выше той, на которой вы сейчас стоите. Что ж в добрый путь! II. Вводная часть урока. – Значительное место в воссоздании жизни людей в далеком прошлом принадлежит ареологии. Проводя раскопки на берегах Черного и Средиземного морей, археологи обнаружили здесь остатки крепостных стен, храмов, кварталов жилых домов, изделия греческих ремесленников, надписи на камнях, высеченные на греческом языке, афинские монеты. Вопрос: Как предметы греческого цикла могли попасть на берега Черного и Средиземного морей? На этот вопрос мы с вами постараемся ответить в течение урока. ― Для этого, я предлагаю совершить путешествие на машине времени в Древний мир. Итак, отправляемся в Древнюю Грецию. - Где расположена Древняя Греция? Назвать и показать моря, которые её омывают. Работа с контурной картой - рабочая тетрадь на печатной основе, задание № 26. (учащиеся подписывают названия полуострова, морей). ― Машина времени, на которой мы собираемся совершить путешествие, не может отправиться в путь до тех пор, пока в нее не будут вложены знания. Фронтальный опрос. Вопросы классу: - Кому принадлежала власть в Афинах в VII веке до н.э.? - Что такое долговое рабство? - Какие реформы были проведены Солоном? - В каком городе существовал «детский способ» голосования и что это значит? - Что означают слова: «Иль со щитом, иль на щите». В это время 5 учащихся выполняют задания в рабочей тетради на печатной основе - № 24 (1,4,5) и на карточках: 1. Карточка с понятиями: демос, илот, полис, демократия, лаконичная речь. 2. Текст. Найдите ошибки в тексте: За соблюдением всех правил в Спарте следили цари, которых выбирали на Народном собрании. Голосование происходило путём поднятия рук. Царям подчинялся Совет старейшин, в который входили мужчины не моложе 50 лет, выбиравшиеся на 10 лет. В Совет старейшин могли входить и женщины – матери самых храбрых воинов. 3. № 24 – 1. 4. № 24 – 4. 5. № 24 – 5. Проверка заданий. III. Изучение нового материала. 1) Причины греческой колонизации. ― Молодцы! Машина времени заработала, и все отправляются на ней в Древнюю Грецию VIII-VI вв. до н.э. - В это время в Греции возникали города - государства. Население быстро росло. Именно в это же время тысячи греков уезжали за море, переселяясь в другие страны. Проблемное задание: что толкало людей на переселение, заставляло бросать родные дома и переселяться в неведомые страны. Перед учащимися «проходят четверо греков», выслушав которых дети делают вывод о причинах их переселения. Сценка (4 ученика). 1. Я, бедный крестьянин. В нашей долине лучше меня никто не умеет пахать землю. Но что толку! Мой маленький участок земли находится высоко в горах, ведь земли в долине захватила знать. А в горах почва каменистая. Сколько не работай, а урожай маленький. Часто приходится голодать. Может, на чужбине мне посчастливиться найти участок плодородной земли и зажить обеспеченно. - А с тобой что произошло? Что-то вид у тебя неважный. 2. Я, бедняк. В своём городе я участвовал в восстании против знати. Но силы были неравные, знать одолела простой народ. Чтобы спасти свою жизнь мне пришлось спасаться бегством, покинуть свой дом и искать лучшую долю на чужбине. - А ты кто такой? Не похоже, чтобы голод и долги гнали тебя из дома. 3. А я - торговец. У меня много разного товара: расписные вазы, виноградное вино, оливковое масло. Мне рассказали, что в заморских странах их охотно меняют на пшеницу, мёд, шкуры животных. Я поплыву с вами. Морская торговля полна опасностей, но, может она обогатит меня. - Кто ты? По твоему виду и одежде - ты принадлежишь к знати. Что заставляет тебя покинуть Родину? 4. Вы не ошиблись. Я происхожу из знатного и богатого рода. Я был правителем в своём городе. Но теперь вынужден бежать, бросить дом полный богатства. Преданный слуга сообщил мне, что в нашем городе вспыхнуло восстание демоса, многие знатные люди были убиты. Эта страшная весть застала меня врасплох, но мне удалось спастись. Как сказал поэт: «Я на корабль беглеца пышный мой дом променял». В ходе разбора созданных образов, учащиеся отвечают на вопрос: Кто и по каким причинам покидает Грецию. Работа со схемой «Причины греческой колонизации» (приложение № 1). ― Мы с вами уже знакомились с процессом образования поселений за пределами государства. - Поселение, основанное за пределами государства, называется … - Какое древнее государство основывало колонии? - Процесс образования колоний называется колонизацией. 2) Местоположение греческих колоний. ― Как у всех путешественников у вас есть карты. - Какую территорию заселяли греки до начала колонизации? ― Предположите куда и почему могли отправиться греки? Работа с картой «Образование греческих колоний в VIII-VI вв. до н.э.» (учебник, стр. 146): - Каким условным знаком обозначены греческие колонии на карте? - По каким основным направлениям проходила греческая колонизация? (указать направление колонизации и назвать колонии). (ответы учащихся) Вывод: Исследовав карту, выявили, что греки основали колонии на берегах Черного и Средиземного морей. Афинский философ Сократ шутливо утверждал: «Греки расселились вокруг моря, как лягушки вокруг болота». ― В основном переселение носило организованный характер. Власти полиса устраивали разведывательные экспедиции, назначали ответственных за организацию отъезда и основание колонии, т.е. управляли всем процессом колонизации.  Рассказ жителя Греции о путешествии - сообщение учащегося.  Рассказ переселенца об устройстве на новом месте - сообщение учащегося. Вопросы: 1. Какие условия обязательны при выборе места для колонии? 2. Предположите, как греки могли называть местных жителей, какие между ними складывались отношения? 3. Что привозили греческие купцы в колонии? 4. На что меняли свои товары греческие купцы? (ответить на последние два вопроса поможет с. 146 учебника) Рассмотреть иллюстрацию на стр. 145 - «Греческая колония на северных берегах Черного моря». Описать ее. 3) Греки в северном Причерноморье а) Греки и скифы. Одной из известных колоний северного Причерноморья была Ольвия, в степях по соседству с Ольвией обитали многочисленные племена скифов. Существует легенда о скифском царе Скиле, которая показывает, что в VIII-VI вв. до н. э. происходит начало проникновения греческой культуры в другие культуры. Греческая культура была более современной – у греков была хорошо развита архитектура, театр, литература, спорт, искусство. Здесь было то, что не было у скифов. Поэтому царь Скил был покорен красотой дворцов, мраморных статуй, музыкой. Он сумел оценить культуру греков, а его соплеменники сочли это за предательство. Рассмотреть рисунок учебника – с. 147 (одежда греков) Работа с историческим документом (задание 1 – приложение 2). Взаимоотношения Ольвии и Милета. Вопрос: Изменилась ли жизнь греков, переехавших в колонии? ― Греки осваивали морское побережье, не проникая далеко в глубь территории. Колония представляла собой город-государство - полис. В каждом полисе были свои правительства, законы, отряды воинов, чеканилась собственная монета. Но, несмотря на отъезд с Родины, колонисты поддерживали с греками постоянную связь. Родной город они называли метрополией – городом-матерью. Прибытие корабля из Греции считалось настоящим праздником. Сигнальный колокол извещал о прибытии корабля. Хотя греки расселились на огромной территории, они по-прежнему считали себя единым народом – эллинами, а родную страну Элладой. Их объединяла общая культура, язык, традиции, обычаи, религия. Задание: Найдите на карте греческую колонию, которая располагалась на территории современной России (Ростовская область). (Танаис – на берегу Азовского моря, недалеко от впадения в него реки Дон). Рисунок с. 148 учебника. - Кто изображён на рельефе? Ответ аргументируйте. ― Завершая свое путешествие, мы можем ответить на вопрос, поставленный в начале урока: Как греческие изделия могли попасть на берега Черного и Средиземного морей? (ответы учащихся) 4. Значение греческой колонизации. ― Что же дала колонизация грекам. Работа со схемой – приложение №3. IV. Закрепление. 1. Ответить «да» - «нет». 1. Колонии греков возникали на побережьях Балтийского и Белого морей. 2. Колонии греков возникли на побережьях Средиземного и Черного морей. 3. Греческие города ссылали в колонии людей для отбывания наказания за совершенные ими преступления. 4. Греки переселялись в колонии, спасаясь от голода и долгового рабства. 5. Греки-колонисты и местные жители всегда воевали. 6. Греки-колонисты и местные жители старались вести взаимовыгодную торговлю. 7. Колонии строились близ моря, в местах с чистой питьевой водой и плодородной почвой. 2. Исправьте фактические ошибки в тексте. В VIII – VI вв. до нашей эры греки основали десятки поселений на берегах Средиземного и Чёрного морей. Главной причиной, заставлявшей греков переселяться в чужие края, было стремление подчинить себе другие народы. Они всегда стремились занять удобные места для поселений, поэтому свои колонии греки создавали подальше от моря. С местными жителями греки только воевали. У поселений, как в Спарте, не было защитных стен. 3. Выполнить задание № 25 в рабочей тетради на печатной основе. V. Подведение итогов. VI . Домашнее задание: § 32, № 26 (р.т.), вопр. № 4 - с. 149 (для любознательных). Приложение № 1. Причины греческой колонизации Малоземелье, голод Развитие торговли Борьба демоса и знати Приложение №2. Колонизация Расширила знания древних греков. Они встретились со множеством новых для них народов, узнали об их обычаях, религии и культуре. Способствовала развитию хозяйства, торговли, мореплавания. Росли и богатели новые города. Заставила греков осознать себя единым народом. Греки стали называть себя эллинами, а свою страну Элладой. Другие народы они называли варварами.

Цели:

  • Выявить причины «Великой греческой колонизации».
  • Показать, где основывались греческие колонии и чем занимались переселенцы.
  • Продолжить формирование умений правильно показывать на карте исторические обьекты, работать с текстами, иллюстрациями, сравнивать природные условия Древней Греции и колонии.
  • Воспитывать культуру общения, способствовать повышению у учащихся интереса, любви и уважения к истории.

Оборудование: Вагасин А.А., Годер Г.И., История Древнего мира; Учебник для 5 кл. М.: Просвещение 2004; карта «Древняя Греция»; Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира. М..: Просвещение, 1975 ; Колобова К.М. Очерки истории Древней Греции. Л.: Учпедгиз, 1958; Годер Г.И.Методическое пособие по истории Древнего мира.М..: Просвещение 1988.Используется также специально подобранные слайды, индивидуальные задания-карточки.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Эмоциональный настрой детей.

II. Повторение предыдущего материала – 10 мин.

6 учащихся работают по карточкам.

Найдите ошибки в текстах.

1. Благодаря хорошим почвам жители, Аттики выращивали много хлеба. Напротив, оливкового масла и вина в Аттике не хватало: вино и масло привозили из других стран.
2. Спарта была очень красивым городом. Чужеземцы обычно любовались ее крепостными стенами, большим театром и прекрасными статуями.
3. Спартанские юноши славились тем, что писали грамотно, без единой ошибки, много читали. По своему образованию спартанцы превосходили всех остальных греков.

1 учащийся на доске ра6отает с понятиями: демократия, илот, полис, демос, лаконичная речь.

Задание для всего класса:

1. Покажите на карте территорию, которую покорили спартанцы (Лакония и Мессения)
2. Расскажите о государственном устройстве Спарты
3. Как воспитывали юношей спартанцев? Какую цель преследовало такое воспитание?
4. Вот пример лаконичной речи: одна спартанка, провожая сына на войну, подала ему щит и произнесла: «С ним или на нем». Что хотела сказать этими словами спартанская женщина?

Вместе со всем классом проверяем словарную работу, которую выполнил учащийся на доске (3 минуты)
Перед объяснением новой темы собрать карточки, по которым работали 6 учащихся. Результаты работы по карточкам – на следующем уроке

III. Изучение нового материала

– Тема нашего сегодняшнего урока: «Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей.»

1. План

1. Великая греческая колонизация:

а) почему греки покидали родину,
б) торговые и военные корабли древних греков,
в) трудности мореплавания.

2. Жизнь в заморских колониях.
3. Греки в северном Причерноморье.

– Ставим цель урока. Древние греки были искусными мореплавателями. Предприимчивые купцы заплывали в Черное и Азовское моря. На берегах Италии, Сицилии, Крыма, Кавказа возникали греческие колонии. О причинах, которыми была вызвана колонизация, и о процессе освоения переселенцами новых мест, мы узнаем сегодня на уроке, а поможет нам житель Эллады.

– Я предлагаю ребятам вообразить, что перед ними не учительница, а житель древней Греции и расспросить его о предстоящим путешествии. Вначале послушайте его рассказ, почему греки покидали свою родину.

«Пока людей в общинах было немного, они еще могли добывать пищу и кое-как уживались между собой.
Но потом, когда народ расплодился и в тяжкой борьбе за место под солнцем разделился на богатых и бедных, грекам стало тесно на их жарком полуострове, не хватало хлеба.
Росла ненависть у бедных. Накапливалась злоба у богатых. Споры. Раздоры. Усобицы. По улицам и площадям, взметая пыль, бегали толпы вооруженных мужчин. Богатые преследовали бедных. Бедные избивали богатых. Побежденные искали спасения в иных краях. Тысячи семейств покидали дома и устремлялись к морю. Под заунывный плач ребятишек и грустные переливы флейт изгнанники погружали скарб в трюмы легких кораблей и отплывали от родных берегов, чтобы никогда к ним больше не вернуться.
Ятоже решил попытать счастье за морем. Отправляясь в путь, я наполнил трюмы корабля афинскими товарами. Одна удачная поездка могла принести больше прибыли,чем год торговли в Греции.
Корабль отправлялся в путь, хлопали паруса. Бородатые, загорелые до черноты кормчие наваливались на рулевые весла. Над водой далеко разносилась песня надежды.
В добрый путь!»

– Ребята! Теперь вы знаете, кто и по каким причинам покидал в VIII–VI веке до н.э. Грецию? (Бедняки, потерявшие свои участки; побежденные: демос или знать; те, кто хотел разбогатеть на заморской торговли: купцы)

Ответы фиксируются в тетради.
Школьники торопятся с вопросами: на чём путешествовали греки, чего они боялись, что брали с собой и т.д.
Рассказ жителя Эллады сопровождается демонстрацией иллюстраций.

«Целый месяц длилась подготовка к отплытию. На корабли было взято все необходимое для дальнего плавания – провизия, товары. Город откуда мы уплывали выделял нам охрану на случай нападения пиратов.
Море с нами было то приветливое и ласковое, то грозное.
Особенно трудным было плавание по Черному морю, которое мы долгое время называли «негостеприимным». В самом деле, из-за больших глубин наши мореходы не могли в случае внезапно налетевшего шторма отстояться на якоре в безопасном отдалении от берега. Также не могли они быстро укрыться в гавани или спрятаться от ветра и волн за остров как в Греции. (На Черном море мало глубоко входящих в сушу бухт и всего несколько островов).
Много дней нам приходилось плыть, чтобы достичь желанного берега, так как средняя скорость торгового судна была невелика и равнялась 9 – 10 км в час. Но еще страшнее встреча с пиратам»

– Ребята! Перед вами военный и торговый корабль греков, на котором я поплыву. Сравните. Найдите различия в их размерах и формах. Почему скорость военного корабля была выше торгового?

– Почему встреча с пиратами так страшна была грекам?

Обобщая ответы, учитель отмечае т, что военный корабль был вооружен тараном, изготовленным из куска дерева, покрытого сверху медной обшивкой, или имевшим литой металлический наконечник. Военный корабль сравнительно с торговым был более обтекаемой формы и передвигался под веслами и парусом; в боевой обстановке парус мешал маневрировать, и его убирали. Торговый корабль предназначался для перевозки грузов и потому был вместительнее военного. Но он обладал только парусным движителем: для гребцов на корабле не было места..
В Греции пиратство долго считалось одним из законных способов обогащения на ряду с морской торговлей.

Житель Эллады прощается с ребятами.

–До скорой встречи!

Работа по карте: откройте стр. 146 перед нами карта: «Образование греческих колонии в VIII–VI веке до нашей эры».

– Ребята! Какую территорию заселяли греки к началу колонизации?

Ученик показывает и называет юг Балканского п-ова, острова Эгейского моря, западное побережье Малой Азии.

– Какими условным знаком обозначены греческие колонии на карте?
– Что такое колония? (Поселение людей в чужой стране)
– Что такое колонизация? (Образование колоний)

Получив ответы, учитель продолжает: «Греческая колонизация осуществлялась по трем основным направлениям: на запад, на северо-восток, юго-восток. (На карте при помощи яркой красной нити, которая закрепляется с помощью маленьких булавочек показать путь переселенцев)
На западном направление корабли греков достигали берегов Аппенинского и Пиренейского полулстровов; на северо-востоке – Причерноморья, а на юго-востоке – Малой Азии и Северной Африки.

Ребята называют колонии расположенные на данных территориях.

Морское путешествие закончилось, впереди берег. Пора нам и отдохнуть.

3. Физкультурная минутка

– Продолжим путешествие. Вот и долгожданная земля. Что нас ожидает впереди?
Ребята! Давайте внимательно посмотрим на иллюстрацию стр.145 «Греческая колония на северных берегах Черного моря» и опишем.

– А в каких местах греки основывали колонии? Чтобы ответить на вопрос, прочитайте параграф 32, пункт 2. (Возле моря, источников пресной воды, на плодородны земля.)

– О том, как складывались отношения с местными жителями послушайте сообщение:

«В бухтах, удобных для стоянки галер, переселенцы высаживались, ломали известняк, обносили прочной стеной лагерь, разбитый на ближайшем холме, затем, горячо помолившись Зевсу, принимались пахать деревянным плугом непривычную на цвет, удивительно-жирную землю.
С утесистых вершин с опаской следили за чужаками одетые в шкуры зверей молчаливые туземцы. Эллины приближались к ним, вскинув над головой оливковую ветвь, знак мира, и меняли свои изделия на зерно, скот, кожу и шерсть. Когда удавалось, захватывали силой не только товар, но и самих владельцев товара.
Так появились у Черного моря греческие города.»

– Ребята! Как складывались отношения греков-колонистов с местным населением?
Что привозили из греческие купцы из колонии?
На что меняли свои товары греческие купцы?

4. Греки в северном Причерноморье

Материал изучается самостоятельно. Ребята читают легенду о скифском царе Скиле и отвечают на вопросы:

– Что привлекало скифского царя Скила в образе жизни греков?
– Чем занималась местное население? (стр 146–149)

5. Слово учителя: Легенда о Скиле показывает, что в VIII–VI веке до н.э. мы видим начало проникновения греческой культуры в другие культуры. Греческая культура была более современной. Здесь была хорошо развита архитектура, театр, литератур, спорт, искусство. Здесь было то, что не было у скифов. Поэтому царь Скил был покорён красотой дворцов, мраморных статуй, музыкой. Он сумел оценить культуру греков, а его соплеменники сочли это за предательство.

IV. Закрепление

Выберите правильный ответ.

1. Греки основывали колонии:

а) на побережье Средиземного моря;
б) на побережье Черного моря;
в) во внутренних районах Балканского полуострова.

2. Продолжите перечень. Основные причины массового отъезда в колонии:

а) угроза голода, нехватка земли;
б) угроза долгового рабства;
в)

3. Приведите в соответствие:

а) товары, которые греки везли в колонии;
б) товары, которые греки вывозили из колоний;

1) оливковое масло
2) рабы
3) шкуры животных
4) вазы

4. Найдите лишнее. В одежду скифов входили:

а) длинные штаны;
б) сапожки;
в) хитон;
г) кафтан.

V. Итог урока

– Сегодня на уроке мы с вами узнали, что в VIII–VI веке греки до н.э. основали множество колонии. Где бы они не жили греки, они считали себя единым народом – эллинами. Их объединяла общая культура, язык, традиции и обычаи и религия.

VI. Домашнее задание: Параграф 32. Составить рассказ от имени переселенца-колониста.


Великая греческая колонизация масштабное расселение древних греков по берегам Средиземного и Чёрного морей на протяжении трёх веков с середины VIII века до н. э. СредиземногоЧёрного морейVIII века до н. э. Дорийцы Дорийцы и ионийцы распространяются по северному побережью Средиземного моря, далее они оказываются и в Чёрном море. Как писал Сократ, «греки расселились по берегам моря как широкая кайма на варварском плаще».ионийцы Сократ


Однако греки не занимались открытием новых земель, а следовали уже проторенными путями финикийцев, вытесняя предшественников. Кроме того, они не исследовали новые земли вглубь, ограничивая своё присутствие побережьями.финикийцев Существовавшее в крито-микенский период политическое единство Греции не было восстановлено. Множество полисов, контролирующих свои территории, имело самые разнообразные способы управления: тирания, олигархия, демократия и демократия.крито-микенский периодполисовтиранияолигархиядемократиядемократия


ПОЧЕМУ ВЫВОДИЛИСЬ КОЛОНИИ? Колонии выводились прежде всего из-за нехватки земли в полисах континентальной Греции. В свою очередь, это было связано как с растущим населением полиса, так и с существованием законов, запрещавших дробление земельной собственности между несколькими наследниками


Организацией выведения колонии занимался выбранный человек ойкист. При основании колонии из метрополии перевозился огонь священного очага и изображения местных богов . Жители колоний всегда сохраняли тесные связи с метрополией, вплоть до оказания помощи при необходимости. Несмотря на это, колонии изначально выводились как самостоятельные полисы , поэтому при столкновении интересов метрополии и колонии оба полиса могли перейти от мирных дружественных и братских отношений к открытым конфликтам друг с другом, как например случилось между Коринфом и Керкиройметрополии Коринфом Керкирой Большинство колонистов составляли, как правило, обедневшие и малоземельные граждане, младшие сыновья семейств, побеждённые на политической арене, а также жители других полисов. Колонисты, участвовавшие в выведении новой колонии, должны были автоматически получить землю для обработки и гражданство в новом полисе


Создание многочисленных колоний содействовало развитию торговли, вплоть до того, что некоторые колонии специально выводились для обеспечения стратегического господства метрополии в данном районе. Колонии экспортировали в континентальные полисы зерно (прежде всего из Великой Греции и Причерноморья) и медь (Кипр), в меньшей степени вино, то есть в основном это было сырьё. В свою очередь, в колонии экспортировались железо и изделия из него, а также шерстяные ткани, керамику и другие ремесленные товары. Первое время в торговле внутри греческих колоний лидировала Эгина, жители которой были умелыми мореходами, но вскоре её потеснили Коринф и Халкида, обладавшие, в отличие от Эгины, большим числом колоний. Лишь после них первенство в морской торговле захватили Афины.Эгина КоринфХалкида Афины

§ 1 Почему греки покидали родину

VIII-VI вв. до н.э. ознаменовались в истории Древней Греции периодом Великой колонизации. Жители полисов бросали свои дома и переезжали в новые поселения, построенные по берегам Средиземного и Черного морей. Эпоха греческой колонизации привела к развитию ремесел, расширению торговли, а так же распространению греческой культуры.

В VIII веке до н.э. в Греции наконец-то наступил период мира. Крупные военные походы и внутренние конфликты из-за земель прекратились. Внутри полисов стали развиваться ремесла и торговля. У отдельных городов даже появилась некая специализация, так, Афины славились изделиями гончаров, а Коринф великолепным оружием.

Но этот период благополучия привел к новым сложностям.

Во-первых, росло население, а скудные земельные участки не могли предоставить достаточно пищи.

Во-вторых, развитие ремесла привело к использованию большего количества сырья для производства, запасов которых в самой Греции было недостаточно.

В-третьих, в большинстве городов шла ожесточенная борьба знати с демосом, в результате победы той или иной силы, вождям проигравшей стороны приходилось уезжать из родных мест на чужбину.

Все выше перечисленное привело к процессу, получившему название Великая греческая колонизация.

§ 2 Колонии греков по берегам Средиземного и Черного морей

Первая колония, названная Питекуссы, была построена около 770 г. до н.э. на острове Искья, расположенном недалеко от западного побережья Италии. Затем в течение 300 лет были основаны колонии на Средиземноморском побережье Европы, Африки и Малой Азии, а так же на берегах Черного моря. Колонизация шла в трех направлениях:

1)западное - остров Сицилия, Южная Италия (называемая также Великой Грецией), Галлия и Испания;

2)северо-восточное - Фракия, Малая Азия, побережье Черного моря;

3)южное - северное побережье Африки.

В отличие от финикийских колоний, греческие поселения были мало связаны с метрополией, городом, из которого прибыли переселенцы. Это были самостоятельные государства, поддерживающие лишь экономические отношения с Грецией. Из метрополии доставлялись ремесленные изделия, вино и оливковое масло, которые колонисты использовали сами или обменивали у местных жителей на необходимые им товары. В обратный путь отправляли зерно, скот, рыбу, строительную древесину, слоновью кость и рабов.

Колонии располагались рядом с удобными бухтами или в устье рек, недалеко от моря. Как правило, эти территории уже были заселены местным населением, поэтому колонистам приходилось их задабривать, выменивая земельные участки на необходимые продукты. Жители колоний стремились наладить мирные отношения с местным населением, что удавалось не всегда. Неудивительно, что собираясь построить город, сначала выбранное место обносили стеной, а затем уже строили дома и храм.

§ 3 Греческие колонии на территории скифов (северный берег Черного моря)

С наибольшими сложностями греки столкнулись в Северном Причерноморье. Здесь проживали племена воинственных скифов. Скифы были кочевниками, занимавшиеся скотоводством. Каждый мужчина с рождения приучался сидеть в седле, осваивал воинское искусство. Скифские женщины не уступали в воинском искусстве мужчинам, участвуя вместе с ними в битвах. Современные ученые предполагают, что легенды о женщинах-воительницах - амазонках - появились у греков после встречи со скифами.

В отличие от других племен, вожди которых с удовольствием приобщались к греческой культуре, скифы с неохотой перенимали греческие обычаи. Древнегреческий историк Геродот донес до нас историю скифского царя Скила. Матерь Скила была гречанка, научившая сына греческой грамоте. Царю неприятен был скифский образ жизни, он хотел жить как грек. Нередко он отправлялся в город Ольвия, где облачался в греческие одежды, ходил по городу, совершал жертвоприношения. Затем переодевался в скифскую одежду и покидал город. Такую процедуру царь проделывал несколько раз. Но со временем об этом увлечении Скила узнали скифы. Они подняли восстание и умертвили царя.

Ряд городов, основанных греками в Северном Причерноморье, находится на территории нашей страны. Это знаменитые города Феодосия, Херсонес и Пантикопей(ныне называемый Керчь). Теперь они являются знаменитыми курортами, куда люди приезжают не только отдохнуть, но и насладиться красотами древних построек.

§ 4 Краткие итоги урока

Подведем итоги урока:

1)в VIII-VI вв. до н.э. проходила так называемая Великая греческая колонизация;

2)колонизация была вызвана: перенаселением Греции, развитием ремесла и торговли, а также политической борьбой демоса и аристократии;

3)в результате колонизации греки заселили значительную часть побережья Средиземного и Черного морей;

4)жителям колоний приходилось уживаться с местным населением, наиболее воинственными были скифы.

Список использованной литературы:

  1. Виппер Р.Ю. Лекции по истории Греции
  2. Суриков И.Е. Древняя Греция: история и культура – М: 2005.
  3. Фролов Э.Д. Факел Прометея. Очерки античной общественной мысли. – Л., 1981
  4. Геродот. История.

Использованные изображения: