Память святаго славнаго и всехвальнаго апостола и евангелиста Иоанна Богослова Церковь чтит 9 октября (26 сентября по старому стилю). Этот день относят к , причтенным к двунадесятым. Апостол Иоанн занимает особое место среди учеников Христа. Неслучайно Церковь называет Иоанна апостолом любви, поскольку он учил, что без любви человек не может приблизиться к Господу. Апостол Иоанн является автором Евангелия от Иоанна, трех соборных посланий и Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсиса). Иоанн Богослов - единственный из двенадцати апостолов, умерший естественной смертью.

Преставление апостола Иоанна Богослова

Апостол Иоанн закончил свой земной путь в возрасте свыше ста лет. Он лег живым в могилу и повелел ученикам засыпать его землей, что они и сделали, скорбя о нем. Узнав об этом, остальные ученики апостола пришли к месту погребения и раскопали могилу, но она оказалась пуста.

В IV веке на месте могилы Иоанна Богослова была построена небольшая церковь, а при императоре Юстиниане здесь была возведена огромная базилика с шестью куполами (каждый высотой по 30 м.). В настоящее время от нее остались только напольные плиты и колонны.


Почитание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Ежегодно из могилы апостола Иоанна выступал тонкий прах в виде манны, с помощью которого христиане исцелялись от болезней. В воспоминание этого чуда было установлено 21 мая праздноватьпамять святого апостола и евангелиста Иоанна . Также память святого апостола совершается 13 июля - в день собора святых славных и всехвальных двенадцати апостолов, и 9 октября - в день преставления апостола Иоанна Богослова.

Тропарь и кондак святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову

Тропарь, глас 2.

Апостоле Христу Богу возлюбленне, потщися избавити люди безответныя, приемлет бот я припадающа, иже возлегша тя на перси приемыи. Его же моли Богослове, належащее прещение языческое, яко облак разгнати, прося нам мира и велия милости.

Кондак, глас 2.

Величия твоя девьствениче кто исповест; источаеши бо чудеса, и изливаеши исцеления, и молишися за душа наша, яко Богослов и друг Христов.

————————

Библиотека Русской веры

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов. Иконы

Святая Церковь дала только святому апостолу Иоанну, как тайнозрителю судеб Божиих, наименование Богослова. Иконографическим символом апостола и евангелиста Иоанна является орел. Также апостол Иоанн изображается с Ангелом, который передает ему Божественное Слово. В раннехристианском искусстве апостол Иоанн Богослов чаще изображался юным, в частности, таким он изображен на мозаиках в Равенне: в куполе Баптистерия православных (сер. V в.) и в медальоне на западной арке церкви Сан-Витале (546-547 гг.).

Однако есть и древнейшие изображения апостола в виде старца в церкви Сан-Витале в Равенне.

На более поздних иконах апостол Иоанн изображен в виде старца с чернильницей, пером, книгой в руках и в присутствии ангела или орла.


Храмы и монастыри во имя Иоанна Богослова на Руси

Во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова был освящен храм в Варяжках в Смоленске, построенный между 1160 и 1180 гг.

В 1547 году в Пскове в местечке Мишарина гора был построен храм во имя Иоанна Богослова.

В 1455 году в Псковской земле преподобным Савой Крыпецким (ум.1495г.) был основан Иоанно-Богословский монастырь .

В 1462 году святителем Ионой (ум.1470 г.), епископом Пермским, на берегу реки Колвы был основан Чердынский Иоанно-Богословский монастырь.

В 1478 году был основан Череменецкий Иоанно-Богословский монастырь, расположенный на полуострове на Череменецком озере в Лужском районе Ленинградской области в местечке Череменец Скребловского сельского поселения. Первое упоминание обители относится к 1498 году. Согласно преданию, во времена царствования Иоанна III (1440-1505гг.) в 1478 году на острове, где находится обитель, крестьянину Мокию явилась икона святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова . Князь, узнав об этом явлении, велел основать на острове монастырь во имя апостола.

Старообрядческие храмы во имя Иоанна Богослова

В старообрядчестве в настоящее время существует несколько храмов во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В Русской Православной старообрядческой Церкви сегодня престол в и в (р-ка Татарстан), а также в Одесской области; в Русской Древлеправославной Цекрви - в поселке Нижегородской области.


Образ апостола и евангелиста Иоанна Богослова в живописи

Среди художников, изображавших апостола и евангелиста Иоанна Богослова, известны мировые живописцы: Эль Греко «Иоанн Богослов» (1595-1605 гг. Музей Прадо, Мадрид); Иероним Босх «Святой Иоанн на Патмосе» (1504-1505 гг., Берлинская картинная галерея, Берлин), «Сцены страстей Христовых и пеликан с птенцами (Оборотная сторона доски «Св. Иоанн на Патмосе»; Ганс Мемлинг «Апостол Иоанн» (ок. 1468 г.); Доменикино «Святой Иоанн Богослов» и другие.

Душеполезное поучение

Слово о юноше, которого спас Иоанн Богослов

Когда великий ученик Христов Иоанн Богослов пришел в град Асийский, то встретил там юношу, доброго рода, и высокого ростом, и красивого на лицо, и пожелал спасти душу его, чтобы он стал верным. Поучив его довольно заповедям Божиим, он привел его к епископу того города и сказал: «епископ, сего юношу предаю тебе, при свидетельстве Святого Духа, да соблюдешь его от всякого зла». И, сказав так, Иоанн отошел в другие страны, чтобы учить их вере Христовой.

Епископ же, принявши юношу, учил и хранил его и наставлял прилежно. И вскоре крестил его, думая, что утвердит его крещением. Юноша же стал понемногу расслабляться и сближаться с другими юношами и безумными мужчинами, ходить с ними на пиршества, и на пьянство, и на всенощное любодеяние. Потом и на грабительство, и в конечном итоге злые друзья его взяли его с собою в горы. И, поскольку велик он был телом, разбойники поставили его в старейшины себе и сделали его во всем немилостивым и безбожным, горьким и лютым.

Потом, по прошествии года, пришел Иоанн в Ефес и перед всеми сказал епископу: «приведи мне юношу, которого поручил тебе». Епископ же, глубоко вздохнул, прослезился и ответил Иоанну: «умер юноша». Иоанн же спросил: как и каким образом? Душевною смертью или телесною? И сказал епископ: «ей, душевною. Большой губитель есть и конечный лютый разбойник». И сказал Иоанн к епископу: «не тебя ли поставил я хранителем души юноши сего, как доброго пастыря для овцы Христовой? Но приведи мне теперь коня, и поеду на место, где скрывается юноша».

Севши на коня, Иоанн скоро погнал его, ища погибшую овцу Христову. Когда же дошел он до горы, где скрывались разбойники, то был схвачен разбойническими сторожами. И молил их Иоанн, чтобы отвели его к их старейшине, они же, взявши его, повели. Юноша стоял вооруженным, и когда увидел идущего к нему Иоанна, то от стыда побежал прочь. Иоанн же, забывши старость, быстро погнался за юношей и кричал ему: «что ты бежишь от меня, чадо, от отца своего? И зачем так утруждаешь меня, сын мой? Стань, не бойся, имеешь ты надежду спасения. Я за тебя душу свою положу, как за нас Господь Исус Христос. Не бойся, чадо, остановись, не ужасайся. Христос меня послал, чтобы дать тебе прощение грехов. Я за тебя пострадаю, и на мне будет кровь, которую ты пролил. На моей выи будет бремя грехов твоих, чадо!»

Услышав все это, юноша остановился и поверг оружие свое, много содрогаясь и плача. Он со слезами подошел к Иоанну и лобызал его. Десницу же свою скрывал, потому что она была еще в крови. Взявши его от разбойников, Иоанн возвратился в Ефес. Там он ввел его в церковь, дав всем нам известный пример покаяния, чтобы никто из нас, впадши во многие грехи, не отчаялся во своем спасении. Но, приходя к покаянию, получил бы Божию милость. Хочет же Господь всех нас спасти и привести в разум истинный.

Слово о святом Иоанне Богослове, как научил он человека писать иконы

Вблизи от Царьграда стоял некий небольшой городок, в котором проживал юный сирота по имени Гусарь. Он подрабатывал тем, что нанимался пасти гусей. Был же на воротах того города образ Иоанна Богослова, написанный красками. И всегда, когда гуси паслись перед городскими воротами, Гусарь писал перстом на песке, глядя на образ Иоанна Богослова. При этом он говорил: «Господи, дай мне, чтобы научиться мне написать образ сей, ибо желает этого душа моя». Когда же не получалось у него изобразить руки, или главу, или очи, то заглаживал свой рисунок и писал заново.

Так делал он в течение трех лет. И однажды, когда писал он, пришел к нему Иоанн Богослов в образе седовласого старца, как и был изображен он на воротах. И спросил его: «что ты делаешь, Гусарь, рисуя на песке?» Гусарь же ответил: «посмотри на ворота, где образ Иоанна Богослова. Сей образ три года учусь я написать на песке». Сказал ему святой Иоанн: «хочешь ли изучить иконное письмо?» Сказал Гусарь: «так, господин, желаю того». Тогда Иоанн взял трость и чернила и написал грамоту: «я, Иоанн Богослов, возлегший на перси честные Господни и пивший тайную Его чашу, к тебе, Хинарь, посылаю сего отрока Гусаря, чтобы научил ты его лучше себя самого писать иконы». И, запечатав грамоту перстнем, дал ее Гусарю, говоря: «иди в Царьград, там есть царский иконописец, по имени Хинарь. Он пишет в золотых царских палатах и ездит к утрене к церкви святой Софии. Дождавшись его, отдай ему эту грамоту. Скажи же, что дал мне ее Иоанн Богослов, и потом иди вместе с ним». Сказав все это, Иоанн стал невидим.

Гусарь же скоро пошел в город и, когда было утро, увидел там сего царского иконописца, возвращающегося от церкви святой Софии, отдал ему грамоту и пошел за ним вслед. Иконописец же, прочитав грамоту, подивился тому, что в ней было написано. Гусарь рассказал ему все, что было. Тогда зависть объяла сердце иконописца, чтобы не учить Гусаря.

В то время некоторый царев муж поставил каменную церковь и заказал Хинарю написать икону святого Иоанна Богослова. Иконописец, отлучившись по некоторому делу, велел Гусарю растирать краски. По Божьему смотрению, Хинарь замедлил до обеда, тогда пришел к Гусарю Иоанн Богослов и спросил его, что он делает. Отвечал Гусарь: «тру краски, чтобы мой мастер смог писать икону Иоанна Богослова». Сказал ему Иоанн: «встань и пиши». Гусарь же, испугавшись, ответил: «я, господин, и кисть держать не учился». Иоанн сказал: «смотри на меня и пиши». Взяв же трость и вложив ему в руку, стал писать образ на доске. И, написав, отошел от него. Тогда просветилась вся палата от иконы, как от солнца.

Гусарь же стал плакать, помышляя, что будет ему теперь от мастера. Возвратившись, мастер удивился случившемуся. И с той поры стал Гусарь искуснее мастера. Возвестили же и царю, что есть у иконописца его ученик, который третий день пришел учиться, а вчера так написал икону Иоанна Богослова, что и палата светится от нее, как от солнца, как и на ум человеку не может прийти. Взявши икону, отнесли ее к царю. Царя же объял страх от света, исходящего от иконы, и было это на зазор царскому иконописцу посреди мужей царевых. Одни говорили, что ученик искуснее мастера, другие - что мастер искуснее. Сказал же царь: «я по правде смогу рассудить, кто кого искуснее. Пусть напишут два орла в моих палатах и поставят их на стену. Я же возьму и пущу ястреба. И которого орла начнет хватать ястреб, тот мастер и будет искуснее». И ответили все: «право, царь, говоришь ты».

Они же, скоро пришедши, написали два орла, каждый своего, и дивились все, глядя на обоих. Смотря на писание мастера, говорили, что нет другого такого на свете. Подошедши же к писанию ученика, дивились и изумлялись на великое его искусство. Царь же, взяв ястреба, пустил его. И начал ястреб хватать птицу ученика на стене. От той поры взял царь Гусаря к себе в палаты, чтобы писать иконы, и было его писание искуснее учителя его Хинаря. Есть же те две птицы и доныне в тех царских палатах, где и были написаны. А икону святого Иоанна Богослова отнесли в церковь и освятили эту церковь во имя святого Иоанна Богослова, и праздновали с радостью о Христе Исусе Господе нашем. Ему же слава, ныне и присно и во веки веком.

9 октября мы чтим память апостола и евангелиста Иоанна Богослова и святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси, и за богослужением звучат тропари: «Апостоле Христу Богу возлюбленне, ускори избавити люди безответны, приемлет тя припадающа, иже падша на перси приемый: Егоже моли, Богослове, и належащую мглу языков разгнати, прося нам мира и велия милости», «Апостольских преданий ревнителя и Христовы Церкве пастыря добраго, душу свою за овцы положившаго, жребием Божиим избраннаго Всероссийскаго патриарха Тихона восхвалим и к нему с верою и упованием возопиим: предстательством святительским ко Господу Церковь Русскую в тишине соблюди, расточенная чада ея во едино стадо собери, отступившия от правыя веры к покаянию обрати, страну нашу от междоусобныя брани сохрани и мир Божий людем испроси».

«Апостолом любви» именует святая Церковь Иоанна Богослова. Он был одним из 12-ти апостолов и евангелистом. Святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов был сын Зеведея и Саломии, дочери Иосифа Обручника. Он призван был на проповедь Евангелия от рыбарских сетей вместе со своим братом Иаковом И оба брата тут же последовали за Господом.

Апостол Иоанн был особенно любим Иисусом Христом. Всюду Иоанн, как возлюбленный ученик, неотлучен был от Христа. А как любил его Христос, это видно из того, что Иоанн возлежал на персях Его на Тайной Вечери.

Вместе с апостолами Иаковом и Петром он был свидетелем Преображения Иисуса Христа. Он присутствовал и во время крестных страданий Господа. Перед своей смертью Иисус Христос поручил Иоанну заботиться о Пресвятой Богородице, Которой апостол служил вплоть до Её Успения, не отлучаясь из Иерусалима.

После апостол Иоанн направился в малоазийский город Ефес, проповедовать в котором ему выпало по жребию. Во времена гонения Нерона святой Иоанн был приговорен к ссылке на остров Патмос в Эгейском море. Здесь вместе со своим учеником Прохором апостол провел несколько лет. На Патмосе Иоанном было написано “Откровение” (Апокалипсис), в котором раскрыты тайны судеб мира.
По возвращению в Ефес апостол Иоанн написал Евангелие. В Новом Завете ему также принадлежат ещё три послания, в которых он проповедует любовь к Богу и ближним. Прожив более ста лет, Иоанн просил учеников своих похоронить его. Раскрыв спустя некоторое время могилу апостола, ученики не нашли его тела, таинственным образом взятого Господом.

Вот что говорил об апостоле Иоанне Богослове святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Так возвеличена, обессмертствована и обожена природа человеческая в лице апостола Иоанна, такой громогласный, премудрый, божественный Богослов и учитель веры истинной дан человечеству в лице возлюбленного апостола Иоанна. Его божественное, чудное, исполненное божественной простоты и величия Евангелие проникло во все концы мира; научило и научает все народы, принявшие веру Христову, истинному, душепитательному и душеспасительному Богословию».

В этот день мы также празднуем прославление Тихона Патриарха Московского и всея России.

Он был избран Патриархом Московским и всеи в 1917 году Собором Русской Церкви. Это был первый Патриарх со времен Петра I. Он резко осудил октябрьскую революцию и декрет «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», призывал к борьбе с большевиками. Здоровье святейшего было подорвано гонениями, обрушившимися на Русскую Церковь, и в 1925 году он скончался.

Великий подвижник Церкви, наш земляк архимандрит Иоанн (Крестьянкин) связывает воедино эти два великих имени: «Святая Церковь празднует память апостола и евангелиста Иоанна Богослова три раза в году, и память о нем всегда неизменно согревает души наши. Но вот Промысел Божий властно поставляет рядом с апостолом любви еще одного своего избранника — Первосвятителя, Патриарха Московского и всея России Тихона. Прославление Первосвятителя, состоявшееся именно в этот день, и память о нем, ожившая обретением нетленных его мощей, вливаются в мощный поток церковной памяти, хранящей волей Божией предания о каждом человеке, жившем Богом, жившем Церковью, и особо поставляющей на свещнице праздников церковных имена тех, кто во всей полноте исполнили жизнью своей волю Божию и учение Божие».

Преставление святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова празднуется 9 октября по новому стилю.

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов был сыном Зеведея и Саломии - дочери святого Иосифа Обручника. Одновременно со своим старшим братом Иаковом он был призван Господом нашим Иисусом Христом в число Своих учеников на Геннисаретском озере. Оставив своего отца, оба брата последовали за Господом.

Апостол Иоанн был особенно любим Спасителем за жертвенную любовь и девственную чистоту. После своего призвания апостол не расставался с Господом и был одним из трех учеников, которых Он особенно приблизил к Себе. Святой Иоанн Богослов присутствовал при воскрешении Господом дочери Иаира и был свидетелем Преображения Господня на Фаворе. Во время Тайной Вечери он возлежал рядом с Господом и по знаку апостола Петра, приникнув к груди Спасителя, спросил об имени предателя. Апостол Иоанн следовал за Господом, когда Его, связанного, вели из Гефсиманского сада на суд беззаконных первосвященников Анны и Каиафы, он же находился во дворе архиерейском при допросах своего Божественного Учителя и неотступно следовал за Ним по Крестному пути, скорбя всем сердцем. У подножия Креста он плакал вместе с Божией Матерью и услышал обращенные к Ней с высоты Креста слова Распятого Господа: "Жено, се сын Твой" и к нему: "Се Мати твоя". С этого времени апостол Иоанн, как любящий сын, заботился о Пресвятой Деве Марии и служил Ей до Ее Успения, никуда не отлучаясь из Иерусалима.

После Успения Божией Матери апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Ефес и другие Малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора. Они отправились в путь на корабле, который потонул во время сильной бури. Все путешественники были выброшены на сушу, только апостол Иоанн остался в морской пучине. Прохор горько рыдал, лишившись своего духовного отца и наставника, и пошел в Ефес один.

На четырнадцатый день пути он стоял на берегу моря и увидел, что волна выбросила на берег человека. Подойдя к нему, он узнал апостола Иоанна, которого Господь сохранял живым четырнадцать дней в морской глубине. Учитель и ученик отправились в Ефес, где апостол Иоанн непрестанно проповедовал язычникам о Христе. Его проповедь сопровождалась многочисленными и великими чудесами, так что число уверовавших увеличивалось с каждым днем.

Житие Иоанна Богослова вполне естественным образом сделало его покровителем всех, кто имеет отношение к книгам и книгоиздательству. Кроме писателей, редакторов, издателей, книгопечатников своим покровителем его считают продавцы книг и работники бумажной промышленности.

Кроме того, считается что молитва, вознесенная святому апостолу Иоанну Богослову, спасает от отравления, ведь и сам Апостол Иоанн, вызванный в Рим императором Домицианом, принял яд, который на него не подействовал

Святитель Тихон, патриарх Московский и всея Руси (прославление - 1989)

Василий Иванович Белавин (будущий Патриарх Московский и всея Руси) родился 19 января 1865 года в селе Клин Торопецкого уезда Псковской губернии, в благочестивой семье священника с патриархальным укладом. Дети помогали родителям по хозяйству, ходили за скотиной, всё умели делать своими руками.

В девять лет Василий поступает в Торопецкое Духовное училище, а в 1878 году, по окончании, покидает родительский дом, чтобы продолжить образование в Псковской семинарии. Василий был доброго нрава, скромный и приветливый, учёба давалась ему легко, и он с радостью помогал однокурсникам, которые прозвали его «архиереем». Закончив семинарию одним из лучших учеников, Василий успешно сдал экзамены в Петербургскую Духовную академию в 1884 году. И новое уважительное прозвище — Патриарх, полученное им от академических друзей и оказавшееся провидческим, говорит об образе его жизни в то время.

В 1888 году, закончив академию 23-летним кандидатом богословия, он возвращается в Псков и три года преподает в родной семинарии. В 26 лет, после серьёзных раздумий, он делает первый свой шаг за Господом на крест, преклонив волю под три высоких монашеских обета — девства, нищеты и послушания. 14 декабря 1891 года он принимает постриг с именем Тихон, в честь святителя Тихона Задонского, на следующий день его рукополагают в иеродиакона, и вскоре — в иеромонаха.

В 1892 году о. Тихона переводят инспектором в Холмскую Духовную семинарию, где скоро он становится ректором в сане архимандрита. А 19 октября 1899 года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры состоялась хиротония его во епископа Люблинского с назначением викарием Холмско-Варшавской епархии.

Только год пробыл святитель Тихон на своей первой кафедре, но, когда пришёл указ о его переводе, город наполнился плачем — плакали православные, плакали униаты и католики, которых тоже было много на Холмщине. Город собрался на вокзал провожать так мало у них послужившего, но так много ими возлюбленного архипастыря. Народ силой пытался удержать отъезжающего владыку, сняв поездную обслугу, а многие и просто легли на полотно железной дороги, не давая возможности увезти от них драгоценную жемчужину — православного архиерея. И только сердечное обращение самого владыки успокоило народ. И такие проводы окружали святителя всю его жизнь. Плакала православная Америка, где и поныне его именуют Апостолом Православия, где он в течение семи лет мудро руководил паствой: преодолевая тысячи миль, посещал труднодоступные и отдалённые приходы, помогал обустраивать их духовную жизнь, возводил новые храмы, среди которых — величественный Свято-Никольский собор в Нью-Йорке. Его паства в Америке возросла до четырехсот тысяч: русские и сербы, греки и арабы, обращённые из униатства словаки и русины, коренные жители — креолы, индейцы, алеуты и эскимосы.

Возглавляя в течение семи лет древнюю Ярославскую кафедру по возвращении из Америки, святитель Тихон верхом на лошади, пешком или на лодке добирался в глухие села, посещал монастыри и уездные города, приводил церковную жизнь в состояние духовной сплоченности.

С 1914 года по 1917 год он управляет Виленской и Литовской кафедрой. В Первую мировую войну, когда немцы были уже под стенами Вильно, он вывозит в Москву мощи Виленских мучеников, другие святыни и, возвратившись в ещё не занятые врагом земли, служит в переполненных храмах, обходит лазареты, благословляет и напутствует уходящие защищать Отечество войска.

Незадолго до своей кончины святой Иоанн Кронштадтский в одной из бесед со святителем Тихоном сказал ему: «Теперь, Владыко, садитесь Вы на мое место, а я пойду отдохну».

Спустя несколько лет пророчество старца сбылось, когда митрополит Московский Тихон жребием был избран Патриархом. В России было смутное время, и на открывшемся 15 августа 1917 года Соборе Русской Православной Церкви был поднят вопрос о восстановлении патриаршества на Руси. Мнение народа на нём выразили крестьяне: «У нас больше нет Царя, нет отца, которого мы любили; Синод любить невозможно, а потому мы, крестьяне, хотим Патриарха».

Время было такое, когда всех охватила тревога за будущее, когда ожила и разрасталась злоба и смертельный голод заглянул в лицо трудовому люду, страх перед грабежом и насилием проник в дома и храмы. Предчувствие всеобщего надвигающегося хаоса и царства антихриста объяло Русь. И под гром орудий, под стрекот пулеметов поставляется Божией рукой на Патриарший престол Первосвятитель Тихон, чтобы взойти на свою Голгофу и стать святым Патриархом-мучеником. Он горел в огне духовной муки ежечасно и терзался вопросами: «Доколе можно уступать безбожной власти?» Где грань, когда благо Церкви он обязан поставить выше благополучия своего народа, выше человеческой жизни, притом не своей, но жизни верных ему православных чад. О своей жизни, о своем будущем он уже совсем не думал. Он сам был готов на гибель ежедневно. «Пусть имя мое погибнет в истории, только бы Церкви была польза», — говорил он, идя вослед за своим Божественным Учителем до конца.

Как слёзно плачет новый Патриарх пред Господом за свой народ, Церковь Божию: «Господи, сыны Российские оставили Завет Твой, разрушили жертвенники Твои, стреляли по храмовым и Кремлевским святыням, избивали священников Твоих...» Он призывает русских людей очистить сердца покаянием и молитвой, воскресить «в годину Великого посещения Божия в нынешнем подвиге православного русского народа светлые незабвенные дела благочестивых предков».

Для подъёма в народе религиозного чувства по его благословению устраивались грандиозные крестные ходы, в которых неизменно принимал участие Святейший. Безбоязненно служил он в храмах Москвы, Петрограда, Ярославля и других городов, укрепляя духовную паству. Когда под предлогом помощи голодающим была предпринята попытка разгрома Церкви, Патриарх Тихон, благословив жертвовать церковные ценности, выступил против посягательств на святыни и народное достояние. В результате он был арестован и с 16 мая 1922 года по июнь 1923 года находился в заточении.

Власти не сломили святителя и были вынуждены выпустить его, однако стали следить за каждым его шагом. 12 июня 1919 года и 9 декабря 1923 года были предприняты попытки убийства, при втором покушении мученически погиб келейник Святейшего Яков Полозов. Несмотря на гонения, святитель Тихон продолжал принимать народ в Донском монастыре, где он уединённо жил, и люди шли нескончаемым потоком, приезжая часто издалека или пешком преодолевая тысячи верст.

Последний мучительный год своей жизни он, преследуемый и больной, неизменно служил по воскресным и праздничным дням. 23 марта 1925 года он совершил последнюю Божественную литургию в церкви Большого Вознесения, а в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы почил о Господе с молитвой на устах.

Прославление святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, произошло на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 9 октября 1989 года, в день преставления Апостола Иоанна Богослова, и многие видят в этом Промысл Божий. «Дети, любите друг друга! — говорит в последней проповеди Апостол Иоанн. — Это заповедь Господня, если соблюдете её, то и довольно».

В унисон звучат последние слова Патриарха Тихона: «Чадца мои! Все православные русские люди! Все христиане! Только на камени врачевания зла добром созиждется нерушимая слава и величие нашей Святой Православной Церкви, и неуловимо даже для врагов будет Святое имя ее, чистота подвига ее чад и служителей. Следуйте за Христом! Не изменяйте Ему. Не поддавайтесь искушению, не губите в крови отмщения и свою душу. Не будьте побеждены злом. Побеждайте зло добром!»

Прошло 67 лет со дня кончины святителя Тихона, и Господь даровал России святые его мощи в укрепление её на предлежащие трудные времена. Покоятся они в большом соборе Донского монастыря.

Многие уже знают, что герб Украины это никакой не "знак Рюрика", а хазарская тамга. Но откуда появилась. Хазары, это тюркский народ, который принял иудаизм и иудейских священников, которые назывались коганами. Они тайно посвятили хазарского правителя Булана, и образовали с ним правящую элиту, выдав своих дочерей за его приближенных воинов. У коганов был свой особый жест, которым они благославляли своих последователей - пальцы вытянуты как трезубец.

Своей формой этот жест повторял древнееврейскую букву Шин (тризуб). Позже, сам правитель Хазарии стал называться каганом - а государство стало каганатом. Каган выполнял ритуальную роль, ведь через него приходило благославение и удача на всех хазар. Если каган был культовой фигурой, то реальной политической и военной властью заведовал его министр - бек. В его подчинении находился гарнизон разномастных наемников, которые должны были обеспечить диктатуру хазарской иудейской верхушки над порабощенным населением, в том числе и славянами. При князе Святославе иго хазарского каганата было сброшено, а его столица Саркел уничтожена. Через тысячу лет потомки хазар пытаются взять реванш, сделав своей столицей Днепропетровск. Помогает им в этом американская хазарка Нулланд (по мужу фамилия Каган).

Тамга (знак собственности) каганов произошел от жеста благославения и буквы Шин. Теперь все эти символы вернули в Новую Хазарию - Украину. А лидер партии "Свобода" шовинист Олег Тягнибок (Фротман) и его хозяин - олигарх Каломойский благославляют своих наемников на геноцид "жестом кагана".

Миф о гербе Украины

Давайте очередной раз вспомним подробнее, что это такое и чем тут можно гордиться …

Древнерусская народность или древнерусский этнос — единая этнокультурная и социальная общность, которая согласно распространённой историографической концепции сформировалась из восточнославянских племён в процессе этногенеза в Древнерусском государстве на протяжении X—XIII веков. В рамках этой концепции считается, что все три современных восточнославянских народа — белорусы, русские и украинцы — возникли в результате постепенного распада древнерусской народности после монгольского нашествия на Русь. Концепция древнерусской народности, говорившей на едином древнерусском языке, имеет как своих сторонников, так и противников.

Зна́ки Рю́риковичей — геральдические знаки, которые использовали древнерусские князья для обозначения прав собственности на те или иные предметы. Изображались на клеймах, печатях, монетах Рюриковичей. В отличие от дворянских гербов такие эмблемы принадлежали не всей семье или роду, а были личными знаками: каждый князь имел свой собственный «герб».

Как правило, на монетах киевских князей встречаются фигуры, напоминающие перевёрнутую букву «П», к которым прибавлялись «отростки» снизу или посередине, а также точки, кресты и т. п. Одни и те же знаки могли выглядеть по-разному, в зависимости от предмета, на котором они изображались. Так, княжеские эмблемы на печатях изображались схематично, в максимально упрощённой форме, тогда как на монетах те же символы имели множество дополнительных орнаментальных элементов.

Геральдические знаки древнерусских князей дошли до нас не только в виде изображений на монетах и печатях, но и на подвесках, перстнях, оружии и т. п. По этим находкам можно не только проследить эволюцию княжеских символов Древней Руси, но и попытаться восстановить их происхождение.

Использование изображений двузубца и трезубца сближает знаки Рюриковичей со сложными царскими гербами Боспорского царства, основными элементами которых также были эти символы. На связь боспорских и древнерусских княжеских эмблем указывает преимущественное употребление именно двузубца как основы композиции «герба».

Пикирующей сокол — символ Рюрика, основатель города Новгорода и родоначальник княжеской, ставшей впоследствии царской, династии Рюриковичей.

Другим моментом, сближающим эмблемы древнерусских князей с гербами боспорских царей, является наследственный характер их развития. Как уже было сказано выше, княжеские «гербы» Древней Руси были личными знаками, не передававшимися по наследству, но, как и символы Боспорского царства, имевшими единую базу в виде двузубца, к которому каждый правитель добавлял (или из которых изымал) элементы в виде разного рода «отростков», завитков и т. п.

Среди «гербов» древнерусских князей встречались и полные аналоги гербов боспорских правителей. Например, личный знак Ярослава Мудрого на поясных бляшках, найденных в Приладожье и в окрестностях Суздаля, практически полностью совпадает с изображённым на поясном наборе из Перещепинского клада Полтавской области, изготовленном в VII век—VIII веке в Среднем Причерноморье. И то, и другое изображение напоминает по форме трезубец.

Подобные знаки (двузубцы и трезубцы) широко использовались на территории Хазарского каганата в качестве символов верховной власти - они являлись тамгами правящих родов. Это являлось продолжением сармато-аланской традиции использования подобных знаков, восходящей ко временам Боспорского царства

Двузубые и трезубые тамги известны в VIII - IX вв. в хазарском мире на деталях поясной гарнитуры (Подгоровский могильник), в виде граффити на каменных блоках и кирпичах крепостей (Саркел, Маяцкое, Семикаракорское, Хумаринское городища), в виде гончарных клейм на сосудах (Дмитриевский могильник). Возможно в древнерусскую среду такие знаки попали именно из Хазарии, как и титул «каган», воспринятый первыми русскими князьями.

В 1917 году после Октябрьской революции, когда на территории бывшей Российской империи начали создаваться новые государства, трезубец князя Владимира был предложен историком Михаилом Грушевским в качестве национального символа Украины. Статус малого герба Украинской Народной Республики личный знак Владимира получил 22 марта 1918 года в результате постановления Центральной Рады. В дальнейшем этот символ использовался с некоторыми изменениями и дополнениями украинскими государственными образованиями, созданными в период с 1918 по 1920 год. С установлением на Украине советской власти трезубец потерял свой государственный статус, но продолжал использоваться организациями украинских националистов, а также, с добавлением креста на зубец, как составляющая герба провозглашенной в 1939 году Карпатской Украины. В 1941 году он использовался Украинским государственным правлением

После ликвидации СССР в 1991 году, постановлением Верховного Совета Украины от 19 февраля 1992 года трезубец был утверждён в качестве малого государственного герба Украины. В соответствии со статьёй 20 конституции Украины 1996 года «главным элементом большого Государственного Герба Украины является Знак Княжеского Государства Владимира Великого (малый Государственный Герб Украины)» (что, несмотря на государственный статус этого решения, является некоторой исторической натяжкой: как было сказано выше, «герб» Владимира Святого был только личным символом, как и другие эмблемы Рюриковичей того времени).

Можно вспомнить в связи с этим и такое изображение:

Открытию хазарской графики спсобствовали донские казаки. Добывая строительный материал для своих построек, они разбирали стены древних крепостей. Одни из первых находок Хазарской графики были обнаружены на нескольких из городищ левого берега Дона (Саркел, Правобережная Цимлянская, Маяцкая, Семикаракорская) в начале ХХ века.

Родовая тамга в древности была скаральным символом, связанным с покровителем рода (семьи). Символ рода ставился на кирпичах из которого возводились стены домов и крепостей. При укалдке кирпича в стену родовая печать скрывалась от глаз окончательно. Таким образом давая понять будущим поколениям истинного хозяина поселения (домовладения).

Таким образом Хахарская тамга есть не что иное как ПЕЧАТЬ. Так же встречается упоминание его как ТРЕЗУБЕЦ Ярослава Новгородского, но суть та же, самые первые упомининия о изображении принадлжат хазарам.

Давать сегодня какое-либо толкование хазарскому двузубцу и трезубцу в лучшем случае бесперспективно. Как курьез рассматривали разные версии расшифровки оборотной стороны первых русских монет авторы многотомного труда о средневековых монетах — в отношении трезубца. Как писали они, предположения сменяют друг друга: от норманнской шапки до схематического голубя — Святого Духа.

Поэтому в настоящее время в научном мире утвердилось мнение, что знак может быть тамгой. Сам по себе факт подражания не является чем-то особенным. В ранних чеканах германских народов (например, у вандалов) монетные типы, обычно подражающие Риму (погрудное изображение в венке, Виктория, держащая корону), на оборотной стороне могут нести изображение головы лошади. На ранних англосаксонских монетах можно видеть змею или дракона, объясняемых следствием древних местных верований, в которых чудовищный Вотан (Водан-Один) играл важную роль.

Затем, после принятия христианства на Руси, на монетах Владимира на хазарской тамге появляется крест, и мере того, как христианство укреплялось, а победа над Хазарией становилась историей, тамгообразные знаки исчезают из употребления на монетах Руси.

Это совпало со временем, когда и титул русского правителя «каган» перестал употребляться и был заменен на «Князь»; и по мере того как государство русов крепло и утверждалось на международной арене его перестали использовать. Во всяком случае, к началу XIII в. Система отпятнышей в знаках Игоревичей сходит на нет, что означает охлаждение князей к этим чуждым им знакам.

Вот такая монетка ….

Есть вот есть такое обсуждаемое мнение по поводу первой фотки:

На границе первого и второго тысячелетий шел известный процесс «Выбор вер». Точнее это «веры» нас выбирали, деля Русь и одновременно сражаясь, друг с другом. Следы бурного прошлого сохранились. Особо любопытны т.н. знаки Рюриковичей.

Двузубец символизировал двоякую сущность власти в теократических государствах: ее светскую и духовную ипостаси. В Хазарии эти функции выполняли каган и бек.
Из летописей известно, что символом князя Святослава Игоревича был двузубец. Понятное дело. Это же трофей разгромленной Хазарии. Причем переняли не только знак, но и титул одного из властителей. Митрополит Илларион в «Слове о законе и благодати» (XI век) именует Владимира крестителя «наш каган», а вовсе не «князь» как нас приучили считать. Двойная система власти с древних времен существует и на Руси. По началу тандем из князя и воеводы. Позднее тандем трансформировался в царя и митрополита, а уже в советское время за начальником смотрел секретарь Парткома. Тоже было и в армии. Политрук заместитель командира. Так что тандем во власти России дело обыденное.
До Руси «двузубец» являлся эмблемой Хазарии. А хазары в свою очередь переняли этот знак у завоеванных соседей. Там он представлял собой Двузубец-тамга как художественное изображение черепа рогатого скота, который в виде оберега уже в явном виде вешали над входом в жилище либо устанавливали в середине стойбища. Предполагалось, что череп мертвого скота охраняет живых, но, став эмблемой привел к гибели Хазарию, князя Святослава и не дал ход государственности Киевской Руси. Всё закономерно «оберег» указывает пикирует на землю.
Вот каков знак якобы Рюриковичей, знак который двузубец. Теперь очередь за т.н. «Трезубцем». Тому версий несколько.
Версия черниговская.
В начале прошлого века делались попытки прочтения трезубцев, считая их монограммами, составленными из греческих букв. Основываясь на вероятности, было прочитано слово «Василевс». : XIV археологический съезд в Чернигове, 1908 г.
Чем интересен затейливый орнамент «трезубца»? Его можно разобрать на составные части. Только почему на русском государственном знаке греческий алфавит, когда у нас было роуськое письмо (которому в Корсуне учился Константин-Кирилл), имелась своя глаголица, ну и потом нас для чего-то просветили кириллицей? Ответ тут только один. Монограмма попала к нам из Византии как приданое царевны Анны. Владимир получил руку царевны Анны и титул василевс , она стала василисса . Откуда надо полагать, и пошло по Руси имя Василиса, разумеется, Прекрасная. Интересно и происхождение Анны христианской жены Владимира. Она дочь армянского народа и одновременно член византийской императорской династии, одной из самых долгих и влиятельных. А мы то думали ромеи византийцы и поголовно все греки. Давно уже пора забыть чему нас учили в прошлом, и забыть как кошмарный сон. «Действительность она богаче…» ну и т.д.

Интересно само слово «василевс». Ключевое значение в титуле то, что он наследуемый, но титул с подвохом. С каким? Об этом ниже. Получив «трезубец» с титулом, наследники Владимира христианскую монограмму регулярно подправляют, добавляют христианскую крестную символику и даже луну, как будто не догадываются, что они изменяют знак императора Василевса и тем самым лишают себя красивого титула. Василевс - царь.
Выходит, что привязка к титулу не более чем красивая сказка для действующей династии? «Историки между собой давно согласны», что реальный первый царь появится на Руси в лице Иоанна Грозного в 1547 году, и коронуют его не в Корсуне, а в Московском Кремле.
К тому же ранее был двузубец и «василевса» из него не получить однозначно. Также как по данной методике не просматривается и слово «Рюрикович» на знаке с любым числом «зубцов». Ну, так чей же этот знак?
Видимо это все-таки приданое христианской жены Владимира византийской царевны Анны. Именно Анну и корону хотел Владимир, обещая Византии возвратить Херсонес за такой выкуп.
Однако, получив титул василевса, получил и связанные с ним проблемы .
Что такое василевс.
Император Византии получал корону от Церкви и как он мог её дарить варвару? Папы римские в свое время надевали короны на императоров и сохраняли за собой это право ревностно даже параллельно Патриарху Константинопольскому. А как с Владимиром? Вероятно, коронование Владимира василевсом в мире не признали, наследники за этот титул не держались, и все сошло на нет.
Чем отличается князь от византийского монарха василевса?
В первую очередь титул получали порфирородные ромеи, а рабичич Владимир и его потомки таковыми очевидно не являлись. Правителя Византии представал перед народом с крестом и мешочком с прахом (акакией), символизирующим его императора бренность. Это хорошо видно на монетах. Многое ограничивало василевса, отсутствовала даже свобода передвижения. Император постоянно находился в столице, во дворце, символизируя неколебимость власти. Властитель являлся рабом ритуала. Василевс считался обычным человеком, одаренным божественной властью свыше. Да, патриарх короновал главу Империи от имени Церкви, но та же Церковь постоянно напоминала избраннику о его тленности: во время обряда коронации ему показывали горшок с человеческими костями и предлагали выбрать мрамор для собственного надгробия. Он даже не мог посетить Русь на коронации Владимира. Сколько неудобств, потому и отказались русские князья от такого титула.
Вот что по данной версии скрывает расшифрованная монограмма «василевс» на «трезубце», полученном не от Рюрика, а от Византии.
Версия союза.
Странно. Рюриковичи пришли от Балтики на юг и вернулись на Север. Если речь о князьях одной династии, то почему знак власти одной семьи в разных местах разный? Не отражает ли разнообразие старинных знаков власти следы реальной истории. Истории так не похожей на ту, что в современных учебниках.
Пройдясь по словарям славянских народов можно как итог создать ещё одну версию.
«Сокол» в современных языках: в польском Rar o g , в чешском Raroh , в староукр. раріг , рарог … Это созвучно летописному имени Рюрик.
Вышли славяне со своим знаком из южной Балтики и центральной Европы, и раскатились двумя волнами на север и на юг. На севере сокол славян встретился с медведем русов, и объединились зоркий соколиный взгляд и медвежья сила. Возникла Русь Велия медведя. А вот на юге не заладился союз. Вмешались Поляне. Они и сегодня не в стороне стоят.
А может и не князя к себе призывали «не умеющие собой управлять», а пригласили целый славянский род. Вот и призвались сокольнички под знаком сокола Рарога. Хоть туманит ПВЛ, но намекает: «И пришел Рюрик со всей Русью… и от тех варяг прозвалась русская земля». А если летопись прочесть иначе?
И пришел род славян Соколов, и объединились Русь и Славяне, и пошла от того союза Русская земля.

Выводы.
Изложенные версии дают возможность предположить следующее.
1. Сокол Рюрика и есть сокол. Его таким и рисовали в древнем прошлом. Восточные узоры, принимаемые за разного вида трезубцы являются копиями причерноморских знаков собственности - тамга.
2. Знак «Двузубец Святослава» - вероятнее всего трофей из побежденной Хазарии.
3. «Трезубец Владимира» - приданое царевны Анны, христианской жены Владимира. Знак передан кагану Владимиру как подтверждение передачи ему византийского титула Василевс. Титул на Великой Руси не прижился.
4. Ободридский Сокол Рарог это именно славянский сокол. Знак Рюрика к «пикирующей» символике отношения не имеет.
5. «Пикирующая» символика на самом деле символика южных народов, представляет собой обереги и знаки собственности (тамга). Знаки «киевских князей» заимствованы южнорусскими князьями из традиций народов Причерноморья.
6. Сокол Рюрика пикировать не мог. Крупные хищные птицы бьют добычу когтями, а не клювом. Клюв у них закруглен и служит исключительно столовым прибором для разрывания добычи, ударить им с лету невозможно: это не таран. Если кто пытается реконструировать герб как пикирующий, то, увы, он получит на гербе мертвого сокола. Такой герб это падающая

На Руси эпоха правления начинается с Гостомысла. Все правители, а так же племена, фамильные народы имели свой знак, символ или герб. Имел ли Гостомысл во время правления свой герб? Однозначных сведений на этот счёт нет.

О временах правления Рюрика в интернете есть достаточно сведений, изучив их можно сделать заключение, что при княжении Рюрика символом поклонения и гордости был сокол. Свидетельство тому, извлечённые при раскопках с Старой Ладоге изображение сокола на различных артифактах периода второй четверти X века.

Почему же сокол стал символом поклонения и гордости? Существует множество различных гипотез. Изучив материалы у меня образовалась своя гипотеза которую я вам поведаю.

Во времена правления Рюрика народы Руси поклонялись богам. Боги - это сила природы или мифическая, которая помогала или вредила людям. Никто из людей не мог видеть воочию бога. Что бы поклонение не было в никуда, люди создавали идолов по собственной фантазии. Идолы создавали высекая облик из камня, вырезая из дерева и другими способами, но все они были неодушевлёнными, а так как живое стремиться к общению с живым, то народы желали видеть богов одушевлёнными, то есть перевоплощёнными в птиц, животных и т. д. .

Один из самых почитаемых богов того времени считался Перун - бог-громовержец, покровитель князя и дружины. Имя Перун имеет значение бьющий, ударяющий, разящий (громом и молнией).

Сокол, который считается гербом Рюрика называют Рарогом. В славянской мифологии Рарог - огненный дух связанный с культом очага. Так же Рарога считали огненной птицей.

Связав эти звенья в единую цепь, напрашивается вывод, что Перун, Рарог и гербовый сокол это одно из трёх составляющих. Перун - бьющая молния, Рарог - огненная птица, сокол - хищная, бесстрашная птица, атакующая молниеносно. Таким образом становится ясным, что по мнению народов того времени сокол - это птица в которую перевоплощался бог Перун. И именно поэтому сокол стал почитаемой птицей и изображением на гербе.

К стати говоря, Сокол и по сей день является гербовым изображение городов.

Вислая печать

Печать Княгини Ольги .

Гербы древней Руси

Изображение №1 Изображение №2

На различных интернет ресурсах есть множество похожих друг на друга картинок в которых утверждается принадлежность конкретного знака тому или иному лицу, но никакой конкретики свидетельствующих данный факт нет. Являются ли изображения истинными мне не известно, однако не буду столь скептичным и поверим авторам изображений, разместив для просмотра посетителям данного сайта.

Гербовая печать

Медная печать Святослава I .

Изображение печати Святослава Игоревича гуляет по просторам инета, но никто не удосужился дать описание где, при каких обстоятельствах была найдена эта вещь.

Если взглянуть на , то изображенный там герб Святослава не похож на медную древнею вещицу, а вот на рисунок под номером 2 очень похож.

Каким образом «сокол Рюрика» превратился в двузубец - сколько людей столько и версий. Однако ясно одно, что подобные двузубцы использовались и другими народами. Кто первый, а кто перенял, понять сложно даже историкам.

Печать

Вислая печать Ярополка I .

Оттиск вислой печати Ярополка Святославича.

Герб

1.Сребряник Владимира I 2.Вислая печать Владимира I .

На аверсе сребреника изображение Владимира, на реверсе герб, который имеет дополнение по центру в отличии от герба Святослава.

Обратимся к картинкам и , сравнивая видно, что точь в точь изображений нет. Вывод: особо верить художникам не стоит.

На оттиске вислой печати, видимо, изображен сам Владимир, чего понять крайне сложно, тем не менее автор добытого артифакта утверждает именно это. Будем верить и любоваться древней вещицей.

Существует множество версий и споров по поводу изображения на гербе Владимира. Не стану углубляться в фантазии и воображения, а просто повторю рисунок. Одно становится понятно, что герб написан одной линией без отрыва. Это герб Святослава, который стал основой герба Владимира. Владимир к основе герба Святослава добавил нечто в виде каких-то вензелей. Что это? Для красоты или глубокий умысел - загадка до сегодняшнего времени.

Герб

Сребреник Святополка I .

На реверсе сребреника изображен герб Святополка. Святополк не стал продолжателем герба разработанным дядей в виде трёхконечной геометрической фигуры. Святополк взял за основу духконечную фигуру, которая была гербом у его деда - Святослава. Видимо, всё-таки основной смысл был заложен именно в двух вершинах, а вот третью вершину, придуманную Владимиром, возможно для красоты или что бы выделиться оригинальностью, Святополк посчитал излишеством, зато одну из остроконечных вершин изменил на крест. И в этом есть глубокий смысл, так как в те времена Русь массово приобретала православную веру.

Герб

Сребреник Ярослава Мудрова .

На реверсе сребреника мы снова видим герб с тремя вершинами, так называемый трезубец Владимира. Многие историки считают, что Ярослав повторил геометрию герба своего отца, тем самым продолжил родовой знак, исполнив его в простом незамысловатом виде.

Печать

Вислая печать Изяслава I .

Автор выложив этот предмет заявил о принадлежности Изяславу, не описав, что изображено на печате. Так как изображение не понятно, можно засомневаться в действительности. Но более ничего другого я не нашел.

Печать

№1

№2

Вислая печать Святослава II .

Я нашел две разные печати, которые значились как печать Святослава Ярославича. Можно было бы подумать, что одна из них ложная, но скорее всего обе являются действительными, так как Святослав длительное время княжил в Чернигове и в Киеве. Скорее всего одна из них черниговская, другая киевская. На первой изображен Спас на Престоле она же хранится в новгородском музее. Изображение второй не описывалось.

Печать