Жан Батист Расин

«Федра»

Ипполит, сын афинского царя Тесея, отправляется на поиски отца, который где-то странствует уже полгода. Ипполит — сын амазонки. Новая жена Тесея Федра невзлюбила его, как все считают, и он хочет уехать из Афин. Федра же больна непонятной болезнью и «жаждет умереть». Она говорит о своих страданиях, которые ей послали боги, о том, что вокруг неё заговор и её «решили извести». Судьба и гнев богов возбудили в ней какое-то греховное чувство, которое ужасает её саму и о котором она боится сказать открыто. Она прилагает все усилия, чтобы превозмочь тёмную страсть, но тщетно. Федра думает о смерти и ждёт её, не желая никому открыть свою тайну.

Кормилица Энона опасается, что у царицы мутится разум, ибо Федра сама не знает, что говорит. Энона упрекает её в том, что Федра хочет оскорбить богов, прервав своей «жизни нить», и призывает царицу подумать о будущем собственных детей, о том, что у них быстро отнимет власть рождённый амазонкой «надменный Ипполит». В ответ Федра заявляет, что её «греховная жизнь и так уж слишком длится, однако её грех не в поступках, во всем виновато сердце — в нем причина муки. Однако в чем её грех, Федра сказать отказывается и хочет унести свою тайну в могилу. Но не выдерживает и признается Эноне, что любит Ипполита. Та в ужасе. Едва Федра стала женой Тесея и увидела Ипполита, как «то пламень, то озноб» её терзают тело. Это «огонь всевластный Афродиты», богини любви. Федра пыталась умилостивить богиню — «ей воздвигла храм, украсила его», приносила жертвы, но тщетно, не помогли ни фимиам, ни кровь. Тогда Федра стала избегать Ипполита и разыгрывать роль злобной мачехи, заставив сына покинуть дом отца. Но все тщетно.

Служанка Панопа сообщает, что получено известие, будто супруг Федры Тесей умер. Поэтому Афины волнуются — кому быть царём: сыну Федры или сыну Тесея Ипполиту, рождённому пленной амазонкой? Энона напоминает Федре, что на неё теперь ложится бремя власти и она не имеет права умирать, так как тогда её сын погибнет.

Арикия, царевна из афинского царского рода Паллантов, которых Тесей лишил власти, узнает о его смерти. Она обеспокоена своей судьбой. Тесей держал её пленницей во дворце в городе Трезене. Ипполит избран правителем Трезена и Йемена, наперсница Арикии полагает, что он освободит царевну, так как Ипполит к ней неравнодушен. Арикию же пленило в Ипполите душевное благородство. Храня с прославленным отцом «в высоком сходство, не унаследовал он низких черт отца». Тесей же печально прославился тем, что соблазнял многих женщин.

Ипполит приходит к Арикии и объявляет ей, что отменяет указ отца о её пленении и даёт ей свободу. Афинам нужен царь и народ выдвигает трёх кандидатов: Ипполита, Арикию и сына Федры. Однако Ипполит, согласно древнему закону, если он не рождён эллинкой, не может владеть афинским троном. Арикия же принадлежит к древнему афинскому роду и имеет все права на власть. А сын Федры будет царём Крита — так решает Ипполит, оставаясь правителем Трезена. Он решает ехать в Афины, чтобы убедить народ в праве Арикии на трон. Арикия не может поверить, что сын её врага отдаёт ей трон. Ипполит отвечает, что никогда раньше не знал, что такое любовь, но когда увидел её, то «смирился и надел любовные оковы». Он все время думает о царевне.

Федра, встретясь с Ипполитом, говорит, что боится его: теперь, когда Тесея нет, он может обрушить свой гнев на неё и её сына, мстя за то, что его изгнали из Афин. Ипполит возмущён — так низко поступить он бы не смог. Кроме того, слух о смерти Тесея может быть ложным. Федра, не в силах совладать со своим чувством, говорит, что если бы Ипполит был старше, когда Тесей приехал на Крит, то он тоже мог бы совершить такие же подвиги — убить Минотавра и стать героем, а она, как Ариадна, дала бы ему нить, чтобы не заблудиться в Лабиринте, и связала бы свою судьбу с ним. Ипполит в недоумении, ему кажется, что Федра грезит наяву, принимая его за Тесея. Федра переиначивает его слова и говорит, что любит не старого Тесея, а молодого, как Ипполит, любит его, Ипполита, но не видит в том своей вины, так как не властна над собой. Она жертва божественного гнева, это боги послали ей любовь, которая её мучает. Федра просит Ипполита покарать её за преступную страсть и достать меч из ножен. Ипполит в ужасе бежит, о страшной тайне не должен знать никто, даже его наставник Терамен.

Из Афин является посланец, чтобы вручить Федре бразды правления. Но царица не хочет власти, почести ей не нужны. Она не может управлять страной, когда её собственный ум ей не подвластен, когда она не властна над своими чувствами. Она уже раскрыла свою тайну Ипполиту, и в ней пробудилась надежда на ответное чувство. Ипполит по матери скиф, говорит Энона, дикарство у него в крови — «отверг он женский пол, не хочет с ним и знаться». Однако Федра хочет в «диком, как лес» Ипполите разбудить любовь, ему ещё никто не говорил о нежности. Федра просит Энону сказать Ипполиту, что она передаёт ему всю власть и готова отдать свою любовь.

Энона возвращается с известием, что Тесей жив и скоро будет во дворце. Федру охватывает ужас, ибо она боится, что Ипполит выдаст её тайну и разоблачит её обман перед отцом, скажет, что мачеха бесчестит царский трон. Она думает о смерти как о спасении, но боится за судьбу детей. Энона предлагает защитить Федру от бесчестья и оклеветать Ипполита перед отцом, сказав, что он возжелал Федру. Она берётся все устроить сама, чтобы спасти честь госпожи «совести наперекор своей», ибо «чтоб честь была… без пятнышка для всех, и добродетелью пожертвовать не грех».

Федра встречается с Тесеем и заявляет ему, что он оскорблён, что она не стоит его любви и нежности. Тот в недоумении спрашивает Ипполита, но сын отвечает, что тайну открыть ему может его жена. А он сам хочет уехать, чтобы совершить такие же подвиги, как и его отец. Тесей удивлён и разгневан — вернувшись к себе домой, он застаёт родных в смятении и тревоге. Он чувствует, что от него скрывают что-то страшное.

Энона оклеветала Ипполита, а Тесей поверил, вспомнив, как был бледен, смущён и уклончив сын в разговоре с ним. Он прогоняет Ипполита и просит бога моря Посейдона, который обещал ему исполнить его первую волю, наказать сына, Ипполит настолько поражён тем, что Федра винит его в преступной страсти, что не находит слов для оправдания — у него «окостенел язык». Хотя он и признается, что любит Арикию, отец ему не верит.

Федра пытается уговорить Тесея не причинять вреда сыну. Когда же он сообщает ей, что Ипполит будто бы влюблён в Арикию, то Федра потрясена и оскорблена тем, что у неё оказалась соперница. Она не предполагала, что кто-то ещё сможет пробудить любовь в Ипполите. Царица видит единственный выход для себя — умереть. Она проклинает Энону за то, что та очернила Ипполита.

Тем временем Ипполит и Арикия решают бежать из страны вместе.

Тесей пытается уверить Арикию, что Ипполит — лжец и она напрасно послушала его. Арикия отвечает ему, что царь снёс головы многим чудовищам, но «судьба спасла от грозного Тесея одно чудовище» — это прямой намёк на Федру и её страсть к Ипполиту. Тесей намёка не понимает, но начинает сомневаться, все ли он узнал. Он хочет ещё раз допросить Энону, но узнает, что царица прогнала её и та бросилась в море. Сама же Федра мечется в безумии. Тесей приказывает позвать сына и молит Посейдона, чтобы тот не исполнял его желание.

Однако уже поздно — Терамен приносит страшную весть о том, что Ипполит погиб. Он ехал на колеснице по берегу, как вдруг из моря появилось невиданное чудовище, «зверь с мордою быка, лобастой и рогатой, и с телом, чешуёй покрытым желтоватой». Все бросились бежать, а Ипполит метнул в чудовище копье и пробил чешую. Дракон упал под ноги коням, и те от страха понесли. Ипполит не смог их удержать, они мчались без дороги, по скалам. Вдруг сломалась ось колесницы, царевич запутался в вожжах, и кони поволокли его по земле, усеянной камнями. Тело его превратилось в сплошную рану, и он умер на руках Терамена. Перед смертью Ипполит сказал, что отец напрасно возвёл на него обвинение.

Тесей в ужасе, он винит Федру в смерти сына. Та признает, что Ипполит был невинен, что это она была «по воле высших сил… зажжена кровосмесительной неодолимой страстью». Энона, спасая её честь, оклеветала Ипполита Эноны теперь нет, а Федра, сняв с невинного подозрения, кончает свои земные мучения, приняв яд.

Сын амазонки и афинского царя, Ипполит, был изгнан из города своей мачехой. Федра притворяется злой и жестокой. Ее снедает странная болезнь, в которой она никому не признается. Ужас и грех своего чувства царица приписывает гневу богини Афродиты. Федра построила ей храм, приносила жертвы, но напрасно. Теперь царица хочет и ждет смерти, которая избавит ее от мучений. Став женой Тесея, Федра без памяти влюбилась в Ипполита, своего пасынка. В Афины приходит известие о смерти Тесея. От Федры теперь зависит, кто будет править: ее сын или сын амазонки, Ипполит.

В Трезене держат в плену Арикию, царевну подчиненного Тесеем рода Паллантов. Правит городом Ипполит. Арикия надеется на свое освобождение, потому что правитель имеет славу благородного человека и любит ее.

Ипполит освобождает Арикию и объявляет троих претендентов на трон Афин: он сам, Арикия и сынФедры. Арикия принадлежит древнему роду эллинов, поэтому у нее есть все права на царствование. Ипполит едет в Афины, чтобы уладить дела с наследством трона.

В разговоре с Федрой Ипполит узнает о ее болезненной страсти. Он заверяет мачеху в том, что не станет мстить ей и ее сыну за свое изгнание. Высказывает надежду, что Тесей жив, что слухи о его гибели ложные. Ипполит смущен ужасными признаниями безумной Федры. Она просит его убить ее своим мечом, чтобы прекратить мучения преступной страсти.

Приходит посланник Афин вручить Федре бразды правления городом. Царица не может совладеть своими мыслями, а про государственные дела совсем думать не может. Федра отдает Ипполиту власть и свою любовь. Она надеется пробудить в нем любовь нежными разговорами. В Афины приходит новость о том, что Тесей жив и возвращается. Федра боится, что Ипполит откроет ее тайну отцу. Энона, кормилица, предлагает мачехе оклеветать пасынка. Намеками о каком-то позоре Федра вызывает гнев Тесея. Ипполит не рассказывает правды, ссылаясь на тайну мачехи, которую он не вправе разглашать. Энона рассказала про страсть Федры, но виноватым указала Ипполита. Тесей поверил женщине, хотя сын и говорил о своей любви к Арикии. Царь просит Посейдона, бога моря, покарать Ипполита. Федра хочет уговорить Тесея помиловать сына и проклинает Энону за клевету. Кормилица бросается в море.

Арикия указывает Тесею на истинное чудовище, которому надо отрубить голову – на Федру. Царь понимает, что поспешил с расправой над своим сыном, просит Посейдона не карать Ипполита. Но тот уже погиб в схватке с морским чудовищем. Федра во всем признается Тесею и принимает яд как единственное спасение.

Антон Павлович Чехов

Размазня

На днях я пригласил к себе в кабинет гувернантку моих детей, Юлию Васильевну. Нужно было посчитаться.

– Садитесь, Юлия Васильевна! – сказал я ей. – Давайте посчитаемся. Вам, наверное, нужны деньги, а вы такая церемонная, что сами не спросите... Ну-с... Договорились мы с вами по тридцати рублей в месяц...

– По сорока...

– Нет, по тридцати... У меня записано... Я всегда платил гувернанткам по тридцати. Ну-с, прожили вы два месяца...

– Два месяца и пять дней...

– Ровно два месяца... У меня так записано. Следует вам, значит, шестьдесят рублей... Вычесть девять воскресений... вы ведь не занимались с Колей по воскресеньям, а гуляли только... да три праздника...

Юлия Васильевна вспыхнула и затеребила оборочку, но... ни слова!..

– Три праздника... Долой, следовательно, двенадцать рублей... Четыре дня Коля был болен и не было занятий... Вы занимались с одной только Варей... Три дня у вас болели зубы, и моя жена позволила вам не заниматься после обеда... Двенадцать и семь – девятнадцать. Вычесть... останется... гм... сорок один рубль... Верно?

Левый глаз Юлии Васильевны покраснел и наполнился влагой. Подбородок ее задрожал. Она нервно закашляла, засморкалась, но – ни слова!..

– Под Новый год вы разбили чайную чашку с блюдечком. Долой два рубля... Чашка стоит дороже, она фамильная, но... бог с вами! Где наше не пропадало! Потом-с, по вашему недосмотру Коля полез на дерево и порвал себе сюртучок... Долой десять... Горничная тоже по вашему недосмотру украла у Вари ботинки. Вы должны за всем смотреть. Вы жалованье получаете. Итак, значит, долой еще пять... Десятого января вы взяли у меня десять рублей...

– Я не брала, – шепнула Юлия Васильевна.

– Но у меня записано!

– Ну, пусть... хорошо.

– Из сорока одного вычесть двадцать семь – останется четырнадцать...

Оба глаза наполнились слезами... На длинном хорошеньком носике выступил пот. Бедная девочка!

– Я раз только брала, – сказала она дрожащим голосом. – Я у вашей супруги взяла три рубля... Больше не брала...

– Да? Ишь ведь, а у меня и не записано! Долой из четырнадцати три, останется одиннадцать... Вот вам ваши деньги, милейшая! Три... три, три... один и один... Получите-с!

И я подал ей одиннадцать рублей... Она взяла и дрожащими пальчиками сунула их в карман.

– Merci, – прошептала она.

Я вскочил и заходил по комнате. Меня охватила злость.

– За что же merci? – спросил я.

– За деньги...

– Но ведь я же вас обобрал, черт возьми, ограбил! Ведь я украл у вас! За что же merci?

– В других местах мне и вовсе не давали...

– Не давали? И не мудрено! Я пошутил над вами, жестокий урок дал вам... Я отдам вам все ваши восемьдесят! Вон они в конверте для вас приготовлены! Но разве можно быть такой кислятиной? Отчего вы не протестуете? Чего молчите? Разве можно на этом свете не быть зубастой? Разве можно быть такой размазней?

Она кисло улыбнулась, и я прочел на ее лице: «Можно!»

Я попросил у нее прощения за жестокий урок и отдал ей, к великому ее удивлению, все восемьдесят. Она робко замерсикала и вышла... Я поглядел ей вслед и подумал: легко на этом свете быть сильным!

Год издания рассказа: 1883

Рассказ Чехова «Размазня» совсем небольшое произведение. Своей популярностью оно обязано в первую очередь наличие в школьной программе. Тем не менее во многом именно благодаря таким небольшим и «Размазня» писатель занимает одно из верхних мест в нашем рейтинге .

Сюжет рассказа «Размазня» кратко

В рассказе «Размазня» Чехова читать можно о истории рассказанной от первого лица. Пригласил как-то наш рассказчик посчитаться гувернантку своих детей – Юлию Васильевну. Разговор он начал с того, что за месяц он обещал платить ей тридцать рублей. Юлия Васильевна попробовала возразить что сорок, но рассказчик сказал, что всегда платил только тридцать. Затем он посчитал, что она отработала ровно два месяца. На робкое дополнение гувернантки, что прошло два месяца и пять дней рассказчик ответил, что у него все записано. Из полученных шестидесяти рублей он вычел девять воскресений и три праздника, затем отнял половину за те четыре дня пока гувернантка занималась только с Варей, ведь Коля был болен. Затем отнял половину за те три дня, когда Юлия Васильевна работала только пол дня из-за того, что у нее болели зубы. Затем отнял два рубля за чашку с блюдцем, которую она разбила под Новый Год. За порванный по недосмотру Колей сюртучок еще минус десять, за украденные горничной у Вари ботинки еще минус пять.

Но на этом главный герой и рассказчик в одном лице рассказа Чехова «Размазня» не остановился. Он заявил, что десятого января Юлия Васильевна брала у него десять рублей. На ее робкое не брала, он опять заявил, что у него все записано. В итоге остается четырнадцать рублей. Глаза гувернантки наполнились слезами. Она опять заявила, что брала только три рубля у его жены. На это рассказчик заявил, что нечего не знал об этом. Значит еще минус три рубля. И вот ваши 11 рублей. Дрожащей рукой она забрала деньги и прошептала: «Мерси». Тут то нашего рассказчика и проняло: «За что же «Мерси», ведь я вас обобрал? Как можно быть такой размазней?». Но кислая улыбка на ее лице сказала, что можно. Наш главный герой рассказа «Размазня» Чехова извинился за жестокий урок и отдал все восемьдесят рублей. А когда она ушла, то подумал, как легко на этом свете быть сильным.

Рассказ «Размазня» на сайте Топ книг

Рассказ Чехова «Размазня» читать полностью на сайте Топ книг вы можете .

Искусство писать сопоставимо с искусством сокращать. Нетрудно догадаться, что автор этих слов — это мастер короткого рассказа А. П. Чехов. «Размазня» (краткое содержание следует далее) является одним из его маленьких шедевров, который был написан в 1889 году. Этот период в творчестве писателя отмечен переходом от коротких юмористических рассказов в «область серьеза». Действительно, обычный разговор между главным героем, от лица которого ведется повествование, и гувернанткой его детей, словно занавес в театре, приоткрывает целый ряд вопросов понимания понятий «духовность» и «нравственность».

Сюжет рассказа прост и незатейлив. Главный герой, и он же рассказчик, приглашает гувернантку, Юлию Васильевну, посчитаться. С этого момента можно начать краткое содержание (Чехов, «Размазня») За два месяца работы полагается плата, но девушка, тонкая, деликатная, или, как называет ее сам автор, «церемонная», ни за что не спросит сама первая. Молодая гувернантка присаживается и начинается нелегкий разговор.

Договор был о тридцати рублях в месяц. Юлия Васильевна робко возражает — нет, речь шла о сорока... Теперь о сроках. Работала она два месяца. И вновь «урезание», потому что на самом деле проработала она два месяца и пять дней. Из них следует вычесть девять воскресений, потому что вместо занятий были прогулки... Затем три дня болели зубы, и было дозволено заниматься до обеда. Три дня праздника. Да, еще была разбита дорогая чашка с блюдцем, и сын Коля по ее недосмотру порвал сюртучок.

Жалование таяло на глазах. Вместо восьмидесяти рублей вышло шестьдесят, потом минус двенадцать, затем долой еще семь, десять, пять, три.... На все робкие возражения Юлии Михайловны слышался лишь один стальной аргумент, что, мол, все записано, и спорить не о чем. Она молчала, краснела, ее глаза наливались слезами, подбородок дрожал. Но в конце она приняла условия хозяина-рассказчика, взяла причитающийся жалкий остаток — одиннадцать рублей, и прошептала: «Merci».

Возмущение

Продолжаем краткое содержание (Чехов, «Размазня»). Безропотность, жалкая, по мнению главного героя, покорность и смирение вызывают у него бурю негодования. Он вскакивает, и практически набрасывается на нее. Неужто возможно покорно сносить издевательства, ведь он наглым образом обобрал ее, украл честно заработанные ею деньги. Почему она молчала? Почему не отстаивала себя? «Разве можно быть такой размазней!» Можно — говорит выражение ее лица. В других местах ей могли и вовсе не дать.

Он отдает ей заранее приготовленный конверт с восьмьюдесятью рублями. Она вновь благодарит его, и быстро уходит. Довольство собой, той шуткой, тем жестоким уроком, который он преподнес молодой девице, и, который, возможно, поможет ей впредь быть «позубастей», быстро проходит, и сменяется другим вопросом: легко ли в жизни быть смелым?

Краткое содержание. Чехов, «Размазня»: заключение

Конечная фраза, риторический вопрос, который главный герой задает себе, и вместе с тем всем читателям, наводит на более глубокие размышления. Конечно, необходимо быть смелым, решительным, сильным и Уметь отстаивать свои права и ценности. Но существуют ли эти качества в чистом виде или же они возможны благодаря каким-то внешним факторам и обстоятельствам? Краткое содержание (Чехов, «Размазня»), конечно, не может передать всю тонкость и глубину сюжета, поэтому настоятельно рекомендуется прочтение оригинала.

«Размазня» был создан писателем в 1888 году. Этот был тот период, когда автор стал постепенно переходить в «область серьеза» из «мелкой» работы в жанре юморески. Рассказ «Размазня» был впервые опубликован в юмористическом журнале «Осколки» 19 февраля 1883 (№ 8).

Рассказ «Размазня» является ярким тому подтверждение. Дело в том, что в нем незначительный, на первый взгляд, эпизод из быта хозяина и гувернантки его ребятишек превращается у Чехова в клубок очень серьезных социальных и нравственных вопросов.

Сюжет произведения достаточно простой и основывается на шутке, можно сказать психологическом эксперименте, который решает провести герой произведения (он же одновременно является и рассказчиком), над работающей у него гувернанткой. Он вызывает кроткую и милую Юлию Владимировну с тем, чтобы «посчитаться». Важно, что данное понятие в контексте рассказа «Размазня» приобретает сразу несколько значений.

Рассказчик хочет отдать гувернантке ее жалованье. Но для начала надо посчитать, сколько ей причитается за 2 отработанных месяца. С самого начала хозяин издевается над робкой девушкой, снижая ей жалованье на 10 рублей (30 вместо 40). Затем работодатель начинает перечислять причины, по которым ее жалованье должно еще уменьшиться. Он вспоминает о том, сколько дней она не работала, какие позволила шалости его детям и т.п. В итоге за два месяца он по своим подсчетам должен ей не 80, а только 11 рублей.

Юлия Владимировна пытается выдавить из себя протест, но у нее не получается. Оно благодарит своего хозяина и за эти 11 рублей. В этот момент рассказчик вскакивает и говорит гувернантке, что он ее обкрадывает, обвиняя девушку в слабохарактерности и безволии. В итоге он отдает Юлии Владимировне все восемьдесят заработанных ею рублей и просит у гувернантки прощение за свою шутку. Также он просит ее быть впредь более «зубастой» и отстаивать свою позицию.

Выражение лица девушки наводит рассказчика на глубокие размышления. Он осознает, что не столько виновна сама гувернантка, сколько несправедливое социальное устройство и жестокие правила, царящие в обществе. Ответственнен именно социум, позволяющий «состоятельному господину» полностью владеть и распоряжаться жизнью размазни.

Таким образом, в данном рассказе Антоном Павловичем Чеховым затрагивается традиционная для отечественной литературы тема «маленького человека» . В «Размазне» он подразумевает не только гувернанток, русских женщин, но и в целом он говорит о проблеме и участи людей, которые вынуждены терпеть беззаконие, превращенных остальным обществом в жертву и жалкую «размазню». Лучше всего данную мысль подтверждают заключительные строки произведения: «Я поглядел ей вслед и подумал: легко на этом свете быть сильным!»

  • Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»
  • «Тоска», анализ произведения Чехова, сочинение
  • «Смерть чиновника», анализ рассказа Чехова, сочинение