Картина была написана в 1966 году русским художником Константином Васильевым к дню рождения матери. Автор наиболее известен по своему стилю, предрасположенному к славянской мифологии, древнерусских былин и образов. Художник оттачивал свое мастерство, […]

Из творческого наследия Константина Васильева в числе более 400 картин, полотно «Ожидание» справедливо выделяется по силе воздействия на чувства зрителя. Художественная работа была выполнена в 1976 году. Нашему взору предстает вытянутой формы […]

Константин Васильев, выдающийся художник, который внес Огромный вклад в художественное искусство современности. Он оставил свой след во множестве разнообразных жанров от графических очерков до живописных полотен с природными композициями, и каждая его […]

Эмоционально насыщенная картина, буйство красок, непревзойденные сочетания заставляют задуматься любого зрителя. Внимательно рассматривая передний план, видим прибрежный песок золотистого цвета. Очень тонко художник передает падающую тень на песке и небольшие выемки в […]

Константин Васильев в своем творчестве особую любовь проявил к военной тематике. Жуков – важная историческая личность, его портрет пытались изобразить многие художники. Кто-то делал это удачно, а некоторые заняли видные места в […]

История создания картины очень интересно, ее название говорит о той птице, которую однажды увидел, но всю ее силу взгляда, образа покорителя и хозяина тайги выразил именно следующим образом. Этот мужественный человек олицетворяет […]

Искусство живописи предполагает массу великих живописцев и мастеров. Одним из таких является Константин Алексеевич Васильев – представитель русской современности. Творчество Константина Алексеевича представляет разнообразный жанр шедевров: пейзажная тематика, графический очерк, портреты, реалистическую […]

Жизнь великих людей начинается с момента их смерти. (Ж. Аррен)

В этот день 34 года назад погиб Великий русский художник К.А. Васильев, погиб, когда ему было всего 34 года. Хотелось бы рассказать немного об авторе более 400 произведений, включающих такие знаменитые циклы, как «Русь былинная», «Кольцо Нибелунга» и многие другие работы.

Константин Васильев родился 3 сентября 1942 года в столице Адыгейской автономной области г. Майкопе. В то время город был оккупирован немецкими войсками и поэтому семья некоторые годы жила без отца, так как тот, будучи заядлым коммунистом, за месяц до рождения сына ушёл партизанить в Краснодарский край.
Не смотря на то, что немцы и знали о принадлежности Алексея Алексеевича к компартии, семья благополучно пережила дни оккупации и в 1945 перебралась в Краснодар, где спустя год в апреле у Константина родилась сестра Валентина. Из-за пополнения в семье им стало не хватать жилплощади, и отец попросил перевести его на работы в другое место. Перевели в Казань.

В 1949 у Алексея Алексеевича и Клавдии Парменовны Васильевой (девич. Шишкина) родился ещё один ребёнок - дочка Людмила и в это же время отцу предложили перейти на работу в другое место - он выбрал с.Васильево (25 км. от Казани). Те места тогда привлекали своей природной красотой.

Уже с раннего детства Константин начал увлекаться рисованием и однажды родители увидели статью в «Комсомольской правде» где было сказано, что Московская средняя худшкола при институте имени В.И. Сурикова принимает одарённых в области рисования школьников. Было решено отправить на конкурс несколько работ сына. Картины прошли конкурс, и тогда в Москву отправился уже сам Васильев. Был 1954 год.

Практически около места его пребывания в столице, находилась Третьяковская галерея, которая вдохновляла юного художника и поэтому дела его шли очень не плохо. К осени 1956 он привёз написанные им за это лето акварели. Они были настолько хороши, что директор школы распорядился устроить выставку этих работ. Их хватило, чтобы увесить стены всего второго этажа. Это был один из первых успехов Васильева!

1957 год.

Но доучиться в Москве ему не было суждено, поскольку в 1957 тяжело заболел отец. Надо было вернуться. Поэтому Васильев поступил в Казанское худучилище, но сразу на второй курс и в 1961 закончил его, защитив дипломную работу, состоящую из эскизов декораций к опере Римского-Корсакова «Снегурочка». Работу оценили на "отлично" и таким образом он стал художником-театральным декоратором. Сразу же татарский журнал "Чаян" предложил ему сотрудничать, и Васильев стал рисовать для него иллюстрации, которые в 1963 году с успехом выставлялись в московском Манеже и на выставке «Художники-сатирики Казани».

В 1967 от болезни, как и отец, скончалась его младшая сестра Люда. Уже зная, что трагического конца не избежать, Васильев начал рисовать её портрет:

Васильева всегда интересовал русский былинно-сказочный фольклор, древнеславянские и скандинавские мифы и легенды, а также общность корней в истории арийских народов.

"Воин с мечом" (1968)

На шлеме воина изображён орёл - символ власти в арийской мифологии. А под впечатлением от тетралогии Вагнера "кольцо Нибелунга" Васильев написал картины "Вотан-верховный бог древних скандинавов" и "Валькирия" (обе в 1969).

Шлем, украшен крыльями и имеет в своём убранстве знак арийцев.

"Валькирия над сражённым воином" (1969)

Приветственным жестом она принимает невидимую душу сражённоо героя.

В конце декабря 1974 Васильев вместе со своим другом, второй раз отправился в Москву, теперь в качестве представителя своих работ на выставке. Но тамошние организаторы его подвели и поэтому он вернулся домой уже не таким каким уезжал. Некоторые считают, что та поездка пошла ему во вред и с тех пор он стал депрессивным.

Автопортреты 1968 и 1970 гг.

В середине 70-х появилась ещё одна его знаменитая серия картин о Второй мировой. Вообще о войне он знал много, поскольку его отец был участников трёх войн: Первой мировой, Гражданской, где он служил в Чапаевской дивизии, и Второй мировой. Также на фронтах ВОВ участвовали и 4 брата его матери, два из которых погибли. Сам же Васильев служить в армии не смог по состоянию здоровья, о чём неоднократно жалел.
В этот цикл вошли картины: "Нашествие", с одной стороны которой стоит разрушенный Успенский собор Киево-Печёрской лавры, а с другой маршируют немцы; "Портрет маршала Г.К. Жукова"; "Парад 1941".

И две картины с названиями старых маршей: "Прощание славянки" и "Тоска по родине".

Так же планировалось создать картины про курскую дугу, портрет К.К. Рокоссовского и другие.

1974 год. На выставке в Вычислительном центре Казанского университета

Последней завершённой работой Васильева стала картина "Человек с филином", после окончания которой, он сказал матери: "Теперь я знаю, как надо писать ".

И через несколько дней его не стало. Примечательно то, что он сам себе предсказывал, что проживёт 33 года, ибо на его руке была короткая линия жизни. Ошибся всего на пару месяцев...
29 октября в молодёжном центре завершалась выставка, первая серьёзная выставка Васильева при жизни, и последняя. Тогда он представил три своих работы: "Нечаянная встреча", "Ожидание" и "Лена Асеева". Уезжая на неё он пообещал матери вернуться к 18:00, но не вернулся и только через 3 дня ей сообщили о его смерти.

Возвращаясь домой погиб при странных обстоятельствах. По оф. версии он якобы не услышал поезда, хотя как это возможно? Тем не менее нашли его с проломленной головой у ж/д платформы "Лагерная". Толи он погиб с другом, толи без, точной информации к сожалению так и нет о его трагической смерти.
Васильев очень любил творить ночью под музыку, поэтому, когда его хоронили в снежную погоду в березовой роще, уже родного посёлка, то играла как раз вагнеровская "На смерть Зигфрида".

В вещах художника был обнаружен полуобгоревший листок с записанными его рукой словами: «Художник испытывает наслаждение от соразмерности частей, наслаждение при правильных пропорциях, неудовлетворение при диспропорциях. Эти понятия построены по закону чисел. Воззрения, представляющие из себя красивые числовые соотношения, — прекрасны. Человек науки выражает в числах законы природы, художник созерцает их, делая предметом своего творчества. Там — закономерность. Здесь — красота.
Искусство постоянно возвращается к своим истокам, пересоздавая все сызнова, и в этом новом вновь возрождая жизнь. Наследное как спасающая сила»
.

После смерти художника его творения обрели вторую жизнь. Популярность была бешенная даже без какой либо рекламы. Правда за особый стиль многие искусствоведы его так и не признали как художника, но главное что признал народ. Выставки в столице продолжались с нарастающим успехом. В общем около 30 раз по инициативе ВООПИиК в столице и Подсмосковье открывались посмертные выставки.
В 1982 издательством «Изобразительное искусство» выпущен комплект репродукций «Русь былинная», а в 1988 прошла первая его выставка в Ленинграде. Также картины возили в Болгарию, Испанию и Югославию, и везде, даже неславянские народы, оценили эти картины.

Цитата из книги Олега Метелина - "Высоко над уровнем моря":
(1991) - "Я, как дура, вчера по огромному блату достала два билета в Манеж на выставку Константина Васильева... Ты представляешь, какая очередь у этого Манежа?! Хвост на проспект Маркса заворачивает! Позаботилась, чтобы не мерзли, как цуцики, на улице! ".
Так и было, в 80-е люди стояли под 40-градусный мороз в очереди на Малой грузинской что б посетить выставку Васильева. Популярность художника была такая, что даже астроном Л.В. Журавлёва дала обнаруженному 25.10.1982 астероиду его имя - "3930 Васильев".

В 1984 семья Васильевых переехала в г. Коломну, куда перевезла все принадлежавшие ей картины художника. Музей занимает часть жилого дома, куда входит мемориальная квартира площадью 53,3 м2.

В 1988 Васильеву присвоена премия комсомола Татарии им. М. Джалиля за цикл картин о ВОВ, сам он, кстати говоря, никогда не был даже комсомольцем. В конце этого же года при Московском отделении ВООПИиК создан Клуб любителей живописи Константина Васильева. А годом ранее был уже создан клуб при Коломенском ГК ВЛКСМ с многими дружескими клубами в других регионах страны, который образовал "Фонд К. Васильева", на деньги которого восстанавливались картины.

Посмотреть картины можно

Известны далеко не всем. Работы советского мастера не получили признания в художественной среде того времени. Внешнее спокойствие, некоторая холодность красок, за которыми скрывается бездонная глубина, многослойность и символизм — подобное описание одинаково подходит как для картин Васильева, так и для его короткой жизни.

Начало начал

Как все мы, Константин Васильев многое получил и сумел развить благодаря своим родителям. Отец, Васильев, был из семьи рабочих, прошел три войны, после революции стал членом партии большевиков, занимал руководящие должности на производстве. Мать Константина, Клавдия Парменовна Шишкина, из интеллигентной семьи. Эрудиция, честность отца, его умение работать, а также нежность и образованность матери помогли будущему художнику развить особое понимание жизни, научиться видеть великое в малом и не довольствоваться лишь поверхностным пониманием вещей.

Детство

Константин родился 3 сентября 1942 года в Майкопе. Несколько позже Алексея Алексеевича с семьей перевели в Краснодар, а уже после войны — в Казань. Еще через несколько лет они переехали в поселок Васильево, расположенный под Казанью, на левом берегу Волги. Природа этих мест долгое время питала и вдохновляла будущего мастера.

Константин с малых лет начал рисовать. Заслуга его родителей в том, что в такое сложное время они не упустили из виду талант мальчика, не махнули рукой, а решили дать ему возможность развиваться. Константин учился в Московской художественной школе, окончил Казанское художественное училище.

Становление

Редкий художник сразу находит свой, единственный и неповторимый, стиль. Сначала будущий мастер перебирает известные и чем-то близкие ему варианты. Таким был и периода его становления отражают поиск особого голоса и стиля. Константин увлекался абстракционизмом и сюрреализмом, некоторые его первые работы содержат элементы явного подражания. Он достаточно быстро отошел от этих направлений, не обнаружив в них желанной глубины.

Благодаря творческому поиску на свет появились такие картины Константина Васильева, как «Струна», «Вознесение», «Апостол» (они принадлежат к стилю сюрреализма), а также «Квартет», «Грусть королевы», «Икона памяти» и другие (стиль — экспрессионизм).

Бездонным для художника была природа. Вскоре после определенного насыщения экспрессионизмом Васильев обратился к пейзажным зарисовкам. Постепенно постоянная внутренняя работа дала свои плоды: мастер понял, каким должен быть художник Васильев Константин. Картины его будут нести людям красоту и силу всего живого.

Вдохновители

Работу мысли художника питали не только классическое образование и красота природы. С детства Константин с большим удовольствием читал русские былины, сказания о подвигах богатырей. Свой вклад в становление мировоззрения художника внесли и произведения великих писателей: Ф. М. Достоевского, А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева.

Огромным источником вдохновения стала музыка. Некоторые картины Константина Васильева иллюстрируют произведения великих мастеров. Он создал графический цикл работ к опере «Кольцо Нибелунгов» Рихарда Вагнера, портреты великих композиторов: Шостаковича, Римского-Корсакого, Бетховена, Скрябина.

Шелест листьев и перезвон капель

Некоторое время Константин и сам создавал музыку. Он записывал в лесу различные звуки: треск льда, хруст сухих листьев, пение птиц, и иногда вторил им голосом. Дома он преобразовывал запись при помощи перекрутки, трансформации и вклейки участков магнитофонной ленты. Получалась так называемая конкретная музыка, как стиль появившаяся в середине прошлого века.

Звуковые эксперименты отражались и в картинах Константина. На этот период его жизни приходится появление абстрактных эскизов, поиск «своего» белого, который в конце концов завершится созданием особого серебряного оттенка, характерного для работ художника.

Стиль

Ничто не проходит даром. Увлечение абстракционизмом научило Константина Васильева выстраивать четкие конструкции, умело управляться с линиями и цветовыми пятнами. Сюрреализм помог найти бессчетные оттенки, гаммы и сочетания для будущих шедевров. Интерес к славянской и тонкое понимание музыки, от классики до современных направлений, наполнил графические образы глубоким смыслом, внутренним светом.

Пожалуй, вершиной пейзажного мастерства художника можно считать картины «Осень» и «Лесная готика». Все в них, от композиции до цветовой гаммы, подчинено одной цели: передать одухотворенность, силу и красоту природы. «Лесная готика» Васильева несет отпечаток северного ренессанса. На первый взгляд обычный пейзаж игрой цвета увлекает зрителя за собой и позволяет увидеть в привычных деревьях храм, извечную борьбу добра со злом и неумолимое стремление жизни к свету.

Скрытое послание, подтекст есть практически на всех картинах художника. «Северный орел», «Ожидание», «Маршал Жуков», «Нечаянная встреча» и многие другие произведения при беглом осмотре кажутся простым запечатлением событий, но всегда чем-то цепляют, заставляют вернуться, приглядеться внимательнее и увидеть суть.

Непризнанный

Картины Константина Васильева не были признаны ни высшими чинами страны, ни критиками. Сюжеты его произведений признавались не соответствующими советской идеологии и даже призывающими к русскому фашизму. Профессиональные художники не видели у Васильева привычных приемов, соблюдения определенных канонов, а потому нередко относили его к числу дилетантов. Однако немногочисленные выставки, которые удалось организовать при жизни художника, вызвали немалый интерес у простого народа. Восхищение зрителей вдохновляло Васильева.

Художник Васильев Константин: загадка смерти

Самая известная работа автора была написана и самой последней. Результатом многолетних поисков и осмыслений стала картина «Человек с филином», написанная художником за несколько дней до гибели. Символическое содержание полотна сегодня трактуется часто именно в связи со смертью художника. Не предвидел ли он свою гибель, и не потому ли разместил свое имя на горящем свитке? Не чувствовал ли, что слава придет к нему после смерти? Ответить на эти вопросы вряд ли получится.

Если рассматривать картину в ключе предшествующих работ, легко заметить ее созвучность предыдущим творениям автора. Огонь — символ возрождения, творческой силы и вдохновения, молодое деревце — это вечное стремление к развитию, к свету и жизни. Свеча — пламя души, а сова — мудрость, беспристрастное видение. «Человек с филином» — это утверждение жизни как постоянного развития.

Через несколько дней после завершения картины Константин Васильев погиб. Произошло это 29 октября 1976 г. Официальная версия — сбит поездом. Родные и многие поклонники художника несогласны с тем, что смерть Константина была случайной. До их пор обстоятельства гибели мастера остаются непонятными.

Картины Константина Васильева с названиями и датами легко найти на просторах сети. Увидеть произведения художника можно в музеях в Москве и в Казани. Картины Васильева стоят того, чтобы преодолеть немалое расстояние. Говорят, впечатление от них мало с чем может сравниться.


Одно дело - умереть, не зная, когда этот час наступит. Совсем другое - мысленно готовиться к последнему вздоху, ожидая, что он может случиться в любой момент. Именно так уходили Романовы...

Тропинка была короткой, но если пройти ее пару десятков раз, казалась бесконечной. Откуда-то на дорожке появился кусок торфа.

Не изволите ли убрать?

Чай не барин, сам уберешь!

Статный человек с гладко причесанными усами молча подошел и носком сапога отодвинул грязь с дороги. За месяцы ссылки бывший император Николай II уже смирился с подобным обращением.

Огляделись, тяжко вздохнули: понимали, что, возможно, именно это место станет их последним пристанищем.

После отречения Николая II от престола в феврале 1917 года царскую семью в покое не оставляли. Сначала посадили под домашний арест в Царском Селе, затем отправили в Тобольск, а после сюда - в Дом особого назначения. Вслед за Николаем Александровичем последовала его супруга Александра Федоровна и их дети - дочери Татьяна, Ольга, Анастасия, Мария и сын Алексей. Унаследовавший по линии матери гемофилию, мальчик был слаб и боялся любого ушиба или пореза - они могли стать для него последними. По прибытии в Ипатьевский дом он уже не мог ходить: отцу приходилось носить 14-летнего сына на руках.

Участь своих хозяев решили разделить и слуги. Вместе с Романовыми в Екатеринбург отправились повар Иван Харитонов, его помощник Леонид Седнев, комнатная девушка Анна Демидова, лакей Алоизий Трупп и доктор Евгений Сергеевич Боткин. Здесь, в ссылке, стерлись все границы. Близкие друг другу, пусть не по родству, но по убеждениям, семья и слуги стали еще сплоченнее. Впереди их ждали 78 дней почти тюремного заключения.

Четыре комнаты с меблировкой, горячей водой и прочими бытовыми удобствами. Здесь можно было жить вполне сносно, если бы не одно «но» - за членами семьи денно и нощно наблюдала охрана. Чувствуя вседозволенность, надзиратели измывались над царем и его близкими как хотели. Императрицу попрекали сожительством с Распутиным. До того довели, что она перестала выходить из своей комнаты, боясь унижения и мучаясь головными болями. За княжнами следовали по пятам, заходя чуть ли не в уборную, чем сильно их смущали. Девушки, воспитанные по иным канонам, краснели и втайне ненавидели своих тюремщиков.

Самого Николая Александровича именовали сухо - «гражданин». Поначалу он даже не откликался - просто не знал, что обращаются к нему.

Нормой здесь было ворваться к семье во время обеда, сесть с ними за один стол и залезть ложкой в чью-либо тарелку. «С вас довольно!» - с издевательским хохотом объясняли пленникам. Обед приходилось заканчивать.

Сложнее всего давались лишения, связанные с гигиеной. Привыкшие к чистоте, Романовы с ужасом узнали, что принимать ванну и менять одежду каждый день не смогут. Им попросту не дали на подмогу прачку, которая стирала бы эту гору белья. Княжны решили сами взяться за дело. «Не могли бы вы мне дать инструкцию по стирке?» - наивно спросила одна из них у охранников. В ответ услышали лишь гогот. Вскоре сестры обратились и к поваренку, попросив его научить их простейшим блюдам. С каким удовольствием несли они отцу хлеб собственного приготовления! А тот в своем дневнике коротко отметил: «Недурно».

Несмотря на измывательства, царская семья держалась спокойно и с достоинством. Хотя гулять разрешалось не более часа в день, каждый старался использовать это время сполна. Николай Александрович выносил на руках из дома сына Алексея, сажал в коляску и возил по саду. Они любовались цветами, о чем-то говорили, но чаще молчали, будто понимая друг друга без слов. Когда погода не позволяла гулять, Романов-старший читал -все больше Толстого да Салтыкова-Щедрина, иногда Евангелие. Чтобы тело не разленилось, колол и пилил дрова. Дочери музицировали, вышивали, молились. По вечерам семья собиралась в полном составе поиграть в нарды.

Пока никто не видел, Александра Федоровна зашивала в свои наряды и в лифы платьев дочерей драгоценные камни. Не хотела, чтобы что-то, по праву принадлежащее их семье, пропало. Романовы уже понимали: ничего хорошего их не ждет. Тучи начинали сгущаться.

В одной из продуктовых посылок, которые часто передавали монахини Ново-Тихвинского монастыря (и которые в большинстве случаев разворовывала охрана), оказалась записка с предупреждением. Пленникам советовали опасаться ночных гостей, и несколько ближайших ночей семья провела в одежде, боясь ложиться спать. Потом выяснилось - писали не друзья, а провокаторы. Хотели проверить, насколько узники готовы к побегу. Им показалось, что готовы.

Расстрел семьи Романовых

4 июля 1918 года в Ипатьевском доме сменился комендант. Место занял Яков Юровский, которого за глаза все тут же прозвали палачом. «Этот тип нравится мне все менее», - спустя несколько дней записал в дневнике Николай Александрович.


Обстановка накалялась. Романовы спали плохо, уже с вечера ожидая прихода своих убийц. В том, что они придут, никто не сомневался. В ночь с 16 на 17 июля, чуть позже полуночи, с улицы донесся грохот. К Ипатьевскому дому подъехал большой грузовик - как выяснится позднее, для вывоза тел казненных. Доктору Боткину приказали спуститься вниз вместе с царской семьей и слугами. «Наверху небезопасно, следует пройти в подвал», - солгали охранники.

Мучительно долго Романовы собирались. Женщины прихватили с собой подушки: если будут стрелять, подушки, возможно, задержат пули. Княжны для уверенности взяли собачек, крепко прижав к груди. Молча прошли в подвал. Каждый мысленно считал ступени. Ровно двадцать три. Надежда таяла с каждым шагом...


В небольшой подвальной комнатке пленников тут же распределили. На стулья усадили Александру Федоровну и Алексея, который не имел сил стоять. Остальные в два ряда встали за ними (кроме поваренка, который ранее был удален из Ипатьевского дома). Юровский медленно оглядел присутствующих, гадко усмехнулся, достал бумагу. «Николай Александрович, - обратился он к царю, -ваши друзья и родственники пытались организовать вам побег, но у них ничего не вышло. Теперь же вас приказано расстрелять». Кто-то из княжон охнул, послышался сдавленный вскрик, а сам Романов только и успел переспросить: «Что, простите? Перечитайте еще раз».

Вместо ответа на улице раздался рев заведенного грузовика - чтобы заглушить выстрелы. Первым от пули Юровского замертво упал царь, затем начали стрелять остальные палачи. Повезло принять быструю смерть еще нескольким приговоренным. Княжны же умерли в муках. Драгоценности, вшитые в их платья, сыграли с ними злую шутку. Став своеобразным панцирем, камни защитили их от пуль. Видя, что девушки не умирают, Юровский приказал добить их штыками. Несчастные кричали, стонали, бились в конвульсиях... «Еще несколько таких минут, и можно было бы сойти с ума», - рассказывали потом исполнители приговора...

Большинство русских царей великой династии Романовых прожили относительно короткую жизнь. Последний российский император Николая II не является исключением. Мученическая смерть – далеко не единственная тайна семьи царского сана. Какие же еще удивительные факты о Романовых хранит история?

Прямой потомок династии Романовых

Николай II является потомком великой династии Романовых, ведущих своей начало с 1613 года. Она продержалась у власти 304 года вплоть до февральской революции 1917 года.

Николай титуловался еще с рождения. Принял престол он в 1894 году в Крыму после смерти его отца Александра III. Его предшественник погиб от теракта, организованного народниками. Через три недели после вступления на престол он сочетался браком с Александрой Федоровной. Поскольку в этот период еще был траур по ушедшему отцу, медовый месяц прошел в атмосфере панихид.

Не многие знают тот удивительный факт, что государь был как две капли воды похож на своего кузена по линии матери. В юношеском возрасте «Джорджа» и «Ники» путали даже близкие родственники. «Двойнику» была уготована судьба стать английским королем Георгом V.

Николай II, как и его именитые предки, очень любил путешествовать. Для поездок по России в распоряжении его семьи были яхта «Штандарт» и два поезда. Он одним из первых в России оценил такую новую «вещь» как автомобиль. Николай управлял автомобилем лично и имел изрядный автопарк.

Правящая династия Романовых до февральской революции 1917 года принадлежала к числу самых богатых семей в Европе. Произведения искусства, выступавшие украшением императорского двора, создавали лучшие мастера тех времен. Для придания драгоценностям национальных черт, придворные ювелиры дополняли их двуглавыми орлами и золотыми колосьями. Сундуки с реликвиями русской короны сначала сберегались в стенах петербургского Зимнего дворца. С началом первой мировой войны они были перевезены в Оружейную палату московского Кремля. Сейчас их можно встретить в музеях России и частных коллекциях по всему миру.

Достижения русского царя

Николай Александрович Романов правил государством на протяжении 23 лет. Человек, известный своей религиозностью, активно занимался экономикой и внешней политикой. За времена правления с 1890 по 1913 годы благодаря грамотному руководству ВВП страны вырос в 4 раза. Во время мирового экономического кризиса, длившегося с 1911 по 1912 годы, в отличие от других стран, экономика Российской империи была на самом взлете. В начале XX века Царская Россия по праву считалась абсолютным лидером, который «кормил половину Европы».

За годы правления Николая II число населения выросло на 40%, достигнув отметки в 50 млн. чел. Причем наряду с естественным приростом люди смогли повысить и общий уровень благосостояния.

Николай стал первым глобальным миротворцем. С его подачи была разработана программа международной конвенции относительно всеобщего ограничения вооружения. Царь ввел военную реформу, согласно которой сокращался срок службы и улучшались условия содержания матросов и солдат. В годы Первой мировой войны он без колебаний принял главнокомандование русской армией и дал достойный отпор Германии.

Великий государь сам был очень образованным человеком, владевший 5-ю иностранными языками и хорошо разбиравшемся в военном деле, экономике и мировой истории. Его стараниями в 1908 году вступила в силу программа введения всеобщего обучения, благодаря которой начальное образование стало общедоступным и бесплатным.

За счет средств созданным царем фондом в разных уголках Российской империи было организовано 140 тыс. школ. В итоге уже к 1916 году число грамотных людей государства составляло 85%. Накануне революции на территории страны уже функционировали свыше 100 ВУЗов.

Жизнь царской семьи

Со своей будущей супругой Александрой Федоровной он познакомился в мае 1884 года на свадьбе Елизаветы Федоровны. Вступив в брак по любви, супруги сумели сохранить трепетные отношения друг к другу вплоть до самой смерти. О том, что семья воспитывала пятерых детей: дочерей Ольгу, Татьяну, Марию и Анастасию и сына Алексея, известно многим.

Мало кто знает тот удивительный факт о Романовых, что помимо своих детей супруги воспитывали отпрысков дяди Павла Александровича – Марию и Дмитрия. Приемные дети называли императора с супругой «мама и папа». Волею судеб именно Дмитрий в будущем вместе с Юсуповым убъет славно известного Распутина, за что отправится в ссылку. Выдержав все испытания, он в последствие сбежит в Европу, где успеет даже закрутить роман с неподражаемой Коко Шанель.

Быт императорской семьи в целях соблюдения строгости воспитания не был помпезным. Дочерей селили по двое в комнате. Спали юные барышни на складных армейских кроватях, каждая из которых была увенчана надписью с именем хозяйки. Возле кроватей располагались небольшие тумбочки и диван. Стены были оформлены многочисленными фотографиями, к которым царь питал слабость, и иконами.

Как и в простых семьях, младшим сестрам приходилось донашивать наряды старших. На еженедельно выдаваемые карманные деньги девочки могли баловать друг дружку недорогими презентами.

Большое внимание родители уделяли образованию детей. В 8-ми лет они начинали учить Закон Божий, чтение, арифметику и чистописание. Чуть позже программу расширяли, добавляя 4 языка: русский, французский, английский и немецкий. Также в обязательном порядке девочки осваивали правила этикета, игру на музыкальных инструментах, естественные науки и танцы.

Отношения в семье строились на взаимной любви и уважении. По воспоминаниям современников палитра чувств детей к отцу была настолько широка, что включала и почти религиозное поклонение, и самую сердечную дружбу.

Фаворит российского императора

Жизнь императорской семьи омрачала неизлечимая болезнь наследника. Но родители вынуждены были скрывать переживания, поскольку ее характер являлся государственной тайной. Осознавая, что традиционная медицина в этой ситуации бессильна, императрица возлагала надежды только на чудесное исцеление.

Одним из тех людей, кто смог облегчить страдания юного цесаревича, стал святой старец Распутин. Духовный наставник, священномученик, шпион, колдун… Как только не называли мирянина. Ясно лишь одно – он был незаурядной личностью.

Исследователи полагают, что старец помогал снимать болевые приступы Алексея и уменьшать кровотечения, используя гипнотические приемы. Внушая мысль об улучшении состояния мальчика, Распутин помогал преодолеть кризис и успокоить тем самым и самого страждущего и его родных.

Слепо веря в «видения» и неземной дар человека, облегчившего страдания сына, императрица стала советоваться с ним по многим государственным вопросам. Современники отмечали, что люди, назначаемые на государственные посты, вынуждены были проходить «фильтр Распутина». Духовный наставник семьи во многом повлиял даже на стратегические решения во время Первой мировой войны. Это подогревало страсти в обществе и вызывало всеобщее отторжение.

Попытки членов царской фамилии воздействовать на правящую чету не принесли успеха. Поэтому, начиная с 1914 года, было организовано несколько покушений на Распутина. Добиться желаемой цели удалось лишь в 1916 году.

Последние дни правления

Распространенное утверждение, что Николай Александрович отрекся от престола, не более чем миф. Сохранившийся манифест об отречении и завещании армии подчиняться Временному правительству признан поддельным. Хоть великий государь и имел возможность сбежать с семьей за границу, он остался верен своей идее, за что и погиб.

30 апреля 1917 года вместе с семьей и некоторыми слугами царь был перевезен в дом Ипатьевых в Екатеринбурге. Более двух месяцев семье пришлось ютиться в четырех комнатах, две из которых были отведены под уборную и столовую. Красноармейцы с ними сильно не церемонились. Еду выдавали минимальными порциями.

На протяжении всего времени высшее советское руководство решало, каким способом уничтожить «пережитки царского режима»: публично судить государя либо же сразу расстрелять. Приговор был приведен в действие в ночь на 17 июля 1918 года. Семью с детьми расстреляли в подвале дома. Самому младшему сыну Алексею на тот момент было всего 14 лет.

Тела убиенных погрузили в грузовик и вывезли в лес, где облили кислотой и поспешно сожгли. Информация, что вместе с царем погибла вся семья, долгое время держалась в секрете. Официальная версия: жена с детьми сослана в безопасное место. Правдивая информация была обнародована лишь спустя несколько лет. Эта дезинформация способствовала распространению слухов, согласно которым некоторым членам семьи удалось бежать. Одни выдавали себя за «чудом выживших» детей Николая II намеренно, другие – на почве психических расстройств. По самым скромным подсчетам на протяжении века со дня трагедии число самозванцев перевалило за две сотни.

Романовы на сегодняшний день

Найденные в июле 1991 года под насыпью старой Коптяковской дороги останки семьи Романовых были идентифицированы и тщательно изучены учеными. Больше всего исследователей интересовало ДНК. Многолетние исследования позволили сделать вывод, что в генах младшего сына государя Алексея присутствовали мутации, которые привели к гемофилии. Это проявлялось у цесаревича частыми кровоизлияниями в органы, спровоцировать которые могли обычные ушибы. Носителями гена гемофилии были также мать Анна Федоровна и сестра Анастасия. Но по женской линии этой ген не проявлялся.

17 июля 1998 года останки членов императорской семьи были похоронены в Санкт-Петербурге в Петропавловском соборе.

В 1917 году найти и уничтожить всех представителей Романовых новому правительству не удалось. Дом великого семейства насчитывал 65 человек. Те, кто был в этот период за границей, смогли избежать печальной участи. Сегодня официально признаны 4 ветви «выживших». Это все мужские потомки сыновей Николая I:

  • Александровичи – потомки Александра II из ныне живущих представителей это братья Дмитрий и Михаил Павловичи Романовские-Ильинские.
  • Николаевичи – род по женской линии еще существует, а по мужской, представленный братьями Николаем и Дмитрием Романовичами, прерван в 2017 году.
  • Кирилловичи – принц Николай Кириллович, князья Юрьевские. Среди ныне живущих представителей ветки это Мария Владимировна, возглавляющая российский императорский дом, и рожденный ею в 1981 году сын Георгий Михайлович.
  • Михайловичи – в эту ветвь входят все остальные ныне живущие мужчины-Романовы. Самый младший представитель мужского пола родился в 2013 году.

Большинство из них живут в США и странах Западной Европы. Они объедены в «Дом Романовых». Претендовать на российский престол могут потомки ветви Александра II. Именно «Кирилловичи» признаны династиями европейских монархов.