"Житие Бориса и Глеба" является образцом древнерусского книжного жития. Оно создано в конце XI-начале XII века и дошло до нас в двух вариантах: "Сказание" и "Чтение". Автор сказания неизвестен, "Чтение" принадлежит Нестору. В основе этих произведений древнерусской книжности лежит сюжет о мученической кончине князей Бориса и Глеба, убитых их братом Святополком в борьбе за киевский престол.

В 1015 году умер князь Владимир. Власть в Киеве захватил его сын Святополк. По приказу князя был убит его брат Борис, а через месяц — другой брат Глеб. Но третий брат Ярослав двинулся в поход против Святополка, одержал над ним победу и сам утвердился в Киеве. Борис и Глеб были погребены в Вышгороде у церкви святого Василия. Их могилы стали местом паломничества 1 . При постройке новой церкви взамен сгоревшей обнаружилось, что тела Бориса и Глеба нетленны. Это обстоятельство и явилось поводом для объявления их святыми. Культ Бориса и Глеба имел важный политический смысл: он "освящал" и утверждал государственную идею, согласно которой все русские князья — братья, и в тоже время подчеркивал обязательность подчинения младших князей старшим.

Житие сосредоточивает внимание на гибели братьев. Борис и Глеб изображаются идеальными христианскими героями-мучениками. Они добровольно принимают мученический венец.

Борис во всем покорен старшим князьям. По велению отца, князя Владимира, он отправляется в поход против печенегов. На обратном пути он узнает, что отец скончался, а киевский престол захватил Святополк. Борис оплакивает смерть отца. Дружина предлагает ему пойти на Киев, но, подчиняясь долгу вассала, он отказывается и предпочитает смерть измене. "Идя дорогой, Борис размышлял о красоте и доброте своей и слезами заливался, и хотел удержаться от них, но не мог. И все, видевшие его в слезах, плакали о благородстве и честном разуме юности его, и каждый в душе своей скорбел в горести сердечной, и все пребывали в печали... Вид Бориса был уныл, взор и сокрушенное сердце, как у святого. Был блаженный правдив, щедр, тих, кроток, смиренен, всех миловал и обо всех заботился" 2 . Борис думал: "Знаю, что брата моего зла ради толкнут люди на убийство мое и погубят меня. Если прольет кровь мою, то буду мученик, перед Господом моим, и душу мою примет господь" 3 .

Скорбь Бориса сменялась утешениями божьими: "Кто погубит душу свою меня ради и моего учения, тот найдет и сохранит ее в жизни вечной". И радость наполнила сердце Бориса. Он обратился к Богу, говоря: "Не отвергай, Господь, премилостивый, меня, уповающего на тебя, но спаси душу мою" 4 .

Борис начинает готовиться к смерти. При мысли, что ему предстоит умереть, он испытывает страх. Предчувствие смерти переходит в уверенность. Растет тревога, Борис не в силах сдержать сердечного волнения. Заговорщики, посланные Святополком, окружают шатер, где молится князь, и поражают его копьями. Смертельно раненный Борис просит дать ему время помолиться. Его везут на телеге в город, и два варяга добивают мученика ударом меча в сердце.

Глеб такой же герой-мученик, как и Борис. Когда Святополк его зовет в Киев, он немедленно отправляется в путь. Недалеко от Смоленска его настигают посланные Святополком убийцы, и Глеб безропотно, не оказывая никакого сопротивления, позволяет убить себя. Однако образ Глеба не во всем повторяет Бориса. В отличие от Бориса, томимого мрачным предчувствием, Глеб ничего не подозревает, даже когда узнает о смерти отца и гибели брата. Он только выражает желание поскорее встретиться с любимым братом на небесах, если уж нельзя на земле.

Наивно-восторженно Глеб относится к окружающему миру, он не верит, что его могут убить. При виде убийц, подплывающих к нему в лодке, он, не замечая их мрачных лиц, радуется встрече. О том, что его собираются убить, Глеб догадывается лишь тогда, когда они стали "скакать" в его лодку, держа в руках мечи. Глеб, дрожа всем телом, просит о пощаде, как просят дети: "Не троньте меня, не троньте меня!" Он не понимает, за что и почему должен умереть. Беззащитность Глеба очень трогательна. Это один из самых светлых образов древнерусской литературы.

Вводятся в "Повесть" и внутренние монологи. Их произносят, как пишет летописец, герои, "глаголаше в сердце своем".

Психологическое состояние персонажей воспроизводится и в авторских описаниях. Автор даже пытается донести до читателей противоречивость чувств, охвативших героев. Так, в душе Бориса одно чувство сменяется другим: скорбь в связи с предчувствием гибели и радость в ожидании мученического конца идеального христианского героя. Это живая непосредственность в выражении чувств, характерная для древней литературы, более того, это уже отчетливо выраженные черты психологизма.

Монологи Бориса и Глеба не лишены образности и лиризма. Так, например, плач Бориса по умершему отцу: "Увы мне, свет очей моих, сияние и заря лица моего, узда юности моей, наставление неразумия моего! Увы мне, отец и господин мой! К кому прибегну, на кого взгляну? Где восприму столь благое учение и наставления разума твоего? Увы мне, увы мне! Закатилось солнце мое, и не было меня с тобой!" 5 .

В этом монологе автор обратился к ораторской прозе и в то же время к образности народного плача. Народная поэзия придала речи героя определенный лиризм, позволила ярче выразить чувства сыновней скорби. В душе Глеба смешиваются два чувства — скорбь от предчувствия гибели и радость, которую должен испытывать идеальный герой-мученик в ожидании мученического конца.

В образе князя Святополка миру света и добра, как и в русском фольклоре, резко противопоставляется мир тьмы и зла. Уже в начале произведения автор приписывает ему эпитет "окаянный", при его изображении не жалеет черных красок. Святополк — "треклятый", "второй Каин, мысли которого уловлены дьяволом", у него "прескверные уста", "злой глас". За совершенные преступления Святополк несет достойное наказание. Разбитый Ярославом, в паническом страхе бежит он с поля боя. Автор пишет: "Окаянный Святополк побежал и напал на него бес. И расслабло тело его так, что он не мог на коне сидеть. И несли его на носилках". Ему постоянно слышится топот коней преследующего его Ярослава: "“Бежим! Вот преследуют нас!” И посылали посмотреть, но не было ни гонящихся, ни преследующих его. А он, лежа в немочи, восклицал, говоря: “Бежим! Опять преследуют!” И не мог остаться на одном месте. И прибежал в Ляшскую землю, гонимый гневом божьим. И прибежал в необитаемое место между чехами и ляхами и здесь в муках окончил жизнь свою. И принял возмездие от Бога, наславшего на него губительные язвы и после смерти муку вечную". И, если убитые им братья считаются святыми, то от могилы Святополка "исходит смрад в назидание людям... И с этого времени прекратилась крамола на русской земле". Этим подчеркивается стремление автора к единению Руси.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  1. Используя словарно-справочный материал, выясните, как определяется жанр жития и чем он характеризуется, каковы его композиция и стиль.
  2. Относятся ли к житию как жанру следующие художественные приемы: трехчастная композиция, торжественно-приподнятый стиль, сочетающийся с фактическим повествованием о жизни, строго определенное изображение героя ("злодей", "святой"), а также изображение героя, близкое к иконописи?
  3. Покажите на конкретных примерах жанровые особенности "Жития Бориса и Глеба". Выясните его связи с устным народным творчеством.
  4. Кратко перескажите содержание произведения, сохраняя его стиль и передавая авторское отношение к изображаемому.
  5. Как житие связано с идеей осуждения братоубийственных распрей князей и патриотической идеей "русской великой страны"?
  6. Сопоставьте его сюжет с повестью об ослеплении Василька Теребовльского. Какие общие идеи волнуют авторов? Почему их так подробно излагает летопись?
  7. Какое выражение в произведении находит "мир света и добра"?
  8. Как создается ореол святости Бориса? Почему о нем можно сказать, что он святой?
  9. Какие человеческие черты присущи его облику? Проследите по тексту примеры проявления живых человеческих чувств Бориса.
  10. Какое место в характеристике Бориса занимает мотив слез? Подтвердите словами из текста.
  11. Что отличает Глеба от Бориса? Какие особенности его характера подчеркивает автор?
  12. Как складывается драматическая ситуация вокруг юного князя?
  13. Перескажите сцену убийства Глеба.
  14. Какими средствами пользуется автор, раскрывая внутренний мир героев (монологи, плачи, молитвы и другие художественные средства)?
  15. Прочитайте похвалу Борису и Глебу. Какую роль играют эти святые, по мысли автора, что они сделали для Русской земли?
  16. Какое место в этом прославлении занимает идея единства и защиты Русской земли?
  17. Почему исторические деятели были причислены к лику святых?
  18. В какие другие памятники древнерусской литературы и с какой целью включался житийный рассказ о Борисе и Глебе?

Границы и периодизация древнерусской литературы. Характеристика её основных этапов.

1Лит-ра Киевской Руси (11 -первая треть 12 века). един лит, опр взаимосвязью культ ц- Киева и Новгорода. Это период ученичества, в роли наставников Византия и Болгария. Переводная лит преобладает. сначала доминируют религиоз тексты, а затем светская лит. Главная тема- тема Русской земли в христ нар. 2.раздробленности (вторая треть 12-первая треть 13 в.). появлением областных лит центров во Владимире, Ростове, Смоленске и др. наметился процесс «расподобления» стилей русского летописания, Господствует монументально-исторический стиль. 3. начала татаро-монгольского ига (вторая треть 13-1380 г.). основная тема -героическая, а монументально-историч стиль приобретает трагический оттенок и лирическую взволнованност.

4. Куликовской бит (1380-80-е гг. 15 в.). Это время творческих подъёмом национального самосознания и возвышением Москвы. Складывается новый нравственный идеал эпохи, что нашло отражение в житиях святых Епифания Премудрого. интерес к беллетристической и историко-публицистич. 5.Моск централизованного гос-а (конец 15-16 в.). расцвет публицистики, период нового монументализма, интерес к биографиям. 6 переходного этапа (17 в.). В этот период происходит столкновение новых и старых принципов художественного творчества. Развитие индивидуального начала. После церк реформы Никона лит на демократическую и официальную. растёт автобио. внимание к личности человека.

2.Основные черты древнерусской литературы и её художественный метод. Лит др. Руси ставила своей целью создание духовного идеала человека (един эстетического и физического). В лит-ре почти не было портретов. пейзаж использовался довольно редко и лишь с символической, отсутствовала сатира, были только элементы юмора и иронии, лишь в 17 в. появились сатирические повести. Целью написания любого произведения было поучение. историзм был обязательным в произведениях. Но была наполнена легендами. анонимной.рукописный характер.

Своеобразие системы жанров Н.И. Прокофьева «О мировоззрении».

В др.лит-ре взаимодействовало несколько систем жанров: фольклора и деловой письменности, переводной и оригинальной лит, богослужебного, так и светского характера. В основе жанров объект изображения. Лирич жанры : поучения и послания. Поучение - жанр, предназначенный для передачи системы политических, религиозных или нравственных взглядов были дидактическими и торжественными. Послание - жанр рассказа о событиях или изложения мыслей адресату, удалённому от автора из 4-х частей: эскрипт (внешний адрес), прескрипт (вступление, обращение), семантема (содержание послания), клаузула (доброе пожелание). вставные жанры, например, плач, похвала, молитва. Эпич ж . Житие - о жизни реального лица, канонизированного: вступление (самоуничижение автора, повествование, заключение (похвала или молитва святому). Хождение - жанр, повествующий о реально существующем путешествии -паломнические, купеческие, посольские, землепроходческие. цепь путевых очерков. Историческая повесть - о историческом событии. - воинск и о княжеских и боярских преступлениях. Притча. Символические жанры - видение, чудо, знамение. Др жанры - летопись, патерик (рассказы о жизни монахов).


Сказание о Борисе и Глебе».

Борису и Глебу посвящён целый цикл произведений в русской литературе. автор сосредоточил внимание на духовной стороне Задача агиографа - изобразить страдания святых и показать величие их духа перед лицом неминуемой смерти. Борис заранее знает о планах Святополка убить его выбор-либо идти «воевать Киев» и убить его, либо своей смертью положить начало христианским отношениям между князьями-смирения и подчинения старшему. Борис выбирает мученическую смерть. Показпсих. сложность этого выбора, для усиления воздействия на читателя автор трижды повторяет сцену убийства князя. В «Сказании» очень много молитв, особенно вдохновенно Борис молится перед своей смертью. Интонации плача буквально пронизывают «Сказание», определяя главную тональность повествования. Всё это соответствует агиографическому канону. Но также для произведения характерна тенденция к индивидуализации житийного героя, что противоречило канону, но соответствовало правде жизни. Изображение младшего брата Глеба не дублировало житийной характеристики старшего. Глеб неопытнее брата, поэтому с полным доверием относится к Святополку. Позднее Глеб не может подавить в себе страх смерти, молит убийц о пощаде. Автор создал один из первых в русской литературе психологических портретов, богатый тонкими душевными переживаниями героя. Для Глеба удел мученика ещё преждевременен. Психологически достоверно изображение житийного антигероя Святополка. Он одержим завистью и гордостью, он жаждет власти, поэтому характеризуется эпитетами «окаянный», «прескверный». За совершённое преступление он несёт заслуженное наказание. Его разбивает Ярослав Мудрый, и Святополк умирает в бегах. Он противопоставлен и Борису и Глебу, и Ярославу, ставшему орудием божественного возмездия убийце. Чтобы окружить героев ореолом святости, автор в конце говорит об их посмертных чудесах и хвалит их, ставя в ряд с известными церковными деятелями. В отличие от традиционного жития, «Сказание» не описывает жизни героев от самого рождения, а говорит только об их злодейском убийстве. Ярко выраженный

историзм также противоречит канонам жития. Поэтому можно сказать, что «Сказание» сочетает в себе и житийные элементы, и элементы расхождения с каноном, в чём проявляется жанровое своеобразие этого произведения.

"Сказание о Борисе и Глебе" - один из них. Жаль, что многие произведения того времени затерялись в веках. Вероятно, мы не знаем о целом ряде шедевров древнерусского слова. Тем более ценным для нас является сохранившееся "Сказание о Борисе и Глебе". Краткое содержание и анализ его даст вам некоторое представление об этом произведении.

Оно было создано в середине 11 века и посвящено истории убийства Бориса и Глеба, которые позднее были канонизированы. На основании изысканий и митрополита Макария считается, что Иаков Черноризец создал "Сказание о Борисе и Глебе". Краткое содержание произведения, представленное ниже, даст вам представление о его сюжете. А анализ, который вы найдете во второй части статьи, поможет разобраться в его смысле.

Сыновья Владимира

Рассказом о сыновьях Владимира начинается "Сказание о Борисе и Глебе". Краткое содержание этой части произведения следующее. Двенадцать сыновей было у русского князя Владимира Святославича. Они были рождены от разных жен. Святополк - третий по старшинству. Мать его, монахиня, была расстрижена. Ее взял себе в жены брат Владимира, Ярополк. Однако Владимир убил его и овладел его супругой, когда та была беременна. Князь усыновил родившегося Святополка, однако не любил его. От жены-болгарки у Владимира родились посадил своих детей на княжение по разным землям: Бориса - в Ростове, Святополка - в Пинске, Глеба - в Муроме.

Смерть Владимира. Святополк захватывает престол

Когда уже подходили к концу дни Владимира, на Русь напали печенеги. Против них князь послал Бориса. Он отправился в поход, однако не встретил врага. Когда Борис уже возвращался назад, вестник сказал ему, что отец его умер. Он также сообщил, что Святополк хотел скрыть его смерть. Борис, слушая этот рассказ, заплакал. Он осознал, что цель Святополка - захватить власть в свои руки и убить его. Однако Борис решил не сопротивляться. Святополк действительно коварно завладел престолом. Борис, несмотря на уговоры своей дружины, не попытался прогнать его с княжения.

Убийство Бориса

Святополк тем временем подкупил киевлян. Он написал ласковое письмо Борису. Однако слова его были лживы. В действительности он жаждал смерти всех наследников Владимира. Святополк начал с того, что отдал приказ убить Бориса своей дружине. Она состояла из вышгородских мужей, а возглавлял ее Путыня.

Борис раскинул свой стан на р. Альте. Он молился вечером в своем шатре, думая о том, что скоро умрет. Проснувшись, Борис велел служить заутреню священнику. Подосланные Святополком убийцы подошли к его шатру и услышали слова молитв. Заслышав шепот, Борис понял, что пришли убийцы. Видя его печаль, священник и слуга горевали о нем.

Но вот Борис увидел убийц, которые шли с оружием в руках. Они пронзили князя копьями. Слуга Бориса попытался остановить их. Он прикрыл господина своим телом. Этого слугу звали Георгий, он был венгром. Убийцы пронзили копьем и его. Георгий, раненый ими, выскочил из шатра. Князь был еще жив, и злодеи хотели нанести ему новые удары. Однако Борис начал просить о том, чтобы ему разрешили помолиться Богу. Прочитав молитвы, он обратился к убийцам, попросив у них прощения, а затем сказал, чтобы они заканчивали свое дело. Так умер Борис. Произошло это 24 июля. Многие его слуги тоже были убиты, в том числе и Георгий. Для того чтобы снять гривну с шеи, ему отрубили голову.

Князя обернули в шатер, а затем повезли на телеге. Борис приподнял голову, когда ехали через лес. Два варяга снова пронзили его мечом в сердце. Тело князя положили в Вышгороде. Он был погребен у церкви Св. Василия.

Предупреждение Ярослава

Однако на этом не закончились драматические события произведения "Сказание о Борисе и Глебе". Автор пишет далее, что через некоторое время Святополк решил осуществить новое злодеяние. Князь послал письмо Глебу, в котором сообщал, что Владимир, его отец, тяжело болен и просит его приехать. Глеб поверил и отправился в Киев. У Волги он повредил ногу и остановился неподалеку от Смоленска, на р. Смядыни. Тем временем весть о смерти Владимира дошла до Ярослава, одного из 12-ти сыновей князя Владимира Святославича. Ярослав в то время княжил в Новгороде. Он послал предупреждение Глебу о том, чтобы тот не ехал в Киев, поскольку отец его умер, а Борис убит. Когда князь плакал о них, внезапно перед ним появились слуги Святополка, которых послали, чтобы убить его.

Убийство Глеба

Глеб плыл в это время по р. Смядыни на своей ладье. Убийцы были в другой ладье. Они принялись грести в его сторону. Глеб думал, что их намерение - поприветствовать его. Однако злодеи начали перескакивать в лодку князя с обнаженными мечами. Глеб принялся умолять их о том, чтобы они сохранили ему жизнь. Однако слуги Святополка оказались неумолимы. Глеб принялся молиться Богу о братьях, отце и даже о Святополке, своем убийце. После этого Торчин, его повар, зарезал своего господина. Глеб взошел на небеса, где повстречался с любимым братом. Это произошло 5 сентября.

Убийцы возвратились к Святополку. Они рассказали ему о том, что выполнили повеление. Обрадовался злой князь...

Чудеса на месте, где находилось тело Глеба

Тело Глеба было брошено меж двух колод в пустынном месте. Пастухи, охотники и купцы, проходившие мимо, видели там горящие свечи, огненный столп, слышали ангельское пение. Однако никто не догадался, что в этом месте находится тело святого.

Сеча на Альте, бегство Святополка

Тем временем Ярослав со своим войском двинулся на Святополка для того, чтобы отомстить ему за братьев. Победы сопутствовали Ярославу. Придя на р. Альту, он стал на месте, где Борис был убит, и помолился Богу о победе над злодеем.

Сеча на Альте длилась весь день. Ярослав к вечеру одолел врага, и Святополк (портрет его представлен выше) бежал. Безумие обуяло его. Он так ослабел, что его пришлось нести на носилках. Даже после того, как погоня прекратилась, князь приказывал бежать. Его пронесли на носилках через всю Польскую землю. Святополк скончался в пустынном месте между Польшей и Чехией. Могила его сохранилась. Ужасный смрад исходит от нее.

Княжение Ярослава

А на земле русской с тех пор прекратились усобицы. Ярослав стал великим князем. Он отыскал тело Глеба и похоронил его рядом с братом, в Вышгороде. Останки его оказались нетленными.

Чудеса на могиле Бориса и Глеба

Многие чудеса начали исходить от мощей св. Бориса и Глеба: хромые ходили, слепые прозревали, горбатые выпрямлялись. А там, где были убиты братья, во имя их были созданы церкви.

На этом заканчивается "Сказание о Борисе и Глебе". Краткое содержание произведения дополним его анализом. Из него вы узнаете об отношении автора к главным героям, об их образах и о значении произведения.

Анализ произведения

Прекрасным образцом житийного жанра является "Сказание о Борисе и Глебе". следует начать с того, что оно, безусловно, ценно для русской литературы, истории и культуры в целом. Это настоящая находка для людей, которые интересуются житийной литературой. Оригинально, образно, ярко написано это произведение. Всю свою душу вложил в свое творение автор, создавший "Сказание о Борисе и Глебе". Анализ его обязательно должен включать рассказ об образах Бориса и Глеба, которые являются центральными в произведении.

Отношение автора к Борису и Глебу

Перед этими братьями создатель произведения преклоняется. Он старается поведать читателю как можно больше об их идеальном поведении и духовной красоте. Читая произведение, проникаешься восхищением братьями, которым посвящено "Сказание о Борисе и Глебе". Тема произведения, конечно, шире, чем описание их деяний и героической смерти, однако они занимают центральное место в нем. Сегодня редко встретишь доброго, хорошего человека без задней мысли. Борис и Глеб - как раз такие люди. Это образцы чистоты и непорочности. Вы убедитесь в этом, если прочитаете "Сказание о Борисе и Глебе". Отзывы о произведении говорят о глубоком впечатлении, которое производят на читателей его главные герои.

Личные качества братьев

Удивительный след в душе оставляет кротость братьев, их ангельских характер. Покоряет также их готовность принять смерть во имя Господа. Братья решили нести свой крест до конца. Они добровольно приняли мученическую смерть, отказавшись пойти войной против своего старшего брата. Борис и Глеб просто не могли отнять власть силой.

Сказка и реальность

Красивую, трогательную, печальную историю рассказал нам автор. Он поведал нам о добре и зле, о силе и слабости, о молодости и любви (к отечеству, братской, сыновней). Известно, что Борис и Глеб - это не выдуманные персонажи, а реальные люди. В истории Руси имело место их убийство. Однако сказание об этих людях кажется красивой и доброй сказкой, которую по вечерам рассказывает бабушка. С замиранием сердца мы следим за происходящим. Нам жалко юношей. Однако зло, как водится, должно быть наказано. За братьев Святополку отомстил Ярослав. Борис и Глеб похоронены в одной могиле, которая является одним из символов Руси. Из поколения в поколение передавалось сказание о Борисе и Глебе. Анализ произведения, посвященного этим братьям, представляет большой интерес и сегодня. Ведь это творение большой художественной силы. Характеризуя "Сказание о Борисе и Глебе" кратко, можно сказать, что в нем утверждаются идеи христианства и патриотизма.

У князя Владимира Святославича было двенадцать сыновей от разных жён. Третьим по старшинству был Святополк. Мать Святополка, монахиня, была расстрижена и взята в жены Ярополком, братом Владимира. Владимир убил Ярополка и овладел его женою, когда она была беременна. Он усыновил Святополка, но не любил его. А Борис и Глеб были сыновьями Владимира и его жены-болгарки. Своих детей Владимир посадил по разным землям на княжение: Святополка - в Пинске, Бориса - в Ростове, Глеба - в Муроме.

Когда дни Владимира приблизились к концу, на Русь двинулись печенеги. Князь послал против них Бориса Тот выступил в поход, но врага не встретил. Когда Борис возвращался обратно, вестник рассказал ему о смерти отца и о том, что Святополк попытался скрыть его смерть. Слушая эту повесть, Борис заплакал. Он понял, что Святополк хочет захватить власть и убить его, но решил не сопротивляться. Действительно, Святополк коварно завладел киевским престолом. Но, несмотря на уговоры дружины, Борис не захотел прогнать брата с княжения.

Тем временем Святополк подкупил киевлян и написал Борису ласковое письмо. Но его слова были лживыми. На самом деле он хотел убить всех наследников своего отца. И начал он с того, что приказал дружине, состоявшей из вышгородских мужей во главе с Путыней, убить Бориса.

Борис же раскинул стан на реке Альте. Вечером он молился у себя в шатре, думая о близкой смерти. Проснувшись, он велел священнику служить заутреню. Убийцы, подосланные Святополком, подошли к шатру Бориса и услышали слова святых молитв. А Борис, заслышав зловещий шёпот возле шатра, понял, что это убийцы. Священник и слуга Бориса, видя печаль своего господина, горевали о нем.

Вдруг Борис увидел убийц с обнажённым оружием в руках. Злодеи устремились к князю и пронзили его копьями. А слуга Бориса прикрыл своим телом господина. Этот слуга был родом венгр по имени Георгий. Убийцы поразили и его. Раненный ими, Георгий выскочил из шатра. Злодеи хотели нанести князю, который был ещё жив, новые удары. Но Борис стал просить, чтобы ему позволили помолиться Богу. После молитвы же обратился князь к своим убийцам со словами прощения и сказал: «Братья, приступивши, заканчивайте повеленное вам». Так умер Борис в 24 день июля. Убили и многих его слуг, в том числе Георгия. Ему отрубили голову, чтобы снять с шеи гривну.

Бориса обернули в шатер и повезли на телеге. Когда ехали лесом, святой князь приподнял голову. И два варяга пронзили его ещё раз мечом в сердце. Тело Бориса положили в Вышгороде и погребли у церкви Святого Василия.

После этого Святополк задумал новое злодеяние. Он послал Глебу письмо, в котором писал, что отец, Владимир, тяжко болен и зовёт Глеба.

Юный князь отправился в Киев. Когда он доехал до Волги, то слегка повредил ногу. Он остановился недалеко от Смоленска, на реке Смядыни, в ладье. Весть о смерти Владимира тем временем дошла до Ярослава (ещё одного из двенадцати сыновей Владимира Святославича), который тогда княжил в Новгороде. Ярослав послал Глебу предупреждение, чтобы он не ездил в Киев: отец умер, а брат Борис убит. И, когда Глеб плакал об отце и брате, перед ним внезапно появились злые слуги Святополка, посланные им на убийство.

Святой князь Глеб плыл тогда в ладье по реке Смядыни. Убийцы находились в другой ладье, они начали грести к князю, а Глеб думал, что они хотят его приветствовать. Но злодеи стали перескакивать в лодку Глеба с обнажёнными мечами в руках. Князь стал умолять, чтобы они не губили его юную жизнь. Но слуги Святополка были неумолимы. Тогда Глеб начал молиться Богу об отце, братьях и даже о своём убийце, Святополке. После этого повар Глебов, Торчин, зарезал своего господина. И взошёл Глеб на небеса, и встретился там с любимым братом. Случилось же это 5 сентября.

Убийцы же вернулись к Святополку и рассказали ему о выполненном повелении. Злой князь обрадовался.

Тело Глеба бросили в пустынном месте меж двух колод. Проходившие мимо этого места купцы, охотники, пастухи видели там огненный столп, горящие свечи, слышали ангельское пение. Но никто не догадался поискать там тело святого.

А Ярослав двинулся со своим войском на братоубийцу Святополка, чтобы отомстить за братьев. Ярославу сопутствовали победы. Придя на реку Альту, он стал на том месте, где был убит святой Борис, и помолился Богу об окончательной победе над злодеем.

Целый день длилась сеча на Альте. К вечеру Ярослав одолел, а Святополк бежал. Его обуяло безумие. Святополк так ослабел, что его несли на носилках. Он приказывал бежать, даже когда погоня прекратилась. Так на носилках пронесли его через Польскую землю. В пустынном месте между Чехией и Польшей он скончался. Его могила сохранилась, и от неё исходит ужасный смрад.

С тех пор в Русской земле прекратились усобицы. Великим князем стал Ярослав. Он нашёл тело Глеба и похоронил его в Вышгороде, рядом с братом. Тело Глеба оказалось нетленным.

От мощей святых страсто­терпцев Бориса и Глеба стали исходить многие чудеса: слепые прозревали, хромые ходили, горбатые выпрямлялись. А на тех местах, где братья были убиты, созданы церкви во их имя.