(Иванова и др.) Имя существительное - знаменательная часть речи, обладающая значением предметности. Предметность - грамматическое значение, в силу которого словесные единицы - названия как собственно предметов, так и не-предметов (абстрактных понятий, действий, свойств и т. д.) - функционируют в языке сходным образом с на­званиями собственно предметов. Словообразовательные средства отглагольных, отадъектнвных существительных создают возмож­ность для названий-состояний, свойств, качеств и т. п. функционировать синтаксически наряду с названиями предметов: movement, strangeness, activity. Эти образования называются синтаксическими дериватами. Морфологическое их функционирование во многих случаях ограничено: не все синтаксические дери­ваты способны участвовать в морфологических категориях имени. Это - одна из важнейших черт полевой структуры имени существительного.

Словообразование существительного. Словоизменительный аппарат существительных весьма беден. Что касается его морфемной структуры, то здесь следует отметить, что очень распространена однослоговая структура, в которой совпадают по звуковому оформ­лению (хотя функционально они различаются) корень, основа и слово. Вместе с тем, существительное имеет словообразовательный аппарат, значительно превосходящий по разнообразию аппарат словоизменения. В грамматическом плане это немаловажно потому, что суффиксы, помимо своей семантической функции, являются показателями принадлежности данного слова именно к существи­тельным.

Суффиксальная структура наблюдается, в основном, в двух больших группах: в существительных лица и в существительных отвлеченных.

Наиболее характерны следующие суффиксы лица: -er, -ist, -ess,-ее-singer, naturalist, authoress, legatee. Из суффиксов отвлеченных существительных самые характерные: -ness, -ion, (-ation, -ition),-ity, -ism, -ance, -ment- lateness, rotation, ignition, security, socialism, elegance, movement.

Подклассы существительного. Существительные подраз­деляются на имена нарицательные и имена собственные .

Нарицатель­ные имена представляют собой обобщающее название любого пред­мета, обозначаемого ими: river может относиться к любой реке, dog - к любой собаке, pleasure- к любому ощущению удовольствия.

Имена собственные , в противоположность этому, не имеют обобщаю­щего понятийного содержания; они являются названием, кличкой отдельных индивидуальных существ или предметов, они закреплены именно за данной особью, но не распространяются на остальные сходные явления. Так, John - скорее всего имя человека мужского пола, но, в сущности, может быть закреплено и за собакой, слоном и т. д.; Spot может быть именем собаки, кошки, лошади и т. п.; the Cutty Sark - название известного английского клипера (быстро­ходного океанского судна), но оно не содержит указания на эту отнесенность и могло бы быть названием кафе, кино, коттеджа. Имена собственные не лишены грамматических категорий, свой­ственных существительным нарицательным; однако грамматика в первую очередь занимается именами нарицательными, обладающими обобщающим значением.


Поскольку существительные называют предметно любые явления языковой действительности, они представлены самыми разнообраз­ными лексическими группами. Взаимодействуя с грамматическими категориями, эти группы создают разветвленную полевую структуру существительного.

Набор морфологических грамматических категорий существи­тельного весьма беден. Бесспорно существует категория числа. Чрезвычайно спорным представляется существование категории падежа. Грамматической категории рода в английском не существует.

Проблема категории рода. Категория рода в английском исчезла окончательно уже к концу среднеанглийского периода. Обозначение биологического пола существует в языке, но при этом используются средства чисто лексические или словообразователь­ные: boy - girl, cock - hen; bull - cow; waiter - waitress, lion - lioness; he-goat - she-goat. To же самое наблюдается в ряде индо­европейских языков при обозначении различия пола: учитель-ница, доктор-ша, тигр-ица; нем. Lowe - Lowin, Lehrer - Lehrerin.

Б. Стрэнг, автор книги «Modern English Structure», и некоторые другие авторы утверждают, что в английском имеется категория рода существительного на том основании, что возможна субституция имени местоимением, указывающим на биологический пол или не­одушевленность: he, she, it. Такая точка зрения представляется со­вершенно неприемлемой, так как речь идет о субституции имени другой частью речи и о перенесении признака этой другой части речи на существительное, не обладающее этим признаком. Да и для местоимений указанное значение является чисто лексическим и к грамматическому значению отношения не имеет.

Категория числа. Основное значение категории числа - противопоставление одиночности и множественности предметов. Под множественностью имеется в виду количество свыше одного. Единственное число передается базисной формой, т. е. формой, не имеющей окончаний и совпадающей сосновой. Множе­ственное число обозначается на письме формантом -s, который peaлизуется как ряд алломорфов - /z/, /s/, /iz/ в зависимости от характера финального звука основы (dogs /z/, potatoes /z/, books, bats /s/; classes, bushes /iz/). Такова продуктивная словоизменитель­ная модель формы множественного числа; её можно назвать «откры­той моделью», так как новые слова, появляющиеся в языке, оформ­ляются во множественном числе именно этим способом.

Авторы, стремящиеся максимально формализовать описание языка, в частности структуралисты, обычно рассматривают отсут­ствие окончания в единственном числе как наличие нулевого суф­фикса. Однако нулевой суффикс не является морфемой, т. е. линейно выделимым отрезком, имеющим звуковую форму. Представ­ляется, однако, возможным говорить о нулевом экспоненте без записи его как морфемы.

Наряду с открытой моделью, существует ряд закрытых групп; входящие в них существительные образуют формы множественного числа с помощью непродуктивных средств, закрепленных только за данными существительными. Это суффиксы, функционирующие только в пределах данных групп: а) суффикс -еп, закрепленный за двумя существительными - oxen, children; б) суффиксы латинских форм множественного числа, заимствованные вместе с теми существи­тельными, которые они оформляли в латыни: -i (nucleus - nuclei), -a (stratum -strata); -ae (antenna - antennae). Список этих суще­ствительных невелик, и, что очень важно, у существительных, имеющих широкое употребление, появляются собственно-англий­ские формы: наряду с termini - форма terminuses; наряду с antennae - antennas.

Дескриптивисты Хэррис, Хоккетт и другие рассмат­ривают суффикс -еп как алломорф (вариант) морфемы s/z, основыва­ясь на их одинаковой функции; очевидно, если принять эту точку зрения, сюда же следует причислить и приведенные выше оконча­ния латинских заимствований. Такая точка зрения возможна только в том случае, если морфема определяется как элемент чисто функ­циональный, безотносительно к ее звуковому оформлению. Между тем, алломорф устанавливается на основании звуковой и смысловой общности. С другой стороны, функциональную общность различных суффиксов множественного числа нельзя отрицать. Мы предлагаем термин «функциональные синонимы», которым будут обозначаться те или иные грамматические средства, сходные функ­ционально, но не являющиеся алломорфами.

Наряду с суффигированными формами, в языке существует не­большая, но очень стойкая группа существительных, использующих чередование гласных для образования множественного числа: /u:/ - /I:/ - tooth - teeth, foot - feet; /au/ - /ai/ - mouse - mice, louse - lice; /u/ - /I:/ - woman - women; / æ / - /е/ - man - men. Чере­дование /ai/ - /i/ существует также в основе child - children, на­ряду с суффиксацией. Это чередование отражает древний способ образования грамматических форм и сохранилось, как видно из пе­речня слов, у очень немногих существительных.

Наконец, у некоторых существительных отсутствует формальный признак множественного числа: sheep, deer, swine. Так, в предло­жении The sheep fell into the ditch определить форму числа sheep невозможно, если оно не подсказано более широким контекстом.


значение предмета. В зависимости от конкретного значения выделяют несколько групп существительных: к о и к р е г и ы е (журнал, сосна, ворона)", в е щ с с т в е и н ы е (масло, сахар, вода); отвлеченные (чтение, храбрость, доброта, синева); собирательные (детвора, молодежь, студенчество).
Морфологические (или грамматические) признаки существительного: род, число, падеж, склонение.
Синтаксические признаки: может быть любым членом предложения.
Укажите1, к какой группе (конкретные, іичцест венные, отвлеченные. собирательные) относятся данные1 существительные по п х.те кс и ко-грам мати чес кому значению.
Дом, океан, труд, время, красавица, ребенок, серебро, заря. повидло, чернила, молодежь, смелость, герой, геройство, пение, интеллигенция, собрание, порошок, вода, радость, животное, лето, масло, детвора, небеса, ребятня, духи, крокодил. береза, листва, зелень, ягода, малина, рыба.
Прочитайте отрывок из позмы Л. Пушкина. Назовите ее. Определите синтаксическую роль имел существительных в этом стихотворном отрывке.
Зима! Крестьянин", торжествуя, 11а дровнях обновляет путь: Гдо.лошадка, снег ночуя, Плетется рысью как-нибудь; Бразды"" пушистые взрывая, Летит кибитка удалая; Ямщик сидит на облучке3 В тулупе, в красном кушаке.4 Вот бегает дворовый мальчик, В салазки-" Жучку® посадив, Себя в копя преобразив.
Шалун уж заморозил пальчик: Ему и больно и смешно, А мать грозит ему в окно...
Распределитe существительные по лексико-грамматпческим группам.
2. Определите слова по способу их происхождения.
137. Прочитайте стихотворение А. Ахматовой. Произведите полный морфологический анализ имен существительных. Я спросила у кукушки. Сколько лет я проживу... Сосен дрогнули верхушки, Желтый луч упал в траву.
11о пи звука в чаще свежей... Я иду домой,
И прохладный ветер нежит Лоб горячий мой. Подберите из изучаемых произведений литературы примеры на употребление имен существительных в роли различных членов предложения: подлежащего, сказуемого, второстепенных членов.
Прочитайте и запишите текст, вставьте недостающие знаки препинания. Укажите автора и назовите произведение.
На какие художественные детали, использованные в тексте, вы обратили внимание? Как они характеризуют героев этого текста?
Посмотрим к какому разряду млек. .питающ. .х при надлеж..т сия особа г..в..рил на следующей день Аркад..ю Базаров, поднимаясь вместе с ним но,тес?ииц.. гостиниц... в которой остановилась Одинцова.1 Чу(?)ствует мой нос что тут что(го) (не. пи)лндно.
Я тебе удивляюсь! - в.хкликнул Аркадий,- Как? Ты, ты, Базаров, придерж.,ваеш(?)ся- той узкой морал... которую...
Экой ты чудак! - (не, нн)брежно перебил Базаров.- Разве ты (не, ни)знасшь, что на нашем наречи., и для паше го брата «не ладно» значит «ладно»? Пож..ва есть, значит. (Не, пи) сам (ли) ты с..годня говорил что она стра(н, нн)о вышла замуж(?). Хотя по мнению моему1 выйти за богатого стар..ка - дело (ни, не)чуть (не, ни)стран?ое, а, напротив благ..разумное. Я городским толкам (не, ни)верю; по люблю думат ь как говорит нам образова(н, ни)ый губернатор, что они справедливы.
Аркадий (ни, не)чего (ни, не)отвечал и п..стучался в дверь номера. Молодой слуга в ливре..1 ввел обоих прият..лей в большую комнату меблирова(н, нн)ую дурно как все комнаты русских г..стиниц но уставле(н, нн)ую цветами. Скоро п..явилась сама Одинцова в простом утре(и. !-ш)ем" платы,. Она казалась еще молож.. при свет.. весе(и, ннкто ео?нца. Аркадий пр..дставил ей Базарова и с тайным удивлением заметил что он как(будто) сконфузился, между тем как Одинцова оставалась совершс(н, нп)о спокойною, (но)вче-рашнему.
Г, 1 1- Выберите из данного текста по 2-3 слова знаменательных Ifc^J частей речи и произведи І с их морфологи чески й разбор.
2. К.типам какого рода можно отнести выделенное ЇЇ тексте выражение? Приведите свои примеры.
Выпишите существительные по группам в зависимости от их лек-сико-грам магического значення: вещественные, конкретные, отвле-ченные, собирательные.
Подготовьтесь к письму под диктовку этого текста.
Г|Деление па одушевленные и неодушевленные еущест- L_*_J вительные не всегда совпадает с делением всего суще-ствующего в природе на живое и неживое. Так. слова кукла, мертвей, туя, валет, козырь, леший, идол относят к одушевленным. А слова народ, толпа, детвора, стая, груп-па, молодежь, крестьянство, рота - к неодушевленным.
Названия небесных светил существительные неодушевленные, но те же слова как названия богов - одушевленные: изучать Юпитер, по почитать Юпитера.
140. Определите род имен существительных. Назовите слова общего рода, составьте с ними словосочетания или предложения в двух вариантах: имея в виду лиц женского и мужского пола.
Радость, тюль, депо, кофе, имя, мышь, педагог, работа, домишко, насекомое, рантье, умница, шимпанзе, инженер, врач, парикмахер, атташе, мастер, задира, кенгуру, недотро-га, профессор, ледп, Баку, Капрп, растяпа, жюри, эскимо, Сочи, лично, товарищ, индюк, Миссисипи, вуз..
Г]"! Большинство несклоняемых сущеетвителЫ1 ых - слова L-LJ среднего рода, называющие неодушевленные предметы (какао, кафе, меню). К мужскому роду относятся сло-ва, обозначающие лиц мужского пола (маэстро, конферан-сье), к женскому женского пола (мисс, леди). Род иноязыч-ных географических наименований определяется но родово-му понятию или по опорному слову словосокращеиий: Онтарио - озеро, Перу - государство, авеню ¦- улица, коль-раби - сорт капусты.
Род сложносокращенных слов определяется но роду ведущего слова: И ТА - информационно-телевизионное агент-ство.
74
Из данных слов выпишите существительные, которые име-ют- форму: а) только множественного числа: б) только единственно-го числа.
Деньги, сумерки, мед, молодость, сутки, счета, ворота, холод, фарфор, вражда, молодежь, молоко, дрожжи, игры, каникулы, очки, искатели, огорчения, белила, коньки, чулки, ножницы, гусли, козлы, окна, щи, счеты, родня, учительст-во. влажность, смех, белье, мечта, счастье.
Учитесь различать окончания -с, -и v существительных разных склонений.
Окончание -и пишется:
в I склонении род. надежа: из песни;
в III склонении род., дат. и предл. падежей: от зави-сти, в жизни;
в существительных предл. падежа ед. ч., если окончанию предшествует буква и: в санатории, об армии;
в существительных на -мя в дат. и предл. падежах: к пламени, о пламени.
Окончание -е пишется:
j 1) в I склонении дат. и предл. надежей (кроме сущ. на j лля): к избушке, о галерее:
j 2) во II склонении предл. падежа (кроме сущ. на -ий, -we): j в доме, о море.
Спишите, объясните правописание падежных окончаний -е, -и у существительных.
На песчаной отмел.., от березовой рощ.., в моей тетрад.., название интересной книг.., в большом здани.. консервато-ри.., назовите по имен.., был в библиотек.., служил в арми.., ходил в шинел.., ра..сказ..вал о ра..ведк... новое здани.., подошел к главной площ..д.. столиц.., нодош..л к площадк.., на обложк.. тетрад.., на первой страниц., книг.., на нижи., ветк.. зеленой ел.., на нижней вегв,., унала с ветк.., участвовал в соревн..вани.., в чемпионат... был в школ... в театр.., на улиц.., гулял на вол.., в город.., был в планетари.., летал в неб.., плавал в мор.., нуждался в хлеб.., в сол.., в купишь.., в питан и.., думал об интересном мест.., забыл о груст.., о не- нри..зн.., о грустном извести.., от недел.. к недел.., сила в объединены.., весь в поз..лот.., па родной сторон к... находился на дерев.., стоял у знамен.., поведал о капитан... о сво-ей гореч.., лежал на палуб.., рисовал с картинк.., вне себя от радост... был в Румыни.., любовь к Родин.. .
75
f 11 Для проверки написания окончаний существительных L^J подбирайте слова такого же склонения, но с ударением на окончании и подставляйте их па место проверяемого слова. Например: к вышн.. - вишня - земля - к земле - к вишне; в тетрад.. - тетрадь - степь - в степи - в тетради. Существительные мужского и среднего рода имеют одни и те же падежные окончания.
Определите тему пословиц. Какая из них для вас наиболее значима? Пользуясь указанным правилом, проверьте написание окончаний.
1. Слово ист..кающ.. от сер?ца прон..кает в сер?ц.. .
В умной б..сед., ума набрат..ся в глуп.лг свой раст..рять.
Доброе молчанье лучше худого ворчань.А 4. На словах хоть высп.хь а на дел., и головы не пр..клон..шь. 5. Где много сорных трав там мало хлеба где много слов там мало мудрост.А 6. Брань не смола а саж.. (с)родни: не льнет так м..рает. 7. Рана от сабл.. заж..вает а рапа от языка крово-точит.
Поставьте имена существительные в родительном падеже м и о жес т в с и и о г о числа.
Абрикос, яблоко, договор, мандарин, полотенце, басня, помидор, кочерга, блюдце, сапог, рельс, сабля, северянин, грамм, солдат, татарин, минчанин, таджик, носок, сын, друг, курица, килограмм, дворянин, ущелье, платье, лист, князь, муж, полено.
145*. Поставьте данные имена существительные в творительном падеже. Найдите разницу в окончаниях. Сформулируйте правило.
Поэт А. С. Пушкин, город Пушкин, композитор А. П. Бородин, ноле Бородино, писатель А. П. Чехов, город Чехов, А. И. Герцен, Чарльз Дарвин, стремя, мать, путь, сосед, время.
Назовем некоторые суффиксы имен существительных: значение человека по роду деятельности; орудия действия, приспособления
от вл е ч ен н ое з н ач е 11 не 3) -ишк(а), -ищ(е),
-ожж(П).
уменьшительно-ласкательное значение
-внок(?), -ушк(а), -чик(а), -еньк(а)
Наиболее употребительные приставки перечислены в разделе «Словообразование».
146. Запишите по 2-3 существительных с суффиксами со значением: а) профессии, лица; б) уменьшительно-ласкательным: в) предмета; г) отвлеченным. Выделите основу и все морфемы слова. Определите склонение записанных существительных.
147. Прочитайте стихотворные отрывки из произведений русских поэтов. Назовите их авторов. Выделите суффиксы существительных. Какое значение они придают словам? Что объединяет эти тексты? В текстах ТТ и III найдите сравнения, раскройте их изобразится ьно-вы разительный смысл. I. Девицы, красавицы,
Душеньки, подруженьки2, Разыграйтесь, девицы; Разгуляйтесь, милые! Затяните песенку, Песен ку заветну ю, Замани ге м од од і ш К хороводу2 нашему. Как заманим молодца,
Как завидим издали, Разбежимтесь, милые, Закидаем вишеньем, Вишеньем, малиною, Красною смородиной, lie ходи подслушивать Песенки заветные, Не ходи подсматривать" Игры наши девичьи. П. На святой Руси, нашей матушке,
Не найти, не сыскать такой красавицы: Ходит плавно - будто лебедушка; Смотрит сладко - как голубушка; Молвит слово - соловей поет; Горят щеки ее румяные, Как заря па небе Божием; Косы русые, золотистые, В ленты яркие заплетенные, По плечам бегут, извиваются, С грудью белою цалуются. Во семье родилась она купеческой, Прозывается Аленой Дмитревной. III. В это утро вместе с солнышком Уж из тех ли темных зарослей Выплывала, словно зоренька, Белоснежная лебедуш ка.
У побережья зеленого, Наклонив головки нежные, Перешептывались лилии С ручейками тихозвонными.
Позади ватагой стройною Подвигались лебежатушки,
II дробилась гладь зеркальная На колечки изумрудные.
^ ""Ч 1. Произведите фонетический. словообразовательный и мор-
фологический анализ выделенных слов.
2. Найдите слова, в которых присутствует орфограмма: правописание гласных после шипящих и ц. Объясните их написание.
Общее грамматическое значение прилагательного - LLJ признак предмета.
Морфологические признаки -- изменение по родам, числам, падежам. Согласуется с именем существительным.
Синтаксические признаки - в предложении может быть определением или сказуемым.
По значению выделяются три разряда прилагательных: к а ч е с т в е н н ы е, о т и о с и т е л ь н ы е. п р и т я ж а т е л ь н ы е.
Качественные называют" признак по величине (большой), возрасту (старый), цвету (белый), весу (легкий), внешнему виду (красивый), внутренним качествам (добрый) и т. д.
Относительные обозначают материал, из которого сделан предмет (стеклянная стена), указывают на признак предмета по отношен ню к месту (московские улицы), ко времени (зимнее у тро), к назначению предмета (спортивная одежда), к действии) (моечная машина).
Притяжательные обозначают признак предмета по его принадлежности к любому человеку или животному (отцова шапка, лисий хвост).
Их суффиксы: -ии (-ын), -ов (-ев), -иг/ (-и).
Прилагательное может изменять свое значение. Так, относительное прилагательное медвежья в словосочетании медвежья шуба может статі, качественным медвежья походка, притяжательным - медвежья берлога.
149*. I. Образуйте ирилагательные от указанных слов, составьте с ними словосочетания, употребив их в значении качественных, относительных, притяжательных (где это возможно).
Образец: белка - беличий; беличье дупло, беличья шуба.
Птица, дерево, лиса, жемчуг, серебро, яблоня, старик, дождь, брат, туман, золото, моряк.
II. Распределите словосочетания в зависимости от разряда при-лагательных.
Глиняный кувшин, бархатный занавес, бархатный голос, сердечная встреча, сердечная боль, зимний вечер, крутая гора, крутой характер, серое платье, серый спектакль, спортивная обувь, спортивная походка, дремучий лес, дремучий че-ловек, лебединый пух, лебединая песня, медвежья услуга, медвежья лана, медвежья шуба, зеленая шляпа, голубое небо, голубые мечты, голубые глаза.
fy ! Качссгвенныс прилагательные имеют- дне формы - полну к» н краткую (старый - стар, красивый - красив).
Относительные прилагательные имеют только полную форму (зимний, вчерашний).
Цритяжательные прилагательные в именительном надеже имеют только краткую форму, в остальных падежах обе формы.
У кратких прилагательных после шипящих на конце слова не пишется ь: хорош, пахуч, горяч.
Краткие прилагательные не изменяются гю падежам.
150. Прочитайте отрывок из повести В. Короленко «Лес шумит». Выпишите словосочетания «прилагательное + существительное*, укажите род, число, палеж прилагательных. Назовите прилагательные по их грамматическим разрядам. Напишите сочинение- миниатюру «Здравствуйте, легкие звезды пушистого, первого снега» (11. Тургенев), используйте все разряды прилагательных.
Лес шумел...
В этом лесу всегда стоял шум - ровіт.лі. протяжной, как отг. досок далыг. звона, спокойней и смути..й, как тих..я песня без слов, как (ни, пе)ясп.. воспоминание о прошедшем."4
В нем всегда стоял шум, потому что это был стар... дремуч.. бор, которого (не, нп)к..садись еще пила и т..пор лес- пика?барышнпка. Высок., столетн,. сосны с краен., могуч., о волам и стояли хмур;., ратью, плотно сомкнувшись вверху зелен., вершпнамт!. (В)низу было тихо, пахло смолой; сквозь полог сосной., пго.т, которыми была усыпана почва, пробились ярк.. пап..р..тннки, пышно ра..кинувш..еся"" пр..чудли- B..IO бахромой и стоявшие (не, пи)движимо, (ни, не)шелохну в листом. В сыр., уголках тянулись высок., стеблями зелен., трапы; бел., кашка склонялась отяжелевш..ми головками. как(будто) в тих., истоме. А (в)верху, (без)коица и перерыва, тянул леей., шум, точно смути., вздохи стар., бора.
Перед суффиксом -к- после согласного (кроме й и ши- LU пящего) появляется беглый гласный о (низкий - низок), в остальных случаях - е (ясный. - ясен). Прилагательные остёр, хитёр, силён, умён надо запомнить, как и прилагательные без беглых гласных: храбр, добр, бодр, щедр, мудр, быстр, смугл и др.
Форму па -снен образуют- прилагательные с ударным суффиксом -енн(ый) (кроме своевременный - своевременен и блаженный блапсен).
151. Образуйте от указанных прилагательных их краткую форму. Сгруппируйте прилагательные но способу образования краткой степени. Сделайте вывод. От всех ли прилагательных можно образовать их краткую форму?
Хороший, светлый, горячий, умный, дружный, ясный, мудрый, рыжий, летучий, хитрый, звонкий, тр..скучий, злой, интересный, дружественный, острый, могучий, крепкий, бл..женный. красный, нарядный, маленький, обыкновенный, робкий, лиловый, таинственный, величественный, буланый, вор..пой, мгновенный, бодрый, мягкий, полезный, неизменный, старинный, родной.
152". Прочитайте текст из повести М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Какие слова и словосочетания вы здесь считаете ключевыми?
Изложите коротко ту часть из истории города Гдунова, которая связана с Аленой Осиновой. Дайте свое толкование финала главы «Голодный город», откуда взят этот отрывок. Вставьте недостающие знаки препинания.
Дело в том, что в это самое время на выезд., из города, в сл..бод.. Навозной, цв..ла красотой носа?ская(> жена Алена Оси нова." (По) видимому эта жен?щина представляла собой тин той сла?кой русс к., красавиц., при взгляд.. на которую человек (не, пи)загорает?ся страстью, но чу?ству..т что все его существо (по)тихоньку та..т. При средн..м росте, она бы-ла полна, бела и румяна; имела больш.. сер.. глаза навыкате. (не, ни)то бе?тыж... (не, пи)то застенчив.., пухл., вишнев., губы, густ.., хорошо очерче(и, и и) ые брови, (темно)русую косу до пят и ходила по улиц., «серой утиц..й». Муж ее, Дмитрии Прокофьев, занимался ямщиной6 и был тоже под стать жен..: молод крепок красив. Ходил он в и лисов..6 поддев к..г> и в поярков.." грешневике6, расцвече(н, нн)ом па- вьими перьями. И Дмитрий (не, ни)чаял душ., в Алеик.., и Аленка (не, ни)чаяла душ., в Дмитр.. . Частенько и..хаж..вали оии в соседи., кабак и, счас?ливые, расп..вали там вместе песни. Глуновцы(же) просто (не, ни)могли нарадоват?ся на их согласи., жизнь.
153. Укажите?, откуда взяты эти отрывки. Выпишите из текстов словосочетания «прилагательное + существительное». Определите род, число, падеж прилагательных.
Дайте характеристику кратких прилагательных, укажите их стилистическую и синтаксическую роль в предложении.
I. Итак, она звалась Татьяной. Ни красотой сестры своей, Ни свежестью ее румяной Не привлекла б она очей. Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная боязлива, Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой.
П. Правду молвить, молодица Уж и впрямь была царица: Высока, стройна, бела, И умом, и всем взяла; Но зато горда, ломлива. Своенравна и ревнива.
III. Как і ом но был он молчалив. Как пламенно красноречив, В сердечных письмах как небрежен!
Как взор его был быстр и нежен, Стыдлив и дерзок...
Написание окончаний прилагательных проверяется с по-
МОЩЬЮ вопроса: надо найти существительное, от которого оно зависит, и от.этого существительного задать вопрос к прилагательному. Окончание вопроса подскажет окон-чание у прилагательного:
каким? ым (-им)
(в, о) каком? ом (-ем)
к а к о г о? -ого (-его)
У прилагательных в мужском роде в им. и вин. падежах в безударном окончании пишется -ый (-ий).
154. Проверьте вопросами окончания прилагательных: если вопрос какой? - определяйте род.
Не тщедушн.. сверч..к за печкой, Не ппчу..ка в ттромокш.лі мгле -
Я хотел бы прозрачн.. речкой Пробежать по родной земле. Буд..т утро зв.леть осокой. Распрямится земная стать. Я хотел бы горой высок.. В пограничн.. районе встать. Окружен..й цветным раздольем, Бл..годарн..й любви людской, Я хотел бы пшеничн.. полем К горизонту пр..пасть щекой...
(С. Остр о в о й.)
Образуйте по 5 прилагательных следующими способами: 1) только прибавлением приставки: 2) с помощью суффиксов; 3) приставочно-суффиксальпым способом: 4) сложением основ. Выделите все морфемы в словах.
гуч При прибавлении приставок не-, без-, де-, анти- к нри- Li-J лагательным у них появляется значение, противополож-ное значению исходного слова, в результате возникают антонимы.
Прибавлением приставки пре- образуется слово со значением, близким к «очень».
Выпишите из любого фразеологического словаря не менее 10 фразеологических выражений, содержащих прилагательные. Дайте им полную морфологическую характеристику.
157*. Выпишите из толкового словаря русского языка (любое издание) словосочетания с прилагательными: золотой, волчий, лебединый, медный, свинцовый, в которых эти прилагательные были бы сначала относительными, потом качественными. К качественным прилагательным подберите синонимы.
Нн пишется в прилагательных:
LA^ 1) образованных от существительных с помощью суффиксов -енн-, -они-, клюквенный, искусственный, пенсионный:
образованных от прилагательных с помощью суффикса -енн-: высоченный, здоровенный;
образованных от существительных с основой на н + суффмкс -к-: длина + н - длинный, истина +н - истинный;
образованных от существительных на -мя: время - временной, пламя - пламенный (от косвенного падежа - »/.);
5) образованных от приставочных глаголов: наношенное пальто, ускоренный темп.

Окт 05 2010

Слова в русском языке распределяются по классам, которые называются частями речи. Современная научная классификация частей речи основывается на учете следующих признаков:
1) общее грамматическое значение (предмета, действия, признака предмета, признака действия, количества);
2) общая система изменения (существительные склоняются, прилагательные склоняются, глаголы спрягаются и т. д.);
3) общая синтаксическая функция.

По этим признакам выделяют следующие части речи.

1. Имя существительное обозначает предмет в широком смысле; имеет род, изменяется по числам и падежам; в предложении обычно бывает подлежащим или дополнением.
2. Имя прилагательное обозначает признак предмета; изменяется по родам, числам и падежам, согласуясь с существительным; в предложении выполняет функцию определения или именной части составного сказуемого.
3. Имя числительное обозначает количество; изменяется по падежам; может быть подлежащим, сказуемым, дополнением, определением.
4. Местоимение как часть речи выделяется в школьной традиции на основе присущей ему указательной функции. Местоимения – это слова, которые ничего не называют, но указывать могут и на предметы (ты, никто, некто, он), и на признаки (какой-то, некоторый, тот), и на количество (сколько, несколько).
5. Глагол обозначает действие или состояние; спрягается (изменяется по лицам и числам); чаще всего в предложении является сказуемым.
6. Наречие обозначает признак действия или признака, т. е. прилагательного; не изменяется; является обстоятельством, реже – определением.

Это самостоятельные, или знаменательные, части речи. В предложении они являются его членами. Выделяют также служебные части речи, которые не способны самостоятельно быть членами предложения:

1. Предлог служит для связи слов в словосочетаниях и предложениях (в, из-за, через, в течение, вследствие).
2. Союз служит для связи однородных членов предложения и предложений (а, но, ибо, как будто и др.).
3. Частица вносит дополнительное значение в предложение – отрицание, сомнение, вопрос, усиление и т. д.: (не знал об этом; Неужели ты не знал об этом?; Даже он не знал об этом; Знал ли он об этом?).
Выделяется также группа звукоподражательных слов и междометий, которые не являются членами предложения, ничего не называют, но выражают чувства и побуждения. В речи они выступают как нечленимые предложения: Ах! Да! Ну! Ура! Мяу-мяу, кис-кис.
Рассмотрим каждую группу более подробно. Итак, имя существительное – это самостоятельная часть речи, самая многочисленная в русском языке. Она называет явления действительности:

Названия предметов и вещей;
названия живых существ;
названия событий и явлений общественной жизни;
названия явлений природы;
названия веществ;
названия отвлеченных свойств и признаков.
Таким образом, одним из главных грамматических признаков существительного является его предметность. По составу различают несколько групп существительных:
нарицательные и собственные;
отвлеченные и конкретные;
одушевленные и неодушевленные;
собирательные и вещественные.

К нарицательным относят такие существительные, которые обозначают обобщенные наименования явлений и предметов. Они называют группы однородных предметов. К таким существительным относятся, например созвездие, река, студент и т. д.
Собственные существительные называют конкретный предмет или явление, например Россия, Германия, Енисей и т. д. В свою очередь собственные существительные подразделяются на отдельные группы: имена, прозвища, фамилии людей (Николай, Чижик, Базаров); географические и территориальные названия (Темза, Петровка, Смоленщина и т. д.); наименования праздников, исторических событий и т. д.
Неодушевленные существительные называют неживые предметы, например машина, дом, станок и т. д. а одушевленные, наоборот – живые, например барсук, комар, лиса, лошадь, медведь и т. д.

Конкретные существительные называют конкретный предмет, события, факты, животное и т. д.
Отвлеченные существительные характеризуют отвлеченные понятия, качества, свойства, действия.
Вещественные существительные характеризуют то или иное вещество, кислород, водород, соль и т. д.
Собирательные существительные объединяют множество однородных предметов в одно целое, например молодежь, крестьянство, купечество и т. д.
Что касается имени прилагательного, то по лексико-грамматическим особенностям различают качественные и относительные.

Качественные прилагательные характеризуются тем, что обозначают признак, принадлежащий предмету непосредственно. Качественные прилагательные по роду признаков подразделяют на несколько тематических групп: признаки эмоционального состояния человека (печальный, веселый), признаки цвета, признаки пространства и места (узкий, просторный), признаки качества (плохой, хороший), нравственно-интеллектуальные признаки (трусливый, бессердечный).

Относительные прилагательные обозначают признак, указывающий отношения этого предмета к другим предметам. В свою очередь относительные прилагательные подразделяются на группы: собственно-относительные (стеклянная посуда, каменный пол, железные перила); притяжательные прилагательные (мамина заколка, бабушкины лепешки, медвежья лапа); порядковые прилагательные (седьмой день, первый игрок, третий брак). Собственно-относительные в свою очередь подразделяются на несколько подгрупп. Обусловлены они различными отношениями: отношением к действию (сверлильный станок, обеденный стол, стиральная машина); отношением ко времени или к месту (привокзальная площадь, дневное задание); отношением к другому предмету (журнальный столик, грозовая туча, хрустальная ваза). Иногда в переносном употреблении относительные прилагательные переходят в разряд качественных (каменное лицо, мирный разговор, сердечная беседа, стальные мускулы, золотые руки).
Различают несколько словообразовательных типов притяжательных прилагательных: прилагательные с суффиксами -он-, -ов– (отцова шапка, белкина норка); прилагательные с суффиксами -ск– (лермонтовские стихи, тургеневские девушки); прилагательные с суффиксом -j– (овечья шерсть, волчья лапа); прилагательные с суффиксом – ин– (крысиный хвост, куриное яйцо).

У числительного тоже есть ряд отличительных лексико-грамматических особенностей. Существуют количественные числительные (восемь больше шести), числительные целых единиц и дробные (одна пятая посевов). Существует также такая разновидность, как собирательные числитетельные (четверо, семеро).
Выделяются несколько типов местоимений:
местоимения-существительные (что-то, кто-то, ты, я, он, некто, они, себя);
местоимения-числительные (столько же, сколько);
местоимения-прилагательные (мой, твой, который, какой, чей).

В рамках местоимений выделяется несколько лексико-грамматических разрядов: личные и лично-указательные местоимения (вы, мы, он, ты, я); возрастные местоимение (себя); определительные местоимения (весь, всякий, каждый, иной); указательные местоимения (этот, тот, этакий, оба); притяжательные местоимения (наш, ваш, мой, твой); отрицательные местоимения (никакой, ничей, ничего); вопросительно-относительные местоимения (кто, что, какой, чей, который); неопределенные местоимения (чей-то, кто-либо, что-либо, нечто, некто, кое-кто, что-то).

Среди наречий выделяют две разновидности:
производные (образуются от знаменательных частей речи);
непроизводные(около, тут, где, тогда, очень, чуть).
Предлоги различают первообразные, возникшие еще очень давно. К таковым можно отнести (за, на, от, над, под, через, для, перед). Бывают они производные, наречные, отглагольные, отыменные, составные, простые.

Частицы вносят в предложения различные смысловые и модальные оттенки. Различают несколько видов частиц: уточняющие (точно, именно, как раз, ровно), указательные (вон те, вот, это, то), выделительно-ограничительные (единственно, только, лишь, почти), усилительные (уж, даже, уже, и), уступительные (все же, все ж таки), вопросительные (неужели, разве), побудительные (пусть, давай, а ну), утвердительные и отрицательные (отнюдь не, точно), формообразующие и словообразовательные. Междометия различают эмоциональные, побудительные).

Иногда одни грамматические формы могут употребляться в значении других. Таким образом, речь стилистически окрашивается. Здесь речь идет о глагольных формах. Например, глагол настоящего времени может быть взят для обозначения прошедшего. Таким образом, происходит наглядное представление действий. Порой глагол в настоящем времени используется для обозначения событий, которые должны произойти в ближайшем будущем: «Прощай, любимый город, уходим завтра в море».

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. Ответ на билет № 14 . Литературные сочинения!

I. Постоянные:

Исключения:

Одушевленные

Неодушевленные

2) Слово персонаж;

a. Мужской

b.Женский

c. Средний

d. Общий (сластена, коллега)

II. Непостоянные:

a. Именительный

b.Родительный

c. Дательный

d. Винительный

e. Творительный

f. Предложный

· Подлежащие: Свет отражался в окне.

· Сказуемое: Волга – это судоходная река .

· Дополнение: Я вижу берег.

· Обстоятельство: Летом мы уезжаем на юг.

· Определение: Дело о наследстве

"стена" "стол" или "окно" "цепь" . Например:

1) Стоять на остановк... Е , значит, на остановкЕ ).

2) Стояли на рейд... Е , значит, на рейдЕ ).

3) Не нуждаться в помощ.. И , значит, в помощИ ).

Исключения из правила : существительные на -ий, -ия, -ие И , в недоумениИ , в санаториИ -ья, -ье с существительными на -ий, -ия, -ие : в лунном сиянИИ (сиянИЕ ), но в лунном сияньЕ (сиянЬЕ , проверяем "в столе "), сказать НаталИИ , но сказать НатальЕ (НаталЬЯ ), быть на свиданИИ (свиданИЕ ), но быть на свиданЬЕ (свиданЬЕ , проверяем "на столе ").

Имя прилагательное: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении, правописание окончаний прилагательных.

Имя прилагательное обозначает признак предмета, его качество и отвечает на вопросы какой? чей?.

Морфологические признаки:

I. Постоянные:

1) Разряд:

a. Качественные обозначают признак предмета, определяющий его качество. (горячий)

b.Относительное называют признак по отношению к материалу, месту действию, отвлеченному понятию. (золотой)

c. Притяжательное обозначают принадлежность предмета к какому-либо лицу и животному.

2) Степень сравнения только у качественных прилагательных:

a. Сравнительная (ближе, сильнее)

b.Превосходная (ближайший сильнейший)

a. Краткая только у качественных (горячий – горяч)

II. Непостоянные:

Прилагательное чаще всего выступает в роли определения: Небо было голубое . Также может входить в состав сказуемого: Вода нам показалась чрезвычайно холодной .

Правописание окончаний:

1. В форме именительного падежа единственного числа прилагательные мужского рода под ударением имеют окончание -ой (гнедой), в безударном положении - -ый (лживый), после мягких, шипящих и заднеязычных согласных - -ий (зимний, пеший, рыбацкий).
Примечания: Запомните: иногородний.
В остальных словах с корнем город- окончание -ый (пригородный, загородный).
Запомните: бескрайний и бескрайный.

2. Притяжательные прилагательные на -ий, -ья, -ье. -ьи во всех падежах, кроме именительного и винительного единственного числа мужского рода, пишутся с ь (птичьего, птичья, птичье, птичьи, птичьих и т. д.; ср. птичий).
Примечание. В данных прилагательных –ий является суффиксом (а не окончанием) и сохраняется во всех падежных формах.

Исторический комментарий . Краткие прилагательные в современном русском языке по падежам не изменяются, однако во фразеологизмах можно встретить устаревшие падежные формы, в которых пишется -у (на босу ногу, по белу свету, на скору руку). В древнерусском языке краткие прилагательные склонялись как существительные.

Глагол: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении, правописание суффиксов в глаголах

Глагол как часть речи обозначает действие и отвечает на вопросы: что делать? что делает? что сделать? что сделает?

Признаки:

a. Совершенный

b. Несовершенный

2. Переходность

a. Переходные глаголы обозначают действие, которое направляется на объект, выраженный винительным падежом без предлога (прямое дополнение)

b. Непереходные глаголы не могут иметь при себе прямое дополнение

3. Наклонение

a. Изъявительное обозначает действие как реальный факт, протекающий во времени, т.е. действие которое происходило, происходит или будет происходить в будущем;

b. Повелительное выражает побуждение к действию;

c. Сослагательное обозначает действие, которое могло бы иметь место при каких-то определенных условиях, или действие желательное.

a. Настоящее

b. Прошедшее

c. Будущее

5. Спряжение - это изменение глагола по лицам и числам.

Правописание суффиксов:

1) Суффиксы -ова-,-ева- пишутся в инфинитиве и в прошедшем времени, если в форме 1-го лица ед. ч. настоящего времени глагол оканчивается на –ую, -юю: беседовал – беседую

2) Суффиксы –ыва-, -ива- пишутся в инфинитиве прошедшего времени, если в форме 1-го лица ед.ч. настоящего времени глаголы заканчиваются на –ываю, -иваю: откладывал – откладываю.

Примечание в глаголах застревать, затмевать, намереваться, проделывать пишется суффикс –ева-.

3) В переходных глаголах пишется суффикс –и-, в непереходных –е-: обезлесить (лишить леса) – обезлесеть (лишиться леса).

4) У глаголов в форме прошедшего времени перед суффиксом –л- пишется та же гласна, что и в основе инфинитива.

Правописание приставок

1. Гласные и согласные в приставках (кроме приставок на -З, -С)

Гласные и согласные в приставках В-, ДО-, ЗА-, НА-, О-, ПЕРЕ-, ПО-, ПРО-, С-, ОБ-, ОТ-, НАД-, ПОД-, ПОДО-, ПРЕД- и др. на письме не изменяются, независимо от произношения. Для них характерно традиционное написание.

2. Буквы З, С на конце приставок

В приставках, оканчивающихся на -З(БЕЗ-, ВОЗ-, ВЗ-, ИЗ-, НИЗ-, РАЗ-, РОЗ-, ЧРЕЗ-, ЧЕРЕЗ-) перед гласными и звонкими согласными пишется З , перед глухими - С .Приставки З- в русском языке нет.

3. Буквы О, А в приставках РОЗ-, РОС-, РАЗ-, РАС-.

В приставках РОЗ-, РОС-, РАЗ-, РАС- под ударением пишется О, без ударения – А

4. Буквы Е, И в приставках ПРЕ-, ПРИ-.

Приставка ПРИ- указывает на приближение, присоединение, на неполноту действия. Приставка ПРЕ- обозначает высшую степень признака и близка по значению к слову ОЧЕНЬ или имеет такое же значение, как у приставки ПЕРЕ-. Если значение приставок ПРЕ-, ПРИ- сомнительно, необходимо обращаться к словарю

5. НЕ и НИ в местоимениях и отрицательных наречиях

В неопределенных и отрицательных местоимениях, а также в отрицательных наречиях под ударением пишется приставка НЕ-, без ударения - НИ.

Прямая речь и диалог

Обособленные обстоятельства


Имя существительное: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении, правописание Е И в окончаниях существительных

Имя существительное как часть речи включает в себя слова с предметным значением в широком смысле (стол, окно и т.д.) существительное отвечает на вопросы кто? и что?.

Морфологические признаки имени существительного:

I. Постоянные:

1) Нарицательные и собственные

2) Одушевленные и неодушевленные

Исключения:

Одушевленные

1) Слова мертвец, покойник, кукла (игрушка), матрешка, марионетка, адресат;

2) Название некоторых карточных фигур: король, туз, козырь, валет, дама;

3) Название некоторых шахматных фигур: ферзь, король, слон, конь;

4) Существительные среднего рода на –ище, обозначающие сказочных персонажей: чудовище, страшилище;

5) Существительные в переносном значении: тюфяк (матрас неодуш.) - тюфяк («мягкотелый человек» одуш.); при обратном переносе существительные сохраняют категорию одушевленности: змей – воздушный змей.

Неодушевленные

1) Собирательные существительные: народ, толпа, войско, стая;

2) Слово персонаж;

3) Названия микроорганизмов: микроб, бактерия и т.д., а также слова типа эмбрион, куколка, личинка и т.п.

3) Конкретные, отвлеченные, собирательные и вещественные

a. Конкретные – предметы и явления

b.Отвлеченные – действия, признаки, состояния

c. Собирательные – совокупность предметов или лиц

d. Вещественные – вещество или однородную по составу массу

a. Мужской

b.Женский

c. Средний

d. Общий (сластена, коллега)

5) Склонение (несклоняемые: м.р. кофе, портье, конферансье, кенгуру, фламинго; ж.р. леди, мадам; ср.р. кашне метро)

a. Первое женский и мужской род на –а, -я;

b.Второе мужской и средний на –о, -е и нулевое окончание;

c. Третье женский род с нулевым окончанием

II. Непостоянные:

a. Именительный

b.Родительный

c. Дательный

d. Винительный

e. Творительный

f. Предложный

a. Единственное (только ед.ч. молоко, студенчество)

b.Множественное (только мн.ч. ножницы, ворота)

В предложении может выступать в функции любого члена:

· Подлежащие: Свет отражался в окне.

· Сказуемое: Волга – это судоходная река .

· Дополнение: Я вижу берег.

· Обстоятельство: Летом мы уезжаем на юг.

· Определение: Дело о наследстве задерживает меня еще надолго.

Безударные окончания имен существительных нужно проверять проверочными словами с ударным окончанием Для этого используем всего три слова для существительных каждого склонения: для существительных 1-го склонения это слово "стена" , для существительных 2-го склонения - это слово "стол" или "окно" , а для существительных 3-го склонения - "цепь" . Например:

1) Стоять на остановк... ("остановка" - это существительное 1-го склонения, проверяем словом "стена": стоять на стенЕ , значит, на остановкЕ ).

2) Стояли на рейд... ("рейд" - существительное 2-го склонения, проверяем словом "стол": стоять на столЕ , значит, на рейдЕ ).

3) Не нуждаться в помощ.. ("помощь" - существительное 3-го склонения, проверяем словм "цепь": не нуждаться в цепИ , значит, в помощИ ).

Исключения из правила : существительные на -ий, -ия, -ие не подчиняются правилу проверочного слова, в них всегда рядом с буквой И стоит вторая буква-окончание И: возле станциИ , в недоумениИ , в санаториИ . Обращаю ваше внимание на то, что нужно быть внимательными и не путать существительные на -ья, -ье с существительными на -ий, -ия, -ие : в лунном сиянИИ (сиянИЕ ), но в лунном сияньЕ (сиянЬЕ , проверяем "в столе "), сказать НаталИИ , но сказать НатальЕ (НаталЬЯ ), быть на свиданИИ (свиданИЕ ), но быть на свиданЬЕ (свиданЬЕ , проверяем "на столе ").