Терпение и ещё раз терпение. Мамам гиперактивных детей посвящается

в последнее время появляется всё больше детей, про которых можно сказать, что они «гиперактивные». активность – это, конечно, хорошо, но когда активность заменяется гиперактивностью, это становится проблемой как для самого ребенка, так и для его родителей.



игорек был беспокойно-активным с самых первых дней. в 9 месяцев он уже научился ходить, потом бегать, а вот сидеть и стоять не научился даже в свои пять лет. если надо сидеть на стульчике, он будет ёрзать, играть руками, дергать одежду, дрыгать ногами. игорьку интересно всё, и в то же время ничего. он хватает одну игрушку, бросает, потом хватает другую, третью…часто ломает игрушки. среди детей игорь самый шумный и активный, он всегда что-то придумывает и всегда пытается быть самым первым. если ему что-то надо – он не будет терпеть и ждать, а не задумываясь растолкает других детей и завладеет желаемым объектом. но лишь для того, чтобы через минуту отбросить его. игорек бесстрашен, он не признает никаких ограничений (сразу обижается или злится) и не хочет придерживаться правил поведения. не слушается! не может успокоиться! и не может себя контролировать! с трудом сосредоточивается на заданиях, его внимание рассеянно и с трудом удерживается на одном предмете.

вот такая чрезмерная подвижность и активность ребенка порождает многие проблемы: двигательные, речевые, воспитательные, социальные, психоневрологические.

этому могут сопутствовать соматические недомогания: головные боли, боли в животе, повышенная утомляемость. подобные симптомы обычно проявляются у ребенка уже в дошкольный период, чаще в возрасте 2- 3 лет.

связанные с гиперактивностью проблемы проявляются и обостряются, когда ребенок начинает посещать детский сад и особенно школу, так как гипердинамичные дети плохо приспосабливаются к новой обстановке, а невротические реакции обостряются.

Каковы же причины гиперактивности? пройдёт ли она со временем? отразится ли этот синдромна умственных способностях ребенка? как правильно вести себя с таким ребенком? нужно ли его лечить? постараемся в нашей статье ответить на все эти вопросы.

основные причины гиперактивности

Проблема гиперактивности уже давно изучается детскими невропатологами и психиатрами. на сегодняшний момент выделяют следующие причины возникновения сдвг (синдрома гиперактивности и дефицита внимания):

- наследственная предрасположенность (у гиперактивного ребенка кто-то из родителей гиперактивен).

- хронические заболевания матери (аллергия, астма, экзема, заболевания почек, давление и т.д.).

- проблемы, возникшие во время беременности (поздние токсикозы, стрессы, нехватка витаминов и аминокислот, приём лекарств).

- осложненные роды (затяжные, стремительные, кесарево сечение, родовые травмы и т.д.).

- социально–психологические проблемы (неблагоприятный микроклимат в семье, отсутствие одного из родителей, алкоголизм родителей, плохие условия проживания, неправильная линия воспитания (чрезмерная требовательность и строгость, либо, наоборот, излишняя опека)).

- загрязненная окружающая среда (экологическое неблагополучие способствует росту нервно-психических заболеваний, в том числе и сдвг).

признаки гиперактивности

Ребенок, страдающий сдвг, может иметь следующие характерные особенности поведения:

дефицит активного внимания

1. непоследователен;

2. не способен долго удерживать внимание, не может сосредоточиться;

3. невнимателен к деталям;

4. при выполнении задания допускает большое количество ошибок в результате небрежности;

5. плохо слушает, когда к нему обращаются;

6. с большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его;

7. испытывает трудности в организации;

8. избегает заданий, требующих долгих умственных усилий;

9. легко отвлекается;

10. часто сменяет деятельность;

11. часто бывает забывчив;

12. легко теряет вещи.

двигательная расторможенность

1. постоянно ерзает;

2. проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, теребит пальцами волосы, одежду и т.д.);

3. часто совершает резкие движения;

4. очень говорлив;

5. быстрая речь.

импульсивность, повышенная нервная возбудимость

1. начинает отвечать, не дослушав вопрос;

2. не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает;

3. не может дождаться вознаграждения (если между действиями и вознаграждением есть пауза);

4. при выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты (на некоторых занятиях ребенок спокоен, на других - нет, но одних уроках он успешен, на других - нет);

5. спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.

если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из вышеперечисленных признаков, можно предположить, что ребенок гиперактивен.

но диагноз «гиперактивность» или «синдром гиперактивности дефицита внимания» (сдвг) может поставить только врач-невропатолог на основе специальной диагностики и только после заключения других специалистов!!!

ведь проявление гиперактивности можно или с проявлением различных заболеваний.

как правило, в основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ммд) и неврологические нарушения.


что нужно знать родителям гиперактивных детей

если вашему ребенку всё же поставлен диагноз «гипердинамичность» (или сдвг) и сделано это в дошкольном возрасте, то при выполнении соответствующих рекомендаций специалистов со временем проявления гиперактивности уменьшатся.

мозг ребенка очень пластичен и максимально восприимчив, что при надлежащей коррекции приведет к восполнению дефицита развития. зачастую, при соответствующей коррекции дети в школе учатся хорошо.

для наилучшего результата следует соблюдать комплекс мер. невропатолог может подобрать медикаментозное и/или нейропсихологическое (в случае необходимости) лечение, психолог -
определить ход индивидуальной коррекционной работы и дать советы по правильному воспитанию в семье с учетом особенностей гиперактивных детей.

необходимо соблюдать режим дня, подобрать диетическое питание, делать ребенку массаж, водить на лечебную физкультуру. возможно, понадобится помощь остеопата, так как в некоторых случаях проявления гипердинамического синдрома связаны с нарушением мозгового кровообращения из-за смещения позвонков.

многие родители надеются, что с возрастом всё пройдет само собой.

это возможно, но зачастую, без проведения необходимых комплексных мер проявления гиперактивности в школе только усиливаются, появляются депрессии, головные боли и другие соматические состояния.

очень часто возникают проблемы с дисциплиной и во взаимоотношениях со сверстниками, так как ребенок ведет себя неадекватно (неуравновешенность, конфликтность, агрессивность), начинаются проблемы с учебой из-за недостаточной концентрации внимания, неусидчивости, неумения контролировать своё поведение.

самое главное, чем вы можете помочь своему ребенку с сдвг – это , какой он есть, поддерживать с ним тесный эмоциональный контакт, помогать ему овладевать элементарными приёмами самоконтроля и учить придерживаться норм поведения, чтобы его поведение не создавало проблем для других людей.

общие советы родителям гиперактивных детей

ограничения

Не позволяйте ребенку засиживаться перед телевизором. в некоторых семьях принято оставлять постоянно работающий телевизор, даже если его никто не смотрит в данный момент, в этом случае нервная система ребенка сильно перегружается от постоянного шумового и светового фона. старайтесь, чтобы телевизор в комнате, где находится малыш, был выключен.

Не разрешайте ребенку играть в компьютерные игры.

Гиперактивный ребенок перевозбуждается от большого скопления людей. по возможности избегайте людных мест (крупные магазины, рынки, театры) – они оказывают на нервную систему ребенка чрезмерно сильное действие.

Гиперактивного ребенка нужно отдавать в сад как можно позже, когда он уже научится более-менее контролировать своё поведение. и обязательно предупредите воспитателей о его особенностях.

окружающая обстановка

Организуйте ребенку личное пространство: своя комната (если есть возможность), игровая зона, стол для занятий, спортивный уголок. это пространство должно быть хорошо продумано и спланировано; для всех личных вещей должно быть ребенка должны быть устроены удобные системы хранения вещей ребенка должны быть места: для того, чтобы он приучался не терять вещи и класть их на место, так как соблюдение общего принципа порядка в комнате и в вещах при воспитании гиперактивного ребенка особенно важно.

Комната ребенка должна быть подчинена принципу «минимализма»: спокойные цвета обоев, занавесок, небольшое количество мебели. игрушки, кроме самых любимых, должны быть убраны в закрытые шкафчики и ёмкости, чтобы посторонние предметы не отвлекали малыша от его занятий.


семейная атмосфера

Чтобы помочь ребенку, необходима благоприятная обстановка в семье – хорошие, доверительные взаимоотношения и взаимопонимание между родителями и ребенком, разумные требования родителей, единая, последовательная линия воспитания.

Необходимо с пониманием относится к проблеме ребенка и оказывать ему всяческую поддержку. ребенку нужно ваше искреннее, доброе, заинтересованное и внимательное отношение, открытое проявление любви.

Импульсивный и несдержанный родитель «заражает» и провоцирует гиперактивного ребенка на неадекватное поведение. однако, понятно, что мама гиперактивного ребенка не в состоянии всё время сдерживать себя (да это и не нужно). всё же старайтесь в большинстве случаев подавать своему сыну/дочери пример спокойного, доброжелательного, сдержанного, позитивного и мягкого общения. разговаривайте с ребенком тихо и спокойно.

Гиперактивные дети особенно нуждаются в привычной обстановке – это их успокаивает. поэтому старайтесь придерживаться четкого распорядка дня, обязателен дневной сон (или хотя бы отдых в кровати) (он будет давать ребенку возможность выспаться и успеть восстанавливать свои силы). соблюдайте режим приема пищи и диету.

воспитание малыша с сдвг

У гиперактивных детей часто бывает заниженная самооценка. укрепляйте уверенность ребенка в своих силах. хвалите, поощряйте, отмечайте то, что хорошо получилось, поддерживайте малейшие попытки сдерживать свои бурные проявления. давайте ему самые различные задания и просите о помощи.

Опирайтесь на положительные стороны вашего чада: доброта, отходчивость, общительность, щедрость, активность, оптимизм, легкость на подъем и пр.

Не сравнивайте успехи своего ребенка с развитием других детей. всё весьма индивидуально. и отделяйте оценку поступков ребенка от оценки его личности. осуждайте поступки, а не самого ребенка.

Чувства гипердинамичного ребенка чаще всего поверхностны. в подходящих ситуациях рассказывайте ему о том, что испытывают другие люди, таким образом вы будете малыша учить анализировать и смотреть в глубь происходящих событий.

Гиперактивный ребенок тяжело воспринимает критику, выговоры и наказания. он начинает протестовать и защищаться, ведя себя ещё хуже. на агрессию он часто отвечает агрессией. поэтому как можно реже используйте прямые запреты и приказы. лучше отвлечь или озвучить свои ожидания: «мы сейчас уберем игрушки и пойдём спать» (вместо «нет, я сказала, больше никаких игр! живо убирать игрушки - и в постель!»).

Ни в коем случае не подавляйте активность ребенка. наоборот, давайте малышу возможность расходовать избыточную энергию, ведь физические нагрузки (особенно на свежем воздухе) благотворно влияют на нервную систему, оказывая на нее успокаивающее и расслабляющее действие: активные игры, прогулки, походы, бег, езда на велосипеде, катание на коньках, роликах, лыжах, плавание только не доводите «до абсурда», ребенку нужно давать отдыхать.

Для того чтобы игра ребенка была более продолжительной и последовательной, желательно, чтобы у ребенка была возможность играть с одним партнером, а не с несколькими детьми. (и пусть этот партнер будет спокойным и уравновешенным).

развитие и занятия с ребенком с сдвг

Если у ребенка , значит, нарушена функция соответствующего отдела мозга, следовательно, нельзя чрезмерно задействовать этот участок. поэтому во время занятий с малышом избегайте перегрузки его внимания. для компенсации этого нарушения педагоги и психологи рекомендуют развивать и ребенка, то есть стимулировать развитие не пострадавших функций мозга.

Во время занятий с малышом задания давайте короткие и ясные. предлагайте зрительные опоры – подсказки. убедитесь, что задание понято ребенком.

Учите планировать и добиваться последовательности в своих действиях, предлагайте задания «дозировано»: сначала одно, а когда выполнил – другое.

Ограничивайте время выполнения задания (оно должно быть минимальным), чтобы ребенок не переутомился, поскольку перевозбуждение приводит к снижению самоконтроля и нарастанию излишней активности и агрессивности.

Чередуйте спокойные и активные игры. малышу нужно «восстанавливать» работу мозга. если малыш слишком расшумелся, постарайтесь направить его энергию в более «мирное» русло или переключите его на более спокойную игру.

попробуйте выявить способности своего ребенка к определенному роду деятельности - к музыке, рисованию, конструированию и т.д. предоставьте ребенку возможность заниматься любимым делом. чем большим количеством умений он будет обладать, чем наглядней будет результат его труда, тем уверенней он будет себя чувствовать.

Работайте и со «слабыми» сторонами ребенка – например, у многих гиперактивных детей «проблемы» с развитием мелкой моторики. предлагайте , например, занятия оригами или бисероплетением.

Еще раз хочется дать совет: формируйте у малыша различные физические умения, т.к. это универсальное средство, помогающее развитию всех функций и процессов мозга: мышления, памяти, внимания, координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве (я - в пространстве, предметы – относительно меня и относительно друг друга).

в нашем магазине:

Материал к занятию.


Под гиперактивностью в медицине понимают сложное расстройство поведения, не нуждающееся в каком бы то ни было медицинском вмешательстве, которое проявляется у малышей раннего дошкольного возраста. Это расстройство способно отразиться в межличностных отношениях, на школьной учёбе, оно проявляется в чрезмерной моторной и психической активности ребёнка. Гиперактивный малыш с трудом может концентрировать своё внимание, не готов сидеть на месте, ждать. В школе он тянет руку, чтобы первым ответить на вопрос преподавателя, раньше других учеников выкрикивает ответы, для него характерны забывчивость, рассеянность и неорганизованность. Сверхактивность мешает ему успевать в школе, он не может полноценно выполнить поручения, много двигается и разговаривает, перебивает разговоры взрослых и сверстников.

Признаки гиперактивного малыша

Как правило, гиперактивный ребёнок признаки своего расстройства начинает показывать до семилетнего возраста. Но они во многом напоминают симптомы иного расстройства - синдрома дефицита внимания, а часто такие же наблюдаются и у обычных детей. Поэтому, заметив у своего малыша подобные симптомы, родители не должны сразу же решать, что их чадо страдает гиперактивностью. Но если такие признаки не покидают ребёнка ни дома, ни в школе, ни на прогулке, ни где-либо ещё, то есть веские основания показать его психологу.
Основными признаками психического отклонения у малыша является импульсивность, излишняя подвижность, неусидчивость, невнимательность. Многие родители с полным основанием могут утверждать, что подобное поведение вполне естественно для всех детей в данном возрасте. И действительно, у всех обычных детей также присутствуют все эти признаки.
Чтобы иметь основание поставить диагноз, врач должен наблюдать такие симптомы у ребёнка минимум полгода, причём они должны быть более чётко выражены, нежели у сверстников, не имеющих никаких психических отклонений.
Вот как можно описать симптомы гиперактивности детей:

  • Невнимательность. Гиперактивные дети обычно с трудом на чём-то концентрируются, забывают уточняющие детали, беспрестанно отвлекаются, с одного вида деятельности быстро переключаются на другой. Заниматься одним делом продолжительное время для них нестерпимо скучно. Им с трудом удаётся воспринимать на слух информацию, действовать в рамках определённых инструкций. По причине невнимательности они часто теряют вещи.
  • Непоседливость, избыточная подвижность. Ребёнок ведёт себя как «на иголках» - находится постоянно в движении, не может усидеть на одном месте. Ему особенно сложно даются кропотливые задания, требующие усидчивости и скрупулёзности. То же относится и к играм.
  • Импульсивность. Гиперактивные дети очень несдержанны, нетерпеливы, склонны проявлять эмоции, руководствуясь сиюминутным порывом, а не разумом. Став постарше, они способны делать неуместные замечания, даже не осознавая результатов своего поведения. Они бестактно перебивают чужие разговоры, вклиниваются в занятия и разговоры других людей, даже если те намного старше.

Звучит несколько странно, но именно гиперактивные дети нуждаются в большем к себе внимании и понимании со стороны как родителей, так и воспитателей детских дошкольных заведений, а позднее - школьных учителей. Это сильно сказывается на психическом и эмоциональном состоянии ребёнка, а, следовательно, и на его успехах в усвоении учебного материала.

Играйте в тактильные игры

С помощью тактильных ощущений гиперактивные малыши укрепляют связь с реальностью, становятся более внимательными к собственным ощущениям. Такие дети обычно любят массаж, игры с пластилином, песком, водой, глиной, им интересно рисовать пальцами рук и даже ногами. Интересно подмечать, что даже гиперактивные дети способны увлечься такими играми, где нужна усидчивость - главное найти тот материал, который увлечет кроху.

Многие родители не уделяют большого внимания першению в горле у ребёнка. Но иногда оно является симптомом серьёзного недуга, требующего неотложного ле...

Играйте в подвижные игры

Хотя гиперактивные дети постоянно находятся в движении, но управляют своим телом они при этом плохо. Поэтому с ними важно играть в такие игры, которые помогли бы им научиться лучше контролировать свои движения, своё тело, лучше ощущать его границы, а также границы помещения, где в данный момент малыш пребывает. Благодаря этому ребёнок научится вовремя останавливаться, станет более ловким, ведь очень часто гиперактивные детишки неуклюжи, постоянно что-то проливают, разбивают и т. д.
В подвижные игры играют все дети. Кто не знает жмурок, пряток и догонялок? Не менее популярны игры, в которых дети изображают каких-либо животных - бегают, прыгают, косолапят. Игру можно поставить так, чтобы один ребёнок изображал какое-нибудь животное, имитируя его поведение и движения, а остальные угадывали, кого он имеет в виду. Можно совмещать пантомиму с изображением животных и догонялки - убегать то как лошадки, то как зайчики, то как кенгуру. Подобные игры прекрасно развивают моторику движений, тренируют вестибулярный аппарат.
Можно, играя на улице, также перепрыгивать через лужи и другие преграды. Или, например, останавливаться в тот момент, когда замирает музыка. Благодаря этому детишки активно учатся управлять своим телом. Подобными играми и упражнениями можно забавляться и во время танцевальных занятий, которые и сами по себе очень полезны для детей с гиперактивностью.

Уважайте ребёнка

Совет этот хоть и кажется банальным, но имеет огромное значение. Гиперактивному ребёнку очень важно, чтобы его воспринимали всерьёз, уважали, тогда и он сможет постепенно расслабиться и стать намного более спокойным и усидчивым. С ребёнком, носящим ярлык гиперактивности, тяжело обращаться, он «неудобен». Но и ему самому не легче, таким детям всегда непросто живётся. У них снижена самооценка, они не могут доверять миру в достаточной степени, поскольку он обычно относится к ним критически. Такого ребёнка обязательно нужно уважать, как и его чувства и способы их выражения. Ведь его поведение, которое воспринимается взрослыми как неудобное, является ничем иным, как способом побороть свои трудности и как-то приспособиться к не слишком удобному для него миру.

Создайте правильный микромир для ребёнка

Для любого малыша устойчивость его домашнего мира крайне важна, а для гиперактивного микромир должен быть постоянным, устойчивым, максимально предсказуемым. Это касается пространственных характеристик (например, синее покрывало на кроватке, игрушки лежат в одном и том же месте) и временных (например, мама всегда перед сном читает сказку). Любое изменение привычного порядка может быть воспринято как ЧП и иногда даже заканчиваться истерикой. Это примерно то же, как если бы взрослый, проснувшись, обнаружил на небе сразу два солнца - у него от такого внезапного изменения мира вполне может «крыша поехать». Так же остро реагирует на изменение своего маленького мира и малыш, воспринимая это как опасность.
Если же вокруг него всё обычно, то малыш остаётся спокойным, сохраняя свою энергию для дальнейшего исследования окружающего мира.

В то же время гиперактивному ребёнку требуется не просто предсказуемый, а сверхпредсказуемый мир.
А на опасность в виде «нештатной ситуации» он реагирует бестолковой суетой - кричит, бегает, стучит ножками. Такое поведение является аналогом «двигательной бури», имеющей место в животном мире - напуганное чем-то животное начинает хаотично метаться в разные стороны в бешеном темпе. Подобная тактика частенько пугает его противника или случайно указывает ему выход из тупика. Совершенно аналогично ведут себя сильно возмущённые или напуганные дети - они таращат глаза, вопят, машут руками и ногами, извиваются. По мере взросления подобная бурная реакция ослабевает, заменяясь более зрелой и спокойной. Но из-за слабости тормозных механизмов у гиперактивного малыша подобная реакция может остаться и в более взрослом возрасте. Поэтому беспрестанные метания гиперактивного ребёнка следует воспринимать как своеобразную разрядку, способ преодолеть волнение, обиду, страх. Но тогда у него не остаётся возможностей и сил на адекватное его возрасту познание мира.
Учитывая это, родителям гиперактивного малыша только и остаётся, что создать для него постоянство домашнего мира и всячески стремиться его поддерживать. Очень полезно создание ритуалов. Когда они повторяются изо дня в день, то помогают упорядочению среды, окружающей ребёнка, установлению чёткого режима дня. Думая над этим, родителям следует проявить свою фантазию и не забыть учесть интересы самого ребёнка.

Когда ребёнок начинает посещать детский сад, то его режим дня изменяется, а именно усложняется, поэтому родители должны проявить к малышу больше поним...

Установите жёсткий режим дня

Максимальная упорядоченность дня особенно важна для гиперактивных детей. Например, ровно в 9 вечера должен зажечься ночник, на столе появиться стакан кефира и печенье, затем вечерний туалет, сказка и сон. И так неизменно на протяжении каждого дня, и никаких «уважительных» причин, чтобы этот распорядок изменить. Постепенно в мозгу ребёнка вырабатывается условный рефлекс, а в результате к концу упомянутой цепочки действий он уже сам будет засыпать и для этого не потребуется больших усилий. Если же пренебрегать режимом, то укладывать ребёнка можно часами, причём безуспешно, пока сами родители не вымотаются больше своего непоседливого чада.


Что делать в случае истерики?

Если у гиперактивного малыша началась истерика, то он перестаёт кого-либо слышать. Тогда можно поступить одним из способов:

  • Уйти в соседнюю комнату, а лишённый аудитории малыш постепенно затихнет.
  • Переключить внимание малыша - показать новую игрушку, предложить сладость, включить мультик. Детей постарше громко попросить не плакать, а заняться более интересными делами - поиграть на улице, побегать.
  • Дать выпить сладкого чаю , воды, успокоительного настоя.

Нужно повседневно поддерживать детскую нервную систему. Полезна окажется ванна с успокаивающим травяным сбором для самых маленьких или чай для детей постарше.

16 0

«Мой сын излшне агрессивен. Я вижу это сама, об этом мне говорили воспитатели в детском саду, а сейчас говорят учителя в школе. Он часто дерется, кусается, дразнит младших, постоянно спорит и ругается. Из-за этого у него возникли проблемы в общении со сверстниками, никто не хочет с ним играть и не зовет к себе в гости, что еще сильнее злит и раздражает его».

Детская агрессия не считается нарушением психического развития. Она заложена в каждом человеке от природы, являясь инстинктивной формой поведения, в основе которого – самозащита и выживание. Однако люди используют агрессию по-разному. Одни – чтобы созидать и защищать, другие – для разрушения и нападения. Задача родителей – научить ребенка конструктивным формам использования агрессии – для самозащиты, для защиты слабых и близких людей, для того, чтобы добиваться цели, разозлившись на самого себя, и т. д. Если родители сами ведут себя агрессивно по отношению к ребенку, постоянно применяя наказания, в том числе и физические, излишне контролируют все действия ребенка или, напротив, не обращают на него внимания, ребенок может решить, что единственный способ добиться того, что он хочет, – это агрессивное поведение.

Установите в семье запрет на любое физическое наказание ребенка! Не шлепайте его. не раздавайте подзатыльников, не бейте ремнем. Подумайте: вы наказываете ребенка за то, что он бьет маленьких, а сами поступаете точно так же.

Не учите детей агрессии. Я много раз видела, как мама или папа советуют ребенку ударить стул, подоконник или скамейку, о которые ударился ребенок. «У. какая нехорошая скамейка. – говорит мама. – Ударь ее за то. что она сделала тебе больно». Таким образом у малыша вырабатывается стойкий рефлекс: если мне больно – надо бить. Немудрено, что таким родителям, возможно, вскоре придется обращаться к психологу с вопросом об излишней агрессивности ребенка.

Если вы видите, как ваш малыш ударил другого ребенка, сначала подойдите к обиженному. Обнимите его и скажите: «Мой сын (дочь) не хотел(а) обидеть тебя. Давай поиграем вместе, пока он отдохнет». Затем начинайте играть с малышом, лишая своего ребенка внимания. Ваше чадо быстро заметит, что он остался в одиночестве, и захочет присоединиться. В этом случае пригласите его в игру, но предупредите, что, если опять возникнет конфликт, вы сразу уведете его домой. Сдержите свое обещание. Обычно требуется повторить это 2-3 раза – и драчун поймет, что агрессивность не в его интересах.

Скажите ребенку: «Мы никого не бьем, и нас никто не бьет». Помогайте ребенку справиться с собственными порывами. Если вы видите, что ваш малыш готов ударить другого ребенка, чтобы отнять игрушку, вмешайтесь в игру. Спросите ребенка: «Как нужно попросить? Что сказать? » Приносите с собой на прогулку или в детский сад собственные игрушки, чтобы ребенок мог обмениваться ими. Обговорите правила игры: если кто-то взял игрушку, подожди, пока она не освободится. Помогайте детям освобождаться от излишней агрессии. Предложите смять бумагу, взбить подушку, пять раз подпрыгнуть, помыть руки и т. д. Иногда достаточно потушить в ребенке первый импульсивный порыв, чтобы далее он отреагировал адекватно.

В детской драке не принимайте ничью сторону. В любой потасовке принимают участие как минимум двое. Всегда есть зачинщик, и есть жертва, но бывает очень трудно выяснить, кто есть кто. Словесная агрессия часто бывает гораздо обидней, чем удар. Дайте возможность драчунам успокоиться, разведи их по разным углам комнаты. Скажите, что они могут самостоятельно выйти оттуда, как только разрешат друг другу это сделать. Таким образом вы ставите детей перед необходимостью компромисса, а это – первый шаг к примирению. Тайм-аут. Усадите драчунов на стульчики или разведите по разным комнатам. Скажите: «Вам необходимо научиться не только драться, но и успокаиваться. Сделайте это сейчас. Я даю вам … минут». Время должно быть ограничено. Обычно дается столько минут, сколько ребенку лет.

Не скупитесь хвалить ребенка за добрые поступки. Не говорите просто: «Молодец»; лучше зафиксируйте еще раз вслух, что сделал ребенок: «Ты поделился с мальчиком игрушкой и предложил ему поиграть вместе. Ты поступил правильно. Я горжусь тобой».

Гиперактивный ребенок

«Моему сыну 7 лет. В этом году он пошел в школу, и сразу на нас cвалилась масса проблем. Учитель жалуется на неусидчивость, повышенную подвижность и рассеянность ребенка. Он не может ни минуты усидеть на месте, постоянно задает вопросы, во время урока встает и ходит по классу, поет песни, поднимает руку, но не отвечает, если его спрашивают. Классная руководительница посоветовала нам пройти обследование у невропатолога. Она считает, что наш малыш – гиперактивен, а это требует лечения. Я всегда считаю, что в основе подобного поведения лежит обычная активность мальчика. Есть ли необходимость обращаться к врачу, естли в ребенке столько энергии? »

Вы абсолютно правы, не всякого подвижного или возбужденного ребенка следует относить к гиперактивным. Часто в эту категорию записывают упрямых, непослушных, быстроутомляемых, подвижных, шумных и нетерпеливых детей. То, что ребенок становится как заводной, давая выход своей скуке, вовсе не признак гиперактивности. Ребенок, имеюший мотивированные отклонения в поведении, тоже не относится к разряду гиперактивных. Определить, является ли ваш малыш гиперактивным, может только врач. Однако есть ряд симптомов, на которые родителям следует обратить внимание. Симптомы эти почти всегда появляются до 7 лет. обычно года в четыре. Средний возраст при обращении к врачу – 8-10 лет: в этом возрасте учеба и работа по дому начинают требовать от ребенка самостоятельности, целеустремленности и сосредоточенности.

Детям более раннего возраста диагноз при первом обращении обычно не ставят, а ждут несколько месяцев, в течение которых симптомы должны сохраняться. Это позволяет избежать диагностических ошибок.

Как же проявляется гиперактивное поведение?

Вам следует обратиться к специалисту, если в поведении ребенка присутствует более 6 симптомов из 9:

  1. беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, ребенок постоянно крутится как юла и ведет себя так. будто у него внутри моторчик;
  2. ребенок встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставать ся на месте;
  3. он проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это совершенно неуместно;
  4. он совершенно не может тихо и спокойно играть сам с собой;
  5. ребенок болтает без умолку:
  6. он отвечает на вопросы, не задумываясь и не выслушав их до конца;
  7. ребенок мешает другим играть или заниматься, он пристает к взрослым (например, постоянно вмешивается в беседы),
  8. подобное поведение длится не менее 6 месяцев;
  9. гиперактивность проявляется как минимум в двух местах (например, дома и в садике или школе).

Врач не имеет права ставить диагноз «гиперактивность», основываясь только на этом наборе симптомов, обычно специалист рекомендует пройти дополнительное обследование мозговой деятельности: ЭЭГ, ЭХО ЭГ или УЗДГ.

Предположим, в результате медицинского обследования диагноз «гиперактивность» подтвердился. Что делать?

Режим

Гиперактивному ребенку, как никакому другому, требуется четкий режим дня, сбалансированная диета и обязательный дневной сон,

В питании избегайте таких продуктов, как: шоколад, конфеты, лимонад, пирожные, торты, консервы, сухие колбасы. Прием пищи должен проходить в четко определенное время, но соответствовать суточным биоритмам ребенка. Не позволяйте делать перекусы! Разделите прием пищи на 6 частей: завтрак, второй завтрак или полдник, обед, полдник, ужин, сонник. Не перегружайте ребенка едой, не заставляйте съедать все до конца. Придерживайтесь принципа: плохо позавтракал, лучше пообедает. При составлении распорядка дня уделите особое внимание прогулке. Ребенок должен находиться на улице максимальное количество времени. Гулять с ним надо в любую погоду. Пребывание на свежем воздухе способствует улучшению работоспособности мозга, что приводит к улучшению внимания, памяти ребенка, а это так необходимо гиперактивному малышу! Предоставьте ребенку на улице максимум свободы. Пусть он бегает и прыгает, пачкается, ходит по лужам, стучит палкой по столбу и т. д. Его энергия должна находить выход. Старайтесь составить расписание таким образом, чтобы активные и спокойные виды деятельности сменяли друг друга с частотой 15-30 минут. Исключение составляет только сон.

В младшем школьном возрасте гиперактивным детям обязательно нужен дневной сон. Его продолжительность должна составлять от 2 до 4 часов. Постарайтесь выработать определенный ритуал отхода ко сну. Ему должен предшествовать прием теплой ванны с успокаивающими травами. Даже в холодное время года старайтесь купать ребенка в ванне (не под душем!) не реже 2 раз в день по 5-15 минут. Вода оказывает чрезвычайно успокаивающее действие на гиперактивных детей.

Пока малыш засыпает, посидите с ним рядом, почитайте ему сказку, погладьте по руке, положите с ним рядом на ночь его любимую игрушку. Можно сделать ему перед сном расслабляющий массаж.

Приблизительный вариант режима дня для гиперактивного ребенка – дошкольника.

9:00 – 9:15 Подъем

9:15 – 9:30 Умывание

9:30 – 10:00 Завтрак (каша и др.)

10:00 – 12:00 Прогулка

12:00 – 12:10 Полдник (яблоко, сок)

12:10 – 12:45 Спокойные игры, развивающие занятия

12:45 – 13:15 Обед (салат, суп и т. д.)

13:15 – 13:30 Спонойные игры

13:30 – 13:45 Теплая ванна, массаж

13:45 – 15:45 Дневной сон

15:45 – 16:30 Активные игры дома

16:30 – 16:45 Полдник (кефир, печенье)

17:00 – 19:00 Прогулка

19:00 – 19:30 Ужин

19:30 – 20:00 Спокойные игры

20:30 – 20:45 Сонник {стакан молока)

Приблизительный вариант режима дня для гиперактивного младшего школьника.

7:00 – 7:15 Подъем 7:15 – 7:30 Умывание

7:30 – 8:00 Завтрак (каша и др.)

8:00 – 8:30 Дорога до школы

8:30 – 13:00 Занятия в школе

13:00 – 13:45 Прогулка на улице

13:45 – 14:15 Обед (салат, суп и т. д.)

14:15 – 15:45 Дневной сон

15:45 – 16:45 Выполнение домашнего задания

16:45 – 17:00 Полдник (кефир, печенье)

17:00 – 19:00 Прогулка, занятия в секциях

19:00 19:30 Ужин

19:30 – 20:00 Спокойные игры

20:00 – 20:15 Теплая ванна, массаж

20:15 – 20:30 Спокойной ночи, малыши! (мультфильм)

20:30 – 20:45 Сонник (стакан молока)

20:45 – 21:00 Чтение сказки на ночь

Как исправить поведение ребенка?

Не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость, поэтапно используйте методы: предупреждение, игнорирование, тайм-аут, «тихое место» (спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка).

Чаще хвалите ребенка и, напротив, старайтесь не обращать внимания на мелкие нарушения дисциплины. Гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям.

Заведите дневник самоконтроля, используйте балльную или знаковую систему для оценки и самооценки ребенком своего поведения. Продумайте систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение.

Составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену. Постепенно расширяйте круг обязанностей, предварительно обсудив их с ребенком; не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время; не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям; помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как для него это – самый трудный этап. Не давайте одновременно несколько указаний. Задание должно быть коротким и ясным.

Для ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:

  • лишение удовольствий, лакомства;
  • запрет на приятную деятельность: компьютерные игры, просмотр телепередач;
  • прием -выключенного времени– (угол или скамья штрафников, досрочное укладывание в постель).

Гиперактивность – это не поведенческая проблема. не результат плохого воспитания, а медицинский и нейро-психологический диагноз, который может быть поставлен только но результатам специальной диагностики; она требует своевременной и комплексной коррекции: психологической, медицинской и педагогической.

Консультация для родителей

на тему:

«Гиперактивный ребёнок.

Как ему помочь?»

Учитель – дефектолог

Трубникова Ю.В.

Ребёнок, если он здоров и выспался - активное, подвижное существо. Мир постоянно дарит ему яркие новые впечатления, и надо успеть все это многообразие увидеть и потрогать. Отсюда - особый ритм восприятия, быстрота и живость реакций. Детям вообще свойственно особенное чувство времени: они каждый день переживают столько событий, сколько взрослому хватит на месяц.

Но у некоторых детей двигательная активность и скорость переключения внимания достигают такой выраженности, что мешают развитию, нарушают общение и обучение. Те состояния, в которых чрезмерная двигательная активность ребенка является главным признаком неблагополучия, они получили название гиперактивности с дефицитом внимания.

Точная диагностика этого состояния не так проста, как может показаться на первый взгляд. На сегодняшний день не существует «линейки», применив которую врачможетс точностью определить, когда они имеют дело с гиперактивностью, а когда - с особенностями характера или недостатками воспитания.

Что же в особенностях поведения ребенка может насторожить родителей, натолкнуть их на мысль о необходимости консультации у врача? Основной разграничительный критерий между «нормальной» высокой активностью и состоянием гиперактивности качественный: нарушены ли у ребенка общение и обучение?

У детей с синдромом гиперактивности повышенная активность проявляется чрезвычайно ярко, настолько, что нарушает его деятельность. Ребенок ни минуты не сидит спокойно, постоянно суетится, отвлекается, его действия недостаточно целенаправленны, ему очень трудно выполнить несколько последовательных действий, необходимых для достижения какой-то цели.Поступки таких детей часто носят импульсивный характер (сначала сделают, потом подумают), могут быть безрассудными, иногда даже опасными для них самих (у них как бы недоразвит инстинкт самосохранения).

Хотя этот синдром часто называют гипердинамическим, т.е. синдромом повышенной двигательной активности, основным в его структуре является дефицит (недостаточность) внимания. У такого ребенка сильно страдают объем и концентрация внимания, он может сосредоточиться, легко отвлекается, непроизвольно переключая свое внимание на любой посторонний звук, на любое движение. И если чрезмерная двигательная активность частая, но не обязательная характеристика синдрома гиперактивности, то недостаток внимания - обязательный признак такого состояния.

Гиперактивные дети нередко бывают раздражительными, вспыльчивыми, эмоционально возбудимыми и неустойчивыми. Они могут быть общительными, но бестактными - не учитывают ситуации, в которой находятся, настроения и состояния своего собеседника. Одни дети очень привязчивы, другие независимы до безрассудства.

Когда можно заметить первые проявления гиперактивности? Нередко с первых дней жизни ребенка: такие дети часто имеют повышенный мышечный тонус, чрезмерно чувствительны ко всем раздражителям (свету, шуму), плохо спят, во время бодрствования подвижны и возбуждены. Одни дети с гиперактивностью начинают стоять, ходить и бегать очень рано, другие развиваются в обычные сроки. Начав ходить, они «везде суют свой нос», постоянно во все вмешивают-ся и чего-то требуют, за ними нужен по-стоянный присмотр.

В возрасте 2-4 лет не всегда можно определить, кто из детей будет гиперак-тивным, а кто - просто живым и общи-тельным ребенком. У гиперактивного ребенка, напро-тив, отчетливой становится неспособ-ность сосредоточенно заниматься чем-либо, он не может спокойно слушать сказку, его игры носят преимуществен-но хаотический характер, ему трудно усидеть спокойно даже у телевизора. Осо-бенно ярко нарушения поведения ребен-ка видны в ситуациях, требующих орга-низованного поведения: например, на занятиях и утренниках в детском саду.

С первых дней школьного обучения не-способность длительное время сосредота-чивать внимание и контролировать свое поведение становится наиболее выражен-ной. Выясняется, что ребенок не может спокойно сидеть за партой, отвлекается, встает, ходит по классу. Все это создает предпосылки для формирования стойких трудностей в обучении даже в тех случаях, когда ребенок имеет доста-точно высокие интеллектуальные дан-ные.

Практика показывает, что у большин-ства детей, страдающих синдромом ги-перактивности с дефицитом внимания, к подростковому возрасту двигательная расторможенность значительно умень-шается или исчезает совсем.

Принимать решение о диагнозе может только специалист - врач-психоневролог. Но допустим, что диагноз гиперактивности у вашего ребенка установлен и не подлежит сомнению. Нужно ли применять лекарства или достаточно только воспитательных мер для коррекции его состояния и поведения?

При слове «лечение» многие родители представляют себе горы чудодейственных препаратов, последовательные курсы которых решат все проблемы ребенка. Это не так - если родители не будут создавать условия, в которых гиперактивность может сгладиться, лекарства могут оказаться бесполезными. Не стоит бросаться и в другую крайность - полностью отвергать медикаментозное лечение. В некоторых случаях оно просто необходимо.

Какую воспитательную стратегию нужно выбирать родителям гиперактивного ребенка? Дети с гиперактивностью остро нуждаются в четкой организации своей жизни - такая организация должна не подавлять активность ребенка, а помочь ему управлять этой активностью на пользу себе и окружающим.

Структурирование жизни гиперактивного ребенка требует от родителей твердости и последовательности. Гиперактивные дети нуждаются в ясных границах, определяющих допустимое поведение. Нельзя «идти у них на поводу» - это приведет только к усилению хаоса. В то же время нельзя требовать того, что им не под силу - это закономерно приведет к непослушанию, протесту, а самое неприятное - к отношению ребенка к самому себе как плохому, непослушному.

Правила, предлагаемые гиперактивному ребенку, должны быть простыми, ясными, насколько это возможно, немногочисленными. Если что-то «нельзя», то запрет должен соблюдаться всегда, а независеть от настойчивости ребенка или маминого настроения. Ребенку необходим четкий режим дня, надо стремиться не нарушать обычный распорядок. Режим дня способствует налаживанию внутреннего ритма, однако для этого он должен быть постоянным, а не осуществляться от случая к случаю.

Следует избегать чрезмерного перенапряжения ребенка. Идея «утомить его как следует» приведет скорее к перевозбуждению, чем к расслаблению и хорошему сну. Обязательно должно отводиться время на отдых после игры, особенно связанной с повышенной физической активностью. Перед сном обстановка должна быть спокойной. Беспорядок, раскиданные вещи - очень характерная черта жизненного пространства гиперактивного ребенка. Он так быстро переключается с одной деятельности на другую, что времени и внимания для того, чтобы положить взятую вещь на место, просто не оказывается. Лучше убирать игрушки вместе, при этом поручения, которые даются ребенку, должны быть небольшими по объему.

Дома желательно свести к минимуму резкие звуки, шум, не стоит жить на фоне включенного телевизора или радио, громко или напряженно выяснять отношения при ребенке. Маленьким детям с гиперактивностью необходимо ограничивать сильные впечатления, будь то цирк, гости, длительные походы по магазинам, при этом любое мероприятие желательно ограничить по времени, вписать в привычный режим дня.

Необходимо поощрять каждый, даже самый незначительный успех ребенка , вся-кую его попытку изменить свое поведение и достичь цели. Поощрением могут быть одобрительные слова, признание дости-жений, ласка. Занятия с ребенком необходимо стро-ить так, чтобы его деятельность оказы-валась успешной, а поставленная цель - достигнутой.

Как тренировать внимание гиперак-тивного ребенка? Стройте занятия таким образом, чтобы он понимал последова-тельность необходимых действий, видел цель, к которой надо стремиться. Резуль-тат должен быть достижим во время это-го занятия, а не откладываться до следу-ющего раза. Если ребенок не выдержи-вает больше 5-7 минут сосредоточенных занятий - поставьте цель попроще, что-бы она обязательно была достигнута. И не забудьте порадоваться вместе полу-ченному результату. А вот ограничивать подвижность ребенка во время занятий не стоит: он может делать что-то стоя,сидя на полу, вскакивая время от време-ни, лишь бы его внимание находилось в поле производимого действия.

Приручите гиперактивность своего ребенка, помогите ему справить-ся со своей импульсивностью - радо-ваться результатам и гордиться ими вы будете вместе.

Гиперактивность - это не болезнь, а не-которая особенность нервной системы ребенка, которая требует от родителей определенной стратегии поведения.