C детского сада все знакомы с легендой об Александре Матросове -
легендой о том, как храбрый советский парень грудью бросился на
амбразуру дзота (деревянно-земляная огневая точка), чем заставил
замолчать пулемет, и обеспечил успех своего подразделения. Но все мы
растем, появляются опыт и знания. И начинают появляться потайные мысли:
зачем бросаться на амбразуру дзота, если есть авиация, танки,
артиллерия. Да и что может остаться от человека, попавшего под
прицельный огонь пулемета, кроме фарша для мясорубки?


Миф или реальность?


Рядовой Александр Матросов совершил свой подвиг 23 февраля 1943 года в
бою близ деревни Чернушки под Великими Луками. Посмертно Александру
Матвеевичу Матросову было присвоено звание Героя Советского Союза.
Подвиг был совершен в день 25-й годовщины Красной Армии, а Матросов был
бойцом элитного Шестого добровольческого стрелкового корпуса имени
Сталина, — эти два обстоятельства сыграли важную роль в создании
государственного мифа. Вопреки распространенному мнению, Матросов не был
бойцом штрафного батальона. Подобные слухи возникли, потому что он был
воспитанником детской колонии для малолетних в Уфе, а в начале войны
работал там же воспитателем.


В первом донесении о подвиге Матросова сообщалось: "В бою за деревню
Чернушки комсомолец Матросов, 1924 года рождения, совершил героический
поступок — закрыл амбразуру дзота своим телом, чем и обеспечил
продвижение наших стрелков вперед. Чернушки взяты. Наступление
продолжается". Этот рассказ с небольшими изменениями воспроизводился и
во всех последующих публикациях.


На протяжении десятилетий никто не задумывался, что подвиг Александра
Матросова противоречил законам природы. Ведь закрыть своим телом
пулеметную амбразуру невозможно. Даже одна винтовочная пуля, попавшая в
руку, неизбежно сбивает человека с ног. А пулеметная очередь в упор
сбросит с амбразуры любое, даже самое грузное тело.



Пропагандистский миф, разумеется, не в состоянии отменить законы
физики, но он способен на некоторое время заставить народ забыть об этих
законах. На протяжении Великой Отечественной войны свыше 400
красноармейцев совершили тот же подвиг, что и Александр Матросов, причем
некоторые — раньше его.


Нескольким "матросовцам" повезло — они остались в живых. Будучи
ранеными, эти бойцы забрасывали неприятельские дзоты гранатами. Можно
сказать, проходило своеобразное соревнование частей и соединений, каждое
из которых считало за честь иметь своего Матросова. Благо, что записать
человека в матросовы было очень несложно. Для этого годился любой
командир или красноармеец, погибший поблизости от неприятельского дзота.



В действительности события развивались не так, как сообщалось в
газетных и журнальных публикациях. Как писала по горячим следам
фронтовая газета, труп Матросова обнаружили не на амбразуре, а в снегу
перед дзотом. На самом деле все происходило следующим образом:


Матросов смог взобраться на дзот (очевидцы видели его на крыше
дзота), и он попытался расстрелять немецкий пулеметный расчет через
вентиляционное отверстие, но был убит. Сбрасывая труп, чтобы освободить
отдушину, немцы вынуждены были прекратить огонь, и товарищи Матросова за
это время преодолели простреливаемое пространство. Немецкие пулеметчики
вынуждены были спасаться бегством. Подвиг Александр Матросов
действительно совершил, ценой жизни обеспечив успех атаки своего
подразделения. Но грудью на амбразуру Александр не бросался — такой
способ борьбы с вражескими дзотами абсурден.


Однако для пропагандистского мифа эпический образ бойца, презревшего
смерть и грудью бросившегося на пулемет, был необходим. Красноармейцев
побуждали идти в лобовые атаки на неприятельские пулеметы, которые даже
не пытались подавить в ходе артподготовки. Примером Матросова
оправдывалась бессмысленная гибель людей.


Александр Матросов — кто он?


Но и это ещё не все. Оказывается никакого "Матросова" не было и в помине.



Памятник Александру Матросову на месте его упокоения в Великих Луках.

Юнус Юсупов, несмотря на свою инвалидность (он воевал еще в Гражданскую и
вернулся оттуда без ступни), всегда отличался бойкостью, поэтому никого
не удивил факт, что он женился на одной из кунакбаевских красавиц по
имени Муслима, которая была гораздо его моложе. В 1924 году у них
родился сын, которого нарекли Шакирьяном. А в книге актов о рождении
(таков был порядок) записали по имени деда — Мухамедьянов Шакирьян
Юнусович. Шакирьян получился бойким и проворным малым — в отца, и мать
частенько повторяла: "Вырастет молодцом. Либо, напротив, будет
вором...". Несмотря на то что из-за крайней бедности их сын всегда хуже
остальных был одет, он никогда не унывал. Плавал лучше всех; а когда с
пацанами, чтобы узнать, кто сколько раз женится, пускали по воде гладкие
камушки, у него всегда выходило больше всех "невест".


Он мастерски играл в бабки, здорово бренчал на балалайке. Когда мать
умерла, Шакирьяну было не больше шести-семи лет. Точные данные
установить невозможно, поскольку ни в Кунакбаевском сельсовете, ни в
Учалинском районном отделе Загса не сохранилась большая часть
документов: они были уничтожены пожаром. Спустя какое-то время отец
привел в дом другую жену, у которой был свой сын. Жили по-прежнему очень
бедно, и нередко Юнус, взяв за руку родного сына, ковылял по дворам:
попрошайничали. Тем и кормились. Шакирьян плохо знал родной язык, потому
что отец больше говорил на русском. Да и ходить побираться так было
удобнее.


У Юнуса тем временем появилась уже третья жена, и Шакирьян ушел из
дома. Время было тяжелое, голодное, мальчишка, возможно, сам решился на
это. Имеются, правда, сомнения: мол, похлопотала мачеха, чтобы
избавиться от лишнего рта в семье.


Куда потом делся Шакирьян, сказать сложно: бумаги всех детских домов
Башкирской АССР начала 30-х годов не сохранились. Но не исключено, что
он попал в детский приемник распределитель по линии НКВД, откуда его
направили в Мелекесс (ныне Димитровград) Ульяновской области. Там,
говорят, и появились его "первые следы", и там он уже был Сашкой
Матросовым. Среди беспризорников существовали свои законы, и один из них
гласил: если ты не русский, а национал, тебе никогда не поверят и
всячески будут сторониться. Поэтому, попадая в детдома и колонии,
подростки, особенно пацаны, всячески старались изменить свои родные
фамилии и имена на русские.


Позже, уже будучи в Ивановской режимной колонии, Сашка со смехом
откровенничал, как, устраиваясь в детдом, назвал своим родным местом
город, в котором ни разу не был. Это несколько приоткрывает завесу,
откуда во всех справочниках и энциклопедиях появился город
Днепропетровск как место рождения Александра Матросова.


В Ивановской колонии у него было несколько кличек: Шурик-Шакирьян —
кто-то, по-видимому, знал его настоящее имя, Шурик-Матрогон — он любил
носить бескозырку и матросскую форму, и Шурик-машинист — это было
связано с тем, что он много путешествовал, и именно его посылали на
вокзалы ловить сбежавших колонистов. Еще Сашку дразнили "башкиром". Еще
вспоминают, что он здорово выбивал чечетку и умел играть на гитаре.


В Ивановский режимный детдом Саша Матросов был доставлен 7 февраля
1938 года. С первых дней ему там что-то не понравилось, и он сбежал
обратно в Ульяновский детский приемник. Через три дня его все же вернули
назад.


После окончания школы в детском доме в 1939 году Матросова отправили в
Куйбышев на вагоноремонтный завод. А там — гарь, дым... Это было не по
Сашке, и спустя какое-то время он ушел оттуда по-английски. Не
попрощавшись.


Последний раз в родном Кунакбаево Шакирьяна видели летом 1939 года. К
тому времени он окончательно обрусел и всем представлялся Александром
Матросовым. Его никто особо не переспрашивал "почему" — было не принято
задавать много вопросов. Сашка поправился, был аккуратно одет: на голове
— бескозырка, под рубашкой виднелась тельняшка.



Памятная стела на месте подвига Александра Матросова у деревни Чернушки (Локнянский район, Псковская область).


Еще будучи в Куйбышеве, его вместе с другом забрали в милицию,
обвинив "в нарушении паспортного режима". Снова следы Матросова всплыли
осенью 1940 года в Саратове. Как явствует из сохранившихся до наших дней
документов, народный суд 3-го участка Фрунзенского района осудил его 8
октября по статье 192-й УК РСФСР к двум годам лишения свободы. Матросов
был признан виновным в том, что, несмотря на данную им подписку о выезде
из города Саратова в 24 часа, продолжал там проживать. Забегая вперед,
скажу, что лишь 5 мая 1967 года Судебная коллегия Верховного суда смогла

Cо школьной скамьи все знакомы с легендой об Александре Матросове - легендой о том, как храбрый советский боец грудью бросился на амбразуру дзота (деревянно-земляная огневая точка), чем заставил замолчать пулемет гитлеровцев, и обеспечил успех атаки. Но все мы растем и начинают появляться сомнения: зачем бросаться на амбразуру дзота, если есть авиация, танки, артиллерия. Да и что может остаться от человека, попавшего под прицельный огонь пулемета?

Согласно версии советской пропаганды, рядовой Александр Матросов будто бы совершил свой подвиг 23 февраля 1943 года в бою близ деревни Чернушки под Великими Луками. Посмертно Александру Матвеевичу Матросову было присвоено звание Героя Советского Союза. Подвиг был якобы совершен в день 25-й годовщины Красной Армии, а Матросов был бойцом элитного Шестого добровольческого стрелкового корпуса имени Сталина, — эти два обстоятельства сыграли важную роль в создании государственного мифа. Но на самом деле Александр Матросов погиб 27 февраля...


Согласно официальной версии, Александр Матвеевич Матросов родился 5 февраля 1924 года в городе Екатеринославе, воспитывался в Ивановском (Майнский район) и Мелекесском детских домах Ульяновской области и в Уфимской детской трудовой колонии. После окончания 7 классов работал в этой же колонии помощником воспитателя.
По другой версии, настоящее имя Матросова — Шакирьян Юнусович Мухамедьянов, а место рождения — деревня Кунакбаево Тамьян-Катайского кантона Башкирской АССР (ныне Учалинского района Башкортостана). При этом сам Матросов называл себя именно Матросовым.
Вопреки распространенному мнению, Матросов не был бойцом штрафного батальона. Подобные слухи возникли, потому что он был воспитанником детской колонии для малолетних уголовников в Уфе, а в начале войны работал там же воспитателем.

Согласно официальной версии, 27 февраля 1943 года 2-й батальон получил приказ атаковать опорный пункт в районе деревни Чернушки Локнянского района Калининской области (со 2 октября 1957 года — Псковской области). Как только советские солдаты прошли в лес и вышли на опушку, они попали под сильный огонь противника — три пулемёта в дзотах прикрывали подступы к деревне. На подавление огневых точек были высланы штурмовые группы по два человека. Один пулемёт подавила штурмовая группа автоматчиков и бронебойщиков; второй дзот уничтожила другая группа бронебойщиков, но пулемёт из третьего дзота продолжал простреливать всю лощину перед деревней. Попытки подавить его не увенчались успехом. Тогда в сторону дзота поползли красноармейцы Пётр Огурцов и Александр Матросов. На подступах к дзоту Огурцов был тяжело ранен, и Матросов принял решение завершить операцию в одиночку. Он подобрался к амбразуре с фланга и бросил две гранаты. Пулемёт замолчал. Но как только бойцы поднялись в атаку, из дзота вновь был открыт огонь. Тогда Матросов поднялся, рывком бросился к дзоту и своим телом закрыл амбразуру. Ценой своей жизни он содействовал выполнению боевой задачи подразделения.

В первом донесении о подвиге Матросова сообщалось: "В бою за деревню Чернушки комсомолец Матросов, 1924 года рождения, совершил героический поступок — закрыл амбразуру дзота своим телом, чем и обеспечил продвижение наших стрелков вперед. Чернушки взяты. Наступление продолжается". Этот рассказ с небольшими изменениями воспроизводился и во всех последующих агитках. На протяжении десятилетий никто не задумывался, что подвиг Александра Матросова противоречил законам природы. Ведь закрыть своим телом пулеметную амбразуру невозможно. Даже одна винтовочная пуля, попавшая в руку, неизбежно сбивает человека с ног. А пулеметная очередь в упор сбросит с амбразуры любое, даже самое грузное тело. Фронтовики вспоминают, как очереди из немецкого пулемета MG перерубали пополам деревца...

Возникает вопрос рациональности попытки закрыть амбразуру своим телом при наличии других способов подавления вражеского огня. Человеческое тело не могло послужить сколько-нибудь серьёзным препятствием для пуль немецкого пулемёта.

Пропагандистский миф, разумеется, не в состоянии отменить законы физики, но он способен заставить народ забыть об этих законах. На протяжении войны свыше 400 красноармейцев совершили тот же подвиг, что и Александр Матросов, причем некоторые — раньше его.
Нескольким "матросовцам" повезло — они остались в живых. Будучи ранеными, эти бойцы забрасывали неприятельские дзоты гранатами. Можно сказать, проходило своеобразное жуткое соревнование частей и соединений, каждое из которых считало за честь иметь своего Матросова. Благо, что записать человека в "матросовы" было очень несложно. Для этого годился любой красноармеец, погибший поблизости от неприятельского дзота. В действительности события развивались не так, как сообщалось в газетных и журнальных публикациях.
Как писала по горячим следам фронтовая газета, труп Матросова обнаружили не на амбразуре, а в снегу перед дзотом. Что же могло происходить на самом деле?

Лишь в постсоветское время стали рассматривать и другие версии события.
Согласно одной из версий, Матросов был убит на крыше дзота, когда пытался закидать его гранатами. Упав, он закрыл вентиляционное отверстие для отвода пороховых газов, что и дало возможность бойцам его взвода совершить бросок, пока пулемётчики пытались сбросить его тело.
В ряде публикаций высказывалось утверждение о непреднамеренности подвига Александра Матросова. Согласно одной из таких версий, Матросов действительно пробрался к пулемётному гнезду и пытался расстрелять пулемётчика или хотя бы помешать его стрельбе, но по какой-то причине упал на амбразуру (оступился или был ранен), тем самым временно загородив обзор пулемётчику. Воспользовавшись этой заминкой, батальон смог продолжить атаку.
Есть версия, что Матросов был сражён пулемётной очередью в момент, когда он приподнялся, чтобы бросить гранату, что для находившихся позади него бойцов выглядело как попытка прикрыть их от огня собственным телом.

Возможно, Матросов смог взобраться на дзот (очевидцы видели его на крыше дзота), и он попытался расстрелять немецкий пулеметный расчет через вентиляционное отверстие, но был убит. Сбрасывая труп, чтобы освободить отдушину, немцы вынуждены были прекратить огонь, и товарищи Матросова за это время преодолели простреливаемое пространство. Немецкие пулеметчики вынуждены были спасаться бегством. Матросов действительно ценой жизни обеспечив успех атаки своего подразделения. Но грудью на амбразуру не бросался — такой способ борьбы с вражескими дзотами абсурден. Однако для пропагандистского мифа фанатичный образ бойца, презревшего смерть и грудью бросившегося на пулемет, был необходим. Красноармейцев побуждали идти в лобовые атаки на неприятельские пулеметы, которые даже не пытались подавить в ходе артподготовки. Примером Матросова оправдывалась бессмысленная гибель людей. Похоже, что сталинские пропагандисты мечтали превратить советских людей в подобие японских камикадзе, чтобы фанатично погибали, ни о чем не думая.

Гибель Матросова ловкие писаки из ГлавПура и фронтовых агиток приурочили к 23 февраля — к круглой дате 25-летию Красной Армии, а то что "подвиг Матросова" до этого был уже совершен другими более 70 раз — их не волновало... В именном списке безвозвратных потерь 2-го отдельного стрелкового батальона Александр Матросов записан 27 февраля 1943 года вместе с ещё пятью красноармейцами и двумя младшими сержантами. Да и на фронт Матросов попал только 25 февраля...

КАК БАШКИРСКИЙ БЕСПРИЗОРНИК ШАКИРЬЯН МУХАМЕДЬЯНОВ СТАЛ ГЕРОЕМ АЛЕКСАНДРОМ МАТРОСОВЫМ

27 февраля 1943 совершил свой подвиг Александр Матросов. Долгие годы официальные идеологи замалчивали настоящее имя и происхождение героя. Чем они их так не устраивали, разбирался корреспондент «Совершенно секретно».

Идеология любой империи всегда нуждалась в мифах, для которых подлинность фамилий или точность дат - дело десятое. Имя одного из таких героев - Александр Матросов, автоматчик 2-го отдельного батальона 91-й отдельной Сибирской добровольческой бригады имени И. В. Сталина. Каноническая легенда на этот счет гласит: 23 февраля 1943 года под-

Разделение, где служил боец, получило задачу атаковать опорный пункт противника в районе деревни Плетень, западнее деревни Чернушки, Локнянского района Псковской области.

Путь ему преградили три вражеских дзота. Первый подавила штурмовая группа автоматчиков. Второй дзот был уничтожен бронебойщиками. Но пулемет из третьего продолжал обстреливать лощину, и атака захлебнулась. Попытки заставить его замолчать не увенчались успехом. Тогда в сторону дзота пополз красноармеец Матросов. Он подобрался к амбразуре с фланга и бросил две гранаты. Обстрел прекратился. Но как только бойцы поднялись в атаку, пулемет снова ожил. Тогда Матросов бросился к амбразуре, закрыв ее своим телом.

Ну а дальше реальная история начала обрастать удивительными и не совсем достоверными подробностями. Начнем с того, что путаница произошла с датой подвига. В некоторых официальных изданиях говорится, что Матросов (будем пока называть его так. - Прим. ред.) погиб 23 февраля. Однако в краеведческом музее уточняют: реальная дата подвига - 27 февраля. Откуда взялась разница в четыре дня?

Оказывается, к части был прикомандирован корреспондент одной из дивизионных газет (первой о подвиге А. Матросова рассказала газета Калининского фронта «За Родину!», автором публикации был И. Шкадаревич. - Прим. ред.). Подробно описав случившееся, он перепутал (?) дату события. Сразу стал очевиден новый смысл происшедшего: подвиг, цена которому жизнь, оказывается, был посвящен 25-й годовщине со дня рождения Красной Армии. Такое вот жертвоприношение…

Дальше - больше. Начал гулять слух, что Матросов до армии был отпетым уголовником. Когда Сталину доложили о поступке рядового, великий вождь, попыхивая трубкой, глубокомысленно заметил: такой человек не мог не быть комсомольцем. И более того, якобы главнокомандующий поперек газетного листа, где был опубликован рассказ о подвиге, написал следующее: «Пример, достойный подражания!»

В тот же день в ЦК ВЛКСМ на имя Матросова задним числом выписали комсомольский билет. Откуда появилась эта история - тоже непонятно. Может быть, потому, что в Центральном музее Советской армии на самом деле хранились два комсомольских билета, в которых была указана одна и та же фамилия - Матросов. Отличались они тем, что в одном было написано «лег на боевую точку противника», а во втором - «лег на огневую точку противника». Какой из этих документов можно считать подлинным? Выяснить это в музее, увы, не представляется возможным - опасаясь за сохранность экспонатов, здесь неизменно пользуются копиями.

Между тем народное заблуждение в том, что Матросов не был комсомольцем, осталось. На самом деле в Коммунистический союз молодежи Александр вступил, еще будучи курсантом Краснохолмского пехотного училища (Оренбургская область), куда был направлен, когда его призвали на военную службу - уголовника не послали бы учиться. Удалось отыскать воспоминания Аркадия Григорьянца, помощника начальника политчасти учебного заведения, который уверял, что «именно из его рук Александр Матросов получил комсомольский билет, страницы которого потом войдут в историю написанными на них словами - «лег на огневую точку противника». Он же уточнял, что легендарную надпись сделала Людмила Викторовна Попова, которая в годы войны служила инструктором политотдела бригады.

Все эти нестыковки и откровенные недоразумения и послужили поводом для самых различных версий о происхождении и судьбе героя. Среди них есть рабоче-крестьянская, романтическая, патриотическая и т.д. Какая же из них наиболее правдоподобная? Об этом чуть позже, но единственное, на чем, кажется, сходились все составители официальных биографий - это то, что Матросов был русским. Но так ли это?

КАКИМ ОН ПАРНЕМ БЫЛ?

Было принято считать, что Александр Матросов родился в 1924 году в Днепропетровске. Отец - рабочий, был убит кулаками. Как следствие ребенок остался без надзора, а потом оказался в Ивановском детском доме (Ульяновская область). Следующей «остановкой» стала Уфимская детская колония. Между тем не удалось найти ни одного документа, подтверждающего именно это место рождения будущего героя. Есть и другое толкование: его отец был зажиточным крестьянином, которого после раскулачивания отправили в Казахстан, где он и пропал.

Сын сбежал, беспризорничал. Во время своих скитаний оказался в Уфе. В колонии он быстро стал примером для остальных воспитанников: отличным производственником, спортсменом, политинформатором, самодеятельным поэтом и даже знатоком классики. Дескать, заслушивался музыкой из балета «Лебединое озеро», восхищался арией Германа из «Пиковой дамы» и т.д.

Но… оставим в стороне эти байки, потому что самой убедительной, скорее всего, можно считать «национальную версию», которую высказал, а потом и сумел доказать башкирский журналист Рауф Насыров. Во время одной из командировок он случайно услышал от Даута Хидиятова, председателя Кунакбаевского сельсовета, историю о том, что настоящее имя Матросова - Шакирьян, что он был башкиром по национальности, а родом из села Кунакбаево.

Как напишет позднее Рауф Хаевич в своей книге (сегодня это раритетное издание, найти которое оказалось довольно сложно. - Прим. ред.), этот рассказ и стал отправной точкой для долгого и кропотливого журналистского расследования. Найти какие-либо серьезные документы, касающиеся происхождения героя, ему, к сожалению, не удалось. Однако этот недостаток он с лихвой восполнил многочисленными воспоминаниями земляков Матросова.

В ходе встреч удалось, в частности, установить, что парень родился в 1923 году, а его отцом был Юнус-агай - человек, как описывают его современники, с большим если не чувством юмора, то воображением - точно. В частности, один из односельчан, с улыбкой рассказывал, что Юнус-агай был мастер придумывать разные небылицы. Например, байку о том, как спасал Ленина в пустыне. Будто бы за это вождь одарил его богатством, которое Юнус зарыл в огороде, но потом забыл где. Другой его рассказ касался того, как он летел с Лениным и Сталиным на самолете, а керосин кончился. Приземлились, и пошел тогда Юнус на охоту, набил зверя, устроил ужин, а вдобавок еще и притащил бочонок с горючим.

«Вот так я спас вождей!» - хвалился агай, а дети верили. Шакирьян пошел в отца: был таким же выдумщиком и фантазером. Кто-то даже припомнил слова матери, которая повторяла, что ее сын «вырастет либо молодцом, либо, напротив, вором…».

Удалось также выяснить, что отец Матросова был женат несколько раз. Со своей первой супругой (ее звали Муслима) он даже побывал в Сибири, где их якобы избили кулаки, отчего он всю оставшуюся жизнь хромал. По другой версии, его травмированная нога - результат ранения на Гражданской войне. Ко всему прочему с годами Юнус начал плохо видеть. Его жена часто болела, а вскоре умерла. От нее в наследство остался сын Шакирьян. После этого Юнус еще два раза женился. В последний раз это произошло в 1929 году. В 1932 году мальчик пошел в школу, а вскоре мачеха решила избавиться от пасынка - семья тогда по-настоящему голодала. Она-то и отвезла мальчика в детский дом, где просто оставила в коридоре. О каком приюте идет речь - теперь сказать сложно. Говорили, правда, что паренек сам ушел из дома.

В дальнейшем его следы обнаружились в Ивановском (!) детском доме Ульяновского района - в ходе расследования удалось даже найти фотографа, который вспомнил, как однажды, заехав туда, запечатлел мальчика с голубем. Этот снимок потом был опубликован в районной газете, и многие из жителей Кунакбаево узнали на нем Шакирьяна. Нашлись свидетели, которые встречали Матросова в трудовой колонии, которая располагалась в Старой Уфе. Здесь он уже был помощником воспитателя, командиром группы.

Тут же надо заметить, что краски, которыми живописали пребывание Матросова в спецучреждении, оказались отнюдь не розовыми. С другой стороны, жизнь в колонии была не сахар и весьма далека от той, которую рисуют на экранах идеологически выдержанных кинофильмов советских времен. Приходилось отстаивать не только собственное достоинство, но и жизнь. По словам бывшего колониста Петра Халтурина, которого зачислили в команду Матросова, от будущего героя ему тоже доставалось. И вот характерный диалог, который приводится в книге:

«- И Саша дрался?

Конечно, куда деваться… Бандит был по кличке Белый, который, говорили, сбежал из Бирска, чтобы наказать Сашку, да не сумел…»

Попутно прояснилось и происхождение фамилии Шакирьяна - «он все время ходил в тельняшке». По словам другого источника, многие из колонистов в те времена записывались под чужими фамилиями, не говоря уже об именах. Скорее всего, в русскоязычной среде имя Шакирьян легко трансформировалось в Шурку, а дальше уже - Сашка или Александр.

«СОВСЕМ УРУС СТАЛ»

Вспомнили люди, как он, уже колонистом, приезжал в деревню. При этом подросток уже хорошо разговаривал по-русски - «совсем урус стал», но не забывал и родной язык. Однако неизменно просил называть его Матросовым. Кто-то из селян даже приводил такую подробность: на теле юноши была татуировка в виде тельняшки. В последний раз Шакирьян побывал в родном селе накануне войны, в июне 1941 года. Был одет по-городскому: в тельняшке, поверх нее рубашка с закатанными рукавами, в черных брюках, ботинках.

Когда пришел на речку, где купались дети, то его встретили радостными криками: «О, Шакирьян вернулся!»

На что он спокойно сказал: «Ребята, ваш агай теперь не Шакирьян, а Саша. Так и зовите…»

«- Каким ветром тебя занесло?

Эх, ребята, где я только не бывал. А сейчас прибыл с Украины.

Ты же вроде в детском доме жил?

По этим словам можно было недвусмысленно понять: Шакирьян не понаслышке был знаком с бытом беспризорника. Этот факт обыграли в начале 60-х годов XX века в своих книгах П. Журба (повесть «Александр Матросов») и А. Бикчентаев («Орел умирает на лету»), за что бдительная общественность нещадно высекла писателей на страницах газет. По мнению этой самой «общественности», подлинный герой должен иметь безукоризненную анкету, «наслаждаясь арией из «Лебединого озера».

И все-таки, несмотря на то что Насыров начал свои поиски в конце 80-х годов прошлого века, для русскоязычного читателя его публикации оставались по большей части неизвестными. Причина, полагаю, кроется в том, что многочисленные статьи и расследования публиковались в газете на… башкирском языке. Отсюда и главное - недоверие к «национальной версии» о происхождении батыра Шакирьяна. Более того, по словам людей, знавших Насырова и знавших о его поисках, «старшие товарищи» не раз призывали его одуматься и не ворошить прошлое.

Дескать, есть канонический образ «светловолосого, голубоглазого русского парня» с родины известного Генерального секретаря, поэтому не надо разрушать, а тем более бросать националистический отблеск на биографию героя. Неудачей окончилась и попытка Насырова найти понимание в Москве. При этом авторитетные эксперты (в том числе и старший научный сотрудник Института военной истории МО СССР Н. Борисов) единодушно соглашались, что «вся биография Матросова - выдумка».

Как писал потом Борисов, «дата подвига была умышленно приурочена к 25-летию Красной Армии в целях пропаганды. На самом деле в политдонесениях, в списке безвозвратных потерь и других документах подвиг датируется 27 февраля 1943 года, а в наградном листе сказано, что на Калининский фронт А. Матросов прибыл 25 (!) февраля». Но откуда тогда взялся «светловолосый, голубоглазый, русский парень»?

И этому есть объяснение: дело в том, что при множестве фотографий - самое малое четырех-пяти, найденных в различных детдомах, тиражировался только один тщательно отретушированный снимок, где были подведены глаза, губы. Понятно, что «корректировка» ни сколько не умаляет значения поступка солдата, прикрывшего своим сердцем Отечество. Но в данном случае речь идет не о стремлении принизить подвиг, а о желании вернуть народу подлинное имя героя, чтобы, кроме имени Салавата Юлаева, вспоминали в Башкортостане еще и своего Шакирьяна.

Вдогонку следует сказать, что в сентябре 1942 года колонист Мухамедьянов (к тому времени уже А. Матросов) был призван в армию и направлен в Краснохолмское пехотное училище. Службу проходил в 5-й стрелковой роте второго батальона. Курс военных наук был рассчитан на полгода, и уже в марте молодые лейтенанты должны был отправиться в войска, но этого не случилось. В январе 1943 года было официально объявлено, что училище закрывается, а половина его личного состава рядовыми будет отправлена эшелоном на Калининский фронт. Матросов с товарищами попал в 91-ю Тихоокеанскую (!) комсомольскую добровольческую бригаду имени Сталина. Сначала Александр был направлен в комендантский взвод, а потом продолжил службу в строевом подразделении. В ходе поисков удалось даже найти свидетеля последнего боя Матросова.

«Мы, разведчики, возвращались с боевого задания. Когда подошли к переднему краю - «языка» мы брали в деревне Чернушки, - слышим крик наших солдат «ура!» - вспоминает Пётр Александрович Огурцов (1920 г.р., г. Балаково Саратовской области). - Немцы продолжали вести огонь, не давали двигаться вперед. Я решил узнать, в чем дело, и наши разведчики приготовились к бою.

Ребята, немецкий пулемет не дает поднять головы?

Сашка говорит:

Прикрой меня. Я подползу ближе и брошу гранату.

Я говорю:

Сашка, он ведь скосит.

… Мы подползли ближе. Другой немецкий пулемет бьет, рвутся снаряды. И тут меня ранило - от Сашки метров за десять. Саша бросился на амбразуру. Пулемет замолчал. Ну, ребята поднялись в рост - и вперед. Меня оттащили, перевязали и утром отправили в госпиталь в Москву». (Рауф Насыров, «Откуда ты родом, Матросов?» (Уфа, 1994). - Прим. ред.)

Таково подлинное описание боя, которого нет (!) ни в одной официальной книге. И еще одну важную деталь называет Насыров: в воспоминаниях ветерана есть упоминание о том, что «по ходатайству комсомольцев и командования было написано письмо на имя Сталина о присвоении Матросову звания Героя Советского Союза».

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

После всего случившегося выражение «подвиг Матросова» стало поистине крылатым, хотя справедливости ради следует отметить, что Шакирьян не был первым, кто ценой жизни заставил замолчать вражеский пулемет. Согласно архивным документам, в этом скорбном списке под номером один стоит имя Александра Панкратова, политрука танковой роты 125-го танкового полка 28-й танковой дивизии. А за всю историю войны подобный подвиг совершили свыше 300 человек. Были вообще уникальные случаи, когда люди оставались живыми, но это уже мало кого интересовало. Для тогдашней идеологической машины гораздо важнее был герой погибший, нежели живой.

Короче, вся официальная слава досталось Матросову. К слову, через год такой же подвиг на территории Великолукского района, совершил рядовой, татарин Газинур Гафиатулин - его фотографию и сегодня можно увидеть в городском краеведческом музее. И еще одно имя - на этот раз Ильи Коровина, который тоже повторил подвиг Матросова. Это произошло 8 марта 1944 года, во время прорыва оборонительной линии «Пантера». За свой подвиг сержант был удостоен (посмертно) звания Героя Советского Союза, и его останки сейчас покоятся в братском захоронении в деревне Жидилов Бор, что почти на самом берегу Псковско-Чудского озера.

Впрочем, это уже история и, увы, наша короткая историческая память. Именно во время поездки в Великие Луки автор этих строк с удивлением узнал, что в этом городе на мемориальном воинском кладбище захоронен и Матвей Кузьмич Кузьмин - самый старший по возрасту Герой Советского Союза. На момент совершения подвига ему было 84 (!) года. Как гласит короткая биографическая справка, родился Матвей Кузьмич 3 августа 1858 года в деревне Куракино ныне Великолукского района Псковской области, в семье крепостного крестьянина.

Так и оставшись крестьянином-единоличником, что удивительно, до войны он жил охотой и рыбалкой, а прославился тем, что 14 февраля 1942 года повторил подвиг Ивана Сусанина, выведя отряд гитлеровцев под пулеметный огонь наших войск. Очерк о случившемся принадлежит перу известного писателя Бориса Полевого, автора «Повести о настоящем человеке». Правда, злые (очень злые!) языки утверждают, что все было не так, однако в самом музее решительно отвергают подобные домыслы и придерживаются канонической версии.

Тем не менее Музей боевой комсомольской славы имени А. Матросова, который находился на балансе ЦК ВЛКСМ, был посвящен именно Матросову. Сооруженный рядом со старинной крепостью, в самом центре Великих Лук, этот бетонный куб, чем-то напоминавший мавзолей, вполне справлялся с задачами того времени: вдохновлять и направлять. Здесь принимали в пионеры, комсомольцы, напутствовали на дальнейшие трудовые подвиги стройотряды. Но пришли иные времена, и с 1992 года главный Музей боевой комсомольской славы перестал существовать, благополучно… влившись в муниципальную структуру.

Сейчас это городское учреждение культуры насчитывает в фондах хранения более 30 тысяч единиц артефактов. Как и прежде, сюда приходят ветераны, что вполне объяснимо: на войну пришлась их молодость. Как ее не вспомнить? По своему статусу музей также является центром патриотического воспитания молодежи, поэтому в канун дня рождения Матросова сюда приходят те, кому еще нет 18. Во всяком случае, им теперь доподлинно будет известно, почему в центре города, над самой Ловатью, высится монумент рядовому по фамилии Матросов, которого в родной Башкирии звали просто - Шакирьян.

МНЕНИЕ

Юрий Алексеев, директор фонда «Достоверная история»:

«Подобных секретов, увы, в нашей истории остается немало. Не многие, например, знают подлинные имена тех, кто водрузил Знамя Победы над Рейхстагом. Среди них был, в частности, и уроженец Псковской области. Специалистами Института военной истории Министерства обороны РФ документально подтверждено, что первыми Знамя Победы над Рейхстагом установили бойцы группы капитана Макова.

Это случилось 30 апреля 1945 года. В ее состав входил и наш земляк - Михаил Минин. За этот подвиг и другие военные заслуги он был представлен к званию Героя Советского Союза. Наградной лист был датирован 7 мая 1945 года, однако командование ограничилось орденом Боевого Красного Знамени (18.05.1945). Уроженец Палкинского района, он ушел на фронт в июле 1941 года. Прошел путь от Ленинграда до Берлина.

Многим из курса школьной истории советских времен известен подвиг Александра Матросова. В честь юного героя называли улицы, воздвигали памятники, его подвиг вдохновлял других. Будучи совсем юным, едва попав на фронт, он закрыл собой вражеский дзот, что помогло его однополчанам одержать победу в бою с фашистами.

С течением времени многие факты и детали жизни и подвига Александра Матросова были либо искажены, либо утеряны. И по сей день предметом спора ученых остается его настоящее имя, место рождения, работа. До сих пор изучаются и уточняются обстоятельства, при которых он совершил героический поступок.

Официальная биография

Согласно официальной версии, дата рождения Александра Матвеевича Матросова - 5 февраля 1924 года. Местом его рождения считается Екатеринослав (ныне Днепр). В детстве ему довелось жить в детских домах в Иванове и Мелекессе (Ульяновская область), а также в трудовой колонии для детей в Уфе. До того как попасть на фронт, он успел поработать в качестве ученика слесаря и помощника воспитателя. Матросов много раз обращался с просьбой об отправке на фронт. Наконец, после того, как некоторое время он пробыл курсантом Краснохолмского пехотного училища неподалеку от Оренбурга, его направили в качестве стрелка-автоматчика во второй отдельный стрелковый батальон 91-й сибирской добровольческой бригады, носившей имя И. В. Сталина.

Подвиг Матросова

23 февраля 1943 года перед его батальоном поставили боевую задачу, заключавшуюся в уничтожении немецкого опорного пункта неподалеку от деревни Чернушки (Псковская область). На подступах к деревне располагалось три вражеских дзота с пулеметными расчетами. Два удалось уничтожить штурмовым группам, третий же продолжал держать оборону.

Попытка уничтожить пулеметный расчет была предпринята Петром Огурцовым и Александром Матросовым. Первого серьезно ранили, и Матросову пришлось продвигаться дальше одному. Брошенные в дзот гранаты лишь ненадолго заставили расчет прекратить обстрел, он возобновился сразу же, как бойцы попытались подойти ближе. Чтобы дать возможность боевым товарищам выполнить поставленную задачу, юноша бросился на амбразуру и закрыл ее своим телом.

Именно таким все знают подвиг Александра Матросова.

Установление личности

Вопрос, который заинтересовал историков в первую очередь - действительно ли существовал такой человек? Особенно актуальным он стал после подачи официального запроса по месту рождения Александра. Юноша сам указал, что проживал в Днепре. Однако, как оказалось, в год его рождения ни один местный ЗАГС не регистрировал мальчика с таким именем.

Дальнейшее расследование и поиск правды о подвиге Александра Матросова проводил Рауф Хаевич Насыров. По его версии, на самом деле героя звали Шакирьян. Родом он был из деревни Кунакбаево Учалинского района Башкирии. Изучая документы в горсовете города Учалы, Насыров нашел записи о том, что 5 февраля 1924 года (официальная дата рождения Матросова) родился Мухамедьянов Шакирьян Юнусович. После этого исследователь начал проверять и другие данные, представленные в официальной версии.

Все близкие родственники Мухамедьянова в то время уже умерли. Насырову удалось найти его детские фотографии. При детальном изучении и сопоставлении этих фотографий с известными снимками Александра Матросова ученые-эксперты пришли к выводу, что на всех фотографиях изображен один и тот же человек.

Факты из жизни

Некоторые факты из жизни устанавливались в ходе бесед с односельчанами, воспитанниками детских домов и однополчанами.

Отец Мухамедьянова был участником гражданской войны, вернувшись инвалидом, он оказался без работы. Семья бедствовала, а когда умерла мать мальчика, отец с семилетним сыном зачастую просто просил милостыню. Через некоторое время отец привел другую жену, с которой мальчик не смог ужиться и был вынужден сбежать из дома.

Бродяжничал он недолго: из приемника-распределителя для детей, в котором он оказался, его отправили в детский дом в Мелекессе. Именно тогда он представился как Александр Матросов. Однако официальная запись с таким именем появляется только в колонии, куда он попал в феврале 1938 года. Там же было записано названное им место рождения. Именно эти данные впоследствии попали во все источники.

Предполагается, что Шакирьян решил сменить имя, так как боялся негативного отношения к себе как к представителю другой национальности. А выбрал такую фамилию потому, что очень любил море.

Есть еще одна версия о происхождении. Некоторые считают, что он родился в селе Высокий Колок Новомалыклинского района (Ульяновская область). В конце 1960-х годов несколько местных жителей называли себя родственниками Александра. Они утверждали, что его отец не вернулся с гражданской войны, а мать не могла прокормить троих детей и отдала одного из них в детский дом.

Официальные сведения

По официальной версии, юноша работал в Уфе на мебельной фабрике в качестве столяра, однако при этом нет никаких сведений о том, каким образом он оказался в трудовой колонии, к которой эта фабрика была прикреплена.

В советскую эпоху Матросова представляли как пример для подражания: боксера и лыжника, автора стихов, политинформатора. Также везде указывалось, что его отец был коммунистом, застреленным кулаком.

В одной из версий говорится, что его отец был кулаком, которого раскулачили и выслали в Казахстан, после чего Александр попал в детский дом.

Реальные события

На самом деле Матросов в 1939 году работал на Куйбышевском вагоноремонтном заводе. Продержался он там недолго и из-за тяжелых условий труда сбежал. Спустя некоторое время за несоблюдение режима его вместе с другом арестовали.

Еще один документ, имеющий отношение к Александру Матросову, относится уже к следующему году, до этого никаких упоминаний о нем найдено не было. В октябре 1940 года Фрунзенский районный народный суд приговорил его к двум годам заключения. Причиной стало нарушение подписки о невыезде в течение суток. Этот приговор отменили только в 1967 году.

Поступление в армию

Об этом периоде жизни героя также нет точной информации. Если верить документам, его определили в стрелковый батальон 25 февраля. Однако во всех упоминаниях о его подвиге указывается 23 февраля. С другой стороны, согласно имеющимся официальным данным, бой, во время которого погиб Матросов, состоялся 27 числа.

Споры вокруг подвига

Предметом споров стал и сам подвиг. По мнению специалистов, даже если он и приблизился к огневой точке, пулеметная очередь, особенно выпущенная почти в упор, сбила бы его с ног, не позволив в течение длительного времени закрывать амбразуру.

По одной из версий, он подобрался к расчету, чтобы уничтожить пулеметчика, однако по какой-то причине не удержался на ногах и упал, перекрыв обзор. Фактически закрывать собой амбразуру было бессмысленно. Возможно, солдат при попытке бросить гранату был убит, а для тех, кто находился позади него, могло показаться, что он попытался прикрыть амбразуру собой.

По мнению сторонников второй версии, Матросов смог забраться на крышу укрепления, чтобы попытаться уничтожить немецких пулеметчиков, используя для этого отверстие для отвода пороховых газов. Он был убит, а тело перекрыло вентиляционное отверстие. Немцы вынуждены были отвлечься, чтобы убрать его, что дало красноармейцам возможность перейти в наступление.

Вне зависимости от того, как все происходило в действительности, Александр Матросов совершил героический поступок, ценой своей жизни обеспечив победу.

Другие герои

Следует также отметить, что подвиг Александра Матросова в Великой Отечественной войне не был уникальным. С того времени сохранились многочисленные документы, подтверждающие, что еще в начале войны солдаты пытались закрыть собой немецкие огневые точки. Первыми, достоверно известными героями стали Александр Панкратов и Яков Падерин. Первый совершил свой подвиг в августе 1941 года в бою под Новгородом. Второй погиб в декабре того же года неподалеку от деревни Рябиниха (Тверская область). Поэт Н. С. Тихонов, автор «Баллады о трех коммунистах», описал подвиг сразу трех солдат, Герасименко, Черемнова и Красилова, бросившихся на огневые точки противника в бою под Новгородом в январе 1942 года.

После героя Александра Матросова в течение только одного месяца такой же подвиг совершили еще 13 солдат. Всего же таких отважных молодых людей было более 400. Многие были награждены посмертно, некоторым было присвоено звание Героя СССР, хотя об их подвиге не знает практически никто. О большинстве храбрых солдат так никто и не узнал, их имена тем или иным образом исчезли из официальных документов.

Здесь следует обратить внимание на то, что Александр Матросов, памятники которому стоят во многих городах (Уфа, Днепропетровск, Барнаул, Великие Луки и т. п.), в силу определенных обстоятельств стал собирательным образом всех этих солдат, каждый из которых совершил свой подвиг и остался неизвестным.

Увековечивание имени

Первоначально Герой Советского Союза Александр Матросов был захоронен на месте своей гибели, но в 1948 году его останки перезахоронили в городе Великие Луки. По приказу И. Сталина от 8 сентября 1943 года его имя навечно внесли в список первой роты 254-го гвардейского полка, места его службы. Его образ во время войны военное руководство, имея под рукой плохо обученных солдат, использовало в качестве примера самоотверженности и самопожертвования, побуждая молодых людей идти на неоправданный риск.

Возможно, Александр Матросов известен нам не под своим настоящим именем, а подробности его жизни в действительности отличаются от той картины, которую нарисовало советское правительство ради политической пропаганды и воодушевления неопытных солдат. Это не отменяет его подвига. Этот молодой человек, пробывший на фронте всего несколько дней, пожертвовал своей жизнью ради победы товарищей. Благодаря своему мужеству и доблести он по праву заслужил все почести.

Согласно официальной версии, Александр Матвеевич Матросов родился 5 февраля 1924 года в городе Екатеринославе (ныне Днепропетровск), воспитывался в Ивановском (Марьинский район) и Мелекесском детских домах в Ульяновской области. После окончания 7 классов работал помощником воспитателя в Уфимской трудовой колонии.

По другой версии, настоящее имя Матросова - Шакирьян Юнусович Мухамедьянов, а родился он в деревне Кунакбаево Тамьян-Катайского кантона Башкирской АССР (ныне Учалинского района Башкортостана). Согласно этой версии, фамилию Матросов он взял в бытность свою беспризорником (после того как убежал из дома после нового брака отца) и записался под ней при попадании в детский дом. При этом сам Матросов называл себя именно Матросовым.

После начала Великой Отечественной войны Матросов неоднократно обращался с письменными просьбами отправить его на фронт. В сентябре 1942 года был призван в армию и начал учёбу в Краснохолмском пехотном училище (под Оренбургом), но уже в январе 1943 года курсанты училища были отправлены на Калининский фронт. Служил в составе 2-го отдельного стрелкового батальона 91-й отдельной Сибирской добровольческой бригады имени И. В. Сталина (позже 254-й гвардейский стрелковый полк 56-й гвардейской стрелковой дивизии, Калининский фронт).

27 февраля 1943 года (в официальный наградной лист занесена дата 23 февраля) героически погиб в бою в районе деревни Чернушки.

Подвиг

Официальная версия

27 февраля 1943 года 2-й батальон получил задачу атаковать опорный пункт в районе деревни Чернушки (Локнянский район Псковской области). Как только советские солдаты прошли лес и вышли на опушку, они попали под сильный огонь противника - три пулемёта в дзотах прикрывали подступы к деревне. На подавление огневых точек были высланы штурмовые группы по два человека.

Один пулемёт подавила штурмовая группа автоматчиков и бронебойщиков; второй дзот уничтожила другая группа бронебойщиков, но пулемёт из третьего дзота продолжал простреливать всю лощину перед деревней. Попытки заставить его замолчать не увенчались успехом. Тогда в сторону дзота поползли рядовой Пётр Огурцов и рядовой Александр Матросов. На подступах к дзоту Огурцов был тяжело ранен и Матросов принял решение завершить операцию в одиночку. Он подобрался к амбразуре с фланга и бросил две гранаты. Пулемёт замолчал. Но как только бойцы поднялись в атаку, пулемёт снова ожил. Тогда Матросов поднялся, рывком бросился к дзоту и своим телом закрыл амбразуру. Ценою своей жизни он содействовал выполнению боевой задачи подразделения.

Альтернативные версии

В постсоветское время стали рассматривать и другие версии события. Этому способствовало недоверие к советской пропаганде, наличие альтернативных средств борьбы и некоторые конструктивные особенности дзотов: плоская вертикальная передняя стенка, за которую сложно ухватиться, и широкая, расположенная относительно высоко над землей или укреплённая откосом амбразура, что способствовало бы скатыванию тела с линии огня.

Согласно одной из версий, Матросов был убит на крыше дзота, когда пытался закидать его гранатами. Упав, он своим телом закрыл вентиляционное отверстие для отвода пороховых газов, что и дало передышку бойцам его взвода для броска, пока немцы сбрасывали труп.

В ряде публикаций высказывалось утверждение о непреднамеренности подвига Александра Матросова. Согласно одной из таких версий, Матросов действительно пробрался к пулемётному гнезду и пытался расстрелять пулемётчика, или хотя бы помешать его стрельбе, но по какой-то причине упал на амбразуру (оступился или был ранен), временно закрыв тем самым пулемётчику обзор. Воспользовавшись этой заминкой, батальон смог продолжить наступление.

В других вариантах обсуждалась проблема рациональности попытки закрыть амбразуру своим телом при наличии других способов для подавления вражеского огня. По мнению бывшего командира разведроты Лазаря Лазарева, человеческое тело не могло послужить сколько-нибудь серьёзным препятствием для пуль немецкого пулемёта. Он также выдвигает версию, что Матросов был сражён пулемётной очередью в момент, когда он приподнялся, чтобы бросить гранату, что для находившихся позади него бойцов выглядело как попытка прикрыть их от огня собственным телом.

Во всех этих случаях обсуждался только подвиг Александра Матросова и не упоминались другие аналогичные случаи.

Пропагандистское значение

В советской пропаганде подвиг Матросова стал символом мужества и воинской доблести, бесстрашия и любви к Родине. По идеологическим соображениям дата подвига была перенесена на 23 февраля и приурочена ко Дню Красной армии и Флота, хотя в именном списке безвозвратных потерь 2-го отдельного стрелкового батальона Александр Матросов записан 27 февраля 1943 года вместе с еще пятью красноармейцами и двумя младшими сержантами.

За подвигом Матросова были незаслуженно оттеснены на второй план солдаты двух других штурмовых групп, которые не только подавили боковые дзоты, но и, развернув немецкие пулеметы, открыли огонь по врагу, убив десятки неприятельских солдат.

Награды

  • Герой Советского Союза (посмертно) - присвоено 19 июня 1943 года
  • Орден Ленина

Память

  • Похоронен в городе Великие Луки.
  • Имя Матросова было присвоено 254-му гвардейскому мотострелковому полку, сам он навечно зачислен в списки 1-й роты этой части.
  • На месте гибели Александра Матросова установлен мемориальный комплекс
  • Памятники Александру Матросову установлены в городах:
    • Великие Луки
    • Днепропетровск
    • Ишимбай - в центральном городском парке культуры и отдыха им. А. Матросова (1974), скульптор Г. Левицкая.
    • Коряжма
    • Красноярск
    • Салават
    • Санкт-Петербург (в Московском парке Победы и на улице Александра Матросова).
    • Тольятти
    • Ульяновск
    • Харьков
    • пос. Бекши Резекненского р-на Латвийской ССР (к/з им. Матросова), бюст.
  • Именем Александра Матросова назван целый ряд улиц и парков во многих городах России и стран СНГ.

Люди, совершившие аналогичные подвиги

Аналогичные подвиги в годы войны совершили более 400 человек.

Ранее

  • 24 августа 1941 года политрук танковой роты Александр Панкратов стал первым советским воином, закрывшим своим телом вражескую амбразуру. Это случилось в боях под Новгородом при атаке на Кириллов монастырь.
  • 27 декабря 1941 года Яков Падерин грудью закрыл амбразуру дзота у деревни Рябиниха Тверской области.
  • 29 января 1942 года в бою под Новгородом, спасая жизни товарищей, своими телами закрыли вражеские амбразуры сразу три человека: И. С. Герасименко, А. С. Красилов и Л. А. Черемнов. Всем троим было присвоено звание Героя Советского Союза. Этому подвигу посвящена «Баллада о трёх коммунистах» Николая Тихонова.
  • 22 февраля 1942 года в ходе боёв у деревни Жираново Оленинского района Тверской (Калининской) области закрыл своим телом амбразуру дзота красноармеец 881-й стрелковой дивизии Абрам Исаакович Левин.
  • 6 августа 1942 года в бою в районе села Селявное Лискинского района Воронежской области стрелок 363-го стрелкового полка 160-й стрелковой дивизии 6-й армии Воронежского фронта Чолпонбай Тулебердиев переплыл реку Дон, поднялся на скалу и после неудачных попыток уничтожить вражеский дзот гранатами, закрыл амбразуру своим телом.
  • 9 ноября 1942 года в бою за с. Гизель (ныне Пригородный район Республики Северная Осетия-Алания) своим телом закрыл амбразуру огневой точки младший сержант Барбашёв Пётр Парфёнович.
  • 25 ноября 1942 года во время битвы в деревне Ломовичи Минской области партизанка Р. И. Шершнева закрыла собой амбразуру немецкого дзота, став единственной женщиной (по другим данным - одной из двух), совершившей подобный подвиг.

После 27 февраля 1943 года

  • 19 июля 1943 года во время проведения разведки боем в районе Синявинских высот Владимир Ермак закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота, чем обеспечил группе разведчиков выполнение боевого задания. 21 февраля 1944 года ему было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
  • 16 сентября 1943 год Унан Мкртичович Аветисян, будучи ранен в ходе боя за господствующую высоту «Долгая», закрыл грудью амбразуру дзота, обеспечив выполнение боевой задачи. Звание Героя Советского Союза присвоено посмертно 16 мая 1944 года.
  • 4 января 1944 года в бою близ селения Овсище, в районе Великих Лук, подобно Матросову, закрыл своей грудью вражеский дзот Газинур Гафиатуллович Гафиатуллин.
  • 15 января 1944 года в бою в районе деревни Рехколово (Ленинградского горсовета) закрыл своим телом амбразуру вражеского пулеметного дзота младший лейтенант Александр Иванович Волков.
  • 18 января 1944 года своим телом закрыл амбразуру вражеского дота Александр Фёдорович Типанов.
  • 8 марта 1944 года командир взвода лейтенант Миннигали Хабибуллович Губайдуллин получил приказ любой ценой подавить огневую точку на одном из курганов и разорвать таким образом оборонительную линию противника на рубеже Дудчаны - Рядовое. В ходе штурма своим телом закрыл амбразуру вражеского дота. 3 июня 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР гвардии лейтенанту М. Х. Губайдуллину было присвоено звание Героя Советского Союза.
  • 13 июня 1944 года в ходе Выборгской наступательной операции на Мустоловских высотах (на юго-западе от Лемболовского озера) ефрейтор Дмитрий Ушков закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота.
  • 16 июня 1944 года партизаны отряда «Октябрь» вступили в бой с гарнизоном противника в деревне Куписк Новогрудского района (Белоруссия). Наступление было остановлено дзотом с двумя амбразурами. Михаил Белуш пополз вперёд и закидал одну из амбразур гранатами, а вторую накрыл своим телом. Посмертно награждён орденом Отечественной войны 1-й степени.
  • 18 июля 1944 года при форсировании реки Припять у деревни Берёза Брестской области закрыл своим телом вражеский пулемёт Василий Петрович Газин. Ему также было присвоено звание Героя Советского Союза.
  • 13 сентября 1944 года младший сержант Иван Бабин закрыл грудью амбразуру вражеского дзота в районе деревни Конты в Польше. Посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.
  • В октябре 1944 года в ходе боёв за станцию Маргит в Северной Трансильвании гвардии сержант, стрелок 281-го гвардейского полка 2-го Украинского фронта, командир отделения Герай Асадов гранатами закидал пулемётное гнездо противника, препятствовавшее наступлению. Однако при попытке атаки, пулемёт вновь открыл огонь. Не имея больше гранат, Асадов закрыл своим телом амбразуру огневой точки.
  • 24 апреля 1945 года лейтенант Иосиф Романович Бумагин, командир пулеметного взвода участвовал в уличных боях при освобождении польского города Бреслау (Вроцлав). По его взводу был открыт огонь двух пулеметных точек. Одну огневую точку И. Р. Бумагин забросал гранатами, вторую закрыл своим телом, что обеспечило успех наступления. Звание Героя Советского Союза присвоено посмертно 27 июня 1945 года.
  • 18 августа 1945 года при освобождении северокурильского острова Шумшу старшина I статьи Николай Вилков и матрос Пётр Ильичёв своими телами закрыли амбразуры японского дзота, совершив двойной подвиг.