У большинства народов мифы слагаются преимущественно о богах. Но Древняя Греция является исключением: в основной, лучшей их части повествуется о героях. Это внуки, сыновья, правнуки богов, рожденные от смертных женщин. Именно они совершали различные подвиги, наказывали злодеев, уничтожали чудовищ, а также участвовали в междоусобных войнах. Боги, когда стало тяжело от них Земле, сделали так, чтобы в Троянской войне участники сами уничтожили друг друга. Так свершилась воля Зевса. У стен Илиона погибло множество героев.

В этой статье мы расскажем вам о произведении, которое создал Гомер, - "Илиада". Содержание ее будет нами кратко изложено, а также мы проведем анализ этой и другой поэмы о Троянской войне - "Одиссеи".

О чем рассказывается в "Илиаде"

"Троя" и "Илион" - это два названия великого города, расположенного в Малой Азии, около берега Дарданелл. Поэма, рассказывающая о Троянской войне, по второму имени называется "Илиада" (Гомера). В народе до нее существовали лишь небольшие устные песни вроде баллад или былин, повествующие о подвигах этих героев. Гомер, слепой легендарный певец, сложил из них большую поэму и сделал это весьма искусно: он отобрал лишь один эпизод и так его развернул, что сделал его отражением целого героического века. Называется данный эпизод "Гнев Ахилла", который был величайшим греческим героем последнего поколения. "Илиада" Гомера посвящена в основном ему.

Кто участвовал в войне

Длилась Троянская война 10 лет. "Илиада" Гомера начинается так. На Трою в поход собралось множество греческих вождей и царей, с тысячами воинов, на сотнях кораблей: в поэме их перечень занимает несколько страниц. Агамемнон, правитель Аргоса, этот сильнейший из царей, был главным из них. Вместе с ним отправились Менелай, его брат (война началась ради него), пылкий Диомед, могучий Аякс, мудрый Нестор, хитроумный Одиссей и другие. Но самым ловким, сильным и храбрым был Ахилл, юный сын Фетиды, морской богини, сопровождал которого Патрокл, его друг. Приам, седой царь, правил троянцами. Войско его возглавлял Гектор, сын царя, доблестный воин. При нем были Парис, брат его (война началась из-за него), а также множество союзников, собранных со всей Азии. Таковы были герои поэмы Гомера "Илиада". Участвовали в сражении и сами боги: Аполлон сребролукий помогал троянцам, а Гера, царица небесная, и Афина, мудрая воительница - грекам. Громовержец Зевс, верховный бог, следил с высокого Олимпа за битвами и вершил волю свою.

Начало войны

Война началась так. Проходила свадьба Пелея и Фетиды, морской богини - последний брак, заключенный между смертными и богами (тот самый, от которого родился герой Ахилл). Богиня раздора на пиру бросила золотое яблоко, которое предназначалось "прекраснейшей". Заспорили из-за него трое: Афина, Гера и Афродита. Парису, троянскому царевичу, Зевс приказал рассудить этот спор. Обещала свои дары ему каждая из богинь: Гера - сделать царем всего мира, Афина - мудрецом и героем, Афродита - мужем самой красивой из женщин. Герой решил отдать яблоко последней.

После этого Афина с Герой стали заклятыми врагами Трои. Парису же помогла Афродита обольстить Елену, дочь самого Зевса, которая была женой царя Менелая, и увезти ее в Трою. Когда-то лучшие богатыри Греции сватались к ней и сговорились так, чтобы не перессориться: пусть девушка сама выберет того, кто ей нравится, а если кто-то другой попробует ее отбить, все остальные объявят ему войну. Каждый юноша надеялся, что избранником окажется именно он. Выбор Елены пал на Менелая. Теперь у этого царя отбил ее Парис, и поэтому все ее бывшие женихи пошли войной на этого юношу. Лишь самый молодой из них не сватался к девушке и отправился воевать лишь для того, чтобы показать свою силу, доблесть, завоевать славу. Этим юношей был Ахилл.

Первая атака троянцев

"Илиада" Гомера продолжается. Троянцы атакуют. Во главе их - Сарпедон, сын бога Зевса, последний из его сыновей на земле, а также Гектор. Холодно наблюдает из своего шатра Ахилл, как бегут греки, а троянцы подступают к их лагерю: они вот-вот подожгут корабли своих врагов. С вышины Гера тоже видит, как проигрывают греки, и решается в отчаянии на обман, чтобы тем самым отвлечь внимание Зевса. Она является перед ним в поясе Афродиты, который возбуждает страсть, и бог соединяется с Герой на вершине Иды. Их окутывает золотое облако, а земля расцветает гиацинтами и шафраном. После этого они засыпают, и, пока спит Зевс, греки приостанавливают троянцев. Но недолог сон верховного бога. Пробуждается Зевс, и дрожит Гера перед гневом его, а он призывает ее терпеть: греки сумеют одолеть троянцев, но после того как усмирит свой гнев Ахилл и выйдет в бой. Зевс обещал это богине Фетиде.

Патрокл отправляется на битву

Однако Ахилл не готов еще это сделать, и вместо него на помощь грекам отправляется Патрокл. Больно ему наблюдать за попавшими в беду товарищами. Поэма Гомера "Илиада" продолжается. Ахилл дает юноше свои доспехи, которых боятся троянцы, а также воинов, колесницу, запряженную умеющими прорицать и говорить вещими конями. Он призывает своего товарища отразить от лагеря троянцев, спасти корабли. Но при этом советует не подвергать себя опасности, не увлекаться преследованьем. Троянцы, увидев доспехи, испугались и поворотили назад. Тогда Патрокл не выдержал и стал их преследовать.

Вот выходит ему навстречу сын Зевса, Сарпедон, и бог, наблюдая с высоты, колеблется: спасти сына или нет. Но Гера говорит, пусть вершится судьба. Как горная сосна, рушится Сарпедон, закипает бой вокруг его тела. Тем временем все дальше рвется Патрокл, к самым воротам Трои. Апполон кричит ему, что не суждено юноше взять город. Тот не слышит. Апполон тогда ударяет его по плечам, окутавшись тучей. Лишается сил Патрокл, роняет копье, шлем и щит, и Гектор наносит ему сокрушительный удар. Умирая, воин предсказывает, что тот падет от руки Ахилла.

Последний узнает печальную весть: погиб Патрокл, и теперь Гектор красуется в его доспехах. С трудом выносят друзья мертвое тело с поля битвы. Троянцы, торжествуя, преследуют их. Ахилл жаждет ринуться в бой, но не может этого сделать: он безоружен. Тогда герой кричит, и так страшен этот крик, что, содрогнувшись, троянцы отступают. Начинается ночь, и Ахилл оплакивает своего друга, грозя врагам отмщеньем.

Новые доспехи Ахилла

По просьбе его матери, Фетиды, тем временем Гефест, бог-кузнец, выковывает в медной кузнице новые доспехи для Ахилла. Это поножи, шлем, панцирь и щит, на котором изображен весь мир: звезды и солнце, море и земля, воюющий и мирный город. В мирном - свадьба и суд, перед воюющим - битва и засада. Вокруг - виноградник, пастбище, жатва, пахота, деревенский праздник и хоровод, посередине которого - певец с лирою.

Вот наступает утро, и наш герой облачается в свои новые доспехи и созывает на сходку греческое войско. Не угас его гнев, но сейчас он обращен на погубивших его друга, а не на Агамемнона. Ахилл гневается на Гектора и троянцев. Агамемнону герой теперь предлагает примирение, и тот принимает его. Ахиллу возвращена Брисеида. В его шатер внесены богатые дары. Но на них почти не смотрит наш герой: он жаждет боя, мести.

Новая битва

Вот наступает уже четвертая битва. Снимает запреты Зевс: пусть боги сами сражаются, за кого хотят эти мифические герои "Илиады" Гомера. Афина в бою сходится с Аресом, Гера - с Артемидой.

Страшен Ахилл, что отмечается в произведении "Илиада" Гомера. Рассказ об этом герое продолжается. Он схватился было с Энеем, но боги вырвали последнего из его рук. Не судьба этому воину пасть от Ахилла. Он должен пережить и его, и Трою. Ахилл, разъяренный неудачей, губит без счета троянцев, загромождают реку их трупы. Но Скамандр, речной бог, нападает, захлестывая валами. Гефест, огненный бог, усмиряет его.

Ахилл преследует Гектора

Продолжается наше краткое содержание. Гомер ("Илиада") описывает следующие дальнейшие события. Троянцы, которым удалось выжить, спасаются в городе. Один Гектор прикрывает отступление. Ахилл налетает на него, и тот бежит: он боится за свою жизнь, но в то же время хочет отвлечь Ахилла от остальных. Они обегают город три раза, а боги с высот смотрят на них. Колеблется Зевс, не спасти ли этого героя, но Афина просит оставить все на волю судьбы.

Смерть Гектора

Зевс тогда поднимает весы, на которых находятся два жребия - Ахиллов и Гекторов. Чаша Ахилла взмывает вверх, а Гектора клонится к подземному царству. Дает знак верховный бог: покинуть Гектора Аполлону, а Афине - заступиться за Ахилла. Последняя удерживает противника героя, и он лицом к лицу сходится с Ахиллом. Копье Гектора попадает в щит Гефеста, но тщетно. Ахилл ранит героя в горло, и тот падает. Победитель привязывает тело его к своей колеснице и, глумясь над убитым, гонит лошадей вокруг Трои. Старый Приам плачет о нем на городской стене. Сокрушается и вдова Андромаха, а также все жители Трои.

Погребение Патрокла

Продолжается составленное нами краткое содержание. Гомер ("Илиада") описывает следующие события. Отомщен Патрокл. Пышное погребение устраивает Ахилл своему другу. 12 троянских пленников убивают над телом Патрокла. Гнев его друга, однако, не утихает. Ахилл трижды в день гонит свою колесницу с телом Гектора вокруг кургана, где похоронен Патрокл. Давно бы разбился труп о камни, но Аполлон незримо оберегает его. Вот вмешивается Зевс. Он объявляет Ахиллу через Фетиду, что тому недолго осталось жить на свете, просит его отдать тело врага для погребения. И Ахилл повинуется.

Поступок царя Приама

Продолжает рассказывать о дальнейших событиях Гомер ("Илиада"). Краткое содержание их следующее. Царь Приам ночью приходит к шатру победителя. А с ним - полная даров повозка. Через греческий лагерь пройти незамеченным ему дали сами боги. Приам припадает к коленям воина, просит вспомнить об отце Пелее, который так же стар. Горе сближает этих врагов: лишь сейчас затихает в сердце Ахилла долгий гнев. Он принимает дары Приама, отдает ему тело Гектора и обещает, что не потревожит троянцев до тех пор, пока они не предадут земле тело своего воина. Приам с телом возвращается в Трою, и над убитым плачут родственники. Зажигается костер, останки героя собирают в урну, которую опускают в могилу. Над ней насыпают курган. Поминальным пиром заканчивается поэма Гомера "Илиада".

Дальнейшие события

Оставалось еще много событий до конца этой войны. Потеряв Гектора, троянцы не осмеливались уже покидать городские стены. Но им на помощь приходили другие народы: из земли амазонок, из Малой Азии, из Эфиопии. Наиболее страшным был эфиопский вождь Мемнон. Он сразился с Ахиллом, который его ниспроверг и бросился на приступ Трои. Именно тогда герой и погиб от направленной Аполлоном стрелы Париса. Потеряв Ахилла, греки не надеялись уже взять силой Трою - они сделали это хитростью, заставив жителей города ввезти деревянного коня, внутри которого сидели витязи. В "Энеиде" Вергилий потом расскажет об этом.

Троя была разрушена, а греческие герои, которым удалось выжить, отправились в обратный путь.

Гомер, "Илиада" и "Одиссея": композиции произведений

Рассмотрим композицию произведений, посвященных этим событиям. Две поэмы, рассказывающие о Троянской войне, написал Гомер - "Илиада" и "Одиссея". В основу их легли предания о ней, происходившей в действительности примерно в 13-12 веках до нашей эры. "Илиада" рассказывает о событиях войны на 10-м ее годе, а сказочно-бытовая поэма "Одиссея" повествует о произошедшем уже после ее окончания возвращении царя Итаки, Одиссея, одного из военачальников греков, на родину, о злоключениях его.

В "Илиаде" рассказы о людских действиях чередуются с изображением богов, которые решают судьбу сражений, разделившись на две партии. События, которые происходили одновременно, при этом излагаются как совершающиеся последовательно. Композиция поэмы отличается симметричностью.

В структуре "Одиссеи" отметим наиболее значительное - прием транспозиции - изображение событий прошлого в виде рассказа о них Одиссея.

Таково композиционное строение, которое имеют поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея".

Гуманизм поэм

Одна из основных причин бессмертия этих произведений - их гуманизм. Поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея" затрагивают важные проблемы, актуальные в любое время. Автор прославлял мужество, верность в дружбе, любовь к родине, мудрость, уважение к старости и др. Рассматривая эпос Гомера "Илиада", можно отметить, что главный герой страшен в гневе, самолюбив. Заставила его отказаться от участия в сражении, пренебречь долгом личная обида. Тем не менее в нем присутствуют нравственные качества: гнев героя разрешается великодушием.

Одиссей показан как мужественный, хитроумный человек, который может найти выход из любого положения. Он и справедлив. Возвратившись на родину, герой наблюдает внимательно за поведением людей, с тем, чтобы воздать по заслугам каждому. Он пытается убрать из толпы обреченных на гибель единственного из всех женихов Пенелопы, приветствующего хозяина, когда он появляется в образе нищего бродяги. Но, к сожалению, ему не удается это сделать: Амфинома губит случайность. Гомер на этом примере показывает, как следует поступать герою, достойному уважения.

Общее жизнеутверждающее настроение произведений иногда омрачается раздумьями о краткости жизни. Гомеровские герои, думая о том, что смерть неизбежна, стремятся оставить славную память о себе.

Песнь первая

Язва. Гнев

Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал:

Многие души могучие славных героев низринул

5

С оного дня, как, воздвигшие спор, воспылали враждою

Кто ж от богов бессмертных подвиг их к враждебному спору?

10

Язву на воинство злую навел; погибали народы

Старец, он приходил к кораблям быстролетным ахейским

Пленную дочь искупить и, принесши бесчисленный выкуп

15

Паче ж Атридов могучих, строителей рати ахейской:

“Чада Атрея и пышнопоножные мужи ахейцы!

20

Вы ж свободите мне милую дочь и выкуп примите,

Чествуя Зевсова сына, далеко разящего Феба”.

Честь жрецу оказать и принять блистательный выкуп;

25

Гордо жреца отослал и прирек ему грозное слово:

“Старец, чтоб я никогда тебя не видал пред судами!

Или тебя не избавит ни скиптр, ни венец Аполлона.

Деве свободы не дам я; она обветшает в неволе,

30

Ткальный стан обходя или ложе со мной разделяя.

Прочь удались и меня ты не гневай, да здрав возвратишься!”

Рек он; и старец трепещет и, слову царя покоряся,

Идет, безмолвный, по брегу немолчношумящей пучины.

35

Там, от судов удалившися, старец взмолился печальный

Фебу царю, лепокудрыя Леты могущему сыну:

“Бог сребролукий, внемли мне: о ты, что, хранящий, обходишь

40

Если когда пред тобой возжигал я тучные бедра

Коз и тельцов, – услышь и исполни одно мне желанье:

Так вопиял он, моляся; и внял Аполлон сребролукий:

Быстро с Олимпа вершин устремился, пышущий гневом,

45

Лук за плечами неся и колчан, отовсюду закрытый;

Громко крылатые стрелы, биясь за плечами, звучали

В шествии гневного бога: он шествовал, ночи подобный.

Сев наконец пред судами, пернатую быструю мечет;

Звон поразительный издал серебряный лук стреловержца.

50

После постиг и народ, смертоносными прыща стрелами;

Девять дней на воинство божие стрелы летали;

В день же десятый Пелид на собрание созвал ахеян.

55

Скорбью терзалась она, погибающих видя ахеян.

Быстро сходился народ, и когда воедино собрался,

Первый, на сонме восстав, говорил Ахиллес быстроногий:

“Должно, Атрид, нам, как вижу, обратно исплававши море,

60

В домы свои возвратиться, когда лишь от смерти спасемся.

Вдруг и война, и погибельный мор истребляет ахеян.

Но испытаем, Атрид, и вопросим жреца, иль пророка,

Или гадателя снов (и сны от Зевеса бывают):

Пусть нам поведают, чем раздражен Аполлон небожитель?

65

Требует бог, чтоб ахеян избавить от пагубной язвы?”

Так произнесши, воссел Ахиллес; и мгновенно от сонма

70

Мудрый, ведал он все, что минуло, что есть и что будет,

И ахеян суда по морям предводил к Илиону

Даром предвиденья, свыше ему вдохновенным от Феба.

Он, благомыслия полный, речь говорил и вещал им:

“Царь Ахиллес! возвестить повелел ты, любимец Зевеса,

75

Праведный гнев Аполлона, далеко разящего бога?

Я возвещу; но и ты согласись, поклянись мне, что верно

Сам ты меня защитить и словами готов и руками.

Я опасаюсь, прогневаю мужа, который верховный

Царь аргивян и которому все покорны ахейцы.

80

Слишком могуществен царь, на мужа подвластного гневный:

Вспыхнувший гнев он на первую пору хотя и смиряет,

Но сокрытую злобу, доколе ее не исполнит,

В сердце хранит. Рассуди ж и ответствуй, заступник ли ты мне?”

Быстро ему отвечая, вещал Ахиллес благородный:

85

“Верь и дерзай, возвести нам оракул, какой бы он ни был!

Фебом клянусь я, Зевса любимцем, которому, Калхас,

Молишься ты, открывая данаям вещания бога:

Нет, пред судами никто, покуда живу я и вижу,

Рук на тебя дерзновенных, клянуся, никто не подымет

90

В стане ахеян; хотя бы назвал самого ты Атрида,

Властию ныне верховной гордящегось в рати ахейской”.

Рек он; и сердцем дерзнул, и вещал им пророк непорочный:

“Нет, не за должный обет, не за жертву стотельчую гневен

Феб, но за Хриса жреца: обесчестил его Агамемнон,

95

Дщери не выдал ему и моленье и выкуп отринул.

Феб за него покарал и бедами еще покарает,

И от пагубной язвы разящей руки не удержит

Прежде, доколе к отцу не отпустят, без платы, свободной

Дщери его черноокой и в Хрису святой не представят

100

Жертвы стотельчей; тогда лишь мы бога на милость

преклоним”.

Слово скончавши, воссел Фесторид; и от сонма воздвигся

Мощный герой, пространно-властительный царь Агамемнон,

Гневом волнуем; ужасной в груди его мрачное сердце

Злобой наполнилось; очи его засветились, как пламень.

105

Калхасу первому, смотря свирепо, вещал Агамемнон:

“Бед предвещатель, приятного ты никогда не сказал мне!

Радостно, верно, тебе человекам беды лишь пророчить;

Доброго слова еще ни измолвил ты нам, ни исполнил.

Се, и теперь ты для нас как глагол проповедуешь бога,

110

Будто народу беды дальномечущий Феб устрояет,

Мстя, что блестящих даров за свободу принять Хрисеиды

Я не хотел; но в душе я желал черноокую деву

Девою взятой в супруги; ее Хрисеида не хуже

115

Прелестью вида, приятством своим, и умом, и делами!

Но соглашаюсь, ее возвращаю, коль требует польза:

Лучше хочу я спасение видеть, чем гибель народа.

Вы ж мне в сей день замените награду, да в стане аргивском

Я без награды один не останусь: позорно б то было;

120

Вы же то видите все – от меня отходит награда”.

Первый ему отвечал Пелейон, Ахиллес быстроногий:

“Славою гордый Атрид, беспредельно корыстолюбивый!

Где для тебя обрести добродушным ахеям награду?

Мы не имеем нигде сохраняемых общих сокровищ:

125

Что в городах разоренных мы добыли, все разделили;

Снова ж, что было дано, отбирать у народа – позорно!

Лучше свою возврати, в угождение богу. Но после

Втрое и вчетверо мы, аргивяне, тебе то заплатим,

130

Быстро, к нему обратяся, вещал Агамемнон могучий:

“Сколько ни доблестен ты, Ахиллес, бессмертным подобный,

Хитро не умствуй: меня ни провесть, ни склонить но успеешь.

Хочешь, чтоб сам обладал ты наградой, а я чтоб, лишенный,

Молча сидел? и советуешь мне ты, чтоб деву я выдал?..

135

Пусть же меня удовольствуют новою мздою ахейцы,

Столько ж приятною сердцу, достоинством равною первой.

Если ж откажут, предстану я сам и из кущи исторгну

Или твою, иль Аяксову мзду, или мзду Одиссея;

Сам я исторгну, и горе тому, пред кого я предстану!

140

Но об этом беседовать можем еще мы и после.

Ныне черный корабль на священное море ниспустим,

Сильных гребцов изберем, на корабль гекатомбу поставим

И сведем Хрисеиду, румяноланитую деву.

В нем да воссядет начальником муж от ахеян советных,

145

Или ты сам, Пелейон, из мужей в ополченье страшнейший!

Шествуй и к нам Аполлона умилостивь жертвой священной!”

Грозно взглянув на него, отвечал Ахиллес быстроногий:

“Царь, облеченный бесстыдством, коварный душою мздолюбец!

150

Кто из ахеян захочет твои повеления слушать?

Кто иль поход совершит, иль с враждебными храбро сразится?

Муж их ни коней моих, ни тельцов никогда не похитил;

155

Нив никогда не топтал; беспредельные нас разделяют

Горы, покрытые лесом, и шумные волны морские.

Нет, за тебя мы пришли, веселим мы тебя, на троянах

160

Ты же, бесстыдный, считаешь ничем то и все презираешь,

Ты угрожаешь и мне, что мою ты награду похитишь,

Подвигов тягостных мзду, драгоценнейший дар мне ахеян?..

Но с тобой никогда не имею награды я равной,

165

Нет, несмотря, что тягчайшее бремя томительной брани

Руки мои подымают, всегда, как раздел наступает,

Дар богатейший тебе, а я и с малым, приятным

В стан не ропща возвращаюсь, когда истомлен ратоборством.

Ныне во Фтию иду: для меня несравненно приятней

170

В дом возвратиться на быстрых судах; посрамленный тобою,

Быстро воскликнул к нему повелитель мужей Агамемнон:

“Что же, беги, если бегства ты жаждешь! Тебя не прошу я

175

Честь мне окажут они, а особенно Зевс промыслитель.

Ты ненавистнейший мне меж царями, питомцами Зевса!

Только тебе и приятны вражда, да раздоры, да битвы.

Храбростью ты знаменит; но она дарование бога.

В дом возвратясь, с кораблями беги и с дружиной своею;

180

Властвуй своими фессальцами! Я о тебе не забочусь;

Гнев твой вменяю в ничто; а напротив, грожу тебе так я:

Требует бог Аполлон, чтобы я возвратил Хрисеиду;

Я возвращу, – и в моем корабле, и с моею дружиной

Деву пошлю; но к тебе я приду, и из кущи твоей Брисеиду

185

Сам увлеку я, награду твою, чтобы ясно ты понял,

Сколько я властию выше тебя, и чтоб каждый страшился

Рек он, – и горько Пелиду то стало: могучее сердце

В персях героя власатых меж двух волновалося мыслей:

190

Или, немедля исторгнувши меч из влагалища острый,

Встречных рассыпать ему и убить властелина Атрида;

Или свирепство смирить, обуздав огорченную душу.

В миг, как подобными думами разум и душу волнуя,

Страшный свой меч из ножен извлекал он, – явилась Афина,

195

С неба слетев; ниспослала ее златотронная Гера,

Сердцем любя и храня обоих браноносцев; Афина,

Став за хребтом, ухватила за русые кудри Пелида,

Только ему лишь явленная, прочим незримая в сонме.

Он ужаснулся и, вспять обратяся, познал несомненно

200

Дочь громовержцеву: страшным огнем ее очи горели.

К ней обращенный лицом, устремил он крылатые речи:

Или желала ты видеть царя Агамемнона буйство?

Но реку я тебе, и реченное скоро свершится:

205

Скоро сей смертный своею гордынею душу погубит!”

Сыну Пелея рекла светлоокая дщерь Эгиоха:

“Бурный твой гнев укротить я, когда ты бессмертным покорен,

С неба сошла; ниспослала меня златотронная Гера;

Вас обоих равномерно и любит она и спасает.

210

Кончи раздор, Пелейон, и, довольствуя гневное сердце,

Злыми словами язви, но рукою меча не касайся.

Я предрекаю, и оное скоро исполнено будет:

Скоро трикраты тебе знаменитыми столько ж дарами

215

К ней обращался вновь, говорил Ахиллес быстроногий:

“Должно, о Зевсова дщерь, соблюдать повеления ваши.

Как мой ни пламенен гнев, но покорность полезнее будет:

Кто бессмертным покорен, тому и бессмертные внемлют”.

Рек, и на сребряном черене стиснул могучую руку

220

И огромный свой меч в ножны опустил, покоряся

Слову Паллады; Зевсова дочь вознеслася к Олимпу,

В дом Эгиоха отца, небожителей к светлому сонму.

Но Пелид быстроногий суровыми снова словами

К сыну Атрея вещал и отнюдь не обуздывал гнева:

225

Ты никогда ни в сраженье открыто стать перед войском,

Ни пойти на засаду с храбрейшими рати мужами

Сердцем твоим не дерзнул: для тебя то кажется смертью.

Лучше и легче стократ по широкому стану ахеян

230

Грабить дары у того, кто тебе прекословить посмеет.

Царь пожиратель народа! Зане над презренными царь ты, -

Или, Атрид, ты нанес бы обиду, последнюю в жизни!

Но тебе говорю и великою клятвой клянуся,

235

Вновь не испустит, однажды оставив свой корень на холмах,

Вновь не прозябнет, – на нем изощренная медь обнажила

Листья и кору, – и ныне который ахейские мужи

Носят в руках судии, уставов Зевесовых стражи, -

Скиптр сей тебе пред ахейцами будет великою клятвой:

240

Время придет, как данаев сыны пожелают Пелида

Все до последнего; ты ж, и крушася, бессилен им будешь

Свергнутся в прах; и душой ты своей истерзаешься, бешен

Сам на себя, что ахейца храбрейшего так обесславил”.

245

Так произнес, и на землю стремительно скипетр он бросил,

Вкруг золотыми гвоздями блестящий, и сел меж царями.

Сладкоречивый восстал, громогласный вития пилосский:

Речи из уст его вещих, сладчайшие меда, лилися.

250

Два поколенья уже современных ему человеков

Скрылись, которые некогда с ним возрастали и жили

Он, благомыслия полный, советует им и вещает:

“Боги! великая скорбь на ахейскую землю приходит!

255

О! возликует Приам и Приамовы гордые чада,

Все обитатели Трои безмерно восхитятся духом,

Если услышат, что вы воздвигаете горькую распрю, -

Вы, меж данаями первые в сонмах и первые в битвах!

Но покоритесь, могучие! оба меня вы моложе,

260

Я уже древле видал знаменитейших вас браноносцев;

С ними в беседы вступал, и они не гнушалися мною.

265

Се человеки могучие, слава сынов земнородных!

Были могучи они, с могучими в битвы вступали,

Был я, однако, и с оными в дружестве, бросивши Пилос,

270

Там я, по силам моим, подвизался; но с ними стязаться

Кто бы дерзнул от живущих теперь человеков наземных?

Но и они мой совет принимали и слушали речи.

Будьте и вы послушны: слушать советы полезно.

275

Ты, Агамемнон, как ни могущ, не лишай Ахиллеса

Девы: ему как награду ее даровали ахейцы.

Ты, Ахиллес, воздержись горделиво с царем препираться:

Чести подобной доныне еще не стяжал ни единый

Царь скиптроносец, которого Зевс возвеличивал славой.

280

Сердце смири, Агамемнон: я, старец, тебя умоляю,

Гнев отложи на Пелида героя, который сильнейший

Всем нам, ахейцам, оплот в истребительной брани троянской”.

285

Быстро ему отвечал повелитель мужей, Агамемнон:

“Так справедливо ты все и разумно, о старец, вещаешь;

Хочет начальствовать всеми, господствовать в рати над всеми,

Хочет указывать всем; но не я покориться намерен.

290

Или, что храбрым его сотворили бессмертные боги,

Тем позволяют ему говорить мне в лицо оскорбленья?”

Гневно его перервав, отвечал Ахиллес благородный:

“Робким, ничтожным меня справедливо бы все называли,

Если б во всем, что ни скажешь, тебе угождал я, безмолвный.

295

Требуй того от других, напыщенный властительством; мне же

Ты не приказывай: слушать тебя не намерен я боле!

Слово иное скажу, и его сохрани ты на сердце:

В битву с оружьем в руках никогда за плененную деву

Я не вступлю, ни с тобой и ни с кем; отымайте, что дали!

300

Что ж до корыстей других, в корабле моем черном хранимых,

Противу воли моей ничего ты из них не похитишь!

Или, приди и отведай, пускай и другие увидят:

Черная кровь из тебя вкруг копья моего заструится!”

Так воеводы жестоко друг с другом словами сражаясь,

305

Царь Ахиллес к мирмидонским своим кораблям быстролетным

Царь Агамемнон легкий корабль ниспустил на пучину,

Двадцать избрал гребцов, поставил на нем гекатомбу,

310

Дар Аполлону, и сам Хрисеиду, прекрасную деву,

Взвел на корабль: повелителем стал Одиссей многоумный;

Быстро они, устремяся, по влажным путям полетели.

Тою порою Атрид повелел очищаться ахейцам:

Все очищались они и нечистое в море метали.

315

После, избрав совершенные Фебу царю гекатомбы,

Коз и тельцов сожигали у брега бесплодного моря;

Туков воня до небес восходила с клубящимся дымом.

Так аргивяне трудилися в стане; но царь Агамемнон

Злобы еще не смирял и угроз не забыл Ахиллесу:

320

Верных клевретов и вестников, так заповедывал, гневный:

“Шествуйте, верные вестники, в сень Ахиллеса Пелида;

За руки взяв, пред меня Брисеиду немедля представьте:

Если же он не отдаст, возвратитеся – сам я исторгну:

325

С силой к нему я приду, и преслушному горестней будет”.

Так произнес и послал, заповедавши грозное слово.

Мужи пошли неохотно по берегу шумной пучины;

И, приближася к кущам и быстрым судам мирмидонов,

Там обретают его, перед кущей своею сидящим

330

В думе; пришедших увидя, не радость Пелид обнаружил.

Оба смутились они и в почтительном страхе к владыке

Стали, ни вести сказать, ни его вопросить не дерзая.

Сердцем своим то проник и вещал им Пелид благородный:

335

Ближе предстаньте; ни в чем вы не винны, но царь Агамемнон!

Он вас послал за наградой моей, за младой Брисеидой.

Пусть похищают; но сами они же свидетели будут

И пред сонмом богов, и пред племенем всех человеков,

340

И пред царем сим неистовым, – ежели некогда снова

Нужда настанет во мне, чтоб спасти от позорнейшей смерти

Рать остальную… свирепствует, верно, он, ум погубивши;

Свесть настоящего с будущим он не умея, не видит,

Как при судах обеспечить спасение рати ахейской!”

345

Рек, и Менетиев сын покорился любезному другу.

За руку вывел из сени прекрасноланитую деву,

Отдал послам; и они удаляются к сеням ахейским;

С ними отходит печальная дева. Тогда, прослезяся,

Бросил друзей Ахиллес, и далеко от всех, одинокий,

350

Сел у пучины седой, и, взирая на понт темноводный,

Руки в слезах простирал, умоляя любезную матерь:

“Матерь! Когда ты меня породила на свет кратковечным,

Славы не должен ли был присудить мне высокогремящий

Зевс Эгиох? Но меня никакой не сподобил он чести!

355

Гордый могуществом царь, Агамемнон, меня обесчестил:

Подвигов бранных награду похитил и властвует ею!”

Так он в слезах вопиял; и услышала вопль его матерь,

Быстро из пенного моря, как легкое облако, вышла,

360

Села близ милого сына, струящего горькие слезы;

Нежно ласкала рукой, называла и так говорила:

“Что ты, о сын мой, рыдаешь? Какая печаль посетила

Сердце твое? не скрывайся, поведай, да оба мы знаем”.

Чаще всего мифы в различных народах пишут о богах, но не смотря на большинство стран, в Древней Греции писали мифы о героях, хотя герои считались теми, кто состоял в божественном родстве. Именно божественные герои, рожденные человеческими девушками, могли совершать действительно величественные подвиги. Они уничтожали чудовищ, могли победить самых главных злодеев и помогали побеждать в войнах. Но и герои надоедали и людям и богам, поэтому и для них время подходило к концу и, чтобы героев стало меньше, началась битва под Троей. Герои один за одним погибали, а Зевс наслаждался правосудием и своей волей.

В Малой Азии, у реки Дарданеллы находится город с двумя названиями, кто-то его называет «Троя», а кто-то «Иллион». Вот по одному из этих названий и написана поэма «Иллиада». Перед тем, как написали эту поэму, конечно были и другие произведения, но все они были короткими и устными, и только Гомер смог их все сложить в великое произведение, сочетающее все достижения героев. И пусть в нем лишь небольшая часть войны, но эта часть смогла показать весь век героев. В поэме описывается Ахилл, один из существовавших тогда героев.

Битва под Троей шла долгих десять лет. На ней были все цари, вожди, а также вся их многочисленная армия. Даже список настолько длинный, что занимает не одну страницу. Одного из воюющих вождей звали Менелай, он правил Аргосом Агамемноном, с ним на битве был и его брат, под именем - Аякс. Все там же на битве можно было встретить Диомеда, Одиссея, Нестора, но больше всех показал себя в бою Ахилл. Он являлся сыном Федиты- богини моря. Главой противников был Приам. А на войне войско сопровождали его сыновья Гектор и Парис. Именно из-за Париса развернулась эта масштабная битва.

На этой войне были и боги. За троянцев сражался Аполлон. За греков пошли Гера и Афина. Зевс не встал ни на чью сторону, он наблюдал за происходящим. В те же времена был заключен последний брачный союз между богом и человеком. Невестой была- Фетида, женихом – Пелей. У этой пары родился герой – Ахилл. Во время гуляний по поводу рождения ребенка божественной крови, между Герой, Афиной и Афродитой произошел раздор из-за яблока, предназначенного самой красивой.

Зевс решил, что спор рассудит Парис. Все богини предложили царевичу подарки. Гера решила подарить царствование над всеми странами, богиня красоты предложила ему лучшую девушку на свете, а Афина, стать героем или мудрецом. Парис решил выбрать самую красивую женщину в мире, а оставшиеся богини решили мстить Парису. Царевич женился на Елене, дочке Зевса, которая на тот момент являлась женой Менелая. Когда то она выбрала из множества женихов Менелая, а теперь все бывшие женихи решили ополчиться на Париса. Лишь Ахилл не интересовался Еленой, так как был на тот момент еще слишком мал. Ахилл наблюдал за войной из своего шатра, ему было важно только показать себя на этой войне. Троянцы хотят поджечь корабли греков, но Гера им мешает, она одевает пояс Афродиты и соблазняет Зевса, после чего он засыпает. Греки набираются сил и останавливают надвигающееся войско троянцев. Зевс просыпается и объясняет Гере, что победа греков неизбежна, необходимо лишь ждать, пока Ахилл не найдет в себе сил выйти на бой.

Так как Ахилл еще не желает сражаться, на поле битвы выходит Патрокл. Ахилл дает наставление Патроклу, чтобы тот лишний раз себя не подставлял под удар, а также свои доспехи. Троянский народ испугался выхода Ахилла. Патрокл решил их преследовать и встретился с Сарпедоном. Зевс возжелал помочь сыну, но Гера его остановила. Сарпедон умирает, а битва продолжается. На помощь Трое приходит Аполлон, он роняет Патрокла, а Гектор его добивает.

Ахилл узнает о гибели друга, он желает мести, но его доспехи теперь у Гектора. Мать Ахилла просит Гефеста создать новые доспехи, и он ей не отказывает.

Теперь у Ахилла есть доспехи и оружие, и он созывает войско греков. Ахилл уже забыл о мести Агамемнону, теперь он жаждет крови Гектора и всех троянцев. Ахилл предлагает Агамемнону перемирие и тот соглашается. Агамемнон отдает Брисеиду Ахиллу, но его это не интересует, он лишь жаждет мести.

И вот подходит уже четвертый бой. Зевс решает, что если все остальные боги хотят сражаться, то они могут идти в бой. Афина бьется с Аресом, Гера с Артемидой, лишь Посейдон объясняет Аполлону, что люди этого боя не стоят.

Ахилл бьется с Энеем. Ахилл начинает побеждать, но боги решили по-другому и забрали Энея, так как посчитали, что он должен пережить эту войну и всех остальных героев. Уже бесчисленное количество воинов победил Ахилл, трупами людей он завалил реку, поэтому бог рек решил его уничтожить, но на защиту встал Гефест. Троянские воины бегут с поля боя. Ахилл все наступает, он встречает Гектора боем. Боги хотят помочь героям, но вскоре понимают, что их судьбу решат весы. Весы подняли Ахилла вверх, а Гектора ближе к царству мертвых. Аполлон уходит от Гектора, а Афина помогает Ахиллу. Гектор беседует с Ахиллом, что если кто-то из них падет в бою, другой заберет доспехи, но тело оставит в покое. Ахилл против, он окутан жаждой мести. Ахилл бьет Гектора в шею, и он падает. Перед смертью Гектор сообщает, что боги все равно затащат Ахилла в мир мертвых. Ахилл решает вдоволь поиздеваться над бездыханным телом и привязывает его к коням, а после этого отправляет лошадей вокруг Трои. Жители Трои горюют о павшем Гекторе.

После отмщения, Ахилл решает похоронить Патрокла со всеми почестями. Он расправляется с двенадцатью пленными, в честь друга. Патрокл оплакан, но жажда мести Ахилла не утихает. Ахилл продолжает издеваться над трупом покоренного Гектора. Зевс принимает решение вступиться за тело, и сообщает Ахиллу, что вскоре и он будет побежден. Ахилл решает отдать тело за выкуп родным.

Уже по темноте к Ахиллу приходит отец Гектора и привозит выкуп. Боги Олимпа помогли ему пробраться сквозь воинов. Он просит Ахилла отдать ему сына. Приам просит Ахилла вспомнить о его отце и Ахилл начинает рыдать вместе с Приамом. Ахилл остывает в желании мстить и отдает тело и дает время на захоронение.

Война продолжалась еще очень долго. Смерть Ахилла была в стреле Париса. Греки же победили Трою на деревянном коне и стерли ее с лица земли.

«Илиада» - древнейший памятник древнегреческой письменности, созданный полулегендарным слепым гением Гомером. «Илиаду» ориентировочно датируют 8-9 веком до н. э., а события, описанные в ней, восходят к 13-12 веку до н. э., когда под стенами великого античного города разворачивалась многолетняя Троянская война.

Несмотря на то что гомеровская «Илиада» посвящена Троянской войне, она описывает только последний 41 день легендарной битвы. За этот относительно непродолжительный период автору удается раскрыть характер войны и ее основных действующих лиц.

Персонажи поэмы делятся на два противоборствующих лагеря - троянцев и греков (фигурируют в тексте под названием - ахейцы, данайцы). Самые заметные фигуры троянского лагеря:

  • благородный Гектор, царевич осажденного города, сын старого царя Приама и главный военачальник;
  • брат Гектора Парис, выкравший Елену и положивший начало великой войны;
  • герой Эней, обреченный, подобно Одиссею, на длительные послевоенные скитания, которые стали почвой для самостоятельных произведений (например, «Энеиды» Вергилия);
  • Антенор - мудрейший среди троянских старейшин.

Главные действующие лица греческого лагеря:

  • царь Спарты Менелай, муж украденной Елены;
  • микенский царь Агамемнон, брат Менелая, военный главнокомандующий, сагитировавший греческих правителей отправиться на войну;
  • Ахилл, герой, полубог, сын мирмидонянского царя Пелея и божественной нимфы Фетиды, величайший из греческих воинов, славящийся своей неуязвимостью;
  • хитроумный Одиссей, царь Итаки, его многолетние скитания легли в основу второй части гомеровской дилогии «Одиссея».

Вот уже десять лет длится изнурительная война между ахейцами (греками) и троянцами. Греческие войска отчаянно атакуют стены славного города, а троянцы храбро держат осаду. И не видно этому сражению ни конца ни края. В стане греков нарастает напряжение. Эллины оторваны от родных домов, впутаны в затянувшуюся войну и больше всего на свете мечтают, чтобы многолетняя бойня поскорее завершилась.

События «Илиады» начинаются с того рокового дня, когда жрец Аполлона Хрис пришел в военный лагерь греков. Старик обратился к греческому предводителю царю Микен Агамемнону с просьбой освободить его любимую дочь Астиному, что была взята в плен. Агамемнон противится, он не хочет расставаться со своей наложницей, которой уделяет больше времени, чем законной супруге Клитемнестре. Главнокомандующий грубо отсылает жреца, бросая вслед, что Астинома состарится среди греков и будет всегда делить ложе с Агамемноном. Убитый горем отец взывает к Аполлону, прося послать кару грекам, отобравшим его любое дитя.

С этого момента в стане ахейцев наступает страшный мор, уносящий жизни сильных воинов. Греки собираются на совет. Речь держит величайший эллинский герой неуязвимый Ахилл. Он храбро обвиняет Агамемнона в беде, постигшей войско. «Эх, ты, в бесстыдство одетый, о выгоде все твои думы!» - бесстрашно восклицает Ахилл, требуя, чтобы царь Микен, как и полагается верховному командующему, отодвинул свои желания на второй план и задумался о войске. Герой напоминает Агамемнону, что это он втянул греков войну. Троянцы не сделали ничего дурного Ахиллу и другим эллинцам, они не нападали на их города, не топтали пашни, не убивали родных и близких. В этой войне мы «честь Менелая блюдем и твою, образина собачья!»

Агамемнон соглашается отдать любимую наложницу, но, чтобы отомстить очернившему его Ахиллу, забирает его рабыню Брисеиду. Герой вне себя от гнева. Он взывает к своей божественной матери Фетиде и та умоляет громовержца Зевса посылать неудачи грекам. Сам же Ахилл закрывается в своей палатке и отказывается принимать участие в сражениях, невзирая на то что греческие войска терпят одно поражение за другим.

Яблоко раздора
Согласно древнегреческим эпическим преданиям, начало Троянской войны было положено на свадьбе Пелея и Фетиды (родителей Ахилла). На торжество были приглашены все, кроме богини раздора Эриды. Оскорбленное божество подбросило золотое яблоко, на котором было написано «прекраснейшей».

Зевс приказал Парису отдать яблоко одной из богинь - Гере, Афине или Афродите. Парис выбрал красавицу Афродиту. За это Афродита влюбила в него прекраснейшую из смертных - Елену, жену царя Менелая. Парис выкрал Елену и увез в родную Трою. Чтобы отомстить Парису, Менелай и его брат Агамемнон собирают огромное войско и отправляются походом на Трою. Верными покровительницами греков становятся Гера и Афина, которых обошел вниманием Парис.

Ахилл по-прежнему пребывает в гневе и не выходит на поле боя. Троянцы едва не разбивают греков. На помощь своим любимцам приходит Гера. Она предстает перед Зевсом в поясе Афродиты, который вызывает страстное влечение. Громовержец отвлекается от сражения, что дает возможность ахейцам собраться с силами и отразить решающее нападение противника.

Война, таким образом, не заканчивается. В очередной бой отправляется лучший друг Ахилла Патрокл. Он облачается в доспехи своего славного товарища. Один только их вид наводит на противника ужас. Троянцы в страхе разбегаются, принимая Патрокла за неуязвимого Ахиллеса. Однако Патрокл не смог совладать с гордыней. Он пускается в погоню за войском противника. Вскоре его обман раскрывается, и Гектор смертельно ранит Патрокла.

Смерть друга становится для Ахилла глубоким потрясением. Он выходит из своей палатки и принимает решение вернуться на поле боя, чтобы отомстить за Патрокла.

Предлагаем вам ознакомиться с мифологической поємой Гомера , рассказывающей о приключениях героя по имени Одиссей во время его возвращения на родину по окончании Троянской войны.

Ахиллес (Ахилл) - сын мирмидонянского царя Пелея и морской нимфы Фетиды, полубог, герой. По одной из легенд, Фетида окунула маленького сына в воды подземной реки Стигс. С тех пор Ахилл стал неуязвим. Только пятка, за которую мать держала мальчика, осталась уязвимой. Именно в нее попадает парисова стрела, принесшая легендарному герою смерть. Выражение «Ахиллесова пята» стало нарицательным. Оно обозначает слабое место/строну/черту характера кого-либо.

Ахилл просит Гефеста выковать ему новые доспехи и оружие. Жаждущий кровавой расплаты, он отправляется в бой. Это была страшная битва, сражались не только люди, но и боги: Афина билась с Аресом, Гера с Артемидой, Посейдон с Аполлоном, но больше всех неистовствовал Ахилл. Он истребил сотни тысяч троянцев, едва не лишил жизни героя Энея, которого унесли с поля битвы боги (Энею не суждено было умереть в этой войне), и даже вступает в битву с речным богом Скамандром (последнего усмиряет Аполлон).

Главной целью Ахилла все же оставался Гектор, убивший его Патрокла. Несколько раз герои объезжают Трою на своих быстроходных колесницах. Зевс поднимает весы, на одной чаше судьба Ахилла, на другой - Гектора. Весы перевешивают в пользу первого, значит, великому троянцу предстоит погибнуть. Боги отворачиваются от героев - пусть вершится судьба, ведь перед ней даже небожители бессильны.

Ахилл, наконец, догоняет Гектора и пробивает его доспехи копьем. А в это время на троянской стене раздается протяжный стон. Это царица Андромаха оплакивает своего любимого мужа.

Боги, но не всемогущие
У Гомера боги всячески влияют на ход военных событий, помогают любимцам, строят козни попавшим в немилость, но даже они бессильны перед мойрами - богинями судьбы, которые определяют величайший закон природы. В греческой мифологической традиции их было трое - Клото, Лахесис и Атропос. Клото, или «пряха», прядет нить жизни, Лахесис, «судьба», определяет судьбы, Атропос, «неотвратимая», отмеряет век человека и отрезает нить судьбы.

Со смертью Гектора гнев Ахилла не проходит. Он привязывает тело заклятого врага к своему коню и мчится с ним в лагерь. Во время пышной панихиды по Патроклу Ахилл каждый день объезжает вокруг кургана погибшего друга, волоча за собой труп Гектора. Он бы уже давно превратился в кровавое месиво, если бы не Аполлон, незримо защищавший троянского царевича.

Престарелый царь Приам, отец Гектора, приходит к Ахиллу просить за погибшего сына. Боги помогают ему пройти незамеченным через вражеский лагерь. Приам умоляет Ахилла вспомнить о близких его сердцу людях, о его престарелом отце Пелее. Расчувствовавшийся Ахиллес рыдает на груди у Приама и он отдает родителю тело сына. Гнев Ахилла проходит, а троянцы устраивают пышные похороны благородного воина, троянского царевича Гектора.

Десятилетняя Троянская война закончилась победой греков, однако взять город удалось не силой, а хитростью. Греки заявили о капитуляции и принесли в дар победителям огромного деревянного коня. Ослепленные долгожданной победой троянцы приняли дар и ввезли коня в город. Всю ночь в Трое проходило пиршество. Горожане не подозревали, что в туловище деревянного гиганта находятся лучшие греческие воины, а эллинские корабли стоят в бухте и ждут, когда им откроют ворота города. Этот хитроумный план придумал царь Итаки Одиссей. Коварный замысел сработал. В эту ночь Троя пала.

«Илиада» Гомера: краткое содержание

4.4 (88%) 5 votes

Сюжеты известных произведений «Илиада» и «Одиссея» взяты из общего сборника эпических сказаний о Троянской войне. И каждая из этих двух поэм представляет собой небольшую зарисовку из более обширного цикла. Основная стихия, в которой действуют персонажи произведения «Илиада» - это война, изображающаяся не в виде столкновения народных масс, а как действия отдельно взятых персонажей.

Ахилл

Главным героем «Илиады» является Ахилл - молодой герой, сын Пелея и богини моря Фетиды. Слово «Ахилл» переводится как «быстроногий, подобный богу». Ахилл является центральным персонажем произведения. У него цельный и благородный характер, который олицетворяет настоящую доблесть, как ее понимали тогда греки. Для Ахилла нет ничего выше, чем долг и честь. Он готов отомстить за смерть своего друга, пожертвовав собственной жизнью. При этом Ахиллу чужды двуличие и хитрость. Несмотря на свою честность и искренность, он выступает как нетерпеливый и очень вспыльчивый герой. Он проявляет чувствительность в вопросах чести - несмотря на серьезные последствия для войска, он отказывается продолжать сражение из-за нанесенной ему обиды. В жизни Ахилла совпадает веление небес и страсти его собственного бытия. Герой мечтает о славе, и ради этого он также оказывается готовым пожертвовать собственной жизнью.

Противоборство в душе главного героя

Ахилл, главный герой «Илиады», привык повелевать и управлять, так как сознает свою силу. Он готов уничтожить на месте Агамемнона, который посмел его оскорбить. И гнев Ахилла проявляется в самых разных формах. Когда он мстит врагам за Патрокла, то превращается в настоящего демона-уничтожителя. Завалив весь берег реки трупами врагов, Ахилл вступает в схватку с самим богом этой реки. Однако очень интересно наблюдать за тем, как сердце Ахилла смягчается, когда он видит отца, просящего отдать тело его сына. Старик напоминает ему его собственного отца, и жестокий воин смягчается. Также Ахилл горько тоскует по своему другу, рыдает у матери. В сердце Ахилла борются благородство и желание отомстить.

Гектор

Продолжая давать характеристику главным героям «Илиады» Гомера, особенно подробно стоит остановиться на фигуре Гектора. Храбрость и мужество этого героя являются результатом преобладающей в его сознании доброй воли. Ему знакомо чувство страха, как и любому другому воителю. Однако, несмотря на это, Гектор научился проявлять храбрость в сражениях, побеждать трусость. Он с печалью в сердце оставляет своих родителей, сына и супругу, так как верен своему долгу - защите города Трои.

Гектор лишается помощи богов, поэтому вынужден отдать собственную жизнь за свой город. Он также изображен человечным - ни разу он не попрекает Елену, прощает своего брата. Гектор не испытывает к ним ненависти, несмотря на то что именно они были виновниками разразившейся Троянской войны. В словах героя нет пренебрежения другими людьми, он не выражает свое превосходство. Основным отличием Гектора от Ахилла является человечность. Этому качеству противопоставляется чрезмерная агрессивность главного героя поэмы.

Ахилл и Гектор: сравнение

Частым заданием также бывает и сравнительная характеристика главных героев «Илиады» - Ахилла и Гектора. Сыну Приама Гомер придает более положительные, человечные черты, нежели главному герою. Гектору известно о том, что такое социальная ответственность. Он не ставит свои переживания выше жизней других людей. В противовес ему, Ахилл является настоящим олицетворение индивидуализма. Он возводит свой конфликт с Агамемноном до поистине космических масштабов. В Гекторе же читатель не наблюдает той кровожадности, которая присуща Ахиллу. Он является противником войны, понимает, каким страшным бедствием она оказывается для людей. Вся отвратительная и ужасная сторона войны понятна для Гектора. Именно этот герой предлагает не бороться целыми войсками, а выставить от каждой стороны отдельных представителей.

Гектору помогают боги - Аполлон и Артемида. Однако он очень отличается от Ахилла, являющегося сыном богини Фетиды. Ахилл не подвержен воздействию оружия, единственное его уязвимое место - это пятка. Фактически он является полудемоном. Собираясь на сражения, он надевает на себя доспехи самого Гефеста. А Гектор - это простой человек, которому предстоит ужасное испытание. Он осознает, что может лишь ответить на вызов, ведь богиня Афина помогает его врагу. персонажей очень разнятся. С имени Ахилла начинается «Илиада», а именем Гектора заканчивается.

Стихия героев

Описание главных героев поэмы «Илиада» Гомера было бы неполным без характеристики той среды, в которой происходит действие поэмы. Как уже было указано, такой средой является война. Во многих местах поэмы упоминаются подвиги отдельно взятых персонажей: Менелая, Диомеда. Однако наиболее значительным подвигом все же является победа Ахилла над его противником Гектором.

Также воитель хочет достоверно знать, с кем именно он имеет дело. В некоторых случаях противостояние прекращается на время, и для обеспечения свободы воинам, а также невмешательства посторонних людей, перемирие освящается жертвоприношениями. Гомер, живший в обстановке войны и постоянных убийств, выразительно изображает предсмертные мучения умирающих. Не менее ярко изображены в поэме жестокость победителей.

Менелай и Агамемнон

Одни из главных героев «Илиады» - это микенский а также спартанский правитель Менелай. Гомер изображает обоих не самыми привлекательными персонажами - оба не упускают возможности злоупотребить своим положением, в особенности Агамемнон. Именно его себялюбие и послужило причиной гибели Ахилла. А заинтересованность Менелая в нападении и послужила причиной того, что разгорелась война.

Менелай, за которого в сражениях выступают ахейцы, должен был занять место микенского правителя. Однако он оказывается неподходящим на эту роль, и это место оказывается занятым именно Агамемноном. Сражаясь с Парисом, он дает волю своей злости, которая накопилась у него против своего обидчика. Однако как воитель он значительно уступает другим героям поэмы. Его действия оказываются значительными только в процессе спасения тела Патрокла.

Другие герои

Один из самых обаятельных главных героев «Илиады» - это старец Нестор, который любит постоянно вспоминать годы своей молодости, давать свои наставления юным воинам. Также привлекателен и Аякс, который своей храбростью и силой превосходит всех, исключая Ахилла. Вызывает восхищение и Патрокл, самый близкий друг Ахилла, который был воспитан с ним под одной крышей. Совершая свои подвиги, он слишком увлекся мечтой захватить Трою и погиб от беспощадной руки Гектора.

Престарелый троянский правитель по имени Приам не является главным героем «Илиады» Гомера, однако обладает привлекательными чертами. Он - истинный патриарх, который окружен многочисленным семейством. Состарившись, Приам уступает право командовать войском своему сыну, Гектору. От имени всего своего народа старец приносит жертвоприношения богам. Приама отличают такие черты характера, как мягкость, обходительность. Он хорошо относится даже к Елене, которую все ненавидят. Однако старца преследует несчастье. Все его сыновья погибают в сражениях от руки Ахилла.

Андромаха

Главные герои поэмы «Илиада» - воины, однако в произведении можно встретить и немало женских образов. Это по имени Андромаха, его мать Гекуба, а также Елена и плененная Брисеида. Впервые читатель встречается с Андромахой в шестой песне, где повествуется о ее встрече с супругом, вернувшимся с поля брани. Уже в тот момент она интуитивно предчувствует гибель Гектора и уговаривает его не покидать города. Но Гектор не внимает ее словам.

Андромаха является верной и любящей женой, которая вынуждена жить в постоянной тревоге за своего супруга. Судьба этой женщины наполнена трагизмом. Когда ее родной город Фивы был разорен, мать и братья Андромахи были убиты врагами. После этого события погибает и ее мать, Андромаха остается одна. Теперь весь смысл ее существования - в любимом муже. После того как она прощается с ним, то оплакивает вместе со служанками, как уже погибшего. После этого Андромаха не встречается на страницах поэмы до самой смерти героя. Скорбь является главным настроением героини. Она предвидит заранее свой горький жребий. Когда Андромаха слышит крики на стене и бежит узнать, что же произошло, то видит: Ахилл тащит по земле тело Гектора. Она падает без чувств.

Герои «Одиссеи»

Частый вопрос, который задается на уроках литературы учащимся - назвать главных героев «Илиады» и «Одиссеи». Поэму «Одиссею», наряду с «Илиадой», принято считать важнейшим памятником всей эпохи перехода от общинно-родового к рабовладельческому строю.

В «Одиссее» описано даже больше мифологических созданий, чем в «Илиаде». Боги, люди, сказочные создания - самыми разными персонажами полны "Илиада" и "Одиссея" Гомера. Главные герои произведений - это и люди, и боги. Причем боги принимают активное участие в жизнях простых смертных, помогая им или отнимая силу. Главный герой «Одиссеи» - это греческий царь Одиссей, который возвращается после сражения домой. Среди других персонажей выделяется его покровительница, богиня мудрости Афина. Противостоит главному герою морской бог Посейдон. Немаловажной фигурой является и верная Пенелопа, жена Одиссея.