После смерти Филиппа II на престол вступил его сын Александр, в ту пору ему исполнилось всего лишь 20 лет. Родился он в 356 г. до н. э. Был очень честолюбив, смел, стремился к военной славе, очень боялся, что на его долю не останется ни одного славного подвига. Был отважен и решителен: чего стоит одно укрощение строптивого коня Буцефала, после чего отец воскликнул: «Ищи, сын мой, царство по себе, Македония слишком мала для тебя!» На сегодняшнем занятии вы познакомитесь с удивительной судьбой величайшего полководца древности Александра Македонского.

Предыстория

В IV в. до н.э. царь Македонии Филипп II предпринял завоевательный поход против Греции и покорил ее (см. урок ). После его смерти царем Македонии становится Александр, который продолжил завоевательную политику отца.

События

334 г. до н.э. - Александр вторгся в Малую Азию. В битве с персами на реке Граник Александр одерживает победу.

333 г. до н.э. - битва близ города Исс. Закончилась разгромом персидского войска во главе с Дарием III.

Александр покоряет Финикию, Сирию, Палестину.

332 г. до н.э. - Александр завоевывает Египет и основывает город Александрию.

331 г. до н.э. - битва с персами у селения Гавгамелы. В ответ на предложение полководца напасть на врага ночью Александр говорит: «Я не краду побед». Царь персов Дарий III и его войско бежали с поля боя.

325 г. до н.э. - Александр вернулся в Вавилон, который стал столицей царства Александра.

323 г. до н.э. - смерть Александра. В результате начавшейся после его смерти борьбы за власть огромная держава была разделена на несколько царств.

Участники

Царь Македонии, полководец, воспитанник Аристотеля.

Дарий III - царь Персии из династии Ахеменидов.

Заключение

После смерти Александра единая держава распалась на отдельные государства. Среди возникших государств: Сирийское, Египетское и Македонское. Царями в этих государствах стали военачальники Александра.

Рис. 1. Александр Македонский ()

Александр (рис. 1) получил прекрасное образование, его учитель был сам Аристотель. Говоря о нем, Александр замечал: «Филиппу я обязан тем, что живу, а Аристотелю тем, что живу достойно».

Весной 334 г. до н. э. небольшое войско под предводительством юного царя перешло Геллеспонт и подошло к р. Граник. Накануне сражения Александр велел солдатам плотно поужинать и не жалеть припасов, так как завтра предстояло угощаться припасами врага. Персидское войско находилось в очень выгодной позиции, и даже опытный полководец Парменион сомневался в успехе, предлагая Александру начать сражение утром, когда македонская армия сумеет построиться быстрее и, соответственно, получит преимущество. На это Александр ответил: «Мне будет стыдно перед Геллеспонтом, если, спокойно преодолев этот широкий морской пролив, я испугаюсь какой-то речушки». Под градом стрел конница преодолела быстрое течение и обрывистый берег и вступила в бой. В схватке Александр был окружен врагами, и военачальник персов даже срубил гребень с его шлема. Казалось, что гибель Александра неизбежна, но в этот момент подоспел друг царя - Клит - и пронзил врага копьем. Сражение закончилось победой македонян. Им был открыт путь к богатейшим городам Малой Азии. Жители греческих городов, расположенных здесь, встречали Александра как освободителя.

Наряду с приморскими городами Александр утвердил свою власть и в глубине полуострова. Побывал он и в городе Гордий, столице Фригии. Здесь царю показали колесницу, дышло которой соединял ярмом чрезвычайно запутанный узел. Александру рассказали предание: кто развяжет этот узел, тот станет владыкой Азии. Царь попробовал развязать узел, но тот не поддавался, и тогда он выхватил меч и одним ударом разрубил сплетение.

Персидский царь Дарий III не понимал, какая страшная угроза нависла над его царством. С большим войском он двинулся навстречу Александру. Войска встретились около г. Исса. И здесь молодому полководцу улыбнулась удача. Дарий завел свои войска в теснины, где персидская конница не могла развернуться. Александр не дал неприятелю окружить себя, и во главе своей гвардии он прорвался к колеснице персидского царя. Дарий испугался и бежал с поля боя. Сопротивление персов было сломлено за два часа. Македоняне захватили не только лагерь персов, но и семью царя - мать, жену и двух дочерей. Однако Александр велел им сказать, что он воюет с Дарием, а им будут оказаны такие же почести, к каким они привыкли на свободе.

Разгромив персидского царя, войска Александра заняли страны, лежащие на восточном побережье Средиземного моря: Сирию, Палестину, Финикию.

Многие покорились без сопротивления. Отпор лишь дал финикийский город Тир, в руках которого находилась морская торговля с Персией. Он был расположен на неприступном скалистом острове и окружен мощными стенами. Более полугода длилась его осада. Наконец, македоняне построили дамбу через пролив и ворвались в город. Они разграбили и подожгли Тир, многие его жители были убиты, а тысячи обращены в рабство.

В эти дни Александр получает письмо от Дария, где тот предлагает ему половину своей империи. Полководец Парменион, узнав об этом, воскликнул:

Если бы я был Александром, я бы согласился!

И я бы согласился, если бы я не был Александром!

В 332 г. до н. э. Александру с легкостью удалось завоевать Египет, т. к. египтяне видели в македонцах избавление от персидского ига. В оазисе Сива Александра провозгласили богом и сыном бога Амона. Это решение жрецов очень понравилось царю. Он разослал гонцов во все покоренные страны, чтобы и там его признали богом. Успехи Александра, всеобщая лесть и заложенное в нем с детства тщеславие привели к тому, что он и сам уверовал в свою божественность и могущество.

В Египте Александр на берегу моря, напротив острова Фарос, повелел заложить новый город, который назвал своим именем (рис. 2).

Рис. 2. Александрия Египетская ()

Однако война заставила Александра покинуть Египет и направиться на север. Здесь, у селения Гавгамелы, в октябре 331 г. до н. э. и произошло еще одно сражение с персами. Дарий ждал Александра на удобном для действий его боевых колесниц поле. Парменион уговаривал царя напасть на врага ночью, рассчитывая, что внезапный удар приведет врага в смятение. «Я не краду побед, - отвечал Александр, - мне подобает воевать честно, без хитростей и уловок». Несмотря на подходящую местность, а также на численное превосходство, Дарий был разбит. В сражении Дарий проявил поразительную слабость духа: он обратился в бегство, когда возникла угроза его безопасности, в то время, когда можно было ещё сопротивляться и при некоторых условиях даже изменить ход событий в свою пользу. Вскоре Дарий был убит своими приближенными.

Города Персидской державы сдавались один за другим. В Персеполе, древней столице Персии, в подвалах царского дворца хранились сокровища персидских царей, для вывоза которых Александру потребовалось 10 тысяч пар мулов и 5 тысяч верблюдов.

Завоевание Персии казалось Александру началом великого похода. Но для осуществления задуманных им планов завоевания Азии македонского войска было недостаточно. Поэтому он приказал набирать 30 тыс. персидских мальчиков и обучать их военным приемам.

326 г. до н. э. - Александр достиг территории Индии. Перед ним стояло сильное войско царя Пора, вооруженное боевыми колесницами и слонами. Бой длился 8 часов. Македонская армия одержала победу, но потери были велики. На месте битвы царь основал город Никею («победа»), на реке Гидаспу - город Буцефалия (в честь своего коня, который к этому времени издох от старости).

Рис. 3. Держава Александра Македонского ()

Битва с Пором подорвала мужество македонян. В Индии было много непокоренных племен, и македонянам приходилось вести ожесточенные бои. Силы иссякали. Александру приходилось прибегать к беспощадной строгости, несмотря на прежние заслуги своих воинов. Но их уже нельзя было заставить воевать, ни угрозами, ни обещаниями, после чего Александру ничего не оставалось, как объявить о возвращении домой. Столицей своей империи Александр сделал город Вавилон.

Здесь в 323 году 13 июня, под тенью «висячих садов» Семирамиды на 33-м году жизни он скончался от лихорадки. Его тело было перевезено в Египетскую Александрию и там погребено. А огромная империя, созданная им, распалась.

Список литературы

  1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс. - М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. - М.: Просвещение, 1991.
  1. Topwar.ru ().
  2. Historic.ru ().
  3. Zoroastrian.ru ().

Домашнее задание

  1. Сколько лет длился поход Александра на Восток?
  2. Какие страны и народы подчинил своей власти македонский правитель?
  3. Какие известные афоризмы связаны с именем Александра Македонкого?

Поход Александра Македонского на Восток

Югин Валерий Валерьевич

МБОУ СОШ №6 пгт Афипский

Северского района

Краснодарского края


Задачи урока : достижение следующих результатов:

  • Личностных – развивать умение работать в коллективе, формировать интерес к исторической науке.
  • Предметных –ознакомить учащихся с восточным походом греко-македонских войск;
  • расширить и обобщить знания о выдающемся правителе и полководце Александре Македонском;
  • подвести учащихся к пониманию причин гибели Персидского царства и образования державы Александра Македонского.
  • Метапредметных - продолжить обучение работать с исторической картой, на основе текста учебника и документа составлять характеристику участников исторических событий и давать оценку их деятельности;
  • формировать умение логично, последовательно излагать учебный материал, анализировать и обобщать его.





В Спарте на требование Македонского признать его богом Народное собрание дало лаконичный ответ: «Если Александр хочет быть богом, пусть будет им». Почему? К чему стремился молодой Александр и каким путем хотел этого достичь?




Физкультминутка:

  • Крутим мельницу вперёд, А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.) Наклоняться будем все, Будто прыгаем в бассейн. (Наклоны вперёд.) А потом назад прогнёмся, Хорошенько разомнёмся. (Наклоны назад.) И попрыгать нам пора, Мы не прыгали с утра. (Прыжки на месте.) Шаг на месте в заключенье. Это тоже упражненье. (Ходьба на месте.) Поскакали, потянулись - Вот и славно отдохнули. (Дети садятся.)

Группа 1. Первые победы войска Александра в Малой Азии Проблема: Как же малочисленная армия Александра смогла преуспеть в завоевании Малой Азии

  • Задание. Прочитайте с.200 учебника история и ответьте на вопросы:
  • Почему войско было греко-македонским?
  • Как состоялся переход через реку Граник?
  • Почему Александр не послушался старого военачальника?
  • Кто спас Александра в схватке с персами?
  • Какое государство расположено на полуострове Малая Азия?
  • Каков результат первых сражений?

Группа № 2. От битвы при Иссе до основания Александрии Египетской Почему Дарий Третий не смог противостоять и бежал, а финикийский город Тир пришлось брать осадой

  • Задание. Прочитайте с. 201-202 учебника, дополнительный материал и ответьте на вопросы
  • Почему огромное войско Дария Третьего не остановило Александра?
  • Чем привлекала Финикия Македонского?
  • Как сражался город Тир?
  • Почему Александра в Египте богом называли? Что за город там он основать велел?
  • Почему попытки Дария мир заключить провалились?

Группа №3 Гибель Персидского царства «Я победу не краду!» Какой смысл скрывался за этими словами?

  • Как встретил Александра старый мудрец Диоген? Чем он вызвал восхищение царя?
  • Чем примечательно местечко Гавгамелы?
  • Как была одержана победа над персами?
  • Какое значение имели взятые Александрам города Вавилон и Персеполь?
  • Что сталось с Дарием Третьим? Как Александр друга своего убил?
  • Покажите по карте маршрут Александра через Персидское царство

Группа №4 Завоевать весь мир! Вершитель великого и блестящего! В Спарте на требование Македонского признать его богом Народное собрание дало лаконичный ответ: «Если Александр хочет быть богом, пусть будет им». Почему?

  • . С какими трудностями армия македонского столкнулась в Индии?
  • 2. Где завершился десятилетний поход Александра и почему?
  • 3. Почему на карте завоеванных территорий Александром появилось много городов с похожим названием?
  • 4. От чего возникало недовольство Александром среди самих македонян?
  • 5. Почему держава Македонского быстро распалась?

Закрепление

  • Соотнесите государства, города и факты их характеризующие
  • Вавилон Более полугода продолжалась оборона города
  • Египет Провозглашение столицей державы Александра
  • Индия Объявление Александра богом солнца
  • Персия Провозглашение Александра «царем Азии»

Синквейн

  • Правила составления синквейна
  • 1 строка-существительное. («Македонский», «Финикийцы», «Дарий»)
  • 2 строка-два слова, прилагательные, описывающие основную мысль
  • 3 строка- три глагола, описывающие действия в рамках темы
  • 4 строка- предложение из 4-х слов (выражающее чувство)
  • 5 строка- существительное одно слово

Цель урока:

  • Познакомить учащихся с восточным походом греко – македонских войск.
  • Подвести учащихся к пониманию причин гибели Персидского царства и образования державы Александра Македонского.
  • Продолжить формирование умений работать с исторической картой, на основе текста учебника и презентации давать характеристику участников исторических событий, оценку их деятельности. Слайд №2.

Учебное оборудование: карта «Древняя Греция в V в. до н. э.»

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания по теме: «Возвышение Македонии при царе Филиппе».

Письменно: 2 карточки.

Карточка №1

Дать определение понятиям: граждане, верфи, пошлина, переселенцы, амфора, пифос.

Карточка №2

б) Для этого вспомнить:

  • Чем была вооружена армия царя Македонии Филиппа?
  • Почему греки жили недружно и воевали между собой?
  • Что давала тактика Филиппа ссорить противников?

в) Сделать вывод.

Устно:

  1. Где находится Македония? (на севере Балканского полуострова)
  2. Как звали македонского царя? (Филипп II)
  3. Каким был Филипп II?
  4. Краткий ответ по карточке: почему Греция потеряла свою независимость?
  5. Каким образом Александр пришел к власти в Македонии? (после смерти своего отца – царя Филиппа)

III. Переход к изучению новой темы.

Итак, мы выяснили, что под натиском сильной македонской армии Греция потеряла свою независимость. После смерти Филиппа II во главе государства стал его сын Александр. Он продолжил дело своего отца, осуществив поход на Восток.

Вместе с учащимися определяем цель урока: познакомиться с походами Александра Македонского на Восток и выяснить, почему рухнула мощная держава персов под ударами армии македонцев.

Задача урока: почему Александр Македонский смог покорить Персидскую державу?

IV. Изучение новой темы.

План. Слайд №3.

  1. Личность Александра Македонского.
  2. Первые победы.
  3. Битва при Иссе.
  4. Гибель Персидского царства.
  5. Окончание похода.

Записываем в тетрадях тему и план урока.

Записи на доске:

334 г. до н. э. – битва на реке Граник,

333 г. до н. э. – битва близ города Исс,

331 г. до н. э. – битва у селения Гавгамелы,

330-327 гг. до н. э. – походы Александра в Среднюю Азию,

325 г. до н. э. – завершение похода в Вавилоне.

Сообщение ученика об Александре Македонском (учащиеся знакомятся с личностью Александра Македонского, с качествами, которые были присущи для этого полководца). Слайд №4.

Рассказ учителя: В 334 г. до н.э. состоялась переправа войск через пролив (Дарданеллы), отделяющий Европу от Азии. На берегу горной реки Граник стояли отряды персов. Надвигался вечер. И один из полководцев предложил дождаться утра, но Александр ответил словами… (слайд №5, №6). Битва завершилась победой македонян. Был открыт путь в Малую Азию.

Рассказ учителя: Дарий III – персидский царь (слабый, нерешительный человек и бездарный полководец), двинулся во главе войска навстречу Александру. Встретились близ г. Исс. Александр возглавил атаку. Бой шел два часа. Александр прорвался к колеснице Дария и тот, испугавшись, бежал с поля битвы, оставив свою семью. Слайд №7, №8.

Работа с текстом учебника по вариантам: абзац 3, с. 191-192, I-В.

Как была завоевана Финикия?

3 абзац, с. 192-193, II-В.

Как Александра встретили в Египте? 2-3 минуты. Здесь Александр основал первый свой город в честь своего имени – Александрию. Таких городов будет основано еще более 20. Слайд №9, №10.

Рассказ учителя: В 331г до н. э. Александр продолжил свой поход вглубь Персии. 4 месяца шло войско. У селения Гавгамелы состоялась битва. (Слайд №11, №12). Дарий III собрал огромную армию: колесницы, пехота, конница, боевые слоны.

Александру был дан такой совет – напасть на персов ночью. «Я не краду победу», - ответил Александр.

Характеристика битвы:

  • Битва началась с атаки персидских колесниц (не причинили вреда македонянам).
  • Построившись клином, македонская конница во главе с Александром атаковала персов, прорвала их строй и устремилась к тому месту, где находился Дарий.
  • За конницей – фаланга.
  • Дария охватил страх, он обратился в бегство, а за ним – его воины.
  • Александр занял Вавилон, а затем Персеполь.
  • Дария III убивают его же приближенные.
  • Войско провозгласило Александра «царем Азии».

Рассказ учителя: Слайд №13, №14. Затем Александр отправился в Среднюю Азию. А с Азии он продолжил свой поход в Западную Индию – в долину Инда. Здесь войско Александра столкнулось с боевыми слонами. Но лучники ранили многих слонов и те пришли в ярость, повернув назад. При этом начали топтать свих воинов. Александр одержал блестящую победу. Окрыленный успехами он объявил о походе в долину Ганга. Однако войско отказалось.

325 год до н. э. 10 – летний поход завершился.

323 год до н. э. Александр заболел и умер (от лихорадки – это болезненное состояние, сопровождающееся жаром и ознобом). Слайд №15 . Задание для учащихся:

Когда Александр родился?

V. Закрепление. Слайд №16.

  1. Почему Александр Македонский смог покорить Персидскую державу? (армия персов состояла из наемников, а они в любой момент могли подвести, они не были заинтересованы в результатах военных операций; полководческий талант Александра сыграл важную роль в разгроме армии Персидской державы).
  2. Что привлекает вас в личности Александра Македонского? Что вам не нравится в нем?

VI. Итог урока. Домашнее задание: § 42, вопрос 1,4.