И разделять гендерные роли. Знакомясь и складывая первое впечатление, многие заблуждаются, начиная приписывать собеседнику те качества, которые принято, не вникая, а обладает ли он ими. Все основывается исключительно на общепринятом представлении. Обращая внимание на вложенные стереотипы, можно их контролировать, чтобы не позволять влиять на нашу жизнь и восприятие мира. Одними из самых распространенных клише являются представление о типичности женского и мужского поведения. Гендерная роль - они формируются при наличии которые в свою очередь являются фундаментальными различиями в женской и мужской психике и деятельности людей. Большую роль в этом играет культура общества.

Культурные стереотипы

Обыденное сознание имеет в своей структуре неотъемлемую часть - культурные стереотипы. Иными словами, используя коллективный опыт, индивидуум на протяжении своей жизни получает определенное внушение во время обучения и общения, посредством которого в дальнейшем он ориентируется в жизни и формирует свое поведение в обществе.

Стоит отметить, что гендерные роли в обществе в разных культурах и социальных группах отличаются друг от друга, иногда кардинально. Все эти клише возникают на основе ролей и То есть, посредством этих стереотипов возникает норма для женщины и мужчины, как именно они должны себя вести в конкретном обществе. И когда мы видим то или иное проявление характера человека, мы автоматически сравниваем его со своим представлением о гендерной роли человека.

и дети

Считается, что, в зависимости от пола ребенка, взрослые воспринимают его по-разному. Иными словами, одни и те же проявления поведения ребенка будут восприниматься взрослыми по-разному, в зависимости от того, мальчик или девочка перед ними. И соответственно, от ребенка ждут определенного поведения и реакций в зависимости от его гендера. Из-за этого происходит внушение ребенку, каким он должен быть и навязывается ложное, стереотипное мышление. То есть гендерная роль - это стереотипное мышление, внушаемое ребенку во время воспитания и социализации.

Гендерная идентичность

Этот термин выражает социальные черты человека, характеризирующие его с определенной точки зрения и проявляющие его принадлежность к группе мужчин или женщин. Самым важным здесь является то, как человек сам себя оценивает, и как происходит его социализация в определенной культуре. Психологические, социальные, культурные и поведенческие характеристики в совокупности представляют собой психологический пол. При взаимодействии с другими людьми и во время наблюдения за ними, человек складывает свое представления о том, к какой группе он подходит больше.

И уже исходя из своих выводов он начинает выбирать себе поведения и увлечения той группы, которая ему более близка. Так распределяются гендерные социальные роли. При этом проявление стереотипов происходит на всех стадиях развития. Даже в младшем дошкольном возрасте детям уже прививают восприятие четкого разделения гендерных особенностей. Так, общение между мальчиками и девочками происходит намного реже, чем совместное времяпровождение детей одного пола, также разделяют и интересы, одни должны увлекаться одним, другие - другим. Поэтому нами часто недооценивается роль в формировании личности и мировоззрения. Когда же в более зрелом возрасте мужчины и женщины стремятся к общению, они не понимают друг друга, их интересы расходятся.

Стили социального поведения

При наблюдении разнообразия общения между представителями разного гендера в обществе, можно заметить различные взаимосвязи между людьми. Иными словами, в зависимости от цели общения между представителями разных полов, поведение обоих будет разительно отличаться. Прежде мужчинам приписывали такие обязательные качества, как активность, агрессивность, действенность, умение решать проблемы.

Женщины же должны были быть эмоциональными, пассивными, главное, что их интересовало - это взаимоотношения, а не дела. Ученые выяснили, что между младенцами нет различий в стиле поведения, а возникают они уже с возрастом. Причем чем старше человек, тем ярче они проявляются. Гендерная роль женщины или мужчины строится исключительно на требованиях общества, но при этом человек оценивает себя, учитывая эти потребности, и при не состыковке с шаблоном начинает считать себя хуже других. То есть, первые признаки подобных гендерных различий возникают только тогда, когда ребенок узнает о необходимости их наличия. И проявляя их, он просто выполняет заданную программу. Но при этом мальчики могут вполне проявлять признаки девочек, и наоборот. В целом было доказано, что главным фактором, влияющим на гендерные различия, является социализация.

Подчинение людей гендерным нормам

Согласно исследованиям Шона Берна, существует три типа подчинения человека общественным нормам. Первое - это уступчивость, она проявляется как одобрение человеком неприемлемых для него социальных норм, и подстройка под них ради избегания осуждения, наказания и в надежде на одобрение его поведения социумом.

Далее идет одобрение, то есть полное согласие человека с предъявленными гендерными нормами. Третий тип - идентификация, человек ведет себя в полном соответствии с предъявленной ему ролевой моделью поведения в обществе.

Отступление от стереотипов

Современное общество совсем не похоже на стереотипный устрой. Поэтому современная гендерная роль - это размытое понятие. Многие женщины находят свое предназначение в заведомо мужских занятиях, то есть в бизнесе, науке и прочем. А некоторые мужчины ведут хозяйство, занимаются детьми, творчеством и другими занятиями, по определению женскими.

В социуме принято, что мужчины и женщины отличаются не только своим характером, но и психологией. Если же стереотипное восприятие нарушено, то человек подвергается осуждению и непониманию со стороны близких, что, несомненно, негативно влияет на развитие личности.

Отрицательный эффект стереотипов

Многие современные психологи считают, что подчеркивание гендерных различий некорректно. Гендерная роль - это в первую очередь навязывание потребностей общества без учета желаний и целей индивидуума. Иными словами, преувеличены, в взгляд на ситуацию со стороны общества не субъективен. Так, рассматривая один и тот же поступок, к женщине и мужчине отнесутся по-разному. А это некорректно, так как стереотипные представления не соответствуют действительному развитию личности, ее характеру и поведению. Кроме того, они влияют на развитие определенных качеств, и различая гендерные роли мужчины и женщины, одну черту характера развивают больше, а другую затормаживают и подавляют.

Например, если заставлять мальчика скрывать свои эмоции, с возрастом он может разучиться воспринимать их, и начнет отрицать их наличие у других людей, не понимая их проявления. Стоит понимать, что каждая личность индивидуальна, вне зависимости от своего пола. Это позволит нормализовать психологическое состояние, более продуктивно выполнять свою работу и быть гармоничным. К сожалению, несмотря на гибкость современных стереотипов, многие люди до сих пор ведут борьбу внутри себя, не только с общественными штампами, но и с собственным восприятием.

Развитие личности предполагает ее социализацию, освоение ею ряда социальных ролей, которые могут ей понадобиться в настоящем и будущем, чтобы стать членом общества. Для того чтобы успешно самореализоваться, ребенку нужно освоить роли, которые будут полезны для его профессионального самоопределения — внимательного ученика, аккуратного исполнителя и уверенного лидера, вдумчивого исследователя или открытого всему новому творца. Но не менее важно самоопределение личностное, для которого помимо прочего, потребуется освоение гендерных ролей.

Пол человека — это не только набор специфических хромосом, но и набор социальных ролей, предписываемых обществом мужчинам и женщинам, и удовлетворенность жизнью во многом связана с тем, совпадает ли самоощущение личности и требования, выдвигаемые к ней и ее поведению социумом.

Когда специалисты начинают говорить с родителями о формировании гендерного поведения их детей, родители нередко начинают беспокоиться, поскольку в их сознании понятие гендера смешивается с понятием половой принадлежности и сексуальной ориентации, а в таких серьезных вопросах большинство взрослых хотели бы, чтобы их ребенок не преподнес им сюрпризов. В то же время современные исследователи склоняются к мнению, что на восприятие человеком себя как представителя определенного пола (гендерная идентичность) и на его взгляды на то, какой пол партнеров будет его устраивать (сексуальная ориентация), семейное воспитание влияет редко. А вот на формирование поведения и стиля жизни, мировосприятия и установок, позволяющих человеку проявлять себя в повседневной жизни как существо маскулинное (мужественное) или феминное (женственное), семья и ближайшее окружение влияют совершенно непосредственно.

Первые уроки мужественности или женственности родители дают своим детям еще до того, как ребенок будет способен осознать себя не только человеком определенного пола, но человеком вообще. Одежда определенных цветов, закрепленная в нашей культуре за мальчиками и девочками, игрушки, обусловленные половой принадлежностью, дизайн детской комнаты — все это направлено на то, чтобы воспитать личность в согласии с ее или его биологической половой принадлежностью. К раннему детству ваш ребенок уже успевает привыкнуть к тому, что вы постоянно направляете его или ее поведение в русло своих ожиданий: «Не реви, ты же мальчик!», «Не дерись, ты же девочка!». К концу периода дошкольного детства личность, как правило, уже имеет не вполне осознанные, но вполне сложившиеся представления о предпочитаемом образе жизни, о комфортном для себя соотношении общительности и замкнутости, проявляются лидерские качества или мягкость характера. Шестилетняя девочка, ведущая себя как мальчишка-сорванец, заставляет родителей мириться с тем, что она такая, как есть, нравится им это или нет.

Что заставляет детей отступать от привычного русла развития в социально-одобряемых рамках? Прежде всего на подрастающую личность влияет семейная среда. Ребенок может подражать, вольно или невольно, поведению одного из родителей, причем не всегда родителю своего пола. Дети занимают те ниши, которые им предлагает сложившаяся семейная ситуация. Мама трудится на двух работах, успевает совмещать это с заботами по дому безо всякой помощи, активна, бодра и всеми командует? Папа мягкий и замкнутый, много свободного времени проводит на диване у телевизора, подчиняется маме беспрекословно, зависит от ее забот? Чью же позицию займет ребенок? Вне зависимости от пола ребенок с высокой вероятностью будет подражать тому, за кем он чувствует позиционное превосходство, тому, кому выгодна семейная ситуация такой, как она есть. Если отец манипулирует домашними, демонстрируя свою беспомощность, ребенок перенимет пассивную позицию, если манипулирует остальными мать, подавляющая любые попытки свергнуть свою власть, то и ребенок попытается отзеркалить ее маскулинность, если не в семье, то среди сверстников.

Помимо прямого подражания, большую роль играют отношения ребенка со значимым взрослым. Девочка, получающая поощрения от своего отца только тогда, когда она ведет себя как мальчик, (достигает чего-то в спорте, демонстрирует отвагу, силу духа или, например, любовь к рыбалке), а ее достижения в «женских дисциплинах» остаются незамеченными им, будет развиваться в более маскулинном духе, чем если бы отец поощрял ее за любые успехи. Интересно то, что если ребенок не получает от родителя предельно конкретных требований в понятной ему форме, он стремится соответствовать ожиданиям значимого для него родителя, руководствуясь своими представлениями об этих ожиданиях. Например, дети, оставшиеся без попечения родителей, питают к анонимным родным смешанные чувства. Нередким среди таких детей является фантазирование о родителе, который представлял собой социально значимую фигуру, но не смог заботиться о ребенке по объективным причинам (гибель родителя, похищение ребенка, разного рода разлучившие их драматические события). Девочки, фантазировавшие об отце (летчике, киноактере, преступнике), — проявляли больше признаков маскулинности, мужественности, чем девочки, придумавшие себе воображаемую мать (балерину, жену известного человека, певицу). Таким образом, значимый взрослый требовал от ребенка соответствия его (ребенка) ожиданиям даже при полном физическом отсутствии.

Еще одним важным источником трансляции норм гендерного поведения становится такой рупор общественного мнения, как СМИ. В отличие от непосредственного влияния социума, предлагающего подросткам традиционный взгляд на идеалы мужественности и женственности (мужчина должен быть сильным, самостоятельным, смелым, активным, стремиться к свободе и финансовой независимости; женщина должна быть мягкой, заботливой, стремиться хорошо выглядеть и чтить семейные ценности превыше профессиональных), СМИ не преследуют целей сохранения традиций. Их цель совсем другая — продавать товары, услуги, формировать мнение, воспитывать из юного зрителя идеального потребителя. СМИ в своих интересах навязывает молодежи нереалистичные образцы поведения, что особенно четко прослеживается в рекламных роликах. Молодые женщины в них обладают огромными, идеально обставленными домами, в которых царит выставочная чистота, при этом по дому бегают стильно причесанные дети, элитные животные и преуспевающий муж, а хозяйка выглядит как супермодель, но обладает важной работой, занимается спортом и проводит много времени с друзьями. Размышляя рационально, девушка понимает, что эта картина не может быть примером для подражания, она нереалистична, но реклама рассчитана на то, чтобы задевать иррациональную, эмоциональную сферу, вызывать чувство неполноценности, готовности купить товар, который приблизит ее к этой красивой недосягаемой жизни идеальной женщины.

Юноши тоже подвергаются давлению СМИ, которые осаждают их картинками преуспевающих сверстников: молодой мужчина в представлении товаропроизводителей, едва выйдя из возраста тинейджера, начинает носить дорогие костюмы, жить в пентхаусах, пользоваться массовым вниманием прекрасных женщин и покупать себе все только самое лучшее. О том, что даже имея хорошее образование подобных высот мужчина в 21—25 лет, как правило, достигнуть не в силах, умалчивается. Нет таких форм поведения, чтобы молодые люди могли воплощать в своей жизни экранные идеалы. Все, на что способна эта информация, — вызвать у юноши резкое неприятие «долгих» путей к успеху вроде работы в реальном секторе экономики, спровоцировать его «не столько быть, сколько слыть»: не стремиться к целям, сообразным возрасту, а потреблять товары, которые символизируют успех раньше (и вместо) того, как они станут ему по карману, искать возможности «быстрых денег».

Представления подростков о поведении и образе жизни представителя их пола и возраста в результате сильно искажаются. Недовольство собой поддерживает на плаву целые индустрии, умом молодые люди понимают, что их реальная жизнь в целом соответствует той, какой живут их сверстники, но бессознательно они все же включаются в гонку за недостижимыми образами, навязываемыми извне. Это зачастую приводит к тому, что подростки осваивают формы поведения, которые являются реакцией на давление общества, но не помогают им достигать своих половозрастных целей.

У некоторых народов Севера гендеров, т.е. типов поведения, закрепленных за социальным полом, не два, как в нашей культуре, а… пять. Гетеросексуальные женщины в женской одежде, выполняющие женские функции; гетеросексуальные мужчины в мужской одежде, с мужскими обязанностями; гомосексуальные мужчины в женской одежде; гетеросексуальные мужчины в женской одежде, выполняющие женскую работу; гетеросексуальные женщины в мужской одежде, выполняющие мужскую работу. Почему так много ролей? Главным образом потому, что это нужно социуму, племени. Человека не спрашивают, хочет ли он, будучи мальчиком, носить женское платье и следить за очагом. Когда он родился, мальчиков в племени было уже достаточно, а вот тех, кто будет через 10—20—30 лет выполнять женскую работу, заметно меньше. Поэтому социум проводит свойственные ему ритуалы и вручает ребенку функцию, которую он будет выполнять всю жизнь, не заботясь о том, сделает ли это его счастливым. В нашем обществе такое переодевание младенца выглядело бы грубым нарушением прав человека и поэтому не практикуется. Зато любой легко может себе представить примету позднесоветского времени — мощных маскулинных женщин, работающих на ремонте дорог (они нужны обществу, поскольку мужчины не хотят выполнять тяжелую работу за эти деньги, а женщины соглашаются и трудятся на совесть, кроме того, они меньше пьют). Также легко понять, почему современная городская культура порождает типажи хрупких и эстетически выверенных мужчин-модников разного рода, и чем крупнее населенный пункт, тем больше в нем таких персонажей. Так нужно обществу, разумеется. Чем выше плотность застройки и скученность, тем более остро стоит вопрос регулирования агрессии. Популяции неагрессивных, неконкурирующих в физическом смысле мужчин, вкладывающих силы не в драку за ресурсы, а в самосовершенствование в нематериальном, интеллектуальном, эстетическом, творческом плане делают большие города более безопасным местом.

Таким образом, для того чтобы соответствовать интересам социума, необязательно учреждать отдельный гендер, можно отрегулировать настройки тех, что уже есть. В то же время родители детей и подростков с ОВЗ нередко совершают попытку превратить свое чадо в существо нулевого гендера — безвозрастного и бесполого ребенка. Работая с подростками с ОВЗ, мы неоднократно обращали внимание на тот факт, что они подвергаются родительским попыткам замаскировать и подавить то, что связано с поведением и внешним видом, присущим определенному полу. Мальчики часто были робкими, нежными, послушными и одетыми во что-то, похожее на бабушкин жакет. Девочки, в свою очередь, были острижены под мальчиков и не имели никакого представления о бижутерии, маникюре и флирте, хотя их здоровые сверстницы были увлечены именно этим и прочими новыми для подрастающей девочки сторонами жизни. Подростки с ОВЗ, обучающиеся в тех же группах, но не имеющие опекунов, демонстрировали ярко выраженную феминность и маскулинность, не всегда в соответствии с биологическим полом, но с большим воодушевлением, присущим возрасту.

Беспокойство родителей, отвечающих за особого ребенка, понятно. Понятен и некоторый инфантилизм их подопечных: тот, кого берегут от общества и окружают заботой, разумеется, будет более беспечен и ребячлив. Но в попытке противостоять женственности или мужественности своего ребенка, руководствуясь интересами семьи, есть что-то нечестное. Возможно, вы подозреваете, что ваш ребенок недостаточно зрелый в социальном и интеллектуальном плане, для того чтобы становиться подростком со всеми вытекающими последствиями. Но таково большинство подростков. Возможно, вы полагаете, что ваш сын или дочь попадет в беду, поскольку не имеет внятных представлений о мире отношений. Но если вы будете вечно держать его у своего подола, он или она так ничему и не научится. Возможно, вы полагаете, что имея трудности со здоровьем и развитием, ваш ребенок никогда не состоится как мужчина или как женщина, и на этот случай лучше, чтобы мама оказалась рядом. А вот тут вы ошибаетесь. Найти человека, способного разделить горести и радости, одинаково трудно, но одинаково возможно и для молодых людей с ОВЗ, и для здоровых людей любого возраста.

Не усложняйте жизнь своим детям.

Им не всегда легко понять, что пропасть между тем, что они собой представляют, и тем, что им показывают в качестве образца, примерно того же масштаба, что и у их здоровых сверстников. Многие молодые люди и слышать не желают о том, что они руководствуются ложными образами, списывая все невзгоды и лишения на дефект, присущий их здоровью. «Мужчина должен иметь (далее список предметов роскоши), а у меня этого нет и не будет»; «Женщина должна выглядеть так, а я представляю собой полную противоположность» — вот типичное представление подростка с ОВЗ о своем месте в обществе в качестве представителя своего пола. Помимо искаженных представлений о себе, СМИ и социальные сети формируют у подростков представление о желаемом поведении партнера, которое автоматически делает любого сверстника неконкурентоспособным и негодным для отношений. «Мы встречались с ним трижды, а он не подарил мне ничего значительного, — жалуется молодая девушка психологу, — придется с ним порвать, а жаль, он мне очень понравился, с ним было весело». На вопрос, откуда ей известно об обязательности подарков, девушка ссылается на сообщество, в котором ее «просветили».

Юноши и девушки, пытающиеся начать встречаться со сверстниками, доверяют стереотипам, распространяемым анонимными сетевыми советчиками, и в результате сталкиваются с тем, что их жизнь вышла из-под контроля, что они ищут в людях не того, что нужно им, а чего-то навязанного социумом. Подростки обнаруживают, что, перецеловав тысячу лягушек в поисках своей принцессы, принцем остаться сложно, так как каждые новые отношения рвутся легче предыдущих и встретить «своего человека» почти невозможно.

Эта проблема усугубляется тем, что старшее поколение больше не может служить своим детям примером и источником информации, поскольку темп и содержание повседневной жизни молодых людей радикально изменились с тех пор, как молодежью считались их родители. Юноши и девушки пытаются перенимать образ жизни, увиденный ими в американском кинематографе и телепередачах, но этот образ не имеет у нас культурно-исторических корней. Например, в американской школе девочка, побывавшая на свиданиях (имеется в виду выход в свет — прогулка, поход в кино, кафе) с десятками поклонников и не выбравшая никого из них, — популярная, вызывает стремление подражать себе и уважение сверстников. В нашей культуре она вызовет смешанную реакцию — часть соучеников сочтут ее популярной, другая часть будет уверена в том, что девушка подмочила репутацию и нужно держаться от нее подальше. Такое же рассогласование гендерных стереотипов возникает и в других сферах жизни, и молодым людям все труднее понять друг друга правильно. Ведь устоявшиеся правила, которым следовали родители, исчезли, а на их месте возникла совершенная путаница.

Единственным выходом для подростков, зашедших в тупик в поисках идеальных отношений, становится необходимость больше прислушиваться к своему сердцу, чем к общественному мнению, и искать людей, разделяющих их собственные представления о том, как должны жить современные мужчины и женщины. Ведь только самостоятельный выбор и принятие ответственности за него делают отрока зрелой личностью, контролирующей свою жизнь.

Кропивянская С.О.

Гендерная роль — это вид социальной роли, которая определяет допустимое и желательное поведение для мужчин и женщин.

На Северном Кавказе почти все женщины экономически активны

Все, что связано с развитием, имеет свойство меняться, поэтому нет ничего постоянного в мире, в том числе меняются и ожидания от поведения мужчин и женщин. А вот как закрепляются гендерные роли и чем они обусловлены, разберемся в нашей статье.

Рассмотрим понятие гендерной роли, чтобы четко представлять значение данного феномена.

Гендерные роли представляют собой ожидаемые в обществе от представителей мужского и женского пола традиционные поведенческие реакции. Они могут ожидаться, приписываться, навязываться, требоваться обществом, но любой человек вправе сам решать, нужно ли ему стереотипное поведение.

Их прививает общество путем воспитания с детства определенной манеры поведения, присущей тому или иному полу. Выясним, что значит гендерная роль представителя того или иного пола на конкретных примерах.

Примеры гендерных ролей

Примеры гендерных ролей личности менялись с течением времени и изменением человечества. Мало того, они продолжают изменяться. Так, гендерные роли человека бывают навязанными и мешают проявляться ему таким, каким его создала природа. Эти стереотипы поведения приводят к непониманию между полами, конфликтам, а значит, делают несчастными людей.

Рассмотрим теперь некоторые примеры гендерных ролей. Мужчина представляет собой с давних времен охотника, лидера, воина с такими чертами характера, как уверенность в себе, склонность к риску, агрессии, быстроте реакции. Женщина же отличалась всегда мягкостью, состраданием, заботой и занималась лишь поддержанием домашнего очага и воспитанием будущего поколения.

Естественно, время накладывает свой отпечаток на стереотипы поведения, поэтому уже редко можно встретить в чистом виде истинно женское или мужское поведение.

Женская гендерная роль

В последнее время представительницы прекрасной половины человечества все больше претендуют на равноправие и почти дублируют мужскую линию поведения, зарабатывая деньги, занимая руководящие посты и служа в войсках.

В чем особенности женской гендерной роли?

Женская гендерная роль в прежнем понимании подразумевает хранительницу очага, мать и жену. Поскольку современность диктует свои законы, изменяется и расширяется гендерная роль женщины.

Современная гендерная роль женщины расширилась. Теперь дама часто является не только хранительницей очага, но и работником

Для этого придется разобраться, в чем особенности женской гендерной роли. Она заключается в том, женщина стремится быть успешной, активной, выносливой в условиях господствующих в обществе правил, уравнивающих оба пола. Таким образом, дама должна успевать хозяйничать по дому, рожать детей, строить карьеру, а также потрясающе выглядеть.

Мужская гендерная роль

Мужские поступки характеризуются наличием силы духа, воли, храбрости во все времена, но это не значит, что изменения не коснулись также и мужчин.

Традиционное воспитание мальчика как носителя мужской гендерной роли (маскулинности)

Суть мужской гендерной роли

В современном мире от представителей сильного пола ждут не только силы и смелости. От мужчин требуется завоевание статуса и уважения, умственной, эмоциональной стабильности, физической выносливости и избегания женских занятий. Если мужчина не достигает успеха в каком-то одном аспекте, он стремится компенсировать это, проявляя себя в другом более активно.

К этому списку постепенно добавляется масса иных качеств, таких как интеллект, заботливость, сдержанность, умение общаться, сопереживать.

При этом незыблемыми остаются такие признаки мужского поведения, как ясность мышления, устойчивость и передача ген будущему поколению.

В чем разница между гендерной ролью мужчины и женщины?

С развитием общества представительницы прекрасной половины человечества уже не желают мириться с судьбой домохозяйки, чем заставляют пересмотреть общественные стереотипы о женском поведении. Это объясняется тем, что общество живет по мужским законам, где есть победитель и побежденный, а также нет сочувствия и сострадания.

Вслед за этим зачастую происходит смена ролями, когда дама является добытчиком, а ее муж управляется по хозяйству. Таких пар достаточно много в последнее время, причем сама женщина не удовлетворена ситуацией, также как и мужчина, ведь заложенные природой поступки отсутствуют у обоих.

Следует только отметить, что муж справится с любыми делами по дому не хуже, чем его возлюбленная, да только в одном он не сможет ее заменить, ведь выносить и родить ребенка суждено лишь женщине. Как видим, границы между общепринятым поведением представителей обоих полов стираются, принося за собой массу последствий.

Уравнивание представителей разных полов приводит к тому, что семье некогда завести ребенка, ведь еще есть столько дел, которым это может помешать. Девушки все позже выходят замуж, так как сначала нужно сделать карьеру, чем также усугубляют демографическую ситуацию и обесценивают институт семьи.

Как закрепляются гендерные роли?

Дети обоих полов рождаются и имеют стандартное поведение. Социальные же реакции приобретаются девочками и мальчиками уже под влиянием воспитания и общественных ожиданий. Девочек настраивают на самопожертвование, нежность, преданность, убеждают быть спокойной и разрешают проявлять эмоции. Мальчикам же демонстрируют традиционные мужские манеру поведения, цели и принципы, требуют сдержанности в эмоциях и проявления нетерпения к несправедливости.

Стоит отметить, что некоторые стереотипы уже подвергаются критике. И хотя считается позорным девушке первой знакомиться, тогда как стеснительные мальчики совсем не в почете, никого эта ситуация уже не удивляет, тогда как еще 100 лет назад привела бы к плачевным последствиям.

Так, если девочка начинает драться, то ее останавливают вместо того, чтобы записать на соответствующую секцию, а для мальчика это считается нормой. И наоборот, мальчик, занимающийся танцами, вызывает у многих насмешки или ироническую улыбку.

В результате мужчины и женщины, создавая семью, не понимают друг друга, долго привыкают к противоположным взглядам на жизнь, ссорятся и постепенно учатся взаимопониманию.

Не стоит забывать, что у каждого современного человека есть свобода выбора тех реакций, при которых он не теряет своей сути, оставаясь самим собой, проигнорировав всяческие стереотипы и навязываемые ожидания.

Теперь стало понятно, что такое гендер, как закрепляются гендерные роли, поэтому каждый человек может объективно оценивать свое предназначение в семье и вести себя так, как подсказывает внутренний голос совести.

Желаем вам всегда оставаться собой и быть счастливыми!

В современной социологии понятие "гендерная роль" приобрело два значения.

В первом случае гендерную роль понимают как способ, каким человек выражает свою гендерную принадлежность . Иначе говоря, то, насколько он является настоящим мужчиной или идеальной женщиной. В некоторых случаях человек затрудняется, с каким полом себя идентифицировать, попеременно исполняя то роль мужчины, то роль женщины. Тогда употребляют термин "третий пол" или говорят о транссексуалах и трансгендерах.

Во втором значении гендерная роль подразумевает ролевой репертуар , т.е. совокупность различных моделей поведения, занятий или функций, которые приходится выполнять человеку, уже определившемуся со своей гендерной идентичностью. Скажем, современная женщина (социальная роль) должна быть домохозяйкой, матерью, женой, работницей (ролевой репертуар).

Известно, что помимо биологических отличий между людьми, принадлежащими к двум полам, существуют также социальные различия, обусловленные разделением труда, разграничением социальных ролей, распределением видов деятельности и занятий. Антропологи, этнографы и историки давно установили относительность представлений о "типично мужском" или "типично женском". То, что в одном обществе считается мужским занятием (поведением, чертой характера), в другом может определяться как женское. Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями. Это означает выполнять те или иные предписанные нам гендерные роли – модели поведения, которые предписывает общество мужчинам и женщинам, а также совокупность ожиданий, которые предъявляют окружающие к людям, выполняющим эти роли. Внешними признаками, позволяющими отличить субъектов одной, женской, от другой, мужской, роли служат биологические различия между двумя полами, а также особенности речи (тон, высота, громкость, интонация голоса) и языка (набор употребляемых слов), манера поведения, соблюдение норм этикета, культура жестов, одежда, направленность интересов, установок, склонностей и увлечений.

Мужские и женские гендерные роли являются, как считают специалисты, взаимоисключающими, а в некоторых обществах образцы ролевого поведения могут быть даже поляризованы.

Гендерные роли определяют, например, что человеческим особям, имеющим женские половые признаки, подобает красить губы и варить щи, а не наделенным таковыми – носить галстук и зарабатывать деньги. Напротив, в современной культуре формируется так называемый универсальный стиль одежды и поведения – унисекс (англ. unisex – [о моде] бесполый), который в одинаковой мере свойствен мужчинам и женщинам, а потому не способен четко отличить представителей разных полов.

Сегодня взаимоотношения полов, определение ролей каждого из них коренным образом меняются. Новые условия, с одной стороны, обеспечивают большее равенство полов, а с другой – стирают различия между ними. Пассивность, терпение, верность и альтруизм больше не считаются только женскими чертами. Они очень выгодны мужчинам, научившимся эксплуатировать эти качества, но не всегда проявляющим в ответ равные мужские достоинства – рыцарство или благородство. Честолюбие, активность и независимость все чаще становятся также и женскими чертами. А приобщение мужчин к процессу деторождения и обязанностям материнства формирует у них черты, которые традиционно считались чисто женскими: нежность, привязанность, стремление заботиться о малышах .

Женщинам сегодня гораздо легче войти в общественную жизнь, чем их матерям и бабушкам. Теперь у них больше свободы передвижения: минули те времена, когда женщина могла выходить из дому только с компаньонкой, подругой или родственницей. Но, кажется, и за это они вынуждены расплачиваться. Статистика свидетельствует, что молодые женщины нередко становятся жертвами сексуальной агрессии со стороны мужчин.

Гендерная роль, считает российский социолог И. С. Кон, обозначает нормативные предписания и ожидания, которые соответствующая культура предъявляет к "правильному" мужскому или женскому поведению и которые служат критерием оценки маскулинности/фемининности ребенка или взрослого. Предписания, принимаемые обществом по отношению к каждой роли, определяются половозрастным разделением и разным участием женщин и мужчин в хозяйственной жизни. Так повелось исстари.

В частности, исключительно мужской деятельностью в традиционном обществе считалось все, что связано с религиозно-магической стороной жизни общины: отправление культовых обрядов и ритуалов, усвоение и трансляция другим поколениям священных мифов, магических заклинаний, религиозных песнопений. Все священные ритуалы мужчины совершают втайне от женщин и жестоко наказывают (вплоть до убийства) тех мужчин, которые не могут хранить тайну, и тех женщин, которые проявляют чрезмерное любопытство. Женщинам запрещено подходить к местам священных ритуалов, смотреть на культовые эмблемы, прикасаться к предметам, задействованным в обрядах, знать священные мифы, песни, историю племени. По представлениям первобытных людей, мужчины во время своей религиозной деятельности общаются с духами предков, священными животными, существами – покровителями племени или рода, словом, осуществляют посредничество между миром людей и священным миром, стремясь обеспечить благополучие всех членов коллектива. Колдовство, черная магия также находятся в ведении мужчин. С их помощью осуществляется как обеспечение успехов в различных начинаниях, так и отмщение врагам .

Преимущественно мужским делом является организация внутриобщинной жизни. В мужских домах, отдельно от женщин, мужчины принимают решения, связанные с важнейшими вопросами жизни коллектива. Это и распределение пищи, и использование общинной территории, и организация празднеств, решение брачных вопросов, урегулирование внутренних споров и конфликтов, контроль за членами коллектива и наказание провинившихся и т.д.

С давних времен мужчины монополизировали сферу межобщинных, а затем и международных отношений, превратив сугубо женскую (по названию) область деятельности – дипломатию – в свою вотчину. Будь то установление дружеских межплеменных отношений и следующий за этим многодневный пир, куда допускались опять-таки лишь особи мужеского пола, или объявление войны и дальние завоевательные походы, все тяжести которых мог перенести только сильный пол. Первобытные мужчины производили поиск и разведку новых территорий, первыми осваивали места будущей стоянки, первыми стали распахивать земельные участки. Мужчины в большей степени, чем женщины, связаны внешними обязательствами: они вовлечены в комплекс родственных и общинных отношений, которые предполагают обмен пищей, вещами или определенными услугами. Женщины, как правило, в эти дела не вовлекаются.

Неудивительно, что мужчины оккупировали все самые главные для общины виды занятий – от политики, религии, экономики до решения сугубо социальных проблем. Вот почему они составляли ядро первобытного социума, выполнявшее цементирующую функцию, организующую первобытный коллектив изнутри. Вся жизнь женщин сконцентрирована внутри общины, и они цементируют ее изнутри не организационными решениями и контролем, а многочисленными межличностными контактами и связями.

Женская сфера периферийна и ограничивается главным образом семьей, домом, заботой о детях и муже. Если положение мужчины двойственно: он как бы находится между общиной и семьей, то положение женщины определенно – она принадлежит семье, будучи ее центром. Целью всей ее активности является благополучие этого "женского" мира. Оно достигается путем поддержания экономического обеспечения собственной семьи, а также установлением должного взаимодействия с аналогичными группами (женскими ячейками) в рамках общины, в частности через обмен пищи, взаимопомощь при уходе за детьми, участие в совместных с другими женщинами работах по доставке воды и топлива и других коллективных мероприятиях.

Элементами гендерной роли выступают также одежда, жесты, манера речи. Гардероб, как и система правил, у одного человека могут меняться на протяжении дня: утром она домохозяйка (халат, бигуди, нервные сборы на работу), днем – деловая женщина (строгий костюм, начальственный тон, макияж), вечером – театральный зритель (вечернее платье, свободные манеры, иной имидж) или заботливая мать (рис. 8.2).

В супружестве женщина выполняет целый ряд ролей, необходимых мужчине: роль подруги, с которой можно посоветоваться по важным жизненным вопросам и "излить душу", вместе провести свободное время или отпуск, с которой можно разделить повседневные проблемы, довериться ей; роль квазиматери, которая одаривает его вниманием и заботой, роль хозяйки, которая заботится о порядке, уюте, чистоте. Одна из важных ролей женщины – роль любовницы.

Тема гендерных ролей будет раскрыта неполно, если мы ограничимся двумя полами и станем рассматривать роль

Рис. 8.2.

лишь как модель поведения, заданную биологическими границами одного пола. С давних времен известен феномен смены пола , которая может происходить как хирургически (через операции на половых органах), так и символически (путем переодевания и смены культурного имиджа). В антропологической и социологической литературе данное явление получило общеродовое название "третьего пола".

Ритуальное переодевание мужчин в женскую одежду сохранилось и но сей день в различных племенах, унаследовавших обычаи древних культур. Так, например, в племени намши юноши надевают юбки для обряда инициации, а в племенах народа масаи мальчики носят юбки с момента ритуала обрезания до полного заживления ран. Танцовщики катакали на Цейлоне надевают драгоценные украшения и красятся, стараясь вызвать таким образом милость богов, Зулусы в таких одеяниях вызывают дождь, а индийские бхоты танцуют в женском, чтобы отпугнуть алых духов.

Исполнители женских ролей в японском театре Кабуки делают очень тщательный макияж, говорят фальцетом и двигаются, подражая женской ходьбе и жестам. Культура мужчин Кабуки настолько высока, что многие японские женщины, как это ни парадоксально, до сих пор приходят в театр учиться у мужчин искусству быть женщиной. Они стараются перенять у них манеру держать спину, копируют жесты и многое другое.

Примерно с XVI в. во многих европейских странах существовала традиция одевать мальчиков в платья и называть их девичьими именами до того, пока им не исполнится семь лет. Таким способом, по всей видимости, родители пытались оградить сыновей от злых духов. Лишь после семи лет мальчикам разрешалось сменить платья на панталоны и стать членами мужского общества. Эта традиция распространялась на все классы общества. Так, на фамильных портретах, изображавших детей, различить кто это, мальчик или девочка, можно было только по игрушкам, которые дети держали в руках. У мальчиков это были либо хлыстик, либо деревянная лошадка, у девочек – куколка. Традиция эта была настолько устойчивой, что в отдельных местах сохранилась вплоть до середины XX в.

  • См.: Бадинтер Э. Указ. соч. С. 56.
  • Подробнее см.: История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины. М., 1986; Управителева Л. Н. Пол как культурно- исторический феномен: эпоха первобытности. URL: irbis.asu.ru
  • maya.cltn.ru

Гендерные роли

Один из видов социальных ролей, набор ожидаемых образцов поведения (или норм) для мужчин и женщин. Роль в социальной психологии определяется как набор норм, определяющих, как должны вести себя люди в данной социальной позиции. Первым представителем ролевой теории по праву может считаться Шекспир, написавший:

Весь мир - театр,

В нем женщины, мужчины - все актеры.

У них свои есть выходы, уходы;

И каждый не одну играет роль.

В настоящее время не существует единой теории социальных ролей как таковой. Гендерные роли, их характеристики, происхождение и развитие рассматриваются в рамках различных социологических, психологических и биосоциальных теорий. Но имеющиеся исследования позволяют сделать вывод о том, что на их формирование и развитие у человека оказывают влияние общество и культура, закрепленные в них представления о содержании и специфике гендерных ролей. А в ходе исторического развития общества содержание гендерных ролей подвергается изменениям. Удар по убеждению о том, что мужчины и женщины от природы созданы для выполнения определенных ролей, нанесла Маргарет Мид (M. Mead) в своей книге "Пол и темперамент". Ее наблюдения за жизнью племен в Новой Гвинее убедительно это опровергают. Наблюдаемые ею женщины и мужчины исполняли совершенно различные роли, иногда прямо противоположные принятым для каждого пола стереотипам. Одна из идей, декларируемых женским движением 70-х годов, состояла в том, что традиционные гендерные роли сдерживают личностное развитие и реализацию имеющегося потенциала. Она послужила толчком для концепции Сандры Бем (S. Bem), в основе которой лежит понятие андрогинии, согласно которой любой человек, независимо от его биологического пола, может соединять в себе традиционно мужские и традиционно женские качества (такие люди получили наименование андрогины). И это позволяет людям менее жестко придерживаться полоролевых норм и свободно переходить от традиционно женских занятий к традиционно мужским и наоборот. Развивая эту идею, Плек (Pleck) в своих работах стал говорить о расщепленности, или фрагментарности гендерных ролей. Нет единой роли мужчины или женщины. Каждый человек выполняет ряд разнообразных ролей, например, жены, матери, студентки, дочери, подруги и т. д. Иногда эти роли не совмещаются, что ведет к ролевому конфликту. Конфликт между ролью деловой женщины и ролью матери всем хорошо известен. Сейчас имеются данные о том, что выполнение многих ролей способствует психологическому благополучию человека.

Многообразие гендерных ролей в различных культурах и в разные эпохи свидетельствует в пользу гипотезы о том, что наши гендерные роли формируются культурой. Согласно теории Хофстеда (Hofstede), различия в гендерных ролях зависят от степени гендерной дифференциации в культурах или степени маскулинности или фемининности той или иной культуры. На основании кросс-культурных исследований Хофстед показал, что люди маскулинных культур имеют более высокую мотивацию достижения, смысл жизни видят в работе и способны много и напряженно работать. В ряде кросс-культурных исследований установлено также, что фемининные культуры с низкой дистанцией власти (Дания, Финляндия, Норвегия, Швеция) имеют личностно-ориентированные семьи, которые способствуют усвоению равенства в гендерных ролях. В то время как культуры с высокой дистанцией власти и ярко выраженной маскулинностью (Греция, Япония, Мексика) - имеют семьи, ориентированные на жесткие гендерные ролевые позиции. Такие семьи способствуют, в конечном итоге, жесткой дифференциации в гендерных ролях.

Гендерные роли зависят не только от культуры, но и от исторической эпохи. И. С. Кон отметил, что традиционная система дифференциации половых ролей и связанных с ними стереотипов фемининности-маскулинности отличалась следующими характерными чертами: женские и мужские виды деятельности и личные качества отличались очень резко и казались полярными; эти различия освящались религией или ссылками на природу и представлялись нерушимыми; женские и мужские функции были не просто взаимодополнительными, но и иерархическими, женщине отводилась зависимая, подчиненная роль. Сейчас практически во всех культурах в отношении гендерных ролей происходят радикальные изменения, в частности, и на постсоветском пространстве, однако не так быстро, как хотелось бы.

Gender roles (англ.)

Литература:

Кон И. С. Психология половых различий // Вопросы психологии. 1981. N 2. С. 53.

Лебедева Н. М. Введение в этическую и кросс-культурную психологию. М.: Ключ, 1999. С. 141-142.

Bem S. The measurement of psychological androgyny // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1974. 42. Р. 165-172.

Hofstede G. Culture"s consequences: international differences in work-related values. Beverly Hills, 1984.

Mead M. Sex and temperament in three primitive societies. New York: Morrow, 1935.

Pleck J. The theory of male sex role identity: its rise and fall from 1936 to the present // The making of masculinities: the new men"s studies. Boston: Allen & Unwin, 1987. Р. 221-38.

© Е. Ф. Иванова


Тезаурус терминологии гендерных исследований. - М.: Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты . А. А. Денисова . 2003 .

Смотреть что такое "Гендерные роли" в других словарях:

    Гендерные роли - … Википедия

    Гендерные роли (половые роли) - – установки, а также виды деятельности, которые общество связывает с тем или иным полом … Словарь-справочник по социальной работе

    Гендерные различия - совокупность специфических психологических и физиологических особенностей мужчин и женщин. Гендерные различия основаны на половом диморфизме мужчин и женщин. Существует академический предмет «гендерная психология», который изучает и качественно и … Википедия

    ГЕНДЕРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ - (англ. gender род, пол), общественные и психологические проблемы, связанные с ролью в обществе лиц мужского и женского пола, так как различия в моделях поведения мужчин и женщин могут стать причинами внутриличностных, межличностных и межгрупповых … Энциклопедический словарь

    Гендерные проблемы - (англ. gender род, пол) общественные и психологические проблемы, связанные с ролью в обществе лиц мужского и женского пола, так как различия в моделях поведения мужчин и женщин могут стать причинами внутриличностных, межличностных и межгрупповых… … Политология. Словарь.

    ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ - (англ. gender род, пол), различия между людьми, обусловленные их половой принадлежностью. Так, считается, что у мужчин более развиты пространственные и математические способности, они более агрессивны и доминантны, для них более значимы… … Энциклопедический словарь

    Гендерные отличия - Содержание 1 Гендерные различия 2 Гендерная идентичность 3 … Википедия

    Стереотип это суждение, в заостренно упрощающей и обобщающей форме, с эмоциональной окраской приписывающее определенному классу лиц некоторые свойства или, наоборот, отказывающее им в этих свойствах. Стереотипы рассматриваются как особые формы… …

    - (персональных компьютеров) наблюдаются при взаимодействии человека и компьютера во всех возрастных группах. Стереотипы общественного сознания и СМИ, тенденциозность образования и выпускаемых программных продуктов в какой то мере обуславливают тот … Термины гендерных исследований

    ГЕНДЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - способы, механизмы, каналы формирования института пола и закрепления соответствующих половых идентификаций. Логика современного определения социального пола (см. Гендер) указывает на неразрывную связь понятий пол дискурс власть. Г. т.… … Современный философский словарь

Книги

  • Почему мужчины врут, а женщины ревут , Пиз Аллан. В мире где гендерные роли так явно размыты и трансформированы, авторы блестяще сумели сформулировать различия в восприятии реальности мужчинами и женщинами, и объяснить мотивы…