Вы знаете, что главный работник в нашем языке - слово. Из слов строятся предложения. Наша речь состоит из слов и предложений. Беседы, рассказы, вопросы, споры, советы, даже песни, которые вы поёте и слушаете - это всё речь . Речь передаёт наши мысли. Общаясь друг с другом, и используя язык, вы совершаете речевое действие.

Говорят и слушают - это устная речь . В древности рот и губы называли устами, так появилось слово «устная» т. е. та, что произносится, звучит. Ещё ребята пишут и читают - это письменная речь , та, что записывается и читается. Устная речь передаётся звуками, письменная речь - знаками.

Что необходимо для письменной речи? Знать буквы и уметь читать и писать слова и предложения.

Что необходимо для устной речи? Понимать смысл слов и уметь рассказывать с помощью предложений.

Для чего нам нужна речь? Представьте человечка, который не умеет разговаривать, слушать, читать, писать. В его жизни нет книг, тетрадей, компьютера, друзей, одноклассников. Интересно так жить? Хотите оказаться на его месте? Думаю, что вряд ли. Так жить скучно и неинтересно.

Речь человека «растет» и «взрослеет» вместе с ним. Чем больше слов знает человек, тем точнее и ярче выражает он свои мысли, тем приятнее с ним общаться окружающим его людям, поэтому необходимо знакомиться с новыми словами, их значением, узнавать правила и законы, по которым строится правильная и красивая речь.

В далекие-далекие времена люди не умели писать и читать. Но умели сочинять прекрасные песни, сказки, загадки. И некоторые из них сохранились до наших дней. Как им это удавалось? Люди пересказывали их.

В старину всю информацию люди передавали из уст в уста. От бабушек и дедушек к детям, от детей - внукам, и так от поколения к поколению.

Прочитайте народную мудрость:

«Хорошую речь хорошо и слушать».

«От приветливых слов язык не отсохнет».

«Иное слово пропускай мимо ушей».

«Сперва подумай, а потом и скажи».

«Красно поле пшеном, а беседа умом».

Что же ценили наши предки? Прежде всего, речь грамотную и умную. В нашем языке существуют слова, с помощью которых можно дать речевую характеристику человеку: крикун, молчун, пустомеля, шутник, ворчун, спорщик, болтун. От вашей устной речи будет зависеть, как вас назовут.

Вот какой хотели бы слышать речь своих учеников учителя.

Речь должна быть понятной, обдуманной, богатой, культурной, грамотной, свободной, правильной, приятной, разборчивой.

А знаете ли вы, что в Древней Греции и Риме проходили даже состязания ораторов? Оратор - тот, кто выступает с речью, а также человек, владеющий искусством произносить речи.

Искусство ораторской речи всегда интересовало людей, вызывало восторг и преклонение. В ораторе видели наличие особой силы, которая может с помощью слов убедить в чём-то. В ораторе предполагали таинственные качества, которых нет в обыкновенном человеке. Вот почему ораторы становились государственными лидерами, великими учёными, мудрецами и героями.

У некоторых народов даже существовали боги и богини красноречия и убеждения, споров, которым поклонялись.

Искусство речи изучали в школах, в семьях, самостоятельно. Чему же учились в те далёкие времена?

Прежде всего, учились говорить и писать только то, что ведёт к добродетели и счастью людей, не болтать глупостей, не обманывать. Кроме того, учили собирать и накапливать знания. Учили тому, чтобы речь была понятной, выразительной. Наконец, необходимо было овладеть искусством каллиграфии - красивого и чистого письма - и владению своим голосом - его интонациями, паузами, силой голоса, темпом. Как вы думаете, в наше современное время стоит учиться этому же? Конечно.

К какой речи относятся эти правила? К устной. А как развивать письменную речь? На уроках русского языка надо учиться правильно составлять и записывать предложения, собирать из них тексты, рассказы. Учитесь подписывать поздравительные открытки, sмs-сообщения на мобильном телефоне. Но всегда помните: вашу письменную речь будут читать другие люди, поэтому её надо корректировать, то есть исправлять и улучшать.

На нашей огромной планете Земля только нам, людям, дан великий дар - умение говорить, общаться друг с другом при помощи слова. Этот дар важно использовать только для блага окружающих и себя. Старайтесь быть интересными собеседниками, хорошими слушателями, активными читателями. Язык - это то, что человек знает, речь - это то, что человек умеет. Совершенствуйте свою речь - устную и письменную.

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook !

Смотрите также:

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

Самое необходимое из теории:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Формирование грамотной устной и письменной речи младших школьников.

Язык - это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом - инструментом общения, мышления - это первооснова интеллекта ребёнка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период - одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.

Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся.

Тема данной работы является актуальной, так как на сегодняшний день многие ученики испытывают большие затруднения при составлении устных ответов на вопросы и при написании сочинений.

Проблемой, которую решает настоящая работа, явились некоторые недостатки в общепринятой системе повышения уровня связной речи обучаемых. Необходимо создать условия, позволяющие детям в спокойной обстановке проанализировать полученную в ходе их информацию, умственно выстроить связное повествование и грамотно выразить его на бумаге.

Цели:

Формирование системы интеллектуальных и специальных знаний, умений и навыков учащихся;

Развитие устной и письменной речи учащихся;

Развитие психических процессов;

Развитие личности младшего школьника;

Развитие коммуникативных способностей;

Воспитание инициативности, самостоятельности и предприимчивости.

Основные задачи:

1. Своевременное выявление уровня развития речи учащихся.

2 . Применение системы творческих заданий по развитию речи детей.

3. Анализ влияния творческих работ по русскому языку на уровень устной и письменной речи учащихся.

Цель упражнений по развитию речи, проводимых по данной программе, - способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.

Все занятия должны способствовать решению задач обеспечения правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций; созданию речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся; формированию речевых интересов и потребностей младших школьников.

Развитие речи - большая и сложная область методики родного языка. Сложная потому, что касается такого явления, как речь человеческая, и потому, что отнюдь не прямолинейно соотносится с каким-либо одним лингвистическим курсом, а также со школьными предметами - русским языком и чтением, которые прежде всего служат задачам развития речи учащихся. По вопросам развития речи имеется обширная методическая литература.

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатством языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст.

Если мы обратимся к процессу обучения речи в школьном возрасте, то увидим, что основная задача заключается в том, чтобы ребенок овладел устной и письменной речью. Ребенок, приходящий в школу, уже знает родной язык, но в школе приобретает знания литературного языка. Как правильно смотреть на процесс обучения чтения и письму, который проделывает сам ребенок? Можно считать, что этот процесс установления навыков, связанных с чтением и письмом, то есть установление ассоциаций между буквой и звуком в письме и чтении и есть процесс развития.

Общим правилом для всех детей в разных странах является то, что ребенок в 9 лет, научившись читать и писать, в отношении развития письменной речи, то есть понимания текста и умения написать текст, очень значительно отстает.

Письменная речь представляет большие затруднения для школьников и низводит его умственную деятельность на более низкий уровень не потому, что содержит те же трудности, какие были в устной речи, а в силу других обстоятельств:

Письменная речь абстрактнее устной. Это речь без интонации.

Письменная речь абстрактна также в том отношении, что она завершается без собеседника.

Мы имеем дело не с речью в прямом смысле, а с символизацией звуковых символов, то есть с двойной абстракцией. В письменной речи мы должны сами создавать ситуацию, мотивы речи, то ость действовать более произвольно, чем в устной речи. В письменной речи ребенок должен осознавать сам процесс выражения мысли в словах. Процесс перевода внутренней речи в письменную необычно труден, потому что внутренняя речь есть речь для себя, а письменная речь максимально построена для другого, который должен по-нять меня.

Связной называется такая речь, которая направлена на удовлетворение потребностей высказывания, передает законченную тему /т.е. представляет единое целое/,организована по законам логики и грамматики, обладает самостоятельностью, законченностью и расчленяется на более или менее значительные части, связанные между собой. Единицами связной речи можно считать рассказ, статью, роман, монографию, доклад, отчет и т.п., а в условиях школы - развернутый устный ответ учащегося на поставленный учителем вопрос, письменное сочинение или изложение. В отдельных случаях - предложение. Развитие речи - учебная познавательная деятельность учащихся, организуемая и руководимая учителем, опирающаяся на чтение, изучение грамматики и направленная на совершенствование умений, навыков, оформления и выражения своих мыслей и чувств.

Упражнения в связной речи: рассказ, пересказы, сочинения и т.п. - представляют собой высшую степень в сложной схеме речевых упражнений, в них сливаются все умение - и в области словаря, и на уровне предложений, и по логике и композиции текста, и умение накапливать материал, и графико-орфографические умения.

Костенко Ф.Л. разработал систему заданий, направленных на развитие письменной речи учащихся. Она состоит из нескольких серий:

Деление сплошного текста на отдельные предложения.

Составление связного текста из деформированных предложений.

Составление рассказа из данных предложений.

Сводный диктант.

Письменные ответы на вопросы.

6. Образные слова и выражения в нашей речи:

а/ роль прилагательных для точной, выразительной речи;

б/ роль глаголов в нашей речи;

в/ слова, близкие и противоположные по значению;

г/ слова, одинаковые по значению и написанию, но разные по значению;

д/ сравнение.

7. Составление рассказа по данному плану.

8. Изложение по самостоятельному плану.

9. Составление сокращенного рассказа по его плану.

10. Составление рассказа по его началу.

11. Составление рассказа по его концу.

12. Замена в тексте лица рассказчика.

13. Рассказ с элементами описания.

14. Выборочное выписывание из текста по заданию.

15. Сочинение по примерным образцам.

Проанализировав содержание системы заданий, мы пришли к выводу: сочинение является результатом всей работы по развитию речи.

Существуют различные виды сочинений. «По тематике /содержанию/ все сочинения, проводимые на уроках русского языка - можно разделить на две большие группы: сочинения на лингвистические /грамматические, лексические и т.д./ темы, например, «Самая интересная /для меня/ тема программы» и сочинения на темы из жизни, на так называемые свободные темы».

По источнику получения материала различают сочинения на основе жизненного опыта, прочитанного, произведений живописи, кино-, телефильмов, радио- и телепередач, театрального спектакля и т.д. При этом, естественно, в сочинении может использоваться как один, так и несколько источников в получении материала. К источникам другого психологического ряда относится память /сочинения, в основе которых лежит прошлый опыт, сложившиеся представления, приобретенные ранее знания я т.д./; восприятие/ сочинение по наблюдениям, то есть на основе специально организованного восприятия/; воображение /сочинения по воображению, когда на основе имеющегося опыта создаются такие представления, образы, с которыми в жизни к юный автор никогда не встречался, - «Школа в будущем»/ По объему выделяются сочинения - миниатюры, которые отличаются небольшим сравнительно с обычными сочинениями объемом, что в большинстве случаев обусловлено конкретным «узким» характером.

По усложненности дополнительным языковым заданием выделяются сочинения с лексическим, грамматическим /морфологическим, синтаксическим/ стилистическим и т.д. заданиями и сочинениями по опорным словам и словосочетанием.

В современной методике развития речи определяются основные умения учащихся, которые формируются в процессе подготовки и проведения сочинений:

Круг умений, связанных с темой и ее раскрытием.

Круг умений, связанных с накоплением и подготовкой материала для сочинения.

Круг умений, связанных с планированием своего сочинения, его композицией, построением.

Круг умений, связанных с языковой подготовкой будущего сочинения.

Круг умений, связанных с построением самого текста и его написанием*

Совершенствование написанного: проверка и направление.

Для того, чтобы урок развития речи достиг поставленных целей, необходимо начинать работу с выбора темы для сочинения. Очень важно использовать то, что ребята видят в окружающей жизни, их впечатления и наблюдения, их игры и интересы. При этом необходимо научить ребенка писать не о выдуманных предметах и событиях, а о том, что он не раз видел, что он хорошо знает. Поэтому темы для сочинений не должны носить общего, широкого характера. Они должны опираться на жизненный опыт детей. Когда тема для сочинения определена учителем /возможно при активном участии самих учащихся/, тогда необходимо подобрать материал для сочинений. Источники для детских сочинений могут быть различные: прочитанный рассказ, картина, кинофильм, живые наблюдения и впечатления учащихся, их воспоминания. Развитие у детей наблюдательности должно идти постоянно, а не только в процессе подготовки к сочинениям на определенные темы. Для этого учитель ведет с учащимися наблюдения за погодой и явлениями природы, за сменой времен года и сменой дня и ночи и др.

Что значит подготовиться к сочинениям по наблюдениям? Это значит, прежде всего, оживить в памяти свои знания о предмете, явлении, событии, воспроизвести свои непосредственные впечатления о том, что видел, слышал, делал. Если этих впечатлении окажется недостаточно, их следует подкрепить, повторить наблюдения, пополнив знания о предметах и явлениях. Готовясь к сочинению, ученику необходимо разработать в своих представлениях, мыслях, чувствах, сделать ясными те из них, которые потеряли свою живость в сознании, вспомнить отдельные детали, события, которое станет главным предметом изображения в сочинении. Плохо, если дети пишут сочинение по наблюдениям не о том, что видели сами, а о том, что вычитали из того или иного рассказа, статьи или стихотворения. Детей надо учить тому, чтобы они яснее, точнее изображали те события, предме-та и явления, которые они наблюдали, причем, по возможности, своими словами.

М.С.Соловейчик считает, что создание, речевых ситуаций и ведение всей работы с учетом особенностей стиля речи и предполагаемого типа речи - первые два условия совершенствования обучения сочинениям. Третье условие, позволяющее приблизить школьные сочинения к реальной речевой практике и тем самым усовершенствовать работу над ним, выявление необходимости данной работы для повседневной жизни. Вышеуказанным методистом выделены следующие этапы подготовки и проведения письменных связных высказываний:

Предварительная подготовка,

Создание речевой ситуации.

Организация наблюдений и непосредственная подготовка;

Написание работы.

Самопроверка,

Анализ написанных работ.

Предварительная подготовка, цель которой - создать базу для последующей работы. Она, как правило, рассредоточена во времени, проводится на уроках не только русского языка, но и чтения, окружающего мира, труда, рисования. Организуется накопление необходимых знаний, впечатлений, ведется обучение использованию языковых средств и т.д., причем учащиеся на этом этапе могут и не знать, что учитель их готовит к творческой работе. Создание речевой ситуации и проведение непосредственной подготовки. Этот этап по характеру неоднороден. Здесь и обеспечение необходимого эмоционального настроя, пробуждения интереса к работе, желания активно включаться в нее, и организация наблюдений / на специальной экскурсии/, и обсуждение задач и условий ситуации, которые важно учесть, основной мысли текста, требований к языковым средствам и т.д.

Написание сочинения. На этом этапе очень важно, чтобы школьники были сосредоточены на решении именно речевых задач, чтобы они не были скованы болезнью допустить орфографическую ошибку. Используется в практике установка: «Пользуйтесь только теми словами, написание которых вы знаете, не пишите больших предложений» - не только не полезна, но и просто вредна. Она лишает смысла подготовленную работу и препятствует продвижению детей в речевом отношении. Не спасает положения и совет: «Если не знаете, поднимите руку, я помогу». Пока ребенок сидит в ожидании учителя, он теряет мысль и творческий настрой. Предоставление ребенку права при написании собственного текста пропускать сомнительные буквы /он при этом вместо буквы может ставить точку или буквенную дробь /а/о/, а на поля - вопросительный знак, позволяет раскрепостить ученика и сделать сочинение подлинно творческой работой. Осуществление самоконтроля, то есть проверка написанного, сочетается с целевыми установками. Слушая товарища, постарайтесь оценить: все ли необходимое он сказал, доказал ли свои мысли, последовательно ли он их излагал, правильно ли формулировал. Необходимо предупреждать неэтичность действий детей. Чтобы самопроверка была успешной, ученик должен знать, во-первых, цель и содержание проверки, то есть зачем и что именно он контролирует, во-вторых, последовательность тех операций, которые следует выполнять, в-третьих, способы внесения исправлений.

б/ решить, удачно ли сформулированы все мысли / верно ли построены предложения, правильно ли и точно выбраны слова, нет ли назойливых повторений/.

в/ определить текст с точки зрения орфографической и пунктуационной грамотности.

Приемы правки могут быть следующими: при желании устранить предложение или часть текста - заключить их в квадратные скобки; при необходимости дополнить текст в соответствующем месте поставить значок, потом повторить его после всей работы и написать недостающее; при нарушении последовательности предложений или фрагментов текста - воспользоваться цифрами; при необходимости одно слово заменить другим - зачеркнуть ненужное, надписав над ним более удачное; при замене или перестройке целого предложения - поместить новое предложение после всего текста, пометив то, которое заменяется каким-то условным знаком, например «звездочкой». Понятно, что обязательные условия поправки - аккуратность.

Проверка ученических сочинений отличается от ежедневной проверки письменных работ. Учитель обращает внимание как на орфографические и пунктуационные ошибки, так и на разного рода логико-стилистические недочеты учащихся. Вместе с этим учитель отмечает для себя хорошие стороны в работах учащихся.

В сочинениях учащихся начальных классов мы встречаем недочеты:

Касающиеся содержания сочинения /несоответствие содержания работы ее теме, как она отражена в заглавии сочинения.

Нарушение в области построения сочинения /композиционные недочеты.

Неправильная связь между отдельными частями целого рассказа, отсутствие такой связи.

Неудачное построение отдельных предложений, неудачная связь между отдельными предложениями или отсутствие такой связи.

Неправильная связь между отдельными словами в предложении, неудачный или неправильный порядок слов в предложении.

Лексические недочеты: неудачное или неправильное употребление слов и выражений.

При оценке учитываются все недочеты. При исправлении орфографических ошибок, возможно, учитель на поля выносит номер орфограммы, соответствующий памятке работы над ошибками. Анализ вместе с учащимся уже написанных сочинений после их проверки учителем также является средством обучения связной речи. Работа над ошибками должна выполняться на следующем уроке русского языка Ее необходимо начинать с чтения наиболее удачных работ, их анализа. Далее приводятся примеры неудачно подобранных слов, словосочетаний, предложений /без указания авторов/, выясняются ошибки и совместно устраняются. Класс выясняет, действительно ли ученики научились сочинять. После коллективного анализа дети приступают к самостоятельной работе. Задача учителя на данном этапе - оказание индивидуальной помощи. В итоге должна прозвучать оценка уровня развития речи всего класса, подчёркиваются успехи тех, кто действительно их заслужил. На следующем уроке дается анализ работы над ошибками, выделяются наиболее удачные работы. Таким образом, мы показали, что сочинение является результатом развития письменной речи.

Одной из главных задач обучения русскому языку в начальных классах является формирование орфографической грамотности. Важность этой задачи обусловлена тем, что орфографическая грамотность выступает частью языковой культуры, обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимание в письменном общении.

Уже в период обучения грамоте мы решаем эту задачу, используя орфографические сказки с целью формирования орфографической зоркости и проводя словообразовательные упражнения.

Для формирования привычных представлений об орфограмме орфографические сказки используются с учётом психологических особенностей учащихся.

Сформировать орфографическую зоркость - значит научить детей видеть орфограммы. Умение замечать при письме орфограммы является изначальным умением, мотивирующим надобность в правилах, и развивающим способность выделять при письме те случаи, когда пишущего подстерегает опасность допустить ошибку.

Для выделения орфограммы нужно знать её опознавательные признаки:

для правописания безударных гласных буквы о-а, е-и-я ; положение в безударном слоге;

Для правописания парных звонких и глухих согласных — буквы г-к, з-с, ж-ш, в-ф, д-т, б-п ; положение в конце слова и перед глухими согласными. Усвоение опознавательных признаков орфограмм способствуют орфографические сказки о звуках и буквах.

Вот примеры орфографических сказок на уроках русского языка. Уже при чтении и письме первых слов с гласными а-о : сосны - сосна, осы - оса, страны - страна можно предложит детям сравнить произношение и написание гласных в безударных слогах, затем рассказать сказку о безударных гласных о-а : « Однажды гласные о и а гуляли по лесу, собирали ягоды. Вдруг они так рассорились, что птицы разлетелись, звери разбежались и спрятались, деревья поникли, ведь ссора никого не красит. А почему рассорились гласные? Когда гласные о-а стоят без ударения, хочет занять место и одна и другая. И туп: на помощь пришёл помощник Ударение. Стоило ему волшебной палочкой ударить по гласной, как она стаю слышаться ясно, и никакого сомнения в её написании уже не могло быть. Об этом узнали дети, которые шли мимо. Они подружились с волшебником Ударением и всегда звали его на помощь, когда в словах встречались безударные гласные о или а . С тех пор эти дети пишут грамотно ».

При чтении и письме слов с гласными е : реки - река, лес - леса , можно напомнить детям сказку о гласных о-а , и сообщить, что гласные е-и тоже ссорятся, если находятся в безударном слоге. Помирить их спешит волшебник - Ударение. К этой сказке дети обращаются постоянно, объясняя написание слов пила, остра, повар, земля и др. У детей появляется хорошая привычка: задумываться о написании гласных о-а, е -и-я в безударном слоге.

Аналогичная работа проводится с парными звонкими и глухими согласными в корне слова. На уроке при изучении [д], [д"] и букв Дд проводится игра «Буква потерялась» (б или и в словах ду, зу). После повторения парных согласных б-п, д-т, з-с учитель рассказывает сказку о звонких и глухих согласных: « Жили - были парные звонкие и глухие согласные. Жили дружно. Но однажды при составлении слов звонкие согласные оказались в конце слов. И началась между ними ссора, потому что звонкие согласные потеряли свою звонкость и стали слышаться как глухие. Эту ссору услышали гласные, они пришли на помощь, помирили парные согласные. Стоило гласным встать около согласных, как согласные стали слышаться ясно, и никакого сомнения в их написании уже не было. Помните, дети! Чтобы правильно написать парные звонкие и глухие согласные на конце слов, надо позвать на помощь гласные »

В период обучения грамоте на уроке по теме «Звук [ч"], буквы Ч, ч» после характеристики звука [ч"] учитель рассказывает сказку о букве ч:

« Пошли однажды буквы в лес за грибами. Когда вернулись, буква Я расхвасталась: «Я больше всех грибов набрала, я, я, я, грибы у меня самые лучшие, я, я, я.» Буквы рассердились: «Мы так дружно жили, никто у нас не зазнавался. И решили буквы наказать букву Я. Буквы и её отправили в конец алфавита. Тогда вышла буква Ч и сказала, что никогда не встанет рядом с зазнайками Я и Ю, а будет дружить только с А и У. Запомните, дети, слог ЧА пишем с буквой А, слог ЧУ пишем с буквой У. »

Орфографические сказки вызывают интерес к изучаемым явлениям, а учение с увлечением всегда успешно. Да и в воспитательном плане орфографические сказки ценны: учат дружить, помогать друг другу в трудную минуту.

Орфографические сказки помогают учить детей не только видеть орфограммы, определять их тип, но и выполнять орфографические действия, т. е. подбирать проверочные слова так, чтобы звук в слабой позиции заменить звуком в сильной позиции и затем определить, какой буквой обозначается этот звук.

Таким образом, задачами уроков обучения грамоте и письма в 1 классе является аналитико-синтетическая работа над слогом и словом, развитие фонематического слуха и умение заменить фонемы соответствующими буквами. Во 2 классе мы продолжаем эту работу, увеличивая её в объеме и сокращая во времени, так как у детей уже выработаны определённые умения и навыки.

Упражнения по выработке орфографической зоркости по степени сложности и самостоятельности в зависимости от того, на что обращается внимание, можно расположить в определённой последовательности.

ПИСЬМО С ПРОГОВАРИВАНИЕМ.

(в основе письма - проговаривание по слогам)

Учащиеся произносят слово по слогам, записывают первую букву слога, затем проговаривают гласную и записывают её, например: «За - пишу з с гласной а» и.т.д.

Результатом письма с проговариванием слогов является грамотное письмо, исключая столь распространённые ошибки на пропуски и замену букв. Как правило, такие работы написаны красиво, аккуратно, без исправлений. У детей вырабатывается единый темп письма, появляются положительные эмоции к трудному занятию - письму, воспитываются трудолюбие, культура труда, волевые качества, чувство коллективизма и товарищества.

СПИСЫВАНИЕ.

Списывание основывается на проговаривании по слогам. Этот вид списывания предполагает большую самостоятельную работу учащихся. Слово они слышат не от учителя, а находят его в книге и читают сами. Чтобы учащиеся не теряли времени на поиски слова в учебнике, они пользуются полоской бумаги, которую кладут вдоль строчки, списываемой из упражнения.

В процессе списывания у детей развивается зрительная и слуховая память, внимание, сравнение (соотнесение количества букв в тетради и в книге), воспитывается самостоятельность, самоконтроль, положительные эмоции.

КОММЕНТИРОВАННОЕ ПИСЬМО.

Этот вид диктанта также строится на проговаривании по слогам. Учащиеся не просто проговаривают предложенные слова и предложения, но обосновывают написание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно, чтобы все работали одновременно с комментатором, не отставая и не забегая вперёд. Только при этом условии предупреждаются ошибки. Сначала комментируют сильные учащиеся, постепенно включаются и все остальные.

Этот вид письма развивает внимание к слову, его значению, сообразительность, речь, фонематический слух, мышление.

Письмо под диктовку с предварительной подготовкой.

Письмо развивает зрительную память, речь, мышление, представления, фонематический слух, внимание, интерес. В детях воспитывается коллективизм, организованность, самоконтроль, честность, объективная самооценка.

ПИСЬМО ПО ДИКТОВКУ.

Сначала диктуется слово так, как они пишутся. Для развития внимания и фонематического слуха учитель проводит игру «Эхо». Учитель читает слово, дети повторяют его и по слогам хором и шёпотом, но так, чтобы учитель слышал. Если кто-то скопировал неправильно (исказил окончание слова, или безударную гласную в корне, или парную согласную), то предлагается ещё раз повторить это слово все, затем одному ученику (тому, кто ошибся). Дети исправляют ошибку и затем записывают слово по слогам.

Таким образом, внимание к слову повышается, развивается слуховая память, интуитивное письмо. Ошибок типа «на деревьев» вместо - на деревьях 1 нет.

ПИСЬМО ПО ПАМЯТИ.

Такой вид письма развивает память, мышление, речь, внимание. Воспитывается трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность, самоконтроль.

Для письма по памяти подходят отрывки из стихотворений от 4 до 5-6 строк.

1 класс.

Слава хлебу на столе!

Широка страна моя родная.

Наш Полкан попал в капкан.

4).Стоит в поле теремок.

5).На цветок сел жук. У жука шесть лап.

2 класс

Весело сияет

Месяц над селом.

Белый снег сверкает

Синим огоньком. (Н.Никитин)

2) Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна.

На печальные поляны

Льёт печальный свет она …(А.Пушкин)

3) Белка песенки поёт,

И орешки всё грызёт,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра - чистый изумруд... (А.Пушкин)

Буквосочетания (жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн,чт,щн)

Жизнь дана на добрые дела.

Жить - Родине служить.

Увидел грача - весну встречай.

Делу время - потехе час.

Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным звуком.

Написать слова-названия животных. Каждое слово должно заканчиваться парным по глухости-звонкости согласным звуком.

Написать три слова, в которых все согласные звуки звонкие (ваза, забор, лимон), либо глухие (кот шкаф, кукушка)

Голова на ножке,

В голове горошки.

Почёт и труд рядом живут.

Куропатки на ночлег

В голубой нырнули снег. (Т. Белозёров)

Разделительный мягкий знак.

Друзья познаются в беде.

Ученье-путь к уменью.

Февраль силён метелью, а март капелью.

Птица сильна крыльями, а человек дружбой.

Заглавная буква в именах собственных.

Дал Макар Роману карамельки, А Роман Макару - карандаш. (пословица)

Обозначение буквами безударных гласных в корне слова.

2 класс

Март - с водой, апрель - с травой, а май- с цветами.

В лесу под сосной нора лисы. В норе живёт лиса с лисятами.

В саду цветут розы.

Вода в морях солёная.

3 класс.

Облетели листья с клёна,

Клён от холода дрожит.

На дорожке у балкона

Золотой ковёр лежит. (Е.Авдеенко)

Снег летает и сверкает

В золотом сиянье дня.

Словно пухом устилает

Все долины и поля. (С.Дрожжин)

Пословицы.

Зерно в колоске-не спи в холодке.

Смотри дерево по плодам, а человека по делам.

Загадки.

Конь бежит, земля дрожит. (гром)

Зелёный поясок в траве затерялся. (ящерица)

4 класс

Чудесное утро в февральском лесу,

Где в жизни увидишь такую красу!

В алмазных накидках притихли берёзы,

Их в иней хрустальный укрыли морозы. (Д.Гиряев)

Нивы сжаты, рощи голы.

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось. (С.Есенин)

Сначала детям предлагается объяснить правописание выделенных букв. Затем написать отрывок стихотворения по памяти и проверить себя.

ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ.

Это самый трудный вид письма, требующий внимания, умения рассредоточить его и на составление предложений, и на запись своих предложений (диктуется каждое слово по слогам), и на логику изложения.

Самые легкие творческие работы - это составление предложений по опорным словам.

2 класс.

Составить предложения, используя данные слова.

Тёплый день, маленький пригорок, первый подснежник, был, наступил, стоял, появился, распустился, проснулся, оттаял, показался.

3 класс.

Заменить в каждом словосочетании имя прилагательное антонимом.

Тяжёлый груз, широкая дорожка, горькая ягода, частый лес, чёрствый хлеб.

4 класс

Составить несколько предложений на одну из следующих тем:

«Добрые дела красят человека»

«Весь день стоит как бы хрустальный…» (Ф.Тютчев)

Очень любят дети писать творческие диктанты. Далее по сложности идут изложение и сочинение.

Итак, перечисленные выше разнообразные приёмы, наглядность, игровые моменты, систематичность в работе, межпредметные связи помогают развивать орфографическую зоркость учащихся.

Моей задачей было проверить, повысится ли результативность работы по формированию орфографической грамотности, если в процессе обучения используются орфографические сказки и некоторые, перечисленные выше, приёмы.

Проверочные работы и их анализ показали, что систематическая работа по орфографии, начатая в период обучения грамоте, с использованием орфографических сказок и постоянного выделения орфограмм, приносит свои результаты.

Коллектив учащихся проявил себя как работоспособный, и во 2 классе работа по развитию орфографической зоркости будет направлена на достаточно хорошо усвоенные орфограммы.

Обобщенный способ запоминания:

Прочитайте с доски первый ряд букв, и запиши их по памяти (так с каждым рядом):

е, о, ы

и, а, э, ю

н, б, р, в, ш

з, д, п, к, ж, ф

л, с, ш, т, х, ч,щ

Прочитайте с доски словосочетание или предложение и запишите его по памяти.

Запишите словарные слова по памяти, которые мы проходили три дня назад, неделю назад.

что общего в написании слов: рабочий, пальто, сапоги, завтрак, завод, машина, трамвай? (Во всех словах безударный гласный а, и он не проверяемый

это общий орфографический признак.)

можно составить рассказ из этих слов:

«Рабочий надевает пальто, сапоги, берёт с собой завтрак и едет на машине на работу, на завод. А мы едем на трамвае и напеваем песенку:

Трам - тара - ра,

Трам -тара -ра,

Везде мы пишем букву а.

Приём усиления орфограммы:

«усилить» орфограмму - значит сделать более ярким то место в слове, которое трудно запоминается и легко забывается. «Усиление» требует творческой активности учащихся. Этапы работы по «усилению»:

«рабочий», «метро» - в слове спряталось другое слово, - «помидор» - запоминаем буква гласных звуков о и и ;

Внутри овоща живут два семечка по имени Пом и Дор:

  • Выделение трудной орфограммы.

    Как «уярчить» орфограмму?

    Поиск способа.

    Коллективный выбор лучшего способа.

    Индивидуальный приём запоминания каждым учащимся.

- «Шоколад» I в слове живёт сладкий «шок» и напиток «кола».

- «Уярчение» путём составления ребусов: «вокруг» О , «сорока» 40а , «опять» О5 , «окрестность» О ность и т.д.

Проведение зрительных диктантов .

Текст для диктанта пишется на доске заранее. Берётся одно - три предложения. По ходу работы запись закрывается, но не стирается, т.к. она понадобится для самопроверки или взаимопроверки.

Алгоритм проведения зрительного диктанта:

  • даётся заранее на зрительное запоминание;

    учащиеся закрывают глаза и представляют предложения зрительно или идёт разбор предложений совместно с учителем;

    даётся задание «уярчить» трудную орфограмму;

    предложения записываются в тетрадь;

    проверка написанного.

Слуховые диктанты .

Алгоритм проведения слухового диктанта:

    1. даётся задание на запоминание предложения с первого раза,

      учащиеся повторяют его про себя;

      записывают его в тетрадь;

      проверка написанного под руководством учителя.

Игра «Найди ошибку»

На доске написано предложение или текст и в нём специально допущены ошибки на изученные правила. Например: Костя чайкин жыл в диревне дубровка. Он хадил с братом жорой нарыбалку .

Игра «Запомни и выбери».

Этот материал подаётся со слов учителя (слуховое восприятие), или с доски (зрительное восприятие).

Перед выполнением упражнения учитель ставит следующие задачи:

      1. Выбрать для запоминания объекты, установленные учителем. Например: запомните только те слова, в которых есть сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу: кричал, тянул, кружил, искал, чулок, играл, бегал, щука, носил, шина и др.

При повторении изученного материала предлагаю учащимся серии карточек. В каждой карточке представлены три задания. Например, в третьем классе предлагаю карточки для работы в конце четвёртой четверти.

Серия № 1. Карточка № 1.

        1. Разбери по составу слова

        1. Вставь пропущенные буквы, докажи правописание орфограмм

(...) п__щат (...) близкий

(...) к_вёр (...) кни_ка

(...) сн_гири (...) холо_

(...) с_довник (...)заря_ка

        1. Разбери предложение, подчеркни подлежащее и сказуемое. Выпиши словосочетания.

Серия № 2. Карточка № 1.

          1. Выпиши слова в три столбика к данным схемам.

Ветер, гора, полёт, земля, холод, переход, море, дождь, подъезд.

          1. Выпиши слова в три столбика и подчеркни орфограмму: в первый столбик - слова с безударным гласным; во второй - слова с парными по звонкости- глухости согласными; в третий - слова с непроизносимыми согласными.

Конец, овраг, участник, репка, прелестный, сидят, утащили, ненастный, немножко.

          1. Разбери предложение, подчеркни главные члены предложения, надпиши над каждым словом части речи.

Развесила жёлтая осень золотые флажки .

Серия N 3. Карточка № 1.

            1. Подбери и запиши по два слова к схемам.

              Подбери и запиши слова в два столбика (по 3-4 слова): в первый столбик 8 слова с безударным гласным; во второй - слова с парными по звонкости- глухости согласными.

              Составь предложение по вопросам. Запиши его. Подчеркни главные члены предложения.

(Какой?) (кто?) (как?) (что делал?)

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Балашов Т.Ю. «Подготовка третьеклассников к сочинению-описанию» ж. «Начальная школа» № 2, 1996 с.17-18.

Выготский Л.С. «Педагогическая психология» М.Педагогика 1991 с.436.

3. Костенко Ф.Д. Дидактический материал по развитию ре чи 3 класс» М.Просвещение 1980 с.22 .

Кустарева В.А. и др. «Методика преподавания русского языка в начальных классах» М.Педагогика 19.74 357 .-.362.

Кустарева В.А., Рождественский Н.С.. «Система письменных упражнений в связной речи» Издательство академии педагогических наук РСФСР 1963 C . I 0-20.

Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка» М АЗЪ. 1993 с.744.

Рыбникова М.А. «Очерки по методике литературного чтения» М.Просвещение 1985 с.237.

Соколова Т.Н. «Школа развития речи» М.Росткнига 2007 с.3

Соловейчик М.С. «Букварь» «Ассоциация 21 век» ОАО «Московские учебники» 2009

Соловейчик М.С. «Русский язык» Пояснительная записка. Программа. Планирование

Соловейчик М.С. «Русский язык в начальных классах». «Методика развития речи младших школьников» М.Линка-Пресс 1994 с.71-93.

Соловейчик М.С. «Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения» М.Просвещение 1993 с.284.

Соловейчик М.С. «К тайнам нашего языка» Методические рекомендации. Смоленск; Ассоциация 21 век 2007

Ушинский К.Д. «Родное слово» Избранные педагогические сочинения M . 1974 т.2 с.286.

Памятка для самостоятельной проверки сочинения.

Памятка 1 .

Соответствует ли содержание текста теме?

Не пропущено ли главное, подтверждена ли фактами основная
мысль?

Нет ли. в тексте лишних фактов, предложений, слов?

Логично ли построен текст? Надо ли что-то переставить?

Хорошо ли связаны между собой части текста и члены предложений? Выделе-ны ли части текста красной строкой?

Те ли слова отобраны для раскрытия темы? Хорошо ли построены
предложения?

Интересно и понятно ли все сочинение слушателю?

Памятка 2.

Проверь, не пропустил ли ты букву?

Правильно ли написал безударные гласные?

Проверь слова со звонкими и глухими согласными.

Правила хорошей речи

На уроке нельзя разговаривать, когда захотелось. Тишина очень важна: она помогает учиться думать. Тишину на уроке надо беречь. А ещё надо уважать того, кто говорит, не мешать ему.

Говорить на уроке нужно достаточно громко, чтобы тебя было хорошо слышно, - иначе зачем вступать в общение?

На того, кто говорит, принято смотреть, как бы поддерживая его, помогая доб-рым взглядом, кивком головы.

Исправляя или дополняя ответ, нужно стараться делать это вежливо, не обижая одноклассника, не мешая ему принимать решения.

Вежливые люди говорят о присутствующем не «он, она», «у него, у неё», а называют по имени: Таня, Петя, у Тани, у Пети... Можно даже прямо обращаться к ученику: «Петя, ты не сказал...», « Таня, ты неверно...»

Не следует забывать пользоваться словами «пожалуйста», «спасибо», «извини-те» или «извините, пожалуйста» и т. п.

Открытие большей части этих правил речевого поведения произойдёт на данном уроке. Понятно, что воплощение их в жизнь потребует долгого времени, Вашего терпе-ния и кропотливого труда.

Обращаться к собеседнику по имени или имени и отчеству.

Разговаривая, смотреть не в сторону, а на того, с кем говоришь.

Не перебивать, а если очень нужно обратиться, то сначала
извиниться.

Не разговаривать, когда жуёшь.

Не кричать, не размахивать руками.

Поставленную грамотную речь многие считают талантом, который дается избранным и необходим лишь в некоторых сферах деятельности. На самом же деле задумываться над тем, как развить речь, стоит каждому. Ведь хорошая дикция заставляет прислушиваться к говорящему человеку и больше доверять его мнению. К тому же, подобное умение нередко способствует карьерному росту, в особенности, если для выполнения должностных обязанностей необходимо часто общаться с людьми.

Основные техники и упражнения для развития речи

Далее мы приведем наиболее эффективные упражнения, позволяющие улучшить дикцию. Четкая речь и хорошо поставленный голос – это результат долгой и упорной работы над собой. Поэтому выполнять данные упражнения необходимо регулярно, а не от случая к случаю, потому что только так вы добьетесь прогресса в развитии своей речи.

Разминка для артикуляционного аппарата

Настроить себя на четкость произношения перед выполнением любых упражнений, направленных на развитие дикции, помогут короткие разминки. Один из ее вариантов – крепко сжать зубами карандаш и произнести фразу, длиной приблизительно в 10-15 слов. После чего вынуть карандаш и эту же фразу произнести еще раз. Чтобы каждый раз не задумываться над выбором текста, при выполнении этого упражнения можно использовать любое стихотворение.

Помочь начать лучше говорить и укрепить мышцы органов, участвующих в речевом процессе, помогут также упражнения, направленные на улучшение их подвижности и точности. Ведь именно эти характеристики обязательны для развития дикции и качественного произношения звуков.

Как известно, наиболее подвижный орган артикуляции – это язык. Поэтому большая часть гимнастики связана именно с ним. Существует множество упражнений, регулярное выполнение которых избавит от необходимости задуматься над вопросом относительно того, как развить речь. Например, можно высунуть язык и пытаться дотянуться им вначале до подбородка, а потом до носа. Либо словно кистью плавными движениями рисовать линии от зубов к гортани.

Произнесение фраз с искусственно усложненной артикуляцией

Скороговорки для развития дикции считаются классическим вариантом тренировки. С их помощью можно в спокойной обстановке потренироваться в четкости произнесения разных согласных. Чтобы добиться отличных результатов, достаточно ежедневно выделять на занятия не меньше 5-10 минут. Однако для развития хорошей дикции есть одно важное правило: каждую фразу нужно произносить в медленном, среднем и очень быстром темпе.

Начинать тренировки можно с наиболее простых предложений, которые учат четко произносить один или два звука. К примеру, это могут быть:

  • Все бобры добры для своих бобрят.
  • Тощий, немощный Кощей, тащит ящик овощей.
  • Колотил Клим в один блин клин.
  • Гроза грозна, грозна гроза.
  • Бороною боронили поле неборонованное.
  • Коси, коса, пока роса, роса долой – и мы домой.
  • На дворе трава, на траве дрова; не руби дрова на траве двора.
  • У села ли села лиса, у опушки ли леса.
  • Перепись переписала трижды переписанные результаты переписи.
  • Есть и более сложные фразы, которые помогают понять, как научиться говорить четко и быстро слова, в которых отрабатывается произношение двух и более звуков в непростых сочетаниях:

    • Говорил говорун говорунам: «говорил, не говори говоруну, что говорун заговорил», у говоруна говорилка говоривалка. Заговорил говорун, и глотка говоруна слегка заговорилась, и тут говорун говорит напоследок: «хватит говорить говорун говорилкин».
    • Говорил командир про полковника и про полковницу,про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпорутчицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу молчал.
    • На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вмещает двор дров! Наверно, выдворим дрова с вашего двора обратно на дровяной двор.
    • Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, перевыкалпоковать, переколпаковать.
    • Ужа ужалила ужица. Ужу с ужицей не ужиться. Уж от ужаса стал уже - ужа ужица съест на ужин и скажет: «Начинай сначала».

    Произнесение скороговорок

    Существуют также специальные скороговорки для развития дикции и устранения проблем с произношением определенных звуков. Хороший способ разобраться, что именно нужно будет исправлять – послушать собственную речь со стороны. После того, как проблемы будут выявлены, можно приступать к работе над развитием дикции.

    Для начала нужно научиться произносить изолированный звук правильно. Потом необходимо добиться разграничения в речи похожих звуков, например, «с» и «ш» или «р» и «л». Существенной помощью в том, чтобы исправить свою речь, может стать произнесение специальных фраз, например:

    • Лара играла на лире.
    • Шли сорок мышей, нашли сорок грошей, а две мыши поплоше нашли по два гроша.
    • Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.
    • Казак с шашкой скакал к Сашке играть в шашки.
    • Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры.
    • Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа тупа.
    • Был баран белокрыл, Всех баранов перебелокрылил.
    • Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.

    Переходить к работе над следующим звуком стоит только после того, как добьетесь правильного произношения первого звука.

    Чтение вслух

    Кроме проговаривания скороговорок для развития дикции полезно также читать вслух. Хорошим стимулом может стать запись голоса на диктофон. Мало кто, услышав свою речь, не захочет ее улучшить. Читая отрезки из книг и делая аудиозапись можно отрабатывать произношение до тех пор, пока оно не станет практически идеальным.

    Как научиться говорить, чтобы вас действительно было приятно и интересно слушать? При чтении вслух не допускайте монотонности, и меняйте интонации. Кроме того стоит изменять громкость и скорость чтения, научиться выделять паузами наиболее важные моменты. Но при этом контролируйте свою речь, чтобы подобные паузы были уместными и не слишком затянутыми.

    Также не стоит упускать из виду, что окружающими лучше всего воспринимается спокойный и уверенный голос. Будет ли он таким, во многом зависит от настроения и внутреннего состояния человека, его умения контролировать эмоции. Однако, занимаясь развитием дикции, можно научиться говорить спокойно и убедительно. К примеру, почему бы не представить себя политиком и не рассказать о состоянии экономики в стране, сидя перед зеркалом?

    Пополнение словарного запаса

    Еще один важный аспект, который нужно учитывать – необходимость постоянного интеллектуального развития и пополнения словарного запаса. Хорошо развитый человек в любой ситуации может поддержать беседу и найти подходящие слова. Чтобы стать именно таким, стоит больше читать, чаще разгадывать кроссворды и посещать различные тренинги по .

    Если будете ежедневно уделять даже несколько минут для работы над улучшением дикции, уже через несколько месяцев вы начнете хорошо говорить, а сам голос преобразиться до неузнаваемости. При этом все приложенные усилия, несомненно, со временем будут вознаграждены.

    Тренировка диафрагмы

    В вопросе относительно того, как поставить речь, очень важным аспектом является умение контролировать дыхание. Без него текст может прерываться паузами и вдохами в тех местах, где это нарушает его смысл или ухудшает эмоциональность. В результате речь станет обрывистой, а смысл сказанного воспринимается хуже.

    Поэтому одним из первых упражнений по развитию дикции должны стать тренировки для выработки правильного дыхания:

    • Расставьте ноги на ширине плеч, выпрямите позвоночник, одну руку положите на грудную клетку, а вторую на живот. Вдыхая носом, выдвигайте живот вперед. После чего спокойно выдыхайте воздух через небольшое отверстие в губах, возвращая грудную клетку и живот в исходное положение.
    • Чтобы со временем начать лучше говорить, можно усложнить упражнение. Для этого попробуйте поддерживать правильное дыхание и при этом ходить, заниматься бегом не месте, имитировать колку дров или подметание пола.
    • Улучшить развитие дикции можно и с помощью следующего упражнения. Для начала спокойно вдохните, а на выдохе как можно дольше тяните любую гласную букву. Когда продержать гласную сможете больше 25 секунд – пробуйте менять тональность голоса.

    Основные причины проблем с речью

    Невозможно добиться положительных результатов в развитии дикции, если не разобраться в причинах нарушений речи. Лишь изредка они связаны с проблемами со здоровьем и развиваются, к примеру, из-за аномального строения челюсти или короткой уздечки языка.

    У многих людей проблемы с речью спровоцированы неправильным произношением свистящих и шипящих звуков, а также отсутствием звуков «Л» или «Р», либо нарушением их произношения. Может быть причиной и ослабленный артикуляционный аппарат.

    Даже если человек умеет хорошо говорить, правильно произнося все звуки, в особо значимых ситуациях его речь может стать смазанной и нечеткой. Ведь при произношении слов артикуляционному аппарату необходимо очень быстро переключаться от одного движения к другому. Достигается же это только при активной и интенсивной работе мышц, которые необходимо тренировать, к примеру, регулярно проговаривая скороговорки для дикции.

    Однако главной причиной невнятной, тихой речи является застенчивость человека и отсутствие уверенности в собственных силах. В такой ситуации развитие дикции – проблема второстепенная. Прежде всего, необходима работа над собственным характером и борьба с комплексами.

    Поэтому грамотная речь и умение контролировать ее – важнейший навык любого современного человека. В одной из прошлых статей я рассказывал про умение слушать и слышать, а сегодня приведу несколько простых советов о том, как сделать свою речь более грамотной .

    2. Перестаньте материться

    Нет, конечно же если ваши основные собеседники – это уличная гопота, то без мастерского жонглирования матерными словами не обойтись. Но при общении с нормальными людьми мат – это показатель низкого культурного уровня. Мало кому понравится общаться с человеком, который не может выразить свои эмоции грамотным русским языком.

    3. Грубые жаргонизмы – ваш враг

    Жаргонизмы и грамотная речь – это два почти несовместимых понятия. Почти – потому что жаргон бывает разный. Конечно, два системных администратора намного быстрее поймут друг друга, если будут использовать в своей речи “свитч”, а не “сетевой коммутатор”, но в остальных случаях вещи лучше называть своими именами. Особенно сильно раздражает полу-уголовный и “падонкаффский” сленг – это неприятно и неинтересно. Избавьте свою речь от этих вредных оборотов. Скажите как есть: “мы быстро добрались, т.к. нам повезло – на светофорах горел зеленый сигнал”, вместо “епта, мы ща ваще прочухали досюда по зелененькой”.

    4. Краткость – сестра таланта

    Если вы можете выразить суть вашей мысли в двух предложениях, то совершенно незачем “растекаться ею по древу”. Грамотная речь предполагает умение изъясняться кратко и по делу. Но будьте аккуратны, когда ситуация требует детального уточнения, лучше потратить несколько минут на дополнительные объяснения, чем оказаться непонятым. Изучите также правила культурного общения.

    5. Варьируйте свою речь в зависимости от ситуации

    Вашему начальнику вряд ли понравится. если его будут очно называть “Витек”, да и друг, на обращение “Вячеслав Леонидович…”, услышанное от вас, в лучшем случае покрутит пальцем у виска. Научитесь говорить с собеседником на “одном языке”, и общение будет более продуктивным.

    6. Перестаньте постоянно извиняться

    У многих людей есть привычка строить свои фразы заранее извиняющимся тоном. Им кажется, что так они быстрее вызовут расположение к себе. Это не верно. Уверенная, прямолинейная (в умеренных, конечно, пределах) речь подействует на собеседника намного лучше, чем “Мне не очень удобно просить, но, может быть вы согласитесь…” и т.п. Будьте увереннее и напористей.

    7. Следите за отдачей

    8. Пополняйте свой словарный запас

    Читайте больше литературы (“дамские детективы” и бесплатные анекдоты” не в счет) и старайтесь выявлять какие-либо интересные речевые обороты или фразы, запоминайте их. Возьмите также за правило хотя бы пару раз в неделю открывать орфографический словарь и находить там неизвестные вам или мало используемые слова. Но будьте аккуратны с этим советом – используйте новые фразы только в необходимом контексте. Когда человек на вопрос “что ты делаешь сегодня вечером?”, отвечает: “Занимаюсь сиестой”, – это выглядит как минимум глупо (для тех, кто не в курсе, сиеста – это послеобеденный отдых”).

    9. Изучайте специализированную литературу

    Если же вы хотите не просто повысить грамотность своей речи, а стать по-настоящему искусным оратором, то без хорошей, специализированной литературы не обойтись. Какой? Лично мне в этом плане очень нравятся материалы Радислава Гандапаса – без лишний воды и действительно по делу. Также могу порекомендовать книгу “Секреты стилистики” от авторов И.Голуб и Д.Розенталя.