ВМС Норвегии: Меньше тральщиков - больше фрегатов July 29th, 2016


Все будущие минно-тральные силы ВМС Норвегии в одном кадре

Норвегия рассматривает возможность сокращения численности своих тральщиков с шести до четырех единиц, но сохранив при этом пять экипажей и организовав их использование на принципе ротации.

Пока не известно, какие конкретно корабли будут выведены из боевого состава.

Решение кажется несколько неожиданным в свете недавно объявленного плана увеличения расходов на оборону. Но другие положения того же плана предусматривают увеличение количества военнослужащих в боевых подразделениях, несмотря на уменьшение общей численности вооруженных сил. Этого планируют добиться за счет сокращения численности административных и обеспечивающих структур, с перемещением высвободившегося персонала в подразделения более высокой готовности. В результате количество полных экипажей на фрегатах ВМС должно увеличиться с трех до пяти, что позволит иметь в первой линии четыре единицы этого класса. Как уже упоминалось, для минно-тральных сил ожидается сокращение количества экипажей с шести до пяти, что, однако, должно обеспечить больший коэффициент оперативного использования оставшихся четырех кораблей благодаря возросшей доступности экипажей.

Справка: Базовые тральщики типа "Альта" и тральщики-искатели мин типа "Оксёй" конструктивно представляют собой скеговые корабли на воздушной подушке. Они имеют одинаковые стеклопластиковые корпуса и аналогичное оборудование, а отличаются в основном лишь составом противоминного вооружения. Если на базовом тральщике оно состоит из контактного, магнитного и акустического тралов, то на тральщике-искателе основным средством уничтожения донных и якорных мин являются два автономных телеуправляемых подводных аппарата - и универсальный "Плуто", доставляющий к мине подрывной заряд или взрывной резак.

Изначально серия состояла из девяти кораблей: четыре тральщика-искателя мин "Оксёй" (М340), "Кармёй" (М341), "Малёй" (М342), "Хиннёй" (М343), и пять тральщиков "Альта" (М350), "Отра" (М351), "Раума" (М352), "Оркла" (М353), "Гломма"(М354). Построенные в 1994-1996 гг., к настоящему времени в составе флота остаются только шесть кораблей этого типа - по три каждого:

Головной ТЩИМ "Оксёй" (М340) выведен из боевого состава в 2005 году. ТЩ "Оркла" (M353) сгорел в 2002 году. ТЩ "Гломма (M354) законсервирован в 1999 году, выведен из боевого состава в 2004 и продан на слом в 2009-м. ТЩ "Раума" также был выведен из боевого состава в 2004 году, но затем возвращен и в 2017 планируется проведение работ по восстановлению его технической готовности.

Водоизмещение: 375 т.
Размерения: длина 55,2 м, ширина 13,6 м, осадка 2,5 м.
Энергетическая установка: двухвальная с двумя дизельными двигателями MTU общей мощностью 3700 л. с.; два водометных движетеля "Эврика" фирмы "Кваэрнер".
Скорость хода: 23 уз.
Вооружение: спаренная ПУ "Садрал" для ЗУР (ПЗРК) "Мистраль"; одна или две 20-мм АУ, два 12,7-мм пулемета.
РЭВ: две навигационные РЛС Racal Decca; подкильная ГАС миноискания типа 2023N (на ТЩИМ) или SA 950 (на ТЩ); два подводных аппарата "Плуто" или "Хугин" (на ТЩИМ), или тралы - акустический "Агат" и магнитный "Эльма" (на ТЩ).
Экипаж: 38 (на ТЩИМ) или 32 (на ТЩ) человека.


Тральщик-искатель мин «Отра» (М351) типа "Оксёй"

Комментарий. В общем-то, решение вполне резонное, и с точки зрения организации не должно представлять особых проблем. У них и корабли береговой охраны, и РЗК "Марьята" уже несколько десятилетий ходят со сменными экипажами, находясь в море по 270 суток в году и более. Другое дело, что сокращается корабельный состав и без того не самого большого флота. Но проблема с фрегатами, действительно, давно назрела и перезрела. Решать ее как-то нужно.

Когда в 2006-2010 гг. для ВМС Норвегии построили пять современных ФР УРО типа "Фритьоф Нансен", гордости норгов не было предела...


Фрегаты УРО "Фритьоф Нансен" (F310) и "Хельге Ингстад" (F313) у причала в Осло, 2010 год

Но практически сразу по завершении серии в прессу начала просачиваться не самая приятная информация. Ладно, что поначалу они ходили почти без вооружения - в 2013 году поставки серийных ракет NSM все-таки начались. Но с остальными проблемами поддержания боевой готовности просто не знали, что делать.

Осенью 2012 года открыто объявили о невозможности укомплектовать экипажи всех пяти кораблей подготовленным личным составом. Но подробности пока скрывали. В 2013-м стало известно о проблемах с запасными деталями и оборудованием, а также своевременным техническим обслуживанием систем и комплексов кораблей. Несмотря на официальное заявление тогдашнего министра обороны Эспена Эйде о трех фрегатах в первой линии, фактически в полной боевой готовности постоянно находились только 1-2 ("Хельге Ингстад" и "Фритьоф Нансен"), причем один из них ежегодно привлекался к участии в операции НАТО "Оушен шилд" по борьбе с пиратством в районе Африканского рога - слишком далеко от родной Норвежщины, чтобы можно было сказать, что он реально работает на повышение обороноспособность страны. Долгое время неясно было техническое состояние выведенного из боевого состава флота фрегата УРО "Отто Свердруп", пока наконец министерство обороны не признало, что его "каннибализируют" на запасные части для третьего и четвертого корпусов ("Руал Амундсен" и "Тур Хейердал"). Дескать, только за счет этого на них и смогли завершить плановые ремонтные работы.

Оказалось, что такой близкий сердцу каждого истинного россиянина бардак возник ещё на этапе строительства серии, и стал результатом несогласованных действий между норвежским оборонным ведомством и испанской кораблестроительной верфью "Навантия", производившей окончательную сборку кораблей. В частности, после представленных испанской компанией претензий по качеству поставляемых из Норвегии комплектующих частей (носовые и кормовые секции корпусов), подрядчик потребовал увеличения выплат . Опасаясь судебных тяжб, МО Норвегии согласилось, но затаило обиду и приняло решение не заключать с "Навантией" договор на последующую поставку запасных частей и техническое обслуживание фрегатов в период их эксплуатации. Нашли норвежского подрядчика - компанию "Берген Групп", но та из положения "лежа" впрыгнуть в чужие штаны не смогла, поэтому и пошли задержки по поставкам ЗИП, обслуживанию и ремонту.

Но свалить на алчных испанцев все проблемы разом не получилось - массово готовить для ВМС Норвегии акустиков и радиометристов те никак не обещали. А именно комплектование этими специальностями представляло главную головную боль для кадровиков. Не подумали они, что львиная доля экипажа крупного современного корабля, нашпигованного радарами и сонарами, почему-то должны быть именно радиоэлектронщики. А их ведь целых пять! Давайте прикинем порядок цифр: 146 х 5 = 730. И это при общей численности ВМС по состоянию на 2012 год всего 3971 человек, из которых 245 гражданских. Почти 20% - пятая часть всего личного состава всего военного флота - должна служить на фрегатах. Сдается мне, планируя в 1990-х их строительство, слегка не рассчитали будущую нагрузку.

Дошло до того, что в парламенте один из депутатов предложил рассмотреть возможность прохождения службы на норвежских кораблях военнослужащих из ВМС стран-союзников. Например, из Франции, которые почти никогда союзникам не отказывают . Мол, они только рады будут, учитывая разницу в зарплатах военных двух стран. Разумеется, такое оригинальное предложение с треском провалили на дебатах. Но шуму оно наделало изрядного.

За прошедшие годы ситуацию удалось чуть-чуть качнуть "в плюс". Теперь в море постоянно выходят два фрегата, иногда удается выгнать и третий. Но по-прежнему корабль перед выходом укомплектовывают личным составом и оборудованием за счет "систершипов". Очевидно, что это ведет к снижению боевой готовности и безопасности стоянки кораблей в базе, росту нагрузок на личный состав и, соответственно, росту их недовольства службой и снижению мотивации к продлению контрактов.

Удастся ли Норвегии решить все оставшиеся проблемы дивизиона фрегатов за счет минно-тральных сил флота? Посмотрим.

PS. Отличный обзор по фрегатам на английском .

Дорога к знанию? Дорога к знанию? Ну что ж, её легко понять. Ну что ж, её легко понять. Ответить можно сразу: Ответить можно сразу: вы ошибаетесь, и ошибаетесь, вы ошибаетесь, и ошибаетесь, и ошибаетесь опять, и ошибаетесь опять, но меньше, меньше, но меньше, меньше, меньше с каждым разом! меньше с каждым разом!




Аристотель – древнегреческий учёный – философ, родился в Стагире, на севере Греции (384 г г. до н. э.) Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на деле.


Считал основой познания опыт! В конце 16 века опроверг учение Аристотеля о падении тел. Галилей установил закономерности этого движения экспериментально. Г. Галилей () Знаменитый итальянский ученый, один из основателей точного естествознания.


Поднимите над партой два одинаковых листа бумаги, один из которых предварительно скомкан, опустите их и пронаблюдайте за их падением, сделайте вывод. Вывод: Скомканный лист достигает парты раньше, следовательно, время падения при одинаковой массе зависит от их формы!











Задача: Туристу необходимо спуститься со скалы. В его распоряжении имеется верёвка известной длины. Но хватит ли её? Как определить? Подсказка: Геолог обнаруживает в скалистой горе расщелину. Чтобы определить её глубину, он бросает вниз камень. Звук удара камня о дно расщелины он услышал через 4 с. Какова глубина расщелины?


Сегодня мы с вами поднялись еще на одну ступень познания законов Её величества - природы. На уроке вы убедились в справедливости слов Эйнштейна о том, что истина – это то, что выдерживает проверку опытом. В школе вы получаете знания, которым тоже предстоит проверка – проверка жизненным опытом.

Интегрированный урок в 9 классе

математика+ физика

«Применение математических методов решения уравнений 2-й степени при решении физических задач».

Разработали: учитель физики Калмыкова Е.В

учитель математики Евсеева К.С.

Астрахань 2011г.

Цели урока:

Обучающая: Сформировать у учащихся у мение использовать математические методы решения квадратного уравнения, системы уравнений в решении физических задач, умение находить искомую величину из известных формул.

Развивающая: Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между фактами, явлениями и причинами; продолжить работу по формированию умений составлять, анализировать, делать выводы; показать роль математического метода в физике; развивать умение анализировать учебный материал; развивать интерес учащихся к математике и физике.

Воспитательная: Продолжить формирование познавательного интереса к предметам «Алгебра» и «Физика»; познакомить учащихся с практическими применениями математических методов при решении физических задач,содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира.

Дидактический тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Оборудование: карточки с заданиями, карточки с формулами, компьютерная презентация.

Программное обеспечение: Компьютер, Power Point; Учебник: А.В. Перышкин, Е.М.Гутник. Физика 9, Сборник задач по физике для 9-11 классов: Г.Н.Степанова; Типовые тестовые задания: О.Ф.Кабардин, С.И.Кабардина «Физика 9 класс. Государственная итоговая аттестация».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №74»

Интегрированный урок в 9 классе

математика+ физика

«Применение математических методов решения уравнений 2-й степени при решении физических задач».

Разработали: учитель физики Калмыкова Е.В

учитель математики Евсеева К.С.

Астрахань 2011г.

Цели урока:

Обучающая: Сформировать у учащихся у мение использовать математические методы решения квадратного уравнения, системы уравнений в решении физических задач, умение находить искомую величину из известных формул.

Развивающая: Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между фактами, явлениями и причинами; продолжить работу по формированию умений составлять, анализировать, делать выводы; показать роль математического метода в физике ; развивать умение анализировать учебный материал; развивать интерес учащихся к математике и физике.

Воспитательная: Продолжить формирование познавательного интереса к предметам «Алгебра» и «Физика»; познакомить учащихся с практическими применениями математических методов при решении физических задач, содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира.

Дидактический тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Оборудование: карточки с заданиями, карточки с формулами, компьютерная презентация.

Программное обеспечение: Компьютер, Power Point; Учебник: А.В. Перышкин, Е.М.Гутник. Физика 9, Сборник задач по физике для 9-11 классов: Г.Н.Степанова; Типовые тестовые задания: О.Ф.Кабардин, С.И.Кабардина «Физика 9 класс. Государственная итоговая аттестация».

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Мотивация
  3. Решение задач.
  4. Вывод.
  5. Подведение итогов урока.

Ход урока

Организационный момент.

Учитель математики. Ребята, сегодня мы будем решать физические задачи, используя знания решения квадратных уравнений и решения систем уравнений .

Мотивация.

Учитель математики . Когда мы с вами изучали тему «квадратные уравнения», составляли и решали эти уравнения, вы часто задавали вопрос: «А зачем это нужно? Пригодятся ли эти знания в жизни?» Так вот, сегодня мы рассмотрим несколько физических задач, имеющих практическое значение, решения которых сводятся к решению квадратного уравнения.

Учитель физики . Совсем недавно вы по физике вы изучали тему «Движение тела под действием силы тяжести». Давайте вспомним, какие формулы описывают прямолинейное движение тела по вертикали под действием силы тяжести .

Ученики: Данное движение рассматривается как частный случай равноускоренного движения.

Формула перемещения тела при равноускоренном движении:

+ + ;

Так как движение происходит только по вертикали, то используем только одну ось координат, направленную вертикально вверх, причем начало отсчета выбираем так, что s 0 =0.

Тогда уравнение движения тела примет вид:

H = (1) – если тело движется вверх;

H = (1 1 ) – если тело движется вниз

Также используются формулы:

υ = (2) - скорость тела при начальной скорости направленной вниз;

υ = (2 1 ) - скорость тела при начальной скорости направленной вверх;

Ускорение свободного падения g =9,8 м/с 2 (при решении задач для упрощения расчетов принимают g =10 м/с 2 ).

Ученики пишут формулы отдельно на доске, а затем подбирают эти же формулы на карточках.

Задача1 .

Футбольный мяч после удара поднялся на высоту 25 м. Какова была его скорость на этой высоте, если начальная скорость мяча 30 м/с? Сопротивлением воздуха пренебречь. Ответ выразите в м/с.

Дано:

Н= 25м

30 м/с

g =10 м/с 2

Найти:

Решение:

Т.к мяч движется вверх, то используем формулу (2 1 )

υ = [м/с], но мы не знаем t –времени подъема мяча.

Для нахождения времени можно использовать формулу (1)

Учитель математики : для того чтобы найти неизвестную величину t, составим квадратное уравнение, подставляя известные данные:

25 = 30t-

Приводим квадратное уравнение к стандартному виду и решаем его.

50 = 60t – 10 t 2

10t 2 – 60t +50 =0

t 2 – 6t +5 =0

a = 1; b = 6; c=5

D = 36

t 1 = 5, t 2 = 1

Учитель математики: таким образом решением этого квадратного уравнения являются корни 5 и 1.

Учитель физики : обратите внимание, мы получили два значения времени. Почему?

Ученики: мяч пролетает одну и ту же высоту дважды. Один раз – когда летит вверх, и другой – когда мяч летит вниз.

Учитель физики: давайте же ответим на основной вопрос задачи и найдем значение скорости мяча.

Ученики:

υ =

υ 1 = 30 – 10∙1 = 20 м/с

υ 1 = 30 – 10∙5 = –20 м/с

Учитель физики: О чем говорит знак плюс или минус перед значением скорости?

Ученики: Знак минус показывает, что направление скорости противоположно начальному направлению скорости υ 0 , т.е в этом случае мяч падает вниз, а знак плюс показывает, что в момент времени t = 1с мяч летел вверх.

Ответ: Скорость движения мяча 20м/с.

Задача 2

Дано:

330 м/с

t = 6с

g =10 м/с 2

Найти:

Решение:

Камень падает вниз на дно шахты, ударяется и звуковая волна от удара камня движется вверх, до высоты слушателя.

Поэтому

t = t к +t зв [c], (1)

где t к – время падения камня,

t зв – время движения звуковой волны.

Для нахождения глубины шахты можно использовать формулу (1 1 )

H = [м],

Начальная скорость камня равна 0, поэтому формула примет вид:

H = [м].

С другой стороны расстояние, какое проходит звуковая волна определяется по формуле:

S = υ зв ∙ t зв [м].

Т.к глубина шахты и есть, то расстояние, что проходит звуковая волна, то можно приравнять Н = S, и получится уравнение:

υ зв ∙ t зв = (2)

Учитель математики: Посмотрим на уравнения 1 и 2. В них по два неизвестных (t к и t зв ) .

Давайте обозначим время падения камня t к =х,

а время движения звуковой волны t зв = у.

Составим систему уравнений:

Ученики: Подставив числовые значения, получим следующую систему уравнений:

Учитель математики: Какие методы решения систем уравнений вы знаете?

Ученики : Метод подстановки, метод сложения и метод замены переменных.

Учитель математики: Какой метод лучше всего использовать в данном случае?

Ученики : Метод подстановки: выразим переменную х через у.

х =6 – у

Тогда система уравнений примет вид:

36 – 12у + у 2 = 66у

у 2 – 78у + 36 = 0

Учитель математики: Решаем квадратное уравнение.

D = 6084 -144 = 5940

y 1 = = 78,5 (с) - не подходит, т.к это время больше 6с.

y 2 = = 0,5(с) – время движения звуковой волны t зв .

х = 6 – 0,5 = 5,5 (с) – время падения камня t к .

Теперь найдем глубину шахты:

H = = = 151,25 (м).

Ответ: глубина шахты около 151,25 м.

Вывод.

Учитель математики: Какие математические методы помогли нам решить физические задачи?

Ученики: 1-ю задачу мы решили с использованием решения квадратного уравнения.

2-ю задачу мы привели к системе уравнений с двумя переменными. Решили систему уравнений 2-й степени с двумя переменными методом подстановки.

Подведение итогов.

Учитель математики и учитель физики оценивают наиболее активных учеников.

Домашнее задание:

Задача 1.

Задача 2.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Задача 1

Задача 2

Камень падает в шахту. Через 6 секунд слышен звук удара камня о дно шахты. Определите глубину шахты, считая скорость звука равной 330 м/с.

Задача 1

Футбольный мяч после удара поднялся на высоту 25 м. Какова была его скорость на этой высоте, если начальная скорость мяча 30 м/с? Сопротивлением воздуха пренебречь. Ответ выразите в м/с.

Задача 2

Камень падает в шахту. Через 6 секунд слышен звук удара камня о дно шахты. Определите глубину шахты, считая скорость звука равной 330 м/с.

Задача 1

Футбольный мяч после удара поднялся на высоту 25 м. Какова была его скорость на этой высоте, если начальная скорость мяча 30 м/с? Сопротивлением воздуха пренебречь. Ответ выразите в м/с.

Задача 2

Камень падает в шахту. Через 6 секунд слышен звук удара камня о дно шахты. Определите глубину шахты, считая скорость звука равной 330 м/с.

Задача 1

Футбольный мяч после удара поднялся на высоту 25 м. Какова была его скорость на этой высоте, если начальная скорость мяча 30 м/с? Сопротивлением воздуха пренебречь. Ответ выразите в м/с.

Задача 2

Камень падает в шахту. Через 6 секунд слышен звук удара камня о дно шахты. Определите глубину шахты, считая скорость звука равной 330 м/с.

Задача 1

Футбольный мяч после удара поднялся на высоту 25 м. Какова была его скорость на этой высоте, если начальная скорость мяча 30 м/с? Сопротивлением воздуха пренебречь. Ответ выразите в м/с.

Задача 2

Камень падает в шахту. Через 6 секунд слышен звук удара камня о дно шахты. Определите глубину шахты, считая скорость звука равной 330 м/с.

Домашнее задание. Задача 1.

Мяч брошен вертикально вверх со скоростью 24 м/с. На какую высоту он поднимется?

Задача 2.

Геолог обнаруживает в скалистой горе глубокую расщелину. Чтобы определить ее глубину, он бросает в нее камень. Звук удара камня о дно расщелины он услышал через 4с. Какова глубина расщелины?

Домашнее задание. Задача 1.

Мяч брошен вертикально вверх со скоростью 24 м/с. На какую высоту он поднимется?

Д/З. Задача 2.

Геолог обнаруживает в скалистой горе глубокую расщелину. Чтобы определить ее глубину, он бросает в нее камень. Звук удара камня о дно расщелины он услышал через 4с. Какова глубина расщелины?

Домашнее задание. Задача 1.

Мяч брошен вертикально вверх со скоростью 24 м/с. На какую высоту он поднимется?

Д/З. Задача 2.

Геолог обнаруживает в скалистой горе глубокую расщелину. Чтобы определить ее глубину, он бросает в нее камень. Звук удара камня о дно расщелины он услышал через 4с. Какова глубина расщелины?

Домашнее задание. Задача 1.

Мяч брошен вертикально вверх со скоростью 24 м/с. На какую высоту он поднимется?

Д/З. Задача 2.

Геолог обнаруживает в скалистой горе глубокую расщелину. Чтобы определить ее глубину, он бросает в нее камень. Звук удара камня о дно расщелины он услышал через 4с. Какова глубина расщелины?

Домашнее задание. Задача 1.

Мяч брошен вертикально вверх со скоростью 24 м/с. На какую высоту он поднимется?

Д/З. Задача 2.

Геолог обнаруживает в скалистой горе глубокую расщелину. Чтобы определить ее глубину, он бросает в нее камень. Звук удара камня о дно расщелины он услышал через 4с. Какова глубина расщелины?

Домашнее задание. Задача 1.

Мяч брошен вертикально вверх со скоростью 24 м/с. На какую высоту он поднимется?

Д/З. Задача 2.

Геолог обнаруживает в скалистой горе глубокую расщелину. Чтобы определить ее глубину, он бросает в нее камень. Звук удара камня о дно расщелины он услышал через 4с. Какова глубина расщелины?


Столовая гора, что в штате Калифорния, — место весьма живописное. В наше время там отдыхают туристы и просто любители природы из близлежащих городков. А в XIX веке гора была центром золотой лихорадки. И, что самое любопытное, из горных недр старатели порой извлекали не только золото.

В начале 1848 года в Калифорнии, в 70 километрах к северо-западу от современного города Сакраменто, некий плотник занимался сооружением лесопильной рамы, приводимой в действие водяным потоком. Речка оказалась мелкой, и поэтому человек старался углубить русло, чтобы колесо пилорамы двигалось более свободно.

Однажды утром он обнаружил на дне протоки несколько золотых самородков, которые бегущая вода обнажила за ночь. Счастливец постарался сохранить свою находку в тайне, но сделать этого ему, конечно же, не удалось. Вскоре сюда хлынули толпы золотоискателей — разразилась знаменитая калифорнийская золотая лихорадка.

Драгоценный металл покоился в реках, которые брали свое начало в горах Сьерра-Невады, неся свои воды через центральную часть Большой Калифорнийской долины и впадая в океан у Сан-Франциско. Со временем разработка месторождений превратилась в более сложную механическую операцию, чем простая промывка золотоносных пород в лотке и просеивание их через сито.

Для того чтобы добраться до золота, старатели возводили перемычки, усиливающие давление потоков воды. Потоки эти смывали целые горные склоны, вода и камни прогонялись по желобам через сита разного размера, которые задерживали наиболее тяжелые частицы золота. Промываемая порода тщательно осматривалась, ведь каждая обнаруженная золотая песчинка означала деньги, ради получения которых все и затевалось.

Слухи об исчезнувшей цивилизации

Вскоре, однако, стало ясно, что главный источник желтого металла находится в залегающих на большой глубине слоях песчаника, в руслах древних рек. Кое-где это демонстрировали обнажавшие золотоносную породу овраги и каньоны. Старатели вели горизонтальную выработку в скалах или под отвесными склонами гор, чтобы расчистить доступ к слоям драгоценного песка. Но работа была адски тяжелой: песок на глубине оказался затвердевшим, словно бетон, и, разбивая его, приходилось орудовать киркой или даже взрывать породу.

Рано или поздно старатели до золота все-таки добирались, но вот чудеса — им стали попадаться и другие находки: человеческие останки и множество странных артефактов. В лагерях золотоискателей начали распространяться слухи о давно исчезнувшей цивилизации, которая существовала в этом районе многие миллионы лет назад.

Кое-кто стал собирать выкопанные предметы: черепа, кости, каменные наконечники копий и стрел, ножи, ступки и пестики, каменную посуду, черпаки, рифленые каменные головки молотков и другие следы бытовой и культурной деятельности далеких предков. Информация о загадочных раритетах дошла даже до Европы. В декабре 1851 года лондонская «Тайме» напечатала историю о находке одного из старателей, который уронил кусок золотосодержащего кварца и обнаружил в расколовшейся породе прочно замурованный туда заржавленный, но совершенно прямой железный гвоздь.

Черепа из шахт

Золотоискатели и их начальство нередко передавали найденное местным ученым, а те, в свою очередь, информировали обо всем научные учреждения, порой самого высокого ранга. Так, в 1873 году доктор Уинслоу из Таолами-Каунти писал в Бостонское общество естественной истории, что еще в 1856 году на глубине 200 футов в одной из золотоносных шахт Столовой горы шахтеры обнаружили полный человеческий скелет «в отличном состоянии сохранности». Годом позже всеми уважаемый Паул К. Хаббс, судья из близлежащего Вальехо, сообщал, что он получил от старателей часть черепа человека, найденного в туннеле той же Столовой горы на глубине 180 футов. Сейчас наука сумела выяснить возраст геологических слоев, в’ которых хранились эти кости, он датируется 33-55 миллионами лет.

Но то, что столь солидный возраст пород не соответствует откопанным там человеческим останкам, доказывает следующая история. В 1866 году некий доктор Уильям Джонс Мерфис направил в государственный геологический институт Калифорнии письмо, в котором рассказывалось о черепе, лично им отрытым в горных отвалах Лысой горы близлежащего округа Калаверас.

То, что некогда вмещало человеческий мозг, покоилось на глубине 130 футов под «шапкой» из лавы. Сначала Мерфис принял предмет, выпирающий из-под наслоений, за фрагмент окаменевшего корня дерева, но затем с удивлением обнаружил, что это череп.

Палеонтолог доктор Габбс попросил выслать находку в институт, где она была исследована руководителем этой научной организации Иосией Дуайтом Уитни. Глава института пришел к выводу, что череп в свое время побывал в сильном водном потоке, имел множественные повреждения, и что он действительно принадлежал человеку современного типа, который жил, получается, многие миллионы лет назад. Но уже в наше время, в 1992 году, останки были подвергнуты радиоуглеродному анализу, и он показал, что кости пролежали под землей вряд ли более двухтысячелетий.

А наука — против!

Тогда, во второй половине XIX века, на протяжении нескольких десятков лет в Столовой горе было найдено такое множество артефактов, что научные организации стали проявлять к ним самый серьезный интерес. Во всяком случае, ученые решили оказать противодействие тому, что они считали нелепыми домыслами по поводу датировки происхождения человека. В 1880 году Гарвардский университет выпустил монографию о таинственных находках, написанную одним из профессоров

— государственным геологом штата Калифорния. 10 января 1888 года на собрании Антропологического института в Лондоне прозвучал доклад на ту же тему. 30 декабря 1890 года отчет о калифорнийских артефактах представили в Американское геологическое общество. Наконец, в 1899 году самая авторитетная научная организация Америки- Смитсоновский институт — произвела анализ и сделала обзор археологических ценностей, найденных к тому времени золотоискателями Калифорнии.

Результат достигнут

В обзоре отмечалось, что большинство предметов было обнаружено в залежах песка возрастом от 38 до 55 миллионов лет. Вместе с тем подчеркивалось, что артефакты оказались там либо в результате ведения разработок близ поверхности земли, либо в результате размыва скальных пород. Поэтому эксперты Смитсоновского института весьма справедливо указывали, что найденное вполне могло относиться к более поздним индейским культурам: оно было закопано в глубоких могилах или в давние времена упало в карстовые пещеры и воронки, а с течением веков покрылось толстым слоем галечника.

Некоторые предметы обнаруживали химические соединения, которые согласуются с этим объяснением. Верно и то, что размыв горных образований, будучи крайне разрушительным процессом, не позволял более точно датировать найденное. Артефакты с поверхности смешивались с тем, что находилось в более глубоких, а значит, и более древних слоях скальных пород. Старателями, которые не имели отношения к науке и не могли проводить по ходу дела строгий научный анализ, все находки квалифицировались как доисторические древности.

Ясно, что во многих случаях малообразованные люди могли ошибаться. Так эксперты Смитсоновского института нашли научно приемлемое и, в общем, не отступающее от истины объяснение наличия древних рукотворных артефактов в скальных породах возрастом более 30 миллионов лет.

Эти ступка и пестик были найдены г-ном Дж. Х. Нилом в туннеле, прорытом в третичных отложениях (33-55 миллионов лет) Столовой горы, округ Туолумн, Калифорния

Обзор смитсоновцев — вместе с другими весьма сходными аналитическими работами — достиг желаемого результата: всякий намек на то, что устоявшиеся научные представления о возрасте человечества и сопутствующих этому вещах могут быть опровергнуты, был сведен на нет.

Но, по крайней мере, эксперты оказались честны: они соглашались, что кое-что здесь все-таки осталось невыясненным. Ученые имели в виду возраст и происхождение тех предметов, которые обнаружились в глубоких пластах земли, порой в сотнях футов от ее поверхности, и признавали, что такие находки вряд ли возможно объяснить подобным образом.

Однако дальнейших исследований по этому вопросу почему-то не проводилось. Полной ясности с артефактами из Столовой горы нет и по сей день, а ведь в настоящее время всем хорошо известно, что, например, индейцы доколумбовой Америки не знали железа — тем не менее железные предметы не так уж редко встречались в залежах, возраст которых датируется миллионами лет.

Андрей ЧИНАЕВ

Скалистые горы Канады - горная цепь, пересекающая провинции Британская Колумбия и Альберта в направлении с северо-запада на юго-восток. В 1885 г. Р. Г. Макконнелл, сотрудник Геологической службы Канады, руководил геологической съемкой в западной части пров. Альберта, в процессе которой он обнаружил, что кембрийские известняки залегают на меловых сланцах. Он предположил существование между этими толщами пологопадающего надвига - шарьяжа (Макконнелл, 1887). Многими учеными впоследствии было установлено, что этот надвиг, получивший название «Надвиг Макконнелла», очерчивает восточную границу Канадских Скалистых гор (Кларк, 1949). На карте надвиг Макконнелла прослеживается в направлении с северо-запада на юго-восток, а плоскость разлома слегка наклонена к юго-западу. Толщи с юго-западного борта этого разлома были сдвинуты на северо-восток и надвинуты на более молодые отложения.

В Канадских Скалистых горах были обнаружены многочисленные надвиги (thrust faults), аналогичные надвигу Макконнелла, простирающиеся параллельно один другому в направлении северо-запад - юго-восток, причем плоскости разломов падают на юго-запад. Когда и как образовались эти шарьяжи (low-angle thrust faults), типичные для восточной части Канадских Скалистых гор? Изучение геологических структур на этой территории, начавшееся с работы Р. Г. Макконнелла, впоследствии распространилось на все Скалистые горы Канады. Много новых геологических данных было получено при разработке нефтяных и газовых месторождений. История геологических структур в данной горной системе вырисовывается следующим образом. С палеозоя до мезозоя этот регион был территорией повсеместного и постепенного прогибания, и в нем образовывалась мощная осадочная толща. В конце мезозоя осадочные формации стали скользить в направлении к внутренней части континента, к северо-востоку, благодаря обширному поднятию в юго-западной части Канадских Скалистых гор и последовательно включались в надвигообразование. Было установлено, что полное смещение к этому времени превысило 200 км. Подобные крупномасштабные горизонтальные движения, сопровождающие поднятие земной коры, и образовавшиеся в результате этого шарьяжи и складчатые структуры выявлены в восточной части Скалистых гор, западной части Аппалачских гор и в системе гор Уошито. Аналогичные структуры обнаружены также в восточной части Анд в Южной Америке. Шарьяжи в Канадских Скалистых горах представляют собой типичный пример геологических структур, обычно наблюдаемых в подвижных поясах.

Расположение Канадских Скалистых гор

Горный пояс простирается вдоль западной части Северо-Аме-риканского континента. Его ширина от Тихого океана до внутренних равнин колеблется от 600 до 1000 км. Он протягивается на 6500 км от Аляски, через Западную Канаду и Калифорнию до Мексики. Этот пояс называется Северо-Американскими Кордильерами.

Канадские Кордильеры - это часть Северо-Американских Кордильер, расположенная в Канаде. В соответствии с физико-географическими характеристиками они в направлении от Тихого океана к востоку делятся на 5 следующих зон (рис. 2.IV.1):

  • 1. Островной пояс.
  • 2. Береговой плутонический комплекс.
  • 3. Межгорный пояс.
  • 4. Кристаллический пояс гор Оминека.
  • 5. Пояс Скалистых гор.
Канадские Скалистые горы расположены в северной части пояса Скалистых гор.

Островной пояс, в который входят о-в Ванкувер и о-ва Королевы Шарлотты, сложен палеозойскими и мезозойскими комплексами - кристаллическими сланцами и разновозрастными гранитами. Береговой плутонический комплекс - область преимущественного развития гранитных плутонических пород, которые внедрялись с конца мезозоя до кайнозоя. Мощный осадочный комплекс, представленный зеленокаменными породами, граувакками и т. д, сформировавшийся в палеозое и мезозое, слагает Межгорный пояс. Часть этих пород подверглась метаморфизму, и местами встречаются метаморфические породы пренит-пумпеллиитовой фации. Более высокометаморфизован-ные породы зеленосланцево-амфиболитовой фации распространены в соседнем Кристаллическом поясе гор Оминека . Пояс Скалистых гор на востоке представляет собой чрезвычайно гористую область с топографическим рельефом, превышающим 2500 м, и образует континентальный водораздел Северной Америки. Почти линейная долина, «Ров Скалистых гор» тянется между Поясом Скалистых гор и Кристаллическим поясом гор Оминека на расстояние около 1600 км с 59° до 47° с. ш. Эта долина чрезвычайно" узкая, ее максимальная ширина около 30 км, а минимальная - несколько километров. Как свидетельствует название, она имеет форму глубокого ущелья (глубиной 1000-2000 м). Считают, что Ров Скалистых гор образовался до мезозоя или к меловому периоду, но общепринятых теорий относительно этого не существует. Возможно он представляет собой грабен, связанный с грандиозным правосторонним сдвигом (Кинг, 1969).

Образование упомянутых геологических зон в Канадских Кордильерах происходило с мезозоя до кайнозоя. Шарьяжи, характерные для Канадских Скалистых гор, несомненно сформировались примерно в это же время. Эти структуры возникли в тесной связи с серией движений, которые происходили в западной части Северо-Американского континента .

Надвиг Макконнелла и структура предгорий Канадских Скалистых гор

Макконнелл первым открыл надвиг вокруг горы Ямнуска в предгорьях Канадских Скалистых гор. Ямнуска, высота которой около 2100 м над уровнем моря, - небольшая гора, возвышающаяся примерно на 750 м над рекой, протекающей у ее подножья. Меловые сланцы обнажаются с высоты 1750 м и ниже. Слои сильно волнистые, но в целом залегают субгоризонтально и фактически без структурных нарушений. Остальная часть г. Ямнуска сложена кембрийскими известняками, также залегающими субгоризонтально. Спорадически наблюдаются неправильные трещины, заполненные кальцитом, но без признаков крупных нарушений. Надвиг Макконнелла проходит горизонтально между этими известняками и сланцами на г. Ямнуска и наклонен под углом около 45° к западу на ее западном склоне (рис. 2.IV.2). Прослеживая надвиг к северу, можно убедиться, что плоскость разлома продолжается субгоризонтально на расстояние около 6 км и что собственно плоскость надвига полого изгибается и выглядит как синклинальная структура. Надвиг Макконнелла наблюдается между разновозрастными слоями, причем плоскость разлома в основном имеет падение к западу. Он был многократно идентифицирован в Канадских (Скалистых горах, в участках с чрезвычайно пологой плоскостью надвига. Разлом можно проследить по суше на 260 км к северу от г. Ямнуска и на 140 км к югу от нее, что составляет общую длину около 400 км.

Давно известно, что территория, прилегающая к Канадским Скалистым горам, богата горючими полезными ископаемыми, а именно углем, нефтью и природным газом (рис. 2.IV.3). Уголь, залегающий в юрско-меловой толще, добывался открытым способом на месторождении Канмор близ г. Банфф с 1886 г. Разведочное бурение на нефть было предпринято на юге пров. Альберта в 1891 г. В 1936 г. было установлено, что в Тернер-Валли нефть может быть получена с глубины около 2000 м. В результате этих открытий была выполнена намного более тщательная разведка этих ресурсов, что постепенно привело к добыче природного газа и разработке нефтяных месторождений в Джампингпаунде, Тернер-Валли, Саванна-Крик и др. В Тернер-Валли число разведочных скважин в настоящее время превышает 500. Все это, а также съемочные работы на поверхности позволили получить обширную информацию о стратиграфии и детально рассмотреть подземную структуру. Как видно на рис. 2.IV.4, эта территория разделяется на три части падающими к западу надвигами Аутвест и Тернер-Валли. Каждый блок был вытолкнут с юго-запада на северо-восток, причем более древние слои надвигались на молодые. Однако, за исключением локальных смещений из-за складчатости или разломообразования, порядок напластования слоев внутри каждого блока нормальный, и заметных опрокинутых структур не обнаружено. Блок, ограниченный надвигами Аутвест и Тернер-Валли, имеет мощность 2000-3000 м; однако расстояние, на которое протягивается каждый из разломов, по карте более чем 160 км для первого и около 70 км для второго. Следовательно, блок, отрезанный надвигами, довольно тонкий по сравнению с его протяженностью. По форме он похож на пласт и поэтому надвинутый блок получил название «thrust sheet» - тектонический покров (или шарьяж).

Формы плоскостей надвигов и сопровождающие их складчатые структуры

В Канадских Скалистых горах существуют многочисленные плоскости надвигов, которые наклонены вблизи поверхности под относительно острыми углами 40-60°. Наклон постепенна уменьшается с глубиной. Геологический разрез на рис. 2.IV.4 ясно демонстрирует, что эти плоскости надвигов изогнуты внутрь и в целом имеют ковшеобразную форму, как бы вырезанную ковшом экскаватора. Более того, некоторые надвиги, которые наблюдаются на поверхности по отдельности, могут соединяться на глубине в один разлом. Такая форма разломо-образования часто встречается в этой области.

Плоскость надвига прослежена на значительной территории, в некоторых участках она относительно крутая, в других - намного более пологая. По данным Дальстрема (1970), который выполнял геологическую съемку различных морфологических типов надвигов в Канадских Скалистых горах, когда надвиг проходит через относительно компетентный слой по сравнению с выше- и нижезалегающими слоями, он пересечет плоскость напластования под острым углом. Напротив, если он проходит через относительно некомпетентный слой по сравнению с выше-и нижележащими слоями, то плоскость разлома будет почти параллельна плоскости напластования. Рис. 2.IV.5 демонстрирует эти отношения, возвращая каждый слой в позицию, занимаемую им до надвигообразования.

Насколько далеко можно проследить по карте надвиги, наблюдаемые в определенных местах? Или, что происходит с ними в зонах затухания? Эллиот выбрал Скалистые горы Канады, наиболее детально изученные в геологическом отношении, и исследовал зоны затухания надвигов. Протяженность надвига на карте ограничена. Если проследить разлом по простиранию, то видно, что величина смещения по нему уменьшается по направлению к двум его окончаниям до тех пор, пока, наконец, становится невозможным проследить его далее. Вместо этого появляются складчатые структуры, от концов разлома распространяясь в направлениях, которые могли бы служить его продолжениями. Другими словами, структура, проявлявшая прерывистую морфологию разлома, превратилась в структуру с непрерывной морфологией складчатости. Область, в которой развиты эти складчатые структуры, по-видимому, протягивается на расстояние около 8 км в направлении простирания осевой линии складок. По-видимому, это расстояние вряд ли связано с масштабом основного надвига. Осевая линия складок обычно отклоняется примерно на 0,5 км от конца надвига, т. е. от того места, где прерывистые формы структуры становятся неразличимы. Примеры на рис. 2.IV.6 иллюстрируют это относительное расположение.

Тщательное изучение надвига показывает, что на карте он прослеживается в виде дугообразной кривой (рис. 2.IV.7). Если предположить, что изгиб линии разлома зависит от величины горизонтальной составляющей смещения по нему, тогда он будет равен нулю на каждом конце кривой и достигнет мак-/ симума в ее центре. Если мы рассмотрим направление смещения по изучаемому надвигу, то увидим, что оно пересечет прямую линию, соединяющую два конца дугообразной кривой под прямым углом. Эллиот объяснил, что между длиной разлома на карте l (в км) и величиной смещения в его центральной части и (в км) для надвигов в Канадских Скалистых горах существуют отношения, подобные изображенным на рис. 2.IV.8. Другими словами, он принял u=kl, при k=0,07. Считают, что образование смещения примерно на 40 км в центральной части надвига Макконнелла потребовало около 8 млн лет, потому что меловые слои (отложившиеся около 72 млн. лет назад) были деформированы этим надвигом, и структуры, возникшие при этом, затем были перекрыты палеогеновыми формациями (отложившимися 60-64 млн лет назад). Допуская, что смещение протекало непрерывно, в среднем оно, следовательно, составляет по du/dt/ = 4·10 6 см/8·10 6 лет = 0,5 см/год. По отношениям, изображенным на рис. 2.IV.8, du/dt = 0,07/ dl/dt, т. е. dl/dt = 7 см/год. Концы надвигов переходят в складчатые структуры. Чем ближе складчатые структуры к концам разломов, тем более их форма изменяется от открытой к закрытой. По мере увеличения степени деформации они превращаются в разломы. Это свидетельствует, что надвиг распространяется по горизонтали со средней скоростью 7 см/год при образовании на его концах складчатых структур.

Затухание смещения по надвигу к двум его концам обусловливает изменение вторичных структур вдоль разлома: в центральной части, где смещение наибольшее, складчатость развивается параллельно его простиранию. Осевая линия складок погружается к обоим концам, с кульминацией в центре и депрессиями на окончаниях. Взаимосвязь между надвигами в Канадских Скалистых горах и сопровождающими их ныряющими складками показана на рис. 2.IV.9.

Образование Скалистых гор Канады

На рис. 2.IV.10 дана геологическая карта территории, прилегающей к г. Банфф в пров. Альберта. Канадские Скалистые горы сложены многочисленными шарьяжами, параллельными надвигам, типичным примером которых является надвиг Макконнелла. Структура в пределах каждого шарьяжа нарушена складчатостью волочения и вторичной складчатостью, которые образуются по следам движения надвига. Однако, независимо от масштаба разломов и складок, они всегда выровнены параллельно горной системе, из чего следует, что они сформировались под действием одной серии движений, почти одновременно.

Геологическая съемка с точностью установила, что большинство надвигов у поверхности наклонено круто, но даже теперь нам все еще точно неизвестно, насколько глубоко распространяется их действие. Результаты, полученные сейсморазведкой, и анализ сейсмических волн в Канадских Скалистых горах привели к заключению, что граница между кристаллическими породами фундамента, представленными в основном архейскими метаморфическими образованиями и кембрийскими толщами, равномерно полого наклонена к западу и что эти породы фундамента не участвуют в надвигообразовании. Другими словами, между этими породами фундамента и их осадочным чехлом (или в толще осадочных пород) существует основная плоскость разрыва (срыва), которая служит тектонической границей между в значительной степени смещенными и деформированными верхними толщами и незатронутым нижним отделом. Возможно, что все крупные надвиги, включая надвиг Макконнелла, сходятся и соединяются у этой плоскости срыва.

Несмотря на тот факт, что верхний и нижний блоки сдвинуты на значительное расстояние в противоположных направлениях вдоль плоскости надвига, крупные зоны дробления обычно не встречаются. О’Брайен (1960) описал случай, когда разлом проходит по кембрийскому оливково-зеленому хлоритовому сланцу. Полагают, что этот сланец действует как смазка для движений, обусловленных разломообразованием. Полевые исследования и образцы, полученные при бурении, показывают, что в том случае, когда, разлом развивается следуя напластованию слоя, как было описано ранее, этот слой, как правило, менее компетентный, чем перекрывающий и подстилающий слои, и в нем легко происходит внутреннее скольжение. В то же время проницаемость этого слоя для воды низка. Вода, содержащаяся в нем или в вышележащем слое, не может свободно вытекать, и, следовательно, иногда могут возникать значительные давления. Эта поровая вода в конце концов достигает такого высокого давления, которое в состоянии поддерживать вес целого комплекса горных пород. Это само по себе способно действовать как смазка и объясняет, почему крупномасштабное гравитационное оползание происходит даже на слегка наклонной поверхности (Хьюберт и Руби, 1959). Тот факт, что слои с вышеописанными свойствами наблюдались вдоль разломов в Канадских Скалистых горах, свидетельствует, что надвигообразование развилось в результате гравитационного скольжения массы горных пород по главной плоскости разрыва.


Если выяснены стратиграфическая последовательность и форма надвига, то появляется возможность с некоторой степенью точности определить относительное смещение по обоим бортам разлома. Прайс и Маунтджой (1970) произвели измерение смещения вкрест простирания Канадских Скалистых гор в целом и попытались на основании этого восстановить Пояс. Скалистых гор (рис. 2.IV.11). В результате они пришли к выводу, что сужение, обусловленное группами надвигов, превышает 200 км. Если вспомнить, что расстояние от Калгари до Рва Скалистых гор по линии, которая пересекает все Скалистые горы Канады, составляет около 160 км, то величина сужения кажется неправдоподобной. Однако, это не является результатом сжатия земной коры, потому что, как полагают, породы кристаллического фундамента, изображенные на рис. 2.IV.11, не принимают участия в смещении и деформации при надвигообразовании.

Итак, образование шарьяжей в Канадских Скалистых горах, происходило в позднем мелу, возможно до возникновения Рва Скалистых гор, в результате скольжения к востоку поверхностного комплекса осадочных горных пород, которые отложились с кембрия до мелового периода. Галька с Кристаллического» пояса гор Оминека, перенесенная севернее, обнаружена в верхнеюрских когломератах Канадских Скалистых гор. Следовательно, фундамент Канадских Скалистых гор, по всей вероятности, начал воздыматься примерно с этого времени. Осадочные формации, поднявшиеся при этих движениях, начали скользить к северо-востоку благодаря возросшей потенциальной энергии. Особенности структур.деформации, их распространение и свойства осадочных пород позволили сделать вывод, что движения, которые привели к образованию этих геологических структур, начались в поздней юре, а закончились в эоцене - олигоцене. Однако, периоды особенно интенсивных движений приходились, вероятно, на период между поздней юрой и ранним мелом на западе и на поздний мел на востоке.

В стратиграфическом разрезе Канадских Скалистых гор от кембрия до мела не отмечено ни угловых несогласий, ни каких-либо значительных перерывов. С кембрия до юры регион был относительно стабилен, но в мелу он внезапно подвергся действию мощного движения. Такие изменения, вероятно были связаны с развитием Кристаллического пояса гор Оминека. Понятно, что подъем центральной части Канадских Кордильер послужил толчком для гравитационного скольжения и обусловил образование шарьяжей в Канадских Скалистых горах. Эти грандиозные структурные движения можно также установить в штатах Вайоминг, Айдахо и Юта в США и там они называются Ларамийской складчатостью.