Гибель парохода «Титаник» после столкновения с айсбергом в 1912 году на десятилетия вперёд стала символом всех крупных морских катастроф, произошедших в мирное время. К концу XX столетия у людей вновь стала появляться иллюзия, что трагедии подобного рода ушли в историю. Расплата за подобные заблуждения всегда получается жестокой.

31 августа 1986 года в Цемесской бухте близ Новороссийска произошла катастрофа, которую впоследствии стали называть «советским Титаником». Но, в отличие от истории 1912 года, в данном случае не было никакого айсберга — крушение явилось исключительно делом человеческих рук.

Трофейный «Берлин»

Советский круизный пароход «Адмирал Нахимов» был спущен на воду в марте 1925 года в немецком Лоббендорфе, получив название «Берлин». В первые годы своего существования «Берлин» совершал рейсы из Германии в Нью-Йорк. К концу 1930-х годов трансатлантические рейсы стали невыгодными, и судно перевели на круизы по Средиземному морю.

С началом Второй мировой войны «Берлин» был переоборудован в госпитальное судно и в таком качестве использовался вплоть до 1945 года. В январе 1945 года он подорвался на мине близ порта Свинемюнде и затонул на небольшой глубине. В 1947 году судно было поднято советскими водолазами и отправлено на частичный ремонт в доки Кронштадтского порта. Ставший трофеем пароход получил новое название — «Адмирал Нахимов», после чего отправился на Родину, в Германию. В ГДР пароход подвегся капитальному ремонту и в 1957 году вошёл в состав Черноморского морского пароходства.

«Берлин», 1920-е годы. Фото: Commons.wikimedia.org

Престижный отдых и специальные операции

«Адмирал Нахимов» стал в СССР символом престижного круизного отдыха, доселе незнакомого советским гражданам. Впрочем, иногда он использовался и в других целях. Так, во время Карибского кризиса на его борту перебрасывали на Кубу советских военнослужащих, а в 1979 году — кубинских военнослужащих для выполнения секретной миссии в Африке.

В истории «Адмирала Нахимова» были и рейсы с паломниками в Саудовскую Аравию, и плавание с участниками Всемирного фестиваля молодёжи и студентов. Пароход обладал исключительной репутацией — за почти три десятка лет его эксплуатации в СССР с его участием не было зафиксировано ни одного серьёзного происшествия.

Время, однако, давало о себе знать — в 1980-х годах «Адмирал Нахимов» сменил дальние рейсы на круизы по Чёрному морю. Круизы эти пользовались бешеным успехом у неизбалованных жителей СССР.

Прогулочная палуба «Адмирала Нахимова» в 1957 году. Фото: Commons.wikimedia.org

Рейс Одесса - Батуми - Одесса

29 августа 1986 года «Адмирал Нахимов» выходил в очередной рейс по маршруту Одесса - Батуми - Одесса с заходами в Ялту, Новороссийск и Сочи. Завершиться круиз должен был 5 сентября. Покинув Одессу, пароход благополучно добрался до Ялты, а затем в 14:00 31 августа прибыл в Новороссийск. В 22:00 лайнер должен был покинуть порт и взять курс на Сочи. На его борту находилось 1243 человека: 346 членов экипажа и 897 пассажиров.

Капитаном «Адмирала Нахимова» с 1984 года являлся Вадим Марков , опытный моряк, имевший за плечами работу на линиях загранплавания. Свой корабль капитан Марков знал отлично, да и никаких опасностей выход из порта не сулил.

Согласно сообщению поста регулирования движения судов (ПРДС), в этот момент к порту Новороссийска подходил единственный корабль — сухогруз «Пётр Васёв», вёзший канадский ячмень. Командовал сухогрузом капитан Виктор Ткаченко , который сообщил, что пропустит выходящий из бухты пароход.

«Пётр Васёв» идёт навстречу

С задержкой в 10 минут от расписания «Адмирал Нахимов» отшвартовался и устремился к выходу из порта. Пароход прошёл ворота порта, вышел на курс 154,2 и стал следовать по направлению к буям Пенайских банок, которые находились на выходе из бухты.

На борту царило спокойствие. Часть пассажиров отправилась спать, кто-то собирался на киносеанс, молодёжь была на дискотеке в музыкальном салоне, часть людей находилась в барах.

В это время капитан Ткаченко ещё раз подтвердил, что «Пётр Васёв» пропустит «Адмирала Нахимова». Ту же информацию по радиосвязи Ткаченко передал второму помощнику капитана «Адмирала Нахимова» Александру Чудновскому , который в 23:00 принял вахту у капитана Маркова. Ткаченко и Чудновский договорились о том, что суда разойдутся правыми бортами. Капитан Ткаченко ориентировался на показания САРП — системы автоматизированной радиолокационной прокладки курса. Данные этого устройства говорили о том, что суда благополучно разойдутся.

Но находившийся на «Адмирале Нахимове» Чудновский, наблюдавший за ситуацией визуально, уже примерно в 23:05 обнаружил, что суда идут на опасное сближение. Вахтенный снова связался с Ткаченко, уточнив: «Пётр Васёв» точно пропускает пароход? Капитан Ткаченко подтвердил: да, всё в порядке.

«Пётр Васёв». Фото: Commons.wikimedia.org

«Работать немедленно назад!»

Тем временем и на «Петре Васёве» были те, кто видел, что ситуация развивается в опасном направлении. Помощник капитана Зубюк обращал внимание Ткаченко на то, что пеленг на «Адмирала Нахимова» практически не меняется, что говорит о возникшей угрозе столкновения. При этом Зубюк указывал на огни парохода, говорившие о том, что суда приближаются к столкновению.

Капитан Ткаченко ещё несколько минут с необъяснимым упрямством смотрел только на прибор. И лишь затем, наконец посмотрев туда, куда указывал Зубюк, с ужасом понял — «Пётр Васёв» на большой скорости летит прямо на «Адмирала Нахимова».

Капитан Ткаченко стал отдавать команды в машинное отделение — «средний вперёд», «малый вперёд». Эти полумеры уже не помогали, и последней командой Ткаченко стала: «Стоп, полный назад!». Однако тяжёлый сухогруз не может изменить направление движения моментально. «Пётр Васёв» продолжал идти на «Адмирала Нахимова». На пароходе вахтенный помощник капитана Александр Чудновский передал по радио на сухогруз: «Работать немедленно назад!». Рулевому «Адмирала Нахимова» была отдана команда: «Лево на борт!».

«Нахимов» ушёл на дно за 8 минут

Это не помогло — в 23:12 произошло столкновение. «Пётр Васёв» на скорости 5 узлов вошёл под углом 110° в середину правого борта парохода. В подводной части балкер вошёл своей выступающей частью, бульбом, в корпус «Адмирала Нахимова» на несколько метров в районе переборки между машинным и котельным отделением. «Адмирал Нахимов» продолжал по инерции двигаться вперёд, разворачивая сухогруз и тем самым увеличивая размер пробоины в правом борту, которая в итоге составила около 80 квадратных метров.

Огромная пробоина привела к стремительному затоплению парохода. Всего за 30 секунд водой было заполнено машинное отделение. Корабль стал валиться на правый борт. Аварийное освещение, включившееся взамен отключившегося основного, проработало всего две минуты. Многие люди были заблокированы в каютах внутри гибнущего судна. Всё, что успели члены команды, — спустить на воду надувные плоты. Через 8 минут после столкновения, в 23:20, «Адмирал Нахимов» ушёл под воду, оставив на поверхности сотни борющихся за жизнь людей. Среди них не было помощника капитана Александра Чудновского. Моряк, понимая, что судно гибнет, вынес себе смертный приговор — спустившись в свою каюту, он заперся в ней и вместе с «Адмиралом Нахимовым» ушёл на дно.

Гибнущих людей спасали более 60 судов

Первым к месту катастрофы подошёл небольшой лоцманский катер ЛК-90, направлявшийся к «Петру Васёву» для проводки его к причалу. «Адмирал Нахимов» затонул на глазах членов экипажа катера.

В 23:35 ЛК-90 приступил к спасению людей. На борт маленького судёнышка подняли 118 человек, что значительно больше допустимой нагрузки. Потом спасённых стали передавать на другие подошедшие корабли. В это время капитан порта Новороссийск Попов отдал приказ всем плавсредствам следовать в район катастрофы для спасения людей. Буксиры, малые и рейдовые катера, катера погранвойск, «кометы» на подводных крыльях — всего 64 судна приняли участие в спасательной операции.

Работать приходилось в сложных условиях — сильный ветер, волны до двух метров. Но моряки делали всё возможное и невозможное. Курсанты Новороссийского высшего инженерно-морского училища, поднятые по тревоге, выходили в море на яликах, сами рискуя погибнуть.

В спасательной операции участвовала и команда сухогруза «Пётр Васёв», поднявшая на борт 36 человек. Из 1243 человек, находившихся на борту, погибли 423: 359 пассажиров и 64 члена экипажа. Среди погибших было 23 ребёнка.

Кто виноват?

Из Москвы прибыла большая правительственная комиссия во главе с первым зампредом Совета министров СССР Гейдаром Алиевым , а вместе с ней и многочисленная следственная группа.

Под суд в итоге пошли оба капитана — Виктор Ткаченко и Вадим Марков получили по 15 лет лишения свободы. Маркову, чудом уцелевшему в катастрофе, поставили в вину отсутствие на мостике. В момент катастрофы капитан находился в каюте начальника управления КГБ по Одесской области генерал-майора Крикунова , куда был приглашён на ужин. В отличие от Маркова, генерал Крикунов погиб вместе с семьёй.

За тридцать лет в катастрофе «Адмирала Нахимова» кого и чего только ни обвиняли — и аномальную зону, и советский строй, и ветхость судна, и диверсантов… История про обычный «человеческий фактор» многим резала слух. «Адмирал Нахимов» забрал ещё две человеческие жизни уже после крушения — два водолаза погибли, поднимая тела жертв на поверхность. После этого работы на судне были прекращены, и тела 64 человек так и остались внутри корпуса «Адмирала Нахимова».

Капитан «Петра Васёва» уехал в Израиль и погиб в кораблекрушении.

В 1992 году, после распада СССР, президенты России и Украины помиловали осуждённых капитанов.

Вадим Марков после освобождения вернулся в Одессу, работал в Черноморском пароходстве капитаном-наставником. Из-за преследований со стороны родственников погибших его семье несколько раз приходилось менять место жительства. В 2007 году капитан «Адмирала Нахимова» скончался от рака.

Капитан «Петра Васёва» Виктор Ткаченко, взяв фамилию жены — Тальор, переехал на постоянное место жительства в Израиль, надеясь, что там история гибели «Адмирала Нахимова» перестанет мешать ему жить. В 2003 году яхта, которой управлял Виктор Тальор, потерпела крушение у берегов Ньюфаундленда. Обломки яхты и останки людей нашли на побережье Канады.

Район Цемесской бухты, где на глубине 47 метров лежит «Адмирал Нахимов», официально является местом захоронения жертв катастрофы. Постановка на якорь, погружения водолазов и подводных аппаратов, а также любые действия, нарушающие покой места захоронения, в указанном районе запрещены.

31 августа 1986 года при выходе из Новороссийской бухты пароход "Адмирал Нахимов" столкнулся с балкером "Петр Васёв" и затонул через 7-8 минут.

Место катастрофы: Цемесская бухта, в 7 милях от порта Новороссийск, в 2,2 милях от ближайшего берега (мыс Дооб)
Время крушения: 23:12-23:20 31.08.1986 г.

Столкнувшиеся суда:


т/х "Петр Васев" , 1981 г. постройки (Япония)
Флаг - СССР
ИМО 7932599
Порт приписки - Одесса
Cудовладелец - Черноморское морское пароходство, CCCP
Длина 183 м
Ширина 26 м
Осадка в грузу 10 м

Название судна / годы / флаг / судовладелец:
"CARRIANNA ORCHID" / 1981 - 1984 / ? / ?
"SEA ORCHID" / 1984 / ? / ?
"ПЁТР ВАСЁВ" / 1984 - 1986 / СССР / ЧМП
"ПОДОЛЬСК"/ 1986 - 1995/ СССР, Украина/ ЧМП
"LANGERON"/1995 - 1999/ ? / ?
"AN AN" / 2000 - 2003/ Malta / Anan Shipping
"MYROESSA"/2003 - 2006/ Malta / Anbros Maritime
"ORBIT"/2006 - 2010/ Belize / Marathon Marine Enterprises
"JIAJIAXIN 1"/2010 - 2012 / Panama / Jiajiaxin Shipping Co Ltd

Списан 24.09.2012, разделан на металлолом в Бангладеш.

Круизный рейс с 29 августа по 05 сентября 1986 г.(официальные данные):

Количество пассажиров на борту парохода "Адмирал Нахимов" по списку: 897 чел.


Основной экипаж парохода "Адмирал Нахимов": 276 чел.
Практиканты ОВИМУ: 13 чел.
Практиканты ОМУ: 1 чел.
Практиканты ОМШ: 48 чел.
Руководитель практики ОМШ: 1 чел.
Сопровождающий сотрудник милиции: 1 чел.
Родственники членов экипажа: 6 чел.
Всего членов экипажа: 346 чел.

Всего людей на борту по судовой роли и списку пассажиров: 1243 чел. (общее количество спасенных и погибших составляет 1259 чел. . Фактически на борту находилось намного больше людей)

Всего спасено людей по береговым учетным спискам: 836 чел.

Официальное количество погибших:
Пассажиры: 359 чел.
Экипаж:
- штатный экипаж: 53 чел.
- практиканты: 6 чел.
- руководитель практики: 1 чел.
- киоскер "Союзпечати": 1 чел.
- киномеханик "Кинопроката": 1 чел. - члены семей экипажа: 2 чел.
Всего погибло членов экипажа: 64 чел.
Общее официальное число погибших: 423 чел.(по неофициальным данным число погибших более 500 человек)
Из них: 79 чел. снято с поверхности воды;
279 чел. найдено в корпусе затонувшего судна и поднятых с грунта;
67 тел не найдено (из них: пассажиров - 53 чел., членов экипажа - 14 чел.).

Спасательная операция:

Руководители:
Г.Л. Попов - капитан порта Новороссийск
А.Н. Каминский - зам. капитана порта Новороссийск
Спасательная операция и поисковые работы осуществлялись: судами Новороссийского портофлота, ВМБ "Новороссийск", п/п Геленджика, п. Керчь, п. Иличевск, п.Одесса, а также судами на рейде и экипажем т/х "Петр Васев".

Историческая справка

Первоначальное название судна - BERLIN (III) (порт приписки - Бремен. Судовладелец - Norddeutscher Lloyd). Дата постройки - 17 сентября 1925 года. Строитель - фирма "Bremer Vulkan" (Лоббендорф) Первый рейс с пассажирами осуществил 26 сентября 1925 года по маршруту Бремерхафен - Нью Йорк.
s.s. "Berlin" принимал участие в спасении людей во время кораблекрушения п/х "Вестрис" в Атлантическом океане в ноябре 1928 года.
С сентября 1939 года - в составе военно-морских сил Германии в качестве госпитального судна.
31 января 1945 года в результате подрыва на мине затонул на глубине 13 метров в устье реки Свине. Передан Советскому Союзу в 1946 году в счет военных репараций и переименован в "Адмирал Нахимов". После ремонта в ГДР с 1949 по 1957 гг. передан на баланс Черноморскому морскому пароходству (г. Одесса). С 1957 года п/х "Адмирал Нахимов" совершал круизы с советскими туристам вдоль берегов Черного моря под командовнием капитана Н.А. Соболева. Участвовал в перевозке военных на Кубу в период Карибского кризиса 1962 года.Совершал рейсы с кубинскими военными в Эфиопию в 1978 году, с паломникаи из Алжира в Гавану в июле 1978 г. В 1977 году экипаж парохода "Адмирал Нахимов" во главе со своим бессменным капитаном отметил 20-летие безаварийного плавания. Однако, на самом деле судно не отвечало требовниям Конвенции СОЛАС-1974 по безопасности мореплавания, поэтому дальнейшая его эксплуатация ограничилась круизами по Крымско-Кавказской линии между портами Одесса-Ялта-Новороссийск-Сочи-Сухуми-Батуми.Регистровые документы судна на годность к плаванию продлялись из года в год. Так было и летом 1986 года, когда руководство Черноморского пароходства как всегда его выпустило в рейс с более 1000 человек на борту.

Этот круиз оказался для парохода последним. Отправившись 29 августа 1986 г. из Одесского порта, пароходу уже никогда не суждено было вернуться обратно...

Благодарности

На сайте использованы материалы из газетных и журнальных публикаций, начиная с 1986 г.

Выражаю благодарность за представленные материалы и за помощь в создании сайта:
Г. Андриевской - бывшему директору благотворительного фонда "Нахимовец"
Н. Рождественской - директору благотворительного фонда "Нахимовец"
Ф. Лебедеву
О. Барковской
Д. Волкову
С. Гуренко
Е. Рожанскому
А. Алешину
А. Широкову
В. Гвоздеву
З. Марчук
Т. Жорняк
Р. Хальфину
А. Таламанову
Использованы материалы документальных фильмов "Русский Титаник" (автор О. Барковская, 2001), "Гибель "Адмирала Нахимова" (автор А.Габнис, 2001), "Сны "Адмирала Нахимова" (производство АННПО "Подводные Экспедиции", 2005 г.), фотоматериалы из документального фильма "Курсом поиска" (автор Е. Рожанский, 1997), материалы подводных съемок Д.Волкова (2001).
Идея интерактивных схем палуб парохода в разделе П/х "Адмирал Нахимов" заимствована на сайте "К.П.П. "Титаник" (в настоящее время не существует), автор Алексей Широков.
Рассказы людей в разделе Свидетельства очевидцев из книг Н.Черкашина "Последний рейс "Нахимова" (М., 1988), Н. Коптюха "Немецкий "Берлин" - советский "Адмирал Нахимов" (Ставрополь, 2005)

После него теплоход должен был отправиться на списание. Судьба распорядилась иначе…

Шестипалубный лайнер затонул в Цемесской бухте за считанные минуты после столкновения с сухогрузом «Петр Васев». Погибли 423 человека.

«Вечерняя Москва» вспоминает 15 трагических фактов о трагедии, которая произошла 27 лет назад .

1. Первое имя корабля - «Берлин» . Он был построен в 20-х годах начала прошлого века в Германии. Во время Великой Отечественной войны был переоборудован под плавучий госпиталь. В войну «Берлин» дважды тонул, два года пролежал на морском дне. Его подняли в 1947 году, именно в таком - полузатопленном - виде он и достался СССР. После полного восстановления, завершившегося в 1957 году, он продолжил свою карьеру под гордым именем «Адмирал Нахимов».

2. Это был один из флагманов Черноморского морского пароходства. Водоизмещение - 23 360 тонн, длина - 174 метра, ширина - 21 метр, скорость - 16 узлов. На борту свободно размещались больше тысячи пассажиров, которым предлагались высококлассные - по советским, естественно, меркам - сервис и комфорт. Теплоход можно было бы назвать символом красивой жизни: роскошные интерьеры, просторные каюты, большой кинозал и – невероятно –бассейн. На борту «Нахимова» снимались фильмы, например, знаменитый «Дамы приглашают кавалеров» .

3. Неприятно, но факт: большинство команды «Нахимова» составляли «штрафники» - невыездные, либо лишенные заграничной визы за ту или иную провинность. Кто-то «попался» на контрабанде колготок, чья-то голова полетела за «аморалку», кого-то выгнали из партии. Сейчас все эти прегрешения кажутся, по большей части, мелочами, но в 1986 году все было иначе. «Штрафником» был и капитан судна Вадим Марков, попавшийся на махинациях с валютой во время работы на прежнем судне и фактически отправленный на «Нахимов» на «исправление». По неподтвержденным данным, на борт пускали зайцев. И потому до сих пор неизвестно, сколько неучтенных пассажиров могло быть на борту парохода в его последнем рейсе. Судите сами: в официальном списке туристов числилось 897 человек и 346 членов экипажа. Итого 1243 человека. Но общее количество спасенных и погибших, по данным береговых учетных списков, составило 1259. Следовательно, уже как минимум 16 человек находились на «Нахимове» нелегально!

4. Сухогруз «Петр Васёв» врезался так называемым бульбом - подводной частью носа - в правый борт пассажирского парохода. Удар пришелся между машинным и котельным отделениями. В момент удара двигатель «Васёва» работал на «полный назад», но такая махина по инерции продолжала идти вперед. Часть людей, которые барахтались в воде, порубило винтами. Потом специалисты подсчитали: не хватило всего шести секунд, чтобы два судна свободно разошлись . «Адмиралу Нахимову» фактически оторвало днище – он получил пробоину в 80 кв. метров. Вода заполняла трюм и палубы со скоростью 29 000 кубометров в минуту, моментально превратив трюм с каютами команды в братскую могилу. Судно ушло под воду всего за 7 минут.

5. Мистика: утонуло столько людей во время аварии, а капитан «Нахимова» Марков остался жив . Ведь он даже не умел плавать! Но Марков каким-то чудом спасся. Никто не помнит, ни в какой момент он оставил судно, ни как оказался на берегу почти в сухой одежде… Говорят, что он сел в спасательную шлюпку одним из первых. Судьба капитанов - Маркова и Ткаченко - была фактически предрешена, и суд, проходивший в ДК железнодорожников в Одессе, являлся лишь пустой формальностью. Обоих приговорили к 15 годам тюрьмы. Впрочем, Советский Союз вскоре развалился, и через 6 лет произошла амнистия. Маркова после этого даже назначили капитаном-наставником в пароходство, что многие восприняли как издевательство. Из бывших членов команды он ни с кем не общался. Умер в 2007 году от тяжелой болезни. А Виктор Ткаченко, поменявший после выхода на свободу фамилию и уехавший на постоянное место жительство в Израиль, погиб в 2003 году. Ирония судьбы - при крушении яхты у берегов Канады.

6. Удивительно, но «Петр Васев» обошелся лишь вмятинами корпуса в носовой части . В заключении группы экспертов подчеркивалось, что не произошло даже «подмочки груза». А вот теплоход «Петр Васев» после ремонта в 1986 году в Ильичевске был переименован в «Подольск», потом ходил под флагом Мальты и назывался «Myroessa». Сейчас списан, разделан на металлолом в Бангладеш.

7. После катастрофы выяснилось, что на теплоходе катастрофически не хватило шлюпок . Которые были - старые, проржавевшие, отодрать многие из них никто не смог. Теплоход так и затонул с намертво прибитыми к его стенам шлюпками.

8. Дайверы неоднократно опускались на дно, чтобы исследовать погибший теплоход. Там, на дне моря, до сих пор сохранилась библиотека, в шкафах висят вещи пассажиров . Страшный факт - почти в каждой каюте на столах до сих пор лежат книги о «Титанике»: их продавали на лотке перед трапом.

9. 10 сентября, работая в помещениях затонувшего судна, погиб военный водолаз. 19 сентября не смог самостоятельно выбраться второй водолаз. После этого поисковые работы было решено прекратить. 64 человека навсегда остались под водой .

10. Детей до 16 лет на «Нахимове» было 32 . Спаслось только десять. Остальные погибли в закрытых каютах. Родители даже не имели возможности добежать к своим детям. Кроме того, на теплоходе погибли и две юные супружеские пары, которые отправились в свадебное путешествие.

11. Ужасное совпадение, но минимум четыре из семи кораблей, ранее носившие имя Нахимова, терпели крушения ! В 1897 году грузовой пароход «Нахимов» затонул у берегов Турции. Во время Цусимского сражения в 1905 году японцы потопили броненосный крейсер «Адмирал Нахимов». Советский лёгкий крейсер «Червона Украина» (оригинальное название - «Адмирал Нахимов») был потоплен в 1941 году.

12. На последнем рейсе «Адмирала Нахимова» должны были плыть знаменитые артисты Лев Лещенко и Владимир Винокур . По счастливому стечению обстоятельств, они просто опоздали на рейс…

13. Помощник капитана Андрея Чудновского, который был у штурвала во время трагедии, сам подписал себе смертный приговор. Закрывшись в своей каюте, он ушел на дно вместе с «Нахимовым».

14. Район крушения «Адмирала Нахимова» в радиусе 500 метров официально является местом захоронения жертв катастрофы. Здесь запрещены постановка на якорь, погружение водолазов и подводных аппаратов, а также любые другие действия, нарушающие покой этого места. Экологической и навигационной опасности лежащее на дне судно не представляет. В 1987 году на мысе Дооб, самом ближайшем от места гибели «Адмирала Нахимова» был установлен памятный знак в память погибшего парохода и его пассажиров . Ежегодно сюда приезжают родственники погибших из всех уголков бывшего СССР, чтобы возложить венок на братскую могилу.

15. Гриф секретности с уголовного дела до сих пор не снят .

31 августа 1986 года в порту Новороссийска сухогруз "Петр Васев" протаранил пароход "Адмирал Нахимов", в результате в борту "Нахимова" образовалась пробоина размером около 90 квадратных метров. На борту круизного судна в тот момент находились 1243 человека, из них 423 погибли.

Приписанный к Одессе "Адмирал Нахимов" был построен в 1925 году в Германии и назывался тогда "Берлин". До 1939 года он совершал регулярные рейсы через Атлантический океан. С начала Второй мировой войны находился в составе военно-морских сил Германии в качестве госпитального судна. В 1945 году в устье реки Свине он подорвался на мине и затонул на глубине 13 метров. В 1946 году пароход перешел Советскому Союзу в счет военных репараций и был переименован в "Адмирал Нахимов". В 1949-1957 годах судно прошло капитальный ремонт в ГДР. С 1957 года корабль находился на балансе Черноморского морского пароходства и совершал круизные рейсы вдоль берегов Черного моря. С конца 1970-х годов его эксплуатация ограничилась круизами по Крымско-Кавказской линии между портами Одесса, Ялта, Новороссийск, Сочи, Сухуми, Батуми, так как пароход не отвечал требованиям Конвенции СОЛАС-1974 по безопасности мореплавания.

Свой последний плановый ремонт и классификацию "Адмирал Нахимов" прошел в январе-апреле 1985 года в Варне (Болгария), и тогда ему был определен срок службы до 30 ноября 1986 года.

Длина корабля составляла 174 метра, ширина — 21 метр и высота борта — около 12 метров. На судне имелись два плавательных бассейна, кинозал, танцевальные площадки, библиотека, музыкальный и дамский салоны, ресторан, детская столовая и др.

31 августа 1986 года в соответствии с планом круиза в 14 часов пароход "Адмирал Нахимов" пришел в Новороссийск, где оставался до 22 часов. За время стоянки пассажиры судна имели возможность погулять по городу, познакомиться с местными достопримечательностями. Из-за жаркой погоды в каютах были открыты иллюминаторы, так как с вентиляцией на корабле, было не очень хорошо, особенно на нижних палубах.

В 22.00 судно под командованием капитана дальнего плавания Вадима Маркова отошло от причала Новороссийска и последовало к выходу из Цемесской бухты, в северо-западной части которой располагается город. Пароход направлялся на юг, вдоль побережья Черного моря, в город-курорт Сочи. На борту находились 346 членов экипажа и 897 (по учету выданных путевок) пассажиров.

В это же время в Цемесскую бухту входил грузовой теплоход-сухогруз "Петр Васев" (большего водоизмещения), на борту которого было около 30 тысяч тонн ячменя из Канады. Судно было построено в Японии в 1981 году и оборудовано самыми современными навигационными приборами и техническими средствами судовождения. Командовал сухогрузом (балкером) капитан Виктор Ткаченко.

Суда сближались на пересекавшихся курсах. По всем международным морским правилам первым путь уступает тот, кто находится слева, т.е. пароход "Адмирал Нахимов". В этой ситуации пароходу "Адмирал Нахимов" достаточно было повернуть на 25-30 градусов вправо, и суда свободно разошлись бы левыми бортами. Но в этот раз береговой пост регулирования судов решил иначе. Диспетчеры предложили капитану сухогруза Виктору Ткаченко пропустить пассажирское судно, на что он согласился. После чего оба корабля вышли на связь друг с другом и уточнили детали маневра. На расстоянии 2,5 мили (4,6 километра) друг от друга вахтенный парохода еще раз уточнил очередность прохода курса, на что получил положительный ответ от вахтенного на сухогрузе.

Оба судна сближались. Когда между ними оставалось 1,5 мили (2,8 километра), вахтенный на пароходе еще несколько раз запросил по радио подтверждение о том, что сухогруз уступает им дорогу. На что был получен положительный ответ.

Капитан сухогруза Виктор Ткаченко действительно не видел повода для беспокойства, так как он не наблюдал за окружающей обстановкой, а полностью положился на систему автоматической радиолокационной прокладки, которая не показала опасного сближения.

В 23.05 капитан Ткаченко, после очередного обращения с парохода "Адмирал Нахимов" уступить дорогу, наконец дал команду уменьшить ход, а затем "полный назад", но грузовое судно продолжало двигаться по инерции вперед. В это время вахтенный офицер на пароходе дважды давал команду отвернуть от курса по пять градусов, а затем "полный назад".

В 23.12 произошло столкновение судов под углом, близким к прямому, когда они находились на расстоянии четырех километров от берегов мыса Дооб. "Петр Васев" врезался бульбом — подводной частью носа — в правый борт пассажирского парохода, удар пришелся между машинным и котельным отделениями. Как уже потом выяснили эксперты, образовалась пробоина размером девять на десять метров. Наскочив на "Адмирала Нахимова", балкер на несколько секунд завис на нем носом и лишь затем только грузно попятился назад. Потом специалисты подсчитали: не хватило всего шести секунд, чтобы два судна свободно разошлись.

После расцепления "Адмирал Нахимов" ушел вперед по инерции и начал резко крениться на правый борт из-за поступающих огромных масс забортной воды. Через минуту на пароходе погасло все освещение. Примерно через 1-2 минуты второму механику парохода удалось запустить аварийный дизель-генератор. Свет снова загорелся, но аварийное освещение работало примерно две минуты, после чего свет погас уже окончательно.

После удара пароход прошел по инерции на юго-восток еще 900 метров, постепенно ложась на правый борт и погружаясь. Все это время на палубе парохода матросы спускали шлюпки и сбрасывали плоты, благодаря которым спасли свои жизни сотни людей. Через 7-8 минут после столкновения "Адмирал Нахимов" затонул, затягивая за собой множество людей, не успевших отплыть подальше, а также тех, кто не успел выбраться из лабиринта многочисленных проходов, трапов, дверей парохода. Погибли и те члены экипажа, кто ушел в нижние палубы помочь пассажирам, жившим там, найти свои спасательные жилеты, надеть их и выйти на открытую палубу.

Судно легло на дно Цемесской бухты на правый борт на глубину 47 метров.

Через пять минут после погружения парохода "Адмирал Нахимов", сухогруз "Петр Васев", получивший повреждения, начал двигаться к месту катастрофы, но через некоторое время прекратил движения, опасаясь раздавить людей, находившихся в воде. С него был спущен мотобот, который отправился к месту катастрофы. К сухогрузу стали подплывать люди с утонувшего парохода. С него не смогли спустить трап, а по веревочным лестницам (штормтрапам) и канатам не у всех хватило сил взобраться на борт судна.

В район аварии из Новороссийска для оказания помощи пострадавшим были отправлены катера, суда, боты и лодки. Первым на место гибели "парохода "Адмирал Нахимов" подошел лоцманский катер ЛК-90, команда которого спасла 80 человек. Подошедший военный пограничный катер спас 146 пассажиров, другой катер — 86 человек. В результате спасательных работ из воды были спасены 820 человек. В корпусе затонувшего корабля и на грунте в районе катастрофы остались 344 человека, из них 279 погибших вскоре были подняты водолазами. Наибольшая нагрузка выпала на 98 военных водолазов, которым для работы отвели кормовую часть парохода. Гражданскими водолазами велась работа в носовой части парохода. При выполнении подводных работ погибли два водолаза.

Затонувший пароход постепенно погружался в ил и к 18 сентября ушел в него на 1,5 метра. Работать в отсеках парохода стало чрезвычайно опасно и поэтому 19 сентября последовало распоряжение о прекращении водолазных работ, связанных с поиском погибших.

Всего в этой катастрофе погибли 423 человека . Для спасательных работ было привлечено около 60 плавающих средств, 18 вертолетов и самолетов, 223 водолаза.

По заключению специалистов, причиной трагедии стали неверные действия капитанов обоих судов. Они остались живы и были приговорены к 15 годам заключения. Капитан "Петра Васева" Ткаченко был досрочно освобожден в 1992 году, позднее эмигрировал в Израиль и трагически погиб в 2003 году. Капитан "Адмирала Нахимова" Марков также вышел на свободу в 1992 году и продолжил работу капитаном-наставником на судах Черноморского пароходства. Умер в мае 2007 года после тяжелой болезни.

Теплоход "Петр Васев" в 1986 году был переименован в "Подольск". Затем судно несколько раз меняло своего владельца и имя на борту. Последнее название — "JIAJIAXIN 1" (флаг Панама). Списан 24 сентября 2012 года, разделан на металлолом в Бангладеш.

Пароход "Адмирал Нахимов" по сей день покоится на дне моря. Территория радиусом в 500 метров официально объявлена местом захоронения. Здесь запрещено бросать якорь.

На высоком откосе мыса Дооб Цемесской бухты, самом ближайшем от места гибели "Адмирала Нахимова", вблизи маяка, в 1987 году был сооружен памятник, дань памяти всем 423 погибшим пассажирам и членам экипажа. Площадка, выбранная для памятника, возвышается над уровнем моря примерно на сотню метров. В хорошую погоду с нее видно обширный участок моря, а также место гибели "Нахимова".

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

М. Г. Лившиц, пассажир: «Это был мой седьмой круиз. Тот день проходил особенно весело. На палубе устроили вечер для ветеранов. Сначала был концерт, потом поздравляли всех с Днем шахтера, и начались танцы. Мы с двоюродным братом Владимиром гуляли по палубе. Потом спустились в каюту, хотели уже спать ложиться. И тут- сильный удар…»

П. Тураносов, буфетчик на п/х «Адмирал Нахимов»: В Новороссийске стояла чудесная погода, летняя. Отошли мы в десять часов вечера. Ничего не предвещало того, что может случиться такое…Я в это время находился на работе, в моем баре было очень много людей, люди отдыхали, веселились…

В.Г. Марков, капитан п/х «Адмирал Нахимов»: В 22 часа мы отошли от причала. После прохождения буев Пенайской банки я передал управление судном вахтенному помощнику Чудновскому. Ушел в каюту. Посмотрел в иллюминатор: судно справа не увидел, задернул шторы и пошел мыть руки. Затем сел читать роман «Воспламеняющая взглядом». Это об экстрасенсах. Вскоре услышал три коротких гудка. Минуты полторы я подумал: чьи они? Решил, что подавать их может только «Петр Васев». Я сразу выскочил на мостик, надевая на ходу рубаху и бросился на правое крыло. Увидел большое судно, идущее на нас…»

С.И. Сапожников, матрос п/х «Адмирал Нахимов»: …В 22 часа прозвучало: «Палубной команде аврал, занять места по швартовому расписанию». Но сам отход задержался на полчаса из-за опоздания какого-то важного пассажира. И вот, отданы швартовые, буксиры помогли отойти судну от причала, и пароход стал медленно набирать ход. Нас, матросов, еще долго не отпускал второй помощник капитана Чудновский. Его вахта длилась с 20 до 00 часов, и время шло в его пользу, на мостик он явно не спешил. И, как показали дальнейшие события, лучше бы он там и не появился бы в тот вечер. После аврала мы с друзьями переоделись, и, как обычно, собрались на кормовой палубе, где играла музыка и танцевали пассажиры. Пароход светился многочисленными огнями, огромный плывущий остров, который виден за многие мили ночного моря. Я с товарищем стоял у бара и пил кофе. На минуту я вспомнил, что забыл в каюте ключи от кормовой аварийной партии. В мои обязанности входило по тревоге открыть и выдать аварийное имущество. Но вскоре я забыл о тревогах, наслаждаясь музыкой и видом танцующих пар…»

Хочется вспомнить о 423 пассажирах и членах команды круизного лайнера «Адмирал Нахимов», утонувшего 31 августа 1986 года в море около Новороссийска. Помните ли вы эту трагедию черноморского «Титаника»?

…До Новороссийска была Одесса и Ялта, после — намечались Сочи и Батуми. Лето, солнце, отпуск в разгаре. 5 сентября они должны были вернуться в Одессу, вернуться к будням. Но последний день лета стал последним в жизни почти половины пассажиров.

Роковая ошибка, человеческий фактор, стечение обстоятельств… все вместе, как обычно — привело к страшной незабываемой трагедии. После столкновения с сухогрузом «Петр Васев» лайнер затонул в течение семи минут.

Уцелевших пассажиров и членов экипажа лайнера «Адмирала Нахимова», а также тела, поднятые из воды, доставляли в город. Часть пострадавших добрались до берега вплавь, преодолев около четырех километров. Последнего пассажира, оставшегося в живых, доставили в порт к вечеру 1 сентября, через 19 часов после столкновения… Всего были спасены 820 человек. А большинству погибших было от 26 до 40 лет…. Среди них, кстати, и был сорокалетний Владимир Лившиц, о котором в начале этого очерка вспоминает его двоюродный брат. Погибли целые семьи…

10 и 19 сентября 1986 года список жертв в Цемесской бухте пополнился: погибли два водолаза, работавших по поиску и подъему тел из затопленного лайнера. После этого поисковые работы, в которых участвовали более 50-ти лучших водолазов страны, было решено прекратить. По некоторым данным, 64 пассажира и члена экипажа «Адмирала Нахимова» навсегда остались под водой.

Конечно, есть ассоциации с «Титаником». Валентин, мой киевский друг рассказывал мне, что его дядя был в составе оркестра. В это время на корабле еще длилась развлекательная программа. Музыка играла, люди танцевали. Он не успел спастись…Как и многие…

Сам себе вынес приговор второй капитан «Адмирала Нахимов» Александр Рувимович Чудновский, который управлял судном в момент столкновения: понимая, что судно обречено, он спустился в свою каюту и закрылся на ключ. Чтобы извлечь его тело, водолазам впоследствии пришлось взламывать дверь.

А капитаны обоих судов остались живы…

Капитан «Нахимова» Вадим Марков после освобождения из заключения вернулся в Одессу, работал в Черноморском пароходстве капитаном-наставником. Из-за преследований со стороны родственников погибших его семье несколько раз приходилось менять место жительства. В 2007 году Марков умер от рака.

А вот капитану «Петра Васева» Виктору Ткаченко приговор вынесло море…

Капитан Виктор Ткаченко, сменив фамилию на фамилию жены - Тальор, переехал на постоянное место жительства в Израиль.

В сентябре 2003 года яхта под командованием Виктора Тальора потерпела крушение вблизи Ньюфаундленда. Позже останки яхты и погибших людей, в том числе капитана, нашли у канадского берега. Похоронен Виктор Ткаченко в Тель-Авиве.

Читая о трагедии, изучая фотографии погибших я заинтересовалась судьбой одного человека. Михаил Абрамович Броун был руководителем практики курсантов Одесской Мореходной школы. Он погиб вместе с пятью своими учениками.

Рассказать о нем, и его судьбе хочется отдельно. Этот материал был опубликован в журнале «Люди и судьбы» харьковским автором Владимиром Пелевиным:

Передо мною выписка из личного дела Машея Абрамовича Броуна. Родился он 18 июля 1924 года в Харькове в еврейской семье. Родители проживали по ул. Рымарская, 26 кв. 13. Отец Абрам Моисеевич и мать Хана Ароновна - уроженцы Кировоградской области. До революции отец работал наборщиком в типографии, в советское время долго был начальником наборно-печатного цеха типографии завода № 135.

Будущий капитан дальнего плавания в годы войны работал жестянщиком на номерных военных заводах Нижнего Тагила и Перми. В 1952-м он закончил судоводительский факультет одесской мореходки.

А дальше записи в личном деле отдела кадров Черноморского морского пароходства одна интереснее другой: в 1958 году принимается в члены КПСС, не будучи в комсомоле; в 1968-м (в сорок четыре года) заменяет имя Машей на Михаил. К судебной ответственности не привлекался и родственников за границей не имел. Не потому ли так красноречива следующая запись: «В период работы на судах загранплавания ЧМП и Новороссийского морского пароходства с 1952 по 1972 годы побывал почти во всех странах мира»! И только после этого появляется запись: «Допущен к загранплаванию комиссией при Одесском обкоме КП Украины 13.09.1978 г. Протокол № 37».

Более двадцати лет Михаил Броун подменяет помощников капитана и самого капитана, не имея «своего» судна, что уже само по себе вызывало не только сочувствие, но и уважение к его долготерпению. В конце 1972 года под надуманным предлогом (надо полагать, чтобы не ссылаться на известную «пятую графу») его списывают на берег.

Именно с этого времени вплоть до своей гибели на «Адмирале Нахимове» Михаил Абрамович работал мастером производственного обучения курсантов Одесской мореходной школы. Он подготовил для флота сотни высококвалифицированных матросов, за что получил благодарности, награды и ценные подарки.

В свои 62 года Михаил Абрамович летом 1986-го оказался на теплоходе «Адмирал Нахимов» как руководитель практики курсантов - мальчишек из мореходного училища. В момент столкновения с грузовым судном «Петр Васев» М. А. Броун, по свидетельству оставшихся в живых коллег, находился на верхней палубе. Неоднократно принимавший участие в тренировочно-спасательных учениях судовых экипажей, он просто обязан был выжить в катастрофе. Этого не произошло, и тогда пошла гулять версия, что капитан Броун струсил и не прыгнул за борт, боясь утонуть. Среди тех, кто выжил, и тех, кто утонул, его не оказалось. В это просто не могли поверить жена и хорошо знавшие Михаила Абрамовича друзья. Они предположили, что он не стал спасаться и прыгать за борт стремительно погружающегося в море теплохода, а бросился, несмотря на смертельную опасность, спасать своих курсантов, которые находились в помещениях одной из самых нижних палуб.

Поиск погибших уже был прекращен, когда Аза Борисовна Броун обратилась к Гейдару Алиеву, возглавлявшему правительственную комиссию по расследованию причин катастрофы, с просьбой возобновить свернутые работы. Оказывается, жена капитана бывала в рейсах на этом судне, поэтому могла подсказать спасателям, где на затонувшем теплоходе надо было искать ее мужа и курсантов. Так и вышло: водолазы-спасатели нашли руководителя практики и нескольких курсантов на одном из трапов, ведущих наверх с нижней палубы… Капитан-наставник думал не о себе. Ценой собственной жизни он пытался спасти своих учеников. Так кто Михаил Броун после этого, трус или герой?

Казалось, появились все основания с почестями похоронить преподавателя, погибшего при исполнении служебных обязанностей. Да, предполагалось провести в мореходной школе траурный митинг, торжественно проститься с погибшим. Но ничего этого не было. Произошло нечто непонятное и оскорбительное для семьи, друзей и всей Одессы.

Вот строки из обращения к Президенту Украины Л.Д.Кучме от 29.12.1997:
«Я, жена капитана дальнего плавания Броун Аза Борисовна, еврейка по национальности, и мой муж Броун Михаил Абрамович вдоволь натерпелись от дискриминации в отношении лиц еврейской национальности в Черноморском пароходстве во время, когда им руководил так называемый «ленинец» Данченко. Именно в эти годы высококвалифицированный капитан - мой муж, был низведен до уровня рядового, и ему пришлось работать преподавателем в мореходной школе. Во время трагедии с т/х «Адмирал Нахимов» мой муж погиб как настоящий герой: он не бросился за борт, спасая себя, как это сделали другие, а бросился вниз к своим воспитанникам-курсантам, чтобы спасти их. Внизу, на самой нижней палубе, он успел собрать курсантов и с ними пробивался на верхнюю палубу. Но они не успели, поскольку теплоход продержался на плаву после столкновения не более пяти минут».

Итак, тела капитана и курсантов были найдены и подняты на поверхность. Оставалось отдать им последние почести. Но… «Сохраняя традиции дискриминации, новое руководство пароходства продолжило линию издевательств даже над мертвым, - написала в своем обращении Аза Борисовна. - Вначале намеревались гроб с телом моего мужа поставить в здании мореходного училища, чтобы курсанты могли проститься с ним. Но этого не произошло. Гроб привезли во двор дома, где я проживаю, и бросили его, никого при этом не предупредив, в том числе и меня, жену…».
Есть все основания полагать, что такое отношение к заслуженному человеку связано не только и не столько с национальностью Михаила Абрамовича. Михаил Абрамович Броун был опальным капитаном и в открытую возмущался пароходскими беспорядками.

В конце концов харьковчанин Михаил Броун был похоронен. Его могила находится на центральной аллее Слободского еврейского кладбища Одессы. На мраморной плите - фото человека в морской форме: почти вся жизнь и трудовая деятельность уроженца сухопутного Харькова была связана с морем. И похоронен он в приморском городе.
Я не знаю, продолжает ли проживать в Харькове его родной брат Олег Абрамович, 1926 г.р., и жив ли он вообще, но мне известно, что у Михаила Абрамовича есть дочь Ирина и сын Владислав, любимая внучка, и что несколько лет назад семья капитана эмигрировала в США.



Дом, в котором жил Михаил Броун (ул. Рымарская, 26. Харьков).
Фото Л. Леонидова

В роковом рейсе отставной капитан руководил плавпрактикой курсантов «шмони», школы морского обучения. Когда на лайнере погас свет, Михаил Абрамович не прыгнул за борт, а побежал вниз, к подопечным, - будущие мотористы, как водится, ютились на самой нижней палубе. Капитан Броун вел своих салажат кратчайшим путем через аварийный выход машинного отделения, но люк оказался заварен…
Тела погибших практикантов и их руководителя водолазы извлекли через вырез в борту.
На могильной плите уже пятнадцать лет парит чайка, душа моряка, вдали зловещий силуэт двухтрубного «Нахимова».

Михаил Абрамович порывался взять в учебный рейс внучку, но, к счастью, не взял. Говорят, он был идеальным дедушкой.

А вообще, за месяц до гибели лайнера, специальная комиссия Черноморского пароходства, обследовав состояние «Адмирала Нахимова», пришла к выводам, что шестидесятилетнее немецкое судно пора списывать. Однако пароходство все же решило отправить его в августе в круиз, который планировался как последний. На нем, кстати, перед сдачей корабля в металлом планировалось снимать художественный фильм «Катастрофа»…

Трагедия на «Адмирале Нахимове» произошла 31 августа в 23ч 20 мин.
Фотографии этих людей представлены на сайте памяти пассажиров «Адмирала Нахимова». Они были из разных городов и республик Советского Союза, были разных национальностей. В большинстве своем — незнакомые между собой люди. Объединила их одна большая трагедия, одна Судьба на всех…

О памятнике, посвященном жертвам черноморской катастрофы рассказано на сайте памяти «Адмирала Нахимова» и его пассажиров:

…Через год после катастрофы, на мысе Дооб, самом ближайшем от места гибели «Адмирала Нахимова», был установлен памятный знак дань памяти всем 423 погибшим пассажирам и членам экипажа.
Ежегодно сюда приезжают родственники погибших из всех уголков бывшего СССР. Если раньше их было по 150-100 человек и нужно было по 2-3 катера, они выходили к месту гибели парохода, чтобы возложить на братскую могилу венок, то теперь их все меньше и меньше. Черноморского пароходства, которому принадлежал пароход «Адмирал Нахимов», больше не существует…

С 1997 года ежегодно, 31 августа благотворительный фонд помощи семьям погибших на «Адмирале Нахимове» — «Нахимовец» под руководством Г.В. Андриевской организует «вахты памяти» — поездки в город-герой Новороссийск.
Каждый год, 31 августа, в 10 часов от причала на набережной морвокзала отходит катер. Люди, потерявшие в этой катастрофе своих родителей, детей, внуков, друзей отправляются в море — на место, где до сих пор на дне лежит погибший пассажирский лайнер, чтобы опустить на воду венки. У всех пассажиров катера в руках цветы. По прибытию на место катастрофы, катер ложится в дрейф…

Объявляется минута молчания…
…Включив сирену, катер начинает описывать круги вокруг места гибели судна. На воду летят цветы. Через некоторое время небольшой участок моря будет весь покрыт венками и цветами. После, на берегу, состоится поминальный обед.
Вечером автобус с людьми отправится на мыс Дооб, к памятнику. Здесь, спустившись на несколько ступенек вниз, каждый найдет дорогое для себя имя и будет украшать его венками из цветов и зажигать свечи.
Отсюда, поздним вечером открывается прекрасный вид на Цемесскую бухту и город Новороссийск. Но большинству из тех людей, находящихся в этот момент здесь, вновь покажется сияющий огнями, выходящий из бухты «Адмирал Нахимов», когда еще ничего не предвещало беды. И повернуть бы время вспять, и проплывет мимо мыса Дооб пассажирский пароход — дальше, на юго-восток, в порт Сочи… И все останутся живы…

Когда часы покажут ровно 23 часа 20 минут — включатся сигналы и сирены, зажгутся огни. В эти минуты каждый еще раз помянет своих близких, трагически погибших в ночь на 1 сентября 1986 года.

Прошло тридцать лет…

Светлая память всем им, чья жизнь так жестоко и бессмысленно оборвалась.