Журнал Live Science провел обширный опрос среди читателей на предмет научных мифов, а результаты ответов на популярные курьезные вопросы прокомментировали и оценили ученые. В итоге оказалось, что большинство высказывают свои суждения абсолютно бессознательно, отчего они не становятся правдивее.

Миф первый : курица-зомби, без головы, но бегает – правда

Курица вполне может прожить несколько минут после того, как ее обезглавили. «Зомби» может бегать или даже летать. Физиология птицы такова, что теряя голову, сохраняется стволовая часть мозга, а именно она контролирует порядочную долю рефлексов. Известен случай, когда куриный «горец» умудрился прожить без головы добрых полтора года.

Миф второй : в южном и северном полушариях Земли водяные воронки вращаются в противоположных направлениях – ложь

Чтобы повлиять на направления воды в воронке даже небольшой раковины, нужно, чтобы Земля вращалась гораздо быстрее, чем она вращается на самом деле. Личный опыт каждого может показать, что форма и движение водяной воронки в раковине меняются в зависимости от самой раковины, и уж конечно не от вселенских факторов. Такое вот прозаичное раскрытие научного мифа.

Миф третий : человеческий мозг работает всего на 10%, а остальное непознанные пространства – ложь

Люди верят в этот научный миф почти век. Но современные исследования при помощи МРТ справедливо реабилитируют наш мозг, демонстрируя, что для жизнедеятельности человека задействована большая часть коры головного мозга. Бедняге нет покоя, даже когда тело спокойно спит. От изнуряющих мыслительных процессов полезно отдыхать на любимом диване и . Так что верить в заманчивые пророчества о том, что будущие потомки прозреют, открыв невероятные способности, и смогут связываться с , по меньшей мере, глупо.

Миф четвертый : космос – территория без гравитации – полная чушь

Популярные выражения «невесомость» и «нулевая гравитация» - вот виновники такого заблуждения. Гравитационное поле действует везде, и на всех оно действует одинаково. Космонавты, парящие в невесомости на орбите нашей планеты, могут «летать» потому что не прекращая падают вместе с кораблем на Землю. Правда падают они не вертикально, а горизонтально. Гравитация никуда и никогда не исчезает, а лишь уменьшается с расстоянием. Еще один миф – космический вакуум. Пространство между звездами и планетами заполнено множеством частиц и атомов, но расстояние между ними отличается от земного, оно гораздо больше.

Миф пятый : маковые булочки и опиум одно и то же – практически, правда

На первый взгляд – чистой воды заблуждение, но не спешите с выводами. Это сдобное лакомство, хоть и не принесет такой эйфории и туманного забытья, как опиумный наркотик, но свой след в организме все-таки оставит. Лучше не попадаться под наркоконтроль после такого перекуса. Результаты теста на опиаты вероятнее всего будут положительными, если вы съели две таких аппетитных пампушки.

Миф шестой : монета, брошенная с небоскреба, очень грозное оружие – ложь

Аэродинамические свойства монеты, прямо скажем, не совсем подходят для совершенного оружия. Ее форма настолько неудачна, что сопротивление воздуха и ветер не дадут нанести монетке какую-либо значительную травму, даже если она будет сброшена с Empire State, а его высота 380 метров. Так что, для «разборок» с недругом лучше потратить ее на приобретение чего-то потяжелее.

Миф седьмой : у взрослых людей клетки мозга не восстанавливаются – ложь

Последние исследования показали, что клетки мозга способны делиться и в зрелом возрасте. Конечно, это будет происходить не так интенсивно, как в период его формирования, но нейроны могут расти и меняться всю жизнь. Так что тренируйте свой мозг до самой старости, ведь поумнеть никогда не поздно.

Миф восьмой : заболели, пейте куриный бульон – почти правда

Конечно, полностью вылечить простуду куриным бульоном нельзя, это не панацея. Но наваристое кулинарное чудо содержи противовоспалительные вещества, которые помогают предотвратить распространение болезни. Так что лучше послушать совет мамы и поверить в народную медицину.

Миф девятый : молния не бьет дважды в одно место – не верьте, это опасная ложь

Этот научный миф может стоить жизни. В действительности все совершенно наоборот. Молния капризное , которое имеет свои предпочтения. Любимые места для попадания – возвышенности. Так что прятаться от грозы под деревом, в которое уже успела ударить молния лучше не стоит. Для примера, Empire State «ловит» молнию примерно 25 раз в год.

Миф десятый : каждые 7 секунд мужчины вспоминают о сексе – за исключением крайних случаев, ложь

Конечно, основной из заложенных нам природой инстинктов является инстинкт размножения. Но каждые 7 секунд – это скорее всего перебор. Естественно, доказать это опытным путем не возможно, но исходя из социологических исследований – это научный миф скорее ненаучное заблуждение.

Миф одиннадцатый : собачья пасть даже нечищеная чище человеческого рта – да как тут можно сравнивать?

Не смотря на привычку собак совать пасть и пробовать на вкус места, которые сложно назвать эталоном чистоты, принято считать, что собачья ротовая полость более стерильна, чем человеческая. В действительности для каждого вида характерен свой набор бактерий. Это все равно, что сравнивать дантиста и комодского варана. Так что собака не чище, она просто другая.

Миф двенадцатый : по поведению животных можно предсказать стихийное бедствие – скорее ложь

О том, что обладают «шестым чувством» можно предполагать, но это не доказано научно. Трудно спорить о более развитом обонянии, зрении, слухе и врожденных инстинктах. Именно они помогают нашим братьям меньшим быстрее определять опасность. К тому же животным не свойственно наблюдать из любопытства за ураганом или гигантской волной надвигающегося цунами. Да и во время катастроф гибнет много животных. Правда, последнее цунами унесло не так уж большое количество четвероногих. Так что научный или не научный этот миф, смотрите по поведению вашего питомца.

Миф тринадцатый : единственный рукотворный объект, который видно из космоса – Великая китайская стена – неправда

На самом деле, китайскую стену трудно рассмотреть, если точно не знать, где именно она находится. А с Луны это сделать вообще невозможно. С низкой орбиты космонавты могут увидеть множество объектов, созданных человеческими руками: или крупные взлетно-посадочные полосы.

Миф четырнадцатый : желудку нужно 7 лет, чтобы переварить проглоченную жевательную резинку – «пугачка» для детей

Переварить жвачку желудку будет труднее, чем обычную органическую пищу, но наш организм способен и не на такие подвиги. Так что жевательные конфеты подвергнуться той же участи, что и котлетки с макаронами. Вероятно, этот миф придумали строгие родители.

Философское понятие заблуждения. Виды и формы заблуждений

Все проблемы гносеологии касаются либо средств и путей достижения истины, либо форм существования истины, форм ее реализации. Категории, которыми оперирует гносеология при описании различных познавательных явлений («практика», «субъект», «объект», «чувственное», «рациональное» и т. п.), объединены между собой посредством категории «истина», с которой они так или иначе соотносятся. Однако, «...истина,-как отмечал немецкий философ Г. Гегель, - не есть отчеканенная монета, которая может быть дана в готовом виде и в таком же виде спрятана в карман». У этой монеты есть аверс - собственно истина и реверс - заблуждение. Заблуждения представляют собой трудности в познании.

Процесс познания предстает со страниц книг зачастую как «торжественное бесповоротное шествие к... истине без проблем и противоречий, в ходе, которого происходит прирост все новых и новых истин, дополняющих друг друга» . Но такая картина развертывания знания по существу отражает не имманентный процесс его развития, а лишь узловые этапы, арифметическую сумму достигнутых знаний, перечисляемых хронологически. Реальный познавательный процесс не свободен от заблуждений, имеющих место в познавательном процессе. Без исследования связи познания с заблуждением не является достаточно полным и само понимание истины.

Необходимо отметить, что несмотря на изменения в понимании истины (фаллибилизм и правдоподобие К. Поппера, плюрализм истин П. Фейерабенда, ис тина как анахронизм А. Назаретяна), последняя сохраняет статус высшей цели науки. Мы согласны с утверждением К. Зуева, который считает, что истина, очевидно, относится к тем фундаментальным понятиям, раздумывать над смыс-I лом которых человеку суждено до тех пор, пока он таковым остается, во всяком случае он обладает разумом и формирует для себя те или иные мировоззренческие, познавательные, нравственные принципы и установки. Другое дело, что этот смысл как и смысл многих других ключевых понятий, обновляется, трансформируется по мере развития знания и накопления социального опыта, сохраняя при этом существенно важные элементы своего прежнего содержания». С. И. Трунев, исследовавший понятие научной истины, указывает, что «семантико-модельный, эволюционный с опосредованным характером взаимодействия субъекта объекта познания вариант концепции истины не исчерпал своих возможностей и, в принципе, остается наиболее значимым для области теоретического естествознания».

Истина остается характеристикой объективного в знании. «Так объективность знания под углом зрения его согласования с реальностью оказывается обобщенным выражением множества таких показателей истины, как доказуемость, фальсифицируемость (т. е. установление ложности положения, альтернативного истинному), когерентность (согласованность высказываний системы или систем знания, включая отношение истинной теории к исследуемой), проективность (как способность истинного знания к прогрессивному сдвигу проблем, расширению базисной теории), конструктивность (как показатель существования и способ утверждения идеальных объектов), инвариантность (как независимость от конкретной системы преобразований) и др». В зависимости от познавательных ситуаций объем этих показателей истины может меняться.

Без обоснования правомерности и необходимости применения понятия истины невозможно употребление понятия заблуждения и изучение связанных с ним феноменов.

Истина объективна, но творит ее субъективность, абсолютизация объективного или субъективного моментов в познании порождает заблуждения. Объективность истины означает, что ее содержание не зависит от субъекта. Но истина познается субъектом и выражается им. Субъектом могут выступать в познавательном плане индивиды, научные сообщества, социальные группы, человечество. В процессе познания объекта, субъект исключительно активен. В ходе изучения он выдвигает ряд догадок, гипотез, предположений. Такая активность необходима, поскольку некоторые суждения, отражая те или иные свойства объекта, все полнее раскрывают его сущность, накапливают знания о нем, достигая рано или поздно объективной истины.

Но в то же время в познавательной активности субъекта таится возможность возникновения заблуждений в связи с тем, что не все знания могут соответствовать действительности. Из того, что заблуждение свойственно познанию было бы неверным выводить мнение, что знание не содержит объективной истины, что познание представляет собой движение мысли от одного заблуждения к другому. В объективной истине наряду с относительной истиной содержится и истина абсолютная, имеющая непреходящее значение. И. В. Гете был прав, когда писал: «Я жалею людей, которые много носятся с преходящестью вещей и уходят в созерцание земной сущности. Ведь мы для того и существуем, чтобы сделать преходящее непреходящим, а это может быть осуществлено лишь тогда, когда мы можем ценить и то и другое». В познании всегда присутствуют объективные и субъективные факторы, к первым относятся наличный уровень знаний, практики, степень разработанности проблемы и т. п.; ко вторым - степень одаренности, компетентность, внимательность и т. п.

Представления о заблуждении в истории философии

Единство и противоречие истины и заблуждения есть то, что определяет бытие и смысл деятельности познающего субъекта. Онтологический статус заблуждения, с одной стороны, обусловливает различный подход к исследованию заблуждений, а с другой - позволяет объединить разные гносеологические концепции на основе их обращения к феномену неверного отражения действительности, принимаемого за истинное.

Анализ проблемы заблуждений изначально принадлежал философии, следовательно необходимо обратить взгляд на историю исследований и анализа заблуждений. Попытки решения проблемы достижения истины, выявления и преодоления заблуждения можно обнаружить на протяжении всех этапов развития науки. В древнейшей философии эта проблема обсуждалась в связи с выявлением наличия у человека абстрактного мышления, возникновением зачатков логики, появлением и осознанием понятия истины и в связи с этим осмыслением ее противоположности - заблуждения, а также выяснением различия мнения и знания. Так, видный представитель даосизма Чжуан-цзы (ок. 369-286 гг. до н. э.) говорил: «Истина существует лишь постольку, поскольку существует ложь, а ложь существует лишь постольку, поскольку существует истина Утверждение есть в то же время отрицание, отрицание есть в то же время утверждение. Отрицание заключает в себе истину и ложь, утверждение также заключает в себе ложь и истину». Следует отметить, что в истории философии понятие ложного совпадает нередко с понятием заблуждение. Следовательно, хотя и в форме противополагания как чего-то внешнего друг другу, Чжуан-цзы утверждает мысль о связи истины и заблуждения, существующей в форме противополагания как чему-то внешнему.

В классической теории познания существует большое и принципиальное разделение на психологистов и антипсихологистов. Все философы различали причинное объяснение тех или иных феноменов сознания и их нормативное оправдание. Для психологистов норма, обеспечивающая связь познания с реальностью коренится в самом эмпирически данном сознании. Антипсихологисты ищут источник нормы нормы познания в другой области. Нормы, обеспечивающие связь познания с реальностью, говорят не о сущем, а о должном, не могут быть просто фактами индивидуального эмпирического сознания. Ведь эти нормы имеют всеобщий, обязательный и необходимый характер, они не могут быть потому получены путем простого индуктивного обобщения чего бы то ни было, в том числе и работы эмпирического сознания и познания.

Из факта расхождения показаний органов чувств и выводов разума некоторые философы заключали, что в заблуждениях виноваты органы чувств. Эту идею развивал Платон. Он в диалоге «Федон» излагает устами Сократа следующую концепцию: «виноваты» в заблуждениях органы чувств и влечения тела «Ведь, принимаясь исследовать чтобы то ни было совместно с телом, она (душа - А. К.) всякий раз обманывается - но вне тела». Поскольку тело обманывает душу и вводит в заблуждение, то по Сократу, не оно, а размышление - путь уяснения предметов бытия. Следует отдаваться чистой мысли, стремясь постичь каждую отдельную чистую сущность в ней самой отрешаясь при этом возможно более от зрения, слуха, от посредства тела вообще, как возмущающего душу и не позволяющего ей достигать истины и мудрости во всех случаях, когда она приходит с ними в соприкосновение. Итак, - делает вывод Сократ, отсюда для нас очевидно, что если мы желаем что-нибудь настоящим образом знать, то нам необходимо отрешиться от тела и одной только душой созерцать сущность вещей, ведь «лучше всего мыслит она, конечно, когда... стремиться к...бытию, прекратив и пресекпш насколько это возможно общение с телом» .

В знаменитой притче о пещере Платон поднимает вопрос об укорененности заблуждений в повседневной жизни, что постижение истины может разрушить привычный образ мира. Освобожденный человек, считая ранее виденные и привычные тени более истинными, чем вещи, ошибается в оценке их истинности. Еще более странными, кажутся человеку, вышедшему из пещеры, сущности вещей. «И он подумает будто гораздо больше правды в том, что он видел раньше, чем в том, что ему показывают теперь». Притча заканчивается спуском освобожденного обратно в пещеру, к тем кто там еще закован. Освобожденный должен теперь их тоже увести от их заблуждения и привести к истине. Но освободитель чувствует себя в пещере уже не на своем месте. Ему грозит погибнуть под властью господствующих там представлений, т. е. притязания той пещерной действительности на свою единственность. Концепция Платона предусматривает постижение абсолютной истины как идеальной сущности.

С иных позиций давал ответ о причинах заблуждений Аристотель. Он подчеркивал значение изучения того, «что такое заблуждение: ведь оно еще более свойственно живым существам, и душа немало времени проводит в ошибках». По Аристотелю ощущения являются достоверными, хотя он допускает, что в исключительных случаях возможны обманы органов чувств (например, у больных людей), но как правило, чувства не обманывают. Ведь если предположить, что все наше знание в конечном счете основывается на ощущениях, а ощущениям не свойственна истина, то тогда истина, как соответствие материальных и идеальных образов вообще была бы невозможна. Философ подчеркивает, что без восприятия нет представления, а без представления нет мышления. «Заблуждение объясняется не ощущениями, а воображением и особенно неадекватными связями содержания восприятия разумом»3. Воспринимается всегда лишь отдельный предмет или явление, поэтому знание восприятия всегда отдельное и случайное, оно не является научным знанием, а лишь его предпосылкой. Переходным моментом от восприятия к мышлению является наблюдение.

Специфика заблуждений в науке

В своем осознании мира и самого себя человечество шло и продолжает идти через лабиринт заблуждений, обусловленных ограниченностью исторической практики и соответствующей этому относительностью (неполнотой, ограниченностью) знаний об окружающей его действительности. Заблуждения составляют важный момент развивающегося знания, который дает возможность лучше понять познание.

Какими бы достоверными ни были методические принципы, указывающие дорогу к истине, познание нового можно уподобить пути, ведущему в ней естное. На этом пути ученый не снабжен однозначными ориентирами. Как правило, теоретические представления, на которые он опирается показывают ему на один из нескольких возможных, а иногда и просто равновероятных способов исследования, в силу чего ученому всегда предстоит решать задачу выбора, который не всегда может быть верен, может привести к истине или к; заблуждению. Однако, «заблуждения на пути движения знания были не иррациональным началом в познании, отвращающим от истины, а наоборот, необходимой ступенькой, спираясь на которую наука приближалась к истине» .

На процесс познания влияют объективные и субъективные факторы, первые совершенно независимы от познающего субъекта и могут привести исследователя к неверным выводам при изучении тех или иных объектов. Возникающие в познании заблуждения объективно могут быть результатом ограниченности знания и практики в каждый конкретный исторический момент. В этом смысле показателен пример геоцентризма. Астрономы древности на основании наблюдений небесных тел могли придти к заключению о гелиоцентрическом строении мира, однако, именно из-за ограниченности знаний был сделан противоположный вывод: Земля на несколько столетий стала центром мира

Критикуя в работе «Альмагест» идею гелиоцентризма, Птолемей указывает, что она обладает «большой простотой» и что с астрономической точки зрения ей «ничто не мешает». То есть в формальном отношении гелиоцентрическая система признавалась Птолемеем вполне удовлетворительной. Главное возражение сводилось к содержательным физическим аргументам, которые вполне соответствовали возможностям науки того времени, а «уровень науки каждого исторического периода... отражает достижения практики этого периода». «Если бы Земля, - писал Птолемей, - имела движение, общее со всеми другими тяжелыми телами, то, очевидно, вследствие своей массы она опередила бы эти тела, оставила бы всех животных, а равно и прочие тяжелые тела без всякой поддержки в воздухе, а наконец скоро и сама выпала бы из неба. Таковы последствия, к которым мы пришли: нелепее и смешнее нельзя себе вообразить» . В этом рассуждении содержится мысль, что движение Земли должно вызвать не связанные со взаимодействием тел ускорения. Чтобы отвергнуть это возражение, необходимо было доказать, что движение Земли не изменяет происходящих на ней процессов. А это можно было сделать лишь оперируя понятием инерции. Факты, противоречащие геоцентризму, астрономы пытались согласовать с наличной системой астрономических знаний. Окончательно это сделал Птолемей, объяснивший реально наблюдаемое, «петлеобразное» движение планет по небосводу теорией эпициклов и эквантов, которая математически точно описывала траекторию движения любой планеты. Явление было приведено в соответствие с мыслимой сущностью не совсем точно (хотя и удовлетворяло многие поколения астрономов). Дело в том, что для описания движения планеты необходимо было постоянно изменять количество эпициклов, что делало сложными вычисления. К тому же получалось, что планеты вовсе не двигаются по эпициклам, а последние просто являются приемом описания реального движения. Как это ни парадоксально во времена Птолемея (и еще много веков спустя) черты формального объяснения фактов были присущи гелиоцентрической системе (объективно истинной), в то время как геоцентрическая (заблуждение) обладала всеми признаками содержательного их объяснения.

Н. Коперник изменил принцип объяснения планетного движения: Земля стала рядовой планетой а позиция земного наблюдателя уступила место некоторому «космическому взгляду» со стороны. Формой, верного содержания теории гелиоцентризма, оказались упрощение и точность математических расчетов. Именно поэтому коперниканство не воспринималось как антицерковная доктрина, но принималась как более точная схема вычислений. Поэтому глава инквизиции кардинал Беллярмин и пытался использовать гелиоцентризм как аргумент против последователей Н. Коперника. «... Действительно, если говорят, что предположение о движении Земли и неподвижности Солнца лучше объясняет наблюдаемые явления, чем гипотеза эпициклов и эксцентров, то это -прекрасное утверждение и оно не заключает в себе никакой опасности. Его вполне достаточно для математики». Содержательное обоснование теория Коперника получила после разработки научного понятия инерции Г. Галилеем и И.Ньютоном. При анализе существования заблуждений в познании и их диалектической взаимосвязи с истиной, возникает вопрос об их роли в познании. Отрицательная, негативная сторона заблуждений хорошо известна, но мы разделяем ту точку зрения, которая признает существование позитивных функций заблуждений. Так, несмотря на то, что теория геоцентризма была заблуждением, она несла в себе элементы положительного знания.

Заблуждение и альтернативное знание

Познание человека об окружающем его мире многогранно, многоаспектно. Оно включает в себя не только научное познание, но и альтернативные формы познания.

В структуре знания присутствуют элементы, не укладывающиеся в традиционное понятие научности разного рода, религиозные и магические представления; интеллектуальные и сенсорные навыки, не поддающиеся вербализации и рефлексии, социально-психические стереотипы, интересы и потребности; большое число противоречий и парадоксов; следы личных симпатий и антипатий, привычек, ошибок, небрежностей заведомого обмана. Приоритет в производстве знаний принадлежит науке. Само знание, как уже отмечалось, таит в себе возможность возникновения заблуждений. Нас интересует, прежде всего, как функционирует заблуждение в альтернативном знании, как здесь проявляют себя ложь (в том числе обман), дезинформация, ошибки, а также какое отношение к этому имеют такие феномены познания как лженаука (псевдонаука) и альтернативное околонаучное знание - паранаука. заблуждение наука познавательный

Наука как сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе, мышлении и т, д. Она занимает особое место в истории Нового и Новейшего времени. Хотя историю науки можно выводить из глубокой древности именно с XVI века наука превращается в самостоятельный вид общественной деятельности и отделяется не только от непосредственной материальной деятельности, но и от других видов интеллектуального труда (религии, искусства и др.). Возникновение нового вида интеллектуальной деятельности, в котором нуждается производство, потребовало перехода от дилетантизма к профессионализму. Создается особая социальная группа - ученые. Наука, в своей истории, не всегда успешно на пути к истине, были и взлеты и падения, да и само значение науки оценивалось в разное время по-разному. А. С. Кравец выделяет 4 этапа качественно отличающихся социальной зрелости науки: 1) от XVI до XVIII века. Это время молодости науки, ювенильная фаза в ее развитии, которой соответствует «романтическая» идеология, основанная Ф. Бэконом и его последователями; 2) охватывает XIX век и может называться классическим; 3) постклассический - примерно с начала Первой мировой войны до окончания Второй мировой войны; 4) с окончания Второй мировой войны до современности. В результате естественнонаучных открытий (особенно в XIX веке) именно наука стала восприниматься как носитель истины, последней инстанцией, образом беспристрастности и объективности, как абсолютный непререкаемый авторитет. В период с XVI века до окончания Второй мировой войны сложился сциентизм - положительное отношение к науке, с верой в ее могущество и неоспоримое превосходство перед другими формами духовной деятельности. При этом за эталон принимались точные науки, нередко противопоставляемые гуманитарным наукам. Доминантной чертой науки было изображение ее как двигателя общественного прогресса. Однако, во второй половине XIX века вследствие успехов науки в создании оружия массового уничтожения, в результате научно-технической революции и загрязнения окружающей среды благостное отношение к науке сменилось негативным. Ее объявляли вредоносной, а в обществе сложилось отрицательное отношение к науке - антисциентизм, который видит в ней «принципиально ограниченную форму культуры, а в некоторых крайних вариантах - и силу, враждебную гуманистической сущности человека»3. Социум приобрел огромное влияние на науку. Но в социально обусловленной динамике производства научного знания оказываются в наличии объективные результаты, независимые от социального контекста их получения и признания. Процесс отбора научных утверждений, процесс их социализации безусловно сложен и малоас-пектен. Но в конечном счете, - отмечает Л. Б. Баженов, - итог все-таки определяется не социальными факторами, а соответствием объективной реальности"4. Сместилась сфера исследовательских интересов методологии. «Современная методология исходит из того, что реальная наука постоянно движется, изменяется, перестраивается и методология, целью которой является формулировка критериев научного метода, вынуждена считаться с тем, что критерии эти должны прилагаться к изменяющемуся знанию, т. е. к знанию вечно незавершенному, вечно нарушающему в своей динамике сложившиеся каноны научной рациональности». В этой вечной незавершенности знания методология обратилась к формам и способам познавательной деятельности, которые прежде квалифицировались как «пограничные», спорные, а то и просто расположенные по ту сторону традиционно принятых границ науки. В сфере методологических интересов оказывается магия, астрология, парапсихология, уфология, комплекс «народных наук» (народная синоптика, народная агрикультура и др.). Итогом стало то, что науку не стали отделять от иных форм познавательного освоения действительности. Эту позицию озвучил П. Фейерабенд. Для него наука - это «наиболее современный, наиболее агрессивный и наиболее догматический религиозный институт». По характеру своего содержания наука ничем не отличается от мифа, колдовства, магии. П. Фейерабенд протестует против того, что он называет «шовинизмом науки», понимая под ним непримиримость и нетерпимость науки к ненаучным построениям в сфере науки2. Суть позиции П. Фейерабенда в том, что нельзя найти ни одного методологического предписания (нормы, правила, требования), которое бы никогда в истории науки не нарушалось и притом не нарушалось успешно. Да, правила, нормы нарушались, но в изменяющихся условиях развития знания и практики. Вместе с этим сохраняются критерии позволяющие однозначно по четким гносеологическим основаниям идентифицировать научно-познавательную деятельность в ее отличии от псевдонауки и ненауки. Критерии научности знания следующие: объективность, рациональность, системность, проверяемость. Теоретически аппелировать к различным формам познавательной деятельности возможно, но практически это означает, что «методология, призванная нормировать научную практику, оказывается вне реальной практики науки»3. На наш взгляд обращение к безграничной сфере иных, ненаучных форм познавательной деятельности, методом от противного доказывает особый статус науки в производстве новых знаний.

Для самой читающей нации в мире мы предлагаем сборник общеизвестных и привычных заблуждений из мира науки, биологии, истории, анатомии и секса. А знакомиться с этими интересными фактами можно с любой страницы, что очень удобно для чтения в ванной и туалете, не правда ли?

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Самые известные заблуждения о науке, биологии, истории, анатомии и сексе (В. Обручев, 2014) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Космос и астрономия

1. Оказавшийся в космосе человек будет буквально разорван внутренним давлением. На самом деле «взрыва» не будет. Ткани человеческого тела обладают достаточной прочностью и вполне способны выдержать давление в одну атмосферу. Что же произойдет с человеком, оказавшимся без скафандра в межпланетном пространстве? Он умрет от удушья.

2. Слова «космос» и «невесомость» чуть ли не синонимы. Состояние невесомости можно наблюдать и на Земле. Чтобы испытать его на себе, достаточно спрыгнуть со стула. Конечно, в этом случае невесомость продлится жалкие доли секунды, но она будет.

На довольно короткое время это состояние испытывают парашютисты, выпрыгнувшие из самолета, спортсмены-прыгуны, батутисты при достижении верхней точки прыжка и др. На нашей планете невозможно достичь условий, при которых вес пропадает надолго.

3. Полярная звезда – самая яркая на небе Северного полушария. Полярная звезда – вторая по величине. Все звезды находятся на разном расстоянии от нас, поэтому очень яркая звезда из-за удаленности может быть едва видна невооруженным глазом.

4. Звезды неподвижны. На самом деле небо не статично, оно находится в постоянном движении, однако мы практически не способны это заметить, ведь все, что происходит в космосе, длится сотни, тысячи и даже миллионы лет, жизнь человека на этом фоне – едва заметная вспышка.

Если перемещения галактик не видны даже на протяжении веков, то некоторые звезды летят в космическом пространстве так быстро, что это становится заметно уже через несколько лет наблюдений. Например, скорость звезды Бернарда составляет 110 км/с. Для сравнения: Солнце движется относительно других звезд со скоростью примерно 20 км/с.

5. В недалеком будущем человечество сможет совершить полет к ближайшим звездам. Это нереально. Казалось бы, это вполне достижимо даже на современном этапе развития космонавтики, но… Для начала необходимо вспомнить, что ближайшая к Земле звезда – Проксима Центавра – находится на расстоянии 4,22 световых года, то есть даже свет, двигающийся со скоростью 300 000 км/с, преодолевает это расстояние за четыре с небольшим года. От остальных звезд нас отделают куда большие расстояния. Таким образом, звездолет должен лететь как минимум четыре световых года в одну сторону, а все путешествие займет не менее восьми лет.

6. Солнечное затмение – редкое событие. Каждый год можно наблюдать как минимум два затмения, а в иные годы их количество достигает пяти.

7. Невидимая сторона Луны не освещается Солнцем. Любое сферическое тело всегда освещается Солнцем одинаково – это надо запомнить. Что касается Луны, каждый отдельно взятый участок ее поверхности освещается Солнцем в течение почти 15 земных суток и еще столько же пребывает в кромешной тьме. За день лунная поверхность успевает раскалиться до +115 °C и более, за ночь – остыть до –170 °C, а местами и до –240 °C.

8. Кометы – огромные космические тела – опасны для Земли. Столкновение кометы с Землей – не самое катастрофическое событие. При огромных видимых размерах вся масса комет сосредоточена в ядрах, которые представляют собой «грязный снежок» – смесь льда, космической пыли, крупных минеральных вкраплений и камней. Это, как точно подметил французский физик Ж. Бабинэ, «видимое ничто». При приближении к Солнцу из ядра кометы под действием нагрева начинают бить газовые и пылевые фонтаны. Вещество выбрасывается в космос и становится видимым как кома и хвост кометы.

9. Звезды из одного созвездия находятся рядом. Данное заблуждение родилось из-за того, что звезды, удаленные от нас на разные расстояния, проецируются на одну воображаемую плоскость. Например, в нашем понимании созвездие Большой Медведицы – это знаменитый «ковш», состоящий лишь из семи звезд. Для астрономов оно включает 125 звезд, удаленных на расстояние от тысяч километров до миллиардов световых лет.

10. Попадание космического корабля в метеорный поток влечет его гибель либо значительные повреждения. На самом деле метеоритные частицы не больше песчинки и лишь малая их часть похожа на «настоящие» камни размером в несколько сантиметров. С космическим кораблем, попавшим в метеорный поток, ничего не случится, он спокойно пролетит через него и даже «не заметит» этого.

11. Полететь в космос можно с помощью огромной пушки. Какой бы большой ни была пушка, выстрел не приведет к достижению цели: полет в космос не удастся. Почему? Самая главная причина кроется в скорости, которой невозможно достичь во время выстрела. Другая причина заключается в том, что находящиеся в снаряде люди будут буквально раздавлены возникшими перегрузками.

12. Многие считают, что метеориты падают на Землю горячими. В реальности почти все метеориты, долетевшие до поверхности нашей планеты, можно спокойно потрогать рукой. Нагрев происходит только на поверхности, внутри метеорит остается таким же холодным, как и до входа в атмосферу, поэтому он быстро остывает.

Планета Земля

13. Великая китайская стена – единственный рукотворный объект, видимый из космоса. Великую китайскую стену практически невозможно увидеть из космоса невооруженным глазом. Чтобы запечатлеть ее с международной космической станции, необходимо точно знать время пролета над объектом и воспользоваться телескопом. Следует отметить, что взлетно-посадочные полосы международных аэропортов и знаменитые египетские пирамиды на фоне песков, напротив, относительно легко различимы.

14. Водяная воронка в раковине закручивается в разные стороны в Северном и Южном полушарии. Почему люди искренне уверены в обратном? Все дело в так называемых силах Кориолиса, описанных в 1833 г. французским математиком Густавом Кориолисом. Именно под действием этих сил вода (а также воздух) приобретает вращательное движение, то есть закручивается в воронки. Силы Кориолиса приводят к тому, что в Северном полушарии реки подмывают правые берега, а в Южном – левые.

В обычных раковинах направление закручивания водяной воронки зависит от формы раковины, диаметра трубы, случайных воздействий на воду и прочего, а не от сил Кориолиса.

15. Cезоны сменяют друг друга, потому что Земля то приближается к Cолнцу, то отдаляется от него. Климат Земли всецело определяется углом наклона оси вращения, но никак не удалением или приближением к Солнцу. Это обстоятельство, кстати, отображается в самом слове «климат»: по-гречески klimatos означает «наклон».

16. При движении вглубь Земли сила притяжения увеличивается. На самом деле с глубиной земное притяжение падает, а в центре планеты царит невесомость. Однако все расчеты верны, если принять планету за идеальный шар, вещество которого имеет одинаковую плотность во всем объеме. Однако в земной коре имеются уплотнения и пустоты, и ее мантия тоже не везде однородна, поэтому невесомость должна наблюдаться не в геометрическом центре Земли, а где-то в стороне от него – там, где находится центр тяжести планеты.

17. Самое сухое место на Земле – пустыня Сахара. В действительности «самое сухое место» определяют по годовому количеству осадков, выпадающих в местности. Тогда это звание по праву заслуживает… Антарктида! На материке находятся три уникальные долины, на которых дождей и снегов не было на протяжении по крайней мере двух миллионов лет!

18. В сутках ровно 24 часа, в часе ровно 60 минут, в минуте – 60 секунд. Существуют разные понятия суток. Астрономы выделяют солнечные и звездные сутки. Истинные солнечные сутки не могут считаться примером постоянства: в течение года они периодически удлиняются и укорачиваются на некоторое время.

19. Земля – круглая. Если смотреть на Землю издалека, скажем, из космоса, то она покажется идеально круглой. Однако если мы, приняв форму Земли за идеальный шар, начнем делать точные измерения координат точек на ее поверхности, то у нас ничего не получится. Все потому, что форма Земли отличается от шара, приближаясь к эллипсоиду.

20. С увеличением высоты температура равномерно падает. Так происходит только до определенного момента, после которого атмосферу начинает буквально «лихорадить». Земная атмосфера условно разделена на несколько слоев, обладающих различными физическими и химическими свойствами. C увеличением высоты температура сначала падает, потом растет, потом снова падает и снова растет.

Физика и математика

21. Сброшенная с небоскреба монета может убить человека. Упавшая с небоскреба монета не только не приобретет «смертельной» скорости, но и через две-три секунды падения перестанет ее набирать. Сопротивление воздуха уравновесит ускорение свободного падения, и монета почти на всем пути будет падать с равномерной скоростью. Именно поэтому неважно, с какой высоты она будет сброшена: с 300 м или с 3 км – результат будет одинаков. Если бы все падающие в атмосфере тела двигались с ускорением, то смертельным был бы даже обычный дождь.

22. Чем выше напряжение электрического тока, тем более он опасен. В некоторых условиях опасным может стать напряжение 10–15 В; и, напротив, ток напряжением 10 000 В может не нанести никакого вреда. Необходимо учитывать не только напряжение, но и силу электрического тока.

23. Тело кошек устроено особым образом, поэтому они не разбиваются, падая с высоты. Кошки не разбиваются, потому что в дело вмешиваются не биология и физиология, а физика. С увеличением высоты вероятность гибели кошки не повышается. Все потому что во время полета кошки расставляют лапы как можно шире, тем самым увеличивая площадь своего поперечного сечения. Проще говоря, тело животного начинает работать как парашют, повышая сопротивление и снижая скорость. Здесь главную роль играют законы механики и аэродинамики.

24. Трение приносит только вред. В действительности без трения все тела начнут двигаться, стремясь достичь самой низкой точки. Тормозные колодки, шкивы и ремни, шины и дорога не будут испытывать взаимного трения, а значит не будут работать. Наши дома в мгновение ока рассыплются: раствор не будет больше держать кирпичи, ведь они фиксируются только за счет трения.

25. Ракета летит, так как отталкивается от воздуха реактивной струей. В реальности воздух мешает полету реактивного снаряда, не давая ему развить максимальную скорость. Здесь можно провести полную аналогию с ружьем и пулей. Вырывающийся из отверстия газ обладает большой скоростью, а по закону сохранения инерции сама камера должна начать двигаться в противоположную сторону. При запуске ракеты работает такое явление, как отдача.

26. Вода в чайнике до и после нагревания имеет одинаковую массу. Любое изменение количества энергии в теле неизбежно ведет к изменению его массы. Так насколько изменится масса литра воды, взятой при комнатной температуре и доведенной до кипения? Ненамного. А вот тонна воды уже даст показатель, находящийся на грани инструментальной погрешности: 1000 кг воды, доведенной до кипения, станут тяжелее всего на 0,000005 г.

27. На Луне человек может подпрыгнуть намного выше, чем на Земле. Теоретически на Луне человек может с места прыгнуть в высоту на 2–3 м, однако если будет делать это без скафандра и после длительной подготовки. Если прыгнуть на Луне с той же силой, что и на Земле, велика вероятность полететь не вверх, а вперед или назад, «получив» при этом еще и вращательный момент.

28. Жидкости оказывают давление только вниз, на дно сосуда. Жидкости давят на все стороны, в том числе вверх. В противном случае любое тело, оказавшись в воде, моментально падало бы на дно и о плавании не могло быть и речи.

29. Прыжки с большой высоты в воду безопасны. Если не принять мер, то об воду можно довольно сильно разбиться. Чтобы не получить травм, спортсмены многие годы учатся группироваться и относительно свободно проникать в воду, которая своим сопротивлением постепенно снижает скорость человека.

30. Если резко нажать педаль тормоза, то автомобиль быстрее остановится. На самом деле это заблокирует колеса и автомобиль пойдет юзом. Все дело в силе трения. В разных случаях колеса и сам автомобиль ведут себя неодинаково, о чем необходимо помнить за рулем.

31. Молния никогда не бьет два раза в одно и то же место. Опровержением заблуждения служат обычные молниеотводы, установленные на каждом доме, башне, заводской трубе или любом другом высоком строении. Чем выше установлен молниеотвод, тем чаще попадают в него молнии.

32. Человек, бегущий под дождем, намокнет меньше, чем тот, кто идет медленно. При беге в безветренную погоду намокание будет происходить не только сверху, но и спереди. Тем самым у быстро движущегося тела увеличивается площадь, на которую попадают капли, следовательно, увеличивается и общая масса воды, попавшей на тело за определенный промежуток времени.

33. Вакуум характерен только для космоса. Под вакуумом мы понимаем пространство, совершенно свободное от какой-либо материи – абсолютную пустоту. Как это ни удивительно, но все окружающие нас тела, да и мы сами тоже, состоят из пустоты. В нас самих вакуума больше, чем материи. Это действительно так: если бы удалось вплотную приблизить электроны к ядрам, размеры тела сократились бы в 100 тыс. раз, но масса осталась прежней.

34. Теорема Ферма до сих пор не доказана. Теорема Ферма широко известна и в некотором смысле стала «идолом», которому поклоняются математики-любители и профессионалы. Однако мало кому известно, что ее доказательство уже найдено, произошло это в 1995 г. Тем не менее даже те, кто уверен, что доказательство существует, продолжают искать новые способы, ведь мало кого из ученых устраивает тот факт, что великая теорема имеет решение длиною 130 страниц!

35. Наука допускает возможность пересечения параллельных прямых. Геометрия Лобачевского описывает не плоское пространство, как геометрия Евклида, не допускающая пересечения параллельных прямых, а оперирует понятиями гиперболического пространства. Именно в таком пространстве возможно пересечение параллельных прямых. Хорошей моделью такого пространства являются геометрические тела, похожие на воронку и седло.

Тела и вещества

36. Алмаз невозможно разрушить. Легкий удар молотка сделает из одного большого алмаза много мелких. Однако не всегда надо прибегать к помощи инструментов: небольшие бриллианты, вставленные в кольца или серьги, могут разрушиться от случайного удара о предметы мебели, стену или дверные косяки. Алмаз и бриллиант – разные названия одного камня. «Алмаз» – название минерала, а «бриллиант» – ювелирный термин, обозначающий один из видов огранки драгоценных камней.

37. Cтекло – это твердое вещество. Даже при обычных, комнатных температурах самое обыкновенное оконное стекло остается жидкостью, однако очень и очень вязкой. Она продолжает течь, но со скоростью, едва различимой самыми чувствительными приборами.

38. Дождевая и родниковая вода чище воды из любых других источников. В почве и водоемах содержится большое количество отходов промышленной деятельности человека. Следовательно, водяной пар, составляющий облака, может содержать кислоты, щелочи и другие растворимые в воде соединения.

39. Ртуть – единственный металл, пребывающий в жидком состоянии при комнатной температуре. В действительности таких металлов четыре: всем известная ртуть, менее известные галлий, цезий и франций.

40. Существует три агрегатных состояния вещества: газообразное, жидкое и твердое. Сегодня можно назвать четыре агрегатных состояния, теоретически их могут принимать любые вещества: это газ, жидкость, твердая фаза и плазма.

41. Свинец и золото – самые тяжелые металлы. В реальности осмий и иридий – самые плотные, а значит самые тяжелые металлы на Земле. В космическом пространстве есть объекты, плотность которых в сотни, тысячи и миллионы раз больше, например вещество белых карликов (угасающих звезд, размеры которых близки к размерам Земли).

42. Обычная вода закипает при +100 °C. Все зависит от давления внешней среды или давления внутри сосуда. Например, в горах без специальных средств нельзя закипятить воду, а в котлах тепловых электростанций вода не кипит даже при +300 °C.

43. Пластмасса не отличается особой прочностью. Существуют пластики, не уступающие по характеристикам металлам. Например, фторопласты, среди которых можно отметить тефлон, обладают высочайшей прочностью и сохраняют свои свойства при температурах от –70 до +350 °C!

44. Капли дождя имеют форму слезы. Капли имеют форму маленьких шариков или шариков с приплюснутым основанием. Во время падения капля оказывается как бы в невесомости, а в условиях отсутствия притяжения все жидкости принимают естественную форму – шар.

Это свойство использовано при производстве охотничьей свинцовой дроби. На самом верху высокой (до 45 м и более) башни имеется специальный «дуршлаг» с отверстиями определенного диаметра. В этот «дуршлаг» заливается расплавленный свинец, который, пройдя через отверстия, падает на дно башни. За время полета металл приобретает шаровидную форму и застывает. Дробинки падают в бак с водой, амортизирующей удар.

45. Чем сильнее полировать поверхность, тем более скользкой она станет. Реальный результат будет противоположным. Наверняка каждый из нас не раз наблюдал, как два сложенных вместе куска гладкого стекла буквально слипаются друг с другом. Этот эффект напрямую связан с полировкой: в отсутствие микронеровностей начинает действовать сила притяжения между атомами или молекулами, слагающими трущиеся тела.

46. Морская вода – это раствор чистой воды и обычной поваренной соли. В морской воде найдены почти все элементы таблицы Менделеева. Кроме 27,2 г хлористого натрия, известного как обычная поваренная соль, в одном литре воды содержится 3,8 г хлористого магния, 1,7 г сернокислого магния, 1,3 г сернокислого калия, около 1 г сернокислого кальция и др.

47. Спирта с крепостью 100 % не бывает. 100 %-й спирт есть, его активно применяют в химической промышленности, в качестве добавок к автомобильному и ракетному топливу, в парфюмерной и других отраслях. А вот в спиртных напитках он не применяется.

48. Чем сильнее полировать зеркало, тем лучше оно будет отражать свет. Полировать зеркальную поверхность имеет смысл лишь до определенного момента, когда микронеровности по размерам станут меньше длины волны.

Для света совершенно безразлично, на какую поверхность падать – идеально гладкую, полностью лишенную микронеровностей, или с микрошероховатостями – в обоих случаях отражение будет происходить одинаково.

История изобретений и техника

49. Бумеранг был изобретен и использовался только в Австралии. Археологические находки говорят, что бумеранг использовался в Месопотамии, на территории современной Индии, в Египте. Мало того, бумеранг, выполненный из дуба, найден в Нидерландах. Однако грозное оружие именно в умелых руках австралийских аборигенов может летать на расстояние до 200 м, наносить значительные повреждения и возвращаться обратно.

50. Первую паровую машину изобрел шотландский механик Джеймс Уатт. Именем этого ученого названа международная единица мощности Ватт, однако в действительности Д. Уатт усовершенствовал и предложил новый тип двигателя, а история паровых машин начинается гораздо раньше.

51. Радиолампы – безнадежно устаревшие приборы. Нельзя говорить о полном забвении электронных ламп в частности и электровакуумных приборов вообще. Их активно применяют в технике, благодаря чему существует радиосвязь на очень коротких волнах, связь и передача данных через космические спутники, радиолокация и многое другое.

52. Вечный двигатель будет изобретен . Создание вечного двигателя невозможно. Это гипотетическое устройство должно совершать работу без поступления энергии извне бесконечно долго или до тех пор, пока не разрушится от сил трения и усталости материалов. Закон сохранения энергии утверждает, что никакая энергия не может просто так возникать и исчезать, она лишь переходит из одной формы в другую.

53. Технология «Стелс» защищает от радиоволн любой частоты. Технология «Стелс» позволяет снизить вероятность обнаружения военной техники в радио– и инфракрасном диапазоне. Она не сводится к специальному сверхсекретному покрытию, это целая наука, предлагающая массу способов снизить вероятность обнаружения самолетов, кораблей, танков и другой техники средствами противника. Следовательно, ошибаются те, кто считает, что американский ударный самолет F-117 и стратегический бомбардировщик B-2, созданные по технологии «Стелс» и называемые в народе не иначе как «Стелсы», – абсолютно невидимы.

54. Энергия двигателей автомобилей, локомотивов и кораблей расходуется на перемещение в пространстве. При движении по совершенно ровной дороге двигатель необходим, чтобы преодолевать силу трения и сопротивление воздуха. В космосе нет среды, создающей сопротивление движению, и чтобы получить «вечное движение», достаточно лишь кратковременного разгона, а дальше о двигателе можно забыть.

55. 100 лошадей могут заменить двигатель мощностью 100 лошадиных сил. Лошадиная сила – довольно абстрактная единица измерения мощности. В частности, четыре лошади в одной упряжи работают как три свободных, а восемь – как четыре. Чем большее число животных использовать, тем меньший прирост мощности будет наблюдаться.

56. Подводные лодки могут плавать на глубине многих километров. Основная проблема даже не в том, что на глубине конструкция подводной лодки может не выдержать высокого давления, сложность заключается в механизме погружения и подъема лодки с глубины.

Великие люди в науке

57. Галилео Галилей бросил в лицо инквизиции знаменитую фразу «И все-таки она вертится!» Вряд ли он решился бы произнести что-то подобное инквизиторам. Судебный процесс над Галилеем был долгим и мучительным. Инквизиция признала его не еретиком, но сильно заподозренным в ереси. Если бы Галилей на суде после прочтения отречения выкрикнул «И все-таки она вертится!», история закончилась бы совсем по-другому и даже, возможно, костром. Галилей был оправдан церковью только в наше время. Это произошло в 1992 г. по инициативе Папы Римского Иоанна Павла II.

58. Дмитрий Менделеев изобрел сорокаградусную водку. Д. И. Менделеев не имеет никакого отношения к водке. Хотя его диссертация и называлась «О соединении спирта с водой», посвящена она была вовсе не вкусовым качествам смесей и их воздействию на человека. Напитки, называемые «водкой», были известны в России уже давно: впервые упоминание этого напитка встречается в 1751 г. До этого на протяжении веков смесь воды и спирта (ржаного, ведь именно этот злак был наиболее распространен на Руси) называлась вином.

59. Единственный автор общей теории относительности – великий ученый Альберт Эйнштейн. В одиночку Эйнштейн, будь он хоть трижды гениален, создать великую теорию не смог бы, если бы не предшествующие работы других физиков, работавших с XVII по XX в. Главная заслуга Эйнштейна – обобщение разрозненных фактов и внесение предложений, поломавших все стереотипы в науке того времени.

60. Исаак Ньютон открыл закон всемирного тяготения благодаря яблоку, которое упало ему на голову. Существует версия, что легенду с падением яблока И. Ньютон придумал сам. Это, якобы, понадобилось для «оправдания» себя перед знаменитым ученым того времени Робертом Гуком, уверявшим, будто Ньютон украл у него и выдал за свою идею о всемирном тяготении.

61. Юлий Цезарь родился с помощью кесарева сечения. На самом деле Гай Юлий Цезарь не мог появиться на свет таким путем. Дело в том, что в Древнем Риме кесарево сечение выполнялось только в том случае, если женщина умирала. Мать императора, как известно, прожила долгую жизнь. Первое успешное проведение операции на живой женщине официально зафиксировано в 1610 г. и лишь спустя время благодаря успехам фармацевтики и медицины кесарево сечение стало применяться гораздо чаще.

Недавно американский журнал Live Science составил список самых популярных мифов, имеющих отношение к науке и медицине. Как выяснилось, большинство наших представлений об устройстве мира и человеческого организма, которые считаются непреложной догмой, не совсем верны или же совсем неверны! По крайней мере, так считают профессиональные ученые.

1) Нервные клетки не восстанавливаются.

Неправда. Конечно, в раннем возрасте деление клеток нашего мозга происходит намного интенсивнее, но даже в зрелые годы они не перестают делиться. Как доказывают исследования, рост нейронов продолжается вплоть до самой смерти человека. Иначе мы не могли бы усваивать новую информацию и повышать свой интеллект.

Пожалуй, данное утверждение верно лишь относительно больных рассеянным склерозом. Этот недуг как раз и заключается в отмирании нервных окончаний, и восстановлению они уже не подлежат. Хотя не исключено, что медицина скоро придумает средство обратить данный процесс.

2) Наш мозг использует всего 10 процентов своих ресурсов.

Ерунда! Как показали результаты МРТ-исследований, в процессе мышления мы задействуем большую часть мозговой коры, причем мозг работает даже тогда, когда мы спим. Потому мы и видим сны, а порой во сне даже приходят какие-то важные мысли и решения.

3) Зевание заразно.

Ученые склоняются к тому, что это правда. Наверное, вы замечали, что если кто-то из присутствующих начинает зевать, то остальные следуют его примеру. По мнению исследователей, это связано с подсознательными рефлексами, которые мы унаследовали от обезьян.

4) Куриный бульон лечит простуду.

Тоже правда, но лишь отчасти. В курином бульоне действительно содержатся вещества, оказывающие на организм противовоспалительное действие. Однако, если вместо лекарств употреблять один бульон, это вряд ли остановит болезнь.

5) Если, попав под дождь, побежать, то не так вымокнешь.

Математики даже составили уравнения для этого процесса и выяснили, что данное утверждение, скорее всего, является правдой. Однако, если при ходьбе мокрой становится прежде всего голова, то при беге — тело, а значит, может сильно намокнуть одежда. Решайте, что для вас важнее. А лучше ходите с зонтом.

6) Съесть булочку с маком — все равно что принять наркотик.

Отчасти правда. Конечно, наркотического эффекта вроде эйфории вы не почувствуете, но тест на опиаты может оказаться положительным. Особенно если вы пожадничали и съели две булки вместо одной…

7) Курица может какое-то время жить без головы.

Как ни странно, правда. Эта птица способна прожить еще пару минут после того как ей отрубят голову, так как у нее сохраняется стволовая часть мозга, отвечающая за многочисленные рефлексы. Существует предание о курице, которая смогла протянуть с отрубленной головой целых 18 месяцев. Видимо, отсюда и пошло выражение "безмозглая курица": оказывается, курам мозг особо и не нужен…

8) В космосе отсутствует гравитация.

Это полная чепуха. Гравитация есть везде, просто по мере удаления от Земли она уменьшается. А космонавты на орбите оказываются в невесомости только потому, что, находясь на борту автоматических станций, они совершают падение на Землю в горизонтальной плоскости.

Кстати, неверно и утверждение о том, что в космосе царит вакуум. Ведь межзвездное пространство заполнено микрочастицами, но мы можем их попросту не замечать, так как расстояние между ними слишком велико.

9) Единственный рукотворный объект, который видно из космоса — это Великая Китайская стена.

Неверно. С низкой орбиты можно увидеть много объектов, даже египетские пирамиды и взлетные полосы крупных аэропортов. А вот Великую Китайскую стену увидеть как раз достаточно сложно — для этого надо знать ее точное местонахождение.

10) Смена сезонов года происходит потому, что изменяется расстояние от Земли до Солнца.

Полная чушь! Изменение расстояния до Солнца происходит при движении нашей планеты по орбите. Но это практически не сказывается на температурных колебаниях. Смена времен года на самом деле зависит от угла наклона земной оси.

Источник: Pravda.ru

Во времена, когда наука делала первые шаги, гипотезы нередко строились на основании недостаточной и недостоверной информации. Нехватка исходных данных заставляла исследователей напрягать воображение. Авторы не скупились на невероятные, ошеломляющие допущения, ведь не было предшественников, которые ограничивали бы полёт мысли. Положив на стол чистый лист, учёный брал в руки перо и описывал устройство мироздания как ему вздумается. Зачастую получалась удивительная ерунда. Но у истинного гения даже ошибки приводили к гениальным выводам.

Полая Земля

У гипотезы полой Земли сейчас мало сторонников даже среди ценителей паранаучных концепций. Умерла она и в фантастике, даже по меркам фэнтези полая Земля слишком оскорбляет законы физики. Но ещё век назад подземному миру отдали должное лучшие авторы: Эдгар По, Эдгар Берроуз, Владимир Обручев.

Гипотеза полой Земли никогда не была общепринятой, но в разряд антинаучных попала сравнительно недавно. Был период, когда она пользовалась популярностью, во многом из-за благородного происхождения. В XVII веке её выдвинул Рене Декарт - великий французский философ и математик.

Декарт сформулировал научный метод познания мира и, естественно, не мог опираться на труды предшественников. За отсутствием лучшего он строил гипотезы на базе «Аристотелевой физики», следы которой мы можем до сих пор видеть в фэнтезийных мирах. По Аристотелю, любое вещество состоит из смешанных в разных пропорциях четырёх стихий - земли, воды, воздуха и огня. Стихии же появились от разложения протоматерии Вселенной, пятой стихии - эфира.

Пытаясь объяснить, как возникла Солнечная система, Декарт пришёл к выводам, которые были недалеки от истины. Светило и планеты, по его мнению, возникли в результате сжатия и закручивания первичного вещества. Только не газо-пылевой туманности, а эфира. Именно его распад, сопровождавшийся выделением флогистона (огненной материи), заставил звёзды сиять! Солнечные же пятна Декарт считал то застывающими, то вновь плавящимися каменными островами.

Земля, по мнению Декарта, тоже была маленьким светилом, но эфир в её недрах распался тысячи лет назад. Каменные острова слились и превратились в кору, вода, освободившись от улетучившихся в пространство лёгких стихий - флогистона и воздуха, - наполнила океаны. Но пятна на Солнце доказывали, что космические тела застывают начиная с поверхности. И ко времени возникновения коры внутри ещё должен оставаться не распавшийся эфир…

Будучи смесью всех четырёх стихий, эфир должен иметь втрое меньшую плотность, чем самая тяжёлая стихия - земля. Следовательно, после распада эфира камень займёт лишь треть внутреннего объёма планеты. Земля будет представлять собой «матрёшку» из нескольких твёрдых сфер, разделённых слоями воздуха и воды.

Гипотеза подвергалась критике в научной среде, но обрела и немало сторонников. Не вставая с кресел, они основательно «исследовали» подземный мир и совершили массу потрясающих «открытий». Например, объявили, что недра планеты ярко освещены, так как сияющий флогистон скапливается под сводами. Климат там тёплый и влажный из-за преобладания стихий воздуха и воды. А ещё именно в недрах Земли обитают… десять потерянных колен Израиля. Почему нет? Эпоха Великих географических открытий уже завершилась, а иудеи, уведённые, согласно Библии, в ассирийский плен, так и не нашлись.

В 1692 году гипотеза получила поддержку великого английского астронома Эдмонда Галлея. Он рассчитал, что, помимо ядра размером с Меркурий, у Земли есть три концентрических оболочки толщиной по 800 километров. Расчёты, по обычаю того времени, делались на основе философских соображений. Но Галлей привёл в пользу гипотезы и довод, сохранявший актуальность ещё два века: магнитные полюса Земли не совпадают с географическими! Значит, внутри планеты должно быть массивное тело, вращающееся независимо от коры. Заодно Галлей объяснил и полярные сияния, возложив ответственность за них на флогистон: он якобы покидает «внутренние атмосферы» через дырки у полюсов.

По мере накопления знаний к гипотезе полой Земли возникало всё больше вопросов. Флогистон и эфир выветрились из физики. После открытия приливных сил Солнца и Луны невозможно было объяснить, как система вложенных сфер Земли сохраняет устойчивость. Но ещё в начале XIX века главной целью экспедиций к полюсам считался поиск отверстий, через которые можно пролезть внутрь глобуса.

Только на рубеже XX столетия гипотеза полой Земли окончательно стала маргинальной. Вместо потерянных колен Израилевых на внутренних сферах теперь «проживает» Гитлер, сбежавший через полярную дырку в Антарктиде, летающие на блюдцах пришельцы и ещё, кажется, гиганты с утонувшей Лемурии.

Гипотеза Галлея, объясняющая магнитные полюса, подтвердилась. Железно-никелевое ядро планеты и правда вращается не синхронно с корой

Всемирный потоп

Если в полую Землю учёные не очень-то верили, несмотря на поддержку Декарта и Галлея, то реальность Всемирного потопа в XVII-XIX веках сомнений не вызывала. Все учёные тех лет уделяли внимание причинам и обстоятельствам потопа.

Работы в этой области продолжаются и по сей день «учёными-креационистами» и научными фриками. Они изучают мифические события с таким же увлечением, с каким «британские учёные» ставят Голлуму диагноз по фотографии. Но между старыми и новыми исследованиями потопа есть принципиальная разница. В отличие от современных креационистов, учёные XVIII века рассматривали Всемирный потоп не как гипотезу, которую нужно проверить, а как бесспорный факт. А факты наука призвана объяснять рационально.

Учёные не считали, что речь идёт о нарушающем законы физики чуде. Чудеса происходят мгновенно. Вода же, согласно Писанию, прибывала в течение долгого времени. Значит, Господь не обрушил её на Землю разом, а лишь запустил некий физический механизм.

Изучение потопа имело огромное значение для тогдашней науки. В то время считалось, что Земле лишь несколько тысяч лет. За такое время извержения вулканов, эррозия и прочие процессы не успели бы серьёзно повлиять на облик планеты. А значит, за все шрамы на лице Земли, все осадочные формации, появление которых нельзя было объяснить воздействием стихий, нёс ответственность только потоп!

С самого начала потоповедение раскололось на два конкурирующих течения. Часть учёных, ссылаясь на Библию, где говорится о чудовищном ливне, полагала, что источником затопившей Землю воды была атмосфера. Но они не могли объяснить ни откуда вода взялась в облаках, ни куда она затем девалась.

Другие исследователи, приводя в пример гейзеры, доказывали, что воды излились из недр планеты и, охладившись, ушли в них же. «Разверзшиеся небеса» в рамках этой гипотезы были эффектом вторичным. Подземные полости извергали кипящую воду, которая затем испарялась и проливалась дождём.

Обе версии имели слабые места. Если вода поступала сверху, грандиозные потоки, несущиеся с незатопленных ещё возвышенностей к морям, должны были оставить следы, заметные даже тысячи лет спустя. Их искали и не нашли. Ударившие же со дна океанов фонтаны непременно погнали бы к берегам колоссальные приливные волны. А цунами уничтожило бы Ноев Ковчег!

Гипотеза о кипящих подземных океанах в целом подтвердилась. По современным представлениям, в расплавленной мантии содержится в десять раз больше воды, чем в гидросфере. На этой информации «научно обосновал» фильм «2012»

Аргументы против второй версии были послабее, так что «атмосферная» гипотеза быстро теряла сторонников. Вопрос с Ковчегом оставался нерешённым, но доводы в пользу второй теории геологи встречали на каждом шагу. Лишь могучие волны могли забросить высоко в горы раковины морских моллюсков и раскидать по всей Европе огромные валуны… Из того, как именно они были раскиданы, выходило, что вода поступала с севера - где-то там подземные океаны прорвались наружу. Вероятно, считали учёные, от чудовищных волн Ноя спасли горные цепи.

Оставалось проработать детали - например, рассчитать скорость течения воды, способной нести валун размером с трёхэтажный дом… Но результат каждый раз оказывался одинаковым: так быть не могло. Наступающие, а затем отступающие воды потопа должны были оставить единообразный отпечаток на всей поверхности Земли. Натуралисты, изучавшие отложения морских и речных наводнений, отлично представляли, как именно должны выглядеть геологические последствия потопа. И не находили ничего похожего. В итоге сначала сомнения возникли в точности библейского описания катастрофы, а потом и в реальности этого события.

Впрочем, пытаясь постичь механизм потопа и обнаружить его следы, учёные совершили много открытий, изменивших представления о прошлом планеты. Изучая осадочные породы, геологи установили, что возраст Земли исчисляется миллиардами лет. А принесённые потопом валуны оказались следами покрывавшего Европу ледника.

Настоящие доказательства потопа обнаружили лишь в прошлом веке при раскопках шумерского города Ур. Наводнение, по времени совпадающее с библейским, затопило, конечно, не всю планету, а только часть Месопотамии (M.Lubinski / Flickr)

Ламаркизм

Пока в геологии шли баталии между сторонниками разных гипотез Потопа, в биологии стояла подозрительная тишина. Ибо если геологи рассматривали потоп как событие, поддающееся научному познанию, то сотворение живого мира, согласно Библии, было чудом, и изучать тут нечего. Но Библия не объясняла, почему Земля населена именно такими видами животных.

Свои крамольные выводы биологи обнародовать не спешили, но недоверие к Писанию возникло у них рано и укоренилось глубоко. Ещё в 1735 году Карл Линней в труде «Система природы» предложил классификацию животного мира, которую с небольшими изменениями используют по сей день. И хотя в предисловии он упоминал, что все звери и птицы сотворены-де одновременно и остаются неизменными, в самой работе виды делились на роды и семейства. Что прозрачно намекало на наличие общего предка у похожих видов.

Претензий к терминологии Линнея никто не высказал. Уже тогда казалось очевидным, что сходство живых существ вызвано родством. Но научная мысль забуксовала, столкнувшись с препятствием более серьёзным, чем авторитет церкви. Мыслители XVIII столетия не могли постичь саму идею эволюции.

В тогдашней философии считалось, что мир не развивается, а деградирует. Адам и Ева изгнаны из Рая. Золотой век сменился жестоким Железным. Божественная мудрость, открытая первопредкам, забыта. Каждое следующее поколение хуже предыдущего, что охотно мог подтвердить любой старик… До XVIII века люди не понимали идеи прогресса. Даже новые изобретения считались «переоткрытием» того, что непогрешимый Аристотель наверняка знал, просто пергамент не сохранился.

В XVIII веке игнорировать прогресс стало невозможно. Побушевав в военном деле и производстве, он перекинулся на гуманитарные сферы. Поднатужившись, философы сформулировали идею неогуманизма, по которой движение к совершенству всё-таки возможно. Но только как результат волевой деятельности человека. Биологии это открытие, казалось, ничего не дало. Различия между современными и ископаемыми видами по-прежнему объясняли с помощью гипотезы Кювье: все виды неизменны и существуют с начала времён, но с каждым потопом число видов сокращается.

В начале XIX века стало ясно, что ископаемые располагаются в разных слоях, а значит, допотопные звери погибли не в один миг. Из-за этого учёные насчитали целых двадцать семь Всемирных потопов!

Лишь в 1809 году «Философия зоологии» Жана-Батиста Ламарка указала науке выход из тупика. Натуралист, обосновывая свою точку зрения безграмотными даже по меркам XIX века доводами, доказывал: стремление к совершенству и усложнению - неотъемлемое свойство материи, в том числе живой. Именно Ламарк впервые ввёл идеи эволюции видов и самозарождения жизни. Он же предложил и механизм эволюционных изменений. Происходили они, по мнению автора, в результате упражнений. Например, частый бег приводил к удлинению ног, а затем это качество передавалось по наследству.

Слабость гипотезы Ламарка была очевидна с самого начала. Ноги, сколько не бегай, длиннее не становились, и по наследству приобретённые качества не передавались. А многие наследственные качества - например, окраску, - вообще нельзя совершенствовать упражнением. Но справедливая критика не помешала ламаркизму приобрести множество сторонников. Ибо идея совершенствования путём упражнения идеально подходила философии гуманизма.

Может показаться странным, но гипотеза Ламарка, отвергающая разумного Творца, не вызвала возмущения. Образованная общественность легко приняла идею эволюции как метафизического «стремления к совершенству». Но публикация в 1853 году «Происхождения видов» Дарвина имела эффект разорвавшейся бомбы. Сторонники Ламарка и Дарвина накинулись друг на друга с такой яростью, что очнувшиеся креационисты не успевали вставить слово.

Выжил в этом противостоянии, как и полагается по Дарвину, сильнейший. Точка была поставлена в начале XX века благодаря генетике. Открытие механизма наследственности показало, что прижизненные упражнения не могут отразиться на потомстве.

* * *

Что ж, все эти гипотезы оказалась неверными. Но в науке правильно поставленный вопрос ценнее найденного ответа. Учёные, которые постигали загадки строения Земли с позиций сгущения эфира, объясняли ледниковые отложения мировым потопом и развивали идею «эволюции упражнением», двигались в ошибочном направлении. Но по дороге совершили много великих открытий.