Восточнее Междуречья простирается обширное Иранское нагорье, окруженное со всех сторон горами. На востоке оно граничит с долиной реки Инд, на севере доходит до Каспийского моря, а на юге – до Персидского залива. На большей его части расположены выжженные солнцем пустынные равнины Деште-Лут и Деште-Кевир (Большая Соляная пустыня). Дождей здесь всегда выпадало крайне мало, а немногочисленные реки были маловодны, многие из них пересыхали во время засухи, поэтому вода здесь являлась большой ценностью. Земледелием здесь можно было заниматься только на западе, в долинах рек, зато были хорошие условия для развития скотоводства: в жаркое время года скот перегоняли на тучные горные пастбища. Кроме того, горные районы были богаты лесом и природными ископаемыми, такими как медь, железо, серебро и свинец. Населяли Иранское нагорье многочисленные племена, некоторые из которых упоминаются в месопотамских летописях. Самым крупным племенным объединением, населявшим эту территорию, были эламиты, завоевавшие расположенный на плодородной равнине древний город Сузы и основавшие там могущественное государство Элам. В ассирийских летописях можно встретить также упоминания о населявших эти земли в IX в. до н. э. крупных союзах племен мидян и персов. В VII в. до н. э. на этой территории появилось сильное государство Мидия, а затем и Персидское царство, во главе которого стоял царь Кураш (Кир) Ахеменид. Следует отметить, что персидские правители считали своим родоначальником легендарного вождя Ахемена, жившего в VIII–VII вв. до н. э. Наибольшего могущества персидская держава достигла при преемнике Кураша – Кире II Великом.

Рождение империи

Кир II Великий (558–529 гг. до н. э.)

Кир Великий (рис. 4) был одним из крупнейших вождей персов. Ни один из правителей прежде не обладал таким огромным государством и не одерживал столько блистательных побед, как Кир II.

Рис. 4. Кир II Великий


Считается, что именно он является подлинным создателем Персидского государства, объединившим под своей властью персидские племена – мидийцев и пасаргадов. Существует много легенд, рассказывающих о детстве и юности этого великого правителя, но почти в каждой из них подлинные исторические сведения причудливо переплетаются со сказочными преданиями. Одни легенды повествуют, что Кир был подкидышем, которого воспитали пастухи, в других рассказывается, что его, как Ромула и Рема, вскормили дикие звери.


Согласно сведениям, оставленным Геродотом, матерью Кира была дочь мидийского царя Астиага – Мандана, которой предсказали, что она родит сына, который станет владыкой мира. Царь Астиаг, испугавшись пророчества, приказал знатному мидийцу Гарпагу убить младенца, но он отдал малыша пастуху и его жене, а те, вместо того чтобы оставить ребенка на съедение диким зверям, вырастили мальчика как собственного сына. Когда Киру было десять лет, за незначительный проступок его доставили к царю Астиагу, который признал в нем своего внука, заставил его приемного отца рассказать правду и жестоко наказал Гарпага за обман. Мальчика же в целости и сохранности отправили к настоящим родителям в Персию.

Когда Кир вырос, он стал храбрым воином, а в 558 г. до н. э. – царем персов, чье государство в этот период находилось в зависимости от царей Мидии. Новый властитель решил положить этому конец и в 550 г. до н. э. захватил мидийскую столицу Экбатану и присоединил Мидию к своему государству. По сведениям вавилонских историков, «серебро, золото и прочие сокровища Экбатаны были разграблены и унесены в Аншан». На месте решающего сражения с мидийцами была построена первая столица Персидского царства – город Пасаргады. На этом Кир не остановился: он мечтал о создании великого и могущественного Персидского государства.

В VI в. до н. э. возник древнеперсидский календарь. Он состоял из двенадцати лунных месяцев по 29 или 30 дней, которые в сумме составляли только 354 дня, поэтому каждые три года добавляли еще дополнительный тринадцатый месяц.

Продолжая свою завоевательскую политику, Кир Великий захватил Армению, Парфию и Каппадокию. Разгромив войска лидийского царя Креза, который был известен во всем Древнем мире как обладатель несметных богатств, Кир присоединил к своим владениям и эту страну. Историк Геродот сообщал, как лидийский царь Крез вопрошал аракула в Дельфах, начинать ли ему войну с Персией, и получил ответ: «Если царь пойдет войной на персов, то сокрушит великое царство». А когда разгромленный и попавший в плен Крез упрекнул дельфийских жрецов в обмане, те заявили, что в войне действительно сокрушено великое царство, но не Персидское, а Лидийское.

Следует отметить, что не только персы были заинтересованы в создании огромной державы: почти все население Передней Азии давно нуждалось в сильном государстве, способном обеспечить безопасность торговых путей и относительную стабильность для деятельности финикийских и малоазийских купцов, заинтересованных в расширении своей торговли и открытии единого рынка между Западом и Востоком. На пути к созданию такого могущественного государства стоял Вавилон, который, несмотря на его мощные, почти неприступные стены, Кир Великий сумел взять осенью 539 г. до н. э. Тогда он проявил себя как величайший политик и дипломат: когда зажиточные граждане и жрецы без боя открыли персам городские ворота, жителям была обещана неприкосновенность, а для самого Вавилонского царства сохранена некоторая самостоятельность – Вавилон стал одной из резиденций Кира Великого.

О мирном вступлении персидского войска в Вавилон рассказывает манифест Кира, в котором он сообщает, что захват города был вынужденной мерой, и желанием царя было лишь защитить его от других врагов: «Забота о внутренних делах Вавилона и обо всех его святилищах тронула меня. И жители Вавилона нашли исполнение своих желаний, и бессчетное иго было снято с них… Мардук, великий владыка, благословил меня, Кира, царя, чтящего его, и Камбиза, моего сына, и все мое войско милостью…». После Вавилона персидские войска двинулись далее к побережью Средиземного моря. Присоединив к своим владениям земли Палестины и Финикии, царь Кир восстановил Иерусалим и многие финикийские города и разрешил евреям вернуться из вавилонского плена на свою родину. В Палестине было создано теократическое государство во главе с верховным жрецом, который был одновременно военачальником и судьей.

Присоединяя к своей державе покоренные земли, персы не разрушали завоеванные города, а напротив, уважали чужие традиции, веру и культуру. Покоренные земли лишь объявлялись сатрапией (провинцией) Персии и облагались данью. Кир провозгласил себя «царем вселенной, великим царем, сильным царем, царем Вавилона, царем Шумера и Аккада, царем четырех стран света». Под властью персов оказалась огромная территория, простиравшаяся от Ирана и Средней Азии до Эгейского моря. Последним независимым государством на Ближнем Востоке оставался только Египет.

Однако Кир не решился на поход в далекий Египет, так как на востоке было очень неспокойно. Там обитали нападавшие на персидские владения из Средней Азии многочисленные племена саков и массагетов, непрекращающиеся войны с которыми велись вплоть до 529 г. до н. э., пока в одной из них Кир не погиб. По свидетельству древнегреческого историка Геродота (484–425 гг. до н. э.), было разгромлено и все его войско: «Большая часть персидского войска пала на месте сражения, сам Кир был убит». В своей «Истории» он рассказывает легенду о том, что царица массагетов Томирис поклялась досыта напоить Кира кровью, поэтому после победы над персами она приказала найти его тело, и, отрубив ему голову, положить ее в кожаный мех, наполненный человеческой кровью. Завершить строительство столицы Персидского государства Пасаргады Кир Великий так и не успел. Но уже при его правлении на высокой террасе были построены дома из тесаного камня и кирпича, облицованного светлым песчаником, а в центре города был возведен великолепный царский дворец, окруженный прекрасными четырехуровневыми садами и огороженный высокой зубчатой стеной. Вход во дворец охраняли величественные статуи быков с человеческими головами, а внутри располагались пышные царские покои и ападана – зал для торжественных приемов со множеством колонн. До нашего времени сохранилась гробница Кира Великого. Построенная в виде каменного дома с двускатной крышей и небольшой дверью, она расположена на выложенной из камня террасе, к которой ведут семь широких ступеней. Вход в гробницу был украшен изображением символа верховного бога Ахура-Мазды – крылатым солнечным диском. Греческий автор Страбон утверждал, что еще при Александре Македонском на гробнице существовала надпись, гласившая: «Человек! Я Кир, который оставил господство Персии и был господином Азии».

Камбиз II (529–523 гг. до н. э.)

После смерти Кира Великого на престол вступил его старший сын Камбиз. С его приходом к власти в разноплеменном и разноязычном Персидском государстве начались беспорядки. Справившись с ними, Камбиз решил предпринять поход в Египет. В 525 г. до н. э. благодаря своей огромной армии и флоту финикийцев, а также предательству командира греческих наемников и командующего египетским флотом Камбиз сумел покорить Египет и был провозглашен его фараоном, основав таким образом новую, XXVII династию.

Разгром сильного египетского войска так напугал некоторые племена Северной Африки, что они добровольно покорились персам. «Судьба Египта устрашила живших по соседству с Египтом ливийцев, которые сдались персам без боя, сами наложили на себя дань и послали подарки Камбизу. Подобно ливийцам поступили, будучи также перепуганы, киреяне и баркияне», – писал греческий историк Геродот.

Крез – это имя стало нарицательным благодаря легендарному богатству последнего царя Лидии (560–547 гг. до н. э.). Крез прославился не только своим несметным состоянием, но и щедрыми жертвоприношениями Аполлону Дельфийскому. Согласно одной из легенд Крез спросил греческого мудреца Солона, когда тот однажды посетил столицу Лидии – Сарды, можно ли считать владельца столь великих богатств поистине наисчастливейшим из смертных, на что Солон ответил: «Никого нельзя назвать счастливым прежде его смерти».

Став фараоном покоренного Египта, Камбиз также мечтал о завоевании могущественного Карфагена. Но исполнить свои замыслы ему не удалось, так как финикийцы отказались предоставить ему флот для войны со своими соотечественниками, а совершать поход через палящие пески пустыни было крайне опасно. Одержимый победами царь не остановился и решил пойти вглубь африканского материка для покорения богатой золотом Нубии и западных оазисов. Однако экспедиция, направленная им на поиски оазисов, бесследно пропала в песках пустыни, а воины, посланные на завоевание Нубии, погибли – кто от нубийских стрел, кто от изнуряющей жары. Неудачи персов спровоцировали восстание египтян, но персидский властелин, возвратившись в Мемфис, сурово расправился с восставшими – все зачинщики были казнены. Пока Камбиз пребывал в Египте, начались волнения в самой Персии. За время его отсутствия власть в стране захватил его младший брат Бардия, хотя позднее Дарий I утверждал, что власть в стране под видом Бардии была захвачена магом и самозванцем Гауматой. Узнав об этом, Камбиз поспешил вернуться в Персию, но по дороге умер при загадочных обстоятельствах. В Персии началась великая смута: страна стала распадаться, государства, прежде завоеванные персами, начали возвращать себе самостоятельность. Одним из первых отделился Египет.

Таким образом, персам потребовалось лишь около тридцати лет, чтобы возникла великая военная империя. Как и другие подобные ей империи, Персидская была создана при помощи оружия и сохраняла свое превосходство до той поры, пока у власти стояли честолюбивые и отважные предводители.

На пике могущества

Дарий I Великий (522–486 гг. до н. э.)

Осенью 522 г. до н. э. в результате борьбы за власть повелителем Персидского царства стал Дарий I, приходившийся дальним родственником Киру Великому. В наследство ему досталась мятежная Персия. Опираясь на свою армию, Дарий сумел вновь подчинить своей власти отделившиеся территории и страхом удержать их в повиновении. В ходе двадцати сражений, в которых погибли около 150 000 восставших, власть персидского царя была восстановлена на всей территории державы. Не имея возможности вести карательные операции одновременно во всех направлениях, Дарий усмирял одно восстание, а затем ту же армию, при помощи которой подавил первое восстание, бросал против других мятежников.

В знак своих успехов Дарий I повелел высечь на отвесной скале в Бехистуне гигантскую надпись, сообщавшую о первых годах его царствования и об одержанных им победах, на трех главных языках государства: древнеперсидском, аккадском и эламском. Надпись гласила, что до прихода Дария к власти в государстве царили смута и хаос, люди убивали друг друга, а он «умиротворил всех, поставив на место как богатых, так и бедных».

Надпись располагалась на высоте более 100 м над уровнем земли, высота ее вместе с рельефом составляла 7 м 80 см, а ширина – 22 м. Над текстом было помещено изображение верховного бога Ахура-Мазда, протягивавшего Дарию кольцо – символ власти. Сам царь был изображен в полный рост – 172 см, а за его спиной стояли копьеносец и лучник. Дарий попирал левой ногой мага Гаумату, пытавшегося захватить царский престол, рядом стояли скованные цепью девять царей, выступивших против царя. На востоке власть персов распространялась вплоть до реки Инд, на севере Дарий поработил области Средней Азии, а на западе дошел до Эгейского моря и захватил острова, им были вновь завоеваны Египет и Нубия. Таким образом, Персидская империя охватывала огромные территории в Азии и Африке.

«Гаумата – персидский царь, правил в 522 году до н. э. Согласно официальной версии, изложенной Дарием I на Бехистунской скале, Гаумата, мидийский маг (жрец), воспользовавшись отсутствием Камбиса II, находившегося во главе своей армии в Египте, захватил власть в свои руки. Чтобы обосновать свои права на престол, Гаумата выдал себя за Бардию – младшего брата Камбиса, убитого последним еще до своего похода в Египет. Правление Гауматы продолжалось менее семи месяцев. В сентябре 522 г. до н. э. маг был убит». (Энциклопедический словарь).

Восстановив великую империю, созданную Киром и Камбизом, значительно расширив ее границы, молодой правитель персов приступил к ее организации: государство при Дарии I было разделено на двадцать сатрапий, во главе каждой из которых стоял поставленный царем правитель – сатрап («хранитель царства»). Границы сатрапий почти совпадали с рубежами прежних самостоятельных государств. О своих делах сатрапы отчитывались перед царем и должны были следить за процветанием вверенных им провинций и за своевременной уплатой налогов в царскую сокровищницу. У каждого сатрапа был свой придворный штат, не менее пышный, чем царский, с такими же должностями и чинами. Для того чтобы обезопасить царя от предательства, за каждым сатрапом присматривали главный надзиратель, называвшийся «царским оком», а также тайные посланцы-шпионы. Кроме сатрапа, в провинцию назначался еще военачальник, который обязан был защищать ее от врагов, вести борьбу с грабежами и разбоями, охранять дороги. Сатрап должен был следить за военачальником, а военачальник – за сатрапом. Дарий установил новую общегосударственную налоговую систему. Все сатрапии обязаны были платить строго фиксированные для каждой области денежные налоги, устанавливавшиеся с учетом площади обрабатываемой земли и степени ее плодородности. Налогами были впервые обложены также и храмы в покоренных областях.

Персидская армия

Так как власть персов держалась на военной силе, им была необходима хорошо обученная и организованная армия. Персидская армия состояла из пехоты, конницы и колесничных войск, позже в ее состав стали входить и греческие наемники. Еще при Кире были образованы конные полки, в которых легкие военные колесницы заменили более прочными, дышла и колеса которых были оснащены серпами. Сражавшиеся на них воины были одеты в прочные панцири. Легкая персидская конница была экипирована в холщовые панцири, чешуйчатую броню и вооружена мечами, луками и щитами. Тяжелые конники носили латы, закрывавшие все тело воина. Кроме мечей, луков и щитов, она была вооружена длинными копьями. Пехота также делилась на легкую и тяжелую. Легкая пехота была вооружена копьями, мечами, луками и щитами и одета в легкие панцири; тяжелая пехота – саблями, топорами, секирами и носила тяжелые доспехи. О боевых качествах персидских воинов и техническом оснащении их сражений писали многие греческие историки. Так, древнегреческий писатель и историк Ксенофонт в своей «Греческой истории» так описывал сражение знаменитого спартанского царя Агесилая с персидским военачальником Фарнабазом: «Однажды, когда его воины (Агесилая), рассеянные по равнине, беззаботно и безо всяких мер предосторожности забирали припасы, так как до этого случая они ни разу не подвергались опасности, они внезапно столкнулись с Фарнабазом (персидский военачальник), имевшим с собой около четырехсот всадников и две боевые колесницы, вооруженные серпами. Увидя, что войска Фарнабаза быстро приближаются к ним, греки сбежались вместе, числом около семисот. Фарнабаз не мешкал: выставив вперед колесницы и расположившись со своей конницей за ними, он приказал наступать. Вслед за колесницами, врезавшимися в греческие войска и расстроившими их ряды, устремились всадники и уложили на месте до ста человек; остальные бежали к Агесилаю, находившемуся неподалеку с тяжеловооруженными воинами».

Привилегированную часть войска персов составляли так называемые отряды «бессмертных», формировавшиеся только из мидийцев, персов и эламитов. В них были 2000 отборных всадников, 2000 пеших копейщиков и 10 000 пеших воинов. Личная охрана царя, состоявшая только из представителей персидской знати, насчитывала тысячу солдат.

Отличительными знаками «бессмертных» были золотые и серебряные шары, насаженные на тупые концы копий. Во время похода впереди войска несли золотое изображение орла – военного знака Ахеменидов. Подготовка этих воинов начиналась еще в детстве, они должны были прекрасно владеть оружием. Древнегреческий историк Геродот в «Истории в девяти книгах» (V в. до н. э.) писал о воспитании будущих воинов: «Доблесть персов – мужество. После военной доблести большой заслугой считается иметь как можно больше сыновей. Тому, у кого больше всех сыновей, царь каждый год посылает подарки. Ведь главное значение они придают численности. Детей с пяти до двадцатилетнего возраста они обучают только трем вещам: верховой езде, стрельбе из лука и правдивости. До пятилетнего возраста ребенка не показывают отцу: он среди женщин. Это делается для того, чтобы в случае смерти ребенка в младенческом возрасте не доставлять отцу огорчения». Предполагают, что название «бессмертные» появилось потому, что количество воинов в этих отрядах было неизменным: если один из них умирал или погибал, его место сразу же занимал другой.

Основную часть армии составляли персы, которые начинали служить с двадцати лет, а также мидийцы. Воины, находившиеся на службе, ежемесячно получали плату продуктами питания и всем необходимым. Вышедшие в отставку получали небольшие наделы земли и были освобождены от уплаты податей. В случае войны царь собирал огромное ополчение со всего государства: все народы, населявшие огромную ахеменидскую империю, были обязаны выделять для этого определенное количество воинов. В завоеванных землях персидские цари размещали военные гарнизоны; так, например, в Египте постоянно находилась армия в 10 000-12 000 человек. По свидетельству Ксенофонта (не позже 444 г. до н. э. – не ранее 356 г. до н. э.), царь ежегодно производил смотры своего войска, которое располагалось вокруг царской резиденции. В сатрапиях же смотры осуществлялись специально назначенными чиновниками. За хорошее содержание войска царь награждал сатрапов, за плохое – снимал с должности и строго наказывал.

При Дарии в Персии появился флот и для морских сражений персы стали использовать финикийские, а впоследствии египетские корабли.

Изображения ахеменидских царских штандартов сохранились на настенных росписях дворца Ападана в Персеполе. При раскопках в столице Ахеменидов археологами был обнаружен штандарт с изображением золотого орла с распростертыми крыльями, держащего в каждой лапе по одному золотому венцу. Штандарт был красного цвета и по периметру имел кайму из красно-бело-зеленых треугольников. Штандарт Ахеменидов упоминается Ксенофонтом в «Анабасисе» (I, X) и «Киропедии» (VII, 1, 4) как «золотой орел, поднятый на длинное копье».

Большое значение для развития торговли и хозяйственной жизни страны имели хорошие и безопасные дороги. Такие дороги были проложены между персидскими городами. На них же была организована регулярная почта: через каждые 1,5–2 км наготове стоял всадник с лошадью. Как только получал пакет, он мчался во весь опор до следующего поста, чтобы передать послание по назначению. Помимо почты на дорогах через каждые 15–20 км были построены гостиницы для отдыха путешественников, а специальные отряды стражи несли охрану дорог, делая их безопасными. Виновные в разбое на дорогах строго наказывались. По словам Геродота, часто у дорог можно было увидеть людей с отрубленными ногами и руками – это были разбойники, грабившие путников.

Введенная при Дарии высокопробная золотая монета стала основой денежной системы державы Ахеменидов. Вес ее составлял 8,4 г. Золотые монеты, называемые «дариками», имел право чеканить только царь, серебряные – сатрапы, а медные деньги могли чеканить и в городах. Кроме того, Дарий занимался обширной строительной деятельностью. В период его правления были построены многочисленные дороги, мосты, дворцы и храмы. Самым грандиозным строительным предприятием Дария было сооружение канала, который должен был соединить Средиземное море с Красным. Такой канал уже был прорыт во времена правления египетской царицы Хатшепсут, но он давно пришел в негодность. Геродот сообщал, что канал, построенный при Дарии и соединивший два моря, имел протяженность 84 км, был проложен восточнее Нила, пересекал озеро; и чтобы пройти по нему, кораблю требовались четыре дня. Недалеко от канала по приказу Дария была поставлена стела с надписью: «Я перс из Персии… Египет завоевал… Постановил этот канал прорыть… И корабли пошли по этому каналу из Египта в Персию так, как моя воля была». Власть Дария отличалась своей деспотичностью. Он окружал себя неслыханной роскошью и даже внешне, по своему облачению, должен был отличаться от своих поданных: ношение пурпурных одежд и короны было исключительной привилегией царя. К его услугам были множество слуг и придворных, а также огромная армия чиновников, занимавшихся государственными делами. Дарий I продолжил завоевательскую политику Кира и Камбиза. Для того чтобы укрепить власть персов, он предпринял большой поход против саков, а затем и против скифов. Скифы не стали сражаться с персами в открытом бою – они применили тактику «выжженной земли»: уничтожали колодцы и продовольствие на пути следования персидской армии, нападали на отставшие отряды персов. Дарий пытался навязать скифам решающее сражение, но те отказали ему. Когда завоеватели углубились в степи, скифы прислали Дарию необычный подарок – птицу, мышь, лягушку и пять острых стрел. Персы долго гадали над значением этого дара, пока советник Дария не разъяснил его. Это был своеобразный ультиматум: «Если вы, персы, как птицы, не улетите в небо, или, как мыши, не зароетесь в землю, или, как лягушки, не поскачете в болото, то не вернетесь назад, пораженные этими стрелами». Силы персов постепенно таяли, царю пришлось прекратить этот неудачный поход и повернуть назад.

Тем не менее в результате завоевательской политики Дария персы сумели овладеть восточной частью Балканского полуострова, захватить греческую колонию Византии и ряд островов. Власть персов также признала Македония. Только Афины и Спарта осмелились открыто выступить против персидской армии. В 590 г. до н. э. афинское войско нанесло сокрушительное поражение персам на Марафонской равнине. Столь неожиданное сопротивление захватническим устремлениям персидского царя и поражение не избавили Дрия от мысли о новом походе против непокорных греков. Но его пришлось отложить – помешало вспыхнувшее в Египте восстание против персидского владычества, и Дарий, так и не успев восстановить свою власть в этой стране, умер в возрасте 64 лет.

Культура персов

В культурном отношении персы отставали от многих покоренных ими народов, обладавших богатым многовековым культурным наследием. По этой причине персам приходилось признавать их превосходство. У персов даже не было собственной письменности: сначала они заимствовали ассирийское клинообразное письмо, а затем стали пользоваться арамейским языком. Государственной религией персов был зороастризм, названный так по имени легендарного пророка Заратустры. Священная книга персов называлась «Авеста», а верховным богом считался бог света и добра Ахура-Мазда, который изображался в виде крылатого солнечного диска и олицетворял всякое благое начало – свет, огонь, добро, земледелие и оседлое скотоводство. Ему противостоял бог зла и тьмы Анхра-Майнью (Ариман), воплощавший зло, темноту, мрак и кочевой образ жизни. Своими поступками и помыслами персы должны были содействовать победе добра над злом, света – над мраком. Считалось, что этим они помогут победе Ахура-Мазды над Анхра-Майнью. Согласно учению зороастрийских жрецов вся мировая история продолжается двенадцать тысяч лет. Первые три тысячи лет – это «золотой век». Тогда правил Ахура-Мазда. В это время не было ни холода, ни жары, ни болезней, ни смерти, ни старости. На земле было много скота. Но «золотой век» закончился, и АнхраМанью вызвал голод, болезни и смерть. Однако скоро в мир придет спаситель. Он будет из рода Зороастра, и тогда добро восторжествует над злом. На земле наступит мир, в котором станет владычествовать Ахура-Мазда. Будет вечно сиять солнце, а зло исчезнет навсегда.

Также персы почитали и древних языческих богов – покровителей земли, неба и воды, среди которых наибольшим почитанием пользовался бог солнца Митра. Впоследствии с его культом была связана вера в загробную жизнь, которая получила широкое распространение.

Так как Персидское государство было очень большим, в нем существовали несколько столичных городов – Сузы, Экбатана, Вавилон и Пасаргады. Цари жили то в одной столице, то в другой: весной Дарий вместе со всем двором переезжал из Суз в прохладную Экбатану, а зимой предпочитал жить в Вавилоне. Обычай требовал, чтобы раз в год правитель посещал родовой город персидских царей – Пасаргады. Так, Дарий решил недалеко от Пасаргад построить в живописной долине новый роскошный дворец, который стал впоследствии символом мощи и великолепия империи. Но самому Дарию не пришлось увидеть окончания его строительства, и дворец достраивали уже его преемники. Дворец и прочие здания города были возведены из известняка на гигантской, имеющей почти прямоугольную форму каменной платформе пятнадцатиметровой высоты и площадью 135 000 м 2 . Греческие писатели с восхищением сообщали о его великолепии, называя его Персеполем, что означало «Город персов». Защищен был город тройной системой укреплений.

За Персеполем на склонах горы археологи обнаружили высеченные в скале гробницы царей: Артаксеркса II и Артаксеркса III – и недостроенную гробницу Дария III. В нескольких километрах севернее, на противоположном берегу реки Пулвары, на отвесном утесе расположены гробницы Дария I, Ксеркса, Артаксеркса I и Дария II. В настоящее время это место называется Накши-Рустем («Рисунки Рустема»).

Парадный зал царского дворца площадью 3600 м 2 был квадратным, а его потолок покоился на 72 двадцатиметровых каменных колоннах. Дальше было расположено еще одно грандиозное парадное помещение – «Зал ста колонн», который был возведен уже сыном Дария Ксерксом. На высокою каменную террасу, на которой был сооружен дворец, вела высеченная в скале широкая лестница в два пролета и семиметровой ширины, состоявшая из 110 ступеней. Напротив лестницы были расположены главные ворота, украшенные гигантскими скульптурами крылатых быков, высеченных из известняка. С другой стороны ворота охраняли величественные крылатые быки с человеческой головой, похожие на ассирийских шеду. На воротах была помещена надпись: «Так сказал Ксеркс царь: милостью Агура-Мазды я построил эти ворота, названные Всемирными». Стены дворцовых покоев были украшены великолепными скульптурными рельефами, прославлявшими царя и рассказывавшими о роскошной придворной жизни. Дворец в Персеполе воплощал идею Дария о едином государстве. Так, на одной из лестниц был высечен барельеф с изображением шествия представителей 33 народов, населявших государство, которые несли всевозможные подарки и подати персидскому царю. Каждый народ был изображен в своей национальной одежде, разнообразные лица и прически соответствовали их этническому типу: в высоких остроконечных шапках и с длинными бородами ступали вожди саков, в длинных одеждах шествовали жители Вавилона, здесь же можно было увидеть знатных сирийских, индийских и персидских вельмож, фракийцев и эфиопов. И все они несли дорогие подарки: драгоценные одеяния и золотые украшения, великолепное оружие, вели коней, двугорбых верблюдов, диких львов и жирафов. На барельефах, украшавших внешнюю сторону парадной лестницы, было изображено торжественное шествие царской гвардии.

Во дворце также располагались жилые помещения и царская сокровищница. Дарий не жалел средств на строительство своего великолепного дворца, для его отделки с разных концов империи доставлялись необходимые материалы: драгоценную древесину ливанского кедра, тиковое и черное дерево, самоцветы и слоновую кость, золото и серебро. В библейских сказаниях можно найти упоминание о его убранстве: «Белые бумажные и яхонтового цвета шерстяные ткани, прикрепленные виссонными и пурпурными шнурами, висели на серебряных кольцах и мраморных столбах… Золотые и серебряные ложи были на помосте, устланном камнями зеленого цвета и мрамором, и перламутром, и камнями черного цвета». (Ветхий завет. Книга Есфири. Гл. 1).

Справа от ападаны, центрального большого зала, располагался жилой дворец Дария I. В самом дворце сохранилась надпись: «Я, Дарий, великий царь, царь царей, царь стран, сын Гистаспа, Ахеменид, построил этот дворец». Деревянные двери были обшиты тонкими бронзовыми листами и украшены рельефами из драгоценных металлов. Во время археологических раскопок были найдены фрагменты подобных листов. Персидские мастера достигли удивительного мастерства в обработке металлов: они создавали удивительные вещи, изумляющие своей тонкой отделкой и оригинальностью форм. До нашего времени дошел поразительной красоты золотой кубок в виде рога, нижняя часть которого исполнена в виде зверя.

Помимо городских дворцов, царю принадлежали загородные поместья с роскошными и благоустроенными парками, фруктовыми садами, с угодьями для царской охоты. Согласно преданиям великолепный дворец в Персеполе был разрушен и сожжен Александром Македонским. Как рассказывает известный греческий историк Плутарх, для того, чтобы перевезти все богатства, захваченные Александром в городе, потребовалось 10 000 пар мулов и 5000 верблюдов. Гибель священного города персов – города, где погребали царей и куда доставляли дань из всех подвластных земель – ознаменовала конец и самой великой Ахеменидской империи.

Закат империи

Мечту Дария о господстве Персии над всем миром попытался осуществить и его преемник – сын Ксеркс. Геродот, в свое время описавший в своей «Истории» греко-персидские войны, вложил в уста Ксеркса следующие слова: «Если мы завоюем афинян и соседний с ними народ, занимающий земли фригиянина Пелопа, то пределы персидской земли раздвинем до эфира Зевса. Солнце не будет взирать ни на какую страну за пределами нашей: я вместе с вами пройду всю Европу и все земли превращу в одну. Если покорим названные здесь народы, то, как говорят, не останется больше ни одного города, ни одного народа, которые дерзнули бы на бой с нами. Итак, мы наложим иго рабства как на виновных перед нами, так и на невинных». Ксеркс начинает энергично готовиться к новому походу против Греции. Он заручился поддержкой Карфагена и решил атаковать греков с моря. Ксеркс использовал весь накопленный до этого инженерный опыт. По его приказу был сооружен канал через перешеек на Халкидике. На строительство согнали множество работников из Азии и с прилегающего побережья. Вдоль берегов Фракии были созданы продовольственные склады, через Геллеспонт переброшены два понтонных моста длиной по 7 стадий (около 1360 м) каждый. Надежность мостов позволяла Ксерксу перебрасывать войска туда и обратно по мере необходимости. И летом 480 г до н. э. огромная персидская армия, насчитывавшая согласно исследованиям современных историков около 75 000 человек начала переправляться через Геллеспонт. Многолетние греко-персидские войны (500–449 гг. до н. э.) закончились победой греков, которые, объединившись, сумели отстоять свободу и независимость своей родины. В историю вошли битвы при Марафоне, Платее и Саламине, подвиг трехсот спартанцев во главе с царем Леонидом. Участвовавшие в новой битве персидские воины смогли удерживать превосходившие силы противника два дня, но все погибли в этом неравном бою. На их братской могиле была высечена надпись «Странник! Весть отнеси всем гражданам Лакедемона. Честно исполнив свой долг, здесь мы в могиле лежим». Поражение в этой войне показало непрочность империи персов, могущество которой начало таять буквально на глазах.

Согласно учению зороастрийских жрецов вся мировая история продолжалась 12 000 лет. Первые 3000 лет – это «золотой век». Тогда правил Ахура-Мазда. В это время не было ни холода, ни жары, ни болезней, ни смерти, ни старости. Но «золотой век» закончился, и Анхра-Майнью вызвал голод, болезни и смерть. Однако скоро в мир придет спаситель. Он будет из рода Зороастра, и тогда добро восторжествует над злом.

Почувствовав слабость Персии, стали восставать и понемногу отделяться бывшие персидские провинции: Вавилония, Египет, Мидия, Малая Азия, Сирия и др. В 336 г. к власти пришел Дарий III; впоследствии его назовут царем, потерявшим империю. Весной 334 г. до н. э. в поход против персов во главе объединенной македоногреческой армии выступил Александр Македонский (рис. 5).

Рис. 5. Александр Македонский


Его войско состояло из 30 000 пехотинцев: тяжеловооруженных и легковооруженных воинов, а также пятитысячной конницы. Персидское войско в несколько раз превосходило армию Александра, но большую его часть составляли воины, набранные из покоренных стран. На берегах реки Граник состоялось первое крупное сражение македонцев и персов. Македонские войска под предводительством Александра нанесли поражение персам, а затем овладели греческими городами в Малой Азии и отправились вглубь страны. Они захватили города Палестины и Финикии, Египет, перешли реки Тигр и Евфрат. Близ города Гавгамелы произошла решающая битва, из которой македонцы вновь вышли победителями. Потерявший самообладание Дарий III (около 38–30 гг. до н. э.), не дождавшись даже исхода сражения, бежал с жалкими остатками своей армии в Экбатану, где его и убили по приказу сатрапа Бесса, который надеялся, что это замедлит продвижение войск Александра. Александр приказал разыскать и казнить убийц Дария, устроив затем персидскому царю пышные похороны. Дарий III стал последним царем династии Ахеменидов. Так великая Персидская империя Ахеменидов завершила свой исторический путь, а все ее владения стали частью империи Александра Македонского. После смерти Александра Великого Иранское нагорье вошло в состав государства Селевкидов, получившего свое название по имени одного из его полководцев, а затем – в состав Парфянского государства.

Почему Иран не захотел, чтобы его называли Персия. Об этом в нашем обзоре.

Иранская марка периода династии Пехлеви с лаконичным названием «Иран».

Марка была выпущена по случаю коронации третьей жены последнего шаха Ирана в качестве шахбану (императрицы) в 1967 году.

На марке изображены шах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви и его супруга - императрица Фарах.

В 1935 году первый иранский правитель из династии Пехлеви — Реза обратился с письмом в Лигу Наций с просьбой использовать для названия своей страны слово «Иран» (Erān), вместо термина «Персия» . Он обосновал это тем, что внутри его страны для обозначения того, что известно в мире как Персия, употребляется слово «ирани» (термин происходит от «страна ариев», восходящего к самоназванию племени ариев).

Шах Реза Пехлеви отмечал, что, «персы — это лишь одна из нескольких индоиранских этнических групп в Иране. Их родная область Парс (Фарс) была центром политической власти в древние времена — в период империи Ахеменидов, и в империи Сасанидов. Однако в период завоеваний Александра Македонского название области Парс (Фарс) было распространено греками для обозначения названия всей страны»

Государство Ахеменидов (существовало с 550 г. до н э. по 330 г. до н.э.) официально называлось Aryanam Xsaoram (с древнеперсидского «держава ариев», с учетом современного названия страны можно перевести и как «держава Иран»).

Непосредственно перед арабским и исламским завоеванием Персии, в эпоху правителей династии Сасанидов (224- 652 г. н.э), которые были зороастрийцами-огнепоклонниками, Персия официально называлась Эраншахр, т.е. иранской империей .

В период тюркской династии Каджаров, которая правила страной с 1795 по 1925 г од и предшествовала последней в персидской истории монархической династии — Пехлеви, страна, известная в мире как Персия, тем не менее, официально все также называлась Ираном. А именно «Высочайшее государство Иран» (Dowlat-e Eliyye-ye I rân) . Но во внешнем мире название страны переводили как Персия.

При династии Пехлеви (правила с 1925 по 1979 гг.) Иран официально именовался Шаханшахское Государство Иран (Доулат Шоханшохи-йе Ирон (перс. دولت شاهنشاهی ایرا), где в названии используется древний титул персидских правителей «шахиншах» («царь царей»).

С 1979-го года, после падения монархии, страна официально называется Исламская Республика Иран (перс. جمهوری اسلامی ایران‎ - Джомхури-йе Эсломи-йе Ирон) .

В заключение стоит отметить, что сами персы стали употреблять термин «Персия» для названия своей страны в ряде публикаций и книг в новый и новейший исторический период, под влиянием Запада, как бы позаимствовав этот термин назад, от древних греков.

Дополнительно:

Вокруг названия Ирана

«При составлении исторического обзора Ирана необходимо считаться с фактом, что Иран, как географическое понятие, не совпадает ни с областью расселения иранцев, как этнографической единицы, ни с областью влияния иранской культуры, ни с областью распространения персидского, т. е. иранского литературного языка. В древности Индия и Иран одинаково были заняты народом, называвшим себя арианами (арийцами) — аrуа в Индии, ariya или airya в древнеиранских наречиях .

В надписях царя Дария слово «арии» относится, по-видимому, исключительно к населению Ирана ;

Индия и индийцы получили название по пограничной реке Синд (Sindhu), в иранском произношении Hindu (индийскому с вообще соответствует в иранском h), на современных картах Инд; от персов это название перешло к грекам и, как большая часть греческих названий, вошло в обиход современной географической науки.

В иранском священном писании (Авесте) термин Hindu употребляется как название реки и говорится о «семи Индах» (harta hindu), что вполне соответствует индийскому термину sapta sindhavah. Индийское «Семиречье» получило такое название по Инду, Кабулу и пяти рекам «Пенджаба» (т. е. «Пятиречья»), Чинабу с его притоками Джеламом и Рави и Сетледжу с его притоком Биасом.

Ариям противополагаются туры (tura, прилагательное tuirya) и саримы (sairima); если под последними, как полагают, надо понимать сарматов или савроматов греческих писателей, то имеется в виду среднеазиатский народ, по мнению большинства ученых родственный иранцам; очень вероятно, что и туры были того же происхождения и тоже жили в Средней Азии.

Другими словами, население Ирана обособило себя одинаково от индийских, «ариев» и от родственных среднеазиатских народов . Слово «Иран», первоначально Эран, появляется позже и есть родительный падеж множественного числа от слова airya (airyanara), в смысле: (страна) ариев. Впервые мы встречаем его в греческой форме Ariane у Эратосфена (III в. до Р.Х.) у которого заимствовал эти сведения Страбон.

Границей этой «Арианы» или Ирана считались: Инд на востоке, Гиндукуш и горные цепи к западу от него — на севере, Индийский океан на юге; западная граница шла от Каспийских ворот т. е. горного прохода к востоку от Тегерана, по линии, отделявшей Парфию от Мидии и Караманию (Керман) от Персиды (Фарса). Очевидно, термин, «страна ариев» понимался не в этнографическом, но исключительно в политическом смысле; так называлась страна, объединенная под властью династии арсакидов, поднявшей восстание против греческих завоевателей; области, остававшиеся под властью греков, как на западе (государство Селевкидов), так и на северо-востоке (греко-бактрийское царство) не причислялись к Ирану.

Впоследствии, при Сасанидах, область с семитским населением, Вавилония где находилась столица «царя царей», не только причислялась к Ирану, но даже считалась, «сердцем иранской области». И в настоящее время в самой Персии под Ираном понимают государство шахиншаха .

Происхождение слова Иран и этнографический термин «арии», от которого оно происходит, были забыты уже в средние века; от слова «Иран» для обозначения населения этой страны был образован термин «иранцы» (перс, ирани) . Ирану чаще всего противопоставлялся «Туран», слово образованное от «туры» таким же образом, как Иран от «арии»; только впоследствии «Туран» отождествили с «Туркестаном», страной турок.

Совершенно иное значение получили слова «Иран» и «Туран» в географической науке; под Ираном понимали плоскогорье, представляющее внутренний бассейн и граничащее на севере с бассейном Каспийского и Аральского морей, на юге, западе и востоке — с бассейном Индийского океана, между Тигром и Индом; под Тураном — бассейн Аральского моря. Слова «Туран» и «туранцы» иногда употребляли в более обширном значении, объединяя под этими терминами весь среднеазиатский мир от южнорусских степей до Китая, и противополагая «туранцев» не только «иранцам», но вообще «арийцам».

Название «арии» вновь сделалось известно европейцам в XVIII в. (не из живой речи, но из древнейших памятников письменности Индии и Ирана). После установления близости языков Индии и Ирана с европейскими, арийцами (Arier, Ariens, Aryans) стали называть всех представителей лингвистической группы, обнимающей народы «от Индии до Исландии».

Впоследствии вместо этого термина были предложены другие: индоевропейцы, индогерманцы (особенно в немецкой науке), арио-европейцы, с сохранением названия «арийцы» только для азиатских индоевропейцев, предки которых действительно называли себя этим именем; тем не менее слово «арийцы» и до сих пор иногда употребляется в науке в прежнем смысле даже в Германии.

Арийцы, в смысле «азиатские индоевропейцы», были разделены на две ветви, индийцев и иранцев . Иранцами в лингвистическом смысле стали называть, независимо от политических границ, народы, объединенные в одно целое во лингвистическим признакам. Когда в конце XIX века возникла мысль составить свод научного материала, относящегося к области «иранской филологии» (языкам, литературе и истории иранцев), то в лингвистический отдел этого свода вошли наречия от самого восточного из памирских, сарыкольского, до западных курдских, в восточной части малоазиатского полуострова, т. е., приблизительно, от 75 до 38 градусов вост. долг, от Гринвича. Кроме того, рассматривается наречие так называемых осетин (называющих сами себя ирон), живущих отдельно от прочих, «иранцев» на Кавказе, к западу от прежней военно-грузинской: дороги.

Еще обширнее была область распространения иранских наречий в древности, хотя во многих случаях вопрос о том, какие именно народы говорили по-ирански, остается спорным.

Еще большее пространство обнимала область распространения главного литературного языка Ирана, так называемого «новоперсидского», образовавшегося уже при исламе; на нем писали далеко за пределами лингвистического Ирана, от Константинополя (к числу персидских поэтов принадлежал турецкий султан Селим II, 1566-1574) до Калькутты и городов Китайского Туркестана. Историку иранской культуры необходимо считаться и с этим фактом, и с еще более многочисленными переводами с персидского и подражаниями персидским образцам». (Из сборника «История Ближнего Востока», выпущенного в России в 2002 году).

>>История: Древняя Персия

21. Древняя Персия - "страна стран"

1. Возвышение Персии.

Страна персов долгое время была отдаленной провинцией Ассирии . Она находилась на месте современного Ирана, занимая территорию между Каспийским морем и Персидским заливом. В середине 6 века до н. э. начался стремительный подъем Персидского государства. В 558 году до н. э. царем Персии стал Кир II Великий. Он захватил соседнюю Мидию, затем разгромил Креза - правителя богатейшего царства Лидия.

Историки предполагают, что первые в мире монеты из серебра и золота стали чеканить в Лидии в 7 веке до н. э.

Богатство последнего лидийского царя Креза вошло в древности в поговорку. "Богат, как Крез" - так говорили и до сих пор говорят об очень богатом человеке. Перед началом войны с Персией Крез обратился к предсказателям, желая получить ответ об исходе воины. Те дали двусмысленный ответ: "Перейдя реку, ты погубишь великое царство". Так и случилось. Крез решил, что речь идет о Персидском царстве, но погубил свое собственное царство, потерпев сокрушительное поражение от Кира.

При царе Кире в состав Персидской державы вошли все земли, некогда принадлежавшие Ассирии и Нововавилонскому царству. В 539 г. до н. э. под натиском персов пал Вавилон . Персидская держава по территории превзошла все ранее существовавшие государства Древнего мира и стала империей. Владения Персии в результате завоеваний Кира и его сына простирались от Египта до Индии. Завоевывая страну, Кир не покушался на обычаи и религию ее народов. К титулу персидского царя он присоединил титул правителя покоренной страны.

2. Гибель Кира Великого.

В древности многие считали царя Кира Великого образцом правителя. От своих предков Кир унаследовал мудрость, твердость и умение властвовать над народами. Однако Киру, победившему многих царей и военачальников, судьба предначертала пасть от руки женщины-воительницы. К северо-востоку от Персидского царства простирались земли, на которых обитали воинственные кочевые племена массагетов. Ими правила Царица Томирис. Кир сначала предложил ей вступить с ним в брак. Однако гордая царица отвергла предложение Кира. Тогда персидский царь двинул свою многотысячную армию в страну реки Сырдарьи, что в Средней Азии. В первой битве массагетам сопутствовал успех, но потом персы хитростью одолели часть массагетского войска. Среди погибших был и сын царицы. Тогда царица дала клятву напоить ненавистного завоевателя кровью. Легкая конница массагетов своими внезапными и стремительными нападениями измотала армию персов. В одном из сражений был убит и сам Кир. Томирис приказала наполнить кожаный мех кровью и засунуть в него голову погибшего врага. Так бесславно закончилось почти 30-летнее царствование казавшегося столь могущественным Кира Великого.

3. Величайшая восточная деспотия.

В конце царствования сына Кира царя Камбиса в Персии началась смута. В результате борьбы за власть правителем Персидского государства стал Дарий I, дальний родственник Кира.

О событиях, последовавших после смерти Кира Великого и о первых годах правления Дария известно из Бехистунской надписи. Она была выбита на скале во времена правления Дария I. Высота надписи 7,8 м. Она сделана на трех языках - древнеперсидском, эламском и аккадском. Надпись обнаружил в 1835 году английский офицер Г. Роулинсон. Она позволила расшифровать персидскую, а затем и аккадскую клинопись.

При Дарии Персидская империя еще больше раздвинула свои границы и достигла наивысшего могущества. Она объединяла множество стран и народов. Персидскую империю называли "страна стран", а ее правителя -"царь царей". Ему беспрекословно подчинялись все подданные - от знатных персов, занимавших самые высокие посты в государстве, до последнего раба. Персидская империя была настоящей восточной деспотией.

Для того чтобы лучше управлять огромной империей, Дарий разделил ее территорию на 20 сатрапий. Сатрапия - это провинция, во главе которой стоял назначенный царем управляющий - сатрап. Поскольку эти управляющие часто злоупотребляли своей властью, слово "сатрап" впоследствии приобрело отрицательное значение. Оно стало обозначать чиновника, управляющего по произволу, правителя-самодура. Дарий не доверял многим сатрапам, поэтому при каждом из них были тайные доносчики. Этих доносчиков называли "глаза и уши" царя. Они были обязаны доносить царю все о действиях, жизни и замыслах сатрапов.

По всей территории Персидской империи специальные чиновники собирали налоги в царскую казну. Всех уклоняющихся ждала суровая кара. Никто не мог укрыться от уплаты налогов .

Дороги были проложены не только между Крупными городами, но достигали самых удаленных уголков Персидской империи. Для того чтобы приказы царя быстрее и надежнее доходили до провинции. Дарий учредил государственную почту. "Царская" дорога соединяла важнейшие города Персидской империи. На ней были установлены специальные посты. Здесь находились гонцы, готовые в любой момент на быстроногих лошадях отправиться в путь и доставить послание царя в любую точку империи. Дарий обновил денежную систему. При нем стали чеканиться золотые монеты, которые назвались "дарики". В Персидской империи процветала торговля, велось грандиозное строительство, развивались ремесла.

4. Столицы персов.

Персидская империя имела несколько столиц: древний город Сузы, бывшую столицу Мидии Экбатаны, построенный Киром город Пасаргады. Персидские цари подолгу жили в Вавилоне. Но главной столицей был Персеполь, возведенный Дарием I. Здесь "царь царей" торжественно праздновал встречу персидского нового года, который отмечался в день Зимнего солнцестояния. В Персеполе совершалась коронация. Сюда на несколько недель в году съезжались представители всех провинций, чтобы вручить царю богатые дары.

Персеполь был построен на искусственной платформе. В царском дворце находился огромный тронный зал, где царь принимал послов. На стенах, возвышающихся вдоль широких лестниц, изображена гвардия "бессмертных". Так называлось отборное царское войско, насчитывающее 10 тысяч воинов. Когда один из них погибал, на его место немедленно заступал другой. "Бессмертные" вооружены длинными копьями, массивными луками, тяжелыми щитами. Они служили "вечной" охраной царя. Персеполь строила вся Азия. Об этом свидетельствует древняя надпись.

На стенах Персеполя увековечено "шествие народов", входивших в состав Персидской державы. Представители каждого из них несут богатые подарки - золото, драгоценные изделия, ведут коней, верблюдов, скот.

5. Религия персов.

В глубокой древности персы поклонялись разным богам. Их жрецов называли магами. В конце первой половины 1 тысячелетия до н. э. маг и пророк Зороастр (Заратустра) преобразовал древнюю персидскую религию. Его учение получило название зороастризм. Священная книга зороастризма - "Авеста".

Зороастр учил, что создателем мира является бог добра и света Ахура-Мазда. Его враг - дух зла и тьмы Ангра-Манью. Они непрерывно борются между собой, но конечная победа будет за светом и добром. Человек должен поддерживать в этой борьбе бога света. Ахура-Мазда изображался в виде крылатого солнечного диска. Он считался покровителем персидских царей.

Персы не строили храмов и не воздвигали статуи богам. Они сооружали алтари на возвышении или на холмах и на них совершали жертвоприношения. Учение Зороастра о борьбе света и тьмы в мире оказало большое влияние на религиозные представления последующих эпох

В.И. Уколова, Л.П. Маринович, История, 5 класс
Отослано читателями из интернет-сайтов

Школьная программа онлайн, скачать материалы по истории за 5 класс , конспект по истории , учебники и книги бесплатно

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку,

Персия существовала больше двух с половиной тысяч лет. Некогда это было великое и могущественное государство с богатыми культурными достижениями. Но сегодня не каждый знает, что с ним стало и где оно сегодня расположено.

Сегодня современная страна Персия, как и в прежние времена, является довольно развитым в экономическом и культурном плане государством. Но давайте заглянем в прошлое…

История Персии

В VI веке до нашей эры на территории Ближнего Востока появились племена персов. За короткий период под предводительством царя Кира II им удалось добиться значительных военных успехов. Мощь персидской армии стала настолько великой, что персам без боя сдался Вавилон.

Кир II лично участвовал в сражениях и в одном из них погиб в 530 году до нашей эры. Его приёмник Камбису второй повёл армию персов и она успешно покорила древний Египет. Территории Персии стали простираться от Индии до Эгейского моря. Persia удерживала огромное количество земель под своим влиянием больше двух сотен лет до IV века до нашей эры. История этой древней страны хорошо описана Википедии.

Тёмные времена для Персии настали с походами Александра Македонского . Желание отомстить за грабёж Афин привело к крупномасштабным сражениям, в которых Персия потерпела много поражений. Весь царский род Ахеменидов перестал существовать, а Persia на долгие два века подверглась унизительному гнёту со стороны греков.

Парфянам удалось свергнуть греков, после чего правителем стал Артаксеркс. Он пытался вернуть былое величие землям древней Персии и возродил империю.

Фактически это начало эпохи второй персидской империи. В таком формате Персия существовала до седьмого века нашей эры, после чего её влияние сильно ослабело и она была поглощена Арабским халифатом .

После прихода исламского периода, Персия разделилась на несколько отдельных земель со своими правителями, приходящих к власти насильственным путём, и враждовавших друг с другом. Раздробленность позволила монгольскому нашествию с лёгкостью совершать набеги и грабить персидские города.

Официально страна стала называться с 1935 года. Для многих название стало совершенно неизвестным и не все всегда понимают, что это за государство. Но только не для самих персов. Такое решение было принято в довольно непростые времена, чтобы освободиться от прошлого следа персидской империи. Само слово Aryān появилось около VI века нашей эры. Так персы сами себя называли, поскольку были Арийцами или ария. Со временем язык изменялся и название тоже изменилось до нынешнего вида.

Где находится Персия

Точно ответить, где расположена Персия на современной карте довольно сложно. Ведь страны постоянно претерпевали территориальные изменения. В эпоху расцвета своего влияния Persia контролировала значительные территории таких современных стран:

Это неполный список стран, на территории которых когда-то существовала Персия. Но в наши дни, говоря о Персии, чаще всего идёт отсылка к Ирану. Именно так сейчас называется . Именно на земле этой страны происходили ключевые события существования персидского государства.

Здесь осталось наибольшее культурное влияние некогда великой империи. Более подробную карту расположения древних персидских владений можно изучить на Википедии.

Страна в наши дни

Современный – это не страшная революционная страна с ядерными разработками как её описывают во многих СМИ. Здесь сосредоточенно переплетение сразу нескольких культур: западной, исламской и собственно персидской.

Жители Ирана очень обходительны и дружелюбны к гостям. Тысячелетние захваты разными народами научили коренных иранцев ладить практически со всеми. Но за внешним дружелюбием скрывается намерения подробно выяснить с какой целью прибыл собеседник.

Такая манера поведения позволила иранскому народу сохранить свои богатые культурные традиции , при этом взяв лучшее каждой из культур пришлых народов.

Находясь веками под контролем Арабского халифата, иранцам удалось сохранить свой язык. В наше время в стране хоть и доминирует исламская культура, но персы продолжают хранить знания о своей древней самобытности .

Сегодня Персия – это самобытная страна с большим количеством древних достопримечательностей и памятников культуры.

История Древней Персии (хотя корректнее называть её Ираном (именно так она именуется в источниках того времени); название ‘Персия’ было придумано греками) начинается с завоеваний Кира II. Но нельзя сразу перейти к его свершениям, сначала нужно узнать, кто был этот Кир?

Первые упоминания о Персии

Первые упоминания о Персии встречаются в ассирийских источниках IX века до н.э. Известно, что это был племенной союз на юго-западе современного Ирана, под предводительством знатного рода Ахеменидов. Спустя век они начали расширять свои владения, но после утверждения на этих землях Ассирии, признали власть их царя. Позже персы перешли под власть царя Астиага - властителя Мидийской державы. Он же отдал свою дочь замуж за Камбиза I, правителя персов. От этого союза на свет появился сын Кир I Великий.

Легенда о Кире

О детстве Кира ничего точного сказать нельзя. Однако, существует легенда. Однажды царю Астиагу приснился сон, что из чрева его дочери разрастается дерево и покрывает своими кронами все мидийские земли. Жреци растолковали этот сон таким образом, что сын, родившийся у его дочери, захватит власть у своего деда. Астиаг испугался и приказал своему цередворцу Гарпагу бросить младенца Кира I в лесах Мидии. Тот, в свою очередь, приказал пастуху Митридаду отнести ребёнка в лес. Но у Митридара и его жены родился мертвый ребёнок, они не смогли оставить Кира в лесах. Они решили положить в колыбельку Кира своего мертворождённого сына, а царевича воспитать как своего.

Правда открылась, когда Киру исполнилось десять лет. Он играл с сыновьями царедворцов и был избран царём среди них. Один из мальчиков отказался повиноваться ему, тогда он избил его. Отец мальчика пожаловался Астиагу, что сын пастуха смеет бить своего господина. Кира доставили во дворец. Увидев его, Астиаг понял, что его внук жив. Он снова обратился к жрецам. Но те уверили его, что сон уже сбылся - мальчик был избран царём среди своих сверстников. Успокоившись, царь Мидии отправил его к родителям в Персию.

Восстание Кира и захват провинций

Кир поднял восстание против Мидии в 553 году до н.э. большая часть мидийцев добровольно перешла на сторону Кира. К 550 году до н.э. Мидия была завоёвана. Далее Кир принялся покорять её провинции: Сузы (Элам), Парфию, Гирканию и Армению. В 547 году до н.э. Кир начал наступление на Лидийское царство. Первая битва у реки Галис закончилась ничем, во второй раз Кир проявил хитрость и поставил впереди своего войска верблюдов. Лидийские кони, почуяв незнакомый запах, бежали с поля боя.

Затем Кир подчинил всё малоазийское побережье. И обратил свой взор в сторону восточноиранские и среднеазиатские территории: Афганистан, северо-западную часть Индии, Пакистан, Дрангиана, Маргиана, Бактрия, Арахосия, Гандхара, Гидросия, Хорезм и Согдиана. Милет и остальные страны вплоть до Египта добровольно подчинились Киру. Более того, за создание сильного централизованого государства ратовали финикийские, вавилонские и малоазийские купцы. Теперь целью Кира стал Египет. Но много беспокойства доставляли кочевники-массагеты на северо-восточных окраинах империи. В походе против них в 530 году до н.э. Кир был ранен и погиб.

Становление Персидской Империи

Дело Кира Великого продолжил его сын Камбиз II. Он возглавил поход на Египет. В это время Египет переживал не самые лучшие времени: слабая армия, неумелый фараон Псамметих III, высокие налоги. Недовольство населения. Прежде чем выступить в поход Камбиз заручился помощью кочевников безводной Синайской пустыни, которые помогли его армии добраться до города Пелусий. Египетский главнокомандующий Фанес и начальник флота Уджагорресент перешли на сторону персов.

В 525 году до н.э. произошла битва у города Пелусий. Обе стороны понесли тяжёлые потери, но персы выиграли. Столица Мемфис была разграбленв, население уведено в рабство, сын фараона Псамметиха казнён, но фараона пощадили. В этот же год Камбиз стал фараоном Египта. Следующим завоевательным пунктом стала Нубия, но песчаная буря унесла жизни большей части персидского воска и они были вынуждены вернуться в Египет, где бывший фараон Псамметих поднял мятеж против Камбиза. Шах жестоко подавил восстание: Псамметих теперь уже был казнён.

В связи с вышеперечисленными событиями шах находился в Египте три года. В самом Иране же начались восстания против гнёта персов. До шаха дошли слухи, что одним из предводителей мятежников являлся его брат Бардия. Камбиз срочно отправился обратно, но умер по пути домой при загадочных обстоятельствах.

Восстание Бардии Гаумата

О восстании Бардии имеется много сведений. Во-первых, Бардия был вовсе не братом шаха, а мидийский жрецом и самозванцем Гауматой. Своё восстание он начал в Вавилонии, где получил всеобщую поддержку, и двинулся на Пасагарды (столицу Персии). Одержав победу и подчинив Персию, Гаумата отменил налоговые и воинские повинности на три года, чтобы удержать провинции империи. Вся внутренняя политика была направлена на смещение персидской верхушки и её замену на мидийскую, а также лишения их всех привилегий.

Гаумата правил недолго - всего семь месяцев - и был убит в результате дворцового заговора семи наиболее знатных персидских родов. Нового шаха избрали именно они. Им стал 28 летний Дарий, который восстановил привилегии персов и начал восстановление империи в её прежних границах. Задача была не из лёгких. Держава распадалась: Вавилония, Армения, Маргиана, Элам, Парфия, племена саков и другие. В каждой провинции появился самозванец провозгласивший себя либо Камбизом, чудом уцелевшим по пути на родину, либо царём, свергнутым персами.

Кампания Дария

Многие не верили в успех кампании Дария. Тем не менее, он одерживал победу за победой. Мятежи подавлялись с особой жестокостью. В честь всех побед Дарий возвёл Бехистунскую надпись, высеченную на скале в районе Пасагард. На ней показаны порабощённые цари провинций Ахеменидской державы, приносящие дань своему шаханшаху Дарию Великому. Царьки выглядят меньше Дария, что указывает на их подчинённое положение. Над шаханшахом Персии возвышается знак божественной благодати - фарр.

В зороастрийской мифологии (зороастризм хоть и не был официальной религией империи, имел главенствующие позиции при персидском дворе) фар или хварене считался знаком богов, благословлявших шаха на царствование. Однако, если шах не справлялся со своими обязательствами или использовал свою власть во зло, боги лишали его фарра и передавали другому достойному кандидату на титул шаханшаха.

Персидские реформы Дария

Восстания Ахеменидской державы указали Дарию на ‘дыры’ в её администаривной и военной системах. Учитываю ошибки прошлого, шах провёл ряд реформ, которые не менялись до конца существования империи:

1) Империя была разделена на сатрапии. Чаще всего границы сатрапий были эквивалентны границам государств, находившихся на этих территориях (Ассирия, Вавилония, Египет). Во главе стояли сатрапы, которые назначались шахом и были выходцами из персидских родов. В руках сатрапов была сосредоточена только административная власть: следили за сбором налогов, соблюдением порядка в сатрапии и осуществляли судебную власть. В сатрапиях также находились военачальники, но они подчинялись только шаху. В число сатрапий еще включались автономные области такие как, финикийские города, Кипр и Киликия. Они управлялись с помощью местных царьков или племенных вождей.

2) В новой столице Сузах был создан центральный аппарат во главе с шахской канцелярией . В крупных городах - Вавилон, Экбатаны, Мемфис и дру - также появились царские канцелярии. В состав канцелярий входили писцы и чиновники. Ввёлся учёт налогов, податей и даже подарков, велась царская переписка. Официальным языком Ахеменидской державы был арамейский, но в сатрапских канцеляриях также использовался местный язык. Вся административная система находилась под контролем шаха: была создана тайная полиция (уши и око царя), а также новая должность тысяченачальник - командующий личной гвардией шаха, который осуществлял надзор за чиновниками.

3) Велась работа по кодификации законов завоёванных стран и изучению древних законов, чтобы соединить их в один единый свод для всех народов. Правда, стоит отметить, что привилегированное место в них занимали персы.

4) Дарий ввёл новую систему податей: каждая сатрапия платила зафиксированную сумму податей, которую составляли исходя из плодородности почв, количество мужского населения и т.д. персы не платили денежные подати, но поставляли продовольствие. Система подарков теперь не носила добровольный характер - их размер был тоже строго зафиксирован.

5) Стали чеканить единую монету - золотой дарик.

6) Могущество империи напрямую зависело от армии. Её ядро составляли персы и мидийцы. Армия состояла из пехоты (набиралась из земледельцев) и конницы (в неё входила персидская знать). Кочевники саки играли важную роль в персидской армии, в качестве конных лучников. Вооружение всадников обычно представляло собой бронзовый щит, железный панцирь и копья. Костяком были 10 тысяч ‘бессмертных’. Первая тысяча являлось личной охраной царя и набиралась из сыновей знатных персидских родов. Остальные рекрутировались из эламитов и иранских племён. Этот отряд считался самым привилегированным во всей ахеменидской армии. В каждой сатрапии находилось войско для предотвращения мятежей. Их состав был довольно пёстрым, но не содержал представителей этой провинции. На границе страны воинам выделяли небольшой кусок земли. Ежемесячно каждый воин получал зерно и мясо. А будучи в отставке - земельные наделы, на которых выращивали зерновые культуры, или же продавали или дарили.

7) Дарий начал строительство дорог и почты. Сатрапии были соединены между собой почтовыми отделениями, чтобы в случае войны можно было как можно быстрее добраться до пункта назначения.

После проведения столь удачных реформ шах обратил своё взор против скифов, беспокоивших границы империи, и греков, восставших против власти персов. С похода Дария на Афины принято считать начало греко-персидских войн .

Восстания провинций

Причиной восстаний стал всё увеличивающийся налоговый гнёт и увод ремесленников из городов (в тот период заканчивалось строительство дворца Персеполиса (Тахте Джамшид) - новой резиденции Ахеменидов). Первым выразил не довольство Египет (в 486 году до н.э.). Восстание было подавлено, но унесло слишком много сил Дария - он скончался в этом же году. Теперь шахом стал его сын Ксеркс, который всю свою жизнь провёл в постоянном подавлении восстаний. Именно вновь включил Египет. В 484 году до н.э. поднялся Вавилон, а вместе с ним и еще половина провинций державы. Окончательно подавить восстание удалось только в 481 году до н.э. его население было уведено в рабство, а всё защитные укрепления города были разрушены.

В 480 году до н.э. Ксеркс выступил во второй военный поход против греков. Были стянуты войска со всех сатрапий от Индии до Египта. Согласно Герадоту, персидская армия насчитывала 1700000 пехотинцев, 80 000 всадников на конях, 20 000 на верблюдах. Но такие подсчёты на вряд ли верны: если учитывать все факты, такие как количество мужского населения в сатрапиях, их смертность от болезней и просто тяжелого физического труда, то общее количество воинов не превысит 100 000 человек. Но даже эта цифра внушала ужас в то время. Но этот поход тоже обернулся неудачей. Столь известные битвы у Саламин, Фермопил и Платеи не принесли персам победы. Греция обрела независимость. Более того, начала свою компанию в Малой Азии и Эгейском море против Ахеменидов.

Падение Персидской Империи

После смерти Ксеркса шахи в основном пытались удержать империю в её границах, а также вели междоусобные войны друг с другом за престол. В 413 году до н.э. восстала Лидийское государство; в 404 году до н.э. отделился Египет, где была провозглашена XXIX династия; в 360 году до н.э. независимость получил Кипр, Киликия, Лидия, Хорезм, северо-западная Индия, Кария, финикийский город Сидон.

Однако самая главная опасность пришла со стороны Малой Азии из греческой провинции пастухов Македонии. Пока Греция была занята борьбой Афин и Спарты, а Персия с остервенением пыталась удержать свои границы, молодой македонский князь Александр в 334 году до н.э. выступил в поход на Ахеменидов. Правящий шах Дарий III терпел поражение за поражением. Сатрапы добровольно переходили на сторону Александра. В 331 году до н.э. произошла решающая битва при Гавгамелах, после которой Великая Персия прекратила своё существование. Дарий III бежал и укрылся на мельнице, хозяин которой, польстившись на богатые одежды незнакомца, заколол его ночью. Так закончил свою жизнь последний шах Ахеменидской династии. Все ранее подвластные земли Ахеменидов перешли под правление Александра Македонского .

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Нововавилонское царство: возникновение, расцвет и падение
Следующая тема:   Ранние цивилизации Древней Индии: быт, обычаи, религия и культура